Законы по юридической силе. Официальная правовая информация. Всякое государство связано с правом. Без издания законов и других нормативно-правовых актов государство не могло бы управлять поведением граждан, деятельностью предприятий

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Нормативно-правовой акт как источник права

1.1 Понятие нормативно-правовых актов

2. Нормативно правовые акты судебной и исполнительной власти

2.1 Понятие и виды законов РФ актов исполнительной власти

2.2 Подзаконные нормативные юридические акты: понятия, признаки, виды

Заключение

Список использованных источников

Введение

Всякое государство связано с правом. Без издания законов и других нормативно-правовых актов государство не могло бы управлять поведением граждан, деятельностью предприятий.

В Древнем Риме собственно законов было выработано не так много, всего около 800. Они являлись ядром существующей правовой системы, фундаментом и залогом благополучия. Об этом весьма красноречиво сказал Папиниан: «Закон есть общее правило, установление мудрых мужей, сдерживание правонарушений, соверщаемых по свой воле или по незнанию; всеобщая гарантия республики» Иванов А.А Теория государства и права: учебник.-М.: Закон и право,2009.- С. 131.

Многовековая история существования права породила множество самых разнообразных форм, или источников. Среди многочисленных форм прав важное место занимают нормативно-правовые акты государственных органов. Для краткости их называют нормативными актами.

Все нормативно- правовые акты функционируют как единая система, которая характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам.

Первое и основное деление всех нормативных актов производится по их юридической силе. На этом основании выделяются законы и подзаконные акты.

В теории права вся совокупность действующих в стране нормативных актов называется законодательством, и это далеко не случайно, так как первоосновой права является закон.

Одним из наиболее актуальных, но вместе с тем сложных и недостаточно исследованных в правовой науке и практике является вопрос о юридической силе правовых норм, выраженных в различных юридических источниках, в том числе и в нормативных правовых актах.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых, норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Нормативные акты издаются государственными органами, имеют волевой характер, в них содержится и через них преломляется государственная воля.

Объектом данной работы является, реализация права осуществляемая с помощью нормативно-правовых актов в Российской Федерации.

Предметом выступают нормативно - правовые акты, законы, подзаконные акты важнейшие источники права в Российской Федерации.

Цель работы - рассмотреть юридическую силу нормативно-правовых актов.

Дать общую характеристику нормативно-правового акта как источник права;

Дать характеристику видов и форм законов, подзаконных актов

Описать действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц;

Охарактеризовать прямое действие Конституции РФ;

Изученность. В ходе исследования в качестве нормативно - правовых актов были использованы: Конституция Российской Федерации от 12.12 1993г.;

В основном использовалась учебная и монографическая литература, составленная ведущими специалистами в данной области, а именно труды таких авторов как: В.В.Лазарев; А.В Малько; А.А Иванов; В.Т. Сырых; Е.И. Козлов А.Б Венгеров; В.А. Кулапов и др.

Практическая значимость заключается в том, что представленный материал можно использовать при написании рефератов, контрольных и курсовых работ, а также при подготовке к семинарским и практическим занятиям.

акт нормативный правовой подзаконный

1 . Нормативный правовой акт как источник права

1.1 Понятие и виды нормативно-правовых актов

«Юридическая норма рассчитана на неопределенное число случаев реализации. До тех пор, пока норма не утратила юридическую силу, действует на всех лиц, вступающих в общественные отношения, ею урегулированные» Теория государства и права: Учебник//под ред. Малько А.В.- М.:Юрист, 2008.-С. 138.

Одной из форм норм юридического права является нормативно - правовой акт. В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.

Мировая юридическая наука рассматривает источники права в неразрывном единстве с содержанием правовых норм. Выражение юридических норм в обычае, прецеденте, в судебной практике имеет казуистический и не всегда определенный характер. Эти нормы складываются постепенно, по мере повторения частных случаев, применения определенного правила поведения. Поэтому юридические нормы не могут в указанных формах воплотить в себе общего и достаточно определенного выражения.

Уяснение актов достигается рядом способов. Способы толкования - это относительно обособленные совокупности приемов анализа правовых актов. Толкование подразделяется на виды в зависимости от того, идет ли речь об уяснении нормативных актов или об их разъяснении.

Виды толкования правовых норм представлены в Приложении А

Юридическая сила нормативно-правового акта - это технико-юридическая характеристика нормативно-правового акта, выражающая степень его подчиненности иным нормативным актам, его место в иерархии нормативных актов, которая зависит от места государственного органа, принявшего этот акт, в системе органов государства. Кулапов В.А. Теория государства и права: Учебник.- М.: Норма, 2008.- С. 226

«Нормативно-правовой акт - это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение»» .

Он широко используется во всех современных правовых системах (особенно в странах романо-германской правовой семьи)

В нормативно-правовых актах содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов, которые источниками права не являются. Индивидуальный правовой акт распространяет свое действие на конкретных субъектов права, которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится персонально к определенным лицам и прекращает свое действие с реализацией конкретного права или обязанности (например, назначение органом социального обеспечения пенсий конкретному лицу, решение суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом).

Преимущества нормативно-правового акта в сравнении с иными формами права связаны, прежде всего, с повышением роли государства как координатора социальной жизни, выявляющего общий интерес и обеспечивающего его централизованное осуществление, со способностью адекватно и оперативно реагировать на изменения общественных потребностей, с документальной письменной формой, позволяющей доступно и быстро довести необходимую информацию до адресата и т. д.

Как следует уже из самого наименования, это - акт, обладающий двойственной природой, т. е. одновременно и нормативной и правовой. Его следует отличать и от нормативных, но не правовых актов (уставов политических партий, инструкций по пользованию бытовой техникой и др.) и от правовых, но не нормативных актов (приговоров и решений судебных органов, приказов о перемещении по службе и т. п.). Для нормативно-правового акта характерны следующие признаки.

Это властно-волевой, исходящий от государства (или признанный им) акт, общеобязательные свойства которого производны от властных полномочий органа, его принявшего, и потому он занимает определенное место в иерархии нормативных актов. С его помощью правотворческий орган реализует свои полномочия в определенной сфере управления общественными делами.

Это акт правотворчества, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы. Нормы, составляющие основное содержание нормативно-правового акта, направлены на регулирование поведения адресатов с помощью взаимно корреспондирующих типичных прав и обязанностей.

Это официальный акт-документ, имеющий четкую структуру и реквизиты. для оптимального хранения и передачи юридической информации он выполняется особым стилем с использованием специфических юридических терминов, понятий и способов построения текста.

Подготовка, принятие, реализация и отмена нормативно-правового акта проходят в порядке последовательных юридических процедур, призванных оптимизировать как содержание и форму самого акта, так и порядок его создания и реализации.

Достижение целей нормативно-правового акта обеспечивается экономической, политической, организационной, информационной и карательной мощью государства. Его нарушение влечет юридическую ответственность.

Следует иметь в виду, что нормативно-правовые акты, действующие в границах определенного государства, объединяются замкнутую иерархическую систему. Каждый из элементов этой системы должен соответствовать не только компетенции Органа, но и иерархическим связям системы в целом. Тот нормативный акт, который вступает в противоречие с конституцией или иным актом более высокой юридической силы, выпадает из данной системы и по существу становится формой проявления правонарушения. Так что не любой акт правотворчества, содержащий нормы права, является нормативно-правовым актом

По юридической силе все нормативные акты подразделяют на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Виды подзаконных актов:

1) указы и распоряжения президента (вторые, в отличие от первых, принимаются больше по процедурным, текущим вопросам);

2) постановления и распоряжения правительства акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

3) приказы, инструкции, положения министерств и ведомств акты регулирующие, как правило, общественные отношения, которые находятся в пределах компетенции данной исполнительной структуры.

