Уголовный закон устраняющий преступность деяния. Обратная сила уголовного закона. Условия обратной силы уголовного закона

Основной характеристикой экономики является социальное хозяйство, которое дополняется регулированием государства. Поэтому очень важно уяснить понятие финансов. Именно они играют важнейшую роль в структурном многообразии отношений на рынке.

Что такое финансы?

Понятие финансов очень важно для экономической структуры. Любые денежные средства - это особый ресурс, причем довольно дефицитный. Поэтому финансисты должны уметь их сохранять, формировать и грамотно расходовать. Финансовая система - это такая специфическая структура, которая позволяет именно формировать, а также расходовать денежные средства за определенный период времени. На первоначальном этапе, при создании любого государства, данная наука относилась только к категории доходов и расходов одного лишь государства. Их распределяли на содержание армии, социальную помощь гражданам, соблюдение границ, административный и судебный аппарат и так далее.

В современном мире, понятие финансов стало более многогранным. Любой госдоход формируется из налоговых отчислений, которые выплачивают граждане. Поэтому финансы можно рассматривать, как совокупность абсолютно всех денежных поступлений, которые находятся в полном распоряжении любого государства (какой-либо организации или предприятия, возможно, частного лица, индивидуума). Управление, формирование, контролирование и использование данных средств находится в ведении соответствующих министерств.

Из чего состоит финансовая система?

Понятие любых финансов не ограничивается только государственными структурами.

Их можно разделить на 3 категории:

Государство;

Корпоративизм;

Личные средства (то есть, денежные средства определенного индивидуума).

Поэтому любая финансовая система - это общность или совокупность абсолютно всех разделов и сфер экономики.

Финансы - их роль в экономике

Роль финансов - в многообразном использовании и перераспределении. При их помощи можно направлять денежные потоки в нужном направлении, согласованно, в зависимости от спроса. Благодаря финансам происходит кругооборот различных общественных форм, а также индивидуальных и производственных фондов. Финансы влияют на количество и качество любого производства.

Финансовое воздействие стимулирует общественное развитие, например, расширение производства, контроль социальных и экономических программ, а также повышение всего государственного благосостояния.

Какими бывают финансы?

Функция финансов заключается не только в целенаправленном распределении для обеспечения и получения дохода. К финансам также относят материальную помощь. Например, субвенция и субсидия. Первая оказывается на безвозмездной основе (субвенция), вторая - на льготной.

Это средства, которые передаются какой-либо организации, предприятию или юридическому (частному) лицу, которые не нужно возвращать (в случае с субвенцией), или возмещать частично (в случае с субсидией).

Состояние финансов можно охарактеризовать как достаточность средств или, наоборот, необеспеченность какого-либо предприятия деньгами. В каждой структуре существуют определенные параметры. Например, состояние финансов целого государства, какой-либо фирмы или отдельно взятой семьи можно проанализировать по ресурсам, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности данной структуры. То есть, совокупность всех доходов, которые потребуются субъекту, региону, стране или частному лицу для функционирования, ведения хозяйственной деятельности, поддержания жизни в целом.

Виды и разновидности финансов

Какие бывают виды финансов? В экономике существует такое понятие, как финансовые отношения. Они разделяются на группы, в зависимости от субъектов, которые принимают в них непосредственное участие.

Финансы бывают:

  • Государственные - то есть, все доходы и расходы государства. Например, школы, музеи, кинотеатры и театры, различные ВУЗы, техникумы, а также поликлиники и больницы и многие другие организации получают средства из бюджета.
  • Корпоративные - средства коммерческих организаций, главная цель которых - получить собственную выгоду от своей деятельности. Такие организации занимаются как реализацией конкретных товаров, так и различных рыночных услуг.
  • Общественные - здесь подразумеваются различные общественные организации, например, политические партии, благотворительные фонды и многие другие. Доходы в общую часть государственных средств от подобных общественных организаций поступают в виде различных членских взносов, даров и тому подобное. Так как это достаточно мелкая единица, то особой роли (как самостоятельные финансовые субъекты) они не играют.
  • Личные - к данной группе относят различные виды финансов населения. Основа таких доходов составляется из заработных плат, которые получают работоспособные члены общества. Также именно в эту группу относят пенсии и разные пособия. Последние выделяются из государственных средств, которые регулируются специальными финансовыми фондами.

