Административно правовой статус федеральных органов. Краткое изложение материала. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти

Орган исполнительной власти -- это государственная организация, часть системы органов государственной власти в Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством Пользования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.

Определяя основные и наиболее существенные признаки органа исполнительной власти характеризующие его административную правосубъектность, необходимо подчеркнуть следующее.

1. Государственно-правовая природа органов исполнительной власти обусловлена конституционным разделением государ-ственной власти на законодательную, исполнительную и судеб-ную. Наличие в системе государственной власти исполни-тельных органов -- следствие нормативного закрепления прин-ципа разделения властей.

2. Органы исполнительной власти -- это внешняя форма вы-ражения исполнительной власти. Они образуются для практи-ческой реализации функций и задач самой исполнительной власти, посредством которой, как известно, осуществляется го-сударственное управление в экономической, социально-куль-турной и административно-политической сферах жизни общества.

3. Работа органов исполнительной власти строится в соответствии с такими принципами их деятельности, как:

а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

в) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;

г) единство системы государственной власти;

д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансиро-ванности полномочий и исключения сосредоточения всех пол-номочий или большей их части в ведении одного органа госу-дарственной власти либо должностного лица;

е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;

ж) самостоятельное осуществление органами исполнитель-ной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;

з) обеспечение самостоятельного осуществления своих пол-номочий органами местного самоуправления, расположенными на территории, где образованы и действуют соответствующие органы исполнительной власти.

4.Главная задача, органа, исполнительной власти - правоисполнительная деятельность т.е. исполнение действующих законов и, иных нормативных правовых актов, а также обеспечение их выполнение всеми субъектами права.


5. Деятельность органов исполнительной власти по своему содержанию имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный характер; в результате этой деятельности решаются и реализуются государственные задачи и функции.

6. Существует организационная структура органа исполнительной власти, т.е. наличие в нем государственных должностей функциональных структурных подразделений (департаментов, отделов, управлении, главных управлений и т.д.), способствующих наиболее эффективному осуществлению задач, функций и полномочий данного органа. Каждая государственная должность замещается государственным служащим, который имеет специальный административно-правовой статус (права, обязанности, ограничения, полномочия, ответственность и т.д.). Совокупность должностей составляет штат органа исполнительной власти.

7. Органы исполнительной власти наделены государством осбыми государственно-властными полномочиями, которые реализуются в специальных правовых формах, отличающихся от правовых форм деятельности органов других ветвей власти; обладают компетенцией, установленной в различных нормативных правовых актах (конституциях, законах, положениях, уставах; приказах и т.д.). В компетенцию, как правило, включаются в качестве основных компонентов задачи, права, обязанности, полномочия и ответственность органа исполнительной власти. В пределах своей компетенции органы издают правовые акты управления и обеспечивают их выполнение. В содержание полномочий органов исполнительной власти входят:

а) исполнительно-распорядительная деятельность;

б) контрольно-надзорные функции;

в) действия юридического характера и принятие решений, взывающих важные правовые последствия;

г) нормотворческая деятельность;

д) правоохранительная (юрисдикционная) деятельность.

8. Орган исполнительной власти постоянно и непрерывно действует на определенной территории РФ.

9. Органы исполнительной власти наделены правом нормо - творческой деятельности, т. е. правом издания: актов управления (административных актов). Для решения поставленных задач осуществления функций государственного управления каждый орган исполнительной власти имеет право издавать правовые акты управления. В законах и специальных нормативных пра-вовых актах определяются виды, порядок принятия, государ-ственной регистрации, действия, опубликования, оспаривания правовых актов управления. Правовые акты органов исполни-тельной власти -- это, с одной стороны, важнейшая правовая форма управленческих действий, а с другой -- результат адми-нистративного нормотворчества в системе государственного уп-равления. Акты управления являются подзаконными правовы-ми актами, т. е. они издаются в обязательном соответствии с требованиями и положениями законов и развивают их, а также обеспечивают решение возникающих в сфере управления спо-ров и административных дел.

10. Определен нормативно установленный порядок образова-ния, формирования реорганизации и ликвидации органа исполнительной власти.

11. Каждый орган исполнительной власти имеет свое наиме-нование.

