Способы защиты жертв вооруженных конфликтов. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов


Современное международное право предписывает государствам воздерживаться от применения силы или угрозы силой при разрешении споров и конфликтных ситуаций между ними и признает агрессивную войну преступлением против мира. Однако, юридическое запрещение войны еще не означает, что уже больше нет источников, порождающих войны. Это вызывает необходимость правового регулирования большого круга общественных отношений, возникающих в ходе вооруженных конфликтов. При этом целью такого регулирования является их максимальная гуманизация.

Жертвы войны - это лица, которые не принимают непо­средственного участия в военных действиях или прекратили такое участие с определенного момента: раненые и боль­ные комбатанты и некомбатанты, военнопленные, граждан­ское население, в том числе оккупированных территорий.

В настоящее время основными международными актами в области защиты жертв войны являются четыре Женевские конвенции 1949 г., проекты которых были подготовлены при участии Международного Комитета Красного Креста, а также два Дополнительных протокола к ним 1977 г.

Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава воо­руженных сил на море;

Конвенция об обращении с военнопленными;

Конвенция о защите гражданского населения во вре­мя войны.

По смыслу Женевской конвенции 1949 г. “Об обращении с военнопленными” под “военнопленным” понимается лицо, попавшее во власть неприятеля из состава вооруженных сил другой воюющей державы.

Военнопленными являются:

· личный состав вооруженных сил воюющей стороны;

· партизаны;

· личный состав ополчения и добровольческих отрядов;

· личный состав организованных движений сопротивления;

· некомбатанты;

· члены экипажей судов торгового флота и гражданской авиации;

· стихийно восставшее население, если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны.

В разделе 2 Конвенции “Постановления общего характера о защите военнопленных” устанавливается, что “военнопленные находятся во власти неприятельской державы, но не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен”; с военнопленными следует всегда обращаться гуманно. Ни один военнопленный не может быть подвергнут физическому калечению или же научному или медицинскому опыту. Эти положения Конвенции распространяются на всех военнопленных независимо от их расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений и т.д.

Конвенция устанавливает, что военнопленный при допросе должен назвать свою фамилию, имя и звание, год рождения и личный номер. К военнопленным нельзя применять меры принуждения для получения какой-либо информации от них. Все вещи личного пользования, кроме оружия, остаются у военнопленных.

Ценные вещи могут отбираться только по соображениям безопасности. Деньги заносятся на кредит лицевого счета военнопленного.

Пленный – не преступник, а обезоруженный противник, временно находящийся во власти неприятельского государства. Поэтому лишение его свободы должно носить предупредительный, а не карательный характер. Военнопленные должны размещаться в лагерях в условиях, не менее благоприятных, чем условия, которыми пользуются армия противника, расположенная в этой местности. Питание военнопленных должно быть достаточным по количеству, качеству и разнообразию.

Военнопленным обеспечивается медицинская помощь и сохраняется за ними свобода вероисповедания.

Военнопленные должны отдавать честь всем офицерам, а военнопленные офицеры – только старшим по званию.

Применение оружия против военнопленных рассматривается как чрезвычайная мера и она не может применяться без предупреждения.

Конвенция подробно регламентирует вопросы, связанные с работой военнопленных. Солдаты могут использоваться на подходящих работах с учетом возраста, звания и физических возможностей. Офицеры ни в коем случае не могут принуждаться к работам. Статья 50 перечисляет те работы, на которых могут использоваться военнопленные: сельское хозяйство, работы по домашнему хозяйству, торговая деятельность, погрузочно-разгрузочные работы на транспорте. Нельзя использовать военнопленных на работах, носящих военный характер или опасных для жизни работающих.

Военнопленных нельзя лишать права переписки с семьей; они имеют право получать письма, посылки с продуктами питания, одеждой и т.д. Военнопленные могут представлять просьбы военному командованию, под властью которого они находятся, посылать жалобы представителям державы покровительницы. Военнопленные подчиняются законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах пленившего их государства.

За совершение преступления военнопленного судит военный суд; воспрещаются всякие коллективные наказания за индивидуальные проступки.

Полный список военнопленных воюющие сообщают:

Своему справочному бюро;

Державе-покровительнице;

Международному Комитету Красного Креста в Женеве.

Военнопленные освобождаются и репатриируются тотчас же по прекращению военных действий.

Режим раненных и больных. Термин “раненные и больные” включает раненных и больных военнослужащих и гражданских лиц, которые нуждаются в медицинской помощи или уходе. Этот термин в данном случае охватывает раненных, больных, лиц, потерпевших кораблекрушение, беременных женщин, кормящих матерей, новорожденных и др.

Конвенции устанавливают, что все раненные и больные, независимо от расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения, пользуются одинаковым покровительством.

В отношении раненных и больных запрещены следующие действия:

· посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийств, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания;

· взятие заложников;

· посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение;

· осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий.

Данные положения относятся к раненным и больным, санитарному и духовному персоналам, принадлежащим к вооруженным силам сторон, находящихся в конфликте, и принятым или интернированным на их территории, а так же к личному составу ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав вооруженных сил воюющего государства, лиц, следующих за вооруженными силами, но не входящих в их состав, на военных корреспондентов, личный состав рабочих команд или служб, обслуживающих вооруженные силы, а также на население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие, если оно носит его открыто и соблюдает законы и обычаи войны.

После каждого боя воюющие обязаны принимать меры к розыску раненых и умерших, к ограждению их от ограбления или дурного обращения. Предание земле или сожжение трупов производится только после тщательного медицинского осмотра. Могилы оборудуются так, чтобы их можно было найти в любое время.

Подвижные санитарные формирования и постоянные санитарные учреждения пользуются покровительством и охраной воюющих и не являются объектом нападения. Подвижные санитарные формирования, если они попадут во власть противной стороны, сохраняют свою материальную часть и сопровождающий их личный состав. Однако противник может пользоваться ими для ухода за ранеными и больными своей армии.

Летательные аппараты, применяющиеся исключительно для эвакуации раненых и больных и для перевозки санитарного личного состава и имущества, пользуются покровительством. Такие самолеты должны иметь ясно видимый отличительный знак.

Раненые и больные воюющей армии, попавшие во власть неприятеля, считаются военнопленными, и к ним должен применяться режим военного плена. Против санитарных формирований и их личного состава запрещаются репрессии.

Положение мирного населения во время войны. Положение мирного населения во время войны определяется Гаагскими конвенциями 1907 г., Женевской конвенцией 1949 г. “О защите гражданского населения во время войны” и др. международно-правовыми актами. В этих общепризнанных документах устанавливается, что “честь и права семейные, жизнь отдельных лиц и частная собственность, равно как и религиозные убеждения и отправления обрядов веры, должны быть уважаемы. Запрещается атаковать или бомбардировать каким бы то ни было способом незащищенные города, селения, жилища или строения.

Прямая защита гражданского населения отражена во многих резолюциях ГА ООН. Так, резолюция 2675 (ХХУ) от 9 декабря 1970 г. закрепила с учетом НТР в военном деле "основные принципы защиты мирного населения в период вооруженных конфликтов".

Анализ имеющихся международных актов дает основание сформулировать следующие правовые принципы зашиты гражданского населения:

1. Основные права человека, как они признаны в международном праве, продолжают существовать и в период вооруженных конфликтов.

2. При ведении военных действий должно проводиться различие между лицами, активно участвующими в них (комбатантами), и гражданским населением.

3. Воюющие стороны при ведении боевых действий обязаны прилагать все усилия к тому, чтобы оградить гражданское население от разрушительных действий войны и принимать все необходимые меры предосторожности для того, чтобы избежать физических страданий, гибели гражданского населения или нанесения ему ущерба.

4. Запрещаются акты насилия или угрозы насилия, имеющие единственной целью запугать иди терроризировать население.

5. Защищаются жилые здания и другие сооружения, которые используются только гражданским населением, они не должны быть объектом прямых военных операций.

