Техника пожарной безопасности в школе для детей. Пожарная безопасность в школе. Приказ, инструкция, журналы по пожарной безопасности в учебных учреждениях. Общие правила пожарной безопасности в школе

ПО ТЕМЕ: «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

Для младших школьников

ИГРЫ С ОГНЕМ ПРИВОДЯТ К БЕДЕ.

Все, вы, ребята, видели, как по городу проносятся красные машины, перекрывая ровный шум улиц тревожными сиренами. Это значит, что где-то возник пожар и нужна немедленная помощь.

ПОЖАР. Что представляет он собой сегодня? Может, только в прошлом огонь был страшен людям? Может, современный человек, вооруженный знаниями и мощной техникой, уже справился с этим бедствием?

Ведь, в самом деле, многие за всю жизнь так и не увидят ни одного реального пожара и, встретив на улице мчащуюся красную машину, лишь удивленно посмотрят ей вслед.

Огонь! Миллионы лет назад люди научились добывать его. В руках человека при соблюдении правил пожарной безопасности он послушен. Но если дать ему волю, то добро превращается в зло.

Большая часть пожаров происходит по вине самих людей, из-за их беспечности. А примерно каждый шестой пожар в жилом секторе происходит по вине детей и подростков.

Вы сейчас слушаете и думаете, что лично к вам это не относится, вы лично со спичками не играете и друзьям своим не позволяете этого делать. И тем не менее количество пожаров растет. Отчего же происходят пожары?

Например: от неосторожного обращения со свечой, игра со спичками…..

Часто, не понимая опасности подобных игр с огнем, ребята разжигают костры вблизи строений подобных игр с огнем, ребята разжигают костры вблизи строений, поджигают баки с мусором, старую траву, тополиный пух, пускают горящие «самолетики» и тем самым становятся чиновниками пожаров. Таких примеров очень много.

Кроме этого, есть случаи, когда ребята, решив побаловаться, набирают номер пожарной охраны по телефону «01» и дают дежурному диспетчеру ложные сведения о пожаре. А задумывались ли вы над тем, что в это время нужна настоящая помощь пожарных подразделений в другом месте, что шалость может привести к тяжелейшим последствиям, наказанию в административном порядке ваших родителей и вас самих?

Ребята! Чтобы избежать пожара, необходимо знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности:

Не играйте со спичками, следите, чтобы со спичками не шалили ваши товарищи, маленькие дети;

Не устраивайте игр с огнем вблизи строений, в сараях, на чердаках, в подвалах;

Не нагревайте незнакомые предметы, упаковки из-под порошков и красок, особенно аэрозольные упаковки;

Не растапливайте печи, не включайте газовые плиты;

Не играйте с электронагревательными приборами: от электронагревательных приборов, включенных в сеть и оставленных без присмотра, может произойти пожар;

Помните, что опасна не только бочка с бензином, но и пустая бочка из-под него, и брошенная ради баловства спичка может привести к тяжелым ожогам и травмам;

Не оставляйте незатушенных костров – это может привести к гибели всего леса;

Не поджигайте тополиный пух и сухую траву, огонь не только убивает насекомых, которые живут среди этой травы, но и приводит к пожару.

Ребята! Помните об этих правилах и всегда разъясняйте их своим товарищам!. Этим вы окажете большую помощь работникам пожарной охраны.

Но если все-таки пожар произошел, вы должны знать, что нужно делать при пожаре:

Необходимо немедленно вызвать пожарную команду по телефону «01», сообщив свой точный адрес, объект пожара и встретить пожарную команду;

Если рядом есть взрослые, сразу позовите их на помощь;

Если горение только началось, вы его легко затушите водой, накроете толстым одеялом, покрывалом, забросаете песком, землей;

Ни в коем случае не тушить водой горящие электропроводку и электроприборы, находящиеся под напряжением: это опасно для жизни;

Если вы видите, что не сможете справиться с огнем и пожар принимает угрожающие размеры, срочно покиньте помещение;

Никогда не прячьтесь в задымленном помещении в укромные места.

И все-таки помните, что пожар легче предупредить, чем погасить, и что маленькая спичка может обернуться большой бедой.

Для школьников среднего возраста

Обучение правилам пожарной безопасности детей среднего школьного возраста хорошо начать с тестирования. Во-первых школьники охотно проверяют свои знания самостоятельно, во-вторых, преподавателю сразу станет ясно, в каком направлении нужно строить свою работу. Учащиеся этого возраста уже владеют достаточной информацией, поэтому работу с ними следует строить с учетом практического применения этих знаний.

Предлагаем один из тестов для детей среднего школьного возраста.

П/п Вопрос с вариантами поступков в предлагаемой ситуации Кол-во очков

1 Если случится пожар, как ты будешь действовать?

Позвоню по телефону «01»;

Позову на помощь;

Убегу, никому ничего не сказав 3

2 Если комната начала наполняться густым едким дымом?

Открою окно, не закрыв дверь;

Буду продвигаться к выходу;

Закрою рот и нос мокрым носовым платком и буду продвигаться к выходу, прижимаясь к полу. 0

3 Если загорелась электропроводка?

Буду тушить водой;

Обесточу электросеть, затем приступлю к тушению;

Буду звать на помощь 0

4 Если на вас загорелась одежда?

Побегу, пытаюсь сорвать одежду;

Остановлюсь, упаду, покачусь, сбивая пламя;

Завернусь в одеяло 0

5 Если при приготовлении пищи загорелся жир на сковороде?

Накрою сковороду мокрым полотенцем;

Буду тушить водой;

Попытаюсь вынести горящую сковороду на улицу. 3

6 Если вы зажигаете газовую колонку или духовку газовой плиты и спичка погасла, не успев зажечь газ, что вы будете делать?

Достану вторую спичку и стану зажигать газ;

Перекрою газ;

Перекрою газ и проверю тягу. 0

7 Если вас отрезало огнем в квартире на пятом этаже (телефона нет), что вы будете делать?

Мокрыми полотенцами, простынями заткну щели в дверном проеме, сократив приток дыма, через буду звать на помощь;

Сделаю веревку из скрученных простыней и буду спускаться;

Буду звать на помощь.

8 Если вы увидели, что на опушке леса горит прошлогодняя трава?

Пройду мимо;

Постараюсь затушить, забросав землей, сбить пламя ветками деревьев;

Сообщу об этом взрослым. 0

9 Если вы увидели, что маленькие дети бросают в огонь бумагу, незнакомые предметы, аэрозольные упаковки, как вы должны поступить?

Остановлю, объясню, что это опасно;

Пройду мимо;

Попытаюсь переключить внимание детей на другое занятие. 3

10 Если во время интересной телепередачи вы увидите, что из телевизора пошел дым, как вы должны поступить?

Продолжу смотреть телепередачу;

Позову на помощь взрослых;

Приступлю к тушению. 0

Если вы набрали 25-30 очков, то вы хорошо знаете правила пожарной безопасности, всегда соблюдаете их и сможете научить своих товарищей.

Если вы набрали 20-24 очка, то вы должны быть осмотрительны в выборе действий в сложной ситуации.

Если вы набрали менее 20 очков, то вам необходимо серьезно заняться изучением правил пожарной безопасности. Это поможет вам избежать пожара, а в экстремальной ситуации – сохранить свою жизнь.

ОГОНЬ – ДРУГ И ВРАГ ЧЕЛОВЕКА

Большой пожар всегда начинается с маленького возгорания. Если его сразу обнаружить и иметь наготове средства тушения огня, то можно быстро потушить начинающийся пожар. Тогда «красный петух», как в народе называют пожар, не страшен.

Как правило, пожар приносит материальный ущерб государству и гражданам, создает угрозу жизни людей, особенно опасны пожары в жилых домах, в подвалах, в конторах предприятий, в магазинах, где пищевые продукты – хлеб и т.д.

Пожар представляет собой сложный физико-химический процесс горения, сопровождаемый выделением тепла и различных газообразных продуктов.

На пожарах выделяется много дыма, в состав которого входит углекислый газ. Этот газ, смешиваясь с воздухом, понижает концентрацию содержания в нем кислорода. При снижении концентрации кислорода в окружающем воздухе с 21% до 14% наступает так называемое кислородное голодание, а при 8-11% человек может погибнуть.

Обычно в воздухе содержится не более 0,04% углекислого газа. Если во время пожара концентрация его в воздухе возрастает до 4-5%, увеличивается частота дыхания, возникает шум в ушах, головокружение. При 8-9% человек теряет сознание, при 20% происходит паралич жизненных центров, наступает смерть.

Выделяющийся на пожаре дым оказывает сильное раздражение органов дыхания и слизистых оболочек глаз. Особенно большую опасность для организма человека представляет выделяющаяся при неполном горении окись углерода (СО).