4) решения и постановления местных органов государственной власти;

5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

6) нормативные акты муниципальных органов;

7)локальные нормативные акты нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

В зависимости от особенностей правого положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на акты:

1) государственных органов;

2) иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. п.);

3) совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);

4) на принятые на референдуме.

В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:

1) общефедеральные;

2) субъектов федерации;

3) органов местного самоуправления;

4) локальные.

В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на:

Неопределенно-длительного действия;

Временные.

Выделяют еще и такие нормативно-правовые акты, как директивы и постановления, которые принимаются международными организациями. Директивы, как правило, дают возможность государству конкретизировать формы и методы исполнения своих международных обязательств. Постановления содержат требования, подлежащие прямому исполнению.

«Правоприменительный акт - это государственно- властный индивидуально- определенный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному юридическому делу с целью определения наличия или отсутствия субъективных прав или юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их осуществления» Общая теория государства и права: учебник(под ред В.В. Лазарева,-М.: Юрист, 2006.- С.262

Правоприменительные акты представляют самостоятельную ценность по причине их особой роли, необходимости полезности в механизме правового воздействия на общественные отношения.

В юридической литературе хотя и редко, но все, же встречаются некоторые сущностные указания на те или иные показатели юридической силы, например, на свойство нормативно - правового акта реально функционировать, проявляющееся в возможности такового порождать юридические последствия. Также отмечается, что качество юридической силы носит сопоставительных характер и отображает уровень соподчиненности нормативных правовых актов. Так В.М. Сырых описывая законы, отмечает, что они «обладают высшей юридической силой, что означает их прямое и независимое от других нормативно-правовых актов действие» Сырых В.М. Теория государства и права.- М.: Дом, 2006.- С. 204.

А.Б. Венгеров в своих трудах предлагает в качестве основания классификации нормативных правовых актов рассматривать их содержание и отмечает, что «проблема соответствия «вида общественных отношений» и «вида нормативно-правового акта» действительно существует» Венгеров А.Б. Теория государства и права.- М.:Юрист,2006 - С. 342 При этом, описывая разграничение законов и подзаконных актов Венгеров отмечал, что критериями подобной градации являются три показателя: 1) содержание акта, 2) принявший его орган и 3) процедура такого принятия. Ученый считал показателями определения юридической силы именно совокупность указанных показателей.

Система нормативных актов в каждой стране определяется конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями.

«Конституция определяет компетенцию различных государственных органов, а следовательно и круг вопросов, по которым принимаются те или иные конкретные решения или же различные нормативно- правовые акты. Например, в соответствии со ст. 114 Конституции Российской Федерации, очерчивается круг вопросов, по которым Российское правительство может издавать свои постановления и распоряжения. Это вопросы федерального бюджета, кредитной и денежной политики, а также единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии и социального обеспечения, осуществления управления федеральной собственностью; принятия мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализация внешней политики; осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка». Марченко М.Н. Дерябина Е.М. Основы государства и права:учебник- М.: Проспект, 2006.-С.102

Исходя из того, что основной целью нормативного правового акта, как и любого иного формально-юридического источника права, является воздействие на поведение адресатов правовых норм, следует признать, что его юридическая сила должна зависеть от значимости регулируемых общественных отношений (социального поведения). Следовательно, представляется, что именно исходя из данного показателя, надлежит осуществлять распределение нормотворческих полномочий между компетентными органами публичной власти.

1.2 Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Действие нормативно-правового акта означает установление таких временных и пространственных параметров, которые необходимы для достижения тех юридических последствий и социальных целей, на которые рассчитывал законодатель. Для достижения ожидаемого эффекта необходимо, чтобы этот акт был согласован, органически вошел в действующую систему нормативно-правовых актов, чтобы адресат был однозначно определен и был готов к должному восприятию и использованию нормативных предписаний, чтобы эти предписания учитывали как специфику самого субъекта, так и своеобразие окружающей его обстановки, территории, на которой он проживает, а также обеспечивались необходимым комплексом материальных, организационных, информационных и тому подобных средств.

Следовательно, для каждого нормативно-правового акта необходимо установить определенные пределы его действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, определить его адресность (когда, где и чье поведение он регулирует). При этом данные параметры зависят не только от своеобразия адресата и объекта регулирования, но и от положения правотворческого органа в механизме государства, от содержания, значимости и сферы действия самого нормативного акта.

1. Действие нормативно-правового акта во времени ограничено моментом его вступления в юридическую силу и моментом утраты юридической силы. Эти сроки указываются или в самом нормативном акте, или в специально принятом по этому поводу акте.

Время вступления нормативно-правовых актов в действие может быть для всех актов одинаковым. Так, для реализации крупномасштабных юридических актов необходима значительная подготовительная работа, связанная с организационной перестройкой, принятием конкретизирующих актов, выделением материальных средств и т. д. Поэтому, слишком быстрое введение таких актов может вызвать существенные трудности у адресатов, сбои в работе всего государственного механизма. В связи этим иногда приходится практиковать поэтапное вступление действие актов, принятых центральными органами государственной власти и управления. Примером может послужить ныне действующий ГК РФ. Кулапов В.А. Теория государства и права: учебник- М.: Норма, 2008.- С.228

В то же время существуют ситуации, требующие оперативного нормативного регулирования. Они, как правило, не изменяют правового положения граждан, не требуют значительной подготовительной работы, часто регулируют деятельность государственных органов, связанную с режимом секретности, и т. д. Ввод в действие таких актов ограничен во времени. Существуют следующие основные варианты введения нормативно-правовых актов в действие:

С момента принятия или подписания;

По истечении определенного срока с момента опубликования (так, согласно ст. 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» «федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если самими законами ни актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу»);

Со времени, указанного в данном акте или в специально принятом по этому поводу акте;

С момента получения адресатом и т. д.

По общему правилу, действие нормативного акта распространяется лишь на отношения, возникшие после его вступления в действие. Это необходимо для обеспечения стабильности и организованности в общественной жизни, гарантированности от возможного произвола и ухудшения правового положения отдельных категорий субъектов. Однако иногда (когда об этом прямо сказано в самом акте или когда смягчается или отменяется юридическая ответственность) ему придается обратная сила, т. е. он оказывает регулирующее воздействие на отношения, возникшие до его принятия и вступления в действие. Причем обратная сила может носить ревизионный (когда пересматриваются наступившие юридические последствия) и простой (когда наступившие юридические последствия не пересматриваются) характер.

Нормативно-правовые акты утрачивают юридическую силу и перестают действовать в случаях:

Истечения срока, на который был принят акт;

Изменения обстоятельств, на которые был рассчитан акт;

Прямой официальной отмены акта или признания акта неконституционным;

Фактической отмены (когда принят новый акт, регулирующий те же отношения, а старый формально не отменен);

Вступления в силу международного договора, которому противоречит внутригосударственный акт.

Следует различать прекращение действия нормативного акта и утрату им юридической силы. Так, в постановлении Конституционного Суда. РФ от 11 апреля 2000 г. № 6-П отмечается, что признание закона субъекта Федерации противоречащим федеральному закону по своей природе не является подтверждением недействительности закона, а означает лишь признание его недействующим, а, следовательно, не подлежащим применению. Лишение же акта юридической силы возможно только по решению самого законодательного органа, издавшего акт или в порядке конституционного судопроизводства.

