Самоспасание с помощью спасательной веревки. Средства самоспасения во время пожара с верхних этажей Самоспасение и спасение пострадавших при кораблекрушении

САМОСПАСЕНИЕ ЛЮДЕЙ ПРИ ЧС В ЖИЛЫХ ЗДАНИЯХ

А. Д. Игнатьев, курсант ФГБОУ ВПО «Академия гражданской защиты МЧС России», г. о. Химки

Стихийные бедствия, террористические акты, техногенные катастрофы вызывают разрушения зданий и сооружений, в которых находятся люди. Самоспасение часто единственный способ сохранить жизнь человека, оказавшегося в опасной ситуации. В связи с активным строительством высотных зданий, развернувшимся в последнее время в крупных городах России, возникла ситуация, когда жители или работники этих зданий, да и остальные люди, работающие или находящиеся в здании, могут быть предоставлены сами себе при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Современные квартиры включают большое количество различных огнеопасных материалов и напичканы различным электрооборудованием, что является причиной возникновения пожаров. И это весьма опасно для многоэтажных зданий, т. к. в данном случае существующие средства для эвакуации людей непригодны или малоэффективны. Спастись из многоэтажного здания очень трудно .

В случае крупных пожаров огонь перекрывает пожарные лестницы и доступы к лифтам и другим лестницам, и спасти людей крайне затруднительно. Такая ситуация сложилась, например, во Владивостоке, где люди выпрыгивали с седьмого этажа и разбивались.

Для каждого человека, оказавшегося в критической ситуации, важно быть уверенным в обеспечении собственной безопасности и в спасении близких людей. Решение данной проблемы состоит в оснащении помещений, в том числе жилых, повышенной этажности средствами индивидуальной эвакуации, не нарушая при этом внешний вид здания и не создавая препятствия для эвакуации людей из других помещений.

Современные индивидуальные спасательные средства должны обеспечивать безопасную и надежную эвакуацию людей, в том числе ослабленных. Способов спасения при помощи специальных служб существует множество и различного оборудования у них достаточно, проблема в том, что далеко не всегда эти службы успевают вовремя прибыть на объект. Как правило, покинуть опасное место необходимо быстро, специальная подготовка у людей отсутствует, физические данные у большинства простых граждан далеко не альпинистские или спортсменские. Все это приводит к гибели людей, которые прыгают с высоты, не выдерживая высокой температуры, или задыхаются. Наличие в помещениях здания индивидуальных средств спасения, в случае пожара, является единственным шансом для пострадавших спасти свою жизнь.

В настоящее время известны различные устройства, более или менее выполняющие роль средств эвакуации людей с высотных зданий. Это, например, устройство «СПАИДЕР»(«Spider», Израиль) сертифицированное ВНИИПО МЧС РФ (сертификат ПОЖТЕСТа № ССПБ. !ЪУП001. В05775 от 17.01.2007г.).

В случае пожара необходимо укрепить на потолке комнаты блок, вынуть из коробки спасательную косынку, прикрепить ее карабином к стальному тросу, одеть ее и спокойно выйти в окно. Во время спуска по тросу, в данном случае, используется и страховочный ремень.

Наклонный спасательный рукав «ЕЦЯЮАСЕ - Я», как и вертикальный спиральный спасательный рукав «ЕЦЯОАСЕ S-1», устанавливается рядом с окном в специальных боксах. Спуск осуществляется в желобе. Одновременно могут эвакуироваться несколько человек, при этом скорость спуска можно регулировать коленями и локтями упираясь в чехол желоба, а удлиненный желоб амортизирует движение.

Проблема эвакуации людей из зданий высотой до 100 метров и более была решена разработкой системы спасательных средств «Самоспас». Например, автоматическое канатно-спускное устройство «1С-301» позволяет эвакуировать людей с высоты до 50 м, а устройство типа «Барс» до 200 м, индивидуальное спасательное устройство «Моноспас» также имеет ограничение по применению в отношении высоты (не более 50м) .

Известно индивидуальное устройство спасения из горящего здания (патент № 2455040) через оконные проемы здания, включающее консоль, спрятанную в нишах строительной конструкции. На конце консоли расположена перекладина с барабаном, на котором намотана металлическая лента. Во время пожара консоль выдвигается в окно и человек садится на перекладину, застегивает привязной ремень и руками держится за рычаги тормоза. В зависимости от усилия нажатия на рычаги тормоза меняется скорость спуска. Как только спасаемый оказывается на земле, перекладина под действием упругих сил ленты подымается в исходное положение.

Основным недостатком известных устройств и механизмов является то, что их необходимо при ЧС устанавливать на здание и требуется время для приезда спасателей и монтажа лестниц. Кроме этого, тросо-блочные системы спуска людей не устойчивы (наблюдается качание при спуске) и они работают только в одном направлении - на спуск.

Пожар распространяется, в основном, в вертикальной плоскости и спускаться, например, с 4-го этажа, если уже нижние этажи охвачены пожаром, уже небезопасно. В тоже время люди могли бы подняться на 5 этаж или перебраться в соседнее помещение того же этажа где нет пожара. Известные устройства не позволяют провести такие действия, т. е. они не могут обеспечить безопасность эвакуации людей одновременно с разных этажей здания и разных помещений на этажах. Из этого следует, что в настоящее время многофункциональных и надежных индивидуальных средств эвакуации людей с высотных зданий не существует.

