Статья право на медицинское обслуживание. ФЗ — Защита прав пациентов в Российском законодательстве. об устранении нарушения права

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Статья 25
1. Каждый человек имеет право на такой… медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 41
1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

ПРАВО НА ЗДОРОВЬЕ есть право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья (ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ предполагает государственные меры, направленные на устранение причин нездоровья, а именно: заботу о матерях и детях, включая акушерские услуги; предупреждение инфекционных заболеваний; предупреждение профессиональных заболеваний и несчастных случаев; медицинское просвещение, направленное на укрепление здоровья и здорового образа жизни, на развитие чувства личной ответственности за свое здоровье; обеспечение общего доступа к медицинским специалистам и оборудованию; предотвращение загрязнения окружающей среды; санитарный контроль качества пищи, водоснабжения; профилактику алкоголизма, наркомании.

ПРАВО НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ предполагает оказание государством бесплатной медицинской помощи лицам, которые не в состоянии купить медикаменты или оплатить необходимые им медицинские услуги. Право на всеобщее "бесплатное медицинское обслуживание" является правом гражданина России, но не является "правом человека". В рамках концепции прав человека каждое государство само определяет соотношение платности и бесплатности медицинского обслуживания "в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства" (ст. 22 Всеобщей декларации прав человека).

ПАЦИЕНТ имеет: право на качественную и безопасную медицинскую помощь; право свободно выбирать врача и медицинское учреждение; право на информированное согласие или отказ от медицинского вмешательства; право на полную информацию о характере медицинского вмешательства и состоянии своего здоровья; право на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе; право на уважение человеческого достоинства, облегчение страданий, гуманный уход в случае неизлечимой болезни и предоставление возможностей для достойного и наименее болезненного ухода из жизни; право воспользоваться духовной или моральной поддержкой, включая помощь служителя любой религиозной конфессии (права пациентов изложены в Лиссабонской декларации Всемирной медицинской ассоциации о правах пациентов 1981 года).

Добровольность медицинского вмешательства может ограничиваться: на основании судебного решения в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами и совершивших общественно опасные деяния; в случаях, когда оставление без медицинской помощи составляет угрозу жизни и здоровью больного; в случаях, когда заболевание представляет опасность для здоровья окружающих.

В исключительных случаях информация о состоянии здоровья пациента может быть скрыта от него. Для этого должны быть достаточные оснований предполагать, что такая информация создаст серьезную угрозу его жизни или здоровью.

Нарушение гарантий на бесплатные медицинские услуги и обеспечение лекарствами

По данным Пермского медицинского правозащитного центра, нарушения прав граждан в данной сфере имеются, но они не носят массовый характер. Отдельные граждане обращаются с жалобами на то, что при стационарном лечении их не обеспечивают медикаментами, которые гарантированно должны выдаваться бесплатно. Медицинские учреждения предлагают пациентам приобретать лекарства за свой счет. В дальнейшем затраты граждан возмещаются либо медицинскими учреждениями по жалобам бывших пациентов, либо страховыми компаниями. В последнем случае финансирование медицинских учреждений на следующий год сокращается на ту сумму, которая была израсходована страховой компанией на удовлетворение требований граждан.

В некоторых случаях администрация учреждения здравоохранения заблаговременно получает письменное согласие пациента на самостоятельное приобретение медикаментов. Тогда взимание платы за предоставление медицинских услуг, которые должны быть бесплатными, становится правомерным.

При проведении медицинского обследования с использованием высокотехнологичного оборудования в ряде случаев пациенты самостоятельно оплачивают расходный материал, несмотря на то, что указанные медицинские услуги включены в Программу государственных гарантий оказания населению Пермской области бесплатной медицинской помощи на 2006 год. Некоторые гарантированно бесплатные медицинские услуги оплачиваются гражданами, поскольку из-за недостатка оборудования возникают большие очереди на проведение обследования, а за отдельную плату медицинские учреждения готовы те же услуги оказывать вне очереди.

Организация предоставления медицинских услуг

Нередко организация предоставления медицинских услуг вызывает нарекания граждан. Врачи общей практики получили президентскую надбавку к окладу, которая значительно превосходит последний. Надбавка имеет в виду обслуживание врачом установленного количества граждан. В Ленинском районе краевого центра это привело к сокращению количества педиатров. Вряд ли это может быть связано с увеличением качества медицинской помощи, отвечает цели национальной программы в области здравоохранения. Кроме того, врачи утверждают, что значительно возрос объем отчетности, на которую не хватает времени. Многие заполняют медицинские карточки и работают над другой медицинской документацией в нерабочее время, выходные.

Так, например, новации последнего времени привели к сокращению количества специалистов, к некоторым из них (офтальмологу, дерматологу, отоларингологу и другим) на прием можно попасть, записавшись в очередь за два месяца.

    Непродуманным, вызвавшим возмущение граждан, явилось решение о расформировании МСЧ №3. В связи с этим административным решением, СМЧ № 8, расположенная на первом этаже жилого 9-этажного здания, получила дополнительно 9 328 человек. Среднее количество посещений в смену увеличилось до 418, что на 28,2% выше нормы. Сами пациенты говорят о большой скученности, отсутствии достаточного количества мест для ожидания приема, толкание и цепляние за ноги сидящих в узких коридорах, об удаленности процедурных кабинетов (они находятся в другом помещении), о трудностях спуска и подъема туда пожилым людям. Ликвидировав МСЧ, административные органы сегодня обещают открыть филиал поликлиники.

    Жители микрорайона "Молодежный" г. Перми жалуются на труднопереносимые запахи, которые источают фекальные стоки под детской поликлиникой №2 и взрослой №3 МСЧ №6, которые находятся совсем близко друг от друга и занимают первые этажи жилых зданий. Несмотря на то, что эти поликлиники обслуживают 17 тысяч взрослых и юных жителей Орджоникидзевского района, несмотря на многочисленные обращения и обещания проведения необходимых работ, эта ситуация не меняется уже несколько лет.

    В Пермский региональный правозащитный центр обратилось руководство ОВД г. Верещагино с вопросом о правомерности действий администрации городской стоматологической поликлиники, которая отказывается заключать договор об оказании медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел на условии оплаты услуг по тарифам обязательного медицинского страхования. Оказание стоматологической помощи относится к видам медицинской помощи, которая в соответствии с действующим законодательством входит в перечень страховых услуг и предоставляется гражданам бесплатно. В связи с этим, отказ городской стоматполиклиники заключить договор на типовых условиях, неправомерен и нарушает интересы граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, на бесплатное медицинское обслуживание.

