Требования fatca. Фатка — «закон о налогообложении иностранных счетов. Дамоклов меч неформальных санкций над банками России

Разговор с Bankir`ом


К 31 декабря 2015 года большинству банков необходимо определиться: либо присоединяться к FATCA (PFFI - иностранное финансовое учреждение, участвующее в FATCA) и отчитываться перед американскими налоговыми службами об интересующих их клиентах, либо не присоединяться и оказаться в статусе NPFFI (не присоединившегося к FATCA иностранного финансового учреждения).

Статус NPFFI связан со значительными рисками для банков. Большинство платежей, приходящих в неприсоединившееся финансовое учреждение от PFFI (присоединившихся к FATCA финансовых учреждений всего мира), будет облагаться штрафом в размере 30% от суммы платежа. Этот относится к платежам в пользу как NPFFI, так и его клиентов.

Российское финансовое сообщество сделало свой выбор. К лету 2015 года более 90% российских банков присоединились к FATCA.

В данном материале предложены конкретные шаги, которые банкам следует сделать в самое ближайшее время - в конце 2015 и начале 2016 года.

Рассмотрим базовый бизнес-процесс по подготовке и предоставлению в IRS предусмотренной налоговой службой формы 8966. Обобщенно процесс представлен в приведенной ниже схеме, на пункты которой мы будем далее ссылаться.

Прежде всего необходимо идентифицировать клиентов, которые могут быть американскими налоговыми резидентами (п. 1.).

Основные признаки американского налогового резидента для физического лица:

    • Гражданство США.
    • Статус резидента, т.е. Green Card.
    • Место рождения в США.
    • Адрес в США, почтовый адрес в США (вкл. п/я).
    • Телефонный номер в США.
    • Постоянно действующие инструкции по перечислению сумм в США.
    • Доверенность, выданная лицу с адресом в США.
    • Право подписи, выданное лицу с адресом в США.
    • Адрес «до востребования» в качестве единственного адреса для счета.
Основные признаки американского налогового резидента для юридического лица:
    • США как страна учреждения или регистрации.
    • Организации, в которых налоговые резиденты США имеют долю владения свыше 10%.
В случае обнаружения признака, указывающего на то, что клиент может быть американским налоговым резидентом (account holders with U.S. Indicia), банк-PFFI должен определить FATCA-статус клиента (п. 3).

Для этого банк собирает необходимую информацию для корректной идентификации и подготовки форм 8966 (п. 2). В зависимости от FATCA-статуса клиента банк формирует индивидуальный отчет по каждому клиенту или сводный отчет по всем клиентам определенного типа FATCA-статуса.

В идеале последовательность действий такова:

Этап 1 . Клиента уведомляют о том, что он имеет признаки американского налогоплательщика.

Этап 2. Клиент или подтверждает свой налоговый статус формой W-9/W-8 или предоставляет документы, подтверждающие, что он не попадает под налоговую юрисдикцию США.

Этап 3. Клиент дает или не дает своего согласия на предоставление информации в IRS (п. 6). Если он на первом этапе не предоставил ни налоговых форм, ни подтверждения того, что не является американским резидентом, то он получает статус Recalcitrant account holders with U.S. Indicia, и тогда нет смысла запрашивать у него разрешение на предоставление данных в IRS, индивидуальные отчеты по нему в IRS не отправляются.

Главные FATCA-статусы, на основе которых заполняется форма 8966,
выглядят следующим образом:


Клиент

Разрешил предоставлять
сведения в IRS

Не разрешил предоставлять
сведения в IRS

Описание

FATCA-статус клиента

Заполняемые части формы 8966

FATCA-статус клиента

Заполняемые части формы 8966

Физические лица:
граждане США;
иные налоговые резиденты США (держатели Green Card;
лица, заявившие о долгосрочном пребывании в США).
Юридические лица, зарегистрированные в США, в отношении которых нет установленных ограничений

Specified U.S. persons

Recalcitrant account holders that are U.S. persons

Часть 5 - один сводный отчет по всем клиентам на каждый вариант FATCA-статуса

Неамериканские компании (кроме, финансовых), которые контролируются Specified U.S. persons

Passive NFFE with substantial U.S. owner(s)

Recalcitrant account holders that are passive NFFEs

Физические и юридические лица, имеющие признаки Американских налогоплательщиков

Recalcitrant account holders with U.S. Indicia

Финансовые компании (включая банк), не участвующие в FATCA

Non-participating FFI (NPFFI)

Клиенты, держащие в банке неактивные счета

Dormant Accounts


Надо отметить, что крайний срок, когда банк должен затребовать с налоговых резидентов документы, подтверждающие уплату ими налогов в США,– 30 июня 2016 года, а отправить данные в IRS по всем клиентам необходимо раньше - до 30 марта 2016 года.

Поэтому некоторые банки приняли решение передавать индивидуальные формы в IRS по всем клиентам, разрешившим предоставление данных в IRS, которые представили необходимую информацию для формы 8966, в том числе TIN - идентификационный номер налогоплательщика. Формы W-9 и W-8 эти клиенты могут передать банку позже, до 30 июня 2016 года.

Ежегодно, до 30 марта каждого года, финансовое учреждение должно подготовить для IRS информацию по форме 8966 (п. 7) - индивидуальную по каждому резиденту (п. 7А) и сводную по группам резидентов (п. 7Б), в соответствии с обозначенными выше FATCA-статусами.
Сформированный отчет (представляющий собой XML FATCA-файл) шифруется и отправляется в IRS с помощью международной службы обмена данными IDES (International Data Exchange Service) (п. 8).

Эта общая схема, предусмотренная FATCA, претерпела изменения в связи с требованиями российского законодательства - федеральный закон №173-ФЗ от 28 июня 2014 года «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами».


Основные требования закона, которые влияют на бизнес-процесс подготовки отчетности для IRS:
    • Запрет раскрытия информации американским налоговым органам по определенным типам клиентов: запрещается сбор и передача информации в IRS о счетах физических лиц - граждан РФ, не имеющих ни второго гражданства за пределами стран - членов Таможенного союза, ни вида на жительство в иностранном государстве.
    • Необходимость получения разрешения от регулятора на передачу данных в IRS по каждому клиенту.
    • Обязательное предоставление всей информации, отправляемой в IRS, также и российским регуляторам.
    • Для выполнения этих требований после идентификации клиента и определения его FATCA-статуса банк (п. 4) проверяет возможность передачи данных в IRS, в соответствии со 173-ФЗ, и, если общих ограничений нет, то напрямую запрашивает регулятора о возможности предоставления информации. И только в случае получения разрешения от регулятора (п. 5) банк запрашивает разрешение на предоставление информации у самого клиента (п. 6).
В итоге предоставление отчетности в IRS является сложной технологической задачей даже в самом простом, описанном выше случае. На практике же все может быть значительно сложнее.
Например, в приведенном бизнес-процессе подразумевается, что все данные по клиентам, счетам, операциям и доходам хранятся в единой информационной системе, где организован весь бизнес-цикл: от отбора «подозрительных» клиентов до фиксации фактов корректно принятых IDS-отчетов.

