Заключение служебного контракта с государственным гражданским служащим. Служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации (примерная форма

2. В служебном контракте указываются фамилия, имя, отчество гражданина или гражданского служащего и наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя нанимателя).

3. Существенными условиями служебного контракта являются:

1) наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;

2) дата начала исполнения должностных обязанностей;

3) права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;

4) виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;

5) права и обязанности представителя нанимателя;

6) условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

7) режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);

8) условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

9) виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью;

10) нахождение должности, замещаемой гражданским служащим, в перечне должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих.

4. В служебном контракте могут предусматриваться следующие условия:

2) неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений;

3) обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования не менее установленного договором о целевом обучении срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты его труда;

5) иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с положением, установленным настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами.

5. Условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

6. В случае заключения срочного служебного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

7. В служебном контракте предусматривается ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрещается требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом.

8. Служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр служебного контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в его личном деле. Примерная форма служебного контракта устанавливается Президентом Российской Федерации.

Статья 24 Федерального закона, раскрывая содержание служебного контракта, предусматривает, какие сведения и условия должны или могут указываться в служебном контракте. В статье 24 определены существенные условия служебного контракта и их исчерпывающий перечень. Существенные условия обязательно должны быть включены в содержание служебного контракта.

К существенным условиям служебного контракта относятся:

1) наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;

2) дата начала исполнения должностных обязанностей;

3) права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;

4) виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;

5) права и обязанности представителя нанимателя;

6) условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

7) режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);

8) условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

9) виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.

В служебном контракте могут предусматриваться следующие условия:

1) испытание при поступлении на гражданскую службу;

2) неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений;

3) обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором на обучение срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета;

4) показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты его труда;

5) иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с положением, установленным Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами.

IV. Должностной регламент гражданского служащего

В соответствии со статьей 47 Федерального закона гражданский служащий осуществляет свою служебную деятельность в соответствии с должностным регламентом. Должностной регламент - акт, издаваемый на основании примерного должностного регламента для регулирования профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, утверждаемый представителем нанимателя и являющийся составной частью административного регламента таможенного органа.

В должностной регламент включаются:

1) квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;

2) должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом таможенного органа, задачами и функциями структурного подразделения таможенного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;

3) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;

4) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;

5) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;

6) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же или иного таможенного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;

7) перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом таможенного органа;

8) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.

Примерные должностные регламенты утверждаются соответствующим органом по управлению государственной службой (часть 5 статьи 47 Федерального закона). В соответствии с частью 6 статьи 71 Федерального закона до образования соответствующего органа по управлению государственной службой задачи и функции этого органа выполняются государственными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, функции органа по управлению государственной службой в таможенных органах Российской Федерации возложены на ФТС России.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона соблюдение служебного распорядка таможенного органа является основной обязанностью гражданского служащего.

В соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок таможенного органа.

Служебный распорядок - нормативный акт, издаваемый в ФТС России в виде типовых правил внутреннего служебного распорядка таможенных органов Российской Федерации, определяющих для государственных гражданских служащих таможенных органов режим службы (работы) (продолжительность, начало, окончание и порядок учета служебного времени, время перерыва для отдыха и питания, графики дежурства при организации дежурств, порядок привлечения должностных лиц к исполнению должностных обязанностей сверх установленного ежедневного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни) и время отдыха (часть 3 статьи 56 Федерального закона).

В соответствии с частью 4 статьи 56 Федерального закона служебный распорядок утверждает представитель нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного таможенного органа.