Основные функции финансов

Если объяснять простыми словами, то такими функциями являются контроль и распределение финансовых средств.

Распределительная функция - происходит при пропорциональном делении внутренних ресурсов и общего национального дохода. Для лучшего понимания можно рассмотреть пример. Организация от реализации своего товара получила какую-либо выручку. Такая денежная сумма не распределяется на составные части. Например, затраты на производство, прибыль, зарплата для работников и служащих и так далее. Чтобы произошло полное распределение финансов, нужно, чтобы были выполнены следующие условия - определены тарифы, ставки, различные отчисления, такие как, страховые и пенсионные, нормативы и т.д.

Контрольная функция - происходит контроль за всеми денежными потоками. Обе они взаимосвязаны. Функции финансов в полной мере проявляются только при полном контроле на всех стадиях их создания, формирования, распределения, а также использования.

Как управлять финансами?

Государством разработана целая финансовая структура для того, чтобы грамотно распределять и управлять капиталом. Любое управление финансами можно охарактеризовать следующими параметрами: активы и пассивы. Именно правильное распределение и управление государственным и бюджетным капиталом или личными средствами помогает сокращать необходимые расходы и соответственно сильно увеличить прибыльность и доходность.

Для того, чтобы наилучшим образом распределять средства, должны быть четко представлены планы по финансированию и намечены определенные цели, которых нужно достичь. К активам относятся все ежемесячные доходы, к пассивам - расходы. Нужно неукоснительно соблюдать их баланс, чтобы активы были всегда выше, чем пассивы. Только в таком случае, бюджет будет положительным.

Управление финансами - это целая наука, которую должен знать не только государственный служащий, но и простой гражданин. Зачем? Чтобы самостоятельно и грамотно управлять собственными средствами. Любой семейный бюджет также имеет свои активы и пассивы. Поэтому законы финансирования актуальны не только на государственном уровне, но и для конкретного гражданина.

Пример управления финансами

Для лучшего понимания рассмотрим следующий финансовый расчет.

  1. Организация реализовала определенный объем какой-либо продукции, и получила выручку на свой расчетный счет.
  2. Далее из полученной суммы она должна произвести определенные отчисления в государственный бюджет, то есть выплатить налоги.
  3. На следующем этапе данному предприятию надо выделить какую-то часть средств для поддержания непрерывного производственного процесса.
  4. Затем нужно вычесть еще одну часть средств, которая пойдет на оплату труда, пенсионные отчисления, в страховой фонд и так далее.
  5. Остаток - это уже прибыль.

Из данного примера видно, что без движения определенных средств, в данном случае выручки, полученной от реализации, ни государственный бюджет, ни рабочие, ни сам пенсионный фонд - никто не получил бы своей доли. Именно такое движение материальных ценностей обеспечивает финансовые средства.

Из чего состоят финансы?

Основной задачей государственных финансов любого государства является обеспечение данного государства денежными средствами. Поэтому они состоят из следующих структур, таких как государственный бюджет, различные фонды, которые являются внебюджетными структурами, а также государственных кредитов.

Финансовые системы можно разделить на: финансы предприятий, государства и населения. В свою очередь финансы государства также распределяются - государственный кредит, госбюджет и внебюджетные фонды. Государственный бюджет взаимосвязан с Министерством финансов и Министерством налогов и сборов. Нужно отметить, что налоговая система работает на пополнение госсредств.

Как можно оценить финансы?

Любое финансовое предприятие оценивается по определённым показателям. В некоторых случаях проводят экспресс-диагностику. Для чего это делается и вообще, зачем это надо?

