Возможные меры по предупреждению банкротства организаций. Понятие и сущность мер по предупреждению банкротства организаций. Санация без реорганизации

Сегодня банкротство представляет собой неизбежный и объективно обусловленный результат функционирования рыночных отношений. Меры по восстановлению платежеспособности, недопущению банкротства - являются общей обязанностью добросовестного предпринимателя.

Досудебные процедуры банкротства, несмотря на их целевую направленность, отличаются от судебных процедур тем, что :

  • - проводятся заинтересованными лицами самостоятельно, без вмешательства судебных органов;
  • - в этих процедурах активную роль выполняют должник и его собственник (учредители);
  • - внесудебные процедуры целесообразны на начальных стадиях развития банкротства.

В соответствии со ст. 30 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (далее - закон о банкротстве), меры по предупреждению банкротства организаций:

  • 1. В случае возникновения признаков банкротства, установленных п. 2 ст. 3 закона, руководитель должника обязан направить сведения о наличии признаков банкротства собственнику имущества должника - унитарного предприятия и лицам, имеющим право инициировать созыв внеочередного общего собрания акционеров (участников), в течение 10 дней с даты, когда руководителю стало или должно было стать известно об их возникновении.
  • 2. Учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законом, обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.
  • 3. В целях предупреждения банкротства организаций учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на восстановление платежеспособности должника. Меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником.

В системе стабилизационных мер, направленных на вывод предприятия из кризисного финансового состояния, важная роль отводится его финансовому оздоровлению (санации). Наиболее широкий диапазон форм имеет досудебная санация «меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства» (ст. 2 Закона о банкротстве).

Досудебная санация - одно из трех мероприятий, предусмотренных Законом для достижения цели восстановления платежеспособности должника наряду с мерами периода наблюдения и внешнего управления.

В рамках проведения досудебной санации происходит полное погашение требований по обязательствам и обязательным платежам. Для погашения всех требований должнику предоставляется финансовая помощь.

Основным требованием, предъявляемым к досудебной санации, является ее размер. Так, п. 1 ст. 31 Закона о банкротстве предусмотрено, что «учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей, и восстановления платежеспособности должника (санация)».

Таким образом, в порядке досудебной санации можно удовлетворить только все требования в полном объеме и только одновременно. При этом, проведение досудебной санации возможно ровно до тех пор, пока кредитор, либо группа кредиторов, либо другие субъекты не обратятся в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника о признании должника банкротом (сделать это может и сам должник, подав заявление о банкротстве). При наличии определенных признаков суд обязан будет принять заявление, даже если должник представит доказательства осуществления досудебной санации (например, соответствующий договор, подписанный с санатором накануне). В случае принятия судом заявления о банкротстве дальнейшие мероприятия будут судебными, т.е. будут проводиться в соответствии с Законом о банкротстве под контролем суда. Заключенный, но не исполненный договор о досудебной санации в этом случае прекращается по причине невозможности исполнения .

В то же время, оказывать такую помощь может практически любое лицо, включая учредителей (участников) собственника имущества унитарного предприятия и учредители (участники) юридического лица, кредиторов.

Пункт 2 ст. 31 Закона о банкротстве уточняет, что предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.

Таким образом, досудебная санация носит упреждающий характер, полностью согласуется с целями и интересами предприятия, подчинена задачам антикризисного управления и сочетается с осуществляемыми мерами внутренней финансовой стабилизации. Данные процедуры позволяют без обращения в арбитражный суд решить вопросы о дальнейшей деятельности организации или добровольно ликвидироваться. И, хотя, эта помощь не будет безвозмездной, однако она позволит сохранить предприятию жизнь.

Изучение опыта преодоления кризисных ситуаций многих предприятий как в индустриально развитых странах, так и в современной России, позволяет выделить две наиболее распространенные тактики проведения финансового оздоровления (санации) предприятий :

  • 1) Защитная (оборонительная) тактика является основной тактикой для проведения процедуры. Прежде всего, она направлена на то, чтобы сократить инвестиции фирмы и операционные объемы, сбалансировать приток и расход денежных средств. Данная концепция предполагает привлечение внешней финансовой помощи для соответствующей реструктуризации предприятия с целью сокращения персонала, закрытия отдельных структурных подразделений, уменьшения объемов производства и т.п.
  • 2) Наступательная тактика направлена на диверсификацию операционной и инвестиционной деятельности предприятия, привлечение внешней финансовой помощи для расширения ассортимента конкурентоспособной продукции, выхода на другие региональные рынки, быстрое завершение реальных инвестиционных проектов и т.п. В этом случае привлечение внешней помощи необходимо, для того чтобы укрепить объемы производства. Предполагается расширить ассортимент товара, выдвинуть продукцию на более высокий уровень, увеличить конкурентоспособность. Также должна присутствовать возможность выхода на региональный рынок. Необходимо спланировать завершение инвестиционных операций в кратчайшие сроки. Процедура досудебной санации направлена на то, чтобы стабилизировать все функции предприятия и при этом не нарушить его деятельность.

В зависимости от масштабов кризисного состояния предприятия выявленных в процессе диагностики банкротства и принятой концепции санации, различают 2 основных направления ее осуществления:

  • - Санация, направленная на его реструктуризацию (реорганизацию);
  • - Санация, направленная на реструктуризацию (рефинансирование) долга.