Инга СИНДЕЕВА — аспирантка кафедры государственного управления, правового обеспечения го­сударственной и муниципальной службы РАГС

В настоящее время в системе государствен­ной службы контракты о прохождении служ­бы заключаются с самыми различными кате­гориями государственных служащих. В ре­зультате гражданин вступает в правовые от­ношения с государством. Возникает законо­мерный вопрос: какова правовая природа таких отношений и заключаемого служебно­го контракта? Несмотря на то, что Федераль­ный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О госу­дарственной гражданской службе Россий­ской Федерации» действует в полную силу, до сих пор появление термина «служебный кон­тракт» служит поводом для дискуссии о его правовой природе.

В современной юридической науке суще­ствуют две основные точки зрения по вопро­су регулирования государственно-служебных отношений, которые напрямую связаны с предметом дискуссии.

Представители первой позиции (С.А. Ива­нов, A.M. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов, Л.А. Чиканова) считают, что отношения между гражданским служащим и государст­венным органом являются трудовыми. Соот­ветственно, должны регулироваться норма­ми трудового права с учетом специфики, ус­тановленной специальным законодательст­вом о государственной службе.

Однако представители этой точки зрения признают, что служебный контракт имеет ад­министративно-правовые элементы. Так, на­пример, Г.С. Скачкова рассматривает кон­тракты с государственными служащими как самостоятельные виды трудового договора с ярко выраженной административно-право- вой окраской . Лица, занимающие госу­дарственные должности, имеют двойной отраслевой статус . С одной стороны, по­ступая на государственную службу, они - обычные граждане, вступившие в трудовое правоотношение (выполняют определенную трудовую функцию за вознаграждение). С другой стороны, они действуют как агенты публичной власти и в силу этого принимают решения, имеющие властный характер. Соот­ветственно, статус государственного служа­щего как работника определяется нормами трудового права, а его статус как агента пуб­личной власти - государственным и админи­стративным правом.

Сторонники второго подхода (Ю.А. Старилов, А.А. Гришковец, А.Ф. Ноздрачев) исходят из того, что государственно-служебные отно­шения являются публично-правовыми и регу­лируются специальными нормами . Дан­ный подход основан на том, что государст­венная служба - это публично-правовой ин­ститут, который представляет собой целост­ную систему, основанную на служении госу­дарству. Государственно-служебные отноше­ния в реальной действительности выступают исключительно как государственные и адми­нистративные правоотношения, служения и подчинения государственных служащих ис­ключительно государству.

Для того чтобы ответить на вопрос: явля­ется ли служебный контракт административ­ным договором, необходимо выяснить, при­сущи ли ему признаки административного договора. В административном праве адми­нистративный договор определяется как ос­нованное на нормах административного пра­ва соглашение, базирующееся на взаимном проявлении воли сторон, одним из участни­ков которого выступает орган государствен­ного управления, имеющее своим предме­том управленческие отношения .

В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерально­го закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О госу­дарственной гражданской службе Россий­ской Федерации» служебный контракт - это соглашение между представителем нанима­теля и гражданином, поступающим на граж­данскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и заме­щении должности гражданской службы. Слу­жебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон. Таким образом, это является соглашением между представите­лем нанимателя и гражданином, поступаю­щим на гражданскую службу, или граждан­ским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности граждан­ской службы, устанавливающим права и обя­занности сторон.

1. Административный договор основан на добровольном, согласованном волеизъ­явлении сторон, что, однако, не всегда озна­чает равенство сторон в юридическом пони­мании. Гражданин, поступая на государствен­ную службу и заключая служебный контракт, выступает именно свободным и равным субъектом по отношению к другой стороне . Служебным контрактом по соглашению сторон определяется должность, на которую он поступает, ряд существенных и иных до­полнительных условий. Что касается ограни­чений, установленных законом, то они отно­сятся как к гражданскому служащему, так и к другой стороне служебного отношения - представителю нанимателя. Например, гражданский служащий не может быть пере­веден на другую должность без его согласия, т.е. условия служебного контракта не могут быть изменены в одностороннем порядке. Таким образом, служебный контракт закреп­ляет факт добровольного двухстороннего во­леизъявления.