Автором статьи под руководством научного руководителя кафедры механики и инженерной графики профессора, доктора технических наук Гомо-най М. В. предложен способ эвакуации людей из здания посредством использования оконных рам, для чего в одной из рам открывающегося окна смонтирована выдвигающаяся лестница телескопической конструкции. При эвакуации

людей рама окна открывается и фиксируется, после чего выдвигается лестница, которая достает до следующего окна, расположенного этажом ниже. Если нет пожара в нижерасположенном помещении, то люди спускаются в это помещение. Если в нижерасположенном помещении очаг пожара, то на том же этаже открывается рама, выдвигается лестница, и люди спускаются в безопасную зону.

Список использованной литературы

1. Specautoproekt @ mail. ru/product/913, 2013г.

2. Шкроб Ю. Спасение из горящей высотки.// Изобретатель и рационализатор № 3,-2013 г.

ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

М. В. Источкина Д. В. Беломутенко, к. т. н, доцент С. В. Беломутенко, к. т. н.

Волгоградский государственный аграрный университет, г. Волгоград

Обеспечение снижения количества чрезвычайных ситуаций и повышение уровня безопасности населения и защиты критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера, создание в стране необходимых условий для устойчивого развития государства путем координации совместных усилий и финансовых средств федерального центра и субъектов РФ является существенной проблемой в условиях сохранения угроз техногенного и природного характера.

Систематические исследования и развитие методов количественного прогнозирования поведения и движения людей имеют более чем полувековую историю. Одним из основных направлений заключается в исследовании «нормального» движения людей в безопасных условиях с учетом влияния опасных факторов, которые могут возникать при пожаре.

В целях подготовки персонала объектов сферы науки и образования к действиям в условиях возникновения пожаров необходима разработка методических рекомендаций, основанных на объединении различных типов и видов эвакуации, к проведению тренировок, максимально приближенных к возможным реальным ситуациям, к приобретению устойчивых навыков, необходимых для принятия быстрых и четких решений и выполнения действий, необходимых для предупреждения опасных последствий, которые могут иметь место при возникновении пожаров.

Основными задачами проведения тренировок с персоналом объектов сферы науки и образования являются:

Обучение персонала умению определять начальное событие;

Обучение упражнениям со спасательными веревками по самоспасанию и спасанию пострадавших необходимо начинать на высотах не более второго этажа и постепенно переходить на большие высоты. Эти упражнения отрабатываются обязательно со страховкой второй веревкой.

Перед началом занятия по самоспасанию необходимо проверить прочность конструкции, за которую крепится спасательная веревка, надежность спасательных и страховых веревок. Для этого нужно закрепить веревку за конструкцию здания и распустить ее к основанию башни на всю длину, на нижнем конце веревки повиснуть трём пожарным на 1-2 сек, проверить, нет ли обрывов прядей веревки. Затем проверить прочность поясов и карабинов.

Перед спуском каждого пожарного командир обязан проверить надежность крепления веревки за конструкцию), положение веревки на карабине, расположение рук на спасательной веревке (не допускать спуск без рукавиц); надежность крепления страховой веревки на проводящем самоспасание (спуск без нее не допускается). Далее следует рассказать правила торможения при быстром спуске по веревке. Кроме того, руководитель обязан проверить правильность вязки спасательной петли на пострадавшем и положение веревки на карабин у спасающего.

Обучение спасанию пострадавших необходимо проводить по стационарным, выдвижным, штурмовым лестницам и автолестницам, использовать комбинированным спуском по штурмовой и выдвижной лестницам.

Упражнения

По спасательной веревке вниз

Пожарный крепит веревку за конструкцию здания (первым или вторым способами), левой рукой накладывая веревку за карабин, открывает замок карабина и закрепленным за конструкцию концом веревки делает два витка против часовой стрелки и закрывает замок карабина. Затем надевает рукавицы, привязанный конец веревки берет в левую руку (ладонью снизу), свободный конец - в правую, становится на подоконник (карниз крыши) так, чтобы закрепленный конец остался с левой стороны. Не выпуская из рук веревки, осторожно сходит с подоконника дальше плавно без рывков спускается по спасательной веревке вниз. Для уменьшения скорости спуска веревку прижимают правой рукой к себе. — Во время спуска пожарный ставит ноги на стену, отталкиваясь от нее ногами, проскакивает оконные проемы или обходит их сбоку; корпус держит прямо, руки вытянуты в стороны. Приземляясь встает носками на землю, сгибая ноги в коленях. Окончание спуска подтверждает словом «Есть», после освобождения веревки из карабина сообщает об этом словом «Готово».

Если веревка находится на значительном расстоянии от стены и ноги пожарного не достают ее, то следует применить свободный спуск, при котором ноги следует держать опущенными к земле.

Для спасания пострадавших с этажей, назначается расчет из трех человек. Спасание выполняется по команде «Для спасания пострадавшего через окно-марш» пожарный № 1 вяжет спасательную петлю, надевает ее на спасаемого, оставляя веревку за спиной, наматывает конец веревки, идущей к петле, на карабин (так же как и при самоспасании), пропускает другой конец сзади вокруг своего пояса и удерживает его рукой у правого бока, левой рукой берет конец веревки, идущей к спасаемому.

Страховщик пожарный № 2 обвязывает конец второй веревки вокруг талии спасаемого, закрепляет узел, наматывает веревку на карабин, сажает спасаемого на подоконник и в случае необходимости помогает пожарному № 1 спускать спасаемого.

