Субъекты оценочной деятельности и объекты оценки. Оценочная деятельность, субъекты и объекты

и их ответственности перед Заказчиком оценки.

Последние изменения в законе «Об оценочной деятельности в РФ» направлены на создание саморегулируемых организаций оценщиков, которые, по мысли председателя Комитета Госдумы РФ, создаются не для саморегулирования действий сообщества оценщиков, а для «целей регулирования. Это специальный институт регулирования», действия которого максимально регламентированы законом.

При отмене лицензирования в оценочной деятельности произошла смена концепции самой оценочной деятельности. Субъектами ее стали не юридические лица, имевшие лицензии на эту деятельность, а профессионалы оценщики о которых и пойдет речь в настоящем сообщении.

Субъекты оценочной деятельности.

В соответствии с текстом измененной статьи 4 ФЗ-135 субъектам оценочной деятельности являются:

«Статья 4. Субъекты оценочной деятельности.

Субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего федерального закона (далее оценщики)

Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным ст.15.1 настоящего федерального закона».

Частная практика относится к индивидуальной деятельности субъекта и вытекающими отсюда отношениями, оговоренных законами Российской Федерации .

Частная практика в понимании Налогового кодекса РФ приравнивается к занятию индивидуальным предпринимательством (п.1, ст.227, НК РФ).

Об этом же говорит и законодатель:

«Оценщик, самостоятельно работающий на свой страх и риск, - это частнопрактикующий оценщик. А в российском праве предприниматель» (ж. «Оценочная деятельность», СМАО, №2/2006, с.43, выступление).

Закон устанавливает 2 категории субъектов, занимающихся оценочной деятельностью:

Частнопрактикующий (и/или) индивидуальный предприниматель – профессиональный оценщик;

Профессиональный оценщик, работающий на основании трудового договора с юридическим лицом.

До выхода новой редакции ФЗ-135 «частной практикой» в России занимался ограниченный круг лиц, оговоренных специальными законами, включающий в себя:

Нотариусов;

Адвокатов;

Врачей и фармацевтов;

Охранников и детективов;

Глав и членов фермерских (крестьянских) хозяйств;

Аудиторов.

Анализ законодательных актов, в соответствие с которыми работали указанные лица, показывает, что часть частнопрактикующих субъектов не занимается предпринимательством и не преследует в своей деятельности извлечение прибыли (законом им это запрещается). Это:

Нотариусы (п.6, ст.1, ФЗ 4462-1);

Адвокаты (п.2, ст.1, ФЗ163).

К ним же можно условно отнести и арбитражных управляющих. Последние хотя и являются ПБЮЛами, но назначаются на должность арбитражным судом по представлению СРО, получают установленное собранием кредиторов «вознаграждение», размер которого утверждается арбитражным судом (п. п. 1 и 3,ст.26 ФЗ127).

Остальные же субъекты:

Врачи и фармацевты;

Охранники и детективы;

Главы и члены фермерских (крестьянских) хозяйств,

Аудиторы,

Занимаются предпринимательской деятельностью и преследуют в ней цель – извлечение прибыли. Причем на последних – аудиторов – наложены законодательством ограничения, запрещающие иные виды деятельности , кроме аудиторской и сопутствующих с ней.

Оценка является «профессиональной деятельностью » по оказанию услуг направленных «на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости» (п.1, ст.3, ФЗ135).

Введение в ст.3. ФЗ135 слова «профессиональная» в сочетании со словом «деятельность» не внесли ни дополнительной определенности, ни дополнительных ограничений, либо обязательств, т. к. основные требования к профессии изложены в ст.15 ФЗ135.

Профессиональная деятельность слишком широкое понятие, чтобы пытаться закрепить его законодательно. «Профессиональная деятельность образует основную форму активности субъекта». Психологи, подчеркивая значимость профессиональной деятельности, пишут: «Профессиональная деятельность, заполняя более 2/3 сознательной жизни человека, тем самым определяет ее сущность как основа развития самой личности». И, наконец, правоведы утверждают: «Законодательство Российской Федерации не определяет понятие "профессиональная деятельность".

Изучение «Общероссийского классификатора видов экономической деятельности» (ОКВЭД) показало, что в нем отсутствует такой вид деятельности как «оценочная деятельность». ОКВЭД предусматривает следующие виды услуг:

70.32.2 Предоставление посреднических услуг при оценке недвижимого имущества;

70.32.21 Предоставление посреднических услуг при оценке жилого недвижимого имущества;

70.32.22 Предоставление посреднических услуг при оценке нежилого недвижимого имущества.

К этому перечню можно еще добавить:

74.84 Предоставление прочих услуг.

В этой связи встает вопрос: является ли оценка «посреднической услугой» или оценка является самостоятельным видом деятельности? Новая редакция ФЗ135 предусматривает именно «оценочную деятельность», а не «посреднические услуги при оценке». Т. к., если оценщик оказывает посреднические услуги «при оценке», то кто тогда оценивает?

Оценочные услуги не попадают в перечень ОКВЭД.

Оценочные услуги оказываются на основании гражданско-правового договора, в котором указывается «размер денежного вознаграждения за проведение оценки» (п.1, ст.10, ФЗ135). Т. е. согласно Гражданского Кодекса и закона ФЗ135, оценка является коммерческой деятельностью без каких либо ограничений и изъятий в законе. Несмотря на заявление, что с принятием новой редакции закона работа оценщиков будет считаться не предпринимательской деятельностью, как сейчас, а профессиональной (по аналогии с деятельностью адвокатов, нотариусов и арбитражных управляющих), хотя профессионал при любой редакции закона остается профессионалом, даже занимаясь предпринимательской деятельностью. Здесь лишь следует заметить, что приводимая аналогия, как всякая аналогия, далеко не полная. В новой редакции закона нет никаких ограничений на занятие оценщиком предпринимательской деятельностью. Почему делается попытка аналогии деятельности оценщиков с адвокатами и нотариусами (последние действуют от имени государства), которым запрещена предпринимательская деятельность законодательно? Почему проводится аналогия с арбитражными управляющими, которые назначаются на работу судом по представлению СРО и получают фиксированное «вознаграждение»? Все эти виды деятельности не связаны в своей деятельности гражданско-правовыми отношениями и не заключают гражданско-правовых договоров с клиентами на оказание услуг.. А почему кажется невозможной аналогия с частными врачами и фармацевтами и др., занимающимися частной практикой и одновременно предпринимательской деятельностью? И, главное, почему в противовес коммерческой деятельности выдвигается т. н. «профессиональная», не имеющая юридического определения.