При этом на практике «на входе» могут находиться несколько учетных систем (а в крупных банках это скорее правило, чем исключение). Например, в АБС учитываются процентные доходы, полученные по депозитным счетам, в финансовых бэк-офисах - дивиденды и купонные доходы. В этом случае производится импорт, контроль и консолидация данных, чтобы получить всю информацию, структурированную по клиентам: по всем их счетам, операциям и доходам.

Уже сейчас банки автоматизируют отправку данных по клиентам в IRS, и это только первая, самая простая часть работы по поддержке требований FATCA.

С 1 января 2017 года начнется штрафование доходов «отказников» (тех лиц, которые отказались сообщить свой резидентский налоговый статус), полученных от источников в США. Штраф будет представлять собой удержание 30% от FDAP (фиксированные, определяемые, ежегодные и регулярные доходы). К FDAP относятся процентные доходы, дивиденды, лицензионные отчисления, арендная плата, оплата предоставленных услуг, выручка от продажи американских активов (в том числе, ценных бумаг) и т.д.

Это потребует корректного расчета FDAP-дохода. Для этого необходимо определять статусы всех «подозрительных» платежей и учитывать все предусмотренные исключения. Кроме того, будет необходимо депонировать удержанные штрафы, корректно взаимодействовать с российскими регуляторами (пока 173-ФЗ не предусматривает удержание налога в пользу иностранных налоговых органов) и т.д.

К этому моменту в банке должны храниться все налоговые формы, представленные клиентами, получившими FATCA-статус. При этом закон предусматривает не только обязанность банка затребовать налоговую документацию, но и регламентирует минимальные сроки хранения, требует фиксировать дату получения документации и т.д.

Таким образом, выполнение требований FATCA в 2017 году потребует эффективной работы с большим количеством информации, которая должна быть консолидирована в едином решении. Именно поэтому для многих банков, особенно крупных или имеющих разветвленную ИТ-структуру, необходимо специализированное решение для соответствия требованиям FATCA, которое позволит проводить учет и анализ первичных данных, переданных в IRS отчетов по всем клиентам с различными FATCA-статусами, налоговой документации и сроков ее получения от клиентов и т.д.

Еще год назад, проанализировав весь пакет требований, связанных с FATCA, мы пришли к необходимости создания специализированного промышленного решения «ПрограмБанк.FATCA» .

Разумеется, первыми клиентами стали крупные банки, которые быстро осознали масштаб проблемы и уже провели необходимую предварительную работу. В настоящее время мы ведем два проекта по FATCA в банках из топ-50. Один из них имеет западных акционеров, что ставит перед нами ряд дополнительных требований.

Решение «ПрограмБанк.FATCA» позволяет автоматизировать все процессы, связанные с FATCA, в банках любого масштаба, структуры собственности и клиентской политики.

В связи с вышеизложенным, мы настоятельно рекомендуем даже небольшим банкам не откладывать начало FATCA-проектов. По нашим оценкам, весь цикл от начала идентификации клиентов и до корректной отправки данных в IRS займет не менее трех месяцев, даже у небольшого банка. В частности, важно понимать, что сроки сдвигаться не будут, поскольку этот процесс касается всего мира и реализуется в рамках давно согласованного плана.

Безусловно, в столь кратком материале невозможно описать весь комплекс задач, связанных с выполнением требований FATCA, не говоря уже о предлагаемых нами технологиях решения.
Мы ждем ваших вопросов и мнений

Попытаемся ответить на актуальный для российских кредитных организаций вопрос, можно ли выполнить требования FATCA, не нарушив при этом российское законодательство.

Принятый в США Закон о налогообложении иностранных счетов — Foreign Account Tax Compliance Act (далее — FATCA), вступающий в силу с 1 января 2013 г., предусматривает внесение существенных изменений в порядок налогообложения операций, осуществляемых резидентами США через иностранные финансовые организации. Применение FATCA требует от иностранных финансовых организаций заключить специальные соглашения с налоговой службой США (далее — IRS) о контроле за наличием счетов, открываемых налогоплательщиками США в иностранных банках, и об информировании о них налоговой службы США.

Целью FATCA является внедрение механизма, направленного на предотвращение уклонения от уплаты налогов с доходов, получаемых американскими гражданами и резидентами за пределами США. В связи с этим США хотят, чтобы на уровне внутреннего законодательства других государств были установлены процедуры идентификации клиентов, аналогичные тем, которые предусмотрены FATCA. Закон о налогообложении иностранных счетов ужесточает требования к представлению отчетной информации в IRS, применяемые к иностранным финансовым учреждениям и другим финансовым посредникам, получающим определенные виды доходов из источников выплат в США.

Соблюдение FATCA: преимущества и риски

Неучастие в FATCA российских банков может создать для них дополнительные репутационные риски, связанные с возможными санкциями со стороны IRS и иностранных финансовых организаций, в частности, в виде принудительного изъятия 30% от сумм международных банковских переводов. Банки и финансовые институты, не участвующие в данной системе, будут рассматриваться в международном сообществе как потенциально рискованные контрагенты, которые могут быть вовлечены в преступления, связанные с уклонением от налогов, отмыванием денежных средств, полученных преступным путем, и т.д.

Кроме того, ведение дел с неприсоединившимися банками потребует от банков — участников FATCA дополнительных расходов, связанных с необходимостью выполнения определенных административных функций, и может вызвать у них желание поддерживать деловые отношения только с аналогичными себе. И чем больше банков примкнет к FATCA, тем сложнее будет функционировать тем, кто отказался от такого участия.

Но основное противоречие заключается в следующем. Выполнение требований FATCA связано с нарушениями российского законодательства о банковской, налоговой тайне и персональных данных. Также существуют законодательные ограничения, связанные с выполнением обязательств банка перед клиентами, — легитимность удержания 30% налога.

Позиция российских ведомств

По мнению МИДа России и Банка России, FATCA нарушает принцип суверенного равенства государств и противоречит российскому законодательству, которое не предусматривает принудительного исполнения требований налоговых органов США, зато содержит положения об ответственности, в том числе о возмещении ущерба, за разглашение банковской тайны, к которому приведет выполнение положений FATCA российскими организациями. Министерство иностранных дел России считает недопустимым «заключение российскими банковскими структурами каких-либо прямых договоренностей со Службой внутренних доходов США относительно выполнения требований закона FATCA». Об этом говорится в письме МИДа России, опубликованном в апреле в ответ на запрос Ассоциации российских банков.

Минфин России в письме от 24.04.2012 № 03-08-07 отмечал, что и в ОЭСР не сформировано солидарной позиции ее членов относительно FATCA. При этом финансовое ведомство принципиально исходило из того, что взаимный обмен информацией с американской стороной должен строиться не на основе какого-либо специального межправительственного соглашения, а строго в рамках уже действующего Договора между РФ и США от 17 июня 1992 г. об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и подвергаться всем ограничениям, которые установлены в отношении подобного обмена российским законодательством, изменение которого ради выполнения требований FATCA должно быть абсолютно исключено. Данное соглашение предусматривает ограниченный перечень случаев, когда доходы могут облагаться налогами в одном из договаривающихся государств у источника выплаты. В этой связи спорной является законность требования одностороннего введения дополнительного 30%-ного налога, взимаемого у источника, в отношении всех платежей в адрес российских резидентов.