2. Административный договор базирует­ся на нормах административного права, по­этому необходимо выяснить, нормами адми­нистративного или трудового права осуще­ствляется правовое регулирование служеб­ного контракта.

Правовое регулирование порядка за­ключения, изменения и прекращения слу­жебного контракта, понятие и стороны слу­жебного контракта, содержание и форма осуществляются в соответствии с главами 5 и 6 Федерального закона «О государствен­ной гражданской службе Российской Феде­рации». Статьей 73 указанного Федерально­го закона установлен приоритет федераль­ных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъек­тов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, которые применяют­ся к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Феде­ральным законом «О государственной граж­данской службе Российской Федерации». Та­ким образом, нормы Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», являясь нормами административного права, имеют приоритет по отношению к нормам трудового права.

3. Административный договор - это дву­сторонний или многосторонний правовой акт. Обязательной стороной административ­ного договора выступает орган государствен­ной власти либо его уполномоченный пред­ставитель.

Сторонами служебного контракта явля­ются представитель нанимателя и гражда­нин. поступающий на государственную граж­данскую службу.

Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государ­ственной службы Российской Федерации» нанимателем федерального государственно­го служащего является Российская Федера­ция, а служащего субъекта Российской Феде­рации - соответствующий субъект Россий­ской Федерации. Согласно ст. 1 Федерально­го закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» представи­тель нанимателя - это руководитель государ­ственного органа, лицо, осуществляющее полномочия нанимателя от имени Россий­ской Федерации или субъекта Российской Федерации.

Специфика государственной службы за­ключается втом, что работодателем (нанима­телем) в данном случае выступает государст­во, т.е. Российская Федерация или субъект Российской Федерации. Поэтому функции нанимателя от их имени реализует руководи­тель соответствующего государственного ор­гана - представитель нанимателя. Вместе с тем возникает вопрос, почему в качестве стороны служебного контракта выступает представитель нанимателя, а не собственно наниматель.

Л.А. Чиканова обращает внимание на двойственность субъекта на стороне нанима­теля, которая состоит в том, что в служебном правоотношении одновременно могут высту­пать два субъекта: государство как нанима­тель и руководитель государственного орга­на как представитель нанимателя. В связи с этим другой субъект - гражданский служа­щий - может находиться одновременно в правоотношениях как с государством-нани­мателем, так и с его представителем. Госу­дарство остается стороной служебного пра­воотношения на всем протяжении его суще­ствования, независимо оттого, замещает ли гражданский служащий в тот или иной про­межуток времени должность в государствен­ном органе .

Идея служения государству как таковому находит свое проявление и в самих понятиях «государственная служба» и «государствен­ный служащий».

В статье 3 Федерального закона «О госу­дарственной гражданской службе Россий­ской Федерации» государственная служба определяется как профессиональная слу­жебная деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий фе­деральных государственных органов, госу­дарственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государствен­ные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должно­сти субъектов Российской Федерации.

Из этого определения делается вывод о том, что государственные служащие выпол­няют функцию государства, которая предо­пределяет их публично-правовой статус . Поступая на государственную службу, они ре­ализуют право на равный доступ к государст­венной службе и, соответственно, - консти­туционное право гражданина Российской Федерации на участие в управлении государ­ством.

Согласно ст. 13 Федерального закона «О государственной гражданской службе Рос­сийской Федерации» гражданский служащий- гражданин Российской Федерации, взяв­ший на себя обязательство по прохождению гражданской службы. Гражданский служа­щий осуществляет профессиональную слу­жебную деятельность на должности граждан­ской службы в соответствии с актом о назна­чении на должность и со служебным контрак­том и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Акт о назначении на должность - это ад­министративный акт, издаваемый уполномо­ченным органом. Однако сам по себе он не является основанием для возникновения служебного отношения. Это лишь один из элементов сложного юридического состава, основания возникновения служебного пра­воотношения. Без служебного контракта слу­жебные отношения возникнуть не могут. Та­ким образом, для возникновения служебно­го отношения необходимо наличие сложного юридического состава, т.е. наличие как акта назначения на должность, так и служебного контракта (договора).