Субъекты оценочной деятельности могут быть разделены на две категории лиц:

Индивидуальных частнопрактикующих оценщиков (или/и предпринимателей), ставящих своей целью извлечение прибыли от занятия коммерческой деятельностью;

Оценщик профессионал, работающий по трудовому договору с юридическим лицом и не участвующий в коммерческой деятельности последнего.

Ответственность субъекта оценки перед Заказчиком.

Говоря об ответственности оценщика перед Заказчиком, нельзя не заметить, что перечисленные категории оценщиков находятся в неравных условиях. Так, если первые, неся всю полноту ответственности перед Заказчиком, одновременно получают всю прибыль от своей деятельности, то вторые, неся по закону ту же ответственность, в распределении прибыли либо участвуют частично (оговаривая это в трудовом договоре), либо вообще не участвуют.

Закон не исключает возможность разделения ответственности между оценщиком и работодателем, делая эту норму для работодателя добровольной.

Схема №1.



УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:

ГПД – гражданско - правовой договор

ТД – трудовой договор

ДПТ – договор простого товарищества

СРО– саморегулируемая организация оценщиков

НП – некоммерческое партнерство юридических лиц -

оценочных организаций

Из приведенной схемы видно, что в соответствии с ГК РФ всю полноту ответственности перед заказчиком несет исполнитель услуги, заключивший гражданско-правовой договор. И неважно, кто при этом является «субъектом оценки».

В зависимости от текста трудового договора между работодателем и наемным работником оценщиком профессионалом, гражданская ответственность за профессиональную деятельность оценщика может быть возложена по регрессу на оценщика или стороны несут солидарную ответственность в оговоренных в трудовом договоре пропорциях, или юр. лицо регрессивный иск не выставляет, принимая все убытки на свой счет.

В новой редакции закона ФЗ135 в ст.10 «Обязательные требования к договору на проведение оценки» существует императивное требование указания сведений и фамилии, имени и отчества оценщика или оценщиков, которые будут проводить оценку. При этом не указываются юридические последствия, если данный список в процессе выполнения договора будет изменен, расширен (сужен). Является ли это «существенным нарушением договора» в свете ст.450 ГК РФ? Данное требование закона является, по нашему мнению, излишним, надуманным и беспрецедентным. В ряде случаев исполнителю при заключении крупного договора на оценку затруднительно точно назвать (записать в договоре) исчерпывающий перечень исполнителей оценщиков. Тем более, что иск по регрессу, в соответствии с буквой закона, можно выставить только на лиц реально участвовавших в выполнении данного договора, что будет подтверждено их подписями в отчете.

Рассмотрим схему №2. (Условные обозначения те же).


Схема №3 (условные обозначения те же).


Данная схема отличается от предыдущей лишь тем, что оценщик, выступающий как соисполнитель (с ним также заключен гражданско-правовой договор), несет солидарную ответственность за результаты работ.

Ниже предлагается рассмотрение еще нескольких схем, суть которых заключается в распределении ответственности в зависимости от организационной формы деятельности субъекта оценочной деятельности.

При этом рассмотрен как вариант заключение гражданско-правового договора частнопрактикующего оценщика с заказчиком, с одновременным привлечением оценщика профессионала, работающим у ПБЮЛа наемным работником (аналог схемы №3).

Схема №4 (условные обозначения те же).



Схема №5(условные обозначения те же).


Исходя из новой редакции закона ФЗ135, когда субъектами оценочной деятельности становятся профессионалы оценщики, возникает реальная возможность создания ими простых товариществ оценщиков, в которых оценщики могут действовать как самостоятельно, так и в виде временных трудовых коллективов , замкнутых на выполнение крупных договоров. В этих случаях предусмотрена солидарная ответственность всех товарищей, входящих в товарищество.

О публичном статусе оценщика.

Дискуссия о публичном статусе оценщика многократно возникала на сайте оценщиков процессе обсуждения новой редакции закона об оценочной деятельности, привлекая многих.

1. Несколько соображений о проблеме публичного статуса оценщика. Начнем от «печки».

Частное право (ЧП) известно еще с эпохи Древнего Рима, развиваясь и эволюционизируя, оно имеет достаточно четкие очертания. К сфере ЧП отнесены личные имущественные и неимущественные отношения и нематериальные блага.

В ЧП реализуются в основном индивидуальные интересы участников.

По мере развития общества и ЧП спонтанно возникали элементы публичного права.

Публичное право (ПП) – совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный (публичный), общегосударственный интерес.

Носителем публичной функции является «публичный субъект», наделенный в силу закона в установленных обстоятельствах публичными функциями. Публичная деятельность несвободна, т. к. она базируется на функциональной заданности цели (Попондопууло,1994). Выше уже говорилось, что публичными в деятельности является нотариус, арбитражный управляющий, адвокат, аудитор.

2. Действия оценщика как субъекта оценочной деятельности (ОД) (наемного лица и частнопрактикующего оценщика (или ПБЮЛа) лежит преимущественно в сфере частного права (гражданско-правовые отношения). При этом в законе об ОД оценка делится на «обязательную» и «необязательную». Считается, что первая несет в себе публично-правовые функции. Особенно в этом убеждены функционеры и чиновники. О их совершенно не корректных ссылках на аналогичные, уже организованные СРО и их суррогаты мною было показано выше. Там члены СРО и сами СРО несут все признаки публично-правовой деятельности.