Позиции европейских стран

Между тем пять экономических лидеров Европы — Германия, Франция, Великобритания, Италия и Испания — уже заключили соглашение с США. По американскому закону банки стран — партнеров FATCA освобождаются от необходимости заключать отдельные соглашения с IRS, так как служба будет получать информацию от государственных регуляторов этих стран. С операций банков из партнерских юрисдикций не будут безакцептно списывать 30%, запрещено закрывать счета их клиентов. Кроме того, США станут передавать европейским налоговикам информацию об американских счетах граждан из стран — партнеров FATCA. По информации The Financial Times, присоединиться к соглашению хотят Ирландия и Люксембург.

А в июне нынешнего года был сломлен и такой столп банковского дела, как Швейцария, которая сделала далеко идущее заявление о своей готовности достичь с США такого же соглашения. Правда, Швейцария выбрала несколько иную тактику, чем другие европейские страны, стремясь получить для себя несколько выигрышных баллов.

Приводим перевод коммюнике между Швейцарией и США от 21 июня 2012 г. о рамочном соглашении о сотрудничестве при реализации закона FATCA. Текст этого документа весьма любопытен1.

1. Общие положения.

Исходя из взаимоотношений в области налоговой политики Швейцария и США стремятся усилить и углубить сотрудничество по противодействию международному уклонению от налогов.

Восемнадцатого марта 2010 г. США приняли Закон о налогообложении иностранных счетов, возлагающий на иностранные финансовые институты (далее — FFI) обязанность информирования об определенных счетах. Однако принятые в Швейцарии некоторые законодательные или договорные ограничения могут привести к невозможности для швейцарских FFI исполнять свои обязанности по информированию, налогообложению и закрытию счетов.

Межгосударственное сотрудничество по облегчению реализации требований FATCA в состоянии преодолеть такие законодательные или договорные ограничения, а также снизить возникающие у FFI расходы.

Для целей поддержки целей FATCA США готовы достичь с заинтересованными государствами либо межгосударственного соглашения о прямых мерах по реализации FATCA (включая передачу информации от FFI их собственным правительствам и последующую автоматическую передачу информации США), либо соглашения о межгосударственном сотрудничестве по облегчению реализации FATCA (включая прямые сообщения от FFI в США согласно предписаниям FATCA в сочетании с обменом информацией по соответствующей заявке).

В надежде внести свой вклад в улучшение сотрудничества в налоговой сфере с США Швейцария выступает за создание рамочного соглашения по реализации FATCA.

Исходя их этого, Швейцария и США выражают намерение выработать рамочное соглашение о сотрудничестве по обеспечению эффективного и надлежащего применения FATCA швейцарскими FFI.

2. Основные положения рамочного соглашения.

A. Швейцария и США заключают Соглашение (о Кооперации), на основании которого Швейцария, оставляя за собой право на некоторые условия, соглашается:
1) всем швейцарским финансовым институтам, которые еще не соответствуют требованиям FATCA или не освобождены на основании данного Соглашения о Кооперации от их исполнения, дать указание заключить с Налоговой Службой США (IRS) соответствующее соглашение, касающееся FFI;
2) дать возможность указанным швейцарским финансовым институтам путем предоставления им согласия, как указано в ст. 271 Швейцарского уголовного кодекса, выполнять требования FATCA и соглашения с FFI, в том числе в части передачи IRS информации об американских счетах;
3) на основании ст. 3 Протокола от 23 сентября 2009 г. безоговорочно принимать групповые заявки от соответствующей американской организации на дополнительную информацию о счетах клиентов из США, названных швейцарскими финансовыми институтами в агрегированной форме, как вероятно существенную, а также быстро оказывать им соответствующую офицальную помощь.

B. С учетом вышесказанного США соглашаются:
1) в рамках Соглашения о Кооперации установить определенные категории швейцарских FFI, считающихся соответствующими требованиям FATCA или освобожденными от FATCA (в частности, некоторые мелкие, локальные FFI или организации/планы в области страхования);
2) отказаться от предусмотренного FATCA взимания американского налога при платежах швейцарскими FFI, признав их все в качестве участников или отвечающих требованиям FATCA;
3) согласовать некоторые другие меры с целью уменьшения расходов и упрощения применения FATCA.

C. Кроме того, швейцарские финансовые институты на основании Соглашения о Кооперации не обязаны:
1) закрывать счета владельцев, не поддерживающих FATCA;
2) вычитать налог при транзитных переводах на счета не поддерживающих FATCA клиентов либо на счета других FFI в Швейцарии или в других странах, с которыми США заключили соглашения о присоединении к FATCA.

D. Будет выработан образец Соглашения о Кооперации, отвечающий данным элементам межгосударственного сотрудничества по внедрению FATCA; понятия и условия этого Соглашения должны применяться как Швейцарией, так и другими заинтересованными государствами.

E. Швейцария и США договариваются о быстрой и конструктивной выработке и подписании Соглашения о Кооперации.

В день заключения межправительственного рамочного соглашения Союз швейцарских банкиров (г. Базель) выступил с заявлением, в котором приветствовал его подписание, но при этом особо указал на то, что «необходимый обмен информацией от швейцарских финансовых институтов должен происходить не через некий центральный банк данных, как это было согласовано с пятью крупнейшими европейскими государствами, а напрямую с налоговым ведомством США. Тем самым будут учтены особенности Швейцарии как одного из финансовых центров»1.

Интересно, что на претензии других стран (Германии, Австрии, Франции), граждане которых хранят свои деньги в швейцарских банках, Швейцария ответила межправительственными соглашениями об отчислении этим странам части дохода от использования таких капиталов. И по такому соглашению для Германии, в частности, гораздо удобнее и комфортнее получать от Швейцарии известную фиксированную сумму компенсации (Abschlagszahlung), чем самой разбираться со счетами своих «непатриотичных» граждан. При этом и Швейцария сохранила свое лицо, не пожертвовав святостью банковской тайны.

Однако в отношении США, как видим, так не получается, и Швейцария постепенно отходит со своих прежде столь незыблемых позиций. Тем более что и США постоянно упрекают маленькую альпийскую страну в том, что она помогает американцам скрываться от налогов.

Адаптация российских правил к FATCA

И вот теперь очевидно лед тронулся и в России. В июле НП «Национальный платежный совет» в своем письме предложил премьеру Дмитрию Медведеву возможные варианты урегулирования указанной проблемы на межгосударственном уровне, а также мероприятия по организации централизованного контроля за указанными счетами в рамках платежной системы Российской Федерации.

Cделаны первые шаги по снятию законодательных ограничений.

Федеральным законом от 29.06.2012 № 97-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”» расширены полномочия налоговых органов, а именно согласно новой редакции ст. 86 Налогового кодекса РФ «Обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков» «…налоговыми органами могут быть запрошены справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации».

В соответствии с новой редакцией ст. 26 «Банковская тайна», принятой Законом № 97-ФЗ: «Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств физических лиц выдаются кредитной организацией в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, по запросам налоговых органов, направленным на основании запросов уполномоченных органов иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации».

Из изменений в приведенные статьи ясно, что были добавлены именно такие положения, которые позволяют передавать информацию иностранным ведомствам в случаях, если Россия заключила со страной нахождения этого ведомства соответствующее международное соглашение. Возможно, FATCA будет первым опытом подобного механизма контроля страной налогообложения своих граждан на глобальном уровне.