«В качестве исключения иногда допускается «переживание» закона, когда утративший юридическую силу закон продолжает регулировать некоторые отношения. Это исключение становится правилом в эпоху революционной смены политико-правовых систем, когда качественно иная правовая система в силу своей несформированности вынуждена заимствовать у старой системы политически нейтральные правовые нормативы».

В рамках вопроса о действии нормативно-правовых актов немало-важное значение имеет положение о так называемой обратной силе закона. Обычно вновь принятый нормативный акт, прекращая действия прежнего акта, обратной силы не имеет, то есть не распространяется на случаи, произошли до его принятия. На это указывали в свое время еще древнеримские юристы: «Закон действует на будущее, судья рассматривает прошлое», «Закон смотрит вперед, он не действует в обратном направлении». Иванов А.А.Теория государства и права: Учебник.- М.: Закон и право, 2009.-С.137

2. Действие нормативно-правового акта в пространстве предполагает его действие в границах территории, на которую распространяются полномочия соответствующего правотворческого органа (либо на всю территорию, либо на часть территории, отличающуюся особыми экономическими, национально-политическими, климатическими и тому подобными условиями). При этом в границах любого государства есть территории, на которые не распространяется действие его законодательства (территории посольств, военных кораблей под чужим флагом). Они наделяются свойством экстерриториальности, то есть распространение действия нормативных актов за пределами государства (военные суда, территории дипломатических представительств и миссий за рубежом). Кроме того экстерриториальность проявляется в том, что в соответствии со ст. УК граждане РФ, совершившие преступление за границей, подлежат уголовной ответственности по законодательству РФ. Иностранцы, совершившие преступления вне пределов РФ, если не осуждены в иностранном государстве, подлежат уголовной ответственности по законодательству РФ, если это преступление направлено против интересов РФ. Иностранцы или лица без гражданства, не проживающие постоянно на территории РФ и совершившие преступления за пределами РФ, в отношении которого она, в соответствии с международными договорами, обязалась принимать меры по пресечению и наказанию, могут быть привлечены к уголовной ответственности в соответствии с этими договорами. Зачастую в этих случаях предусматривается выдача преступников (экстрадиция). Российские граждане, совершившие преступления за границей, выдаче иностранным государствам не подлежат и ответственность несут в соответствии с уголовным законодательством РФ.

3. Действие нормативно-правового акта по кругу лиц предполагает распространение его регулятивного воздействия на всех граждан, проживающих на территории действия полномочий соответствующего правотворческого органа (либо государства в (целом, либо отдельного региона), что не исключает адресного воздействия, устанавливающего особое правовое положение отдельных категорий граждан (студентов, пенсионеров, лиц, проживающих в районах Крайнего Севера, и т. д.). Исключение из этого общего правила составляют собственные граждане, проживающие за границей, а также иностранцы и лица без гражданства, лишенные возможности быть участниками правоотношений, непосредственно связанных с гражданством в данном государстве (избирать и быть избранными, служить в вооруженных силах и т. п.). Некоторые нормативные акты направлены на регулирование положения строго определенных объектов. В связи с этим субъекты праваподразделяются на несколько видов по самым различным критериям:

В зависимости вида субъекта права: юридические лица и физические лица;

В зависимости от гражданства рассматриваются следующие граждане государства, иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы;

В зависимости от половой и возрастной принадлежности: женщины (пособия по беременности и родам), молодежь, пенсионеры;

В зависимости от профессиональной принадлежности;

В зависимости от территориальной принадлежности (жители Крайнего Севера) и т.п.

В рамках данного вопроса следует затронуть положение о так называемых правовых иммунитетах, то есть совокупности льгот и привилегий, установленных законодательством для определенных категорий лиц и связанных преимущественно с их освобождением от определенных обязанностей либо ответственности, призванных обеспечивать выполнение этими лицами соответствующих функций. Одним словом, иммунитеты выводят из под действия закона конкретно названных лиц. К ним относятся лица наделенные дипломатическим иммунитетом: послы, поверенные в делах, посланники, советники, атташе, торговые представители. Они не могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности, не подлежат задержанию, аресту. Обычно их в качестве персон нон гранта высылают за пределы страны пребывания в свою страну, по законам которой их могут привлечь к ответственности. Иванов А.А.Теория государства и права: Учебник.- М.: Закон и право, 2009.-С.140 «Наряду с дипломатами обладателями иммунитета в тех или иных ситуациях могут быть депутаты, кандидаты в депутаты, Президент РФ, Председатель Счетной палаты, Уполномоченный по правам человека РФ судьи, прокуроры, и многие другие субъекты» .

Исходя из вышеизложенного значение нормативно-правовых актов велико. Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в цепом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период. Действие нормативно- правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц охватывает все стороны жизни в современном мире, для каждого нормативно-правового акта устанавливаются определенные пределы его действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, определяется его адресность (когда, где и чье поведение он регулирует).

2. Нормативно - правовые акты судебной и исполнительной власти

2.1 Понятие, признаки и виды законов

«Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения» .

Законы, с точки зрения юридических качеств, обладают высшей юридической силой, то есть занимают особое место в иерархической системе всех нормативно - правовых актов. « В истории нашей страны в качестве «верховного акта» закон стал рассматриваться только с 1810 года, с момента учреждения Государственного совета, наделенного полномочиями по изданию законов».

Высшая юридическая сила законов проявляется в том, что они:

- принимаются строго уполномоченными на то высшими представительными органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума в рамках особой юридической процедуры;

- содержат нормы первичного, исходного характера, поэтому все иные нормативные акты должны исходить их и положений, они могут только детализировать и конкретизировать нормативные постановки законов, но никогда не противоречить им;

- не подлежат утверждению, изменению или отмене со стороны какого-нибудь другого органа, кроме издавшего их;

Предметом законодательного регулирования должны быть исключительно важнейшие их имеющихся общественных отношений, иначе значение законов и их особая роль как главнейших источников права будет подорвана, низведена до уровня текущего правотворчества - подзаконных актов, принимаемых зачастую в единственном порядке и посвященных самым различным по степени важности отношениям Иванов А.А.Теория государства и права: Учебник.- М.: Закон и право, 2009.-С.132

Законы занимают главное место в системе нормативно-правовых актов.

Их положение определяется следующими основными признаками:

1)законы принимаются высшими представительными органами власти государства в целом или субъекта федерации или непосредственно народом путем референдума. Поэтому данные акты наиболее полно выражают сбалансированную волю общества, обладают представительной природой;

2) законы обладают высшей юридической силой. Это значит, что содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить законам (если подзаконный акт вступает в противоречие с законом, применяется закон (ст. 120 Конституции РФ), однако в случае противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым актом субъекта федерации, изданным в рамках его исключительной компетенции, действует нормативно-правовой акт субъекта федерации). В случае противоречия закону подзаконный акт должен быть изменен или приведен в соответствие с законом. Никто не вправе отменить или изменить закон, кроме органа, который принял.Кулапов В.А.Теория государства и права: учебник- М.: Норма, 2008.- С.228 Таким образом, верховенство закона отражает закономерную связь между правовыми актами и их соотношение друг с другом в процессе формирования и выражения воли народа как основного источника власти;

3) законы регулируют наиболее важные, социально значимые отношения. В них закрепляется общественный и государственный строй, компетенция центральных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан т. д.;

В них чаще, чем в иных нормативных актах, можно встретить нормы-принципы и нормы-дефиниции.