Основной аргумент заключается в убеждении, что обязательное привлечение оценщика, предусмотренные ст.15 ФЗ «Об ООО», п.3 ст.34 и п.3 ст.75 ФЗ «Об АО», ч.2 ст.3 ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах » и др. делает оценку публичным действием. Однако обязательность оценки является императивом для ООО, АО и пр., а не для оценщика. Заказчики, выбрав достойнейшего, заключают с оценщиком договор на оказание услуги (типично гражданско-правовые взаимоотношения). И то, что Заказчик не имеет права совершать сделку без использования результатов услуг оценщика, не накладывает на оценщика никаких дополнительных обязательств или полномочий. Государственных оценщиков в законе 135-ФЗ не предусмотрено. Проф. Туманова убеждена, что «императивное требование гражданского закона к форме сделок, с одной стороны, не порождает никакого особого правоотношения между участниками сделки и государством, и с другой стороны не сообщает – само по себе - сделке никаких публично-правовых свойств». Из сказанного вытекает, что собственно ОД при любых видах оценки не становится публичной (просто она обязательна для одной - не оценочной – из сторон).

В аргументах оценщиков (скорее чиновников) часто звучит фраза: «оценщик получает заказ от государства, а по сему, мол…». Практически почти в 100% случаев заказчик получает заказ от юр. лиц владеющих, пользующихся, распоряжающихся федеральным (субъектным, муниципальным) имуществом и только. Проблема государства, как юридического лица, широко обсуждается среди юристов, не находя однозначного решения. Кто-нибудь знает о деле «оценщик Иванов против Российской Федерации» или наоборот? Я, нет.

3. Следующая попытка превратить ОД в публично-правовую зиждется на положении о возможности оспорить в суде материальный продукт ОД – отчет, при наличии «спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки». При этом следует иметь в виду, что под ОД понимается деятельность оценщиков - юр. или физ. лиц – направленная на установление в отношении объектов оценки их рыночной или иной стоимости и выполняемая для потребителей этих услуг (заказчиков). Оспаривание достоверности величины стоимости возможно только до совершения каких-либо действий с объектом оценки (Письмо ВАС №92 от 01.01.2001 г.) . Как правило, после сдачи-приемки работ, у Заказчика не возникает каких-либо вопросов к отчету. Они могут появиться лишь у третьих лиц после совершения определенных действий с объектом оценки в которых оценщик участия не принимает.

4. Привлечение же оценщика к суду после выполнения им оценки, когда «предусмотрена лишь обязательность привлечения независимого оценщика» вообще невозможно.

Судя по информационному письму ВАС №92 от 01.01.2001 г., привлечение к суду оценщика является довольно проблематичным делом. А участие в процессе делает оценщика лишь процессуальным субъектом, а отнюдь не публичным. Ибо он не получает каких-либо публичных функций (полномочий) ни при заключении с ним договора на оценку, ни при привлечении его к суду. В суде он отстаивает свой частный интерес.

Оценщики знают об экзотичности подобных судебных процессов. При примерно 15 тыс. выданных лицензий и 2-х отчетов в месяц лицензиата, в год изготавливается 360 тыс. отчетов. Количество судебных исков к величине стоимости в лучшем случае составляет несколько сотен, (реально, на много меньше). Возьмем 360. Тогда становится ясно, что речь идет о 0,1% всего объема ОД. Стоит ли при таком проценте брака «городить огород».

Совершенно ясно, что до создания закона о СРО, все попытки передачи государственных функций (отмена лицензий) их муляжам будут наталкиваться на непреодолимые правовые коллизии, вроде некоммерческих организациях с обязательным членством, да еще и регистрируемых как «общественные» организации. При этом, создаются совершенно не комфортные условия работы оценщикам, попадающим под процесс (скорее пресс) якобы либерализации их деятельности под флагом административной реформы, которая лежит в фундаменте всех перемен. А процесс перехода с императивного метода управления ОД на якобы диспозитивный (что не совсем так, хотя Д. Аратский пытается убедить нас, что «будет действовать принцип «юридического равенства сторон») по мнению большинства оценщиков, слишком коррумпоопасен в условиях РФ.

Следует лишь добавить, что и впредь ни ФАУФИ не отказывается от проверки отчетов с оценкой федерального имущества, ни ФАС от проверки отчетов по оценке ценных бумаг и пр., ни служба судебных приставов, создающая подразделения по проверке отчетов по оценке арестованного имущества.

Создаваемые сегодня СРО, завтра Национальный совет и вечно существующий уполномоченный федеральный орган своей главной, и практически единственной существенной задачей ставят контроль, контроль и еще раз контроль деятельности оценщиков, будучи наделенными беспрецедентными карательными функциями.

В заключение автор приносит самые искренние благодарности Макарову Юрию Ивановичу за бескорыстную помощь в работе и плодотворное обсуждение затронутых вопросов.

Сб. «Психо-педагогические проблемы развития личности в современных условиях», СПб, Из-во РГПУ им. А. Герцена, 2000 г., с.20-36.

«психология взрослых – основа акмеологии», СПб, 1995 г., 450с.

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.

Введение

1 Субъекты оценочной деятельности

1.1 Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки.
1.2 Права и обязанности оценщика
1.3 Независимость и страхование гражданской ответственности оценщиков
2. Классификация объектов оценочной деятельности

2.1 Недвижимость и ее классификация

2.2 Земля как объект оценочной деятельности

2.3 Машины и оборудование как объекты оценочной деятельности

2.4 Нематериальные активы и их классификация

2.5 Финансовые вложения как объект оценочной деятельности

2.6 Инвестиционные проекты как объект оценочной деятельности

Заключение

Список литературы

Введение

Оценка (оценочная деятельность) - беспристрастное мнение о стоимости, основанное на подробном изучении оцениваемого объекта, или это деятельность, направленная на установление в отношении объекта оценки рыночной или иной стоимости (ст. 3 Закона “Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Оценщик – человек, который обладает специальными знаниями и образованием для проведения оценки определенного объекта собственности.

В потребительском секторе народного хозяйства профессия оценщика известна давно (оценщик в ломбарде, в комиссионном магазине, отчасти товаровед).

Существует мнение, что в производственном секторе экономики, то есть, как оценка активов предприятий, этот вид профессиональной деятельности в России зародился относительно недавно - в 1992-1993 г.г. В это время появились первые оценочные фирмы, тогда же было создано Российское общество оценщиков (РОО). РОО – профессиональная общественная организация, объединяющая специалистов в области оценки из всех регионов России, в т.ч. и Рязани.