Внедрение в банках процедур работы по FATCA

Время летит быстро, и дата вступления в силу FATCA — 1 января 2013 г. — стремительно приближается. Изменение законодательства — лишь первый и при этом не самый затратный шаг в присоединении к требованиям Закона о налогообложении иностранных счетов. Гораздо более трудоемким будет отработка конкретных мероприятий непосредственно в банках. Российским банкам, ведущим бизнес на международном уровне, следует серьезно рассмотреть участие в системе FATCA. Вот лишь некоторые проблемы, на которые указывают аналитики и которые нужно будет решить после того, как Минфин России, Банк России и ФНС России определятся со стратегией:
— назначить сотрудников, которые будут отвечать за внедрение требований FATCA;
— проанализировать клиентскую базу и виды продуктов, с которыми работает банк, чтобы определить, какой вариант соответствия FATCA является наиболее предпочтительным;
— определить порядок дальнейшей работы с контрагентами банка с учетом требований FATCA;
— проанализировать расхождения между требованиями FATCA и той информацией, которая есть у банка, о существующих клиентах, а также между процедурами по приемке новых клиентов, предписываемыми FATCA, и существующими процедурами в банке;
— продумать возможные варианты взаимодействия с налоговой службой США или российским регулятором;
— оценить затраты банка на перестройку бизнес-процессов для исполнения требований FATCA;
— провести сравнение затрат банка на перестройку бизнес-процессов с объемом выручки от рынка США;
— определить новые функциональные требования к ИТ-системам банка;
— разработать алгоритмы поиска счетов лиц США, осуществляющих инвестирование средств через офшор, анонимное участие в иностранном партнерстве, инвестирование средств в активы вне территории США;
— определить порядок представления отчетности в IRS аффилированными структурами российских кредитных организаций, в том числе дочерними компаниями, находящимися за пределами России в странах, имеющих различный порядок взаимодействия с IRS по FATCA, поскольку требования по представлению отчетности относятся и к членам группы FFI. Членами группы FFI являются лица, принадлежащие материнской компании по крайней мере на 50%; если какой-то FFI из группы не заключил договор с IRS, то эту отчетность делают остальные члены группы; если они не смогут отчитаться за этот FFI, это будет означать, что они не выполняют свои соглашения с IRS;
— протестировать процесс сбора данных с точки зрения целостности отчетности для IRS.

Задуматься об этом стоит уже теперь, поскольку реализация проекта по внедрению требований FATCA в крупном банке может занять от трех до шести месяцев.

Оценить:

В банковской среде возник серьёзный ажиотаж после вступления в силу американского закона, известного как FATCA. Что это означает и как расшифровывается данная аббревиатура? Акт о налогообложении заграничных счетов является федеральным законом (Foreign Account Tax Compliance Act), направленным на принуждение американских граждан, в том числе постоянно живущих за пределами США, к составлению ежегодных деклараций, касающихся их зарубежных финансовых активов.

Международное сотрудничество

Практическое применение этого положения требует содействия со стороны банковских учреждений всех стран мира. Принятый в 2010 году закон обязывает зарубежные финансовые организации проверять наличие гражданства США у своих клиентов. Важно заметить, что не только обладание американским паспортом означает необходимость уплаты налогов в этой стране. Факт рождения на территории США и некоторые другие условия могут стать причиной присвоения статуса лица, подотчётного Службе внутренних доходов и подпадающего под действие закона FATCA. Что это за организация? Служба внутренних доходов является главным федеральным органом, ответственным за сбор налогов и соблюдение финансового законодательства.

Задачи

По неофициальной информации, постоянно живущие в других странах американские граждане не были основными целями FATCA. Главная задача заключалась в выявлении заграничных активов резидентов США, не задумывающихся об эмиграции, но предпочитающих держать свои деньги за пределами родины. По расчётам создателей закона FATCA, возвращение таких налогоплательщиков в поле зрения фискальных органов должно было заметно увеличить поступления в государственный бюджет. По некоторым оценкам, новые правила касаются примерно 9 миллионов человек. Закон FATCA требует даже о компаниях и корпорациях, не относящихся к юрисдикции США, если в их состав входят американские граждане.

Аналогии

В мире практически невозможно найти другое государство, применяющее такие драконовские меры в сфере налогообложения. Эритрея проводит похожую политику в отношении своих граждан, постоянно живущих за рубежом. Но эта африканская страна предлагает экс-патриотам добровольный порядок уплаты налогов. Уникальность требований FATCA заключается в том, что они распространяются не только на граждан. Под действие этого закона подпадают лица, обозначенные необычной формулировкой "персоны, имеющие обязательства по отношению к США с точки зрения налогообложения".

По неподтверждённым данным, потери государственного бюджета, причиной которых является сокрытие гражданами своих иностранных активов, составляют примерно 100 миллиардов долларов в год. Однако достоверно определить объём незадекларированных доходов не представляется возможным.

Участие банков

Американский закон FATCA воплощается на практике двумя основными путями. Он требует от иностранных финансовых организаций заключения соглашения со Службой внутренних доходов. В соответствии с этим договором, банки принимают на себя обязанность идентификации в своих базах данных клиентов, относящихся к категории американских налогоплательщиков. Финансовые учреждения должны раскрывать информацию о владельцах счетов, соответствующих статусу FATCA. Что это означает? Имена, адреса и транзакции лиц, заподозренных банками в наличии обязательств по уплате налогов в США, становятся известны Службе внутренних доходов. Информация по некоторым видам счетов не раскрывается. В основном это касается пенсионных накоплений, на которые распространяются налоговые льготы.

Индивидуальное раскрытие информации

Граждане США, имеющие заграничные финансовые активы, должны самостоятельно сообщать о них Службе внутренних доходов путём заполнения специальной формы. FATCA предусматривает штраф в размере 40 % от суммы денежных средств, хранящихся на иностранном счёте, в случае сокрытия информации о его существовании от американских властей. Сведения о зарубежных активах могут подвергаться перекрестной проверке при помощи финансовых учреждений, заключивших соглашение со Службой внутренних доходов.

Идентификация

Существует список стандартных признаков, свидетельствующих о вероятной принадлежности клиента банковской организации к категории лиц, подпадающих под определение FATCA status. Что это за критерии? Финансовые учреждения обращают внимание на факт рождения владельца счёта на территории США. Стоит заметить, что это служит веским основанием для получения гражданства этой страны. Другим признаком является наличие в Соединённых Штатах телефонного номера, места жительства или почтового адреса, даже в виде арендованного абонентского ящика. Подозрение могут вызвать осуществляемые клиентом денежные переводы на счета в американских банках.

Проверка

Финансовые учреждения, сотрудничающие с налоговыми органами США, просят своих клиентов заполнить специальную анкету FATCA. Что это такое? Данная форма содержит вопросы, позволяющие выявить лиц, подпадающих под действие закона. Анкета, вызвавшая подозрения, становится предметом дальнейшего разбирательства. В России в случае неспособности клиента документально опровергнуть предположения о наличии статуса американского налогоплательщика, банк предлагает ему подписать официальное согласие на сообщение личных данных и информации о транзакциях властям США. Если владелец счёта отказывается это сделать, финансовая организация имеет право прекратить обслуживание.