6. Защищаются места и районы, отведенные единственно для защиты гражданского населения. Сюда должны быть отнесены госпитальные зоны и подобные им места.

7. Воюющие стороны не превращают гражданское население или отдельное гражданское лицо в объект репрессалий принудительного перемещения или иных посягательств на их неприкосновенность.

Защита культурных ценностей во время войны. Учитывая, что в ходе вооруженных конфликтов прошедших лет культурным ценностям был нанесен большой ущерб, и что вследствие развития военной техники они подвергаются угрозе еще большего разрушения, имея в виду, что наносимый ущерб культурным ценностям каждого народа является ущербом для культурного наследия всего человечества, а также принимая во внимание необходимость сохранения культурного наследия для народов мира, на международной конференции, созванной ЮНЕСКО в Гааге, была разработана и 14 мая 1954 г. подписана конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

Согласно ст.1 Конвенции, культурными ценностями считаются независимо от происхождения и владельца:

· памятники архитектуры, искусства и истории, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, произведения искусства, рукописи, книги, а также научные коллекции или военные коллекции книг и материалов;

· здания, главным и действительным назначением которых является сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей, то есть музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а также укрытия, предназначенные для сохранения культурных ценностей;

· центры, в которых имеется значительное количество культурных ценностей, указанных в п. “a” и “b”, так называемые “ центры сосредоточения культурных ценностей”.

Защита культурных ценностей включает охрану и уважение этих ценностей.

Согласно ст.4 Конвенции, уважение культурных ценностей состоит в обязанности:

· запрещать использование культурных ценностей, сооружений для их защиты и непосредственно прилегающих к ним участков в целях, которые могут привести к разрушению или повреждению этих ценностей в случае вооруженного конфликта;

· запрещать, предупреждать и пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любые акты вандализма в отношении этих ценностей;

· запрещать реквизицию и воздерживаться от принятия любых репрессивных мер, направленных против культурных ценностей.

Наиболее важные культурные ценности на основании ст.8 Конвенции берутся под специальную защиту и включаются в Международный реестр культурных ценностей. Этот реестр ведется Генеральным директором ЮНЕСКО. Копии хранятся у Генерального секретаря ООН и у каждой стороны, находящейся в вооруженном конфликте. С момента включения в Международный реестр эти ценности получают военный иммунитет, и воюющие обязаны воздерживаться от любого враждебного акта, направленного против них. Культурные ценности, находящиеся под специальной защитой во время вооруженного конфликта, должны быть обозначены специальным знаком. Отличительный знак Конвенции представляет собой щит, заостренный снизу, разделенный на 4 части синего и белого цвета. Этот знак употребляется однократно или троекратно в виде треугольника (один знак внизу) для идентификации культурных ценностей, находящихся под специальной защитой.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите источники международного гуманитарного права.

3. Перечислите средства ведения войны.

4. На каких работах не могут использоваться военнопленные?

5. Перечислите правовые принципы защиты гражданского населения.

Литература:

1. Международный пакт о гражданских и политических правах. Резолюция ГА ООН 2200 А (XXI) от 16 декабря 1966 г. См.: Центр ООН по правам человека, Права человека: Сборник международных договоров, 2007.- С. 20-40.

2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Резолюция ГА ООН 2200 А (XXI) от 16 декабря 1966 г. См.: Центр ООН по правам человека, Права человека: Сборник международных договоров, 2007.- С. 8-19.

3. Устав Совета Европы // Собрание законодательства РФ. 1997. - № 12. -Ст. 1390.

4. Международный Пакт о гражданских и политических правах 1966 г. / Международное публичное право. Сборник документов: в 2 ч. Ч. 1 / Сост. К.А. Бекяшев, Д.К. Бекяшев. М., 2006. - С. 446-458.

5. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. // Собрание законодательства РФ. -2001. № 2. - Ст. 163.

6. Протокол № 14 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод //http://conventions.coe.int/Treaty/EN/Treaties/Html/194.htm

7. Алешин В. В. Международное право вооруженных конфликтов. - М.: Юрлитинформ, 2007. - 200 с.

8. Батырь В.А. Международное гуманитарное право.- М.: Юсгинформ, 2006. 336 с.

9. Калугин В. Ю. Курс международного гуманитарного прав. Минск: Тесей, 2006. - 496 с.

10. Калугин В.Ю., Павлова JI.B., Фисенко И.В. Международное гуманитарное право Минск: Тесей, 1999. - 306 с.

11. Котляров И. И. Вклад России в становление и развитие международного гуманитарного права // Российский ежегодник международного права. 2007.-СПб.: Россия-Нева, 2008. - С. 62-68.

12. Котляров И.И. Международное гуманитарное право. М.: Юрлитинформ, 2006. - 304 с.

13. Ледях И. А. Важная веха в истории развития международного гуманитарного права// Юрист-международник. 2007. - № 1. - С. 2 - 10.

14. Лукашук И.И., Международное право. Особенная часть: Учебник для студентов юридических факультетов и вузов. М., 2007.

15. Лысык В. М. Влияние Международного Комитета Красного Креста на развитие международного гуманитарного права (на украинском языке) // Украинский журнал международного права. Киев. - 2006. - № 2. - С. 74-81.

16. Международное гуманитарное право / под ред. Капустина А. Я. М.: Высшее образование, Юрайт-издат, 2009. - 587 с.

17. Международное публичное право: Учебник/ Под ред. К. Бекяшева, М.: М., 2008.

18. Никонов К. Правовые аспекты защиты детей в вооруженных конфликтах // Московский журнал международного права. 2007. - №4. - С. 216-225.

19. Остроухов Н.В. Территориальная целостность государств в современном международном праве и ее обеспечение в Российской Федерации и на постсоветском про­странстве: Монография. - М.: Юрлитинформ, 2009. 352 с.

20. Остроухов Н. В. Некоторые вопросы кодификации и прогрессивного развития гуманитарного права, применяемого во время вооруженного конфликта немеждународного характера // Московский журнал международного права. 2009. - № 1. - С. 166-176.

21. Шлянцев Д.А. Международное право: курс лекций. – М.: Юстицинформ, 2006. - 256 с.

Предисловие........................................................................................... 4

Тема № 1. Понятие, сущность, источники и принципы международного права. 6

Тема 2. История возникновения и развития международного права. 32

Тема № 3. Субъекты современного международного права............ 58

Тема № 4. Право международных договоров................................... 82

Тема № 5. Право международных организаций и конференций.... 99

Тема № 6. Ответственность в международном праве..................... 124

Тема № 7. Дипломатическое и консульское право........................ 138

Тема № 8. Территория и другие пространства в международном праве. 162

Тема № 9. Право международной безопасности............................. 188

Тема № 10. Международно-правовые средства разрешения международных споров....................................................................................................................... 219

Тема № 11. Международное воздушное право............................... 240

Тема № 12. Международное морское право.................................... 265

Тема №14. Международное право прав человека........................... 312

Тема № 15. Право международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью............................................................................................. 331

Тема №16. Международное экологическое право........................... 350

Тема № 17. Международное экономическое право........................ 380

Тема № 18. Международное гуманитарное право......................... 407

Грипп Эльвина Харисовна

Патрикеев Виктор Евгеньевич

кандидат юридических наук, доцент;

Козлов Александр Павлович

кандидат юридических наук, доцент;

Иванов Павел Васильевич

кандидат юридических наук, профессор,

заслуженный юрист РФ;

Яхина Юлия Харисовна

кандидат юридических наук, доцент;

Коряковцев Юрий Николаевич

кандидат юридических наук, доцент;

Сарсенов Карим Маратович

кандидат юридических наук, доцент;

Захаренко Ирина Сергеевна

кандидат юридических наук;

Жильская Людмила Валентиновна

доктор юридических наук, доцент;

Андрейцо Сергей Юрьевич

кандидат юридических наук, доцент;

Скрипкина Юлия Григорьевна

кандидат юридических наук.

