Нормы международной правовой защиты жертв вооруженных конфликтов. Урок-презентация " Международное гуманитарное право. Правовая защита жертв международных конфликтов"


Современное международное право предписывает государствам воздерживаться от применения силы или угрозы силой при разрешении споров и конфликтных ситуаций между ними и признает агрессивную войну преступлением против мира. Однако, юридическое запрещение войны еще не означает, что уже больше нет источников, порождающих войны. Это вызывает необходимость правового регулирования большого круга общественных отношений, возникающих в ходе вооруженных конфликтов. При этом целью такого регулирования является их максимальная гуманизация.

Жертвы войны - это лица, которые не принимают непо­средственного участия в военных действиях или прекратили такое участие с определенного момента: раненые и боль­ные комбатанты и некомбатанты, военнопленные, граждан­ское население, в том числе оккупированных территорий.

В настоящее время основными международными актами в области защиты жертв войны являются четыре Женевские конвенции 1949 г., проекты которых были подготовлены при участии Международного Комитета Красного Креста, а также два Дополнительных протокола к ним 1977 г.

Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава воо­руженных сил на море;

Конвенция об обращении с военнопленными;

Конвенция о защите гражданского населения во вре­мя войны.

По смыслу Женевской конвенции 1949 г. “Об обращении с военнопленными” под “военнопленным” понимается лицо, попавшее во власть неприятеля из состава вооруженных сил другой воюющей державы.

Военнопленными являются:

· личный состав вооруженных сил воюющей стороны;

· партизаны;

· личный состав ополчения и добровольческих отрядов;

· личный состав организованных движений сопротивления;

· некомбатанты;

· члены экипажей судов торгового флота и гражданской авиации;

· стихийно восставшее население, если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны.

В разделе 2 Конвенции “Постановления общего характера о защите военнопленных” устанавливается, что “военнопленные находятся во власти неприятельской державы, но не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен”; с военнопленными следует всегда обращаться гуманно. Ни один военнопленный не может быть подвергнут физическому калечению или же научному или медицинскому опыту. Эти положения Конвенции распространяются на всех военнопленных независимо от их расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений и т.д.

Конвенция устанавливает, что военнопленный при допросе должен назвать свою фамилию, имя и звание, год рождения и личный номер. К военнопленным нельзя применять меры принуждения для получения какой-либо информации от них. Все вещи личного пользования, кроме оружия, остаются у военнопленных.

Ценные вещи могут отбираться только по соображениям безопасности. Деньги заносятся на кредит лицевого счета военнопленного.

Пленный – не преступник, а обезоруженный противник, временно находящийся во власти неприятельского государства. Поэтому лишение его свободы должно носить предупредительный, а не карательный характер. Военнопленные должны размещаться в лагерях в условиях, не менее благоприятных, чем условия, которыми пользуются армия противника, расположенная в этой местности. Питание военнопленных должно быть достаточным по количеству, качеству и разнообразию.

Военнопленным обеспечивается медицинская помощь и сохраняется за ними свобода вероисповедания.

Военнопленные должны отдавать честь всем офицерам, а военнопленные офицеры – только старшим по званию.

Применение оружия против военнопленных рассматривается как чрезвычайная мера и она не может применяться без предупреждения.

Конвенция подробно регламентирует вопросы, связанные с работой военнопленных. Солдаты могут использоваться на подходящих работах с учетом возраста, звания и физических возможностей. Офицеры ни в коем случае не могут принуждаться к работам. Статья 50 перечисляет те работы, на которых могут использоваться военнопленные: сельское хозяйство, работы по домашнему хозяйству, торговая деятельность, погрузочно-разгрузочные работы на транспорте. Нельзя использовать военнопленных на работах, носящих военный характер или опасных для жизни работающих.

Военнопленных нельзя лишать права переписки с семьей; они имеют право получать письма, посылки с продуктами питания, одеждой и т.д. Военнопленные могут представлять просьбы военному командованию, под властью которого они находятся, посылать жалобы представителям державы покровительницы. Военнопленные подчиняются законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах пленившего их государства.

За совершение преступления военнопленного судит военный суд; воспрещаются всякие коллективные наказания за индивидуальные проступки.

Полный список военнопленных воюющие сообщают:

Своему справочному бюро;

Державе-покровительнице;

Международному Комитету Красного Креста в Женеве.

Военнопленные освобождаются и репатриируются тотчас же по прекращению военных действий.

Режим раненных и больных. Термин “раненные и больные” включает раненных и больных военнослужащих и гражданских лиц, которые нуждаются в медицинской помощи или уходе. Этот термин в данном случае охватывает раненных, больных, лиц, потерпевших кораблекрушение, беременных женщин, кормящих матерей, новорожденных и др.

Конвенции устанавливают, что все раненные и больные, независимо от расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения, пользуются одинаковым покровительством.

В отношении раненных и больных запрещены следующие действия:

· посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийств, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания;

· взятие заложников;

· посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение;

· осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий.

Данные положения относятся к раненным и больным, санитарному и духовному персоналам, принадлежащим к вооруженным силам сторон, находящихся в конфликте, и принятым или интернированным на их территории, а так же к личному составу ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав вооруженных сил воюющего государства, лиц, следующих за вооруженными силами, но не входящих в их состав, на военных корреспондентов, личный состав рабочих команд или служб, обслуживающих вооруженные силы, а также на население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие, если оно носит его открыто и соблюдает законы и обычаи войны.