Немало претензий в связи с действующей системой заключения договоров на медицинское обслуживание возникает у сотрудников учреждений исполнения наказаний, особенно в части оказания услуг специалистами.

Выводы

Главной причиной нарушения прав человека в сфере прав на гарантированное минимальное медицинское обслуживания является ненадлежащее материальное обеспечение системы здравоохранения. Кроме того, нет надлежащего правового регулирования вопроса, касающегося медицинского обслуживания сотрудников правоохранительных органов. Последний факт вызван недопониманием учреждениями здравоохранения условий заключения договоров об оказании медицинской помощи сотрудникам правоохранительных органов.

  • Министерству здравоохранения Пермского края необходимо обеспечить меры по предотвращению наиболее типичных случаев нарушения прав граждан в сфере права на гарантированное медицинское обслуживание: восполнить недостаток медицинского персонала, в первую очередь, в сельских районах; выполнить строительные и ремонтные работы на объектах здравоохранения; выйти с запросом в Законодательное собрание с требованием о существенном повышении финансирования системы здравоохранения; обеспечить повышение правовой грамотности практикующих работников здравоохранения и управленческого аппарата в вопросах обеспечения прав граждан на медобслуживание.
  • Гражданскому сообществу нужно создавать организации по самозащите прав пациентов, изыскать средства для поддержания деятельности таких организаций.
  • Органами исполнительной власти федерального уровня - а именно, Минздравсоцразвития РФ, - требуется принятие нормативно-правового акта, который бы более детально регулировал порядок и условия заключения указанного договора о медицинском обслуживании.

РФ указывается, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.

Ст. 18 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гласит, что каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощью.

Право на охрану здоровья реализуется также с помощью права на медицинскую помощь, которой в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» уделяется значительное внимание (ст. 19). В п. 1 ст. 19 отмечено, что каждый имеет право на медицинскую помощь.

Согласно п. 2 ст. 19 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с уже упоминавшейся программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Добровольное медицинское страхование представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам в размере частичной или полной компенсации дополнительных расходов застрахованного, вызванного его обращением в медицинское учреждение за медицинскими услугами, включенными в определенную программу медицинского страхования. В системе добровольного медицинского страхования взаимоотношения между страховщиком и медицинским учреждением складываются на основе соответствующего , в котором стороны самостоятельно определяют порядок взаиморасчетов за оказанные медицинские услуги.

Право на медицинскую помощь распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации.

Право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации (п. 3 ст. 19 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством Российской Федерации.

Пациент имеет право на:

  1. Выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
  2. Профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
  3. Получение консультаций врачей-специалистов;
  4. Облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;
  5. Получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
  6. Получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;
  7. Защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
  8. Отказ от медицинского вмешательства;
  9. Возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;
  10. Допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;
  11. Допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

Оказание медицинской помощи — права пациента на выбор медицинского учреждения: Видео

Права пациента ФЗ 323 статья «Об основах охраны здоровья граждан» выражаются в предоставлении бесплатной медицинской помощи в любом специализированном учреждении страны, при условии предоставления полиса ОМС. Исключение составляют лишь частные организации и услуги, предоставляемые на платной основе.

Права и обязанности пациента

Каждый пациент должен четко знать свои права и обязанности. Это позволит избежать возникновения спорных ситуаций, а также защитить свои интересы.

В число обязанностей пациента входит строгое соблюдение прописанной методики лечения (при согласии с ней), достоверное информирование медиков о самочувствии и появлении признаков болезни для постановки верного диагноза. Пациент также обязан общаться с медперсоналом сдержанно и лаконично, без повышения голоса и перехода на личности.

В перечень прав пациента включаются:

  • Бесплатное предоставление медицинской помощи.
  • Уважительное и гуманное отношение со стороны медицинских работников.
  • Выбор лечащего врача и медицинского учреждения.
  • Проведение консилиума и консультаций.
  • Получение достоверной информации о состоянии своего здоровья.
  • Согласие или , лечение в стационаре.
  • Возмещение ущерба, вследствие ненадлежащего лечения или халатности лечащего врача.
  • Получение бесплатной юридической помощи в случае обращения в суд для разрешения медицинских споров.

Вышеперечисленные права относятся в любым пациентам, вне зависимости от места их лечения (государственная поликлиника, частная больница). Ниже предлагаем рассмотреть наиболее весомые права граждан более подробно.

Право на бесплатную медицинскую помощь

Граждане РФ имеют право получить бесплатную помощь в любом муниципальном или государственном медицинском учреждении по полису ОМС. В случае его отсутствия, возможно оказание бесплатной экстренной помощи.

Здесь необходимо понимать, что медики не имеют права отказать гражданину при плохом самочувствии, они обязаны предоставить первую медицинскую помощь вне зависимости от наличия полиса.

В рамках бесплатного медицинского лечения осуществляются различные виды помощи:

  • профилактическая;
  • лечебно-оздоровительная;
  • зубопротезная;
  • гинекологическая;
  • стоматологическая;
  • реабилитационная;
  • лечебно-диагностическая.

Пациент также вправе обратится за бесплатной помощью в некоторые частные клиники , при условии предоставления медицинского полиса. Узнать на какие учреждения распространяется данное право можно позвонив в страховую компанию или просмотрев одноименный реестр.

Полис ОМС выдается бесплатно всем гражданам РФ сразу после рождения. Право на его получение также имеют беженцы и иностранные граждане, проживающие в РФ по временной регистрации.

Полис выдается на бессрочной основе . Однако, если гражданин другой страны покинет РФ, действие документа прекращается досрочно.

Какие виды медицинской помощи можно получить бесплатно?

В системе медицинского страхования предусмотрены базовые и территориальные программы. Они распространяются на всех жителей страны, при этом напрямую зависят от характера заболевания или необходимости проведения профилактического осмотра.

Базовая программа позволяет получить бесплатную медпомощь в любом уголке РФ, вне зависимости от постоянного места жительства или регистрации граждан . Так, если человек поедет на отдых или в командировку в другой город, он вправе обратится в любую поликлинику за оказанием бесплатной помощи. Ему не смогут отказать на законных основаниях.

Базовая программа предусматривает оказание скорой, первичной и специализированной медицинской помощи. Таким образом, гражданин вправе вызвать скорую, обратится в медучреждение за постановкой диагноза, назначения лечения и прочих целей.