Г ирин Олег Владимирович

магистрант кафедры международного права Кубанского государственного университета

(тел.: 89615915420)

Современные проблемы международной защиты жертв вооруженных конфликтов

Аннотация

Автор в своей публикации подробно рассматривает международное правовое положение жертв войны, подробно анализирует средства и методы ведения войны, проводит анализ международно-правовых актов регулирующих правовое положение субъектов международного права в условиях международных вооруженных конфликтов.

The author in its publications in detail considers the international legal position of the victims of the war, in detail analyses the facility and methods of conduct of the war, conducts the analysis international-legal acts adjusting legal position subject international right in condition international armed conflict.

Ключевые слова: жертвы войны, международное право, вооруженные конфликты, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные конфликты.

Key words: victims of the war, international right, armed conflicts, generally accepted principles and rates of the international right, international conflicts.

оложение государств в мире

П характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений. Россия стремится к формированию идеологии равноправного многополярного мира и не поддерживает концепцию доминирования в международном сообществе развитых западных стран во главе с США, рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права .

Вместе с тем активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях. Попытки игнорировать интересы России при решении крупных проблем международных отношений, включая конфликтные ситуации, способны подорвать международную безопасность и стабильность, затормозить происходящие позитивные изменения в международных отношениях.

Конфликты последних лет (война во Вьетнаме, война в Персидском заливе, недавние события в Косово, а также трагические столкнове-

ния, происходящие в настоящее время в Афганистане и на территориях, оккупированных Израилем , столкновение между Россией и Грузией ) ставят под сомнение существование традиционного различия между "правом Женевы", то есть сводом правил, предоставляющих защиту лицам, которые находятся во власти неприятеля, и "правом Гааги", то есть сводом правил, регулирующих ведение военных действий, а также связь между Международным Комитетом Красного Креста и этими двумя отраслями международного гуманитарного права (условно и проблематично говорить о двух различных отраслях) .

Если рассматривать различия между "правом Женевы" и "правом Гааги", то можно прийти к выводу, что между этими двумя системами норм не существует четко определенной линии раздела. Это можно наглядно проиллюстрировать на конкретных конвенционных нормах.

Конвенция о кассетных боеприпасах, принятая в Дублине 30 мая 2008 года и открытая для подписания в Осло в декабре 2008 года, вступила в силу 1 августа 2010 г. В этой связи следует отметить, что в ходе российско-грузинского конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года гру-

зинская армия точно применяла американские кассетные боеприпасы М-85, запускаемые с установок "Град" . Помимо американских, в конфликте были применены старые советские кассетные боеприпасы, но какая из сторон их применила (или, может быть, обе), остается пока неясным. Ни Грузия, ни Россия не подписывали Конвенции о кассетных боеприпасах. Россия не намерена присоединяться к Конвенции о кассетных боеприпасах, поясняя, что с помощью этого документа страны НАТО пытаются ограничить Россию в применении дешевого и эффективного оружия. По мнению экспертов по внешней и оборонного политике России нет смысла в присоединении к конвенции,которая в реальности не будет исполняться.

Тем не менее, многие нормы Конвенции о кассетных боеприпасах относятся и к "праву Женевы", и к "праву Гааги". Это касается, например, правил, предусматривающих защиту гражданского населения от воздушных и/или артиллерийских бомбардировок: эти нормы можно рассматривать как составную часть права войны в воздухе, а значит - права ведения военных действий. Но эти нормы относятся также и к защите жертв и тем самым - к праву Женевы, так как взрывоопасные остатки кассетных боеприпасов убивают или калечат гражданских лиц, в том числе женщин и детей, препятствуют экономическому и социальному развитию, в том числе вызывая потерю средств к существованию, затрудняют восстановление и реконструкцию в посткон-фликтный период, задерживают процесс возвращения беженцев и внутренне перемещенных лиц или препятствуют ему, могут оказывать негативное воздействие на национальные и международные усилия по миростроительству и оказанию гуманитарной помощи и порождают другие тяжелые последствия, которые могут сохраняться на протяжении многих лет после их применения, если рассматривать последствия таких бомбардировок на земле.

С точки зрения Франсуа-Бернара Уига, появление новых игроков, не являющихся государствами, новых типов оружия и новых идеологических притязаний способствует распространению смешанных или неопределяемых вооруженных конфликтов . По мнению российского конфликтолога Д.М. Фельдмана, существует более 70-ти определений конфликта .

"Нормальными и естественными для международных отношений, - пишет Л.М. Энтин, - являются лишь противоречия. Разрешение их через международный конфликт не только не обязательно, но и вредно, пагубно, недопустимо. Превращение противоречий в конфликты свиде-

тельствует о низком уровне политической культуры, неумении или нежелании добиться разрешения противоречий цивилизованными средствами, которые были зафиксированы еще в конвенциях 1899 и 1907 гг. о мирном разрешении международных столкновений" .

В последнее время термин "конфликт" употребляется в сочетании с определением "вооруженный", обозначая одно из основных понятий международного гуманитарного права (далее -МГП), под которым понимается система норм, отвечающих требованиям гуманности и призванных ограничить последствия вооруженных конфликтов. Это право предоставляет защиту лицам, которые не участвуют или прекратили участвовать в боевых действиях, и ограничивает выбор средств и методов ведения войны.

Международный Комитет Красного Креста дал определение понятия "международный вооруженный конфликт" в комментарии к Женевским конвенциям 1949 г. как "любое противоречие, возникающее между двумя государствами и ведущее к вторжению вооруженных сил, даже если одна из сторон отрицает состояние войны. Продолжительность конфликта и количество жертв не имеют значения" . Протокол № I 1977 года добавляет, что международный вооруженный конфликт включает войны за национальное освобождение или самоопределение.

Одной из проблем, возникающих при смешении понятий "международный и/или внутренний вооруженный конфликт" , является то, что сильная сторона начинает лучше осознавать международно-правовую пробельность реализации угроз, т.е. существующие формы агрессии, которой могут подвергнуться современные государства и характер которых трудно определить, так как правовая регламентация имеет пробелы и не поспевает за высокотехнологичными фактическими обстоятельствами. Этот тезис говорит о том, что этот факт трудно определить как акт войны, который бы оправдал тот или иной акт возмездия. К таким обстоятельствам относится: "информационные войны" , "кибер войны" , название, которое охватывает все акты агрессии, которые могут осуществляться виртуально и дистанционно, обычно с анонимного компьютера или из компьютерной сети.

Это примеры возникновения новейших проблем в международном гуманитарном праве, в появлении виртуальных и/или смешанных вооруженных конфликтов, которые характерны для современного времени.

С точки зрения заместителя директора Института проблем информационной безопасности МГУ им. М.В. Ломоносова В. Ященко, вопрос о ре-

альном применении информационного оружия пока не перешел в практическую плоскость, а в информационных войнах главные усилия должны быть направлены на решение международно-политических вопросов .

Тем не менее, когда совершается "кибер нападение" на государство, возникает проблема обнаружения агрессора (откуда совершено нападение и кто на самом деле контролирует сайты и серверы, с которых оно совершено?) и становятся актуальными вопросы: Кто руководит нападением? Правительственная служба? Наемники, которых можно "нанять" по Интернету? Частное лицо, криминальная или террористическая группировка? Как оценить ущерб и когда можно рассматривать нападение как акт войны, особенно если никто не был убит? Касается ли все это частных или общественных интересов? Как защитить интересы жертв компьютерных и/или информационных войн?

Так, в ходе подготовки и проведения США и Великобританией односторонней военной акции в обход Совета Безопасности ООН против Ирака одну из ключевых ролей сыграло ее тщательное и заблаговременное информационно-психологическое обеспечение (наличие в этой стране оружия массового уничтожения), которое стало основанием для вторжения. Экс-глава Комиссии ООН по наблюдению, контролю и инспекциям (ЮНМОВИК) Ханс Бликс на слушаниях по британскому участию в войне в Ираке выразил уверенность, что вторжение в страну в 2003 году было незаконным, и подверг сомнению качество разведданных, собранных западными странами для оправдания военной операции. Оружие массового уничтожения найдено не было, а вооруженный конфликт, построенный на информационной угрозе, продолжается и по сей день.

