Правовая культура российских должностных лиц. Правовая культура должностных лиц и пути её формирования

Закон - нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти, выражающий волю народа, обладающий высшей юр. силой, регулирующий общественные отношения. Признаки закона: 1. Принимается только органом законодательной власти или референдумом 2. Порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ, 3. В идеале закон выражает волю и интересы народа 4. Обладает высшей юр. силой, все подзаконные акты должны соответствовать ему и не противоречить. 5. Регулирует важные ключевые общественные отношения Отменить или изменить закон вправе только тот орган, который его принял, и только в строго оговоренном порядке. Принятие закона включает 4 стадии: внесение законопроекта в законодательный орган, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование (обнародование). Законы не подлежат контролю или утверждению к.-л. другими органами Г. Они могут быть отменены или изменены только законодат. вл. Констит. суд может признать закон неконституц., но отменить может только законод. орган. Законы представляют собой ядро всей правовой системы Г, они обуславливают структуру всей совокупности НПА, юр. силу каждого из них, субординацию НПА по отношению др. к др. Ни один поодзаконный акт не может вторгаться в сферу законод. регулирования. Он должен быть приведен в соответствие с законом или немедленно отменен. Виды законов классифицируются: По юридической силе: 1.Конституция РФ 2.Федеральный Конституционный закон 3.Федеральный закон 4.Закон субъектов РФ. По субъектам законотворчества: -принятые в результате референдума -принятые законодательным органом По предмету правового регулирования: конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.д. По сроку действия: постоянные законы, временные законы По характеру: текущие, чрезвычайные По сферам действия: общефедеральные, региональные По содержанию: экономические, бюджетные, социальные, политические По степени систематизации: обычные и органические (УК, ГК) По значимости содержащихся в них норм: конституционные и обыкновенные По объему регулирования: общие и специальные.

31. Правовая культура гражданина и должностного лица.

Правовая культура является неотъемлемой, хотя и специфической, частью культуры общества в целом. Понятие культуры многозначно и получить полное представление об этом явлении можно, только обобщив различные подходы к понятию культуры. С точки зрения антропологического подхода культура понимается как совокупность всех благ, созданных человеком, в отличие от того, что создала природа. Социологический подход понимает культуру как совокупность всех духовных ценностей. Философский подход определяет культуру как исторически сложившийся определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека.

Правовая культура общества - это характеристика общества, показывающая уровень развития основных элементов правовой системы, т.е. уровень развития законодательства, юридической практики и общественного правосознания.

Это совокупность представлений, осознанной необходимости, внутренней потребности поведения личности в сфере права которая базируется на правовом сознании.

Важнейшим показателем правовой культуры, как общественной, так и индивидуальной, является уровень правосознания. Отрицательные стороны правосознания формируют такие явления как правовое бескультурье, правовой нигилизм.

Введение.

1. Понятие, сущность и содержание правовой культуры должностных лиц.

2. Функции правовой культуры должностных лиц.

3. Пути формирования правовой культуры должностных лиц.

Заключение.

Приступая к анализу данной темы, студенту следует обратить внимание на то, что правовая культура общества – важный фактор и условие нормального развития и функционирования гражданского общества. Без необходимого ее уровня невозможно успешное совершенствование законодательства, коренные преобразования в практике государственного строительства, которые способны привести к утверждению верховенства закона, равенства перед ним всех без исключения граждан, должностных лиц и организаций. В связи с эти существенной характеристикой государственного управления выступает состояние правовой культуры должностных лиц.

Раскрывая первый пункт в плане, студент должен обратить внимание на понятия «правовая культура», «должностное лицо», «сущность правовой культуры», которые в юридической литературе трактуются неоднозначно.

Раскрыв эти понятия, студент должен рассмотреть функции правовой культуры. Можно сосредоточить внимание на анализе познавательной, оценочной (аксиологической) и регулятивной функций правовой культуры должностных лиц. В частности, показателем познавательной функции правовой культуры должностных лиц является объем их правовой информированности, уровень правовых знаний, понимание требований законодателя, умение анализировать. Аксиологическая функция выражается в оценке должностными лицами законодательства и практики его применения, поведение граждан с точки зрения соответствия требованиям норм действующего законодательства, а также в отношении к своей собственной деятельности в сфере права. Анализируя содержание регулятивной функции, следует рассмотреть ее с точки зрения процесса усвоения должностными лицами правовых ценностей, приобретения определенного правового опыта, навыков, появления у них собственных правовых ориентаций. Проявлением регулятивной функции правовой культуры должностных лиц является их реальное правовое поведение, деятельность по осуществлению прав и обязанностей, которая свидетельствует не только о мере познания правовых ценностей, но, прежде всего, о мере их использования.