4) Появление закона, как правило, требует внесения изменений в подзаконные акты. Некоторые законы прямо требуют их конкретизации;

5) законы принимаются, изменяются и отменяются в особом процессуальном порядке.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства.

Виды законов:

по сфере действия:

а) общефедеральные законы;

б) законы субъектов федерации;

2) по отраслям права:

а) государственно-правовые;

б) уголовно-правовые;

в) гражданско-правовые и т. д.;

3) по субъектам законотворчества:

а) законы, принятые в результате референдума;

б) законы, принятые законодательным органом;

4) по сроку действия:

а) постоянные законы;

б) временные;

по степени значимости:

а) конституционные;

б)текущие (обычные).

Конституционные законы закрепляют основы государственного строя и служат юридической базой текущего законодательства.

К ним относятся:

Конституция - основной закон всякого государства

Конституция устанавливает наиболее важные нормы и принципы, из которых потом вырастает детальное правовое регулирование в различных формах. Но определённые нормы конституции могут иметь прямое действие, т.е. для своего применения не нуждается в дополнительном регулировании. Конституция всегда предусматривает особый порядок изменения её статей, в чём проявляется её исключительность по сравнению с обычными законами.

В России действующая Конституция регламентирует широкий круг вопросов, и особенно тех, которые связаны с закреплением основных прав и свобод человека и гражданина. Конституция Российской Федерации является основным источником отрасли конституционного права.

Эта роль Конституции России обусловлена следующим:

В Конституции устанавливаются конституционно - правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституционно - правового регулирования. Все другие источники отрасли исходят из конституционных норм, детализируют их положения.

Конституция характеризуется широтой содержания своих норм. Они воздействуют на все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную. Этим Конституция отличается от иных видов источников конституционного права, связанных с регулированием какой - либо одной сферы отношений.

Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить её Конституции (ст. 15).

В Конституции определяются многие виды источников отрасли федерального уровня. В ней устанавливаются наименования нормативных правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования.

Значение Конституции как основного источника отрасли конституционного права определяется и тем, что установленные в ней нормы служат формой воплощения государственной воли народа. В Конституции определяются те цели, которые общество перед собой ставит, принципы его организации и жизнедеятельности.

Придание Конституции статуса закона прямого действия означает, что она может непосредственным образом, т.е. без привлечения других законов, правовых актов, применяться судебными органами в процессе рассмотрения ими дел, если положения Конституции распространяются на данные дела. Благодаря принципу прямого действия Конституции России в ряде случаев для истцов, возбуждающих судебное дело, ответчиков по делу, обвинителей и судей достаточно использовать только один свод положений закона в виде Конституции.

Федеральные конституционные законы:

а) издаются только по вопросам, предусмотренным конституцией, и потому их перечень строго ограничен (законы о чрезвычайном положении, о судебной системе и т. д.);

б) обладают повышенной юридической силой (ч.3 ст. 76 Конституции РФ)

в) принимаются в особом порядке;

г) на них не может быть наложено отлагательное вето президента.

Особое положение между конституционными и текущими законами занимают основы законодательства. Из системы действующих законов их выделяют следующие специфические черты:

1) отражая баланс интересов федерального центра и субъектов федерации, они издаются по вопросам их совместной компетенции;

2) будучи крупным кодифицированным актом и обеспечивает согласованность как текущих законов, так и подзаконных они возглавляют нормативно-правовой комплекс определенной отрасли законодательства или сферы общественной жизни;

3) наряду с базовыми, общими положениями и принципами, непосредственно регулирующими общественные отношения, ни содержат и нормативные предписания, требующие конкретизации применительно к особенностям субъекта федерации.

Текущие (обычные) федеральные законы, не обладая особыми свойствами, создаются на основе конституции, федеральных конституционных законов и основ законодательства, выражаются в формах федерального закона или кодекса и регулируют общественные отношения в самых разных сферах общественной жизни. Среди них особо следует выделить:

Кодексы юридически цельные, внутренне согласованные комплексы правовых норм, регулирующие определенные общественной жизни;

Чрезвычайные законы, принимаемые при экономических или социальных потрясениях.

Таким образом можно сделать вывод, что законы занимают главное место в системе нормативно-правовых актов. Законы, с точки зрения юридических качеств, обладают высшей юридической силой. Они опираются и строятся на основе главного закона государства Конституции РФ. Конституция по сравнению с другими источниками отрасли является актом наивысшего не только правового уровня, но и общественного значения. Его нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности. Все законы строго иерархичны, поэтому в федеральном государстве они выстраиваются в особую пирамиду, на вершине которой находятся конституционные или основные законы, затем идут федеральные конституционные, федеральные или текущие законы, законы субъектов Федерации. В законах закрепляется государственный и общественный строй. Законы обладаю высшей юридической силой, которая означает, что содержание всех иных нормативно- правовых актов не должно противоречить законам.

2.2 Подзаконные нормативно-правовые акты: понятие, признаки, виды

Подзаконные нормативно-правовые акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, и базируются на них. Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже весьма важное значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль. « Их основное назначение состоит в конкретизации, развитии обеспечении исполнения содержания законов относительно специфики определенных сфер общественной жизни. Все они представляют собой взаимосогласованную, иерархическую систему, каждый элемент которой, соответствуя актам более высокой юридической силы, служит своего рода основой, юридической базой для актов, имеющих меньшую юридическую силу» . Общность признаков объединяет их в определенную совокупность, а юридическая сила выстраивает их в определенную упорядоченную систему, производную от компетенции соответствующих правотворческих органов. Иерархические связи между нормативными актами обеспечивают согласованность их содержания, устойчивость при регулировании отношений и эффективность в достижении запланированного результата.

Подзаконные акты призваны конкретизировать и детализировать предписания законов. Характерными признаками подзаконных актов является то, что они:

1) принимаются на основе закона

2) принимаются во исполнение закона

3) не могут противоречить закону.

Классификация подзаконных актов Российской Федерации в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

Указы Президента;

Постановления Правительства;

Акты министерств и ведомств: приказы, инструкции, положения, указания, уставы, решения коллегий и др.;

Акты исполнительных органов субъектов РФ: указы Президентов (в республиках); постановления глав администраций (в иных субъектах); приказы, инструкции руководителей подразделений соответствующих администраций;

Акты органов местного самоуправления;

Локальные нормативно-правовые акты:

Акты руководителей предприятий, учреждений организаций.

Правовые акты Президента Российской Федерации

Среди разнообразных форм реализации Президентом своих функций и полномочий важное место занимает его нормотворческая деятельность. В соответствии со ст. 90 Конституции РФ Президент издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Указы, как правило, являются нормативными правовыми актами, рассчитанными на неоднократное применение и обязательные для неопределенного круга субъектов. Однако указы могут быть пактами индивидуального характера. К таким относятся указы о принятии в гражданство или выходе из гражданства, о награждении, о назначении Председателя Правительства и т. п. КозловаЕ.И. Кутафин О.Е. Конституционоое право России: учебник.- М.: Проспект, 2008,.- С. 398

Распоряжения Президента, как правило, акты индивидуального характера. Но они могут носить и нормативный характер, однако, касающийся в основном внутренних вопросов Администрации Президента.

Правовые акты Президента могут издаваться в пределах его конституционных полномочий. Круг вопросов, которые могут в них затрагиваться, конкретно в законодательном порядке не установлен.