Следует отметить, что силы и средства обеспечения национальной безопасности сосредоточиваются во внутриполитической, экономической, социальной, международной, информационной, военной и оборонно-промышленной сферах... .

В национальном аспекте, к совокупности официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения безопасности, к внешним источникам угроз, например информационной безопасности Российской Федерации, отнесена разработка рядом государств концепций информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, сохранности информационных ресурсов, получе-

ние несанкционированного доступа к ним . Некоторые авторы, как правило, зарубежные, мониторинг безопасности, определяющийся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства, рассматривают как тотальный контроль в Интернете . Хотя этот баланс интересов весьма хрупок, условен и относителен.

Вызывает серьёзную озабоченность другой вопрос, а именно: какие ответные действия предпринять, например, при ответе на виртуальную агрессию вредоносными программными средствами (вирусами, ботнетами) - физической бомбардировкой?, а еще труднее принять меры по согласованию межгосударственного позиционного восприятия в рамках Организации Объединенных Наций. По сути, важнейшие глобальные информационные структуры, например Интернет, -в значительной степени находится вне сферы международного правового регулирования.

Политическое решение Страсбургского суда, осудившего бывшего руководителя партизанского отряда Василия Кононова, создало казус, но не прецедент..., когда бывшие борцы с нацизмом оказались вне закона в Европе. В. Кононов - жертва войны, требующая защиты, или комбатант, нарушающий "право Женевы"? Именно по инициативе России правила ведения партизанской войны сформулировал русский профессор Ф.Мартенс, которые вошли в состав Гаагской конвенции 1899 г., а затем совершенствовались в последующих международных документах.

В рассматриваемом аспекте следует отметить, что в годы войны погибло около 3 миллионов гражданского немецкого населения, изгнано 16 миллионов немцев из Восточной Пруссии, Померании, Судет, Силезии, стран Восточной Европы, 8 миллионов мирных граждан, убито в СССР, 3 миллиона убито польских граждан и мирных граждан других стран. Латвия заявила, что решение суда является подтверждением принципа международного права. А в России и ряде других стран считают, что вердикт стал пощечиной всем силам сопротивления нацизму в Европе .

Следует подчеркнуть, что кодификация МГП в мировом масштабе началась в XIX веке. С тех пор государства приняли целый ряд правил, учитывающих горький опыт войны в современных условиях и направленных на установление строго равновесия между требованиями гуманизма и военными интересами государств. Но интересы меняются и "аналоговые" вооруженные конфликты трансформируются в "цифровые", либо с использованием других психических и/или высо-

котехнологичных средств и методов ведения таких войн . Эти отношения усложняется тем фактом, что кибер нападение следует логике хаоса (чем больший беспорядок оно создает и, следовательно, чем больше времени, энергии и финансов потрачено, тем оно эффективнее), и сложно получить результат соотношения между желаемым и полученным эффектом, особенно, через призму эффективности права .

Давая объективную политико-правовую оценку актуальным вопросам и проблемам международного гуманитарного права, основанных на нормах действующего международного права, для понимания современной сущности международных вооруженных конфликтов в гуманитарном разрезе, на наш взгляд, необходимо согласиться с тезисом Якоба Келленбергера (президента Международного Комитета Красного Креста), - "Ни одна война не может быть выше международного гуманитарного права". Это означает, что России следует рассмотреть возможность её участия в Конвенции о кассетных боеприпасах и Европейской конвенции о киберпреступности (ETS № 185), так как принятие качественной международно-правовой нормы означает, что ее применение и реализация приводит именно к тому оптимальному результату и достижению той конкретной гуманитарной цели, которая была установлена сторонами при разработке и принятии международных соглашений .

1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 // Собрание законодательства РФ. 2009. Ст. 2444. 18 мая; Бжезинский З. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы)/Пер. О. Ю. Уральской//М., 1998.

2. Геграева Л. Х. Роль ООН в урегулировании международных конфликтов: На примере арабо-израильского, руандийского и иракского конфликтов. Диссертация... кандидата политических наук. М., 2005; Черноудова М. С. Правовые проблемы мирного урегулирования международных конфликтов в рамках международных организаций: диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.10 М., 2006; Окран Сидней Самуэль. Роль печати в освещении и урегулировании вооруженных конфликтов на африканском континенте: 1990-2007. дис.... канд. фи-лолог.наук. М., 2009; Боженко В.А. Международно-правовые основы участия России в урегулировании вооруженных конфликтов на терри-

тории Содружества Независимых Государств: дис.... канд. юр. наук: 12.00.10М., 2001; Феду-няк С. Г. Політичний вимір системи безпеки євроатлантичного простору і нових незалежних держав: дис... д-ра політ. наук: 23.00.04 / НАН України; Киев, 2006.

3. Прим. Жертвами вооруженного конфликта, по данным властей Южной Осетии, стали 2100 человек. См.: Сорокина Н. Молчание Фемиды //Российская газета. 2007. 14 нояб.; Российская делегация впервые за 14 лет готова одобрить доклад ПАСЕ по Северному Кавказу / / Российская газета. 2010. 22 июня; Маркедо-нов С., Грузино-абхазскийконфликт и безопасность на Кавказе // Южный Кавказ: проблемы региональной безопасности и интеграции. Т. 2, №1. РАУ: Ер., 2005. С. 118-119.

4. Бюньон Ф. Право Женевы и право Гааги // Сборник статей из выпусков Международного журнала Красного Креста, № 841-844 за 2001 год. М., 2001. С. 137-159.

5. Прим. Кассетные бомбы представляют собой боеприпас, в котором вместо взрывчатки находится несколько сотен мелких мин. Эти боеприпасы разрушаются на высоте несколько сотен метров и маленькие мины разлетаются в радиусе до нескольких километров, взрываясь при ударе о землю и поражая все живое вокруг. Мины не срабатывают и могут годами лежать в земле, пока кто-нибудь их не потревожит. Как правило, жертвами таких мин становятся мирные жители и животные. Именно из-за этого эффекта в мире растет протест против кассетного оружия.

6. Уиг Ф.-Б. Неоднозначность понятия войны; Вите С. Типология вооруженных конфликтов в международном гуманитарном праве: правовые концепции и реальные ситуации // Международный журнал Красного Креста. 2009. № 873. См.: Официальный сайт Международного журнала Красного Креста (дата посещения: 15 сентября 2010 г.) http://www.icrc.org/web/ гизШегивО. пзШті/ІЙЙС_2009_ 873

7. Фельдман Д.М. Политология конфликта. Учебное пособие М., 1998. С. 9.

8. Цит. по.: Егоров С.А. Вооруженные конфликты и международное право. ДА МИД России. М., 2003. С. 22.

9. Комментарий к Дополнительному протоколу II от 8 июня 1977 г., к Женевским конвенциям от 12 авг. 1949 года, касающемуся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера / Пер. с англ. Клод Пийту и др. М., 2000. С. 34.

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ 2010 № 3

ся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) от 10. 06.77 // СПС "Консультант-Плюс". Международное гуманитарное право.

11. Основные документы МГП (Женевские

конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 г.), проводят различие между международными и немеждународными вооруженными конфликтами, конкретно указывая, какие нормы применяются в каком типе конфликта //Хенкертс Ж.-М., Досвальд-Бек Л. И др. Обычное международное гуманитарное право. МККК. Женева. 2006. С. XVIII.

12.Волковский Н. Л. История информационных войн. В 2 ч. СПб., 2003. О понятии "информационные войны" см. подробнее: электронный ресурс Информационные войны (http:// www.infwar.ru).

13. Кирьянов О. Южнокорейская разведка предупреждает об атаке хакеров на госсайты // Российская газета. 2010. 28 янв.; "Акт о Национальный кибербезопасности 2009" (The Cybersecurity Act of2009). Подробнее: Гасюк А. США обнародовали национальную стратегию / / Российская газета. 2010. 4 марта.