Оценка финансов очень важна в экономическом плане. При ранней диагностике и выявлении нарушений в деятельности каких-либо финансовых структур можно принять необходимые меры и таким образом улучшить общее состояние. Для проведения экспресс-диагностики используются аналитические программы. Такие методы помогают провести мониторинг общих показателей, таких как ликвидность, фондоемкость, отдача различных фондов и другое. Во время аналитических действий можно исследовать деятельность не только собственного предприятия, но и конкурентов. Для расширенного изучения и анализа проводят более обширные вычисления. Определенные методы позволяют не только понять, в чем причина каких-либо нарушений, но также более глубоко и детально узнать причину их возникновения. Для проведения подобной диагностики используется статистика, которая открыта для свободного использования на разных государственных сайтах и в аналитических базах.

Пример финансирования

Можно рассмотреть пример финансов непосредственно на расходовании государственного бюджета.

Система финансов делится на два основных звена:

1. Финансы предприятий, которые, в свою очередь, включают в себя коммерческие и некоммерческие организации, а также финансовые посредники.

2. Государственные и муниципальные финансы, которые распределяются на бюджетную систему и государственный кредит.

3. Бюджетную систему можно также разделить на несколько звеньев: федеральный, территориальный и муниципальный, или местный бюджеты.

4. А также все бюджеты распределяют на: пенсионный фонд, фонд социального страхования, федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Таким образом, понятие финансов, их роль и функции являются основой экономики, как государства в целом, так и для отдельных членов общества.


Финансы по своему смыслу – очень сложная, многогранная составная экономических явлений и процессов, экономической системы в целом; использование финансов дает возможность успешно реализовывать конечную цель экономического и социального развития.
Финансы – не только показатель уровня экономического развития общества, но и важный инструмент этого развития. В зависимости от познания экономической сути и роли финансов в государстве находится и их использование для достижения поставленной цели.
Финансы выполняют свою роль через формы, методы создания и использования финансовых ресурсов вместе с другими экономическими категориями.
Своего высочайшего развития и совершенства финансы достигают в условиях рыночной экономики, переход к которой характеризуется резким изменением влияния финансов на процесс воспроизводства. Происходит качественный и количественный переход на новый уровень использования финансов в экономической системе страны.
Выполнение государством комплекса задач, связанных с обеспечением его существования и эффективного функционирования вызвало появление широкого арсенала финансовых методов государственного регулирования экономики. Государство владеет для этого определенными рычагами, которые включают в себя перечень инструментов, способных влиять на определенные экономические процессы в стране в частности на перераспределение народнохозяйственных ресурсов, на экономику в целом, регулирует социально-экономические отношения с другими странами.
Важная роль принадлежит финансам хозяйственных структур. Создание и использование финансовых ресурсов в этой сфере подчинено цели повышения эффективности хозяйственной деятельности. Это возможно при направлении фондов финансовых ресурсов на новые технологии, лучшем использовании основных фондов, ускорении оборота оборотных средств.
С помощью финансов субъекты хозяйствования имеют возможность обеспечивать решение производственных и социально-экономических проблем своего функционирования.
Активное и действующее использование финансов для повышения эффективности экономики становится возможным, когда фонды финансовых ресурсов на уровне предпринимательских структур дополняют соответствующие фонды на уровне государства.
Роль финансов существенна и при решении социальных проблем. Государство осуществляет мероприятия по социально-экономическому развитию через финансовое обеспечение социальных процессов, реализацию ее социальной политики (на уровне каждого гражданина, хозяйственных структур, а также фондов финансовых ресурсов в составе бюджетов).

