Правительство изменило правила взимания платы с грузовиков. Новые правила для тяжеловесов

С сегодняшнего дня, 15 ноября, на территории России начала действовать система покилометрового взимания денег со всех грузовых автомобилей полной массой свыше 12 тонн.

В чем суть нововведения?

Еще в 2013 году было принято постановление правительства №504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн», согласно которому за каждый километр, пройденный «большегрузом» по федеральным трассам нужно платить по тарифу.

Заявленная цель новой системы - возместить вред, причиняемый большегрузами дорогам федерального значения. Планируемый доход от действия системы может составить 50 млрд рублей в год. Под действие закона не попадают транспортные средства для перевозки людей, грузовики со спецсигналами и военная техника.

Сколько придется платить?

Изначально тариф за каждый пройденный километр должен был составить 3,73 рубля, но буквально за несколько дней до вступления закона в силу премьер-министр Дмитрий Медведев сделал дальнобойщикам «скидки». собственники большегрузов до 29 февраля 2016 года будут платить 1,53 рубля, а с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года размер платы составит 3,06 рубля за километр пройденного пути. Соответствующая поправка внесена в Постановление №504.

Как платить?

Для того, чтобы оплатить путь, дальнобойщикам необходимо воспользоваться системой «Платон». Для этого нужно зарегистрироваться на сайте platon.ru или в одном из офисов компании. На лицевой счет, предоставляемый водителю большегруза, следует перевести деньги, и затем - либо оплатить маршрутную карту для конкретного рейса, либо получить бортовое устройство-транспондер, который крепится на лобовом стекле.

Счетчик начинает действовать с момента въезда грузовика на федеральную трассу, навигация определяет местонахождение устройства и дает команду о покилометровом снятии средств со счета. Исключение составляют платные участки дорог.

Система «Платон» или точнее управляющая компания «РТ-Инвест Транспортные Системы» на 50% принадлежит Игорю Ротенбергу, сыну известного бизнесмена Аркадия Ротенберга, остальные 50% - в собственности бизнесмена Андрея Шипелова и структур госкорпорации «Ростех».

А если не заплатить?

Для тех, кто попытается обойти новый закон стороной, были предусмотрены не слабые штрафы: для водителя - 5000 рублей, для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей - по 40 тысяч рублей, для юридических лиц - 450 тысяч. При повторном нарушении должностные лица и ИП платят уже по 50 тысяч рублей, юридические лица - миллион.

Однако за пару дней до вступления закона в силу в Министерстве транспорта решили не штрафовать водителей и собственников автомобилей за неоплаченный проезд за границами Московской области до 1 мая 2016 года. Данное решение мотивировали тем, что, во-первых, далеко не все грузоперевозчики успели зарегистрироваться в системе (из двух миллионов автомобилей в базу пока внесено примерно 365 тысяч). А во-вторых, «Платон» еще надо обкатать в тестовом режиме.

Следить за проезжающими фурами и направлять в ГИБДД сведения о неплательщиках будут с помощью рамок над дорожным полотном и специальных автомобилей мобильного контроля. Пока что работает сто таких передвижных устройств и 18 рамок на трассах М5 «Урал», М7 «Волга», М8 «Холмогоры», М10 «Россия», а также на Ленинградском, Дмитровском, Ярославском, Каширском, Рязанском шоссе и других федеральных дорогах Московской области, кроме платных.

К чему все это может привести?

Водители грузовиков по всей стране уже провели акции протеста на дорогах и обещают делать это и в дальнейшем. Вероятно, после вступления закона в силу, часть фур заменят грузовиками массой менее 12 тонн, а некоторые фирмы уже начали переоформлять большегрузы на физических лиц. Еще одно вероятное последствие ввода системы - рост стоимости потребительских товаров, в цену которых заложена перевозка.

Ещё больше интересного - в наших сообществах

В рамках всей страны

С 15 ноября проезд по 50 774 км федеральных дорог становится платным для автомобилей массой свыше 12 т. Никаких шлагбаумов или специальных пунктов пропуска перед выездами на автомобильные дороги федерального значения установлено не будет: современные технологии позволяют взимать плату и контролировать ее внесение, не создавая подобных неудобств. Хотя, безусловно, единовременный запуск такой системы в масштабах самой большой в мире страны является проектом если и не уникальным (подобная практика давно существует в развитых странах), то по крайней мере исключительно сложным.