Способы взаимодействия

Существуют два варианта сотрудничества банков с американскими налоговыми властями в рамках реализации закона FATCA. Что это за схемы? Первая модель предусматривает передачу кредитными организациями информации правительству своей страны. Затем государственные власти делятся сведениями с фискальными службами США. Вторая модель построена на прямом взаимодействии банков и американских налоговых органов. Российские финансовые учреждения участвуют в реализации на практике акта о заграничных активах в соответствии с первой схемой и на начальном этапе снабжают необходимой информацией Центробанк и Росфинмониторинг, которые принимают окончательное решение о передаче сведений Службе внутренних доходов США.

Способы оказания давления

Американскому правительству пришлось применить некоторые жёсткие методы воздействия на иностранные банки для того, чтобы привлечь их к сотрудничеству в рамках осуществления закона FATCA. Что это за рычаги влияния? Закон о заграничных активах предусматривает серьёзные штрафы и санкции за отказ от заключения соглашения, вплоть до ограничения доступа к мировой резервной валюте. В число способов оказания давления входит удержание 30 % от сумм транзакций владельцев банковских счетов, не выполняющих требования о предоставлении информации американским налоговым властям.

Поступления в бюджет

Экспертные оценки финансовой эффективности закона о заграничных активах сильно расходятся. По подсчётам Комитета Конгресса по налогообложению, применение акта ежегодно приносит в государственный бюджет около 800 миллионов долларов. Оценки независимых аналитиков более пессимистичны. По их мнению, исполнение этого закона в добровольном и принудительном порядке обеспечивает поступления в американский бюджет в размере от 250 до 400 миллионов долларов в год. Однако даже самые оптимистичные цифры не идут ни в какое сравнение с многомиллиардными потерями, связанными с уклонением от уплаты налогов путём размещения капиталов в иностранных юрисдикциях.

Критика

По мнению ряда экспертов, затраты финансовых учреждений, вызванные соблюдением требований FATCA, в несколько раз превышают сумму, возвращённую при помощи этого закона в государственный бюджет США. Акт об иностранных счетах сократил количество случаев ухода от налогообложения примерно на 1 %.

Механизм принуждения к исполнению закона, основанный на таких карательных методах, как удержание денежных сумм при транзакциях в американской банковской системе, приводит к нежеланию финансовых институтов делать инвестиции в юрисдикции США.

Жёсткой критике подвергается концепция налогообложения, главным критерием которой является гражданство, а не постоянное место жительства. С точки зрения властей США, американские экс-патриоты автоматически превращаются в финансовых преступников. В соответствии со статистическими данными, за последние несколько лет значительно выросло число случаев отказа от гражданства этой страны.

Внедрение FATCA противоречило законам некоторых государств. Например, до 2014 года российским банкам не разрешалось передавать иностранным властям информацию о своих клиентах. Этот запрет был снят с целью защиты финансовых учреждений от штрафов и санкций, связанных с новым американским законом.

Тому факту, что сегодня все менее популярным становится быть гражданином США, мы во многом обязаны закону, принятому в этой стране в 2010 году и вступившему в силу с 01.07.2014 «О налогообложении иностранных счетов» (Foreign Account Tax Compliance Act - FATCA). Идея принятия этого закона возникла, когда правительством США были подсчитаны недополученные налоги. Их сумма приблизительно составила 100 000 млрд $, и это только офшорные схемы, не учитывая вклады граждан в иностранных банках. В результате подсчета было решено принять меры по исправлению данной проблемы в виде законопроекта, который после подписания главой американского государства вступил в силу. Что и явилось основной причиной большого числа отказов от гражданства США среди ее резидентов, проживающих и работающих на территории других стран.

Что собой представляет FATCA

FATCA - что это? Это закон о налогообложении, принятый в США, который обязывает иностранные финансовые организации отчитываться перед налоговой службой этой страны (IRS) о клиентах, являющихся американскими налогоплательщиками. Официальная цель принятия FATCA - не допустить уход от налогов американских граждан. По законодательству США, все физические и юридические лица, имеющие гражданство или являющиеся резидентами этой страны, обязаны платить налог, независимо от места, где они проживают и получают доход от трудовой деятельности, ведут бизнес или владеют имуществом. Но такое положение дел многих граждан не устраивает, поэтому финансовую деятельность они стараются вести через банки, находящиеся за пределами своей страны.

До принятия закона как-то отслеживать их финансовую деятельность и получать информацию по счетам в иностранных банках соответствующие службы США не имели возможности. Но ситуация резко изменилась после вступления в силу FATCA. Что это дало спец службам? С этого времени все страны или их финансовые организации должны передавать сведения в целях FATCA в IRS о клиентах, являющихся налогоплательщиками Америки. Закон является, мягко говоря, высокомерным, так как затрагивает интересы не только граждан США, но и юридических лиц всех остальных государств.

Рычаги воздействия, способ контроля за исполнением FATCA

Чтобы беспрепятственно передавать сведения FATCA, иностранным финансовым организациям или странам предложено заключить особые соглашения с соответствующей службой США по обеспечению контроля за счетами налогоплательщиков американской страны. Всех отказавшихся от предложения ждет ряд сюрпризов, в которые входят такие меры, как санкции, принудительное удержание 30% от суммы переводов клиентов через банковскую систему США, а также через банки, подписавшие такое соглашение, или даже закрытие доступа к основной резервной валюте для целых стран с последующим сокращением части международной торговли. Поэтому за подписанием соглашения выстроилась внушительная очередь, состоящая из различных государств и отдельных финансовых организаций, которые понимают, какое значение в движении финансовых средств имеет система США, но в то же время стараются избежать нарушения закона о неприкосновенности частной жизни. Соглашение может быть заключено не только с различными странами в межправительственной форме, но и с отдельными финансовыми институтами, в случае если государство, на территории которого они ведут свою деятельность, по каким-либо причинам не может принять данное соглашение.

Модели соглашений

Так как закон FATCA предусматривает два варианта межправительственных соглашений, то и предусмотренных ими моделей передачи информации также две:

  1. Согласно первой модели, финансовые организации сдают отчетность по счетам клиентов, относящихся к американским налогоплательщикам, во внутренние службы своей страны. Впоследствии этими службами информация передается специальным службам США.
  2. Вторая модель подразумевает передачу данных по таким клиентам самими финансовыми организациями, заключившими прямое соглашение с налоговыми органами США.

Российской Федерацией к 2017 году не было подписано межправительственное соглашение для передачи сведений в целях FATCA. Что это означает для российских граждан? Формально банки и прочие организации не обязаны отчитываться перед службами Америки. Но это обстоятельство обещает клиентам российских финансовых институтов нежелательные проблемы при расчетах и транзакциях через американские корсчета в виде санкций.

Российское законодательство дает добро отечественным банкам на передачу информации службам США

В результате жарких дискуссий российского правительства на тему вступления в силу FATCA, его возможных последствий и противоречий с законами РФ, главой государства был подписан закон, призванный помочь отечественным финансовым компаниям осуществить регистрацию на сайте налоговых служб США для соблюдения FATCA. Что это позволяет российским организациям? На законных основаниях передавать требуемые сведения об американских налогоплательщиках в рамках соглашения об обмене информацией, но только с согласия клиента. В случае получения от него отказа на передачу данных, любой банк имеет право не работать с этим лицом. Все данные перед передачей должны пройти через Центробанк и Росфинмониторинг, который имеет право ее остановить.