7. Финансовые ресурсы, сущность, состав и методы формирования
Финансы общества как экономическая категория характеризуются не только экономическими отношениями, но имеют и материальное содержание. Денежные фонды и накопления, которые создаются государством, предприятиями, учреждениями, организациями в процессе распределения и перераспределения ВВП и национального дохода, представляют собой финансовые ресурсы.
Финансовые ресурсы характеризуют финансовое состояние экономики и вместе с тем источника их развития.
Финансовые ресурсы государства охватывают ресурсы всех секторов экономики. В каждом секторе финансовые ресурсы распределяются по уровням управления. В распоряжении государства находятся ресурсы бюджетной системы, различных централизованных и децентрализованных фондов, государственных финансовых институтов (Национального банка, государственных страховых органов, государственных кредитных учреждений).
Принимая во внимание определение финансов как системы специфических экономических отношений, можно утверждать, что финансовые ресурсы – это централизованные и децентрализованные денежные фонды целевого назначения, которые формируются в процессе распределения и перераспределения национального богатства, валового внутреннего продукта и национального дохода и предназначены для решения задач социально-экономического развития общества и коллективов отдельных предприятий.
Централизованные денежные фонды концентрируются в государстве и представляют собой общегосударственные финансовые ресурсы. Ведущее место в системе общегосударственных финансовых ресурсов принадлежит государственному бюджету.
Основным источником формирования государственного бюджета выступает создаваемый в областях материального производства чистый доход, который поступает в бюджет в виде платежей из прибыли, налога на добавленную стоимость и других налоговых и неналоговых платежей. Определенная часть доходов государственного бюджета формируется за счет налоговых и других платежей населения. Из бюджета финансируются расходы на развитие науки, культуры, образования, здравоохранение, управления, оборону, социальную защиту населения и прочие общегосударственные потребности.
К системе общегосударственных финансовых ресурсов Украины принадлежат Пенсионный фонд, Фонды социального страхования, другие бюджетные и внебюджетные фонды социального назначения.
Децентрализованные финансовые ресурсы или финансовые ресурсы субъектов хозяйствования представляют собой денежные средства, которое они имеют в своем распоряжении. Эти средства могут быть направлены на развитие производства, содержание и развитие объектов непроизводственной сферы, личное потребление работников и резервный фонд.
Общая сумма финансовых ресурсов субъекта хозяйствование состоит из таких элементов, как уставный фонд, резервный фонд, амортизационный фонд, специальные фонды и прочие фонды.
Основным источником формирования финансовых ресурсов является валовой внутренний продукт. Наибольший их элемент создается за счет прибыли, отчислений на социальное страхование и прочие социальные потребности.
Основные методы, с помощью которых формируются финансовые ресурсы:
взыскание налогов;
отчисление части прибыли государственных предприятий;
отчисление на социальное страхование и прочие виды отчислений к централизованные фонды;
продажа имущества и ценных бумаг;
получение кредитов;
эмиссия денег.
Большинство финансовых ресурсов является денежным выражением стоимости чистого дохода, созданного в государстве. Это – прибыль, отчисления в государственные целевые фонды, доходы от внешнеэкономической деятельности.
Второй частью финансовых ресурсов является часть фонда потребления. Сюда относят прямые и косвенные налоги, которые взимаются с населения, налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, плата за землю, налог с собственников транспортных средств, местные налоги и сборы.
Третью часть финансовых ресурсов составляют различные отчисления, которые включаются в себестоимость продукции. Это – амортизационные отчисления, отчисления на геологоразведочные работы, плата за воду и прочее.
Полученные в результате экономической деятельности доходы расходуются по основным направлениям их использования.
Финансовые ресурсы используются на расширенное воспроизводство, финансирование научно-технического прогресса, проведение природоохранных мероприятий, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Формы и методы, с помощью которых формируются и используются финансовые ресурсы не являются постоянными и изменяются в зависимости от изменения социальной природы общества.
Созданные и использованные в обществе финансовые ресурсы объединяются системой показателей и приобретают форму финансового баланса государства.
К системе финансовых балансов относят:
баланс финансовых ресурсов и затрат государства;
государственный бюджет и местные бюджеты;
балансы финансовых ресурсов и затрат областей, районов, городов;
балансы доходов и затрат министерств, ведомств, отдельных финансовых институтов, предприятий, организаций, населения.
Финансовый баланс имеет важное значение в системе управления экономикой государства. Он характеризует возможности государства или отдельного, региона относительно финансового обеспечения их экономического и социального развития.