Пожарный № 1, опираясь ступней левой ноги о стену У подоконника, осторожно опускает спасаемого вниз.

Пожарный №3 принимает спасаемого на земле спуска, подтверждает окончание спуска словом «Есть», снимает петлю и сообщает «Готово», после чего пожарный № 1 и страховщик пожарный № 2 поднимают веревки.

Для отработки упражнений по спасанию пострадавших из окон, с балконов и крыш, с применением стационарных, выдвижных, штурмовых лестниц и автолестниц назначается расчет из двух пожарных и пострадавшего.

Для спасания пострадавшего по стационарной лестнице

Если пострадавшего спасают по наружной стационарной лестнице, к основанию ее приставляется лестница-палка по команде «Для спасания пострадавшего по наружной стационарной лестнице-марш» пожарный № 1 вяжет спасательную петлю и страхует пострадавшего при помощи веревки. Пострадавший самостоятельно переходит на наружную стационарную лестницу, спускается по ней, переходит на лестницу-палку и спускается на землю. Пожарный № 2 следит за действиями пострадавшего, встречает пострадавшего на земле и снимает с него спасательную веревку.

Для отработки упражнений по спасанию пострадавших из верхних этажей коленчатым автоподъемнику назначается расчеты водитель, оператор, пожарный и два пострадавших. По команде «Для спасания двух пострадавших коленчатым автоподъемником-марш» водитель подъезжает к зданию и устанавливает коленчатый автоподъемник люлькой к окну, из которого должно быть произведено спасание пострадавших. Оператор, находясь в люльке, поднимает ее к окну и останавливает на 0,5 м поручнями выше подоконника, оказывает помощь пострадавшим, которые, держась за поручни, переходят с подоконника в люльку. Затем оператор с пострадавшими опускает люльку к земле. Пожарный принимает пострадавших.

Отработка упражнений по спасанию пострадавших из верхних этажей автолестницей АЛ-45 производится при помощи лифта расчетом в составе: водителя-оператора, двух пожарных и трех пострадавших. Оператор поднимает кабину лифта с пожарным до окна. Пожарный открывает дверцу кабины, пострадавшие переходят с подоконника в кабину, пожарный закрывает кабину и подает сигнал водителю-оператору на спуск кабины. Водитель-оператор опускает лифт на платформу автолестницы, где второй пожарный выводит пострадавших из кабины.

Вязка спасательных петель без надевания и с надеванием на пострадавшего. Двойная спасательная петля применяется для спасания пострадавших и их страховки при спасании по стационарным, переносным и автолестницам, когда спасаемый может передвигаться сам. Исходное положение: пожарный находится от спасаемого на расстоянии 1 м. Веревка уложена в чехол, лямка чехла перекинута через плечо пожарного.

Двойная спасательная петля

По команде «Двойную спасательную петлю - связать!» пожарный снимает чехол, достает из центра смотанной в клубок веревки конец, делает три отмера в правую сторону на длину разведенных рук, складывает отмеренную веревку вдвое, а затем вчетверо. Концы веревки и одинарную петлю держит в левой руке, а двойную петлю в - правой. Затем кладет петли веревки, удерживаемые в правой руке на предплечье левой руки, пропускает правую руку с внешней стороны в петлю, образуемую концами веревок, удерживаемых в левой руке, и петлями, перекинутыми через левую руку, берет правой рукой свисающие петли и потянув их обратно затягивает узел. Получается три петли. Пожарный надевает 2 петли на ноги (по одной на каждую), а третью - на шею спасаемого, коротким концом обвязывает спасаемого по талии и фиксирует четыре веревки, находящиеся над центральным узлом и под ним, узлами. Пожарные выполняют упражнение в крагах. Веревку держат снизу, за спиной.

По команде «Спасательную петлю - развязать!» действия пожарных производятся в порядке, обратном порядку вязки двойной спасательной петли. Вязка петель для подъема пожарно-технического оборудования. Пожарный с веревкой в чехле, одетом через плечо, находится на этаже (крыше) здания.

По команде «Спасательную веревку (указывается место сброса) - размотать!» пожарный достает веревку из чехла, вынимает из середины клубка конец веревки, закрепляет его за конструкцию и удерживая его в руке, сбрасывает веревку вниз.

Узел для подъема рукавной линии со стволом или инструментом

По команде «Узел для подъема рукавной линии со стволом (шанцевого инструмента) на крышу (или на какой-то этаж) - связать!» пожарный, находящийся внизу здания у пожарных рукавов с присоединенным стволом, берет левой рукой короткий, а правой рукой (ладонью вверх) - длинный конец веревки на расстоянии от левой руки примерно 25 см, делают петлю и перекладывает ее в левую руку. Вторично берет веревку правой рукой на расстоянии примерно 25 см, делает петлю и перекладывает ее на первую петлю. Надевает обе петли па рукав у соединительной головки ствола (острия лома) и затягивает их в узел. Затем протягивает длинный конец веревки вдоль ствола к спуску (лома - к кольцу), делает петлю и затягивает ее длинным концом веревки. Докладывает: «Готово! Выбирай!». На шанцевом инструменте двойная петля закрепляется под широкой частью, а одинарная - на противоположном конце.