Финансовая помощь может быть оказана в виде:

  • - возвратной финансовой помощи - займа (процентного и беспроцентного);
  • - безвозвратной финансовой помощи - безвозмездное поступление;
  • - принятия решения о выпуске и размещении облигаций, векселей;
  • - принятия решения об увеличении уставного капитала (увеличение номинальной стоимости акций или дополнительный выпуск акций).

При этом, прежде чем приступать к досудебной санации, необходимо определить ее целесообразность. Если в данном случае имеются альтернативные формы проведения санации, необходимо подробно изучить их. Узнать, будет ли эффективным проведение этой процедуры, можно при помощи расчета, который покажет все шансы успешности.

Досудебная санация должна быть направлена на устранение кризиса. Она проводится в целях поддержания финансовой устойчивости. В процессе у предприятия может сформироваться дополнительная прибыль за счет повышения производства и хозяйственной деятельности. Для того чтобы эффективно произвести затраты на санацию, следует выделить дополнительные средства и сформировать бюджет, при этом происходит объективная оценка инвестиций.

Примером проведения успешного финансового оздоровления может послужить ситуация на Челябинском тракторном заводе УРАЛТРАК .

В последние несколько лет назад это предприятие являлось убыточным. Но благодаря грамотно проведенной реструктуризации производство удалось возродить, более того, расширить. Завод находился в конкурсном производстве и шел к ликвидации.

В настоящее время, ЧТЗ - это завод гигант, занимающий 1, 5 млн м2 площадей под производство, имеющий в своем распоряжении почти 20 тыс. ед. техники, станков и иного оборудования, предоставляющий рабочие места 20 тыс. чел. В его состав входит 150 юридических лиц и несколько десятков дочерних предприятий. За два последних года его выработка выросла в 2, 5 раза. Для компании сложным было решение о разделе ЧТЗ на части, но оно оказалось спасительным - организованный технопарк помог создать новые рабочие места, дал производственные мощности, которые ранее простаивали, имущество завода стало работать эффективнее.

Затем администрация области приобрела пакет акций предприятия, что также способствовало упрочению его положения.

При этом все же, главными шагами стало ориентирование на развитие, на расширение производства, на обновление парка техники. Использование новейшего, модернизированного оборудования способствовало выходу предприятия на новые рынки - зарубежные.

Сейчас ЧТЗ поставляет свою продукцию в Индию, Пакистан, Саудовскую Аравию, Ливию, Вьетнам, а также в Грузию и страны Прибалтики. Как можно видеть, финансовое оздоровление было проведено максимально грамотно - предприятие не стало сокращать мощности и увольнять людей, а наоборот, развернулось, не считаясь с тратами, изменило политику.

Таким образом, для того чтобы предотвратить банкротство, необходимо принимать меры, как экономические, так и юридические. Последние предусматривают заключение кредитных сделок, контрактов, своевременное взыскание дебиторской задолженности. Эти мероприятия направлены на преодоление кризисного состояния. Они должны способствовать повышению платежеспособности должника. Принятые меры в дальнейшем помогут избежать нежелательных признаков банкротства. Немаловажно погасить задолженность по обязательным платежам. Для того чтобы провести досудебную санацию, необходимо, чтобы у должника были шансы на восстановление. Эти возможности выявляются на основе анализа финансового состояния.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство сельского хозяйства

Омский Государственный Аграрный Университет

Институт экономики и финансов

Кафедра экономики и права

По дисциплине: «Основы банкротства предприятий»

Тема: «Меры по предупреждению банкротства»

Список литературы

1. Меры по предупреждению банкротства

Меры по предупреждению банкротства организаций описаны в ст. 30 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", которая гласит: "В случае возникновения признаков банкротства, установленных пунктом 2 статьи 3 Федерального закона, руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника - унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства…

В целях предупреждения банкротства организаций учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на восстановление платежеспособности должника. Меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником".

Меры по предупреждению банкротства наиболее часто носят экономический и (или) организационный характер и заключаются, преимущественно, в покупке государством или муниципальным образованием акций юридического лица, обеспечении кредитов (залог, поручительство, банковская гарантия), предоставлении ссуд, реструктуризации задолженности, предоставлении налоговых льгот или отсрочке уплаты налогов (налоговый кредит, налоговый инвестиционный кредит), реорганизации или содействии реорганизации юридического лица, повышении экспортных квот. Выбор тех или иных мер зависит от причин, порождающих опасность банкротства. Исходными причинами, как правило, являются: низкий научно-производственный потенциал, слабость организационного потенциала, неэффективность системы управления (механизмов управления и организации управления), серия ошибок в принятии решений стратегического характера.

Очевидно, что предпосылки банкротства возникают задолго до наступления опасности банкротства. Основными сигналами возможного наступления неблагополучия предприятия на разных стадиях развития производственной системы являются:

· на стадии развития (повышения научно-технического уровня системы и эффективности производства) - непредвиденные революционные изменения в технологии; устаревание вновь внедренной технологии вследствие низких темпов развития (долгостроя) или принятия непрогрессивных решений при проектировании технологической системы; большое несоответствие фактического спроса на производимый товар предшествующему прогнозу спроса; обострение конкуренции, закрывающее возможности проникновения на рынок;

· на стадии стабильного функционирования технологической системы - замедление роста спроса на производимые товары (слабые обратные сигналы); обострение конкуренции, сопровождаемое потерей позиций на рынке (обратные сигналы средней интенсивности); насыщение или затухание спроса, угроза потери рынка (сильные обратные сигналы);

· на стадии деградации технологической системы - потеря конкурентоспособности (слабые обратные сигналы о разорении); риск разорения (сильные обратные сигналы о разорении).