Одним из элементов финансовых ресурсов являются финансовые резервы, представляют собой денежные средства, которые умышленно извлекаются из хозяйственного оборота и предназначены для использования в случаях сбоев в процессе общественного воспроизводства.
Финансовые резервы создаются только в денежной форме, и их создание является необходимым условием нормального развития экономики.
Основные методы формирования финансовых резервов:
Бюджетный (создание в составе каждого бюджета резервного фонда. В Государственном бюджете Украины резервный фонд предусматривается обязательно. Решение о необходимости создания резервного фонда местного бюджета принимает соответствующая власть);
Отраслевой (создание резервов на уровне министерств, отраслей, ведомств на основе отчислений из прибылей подчиненных предприятий и затрат на помощь этим предприятиям);
Хозрасчетный (формирование финансовых резервов предприятий, организаций, учреждений. Наиболее распространены такие резервы в сельском хозяйстве. Государство законодательно устанавливает обязательный порядок формирования резервного фонда для акционерных обществ в размере 25 % от величины уставного капитала);
Страховой (создание фондов страховых организаций. Фонды создаются за счет вкладов участников страхования, и только эти участники могут претендовать на выплаты со страховых фондов).
Одним из видов бюджетных резервов является резервный фонд Государственного бюджета Украины. Его создание, в отличие от местных резервов, является обязательным. Формируется он для осуществления непредвиденных расходов, которые не имеют постоянного характера и не могли быть предвидены при составлении проекта Государственного бюджета на соответствующий год. Этот фонд создается в размере не менее 1 % объема расходов общего фонда Государственного бюджета и входит в состав расходов Государственного бюджета.
Порядок использования средств из резервного фонда Государственного бюджета определяется Кабинетом Министров Украины.
Главным направлением использования средств резервного фонда Государственного бюджета Украины является:
Финансирование затрат, связанных с чрезвычайными ситуациями;
Финансирование работ по ликвидации последствий стихийных явлений и аварий;
Непредвиденные затраты, связанные с введение новых законов;
Другие мероприятия, которые не могли быть предвидены во время утверждения Государственного бюджета.
Одновременно установлено требование, согласно с которым средства резервного фонда Государственного бюджета Украины не могут использоваться на погашение долгов власти и на увеличение сумм по статьям расходов, предвиденных в Государственном бюджете.
Кабинет министров Украины ежемесячно отчитывается перед Верховной Радой об использовании средств резервного фонда Государственного бюджета.
Одним из видов финансовых резервов является золотой и валютный запас страны.

Рыночная экономика и социальная сфера не может функционировать без финансовых ресурсов. Финансы обслуживают процесс расширенного воспроизводства валового общественного продукта, обеспечивая необходимыми денежными средствами все его стадии (производство, обмен, распределение, потребление) и каждого из его участников (органы публичной власти, организации, домашние хозяйства).

Поэтому роль финансов в общественной экономической системе проявляется двояко:

Во-первых, как результат практического использования современных денег – первичных финансовых ресурсов (инструментов);

Во-вторых, как результат практического использования функциональных возможностей категории финансов.

Роль финансов в экономической системе как результат практического использования современных денег, принявших модифицированную форму первичных финансовых ресурсов (инструментов), реализуется, прежде всего, через их функции.

В функции масштаба цен деньги выполняют роль всеобщего финансового эквивалента ценности всех качественно разнообразных товарных форм. При этом сами бумажные (металлические) денежные знаки и их современные представители не имеют ценности, но являются её номинальными носителями как финансовые представители (заменители) полноценных денег (золота). Поэтому современные деньги в функции масштаба цен выполняют роль расчетно-оценочного и учетно-финансового инструмента приведения к единому знаменателю меновых пропорций разнообразных по качеству товарных масс, соизмерения затрат и результатов. Практическая реализация данной функции денег осуществляется через цены на товары, работы и услуги, а также оценку долговых обязательств и сделок с будущими платежами.

Система ценообразования обеспечивает саму возможность товарного обмена путем купли-продажи, обслуживает весь товарный оборот и рынок производных финансовых инструментов внутри страны и в международных отношениях. Свободное ценообразование есть первое и важнейшее условие функционирование товарно-рыночного хозяйства. Цены являются основным финансовым регулятором рынка, спроса и предложения товаров, их производства и потребления. Объективное (под действием рыночных законов) или сознательное (со стороны государства и монополий) изменение цен влечет за собой адекватное изменение спроса и предложения товаров, объемов их производства и потребления. Регулирующие свойства цен, включая ценовую эластичность спроса и предложения, широко используются в государственной и корпоративной финансовой политике.