4. Лишь в результате заключения слу­жебного контракта возникают служебные правоотношения. Л.А. Чиканова рассматри­вает их как сложное правовое явление, со­стоящее из различных по своей природе, но неразрывно связанных элементов, имеющих как публично-правовой, так и частноправо­вой характер . Служебно-трудовое отношение находится как бы внутри государ­ственно-служебного (публично-правового) отношения, т.е. входит в содержание послед­него. Отношения гражданских служащих, возникающие на основании акта назначе­ния на должность, т.е. отношения, связанные с поступлением на гражданскую службу, на­хождением на гражданской службе и ее пре­кращением, - это публично-правовые отно­шения, входящие в предмет административ­ного законодательства. Отношения, возника­ющие в связи с исполнением служебных обя­занностей по должности гражданской служ­бы на основании служебного контракта, за­ключенного гражданским служащим с кон­кретным государственным органом, - это служебно-трудовые отношения, входящие в предмет трудового права.

5. Целью административных договоров является регулирование управленческих от­ношений, посредством заключения такого соглашения стороны договариваются об осу­ществлении определенных действий в инте­ресах государственного управления , а также реализация некого общего блага, пуб­личных интересов, достижение общественно значимых результатов . Цель заключения служебного контракта - установление слу­жебных отношений, в результате которых гражданский служащий сможет выполнять должностные обязанности по реализации функций и полномочий того или иного госу­дарственного органа. Из этого следует, что служебному контракту, безусловно, присущи публично-правовые цели.

В то же время следует отметить ряд спе­цифических отличий, характерных для слу­жебного контракта с государственным слу­жащим, в котором определяются его должно­стные обязанности. Содержание (условия) этого документа не вырабатывается самими сторонами, а определено в Федеральном за­коне «О государственной гражданской служ­бе Российской Федерации». По мнению А.А. Осина, «анализируя статьи Закона, свя­занные со служебным контрактом, все боль­ше приходишь к выводу, что служебный кон­тракт как соглашение (если под этим словом подразумевается согласие сторон на те или иные условия и свободное волеизъявление при их формулировке) является чем-то эфе­мерным» .

Действительно, в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» достаточно деталь­но регламентировано содержание служебно­го контракта. Гражданский служащий может лишь согласиться с теми условиями, которые ему предлагаются, или нет.

В то же время законодательством о госу­дарственной гражданской службе не запре­щено предусматривать в служебном кон­тракте дополнительные условия, не ухудшаю­щие положение служащего, поэтому стороны могут определить в контракте отдельные по­ложения. Однако в действительности это не практикуется, что несколько ограничивает свободу сторон в установлении дополнитель­ных условий служебного контракта.

Следует обратить внимание на то, что Указом Президента Российской Федерации от 16.02.2005 г. № 159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении госу­дарственной гражданской службы Россий­ской Федерации и замещении должности го­сударственной гражданской службы Россий­ской Федерации» утверждена примерная ти­повая форма служебного контракта, что тоже несколько ограничивает свободу сторон в ус­тановлении дополнительных условий.

Таким образом, анализ признаков адми­нистративного договора в проекции на слу­жебный контракт позволяет сделать вывод о том, что служебный контракт является осо­бым видом административного договора, ко­торому присущ ряд следующих признаков:

— служебный контракт закрепляет факт добровольного двухстороннего волеизъяв­ления о прохождении государственной граж­данской службы:

— нормы Федерального закона «О госу­дарственной гражданской службе Россий­ской Федерации» о служебном контракте, яв­ляясь нормами административного права, имеют приоритет по отношению к нормам трудового права;

— для возникновения служебного отноше­ния необходимо наличие сложного юридиче­ского состава как акта назначения на долж­ность, так и служебного контракта, которому присущи публично-правовые цели.