Форма отчетности FATCA

В попытке исключить нежелательные удержания со счетов клиентов, 90% банков и организаций из России в частном порядке пошли на соглашение и зарегистрировались в федеральной службе США. Поэтому при открытии счетов во многих банках сегодня можно столкнуться с неизбежностью заполнения определенного документа. Форма FATCA представляет собой небольшую анкету, при помощи которой легко определить необходимость передачи информации о данном клиенте службам Америки. Если клиент не имеет отношения к налогам в США, то информация о нем останется закрытой для американских служб.

Опасения банкиров

Такой механизм сбора информации может оказаться недостаточно эффективным, что в результате окажется причиной штрафов, удержаний или потерь компаниями, полученных при регистрации идентификационных номеров (GIIN). Отсутствие такого номера у финансовой организации является основанием к применению к ней санкций за неисполнение FATCA. Количество отечественных институтов, которым удастся сохранить GIIN после передачи данных, в 2017 году остается пока неясным. Многие банкиры высказывают опасения, что американское правительство при желании найдёт массу нарушений в действиях российских организаций. Поэтому угроза санкций в связи с нарушениями FATCA более реальна, чем возможная блокировка платежных систем, которую прогнозировали банки. FATCA имеет много неясностей и двусмысленностей, которые оставляют широкий простор действий для служб, контролирующих его исполнение.

Регистрация в целях FATCA, Сбербанк. Что это?

Одной из первых организаций, зарегистрировавшихся в налоговой (IRS) США, является Сбербанк. Компания в полном составе, включающем главное ведомство и 208 подконтрольных ему учреждений, получила статус финансового института, выполняющего требования FATCA. Что это значит? Сбербанк обязан выявлять среди своих клиентов тех, кто имеет отношение к оплате налогов в Штатах. На дату регистрации банк имеет около 20 000 клиентов, которые являются гражданами Америки или входят в число остальных категорий, обязанных платить налог в этой стране. К ним относятся:

Юридические лица:

  • организации, где резиденты имеют долю более 10%;
  • компании, имеющие регистрацию в Америке.

Физические лица:

  • американское гражданство;
  • зеленая карта;
  • рождение на территории Америки;
  • почтовый адрес в США;
  • американский телефонный номер;
  • оформленная доверенность на лицо с адресом в США;
  • право подписи лицу с тем же адресом;
  • инструкции по перечислению сумм в США;
  • адрес «до востребования», если он единственный для счета.

В дальнейшем количество клиентов, относящихся к этим категориям, может возрасти, так как не существует препятствий для обслуживания лиц, готовых дать согласие на передачу информации в Штаты. Эта информация необходима для выполнения обязательных условий FATCA (Сбербанк). Что это меняет в обслуживании? Сбербанк просит заполнить дополнительную анкету, прилагаемую к пакету документов.

Порядок действий банка

При работе с клиентами Сбербанк определяет FATCA-статус по каждому на основании данных заполненных анкет, а затем формирует отчет. По результатам полученной информации выявляются те, кто имеет отношение к американским налогам. Далее происходит:

  1. Информирование клиента о наличии у него признаков принадлежности к американским налогоплательщикам.
  2. Подтверждение клиентом статуса формами w-9 или w-8. Или документальное подтверждение несоответствия этому.
  3. Получение от клиента согласия на передачу данных в IRS. Либо, в случае отсутствия форм или документов опровержения, его переход в статус отказников.

Факт регистрации Сбербанка в IRS обязывает его предоставлять в случае необходимости доступ американскому правительству к счетам налогоплательщиков США, находящихся в учреждении Сбербанка на территории РФ. При этом Сбербанк не видит препятствий для выполнения своих регулярных обязанностей с появлением необходимости информировать Штаты о накоплениях их налогоплательщиков.

Вступление России в европейский FATCA

В скором времени России предстоит присоединение к Евро-FATCA. Это новый законопроект, схожий с американским по регулированию, но в отличие от которого, в случае отказа от сотрудничества предусматривает не штрафные санкции, а полный запрет деятельности для отказников на территории ЕС. Присоединение России планируется на 2018 год в рамках европейской Конвенции от 1988 года, согласно которой, участники обязаны оказывать друг другу помощь и обмениваться информацией по налоговым делам. Со дня вступления в Евро-FATCA российские службы смогут не только передавать данные о налогоплательщиках ЕС, но и получать информацию о европейских счетах отечественных граждан.

Какие последствия ждут банки, присоединившиеся и не присоединившиеся к FATCA? Как происходило внедрение FATCA в российских условиях? С какими трудностями приходится сталкиваться? Какие противоречия национального и американского законодательства приходится преодолевать? Что ждет российские кредитные организации в части обмена налоговой информацией с международными структурами с 2017 года?

Казалось бы, совсем недавно как попытка разбудить финансовое сообщество и руководство профильных министерств и ведомств в "Российской газете" появилась одна из первых статей о "надвигающемся" на организации финансового рынка (ОФР) РФ Законе США о налогообложении иностранных счетов (FATCA). Но... смотрим на дату - 19 июля 2011 г. Прежде чем проанализировать первые итоги внедрения FATCA в РФ и обозначить, что делать с проблемами, которые остаются (а это особенно важно в условиях приближающегося к РФ международного обмена налоговой информацией (AEoI) с практически всеми странами мира по стандарту CRS), напомним вкратце о характерных положениях FATCA.

Нормальная инициатива в сфере налогового контроля и обмена информацией

Российские ОФР были вынуждены присоединяться к FATCA не в рамках межгосударственного соглашения между США и соответствующей юрисдикцией (IGA), как это сделало большинство иностранных финансовых институтов 1 , а самостоятельно подписывая соглашение о присоединении. В результате этой ситуации ответственность каждой российской ОФР за нарушение требований FATCA по классификации своих клиентов, отчетности, направляемой в Налоговую службу США (IRS), и удержанию штрафов по FATCA определяется непосредственно ее соглашением с IRS о присоединении к FATCA, в котором определена возможность исключения финансовой организации из списка институтов, присоединившихся к FATCA, в том случае, если IRS сочтет, что эта ОФР не может исполнять или не исполняет должным образом свои обязанности, определенные соглашением.

Для спокойного чтения предлагаем отбросить конспирологические теории в отношении FATCA и вспомнить, что этот закон требует от находящихся за рубежом американских налогоплательщиков, включая физических лиц, информировать Налоговую службу США об их счетах вне территории США и, что самое для нас главное, просит (да, именно просит) иностранные по отношению к США финансовые организации помочь IRS узнать, есть ли указанные лица среди их клиентов. Таким образом, история появления еще в 2010 г. (т.е. задолго до всех неприятных событий 2014 г.) закона США FATCA иллюстрирует несостоятельность предположений, инспирированных сторонниками теории заговора, о том, что FATCA был задуман как санкция, причем для наказания одной страны (даже не ее отдельных граждан, что случилось на самом деле).