Завершающая глава посвящена анализу путей формирования правовой культуры должностных лиц, т.к. такого рода культура испытывает на себе многофакторное влияние как объективного, так и субъективного характера. Ее уровень является достаточно четким, хотя и не абсолютным показателем состояния экономики, системы политических институтов, общего культурного развития общества и государственного управления. Наряду с общесоциальными факторами, влияющими на уровень правовой культуры должностных лиц, студенту следует обратить внимание на организацию юридического всеобуча как единой, непрерывной общегосударственной системы правового воспитания, формирования сильной и компетентной юридической службы в аппарате государственного управления, систематическое информирование должностных лиц о законодательных новеллах и т.д.

Собрав необходимый материал по данному плану, можно внести необходимые изменения, исправления и оформить контрольную работу так, как полагается согласно требованиям, предъявляемым к данному типу работ.

Таким образом, весь процесс написания контрольной работы можно условно разделить на следующие этапы:

а) выбор темы и консультация с преподавателем;

б) составление предварительного плана;

в) сбор информации и изучение литературы;

г) анализ проблемы и изложение темы;

д) обработка материала в целом;

е) уточнение плана работы;

ж) окончательное оформление контрольной работы;

з) возможное устранение указанных преподавателем замечаний.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа должна быть написана от руки или напечатана и иметь нумерацию страниц.

Текст контрольной работы должен состоять из 3 частей: введения, основной части и заключения.

Во введении студент вкратце описывает актуальность и значимость темы. Объем введения не должен превышать 1-1,5 печатных листа или 2 тетрадных страницы.

Основная часть должна состоять как минимум из 2 глав, ее объем должен быть 18-20 тетрадных страниц или 8-10 печатных листов. Задача основной части логически последовательно раскрыть поставленные вопросы. При этом используют, как правило, один из двух способов изложения материала: дедукцию (от частного к общему) или индукцию (от общего к частному).

Отличительная особенность дедукции: от достоверных посылок, она ведет нас к достоверным выводам. Дедукция играет важную роль в научном познании. В реальных процессах мышления дедукция и индукция тесно связаны. Они взаимно предполагают и поддерживают друг друга. Дедукция является результатом предварительного индуктивного изучения материала. В свою очередь индукция приобретает основательность, когда данные о частных явлениях соединяются со знанием уже известных общих законов их развития.

Третья и последняя часть контрольной работы – это заключение. Оно содержит выводы, которые студент сделал после изучения темы. Объем заключения не должен превышать 2 тетрадные страницы или 1-1,5 печатных листа.

Писать нужно разборчиво, без ошибок, помарок и исправлений. При выполнении работы не допускаются сокращения слов и терминов, за исключением общепринятых аббревиатур, например: МСУ - местные органы самоуправления, ОАО - открытое акционерное общество, РФ - Российская Федерация и т.п.

В конце приводится список использованной литературы, обязательно указывается город, издательство и год издания. При выполнении контрольной работы необходимо изучить несколько источников (минимум 5). Наличие только одной книги в списке литературы означает, что контрольная работа преподавателем не будет зачтена. Кроме того, это должна быть новая литература, таким может считаться учебник или методическое пособие, которые были изданы не позднее пяти лет назад к моменту написания контрольной работы.

Оформление титульного листа должно быть следующим:


Контрольная работа предоставляется в срок, строго соответствующий календарному графику учебного процесса, т.е. до начала сдачи зачетов и экзаменов. В период зачетной сессии контрольная работа принимается на проверку со штрафным баллом.

При возврате проверенной, но не зачтенной работы студент должен внести исправления в соответствии с замечаниями преподавателя и принести работу на повторную проверку. Исправления и дополнения должны быть выполнены на отдельных листах и вложены в соответствующие места рецензируемой работы. Контрольная работа, предоставленная без соблюдения указанных правил, на проверку не принимается.