В действительности же оценка в России известна давно. В словаре В.И. Даля, составленном в середине 19 века, такие словосочетания как «оценочное дело», «оценочная комиссия», «оценочная пошлина» упоминаются как ходовые общепринятые понятия. 8 июня 1893г. вышли в свет «Правила оценки недвижимых имуществ для обложения земскими сборами». Оценку производили губернские и уездные оценочные комиссии и земские управы.

В России 19 века существовало три метода (типа) оценки земли: Нижегородский, Московский и Сибирский, Черниговский и Рязанский.

В Рязанской губернии земля была разделена на отдельные “местности”, в границах которых проводили оценку по среднему нормальному доходу, выводимому из урожая ржи, овса и сена.

Метод был опросно-статистическим. Впервые при оценочных работах собирались образцы почв и подпочв.

После 1917 г. с ликвидацией частной собственности на землю и другие средства производства оценочная деятельность утратила общественный интерес. Сохранились лишь отдельные ее элементы.

В условиях плановой экономики оценка земельных участков, отдельных строений, квартир и т.п. носила полулегальный и случайный характер и имела значение для относительно небольшого круга частных лиц.

Земля, подавляющее большинство средств производства, значительная часть жилого фонда и др. имущество находились в государственной собственности. Процесс распределения ресурсов производился по инициативе и под контролем государства, и стоимостная оценка при этом не была нужна.

В рыночной экономике принципиально другой механизм распределения и перераспределения ресурсов. В своей основе он предполагает товарную форму всех (либо значительной части) объектов имущества.

В России уже произошло перераспределение прав собственности от государства к частным производителям. Приватизированы и приватизируются квартиры, производственные здания и сооружения, объекты социального назначения. В соответствии с новой Конституцией 1993г. закреплено право частной собственности на землю.

Таким образом, в России создается рынок недвижимости, который, в свою очередь, является материально-вещественным фундаментом рынка капитала, Без последнего же невозможно формирование эффективной структуры и пропорций общественного производства.

Становление новой экономической системы будет сопровождаться формированием соответствующего законодательства в области оценки, созданием профессиональных организаций, выработкой профессиональных стандартов, созданием информационных баз данных.

1. Субъекты оценочной деятельности. Субъектами оценочной деятельности признаются, с одной стороны, юридические лица и физические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется настоящим Федеральным законом (оценщики), а с другой - потребители их услуг (заказчики).Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.Право на проведение оценки объекта оценки является безусловным и не зависит от установленного законодательством Российской Федерации порядка осуществления государственного статистического учета и бухгалтерского учета и отчетности. Данное право распространяется и на проведение повторной оценки объекта оценки. Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть использованы для корректировки данных бухгалтерского учета и отчетности. Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть обжалованы заинтересованными лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.Между оценщиком и заказчиком заключается договор в письменной форме и не требует нотариального удостоверения. Договор должен содержать:· основания заключения договора;· вид объекта оценки;· вид определяемой стоимости (стоимостей) объекта оценки;· денежное вознаграждение за проведение оценки объекта оценки;· сведения о страховании гражданской ответственности оценщика.В договор в обязательном порядке включаются сведения о наличии у оценщика лицензии на осуществление оценочной деятельности с указанием порядкового номера и даты выдачи этой лицензии, органа, ее выдавшего, а также срока, на который данная лицензия выдана.Договор об оценке как единичного объекта оценки, так и ряда объектов оценки должен содержать точное указание на этот объект оценки (объекты оценки), а также его (их) описание.В отношении оценки объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, договор заключается оценщиком с лицом, уполномоченным собственником на совершение сделки с объектами оценки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. 1.1. Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки. Надлежащим исполнением оценщиком своих обязанностей, возложенных на него договором, являются своевременное составление в письменной форме и передача заказчику отчета об оценке объекта оценки.Отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.В случае, если при проведении оценки объекта оценки определяется не рыночная стоимость, а иные виды стоимости, в отчете должны быть указаны критерии установления оценки объекта оценки и причины отступления от возможности определения рыночной стоимости объекта оценки.В отчете должны быть указаны:· дата составления и порядковый номер отчета;· основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки;· юридический адрес оценщика и сведения о выданной ему лицензии на осуществление оценочной деятельности по данному виду имущества;· точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, · реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки;· стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении оценки объекта оценки допущения;· последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата;· дата определения стоимости объекта оценки;· перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.Отчет может также содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости конкретного объекта оценки.Для проведения оценки отдельных видов объектов оценки законодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены специальные формы отчетов.Отчет собственноручно подписывается оценщиком и заверяется его печатью. 1.2. Права и обязанности оценщика Оценщик имеет право: · применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки;· требовать от заказчика при проведении обязательной оценки объекта обеспечения доступа в полном объеме к документации, необходимой для осуществления этой оценки;· получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления данной оценки;· запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для проведения оценки объекта оценки, за исключением информации, являющейся государственной или коммерческой тайной; в случае, если отказ в предоставлении указанной информации существенным образом влияет на достоверность оценки объекта оценки, оценщик указывает это в отчете;· привлекать по мере необходимости на договорной основе к участию в проведении оценки объекта оценки иных оценщиков либо других специалистов;· отказаться от проведения оценки объекта оценки в случаях, если заказчик нарушил условия договора, не обеспечил предоставление необходимой информации об объекте оценки, либо не обеспечил соответствующие договору условия работы.Оценщик обязан: · соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования настоящего Федерального закона, а также принятых на его основе нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;· сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении оценки объекта оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки объекта оценки;· обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки объекта оценки;· предоставлять заказчику информацию о требованиях законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, об уставе и о кодексе этики соответствующей саморегулируемой организации (профессионального общественного объединения оценщиков или некоммерческой организации оценщиков), на членство в которой ссылается оценщик в своем отчете;· предоставлять по требованию заказчика документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности;· не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика в ходе проведения оценки объекта оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;· хранить копии составленных отчетов в течение трех лет;· в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставлять копии хранящихся отчетов или информацию из них правоохранительным, судебным, иным уполномоченным государственным органам либо органам местного самоуправления по их законному требованию. 1.3. Независимость и страхование гражданской ответственности оценщиков Оценка объекта оценки не может проводиться оценщиком, если он является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом юридического лица, либо заказчиком или физическим лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, или состоит с указанными лицами в близком родстве или свойстве.Проведение оценки объекта оценки не допускается, если: · в отношении объекта оценки оценщик имеет вещные или обязательственные права вне договора;· оценщик является учредителем, собственником, акционером, кредитором, страховщиком юридического лица либо юридическое лицо является учредителем, акционером, кредитором, страховщиком оценочной фирмы.Не допускается вмешательство заказчика либо иных заинтересованных лиц в деятельность оценщика, если это может негативно повлиять на достоверность результата проведения оценки объекта оценки, в том числе ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению или определению при проведении оценки объекта оценки.Размер оплаты оценщику за проведение оценки объекта оценки не может зависеть от итоговой величины стоимости объекта оценки.Оценка объекта оценки не может проводиться оценщиком, если он является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом юридического лица, либо заказчиком или физическим лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, или состоит с указанными лицами в близком родстве или свойстве.Страхование гражданской ответственности оценщиков является условием, обеспечивающим защиту прав потребителей услуг оценщиков осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.Страховым случаем является причинение убытков третьим лицам в связи с осуществлением оценщиком своей деятельности, установленное вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда или третейского суда.Оценщик не вправе заниматься оценочной деятельностью без заключения договора страхования.Наличие страхового полиса является обязательным условием для заключения договора об оценке объекта оценки.Страхование гражданской ответственности оценщиков может осуществляться в форме заключения договора страхования по конкретному виду оценочной деятельности (в зависимости от объекта оценки) либо по конкретному договору об оценке объекта оценки.