Таким образом, если технологическая система предприятия находится на стадии деградации и появились явные признаки банкротства, то без финансовой помощи в объеме, позволяющем осуществить реконструкцию производства, восстановить стабильную платежеспособность предприятия практически не представляется возможным. Без достаточного финансирования инвестиций в развитие реальна только ликвидация данного юридического лица, в том числе путем продажи имущественного комплекса или присоединения к другому юридическому лицу.

Очевидно, что норма статьи 27 Закона (о предоставлении финансовой помощи предприятию в порядке досудебной санации) не предусматривает такого размера финансирования. Предоставление финансовой помощи должнику, потерявшему конкурентоспособность, в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей, является, скорее всего, методом "украшения витрин", позволяющим скрыть на время реальное финансовое состояние юридического лица от кредиторов. Следует иметь в виду, что улучшение коэффициентов платежеспособности и критической оценки ликвидности будет носить в данном случае исключительно временный характер.

К основным мерам, направленным на оздоровление, которые предприятия могут принимать самостоятельно (в том числе с привлечением заемных средств), относятся;

· выбор приоритетных направлений повышения отдачи (качества использования) имеющихся факторов производства и их обновления с учетом конъюнктуры рынка (рынка факторов производства);

· пересмотр ассортиментной политики с целью рационализации структуры ассортимента по параметрам удельного веса в общем объеме производства и рентабельности продукции;

· полноценное использование существующего социального потенциала и повышение организационного потенциала (на основе эффекта синергизма);

· оптимизация рыночной стратегии и выбор конкурентных позиций на рынке

2. Антикризисное управление до процедуры банкротства

Кризисные ситуации возникают на всех стадиях жизненного цикла предприятия. Реализация всей совокупности антикризисных процедур начинается лишь на определенном этапе жизненного цикла: в условиях резкого спада характеризующегося как правило неплатежеспособностью предприятия. В то же время антикризисное управление находящиеся за рамками процедур банкротства и призванные нейтрализовать последствия возникновения кризисных ситуаций применяются на всех стадиях жизненного цикла компании.

Технологии антикризисного управления должны обеспечить возможность поиска реальных источников инвестиций в том числе может быть и не традиционные для современной России и способов их привлечения.

Многочисленные производственные предприятия не располагают достаточными средствами не только на цели социального развития и содержание жилищно-коммунального хозяйства но даже на выплату заработной платы оплату электроэнергии и закупку сырья не говоря уже об инвестиционных ресурсах. По данным Госкостата в среднем по регионам большинство промышленных предприятий находятся в тяжелом финансовом положении имеют значительную кредиторскую задолженность перед бюджетом внебюджетными фондами и контрагентами. Более 00% предприятий имеют признаки несостоятельности подпадающие под законодательство о банкротстве.

В лучшем положении находятся преимущественно предприятия сырьевых и обрабатывающих отраслей экспортирующих нефть газ металлы и тому подобное. Хотя как показывает практика и они испытывают трудности в связи с ростом производственных издержек обусловленных в свою очередь падением объемов продаж выравниванием уровней внутренних и мировых цен ухудшающейся конъюнктурой мирового рынка а часто и неэффективным менеджментом.

Антикризисное управление базируется как на общих закономерностях присущих управленческим процессам так и на специфических особенностях связанных с осуществлением антикризисных процедур. Так управление всегда целенаправленно. Выбор и формирование целей является исходным пунктом в любом процессе управления в том числе антикризисном.

В то же время система контроля и раннего обнаружения признаков предстоящей кризисной ситуации является специфическим атрибутом присущим процессу антикризисного управления.

Кризис меняет поведение предприятия его цели и способы их достижения. Складывается специфическая экономика банкротства при которой умение перекладывать собственные убытки на других более надежно защищает предприятие чем само по себе снижение убытков; умение привлекать средства важнее умения их эффективно использовать.

Главная особенность антикризисной стратегии как и антикризисного управления в целом - жесткое ограничение сроком. В одних случаях это грозящая процедура банкротства в других - сроки внешнего управления. Чтобы уложиться в эти сроки антикризисный управляющий должен быстро принимать решения и действовать в соответствии с ними. Ближайшая цель антикризисного управления - обеспечить рентабельность производства. Для достижения этой цели в стратегию должен быть заложен ряд частных задач: реструктуризация задолженности сокращение издержек и т.п. Определяется «здоровая» часть предприятия способная функционировать и приносить прибыль остальное безжалостно отсекается. Формируются необходимые реорганизации проводится продажа активов.

3. Методы выхода предприятия из кризиса

Выход из кризисной ситуации всегда существует. Другое дело какой ценой его приходится оплачивать. Этой ценой и определяется эффективность антикризисного управления. Успешное антикризисное управление - это прежде всего грамотное управление основанное на умении правильно применять достижения современного менеджмента. В этом смысле оно ничем не отличается от эффективного управления фирмой в обычных условиях. Однако кризисное положение фирмы меняет акценты. То с чем можно было бы мириться в период относительного благополучия становится совершенно недопустимым в чрезвычайных обстоятельствах.

Выбор между ликвидацией и оздоровлением предприятия является сложной задачей которая решается совместными усилиями управленческих служб предприятия местными региональными и федеральными органами власти. Если ограничиваться финансовыми аспектами проблемы то недостаток средств предприятия и возможности его компенсирования и восполнения с одной стороны затраты на ликвидацию - с другой являются критериями по которым можно решить вопрос о сохранении или ликвидации предприятия.