15. Замышляев Д.В. Национальные интересы и обеспечение национальной безопасности государства в рамках концепций международных отношений // Международное публичное и частное право. - М.; Юрист, 2003. № 1. С.32-36.

16. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537// Собрание законодательства РФ. 2009. Ст. 2444. 18 мая.

17. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 09.09.2000 № Пр-1895) // Российская газета. 2010. 28 сент.

Id.Zigfeld Kim. Re-imposing totalitarian information control in Russia // American Thinker.

19.Шестаков Е. Безрассудный Страсбург // Российская газета. 2010. 21 мая; Маргелов М. Страсбург против Нюрнберга // Российская газета. 2000. 24 мая; Радзиховский Л. В Европе повешенных // Российская газета. 2010. 1 июня.

21.Прим. Беспилотный израильский аппарат Aerostar активно применялся и применяется израильскими вооруженными силами во время арабо-израильского конфликта в 1973 г., в 1982 г. они использовались во время боевых действий в Ливане, в 2008 году в Ираке. Ударные беспилотные летательные аппараты показали высокую эффективность в Афганистане и Ираке. См. также: Анисимов Л.Н. Международно-правовые средства разрешения межгосударственных споров (конфликтов). Л.: Издательство ЛГУ. 1975. C. 28; Основы государственной политики в области обеспечения информационно-психологической безопасности. М., РАН. 2000.

22. См.: Эужению деЖезуш Уильсон де Кар-

вальо. Проблема повышения эффективности Совета Безопасности ООН в разрешении международных конфликтов: Дис...к.ю.н. М., 1996. С. 37; Кривчикова Э.С. Международ-

ный контроль - важное средство достижения эффективности международного права: Валеев Р. М. Контроль в современном международном праве. Казань, 2001. [Рецензия]/Э. С. Крив-чикова // Московский журнал международного права. 2002. № 2. С. 216 - 220; Мингазов Л.Х. Некоторые теоретические вопросы эффективности норм международного права // Международное право и современность. Тбилиси. 1984. С. 78-102; Мингазов Л.Х. Эффективность норм международного права. Теоретические проблемы. Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Казань. 2000. С. 41.

23. См. например: Валеев Р. М. Контроль в современном международном праве: Монография. Казань. 2003. С. 110.

Контрольная работа

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

1.Понятие и принципы международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов

право гуманитарный конфликт международный

Понятие международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов. Мировое развитие на современном этапе характеризуется уменьшением опасности крупномасштабной войны (войны между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества), однако целый ряд локальных и региональных вооруженных конфликтов продолжают тлеть и разгораться, а также возникают новые конфликты. Важной характерной особенностью конфликтов являются массовые трансграничные перемещения людей и перемещения людей внутри страны.

Международное гуманитарное право, применяемое во время вооруженных конфликтов (право вооруженных конфликтов) охватывает принципы и нормы, регулирующие средства и методы ведения вооруженных конфликтов, а также гуманитарной защиты раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, военнопленных и лиц, лишенных свободы в связи с вооруженным конфликтом, гражданского населения и других покровительствуемых лиц (беженцев и внутренне перемещенных лиц, медицинского и духовного персонала, гуманитарных работников, персонала гражданской обороны и др.).

Основными источниками данной отрасли международного права являются Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 года и Дополнительные протоколы к ним 1977 года (Женевское право), а также целый ряд других конвенций и протоколов, охватывающих конкретные аспекты вооруженных конфликтов (Гаагское право: запрещенные средства и методы ведения военных действий, защита культурных ценностей и др.). Международным Комитетом Красного Креста (МККК) осуществлено масштабное исследование норм обычного международного гуманитарного права, основанных на практике и opinio juris государств. Всего рассматривается 161 норма. Во вступительном слове к данному изданию судья Международного Суда ООН Абдула Г. Корома отмечал, что «исследование, призванное инвентаризировать существующие обычные нормы, касающиеся данной темы, может только содействовать более полному соблюдению международного гуманитарного права и улучшению защиты жертв войны» .

Принципы международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов. В научной литературе отсутствует единство взглядов по вопросу классификации принципов международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов [например: 9, с. 268-616; 10, с. 16-17]. Впервые данные принципы были сформулированы Жаном Пикте в 1966 году. Приведем данную классификацию.

Основные принципы: 1) военная необходимость и поддержание общественного порядка всегда должны сочетаться с уважением к человеку (принцип права гуманности); 2) воюющие стороны не должны наносить своему противнику ущерб, несоразмерный с целью войны, которая заключается в уничтожении или ослаблении военной мощи противника (принцип права войны); 3) лица, выведенные из строя, а также те, кто не участвуют непосредственно в боевых действиях, имеют право на уважение, защиту и гуманное обращение (принцип Женевского права); 4) право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения военных действий не является неограниченным (принцип Гаагского права).

Общие принципы: 1) каждый имеет право на уважение к жизни, физическую и психическую неприкосновенность, на уважение всего, что является неотъемлемой частью его личности (принцип неприкосновенности); 2) обращение со всеми людьми не должно иметь различий, основанных на признаках расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного положения, политических, философских или религиозных убеждений или каких-либо других подобных критериев (принцип недопустимости дискриминации); 3) каждый имеет право на личную безопасность (принцип безопасности).

Принципы, относящиеся к жертвам конфликтов (Женевское право): 1) гуманитарная помощь никогда не является вмешательством в конфликт (принцип нейтральности); 2) у лиц, находящихся под защитой, должна быть возможность вести как можно более нормальную жизнь (принцип нормальности); 3) государство должно как на национальном, так и на международном уровне обеспечить защиту лиц, оказавшихся в его власти (принцип защиты).

Принципы, относящиеся к праву войны: 1) гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями (принцип ограничения по лицам); 2) нападения должны быть строго ограничены военными объектами (принцип ограничения по объектам);

1)запрещается использовать против кого бы то ни было оружие или методы ведения военных действий, способные причинить излишний вред или чрезмерные страдания (принцип ограничения по средствам и методам ведения военных действий) .

Виды вооруженных конфликтов. Международное гуманитарное право (право вооруженных конфликтов) применяется в ситуациях международных и внутренних вооруженных конфликтов.

Международным вооруженным конфликтом является объявленная война или всякий другой вооруженный конфликт между двумя или несколькими государствами, даже в том случае, если одно из них не признает состояния войны. К международным вооруженным конфликтам относятся также все случаи оккупации всей или части территории государства, даже если эта оккупация не встретит никакого вооруженного сопротивления; а также вооруженные конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществлении своего права на самоопределение.

Внутренний вооруженный конфликт представляет собой вооруженный конфликт, происходящий на территории какого-либо государства между его вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять международное гуманитарное право (право вооруженных конфликтов).

Вместе с тем на практике встречаются ситуации, квалификация которых вызывает разногласия: контроль над территорией без военного присутствия; иностранное вмешательство в немеждународный вооруженный конфликт; и немеждународный вооруженный конфликт на территории нескольких государств .

В случаях нарушения внутреннего порядка и возникновения обстановки внутренней напряженности, таких как беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия и иные акты аналогичного характера применяются международные стандарты в области прав человека.

Гуманитарная помощь и доступ к жертвам вооруженных конфликтов

Покровительствуемые лица во время вооруженных конфликтов - это все те, кто во время военных действий находится под защитой международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов. Правовое содержание этой защиты различается в зависимости от категории данных лиц (14 категорий покровительствуемых лиц в международных вооруженных конфликтах, 5 категорий - во внутренних вооруженных конфликтах) .

Раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, независимо от того, к какой стороне они принадлежат, пользуются уважением и защитой. Каждая сторона, находящаяся в конфликте, принимает все возможные меры к тому, чтобы разыскать, подобрать и эвакуировать данных лиц без какого-либо различия неблагоприятного характера. При всех обстоятельствах с ними обращаются гуманно и предоставляют им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход, которых требует их состояние. Кроме того, каждая сторона в конфликте должна принять все возможные меры к тому, чтобы оградить данных лиц от дурного обращения и разграбления их личного имущества.