При горении могут выделяться синильная кислота, акролеин и т.д. Все это оказывает отравляющее влияние на организм человека.

Наибольшую опасность на пожаре в жилых домах представляет паника, особенно при большом скоплении людей. Известны случаи, когда даже при возникновении незначительного загорания отдельные люди, преувеличивая опасность, с криками бросались к выходам, вызывая общее смятение. Это приводило к давке, заторам в проходах, ушибам людей, а иногда даже и гибели некоторых из них. Иногда во время пожара люди спасаясь от огня, выбегая, оставляли открытыми двери, и пламя быстро распространялось через дверные проемы, охватывая новые помещения. На отдельных пожарах люди пытались уйти через помещения, охваченные огнем, не защитив себя от воздействия высоких температур. В таких случаях даже один вдох раскаленного воздуха приводил к параличу дыхательных путей и трагическому исходу. Проходя через огонь, люди получали тяжелые ожоги. Очень опасно прыгать с верхних этажей зданий или с какой-либо целью возвращаться в горящие или задымленные помещения. Поэтому при большой высоте следует дожидаться пожарной помощи, а выходить из опасной зоны во избежание ожогов следует согнувшись.

Особенно опасны пожары в подвалах жилых домов, если выходы из них ведут на общую лестничную клетку. Дым пожара будет выходить в объем лестничной клетки. В таких условиях жильцы верхних этажей не в состоянии будут спуститься вниз по лестнице и могут отравиться дымом, поэтому и говорят, что дым на пожарах, пожалуй, не менее опасен, чем пламя.

Ребята! Помните об этих правилах всегда, разъясняйте их всем своим товарищам. Этим вы окажете большую услугу работникам пожарной охраны в деле предупреждения пожаров в школах и жилых домах.

Борьба с пожарами – дело не только пожарной охраны, но и всех граждан. Выполняя основные правила пожарной безопасности, требуя их выполнения со стороны ваших товарищей, вы можете сохранить собственность нашего государства и граждан от огня.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПОЖАРОВ ПО ВИНЕ ПОДРОСТКОВ

Пожар. Старинное русское слово, от которого будто пышет огнем и пахнет горьким дымом.

Большая часть пожаров происходит по вине самих людей, от их небрежности в обращении с огнем. Пожар может возникнуть всюду, где огонь найдет хотя бы малейшую лазейку. Это и не выключенный вовремя электрический утюг или чайник, непогашенная спичка, непотушенный костер, дефект электропроводки и шалость с огнем детей и подростков.

Девочки очень любят украшать новогодние елки игрушками из ваты и бумаги, пользоваться свечами и бенгальскими огнями, забывая, что подобные нарушения правил пожарной безопасности могут привести к тяжелым последствиям.

Есть и шалость, переходящая в хулиганство. Ради развлечения ребята пускают с крыш домов и балконов горящие «самолетики», поджигают почтовые ящики, обшивки дверей в квартирах и подъездах, совершенно не думая, к каким последствиям могут привести такие развлечения.

Ребята! ПОМНИТЕ, что пожар – это всегда беда. Чтобы избежать его, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности.

Помните, что игры с огнем могут привести к пожару, а маленькая спичка – к большой беде.

Очень опасны игры с огнем в сараях, подвалах и на чердаках, так как начавшийся пожар может отрезать пути к эвакуации.

Часто причиной тяжелых травм бывает игра ребят с незнакомыми предметами, аэрозольными упаковками и пр.

Некоторые ребята устраивают лабораторию на кухне, проводя опыты с неизвестными химическими реактивами. Эти опыты нередко приводят к пожарам, а ребята получают тяжелые травмы и ожоги.

Многие из вас, ребята, любят поджигать старую сухую траву, оправдывая это тем, что это помогает расти новой. Это неправильно. Вы приносите большой вред насекомым, норки которых находятся в земле, среди этой травы, и создаете угрозу загорания леса и близлежащих строений.

Но если пожар все-таки произошел, вы должны знать, как себя вести.

ПРИ ПОЖАРЕ В КВАРТИРЕ:

Срочно позвоните в пожарную охрану по телефону «01», сообщите точный адрес и что горит;

Если горение только началось, пожар легко можно затушить водой, накрыть толстым одеялом, покрывалом, прекратив доступ воздуха;

Ни в коем случае нельзя тушить водой горящие электропроводку и электроприборы, находящиеся под напряжением, - это опасно для жизни;

Если огонь своими силами ликвидировать не удалось, то немедленно покиньте помещение;

Если пожар произошел не в вашей квартире и воспользоваться лестницами для выхода из-за сильного дыма невозможно, останьтесь в квартире плотно закрыв дверь. Во избежание проникания продуктов горения закройте щели дверей и вентиляционные отверстия одеялами, полотенцами, смоченными водой.

Правильные и умелые действия помогут вам сохранить свою жизнь и предотвратить распространение пожара.

ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ПОЖАРА В ШКОЛЕ

Если в вашей школе случился пожар, то вы обязательно должны принять ряд мер, чтобы обеспечить безопасную эвакуацию всех людей и свести к минимуму ущерб от пожара.

Важнее всего как можно раньше поднять тревогу с тем, чтобы у всех было достаточно времени эвакуироваться из здания. Так как в школе находится много людей, эвакуация займет больше времени, чем эвакуация из квартиры. Поэтому при обнаружении пожара в школе следует придерживаться такой последовательности принимаемых мер.

Первое, что надо сделать – это закрыть дверь того помещения, где горит огонь. Если вы увидите горящее помещение через окно, не пытайтесь войти в это помещение. Открытая дверь не только выпустит дым и помешает эвакуации: внезапное поступление дополнительного воздуха может привести к распространению пожара с большой скоростью.

Второе действие - немедленно поднять тревогу, громко крича о пожаре. Сообщите о пожаре находящемуся поблизости члену персонала, который примет меры по немедленной эвакуации всех людей из здания школы. Все обязаны явиться к заранее согласованному сборному пункту, где должна быть проведена перекличка, чтобы выяснить, все ли эвакуировались из школы. После тревоги нужно как можно скорее вызвать пожарную охрану.

К прибытию пожарной охраны в первую очередь нужно знать:

А) в каком помещении пожар,

Б) все ли эвакуированы.

Наличие школьного плана эвакуации очень поможет пожарной охране.

Последующие примечания были разработаны в помощь директорам школ для выработки простой и эффективной процедуры эвакуации при пожаре, которую нетрудно применить в большинстве школ.

Последовательность действий

ВЫЗОВ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

ЭВАКУАЦИЯ

ПЕРЕКЛИЧКА.

Для чего это надо: чтобы предотвратить панику и обеспечить безопасную, организованную и эффективную эвакуацию всех присутствующих в школе через все имеющиеся выходы, и чтобы настроить сознание на рациональное реагирование при столкновении с пожаром или иной аварийной ситуацией как в школе, так и в других местах.

Любой человек – ученик или член персонала – при обнаружении пожара должен без колебаний поднять тревогу о пожаре. В случаях, когда в одном здании находится более чем одно учреждение, все должны полностью взаимодействовать друг с другом. Оповещение о пожарной тревоге в любой части здания должно служить сигналом для полной эвакуации из всего здания, а не только из его части.

О любом возникновении пожара, даже самого небольшого, или же о подозрении на пожар нужно НЕМЕДЛЕННО сообщить пожарной охране наиболее быстрым способом. Должно быть предусмотрено дублирование вызова пожарной охраны.

Очень важно, чтобы не было задержки в выполнении вызова; ответственность за вызов должна быть возложена на классного руководителя или члена персонала, которого наиболее целесообразно назначить для этой цели в экстренной ситуации и который должен доложить о том, что пожарная охрана вызвана.

Услышав тревогу, ученики должны встать у своих парт и по указанию учителя, ответственного за класс, покинуть классную комнату по одному и идти у сборному пункту. Классы должны идти ровным, размеренным шагом, учитель следует позади с классным журналом; необходимо закрыть дверь классной комнаты и все остальные двери по пути эвакуации, которыми во время эвакуации больше никто не будет пользоваться.

Директор школы, услышав сигнал тревоги, немедленно должен последовать к заранее условленному месту в сборном пункте, где он будет у всех на виду, и оставаться там до тех пор, пока не получит рапорт от всех школьных подразделений.

Следует предусмотреть специальные меры для детей-инвалидов и детей с неуравновешенным характером.

Может получиться так, что классные журналы в момент тревоги не находятся у учителей, поэтому их необходимо принести к месту сбора как можно быстрее, чтобы провести полную перекличку. Разговоры и смех во время эвакуации должны быть запрещены с тем, чтобы слышны были даваемые указания.