После каждого боя воюющие обязаны принимать меры к розыску раненых и умерших, к ограждению их от ограбления или дурного обращения. Предание земле или сожжение трупов производится только после тщательного медицинского осмотра. Могилы оборудуются так, чтобы их можно было найти в любое время.

Подвижные санитарные формирования и постоянные санитарные учреждения пользуются покровительством и охраной воюющих и не являются объектом нападения. Подвижные санитарные формирования, если они попадут во власть противной стороны, сохраняют свою материальную часть и сопровождающий их личный состав. Однако противник может пользоваться ими для ухода за ранеными и больными своей армии.

Летательные аппараты, применяющиеся исключительно для эвакуации раненых и больных и для перевозки санитарного личного состава и имущества, пользуются покровительством. Такие самолеты должны иметь ясно видимый отличительный знак.

Раненые и больные воюющей армии, попавшие во власть неприятеля, считаются военнопленными, и к ним должен применяться режим военного плена. Против санитарных формирований и их личного состава запрещаются репрессии.

Положение мирного населения во время войны. Положение мирного населения во время войны определяется Гаагскими конвенциями 1907 г., Женевской конвенцией 1949 г. “О защите гражданского населения во время войны” и др. международно-правовыми актами. В этих общепризнанных документах устанавливается, что “честь и права семейные, жизнь отдельных лиц и частная собственность, равно как и религиозные убеждения и отправления обрядов веры, должны быть уважаемы. Запрещается атаковать или бомбардировать каким бы то ни было способом незащищенные города, селения, жилища или строения.

Прямая защита гражданского населения отражена во многих резолюциях ГА ООН. Так, резолюция 2675 (ХХУ) от 9 декабря 1970 г. закрепила с учетом НТР в военном деле "основные принципы защиты мирного населения в период вооруженных конфликтов".

Анализ имеющихся международных актов дает основание сформулировать следующие правовые принципы зашиты гражданского населения:

1. Основные права человека, как они признаны в международном праве, продолжают существовать и в период вооруженных конфликтов.

2. При ведении военных действий должно проводиться различие между лицами, активно участвующими в них (комбатантами), и гражданским населением.

3. Воюющие стороны при ведении боевых действий обязаны прилагать все усилия к тому, чтобы оградить гражданское население от разрушительных действий войны и принимать все необходимые меры предосторожности для того, чтобы избежать физических страданий, гибели гражданского населения или нанесения ему ущерба.

4. Запрещаются акты насилия или угрозы насилия, имеющие единственной целью запугать иди терроризировать население.

5. Защищаются жилые здания и другие сооружения, которые используются только гражданским населением, они не должны быть объектом прямых военных операций.

6. Защищаются места и районы, отведенные единственно для защиты гражданского населения. Сюда должны быть отнесены госпитальные зоны и подобные им места.

7. Воюющие стороны не превращают гражданское население или отдельное гражданское лицо в объект репрессалий принудительного перемещения или иных посягательств на их неприкосновенность.

Защита культурных ценностей во время войны. Учитывая, что в ходе вооруженных конфликтов прошедших лет культурным ценностям был нанесен большой ущерб, и что вследствие развития военной техники они подвергаются угрозе еще большего разрушения, имея в виду, что наносимый ущерб культурным ценностям каждого народа является ущербом для культурного наследия всего человечества, а также принимая во внимание необходимость сохранения культурного наследия для народов мира, на международной конференции, созванной ЮНЕСКО в Гааге, была разработана и 14 мая 1954 г. подписана конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

Согласно ст.1 Конвенции, культурными ценностями считаются независимо от происхождения и владельца:

· памятники архитектуры, искусства и истории, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, произведения искусства, рукописи, книги, а также научные коллекции или военные коллекции книг и материалов;

· здания, главным и действительным назначением которых является сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей, то есть музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а также укрытия, предназначенные для сохранения культурных ценностей;

· центры, в которых имеется значительное количество культурных ценностей, указанных в п. “a” и “b”, так называемые “ центры сосредоточения культурных ценностей”.

Защита культурных ценностей включает охрану и уважение этих ценностей.

Согласно ст.4 Конвенции, уважение культурных ценностей состоит в обязанности:

· запрещать использование культурных ценностей, сооружений для их защиты и непосредственно прилегающих к ним участков в целях, которые могут привести к разрушению или повреждению этих ценностей в случае вооруженного конфликта;

· запрещать, предупреждать и пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любые акты вандализма в отношении этих ценностей;

· запрещать реквизицию и воздерживаться от принятия любых репрессивных мер, направленных против культурных ценностей.

Наиболее важные культурные ценности на основании ст.8 Конвенции берутся под специальную защиту и включаются в Международный реестр культурных ценностей. Этот реестр ведется Генеральным директором ЮНЕСКО. Копии хранятся у Генерального секретаря ООН и у каждой стороны, находящейся в вооруженном конфликте. С момента включения в Международный реестр эти ценности получают военный иммунитет, и воюющие обязаны воздерживаться от любого враждебного акта, направленного против них. Культурные ценности, находящиеся под специальной защитой во время вооруженного конфликта, должны быть обозначены специальным знаком. Отличительный знак Конвенции представляет собой щит, заостренный снизу, разделенный на 4 части синего и белого цвета. Этот знак употребляется однократно или троекратно в виде треугольника (один знак внизу) для идентификации культурных ценностей, находящихся под специальной защитой.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите источники международного гуманитарного права.

3. Перечислите средства ведения войны.

4. На каких работах не могут использоваться военнопленные?

5. Перечислите правовые принципы защиты гражданского населения.