Однако в Конституции РФ и в некоторых законодательных актах предусматривается, как указывалось выше, необходимость регулирования определенных отношений и вопросов исключительно указами Президента. Так, военное и чрезвычайное положение вводятся указами Президента (ст. 87, 88 и 102 Конституции). Указами Президента вносятся изменения в ст. 65 Конституции при изменении наименования субъекта Российской Федерации (постановление Конституционного Суда по делу о толковании ч.2 ст. 137 Конституции Российской Федерации от 28 ноября 1995 г.).

Федеральный закон от 9 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 21 июля 2005 г.) устанавливает, что решение Президента РФ о предупреждении законодательного (представительного) органа государственной власти о его роспуске (при условиях, установленных данным Федеральным законом) «принимается в форме Указа». В соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» указами Президента оформляются такие акты, как прием в гражданство и выход из гражданства. Такие конкретные указания на регулирование соответствующих отношений указами Президента имеются в ряде федеральных законов.

Указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 90 ч. 3). Конституция Российской федерации.- М.: ИНФРА-М, 2002..- С.40 Это означает, что правовые акты Президента по своей юридической силе носят подзаконный характер. Однако их подзаконность имеет свои особенности по сравнению с другими подзаконными актами. Таковыми являются, в частности, акты Правительства. Если последние издаются на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных актов Президента, то в отношении актов Президента устанавливается, что они не должны противоречить Конституции федеральным законам. Таким образом, определяется иная правовая основа актов Президента».

Кроме того, указами Президента могут регулироваться общественные отношения, которые требуют законодательного решения.

Такую правовую позицию обосновал Конституционный Суд РФ, оговорив при этом, что это допустимо только при следующих условиях:

Отсутствие федерального закона по данному вопросу;

Указ не должен противоречить Конституции и должен носить временный характер до принятия федерального закона (постановление Конституционного Суда от 30 апреля 1996 г.), например, такого рода указ был издан Президентом в декабре 2000 г., которым был утвержден текст Государственного гимна, то по Конституции должно быть установлено федеральным конституционным законом, который вскоре и был принят. 7 марта 1996 г. был принят Указ «О реализации конституционных прав граждан на землю», которым была разрешена продажа сельскохозяйственных земель (до принятия Земельного кодекса и других посвященных этому законодательных актов).

Особенностью подзаконного характера актов Президента является также и тот факт, что в отличие от актов Правительства они не могут быть отменены никакими органами государственной власти. Только в порядке конституционного судопроизводства Конституционный суд РФ может признать нормативные акты Президента противоречат Конституции РФ, вследствие чего они становятся недействующими, утратившими юридическую силу. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» (в ред. от 5 апреля 2004 г.) Президент не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда отмеряет нормативный акт Президента, принимает новый нормативный акт, ибо вносит изменения и (или) дополнения в нормативный акт, приданный неконституционным в отдельных его частях.

«Верховный Суд РФ в качестве суда первой инстанции может рассматривать дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций, а также ненормативных правовых актов Президента 27 ГПК). Решением суда акт Президента может быть признан нe действующим полностью или частично» .

Акты Президента подлежат обязательному опубликованию (кроме актов или отдельных положений, составляющих государственную тайну или сведения конфиденциального характера). Официальным является опубликование их текстов в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации. Порядок этого опубликования определен Указом Президента от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликовании вступления в силу актов Президента Российской Федерации, правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 28 июня2005 г.): Козлов Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - М.: Проспект, 2008.- С.401

Акты Президента публикуются в течение 10 дней после дня их подписания. Нормативные акты вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации в течение семи дней после их первого официального опубликования. Иные акты, в том числе те, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну, или конфиденциальные сведения, вступают в силу со дня их подписания.

Акты, имеющие особо важное значение, издаются в форме постановлений.

Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений. Все акты Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства РФ является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов Российской Федерации, а также указов Президента РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

Приказы, инструкции, положения министерств и ведомств.

Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов (например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Государственной налоговой инспекции и т. п.).

Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).

Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и проч.).

Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления. Они принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т. п.

Локальные нормативно-правовые акты. Это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка). Они выражаются в форме уставов, решений, приказов и распоряжений. Уставы и решения принимаются коллегиально (собранием акционеров, советом директоров и т. д.) и имеют нормативное содержание. Приказы устанавливаются руководителем предприятия и могут иметь как нормативное, так и индивидуальное значение. Распоряжения принимаются, как правило, руководителями структурных подразделений для оперативного управления и исполнения приказов. Кулапов В.А. Теория Государства и права: Учебник.- М.: Норма, 2008.- С. 227

Коммерческие, профессиональные и иные общественные объединения и движения могут принимать нормативно-правовые акты как самостоятельно (с санкции государства), так и совместно с государственными органами. Формы этих актов, как правило, устанавливаются в положениях и уставах, регламентирующих их деятельность.

Нормативно - правовые акты подразделяются на общие и специальные. Общие акты содержат правовые предписания общего характера, без учета конкретных особенностей регулируемых общественных отношений. Специальные нормативные акты, напротив, закрепляют именно такие особенности. Например, общие положения о статусе юридического лица устанавливаются ст. 48 ГК РФ, а подробное описание правового положения акционерного общества можно найти в специальном Законе «Об акционерных обществах». Иванов А.А.Теория государства и права: Учебник.- М.: Закон и право, 2009.-С.136

Таким образом можно сделать вывод, что подзаконные нормативно-правовые акты - это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Эффективное регулирование общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами. Подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные, принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных, интересов.

По юридической силе все нормативно - правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно - правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.

Ведущее и определяющее положение законов в системе нормативно - правовых актов государства выражает одно из основных требований законности - верховенство закона в регулировании общественных отношений. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен быть приведён в соответствии с законом или немедленно отменён.

Заключение

Основной целью нормативного правового акта, как и любого иного формально-юридического источника права, является воздействие на поведение адресатов правовых норм, следует признать, что его юридическая сила должна зависеть от значимости регулируемых общественных отношений (социального поведения). Следовательно, представляется, что именно исходя из данного показателя, надлежит осуществлять распределение нормотворческих полномочий между компетентными органами публичной власти.

Значение нормативно-правовых актов велико. Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения.

В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в цепом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.

...

Подобные документы

    Понятие нормативно-правового акта, признаки и действия. Законы и подзаконные акты. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Иерархическая система нормативно-правовых актов РФ. Примеры нормативно-правовых актов.

    курсовая работа , добавлен 07.10.2010

    Понятие и признаки нормативно-правового акта как официального документа. Виды нормативных правовых актов. Особенности закона и его основные виды. Значение подзаконных актов. Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2014

    Понятие форм (источников) права, их разновидности и отличительные особенности, история становления в Республике Беларусь. Виды нормативно-правовых актов. Типы действия нормативно-правовых актов: предметное, во времени, в пространстве, по кругу лиц.

    курсовая работа , добавлен 14.10.2011

    Исследование понятия, признаков, классификации, подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и особенностей их государственной регистрации. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2011

    Понятие формы права. Соотношение типов, форм права. Правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт, нормативный договор. Система нормативных правовых актов в Российской Федерации. Закон и подзаконные акты в системе нормативно-правовых актов.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2016

    Понятие нормативно-правового акта, его особенности и отличие от других источников права. Основные виды нормативно-правовых актов. Анализ механизма реализации индивидуально-правовых актов. Общие черты нормативно-правовых и индивидуально-правовых актов.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2015

    Понятие и виды нормативных правовых актов. Достоинства и недостатки нормативных правовых актов. Пути повышения эффективности действия нормативных правовых актов. Нормативно-правовой - официальный документ государственного органа с правовыми нормами.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2008

    Действие нормативно-правовых актов о труде во времени и по кругу лиц. Пространственное действие актов. Дифференциация правового регулирования трудовых отношений некоторых категорий работников. Юридическая сила и границы действия нормативно-правового акта.