12. Федеральными законами и законами субъектов РФ пре-дусмотрена ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц.

13. Орган исполнительной власти-- юридическое лицо -- имеет гербовую печать, может вступать в гражданско-правовые отношения.

14. Финансирование органа исполнительной власти осуществ-ляется за счет средств федерального бюджета или средств бюд-жета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.

Правовой статус органов исполнительной власти характери-зуется тем, что эти органы являются самостоятельными и неза-висимыми именно в осуществлении предоставленных им полномо-чий. Независимость органов законодательной власти устанав-ливается Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также другими норма-тивными правовыми актами. Превышение пределов установлен-ных компетенции означает незаконное присвоение властных полномочий.

Организационная структура органов государственного правления обеспечивается разработкой и утверждением их штатного расписания, представляющего собой перечень структурных подразделений органа (с их наименованиями), должностей и их количества (в целом по органу управления и в структурных подразделениях в особенности), должностных окладов. Денежное содержание выплачивается государственному служащему согласно установленному в штатном расписании размеру должностного оклада. Таким образом, штатное расписание устанавливает организационную структуру органа исполнительной власти объем денежных средств, необходимых на содержание этого органа. Порядок составления и утверждения штатных расписаний органов управления контролируется вышестоящими органами исполнительной власти. Штатные расписания подлежат государственной регистрации в финансовых органах.

Тип занятия: Информационная лекция

1. Понятие, правовой статус и виды органов исполнительной власти.

2. Принципы построения системы органов исполнительной власти. Линейная и функциональная власти.

3. Основные звенья системы федеральных органов исполнительной власти: Правительство Российской Федерации, центральные органы федеральной исполнительной власти.

4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Краткое изложение материала

Под государственным органом следует понимать организационный коллектив , образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенный собственной компетенцией, выполняющий публичные функции, структура и деятельность которого регламентированы законодательством.

Задумайтесь над вопросом: является ли Администрация Президента РФ государственным органом? А органом исполнительной власти?

Органам исполнительной власти присущ ряд взаимосвязанных признаков, или характерных черт. Выделим их.

1.Они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность, властные полномочия в отношении других организаций и граждан.

2. Наделены оперативной самостоятельностью.

3. Имеют постоянные штаты.

4. Как правило, образуются вышестоящими органами.

5. Подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти.

6. Их образования, структура, порядок деятельности в основном регламентируется нормами административного права.

На лекции мы говорим именно о государственных органах исполнительной власти, то есть о конституционном понимании этого термина.

Прежде чем перейти к понятию органа исполнительной власти, необходимо определиться с некоторыми достаточно важными теоретическими положениями.

Кратко запишем определения понятий:

1. Система органа исполнительной власти – это, как правило, их иерархическое построение, соответствующее административно-территориальному делению либо особенностям организации производства.

2. Структура органа исполнительной власти – это его внутреннее строение, соответствующее задачам и функциям.

3. Компетенция органа исполнительной власти – это совокупность установленных нормативными правовыми актами его прав и обязанностей (полномочий), а также круг дел, отнесенных к его ведению.

Рассмотрим понятие органа исполнительной власти и основы его административно-правового статуса .

Орган исполнительной власти представляет собой самостоятельное социальное образование, функционально осуществляющее исполнительную и распорядительную деятельность в целях решения задач общества и государства в экономической, административно-политической, социально-культурной сферах государственного управления.

Административно-правовой статус органа исполнительной власти состоит из трех блоков:

1. Целевого, включающего нормы о целях, задачах, функциях, принципах деятельности.

2. Организационно-структурного, который включает в себя правовые предписания, регламентирующие:

а) порядок образования, реорганизации, ликвидации органа;

б) его структуру;

в) его линейную и функциональную подчиненность.

3. Компетенции как совокупности властных полномочий и подведомственности. Ее можно рассматривать в функциональном разрезе (компетенция в области планирования, контроля и т.п.), применительно к определенным субъектам (иным государственным органам, предприятиям и учреждениям, общественным объединениям, гражданам).

Виды органов исполнительной власти.

Органы исполнительной власти можно поделить на следующие виды:

1. По характеру компетенции – общей компетенции, отраслевой, межотраслевой, специальной, функциональной, а также смешанной компетенции.