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ершова, Людмила Алексеевна. Правовая культура должностных лиц и пути ее формирования: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.01 / Акад. обществ. наук ЦК КПСС.- Москва, 1991.- 23 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-4/862-7

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена теоретической и практической значимостью проблем правовой культуры должностных лиц, научного осмысления ее роли в становлении правового государства и организации действенного государственного управления.

Правовая культура общества - важный фактор и условие повышения роли Советов, исполнительно-распорядительных органов, правосудия. Без необходимого ее уровня невозможны успешное совершенствование законодательства, коренные преобразования в практике государственного строительства, которые способны привести к утверждению верховенства закона, равенства перед ним всех без исключения граждан, должностных лиц и организаций. В этой связи существенной характеристикой государственного управления выступает состояние правовой культуры должностных лиц.

Роль правовой культуры должностных лиц неизмеримо возрастает в связи с усложнением задач государственного управления, преодолением кризисных явлений, демонтажем административно-командной и установлением демократически-правовой системы управления делами государства и общества. В материалах Съездов народных депутатов СССР, сессий Верховного Совета СССР, законодательных органов республик негативную оценку получила особенность нынешнего состояния государственного управления, состоящая в одновременном функционировании старых и новых структур, их разнонаправленном действии. Одновременно подчеркивается, что ломку прежней системы нельзя отождествлять с борьбой с аппаратом управления. Преодоление бюрократизма и других недостатков не принесет успехов, если ограничиться кампанией, направленной против аппарата вообще. Нужен новый, компетентный и хорошо отлаженный механизм управления с квалифицированными, обладающими развитой правовой культурой государственными служащими, должностными лицами.

На этапе практической реализации задач реформы полити-

ческой системы общества, с учетом введения института президентства, на передний план выдвинулась задача реорганизации системы государственного управления, ее структурного, функционального и кадрового обновления. Начатые коренные преобразования в этом направлении, закреплены в Законе СССР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР е связи с совершенствованием системы государственного управления" . Законе СССР "О Кабинете Министров СССР" , а также Законе СССР "О перечне министерств и других центральных органов государственного управления СССР".

Взаимообусловленность формирования советского правового государства и совершенствования управления делами общества усиливается также тем, что государственое управление представляет собой одну из форм деятельности государства, которая выражается в практическом осуществлении его функций на основе и Ео исполнении законов. Отсюда понятны взаимозависимость государственного управления и права, роль правовой культуры в управленческой деятельности.

Государственное управление осуществляется через государственных служащих. Среди них особое место отводится должностным лицам, поскольку именно они наделены государственно-властными полномочиями. Деятельность должностных лиц по своему содержанию является управленческой, подзаконной и. как правило, правоприменительной. Усложнение, изменение управленческих задач влечет за собой возрастание роли должностных лиц. Поскольку управление реализуется в рамках закона, становится очевидным значение правовой культуры должностных лиц.

Актуальность проблем правовой культуры должностных лиц как с точки зрения практической значимости, так и недостаточной теоретической разработанности, обусловила выбор темы настоящей диссертации.

Научная разработанность проблемы.

Вопросы правовой культуры должностных лиц находятся на стыке нескольких фундаментальных направлений научного исследования, прежде всего, правовой культуры общества и госу-

дарственного управления. Этим определяется обширная научная литература, посвященная различным аспектам как правовой культуры, так и системы государственного управления.

Методологии изучения проблем культуры уделяют внимание многие советские философы: А. И. Арнольдов, Э. А. Еаллер, К С. Злобин, СМ. Коган, ЕЕ Ким, R М. Межуев, Э. С. Маркарян, А. К. Уледов и др.

Вопросы правовой культуры б последнее гремя вызывают возрастающий интерес у представителей правовой науки. Обстоятельное освещение они находят в работах С. С. Алексеева, R П. Казимирчука, Д. А. Керимова, Н. М. Кейзерова. R Н. Кудрявцева, Е. А. Лукашевой, Г. R Мальцева, A. R Мицкевича, R В. Тишенко, Л. С. Явича и других.