В целях обеспечения помощи раненым и больным особая правовая защита предоставляется медицинскому и духовному персоналу. Медицинский персонал (как военный, так и гражданский) назначается стороной конфликта для розыска, подбирания, транспортировки, установления диагноза или лечения, включая оказание первой помощи, раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, а также для профилактики заболеваний. Медицинский и духовный персонал, медицинские формирования и санитарно-транспортные средства имеют право использовать отличительную эмблему (красного креста, красного полумесяца или красного кристалла). Ни при каких обстоятельствах ни одно лицо не может быть подвергнуто наказанию за выполнение им медицинских функций, совместимых с медицинской этикой, независимо от того, в интересах какого лица выполняются эти функции. Лица, выполняющие медицинские функции, не могут принуждаться к совершению действий или выполнению работ в нарушение норм медицинской этики или других медицинских норм, служащих интересам раненых и больных.

Военнопленным является любой комбатант, то есть лицо, входящее в состав вооруженных сил стороны, находящейся в вооруженном конфликте и имеющее право принимать непосредственное участие в военных действиях, который попадает во власть противной стороны. Не имеют права на статус военнопленного шпионы, наемники и комбатанты, не отличающие себя от гражданского населения в то время, когда они участвуют в нападении или в военной операции, являющейся подготовкой к нападению. Военнопленным и лицам, лишенным свободы в связи с вооруженным конфликтом, должны предоставляться кров, продовольствие, вода в достаточном количестве, соответствующая одежда и медицинская помощь. Данные лица должны содержаться в помещениях, находящихся достаточно далеко от зоны военных действий и предоставляющих гарантию в отношении сохранения здоровья и гигиены. Женщины должны содержаться отдельно от мужчин, дети - отдельно от взрослых, за исключением случаев, когда семьи содержатся вместе. Военнопленные должны быть незамедлительно освобождены и репатриированы после окончания военных действий. Гражданские интернированные лица должны быть освобождены сразу же, как только прекратится действие причин, обусловивших их интернирование, но самое позднее в кратчайшие по возможности сроки после окончания активных военных действий .

Гражданское население состоит из всех лиц, являющихся гражданскими лицами. Гражданским лицом является любое лицо, не входящее в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте. Гражданские лица пользуются защитой от нападений, за исключением случаев и на период, пока они принимают непосредственное участие в военных действиях.

Гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападений. Запрещаются нападения неизбирательного характера, а также нападения на гражданское население или на отдельных гражданских лиц в порядке репрессалий. Запрещается использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны. Гражданские объекты не должны являться объектом нападения или репрессалий. При проведении военных операций необходимо щадить гражданское население, гражданских лиц и гражданские объекты.

Вместе с тем положение гражданского населения во время вооруженных конфликтов требует внимания и действий. В докладе Генерального секретаря ООН отмечалось, что «за последние десятилетия число гражданских лиц среди жертв войны резко возросло и составляет примерно 75 процентов, а в ряде случаев даже больше. .. .Уменьшение числа межгосударственных войн, которые ведутся регулярными армиями, сопровождается увеличением числа внутригосударственных войн, которые ведут иррегулярные силы. Кроме того, - и это особенно характерно для конфликтов с определенным элементом этнической или религиозной ненависти - затронутые гражданские лица, как правило, являются неслучайными жертвами этих новых иррегулярных сил - они являются их главной целью» .

Механизм имплементации международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов

Государства-участники должны при любых обстоятельствах соблюдать и заставлять соблюдать нормы Женевских конвенций и Дополнительных протоколов к ним. Соблюдение является формой реализации норм-запретов международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов, которые составляют содержательную основу данной отрасли международного права.

Под механизмом имплементации норм международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов понимают «совокупность правовых средств, существующих в определенных правовых и организационных формах, которые используются субъектами международного права как на международном уровне, так и государствами в пределах их внутригосударственной юрисдикции для обеспечения достижения целей международно-правового регулирования защиты жертв вооруженных конфликтов и запрещения или ограничения применения определенных средств и методов ведения вооруженной борьбы» .

На национальном уровне государства должны: 1) распространять возможно шире нормы данной отрасли права в своих странах

и,в частности, включать их изучение в программы военной подготовки и поощрять их изучение гражданским населением, с тем чтобы эти документы могли стать известными вооруженным силам и гражданскому населению; 2) в период вооруженного конфликта воюющие стороны обязаны обеспечить наличие юридических советников, которые могли бы, когда это необходимо, давать советы военным командирам на соответствующем уровне о применении международного гуманитарного права (права вооруженных конфликтов) и соответствующем инструктаже вооруженных сил по этому вопросу;

3)ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные серьезные нарушения международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов; 4) пресекать серьезные нарушения (в том числе разыскивать лиц, обвиняемых в совершении указанных нарушений и, каково бы ни было их гражданство, предавать их своему суду) и принимать необходимые меры для пресечения всех других нарушений международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов, являющихся результатом непринятия мер, которые должны были быть приняты.

На международном уровне механизм имплементации международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов, включает: 1) проведение расследований воюющими сторонами (с согласия обеих сторон) для выявления нарушений международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов; 2) деятельность Международной комиссии по установлению фактов, состоящей из 15 членов, избираемых на 5 лет конференцией государств-участников, признавших компетенцию данной комиссии, которая вправе проводить расследования и оказывать добрые услуги; 3) назначение Державы-покровительницы (или субститута Державы-покровительницы), на которую возложена охрана интересов сторон, находящихся в конфликте; 4) взаимную помощь в вопросах уголовного преследования. Государства-участники оказывают друг другу максимальное содействие в связи с уголовным преследованием, возбуждаемым в случае серьезных нарушений международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов;

1)в случаях серьезных нарушений принятие государствами мер как совместно, так и индивидуально, в сотрудничестве с ООН и в соответствии с Уставом ООН (принудительные меры невооруженного и вооруженного характера; учреждение специальных уголовных трибуналов и др.).

В настоящее время основными задачами международного сообщества по имплементации международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов, являются: обеспечение более строгого соблюдения сторонами конфликта норм международного права; обеспечение более строгого соблюдения правовых норм негосударственными вооруженными группами; обеспечение более эффективной защиты со стороны миротворческих и других соответствующих миссий ООН; расширение доступа к гуманитарной помощи; и усиление ответственности за правонарушения .

Важная роль в имплементации международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов, принадлежит Международному Комитету Красного Креста. МККК, основанный в Женеве в 1863 году и официально признанный в Женевских конвенциях и Международными конференциями Красного Креста, - это независимая гуманитарная организация, обладающая особым статусом . Его сотрудниками являются примерно 12 тысяч человек в 80 странах мира (в том числе в Российской Федерации, преимущественно на Северном Кавказе ). Финансируется он в основном за счет добровольных пожертвований правительств и национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

МККК, Международная Федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и 189 национальных обществ образуют Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца, которое является самым крупным гуманитарным сообществом мира.

Роль МККК заключается в следующем: 1) отстаивать и распространять основополагающие принципы Движения: гуманность, беспристрастность, нейтральность, независимость, добровольность, единство и универсальность; 2) выполнять задачи, возложенные на него Женевскими конвенциями, способствовать точному соблюдению положений международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов, и принимать любые жалобы относительно предполагаемых нарушений этого права; 3) в качестве нейтрального учреждения, чья гуманитарная деятельность в основном осуществляется во время международных и других вооруженных конфликтов, а также во время внутренних беспорядков и волнений, стараться всегда обеспечивать защиту и помощь жертвам таких событий и их прямых последствий как среди военнослужащих, так и среди гражданского населения; 4) разъяснять положения международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, и распространять знания о нем, а также подготавливать его развитие и др.