Выйдя к лестнице, дети из одного класса должны держаться вместе и не бежать толпой, а организованно спускаться по одному, только с одной стороны лестницы, оставляя другую сторону лестницы для прохода других классов, за исключением случаев, когда лестница очень узкая. Не допускается, чтобы отдельные люди или целые классы обгоняли друг друга.

Все, кто не присутствует в классе во время сигнала тревоги (например, находится в туалете, учительских и т.д) должны немедленно идти к месту сбора и присоединиться к своему классу.

Все повара, уборщицы, административный и прочий персонал услышав тревогу, должны немедленно направиться к месту сбора.

За исключением тех случаев, когда необходимо начать поиски людей, которых нет на месте сбора, никому не разрешается возвращаться в здание, например, за одеждой, книгами и т.д. до тех пор, пока не будет дано разрешение пожарной охраны или – в случае тренировки – директора школы.

МЕСТО СБОРА ДОЛЖНО БЫТЬ ЗАРАНЕЕ СОГЛАСОВАНО

Придя на место сбора, каждый отдельный класс или группа людей должны занять заранее определенное место и находиться там, не расходясь. Место сбора, если возможно, должно находиться под весом, предпочтительно – в другом здании.

Немедленно по прибытии классов на место сбора должна быть проведена перекличка, если возможно – по журналам, и каждое ответственное лицо должно немедленно сообщить директору о присутствии своего класса в полном составе.

Если кого-то не хватает, персонал должен немедленно начать поиски – при этом нельзя пропустить ни одного места, куда дети могли бы спрятаться По прибытии пожарной охраны начальник караула должен быть встречен и немедленно проинформирован о том, все ли люди были безопасно эвакуированы.

В первый день учебной четверти или полугодия все новички, персонал и остальные ученики должны быть проведены по всем основным и запасным путям эвакуации, их следует проинструктировать о процедуре пожарной эвакуации.

Она должна проводиться не реже одного раза в четверть, о чем должна делаться соответствующая запись. Не следует допускать ее стереотипности, так как ситуация в условиях настоящего пожара может очень сильно варьироваться.

Например, лестница может оказаться непригодной для эвакуации из-за задымленности или по другой причине. До проведения учебной эвакуации – если предполагается, например, что лестница или иной путь эвакуации заблокирован- обязательно следует предусмотреть альтернативный безопасный путь, ведущий из здания в безопасное место.

Для учащихся старших классов

Первым фактором развития личности подростка является его социальная активность.

В отличие от учащихся младшего возраста старшеклассник начинает анализ возникшей перед ним задачи с попыток выявить все возможные отношения в имеющихся данных, создает различные предположения об их связях, а затем проверяет гипотезы. Поэтому работу по профилактике пожаров среди старшеклассников следует строить по двум направлениям:

Привлечение внимания старшеклассников к проблемам пожарной безопасности;

Непосредственное участие старшеклассников в сбережении от огня народного достояния.

Эффективной формой первого этапа работы является устный или письменный опрос.

Можно предложить старшеклассникам лист самоконтроля.

Лист самоконтроля старшего школьника.

1 Храните ли вы спички и зажигалки в местах, недоступных для маленьких детей. 2 Кто-либо в вашем доме курит лежа на диване или кровати. 3 После ухода гостей проверяете ли вы наличие горящих окурков и пепла на полу, мебели. 4 Освещаете ли вы спичками или свечой дорогу на чердак, в подвал, кладовую. 5 Обертываете ли вы бумагой электрические провода и электрические лампы. 6 Не применяете ли вы «жучки» в электроприборах 7 Не устанавливаете ли вы телевизор в мебельную стенку. 8 Вы регулярно проверяете все электроприборы, имеющиеся в доме. 9 Закрываете ли вы заглушкой или крышкой неиспользуемые электророзетки. 10 Используете ли вы мощные электроприборы 11 Стирают ли вещи в вашем доме в бензине или керосине. 12 Храните ли вы промасленные тряпки в металлических ящиках с крышкой. 13 Как вы храните краски, растворители, бензин 14 Не разводите ли вы костры вблизи строений кустарников 15 Используете ли вы электрогирлянды промышленного производства. 16 Не одеваетесь ли вы в легковоспламеняющиеся карнавальные костюмы. ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ РЕЖИМ В ШКОЛЕ

Какими основными вопросами должны заниматься все школьники, чтобы не допустить пожаров в школе? Круг этих вопросов разнообразен: нужно следить за тем, чтобы на территории школы не скапливались различные сгораемые отходы (мусор, старые парты, столы, стулья, сухие листья и т.д.). При пожаре этот легкогорючий мусор будет способствовать распространению огня на школьные пристройки.

Иногда после очистки примыкающей к школе территории от опавших сухих листьев их сгребают в кучи и сжигают. Это очень опасно: тлеющие листья ветром могут занесены на кровлю здания или в слуховое окно, что может привести к пожару.

Не менее важно осуществлять контроль за состоянием дорог, проездов и подъездов к школьным зданиям, следить за тем, чтобы они ничем не загромождались, а в зимнее время регулярно очищались от снежных заносов и льда. Делается это для того, чтобы пожарные машины всегда имели возможность беспрепятственно проехать на территорию школы.

Современные пожарные машины-цистерны вывозят тот запас воды, которого достаточно, чтобы успешно бороться с огнем. Если же пожар принял большие размеры, пожарные используют местные водоисточники: пруды, водоемы, резервуары, чаны, водопроводы с сетью пожарных гидрантов. За всеми этими водоисточниками должен быть обеспечен соответствующий уход.

Что же нужно делать? Необходимо следить, чтобы крышки гидрантов не были засыпаны землей и мусором, а на стене ближайшего строения была табличка с указаниями, на каком расстоянии от здания расположен гидрант. Делается это для того, чтобы пожарные могли его разыскать. Во время снежных заносов следует заботиться об очистке крышек гидрантов от снега.

В каждой школе разрабатывается и вывешивается на видном месте план эвакуации людей. С какой целью он разрабатывается?

Если в школе возник пожар, в первую очередь необходимо очень быстро и организованно эвакуировать всех школьников. Малейшая растерянность, паника могут привести к непоправимым последствиям.

В плане эвакуации отражаются вопросы быстрого оповещения всех педагогов и учащихся о пожаре, выхода школьников из горящих или находящихся под угрозой огня и дыма помещений, указываются запасные и основные выходы, через которые они должны эвакуироваться.

План эвакуации состоит из 2 частей – графической и текстовой. В графической части показывается планировка здания, изображаются пути, по которым должны эвакуироваться люди в случае пожара. Наряду с основными путями эвакуации, через которые школьники обычно входят и выходят из здания школы, указываются запасные. На схеме указываются места размещения телефонов и имеющихся в школе средств тушения пожара (огнетушителей, внутренних пожарных кранов, щитов с комплектом противопожарного инвентаря).

До прибытия пожарных, юноши – учащиеся старших классов могут привлекаться для оказания помощи учителям в организации эвакуации малышей: помочь их одевать, отвести детей в теплое помещение, вызвать «скорую помощь» для оказания медицинской помощи пострадавшим, выполнить отдельные поручения по тушению пожара.

Каждое школьное здание должно иметь не менее 2 эвакуационных выходов: в случае, если один из них отрезан огнем, для спасения людей и имущества используется второй. Двери должны открываться по выходу и оборудоваться легкооткрывающимися запорами. В противном случае створки дверей будут прижаты и не откроются. Пути эвакуации учащихся должны быть свободны, поэтому лестничные клетки, коридоры, проходы, тамбуры нельзя загромождать столами, стульями, партами – всем тем, что затрудняет выход. В ночное время пути эвакуации должны быть освещены.

Электричество прочно вошло в повседневную жизнь каждого человека. Сейчас оно дает нам свет, тепло, приводит в движение станки и машины, широко используется на транспорте, в сельском хозяйстве, быту.

Нельзя, однако, забывать о том, что неумелое обращение с электрооборудованием и бытовыми электроприборами часто приводит к пожару.

При нормальных условиях эксплуатации сила тока и напряжения – величины постоянные. Но если включить в сеть дополнительно несколько электронагревательных приборов или мощных ламп, нагрузка увеличивается и сила тока резко возрастает. С увеличением силы тока резко возрастает выделение тепла и провод сильно нагревается. Изоляция проводов высыхает и воспламеняется – возникает пожар.

Часто причиной пожара является также короткое замыкание в сети. Происходит оно в результате соприкосновения проводов друг с другом через посредство какого-нибудь металлического предмета (балки, трубы, гвоздя, проволоки и т.д.). При коротком замыкании сопротивление в сете уменьшается, сила тока в короткозамкнутой цепи резко возрастает, а это, в свою очередь, вызывает увеличение выделения количества тепла. Настолько, что иногда провод накаляется докрасна, а это приводит к воспламенению изоляции проводов.