По команде «Узел - развязать!» пожарный ослабляет длинный конец веревки и снимает петлю со ствола (лома, багра, лопаты), затем ослабляет узел и снимает веревку со ствола (лома, багра, лопаты).

Охрана труда

Перед началом занятий по самоспасанию необходимо проверить прочность конструкции, за которую крепится спасательная верёвка, надёжность спасательных и страховых верёвок. Для этого нужно закрепить спасательную верёвку за конструкцию здания и распустить её к основанию башни на всю длину, на нижнем конце верёвки повиснуть трём пожарным. Затем наружным осмотром проверить, нет ли обрывов нитей верёвки, прочность поясов и карабинов (для этого отделение надо построить в две шеренги лицом друг к другу, соединив карабины между собой, после чего пожарные начинают тянуть в противоположные стороны).

Перед спуском каждого пожарного командир обязан проверить, правильно ли и прочно завязан узел, положение верёвки на карабине, длину верёвки, расположение рук на спасательной верёвке (не допускать спуск без рукавиц) ; надёжность страховой верёвке (спуск без неё допускается).

При спасении пострадавшего меры безопасности те же, что и при самоспасении, только руководитель занятия обязан проверить правильность и прочность завязанной спасательной петли на пострадавшем, правильность положения верёвки на карабине у спасающего и упора левой ноги в подоконник.

При спасании людей на пожаре (аварии, стихийном бедствии и т. п.) руководитель тушения пожара обязан определить порядок и способы спасания людей в зависимости от обстановки и состояния людей, которым необходимо оказать помощь. Работы по спасанию проводятся быстро, но с соблюдением предосторожностей, чтобы не были причинены повреждения спасаемым людям. Меры безопасности при этом регламентируются охраной труда.

Запрещается использование для спасания и самоспасания мокрых или имеющих большую влажность спасательных веревок, а также веревок, не состоящих в боевом расчете.

Спасание или самоспасание можно начинать, только убедившись, что длина веревки обеспечивает полный спуск на землю (балкон и т.п.), спасательная петля надежно закреплена на спасаемом (при самоспасании — за конструкцию здания), а спасательная веревка правильно намотана на карабин. Самоспасание и спасание производятся личным составом в рукавицах, во избежание получения травм рук.

Литература:

  1. Пожарно- строевая подготовка спасателей-пожарных — Теребнев В.В. Грачев В.А. Шехов Д.А. Калан, 2008 г.
  2. Приказ № 3 от 09.01.2013г. «Об утверждении Правил проведения личным составом федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы аварийно-спасательных работ при тушении пожаров с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в непригодной для дыхания среде».

Предисловие переводчика

Ниже представлен перевод статьи Шеннона Дэвиса и Джулии Эллисон, которую они назвали «Берегите себя! Инструкция по самоспасению». Особенность статьи: подробные пошаговые дествия с учётом мелочей, в которых, как известно, кроется дьявол.
Начинается инструкция с пошагового описания вязания узлов и заканчивается приёмом переноса верёвки из своего страховочного устройства в жёстко закреплённое состояние на станции. Инструкцию по вязанию любимых узлов читателей Риска можно было бы не публиковать, но из песни, то есть из статьи, слов не выкинешь.

Берегите себя! Инструкция по самоспасению

Вы страхуете напарника, лидирующего на шестой верёвке маршрута категории 5.8 в Каскадных горах, до конца которого осталось две простые верёвки. Это ваш удачный день, силы и психической энергии у вас выше крыши. Вас больше всего беспокоит, сохранится ли холодным напиток в рюкзаке до момента празднования на вершине, как вдруг вы слышите пронзительный крик. После мгновения неподвижности вас рвануло в направлении станции. «Ты в порядке», – что есть силы кричите вверх своему напарнику, но в ответ ничего не слышите кроме порывов ветра. Только сейчас вы заметили приближающийся грозовой фронт.

Итак, что теперь?

Альпинизм опасен. Но это часть забавы, не так ли? Мы изучаем много стандартных действий для управления риском и предотвращения плохих событий: Дважды проверить узлы! Взять фонарик! Держи всё под контролем! Но когда-нибудь задница может оказаться сильнее удачи, и вы столкнетесь со страшной и опасной ситуацией. Обладаете ли вы навыками, чтобы вернуться с напарником живыми? В этой публикации мы сосредоточились на развитии вашей способности полагаться на себя.
В качестве первого щага изучите эти основы приёмов самоспасения, поймите их использование и знайте, как приспособить их к любой ситуации, в которую вы попали. Мы работали со спасательной службой Скалистых Гор и другими SAR экспертами, чтобы выделить пять базовых приёмов и три важные системы действий, в которых вы их будете использовать. Продолжайте читать, чтобы постичть технические приёмы и информацию, которые могут спасти вашу жизнь или жизнь напарника.

5 основных элементов

Следующие пять простых элементов имеют широкое разнообразие применений от помощи на восхождении до самоспасения. Изучите, как делать их быстро и эффективно, и у вас будут строительные блоки, чтобы соорудить намного более сложные восходительские конструкции.

1.Узел Прусика.
Это фрикционный захват, который позволяет петле, связанной из шнура, зафиксироваться на основной верёвке и выдерживать большую нагрузку вверх или вниз. Прусики универсальны, их легко завязывать, для них требуется минимум лёгкого снаряжения – всего 7-милиметровый шнур длиной с ваш рост.