Затем должны определяться предприятия которые не способы существовать в рыночной среде или мешают развитию региона (например фактически несостоятельные экологически вредные подлежащие ликвидации или выводу из региона по другим причинам) и разрабатываться мероприятия по их реорганизации или ликвидации (использование основных фондов и земельных участков трудоустройство высвобождающегося персонала развитие на их производственной базе малого предпринимательства и так далее).

Речь идет в первую очередь о методах выхода предприятия из кризиса. Выбору методов решения этой задачи предшествует анализ следующих проблем:

1. В случае если неплатежеспособность предприятия является временной и в течение короткого периода времени с возобновлением денежных поступлений может быть преодолена кредиторы могут договориться о предоставлении фирме времени на выполнение ее обязательств.

2. Должно ли неплатежеспособное предприятие быть сохранено в силу своей особой значимости для экономики страны для того чтобы оно продолжало функционировать или его необходимо ликвидировать а имущество выставить на аукцион для продажи?

В процессе оздоровления фирмы или ее ликвидации должно ли оставаться на своем месте и выполнять все функции управления прежнее руководство или должен назначаться внешний управляющий?

Собственники предприятий совместно с кредиторами могут принять меры по досудебной санации предприятия в частности оказать финансовую помощь предприятию-должнику для восстановления платежеспособности. Каковы размеры такой помощи каким образом она может быть наиболее рационально предоставлена - все эти вопросы для анализа как самим предприятиям-должникам так и аналитическими службами кредиторов органов власти других организаций.

Таким образом, принимается решение либо о реорганизации предприятия с целью его сохранения либо о его ликвидации. Зарубежный опыт констатирует что ликвидация предприятия фирмы корпорации должна осуществляться в том случае если их восстановление маловероятно и продолжение его деятельности связано для кредиторов с еще большим риском или большими убытками.

Однако реструктуризацию в полном объеме необходимо и возможно проводить лишь при первых признаках надвигающегося кризиса (т.е. на первой самое позднее - второй фазах) тогда как в зоне «ближнего» банкротства ни времени ни средств уже нет.

В случае сохранения предприятия его менеджменту предстоит решать как минимум две основные задачи:

Восстановить платежеспособность и стабилизировать финансовое положение предприятия;

Разработать стратегию развития и провести на ее основе реструктуризацию предприятия с целью устранения причин кризиса недопущения повторения кризисных явлений в будущем.

«Алгоритм выбора методов финансового оздоровления включает следующие этапы:

Первый этап - устранение внешних факторов банкротства. На этом этапе реализуются оперативные методы восстановления платежеспособности: совершенствования платежного календаря; регулирование уровня незавершенного производства; перевод низкооборотных активов в высокооборотные; переоформление краткосрочной задолженности в долгосрочную другие меры.

Второй этап - проведение локальных мероприятий по улучшению финансового состояния.

Цель применения данных методов финансового оздоровления заключается в обеспечении устойчивого финансового положения предприятия в среднесрочной перспективе которое проявляется в стабильном поступлении выручки от реализации достаточном уровне ликвидности активов повышении рентабельности до 0-0%.

На втором этапе применяются следующие методы:

Установление путей восстановления штрафных санкций за просроченную краткосрочную задолженность;

Обеспечение достаточности финансовых ресурсов для покрытия вновь возникающих текущих обязательств;

Постепенное погашение старых долгов.

При этом оценивается возможность привлечения дополнительных внутренних источников финансирования: реализация ненужных и неиспользуемых высокооборотных активов сокращение затрат до минимально допустимого уровня проведение энерго- и ресурсосберегающих мероприятий.

Третий этап - создание стабильной финансовой базы.

Целью долгосрочных методов финансового оздоровления является обеспечение устойчивого финансового положения предприятия в долгосрочной перспективе - создание оптимальной структуры баланса и финансовых результатов устойчивости финансовой системы предприятия к неблагоприятным внешним воздействиям.

Долгосрочными методами финансового оздоровления являются:

Активный маркетинг с целью поиска перспективной рыночной ниши;

Поиск стратегических инвестиций;

Смена активов под новую продукцию.»

Сущность стабилизационной программы заключается в маневре денежными средствами для заполнения разрыва между их расходованием и поступлением. Маневр осуществляется как уже полученными и материализованными в активах предприятия средствами так и теми что могут быть получены если предприятие переживет кризис.

Заполнение «кризисной ямы» может быть осуществлено и увеличением поступления денежных средств (максимизацией) и уменьшением текущей потребности в оборотных средствах (экономией). Рассмотрим мероприятия стабилизационной программы обеспечивающие решения этой задачи.

Увеличение денежных средств основано на переводе активов предприятия в денежную форму. Это требует решительных и нередко шокирующих обычного руководителя предприятия шагов так как связано со значительными потерями. Потери неизбежны.

Продажа краткосрочных финансовых вложений - наиболее простой и сам собой напрашивающийся шаг для мобилизации денежных средств. Как правило на кризисных предприятиях он уже совершен. Еще одно замечание. В условиях фактической стагнации фондового рынка дисконт при продаже ценных бумаг бессмысленно рассчитывать - они идут по той цене по которой их готовы купить.

Продажа дебиторской задолженности также очевидна и предпринимается в настоящее время многими предприятиями. Специфика этой меры в рамках стабилизационной программы заключается в том что дисконты здесь могут быть гораздо больше чем представляется руководству кризисного предприятия.