Чтобы не допустить пожара от короткого замыкания, нужно систематически следить за исправностью изоляции проводов, за правильностью их крепления. Надо своевременно заменять провода с поврежденной изоляцией или изолировать оголенные места. Там, где электрические провода соприкасаются с металлическими конструкциями, изоляцию надо усиливать резиновыми прокладками, эбонитовыми трубками или фарфоровыми втулками.

Прежде чем приступить к работе в школьных производственных мастерских, где есть электрооборудование, нужно изучить установленные правила эксплуатации моторов, электроагрегатов и строго выполнять их.

Наибольшую пожарную опасность из школьных помещений представляют кабинеты физики и химии, производственные мастерские, так как именно здесь помещаются горючие вещества и материалы, легковоспламеняющиеся жидкости, газовые горелки, спиртовки, электроплитки и т.д.

В химических лабораториях, например, возникновение пожара может произойти даже непосредственного воздействия внешних причин. Многие из химических веществ и реактивов, применяемых в химических кабинетах, обладают пожаровзрывоопасными свойствами, например перекись водорода, глицерин. Поэтому при использовании и хранении таких веществ нужно соблюдать меры безопасности.

Надо помнить, что недопустимо совместное хранение некоторых веществ и материалов, так как это может привести к нежелательным последствиям: взрыву, воспламенению и т.п. Такие вещества должны храниться раздельно и в соответствующей упаковке.

Сильные окислители: бертолетовая соль, аммиачная селитра, азотнокислый калий и натрий – должны храниться в стеклянной посуде с притертой пробкой.

Хранение концентрированных минеральных кислот допускается только в стеклянной посуде с притертой пробкой в количестве не более 3л. Бромангидрид и хромовый ангидрид хранят в стеклянной посуде с последующей упаковкой в металлический сосуд и помещают в вытяжной шкаф. Перекиси натрия и бария разрешается хранить в стеклянной посуде с притертой пробкой, которая. В свою очередь, устанавливается в металлический резервуар, что предохраняет их от рассыпания на случай растрескивания стеклянной тары. Перекиси размещают в шкафу на одной полке с окислителями. Ставить на ту полку какие-либо другие вещества нельзя.

Красный фосфор и перекись водорода хранят в темной стеклянной посуде, которая устанавливается в металлический контейнер. Размещать их можно в одном шкафу с нейтральными солями (углекислыми, сернокислыми), но вдали от окислителей, щелочных металлов, металлических порошков.

В школьных химических лабораториях все реактивы должны храниться в шкафах под замком, ключи от которых должны находиться у преподавателей (лаборантов). Легковоспламеняющиеся жидкости (бензин, эфир, ацетон, керосин, нефть, спирт) должны храниться в специальном металлическом ящике, вдали от нагревательных приборов и выходов, в количестве не более 3л.

Эфиры. Спирты, бензин, керосин являются крайне опасными жидкостями. Воспламенение их паров может произойти от горящей свечи, зажженной спички. Поэтому этими жидкостями следует пользоваться крайне осторожно, употреблять их в строго ограниченном количестве. Не разрешается учащимся заправлять ими нагревательные приборы.

Чтобы не допустить несчастных случаев, занятие в физических и химических лабораториях с применением реактивов, электрических и нагревательных приборов разрешаются только в присутствии преподавателя (лаборанта). Перед началом занятий надо убедиться в исправности всех аппаратов, приборов, средств пожаротушения, включить в работу вентиляцию.

Необходимо следить за тем, чтобы на всех банках с реактивами имелись этикетки; убирать промасленные тряпки и ветошь в специальный металлический ящик с плотной крышкой.

Классные доски, парты, шкафы, столы устанавливаются с таким расчетом, чтобы выходы из кабинетов, лабораторий, производственных мастерских не были заставлены.

Из твердых веществ постоянную опасность представляет кинопленка, целлулоид, фосфор, бертолетовая соль, калий, натрий, сера и т.д.

Тушение ряда воспламеняющихся веществ и жидкостей (натрий, бензин, керосин) водой производить нельзя. Поэтому в химических лабораториях и в производственных мастерских должны быть средства тушения пожара (огнетушитель, плотное покрывало, песок).

Перед началом занятий в кабинетах физики и химии, в производственных мастерских учащихся следует проинформировать о степени пожарной опасности веществ, применяемых для очередных учебных целей. Пользоваться огнеопасными веществами и нагревательными приборами учащимся в отсутствие преподавателя не разрешается.

Чтобы предотвратить возможность возникновения пожара, после опытов, связанных с выделением взрывоопасных газов, всю химическую посуду, приборы надо убрать в шкафы, оборудованные вытяжной вентиляцией.

В школьных столярных и механических мастерских должен соблюдаться строгий противопожарный режим. Уборку мусора и отходов в них необходимо производить после каждого занятия. Запас материалов в мастерской не должен превышать количества, которое потребуется для проведения занятий на один день. Нельзя в столярных мастерских сушить заготовки и древесину на печах и возле печей, производить окраску изделий нитрокрасками.

Соблюдение указанных мер пожарной безопасности обеспечит нормальные занятия в химических и физических кабинетах, в производственных мастерских.

Внешкольная работа среди учащихся школ занимает сейчас видное место в учебно-воспитательной работе. Далеко не последнюю роль во внешкольной работе играют кино и спектакли. Но организаторы этих мероприятий не всегда выполняют правила пожарной безопасности, а опыт показывает, что забывать об этом ни в коем случае не следует.

Такие массовые мероприятия, как кинопоказ, вечер или праздник новогодней елки, должны проводиться с разрешения местных органов пожарной охраны.

Следует иметь в виду, что кинопоказ может быть разрешен только в помещениях первого этажа. Исключение составляют помещения, имеющие под зрительным залом несгораемые перекрытие и не менее 2 выходов на лестничные клетки. Если помещение не удовлетворяет требованиям пожарной безопасности, устройство в нем киносеансов, спектаклей и вечеров не разрешается.

Показ учебных фильмов для школьников в классе разрешается только на узкопленочной аппаратуре. В этом случае присутствовать на просмотре фильма может только один класс. Кинопроектор следует устанавливать так, чтобы он находился с противоположной стороны от выхода. Выход из помещения, где проводится кинопоказ, должен быть наружу, в коридор или на лестничную клетку.

В помещении, где производится кинопоказ, электропроводка должна соответствовать требованиям Правил устройства электроустановок. Подключение кинопроектора разрешается только исправными проводами при помощи штепсельных розеток и вилок.

Предназначенные для демонстрации фильмокопии должны храниться в специальных металлических коробках или фильмотеках. В школах, где практикуется показ учебных фильмов, разрешается хранить не более 10 фильмокопий в шкафах, закрытых на замок.

Стоять в проходах класса, где идет демонстрация кинофильма, не разрешается.

В зале стулья в каждом ряду должны быть скреплены между собой.

В период демонстрации кинофильма в классе или показа спектакля обязательно присутствие преподавателя или воспитателя, которые несут ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Ни в коем случае нельзя закрывать на замок основные и запасные выходы из помещения, где демонстрируется кинофильм, проходит вечер.

Веселый праздник – новогодняя елка! Ребята не верят в существование Деда Мороза, но все же без него праздник не праздник.

Но вот беда – в такие дни многие забывают, что малейшая неосторожность – и Дед Мороз может встретить ребят не подарками, а пожаром.

Чтобы предупредить это, при устройстве новогодней елки надо помнить, что обкладывать ее и украшения ватой, не пропитанной огнезащитным составом, запрещается.

Ни в коем случае не допускается зажигать на елке свечи и бенгальские огни, применять хлопушки, вешать на елку целлулоидные игрушки, осыпать елку бертолетовой солью.

Иллюминация елки должна быть сделана электромонтерами и проверена пожарной охраной. Звонковым проводом устраивать иллюминацию запрещается.

Нельзя во время проведения праздника полностью гасить свет, устраивать танцы и представления в костюмах из бумаги. Во время праздника новогодней елки юные пожарные должны нести службу особенно бдительно.

Для закрепления полученных знаний можно провести в конце занятий противопожарную викторину:

1. Почему номер пожарной охраны «01», а не какой-либо другой. Это два крайних отверстия на телефонном диске, их можно отыскать в любых условиях: темноте, дыме.

2. Что такое горение Быстро протекающая реакция окисления, сопровождающаяся выделением большого количества тепла и света.

3. Что такое воспламенение Это возникновение горения при нагревании без внешнего источника огня.

4. Как называется устройство для забора из водопроводной сети для тушения пожара Пожарный гидрант

5. Как называется гибкий трубопровод для тушения пожара Пожарный рукав.