Литература

1. Иванов СЛ. Трудовое право переход­ного периода // Государство и право. 1994. № 4; Куренной A.M., Маврин С.П., Хохлов Е.Б. Современные про­блемы российского трудового права // Правоведение. 1997. № 2; Чикано­ва JI.A. Правовое регулирование слу­жебных отношений на государствен­ной гражданской службе: вопросы те­ории и практики // Журнал россий­ского права. 2005. № 4.

2. Скачкова Г.С. Трудовые договоры в различных сферах деятельности. М., 2001. С.5.

3. Манохин В.М. Российское админист­ративное право. Саратов, 2000. С.16.

4. Старилов Ю.Н. Служебное право. М„ 1996; Ноздрачев А.Ф. От концепции реформирования государственной службы к новым идеям правового ре­гулирования государственно-служеб­ных отношений в Российской Феде­рации // Модернизация экономики России: итоги и перспективы. М., 2003; Гришковец А.А. Правовое регу­лирование государственной граждан­ской службы в Российской Федера­ции. М„ 2003.

5. Общие вопросы теории администра­тивного договора. Красноярск, 1998. С.26-29; Коренев А.П. Администра­тивное право Российской Федерации. М„ 2001. Часть I. С.183-185; Конин Н.М. Российское административное право. Саратов, 2001. С.258-259.

6. Чиканова Л.А. Правовое регулирова­ние служебных отношений на госу­дарственной службе: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 2005. № 4.

7. Чиканова Л.А. Применение трудового законодательства к служебным отно­шениям на государственной граждан­ской службе: теория и практика: Авто- реф. дисс… докт. юрид. наук. М., 2005.

8. Казанцев Н.М. Публично-правовое ре­гулирование государственной служ­бы // Государственная служба Рос­сийской Федерации: первые шаги и перспективы. С. 16.

9. Коренев А.П., Абдурахманов А.А. Ад­министративные договоры: понятие и виды // Журнал российского права. 1998. № 7.

10. Бахрах Д.Н. Административные до­говоры // Административное право России. М„ 2002.

11. Осин А А. Содержание, форма и осо­бенности заключения служебного кон­тракта //Трудовое право. 2007. № 5.

Служебным контрактом определяются основные условия прохождения гражданской службы. Предметом регулирования служебного контракта являются обязательства РФ и федерального государственного гражданского служащего, а также обязательства субъекта РФ и государственного гражданского служащего субъекта РФ, принимаемые на себя соответствующим государственным органом и государственным гражданским служащим.

Служебный контракт отражает совокупность подлежащих регулированию на индивидуальном уровне отношений, возникающих при поступлении гражданина на гражданскую службу и прохождении гражданской службы с учетом ее особенностей в государственном органе на конкретной должности Глушко Е.К. Государственная служба и административная реформа / Е.К. Глушко. - Ежегодник «Публично-правовые исследования», 2006. Том 1. // Система ГАРАНТ.. В частности, в служебные контракты включается наименование должности с указанием группы и категории должностей, указывается конкретное подразделение, размеры должностного оклада и оклада за классный чин, ежемесячных надбавок за особые условия, за выслугу лет, ежемесячного денежного поощрения, продолжительность основного и дополнительного отпуска, в том числе положение о предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный служебный день, если такой режим установлен в контракте.

При заключении служебного контракта гражданин (гражданский служащий) обязуется исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа. Казанцев Н.М. Публично-правовое регулирование государственной службы / Н.М. Казанцев. - М.: Проспект, 2008. - С. 62. Исходя из требований Федерального закона изменения, вносимые в служебный контракт, должны быть оформлены по обоюдному соглашению сторон служебного контракта в письменной форме.