2. По порядку разрешения подведомственных вопросов:

а) единоначальные (министерства, федеральные службы и другие);

б) коллегиальные (Правительство Российской Федерации, правительства субъектов Российской Федерации).

3. По источнику финансирования (из какого бюджета) – федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

4. По территориальному масштабу деятельности – центральные, региональные, субъектов Российской Федерации.

1. Орган исполнительной власти представляет из себя такую организацию, которая, являясь частью государственного аппарата имеет свою компетенцию, структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в порядке, установленном законом, другими правовыми актами и наделена полномочиями осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность по поручению государства.

2. Административно-правовой статус органов исполнительной власти определяется Конституцией РФ, Конституциями и Уставами субъектов Российской Федерации, федеральными и иными законами, положениями об органах исполнительной власти, а также их конкретным назначением, местом и ролью в системе управления.

3. Органам исполнительной власти присущ ряд взаимосвязанных признаков, или характерных черт. Они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность, властные полномочия в отношении других организаций и граждан и т.п.

Основные звенья системы федеральных органов исполнительной власти

Схемы:

а) структура федеральных органов исполнительной власти (с примерами);

б) характерные черты правового положения органов исполнительной власти;

в) система органов исполнительной власти.

Особое место в системе органов исполнительной власти занимает Правительство Российской Федерации.

Правовое положение российского Правительства определяется в настоящее время Конституцией, Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации", другими законами, а также указами Президента России.

В соответствии с Конституцией Правительство – это коллегиальный, центральный, федеральный орган исполнительной власти общей компетенции, подчиненный Президенту.

Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы, которая должна в течение недели рассмотреть предложение о кандидатуре.

По представлению председателя Правительства Президент назначает других членов Правительства. Министров обороны, внутренних дел, иностранных дел Президент назначает, не согласовывая их кандидатуры с Государственной Думой.

Интересно, что в соответствии со ст. 32 федерального конституционного закона о правительстве Президент РФ руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности.

Правительство лишь координирует деятельность названных федеральных органов исполнительной власти.

Д.Н. Бахрах: "Фактически и юридически Президент РФ – глава исполнительной власти".

Заседания Правительства проводятся регулярно, но не реже одного раза в месяц.

Как центральный федеральный орган исполнительной власти Правительство наделено широкими полномочиями во всех областях жизнедеятельности государства. В частности, Правительство:

1) Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.

2) Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, налоговой, кредитной и денежной политике.

3) Обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

4) Осуществляет управление федеральной собственностью.

5) Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, осуществлению внешней политики России.

6) Осуществляет меры по обеспечению законности прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка борьбе с преступностью.

7) Осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Правительство издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Нормативные акты Правительства вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их официального опубликования, если в них не предусмотрено иное. Постановления и распоряжения Правительства официально публикуются в Собрании Законодательства Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Главное звено федеральной исполнительной власти составляют министерства Российской Федерации. Они проводят политику государства и осуществляют управление в установленной сфере деятельности, а также координируют деятельность в данной сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство - единоначальный орган, руководство министерством осуществляет входящий в состав Правительства министр. Министр издает приказы и инструкции, дает указания по вопросам деятельности министерства и подведомственных организаций.

Регламентирование деятельности министерств и четкий порядок является важнейшим фактором повышения их работы. Министерства в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента, постановлениями Правительства, международными договорами, общепризнанными принципами и нормами международного права и положениями о них.

Рассматривая другие разновидности федеральных органов исполнительной власти, необходимо отметить, что Федеральная служба и Федеральное агентство – это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (в том числе исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции в определенных сферах ведения.

Нормативная основа - Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 22.06.2010) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти”.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Под системой исполнительной власти субъекта Российской Федерации понимается совокупность органов данного субъекта, осуществляющих государственную исполнительную власть, их соподчиненность, порядок их взаимодействия с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Основным нормативным актом в этой сфере является Федеральный закон от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (комментарий к ст. 17 (ч. 1); ст. 18 (ч. 1 и 6); ст. 22 (ч. 1); ст. 29 (ч. 1).