    презентация , добавлен 16.11.2016

    Основные признаки нормативного правового акта. Система нормативных правовых актов в Российской Федерации. Виды нормативно-правовых и подзаконных актов, особенности порядка их вступления в силу. Высшая юридическая сила закона. Характеристика видов законов.

    презентация , добавлен 09.02.2014

    Внутренняя и внешняя формы права, виды форм права. Общая характеристика нормативно-правового акта и его типология. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды.

Цель: рассказать об иерархической структуре российского законодательства.​

1. Самым главным нормативным документом в Российской Федерации является Конституция , которая была принята в результате народного волеизъявления на референдуме 12 декабря 1993 года. Началом действия Конституции стала официальная публикация текста 25 декабря этого же года.

Согласно Конституции в России имеется постоянно действующий парламент (Федеральное Собрание ), состоящий из двух палат:

  • Совет Федерации (верхняя палата, 170 членов, по 2 из каждого субъекта);
  • Государственная Дума (нижняя палата, 450 депутатов).

2. В Конституцию Федеральным Собранием иногда вносятся ​ поправки ​ . При этом за изменение основного закона государства должны отдать голоса как минимум 2/3 представителей субъектов РФ.

3. Следующими в иерархии идут федеральные конституционные законы (ФКЗ), принимаемые Федеральным Собранием. В них отражаются:

  • введение чрезвычайного и военного положений, которые могут ограничивать определенные права и свободы граждан;
  • принятие в состав РФ новых субъектов и изменение их статуса;
  • описание и использование государственной символики;
  • порядок деятельности Уполномоченного по правам человека, судебной системы, Правительства РФ;
  • назначение референдума.

ФКЗ считается принятым, если за него отдадут голоса как минимум 3/4 представителей Совета Федерации и как минимум 2/3 народных избранников из Госдумы. При этом Президент не имеет права вето на данный тип правого акта и должен подписать его в течение 2-х недель.

4. Российская Федерация является лишь одним из немногих государств на планете. Для лучшего взаимодействия между странами подписываются различные международные договоры и соглашения , которые не могут иметь более высокий правовой приоритет, чем предыдущие нормативные акты.

  • Госдума большинством голосов принимает ФЗ;
  • Совет Федерации одобряет ФЗ (большинством голосов);
  • Президент подписывает ФЗ;
  • ФЗ публикуется в следующих изданиях: Собрание законодательства Российской Федерации , «Российская газета» , «Парламентская газета» ;
  • через десять дней после публикации или с даты, прямо указанной в тексте, ФЗ обретает статус действующего закона.

Если Совет Федерации отклонил ФЗ, то Госдума может двумя третями принять его и направить сразу главе государства, который имеет право наложить вето и направить документ на доработку. Чтобы преодолеть президентское вето, каждая палата Федерального Собрания должна набрать как минимум 2/3 голосов.

6. Указы и распоряжения Президента РФ обретают статус действующих актов через неделю после официального опубликования. В некоторых случаях, когда, например, речь идет о государственной тайне, акты Президента вступают в силу с момента подписания. Акты делятся на нормативные (действуют на территории всей России) и ненормативные (например, награждение конкретного человека). Как правило, указы Президента в конечном итоге приводят к принятию соответствующего федерального закона.

7. Правительством РФ принимаются постановления и распоряжения . Вступление их в действие аналогично актам Президента.

8. К ведомственным актам относятся прежде всего приказы , распоряжения , письма и прочие документы различных министерств и ведомств, адресованные подчиненным организациям, предприятиям и учреждениям. Это самый объемный и разнообразный вид документов, призванный обеспечить исполнение вышестоящих в иерархии нормативно-правовых актов.

Вопросы для самопроверки:

  1. Что такое иерархия? Приведите примеры.
  2. Что означает аббревиатура НПА?
  3. Какой документ является самым главным в РФ?
  4. Кто является гарантом Конституции?
  5. Является ли Федеральное Собрание парламентом?
  6. Из каких палат состоит Федеральное Собрание?
  7. Кого избирают в Совет Федерации?
  8. Сколько депутатов в Государственной Думе?
  9. Что такое референдум?
  10. Каким законом назначается референдум?
  11. Какие НПА имеют более высокий приоритет перед международными обязательствами РФ?
  12. Какие издания являются официальными для публикации Федеральных законов?
  13. Через сколько дней после публикации Федеральный закон вступает в силу?
  14. Что такое вето?
  15. Чтобы преодолеть вето Президента РФ, сколько голосов должны собрать обе палаты парламента?
  16. Какие НПА подписывает Президент РФ?
  17. Через какое время вступают в силу правовые акты Президента РФ?
  18. В каких случаях правовые акты Президента РФ вступают в силу с момента подписания?
  19. Какие нормативно-правовые акты принимает Правительство РФ?
  20. Какие документы относятся к ведомственным?

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Виды законов:

1) Конституция (закон законов) - основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);

3) федеральные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);

4) законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.) Шалютин Б.С. Закон и закон (юр.) // Законность, 2007, № 4, с. 79..

Виды подзаконных актов:

1) указы Президента РФ - высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;

2) постановления Правительства РФ - акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

4) решения и постановления местных органов государственной власти;

5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

6) нормативные акты муниципальных органов;

7) локальные нормативные акты - это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка). Теория государства и права. Учебник/Под ред. Матузава Н.И., Малько А.В. М., 2007, с. 326.

Например, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. от 2 марта 2007 г. № 3-ФКЗ) «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, №51, ст. 5712 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 10, ст. 1147. развивает конституционные нормы и устанавливает соблюдение принципа верховенства Конституции, федеральных конституционных законов и федеральных законов Российской Федерации. Статья 4 этого Закона обязывает организовать исполнение правовых актов вышестоящего уровня и осуществлять контроль их исполнения, принимать меры по устранению нарушений законодательства РФ. Порядок принятия актов Правительства РФ устанавливается им самим. Бачило И.Л. О методологии и юридической технике // Государства и право, 2006, № 6, с. 21.

Конституция России 1993 г. является юридической базой проводимых в стране различных реформ (налоговой, административной, пенсионной, военной и др.), в ходе которых происходит эволюция и самой Конституции. Этот двуединый процесс прямых и обратных связей в сфере конституционной материи особенно отчетливо виден на примере развития российского федерализма. Хабриева Т.Я. Российская конституция и эволюция федеративных отношений // Государства и право, 2004, № 8, с. 5.

В Конституции РФ (ч. 1 ст. 15) установлено, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Мартышин О.В. Конституция Российской Федерации 1993 г. как памятник эпохи // Государство и право, 2004, № 4, с. 13. В данном случае соотношение Конституции со всеми остальными актами установлено в общем виде. Оно не позволяет нам определить юридическую силу каждого конкретного вида нормативного правового акта, издающегося в Российской Федерации. Оно определяет только юридическую силу Конституции РФ и закрепляет ее верховенство по отношению ко всем остальным видам нормативных правовых актов, другим источникам права Российской Федерации и правовым актам ненормативного характера. Теория права и государства. Учебник/Под ред. Лазарева В.В. М., 2007, с. 221.