Контроль за выездом и передвижением по федеральной трассе будет вестись в первую очередь автоматическими средствами фиксации - видеокамерами на специальных рамных конструкциях, средствах стационарного контроля (ССК). На первый взгляд для этих целей можно было бы использовать уже имеющиеся на большинстве трасс камеры контроля, но в реальности это невозможно. Во-первых, обычные комплексы видеофиксации срабатывают на нарушение скоростного режима - потребуется перестройка режимов их работы по всей стране, что технически очень сложно. Собственниками систем видеофиксации являются великое множество компаний и государственных органов. Общей системы управления или мониторинга не существует. Не говоря уже о том, что стандартные комплексы не отличают 12-тонники от других автомобилей. Последняя функция крайне важна - далеко не всегда можно идентифицировать массу автомобиля лишь по номеру. Например, в случае с грузовиком, зарегистрированным в другом государстве. Именно для обеспечения этой возможности в качестве держателя камер используется не перекладина над дорогой, а рамка, на которую крепятся камеры не только фронтальной, но и боковой съемки. Система не только фиксирует номерной знак проехавшего автомобиля, но и делает боковую фотографию, а также с использованием лазерного сканера строит его 3D-модель. По характерным признакам, вроде числа осей и габаритов и на основании сравнения с базой данных система определяет конкретную модель автомобиля. Таких рамок по всей России будет установлено, согласно первоначальному плану, 481 штука. Стоять они будут на въездах-выездах федеральных трасс перед искусственными сооружениями (мостами, тоннелями), на федеральных трассах вблизи пограничных пунктов. Дополнительно к рамкам по всем дорогам федерального значения будет курсировать так называемый мобильный контроль - автомобили с камерами и системой передачи данных. На всю Россию --100 машин. Не мало ли? Вполне достаточно, объясняют в компании ООО "РТ-Инвест Транспортные Системы", отвечающей за систему сбора средств. Мобильный контроль исполняет лишь вспомогательные функции, дежуря время от времени в каких-то проблемных участках. Например, в местах, где можно выехать на федеральную трассу в объезд рамки. То, что поначалу попытки обойти систему будут, очевидно. Объезжать рамки после введения подобной системы пытались даже в, казалось бы, вполне законопослушной Германии.

С устройством или по карте

Согласно постановлению правительства от 15 мая 2015 года, тариф за проезд грузовиков массой от 12 т по федеральным дорогам составляет 3,73 руб. за км. Система взимания работает по предоплате. То есть еще до выезда на дорогу на счету транспортного средства должна быть сумма, покрывающая весь маршрут. Вариантов оплаты два. Первый: покупка электронного билета, так называемой маршрутной карты, то есть оплата конкретного пути от точки А до точки В. Этот вариант не слишком удобен, поскольку лишает водителя маневра. Допустим, дальнобойщик выехал из Москвы в Санкт-Петербург, оплатив маршрутную карту по всему пути от одной столицы до другой. Но, не доехав до Санкт-Петербурга, свернул в Тверь. Погостил неделю, а потом продолжил путь в Северную столицу. За маршрут Тверь-- Санкт-Петербург придется платить снова - карта имеет срок действия. Соответственно, не подразумевается и возврата средств, если водитель фактически не проехал по предоплаченному маршруту. Плюс еще один подводный камень. Допустим, двигаясь в сторону Питера, водитель заметил нужный магазин на противоположной стороне дороги. Развернулся, заехал в магазин, потом еще чуть проехал в сторону Москвы до разворота на Питер и вернулся на прежний маршрут. Если во время этого короткого движения по направлению к Москве он проедет под рамкой или попадется мобильному контролю, то получит штраф: маршрутная карта подразумевает движение лишь в одну сторону.

Второй вариант - с установкой специального бортового устройства - значительно удобнее. Владелец грузовика получает бесплатно и устанавливает в своем автомобиле устройство, внешне напоминающее смартфон и примерно такое же по размерам. Деньги вносятся на персональный счет, соответствующий конкретному устройству, привязанному к определенному госномеру. Бортовое устройство с помощью ГЛОНАСС/GPS определяет географические координаты движущегося автомобиля. Координаты передаются в Центр обработки данных (ЦОД) через сети сотовых операторов стандарта GSM/GPRS. Когда автомобиль проезжает под рамкой ССК или попадает в поле действия системы мобильного контроля, в ЦОДе осуществляется проверка наличия электронного билета на данный маршрут или денег на лицевом счете бортового устройства. С бортовым устройством не нужно думать о приобретении маршрутной карты, спокойно ездить в любых направлениях, меняя при необходимости маршрут. При этом деньги списываются только за фактический пробег по федеральным трассам. Главное, следить за наличием средств на счете бортового устройства. Впрочем, когда деньги заканчиваются, само устройство напоминает о необходимости пополнить счет, примерно как сам автомобиль - о необходимости заправить бак.