Различные аспекты проблемы правовой культуры, особенно социологический и психологический, исследуются в работах Е. R Аграновской, Е. А. Зорченко, А. Р. Ратинова, В. IL Сальникова, А. ПСемитко, Е Я. Соколова. R А. Щегорцова.

Значительное внимание правовая мысль уделила и исследованию правового статуса должностных лиц, их роли и места в системе государственного управления. Обстоятельные сущностные, деятельностные и структурные и;: характеристики даются в трудах представителей административного права: И. А. Бачило, Б. П. Курашвили, Б. М. Лазарева, A. R Оболонского, Ю. А. Розенбау-ма, Ю. А. Тихомирова

Вместе с тем вопросы правовой культуры должностных лиц до настоящего времени остаются малоизученными. Показательно, что по этой теме нет ни одного монографического исследования.

Цель и задачи исследования.

Цель диссертации заключается в научной разработке теоретических и практических проблем правовой культуры должностных лиц, а также конкретных предложений правового и организационного характера по ее повыиению.

Для достижения указанной цели выделены следующие конкретные задачи:

Провести анализ и обобщение накопившегося в теории и

4 -на практике материала, относящегося к исследуемой теме;

исследовать- сущность правовой культуры должностных лиц, показать ее роль в формировании социалистического правового государства и совершенствовании государственного управления;

выявить специфику правовой культуры должностных лиц государственного аппарата как социально-профессиональной группы;

дать характеристику основных структурных элементов правовой культуры должностных лиц и ее функций;

изучить причины получивших распространение среди должностных лиц правового нигилизма и девальвации культурно-правовых ценностей, деформации профессиональной правовой культуры;

обосновать предложения, направленные на успешное формирование и последующее повышение уровня правовой культуры должностных лиц в системе высшего и среднего специального образавания, а также повышения квалификации.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составляют диалектический и исторический материализм, марксистско-ленинское учение об обществе, государстве и управлении. Автором широко использовался, наряду с другими, системный и культурологический способы познания. Важное значение при разработке темы имела концепция правового государства, в которой существенное место должно быть отведено эффективному управлению, правовой культуре.

Нормативно-правовая основа диссертации - советское конституционное и текущее законодательство, материалы Съездов народных депутатов СССР, заседаний Верховного Совета СССР, законодательных органов республик.

Работа написана на основе изучения практической деятельности аппарата государственного управления, результатов социологических исследований правовой культуры должностных лиц. Широко использованы статистические данные, материалы центральной и местной периодической печати, данные судебной практики.

Эмпирической базой диссертации являются результаты социологического опроса, проведенного автором в 1990 году в Москве, Владимирской и Ульяновской областях по проблеме правовой культуры должностных лиц. Анкетированием было охвачено 600 человек, отобранных по квотной выборке. В работе использовались также данные всесоюзного социологического исследования политике-правовых проблем молодежной культуры, которое проводилось с участием автора в 1989-90 годах в Москве, Ленинграде, Минске, Свердловске, Омске. Уфе, Пензе по инициативе Государственного комитета РСФСР по делам науки и высшей школы, Советской ассоциации политических наук, Омского госу дарственного университета.

Научная новизна определяется прежде всего как самой постановкой проблемы, так и подходом к исследованию. Осуществлена попытка на базе имеющихся подходов интегрировать методологические возможности различных дисциплин в изучении правовой культуры должностных лиц. Настоящая работа представляет собой одно из первых исследований правовой культуры должностных лиц в условиях формирования социалистического правового государства, коренного обновления системы государственного управления. Проведенный анализ позволил автору сформулировать и вынести на защиту следующие имеющие теоретическое и практическое значение выводы, предложения и рекомендации:

Правовая культура должностных лиц - это мера освоения и использования правовых ценностей служащими, наделенными властными полномочиями, проявляющаяся в характере и уровне правовых знаний, оценок, установок, ценностных ориентации и других структурных элементов их правосознания, а также в деятельности, определяемой правовым статусом;

Самостоятельную группу носителей правовой культуры составляют должностные лица государственного аппарата, оказывающие существенное влияние на государственное управление,

Б -процесс укрепления законности и правопорядка, демократизацию общественной ЖИЗНИ;

правовая культура выступает существенным показателем компетентности, деловой квалификации должностных лиц, который должен учитываться при прохождении ими государственной службы;

в современных условиях правовая культура должностных лиц нуждается в качественном улучшении, использовании в этих целях всей системы юридического всеобуча, включая подготовку в высших и средних специальных учебных заведениях, а также в институтах и на курсах повышения квалификации;

повышению правовой культуры должностных лиц могло бы способствовать более четкое закрепление их прав и обязанностей в действующем законодательстве, разработка и принятие Закона СССР "Об основных началах службы в государственном аппарате".