Следует отметить, что FATCA - не единственная в мире инициатива в сфере налогового контроля и обмена информацией. В ЕС вопросы обмена информацией, налогового удержания у источника дохода, участие представителей иностранных налоговых органов в проведении налоговых проверок и другие аспекты налогового взаимодействия уже более 10 лет регулируются Директивой ЕС "Об административном сотрудничестве в области налогообложения" (2011/16) 2 . При этом принципы обмена информацией и удержания справедливо распространяются на страны - члены ЕС, а также ряд третьих стран, таких как Швейцария, Нормандские острова, офшорные территории Карибского моря. В Налоговом кодексе США также уже существовал порядок международного взаимодействия, касающийся налогообложения и регулирования платежей инвесторам, осуществляющим вложения в финансовые инструменты США. Такой порядок регулируется гл. 3 Налогового кодекса США, предполагает заключение соглашения с иностранным финансовым учреждением и получение им статуса квалифицированного посредника (Qualified intermediary, QI).

Еще одним международным инструментом в сфере налогового взаимодействия можно назвать многостороннюю Конвенцию ОЭСР о взаимной административной помощи в налоговой сфере, предусматривающую международный автоматический обмен информацией, многосторонние одновременные налоговые проверки и международную помощь в сборе причитающихся налогов. На сегодняшний день десятки стран и территорий ратифицировали Конвенцию ОЭСР, в их числе Азербайджан, Грузия, Молдова и Украина. Россия - в процессе согласования, первый отчет в рамках этой системы организации финансового рынка РФ отправят в сентябре 2018 г.

Чему учит первый опыт?

Итак, российские банки, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, страховые, брокерские, управляющие компании и фонды могут присоединиться к FATCA путем регистрации и подписания соглашения с IRS на ее сайте. В случае неприсоединения к режиму FATCA с определенных долларовых банковских переводов в российские организации могут быть без-акцептно удержаны 30%, если банк-контрагент или банк-корреспондент посчитает, что источником перечисляемых средств является доход, связанный с США.

В случае же участия в FATCA организация будет обязана выявлять всех персон США среди своих клиентов - физических и юридических лиц, раскрывать информацию об этих лицах и в балансах в периодической отчетности, направляемой в IRS, а также либо удерживать 30% с описанных выше платежей, направляемых в не участвующие кредитные организации (включая Limited FFI) или клиентам, отказавшимся разрешить раскрытие своих данных IRS, либо организовывать такое удержание вышестоящими депозитариями путем подготовки определенной документации.

Не затрагивая самый загадочный и трудно систематизируемый первый шаг - участвовать в FATCA или нет, рассмотрим опыт, связанный с решением делать самим или привлекать помощь извне. Вопрос стоял особенно остро, поскольку методическая поддержка со стороны госорганов до сих пор отсутствует. Если не брать во внимание, как правило, положительный опыт наиболее решительных и имеющих средства ОФР, которые практически сразу обратились за помощью к консультантам, имеющим достаточное представление о FATCA, хотелось бы отметить не всегда удачные попытки оптимизации расходов.

Неудачные попытки оптимизации расходов

Также охота за русским переводом FATCA и других его документов могла подменять цель процессом ее достижения: вспомним известный пример с переводом понятия financial account, выхолащивающим суть предмета.

Другими зыбкими источниками мудрости были и остаются форумы в интернете: при наличии очевидной пользы, например, опыта автоматизации, слепое следование "верному" опыту знатоков, даже если он верен для ОФР знатока, - не лучший путь.

Есть и другая категория "народных целителей" по FATCA - пользователи, подбирающие утечки отчетов консультантов, переводы, ответы на вопросы на семинарах и конференциях и щедро делящиеся всем этим с восторженными слушателями. Примером работы таких "целителей" можно назвать циркулирующий до сих пор кусок отчета известного консультанта, который выдают за перечень признаков иностранного налогоплательщика, требуемый Законом № 173-ФЭ 3 , и размещают на сайтах, не понимая, что эти признаки использует IRS, а ОФР достаточно использовать гораздо меньшее и реалистичное число индикаторов иностранных налогоплательщиков. Эта нестыковка может привести к тому, что аудитор по FATCA попросит подтвердить действия ОФР по поиску признаков, чего в реальности не происходит.

Ошибки при регистрации на портале IRS

Вначале портал предлагает выбрать тип ОФР: одиночный ОФР, а при наличии расширенной аффилированной группы (РАГ) - член группы или лидер, и здесь проблем, как правило, не возникало. Небольшие заминки происходили с типом sponsoring. По старой доброй российской привычке это слово иногда толковалось как "оказывающий финансовую поддержку", на деле же речь идет об информационном спонсорстве, то есть подготовке отчетности за другую ОФР.

Демографическая информация тоже, разумеется, не вызвала вопросов, а вот выбор классификации в разделе 4 оказался первым серьезным экзаменом. Основной выбор делался из трех вариантов:

  1. Participating Financial Institution not covered by an IGA or a Reporting Financial Institution under a Model 2 IGA;
  2. Registered Deemed-Compliant Financial Institution (including a Reporting Financial Institution under a Model 1 IGA);
  3. Limited Financial Institution.

Забегая вперед, можно сказать, что наиболее удачным кажется первый вариант, поскольку межправительственного соглашения (IGA) между РФ и США нет и не ожидается. Но, к сожалению, дословный интернет-перевод часто подталкивал к неточному второму варианту, поскольку ОФР по праву считала себя "зарегистрированной", "соответствующей требованиям FATCA" финансовой организацией и не обращала внимание на непереводимые "IGA" и "участвующий". Теоретически второй вариант в РФ встречаться может, но редко. Этот статус могут иметь ОФР - члены международных групп, способные закрывать счета своих клиентов и "переводить" их за границу, либо экзотические ОФР, нашедшие в себе силы, знания, ресурсы и способности обходить закон, чтобы стать, например, Local FFI.

Не всегда ОФР, избравшие второй вариант, идут дальше магической цифры 98 %, им можно только посоветовать взглянуть на их трудновыполнимые обязательства, дополнительные к обязательствам PFFI, и решить, нужно ли им это.

И совсем уж неточным оказался выбор третьего варианта: видимо, сыграла роль легенда, запущенная "народными целителями" по FATCA и поддержанная первым лицом одной из профессиональных ассоциаций РФ. Поправить ситуацию можно, даже сохранив существующий регистрационный номер по FATCA - GIIN.

Следует отметить, что не все ОФР понимают, что, зарегистрировавшись на портале IRS, они не только занесли информацию о себе и получили GIIN, но и автоматически подписали соглашение с IRS о присоединении к FATCA. Как показывает практика общения с российскими ОФР, зарегистрировавшимися на портале IRS в качестве PFFI, не все из них полностью осознают те обязательства, которые взяли на себя, что может привести к отзыву у них статуса PFFI (регистрации).

К вопросу о раскрытии информации налоговому агенту

При внимательном прочтении соглашения о присоединении ОФР к FATCA очевидно, что этот документ обязывает ОФР, подписавшие его, предоставлять информацию о конечных получателях дохода по каждой выплате дохода из источников в США, подпадающего под FATCA. Соглашение предоставляет возможность ОФР либо направить такой отчет непосредственно в Налоговую службу США, либо раскрыть информацию о конечном получателе дохода налоговому агенту, через которого происходит выплата. К доходам, по которым требуется предоставлять такую отчетность, относятся, в частности, доходы по ценным бумагам, эмитентами которых являются правительство США, американские корпорации или американские фонды.