Литература:

1. Международный пакт о гражданских и политических правах. Резолюция ГА ООН 2200 А (XXI) от 16 декабря 1966 г. См.: Центр ООН по правам человека, Права человека: Сборник международных договоров, 2007.- С. 20-40.

2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Резолюция ГА ООН 2200 А (XXI) от 16 декабря 1966 г. См.: Центр ООН по правам человека, Права человека: Сборник международных договоров, 2007.- С. 8-19.

3. Устав Совета Европы // Собрание законодательства РФ. 1997. - № 12. -Ст. 1390.

4. Международный Пакт о гражданских и политических правах 1966 г. / Международное публичное право. Сборник документов: в 2 ч. Ч. 1 / Сост. К.А. Бекяшев, Д.К. Бекяшев. М., 2006. - С. 446-458.

5. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. // Собрание законодательства РФ. -2001. № 2. - Ст. 163.

6. Протокол № 14 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод //http://conventions.coe.int/Treaty/EN/Treaties/Html/194.htm

7. Алешин В. В. Международное право вооруженных конфликтов. - М.: Юрлитинформ, 2007. - 200 с.

8. Батырь В.А. Международное гуманитарное право.- М.: Юсгинформ, 2006. 336 с.

9. Калугин В. Ю. Курс международного гуманитарного прав. Минск: Тесей, 2006. - 496 с.

10. Калугин В.Ю., Павлова JI.B., Фисенко И.В. Международное гуманитарное право Минск: Тесей, 1999. - 306 с.

11. Котляров И. И. Вклад России в становление и развитие международного гуманитарного права // Российский ежегодник международного права. 2007.-СПб.: Россия-Нева, 2008. - С. 62-68.

12. Котляров И.И. Международное гуманитарное право. М.: Юрлитинформ, 2006. - 304 с.

13. Ледях И. А. Важная веха в истории развития международного гуманитарного права// Юрист-международник. 2007. - № 1. - С. 2 - 10.

14. Лукашук И.И., Международное право. Особенная часть: Учебник для студентов юридических факультетов и вузов. М., 2007.

15. Лысык В. М. Влияние Международного Комитета Красного Креста на развитие международного гуманитарного права (на украинском языке) // Украинский журнал международного права. Киев. - 2006. - № 2. - С. 74-81.

16. Международное гуманитарное право / под ред. Капустина А. Я. М.: Высшее образование, Юрайт-издат, 2009. - 587 с.

17. Международное публичное право: Учебник/ Под ред. К. Бекяшева, М.: М., 2008.

18. Никонов К. Правовые аспекты защиты детей в вооруженных конфликтах // Московский журнал международного права. 2007. - №4. - С. 216-225.

19. Остроухов Н.В. Территориальная целостность государств в современном международном праве и ее обеспечение в Российской Федерации и на постсоветском про­странстве: Монография. - М.: Юрлитинформ, 2009. 352 с.

20. Остроухов Н. В. Некоторые вопросы кодификации и прогрессивного развития гуманитарного права, применяемого во время вооруженного конфликта немеждународного характера // Московский журнал международного права. 2009. - № 1. - С. 166-176.

21. Шлянцев Д.А. Международное право: курс лекций. – М.: Юстицинформ, 2006. - 256 с.

Предисловие........................................................................................... 4

Тема № 1. Понятие, сущность, источники и принципы международного права. 6

Тема 2. История возникновения и развития международного права. 32

Тема № 3. Субъекты современного международного права............ 58

Тема № 4. Право международных договоров................................... 82

Тема № 5. Право международных организаций и конференций.... 99

Тема № 6. Ответственность в международном праве..................... 124

Тема № 7. Дипломатическое и консульское право........................ 138

Тема № 8. Территория и другие пространства в международном праве. 162

Тема № 9. Право международной безопасности............................. 188

Тема № 10. Международно-правовые средства разрешения международных споров....................................................................................................................... 219

Тема № 11. Международное воздушное право............................... 240

Тема № 12. Международное морское право.................................... 265

Тема №14. Международное право прав человека........................... 312

Тема № 15. Право международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью............................................................................................. 331

Тема №16. Международное экологическое право........................... 350

Тема № 17. Международное экономическое право........................ 380

Тема № 18. Международное гуманитарное право......................... 407

Грипп Эльвина Харисовна

Патрикеев Виктор Евгеньевич

кандидат юридических наук, доцент;

Козлов Александр Павлович

кандидат юридических наук, доцент;

Иванов Павел Васильевич

кандидат юридических наук, профессор,

заслуженный юрист РФ;

Яхина Юлия Харисовна

кандидат юридических наук, доцент;

Коряковцев Юрий Николаевич

кандидат юридических наук, доцент;

Сарсенов Карим Маратович

кандидат юридических наук, доцент;

Захаренко Ирина Сергеевна

кандидат юридических наук;

Жильская Людмила Валентиновна

доктор юридических наук, доцент;

Андрейцо Сергей Юрьевич

кандидат юридических наук, доцент;

Скрипкина Юлия Григорьевна

кандидат юридических наук.

Одним из важнейших вопросов права вооруженных конфлик­тов и международного гуманитарного права (МГП) является меж­дународно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. К важнейшим международно-правовым актам в данной сфере относятся Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г. (далее - Первая Женев­ская конвенция); Женевская конвенция об улучшении участи ра­неных, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 г. (далее - Вторая Женевская кон­венция); Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 г. (далее - Третья Женевская конвенция); Женевская кон­венция о защите гражданского населения во время войны 1949 г. (далее - Четвертая Женевская конвенция).