Исследуя многоаспектный характер правовой культуры должностных лиц, автор посредством комплексного анализа теоретических источников, эмпирических данных Еыработал также подходы к проблеме, которые характеризуются элементами новизны:

вопросы деятельности должностных лиц в сфере права рассматриваются с позиций обшей теории государства и права;

показаны значение и возможности исследования правовой культуры должностных лиц для углубления и разработки проблем правовой культуры общества в целом, выявления в ней дополнительных аспектов;

предложены новые критерии для построения теоретической модели структуры и функций правовой культуры должностных лиц, обосновано предложение ввести в научный оборот термин "актуальная правовая культура должностных лиц";

показано место правовой культуры должностных лиц в системе их общей культуры, дается анализ ее соотношения с другими формами: политической, нравственной, культурой социалистического демократизма и др.;

і специально исследуются уровни правовой культуры долж-

ностных лиц: обыденный, профессиональный и научно-теоретический; соотношение групповой и индивидуальной правовой культуры должностных лиц, ее идеологической и психологической сфер;

Выделены факторы, оказывающие негативное воздействие на правовую культуру должностных лиц; в соответствии с задачами формирования правового государства, повышения эффективности государственного управления намечены пути их преодоления.

Практическая значимость и апробация результатов исследования.

Содержащиеся в диссертации выводы и предложения рассчитаны на использование в процессе совершенствования законодательства о государственной службе. Показана необходимость внесения дополнений и изменений в проект Закона РСФСР "О государственной службе" в части, касающейся определения должностного лица, предъявляемых к нему требований, расширения гласности в работе аппарата государственного управления.

Имеющийся в диссертации материал, в том числе связанный с результатами социологических исследований, может найти применение в процессе организации юридического всеобуча и правовой пропаганды, реализован в системах высшего и среднего специального образования, подготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства.

Основные теоретические и практические выводы диссертации изложены в опубликованных работах автора, обсуждены на проблемном семинаре кафедры советского государственного строительства и права Академии общественных наук ЇЇК КІЮС. Результаты исследования докладывались на Всесоюзной научно-практической конференции "Правовая и политическая культу-

pa молодежи в условиях радикальной демократической реформы" (Омск, 1990 г.)

Отметим и то, что в юридической литературе значительное внимание уделено правовой культуре личности и должностных лиц.

Общее определение должностного лица можно сформулировать следующим образом: должностное лицо - это лицо, осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от данного лица в сферах, функции по регулированию которых взяло на себя государство. Однако отсутствие определённости относительно содержания понятия должностного лица в законодательстве наряду с активным его использованием, по мнению Б.П. Носкова, «приводит к снижению эффективности реализации соответствующих норм, регламентирующих управленческую деятельность». Носков Б.П. О некоторых проблемах административно-правового статуса должностного лица // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. №9. - с. 13.

Мы полагаем, что правовая культура должностных лиц - это, прежде всего, знание законодательства, относящегося к профессиональной деятельности, умение правильно реализовать юридические нормы, квалифицированно составлять юридические документы (процессуальные и др.), профессиональное мастерство, вежливое и внимательное отношение к гражданам, обращающимся в государственные учреждения. Правовая культура должностных лиц сопряжена с законностью их деятельности. Поступать с позиции правовой культуры - значит поступать законно.

Реализация прав личности в любом демократическом обществе включает их охрану и защиту, что является одной из основных задач правоохранительных органов. Необходимость безупречного действия механизма защиты и охраны прав и свобод граждан, их гарантированности требует от всех должностных лиц органов государственной власти высокой правовой культуры. Правовая культура этой категории отличается от правовой культуры других граждан и должностных лиц качественным содержанием. Для нее характерны более полные и глубокие правовые знания, умение правильно применять их на практике. Именно должностные лица, в частности, работники органов государственной власти, в первую очередь обеспечивают непосредственную общественную безопасность и общественный порядок в государстве, охрану прав, свобод, законных интересов граждан.