В единую систему исполнительной власти субъекта Российской Федерации включаются:

1. Глава исполнительной власти субъекта Российской Федерации – президент республики, губернатор и т.д.

Например, Губернатор Омской области самостоятельно формирует, руководит администрацией и определяет основные направления ее деятельности; принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации органов исполнительной власти области; утверждает их положения; принимает решения о приостановлении действия или о признании утратившими силу правовых актов органов исполнительной власти Омской области, принятых с нарушением федерального и областного законодательства; определяет кадровую политику; решает вопросы о поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности заместителей Губернатора, управляющего делами Администрации, руководителей органов исполнительной власти Омской области; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством.

2. Исполнительный орган государственной власти общей компетенции (правительство или администрация).

Например, Правительство Омской области может быть структурно представлена Губернатором, первым заместителем Губернатора, заместителями Губернатора, управляющим делами Администрации, органами исполнительной власти Омской области.

Правительство Омской области осуществляет реализацию определяемых Губернатором Омской области основных направлений внутренней политики и развития международных и внешнеэкономических связей Омской области; осуществляет меры по защите прав и свобод человека и гражданина, защите прав национальных меньшинств, обеспечению законности, правопорядка и общественной безопасности; организует исполнение федерального и областного законодательства на территории Омской области; осуществляет контроль и проверку исполнения органами исполнительной власти Омской области федерального и областного законодательства и т.д.

Для коллективного обсуждения принимаемых решений Губернатор Омской области образует коллегию Правительства Омской области - совещательный орган при Губернаторе Омской области.

Состав коллегии Правительства Омской области и порядок ее деятельности утверждаются Губернатором Омской области. Председатель Законодательного Собрания Омской области участвует в работе коллегии Правительства Омской области с правом совещательного голоса.

3. Исполнительные органы государственной власти отраслевой и межотраслевой компетенции (пример по структуре органов исполнительной власти Омской области).

В структуру органов исполнительной власти Омской области входят: Архивное управление; Главное государственно - правовое управление; Главное управление архитектуры, градостроительства и строительного комплекса; Главное управление ветеринарии; Главное управление жилищно-коммунального комплекса; Главное управление культуры и искусства; Главное управление образования; Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; Главное управление сельского хозяйства; Главное управление социальной защиты населения; Государственная жилищная инспекция; Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники; Комитет внешнеэкономических и межрегиональных связей; Комитет по делам печати и полиграфии; Комитет по молодежной политике и туризму; Комитет по социальной политике; Комитет по управлению имуществом; Комитет по фармацевтической деятельности и производству лекарств; Комитет по физической культуре и спорту; Комитет финансов и контроля; Лицензионная палата; Региональная энергетическая комиссия; Управление государственной вневедомственной экспертизы; Управление делами Администрации; Управление жилищных субсидий и льгот; Управление записи актов гражданского состояния; Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных; Экономический комитет.

Необходимо учитывать, что на территории каждого субъекта Российской Федерации помимо собственной единой системы органов исполнительной власти действует система территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (Управление Министерства юстиции по Омской области, Управление Федеральной службы безопасности РФ по Омской области и др.).

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власть, что свидетельствует о разделении всех государственных органов на государственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Механизм государственной власти состоит из различных элементов, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Исполнительная власть – ветвь государственной власти, представленная системой органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление путем реализации государственно-властных полномочий исполнительно-распорядительного характера. Управленческая или исполнительная деятельность представляет собой основанную на законах реализацию соответствующими органами государственной власти функций государства в сферах экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, обеспечения безопасности государства и охраны общественного порядка, обороны страны и т.д. В ст. 77, 78, 85,110 и ряде других статей Конституции говорится о субъектном выражении исполнительной власти, т.е. субъектах, в чью компетенцию входит ее реализация, – органах исполнительной власти.