2. Классификация объектов оценочной деятельности

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Субъекты оценки
Рубрика (тематическая категория) Производство

Субъектами оценочной деятельности признаются, с одной стороны, юридические лица и физические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется Федеральным законом (оценщики), а с другой - потребители их услуг (заказчики).

Учитывая огромное значение независимой оценки для нормального функционирования и развития экономики, в 50-е годы в мировой практике появилась новая самостоятельная профессия - профессия оценщика .

Для России она является сравнительно новой. Потребность в профессии оценщика родилась и развивается параллельно с развитием рыночных отношений в экономике.

Пионером оценочной деятельности в России стало Российское общество оценщиков . В последние годы созданы также такие общественные организации, как Федеральный фонд оценки, Национальная коллеги оценщиков .

В 80-е годы процесс развития оценочной деятельности вышел с национального на международный уровень. В первую очередь это было связано расширением деятельности международных финансовых институтов интеграцией национальных рынков. Все это обусловило выработку едины Международных стандартов оценки.

В 1981 ᴦ. был образован Международный комитет по стандартам оценки имущества (МКСОИ). Основными задачами МКСОИ являются: формулировка, публикация стандартов и практических рекомендаций по процедуре оценки имущества для использования финансовой отчетности и осуществление деятельности по распространение этих материалов в мировом масштабе, способствование их принятию и соблюдению национальными организациями.

В своей деятельности МКСОИ поддерживает посто­янную связь с Международным комитетом по стандартам бухгалтерского учета. Международной федерацией бухгалтеров. Международным комите­том по аудиторской деятельности. В связи с этим в задачи МКСОИ входят консультативная деятельность по оценке активов в контексте бухгалтерско­го учета͵ координирование стандартов и рабочих программ смежных про­фессиональных дисциплин, тесное взаимодействие с вышеупомянутым и другими международными организациями при определœении, разработке и обнародовании новых стандартов. Взаимодействие осуществляется как на базе прямых контактов, так и посредством участия в других международ­ных организациях, таких, как Организация Объединœенных Наций. В мае 1985 ᴦ. МКСОИ был включен в реестр Экономического и социального Сове­та ООН.

Профессиональные оценщики работают по заказам, поступающим от государственных органов, предприятий, банков, инвестиционных и страхо­вых институтов, а также граждан.

В своей деятельности они руководствуются правовыми, профессиональ­ными и этическими нормами. Правовые нормы закреплены в законодатель­ных актах на федеральном и местном уровнях. Сегодня в РФ действует Закон ʼʼОб основах оценочной деятельности в Российской Федерацииʼʼ. Оценщик в своей деятельности руко­водствуется также нормами гражданского и хозяйственного права.

Профессиональные нормы оценки - это стандарты профессиональной практики оценки, разрабатываемые профессиональными организациями для контроля за деятельностью своих членов.

Этические нормы поведения оценщика зафиксированы в Кодексе этики, который принимается профессиональными организациями. При нарушении стандартов или Кодекса этики профессиональные организации применяют к своим членам-нарушителям санкции, вплоть до исключения из организа­ции и лишения сертификата.

К основным требованиям, предъявляемым к оценщику, относятся следу­ющие:

‣‣‣ Профессионализм. Оценщик должен иметь сертификат от профессио­нальной организации. В ряде стран существует государственное лицензиро­вание оценочной деятельности. Сегодня в ряде областей Россий­ской Федерации введено местное лицензирование. Согласно проекту Закона ʼʼОб основах оценочной деятельности в Российской Федерацииʼʼ вводится обязательное государственное лицензирование.

‣‣‣ Определœенный опыт работы. Обычно требуются два года практики для того, чтобы оценщик мог подписывать отчет об оценке.

‣‣‣ Личные качества, такие, как честность, объективность и назависимость в суждениях. При выполнении работы оценщик может подвергаться давле­нию со стороны заинтересованных лиц, в связи с этим очень важна независимость оценщика при выработке заключения о стоимости.

‣‣‣ Обязательность в выполнении условий заключенного с заказчиком до­говора.

С 1994 г в 39 странах мира вступили в силу четыре Международных стандарта оценки:

стандарт 1 ʼʼРыночная стоимость как база оценкиʼʼ;

стандарт 2 ʼʼБазы оценки, отличные от рыночной стоимостиʼʼ;

стандарт 3 ʼʼОценка в целях внесения изменений в финансовую отчет­ностьʼʼ;

стандарт 4 ʼʼОценка ссудного обеспечения, залога и обеспечения долго­вых обязательствʼʼ.