Условием обеспечения реализации прав и обязанностей в обществе, гарантией соблюдения законности является правовая культура работников органов государственной власти, неотделимая от глубокого человеческого уважения к личности, ее правами, свободам, чести и достоинству.

Уважение человеческого достоинства не должно сводиться только лишь к его защите. Признание ценности личности, уважительное отношение к человеку, его правам и интересам позволяют гражданину занять активную гражданскую позицию. Эти требования, выражающие общие человеческие принципы гуманизма и справедливости, должны характеризовать правовую культуру работников органов государственной власти.

Наличие у сотрудников органов государственной власти высокой правовой культуры служит гарантией законности их деятельности по охране и защите прав граждан, созданию условий для их всесторонней реализации. С деятельностью органов государственной власти связано формирование в обществе атмосферы нетерпимости к нарушению норм права. Именно на этой основе происходит повышение оценки качества работы должностных лиц, создание в обществе личной заинтересованности каждого в укреплении законности и правопорядка.

Поэтому, неотъемлемым свойством правовой культуры работников органов государственной власти является уважение к праву и законности. Право, как регулятор общественных отношений выполняет свои функции, прежде всего, в процессе соблюдения, использования и применения норм права в общественной практике.

Законность для органов государственной власти - конституционный принцип, который обеспечивает неукоснительное исполнение законов и в первую очередь тех нормативно правовых актов, которые регулируют и охраняют законные права и интересы граждан.

Нарушение законности должностными лицами в органах государственной власти обусловлено целым комплексом факторов.

Среди них можно отметить следующие: невысокая правовая культура сотрудников, проявляющаяся в незнании законодательства, пренебрежение к праву, плохая постановка правового воспитания в служебных коллективах, отсутствие должного контроля и надзора за деятельностью органов внутренних дел, безнаказанность работников за совершение противоправных действий. Но одной из наиболее серьезных причин нарушений законности является незнание или недостаточное знание действующего законодательства.

Говоря о правовой культуре должностных лиц необходимо обратить внимание еще на один аспект этой проблемы, связанной непосредственно с их личностными характеристиками. Для того чтобы верно судить о правовой культуре должностных лиц, необходимо учитывать их образование, юридический опыт и профессиональную квалификацию. Профессиональная квалификация - один из важнейших критериев правовой культуры личности работника органов государственной власти.

Мы полагаем, что правовая культура должностных лиц должна включать, прежде всего:

1. Знание в совершенстве действующего законодательства как необходимое условие соблюдения законности, правильного использования прав и выполнения обязанностей работниками этих органов, гарантия осуществления прав и свобод граждан;

2. Уважение правовых требований, внутреннее осознание, убеждение в правильности и необходимости правовых предписаний;

3. Привычное отношение к соблюдению закона, при котором должностное лицо не задумывается каждый раз над тем, надо или не надо выполнять требования закона, он воспринимает эти требования как должное, в силу того, что формальная необходимость выполнять закон перешла в его внутреннюю потребность.

Таким образом, чем выше уровень правовой культуры должностных лиц, тем больше обеспечена законность, реализация прав и свобод граждан, их охрана и защита. Высокая правовая культура работников органов государственной власти обеспечивает наиболее полную и стабильную реализацию прав и свобод личности, их правовую охрану и защиту, служит показателем уровня и состояния законности в демократическом обществе, его правовой культуры.

Правовая культура является неотъемлемой, хотя и специфической, частью культуры общества в целом. Понятие культуры многозначно и получить полное представление об этом явлении можно, только обобщив различные подходы к понятию культуры. С точки зрения антропологического подхода культура понимается как совокупность всех благ, созданных человеком, в отличие от того, что создала природа. Социологический подход понимает культуру как совокупность всех духовных ценностей. Философский подход определяет культуру как исторически сложившийся определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека.

Правовая культура общества - это характеристика общества, показывающая уровень развития основных элементов правовой системы, т.е. уровень развития законодательства, юридической практики и общественного правосознания.