Положения Женевских конвенций 1949 г. были дополнены и развиты двумя Дополнительными протоколами от 8 июня 1977 г.: Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 авгу­ста 1949 г., касающийся жертв международных вооруженных кон­фликтов (Протокол I) от 8 июня 1977 г., а также Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касаю­щийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународно­го характера (Протокол II) 1977 г.

В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. и Допол­нительным протоколом к Женевским конвенциям 1949 г., касаю­щимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протоколом I), 1977 г. к жертвам международных вооруженных конфликтов относятся:

а) военнопленные;

б) раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение;

в) гражданское население.

Согласно Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г. военнопленными являются попавшие во власть неприятеля лица, принадлежащие к одной из следующих категорий:

1) личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил;

2) личный состав других ополчений и добровольческих отря­дов, включая личный состав организованных движений сопротив­ления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и дей­ствующих на их собственной территории или вне ее, даже если эта территория оккупирована, если эти ополчения и добровольче­ские отряды, включая организованные движения сопротивления, отвечают нижеследующим условиям:

а) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных;

б) имеют определенный и явственно видимый, издали отличи­тельный знак;

в) открыто носят оружие;

г) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны;

3) личный состав регулярных вооруженных сил, считающих себя в подчинении правительству или власти, не признанных дер­жащей в плену державой;

4) лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно, как, например, гражданские лица, входящие в экипажи военных самолетов, военные корреспонден­ты, поставщики, личный состав рабочих команд или служб, на которых возложено бытовое обслуживание вооруженных сил, при условии, что они получили на это разрешение от тех вооруженных сил, которые они сопровождают, для чего эти последние должны выдать им удостоверение личности прилагаемого образца;

5) члены экипажей судов торгового флота, включая капитанов, лоцманов и юнг, и экипажей гражданской авиации сторон, нахо­дящихся в конфликте, которые не пользуются более льготным ре­жимом в силу каких-либо других положений международного права;

6) население неоккупированной территории, которое при при­ближении неприятеля стихийно по собственному почину берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска, если оно носит открыто оружие и соблюдает законы и обычаи войны.

В соответствии с этой Конвенцией такому же обращению, как и военнопленные, будут подвергаться лица, принадлежащие или принадлежавшие к вооруженным силам оккупированной страны, если оккупирующая держава считает необходимым по причинам их принадлежности интернировать их, даже если она вначале осво­бодила их, в то время когда военные действия происходили за пределами оккупированной ею территории, особенно когда эти лица безуспешно пытались присоединиться к вооруженным си­лам, к которым они принадлежат и которые принимают участие в военных действиях, или когда они не подчинились вызову, сде­ланному с целью их интернирования.

Медико-санитарный состав и духовный персонал, задержанные держащей в плену державой, с целью оказания помощи военно­пленным, не должны считаться военнопленными. Они пользуют­ся всеми правами, установленными вышеназванной Конвенцией, и им предоставляются все возможности, необходимые для оказа­ния медицинской и духовной помощи военнопленным.

Вместе с тем любое лицо из состава вооруженных сил сторо­ны, находящейся в конфликте, попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного и с ним могут обращаться как со шпионом. При этом лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, которое от имени этой стороны соби­рает или пытается собирать информацию на территории, контро­лируемой противной стороной, не считается лицом, занимаю­щимся шпионажем, если, действуя таким образом, оно носит форменную одежду своих вооруженных сил.

Не имеет права на статус комбатанта или военнопленного и наемник.

Правовое положение военнопленных определяется Женевской конвенцией об обращении с военнопленными 1949 г. и вышеупо­мянутыми дополнительными протоколами. Военнопленные нахо­дятся во власти неприятельского государства. Во время военного плена военнопленные сохраняют свой правовой статус военнослу­жащих. Военнопленным разрешается носить свою военную фор­му, они продолжают подчиняться своим офицерам, которые также являются военнопленными. Держащее в плену государство долж­но обеспечивать военнопленным надлежащий режим военного плена и несет ответственность за его нарушения. Содержание в плену ни в каком отношении не является формой наказания.

После взятия в плен военнопленные эвакуируются в лагеря, расположенные на достаточном удалении от районов боевых дей­ствий. Одним из требований международного гуманитарного пра­ва является требование равного обращения с участниками воору­женных конфликтов, различие в обращении с индивидом должно вызываться только его состоянием. Согласно этому принципу под защитой находятся все лица без какого-либо различия по причи­нам расы, цвета кожи, пола, языка, религии или веры, политиче­ских или других убеждений, национального или социального про­исхождения, имущественного положения.

Такая защита предо­ставляется индивидам при любых обстоятельствах и независимо от характера вооруженного конфликта.

Как уже отмечалось, раненые, больные, военнопленные, лица, потерпевшие кораблекрушение, интернированные, гражданские лица на территории противника и оккупированных территориях находятся в соответствии с нормами международного гуманитар­ного права под особой защитой. Запрещается любое посягательст­во на их жизнь, в том числе их истребление, пытки, проведение над ними биологических и медицинских опытов, взятие из их сре­ды заложников, преднамеренное оставление их без медицинской помощи, применение к ним любых актов насилия. Воюющие обя­заны обеспечивать им право на уважение их личности и чести.

Раненые и больные - это лица, как военнослужащие, так и гражданские, которые вследствие травмы, болезни или другого физического или психического расстройства или инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздер­живаются от любых враждебных действий.