Вместе с тем, разработаны проекты еще семи стандартов:

стандарт 5 ʼʼСтоимость действующего предприятия как база оценкиʼʼ;

стандарт РМЕ ʼʼОценка производственных средств, машин и оборудова­нияʼʼ;

стандарт IA ʼʼОценка нематериальных активовʼʼ;

стандарт TXR ʼʼОценка минœеральных ресурсовʼʼ;

стандарт ТТ ʼʼОценка лесных ресурсов и лесных земельʼʼ;

стандарт Х ʼʼУчёт в процессе оценки факторов окружающей средыʼʼ;

стандарт IPP ʼʼОценка недвижимости, являющейся собственностью стра­ховых компаний и пенсионных фондовʼʼ.

Субъекты оценки - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Субъекты оценки" 2017, 2018.

Из предыдущего вопроса проистекает, что назначение оценки заключается в расчете рыночной или иной стоимости недвижимости с целью эффективного управления и распоряжения ею. Оценка предполагает наличие оцениваемых объектов и субъектов оценки.

Для того чтобы разобраться в этом вопросе необходимо ответить на следующих три вопроса:

1) Кто принимает участие в процессе оценке? Статус участников оценки (юридические или физические лица, государство и т.д.)?

2) Что именно подлежит оценке? Какой вид актива оценивается?

3) Для чего или с какой целью проводится оценка?

Рассмотрим последовательно каждый из вопросов.

Всю совокупность субъектов оценочной деятельности можно разделить на две больших группы.

К первой группе следует отнести потребителей оценочных услуг – заказчиков, по инициа­тиве которых на основании заключенного между ними и оценщиком в пись­менной форме договора проводится оценка того или иного объекта.

В свою очередь, состав этой группы правомерно разделить на следующие подгруппы:

    юридические лица независимо от формы собственности;

    физические лица;

    органы исполнительной власти Российской Федерации (РФ), субъектов Федерации, муниципальных образований.

Ко второй группе относятся оценщики, то есть исполнители, проводящие оценку каких-либо объектов по заказу потребителей оценочных услуг.

Состав этой группы можно также разделить на следующие подгруппы:

    индивидуальные специалисты оценщики, имеющие соответствующую подготовку и соответственно имеющие аттестаты, сертификаты, если это определено Законом - лицензию или являющиеся членами профессионального объединения оценщиков;

    юридические лица, имеющие право заниматься оценочной деятельностью.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что потребителями результатов оценки необязательно являются заказчики. Потребителем результатов оценки может быть лю­бой участник оценочной деятельности, в том числе и органы власти (выступающие в роли собственника государственного или муниципального имущества, например, при приватизации последнего). Интересы заказчи­ка оценки и потребителя результатов оценки могут в таком случае не совпадать.

Так, если независимым оценщиком проводится оценка объекта для определения стоимости недвижимости для целей налогообложения, то в данном случае потребителем услуг независимого оценщика будут являться налоговые органы, использую­щие информацию, содержащуюся в отчете об оценке объекта недвижимости, для контро­ля за правильностью исчисления налогооблагаемой базы и амортизационных отчислений на этот вид недвижимости. Заказчиком будет выступать налого­плательщик. Интересы этих двух сторон будут противоположны. Ответственность за точность полученных в процессе оценки результатов (стоимости) полностью лежит на оценщике. Однако заказчик должен нести ответственность за достоверность и полноту предоставляемых оценщику сведений об объекте оценки, а если возможно, то и за прямой доступ оцен­щика к объекту.

Отношения между субъектами оценочной деятельности должны быть оформлены надлежащим образом. Это предполагает наличие как минимум четырех документов, а именно:

    техническое задание на проведение оценки;

    информация об оцениваемом имуществе

    договор на оказание услуг по оценке;

    отчет оценщика.

В первых двух документах излагаются характеристики оцениваемого объекта, цель оценки и иная информация, необходимая для проведения оценки. Ответственность за полноту и достоверность информации об объекте оценке в полном объеме лежит на заказчике услуг по оценке.

По результатам своей работы оценщик представляет заказчику отчет об оценке объекта. В этом случае ответственность за результаты оценки лежит на оценщике.

Говоря иными словами, в перечисленных документах излагается описание объекта оценки, результаты его оценки, а также отношения между заказчиком и исполнителем.

В соответствии со ст. 5 Закона РФ «Об оценочной деятельности» к объектам оценки относятся:

    отдельные материальные объекты (вещи);

    совокупность вещей, составляющих имущество заказчика, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое и т.д.);

    право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;

    права, требования, обязательства (долги);

    работа, услуги, информация;

    иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством РФ установлена возможность их участия в гражданском обороте.

После того, как определены субъекты и объекты процесса оценки неотъемлемым элементом их взаимоотношений является определение целей оценки.

Оценка стоимости имеет большое значение для потенци­ального покупателя и/или продавца при определении обосно­ванной цены сделки, для кредитора - при принятии решения о предоставлении ипотечного кредита, для страховой компа­нии - при возмещении ущерба в преддверии потерь, для ин­весторов - при определении исходной и будущей стоимости проекта развития бизнеса. Если правительство отчуждает соб­ственность, собственнику недвижимости может потребоваться ее оценка, чтобы оспорить предложение органов исполнительной власти о «справедливой компенсации» при переуступке долговых обязательств, свя­занных с объектами оценки, принадлежащими государству.

Если одна компания стремится приобрести другую, то ей мо­жет потребоваться оценка текущей стоимости бизнеса, при­надлежащего последней. Оценка может проводиться в целях оптимизации налогообложения, вывода хозяйствующих субъектов из состояния банкротства, формирования и прове­дения антикризисной политики по предотвращению банкрот­ства. При этом процедура оценки позволяет сбалансировать структуру активов предприятия, навести порядок в начисле­ниях амортизации и оптимизировать структуру себестоимости продукции. В итоге проведение оценки стоимости предпри­ятия способствует оптимизации системы его управления и ус­пеху применения современных методов финансового менедж­мента для управления кризисными хозяйственными ситуаци­ями и при реструктуризации производства.