Под органом исполнительной власти в литературе понимается самостоятельная структурная единица в системе исполнительной власти, реализующая функции государственного управления в пределах предоставленных ей полномочий в определенной сфере, предмете (объекте) государственного ведения. Из данного определения выделяют следующие признаки органа исполнительной власти:

  • а) выполнение публичных, государственных функций на основе государственно-властных полномочий, включающих исполнительные, регулятивные, координационные, контрольно-надзорные и иные формы управленческой деятельности в определенной сфере, отрасли, регионе;
  • б) оформление правового статуса этого органа положением, которое утверждается вышестоящим органом государственной власти или законом;
  • в) право принимать в процессе исполнительно-распорядительной деятельности управленческие решения в форме правовых актов, виды и порядок принятия которых установлены законом, которые соответствуют действующему законодательству и обязательны для исполнения в сфере ведения данного органа;
  • г) сложная внутренняя структура;
  • д) финансирование из государственного бюджета (федерального или субъекта РФ). Орган и его служащие не могут заниматься какой-либо хозяйственной или коммерческой деятельностью;
  • е) включение органа в систему соподчинения в системе исполнительной власти и отчетность перед органом государственной власти, учреждающим его.

Таким образом, под органом исполнительной власти следует понимать юридически и организационно обособленный орган государственной власти, наделенный государственно-властными полномочиями для осуществления задач и функций государства в различных сферах жизни общества.

Органы исполнительной власти характеризуются следующими основными чертами.

  • 1. Каждый государственный орган исполнительной власти является составной частью единой системы органов государственной власти РФ. В Конституции устанавливается, что федеративное устройство России основывается на единстве государственной власти. Каждый орган исполнительной власти наделен государственно-властными полномочиями, позволяющими ему решать в пределах предоставленных ему прав определенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими государственными органами, должностными лицами и гражданами, и обеспечивать исполнение этих актов.
  • 2. Государственно-властные полномочия присущи всем органам исполнительной власти. Государственно-властные полномочия находят выражение в компетенции органов исполнительной власти, под которой следует понимать совокупность предметов ведения и полномочий, которыми они наделены в отношении этих предметов ведения. Компетенция органов исполнительной власти определяется Конституцией, конституциями и уставами субъектов РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и исполнительных органов ее субъектов, положениями об органах и другими нормативными правовыми актами.
  • 3. Каждый орган исполнительной власти образуется в установленном законом порядке. Так, порядок формирования Правительства РФ устанавливается Конституцией и Законом о Правительстве РФ. Каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции. Образование, реорганизация и ликвидация федеральных органов исполнительной власти осуществляется в соответствии с законодательством РФ Президентом РФ путем определения структуры федеральных органов исполнительной власти. Органы исполнительной власти субъектов РФ создаются, реорганизовываются и ликвидируются в соответствии с законодательством субъектов РФ главами субъектов РФ или их законодательными органами.
  • 4. Каждый государственный орган действует в установленном государством порядке. Например, согласно Конституции (ст. 114) порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Полномочия органов исполнительной власти выражаются, прежде всего, в том, что эти органы в пределах своей компетенции издают правовые акты управления и обеспечивают их исполнение организационными и юридическими средствами. Акты органов исполнительной власти, с одной стороны, подзаконны, т.е. изданы в соответствии с законом и во исполнение закона, а с другой стороны – направлены на регулирование общественных отношений в сфере деятельности органа исполнительной власти. Следовательно, акты органов исполнительной власти носят исполнительно- распорядительный характер.

В юридической литературе применяются следующие критерии для классификации органов исполнительной власти.

По территории деятельности:

  • – федеральные органы исполнительной власти;

По основаниям образования:

  • – органы исполнительной власти, формирование которых осуществляется в соответствии с законодательством РФ;
  • – органы исполнительной власти, формирование которых осуществляется в соответствии с законодательством субъектов РФ.

По характеру компетенции:

  • – органы исполнительной власти общей компетенции, которые осуществляют свои функции в отношении всех отраслей и сфер государственного управления (правительства, администрации краев, областей);
  • – органы исполнительной власти отраслевой компетенции, ведающие какой-либо отраслью управления (министерства и иные отраслевые органы исполнительной власти);
  • – органы исполнительной власти межотраслевой компетенции, которые в своей сфере деятельности координируют деятельность иных органов исполнительной власти (федеральные министерства);
  • – органы исполнительной власти специальной компетенции, которые осуществляют регулятивные, разрешительные, контрольные и надзорные функции в различных сферах государственного управления (например, федеральные службы).