Деньги в функции масштаба цен неотделимы от денег в функциях финансового средства обращения и финансового средства платежа. Товарное обращение происходит путем купли-продажи за деньги по определенным сложившимся стихийно или сознательно ценам. Современные деньги как финансовые представители (заменители) полноценных денег выполняют роль финансовых средств (инструментов) обращения и финансового платежного средства. В роли последнего деньги могут отрываться от товарного оборота и служить средством различного рода нетоварных платежей (по налогам, процентам, штрафам, иным финансовым обязательствам). Обращение первичных финансовых ресурсов и производных от них финансовых инструментов для производства денежных платежей осуществляется как в наличной, так и безналичной формах. Именно эти ресурсы (средства и инструменты) при выполнении ими названных функций составляет «кровеносную систему» экономики, обеспечивая непрерывность процесса производства, обмена, распределения и потребления ВВП, жизнедеятельность населения и функционирование социальной сферы страны. По-другому, при выполнении современными деньгами функций масштаба цен, финансовых средств обращения и платежа осуществляется финансовое обеспечение всего процесса воспроизводства общественного продукта.


Однако для полноценного финансового обеспечения социально-экономического развития страны на безопасной и расширенной основе деньги должны выполнять также функцию финансового средства сбережения. В современных условиях сбережения принимают различные финансовые формы накопления. Речь идет о накоплении капитала и финансовых резервов, депозитных сбережениях, вложениях в ценные бумаги и другие инструменты финансового рынка организациями, домашними хозяйствами и органами публичной власти.

От сбережений (накоплений) зависят экономическая стабильность в обществе, темпы инвестиционного, экономического и социального роста, финансовая безопасность организаций и государства, благосостояние населения и т.д.

В связи с модификацией денег в первичные финансовые ресурсы возникла и развивается хроническая инфляция как финансовое явление мировой экономики. Переполнение каналов наличного и безналичного денежного обращения избыточной массой первичных финансовых ресурсов сверх необходимой массы платежных средств для оплаты товаров и обязательств в лучшем случае сопровождается их переводом в производные финансовые инструменты (ценные бумаги, депозиты, другие финансовые обязательства), вовлекаемые в самостоятельный оборот на финансовом рынке, а в худшем случае ведет к росту цен на товары и услуги, но обычно оба процесса происходят одновременно.

Инфляционный характер, заложенный в самой сущности современных денег как первичных финансовых ресурсов (инструментов), широко используется монополиями, олигополиями и государством для извлечения дополнительной прибыли и доходов. Пользуясь монопольным положением в целях проведения популистской политики или подавляющим влиянием на рынке определенных товаров, компании завышают цены, усиливая инфляцию издержек, или затраты, занижая налогооблагаемую прибыль. Это касается не только частных, но и государственных, в том числе смешанных, компаний. Государство использует инфляцию в своих целях путем проведения политики так называемой «управляемой ползучей инфляции» (2-6 % годового роста цен), получая дополнительный эмиссионный доход для финансирования дефицита бюджета.

Государство может заработать и дополнительный инфляционный доход на косвенных налогах, базой для расчета которых является реализация продукции по рыночным ценам. Далее, эти налоги включаются в продажные цены, провоцируя инфляцию спроса и инфляцию издержек. Наибольший эффект для государства инфляционный механизм может дать в странах, где налоговая система основана преимущественно на косвенных налогах. Здесь возникают большие возможности получать не только плановый, но и сверхплановый (нередко, бесконтрольный для общества) инфляционный доход.

Например, в законе о бюджете на очередной год запланирована инфляция (по росту цен) в размере 4 %. Налог на добавленную стоимость (НДС) с учетом плановой инфляции запланирован в сумме 104 млрд. у.е., из них 4 млрд. у.е. составляет плановый инфляционный доход. Названная сумма НДС в составе общих налоговых доходов распределена по статьям расходов в запланированном в законе о бюджете объеме.