Территориальные программы действуют исключительно на территории региона, выдавшего полис. В них входит широкий перечень медицинских услуг.

Если говорить более подробно о видах медпомощи, граждане имеют право на бесплатной основе обратится к любому специалисту: терапевт, окулист, невропатолог, гинеколог, педиатр и прочие. Обратная ситуация – когда в городе (поселке) нет необходимого врача. В таком случае, пациент направляется в региональную или районную клинику.

Право на получение достоверной информации о поставленном диагнозе

Обращаясь за медицинской помощью, гражданин имеет право узнать полную информацию о состоянии своего здоровья, включая:

  • диагноз;
  • результаты анализов;
  • выбранную методику лечения;
  • список назначенных медикаментов;
  • результаты лечения.

Данная информация должна быть предоставлена лечащим врачом. Он не имеет права скрывать какие-либо факты, оглашать заведомо ложные сведения, обманывать. Даже при постановке неизлечимого диагноза, медик обязан уведомить пациента, вне зависимости от всей сложности ситуации и просьб родственников.

  • недееспособные лица;
  • несовершеннолетние дети;
  • наркозависимые.

Получение информации о диагнозе не является обязанностью пациента. Это значит, что врачу может быть запрещено его оглашение. Возможен вариант получения информации официальным представителем больного (родственникам).

Отдельно стоит отметить необходимость сохранения врачебной тайны. Медик не может передать информацию о поставленном диагнозе или методике лечения, постороннему лицу. Это повлечет наложение административного или дисциплинарного наказания.

Право на возмещение ущерба

К сожалению, но в отечественной медицине врачебные ошибки встречаются довольно часто. Больной или его родственники вправе затребовать возмещения морального и материального ущерба в судебном порядке, в случае:

  • причинения вреда здоровью пациента, вследствие назначения несоответствующего лечения;
  • летального исхода, при условии доказательств вины медиков.

К подобным случаям также относится неквалифицированное или несвоевременное предоставление помощи, халатность и прочие действия, результат которых негативно отразился на состоянии пациента.

Требовать возмещения ущерба можно с медика или медицинского учреждения. Это сугубо индивидуально, зависит от факторов, повлекших за собой вред здоровью.

Право отказа от госпитализации и хирургического вмешательства

Граждане вправе самостоятельно решать . Никто не сможет заставить пациента лечь в больницу по принуждению. Задача медика – поставить правильный диагноз и назначить лечение, если его обязательным условием является пребывание в стационаре, он обязан донести до пациента всю серьезность ситуации и объяснить возможное возникновение осложнений.

Отказ можно написать для любого медучреждения, это касается отделений педиатрии, гинекологии, родильного дома, терапии, хирургии и прочих. Назначенное лечение пациент должен осуществлять в домашнем режиме.

Исключением для отказа является лишь предоставление экстренной помощи. Также стоит учитывать, что ответственность за несовершеннолетних детей и недееспособных лиц лежит на официальных представителях. Если врач видит несоответствующее отношение к больному, либо считает госпитализацию крайне необходимой, он может созвать консилиум для вынесения принудительных мер.

В основном это касается несовершеннолетних детей, родители которых по религиозным соображениям не дают проводить медицинские мероприятия, направленные на излечение.

Пациент вправе отказаться и от хирургического вмешательства. Однако, на практике это может стоять жизни. Также, как и в случае с отказом от госпитализации, врач может созвать консилиум или воспользоваться экстренной ситуацией.

Уважительное отношение со стороны медицинских работников


Право на уважительное и гуманное отношение – одно из самых значимых для пациентов.
Оно не зря было выделено отдельно. К сожалению, но не все медицинские работники, включая средний и младший персонал, ведут себя с больными достойно.

Гражданин должен быть полностью уверен в том, что ему не только окажут квалифицированную медицинскую помощь, но и отнесутся с уважением. От врачей и прочего персонала не должны звучать угрозы, грубости, хамские выражения. Запрещено даже незначительное повышение голоса.

Несоответствующее поведение медработников многие оправдывают низким уровнем заработной платы. Однако, пациент не виноват в финансовых сложностях лечащего врача или его медсестры. Любая грубость может повлечь за собой наложение дисциплинарного наказания.

Больной вправе обратится с соответствующей жалобой напрямую к руководству поликлиники, которое обязано наказать виновное лицо. Как правило, медика лишают поощрений или изымается часть заработной платы в качестве штрафа.

Выбор лечащего врача и медицинского учреждения

Внедрение полиса ОМС дало возможность пациентам самостоятельно выбирать лечащего врача и медицинское учреждение на бесплатной основе. Гражданин может написать заявление об отказе от услуг педиатра или терапевта, попросив направить его на участок к другому специалисту. Тоже касается и других врачей.

Например, женщина изъявила желание встать на учет по беременности к гинекологу, прикрепленному к другому району. Свою просьбу она аргументировала предыдущим положительным опытом обращения к данному специалисту.

Несмотря на то, что смена врача разрешена законом, здесь можно столкнуться с неоднозначной ситуацией. Она касается вызова специалиста на дом. Этот вопрос стоит заранее обговорить с медиком. Тут стоит понимать, что все районы разделены на участки, к которым прикреплены определенные врачи. Специалист с другого участка вряд ли придет на вызов, разве что на платной основе.

Смена лечащего врача, как правило, требует прямого обращения к заведующему поликлиники. Именно он дает соответствующее разрешение, а также принимает заявления граждан.

Выбор медицинского учреждения может быть ограничен условиями территориальных программ. В связи с этим, стоит заранее узнать информацию о клинике и возможности обслуживания в ней на бесплатной основе по полису.

Защита прав пациентов

Нарушение прав пациента вызывает массу споров. Каждая ситуация имеет свои индивидуальные особенности и последствия. К примеру, кто-то готов идти в суд с жалобами на хамское отношение врача, а кто-то звонит на горячую линию в случае ненадлежащего лечения.

Для решения вопросов пациенту необходимо обратиться в Минздрав. Все принятые жалобы, включая электронные варианты, перенаправляются к администрации лечебного учреждения с целью дальнейшего решения. Помимо этого, можно написать жалобу:

  • напрямую к главному врачу или заведующему поликлиникой;
  • в городскую администрацию;
  • прокуратуру или полицию;
  • территориальное отделение страховой компании;
  • Роспотребнадзор или Росздравнадзор.

Перед подачей любой жалобы стоит посетить квалифицированного юриста. Он поможет разобраться в сути проблемы, обоснует ее с юридической точки зрения и поможет составить текст документа.