6. Какая зависимость между температурой воспламенения и опасностью вещества. Чем ниже температура воспламенения, тем опаснее вещество.

7. Какое вещество называется горючим Всякое вещество, способное самостоятельно гореть после удаления источника зажигания.

8. Чем определяется пожарная опасность вещества или материала Опасностью к воспламенению, самовозгоранию.

9. Как называется печатный орган пожарной охраны. Журнал «Пожарное дело».

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ПОЖАРЕ

ПОЖАР В КВАРТИРЕ

Ваши действия:

Вызовите пожарную охрану по тел «01»

Выведите на улицу детей и престарелых.

Тушите пожар подручными средствами 9водой, плотной мокрой тканью, от внутренних пожарных кранов в холлах зданий повышенной этажности и т.п.)При опасности поражения электрическим током отключите электроэнергию (автоматы в щитке на лестничной площадке).

Горящие легковоспламеняющиеся жидкости тушить водой неэффективно. Необходимо воспользоваться огнетушителем или плотной мокрой тканью.

Во время пожара необходимо воздержаться от открытия окон и дверей для уменьшения притока воздуха.

Если ликвидировать очаг горения своими силами не представляется возможным, немедленно покиньте квартиру, прикрыв за собой дверь.

Организуйте встречу пожарных подразделений, укажите им очаг пожара.

При невозможности эвакуации из квартиры через лестничные марши используйте балконную лестницу, а если ее нет, то выйдите на балкон, закрыв плотно за собой дверь, и криками привлеките внимание прохожих и пожарных.

Перегрелся телевизор (пропало изображение, слышно гудение, ощущается запах гари и т.п.).

Ваши действия:

Немедленно отключите телевизор от сети (выньте вилку шнура питания из сетевой розетки).

Вызовите специалиста ремонтного предприятия.

Не оставляйте телевизор включенным без присмотра, даже на короткое время.

Горит телевизор.

Ваши действия:

Обесточьте телевизор.

Сообщите о загорании в пожарную охрану по тел «01».

Если после обесточивания горение не прекратилось, то залейте телевизор водой через отверстия задней стенки, находясь при этом сбоку от телевизора.

Во избежание отравления продуктами горения немедленно удалите из помещения людей, не занятых ликвидацией загорания, в первую очередь детей.

После ликвидации загорания вызовите телемастера.

Аналогично действуйте и при загорании других электробытовых приборов.

Пожар на балконе (лоджии) от брошенного сверху окурка сигареты и т.п.

Ваши действия:

Тушите загорание любыми подручными средствами, так как огонь в подобных случаях быстро распространяется в квартиры верхних этажей и безопасность многих людей может оказаться под угрозой.

Запах дыма в подъезде.

Ваши действия:

Позвоните в пожарную охрану по тел «01».

Если возможно, определите место горения (квартира, почтовые ящики, мусоропровод и т.д.) и что горит (электропроводка – по запаху резины, пластмассы; вата, бумага, легковоспламеняющиеся жидкости и т.д.).Постарайтесь локализовать очаг пожара и потушить его подручными средствами, не забывая о безопасности людей.

Если в горящей квартире зовут на помощь, при необходимости ломайте дверь.

Если пожар произошел вне вашей квартиры и воспользоваться лестницей для выхода наружу из-за сильного задымления и огня невозможно, то останьтесь в квартире. Закрытая и хорошо уплотненная дверь надолго защитит вас от опасной температуры и едкого дыма.

Во избежание отравления продуктами горения закройте щели дверей и вентиляционные отверстия мокрыми одеялами, полотенцами и т.п. По прибытии пожарных подразделений подойдите к окну привлеките внимание и попросите оказать вам помощь. Укрыться от пожара до прибытия пожарных можно также на балконе (лоджии), закрыв при этом за собой балконную дверь.

ЗАПОМНИТЕ: для эвакуации людей при пожаре пользоваться лифтом запрещается!.Если горит только ваша входная дверь, то поливайте ее водой изнутри, а тушение снаружи организуйте с помощью соседей.

Если есть пострадавшие от пожара, вызовите «скорую помощь».

Окажите первую помощь пострадавшим до прибытия врачей.

Свяжитесь по телефону с диспетчерской РЭУ для принятия технических решений с использованием аварийно-ремонтных служб.

Для наведения порядка вызовите милицию.

Пожар в соседнем доме, горит автомобиль и т.п.

Ваши действия:

Вызовите по телефону пожарную охрану, милицию, «скорую помощь».

Окажите посильную помощь будьте осторожны – в горящем автомобиле могут взорваться баки с горючим или с газом).До прибытия пожарных уведите от места пожара детей и престарелых.

По мере возможности с помощью соседей и прохожих, постарайтесь не допустить распространения огня (особенно на стоянках автомобилей у дома).

Не допускайте возникновения паники – во время пожара это крайне опасно, так как затрудняет спасение пострадавших и создает трудности для работы пожарной команды.

Человек горит (вспыхнула одежда и т.п.)

Не давайте ему бегать, чтобы пламя не разгоралось сильнее.

Помогите быстро сбросить воспламенившуюся одежду либо погасите ее водой или снегом, при необходимости накиньте на горящего человека одеяло, пальто и т.п. оставив голову открытой, чтобы он не задохнулся продуктами горения.

Вызовите «скорую помощь».

Окажите посильную доврачебную помощь:

При ожогах 1 и 2 степени наложите стерильную повязку, не смазывая кожу вазелином или др. мазями и жирами;

При тяжелых ожогах заверните пострадавшего в чистую простыню, укройте потеплее; дайте 1 и 2 таблетки анальгина или амидопирина, напоите теплым чаем и создайте покой до прибытия врачей;

При шоке срочно дайте 20 капель настойки валерианы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Бобровка

Красноармейского района Саратовской области»

«Чтобы в ваш дом не пришла беда,

Будьте с огнем осторожны всегда!»

(Внеклассное мероприятие по правилам пожарной безопасности

Для детей младшего школьного возраста)

Подготовила:

учитель начальных классов

МКОУ СОШ с. Бобровка

Кисель Татьяна Ефимовна

2013 год

Цель:

обобщение знаний учащихся о правилах пожарной безопасности, привитие учащимся навыков осторожного обращения с огнем, формирование умений по выходу из пожароопасной ситуации, развитие познавательной деятельности, популяризация правил по противопожарной безопасности.

Задачи:

– закрепить знания о последовательности правильных действий в случае возникновения пожара и приёмах самоспасения;

– прививать навыки осторожного обращения с огнём;

– развивать речь учащихся;

– воспитывать самостоятельность, ответственность, находчивость и аккуратность.

Оборудование:1. Плакаты: «Спички не тронь, в спичках – огонь!»

«Пусть помнит каждый гражданин:

Пожарный номер: 01»

2. Выставка детских книг.

ТСО:

Компьютер с программой PowerPoint;

Мультимедийный проектор, экран;

Презентация.

Ход мероприятия

Учитель : Ребята, отгадайте загадки:

1. У меня характер яркий,

Аппетит у меня жаркий.

Я могу съесть целый дом,

Улицу, микрорайон.

Мне достаточно искры,

Чтоб взметнулись вверх костры.

Ты рукой меня не тронь.

Обожжешься! Я – …(огонь)

2. Шипит и злится, воды боится.

С языком, а не лает, без зубов, а кусает. (Огонь.)

3. Что бывает, если птички, зажигают дома спички? (Пожар.)

Ведущий : Ребята, сегодня наше мероприятие посвящено правилам пожарной безопасности.

Огонь – наш друг. Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах, в школах, на заводах, на фермах, в сельскохозяйственном производстве. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл.

Огонь – символ. С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, павшим на полях сражений. Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете прославленные спортсмены всего мира.

Но огонь может превратиться в беспощадного врага, если с ним обращаться небрежно.

Статистика показывает, что обычно от 15 до 20% общего количества пожаров происходит от шалости детей с огнем или нагревательными приборами. Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров. Каждый третий погибший в огне человек – ребенок.

Нужно всегда помнить, что неосторожное обращение с огнем, может привести к беде.

1 ученик:

Он всегда бывает разным,

Удивительный огонь.

То буяном безобразным,

То тихоней из тихонь,

То он змейкой торопливой

По сухой скользит коре,

То косматой рыжей гривой

Полыхает на заре.

Вот на спичке, как на ветке,

Голубой дрожит листок.

Вот, ломая прутья клетки,

Хищник делает бросок!..

2 ученик:

Да, огонь бывает разный –

Бледно-жёлтый, ярко-красный, синий или золотой,

Очень добрый, очень злой.

Злой огонь – огонь пожара,

Злой огонь-огонь войны!