Лица, потерпевшие кораблекрушение, - лица, как военнослу­жащие, так и гражданские, которые подвергаются опасности на море или в других водах в результате несчастья, случившегося либо с ними, либо с перевозившим их судном или летательным аппаратом, и которые воздерживаются от любых враждебных дей­ствий. Эти лица продолжают считаться потерпевшими корабле­крушение во время их спасения до тех пор, пока они не получат другой статус в соответствии с конвенциями или протоколом при условии, что они продолжают воздерживаться от любых враждеб­ных действий.

Все раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, независимо от того, к какой стороне они принадлежат, пользуют­ся уважением и защитой. При всех обстоятельствах с ними обра­щаются гуманно и предоставляют им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход, которых требует их состояние. Между ними не проводится никакого раз­личия по каким бы то ни было соображениям, кроме медицин­ских.

Гражданское население не должно являться объектом нападе­ний. Запрещаются акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризирование гражданского населения.

Женщины и дети пользуются особым уважением, и им обеспе­чивается защита от любого рода непристойных посягательств.

Стороны, находящиеся в конфликте, предпринимают все практически возможные меры для того, чтобы дети, не достигшие 15-летнего возраста, не принимали непосредственного участия в военных действиях, и, в частности, стороны воздерживаются от вербовки их в свои вооруженные силы. Если в исключительных случаях не достигшие пятнадцатилетнего возраста принимают непосредственное участие в военных действиях и попадают во власть противной стороны, они продолжают пользоваться особой защитой, независимо от того, являются ли они военнопленными или нет.

Если гражданское население любой территории, находящейся под контролем стороны, участвующей в конфликте, недостаточно обеспечивается продовольствием, медикаментами, одеждой, по­стельными принадлежностями, средствами обеспечения крова и другими припасами, существенно важными для выживания, то проводятся операции по оказанию помощи, которые носят гума­нитарный и беспристрастный характер.

Предложения об оказании помощи, отвечающие вышеуказан­ным условиям, не рассматриваются как вмешательство в воору­женный конфликт или как недружественные акты. При распреде­лении поставок помощи приоритет отдается таким лицам, как дети, беременные женщины, роженицы и кормящие матери, которые пользуются особыми льготами и особой защитой.

Защита жертв вооруженных конфликтов немеждународного ха­рактера осуществляется в соответствии с Дополнительным прото­колом к Женевским конвенциям 1977 г. (Протокол). Этот Прото­кол применяется к вооруженным конфликтам немеждународного характера, то есть конфликтам, происходящим на территории какого-либо государства между его вооруженными силами и орга­низованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять не­прерывные и согласованные военные действия и применять дан­ный Протокол. При этом Протокол не применяется к случаям нарушения внутреннего порядка и возникновения обстановки внутренней напряженности, таким, как беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия и иные акты аналогичного характе­ра, поскольку таковые не являются вооруженными конфликтами.

Необходимо отметить, что указанный Протокол не должен ис­толковываться как затрагивающий суверенитет государства или обязанность правительства всеми законными средствами поддер­живать или восстанавливать правопорядок в государстве или за­щищать национальное единство и территориальную целостность государства. Протокол также не должен истолковываться как оп­равдание прямого или косвенного вмешательства по какой бы то ни было причине в вооруженный конфликт, во внутренние или внешние дела государства, на территории которого происходит этот конфликт.

Протокол применяется без какого бы то ни было различия, основанного на признаках расы, цвета кожи, пола, языка, религии или вероисповедания, политических или иных убеждений, нацио­нального или социального происхождения или на каких-либо дру­гих подобных критериях ко всем лицам, затрагиваемым вооружен­ным конфликтом немеждународного характера.

Все лица, не принимающие непосредственного участия или прекратившие принимать участие в военных действиях, имеют право на уважение своей личности, своей чести, своих убеждений и своих религиозных обрядов. При всех обстоятельствах с ними обращаются гуманно. Запрещается отдавать приказ не оставлять никого в живых.

Ограничение средств и методов ведения военных действий в международном гуманитарном праве

За последние пять веков по Земле пронеслось около 15 тысяч войн, которые унесли почти 4 миллиарда жизней - это соответствует 2/3 нынешнего населения Земли 1 . Смерть и разру­шения всегда были и остаются спутниками вой­ны. Печальная история Карфагена, стертого с лица земли, на протяжении веков неоднократно повторялась.

В XX в. мир пережил две мировые войны, ко­торые были беспрецедентны по человеческим по­терям и нанесенному ущербу. Развитие техноло­гий, изобретение и совершенствование новых ви­дов вооружения привели к тому, что на земле сегодня накоплен арсенал, которого хватило бы для полного уничтожения нескольких таких планет, как наша. На вооружение армий многих государств день за днем поступает новое оружие, изобретаемое в кабинетах ученых. Так, в ходе ко­рейской войны начала 50-х гг. XX в. было при­менено 9 ранее неизвестных видов оружия, во Вьетнаме (1964-1975 гг.) - 25, в четырех ара­бо-израильских вооруженных конфликтах (60- 80-е гг. XX в.) - 30, а в войне в зоне Персидско­го залива (1991 г.) - уже около 100.

Наиболее смертоносное из всех изобретенных видов оружия - ядерное. Усилиями многих го­сударств сегодня угроза глобальной ядерной вой­ны существенно уменьшена.

Уже со второй половины XIX в. начался про­цесс закрепления норм международного права, направленных на защиту людей, страдающих от бедствий, вызванных вооруженными конфликта­ми. Эти нормы провозглашены международными документами, составившими в совокупности ос­нову современного международного гуманитар­ного права.