Продажа запасов готовой продукции сложнее так как во-первых предполагает продажу с убытками а во-вторых ведет к осложнениям с налоговыми органами. Однако как уже отмечалось суть стабилизационной программы заключается в маневре денежными средствами. Убытки в данном случае представляют собой жертвование частью полученных в прошлом денежных средств а проблемы с уплатой налогов при такой реализации закрываются уменьшением возможных будущих поступлений.

Продажа избыточных производственных запасов. Наличие на складе сырья А на месяц является избыточным запасом если сырья Б осталось еще на одну неделю а денег для его закупки нет. Поэтому для обеспечения производства необходимо реализовать часть запасов сырья А даже по цене ниже покупной и несмотря на то что через некоторое время его опять придется закупать вероятно по более высокой цене. Это еще один пример маневра прошлыми и будущими денежными средствами.

Продажа инвестиций (деинвестирование) может выступать как остановка ведущихся инвестиционных проектов с продажей объектов незавершенного строительства и неустановленного оборудования или как ликвидация участия в других предприятия (продажа долей). Решение о деинвестировании принимается на основании анализа сроков и объемов возврата средств на вложенный капитал. При этом стратегические соображения е играют определяющей роли - если конкретный инвестиционный проект начнет давать отдачу за пределами горизонта антикризисного управления он может быть ликвидирован. Сохранение долгосрочных инвестиционных проектов в условиях кризиса - верный путь к банкротству.

Продажа нерентабельных производств и объектов непроизводственной сферы наиболее сложна и предполагает особый подход. Часть нерентабельных производственных объектов как правило входит в основную технологическую цепочку предприятия. При этом в стабилизационной программе невозможно корректно определить какие из них имеет смысл сохранить а какие в любом случае следует ликвидировать - это требует детального анализа осуществимого только в рамках реструктуризации.

Для того чтобы минимизировать риск от подобного шага необходимо ранжировать производства по степени зависимости от них технологического цикла предприятия. Ранжирование ввиду сжатых сроков осуществляется преимущественно экспертным методом с учетом последующих правил.

В первую очередь продаже подлежать объекты непроизводственной сферы и вспомогательные производства использующие универсальное технологическое оборудование (например ремонтно-механические и строительно-ремонтные цеха). Их функции передаются внешним подрядчикам.

Во вторую очередь ликвидируются вспомогательные производства отдельные ремонтные подразделения). Отсутствие этих производств в будущем можно будет компенсировать как за счет покупки соответствующих услуг так и их воссоздания в экономически оправданных масштабах необходимости.

В третью очередь избавляются от нерентабельных объектов основного производства находящихся в самом начале технологического цикла (литейные и кузнечно-прессовые цеха). Их функции также передаются внешним поставщикам. В некоторых случаях объекты второй и третьей очередей целесообразно поменять местами.

В четвертую очередь отказываются от нерентабельных производств находящихся на конечной стадии технологического цикла. Причем такая мера скорее приемлема для предприятий обладающих не одной а несколькими технологическими цепочками а также для предприятий полуфабрикаты которых имеют самостоятельную коммерческую ценность. Особенно если эти полуфабрикаты более рентабельны чем конечный продукт что нередко встречается на химических заводах.

Ликвидация объектов основного производства в жестких условиях антикризисного управления весьма нежелательна и допустима только в качестве крайней меры. Оптимальным было бы решение их судьбы в рамках реструктуризации а не стабилизационной программы. Продажу основных фондов скорее всего придется производить по цене ниже их балансовой стоимости а это означает проблемы с налогообложением в будущем.

Основное отличие всех перечисленных процедур предупреждения банкротства заключается в том что их применение не влечет за собой прекращение деятельности предприятий-должников. Главная задача - обеспечить вывод предприятия из неплатежеспособного состояния и нормальное его функционирование.

банкротство финансовый должник кредитор

Список литературы

1. ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"

2. Завлина П.Н. Барютин Л.С. Валдайцев С.В. Васильев А.В. Казанцева А.К. Миндели Л.Э. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика:Учеб.пособие для экон.спец.вузов. - М.: Экономика 2008 год

3. Масевич М.Г. и др. Комментарий к федеральному закону Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве)". - М.: Филинъ Юстицинформ

4. Шатский Г.Ю. «Антикризисное управление промышленными предприятиями в переходный период». М.: «Филинъ» 2008 год.

5. Экономика предприятия. Учеб.. Е.В.Арсенова Я.Д.Балыков И.В.Корнеева и др.; Под ред.Н.А.Сафронова - М.: Юристъ 2007 год

6. Юджин Ф. Бригхэм. Энциклопедия финансового менеджмента. М.: РАГС - «ЭКОНОМИКА» 2007 год.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Стадии и формы банкротства. Внесудебная и судебная процедура банкротства, проведение наблюдения, финансового оздоровления, конкурсного производства и мирового соглашения. Методы прогнозирования банкротства на предприятии, цели антикризисного управления.

    курсовая работа , добавлен 13.05.2011

    Финансовая санация как способ предотвращения банкротства предприятия. Примерная структура ее плана. Виды мероприятий, которые проводятся в рамках финансового оздоровления субъектов хозяйствования. Меры по восстановлению платежеспособности должника.

    реферат , добавлен 22.12.2014

    Реабилитационные процедуры банкротства - наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение, конкурсное производство. Управление (судебная санация), особенности исполнения обязательств и удовлетворения требований кредиторов.

    курсовая работа , добавлен 17.06.2010

    Понятие и виды несостоятельности (банкротства). Основные процедуры и регулирование процессов банкротства, его нормативно-правовое регулирование. Анализ финансового состояния и вероятности банкротства предприятия, программа по антикризисному управлению.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2014

    Теоретические основы и законодательно-нормативное регулирование отношений несостоятельности и банкротства. Сущность, виды и причины, методы оценки и прогнозирования вероятности банкротства, план финансового оздоровления и укрепления платежеспособности.