От безжалостного жара

Дни темны, поля черны.

Жители земного шара,

Граждане любой страны

Злой огонь гасить должны!

3 ученик:

А без доброго огня

Обойтись нельзя и дня.

Он надёжно дружит с нами,

Гонит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя

Поднимает, будто флаг.

Всем огонь хороший нужен.

И за то ему почёт,

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь и хлеб печёт.

4 ученик:

Знают все – человек без огня
Не живёт ни единого дня.
При огне, как при солнце светло,
При огне и зимою тепло.
Посмотрите ребята вокруг:
Нам огонь – повседневный наш друг.
Но когда мы небрежны с огнём,
Он становится нашим врагом.

Просмотр презентации «Осторожно, огонь!»

Учитель: - Да, пожары несут громадные убытки имуществу населения. Но самое страшное – уносят человеческие жизни. А что становится причиной пожаров? (Неправильное поведение людей)

Неосторожное обращение с огнём;

Нарушение правил эксплуатации электроприборов и электрооборудования;

Оставленная свечка;

Замыкание электропроводки;

Оставленные костры;

Утечка газа.

Стихотворение-памятка «Из-за чего может возникнуть пожар?»

1ученик: Для забавы, для игры

Спичек в руки не бери.

Коробка спичек хоть мала,

Но может много сделать зла.

2 ученик: Сам костер не разжигай

И другим не позволяй:

Даже крошка-огонек

От пожара недалек.

3 ученик: Газ на кухне, пылесос ли,

Телевизор и утюг,

Пусть включает только взрослый –

Наш надежный старший друг.

Учитель: А если же стряслась беда, что тогда нам делать?

4 ученик : При пожаре, при пожаре

Знает каждый гражданин:

При пожаре, при пожаре

Набирают «ноль - один».

И вот машины красные

Спешат в места опасные,

Прохожие сторонятся –

Пожарные торопятся.

Учитель : А как вы думаете, почему пожарный номер такой простой?

(Во время пожара дорога каждая секунда – огонь не ждет. Этот номер можно набрать по телефону даже в темноте – на диске телефона последняя цифра и первая ).

Учитель : На борьбу с пожарами направляются очень смелые люди - пожарные. Рискуя собственной жизнью, они бросаются в огонь для спасения людей и их имущества. Современная пожарная техника позволяет в считанные минуты локализовать огонь и свести до минимума нанесенный пожаром ущерб. Зачастую пожарным помогают и обычные люди.

Ищут пожарные,

Ищет милиция,

Ищут фотографы

В нашей столице

Ищут давно,

Но не могут найти

Парня какого-то

Лет двадцати.

Из какого произведения эти строки? (С. Михалков «Дядя Степа».)

Учитель : О причинах пожаров и бедах, которые приносит огонь, написано немало книг, в том числе для детей. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

На нашей выставке представлена лишь небольшая часть таких книг.

А сейчас вспомните, из каких произведений взяты следующие строки?

Викторина по литературным произведениям, в которых повествуется о пожаре:

l. Что за дым над головой?

Что за гром над мостовой?

Дом пылает за углом.

Что за мрак стоит кругом?

Ставит лестницы команда,

Из огня спасает дом...

(С. Михалков «Дядя Степа».)

2. Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит:

«Эй! Пожарные, бегите!

Помогите, помогите!»

(К. Чуковский «Путаница».)

«Пожар! Горим!»

С треском, щелканьем и громом

Встал огонь над новым домом.

Озирается кругом,

Машет красным рукавом. (С. Маршак «Кошкин дом».)

Учитель : Ребята! Чтобы не случилось беды, чтобы на нашей земле было как можно меньше пожаров, необходимо знать и соблюдать правила пожарной безопасности. Что же нужно сделать, если...

Выпал на пол уголек, деревянный пол зажег.

Не смотри, не жди, не стой, а залей его.. . (водой).

Если младшие сестрички зажигают дома спички,

Что ты должен предпринять? Сразу спички те... (отнять).

Если где хранится мусор или просто разный хлам,

Надо будет потрудиться, навести порядок там.

Метлу, лопату взяли и быстро все... (убрали).

Конкурс «Ситуации»

(Детям предложены различные ситуации и варианты ответа. Необходимо быстро поднять карточку с номером правильного ответа.)

  • Если у вас мелкое возгорание…
  1. …надо спрятаться под кровать.
  2. …надо потушить подручными средствами (водой, мокрым покрывалом)
  3. …надо убегать из дома.
  • Если в помещении много дыма…
  1. …необходимо быстро убегать.
  2. …необходимо двигаться ползком.
  • Если невозможно потушить возгорание…
  1. …надо покинуть помещение.
  2. …надо спрятаться в другое помещение.
  • Если загорелась одежда…
  1. …бегать в горящей одежде, чтобы погасить пламя.
  2. …падать на пол и кататься.
  • Пожарных вызвать по телефону…
  • Пожарным необходимо сообщить…
  1. …фамилию, адрес, возраст, ваш рост, цвет глаз.
  2. …фамилию, адрес, подъезд, этаж, объект возгорания.

Учитель: Самое главное правило не только при пожаре, но и при любой другой опасности: Не поддавайтесь панике и не теряйте самообладания!

Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»

Учитель: Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны, должны хором отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья», а если не согласны, молчите.

Кто задорный и веселый,

Верность правилам храня,

Бережет родную школу,

И квартиру от огня?

Кто поджег траву у дома,

Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых

И строительный забор?

(Молчат )

Кто соседней детворе

Объясняет во дворе,

Что игра с огнем недаром

Завершается пожаром?

(Это я, это я, это все мои друзья )

Кто украдкой в уголке

Жег свечу на чердаке?

Загорелся старый стол,

Еле сам живой ушел.

(Молчат )

Кто пожарным помогает,

Правила не нарушает,

Кто помочь другому рад?

Кто пример для всех ребят?

(Это я, это я, это все мои друзья )

Заключительное слово учителя:

Учитель : Ребята! Соблюдение правил пожарной безопасности поможет сохранить в целости и сохранности любую квартиру, любой дом, где вы живете, любое предприятие, где работают ваши мамы и папы, сберечь жизнь и здоровье людей. Будьте предельно осторожны в обращении с огнем и ни в коем случае не допускайте превращения огня в пожар!

(В конце мероприятия всем детям раздается памятка)

Памятка «Как вести себя на пожаре»

  • Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды.
  • Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого звони в пожарную охрану по телефону

"О1" или попроси об этом соседей.

  • Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону "01" и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих.
  • Если чувствуешь, что задыхаешься от дыма, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу меньше дыма.
  • Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна, тебя обязательно спасут.
  • Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся, они лучше знают, как тебя спасти.

→ Для учителей и школьников → Инструкция по пожарной безопасности для учащихся

Общие требования безопасности

При проведении занятий и в свободное время учащиеся должны знать и соблюдать требования пожарной безопасности установленные «Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации» и настоящей инструкцией разработанной на их основании.

Старшеклассники обязаны знать места расположения первичных средств пожаротушения и правила пользования ими.

Учащиеся обязаны знать план и способы эвакуации (выхода из здания) на случай возникновения пожара, утвержденный руководителем учреждения.

При возникновении возгорания или при запахе дыма немедленно сообщить об этом преподавателю или работнику учреждения.

Учащиеся обязаны сообщить преподавателю или работнику учреждения о любых пожароопасных ситуациях.

Запрещается

  • Приносить и пользоваться в учреждении легковоспламеняющимися, взрывоопасными, горючими материалами
  • Оставлять без присмотра включенные в сеть электроприборы
  • Разводить костры на территории учреждения
  • Использовать пиротехнические средства
  • Курить на территории учреждения

Действия учащихся в случае возникновения пожара

При возникновении пожара (вид открытого пламени, запах гари, задымление) немедленно сообщить работнику учреждения.

При опасности пожара находится возле учителя. Строго выполнять его распоряжения.

Не поддаваться панике. Внимательно слушать оповещение по учреждению и действовать согласно указаниям работников учебного заведения.

По команде учителя (преподавателя) учреждения эвакуироваться из здания в соответствии с определенным порядком. При этом не бежать, не мешать своим товарищам, помогать малышам и одноклассникам.

При выходе из здания находиться в месте, указанном учителем (преподавателем).

Внимание! Без разрешения администрации и педагогических работников учреждения учащимся не разрешается участвовать в пожаротушении здания и эвакуации его имущества.

Обо всех причиненных травмах (раны, порезы, ушибы, ожоги и т.д.) учащиеся и их одноклассники обязаны немедленно сообщить работникам образовательного учреждения.

Что делать во время пожара?