По порядку разрешения подведомственных вопросов:

  • – коллегиальные органы исполнительной власти (правительства);
  • – единоначальные органы исполнительной власти (министерства и другие органы исполнительной власти).

По организационно-правовой форме:

  • – министерства;
  • – иные федеральные органы исполнительной власти (федеральные службы, федеральные агентства);
  • – органы исполнительной власти субъектов РФ.

В соответствии со ст. 77 Конституции в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Система органов исполнительной власти – совокупность органов государственной власти, наделенных компетенцией в области государственного управления, кадровыми, материальными и иными ресурсами, необходимыми для отправления исполнительно-распорядительной деятельности. Система исполнительной власти – это прежде всего подсистема государственной власти, ее ветвь в структуре разделения власти как единого целого организационно-правового механизма государственной организации общества и ведения его дел. Эта подсистема имеет определенное структурное строение, включающее различные уровни (строение по иерархической вертикали); звенья (одноуровневые образования однородных органов); виды и формы органов исполнительной власти. Орган исполнительной власти является первичной и основной структурной единицей рассматриваемой системы. Орган как структурная единица имеет сложное внутреннее строение и включает структурные подразделения аппаратного назначения, не имеющие властных полномочий, а иногда и самостоятельные органы (конструкции органа в органе), состав служащих государственной службы как специального института государственной власти.

Система исполнительной власти в Российской Федерации состоит из следующих элементов:

Единство системы исполнительной власти обеспечивается прежде всего верховенством Конституции и федеральных законов; обязательностью для исполнения на всей территории России указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ; Конституционным Судом РФ, определяющим соответствие актов органов исполнительной власти Конституции; федеральными судами, которые, подчиняясь только Конституции и федеральным законам, наделены полномочиями давать оценку решениям и действиям органов исполнительной власти и должностных лиц; Прокуратурой РФ, осуществляющей надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Особую роль в поддержании единства системы исполнительной власти играет Президент РФ. В соответствии с Конституцией он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ч. 2 ст. 80) и осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории России (ч. 4 ст. 78); вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85).

Правовой статус органов исполнительной власти

Орган исполнительной власти - это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.

Исполнительные органы, являясь одним из видов органов государственной власти, обладают рядом характерных только для них черт˸

Они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность;

Они наделены оперативной самостоятельностью;

Они имеют, как правило, постоянные штаты;

Образуются вышестоящими органами;

Они подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти.

Главной задачей органов исполнительной власти является осуществление управленческих полномочий в отношении иных субъектов административного права. Они призваны повседневно организовывать практическое исполнение законов и других актов органов законодательной власти и Указов Президента.

Административно-правовой статус органов исполнительной власти определяется Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе России, федеральными и иными законами (например, Федеральный конституционный закон ʼʼО Правительстве Российской Федерации), положениями (например, Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации).

При этом все органы исполнительной власти обладают административной правосубъектностью.

Административно-правовой статус органа исполнительной власти определяется также ᴇᴦο конкретным назначением, местом и ролью в системе управления.

Вместе с тем общими чертами правового положения органа являются˸

Подзаконный характер деятельности органов исполнительной власти;

Наделение их правом распорядительства, издавать подзаконные юридические акты, в т.ч. акты нормативного характера;

Подотчетность и подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим в какой-либо системе управления, обязательность распоряжений вышестоящих органов для нижестоящих. При этом органы государственного управления могут действовать в рамках двойного подчинения - вертикальном и горизонтальном. В тех отраслях управления, где требуется высокая степень централизации, двойное подчинение отсутствует, например, управление оборонной промышленностью, железнодорожным транспортом и др.
Размещено на реф.рф
Это объясняется спецификой данной отрасли управления;

  • - Тема 5. Административно-правовой статус органов исполнительной власти

    Понятия: органы исполнительной власти Вопросы для обсуждения: 1. Понятие и виды органов исполнительной власти. Понятие и содержание административно-правового статуса органов исполнительной власти. 2. Президент Российской Федерации как субъект административного... .



  • - Конституционно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ: краев, областей и других субъектов РФ

    Как и республики, края, области и другие субъекты РФ самостоятельноформируют систему органов исполнительной власти на своей территории. Правовой базой для этого выступает устав, а также законы, принимаемые собственными представительными органами, и правовые акты глав... .