Применения: перенос страховки, пропускание узла, подъём/спуск по верёвке, подстраховка на дюльфере, для натягивания верёвки, при спасении из ледовой трещины.


Рис.1. Конец петли связанного шнура обернуть вокруг верёвки, проходя им через петлю другого конца шнура.
Рис.2. Оберните ещё два раза, чтобы всего было три оборота.
Рис.3. Потяните за свободный конец шнура, чтобы витки затянулись на верёвке. Выровняйте схватывающий, аккуратно уложив витки один рядом с другим; ничего не должно перекрещиваться, должно быть шесть колец в ряд. В идеале узел, связывающий шнур в петлю (встречная восьмёрка или грейпвайн), должен находиться возле обхвата прусика, таким образом он не будет мешать при использовании конца петли.

2.Фламандский узел.
Так же известный как «восьмёрка», этот узел превосходен для того, чтобы быстро превратить отрезок шнура в замкнутый контур.

Применение: создание спасательной петли из шнура, прусик для способа грудь/нога, связывания двух верёвок.


Рис.4. Завяжите восьмёрку на конце шнура, как будто вы привязываетесь к концу верёвки. Другим концом шнура начните там, где первый конец шнура выходит из узла, и пройдите им в обратную сторону весь путь по восьмёрке.
Рис.5. Когда вы всё сделаете, концы шнура должны торчать в разные стороны, узел должен быть затянут без пересечений.

3. Узел УИАА (петля Мюнтера)

Каждый альпинист должен знать узел УИАА. Закрепленный в карабине, он может использоваться в качестве страховочного устройства, спуска, дюльфера.

Применение: перенос страховки, пропускания узла, для связывания альпинистов, спуск, дюльферяние.


Рис.6. Вщелкните верёвку в карабин.
Рис.7. Сверните верёвку петлёй над карабином, как показано.
Рис.8. Вщелкните петлю в карабин, закрутите муфту.

4. Узел УИАА с рифовым узлом сверху (Munter-Mule-Overhand).

Это ключевой узел для освобождения рук на страховке. Это означает, что вы привязали своего напарника так, что можете убрать руки от страховочного конца верёвки. Он производный от узла УИАА. Таким образом, правильно завязанный узел УИАА является первым шагом.

Применение: закрепление сорвавшегося напарника, перенос страховки, пропускание узла.


Рис.9. Возьмите страховочный конец узла УИАА, вытяните его выше карабина и заведите за нагруженный конец верёвки. Сверните в виде петли часть верёвки, которая ближе к карабину, а вторую часть вытяните приблизительно на 20см тоже в виде петли (на рисунке правильная петля).
Рис.10. Оберните более длинную петлю вокруг нагруженного конца верёвки и протолкните через противоположную петлю. Туго натяните более длинную петлю, помня, что новый узел должен быть только выше узла УИАА. Эта комбинация называется узел УИАА с рифовым узлом сверху.
Рис.11. Чтобы закончить узел, завяжите контрольный. Снова оберните более длинную петлю вокруг верёвки и пропустите конец петли контрольного узла в направлении нагрузки верёвки. Этот верхний узел должен располагаться почти на верхушке рифового.

5. Рифовый на страховочном устройстве.

Это то же самый узел, но завязанный выше страховочного стакана. Начальные шаги этого способа вязания узла немного отличны, потому что страховочный конец не проходит через карабин, как в случае с узлом УИАА. Важно изучить этот метод, так как большинство альпинистов пользуются страховочным устройством, а не узлом УИАА. Несмотря на то, что вы связаны, жизненно важно держать нагруженный конец верёвки резко изогнутым в страховочном устройстве. Это гарантирует надёжную страховку для альпиниста.

Применение: закрепление сорвавшегося, перенос страховки, пропускание узла.


Рис.12. Протяните сложенный вдвое свободный конец верёвки через закрытый страховочный карабин. Длина петли должна быть около 60см.
Рис.13. Заведите петлю за верёвку и скрутите на ней петельку вполоборота (на рисунке показано скручивание в правую сторону)
Рис.14. Проденьте не скрученную часть петли через эту новую петлю и туго её затяните.


Рис.15. Теперь оберните конец петли вокруг нагруженной верёвки.
Рис.16. В получившийся круг проденьте вверх конец петли, чтобы завязать вверху контрольный узел.
Рис.17. Обратите внимание, как близко от рифового узла находится контрольный.

Области применения: 3 технических приёма.

Следующие три технических приёма (подъём по верёвке, пропускание узла, перенос страховки) являются основой самоспасения. Тренируйте дома до автоматизма. Потом тренируйтесь ещё больше. Мы не охватываем множество сценариев, которые могут произойти с вашим участием, а даём навыки для широкого применения.
Многие технические приёмы, описанные в этой статье, были позаимствованы из книги «Самоспасение в альпинизме: импровизированные решения в серьёзных ситуациях», Энди Тайсон и Молли Лумис.

Область применения 1: подъём по верёвке (основные навыки, которые потребуются: узлы прусик и восьмёрка)

Передвижение вверх и вниз по закреплённой верёвке является жизненно важным навыком и может быть востребован во многих случаях: от вылезания из трещины и преодоления карниза до сдёргивания застрявшей дюльферной верёвки и оказания помощи травмированному напарнику. Тренируйте эти навыки, чтобы делать их чётче, быстрее, эффективнее, тогда вы не будете тратить много энергии в случае аварии.