Возможно, у ряда самоделкиных возникнет соблазн залезть внутрь бортового устройства. На этот случай внутри устройства помимо коммуникационного модуля GSM/GPRS, навигационного модуля ГЛОНАСС/GPS и акселерометра стоят модули защиты информации, мониторинга и управления техническим состоянием, датчики нарушения целостности. Информация о работоспособности, отсутствии вмешательства в работу устройства периодически отправляется по мобильной связи в ЦОД и сохраняется во внутренней памяти устройства.

Если водитель не оплатил электронный билет по маршруту или на счету бортового устройства нет денег (или оно не отзывается - выключено, сломано, отсутствует), ЦОД отправляет данные в соответствующий центр ГИБДД, а там выписывают владельцу транспортного средства "письмо счастья". Размеры штрафов рассчитываются на основании вступающей в силу с 15 ноября 2015 новой статьи 12.21.3 КоАП РФ "Несоблюдение требований законодательства РФ о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн". Если владелец физическое лицо - штраф 5 тыс. руб., индивидуальный предприниматель заплатит 40 тыс. руб., юридическое лицо - 450 тыс. руб. При повторном нарушении для физического лица штраф не меняется, а индивидуальный предприниматель заплатит уже 50 тыс. руб., а юридическое лицо - 1 млн руб.

Где и когда?

По дорогам России ездят около 2 млн грузовиков массой свыше 12 т. Выезжая утром 15 ноября, большинство из них должны будут уже иметь или маршрутную карту, или бортовое устройство. Основной вопрос, который уже сегодня задают владельцы грузовиков: "Где и когда можно получить устройство, пополнить счет, приобрести электронный билет?".

Самый простой способ, при котором не надо никуда ходить,- приобретение электронного билета через сайт или мобильное приложение смартфона (под IOS, Android, Windows Mobile). Сайт должен начать работу 14 октября. Для покупки маршрутной карты достаточно указать в соответствующей электронной форме номер автомобиля, номер свидетельства о регистрации, Ф.И.О. владельца. И оплатить банковской картой. Чтобы не вводить эти данные каждый раз заново и не переводить деньги каждый раз, можно завести личный кабинет с персональным счетом в системе, с которого оплачивать маршрутные карты. Но для этого уже нужно пройти верификацию: прислать скан свидетельства о регистрации автомобиля. Разумеется, все те же операции можно совершить и в офисах системы. Кроме того, купить маршрутную карту или пополнить счет можно будет в специальных терминалах системы (тут также оплата банковской картой), они будут установлены на АЗС и прочих удобных местах вблизи въездов на федеральные трассы. Предусматривается и возможность оплаты в обычном платежном терминале, сейчас заключаются партнерские соглашения с крупнейшими сетями.

А вот для приобретения бортового устройства посетить офис все же придется. Устройство выдается владельцу автомобиля бесплатно на основании договора безвозмездного пользования. Для его подписания физическому лицу помимо свидетельства о регистрации ТС нужно предъявить паспорт, а юридическому лицу - копию устава и все прочие документы, как при подписании обычного договора между организациями. Счет бортового устройства также можно пополнять банковским переводом, банковской картой в офисе, онлайн-платежом через личный кабинет.