    дипломная работа , добавлен 22.08.2011

    Характеристика и анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Выработка и особеннсти принятия управленческих решений. Меры, направленные на предупреждение банкротства и оздоровления, пути увеличения платежеспособности и ликвидности фирмы.

    контрольная работа , добавлен 26.11.2012

    Наступление банкротства как кризисное состояние предприятия. Понятие, виды и причины банкротства, этапы и основные методы его диагностики, их преимущества и недостатки. Признание структуры баланса неудовлетворительной, цель антикризисного управления.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2009

    Сущность, виды и процедуры банкротства. Принципы антикризисного управления предприятием ЗАО "Логотип": общая характеристика, анализ и оценка финансового состояния. Антикризисная политика фирмы при угрозе банкротства; пути повышения ее эффективности.

    курсовая работа , добавлен 01.08.2011

    Процесс разработки бизнес-плана финансового оздоровления предприятия с проведением диагностики вероятности его банкротства. Разработка мер финансового оздоровления. Основные признаки и предпосылки банкротства: факторы внешнего и внутреннего характера.

    бизнес-план , добавлен 18.12.2009

    Причины и виды финансовой несостоятельности. История развития института банкротства, его основные процедуры. Диагностика финансового состояния ОАО "Аэрофлот" и ОАО "ЗИЛ" с использованием зарубежных и отечественных методик прогнозирования банкротства.

Любая организация без постоянных финансовых вливаний и при наличии жесткой конкуренции имеет высокие . Банкротство неизбежно, если вовремя не принять меры по его предупреждению и профилактике. Предупреждение банкротства организации – процесс многоэтапный и сложный. Чтобы выяснить причины и нормализовать работу компании, нужно обладать знаниями в экономике, маркетинге, менеджменте и бухгалтерии, а также иметь неплохую интуицию. Мы расскажем, какие меры по предупреждению банкротства организации следует предпринять, чтобы не нарушать закон и вовремя поддержать состоятельность своей компании.

Понятие и процесс

Предупреждение банкротства – это ряд мероприятий, направленных на улучшение характеристик и деятельности компании. Основная цель – . Во время процесса выявляются причины и факторы, которые пагубно влияют на организацию, принимаются меры по уменьшению или устранению угроз.

Для осуществления профилактических мероприятий применяются различные системы и методики, которые помогают вовремя выявить несостоятельность компании. Это дает возможность владельцам своевременно принять меры и избежать банкротства. Успешность зависит от качества и количества доступной информации, которую используют для анализа. При этом учитываются не только внутренние факторы, но и внешние.

Определяем причины и прогнозируем

Важным процессом при профилактике банкротства является определение типичных его причин. По закону РФ, любое юридическое лицо, которое является самостоятельным субъектом, обязано вовремя принять меры по предотвращению банкротства компании. На государственном уровне продумана целая система по предупреждению угроз.

Системой предупреждения банкротства называется объединение органов государственного управления и организаций, которые вместе принимают профилактические меры и дают предварительную оценку вероятности банкротства компании. Субъекты системы предупреждения банкротства сотрудничают между собой и разрабатывают методики, которые предупреждают несостоятельность компаний. Но лучший метод предупредить банкротство – это вовремя спрогнозировать несостоятельность и выявить ее причины. Это даст возможность вовремя принять меры по устранению этих причин.

Лучший метод предупредить банкротство – это вовремя спрогнозировать несостоятельность и выявить ее причины.

Методов прогнозирования несостоятельности организации более десяти. В каждом конкретном случае он выбирается в зависимости от доступности данных и сроков. По эффективности выделяются несколько методов прогнозирования банкротства организации.

Экстраполяция

Это метод прогнозирования состояния организации за небольшой отрезок времени ее деятельности. Как правило, причиной банкротства организации является ухудшение ее финансового состояния в связи с экономическими изменениями в государстве. Для прогнозирования берется короткий промежуток времени, за который оценивается финансовое состояние организации, и аналогичный за прошедший период.

При анализе выявляется статистический ряд, который используется в прогнозировании. Результат прогноза по методу экстраполяции может меняться в зависимости от взятого промежутка и общей экономической ситуации в государстве. Например, в связи с санкциями 2016 года, по прогнозу, риски банкротства компаний, которые сотрудничают с зарубежными фирмами, высокие. Но с отменой санкций риски сокращаются на 85%.

Экспертная оценка

Этот метод используют при нестабильной экономике и более продолжительном периоде анализа. На практике метод экспертной оценки довольно прост. Для осуществления прогнозирования собирается группа из экспертов, которым раздают анкеты с вопросами по организации. Ответы должны выражаться цифрами, например от 1 до 10. Экспертам необходимо дать оценку изменениям в компании по определенным параметрам. По результатам выводят среднее арифметическое и делают прогноз о рентабельности бизнеса в дальнейшем.

Этот метод считается одним из самых точных, так как оценивать организацию будут эксперты в различных отраслях: экономике, финансах и прочем.

Моделирование

Метод прогнозирования банкротства организации путем моделирования – самый популярный на сегодня в России и за рубежом. Специальное ПО по введенным данным проводит статистику и делает анализ платежеспособности организации. При помощи метода моделирования в прогнозе учитываются данные сразу из различных областей: экономики, статистики, демографии, бухгалтерии, социологии.