Пожар в квартире

Пожары в жилом секторе - самые многочисленные. При пожаре в квартире надо:

  1. Если пожар начался из-за электроприбора или горит проводка , отключите электроэнергию. Тушить горящий прибор лучше не водой, а накрыв его одеялом. ОСТОРОЖНО! Телевизор может взорваться, поэтому находиться слишком близко от него не стоит.
  2. Если от плиты загорелась кухонная утварь, шторы или полотенца , тушите огонь тряпками, обернув руки мокрым полотенцем. Небольшое возгорание на кухне можно ликвидировать с помощью крупы, соли или стирального порошка.
  3. Звоните пожарным по тел. 01. Сообщите адрес, причину вызова и наиболее короткую дорогу к вашему дому.
  4. Срочно покиньте горящее помещение. Если это невозможно, уплотните двери и окна в одной из комнат мокрой тканью, чтобы не дать просочиться едкому дыму. Это исключит еще и доступ кислорода, если в помещении есть открытый огонь. Самое безопасное место в горящем жилище - балкон (если дверь плотно закрыта).

Горит машина

Автолюбители могут стать погорельцами в нескольких случаях: если загорелось разлитое под автомашиной топливо, загорелся мотор, пожар возник в салоне, автомобиль вспыхнул в результате ДТП.

При возникновении огня нужно:

  1. Применить автомобильный огнетушитель. Им тушат вспыхнувшую лужицу бензина, пожар под капотом, салон. Если горит мотор, открывайте капот машины осторожнее: доступ воздуха может заставить огонь вспыхнуть с новой силой. Лучше открывать капот на расстоянии, используя палку или монтировку. Пену из огнетушителя нужно направлять в сам очаг возгорания.
  2. Если это не помогло , накройте машину брезентом, сбейте пламя, забросайте его песком, землей, залейте водой.
  3. ОСТОРОЖНО! Если вам не удалось потушить огонь быстро, срочно отходите на безопасное расстояние, иначе может взорваться бензобак. Опасная зона - 10-15 метров. Ни в коем случае не садитесь в горящее авто и не заводите его!
  4. Если горит чужой автомобиль, а в его салоне находится человек (двери заклинило или водитель без сознания), срочно взломайте двери машины, выбейте стекла - нужно немедленно вызволить пострадавшего из огненной ловушки!
  5. Если рядом с горящей машиной находятся другие автомобили , поливайте их водой до приезда пожарных, чтобы пламя не перекинулось на них.

Горит человек

Вернее, конечно, горит не сам человек, а сначала его одежда. Ни в коем случае не давайте ему бежать! От этого огонь только сильнее разгорится. Человек от боли впадает в состояние шока и не контролирует свои действия. Нужно помочь ему:

  1. Повалите его на землю, сбейте пламя. Можно залить огонь водой, забросать горящего человека снегом, если дело происходит зимой, накрыть несчастного плотной тканью или одеждой, оставив голову открытой, чтобы человек не задохнулся от продуктов горения. Если под руками ничего нет, катайте горящего по земле, чтобы сбить огонь.
  2. После этого немедленно освободите пострадавшего от тлеющей одежды! Не мажьте ожоги, просто наложите сухую марлевую повязку и вызовите "скорую".

Чего нельзя делать?

  • Открывать окна и двери: приток свежего воздуха поддерживает горение. Разбивать окно нужно только в том случае, если собираетесь из него выскочить (если этаж невысокий).
  • Тушить водой электроприборы, включенные в сеть.
  • Ходить в задымленном помещении в полный рост: дым всегда скапливается в верхней части комнаты или здания, поэтому лучше пригнуться или лечь на пол, закрыв нос и рот платком.
  • В задымленном подъезде двигаться, держась за перила: они могут привести в тупик.
  • Пытаться покинуть горящий подъезд на лифте (он может выключиться в любой момент, и вы окажетесь в ловушке).
  • Прятаться во время пожара (под диван, в шкаф): от огня и дыма спрятаться невозможно.
  • Смазывать ожоги маслом.
  • Бороться с огнем самостоятельно, не вызывая пожарных.

ПАНИКА - ДРУГ ПОЖАРА

Не паникуйте! Это главный принцип поведения в чрезвычайной ситуации.

Действуйте четко, быстро, спокойно.

Сообщите пожарным ваш адрес, короткую дорогу к вашему дому (офису), назовите этаж, где произошло возгорание, четко расскажите, что конкретно горит (кабинет, квартира, подвал, чердак, подъезд), сколько людей в здании, представьтесь, назовите номер своего телефона.


О правилах обращения с огнем и опасности пожаров следует говорить с детьми с самого раннего возраста. Эта важнейшая тема должна регулярно подниматься во время школьных уроков. Многие люди погибают в огне только из-за того, что не знают, что необходимо сделать для собственного спасения. Какие правила пожарной безопасности для школьников наиболее значимы, с чего начать изучение материала?

Предотвращение пожара дома

Минимально снизить вероятность возгорания в собственном жилище может каждая семья. Для того чтобы предотвратить пожар, необходимо пользоваться только исправными электроприборами. Обязательно читайте инструкции по эксплуатации. Уходя из дома, убедитесь, что вы отключили от сети все приборы с функцией постоянного нагрева. Речь идет об утюгах, обогревателях, щипцах для завивки волос и другой бытовой технике со схожим принципом работы. Это простейшие правила пожарной безопасности для школьников, которые должен знать каждый первоклассник. Без присмотра надолго нельзя оставлять включенную газовую плиту и горящие свечи.

Обращение с открытым огнем

Спички детям не игрушки - с этого утверждения следует начинать заучивать с детьми правила пожарной безопасности. Для школьников важно усвоить, насколько опасны зажигалки, средства для розжига и любые горючие смеси. Разводить костры можно только в специально предназначенных для этого местах. Погода не должна быть сухой, жаркой и ветреной. За горящим костром, как и за любым открытым огнем, следует следить. Желательно держать возле кострища воду и зеленые ветки, это первые средства для тушения возгорания на природе. Правила пожарной безопасности Российской Федерации должен знать каждый житель нашей страны. В летнюю жару во многих регионах страны начинаются лесные пожары. При объявлении пожароопасной обстановки в определенной местности не стоит разводить костры на природе.

Внимание: пожар!

Что делать, если пожар уже начался? При запахе гари, обнаружении дыма или источника огня необходимо оценить масштабы возгорания. Если вы не уверены, что сможете потушить огонь своими силами, срочно вызывайте пожарный расчет. При пожаре в квартире необходимо собрать документы и ценные вещи (если это возможно), и вместе с домашними животными покинуть квартиру. По возможности оповестите соседей по дому о пожаре. При звонке в пожарную службу (в России телефон 01), необходимо назвать свое Ф.И.О., адрес и характер возгорания. Ответьте на все вопросы диспетчера, подробная информация поможет составить правильный план тушения. К вам будет направлена пожарная команда со всем необходимым оборудованием.

Можно ли потушить пожар самостоятельно?

Способ тушения огня зависит от типа возгорания и площади, охваченной огнем. Если загорелся бытовой прибор, его необходимо обесточить (выключить из розетки или отключить электричество в квартире через Небольшие горящие предметы можно накрыть одеялом или покрывалом для предотвращения доступа воздуха к пламени. При возгорании в квартире зачастую единственным средством тушения является обычная вода. Желательно перед ее применением отключить электричество. Заливание дает неплохой результат, если горит древесина, текстиль, отделочные материалы. Правила пожарной безопасности для школьников включают в себя и обучение тушению огня. Если огонь не успел распространиться на значительную площадь, можно попробовать сбить его. Для этого подойдет любой достаточно большой кусок плотной материи - банное полотенце, покрывало. Намочите водой выбранный предмет и сбивайте огонь.

Возгорание в общественном здании

Полные новые правила пожарной безопасности обычно можно найти в виде сокращенных памяток в любом В учреждениях, где ежедневно бывает множество людей, обязательно есть пожарные щитки с огнетушителями и прочими средствами для борьбы с огнем. Если вы находитесь в общественном здании и в нем начался пожар, после объявления тревоги следует прослушать сообщение и направиться к выходу. В таких случаях для эвакуации посетителей обычно открываются запасные аварийные выходы. Старайтесь сохранять спокойствие. Покидать горящее здание следует быстрым шагом (не бегом), не толкаясь и не мешая окружающим. Если помещения сильно задымлены, промочите кусок чистой материи водой (подойдет носовой платок или мелкий предмет одежды) и закройте им рот и нос. Что делать, если огонь распространился на значительную площадь и вы не можете пройти к выходу из здания? Согласно имеют именно такую аббревиатуру), необходимо укрыться в наименее задымленной комнате. Закройте дверь и заложите щели мокрыми тряпками или полотенцами. При пожаре нельзя прятаться. Укрывшись в шкафу или санузле, вы подвергаете себя опасности задохнуться дымом. Необходимо также позвать на помощь и сообщить о своем местонахождении. Если в комнате, где вы находитесь, нет открытого огня, можно открыть окна и привлечь внимание прохожих.