После Второй мировой войны были приняты четыре основных документа международного гуманитарного права, существенно усилившие защиту жертв вооруженных конфликтов:

Женевская конвенция об улучшении учас­ти раненых и больных в действующих армиях от 12 августа 1949 г.;

II Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораб­лекрушение, из состава вооруженных сил на мо­ре от 12 августа 1949 г.;

;IV Женевская конвенция о защите граждан­ского населения во время войны от 12 августа
1949 г.

В 1977 г. положения этих конвенций были расширены двумя дополнительны­ми протоколами:

Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся
защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) от 8 июня 1977 г.;

Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся
защиты жертв вооруженных конфликтов немеж­дународного характера (Протокол II) от 8 июня
1977 г.

Цель международного гуманитарного права состоит также в том, чтобы ограничить разру­шительную силу вооруженных" конфликтов, воздерживая воюющие стороны от бессмыслен­ной жестокости, и не допустить превращения вооруженного конфликта в неприкрытое вар­варство. Помимо положений, обеспечивающих защиту определенных категорий лиц, в этом праве также закреплены основные ограниче­ния, которые должны соблюдать воюющие стороны (схема 39).

Общая защита гражданского населения от опасностей, возникающих в связи с военными операциями, возможна только при условии, что воюющие стороны могут отличить гражданское население от тех, кто непосредственно участвует в боевых действиях (комбатантов).


Согласно нормам международного гуманитар­ного права, конфликтующие стороны обязаны всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами и принимать все воз­можные меры предосторожности, чтобы щадить гражданское население. В то же время, если гражданскому населению создают условия защи­ты от насилия и нападений со стороны противни­ка, то это предполагает, что оно не участвует в конфликте.

Во время Второй мировой войны нередки были случаи, когда гражданские лица становились жертвами репрессий. Такие факты зафиксирова­ны, например, в ноте Молотова германскому пра­вительству от 27 апреля 1942 г.: «...В деревнях Лотошинского района Московской области гитлеровцы замучили и повесили 153 чело­века, 13 семей заживо сожгли... Только за январь 1942 г. из Харькова поступили сведения о казни 370 заложников качестве репрессий за действия партизан».

Современное международное гуманитарное право запрещает акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население.

Международным гуманитарным правом пре­дусмотрены ограничения ведения военных дей­ствий.

Ограничения по объектам нападения пред­ставлены на схеме 40.

Международным гуманитарным правом уста­новлены также ограничения по средствам и ме­тодам ведения военных действий.

Главный принцип ведения военных дей­ствий гласит: право сторон, находящих­ся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является нео­граниченным.

Прогресс в сфере создания новых средств веде­ния войны требует постоянного усовершенство­вания правовой базы их использования. Так, на­пример, применение удушающих газов во время Первой мировой войны привело к осознанию осо­бой опасности этого вида оружия и его запреще­нию в 1925 г. 1

Принятые в конце XIX - начале XX в. доку­менты, касающиеся ограничения средств и мето­дов ведения военных действий, по мере возник­новения новых типов вооружения были дополне­ны положениями конвенций, преимущественно направленных на запрещение бактериологиче­ского и химического оружия или средств воздей­ствия на окружающую среду.

1 Женевский Протокол о запрещении применения во время войны удушающих, токсических или им по­добных газов и бактериологического оружия от 17 июня 1925 г.


Ограничение методов и средств веде­ния боевых действий предусматривает:

Запрещение нападений неизбиратель­ного характера.

Цель этого ограничения - исключить исполь­зование тех методов и видов вооружений, кото­рые не обладают достаточной точностью для про­ведения необходимого различия между военными объектами и гражданскими населением и объек­тами, а также тех, чье воздействие не может быть ограничено во времени и пространстве.


Запрещение нападений, которые, как можно ожидать, вызовут потери среди
гражданского населения или нанесут ущерб гражданским объектам, которые
были бы чрезмерны по отношению к тому конкретному и прямому военному пре­
имуществу, которое нападающие предполагают получить.

Это положение касается в том числе и назем­ных мин. Мины сегодня - самое смертоносное оружие; Они наносят удар вслепую и причиняют своим жертвам жестокие страдания и раны. В ра­диусе 30 м они убивают, в радиусе 100 м - кале­чат. Большинство жертв мин - мирные жители. Многие мины сконструированы" таким образом, что их практически невозможно обезвредить, у большинства отсутствует механизм самолик­видации. Их крайне трудно обнаружить. Часто их устанавливают в количествах, не соответст­вующих военной необходимости. Мины по-на­стоящему начинают свою смертоносную работу именно тогда, когда конфликты заканчиваются. Специалисты подсчитали, что в среднем на 20 де­тей в мире приходится одна мина.

Противопехотные мины, установленные во время Второй мировой войны, продолжают уби­вать и калечить людей и сейчас, через 55 лет после ее окончания

Схема 40 Ограничения по объектам нападения

Одно из главных препятствий в деле организации разминирования - его сто­имость. Обезвреживание мины, на производство которой было затрачено 3 долл. США, может обойтись в 1000 долл.

Проявление при ведении военных дей­ствий заботы о защите природной среды.

Современная концепция охраны окружающей среды предполагает, что при ведении военных действий должна проявляться забота о защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба в целях сохранения здо­ровья или выживания населения. Так, в 1976 г. была принята Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду. Она за­претила применение боевых зажигательных средств против лесов и других зеленых насажде­ний.