Одним из важнейших вопросов права вооруженных конфлик тов и международного гуманитарного права (МГП) является меж дународно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. К важнейшим международно-правовым актам в данной сфере отно сятся Женевская конвенция об улучшении участи раненых и боль ных в действующих армиях от 12 августа 1949 г. (далее - Первая Женевская конвенция); Женевская конвенция об улучшении уча сти раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море от 12 августа 1949 г. (далее - Вторая Женевская конвенция); Женевская конвенция об обраще нии с военнопленными от 12 августа 1949 г. (далее - Третья Же невская конвенция); Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 г. (далее -Четвертая Женевская конвенция).
Положения Женевских конвенций были дополнены и развиты двумя Дополнительными протоколами от 8 июня 1977 г.: Дополни тельный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) от 8 июня 1977 г., а также Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защи ты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол И) от 8 июня 1977 г.
В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. и Дополни тельным протоколом к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающимся защиты жертв международных вооруженных кон фликтов (Протоколом I), от 8 июня 1977 г. к жертвам международ ных вооруженных конфликтов относятся:
а) военнопленные;
б) раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение;
в) гражданское население.
Согласно Женевской конвенции об обращении с военнопленны-

598 ми (Женева, 12 августа 1949 г.) военнопленными являются попав шие во власть неприятеля лица, принадлежащие к одной из сле дующих категорий:
личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил;
личный состав других ополчений и добровольческих отря дов, включая личный состав организованных движений сопротив ления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и дей-ствующих на их собственной территории или вне ее, даже если эта территория оккупирована, если эти ополчения и добровольческие отряды, включая организованные движения сопротивления, отве чают нижеследующим условиям:
а) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных,
б) имеют определенный и явственно видимый, издали отличи тельный знак,
в) открыто носят оружие,
г) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны;
личный состав регулярных вооруженных сил, считающих се бя в подчинении правительства или власти, не признанных держа щей в плену державой;
лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно, как, например, гражданские лица, входящие в экипажи военных самолетов, военные корреспонденты, поставщики, личный состав рабочих команд или служб, на которых возложено бытовое обслуживание вооруженных сил, при условии, что они получили на это разрешение от тех вооруженных сил, кото рые они сопровождают, для чего эти последние должны выдать им удостоверение личности прилагаемого образца;
члены экипажей судов торгового флота, включая капитанов, лоцманов и юнг, и экипажей гражданской авиации сторон, находя щихся в конфликте, которые не пользуются более льготным режи мом в силу каких-либо других положений международного права;
население неоккупированной территории, которое при при ближении неприятеля стихийно по собственному почину берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками, не успев сформи роваться в регулярные войска, если оно носит открыто оружие и со блюдает законы и обычаи войны.
В соответствии с этой Конвенцией такому же обращению, как и военнопленные, будут подвергаться следующие лица, принадлежа щие или принадлежавшие к вооруженным силам оккупированной страны, если оккупирующая держава считает необходимым по при чинам их принадлежности интернировать их, даже если она внача ле освободила их, в то время когда военные действия происходили за пределами оккупированной ею территории, особенно когда эти лица безуспешно пытались присоединиться к вооруженным силам, к которым они принадлежат и которые принимают участие в воен ных действиях, или когда они не подчинились вызову, сделанному с целью их интернирования.
Медико-санитарный состав и духовный персонал, задержан ные держащей в плену державой, с целью оказания помощи воен нопленным, не должны считаться военнопленными. Они пользуют ся всеми правами, установленными Конвенцией, и им будут также предоставлены все возможности, необходимые для оказания меди цинской и духовной помощи военнопленным.
Вместе с тем, любое лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, попадающее во власть противной сторо ны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного и с ним могут обращаться как со шпионом. При этом лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, которое от имени этой стороны собирает или пытается собирать информацию на территории, контролируемой противной стороной, не считается лицом, занимающимся шпионажем, если, действуя таким образом, оно носит форменную одежду своих воо руженных сил.
Не имеет права на статус комбатанта или военнопленного и на емник. Наемником признается лицо, которое:
а) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;
б) фактически принимает непосредственное участие в военных действиях;
в) принимает участие в военных действиях, руководствуясь, главным образом, желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, сущест венно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачивае мое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;
г) не является ни гражданином стороны, находящейся в кон фликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, кон-тролируемой стороной, находящейся в конфликте;

600 д) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, нахо дящейся в конфликте; и
е) не послано государством, которое не является стороной, на ходящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанно стей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.
Правовое положение военнопленных определяется Женевской конвенцией об обращении с военнопленными и Дополнительными протоколами. Военнопленные находятся во власти неприятельско го государства. Во время военного плена военнопленные сохраняют свой правовой статус военнослужащих. Военнопленным разрешает ся носить свою военную форму, они продолжают подчиняться сво им офицерам, которые также являются военнопленными. Держа щее в плену государство должно обеспечивать военнопленным над лежащий режим военного плена и несет ответственность за его нарушения. Содержание в плену ни в каком отношении не является формой наказания.
После взятия в плен военнопленные эвакуируются в лагеря, расположенные на достаточном удалении от районов боевых дейст вий. Военнопленные не должны посылаться в районы боевых дей ствий, а также использоваться в качестве прикрытия при ведении боевых операций.
Условия содержания военнопленных в лагерях должны быть не менее благоприятными, чем условия, которыми пользуются войска держащего в плену государства, расположенные в той же местно сти. Эти условия должны устанавливаться с учетом привычек и обычаев военнопленных и не должны быть вредными для здоровья. Они имеют право на переписку, получение посылок. Лагерь для во еннопленных возглавляется офицером из состава вооруженных сил воюющего государства, который несет ответственность за режим их содержания.
Военнопленные с хорошим состоянием здоровья могут привле каться к работе, но они могут использоваться на опасных работах только с их согласия.
Нормы гуманитарного права содержат ряд положений, касаю щихся дисциплины военнопленных. Военнопленные должны под чиняться законам, уставам и приказам, действующим в вооружен ных силах держащего в плену государства. В соответствии с зако ном к ним могут быть применены судебные или дисциплинарные меры за совершение противоправных действий. Держащее в плену государство может привлечь военнопленных к ответственности за преступления, совершенные до взятия в Плен.

Военнопленные освобождаются и репатриируются по прекра- 601 щении военных действий. Военнопленные, в отношении которых возбуждено уголовное дело, могут быть задержаны до принятия су дебного решения или до отбытия ими наказания.
Одним из требований международного гуманитарного права яв ляется требование равного обращения с участниками вооруженных конфликтов. Различие в обращении с индивидом должно вызы ваться только его состоянием. Согласно этому принципу под защи той находятся все лица без какого-либо различия по причинам ра сы, цвета кожи, пола, языка, религии или веры, политических или других убеждений, национального или социального происхожде ния, имущественного положения. Такая защита предоставляется индивидам при любых обстоятельствах и независимо от характера вооруженного конфликта.
Как уже отмечалось, раненые, больные, военнопленные, лица, потерпевшие кораблекрушение, интернированные, гражданские лица на территории противника и оккупированных территориях находятся в соответствии с нормами международного гуманитарно го права под особой защитой. Запрещается любое посягательство на их жизнь, в том числе их истребление, пытки, проведение над ними биологических и медицинских опытов, взятие из их среды за ложников, преднамеренное оставление их без медицинской помо щи, применение к ним любых актов насилия. Воюющие обязаны обеспечивать им право на уважение их личности и чести.
Раненые и больные - это лица, как военнослужащие, так и 3
гражданские, которые вследствие травмы, болезни, или другого физического или психического расстройства, или инвалидности ну ждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздержива ются от любых враждебных действий.
Лица, потерпевшие кораблекрушение, - лица, как военно служащие, так и гражданские, которые подвергаются опасности на море или в других водах в результате несчастья, случившегося ли бо с ними, либо с перевозившим их.судном или летательным аппа ратом, и которые воздерживаются от любых враждебных действий. Эти лица продолжают считаться потерпевшими кораблекрушение во время их спасения до тех пор, пока они не получат другой статус в соответствии с конвенциями или протоколом при условии, что они продолжают воздерживаться от любых враждебных действий.
Все раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, независимо от того, к какой стороне они принадлежат, пользуются уважением и защитой. При всех обстоятельствах с ними обращают-