Оценку объектов собственности проводят и в других целях, а именно:

    реструктуризации предприятия. Ликвидация предприятия, слияние, поглощение либо выделение самостоятельных предприятий из состава холдинга предполагает проведение его рыночной оценки, т.к. необходимо определить цен покупки или выкупа акций, величину премии, выплачи­ваемой акционерам поглощаемой фирмы и т.п.;

    определения стоимости ценных бумаг в случае купли-про­дажи акций предприятия на фондовом рынке;

    повышения эффективности текущего управления предпри­ятием, фирмой;

    определения кредитоспособности предприятия и стоимос­ти залога при кредитовании. В данном случае оценка тре­буется в силу того, что величина стоимости активов по бух­галтерской отчетности может резко отличаться от их ры­ночной стоимости;

    принятия обоснованных управленческих решений.

Каждая группа субъектов процесса оценки со стороны Заказчика преследует свои цели. Наиболее характерными являются следующие варианты.

Для физических лиц определение рыночной стоимости недвижимости интерес представляет при:

    получении наследства (налогообложение);

    разделении имущества при разводах супругов;

    при аресте имущества физических лиц для погашения их долгов.

Для юридических лиц основными целями оценки является определение ее величины при:

    при продаже имущества;

    при страховании имущества;

    при передаче имущества в качестве залога;

    для целей налогообложения;

    при внесении имущества в качестве взноса в уставный капитал;

    при ликвидации бизнеса или какой-то ее части;

Для государственных органов основными целями оценки являются определение ее величины при:

    при приватизации государственной собственности;

    при банкротстве юридических лиц по инициативе государства;

    при изъятии какого-либо имущества, особенно земельных участков, если это изъятие затрагивает интересы текущего собственника или пользователя этим имуществом;

ФЗ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ"Статья 4. Субъекты оценочной деятельности

Комментарий к статье 4

1. Оценочную деятельность вправе осуществлять лица, признанные в соответствии с комментируемым Федеральным законом субъектами оценочной деятельности. Понятия "субъект оценочной деятельности" и "оценщик" равнозначны.

Субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями комментируемого Федерального закона.

Таким образом, Законом установлены следующие признаки субъекта оценочной деятельности:

Является физическим лицом;

Членство в саморегулируемой организаций оценщиков;

Ответственность данного лица застрахована в соответствии с требованиями ст. 24.7 комментируемого Федерального закона.

В первоначальной и действовавшей до 11.08.2006 редакции ст. 4 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" субъектами оценочной деятельности признавались, с одной стороны, юридические лица и физические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется данным Законом (оценщики), а с другой - потребители их услуг (заказчики). С принятием Федерального закона от 27.07.2006 N 157-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" текст комментируемой статьи был изложен в новой редакции, действующей до настоящего времени.

Таким образом, произошло, с одной стороны, разделение понятий "субъект оценочной деятельности" и "субъект договора о проведении оценки", а с другой - был сужен круг субъектов, которые могут проводить оценку. Из числа субъектов оценочной деятельности были выведены юридические лица. Кроме того, действовавшая ранее система лицензирования оценочной деятельности была заменена обязательным членством специалистов-оценщиков в саморегулируемых организациях.

Субъектами гражданского права являются, как известно, физические, юридические лица и публично-правовые образования - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, участвующие в отношениях, регулируемых гражданским законодательством

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи оценщиком может являться только физическое лицо. Как физическое лицо оценщик должен обладать полной дееспособностью. В соответствии с п. 1 ст. 21 ГК РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Следующее требование к субъекту оценочной деятельности связано с его обязательным членством в саморегулируемой организации оценщиков. Кроме того, оценщик должен застраховать свою ответственность в соответствии с требованиями ст. 24.7 комментируемого Федерального закона.

Согласно ст. 24.6 комментируемого Федерального закона в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации оценщиков перед заключившим договор на проведение оценки заказчиком и (или) третьими лицами саморегулируемая организация оценщиков обязана предъявлять к своим членам требования об использовании следующих видов обеспечения такой ответственности

Заключение предусмотренного договора обязательного страхования ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности, размер страховой суммы в котором не может быть менее чем 300000 рублей;

Формирование компенсационного фонда саморегулируемой организации оценщиков, в который каждым членом саморегулируемой организации оценщиков должен быть внесен обязательный взнос в размере не менее чем 30000 рублей.

Объектом страхования по договору обязательного страхования ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности являются имущественные интересы, связанные с риском ответственности оценщика (страхователя) по обязательствам, возникающим вследствие причинения ущерба заказчику, заключившему договор на проведение оценки, и (или) третьим лицам.

Страховым случаем по договору обязательного страхования ответственности является установленный вступившим в законную силу решением арбитражного суда или признанный страховщиком факт причинения ущерба действиями (бездействием) оценщика в результате нарушения требований федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, установленных саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой являлся оценщик на момент причинения ущерба

В случае наступления страхового случая страховщик производит страховую выплату в размере причиненного заказчику и (или) третьему лицу реального ущерба, установленном вступившим в законную силу решением арбитражного суда, но не более чем в размере страховой суммы по договору обязательного страхования ответственности.

Договор обязательного страхования ответственности заключается на срок не менее одного года с условием возмещения ущерба, причиненного в период действия договора обязательного страхования ответственности, в течение срока исковой давности, установленного законодательством Российской Федерации.

Статьей 22 комментируемого Федерального закона саморегулируемая организация оценщиков определяется как некоммерческая организация, созданная в целях регулирования и контроля оценочной деятельности, включенная в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков и объединяющая на условиях членства оценщиков.

Для получения членства в одной из саморегулируемых организаций оценщик обязан иметь документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки в области оценочной деятельности. Следует отметить, что оценщик одновременно может быть членом только одной саморегулируемой организации оценщиков.

2. Федеральным законом не предусмотрено объединение в саморегулируемые организации оценщиков субъектов предпринимательской деятельности, поскольку в соответствии с российским законодательством об оценочной деятельности, как это было отмечено выше, оценщик является субъектом профессиональной деятельности. При этом физическое лицо, занимающееся профессиональной оценочной деятельностью, может одновременно осуществлять предпринимательскую деятельность в статусе индивидуального предпринимателя.