Кстати, в России, согласно статье 358 Уголов­ного кодекса РФ массовое уничтожение расти­тельного или животного мира, отравление атмо­сферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологиче­скую катастрофу, наказывают лишением свобо­ды на срок от 12 до 20 лет.

Запрещение использовать в качестве метода ведения войны голод среди граж­данского населения.

Нельзя подвергать нападению, разрушать, вы­возить или приводить в негодность объекты, не­обходимые для выживания гражданского насе­ления (например, запасы продуктов питания, по­севы, скот, сооружения для снабжения питьевой водой и запасы питьевой воды, ирригационные сооружения и т. д.).

Запрещение военных действий, осно­ванных на вероломстве.

Актами вероломства считают действия, направленные на то, чтобы с целью обмана вызвать доверие противника и за­ставить его поверить, что он имеет право на за­щиту или обязан предоставить такую защиту, со­гласно нормам международного гуманитарного права.

Поэтому преднамеренное злоупотребление об­щепризнанными эмблемами (красного креста и красного полумесяца, белым флагом, защит­ной эмблемой культурных ценностей и другими общепринятыми защитными знаками) запреще­но. Также запрещено во время нападения или защиты или для прикрытия военных действий использование национальных символов (флагов, военных эмблем, форменной одежды и т. п.) сто­роны противника, а также национальных симво­лов и эмблем государств, не являющихся сторо­нами в конфликте.

Международное гуманитарное право, основ­ные документы которого ратифицированы почти всеми государствами мира, ограничивает право сторон использовать определенные методы и средства ведения военных действий и обязует каждого, кто принимает участие в военных дей­ствиях, следовать правилам, позволяющим регу­лировать отношения между сторонами в воору­женном конфликте, и обеспечить защиту тем, кто не принимает в нем участия.

Вопросы

1. Назовите три основных типа ограничения воен­ных действий в международном гуманитарном праве. 2. Перечислите категории лиц, которые находятся под защитой четырех Женевских конвенций от 12 августа 1949 г. 3. Чем вызвано введение ограниче­ния по объектам нападения во время вооруженного конфликта? 4. В чем состоят ограничения по методам и средствам ведения боевых действий? 5. В чем за-

Лючается цель международного гуманитарного пра­ва? 6. Что понимают под общей защитой гражданско­го населения в международном гуманитарном праве? 7. Сформулируйте главный принцип ведения воен­ных действий. 8. Что считают в международном гума­нитарном праве актом вероломства?

Международные отличительные знаки, используемые во время международного конфликта

Международное гуманитарное право призвано смягчить ужасы военных конфликтов, ограни­чить их разрушительную силу, а это значит в первую очередь - обеспечить необходимую за­щиту людям, которые перестали принимать участие в военных действиях, гражданскому на­селению и тем, кто оказывает помощь населению и пострадавшим в результате вооруженного конфликта.

Чтобы ограничить ущерб, наносимый воюю­щими сторонами во время боевых действий, не­обходимо отличать военные объекты от граждан­ских, а комбатантов от некомбатантов. В соответ­ствии с нормами международного гуманитарного права для обозначения лиц и объектов, находя­щихся под его защитой, используют следующие международные отличительные знаки.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31

Впервые попытка дать определения была предпринята в 1949 году авторами IV Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны. Согласно ст. 4 под защитой этой конвенции состоят лица, которые в какой-либо момент и каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей державы, гражданами которой они не являются. Исключение составляют:

  • а) граждане какого-либо государства. не связанного положениями указанной конвенции:
  • б) граждане какого-либо нейтрального государства, находящиеся на территории одного из воюющих государств, пока государство, гражданами которого они являются, имеет нормальное дипломатическое представительство при государстве, во власти которого они находятся:
  • в) граждане какого-либо совоюющего государства, пока государство, гражданами которого они являются, имеет нормальное дипломатическое представительство при государстве, во власти которого они находятся:
  • г) лица, состоящие под защитой трех других Женевских конвенций, а именно: раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение из состава вооруженных сил, а также военнопленные.