Метод прогнозирования банкротства организации путем моделирования – самый популярный на сегодня в России и за рубежом.

Этим методом легко выявить как внутренние, так и внешние факторы, которые могут привести к банкротству организации. Например, становится явным воздействие одного сотрудника на другого, приводящее к действиям, которые противоречат законодательству и способствуют ухудшению финансового состояния компании.

Действия после прогнозирования

Прогнозирование – это самый первый этап на пути предупреждения банкротства. На его основе разрабатывается целая система мероприятий по предупреждению несостоятельности организации.

При борьбе с несостоятельностью компании так или иначе затрагивается . В некоторых случаях организацию ограничивают в ее законных правах. Но эти методы применяются редко и никогда не нарушают законодательство РФ. Субъекты, которые занимаются предупреждением банкротства, всегда действуют только в законных рамках. Как любые правоохранительные органы, они должны не только выявить преступление, но и объяснить его причину. К ним относят также налоговую полицию, прокуратуру.

Согласно гл. 2 ст. 3 Закона № 127-ФЗ, учредители компании, как только появляются первые признаки банкротства, должны принять соответствующие меры по предупреждению неликвидности организации.

Решить проблему и не допустить банкротства организации можно несколькими способами:

  1. Финансовая помощь от учредителей организации или иных лиц. Если вы сами не в силах предотвратить банкротство, то можно поискать инвесторов, готовых оказать вам финансовую помощь на определенных условиях.
  2. При помощи перераспределения структуры пассивов и активов компании.
  3. Повысить размер уставного капитала компании.
  4. Другие способы, которые не противоречат законам РФ.

Если меры по предупреждению банкротства найдены, то составляется план по восстановлению платежеспособности, и информация отправляется контролирующим органам власти. Это регламентировано ст. 183.2 Закона № 127-ФЗ.

В плане восстановления платежеспособности организации подробно расписывается финансовое состояние компании, меры по предотвращению несостоятельности и сроки их выполнения. Сроки не могут затягиваться более чем на 6 месяца с момента появления основания для их реализации. К плану прилагаются документы, которые подтверждают реальность выполнения действий. Контролировать исполнение плана по восстановлению платежеспособности организации будут компетентные государственные органы – налоговая полиция или прокуратура.

Чтобы не нарушать закон, необходимо вовремя проводить анализ своей компании на платежеспособность и состоятельность. Если результаты прогнозов неутешительные, то постарайтесь найти причины финансового краха. Если вовремя принять меры по предотвращению банкротства организации, то компания продержится на плаву в сложные времена и встанет на ноги.

1.2 Меры по предотвращению банкротства предприятия

С точки зрения финансового менеджера предприятия банкротство – это неспособность предприятия финансировать текущую операционную деятельность и погасить срочные обязательства. Банкротство является следствием неравновесия финансовой системы воспроизводства капитала предприятия, результатом его неэффективной ценовой и инвестиционной политики.

Меры по предотвращению банкротства предприятия связаны с эффективным управлением его финансами и производством, правильным определением стратегических целей и тактики их реализации.

Санация – это досудебные или же судебные меры по восстановлению платёжеспособности должника, принимаемые собственником, учредителями, кредиторами и иными лицами в целях предупреждения банкротства.

Всё это в определённой мере связано с реформированием предприятий, под которым понимается их структуризация в процессе перехода на принятые в рыночной экономики принципы функционирования при государственной поддержке и стимулировании. Это предполагает улучшение управления ими, повышение эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, повышение производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово-экономических результатов деятельности. Таким образом, успех реформирования предприятия будет определяться двумя группами факторов: эффективностью создаваемых государством условий и стимулов деятельности предприятий и устранению кризисных явлений в экономике, а также эффективностью принимаемых предприятием мер по внедрению и использованию рыночных механизмов и инструментов.

Целями финансовой стратегии предприятий в данной ситуации должны быть:

· обеспечение их ликвидности и платёжеспособности на основе оптимального сочетания собственных и заёмных источников средств;

· получение прибыли и соответствующего уровня рентабельности, достаточного для удовлетворения всех своих потребностей для основной, инвестиционной и финансовой деятельности.

Для этого государство должно провозгласить, что главной целью его является макроэкономическое регулирование и борьба с инфляцией на основе поддержки национального производства. В этих целях необходимо:

· разработать систему экономических и финансовых показателей на всех уровнях, а также поддержки базовых отраслей экономики;

· создать условия, обеспечивающие возможность предприятиям заработать практически отсутствующие у многих из них собственные оборотные средства;

· принятие экономических мер, расширяющих возможности предприятий по использованию заёмных средств; в этих целях необходимо снижать учётную ставку ЦБ РФ до мирового уровня, ввести государственную гарантию по некоторым кредитам для отдельных предприятий;

· принять меры по резкому сокращению неплатежей и в этой связи неэффективных форм расчётов (предоплата, бартер, наличные деньги), по внедрению таких рыночных инструментов, как коммерческий кредит, вексель, чек;

· изменить налоговую политику, направив её на стимулирование производства и инвестиций;

· определение степени ликвидности и платёжеспособности предприятия;

· направить таможенную политику на защиту национального производителя и конкурентоспособных товаров.

Выбор стратегии предотвращения банкротства и эффективность мер предприятий по внедрению рыночных механизмов зависит от системы управления финансами на предприятии.

Она в свою очередь определяется стратегическими целями и тактическими задачами деятельности предприятия. Основой этой системы должен быть финансовый менеджмент и входящий в него финансовый анализ, по итогам которого предприятие имеет возможность делать регулярную оценку своего финансового состояния.