Что делать, если загорелась одежда на человеке?

Одна из наиболее страшных ситуаций - когда на человеке внезапно загорелась одежда. Ни в коем случае нельзя бежать. Лучше всего упасть на пол и кататься по нему, сбивая пламя. Если поблизости есть сугроб или водоем, смело падайте в него. Потушить огонь можно, облившись водой. При возгорании одежды на человеке в помещении, можно накрыться плотной тканью. Самое главное - не закрывать голову. После того как пламя будет сбито, необходимо вызвать скорую помощь. К обожженным поверхностям кожи можно приложить что-то холодное или куски материи, смоченные холодной водой. Если местами одежда прилипла к коже, не пытайтесь ее самостоятельно снять. Дождитесь приезда врачей. Пострадавшему можно дать таблетку комплексного обезболивающего средства.

Помните, даже незначительное нарушение правил пожарной безопасности может привести к пожару. Осторожно обращайтесь с потенциально опасными предметами и будьте внимательны. Время от времени повторяйте правила поведения во время пожара, можно даже сделать короткую памятку на эту тему и повесить ее дома на видном месте.

Школа в жизни каждого человека в определенное время играет очень важную роль. Для учеников она является не только местом, где они получают знания, но и источником общения. Для учителей это работа, а значит здесь должно быть комфортно и безопасно.

Также детские учреждения часто становятся местом проведения различных событий - это могут быть ярмарки, концерты или даже выборы. Поэтому пожарная безопасность в школе - это чрезвычайно важное дело, которое требует к себе большого внимания.

Кроме того, в 1994 году был принят закон, в котором указано, что все работники учреждения, а так же все учащиеся должны быть обучены правилам безопасного поведения.

В чем особенность школьных учреждений?

Каковы же особенности школы? Во-первых, это наличие помещений различного назначения (классные комнаты, кабинеты для таких предметов, как химия и физика, классы технологии с плитами и швейными машинами, спортивный зал, столовая, кухня).

Во-вторых, в среднеобразовательных учреждениях обучаются дети различных возрастов. Школы периодически проходят проверки на пожарную безопасность, в ходе которых учитывается состояние школы, огнетушителей и противопожарных уголков, наличие необходимой документации.

Инструкция

Пожарная безопасность в школе регламентируется правилами. Основным документом является «Инструкция по пожарной безопасности», которая включает в себя: общие положения, требования пожарной безопасности, действия при пожаре. В общих положениях указано, что весь персонал, а также все учащиеся, гости и посетители школы должны ознакомиться с данной инструкцией и следовать ей.

Что же говорят правила? Пожарная безопасность в школе всегда контролируется, поэтому указано, что все территории должны быть доступны для подъезда, на них не должно быть мусора, а так же ничто не должно мешать доступу к пожарному инвентарю.

К помещению самой школы предъявляются требования: вся территория должна быть поделена по классам опасности. Например, кабинет химии более опасен, чем кабинет пения. Также не должно быть горючего мусора. Мебель должна располагаться так, чтобы не перекрывались выходы и окна, а если на окнах есть решетки, то они должны открываться.

Указываются меры, необходимые для того, чтобы пожарная безопасность в школе была на высшем уровне, если планируется проведение мероприятий с большим скоплением людей. Также прописано, что в школе должно быть необходимое количество огнетушителей в исправном состоянии, а также следует провести инструктаж о том, как ими пользоваться.

Действия при пожаре

Что же делать, если возникла опасная ситуация из-за того, что в ненадлежащем виде была пожарная безопасность в школе? Инструкции должны быть вывешены на видное место. Первое и самое главное при пожаре или при его признаках, например задымлении или запахе гари или дыма, - нужно немедленно позвонить в службу спасения или набрать номер пожарной части, сообщить адрес школы, свою фамилию и рассказать о наличии в учреждении людей, назвать их количество.

Далее следует организовать эвакуацию и сообщить о происходящем директору. Он же, в свою очередь, должен убедиться, что вызваны пожарные, далее при необходимости обязан отключить электроэнергию. Директор участвует в организации эвакуации, обеспечивает встречу подъезжающих пожарных машин. Если его нет, все эти функции перекладываются на лицо, которое его заменяет.

Очень важно соблюдать все правила, которые включает в себя пожарная безопасность в школе. Инструкции являются обязательными для всех, ответственность за невыполнение пунктов может быть вплоть до уголовной.

Мероприятия

Раз в полугодие в каждом учреждении необходимо осуществлять учения. Чтобы проконтролировать, в каком состоянии находится пожарная безопасность в школе, проводятся проверки. Это нужно для того, чтобы подготовить всех к возможным чрезвычайным ситуациям. Но это далеко не все меры.

Ответственный за пожарную безопасность в начале учебного года или до его начала готовит план, в котором указывает, какие должны быть мероприятия в школе. Пожарная безопасность также контролируется и администрацией учреждения. В этот план обычно вписывают все, что связано с ней. Это и общие правила, которые предусматривает пожарная безопасность в школе, инструктаж и другие мероприятия.

Также необходимо провести обучение для учащихся. Они должны четко уяснить, какие существуют правила. Пожарная безопасность в школе включает: общие требования, указания того, что категорически запрещено. А также алгоритм действий на случай пожара.

Итак, к общим действиям относится: все учащиеся должны знать и соблюдать правила пожарной безопасности, ученики старших классов обязаны знать, где находятся средства пожаротушения и уметь ими пользоваться. Все дети должны помнить, где расположен план эвакуации, и понимать, как им пользоваться.

При возгорании или подозрении на него необходимо немедленно сообщить об этом учителю или работнику школы. Категорически запрещено: приносить в школу легко воспламеняющиеся, горючие вещества или материалы, разводить костры или курить на территории школы, оставлять приборы, включенные в сеть без присмотра, использовать пиротехнику.

Что нужно знать

При пожаре:

  • Сообщить работнику школы или учителю о возгорании.
  • Не паниковать, четко выполнять все указания взрослых.
  • Не мешать, не создавать давку, не бежать, помогать младшим ученикам и одноклассникам.
  • Ни в коем случае не пытаться самостоятельно устранить пожар.
  • При выходе из школы оставаться в указанном месте до дальнейших указаний.

Кроме того, в план мероприятий по пожарной безопасности могут быть внесены внеклассные занятия, на которых ребята смогут подробнее узнать о причинах пожара и действиях при возгорании. Также в школе может быть оборудован стенд с плакатами на тему безопасности.

Начальная школа

В начальной школе, в отличие от среднеобразовательной, дети младше, а значит в помощи нуждаются больше. Пожарная безопасность в начальной школе, так же как и в средней, регламентируется документально. Она, в принципе, не очень отличается от предыдущей касательно тех вопросов, которые относятся к действиям учителей и работников школы.

Для ребят существуют определенные правила. Пожарная безопасность в школе сводится к списку запрещенных действий и описанию того, что делать нужно. Имея в виду младших школьников, нужно помнить, что в силу возраста дети более эмоциональны, а значит в непривычной и опасной ситуации могут начать паниковать, несмотря на предупреждения. Вместо того чтобы покинуть помещение, ребенок может попытаться спрятаться в труднодоступном месте.

Чтобы избежать подобного или свести такие ситуации к минимуму, для малышей проводят уроки пожарной безопасности, на которых рассказывают, чего нельзя делать, какие существуют правила. Пожарная безопасность в школе включает в себя такие знания: как вести себя, если пожар все-таки случился, кто такие пожарные, и в чем заключается их работа, как они тушат огонь.

Необходимо, чтобы ребята поняли, как важно слушать старших, если произошла беда. Конечно, и от учителей в младшей школе требуется еще большая ответственность и внимательность.

Документы

Естественно, и в документальном виде регламентируется пожарная безопасность в школе. Документы должны быть всегда доступны для сотрудников учреждения. Один из них - это «Приказ об установлении противопожарного режима». Также важен «Приказ о назначении ответственных лиц». Кроме них, есть еще «Инструкция», о которой говорилось ранее, план эвакуации с приложением, в котором указаны все запасные выходы.

Также должен быть журнал учета средств пожаротушения. Туда вносится информация об их проверке. Журнал о проведении инструктажа по пожарной безопасности. Перечисленные документы являются строго необходимыми, но этот список также можно дополнить.

Итог

Пожарная безопасность - очень важный вопрос, если он касается общественных учреждений, а тем более детских. Подходить к нему нужно со всей ответственностью и не упускать даже самые незначительные вещи, ведь от этого в итоге может зависеть жизнь.



Просмотров