Рис.18. Вам понадобятся два отрезка шнура и два карабина, чтобы сделать две петли для прусиков: одна для талии, другая для ноги. Шнур для талии должен быть на 15см больше вашего роста. Свяжите концы встречной восьмёркой (А). Для ножного прусика понадобится шнур длиной в два ваших роста. На одном конце завяжите восьмёрку с длиной петли достаточной только для вщёлкивания в карабин на беседке (B). На другом конце завяжите восьмёрку с петлёй 15-20см длины; эта петля будет стременем для ноги (С). На середине шнура завяжите восьмёрку с петлёй 25см длины, которая будет находиться приблизительно на уровне бедра (D). Заметьте: примерно так выглядит конструкция, когда все измерено должным образом, но вы должны будете выщелкнуть её из беседки и снять с ноги, чтобы быть готовым к следующему шагу: закреплению её на верёвке.


Рис.19. Привяжите к верёвке узлами прусика ножную и беседочную петли. (Если используется сдвоенная верёвка, то убедитесь, что они обе охвачены прусиками). Заметьте, что беседочный прусик (Е) находится выше ножного (F). Вщелкните страховочный конец ножного прусика в карабин на страховочной петле беседки (G). Вставьте ногу в стремя (H). Продвиньте беседочный прусик вверх по верёвке, чтобы он натянулся. Немного расслабьтесь и нагрузите своим весом беседочный прусик, затем продвиньте ножной прусик как можно выше, но так, чтобы вы могли на нём встать (I).


Рис.20. Выжмитесь вверх на ноге в стремени (J) так, чтобы тело двигалось вертикально. Для этого помогите себе руками, взявшись за верёвку выше обоих прусиков (K). Теперь ножной прусик нагружен, и беседочный прусик (L) можно опять передвинуть вверх. Нагрузите беседочный прусик, потом повторите последовательность, поочерёдно нагружая каждый прусик и продвигая их вверх по верёвке. При спуске по верёвке последовательность обратная.

Область применения 2: пропускание узла (основные навыки, которые потребуются: узел УИАА, рифовый узел, узел восьмёрка, узел прусик)

Этот технический приём вступает в игру, когда узел, связывающий две верёвки, надо переместить с одной стороны препятствия (страховочное устройство, узел УИАА, прусик) на другую. Например, вам может понадобится спустить альпиниста на более чем одну полную верёвку с помощью двух или более связанных верёвок. Показанный здесь способ позволяет переместить узел мимо вашего страховочного устройства или другого препятствия, даже когда верёвки нагружены тяжёлым альпинистом.

Замечание: Здесь описан метод спуска человека, когда страховочное устройство закреплено на станции или крюке, но этот же приём можно применить в любой ситуации, когда необходимо пропустить узел. Для наглядности система проиллюстрирована без нагрузки.


Рис.21. Когда узел находится на расстоянии 30 см от страховочного устройства, освободите руки, завязав рифовый узел на страховочном устройстве. Вместо контрольного узла вщелкните в карабин петлю, направленную вниз к спускаемому альпинисту.
Рис.22. Завяжите прусик ниже контрольного карабина на нагруженном конце верёвки (А). Вщелкните другой карабин на той же стороне станционной петли и присоедините к нему конец петли прусика узлом УИАА с рифовым (В). Сдвиньте прусик вниз, чтобы натянуть; теперь ваша система подстрахована. На веревке со стороны узла, который надо пропустить (С), завяжите за ним узел УИАА с рифовым на карабине, вщёлкнутом в станционную петлю.


Рис.23. Снимите ваше страховочное устройство (D), так как шнур прусика примет на себя нагрузку. Развяжите рифовый узел на шнуре и используйте узел УИАА (E) для медленного переноса нагрузки на новую страховочную систему: узел УИАА, завязанный за пропускаемым узлом (F).
Рис.24. Окончательно снимите шнур (G) и развяжите рифовый узел на новой страховочной системе. Узел прошёл, и вы можете продолжать спуск альпиниста на узле УИАА (H).

Область применения 3: Перенос страховки (основные навыки, которые потребуются: узел УИАА, рифовый узел, узлы восьмёрка и прусик)

Если ваш напарник получил травму, двигаясь с нижней или верхней страховкой, то для помощи ему или ей вам может понадобиться перейти в позицию, в которой нет необходимости страховать. Пусть вас не пугает, насколько сложно выглядит эта система на первый взгляд. Вы будете использовать простые основные навыки, описанные на предыдущих страницах, и применять их в логическом порядке, чтобы освободить себя от нагрузки страховкой и, таким образом, получить возможность помочь обездвиженному напарнику. Перенос страховки является первым шагом во многих сценариях спасения, и доведение его до автоматизма делает вас многократно более компетентным альпинистом и напарником.

Примечание: Несмотря на то, что в следующих действиях описываемого приёма страховка лидера осуществляется динамическим страховочным устройством, этот способ может быть применён и к другим вариантам страховки. Также предполагается, что у вас есть страховка от рывка вверх.


Рис.25. Первый шаг переноса страховки – освободить руки. На страховочном устройстве завяжите рифовый узел с контрольным (А). Теперь вам надо закрепить страховочную верёвку непосредственно на станции. Сделайте замкнутую петлю из длинного шнура и привяжите её к верёвке узлом прусик (В). Другой конец шнура закрепите на станции узлом УИАА с рифовым. Для этого добавьте карабин на станцию, завяжите на нём свободным концом шнура узел УИАА и выберите все слабины прусика. Переведите узел УИАА в спусковую позицию, потянув за нагрузочный конец так, чтобы узел провернулся в карабине. Потом завяжите рифовый узел (С). Теперь продвиньте прусик по верёвке, чтобы не было слабины в системе (D), но чтобы прусик был в пределах досягаемости.