На уровне налогового законодательства США в отношении конечных получателей дохода такое требование существовало и до внедрения FATCA, но у ОФР не было прямой обязанности проводить классификацию своих клиентов и предоставлять эту информацию налоговым агентам по доходам из источников в США, за исключением тех случаев, когда конечные получатели дохода имели налоговые льготы в соответствии с межгосударственными соглашениями об избежании двойного налогообложения. Присоединение ОФР к FATCA предоставляет возможность налоговому агенту, который перечисляет доход, а в некоторых случаях обязывает его предоставить в IRS информацию как о самой ОФР, так и ее клиентах, получающих доход, подпадающий под FATCA. Основой для такой отчетности является классификация ОФР своих клиентов в рамках FATCA, которая должна быть завершена к 1 июля 2016 г. всеми ОФР, присоединившимися к FATCA до 1 июля 2014 г.

Если налоговый агент не получил от своего клиента раскрытие информации о получателях дохода, подпадающего под FATCA, Налоговый кодекс США обязывает его в своей ежегодной форме отчетности в IRS показывать доход, выплаченный на счет этой ОФР, как доход, конечный получатель которого неизвестен, с указанием деталей для идентификации ОФР, не предоставившей информацию о своих клиентах. После 1 июля 2016 г. информация о наличии у ОФР, присоединившейся к FATCA, неизвестного клиента, в адрес которого она проводит выплату дохода, напрямую будет свидетельствовать о неисполнении такой ОФР своих обязательств в рамках Соглашения о присоединении к FATCA по классификации своих клиентов.

Проблемы, затрудняющие выполнение требований FATCA

Теперь о начале работ по FATCA. Как показывает опыт, наиболее эффективной оказалась конфигурация, когда ОФР формировала рабочую группу по внедрению FATCA. Однако и здесь были свои подводные камни. Например, немногие члены правлений ОФР соглашались стать (и зарегистрироваться) уполномоченными сотрудниками по FATCA. Это фактически "обезоруживало" группу и замедляло процессы подготовки. Иногда на эту позицию назначался и без того занятый ответственный сотрудник по ПОД/ФТ, что приводило либо к проблемам внедрения, либо даже к увольнению.

Так или иначе, работы по внедрению вовремя закончились, и ОФР приступили к классификации существующих и новых клиентов с целью выявления интересующих IRS персонажей.

Классификация начинается с разделения клиентов на существующих и новых. И если процедура классификации новых клиентов много вопросов не вызывает, то как находить и что делать с освобожденными от классификации клиентами иногда вызывает разночтения. Бывает, что небольшие банки проходят по всей своей электронной базе без агрегирования балансов и заявляют, что они нашли всех американцев, забывая, что FATCA для достижения такого результата требует использовать все виды поиска, которые применяются к клиентам, агрегированный баланс которых превышает $1 млн. Граница в $50 тыс. используется по крайней мере дважды: при определении освобожденных от классификации физлиц и при принятии решения о включении физлица - американского налогоплательщика в отчет, при этом найденные юрлица включаются в отчет независимо от баланса на их счетах в конце отчетного года.

В этом месте хотелось бы обратить внимание на пять основных положений Закона № 173-ФЗ, затрудняющих выполнение требований FATCA, а по сути делающих невозможным выполнение обязательств ОФР по соглашению с IRS.

Закон запрещает сбор и передачу информации в отношении физических лиц, являющихся налоговыми резидентами США в соответствии с критериями долгосрочного пребывания на территории США, если такой клиент заявит ОФР о таком своем статусе и ОФР не сможет включить его в отчет:

  1. Закон запрещает сбор и передачу информации об инвестиционных организациях финансового рынка и страховых компаниях с долей собственности определенной персоны США 4 от 0 до 10%.
  2. Закон не позволяет отправлять в IRS сведения об определенных ОФР, не участвующих в FATCA (NPFFI), разрешивших это сделать.
  3. Не регулируется штрафное удержание на территории России.
  4. Отправка удержанных денежных средств в IRS не предусмотрена и пока недопустима.

Остается надеяться, что ОФР не встанет перед выбором, обусловленным указанными противоречиями.

В ситуации с запретом на штрафное удержание для понимания "размера катастрофы" и необходимости принятия мер по организации удержания наиболее информированные и зрелые ОФР внедрили у себя процедуры по мониторингу, анализу информации о денежных потоках из США, подпадающих под FATCA и требующих удержания 30% штрафа, если у получателя платежа отрицательный FATCA-статус. Некоторые ОФР полагаются на мнение, что им не стоит беспокоиться о штрафном удержании с платежей, в которых ОФР технически не участвует в отличие, например, от выплат процентов и дивидендов по американским ценным бумагам, учитываемым ею. Однако следует отметить, что эта льгота распространяется на ОФР - налоговых агентов США, удерживающих налог, но не относится к PFFI.

Формирование и отправка отчетов в ФНС и затем в IRS особых затруднений не вызвали, но в этом году стала несколько сложнее ситуация с нулевым отчетом. IRS не требует теперь отправки нулевого отчета, но в отчет должны быть включены и NPFFI, и отказники, поэтому бывает, что из-за отсутствия выявленных иностранных налогоплательщиков ОФР считают отчет нулевым и не отправляют его, при этом "не засчитывают" имеющихся NPFFI и отказников. Более того, возможно, имеет смысл отправить и нулевой отчет с целью проверки работоспособности всей технологической цепочки FATCA, поскольку тестовых окон IDES и IRS пока не видно.

ОФР, заключившие соглашения с IRS до 1 июля 2014 г., завершат классификацию всех своих клиентов 30 июня этого года, и у многих организаций встает вопрос, как классифицировать клиентов, отказавшихся сотрудничать. Существует мнение, что всем им необходимо будет присвоить статус NPFFI, что FATCA этого не запрещает, однако похоже, что если ОФР определенно знает, что такой клиент не является ОФР, то лучше подумать о назначении ему статуса отказника.

В заключение напомним о приближающемся AEoI - глобальном FATCA. В этом году Российская Федерация должна подписать многостороннее соглашение по обмену налоговой информацией, соответственно откорректировать свои законы, издать методические рекомендации, чтобы российские ОФР с 1 января 2017 г. начали выявлять иностранных налогоплательщиков среди имеющихся клиентов и запустили процедуры по выявлению таковых среди новых. До 30 сентября 2018 г. ОФР должны направить свои отчеты о выявленных иностранных налогоплательщиках в ФНС для дальнейшего внесения в глобальную базу обмена данными. Учитывая то, как российские ОФР в отсутствие методической и ограниченной законодательной поддержки практически справились с внедрением FATCA, нам кажется, что внедрение AEoI пройдет проще и быстрее.

1 – На начало 2016 г. не сочли необходимым заключать IGA только такие страны, как Аргентина, Уругвай, Венесуэла, Вьетнам, Нигерия, Монако, Андорра, Белиз и др.

2 - Ранее: "О взаимопомощи в налоговых вопросах" (79/799), "О налогообложении сбережений" (2003/48), "Об общей системе налогообложения процентов и роялти" (2003/49) и др.

3 - Федеральный закон от 28.06.2014 № 173-Ф3 "Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее в тексте - Закон № 173-Ф3).

4 - Персона США - физическое лицо, траст, партнерство, имущество или корпорация США закрытого типа, подлежащие налогообложению США.


Теги:

Просмотров