  • - Конституционно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ – республик.

    Поскольку Конституция РФ рассматривает республики как государства, конституции республик учреждают пост главы государства, именуемого президентом или главой республики. Пост президента учрежден в Адыгее, Башкортостане, Бурятии, Калмыкии, Кабардино-Балкарии,... .


  • -

    1. Понятие и правовое положение органов исполнительной власти, их классификация. 2. Правовое положение Правительства РФ. 3. Административно-правовой статус министерств, федеральных служб и федеральных агентств. 4. Виды и особенности административно-правового... .


  • - Тема 4. Административно-правовой статус органов исполнительной власти

  • - Административно-правовой статус органов исполнительной власти всегда определяется нормами законодательных и подзаконных актов.

    Например, Федеральный Конституционный Закон «О правительстве Российской Федерации», Указ Президента РФ «О полномочиях представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе», Указ Президента РФ «Положение о Министерстве внутренних дел Российской... .


  • - Понятие, правовой статус органов исполнительной власти. Виды органов исполнительной власти.

    Под органом исполнительной власти как ветви государственной власти следует понимать политическое учреждение, созданное для участия в осуществлении функций этой власти и наделенное в этих целях полномочиями государственно-властного характера. Орган исполнительной... .


  • 7. Предмет, задачи и система курса “Административное право”.
  • 8. Роль науки административного права в совершенствование государственного управления.
  • 10. Административно-правовой статус гражданина рф.
  • 11. Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства.
  • 12. Гарантии прав граждан в государственном управлении, их виды.
  • 13. Понятие и основные признаки органа исполнительной власти.
  • 14. Классификация органов исполнительной власти.
  • 15. Административно-правовой статус органов исполнительной власти.
  • 16. Административно-правовой статус органов местного самоуправления.
  • 17. Понятие государственной службы и ее принципы.
  • 18. Порядок прохождения государственной службы, виды государственных служащих
  • 19. Административно-правовой статус общественных объединений, их виды.
  • 20.Понятие и классификация форм государственного управления.
  • 21. Основные черты актов государственного управления.
  • 22. Классификация правовых актов управления.
  • 23. Требования, предъявляемые к правовым актам государственного управления.
  • 24. Порядок принятия правовых актов государственного управления.
  • 25. Убеждение как метод государственного управления.
  • 26. Понятие методов государственного управления, их классификация.
  • 27. Цели и основания применения мер административного принуждения, их виды.
  • 28. Понятие и основные принципы административного процесса.
  • 29. Производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан.
  • 30. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
  • 31. Административный надзор и его виды.
  • 32. Понятие административного правонарушения и его признаки.
  • 33. Понятие состава административного правонарушения и его элементы.
  • 34. Принципы административной ответственности.
  • 35. Цели административного взыскания и их виды.
  • 36. Обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение.
  • 37. Обстоятельства, отягчающие ответственность за административное правонарушение.
  • 39. Задачи производства по делам об административных правонарушениях.
  • 40 .Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
  • 41.Принципы производства по делам об административных правонарушениях.
  • 42. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
  • 43. Содержание протокола об административном правонарушении.
  • 44. Виды доказательств по делу об административном правонарушении.
  • 45. Виды мер административно-процессуального обеспечения, их характеристика.
  • 46. Права лица, привлекаемого к административной ответственности.
  • 47. Общие правила назначения наказания за совершение административного правонарушения.
  • 48. Сроки назначения административного наказания и порядок назначения наказания при совершении нескольких проступков.
  • 49. Понятие и сроки административного задержания.
  • 50. Органы и должностные лица, правомочные осуществлять административно задержание.
  • 51. Место и сроки рассмотрения дел об административном правонарушении.
  • 52. Порядок и сроки обжалования постановления по делу об административном правонарушении.
  • 53. Сроки и порядок исполнения постановления о наложении административного штрафа.
  • 54. Порядок исполнения постановления о лишении права управления транспортными средствами.
  • 55. Административный штраф как вид административного наказания.
  • 56. Лишение специального права, предоставленного данному гражданину, как вид административного наказания.
  • 57. Административный арест как вид административного наказания.
  • 58. Управление внутренними делами.
  • 59. Управление государственной безопасностью.
  • 60. Управление юстицией.
  • 61. Управление в сфере контроля и надзора за незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
  • 62. Управление обороной.
  • 63. Управление иностранными делами.
  • 64. Управление культурой.
  • 65. Управление образованием.
  • 66. Управление финансами и кредитом.
  • 67. Управление в сфере предпринимательской деятельности.
  • 68. Управление транспортным комплексом.
  • 69. Управление агропромышленным комплексом.
  • 70. Управление жилищно-коммунальным хозяйством.
  • 15. Административно-правовой статус органов исполнительной власти.