Исключение из субъектов оценочной деятельности юридических лиц и перенос ответственности на специалистов-оценщиков, по мнению разработчиков комментируемого Закона, предполагали повышение личной ответственности оценщика и, как следствие, улучшение общего качества отчетов по оценке объектов оценки. Однако существует (и гораздо более распространена) противоположная точка зрения на данный вопрос. В частности, председатель Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашин в интервью журналу "Экономические стратегии" отметил: "С сожалением констатирую, что Закон об оценочной деятельности с поправками, принятыми летом 2006 г., концептуально не создает должной правовой базы. Думается, что установление субъектом оценочной деятельности частных оценщиков - физических лиц вместо оценочных организаций не отвечает задачам создания адекватного интересам страны, конкурентоспособного российского института оценки. Необходимо установить субъектом деятельности оценочные организации и усовершенствовать ее регулирование в целях реализации национальной стратегии ускоренного развития России на основе фундаментального роста стоимости активов" <5>.

По мнению оппонентов существующей формулировки, проведение оценки сложных и особо крупных объектов силами одного специалиста-оценщика не реально. В этом случае договор на проведение оценки заключается с юридическим лицом (это разрешено статьей 9 комментируемого Федерального закона), которое, в свою очередь, заключает трудовые договора со специалистами-оценщиками. Другими словами, де-факто в качестве субъекта оценочной деятельности выступает юридическое лицо (как исполнитель по договору оказания услуг).

Исходя из этого, многие потребители оценочных услуг нарушают (вольно или невольно) положения комментируемой статьи. Например, в апреле 2008 года, уже после вступления в силу действующей редакции комментируемого Федерального закона, на заседании рабочей группы Ассоциации российских банков рассматривался вопрос о "разработке требований к физическим и юридическим лицам, осуществляющим оценочную деятельность"

3. Существует еще один момент, связанный с фактическим нарушением положений комментируемой статьи. Данная статья не содержит каких-либо ограничений на вид и объем работ по оценке, которые может произвести специалист-оценщик, занимающийся частной практикой. Однако в письме Минфина России от 21.12.2007 N 03-05-06-03/97 по вопросу относительно категорий лиц, имеющих право оценивать недвижимое имущество и транспортные средства, за подписью заместителя министра финансов Российской Федерации С.Д. Шаталова указано следующее: "Учитывая изложенные нормы Кодекса и Федерального закона, нотариусы при исчислении размера государственной пошлины за совершение нотариальных действий должны принимать оценочные документы в отношении транспортных средств и недвижимого имущества, подготовленные на основании договоров на проведение оценки, заключенных заказчиками с юридическими лицами, с которыми оценщики заключили трудовые договоры. Что касается оценки иного имущества, то в этом случае для исчисления размера государственной пошлины нотариусы могут принимать оценочные документы и от оценщиков, осуществляющих оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой". Иначе говоря, оценка недвижимого имущества и транспортных средств для исчисления государственной пошлины за нотариальные действия, произведенная частнопрактикующим оценщиком, нелегитимна.

Вышеуказанное письмо прямо нарушает положения ст. 4 комментируемого Федерального закона, однако на данный момент оно является руководством для всех нотариальных палат.

4. Часть 2 комментируемой статьи гласит, что оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом.

В последнем случае оценщик выступает от имени юридического лица, с которым он состоит в трудовых отношениях. Причем юридическое лицо, с которым оценщик заключил трудовой договор, должно отвечать ряду требований, предусмотренных ст. 15.1 комментируемого Закона.

Трудовой договор представляет собой соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя (ст. 56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).

Перечень обязательных для включения в трудовой договор условий содержится в ч. 2 ст. 57 ТК РФ.

Причем если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо из этих условий, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.

В трудовом договоре с оценщиком обязательно должно быть указано, что работник принят на работу по должности оценщика. Формулируя трудовую функцию работника, необходимо определить требования к его квалификации, что может быть отражено как в трудовом договоре, так и в должностной инструкции. В этой связи работодатель может руководствоваться положениями Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37, которым предусмотрены должности оценщика и оценщика интеллектуальной собственности.

Применяя на практике положения Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, необходимо учитывать, что он разрабатывался с учетом законодательства, действовавшего на момент его принятия, и не корректировался с учетом изменившихся условий. Также следует принимать во внимание конкретные потребности работодателей и специфику оценочной деятельности.

Таким образом, исключив юридических лиц из числа субъектов оценочной деятельности, Закон оставил их в качестве субъектов договора на проведение оценки. Такое положение нельзя признать удовлетворительным, поскольку имеет место коллизия комментируемой статьи и ст. 307 ГК РФ, в соответствии с которой в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. А оценщиком является физическое лицо, которое несет ответственность за выполнение договора о проведении оценки, не являясь его стороной. Однако ст. 402 ГК РФ предусматривает иное положение. Действия работников должника по исполнению его обязательства считаются действиями должника. Должник отвечает за эти действия, если они повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

Закон прямо не запрещает оценщику осуществлять оценочную деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Но, в соответствии со ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. А Департамент корпоративного развития Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации в своем письме от 25.03.2008 N Д06-751 сообщает, что федеральным законом не предусмотрено объединение в саморегулируемые организации оценщиков субъектов предпринимательской деятельности, поскольку в соответствии с российским законодательством об оценочной деятельности оценщик является субъектом профессиональной деятельности. Другими словами, исходя из норм российского законодательства, индивидуальный предприниматель не может быть членом саморегулируемой организации оценщиков и, следовательно, не имеет права осуществлять оценочную деятельность

Формально закон разрешает оценщику заниматься частной практикой. Однако при попытке реализовать свое право на осуществление оценочной деятельности в качестве частнопрактикующего специалиста оценщик сталкивается с рядом проблем. Статья 85 НК РФ не предусматривает представление органами, учреждениями, организациями и должностными лицами сведений об оценщике, занимающемся частной практикой, а следовательно, не предусматривает и постановку на учет данной категории физических лиц. А поскольку частная практика оценщика подразумевает систематическое получение дохода, то к частнопрактикующему оценщику могут быть применены положения ст. 171 Уголовного кодекса Российской Федерации "Незаконное предпринимательство", в соответствии с которой осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что действующая редакция комментируемой статьи дискриминирует права оценщиков - индивидуальных предпринимателей.



Просмотров