Служебный контракт:

Заключается при назначении на должность гражданской службы;

Вступает в силу со дня его подписания сторонами;

Не может ухудшать условия прохождения гражданской службы и ущемлять права гражданского служащего, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В служебном контракте указываются фамилия, имя, отчество гражданина или гражданского служащего и наименование государственного органа, а также фамилия, имя, отчество представителя нанимателя. Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе» / под ред. Козбаненко В.А., - М.: Статут, 2009. - С. 211.

Общие положения служебного распорядка об отпусках и режиме труда, положения нормативных правовых актов государственных органов о премировании и об оплате труда гражданских служащих конкретизируются в служебном контракте применительно к каждому гражданскому служащему. Рой О. Режим управленческого труда в контексте квалификационной оценки госслужащих / О. Рой // Государственная служба. - 2008. - № 1. - С. 19.

В зависимости от срока действия служебные контракты подразделяются на два вида: служебный контракт на неопределенный срок и срочный служебный контракт.

Срочный служебный контракт заключается на срок не менее одного года и не более пяти лет. Однако возможны ситуации, когда срочные служебные контракты с гражданскими служащими заключаются на срок полномочий лица, замещающего государственную должность, который может выходить за указанные временные рамки Беляев А. Порядок прохождения государственной службы / А. Беляев // Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2009. - № 10 // Система ГАРАНТ.. При заключении срочного служебного контракта в нем должны быть указаны правовые основания, в соответствии с которыми он заключается на определенный срок. К правовым основаниям заключения срочного служебного контракта отнесены случаи, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы. В случае заключения срочного служебного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта в соответствии с федеральными законами.

К основным случаям заключения служебного контракта относятся:

1) замещение отдельных должностей гражданской службы категории «руководители», а также должностей гражданской службы категории «помощники (советники)»;

2) замещение должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с федеральными законами сохраняется должность гражданской службы;

3) замещения должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

4) замещения должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ, иных представительствах РФ и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории РФ;

5) замещения должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;

6) замещения временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта;

7) замещения должности гражданской службы, по которой установлен особый порядок оплаты труда, состоящей из оклада денежного содержания и материального стимулирования профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, при котором материальное стимулирование производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте. Пресняков М.В. Обеспечение конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе / М.В. Пресняков // Гражданин и право. - 2009. - № 7. - С. 30

С государственным гражданским служащим, с которым был заключен служебный контракт на неопределенный срок и достигшим возраста 60 лет, указанный контракт перезаключается на срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет. Данная правовая норма носит императивный характер, то есть не предусматривает иных вариантов решения. Это означает, что при волеизъявлении гражданского служащего продолжить государственную гражданскую службу в замещаемой им должности, оформленном письменным заявлением, представитель нанимателя обязан перезаключить с ним служебный контракт, заключенный на неопределенный срок, на срочный служебный контракт. Срок действия контракта в этом случае определяется представителем нанимателя, но при этом он не может быть менее одного года.

Вместе с тем порядок перезаключения служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, на срочный служебный контракт законодательством о государственной гражданской службе РФ не определен.

В отношении гражданских служащих, достигших возраста 60 лет, замещающих должность гражданской службы на основе срочного служебного контракта, правоприменительная практика складывается следующим образом. Щербаков Ю.Н. Государственная и муниципальная служба / Ю.Н. Щербаков. - Ростов-н/д.: Феникс, 2007. - С. 95. После окончания действия срочного служебного контракта, заключенного менее чем на пять лет, по согласию сторон заключается новый срочный служебный контракт до достижения гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе (65 лет). Срок действия контракта в этом случае определяется представителем нанимателя, но при этом этот срок не может быть менее одного года.