    Понятие органа исполнительной власти (органа государственного управления, администрации) может быть определено как целостное структурно оформленное самостоятельное социальное образование, функционально осуществляющее исполнительную и распорядительную деятельность в целях решения задач общества и государства в социально-политической, социально-культурной, хозяйственной и межотраслевых сферах государственной деятельности.

    Административно-правовой статус органов исполнитель ной власти (органов государственного управления, администрации) определяется Конституцией, конституциями республик в составе России, федеральными и иными законами, положениями об органах (например, Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации). Все органы исполнительной власти обладают административной правосубъектностью.

    Административно-правовой статус органа исполнительной власти определяется также его конкретным назначением, местом и ролью в системе управления. Вместе с тем общими чертами правового положения органа являются:

    Подзаконный характер деятельности органов исполнительной власти;

    Наделение их правом распорядительства, издавать подзаконные юридические акты, в том числе акты нормативного характера;

    Подотчетность и подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим в той или иной системе управления, обязательность распоряжений вышестоящих органов для нижестоящих. При этом органы государственного управления могут действовать в рамках двойного подчинения - вертикальном и горизонтальном. В тех отраслях управления, где требуется высокая степень централизации, двойное подчинение отсутствует (управ ление оборонной, железнодорожным транспортом и др.). Это объясняется спецификой данной отрасли управления;

    Оперативная самостоятельность органов в пределах компетенции.

    Компетенция органа исполнительной власти, определяемая законодательным или иным нормативным актом, включает: задачи органа, его функции, т.е. направления деятельности, обязанности и права, ответственность, формы и методы деятельности ц структуру органа.

    16. Административно-правовой статус органов местного самоуправления.

    Местное самоуправление в Российской Федерации – это признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных традиций.

    Функции местного самоуправления:

    – обеспечение участия населения в самостоятельном решении местных вопросов;

    – обеспечивает социально-экономическое развитие территории;

    – управление муниципальной собственностью;

    – обеспечение потребности населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других важных услугах;

    – осуществление защиты интересов и прав местного самоуправления;

    – обеспечение охраны общественного порядка, реализации законов, поддержание правопорядка на территории муниципального образования. Принципы местного самоуправления – обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых ими органов, самостоятельно осуществляющих управление делами.

    В рамках этих принципов осуществляется регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях, правовое регулирование местного самоуправления в субъектах Федерации с учетом исторических и местных традиций.

    Принципы делятся на общие и специальные.

    – верховенство Конституции РФ, федеральных законов;

    – самостоятельность решения населением вопросов местного значения;

    – наделение органов местного самоуправления определенными полномочиями;

    – соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;

    – многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;

    – соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

    – законность в организации деятельности местного самоуправления;

    – гласность деятельности местного самоуправления;

    – коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления;

    государственная гарантия и поддержка местного самоуправления.

    Специальные:

    – принцип компенсации увеличения расходов или уменьшения доходов органов местного самоуправления, возникших в результате решений органов государственной власти;

    – принцип получения органами местного самоуправления платы за пользование на их территории природными ресурсами и т. д. Конституционно-правовые основы местного самоуправления закреплены в ст. 130 Конституции РФ, которая устанавливает право населения самостоятельно решать вопросы местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, а также право самостоятельно осуществлять управление местными делами путем прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

    Система органов местного самоуправления – совокупность негосударственных, имеющих статус самостоятельных представительных и исполнительных органов, через которые на данной территории осуществляются функции и полномочия местного самоуправления, образуемых в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131– ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в рФ».



    Просмотров