Это совокупность представлений, осознанной необходимости, внутренней потребности поведения личности в сфере права которая базируется на правовом сознании.

Важнейшим показателем правовой культуры, как общественной, так и индивидуальной, является уровень правосознания. Отрицательные стороны правосознания формируют такие явления как правовое бескультурье, правовой нигилизм.

32.Источник права в формально-юридическом и материальном смыслах.

Исто́чник (фо́рма) пра́ва - способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права. Различают источник права в материальном, идеологическом и формальном (юридическом) смысле. Источник права в материальном смысле - это сами общественные отношения, то есть материальные условия жизни общества, система экономических отношений, существующие в обществе формы собственности и т. п. Источник права в идеологическом смысле - это правосознание и правовая культура. При этом имеется в виду как правосознание законодателей, так и правосознание народа, которое оказывает влияние на формирование права. Источник права в формальном (юридическом) смысле - это способ закрепления и существования норм права. Также можно говорить об источниках права в историческом и политическом смыслах: в историческом смысле он представляет собой различные памятники права (Законы Ману), а в политическом смысле под источником права понимается государство.

Состав и система источников права, существующих в той или иной стране, определяется историческими особенностями и принадлежностью правовой системы этой страны к той или иной правовой семье (англосаксонской, романо-германской, социалистической и т. д.). Так, в англосаксонской правовой системе в отличие, например, от романо-германской существенное значение имеют правовые прецеденты (судебные или административные). Нередко при решении судебных споров английскими судами требуется доказательство древних обычаев, существующих в данной местности. В религиозных правовых семьях правовое значение могут иметь богословские доктрины.

33.Предмет и метод теории права и государства

Каждая наука выступает как система знаний о явлениях и процессах, которая характеризуется свойственными ей объектами и предметами. Разнообразие наук приводит к многообразию предметов человеческого познания.

Науки отличаются друг от друга особенностью предмета и методами их изучения.

Теорию государства и права относят к гуманитарным наукам.

Особенности теории государства и права как науки:

1) наличие общих специфических закономерностей, так как теория государства и права изучает государство и право в целом и исследует не всякие, а наиболее общие закономерности возникновения, существования, дальнейшего развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем в явлениях общественной жизни;

2) разработка и изучение таких основных вопросов юридических и общественных наук, как сущность, тип, форма, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система.

Основные проблемы в современном понимании государства и права, общая характеристика политико-правовых доктрин:

1) в формулировании понятий (отражающих систему признаков, позволяющих отграничить явление от других родственных явлений общественной жизни) и определений (кратких разъяснений сущности понятий) использует познания закономерностей развития, функционирования государства и права, государственно-правовых явлений;

2) исследование государственных и правовых явлений в их взаимосвязи и влиянии на другие процессы и явления;

3) отражение в предмете состояния и структуры государства и права.

Таким образом, предмет теории государства и права – это государственные и правовые явления, касающиеся:

1) возникновения, функционирования, развития государства и права;

2) развития правовой культуры и правосознания;

3) применения, соблюдения и исполнения норм права.

Методом теории государства и права называют систему принципов, приемов и способов научной деятельности, через которые осуществляется процесс получения объективных знаний о значении и сущности правовых и государственных явлений.

Виды методов теории государства и права:

1) всеобщие методы, которые формулируют универсальные принципы мышления;

2) общенаучные методы, которые используют в различных областях научного познания, независимо от отраслевой специфики науки.

К общенаучным методам относят:

1) общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика);

2) исторический – метод, с помощью которого государственно-правовые явления объясняются историческими традициями, культурой, общественным развитием;

3) функциональный – метод выяснения развития государственно-правовых явлений, их взаимодействия, функций;

4) логический.

Последний метод, в свою очередь, основан:

1) на анализе – разделении данного объекта на части;

2) синтезе – соединении в одно целое раньше поделенных частей;

3) индукции, когда происходит получение знаний по принципу «от частного к общему»;

4) дедукции, при которой, наоборот, знания получают по принципу «от общего к частному»;

5) характеристике систем, основных проблем, которые относятся к современному пониманию государства и права, общей характеристике политико-правовых доктрин и др.



Просмотров