Результатом жалобы может быть присуждение выплаты материальной или моральной компенсации, наложение дисциплинарного наказания, административные штрафы, лишение права на оказание медицинской деятельности, лишение или ограничение свободы.

Тяжесть наказания зависит исключительно от величины нанесенного пациенту ущерба и нарушения его прав. В случае клеветы врач или медицинское учреждение могут подать встречный иск в отношении нерадивого пациента, что повлечет за собой административную или уголовную ответственность.

Права пациентов: подведем итоги

Права пациентов прописаны в действующем законодательстве РФ. Их нарушение приводит к наказанию медицинского персонала: административному, дисциплинарному, уголовному.

Гражданин имеет право получить квалифицированные лечебные, оздоровительные или профилактические процедуры на бесплатной основе. Пациент вправе выбирать лечащего врача, медицинское учреждение, писать отказ от хирургического вмешательства или госпитализации.

Обязанность посетителя поликлиники или любого другого медицинского учреждения – предоставление полиса ОМС . Он оформляется, сразу после рождения ребенка или оформления человеком гражданства РФ. Полис дает право на получение бесплатных медицинских услуг не только в государственных, но и некоторых частных клиниках.

В случае нарушения прав, пациент или его представитель может обратится с соответствующей жалобой в вышестоящие инстанции.

Бесплатный вопрос юристу

Информация на сайте предоставлена для ознакомления. Каждая ситуация уникальна и требует личной консультации с опытным юристом. В этой форме вы можете задать вопрос нашим юристам по медицине.

Право на бесплатную медицинскую помощь является одним из важнейших юридических аспектов в российском законодательстве. О том, кто, в каких случаях и какие виды помощи в России оказываются бесплатно, а также все об ответственности за неоказание медицинских услуг – читайте в нашей статье.

Право на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения закреплено в ч. 1 ст. 41 Конституции РФ. В тоже время программа ОМС, действующая на всей территории России с 2011 г., позволяет гражданам получать лечение на бесплатной основе и в некоторых частных клиниках, поэтому очень важно знать Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, регулирующие права пациентов, а также ответственность медицинских работников за . В соответствии со ст. 19 Закона об основах охраны здоровья граждан россияне имеют следующие права в области медицины, причем независимо от формы прохождения лечения - платная или бесплатная:

  • на гуманное и уважительное отношение работников медицинских учреждений;
  • на выбор медицинского учреждения и врача-специалиста;
  • на облегчение боли средствами, доступными медучреждению;
  • на ;
  • на проведение консультаций других врачей (по просьбе пациента);
  • на добровольное согласие либо добровольный отказ от медицинского вмешательства;
  • на получение информации о состоянии здоровья, а также о правах и обязанностях;
  • на законного представителя для защиты своих прав;
  • на возмещение морального вреда, полученного вследствие оказания некачественной медицинской помощи.

Право на бесплатную медицинскую помощь удостоверяется полисом обязательного медицинского страхования (полис ОМС). Данный документ бессрочно вправе получить:

  • лица, имеющие гражданство РФ;
  • иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ.

Лица без гражданства, беженцы и иностранные граждане, временно проживающие на территории РФ, вправе получить полис ОМС со сроком действия, соответствующего сроку временного пребывания в России. В соответствии с п. 19 Правил обязательного медицинского страхования полис ОМС могут получить все вышеназванные лица, независимо от рабочего статуса (работает, пенсионер, учащийся или безработный), работает по гражданско-правовому или . Все они являются участниками программы и застрахованными по ОМС. Медицинская помощь в рамках ОМС оказывается лечебными учреждениями и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых включена в специальный реестр медицинских организаций. Вступление в такой реестр является добровольным решением.

Важно! Лечебные учреждения и индивидуальные предприниматели, внесенные в реестр, не имеют права отказать в медицинской помощи гражданам, застрахованным по программе ОМС.

Виды медицинской помощи, входящие в систему ОМС, включают в себя базовую и территориальную программы страхования. Базовая программа страхования ОМС - действует на всей территории РФ. Лицо, имеющее на руках полис ОМС, сможет получить бесплатную медицинскую помощь в рамках программы, находясь в любом регионе, независимо от места постоянной регистрации. Список заболеваний, дающий право на получение бесплатной медпомощи по ОМС, закреплен в п. 6 ст. 35 Закона об ОМС. В базовую программу ОМС входят следующие виды медицинской помощи, оказываемой бесплатно:

  • первичная медицинская помощь - лечение распространенных заболеваний, а также состояний организма, не требующих неотложного медицинского вмешательства (например, не сложные травмы, легкие отравления и другое); профилактика более тяжелых форм заболеваний и проведение мероприятий по оказанию медико-санитарной помощи гражданам на дому;
  • скорая медицинская помощь - оказывается в случаях возникновения состояний, при которых требуется срочное медицинское вмешательство;
Важно! Право на бесплатную скорую медицинскую помощь имеет каждый гражданин, находящийся на территории РФ.
  • специализированная медицинская помощь - оказывается в случаях возникновения заболеваний, требующих применения особых методов и уникальных медицинских технологий для диагностики и лечения; направление на получение специализированной медицинской помощи могут получить граждане РФ на основании решения комиссии органа исполнительной власти субъекта РФ в области здравоохранения, в свою очередь, такое решение может быть принято на основании обращения пациента лично либо через законного представителя с предоставлением .
Важно! С 1 января 2015 г. высокотехнологичная специализированная медицинская помощь гражданам оказывается за счет средств обязательного медицинского страхования.

Территориальная программа страхования ОМС - действует только на территории конкретного субъекта РФ. Виды медицинской помощи, входящие в перечень территориальной программы субъекта РФ, могут быть оказаны только лицам, получившим страховой полис в данном регионе. Территориальные программы ОМС предусматривают довольно широкий перечень заболеваний, превышающий по числу видов заболеваний базовую медицинскую помощь. Законодательством предусмотрены также и отдельные случаи групп заболеваний, когда медицинская помощь должна быть оказана бесплатно:

  • социально значимые (гепатит, туберкулез, ВИЧ и другие);
  • представляющие опасность для окружающих (дифтерия, холера, чума, ВИЧ, туберкулез и другие).

Меры, объем и порядок проведения мероприятий по оказанию бесплатной медицинской помощи для лиц, страдающих вышеназванными недугами, закреплены в подзаконных нормативных актах.