Рис.26. Вес пострадавшего надо перенести со страхующего на шнур. Развяжите рифовый узел на страховочном устройстве и медленно выдавайте слабину (Е) до тех пор, пока натянувшийся шнур не станет удерживать верёвку (F).
Рис.27. Вщелкните ещё один карабин на станцию и завяжите на нём узел УИАА (G) концом страховочной верёвки, выходящим из страховочного устройства. Выберите большую часть слабины, но оставьте её достаточно между собой и новым узлом УИАА, чтобы снять страховочное устройство.
Рис.28. Имея надёжный тормоз на верёвке в виде узла УИАА, снимите с верёвки страховочное устройство и выберите остальную слабину. Над узлом УИАА завяжите рифовый (H).

Если самолет потерпел крушение в безлюдной местности, то постарайтесь при экстренной эвакуации из самолета захватить аптечку, теплые вещи и продумайте как подать сигналы с земли, видимые с воздуха.

Самоспасение и спасение пострадавших при кораблекрушении

За год на нашей планете в кораблекрушениях гибнут в среднем около 2 тыс. человек, непосредственной опасности подвергаются примерно 6 тыс. человек. Таким образом, кораблекрушение относится к числу редких причин гибели человека. Тем не менее, такой риск существует, о чем свидетельствуют морские катастрофы 20 века:

1)15 апреля 1912 г. Английский пассажирский лайнер «Титаник» столкнулся с айсбергом в Северной Атлантике и затонул. Погибло 1503 человека;

2)29 мая 1914г. канадский пассажирский лайнер «Эмпресс оф айленд» столкнулся с норвежским судном «Сторстадт». Погибло 1012 человек.

3)27 января 1949 г. Китайские пароходы «Тайпин» и «Цзинь-Юань» столкнулись в Тайваньском проливе. Погибло около 1500 человек.

4)31 августа 1986г. Советский лайнер «Адмирал Нахимов» затонул на выходе из новороссийского порта в результате столкновения. Погибло 423 человека.

5)20 декабря 1987 г. Филиппинский каботажный теплоход «Дона-Бас» столкнулся с танкером «Виктор» неподалеку от острова Сариндуке. Оба судна затонули. Погибло около 3000 человек.

Как показывает статистика, основная опасность во время кораблекрушения исходит от тонущего судна, которое способно «захватить» с собой под воду людей. Кроме того, при кораблекрушении люди подвергаются опасности во время эвакуации с тонущего корабля, а также при нахождении их в воде, на плотах или на шлюпках.

Среди предварительных мер защиты можно посоветовать запомнить дорогу из своей каюты к спасательным средствам на верхнюю палубу, так как во время катастрофы ориентироваться очень трудно, особенно при задымлении и крене судна. К профилактическим мерам относятся также изучение инструкции по действиям в аварийных ситуациях, правил пользования спасательными средствами.

При эвакуации людей с терпящего бедствие корабля опасность возникает при отказах спусковых устройств, опрокидываниях и ударах спасательных средств, неправильного их использования, а также при необходимости прыгать в воду с гибнущего судна с большой высоты. Во время эвакуации следует брать с собой только необходимые вещи. Места на спасательных средствах в первую очередь предоставляются детям, женщинам, пожилым людям, раненым.

При эвакуации с судна следует надеть теплую одежду, а сверху защитный костюм из водонепроницаемой ткани и спасательный жилет. Спускаться на спасательное судно следует по трапам или канатам. Если позволяют обстоятельства, то в спасательные средства следует погрузить дополнительно одеяла, одежду, аварийное радио, пищу, питьевую воду. При необходимости прыгать в воду следует зажать нос и рот одной рукой, а другой – крепко держаться за спасательный жилет.

Оказавшись в воде, человек подвергается опасности утопления, переохлаждения организма и истощения. Чтобы замедлить наступление переохлаждения, находясь в воде, необходимо держать голову как можно выше над водой, стараясь при этом затрачивать минимум физических усилий для удержания себя на поверхности воды. Плыть следует только к спасательному средству.

В открытом море на спасательных средствах следует соблюдать два основных правила: всем спасательным средствам держаться вместе и находиться у места гибели судна, если нет твердой уверенности в возможности выйти на судовые пути.

При нахождении на плотах или шлюпках главная опасность исходит от переохлаждения организма, а при длительном пребывании на них – от недостатка воды и пищи. Поэтому, находясь на спасательном средстве, следует, прежде всего, держать ноги сухими и прикрывать тело, строго рационировать воду (500-600 мл в день на человека, поделенные на многочисленные малые дозы) и есть только аварийный запас. Однако в любом случае необходимо сохранять самообладание и не поддаваться панике, так как в противном случае это только уменьшит шансы на спасение и ускорит гибель.