Таким образом, сфера действия IV Женевской конвенции 1949 года фактически ограничивается лишь теми гражданскими лицами, которые в какой-либо момент и каким-либо образом оказались в случае конфликта или оккупации во власти вражеского государства. Это ограничение было снято только в 1977 году в результате принятия Дополнительного протокола 1 к Женевским конвенциям 1949 года. Согласно Дополнительному протоколу 1 гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями. При этом устанавливается, что гражданское население состоит из всех лиц, являющихся гражданскими лицами. Гражданским же лицом является любое лицо. не принадлежащее ни к одной из категорий лиц. указанных в ст. 4 А/. 1/, 2/, 3/ и 6/ III Женевской конвенции 1949 года и в ст. 43 Дополнительного протокола 1. Кроме того, в случае сомнения относительно того. является ли какое-либо лицо гражданским, оно считается таковым. В соответствии с и. 3 ст. 50 Дополнительного протокола 1 присутствие среди гражданского населения отдельных лиц. не подпадающих под определение гражданских лиц, не лишает это население его гражданского характера. Из смысла названной статьи вытекает, что гражданское население лишается своего статуса и нрава на защиту в том случае, если среди него находятся целые военные подразделения и формирования. Что касается гражданских лиц, то они пользуются защитой, предусмотренной нормами международного права, ..за исключением случаев и на такой период, пока они принимают непосредственное участие в военных действиях" (п. 3 ст.5 1). Поскольку одной из основных правовых норм. предназначенных для защиты гражданского населения, является норма, запрещающая нападения на гражданское население, авторы Дополнительного протокола 1 выработали определение понятия..нападения", содержащееся в п. 1 ст. 49 названного документа. Согласно этому определению «нападения» означают „акты насилия в отношении противника, независимо от того, совершаются ли они при наступлении или при обороне". Пункт 2 ст. 49 устанавливает, что данные положения применяются ко всем нападениям, независимо от того. на какой территории они совершаются, включая национальную территорию стороны, участвующей в конфликте, но находящуюся под контролем противной стороны. Необходимо особо отметить, что сфера действия положений Дополнительного протокола 1. регламентирующих общую защиту гражданского населения от последствий военных действий, включает в себя любые военные действия на суше, в воздухе или на море, которые могут причинить ущерб гражданскому населению, отдельным гражданским лицам или гражданским объектам, находящимся на суше. Она также охватывает все нападения с моря или с воздуха на объекты, находящиеся на суше, не затрагивая каким-либо образом нормы международного права, применяемые в период вооруженных конфликтов на море или в воздухе. Конкретно говоря, правовой защитой от последствий военных действий, соответствующей статусу гражданского населения. согласно Дополнительному протоколу 1 пользуются такие категории лиц, как..раненые и больные", ..потерпевшие кораблекрушение", „лица, вышедшие из строя", при условии, если они воздерживаются от враждебных действий. Аналогичной защитой пользуются также..медицинский персонал", ..духовный персонал", персонал, участвующий в операциях по оказанию помощи: персонал организаций гражданской обороны; женщины и дети: наконец, журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооруженною конфликта. IV Женевская конвенция 1949 года существенно расширила круг обязанностей властей оккупирующей державы в отношении гражданского населения в целях предотвращения массовых и грубых нарушений нрав человека в условиях вооруженного конфликта. Следует отметить, что IV Гаагская конвенция 1907 года вообще уделяет больше внимания защите имущества гражданских лиц, а не их самих: из 14 статей, составляющих III раздел этой конвенции, посвященный режиму военной оккупации. 8 статей относятся к защите общественной и частной собственности, в то время как из 32 статей ч. III ..Оккупированные территории" раздела III в IV Женевской конвенции 1949 года только 2 статьи касаются собственности. Защита основных нрав гражданскою населения и отдельных гражданских лиц от произвола властей оккупирующей державы обеспечивается в IV Женевской конвенции 1949 года путем нормативного закрепления соответствующих обязательств государств как субъектов международного права. Так. в целях создания и поддержания нормальных условий жизни гражданского населения ст. 55 IV Женевской конвенции 1949 года налагает на оккупирующую державу обязательство при помощи всех имеющихся в се распоряжении средств осуществлять снабжение гражданского населения продовольствием и санитарными материалами, в частности, в тех случаях, когда ресурсы оккупированной территории будут недостаточны. Оккупирующая держава может реквизировать съестные припасы иди другие предметы, а также санитарные материалы. находящиеся на оккупированной территории, только для оккупационных войск и для администрации и только с учетом нужд гражданского населения. Державы-покровительницы имеют право во всякое время беспрепятственно проверить состояние продовольственного снабжения на оккупированной территории. Статья 69 Дополнительного протокола 1 дополняет положения ст. 55, налагая на оккупирующую державу обязанность, в максимально возможной степени используя имеющиеся у нее средства и без какого-либо неблагоприятного различия. также снабжать население одеждой, постельными принадлежностями. средствами обеспечения крова и другими припасами, существенно важными для выживания гражданского населения оккупированной территории, а также предметами, необходимыми для отправления религиозных обрядов. Если гражданское население любой территории, находящейся под контролем стороны, участвующей в конфликте, кроме оккупированной территории, говорится в ст. 70 Дополнительного протокола 1. недостаточно обеспечивается запасами, упомянутыми в ст. 69. то проводятся операции но оказанию помощи. При распределении поставок помощи приоритет отдается таким лицам из числа гражданского населения. как дети, беременные женщины, роженицы, кормящие матери. IV Женевская конвенция 1949 года определяет статус покровительствуемых лиц и устанавливает правила обращения с ними. В ч. 1 разд. III содержатся положения, общие для территорий сторон, находящихся в конфликте, и для оккупированных территорий. Ст. 27. в частности, устанавливает, что покровительствуемые лица имеют право при любых обстоятельствах на уважение их личности, чести, семейных прав, религиозных убеждений и обрядов, привычек и обычаев. Так, в отношении гражданских лиц, в частности, запрещается: - совершать любые акты насилия, запугивания или оскорбления (ст. 27): - насиловать, принуждать к проституции женщин или в какой-либо другой форме покушаться на их честь и нравственность (ст. 27): - применять меры принуждения физического или морального порядка, в частности с целью получения сведений (ст. 31): - принятие каких-либо мер, могущих причинить покровительствуемым лицам физические страдания или привести к их смерти: это запрещение относится не только к убийствам, пыткам, телесным наказаниям, увечьям и медицинским или научным опытам, которые не вызываются необходимостью врачебного лечения, но равным образом ко всякому другому грубому насилию со стороны представителей гражданских или военных властей (ст. 32): - наказание лица за правонарушение, которого оно не совершало (ст. 33): коллективные наказания (ст. 33): репрессалии в отношении покровительствуемых лиц и их имущества (ст. 33): - взятие заложников (ст. 34) . Вместе с тем стороны, находящиеся в конфликте, могут принимать в отношении этих лиц такие меры контроля или меры обеспечения безопасности, которые могут оказаться необходимыми вследствие вооруженного конфликта. В соответствии со ст. 38 }

Просмотров