Данное соотношение не устанавливает, что основанием издания каждого вида нормативных правовых актов или конкретного акта является Конституция. Оно устанавливает только то, что все нормативные правовые акты и другие источники права не должны иметь содержательных расхождений с Конституцией. Аналитическая информация о порядке подготовки и реализации законов/Под ред. Иванова С.А. М., 2000, с. 20.

Конституционные законы отличаются от текущих законов и всех других нормативно-правовых актов не только по содержанию, но и по форме, характеру, порядку принятия, внесения в них изменений и дополнений. Любая конституция в силу широты охвата ею самых разнообразных сфер жизнедеятельности общества и государства, а также многих других причин является не только сугубо юридическим, но и политическим и идеологическим по своему характеру документом. Она обладает самой высокой юридической силой по отношению ко всем без исключения формам (источникам) права и служит правовой основой для всей правотворческой и правоприменительной деятельности в государстве Байтин М. И. О юридической природе решений Конституционного Суда РФ, 2006, № 1, с. 29..

Порядок принятия, внесения изменений и дополнений в конституцию предусматривается, по общему правилу, самой конституцией. Конституции многих государств содержат целые главы, разделы или обширные статьи, посвященные порядку внесения конституционных поправок и пересмотра конституций. Особое внимание в них уделяется, помимо прочего, инициативе пересмотра конституции, процедуре пересмотра и условиям принятия решения Бачило И. Л. О методологии и юридической технике законотворчества, 2006, № 6, с. 14..

Федеральные конституционные законы -- это законы, вносящие поправки к главам 3-8 Конституции, а также законы, которые принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции. Таковы Федеральные конституционные законы: «О Конституционном Суде Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Консти-туционном Суде Российской Федерации» (в ред. от 5 февраля 2007 г. № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 13, ст. 1447; 2007, № 7, ст. 829. ; «О референдуме Российской Федерации» Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ. «О референдуме Российской Федерации» (в ред. от 30 декабря 2006 г. № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 42, ст. 3921; 2007, № 1 (часть I), ст. 2; «О Правительстве Российской Федерации». Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. от 2 марта 2007 г. № 3-ФКЗ) «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, №51, ст. 5712; 2007, № 10, ст. 1147.

Федеральные конституционные законы принимаются не простым большинством, а в особом порядке -- для его принятия требуется не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, а для одобрения в Совете Федерации не менее трех четвертей голосов от общего числа членов этой палаты. Теория права и государства. Учебник/Под ред. Нерсесянца В.С. М., 2007, с. 339.

Все остальные законы, принятые Федеральным Собранием Российской Федерации в пределах его компетенции и в порядке реализации своих функций, являются обыкновенными (текущими). Таковы, например, Федеральные законы, как Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в редакции от 6 декабря 2007 г. № 335-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954; 2007, № 50, ст. 6248., Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в редакции от 9 апреля 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ч.1, ст.1; 2007, № 16, ст. 1824., Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 г. Федеральный закон «Об альтернативной граж-данской службе» от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ (в ред. от 6 июля 2006 г. № 104-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3030; 2006, № 29, ст. 3122. и др. Федеральные обыкновенные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов каждой палаты Федерального Собрания. При этом датой принятия обыкновенного федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции, а датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации. Теория государства и права. Учебник/Под ред. Бабаева В.К. М., 2004, с. 332.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации предложения о поправках и пересмотре ее положений могут вноситься Президентом Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством России законодательными (представительными) органами субъектов Федерации а также группой численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы (ст. 134) Крусс В.И. Конституционное правопользование и юридическая ответственность. 2007, № 6, с. 13..

В зависимости от органов, издавших тот или иной закон, а также от территории, на которую распространяется его действие, законы в федеративном государстве подразделяются на федеральные (общефедеральные) и на законы, принятые субъектами федерации. В свою очередь, федеральные законы делятся на федеральные конституционные и федеральные обыкновенные законы. Законы, принятые субъектами Федерации, также подразделяются на конституционные и обыкновенные, или текущие. Федеральные законы издаются высшими органами государственной власти Федерации и распространяются на всю ее территорию, остальные -- высшими органами государственной власти субъекта Федерации и соответственно имеют юридическую силу лишь на его территории. По общему правилу, в случае расхождения федеральных законов с законами субъектов Федерации первые имеют приоритет над вторыми, действуют федеральные законы.

Согласно Конституции Российской Федерации «законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам», принятым по предметам исключительного ведения Российской Федерации или же по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Зорькин В. Да здравствует Конституционная Россия! // Российская юстиция, 2003, №12, с. 4. «В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным Российской Федерацией, действует федеральный закон» (ч. 5 ст. 76). В случае же противоречия между федеральными законами и нормативно-правовыми актами субъектов Федерации, изданными по предметам исключительного ведения последних, «действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации» (ч. 6 ст. 76).

В рамках действующей Конституции и федеральных законов издаются также указы Президента Российской Федерации, содержащие в себе правила общего характера. Вместе с распоряжениями Президента, имеющими индивидуальный характер, указы, согласно Конституции, «обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации» (ч. 2 ст. 90). Они издаются по вопросам, отнесенным Конституцией к компетенции Президента Российской Федерации (ст. 80--89). Ермилова Н.П. Право на защиту - очередная декларированная норма Конституции РФ // Юридический мир, 2002, № 7, с. 63.

Наряду с названными нормативно-правовыми актами на основе действующих законов издаются и другие аналогичные им по своему характеру акты. На уровне Федерации -- это акты центральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов, ведомств). На уровне субъектов Федерации -- это республиканские законы, акты президентов (в президентских республиках), постановления правительств республик, другие нормативные акты республиканских органов исполнительной власти. К этой же категории актов, издаваемых на уровне субъектов Федерации, Конституцией Российской Федерации отнесены уставы краев и областей, определяющие правовой статус данных субъектов Федерации, а также нормативные акты, издаваемые органами государственной власти городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), автономной области и автономных, округов. Теория государства и права. Учебник/Под ред. Любашица В.Я., Мордовцева А.Ю., Тимошенко И.В. М., 2002, с. 235.

Итак, нормативно-правовые акты по их юридической силе могут быть разделены на обычные и конституционные. Понятие последних носит полемический характер, так как их формулировка у различных авторов неодинакова. Так, некоторые правоведы относят к ним Конституцию и законы, которыми вносятся изменения и дополнения в Основной Закон.

Дата написания: 2013-10-01


При первом знакомстве с отечественным правом, как правило, бросается в глаза наличие большого количества нормативных актов. Согласно сведениям, которые приводят ведущие правовые системы (Гарант, Консультант+), сегодня, с учетом актов субъектов РФ, количество нормативной документации составляет несколько миллионов. Если принимать во внимание только акты федерального значения речь идет о сотни тысячах. Только вдумайтесь в эти цифры!!! В таком обилии правовой информации довольно сложно ориентироваться даже опытному юристу. Поэтому хороший специалист в области права специализируется в какой то отдельной отрасли или даже направлении. Никто не в состоянии удержать в голове такое количество нормативных актов. Более того, мало знать закон, не менее важно понимать и практику его правоприменения. Но это своя, отдельная, большая тема, первое же соприкосновение с правом происходит в момент знакомства с нормативными актами. И для правильного их толкования конечно же надо понимать как все устроено.