Офисы системы откроются 14 октября: всего 138, из них 103 - в крупных городах. Офисы будут в столицах всех субъектов РФ, включая даже столицу Чукотки Анадырь, хотя сама Чукотка дорогами с остальной частью России не связана, а единственная федеральная трасса - из аэропорта Анадыря в город - составляет всего 30,5 км. В некоторых регионах офисов будет несколько. Например, в Краснодарском крае - три: в Краснодаре, Сочи, Новороссийске. В Московской области - четыре. 35 офисов будут вблизи приграничных пунктов пропуска грузового транспорта, чтобы можно было сразу же оплатить движение по российским дорогам. Иностранцы - так же как и россияне - смогут получить бортовые устройства бесплатно и без залога. Приграничные офисы будут работать по графику соседнего пропускного пункта. Офисы на МКАД и еще некоторые на крупных транспортных узлах будут круглосуточными. Остальные будут работать в обычном режиме - в дневное время по будням. Но зона круглосуточного обслуживания с терминалами оплаты будет во всех офисах. Тому, кто хочет получить бортовое устройство, имеет смысл озаботиться этим заранее - очереди в офисах ближе к 15 ноября вполне возможны. С 15 сентября должен будет открыться круглосуточный call-центр, в котором можно будет получить всю информацию о работе системы.

Александр Бурков
Фото: Олег Харсеев / Коммерсантъ

Плата за причинение вреда автомобильным дорогам федерального значения, взимаемая с транспортных средств с разрешенной массой свыше 12 тонн, будет увеличиваться постепенно до конца 2018 года. Однако оснастить транспорт бортовыми устройствами для отслеживания маршрутов чиновники предлагают самим владельцам.

Правительство РФ приняло постановление от 03.11.2015 N 1191 "О некоторых вопросах взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" . Документ вводит новый порядок взимания платы с грузовиков с массой свыше 12 тонн в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам.

Чиновники пошли на встречу просьбам транспортных организаций и прислушались к мнению Минпромторга, которое называло тарифы платы для грузовиков чересчур высокими. Уже с 15 ноября 2015 года все владельцы большегрузных автомобилей будут обязаны оплачивать проезд по трассам федерального значения. Тариф, в целях исполнения статьи 31 , был утвержден еще 14 июня 2013 года . 18 мая 2015 года в этот документ внесли поправки об увеличении тарифа с 3,5 до 3,73 рубля за километр пути.

Ноябрьским постановлением Правительство не стало менять тариф, но установило к нему специальные понижающие коэффициенты. Так, до 1 марта 2016 года владельцы грузовиков должны будут применять коэффициент 0,41, а с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года включительно - коэффициент 0,82. Таким образом, до марта 2016 года за проезд по федеральным трассам придется заплатить 1,52 рубля за километр, а до конца 2018 года плата будет рассчитываться по тарифу 3,0586 рубля за километр.

Кроме этого, чиновники урегулировали вопрос, с которым столкнулись многие автовладельцы при регистрации в , выступающей оператором по взиманию платы. Это отсутствие у компании-оператора достаточного количества бортовых устройств, которые должны передавать маршрут движения грузовика оператору и фактически подтверждать соблюдение требований закона. Именно на основании сведений, полученных с бортовых устройств с помощью навигационных систем ГЛОНАСС /GPS, должен был обеспечиваться постоянный мониторинг и взимание платы. Правда, для разовых поездок законодательством предусмотрены так называемые "маршрутные карты", но их оформление не удобно и не выгодно для транспортных организаций, осуществляющих постоянные рейсы и имеющих большой автопарк. Ведь оформлять такую маршрутную карту необходимо на каждую поездку.

При этом, сами чиновники "в целях бесперебойного функционирования системы взимания платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами" рекомендуют:

Владельцам транспортных средств самостоятельно устанавливать собственные бортовые устройства, а также вносить плату без использования бортового устройства путем получения «маршрутной карты», в том числе в электронном виде, на которой будет отражаться оплаченный маршрут следования транспортного средства.

Тем самым, опровергается обещание бесплатно оборудовать все грузовики специальными бортовыми устройством на базе ГЛОНАСС/GPS и открыть для них специальные лицевые счета в системе "Платон". Как ранее рассказывали представители оператора этой системы «РТ-Инвест Транспортные Системы», бортовых устройств было приготовлено 2 млн экземпляров, и этого, теоретически, должно было хватить на всех желающих. Куда успели деться эти устройства еще до начала взимания платы, история умалчивает. А компания-оператор рекомендует приобретать устройства за свой счет. Теперь к этим пожеланиям присоединился и Кабмин.

Хотя в пресс-релизе Правительства сказано, что "принятое решение позволит создать условия для сбалансированного развития транспортной отрасли в целом", остается не до конца ясным, какие перипетии еще ожидают владельцев грузовиков - и, по совместительству, пользователей новой системы "Платон".



Просмотров