Главными направлениями этого анализа являются:

Оценка состояния имущества предприятия и источников его формирования, а также показателей структуры капитала;

Оценка состояния оборотных средств, определение их достаточности и типа финансового состояния;

Выявление тенденций оборачиваемости средств предприятии,

Определение степени ликвидности и платежеспособности предприятия;

Выявление тенденций рентабельности на основе системы показателей.

Главное в стратегии предотвращения банкротства предприятии, решении проблем ликвидности и платежеспособности заключается в профессиональном управлении оборотными средствами. С одной стороны, это предполагает оптимизацию источников оборотные средств на основе выработанной стратегии, с другой - размещение этих средств между материальными активами, а также в сферах производства и обращения. Большую роль при этом играет правильно выбранная кредитная политика, использующая кредит в качестве финансового рычага, однако при существующей учетной ставке это малореально.

1.3 Критерии необходимости проведения санации

Закон «О несостоятельности (банкротстве)» указывает на три как бы равноправные меры, которые должны предупреждать банкротство организации: финансовое оздоровление; назначение временной администрации; реорганизацию. Соответственно данному недифференцированному подходу критерии, при наличии которых организация будет считаться нуждающейся в финансовом оздоровлении (санации), в принципе те же, что и в случаях, когда в нее может быть направлена временная администрация или когда ей может быть предъявлено требование о реорганизации, и также противоречивы. Практически это означает, что при наличии одних и тех же оснований кредиторы по собственному усмотрению будут решать, какую из трех указанных мер применить к организации, нуждающейся, с их точки зрения, в повышенном внимании.

Основными мероприятиями по санации неплатежеспособных предприятий при определенной финансовой поддержке являются:

Внедрение новых форм и методов управления;

Конверсия, диверсификация, переход на выпуск новой продукции, повышение ее качества;

Повышение эффективности маркетинга;

Снижение производственных затрат;

Сокращение дебиторской и кредиторской задолженности;

Повышение доли собственных средств в оборотных активах за счет части фонда потребления (особенно средств, направляемых на выплату дивидендов) и реализации краткосрочных финансовых вложений;

Продажа излишнего оборудования, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, а также дочерних фирм и долей в капитале других предприятий;

Временная остановка капитального строительства;

Конверсия долгов путем преобразования краткосрочной задолженности в долгосрочную;

Расширение экспорта;

Сокращение численности занятых и др. При оценке финансового состояния предприятий и установлении структуры баланса проводится анализ финансового состояния, целью которого является определение степени его платежеспособности на основе структуры баланса.

Закон «О несостоятельности (банкротстве)» однозначно определяет, как широко следует понимать содержание процесса финансового оздоровления предприятия. Данный процесс может включать в себя:

Оказание финансовой помощи организации его учредителями (участниками) и иными лицами;

Изменение структуры активов и пассивов организации;

Изменение организационной структуры;

иные меры, осуществляемые в соответствии с законами.

При наличии оснований для проведения санации управляющий на основании анализа финансового состояния и платежеспособности должника должен разработать план санации и представить его на утверждение собранию кредиторов не позднее семидесяти дней со дня своего назначения.

В плане санации должны предусматриваться меры по восстановлению платежеспособности должника и срок ее восстановления.

Платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии оснований для возбуждения конкурсного производства, установленных статьей 41 Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

В случае отсутствия оснований для проведения санации должника управляющий разрабатывает план ликвидации должника - юридического лица либо план прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов (далее - план ликвидации) в срок, предусмотренный частью первой настоящей статьи.

Управляющий может разработать как альтернативные план санации и план ликвидации.

В план санации и план ликвидации включается заключение о финансовом состоянии и платежеспособности должника.

План санации и (или) план ликвидации рассматриваются на собрании кредиторов, которое созывается управляющим не позднее восьмидесяти дней со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства. Управляющий в письменной форме уведомляет всех кредиторов о дате и месте проведения собрания кредиторов и предоставляет им возможность для ознакомления с планом санации и (или) планом ликвидации не менее чем за десять дней до даты проведения указанного собрания.

Утвержденный собранием кредиторов план санации или план ликвидации, а также протокол собрания кредиторов представляются управляющим в хозяйственный суд не позднее пяти дней с даты проведения собрания кредиторов.

В случае, когда собранием кредиторов принято решение об утверждении плана санации или плана ликвидации, в котором предусмотрен срок санации или ликвидации, превышающий первоначально установленный, хозяйственный суд продлевает срок санации или ликвидации, если имеются достаточные основания полагать, что продление срока санации или ликвидации приведет соответственно к восстановлению платежеспособности должника либо увеличению общей суммы удовлетворенных требований кредиторов.

Санация вводится хозяйственным судом на основании решения собрания кредиторов либо по собственной инициативе в случаях, предусмотренных настоящим законодательством.

Решение хозяйственного суда о санации подлежит немедленному исполнению.

Санация вводится на срок, не превышающий восемнадцати месяцев со дня вынесения решения о ее проведении.

Причины неплатежеспособности предприятия могут быть как объективные, так и субъективные: непрофессиональный менеджмент, изношенное оборудование, падение спроса на выпускаемую продукцию, убытки, несоразмерный фонд потребления, отвлечение средств в краткосрочные финансовые вложения, неправильный выбор форм безналичных расчетов, большая дебиторская и кредиторская задолженность и др. После объявления предприятия неплатежеспособным администрация должна провести детальный финансовый анализ с целью точного определения причин этого положения.



Просмотров