Ответственность за нарушение прав пациентов

Если пациенту не оказали медицинскую помощь по системе ОМС, оказали не в полном объеме или некачественно, вследствие чего пациент получил дополнительный вред своему здоровью, медицинское законодательство РФ закрепляет за пациентом право на возмещение морального и материального вреда через подачу . Соответственно, данные положения и гражданское законодательство закрепляют за виновным лицом обязанность по возмещению ущерба пациенту, получившему вред здоровью, а также в случае его смерти. В соответствии со ст. 1084 ГК РФ пациент, как потерпевшая сторона, имеет право требовать возмещения заработка, утраченного в результате невозможности исполнения своих трудовых обязанностей, расходов на лечение и иных дополнительных расходов, которые пациент понес вследствие оказания некачественной медицинской помощи. Требование о возмещении морального вреда также является правом потерпевшей стороны. В случае, если некачественно оказанная медицинская помощь повлекла смерть пациента, право на возмещение морального вреда приобретают его иждивенцы (ст. 1088 ГК). Некачественная медицинская помощь гражданам, оказанная в рамках программы ОМС, также предполагает ответственность лица, допустившего правонарушение пациента, на основании положений Закона об ОМС. Так, в соответствии с п.п. 8 и 9 ч. 1 ст. 16 Закона об ОМС медицинская страховая компания и медицинская организация обязаны возместить моральный и материальный вред, который был причинен неисполнением либо ненадлежащим оказанием бесплатной медицинской помощи. При этом, ответственность медицинской страховой компании может наступить в связи с нарушениями, которые не связаны с лечением пациента, в частности, с невыдачей ему по требованию страхового полиса или не предоставлением определенной информации, в результате чего пациент не смог получить необходимую медицинскую помощь. Лечебно-профилактическая организация, осуществляющая свою деятельность в рамках системы обязательного медицинского страхования, должна возместить ущерб владельцу полиса ОМС в случае обращения им за оказанием медпомощи в данное учреждение и не получившему данную услугу в полной мере. В соответствии с российским законодательством неисполнение или некачественное исполнение должностных обязанностей медработниками учреждений, действующих в рамках программы ОМС, влекут за собой гражданско-правовую, дисциплинарную, административную, а также уголовную ответственность. Юридические акты, регламентирующие порядок государственной медицинской помощи в рамках программы ОМС:

    Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

    Федеральный закон от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (гл. 59 "Обязательства вследствие причинения вреда").
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 г. № 158н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования.
  • Приказ Минздрава России от 15.05.2012 г. № 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению".
  • Приказ Минздрава России от 20.06.2013 г. № 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи".
Полисы ОМС, которые были выданы гражданам до вступления в силу Закона об обязательном медицинском страховании, имеют срок действия до их замены на полис ОМС нового образца.

Дарья

Добрый день) Интересует такой вопрос: хотела записаться на консультацию к врачу офтальмологу в г.Саратов на Вольскую12 , раньше лежала несколько раз, делали операции, состою на учете в этой больнице. Имею ли я право на бесплатную консультацию? (хотела просто провериться, узнать ли изменилось зрение? чтоб выписали новый рецепт. пришла записываться, мне сначала сказали 700 р прием, затем 1000,а затем сказали берите 2000.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Дарья! В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи граждане имеют право на первичную медико-социальную помощь в случае заболеваний глаза. Поэтому Вас должны принять бесплатно.

Анастасия

Добрый вечер.у меня такой вопрос.я сбила чел.лечение было 2 неделе.человеку всё выплатила, претензий ко мне не имеет....есть расписка и суд прошел, приписав штраф. Чел.попался понимаюий) спустя 1.5 года омс на меня подали в суд и просят выплатить всё что было по полису. Скажите имееют право? Разводят меня? Пути решения. Спасибо!

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Анастасия! К сожалению для Вас, такое право предоставлено страховой компании действующим гражданским законодательством, так как возмещение вреда должно быть осуществлено причинителем вреда. А если за него вред потерпевшему возмещается другим лицом, то данное лицо в порядке регресса вправе требовать компенсации причиненного ему ущерба в результате страховой выплаты.

Наталья

Добрый вечер! Подскажите пожалуйста вот в таком вопросе. Я прописана в Брянской области,а прохожу лечение (у меня множественная миелома) по временной регистрации в Калуге. Если я поехала в Брянскую область (к себе домой) на несколько месяцев и заболела ОРЗ, имею ли я право на бесплатную медицинскую помощь в Брянской области. Полис я получала в Брянской области, когда поехала лечиться в Калугу, то в Калуге мне делали отметку в полисе ОМС по этой временной регистрации.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Наталья! Никаких препятствий для получения медицинской помощи в рамках ОМС на территории Брянской области нет, ведь Вы там прописаны и Вам обязаны по полису ОМС оказать медицинскую помощь.

Вячеслав

Здравствуйте, должен ли я покупать пластину для операции на ключице? В одной больнице мне написали купить даже перчатки.Гражданин России, полис есть.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Вячеслав! Если операция входит в программу государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, то покупать все, что нужно для операции, Вы не обязаны. Но другое дело, что в этом случае по закону могут поставить пластину плохого качества и Вам рекомендуют купить пластину более лучшего качества. А соглашаться или нет, это уже Ваше личное дело.

Алексей

Добрый день! подскажите пожалуйста-есть ли какие-то льготы или законы о мед. обслуживании жителей юго-востока Украины? Жена беременна, попробовали стать на учет в женскую консультацию поликлиники, нам заявили, что в 2017 году постановка на учет платная-19000 рублей. В прошлом году по указу Путина была бесплатной, в этом уже "лафа для вас закончилась-платите!". Действительно ли был такой указ и действительно ли он уже не действует? Заранее благодарен за ответ!

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Алексей! Действующее законодательство об охране здоровья граждан не содержит исключений для граждан Украины в части получения ими бесплатной медицинской помощи, если они не постоянно проживают на территории России и у них нет полиса ОМС. В Вашей ситуации медицинские услуги (в части постановки на учет в женскую консультацию) оказываются на платной основе. Экстренная медицинская помощь (например, принятие родов) может быть оказан бесплатно.

Валентина

Я, Марочек Валентина,россиянка, имею страховой медицинский полис. По стечению обстоятельств,я, в данный момент живу в сельской местности в Новоазовском районе Донецкой области. Страшная болезнь отобрала мое здоровье, испытывая страшные боли я лишена возможности самостоятельно передвигаться. Имею ли я право, проживая на территории Новоазовского района Донецкой области, воспользоваться моей страховкой и что для этого надо??? С уважением к ВАМ = Валентина.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Валентина! Страховой полис ОМС российского образца не действует на территории других государств. Поэтому использовать его там Вы не можете. Возможно, по законодательству ДНР Вы имеете право на бесплатную медицинскую помощь.