Нормативные акты в правовой системе Российской Федерации существуют не хаотично. Они образуют некую систему, основы которой заложены в Конституции РФ. Необходимо понять, что любой нормативный акт, должен отвечать строго определенным для данного вида актов требованиям, по крайней мере формальным.

Ключом к пониманию системы нормативных правовых актов лежит понятие "юридической силы" документа. К сожалению, в нашем законодательстве нет легального определения этому термину, тем не менее, наиболее часто "юридическую силу" определяют как свойство официального документа, способного порождать определенные юридические последствия. Это свойство нормативных актов, наделяется действующим законодательством и органом издавшим его, ему пресуще обязательность его применения.

В зависимости от юридической силы нормативного акта в правовой системе выстраивается иерархия, т.е. определенная система соподчиненных правовых (нормативных) актов.

В самой общей классификации различают:

  • Законы
  • Подзаконные акты

Законы обладают наивысшей юридической силой. Это особые документы, принимаемые по очень важным сферам общественных отношений, имеют достаточно сложную процедуру принятия и вступления их в силу. По юридической силе законы в России также имеют свою иерархию.

  1. Конституция
  2. Федеральные конституционные законы
  3. Федеральные законы

Конституция есть основной закон страны, из которого исходят все остальные правовые акты.

Согласно ст. 15 Конституции РФ

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации

Само по себе понимание основных принципов, заложенных в Конституции, дает вам совершенно иной, качественно другой подход к решению любого правового вопроса.

Основной же массив законодательной базы составляют федеральные законы. Ежегодно в России принимается сотни федеральных законов. Не все из них, конечно же, являются новыми законами. Большинство из них являются корректирующими, вносящими поправки в уже существующие законы.

Федеральные законы принимаются Государственной думой (законодательная власть), одобряются Советом Федерации, подписываются Президентом РФ, публикуются в официальных изданиях и затем только, спустя определенное время, вступают в силу.

Довольно сложная процедура издания законов продиктовано важностью регулируемых ими общественных отношений, а также их первостепенным (после Конституции) положением в системе нормативных актов России.

Кроме законов (Конституции, Федеральных конституционных законов и Федеральных законов) в систему нормативных правовых актов, как указано было выше, входит другая большая группа актов, так называемые подзаконные акты.

  1. Указы и распоряжения Президента
  2. Постановления и распоряжения Правительства
  3. Акты федеральных органов исполнительной власти

Это акты, которые по процедуре издания гораздо менее сложны чем законы. Оперативность их принятия гораздо выше, но и степень доверия к ним, как к актам исполнительной власти меньше, нежели к законам, как к актам законодательной власти. По большому счету, их основная функциональность - "во исполнение федеральных законов". Они не могут, да и не должны подменять собой законы в тех областях, где общественные отношения должны регулироваться исключительно законом. Исключение составляют Указы Президента, которые временно могут принимать функции законов, до момента их принятия. На практике, к сожалению, бывают ситуации когда законы, регулирующие определенную сферу отношений, вполне могут регулироваться подзаконными актами и наоборот, там где нужен закон порой действуют подзаконные акты. Это не совсем правильно. Нельзя "размывать границу" между законодательной и исполнительной властью. Конечно, закон это инертный правовой регулятор, не всегда способный оперативно среагировать на происходящие реалии, но для этого он и не предназначен, его основная функция регулирование наиболее важных общественных отношений , а не удовлетворение сиюминутных интересов той или иной группы лиц. Но вернемся к существу вопроса.

Указы и распоряжения, издаваемые Президентом Российской Федерации не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Постановления Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

Необходимо отметить, что распоряжения Президента и Правительства РФ, обычно носят индивидуальный или организационный характер, не являясь по сути нормативными документами, которые имеют неоднократное применение и адресованы неопределенному кругу лиц.

Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Таким образом, система нормативных актов, с учетом юридической силы выстраивается следующим образом:

Кроме того, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Также, здесь необходимо отметить, что на вышеуказанную систему нормативных правовых актов влияют, как минимум, еще два не указанных здесь источника права:

  • Международные акты
  • Акты Конституционного суда РФ

Так, согласно ст. 15 Конституции РФ

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора

Кроме того, согласно ст. 125 Конституции РФ

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению

Справедливости ради стоит отметить, что вышеуказанная система нормативных правовых актов приведена без учета правовых актов субъектов Российской Федерации. В то же время Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. И часть общественных отношений находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Более того, вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Об этом стоит всегда помнить при принятии решения, основываясь на том или ином нормативном правовом акте.

Нормативно - правовой акт (НПА) – это основной источник права в современном государстве.

НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. Порядок издания НПА строго регламентирован.

НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения.

В совокупности нормативно - правовые акты составляют законодательную систему, которая в свою очередь строится по строго иерархической структуре.

В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов, т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнении правовых актов вышестоящих органов.

Иерархическая структура НПА

Конституция РФ

Это основной закон государства.

Конституция РФОн определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.

Конституция принимается народным волеизъявлением (референдум).

Конституция – это закон, обладающий наивысшей юридической силой на всей территории России, все остальные законы принимаются в соответствии с Конституцией.

Федеральные Конституционные законы

Регулируют вопросы, которые определены в Конституции. В статьях Конституции содержатся вопросы, по которым необходимо принять федеральный конституционный закон.

Например, в статье 88 Конституции РФ говорится о введении Президентом РФ чрезвычайного положения, а обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения устанавливаются федеральным конституционным законом.

Федеральные законы

Правовые акты, регулирующие вопросы в различных сферах общественных отношений (социальной, политической, экономической, семейной и других). (Например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».).

К федеральным законам относятся в том числе и кодексы.

Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Налоговый кодекс, Гражданский кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Семейный кодекс и др.)

Акты Президента

Президент может издавать указы и распоряжения. Указы могут иметь нормативный характер. Распоряжения не содержат норм права.

Акты президента не должны противоречить Конституции и законам.

Акты Правительства

Московская дума Правительство может издавать постановления и распоряжения.

Акты Правительства не должны противоречить Конституции, законам, а также актам Президента, в противном случае Президент имеет право отменить такие акты.

Акты Правительства подписывает Председатель Правительства.

Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономичные, научные, образовательные вопросы, а также права человека

Ведомственные Акты

Органы исполнительной власти – Министерства, ведомства и др. могут издавать приказы, инструкции, методические указания, правила.

Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными.

Корпоративные акты

Принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации.

Они распространяют свое действие только на членов таких организаций.

Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п. (Например, Устав ООО «ВЕГА», Правила внутреннего трудового распорядка).

Все нормативные акты субъектов РФ принимаются в соответствии с Конституцией, федеральными законами и не должны им противоречить.

Конституции и Уставы субъектов РФ

Конституции принимают республики РФ, а уставы – края и области РФ.

Законы субъектов РФ стопка законов Правовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта.

Законы субъектов РФ принимаются в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и Конституцией (Уставом) субъекта РФ.

Обладает высшей юридической силой после Конституции (Устава) субъекта, все остальные акты, принимаемые органами местного самоуправления не должны противоречить ему.

Акты органов местного самоуправления

Нормативные документы, принимаемые органами местного самоуправления по различным вопросам местного значения.

Например, постановления и распоряжения главы местной администрации, приказы и распоряжения должностных лиц местной администрации.

Помимо установленной иерархии нормативно - правовых актов, существует особое правило, установленное частью 4 статьи 15 Конституции РФ, которое гласит, что в случае противоречия между законодательством РФ и международным договором РФ, должны применяться правила международного договора, т.е. закреплено верховенство международных договоров.



Просмотров