602 ся гуманно и предоставляют им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход, которых требует их состояние. Между ними не проводится никакого различия по ка ким бы то ни было соображениям, кроме медицинских.
Здоровью лиц, находящихся во власти противной стороны, или интернированных, задержанных или каким-либо иным образом ли шенных свободы в результате вооруженного конфликта, не должен наноситься ущерб. При этом запрещается подвергать указанных лиц какой бы то ни было медицинской процедуре, которая не тре-буется по состоянию здоровья указанного лица и не соответствует общепринятым медицинским нормам. В частности, запрещается подвергать таких лиц даже с их согласия: а) физическим увечьям; б) медицинским или научным экспериментам; в) удалению тканей или органов для пересадки. Исключения могут быть сделаны толь ко в случае сдачи крови для переливания или кожи для пересадки при условии, что это делается добровольно и без какого-либо при нуждения или побуждения и притом только в терапевтических це лях, в условиях, соответствующих общепризнанным медицинским нормам, и под контролем, направленным на благо как донора, так и реципиента.
Гражданское население не должно являться объектом нападе ний. Запрещаются акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризирование гражданского населения.
Женщины и дети пользуются особым уважением, и им обеспе чивается защита от любого рода непристойных посягательств.
Стороны, находящиеся в конфликте, предпринимают все прак тически возможные меры для того, чтобы дети, не достигшие пятна дцатилетнего возраста, не принимали непосредственного участия в военных действиях, и, в частности, стороны воздерживаются от вербовки их в свои вооруженные силы. Если в исключительных случаях не достигшие пятнадцатилетнего возраста принимают не посредственное участие в военных действиях и попадают во власть противной стороны, они продолжают пользоваться особой защи той, независимо от того, являются ли они военнопленными или нет.
Если гражданское население любой территории, находящейся под контролем стороны, участвующей в конфликте, недостаточно обеспечивается продовольствием, медикаментами, одеждой, по стельными принадлежностями, средствами обеспечения крова и другими припасами, существенно важными для выживания, то про водятся операции по оказанию помощи, которые носят гуманитар ный и беспристрастный характер.

Предложения об оказании помощи, отвечающие вышеуказан- 603 ным условиям, не рассматриваются как вмешательство в вооружен ный конфликт или как недружественные акты. При распределении поставок помощи приоритет отдается таким лицам, как дети, бере менные женщины, роженицы и кормящие матери, которые пользу ются особыми льготами и особой защитой.
Защита жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера осуществляется в соответствии с Дополнительным про токолом к Женевским конвенциям от 8 июня і977 г. Этот Протокол применяется к вооруженным конфликтам немеждународного ха рактера, то есть конфликтам, происходящим на территории како-го-либо государства между его вооруженными силами и организо ванными вооруженными группами, которые, находясь под ответст венным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять данный Протокол. При этом Протокол не применяется к случаям нарушения внутрен него порядка и возникновения обстановки внутренней напряженно сти, таким, как беспорядки, отдельные и спорадические акты наси лия и иные акты аналогичного характера, поскольку таковые не яв ляются вооруженными конфликтами.
Необходимо отметить, что указанный Протокол не должен ис толковываться как затрагивающий суверенитет государства или обязанность правительства всеми законными средствами поддержи вать или восстанавливать правопорядок в государстве или защи щать национальное единство и территориальную целостность госу дарства. Протокол также не должен истолковываться как оправда ние прямого или косвенного вмешательства по какой бы то ни было причине в вооруженный конфликт, во внутренние или внешние де ла государства, на территории которого происходит этот конфликт.
Протокол применяется без какого бы то ни было различия, ос нованного на признаках расы, цвета кожи, пола, языка, религии или вероисповедания, политических или иных убеждений, нацио нального или социального происхождения или на каких-либо дру гих подобных критериях ко всем лицам, затрагиваемым вооружен ным конфликтом немеждународного характера.
Все лица, не принимающие непосредственного участия или пре кратившие принимать участие в военных действиях, имеют право на уважение своей личности, своей чести, своих убеждений и своих религиозных обрядов. При всех обстоятельствах с ними обращают-

604 ся гуманно. Запрещается отдавать приказ не оставлять никого в живых.
Запрещаются следующие действия в отношении указанных лиц:
а) посягательство на жизнь, здоровье, физическое и психиче ское состояние лиц, в частности убийства, а также такое жестокое обращение, как пытки, нанесение увечий или любые формы телес ных наказаний;
б) коллективные наказания;
в) взятие заложников;
г) акты терроризма;
д) надругательство над человеческим достоинством, в частности унизительное и оскорбительное обращение, изнасилование, прину ждение к проституции или непристойное посягательство в любой форме;
е) рабство и работорговля во всех их формах;
ж) грабеж;
з) угрозы совершить любое из вышеуказанных действий.
Детям обеспечиваются необходимые забота и помощь, в частно сти:
а) они получают образование, включая религиозное и нравст венное воспитание, согласно пожеланиям их родителей или, в слу чае отсутствия родителей, тех лиц, которые несут ответственность за попечение над ними;
б) принимаются все необходимые меры для содействия воссо единению разъединенных семей.
В отношении лиц, лишенных свободы по причинам, связанным с вооруженным конфликтом, должны соблюдаться следующие по ложения:
а) указанные лица в такой же степени, как и местное граждан ское население, снабжаются продовольствием и питьевой водой, им обеспечиваются условия для сохранения здоровья и соблюдения ги гиены, а также предоставляется защита от суровых климатических условий и опасностей вооруженного конфликта;
б) им разрешается получать помощь в индивидуальном или коллективном порядке;
в) им разрешается отправлять свои религиозные обряды и, при наличии соответствующих просьб и когда это уместно, получать ду ховную помощь от лиц, таких как священники, которые выполняют религиозные функции;
г) в случае привлечения к работе они обеспечиваются условия-
ми труда и защитой, аналогичными тем, которые предоставляют 605 местному гражданскому населению;
д) им разрешается посылать и получат^ письма и почтовые кар точки, число которых может быть ограничено компетентными вла стями, если они сочтут это необходимым;
е) места содержания интернированных и задержанных лиц не должны находиться вблизи зоны боевых действий;
ж) они пользуются правом на медицинское обслуживание;
з) их физическому или психическому состоянию здоровья и не прикосновенности не наносится ущерб путем какого-либо неоправ данного действия или упущения. Соответственно запрещается под вергать этих лиц каким бы то ни было медицинским процедурам, необходимость в которых не вызывается состоянием здоровья соот ветствующих лиц и которые не отвечают общепринятым медицин ским нормам.
Никакое судебное решение не выносится и никакое наказание не налагается в отношении лица, признанного виновным в правона рушении, кроме как на основе приговора суда, обеспечивающего основные гарантии независимости и беспристрастности.
Все раненые и больные независимо от того, принимали ли они участие в вооруженном конфликте, пользуются защитой. При всех обстоятельствах с ними обращаются гуманно и предоставляют им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход, которых требует их состояние. Между ними не про водится никакого различия по каким бы то ни было соображениям, кроме медицинских.

Еще по теме 5.МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ЖЕРТВ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ:

  1. 2.НАЧАЛО ВОЙНЫ И ЕЕ МЕЖДУНАРОДНО- ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ. УЧАСТНИКИ ВОЙНЫ (ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА)
  2. 15. Международное право в период вооруженных конфликтов
  3. Глава 21 МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО # В ПЕРИОД ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ
  4. 10.2. Международный механизм защиты прав и свобод человека10.2.1. Международная защита прав человека
  5. УЧАСТНИКИ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЛИКТОВ: КОМБАТАНТЫ, НЕКОМБАТАНТЫ, НАЕМНИКИ
  6. § 1. Финансово-правовой конфликт: понятие и процедуры преодоления

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право -



Просмотров