Вадим

Здравствуйте. После операции мне сложно передвигаться. Врач назначил ежедневно ставить уколы, как внутримышечно, так и внутривенно. Можно ли мне сделать так, чтобы медсестра из поликлиники приходила ко мне домой чтобы ставить необходимые уколы.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Вадим! Если врач усмотрит для этого медицинские показания, то медицинская помощь в виде уколов может быть оказана и на дому.

Надежда Александровна

Ребёнку нужна срочная реабилитация после сломанного позвоночника,для поездки в клинику Рошаля, куда нас готов отослать Минздрав Удмуртии,нужна справка об инвалидности. Справку делают только через 3-5 месяцев ввиду того,что "дети встают", как сказала нам замглавврача поликлиники. Правомерно ли это? Там,где выдают справки,сказали,что надо заключение МСЭ. Врачи приходили на дом,запись сделали, и что? Без справки нужно оплатить билеты в оба конца.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Надежда Александровна! Вообще непонятно, зачем нужна справка об инвалидности, если ребенок признан инвалидом. В этом случае должно быть на руках заключение МСЭ и справка об инвалидности, она выдается всем инвалидам.

Игорь

Здравствуйте.Я гражданин России.На данный момент у меня нет регистрации.Могу я получить медицинскую помощь?Полюс ОМС есть.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Игорь! Так как Вы имеете полис ОМС, то вправе рассчитывать на получение бесплатной медицинской помощи в рамках государственной программы обязательного медицинского страхования. Кроме того, право на экстренную и неотложную помощь гарантируется всем без исключения гражданам.

Александр

Здравствуйте. Имею ли я право на бесплатные медицинские услуги участкового терапевта при оформлении медицинской карты на посещение группы оздоровительного плавания. Я пенсионер, имею полис ОМС.

По результатам расширенного заседания Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Советом было принято решение «О платных медицинских услугах в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения», которое и легло в основу настоящей главы, тем более что проект решения был подготовлен мною.

Совет установил, что ч. 1 ст. 41 Конституции России гласит: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

В то же время во время жесткого дефицита государственного финансирования было принято постановление Правительства РФ от 13.01.1996 г. № 27 «Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями», которое в недавнем прошлом позволило здравоохранению выжить за счет денег граждан. Установленные правила определяют порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению (дополнительных к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи), в частности, и в государственных, и в муниципальных учреждениях здравоохранения.

В развитие этого постановления в субъектах РФ были приняты приказы о предоставлении платных медицинских услуг населению в государственных и муниципальных учреждениях с утверждением перечней платных медицинских услуг, куда вошли все возможные медицинские услуги, а не только дополнительные к гарантированному объему бесплатной помощи, как это предписано вышеуказанным постановлением Правительства РФ. Например, приказ Министерства здравоохранения Московской области 15.08.2005 г. «Об утверждении перечня услуг, оказываемых государственными учреждениями здравоохранения Московской области на платной основе» содержит около четырех тысяч видов медицинских услуг.

В этой ситуации платность медицинских услуг в России приобрела массовый характер. Возрастание количества платных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения происходит, в частности, из-за ухудшения качества медицинской помощи в бесплатной системе здравоохранения, создании различных препятствий при ее оказании. Граждан «выдавливают» из бесплатной в платную систему здравоохранения, не оставляя им порой выбора.

Таким образом, даже частичное разрешение оказывать платные услуги в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения предопределило неизбежность расширения этого сегмента за счет бесплатного.

Скрытая и явная платность в государственных и муниципальных учреждениях стала препятствием для получения медицинской помощи миллионами граждан России.

Большая часть населения России считает, что имеет право на медицинскую помощь, которая должна быть бесплатной и доступной, хотя уже не верит в возможность ее получения. Лишь малая часть населения способна оплачивать медицинскую помощь в полном объеме и меньше половины населения способно осуществлять частичную оплату.

По заявлению Федеральной антимонопольной службы России, в результате смешения платности и бесплатности в одном и том же учреждении деформирована структура цен на медицинские услуги; частные медицинские организации не способны конкурировать с государственными и муниципальными учреждениями, поскольку последние работают на всем готовом, и все, что получают от граждан, является их прибылью. Постановление Правительства РФ от 13.01.1996 г. № 27 «Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» сегодня стало тормозом в развитии здравоохранения. Платные услуги развращают врачей. Денег в здравоохранении достаточно.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития сообщила, что провела массовую проверку платных медицинских услуг почти в половине субъектов РФ и выявила множество нарушений в этой сфере.

В то же время главные врачи государственных и муниципальных учреждений здравоохранения сообщают о явной недостаточности государственного финансирования, которое не покрывает необходимых затрат на медицинскую помощь. Заработные платы врачей в 2–5 раз меньше, чем они хотели бы иметь, коммунальные платежи и иные расходы по содержанию имущества государственных и муниципальных учреждений оплачиваются за счет платных услуг. Все это, по их мнению, предопределяет необходимость сохранения платных услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

После расширенного заседания Общественного совета, состоявшегося 12.11.2008 г., обсуждение этой темы достигло Президента России Д.А. Медведева, который на вопрос одного из журналистов ответил следующее:

«…Все, что мы делали в рамках нацпроекта – вот это дополнительное медицинское оборудование, – это все, конечно, укладывается в действующий медицинский стандарт, и услуги на этом оборудовании должны оказываться абсолютно бесплатно. Если же кто-то пытается выкраивать, и, по сути, на имущество, медицинское оборудование, приобретенное за счет федеральных средств, еще что-то там зарабатывать, даже при понимании того, что это может быть и какая-то вполне легальная схема, значит, с этим нужно тоже разбираться, и на самом деле за это тоже нужно наказывать. Если есть информация о том, что это оборудование реально используется за деньги, вы мне дайте информацию, я поручу разобраться и Министерству здравоохранения, но и опять же той же самой прокуратуре. Потому что цель была ровно обратная – дать новое оборудование за счет федеральных средств, и чтобы на нем можно было проводить обследования абсолютно бесплатно».

«Минздрав внес в Правительство проект постановления о государственных гарантиях оказания бесплатной медицинской помощи на 2009 год, который увеличивает подушевой норматив гарантий на человека в год с 4,5 тыс. руб. в 2008 году до 7,6 тыс. руб., или на 70 %».

Указанная в данном сообщении сумма касается не пациента, а гражданина России. При этом не все граждане ежегодно обращаются к врачам.