СЛУЖЕБНЫЙ КОНТРАКТ

о прохождении государственной гражданской службы Российской

Федерации и замещении должности государственной гражданской

службы Российской Федерации в центральном аппарате

Министерства природных ресурсов

Российской Федерации

Представитель нанимателя в лице Министра природных ресурсов Российской Федерации _______________________________, действующего на основании Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2004 N 370, с одной стороны, и гражданин Российской Федерации (государственный гражданский служащий Российской Федерации) __________________________________, (Ф.И.О.) именуемый в дальнейшем Гражданский служащий, с другой стороны, заключили на основе Приказа МПР России от ________ N ________ настоящий служебный контракт о нижеследующем:

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. По настоящему служебному контракту Гражданский служащий берет на себя обязательства, связанные с прохождением государственной гражданской службы Российской Федерации, а Представитель нанимателя обязуется обеспечить Гражданскому служащему прохождение государственной гражданской службы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации.

2. Гражданский служащий обязуется исполнять должностные обязанности по должности ______________, учрежденной в целях обеспечения исполнения полномочий Министерства природных ресурсов Российской Федерации в соответствии с прилагаемым к настоящему служебному контракту должностным регламентом (не приводится) государственного гражданского служащего Российской Федерации и соблюдать служебный распорядок МПР России, а Представитель нанимателя обязуется обеспечить Гражданскому служащему замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, своевременно и в полном объеме выплачивать Гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации и настоящим служебным контрактом.

3. В реестре должностей федеральной государственной гражданской службы должность, замещаемая Гражданским служащим, отнесена к группе ________________ должностей государственной гражданской службы Российской Федерации категории ________________.

4. Дата начала исполнения должностных обязанностей _________________.

II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО

5. Гражданский служащий имеет права, предусмотренные статьей 14 и другими положениями Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), иными нормативными правовыми актами о государственной гражданской службе Российской Федерации, в том числе право расторгнуть служебный контракт и уволиться с государственной гражданской службы Российской Федерации по собственной инициативе, предупредив об этом Представителя нанимателя в письменной форме за две недели.

6. Гражданский служащий обязан исполнять обязанности государственного гражданского служащего Российской Федерации, предусмотренные статьей 15 Федерального закона, в том числе соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом и другими федеральными законами.

III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ НАНИМАТЕЛЯ

7. Представитель нанимателя имеет право:

а) требовать от Гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, возложенных на него настоящим служебным контрактом, должностным регламентом государственного гражданского служащего Российской Федерации, а также соблюдения служебного распорядка МПР России,

б) поощрять Гражданского служащего за безупречное и эффективное исполнение служебных обязанностей,

в) привлекать Гражданского служащего к дисциплинарной ответственности в случае совершения им дисциплинарного проступка,

г) реализовывать иные права, предусмотренные Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о государственной гражданской службе Российской Федерации.

8. Представитель нанимателя обязан:

а) обеспечить Гражданскому служащему организационно-технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей,

б) обеспечить предоставление Гражданскому служащему государственных гарантий, установленных Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами и настоящим служебным контрактом,

в) соблюдать законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, положения нормативных актов МПР России и условия настоящего служебного контракта,

г) исполнять иные обязанности, предусмотренные Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами о государственной гражданской службе Российской Федерации.

IV. ОПЛАТА ТРУДА

9. Гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из:

1) оклада месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), который состоит из:

1.1) месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада) в размере ________ рублей в месяц;

1.2) месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы (оклада за классный чин) в размере _______ рублей в месяц;

2) ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты), в которые включаются в том числе:

2.1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации в размере _________ процентов этого оклада;

2.2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации в размере _______ процентов этого оклада;

2.3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (включается в служебный контракт с лицом, допущенным до таких сведений), в размере ________ процентов этого оклада;

2.4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий (максимальный размер не ограничивается);

2.5) ежемесячное денежное поощрение в размере _________ должностных окладов;

2.6) единовременная выплата один раз в год при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь;

2.7) другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

10. Порядок выплаты и размеры оклада за классный чин и дополнительных выплат определяются приказами и Положениями Представителя нанимателя, изданными в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", указами Президента Российской Федерации, а также в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

V. СЛУЖЕБНОЕ ВРЕМЯ И ВРЕМЯ ОТДЫХА

11. Гражданскому служащему устанавливается нормальная продолжительность служебного времени - 40 часов в неделю и пятидневная служебная неделя (или ненормированный служебный день, или сокращенная продолжительность служебного времени ____ часов в неделю).