На самом деле, за прошедший год инфляция составила, например 8 % (при этом не факт, что государственная статистика опубликует именно названный, а не запланированный, или чуть более высокий уровень инфляции). Тогда фактические поступления в бюджет НДС, при прочих равных условиях, составляя 108 млрд. у.е., из них 8 млрд. у.е. – общий фактический инфляционный доход, а 4 млрд. у.е. - сверхплановый инфляционный доход, под который не запланированы бюджетные расходы. В зависимости от установленных норм бюджетного права сверхплановые суммы НДС либо автоматически уменьшают дефицит бюджета, либо направляются на финансирование дополнительных бюджетных расходов путем принятия парламентом специального закона в отношении этих расходов или принятия такого решения правительством без его законодательного оформления. Это самый благоприятный для общества сценарий, но не исключены и иные сценарии, выходящие за правовые рамки и отношения, что возможно при существенном значении уровня неучтенной фактической инфляции (не отраженного статистикой роста цен).

«Ползучая» инфляция – это неизбежность, плата современного общества за отказ от денежного золотого стандарта и нарушение объективных законов товарно-денежного хозяйства. В большей степени от инфляции теряют в реальных доходах домашние хозяйства как самостоятельный, но самый экономически незащищенный субъект финансовых отношений, а также малый и средний бизнес. Поэтому борьба с инфляцией является важнейшим элементом государственной финансовой политики.

Однако, следует помнить, что на разных этапах развития инфляционных процессов влияние инфляции на экономику происходит по-разному. Если темпы обесценения денежных знаков отстают от темпов роста массы денег в обращении, то увеличивается покупательный спрос на товары, растут производство, товарооборот и потребление, доходы в экономике, налоговые доходы, сбережения и накопления. На этом этапе работает стимулирующий инфляционный эффект, поскольку дополнительная денежная масса поглощается (полностью или частично) сферой обращения и финансовым рынком, удовлетворяя потребности экономики в платежных средствах. Задача правительства не допустить (или хотя бы смягчить) переход инфляции во вторую стадию, когда темпы роста денежной массы начинают отставать от темпов обесценения денежных знаков. Наступает дестимулирующий этап развития инфляционного процесса: расширять производство и товарооборот становится невыгодно, начинается «бегство от денег» путем превращения накоплений в материальные блага, снижается спрос на покупательные и платежные средства, дезорганизуется финансовый рынок, вследствие сокращения предложения товаров растут цены и происходит ещё большее обесценение денежных знаков1.

Роль финансов в экономической системе общества проявляется также как результат практического использования функциональных возможностей (функций) данной категории.

Финансовое «здоровье» экономики в целом и ее субъектов (организаций, государства и домашних хозяйств) напрямую зависит от степени реализации потенциальных возможностей категории финансов обеспечивать субъектов в полном объеме доходными источниками, получать должный результат от произведенных расходов и контрольных действий. Оценка роли финансов может быть результативной (позитивной) или нерезультативной (негативной).

В целом роль финансов будет результативной (позитивной), если на практике использованы все функциональные возможности категории финансов на основе обеспечения финансового равновесия экономики и ее субъектов, т.е. сбалансированности всех функций финансов: образования публичных и частнохозяйственных доходов, использования этих доходов и контрольной функции. Финансовое равновесие предполагает, в первую очередь, доходно-расходную сбалансированность экономики в целом и ее субъектов, поддерживаемую контрольно-регулирующими действиями и мерами. Оценка роли финансов может быть нерезультативной (негативной), если их система оказывается не в состоянии обеспечить экономику и ее субъектов необходимыми доходными источниками, если расходование средств осуществляется неэффективно (не давая должной отдачи), а управляющая и контролирующая системы не в состоянии обеспечить доходно-расходную сбалансированность, необходимые темпы роста, рентабельность и эффективность рыночной экономики, развитие социальной сферы.