В этой ситуации Совет посчитал необходимым отметить

1. Оказание гражданам платных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, где оказывается большинство всех медицинских услуг в РФ, противоречит ч.1 ст. 41 Конституции РФ, которую нельзя читать иначе, как: «Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданами бесплатно за счет … граждан».

2. Признание Конституционным Судом РФ постановления Правительства РФ от 13.01.1996 г. № 27 «Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» не соответствующим ч.1 ст. 41 Конституции РФ в части оказания платных услуг гражданам в государственных и муниципальных учреждениях повлечет за собой право граждан на возврат уплаченных за эти услуги средств. Это может обанкротить систему здравоохранения.

3. Понятие «дополнительных» услуг к гарантированному перечню бесплатных медицинских услуг, декларированное законодательством, создает хаос, поскольку это понятие невозможно нормативно определить.

4. Одну услугу можно одновременно «продать» разным источникам финансирования: бюджетам – федеральному, региональному, муниципальному (ОМС, ДМС, научным исследованиям, предприятиям и организациям, гражданам и т. п.), что делает невозможным установить количество медицинских услуг в России, а также их истинную стоимость, а значит, провести корректные макроэкономические расчеты.

На основании изложенного Совет счел необходимым обратиться в различные государственные органы для разрешения следующих вопросов

1. Получение компетентных разъяснений законности оказания платных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

2. Вывод платных (за счет граждан) медицинских услуг из государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, поскольку эти услуги уже оплачены из других источников финансирования.

3. Создание открытой, отвечающей возможностям и интересам населения России модели здравоохранения, не позволяющей манипулировать финансовыми потоками и возлагать бремя оплаты на граждан, уже оплативших медицинскую помощь посредством налогов, взносов иных обязательных платежей, или тем более на граждан, не способных оплачивать медицинскую помощь вовсе.

Правовая составляющая

Согласно ст. 120 ГК РФ учреждением (организационно-правовая форма, к которой, в частности, относятся государственные и муниципальные учреждения здравоохранения) признается организация, созданная собственником для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. В нашем случае такой функцией следует считать медицинскую помощь гражданам.

Представление населения России о том, что оно имеет право на бесплатную медицинскую помощь, базируется на приведенной ст. 41 Конституции РФ, поскольку никаких иных упоминаний бесплатной медицинской помощи Конституция РФ не содержит. В таком представлении данная норма выглядит как обязательство государства оказывать бесплатную помощь гражданам в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Такое понимание позволяет гражданам требовать реализации этой нормы права в суде, апеллируя к ней как к составной части (содержанию) права на медицинскую помощь. Вполне обоснованно предположение, что граждане при принятии Конституции РФ в 1993 г. голосовали именно за такое ее понимание, и в этом смысле неправомерно допускать ухудшения положения граждан иными толкованиями закона.

Но упомянутое выше постановление Правительства РФ предлагает читать эту статью иначе, а именно: «Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет… граждан ».

Понятно, что получается тавтология, а не норма права, и так Конституцию РФ читать нельзя. Следует понимать, что не имеет значения, о какой медицинской помощи идет речь – об оказываемой в рамках базовой программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи или о дополнительной к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи (этих понятий Конституция РФ не знает). Важно – где оказывается помощь бесплатно. Это определено Конституцией РФ: в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. И важно, что после слова «бесплатно» можно поставить точку, поскольку именно в первой части сформулирован смысл обязательств государства и вытекающие из него обязанности государственных и муниципальных учреждений оказывать медицинскую помощь бесплатно – значит, в первой части сформулировано и право граждан.

С точки зрения этого права гражданину все равно, из каких именно источников государство будет обеспечивать финансирование бесплатной медицинской помощи.

В этом смысле любое взимание денег с гражданина на территории государственного или муниципального учреждения следует расценивать как нарушение конституционной нормы.

Однако ряд экспертов считает, что смысл указанной конституционной нормы состоит в том, что она указывает не на право граждан на бесплатную помощь (поскольку прямо такое право не оговаривается), а на источники финансирования бесплатной медицинской помощи, то есть ключевым является не право на бесплатную помощь, а поименование источников финансирования бесплатной медицинской помощи, за счет которых эта помощь оказывается.

Однако такое толкование нельзя признать корректным по следующим причинам.

Решающий довод уже был высказан – при любом толковании нельзя оказывать помощь в государственных и муниципальных учреждениях гражданам бесплатно за счет граждан . Это исключает саму возможность оказания помощи за счет средств граждан в государственных и муниципальных учреждениях.

Кроме того, Конституция РФ – источник права граждан. Глава 2 Конституции РФ, куда входит и ст. 41, так и называется: «Права и свободы человека и гражданина». То есть в ней и содержатся нормы права граждан, а не указания на источники финансирования, с помощью формирования которых будет реализовано право (вообще-то Конституция РФ не должна опускаться до таких мелочей и конкретики).

Если приведенная норма – не источник права, а перечень источников финансирования бесплатной помощи, то оказание бесплатной помощи поставлено в жесткую зависимость от наличия этих источников – соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Тогда, если нет источников – нет и бесплатной помощи! И граждане не вправе требовать от государства бесплатной помощи и рассчитывать на нее, если нет соответствующего (а несоответствие всегда можно найти) бюджета и страховых взносов (как нет их сейчас, а есть «единый социальный налог»).

В споре с государством и его учреждениями об источниках финансирования и их достаточности гражданин обречен на поражение, поскольку будет спорить с ведущими экспертами страны (чиновниками и госаппаратом) о глубоко экономических, а не правовых материях, в то время когда человеку нужна медицинская помощь (иногда неотложная).

Получается, что такая трактовка лишает граждан права на бесплатную медицинскую помощь. А объемы и формы бесплатной помощи оказываются полностью в зависимости от возможностей, желания и понимания государственного аппарата организовать бесплатную медицинскую помощь. Это – тоталитарная модель, в которой говорить о праве граждан бессмысленно.

Точку в этом споре ставит понятие «других поступлений», поскольку оно является обобщающим для всех возможных источников, исключая, конечно, деньги граждан. С учетом этого довода норма выглядит вполне правовой, а именно: медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет любых источников финансирования, исключая деньги самих граждан.

В 2002 г. М.Ю. Фуркалюк и А.А. Старченко при участии А.В. Саверского пытались обжаловать постановление Правительства РФ № 27 в Верховном Суде РФ. Изначально было ясно, что это дело должен рассматривать Конституционный Суд РФ, поскольку речь идет о противоречии постановления РФ Конституции РФ. Однако простой гражданин обратиться в КС РФ не может. Именно поэтому дело нами было проиграно (Определение от 25.07.2002 г. № КАС02-373 Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации).