6) Дополнительный материал: «Катастрофы века. Гибель «Титаника». Сенсационные подробности»

«ТИТАНИК»… Наверное, нет на сегодняшний день человека, который бы не знал имя этого грандиозного лайнера и его трагическую историю – кораблекрушение в первое же плавании. Само слово «Титаник» стало символом величайшей катастрофы на море. Этим именем не было названо больше ни одно из построенных с тех пор судов, да и вряд ли будет названо…

Возникает вопрос: почему же люди, вот уже почти столетие, помнят об этой страшной трагедии, до сих пор стараются отыскать ответы на волнующие их вопросы: почему корабль затонул, сколько людей спаслось, что правда, а что вымысел в одноименном фильме режиссера Джеймса Камерона и многие другие вопросы. Итак, постараемся ответить на некоторые из этих вопросов, а также рассказать некоторые подробности, которые рассказали выжившие после долгих лет молчания.

Прежде всего, надо отметить то, что «Титаник» в начале 20 века не являлся единственным быстроходным лайнером, поражающим своими размерами. Флотилию трансатлантических скороходов в Атлантике возглавляли два легендарных лайнера «Мавритания» и «Лузитания» компании «Кунард-Лайн». Однако фирма «Уайт Стар» решила перещеголять своих конкурентов не скоростью, а роскошью и удобством. Однако чем же так поражал «Титаник»?

Конечно, он подавлял своей грандиозностью. По свидетельству очевидца, «все было кошмарных размеров: руль его был величиной с огромный вяз, винты выглядели как ветряные мельницы». Длина судна равнялась длине двух с половиной футбольных полей, высота – высоте 11-этажного дома. В первый рейс взяли столько еды и напитков, что этого бы хватило населению небольшого города на несколько месяцев. В прессе пароход называли «чудо-корабль» и «непотопляемый корабль».

И действительно, трудно было себе представить более безопасное судно. По всей длине корпуса было предусмотрено двойное дно, так что если бы в днище появилась пробоина, вода все равно не смогла бы подняться внутрь корпуса. Сам корпус был разделен поперечными переборками на 16 водонепроницаемых отсеков. Были приняты все меры пожарной безопасности: в случае появления в каком-то помещении пожара, в него автоматически подавался углекислый газ, который ликвидировал пламя без участия человека. На случай бедствия на лайнере имелась радиоаппаратура, которая передавала сигналы на огромные расстояния. «Титаник» имел одиннадцать палуб, соединенных между собой девятью электрическими лифтами. Высота от воды до шлюпочной палубы составляла 18,5 метра. Диаметр дымовых труб – 7,3 метра.

Но судно не было на самом деле столь неуязвимым! В корму от четвертого котельного отделения водонепроницаемые переборки были доведены только до нижней палубы, так что в случае появления пробоины выше этой палубы непотопляемость лайнера уже не обеспечивалась. Однако именно в силу слепой веры в непотопляемость лайнера спасательные шлюпки были рассчитаны всего на одну треть всех пассажиров.

Оказание первой медицинской помощи обожженному:

В борьбе за жизнь обоженного - прежде всего потушите на нем горящую одежду. Затем, вынеся пострадавшего в безопасное место, освободите место ожога от одежды и белья. Если они прилипли к обоженным местам, ни в коем случае не отдирать, а осторожно обрезать ткань по границе обожженного участка. На место ожога наложить стерильную повязку смоченную крепким раствором марганцовокислого калия, одеколоном или спиртом. Если обожжена большая поверхность

тела, то пораженного закрыть простыней или куском ткани, тепло укрыть и немедленно доставить в лечебное учреждение. Тяжело пораженные нуждаются в большом количестве питья - по 4-6 литров в первые двое суток. Для этого приготовьте подсоленную воду /1-0,5 чайной ложки поваренной соли на 1 литр воды/, давайте ее теплой или горячей небольшими порциями.

ДЕПАРТАМЕНТ ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ОТДЕЛ ПОДГОТОВКИ И ОБУЧЕНИЯ

ПАМЯТКА

обсуждена на методическом совещании ОП и О

Кокшетау 2005 г.

Меры безопасности при тушении огня:

При тушении огня необходимо соблюдать предельную осторожность - следует опасаться высокой температуры, задымленности и загазованности, падения подгоревших деревьев и провалов в прогоревший грунт. Опасно входить в зону задымления, если видимость менее 10 метров.

Спасение и самоспасение при пожаре:

При приближении фронта пожара необходимо принять меры по самоспасению и спасению находящихся рядом с вами людей.

Главное при этом - не поддаваться панике, не метаться. Не пытаться убегать от огня. Необходимо быстро, но тщательно проанализировать обстановку, определить пути эвакуации. В первую очередь следует обратить внимание на обстановку и силу ветра, на расположенные невдалеке реки, озера и болота с открытой водой, открытые пространства. Уходить от пожара следует в наветренную сторону, по возможности используя открытые пространства - поляны, дороги и т.д. Идущего по ветру человека пламя быстро настигнет. Считать себя в относительной безопасности можно, лишь оказавшись с наветренной стороны пожара. Но и в этом случае останавливаться на месте нельзя, т.к. ветер может смениться, поэтому, используя передышку надо постараться отыскать безопасное место. Необходимо выходить на большие открытые участки местности, а также к озерам и рекам. Уходя от надвигающегося огня, необходимо снять всю нейлоновую, капроновую, болоньевую легковоспламеняющуюся одежду, а также для увеличения скорости движения, оставить часть вещей /кроме самых необходимых/. При сильном задымлении эффективным средством защиты дыхательных путей может служить ткань, смоченная водой.



Просмотров