Для оценки роли финансов могут быть использованы различные макроэкономические, отраслевые и субъектные показатели, характеризующие объемы и темпы экономического и социального роста, структуру ВВП, его элементов и аналогичных показателей в разрезе отраслей и организаций, обеспеченность доходами, эффективность расходов (текущих и капитальных), финансовое состояние и платежеспособность и др. Если по результатам оценки будут выявлены негативные моменты, то органы публичной власти и менеджмент организаций должны внести соответствующие коррективы в свои концепции (или отдельные элементы) государственной (муниципальной) и корпоративной финансовой политики.

Роль финансов в ее многогранном проявлении находит отражение в Системе национальных счетов, рекомендованных ООН. Счет валового выпуска (ВВ) характеризует участие финансов в производстве общественного продукта, в результате которого происходит выделение из состава ВВ прошлой стоимости или промежуточного потребления (ПП) в виде материальных затрат и нематериальных услуг и валовой добавленной (новой) стоимости (ВДС). Оценка последней по рыночным ценам или разница между ВВ и ПП дает значение валового внутреннего продукта (ВВП), валовую часть которого составляет амортизация. Под воздействием финансов в результате первичного распределения ВВП распадается на первичные доходы экономики: амортизацию, валовую прибыль, доходы от собственности и другие смешанные доходы, оплату труда, чистые (без дотаций) налоги производство и импорт (косвенные налоги), валовые накопления и чистый экспорт, составляя сумму потребленного ВВП1. Дальнейшее свое участие финансы проявляют при формировании и распределении чистого внутреннего (национального) продукта (ЧВП), который представляет собой сумму названных выше первичных доходов без амортизации (ВВП - А), а также при формировании и распределении национального дохода (НД) и личного дохода (ЛД).

Глава 2. Теория бюджетного устройства Российской Федерации

Финансовая система - это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для выполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

Структура финансовой системы

В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято разделять на две сферы:

1) централизованные финансы;

2)децентрализованные финансы.

Финансовая система также подразделяется на четыре подсистемы:

1). Финансы хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций различных форм собственности и сфер деятельности)

2). Финансы домашних хозяйств

3). Государственные финансы

4). Муниципальные финансы

Первые две подсистемы относятся к сфере децентрализованных финансов, а вторые две - к сфере централизованных (публичных) финансов.

Функции финансов

Распределительная - посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета;

Контрольная - заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;

Регулирующая - вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;

Стабилизирующая - обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

Роль финансов в экономике

Экономический строй любого государства основывается на объективных экономических законах. Современные государства осуществляют управление рыночной экономикой с помощью государственного уклада народного хозяйства, финансовой налоговой системы, денежно-кредитной системы. В условиях рыночной экономики очень важно точно знать экономическую сущность и содержание ее категорий. Деньги, выполняя свои функции средств обращения, являются посредниками между актом покупки и актом продажи, в этой функции деньги становятся капиталом.

Финансы - система денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе их оборота.

По своей роли в общественном производстве финансы включают в себя два звена:

1) общественные финансы,

2) финансы хозяйствующего субъекта.

Каждое звено выполняет свои задачи и ему соответствует особый финансовый аппарат, но вместе они образуют единую финансовую систему.

В условиях рыночной экономики роль финансов существенно возросла, от финансового положения предприятия зависит его положение на рынке, конкурентоспособность, выживаемость и перспективы.

Роль финансов в экономике многообразна, но тем не менее ее можно свести к трем основным направлениям:

1 . Финансовое обеспечение потребностей расширенного производства.

2. Финансовое регулирование экономических и социальных процессов.

3. Финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов.

Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства означает покрытие затрат за счет финансовых ресурсов (собственных, заемных, привлеченных).

Финансовое регулирование экономических и социальных процессов -второе направление воздействия финансов на развитие экономики. Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются или наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.

Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов осуществляется различными методами:

1) эффективное вложение финансовых ресурсов;

2) создание поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной сферы и др.);

3) использование бюджетных стимулов (представление льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер, примером может служить освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития);

4) использование финансовых санкций (штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, непредставление налоговыхдеклараций и т. п.).



Просмотров