12. Гражданскому служащему предоставляются:

а) ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 (35) календарных дней,

б) ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации,

в) ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день ____ календарных дней.

VI. СРОК ДЕЙСТВИЯ СЛУЖЕБНОГО КОНТРАКТА

13. Служебный контракт заключается:

а) на неопределенный срок

б) на определенный срок (от одного года до пяти лет)

_________________________________________________________________________. (указывается конкретный срок служебного контракта и причина (правовое основание) заключения срочного контракта)

VII. УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ, КОМПЕНСАЦИИ И ЛЬГОТЫ В СВЯЗИ

С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

14. Гражданскому служащему выделяется служебное место и обеспечиваются надлежащие организационно-технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей.

15. Гражданскому служащему предоставляются основные государственные гарантии, указанные в статье 52 Федерального закона, а при определенных условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - дополнительные государственные гарантии, указанные в статье 53 Федерального закона.

VIII. ИНЫЕ УСЛОВИЯ СЛУЖЕБНОГО КОНТРАКТА

16. Гражданскому служащему устанавливается испытание на срок ____ месяцев в целях проверки его соответствия замещаемой должности государственной гражданской службы Российской Федерации.

17. Гражданский служащий подлежит обязательному страхованию, предусмотренному законодательством Российской Федерации.

18. В соответствии с пунктом 5 статьи 48 Федерального закона, пунктом 5 раздела 1 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 110, может быть проведена внеочередная аттестация Гражданского служащего.

IX. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН СЛУЖЕБНОГО КОНТРАКТА.

ИЗМЕНЕНИЕ И ДОПОЛНЕНИЕ СЛУЖЕБНОГО КОНТРАКТА.

ПРЕКРАЩЕНИЕ СЛУЖЕБНОГО КОНТРАКТА

19. Представитель нанимателя и Гражданский служащий несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

20. Запрещается требовать от Гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных настоящим служебным контрактом и должностным регламентом государственного гражданского служащего Российской Федерации.

21. Изменения и дополнения могут быть внесены в настоящий служебный контракт по соглашению сторон в следующих случаях:

а) при изменении законодательства Российской Федерации;

б) по инициативе любой из сторон настоящего служебного контракта.

При изменении Представителем нанимателя существенных условий настоящего служебного контракта Гражданский служащий уведомляется об этом в письменной форме не позднее чем за два месяца до их изменения.

22. Изменения и дополнения, вносимые в настоящий служебный контракт, оформляются в виде письменных дополнительных соглашений, которые являются неотъемлемой частью настоящего служебного контракта.

23. Настоящий служебный контракт может быть прекращен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации.

X. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ И РАЗНОГЛАСИЙ

24. Споры и разногласия по настоящему служебному контракту разрешаются по соглашению сторон, а в случае если согласие не достигнуто - в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Настоящий служебный контракт составлен в двух экземплярах. Один экземпляр хранится Представителем нанимателя в личном деле Гражданского служащего, второй - у Гражданского служащего. Оба экземпляра имеют одинаковую юридическую силу.

Представитель нанимателя Гражданский служащий

_________________________________ _______________________________ (наименование должности, Ф.И.О. (Ф.И.О.) _________________________________ _______________________________ руководителя государственного _________________________________ _______________________________ органа (аппарата государственного (подпись) _________________________________ органа) либо его представителя) "___" _______________ 200 __ г.

Паспорт: (подпись) Серия _________________________ N _____________________________ "___" _________________ 200 __ г. Выдан _________________________ _______________________________ (место печати) Адрес _________________________ _______________________________ Адрес: __________________________ Телефон________________________ _________________________________



Просмотров