Однако это было не полное поражение.

ВС РФ оставил постановление в силе, установив, что утвержденные «Правила определяют порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению (дополнительных к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи) лечебно-профилактическими учреждениями независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, в том числе научно-исследовательскими институтами и государственными медицинскими образовательными учреждениями высшего профессионального образования, и являются обязательными для исполнения всеми медицинскими учреждениями».

Тем самым суд подтвердил, что медицинская помощь в рамках государственной программы государственных гарантий является для граждан бесплатной. Это положение вытекает из ст. 20 Основ законодательства об охране здоровья граждан.

Тогда взимание в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения средств за виды помощи, входящие в программу государственных гарантий, противозаконно. Отмечу, что в базовую программу государственных гарантий входят практически все виды медицинской помощи, за редчайшим исключением типа косметической и пластической медицины – да и то, если речь не идет о восстановлении обезображенного лица или тела.

В то же время Верховный Суд РФ отмечает:

«В кассационной жалобе заявитель ссылается также на несоответствие Правил ст. 41 Конституции РФ, предусматривающей, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.

С таким утверждением Кассационная коллегия согласиться не может, поскольку согласно Основам законодательства РФ об охране здоровья граждан в России гарантирован объем бесплатной медицинской помощи в соответствии с программами».

Здесь невозможно согласиться с Кассационной коллегией ВС РФ. Так, если в первом абзаце коллегия упоминает Конституцию РФ и Правила как коллизию, которую требует устранить заявитель (при этом суд напрямую не соглашается с конституционной нормой), то, отвечая ему, суд мотивирует свое мнение Основами законодательства, то есть нормой федерального закона (забыв о том, что федеральная норма ниже конституционной), которая звучит буквально так:

«…Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации…»

Как видно из последней нормы, она ничего не говорит о том, где именно граждане имеют право получить дополнительные медицинские и иные услуги, и, таким образом, данное правило не может быть распространено на государственные и муниципальные учреждения, поскольку подобное толкование непосредственно противоречит Конституции РФ, превращаясь в уже указанную тавтологию «бесплатно за счет пациента».

Поэтому ВС РФ разрешил этот спор в рамках своей компетенции, без учета положений Конституции РФ. Окончательное слово остается за Конституционным Судом РФ.

Уже было сказано, что, к сожалению, как это следует из нижеприведенных норм, обратиться в Конституционный Суд РФ простой гражданин не может. Поскольку у общественности возникают вопросы о конституционности постановления Правительства РФ от 13 января 1996 г. № 27, Правительству РФ, очевидно, имеет смысл самому обратиться в Конституционный Суд РФ для окончательного разрешения этого вопроса.

Извлечение из Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»

Статья 84. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации

Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности указанных в статье 125 (часть 2) Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними обладают Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Извлечение из статьи 125 Конституции РФ:

2. Конституционный суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации…

Любое взимание денег в государственном или муниципальном учреждении здравоохранения может быть обжаловано следующим образом.

ОБРАЗЕЦ ИСКА О ВОЗМЕЩЕНИИ НЕПРАВОМЕРНО ПРИЧИНЕННОГО УЩЕРБА

Межрайонный суд г. N

От Иванова Ивана Ивановича,

проживающего по адресу:

Иваново, ул. Ивановская, д. Х

Ответчик: поликлиника № Х г. N

о возмещении неправомерно причиненного ущерба

19.07.2008 г. я обратился в поликлинику № Х г. N за медицинской помощью в связи с болью за грудиной. Мне было предложено сделать рентгеновский снимок на платной основе. Поскольку я беспокоился о своем здоровье, я не стал спорить и уплатил 200 руб. за снимок.

Поликлиника № Х г. N является муниципальным учреждением здравоохранения, что видно из ее статуса, указанного при входе в поликлинику, что, очевидно, подтверждается также и ее Уставом и свидетельством о регистрации юридического лица.

бесплатно…».

Согласно ч.1 ст. 15 Конституции РФ: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

Таким образом, медицинская помощь муниципальным учреждением Поликлиникой № Х не может оказываться за счет взимания денег с граждан.

На основании изложенного прошу обязать ответчика вернуть мне уплаченные Поликлинике № Х г. N 200 руб.

Квитанцию об оплате прилагаю.

Дата. Подпись

В том случае, если с вас требуют деньги в государственном или муниципальном учреждении, а вы не готовы (и правомерно) их платить, в прокуратуру или суд может быть также направлено заявление об устранении нарушения права следующего характера.

ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЯ ПРАВА

Прокурору г. N

От Иванова Ивана Ивановича,

проживающего по адресу:

Иваново, ул. Ивановская, д. Х

Заявление

об устранении нарушения права

19.07.2008 г. я обратился в Поликлинику № Х г. N за медицинской помощью в связи с болью за грудиной. Мне было предложено сделать рентгеновский снимок на платной основе. Однако я считаю данное требование неправомерным по следующим основаниям.

Поликлиника № Х г. N является муниципальным учреждением здравоохранения, что видно из ее статуса, указанного при входе на территорию больницы, что, очевидно, подтверждается также ее Уставом и свидетельством о регистрации юридического лица.

В соответствии с ч.1 ст. 41 Конституции РФ «Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно…».

Согласно ч.1 статьи 15 Конституции РФ: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

Таким образом, медицинская помощь муниципальным учреждением Поликлиникой № Х не может оказываться за счет взимания денег с граждан, и попытка Поликлиники № Х г. N навязать мне платную услугу нарушает мои конституционные права.

На основании изложенного

1. Вынести представление на имя руководства указанной поликлиники об устранении нарушения права при оказании мне медицинской помощи.

2. Принять меры к отмене платных услуг в Поликлинике № Х г. N в дальнейшем.

Дата. Подпись

Отмечу, что имеется письмо Минздравсоцразвития от 18.08.2008 г. № 5985 о платных медицинских услугах (ответ на запрос Росздравнадзора), из которого, в частности, следует: «Замещение бесплатной медицинской помощи платными услугами в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения недопустимо… Следует отметить, что дефицит финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий в субъектах Российской Федерации не является обоснованным аргументом обязательств государства по предоставлению гражданам бесплатной медицинской помощи платными медицинскими услугами».

Метки: , Предыдущая запись
Следующая запись

Просмотров