Сословие городское население основные права и обязанности. Сословие

Сословия и классы.

Все городское и сельское население делилось «по различию прав состояния» на четыре главных разряда: дворянство, духовенство, городских и сельских обывателей.

Привилегированным сословием оставалось дворянство. Оно делилось на личное и потомственное.

Право на личное дворянство, которое не передавалось по наследству, получали представители различных сословий, состоящие на государственной службе и имеющие низший чин в Табели о рангах. Служа Отечеству, можно было получить и потомственное, т. е. передающееся по наследству, дворянство. Для этого надо было получить определенный чин или орденскую награду. Император мог пожаловать потомственным дворянством и за успешную предпринимательскую или иную деятельность.

Городские обыватели - потомственные почетные граждане, купцы, мещане, ремесленники.

Сельские обыватели , казаки и другие люди, занимавшиеся сельским хозяйством.

В стране шло формирование буржуазного общества с двумя его основными классами - буржуазией и пролетариатом. В то же время преобладание в экономике России полуфеодального сельского хозяйства способствовало сохранению и двух основных классов феодального общества - помещиков и крестьян.

Рост городов, развитие промышленности, транспорта и связи, повышение культурных запросов населения приводят во второй половине XIX в. к увеличению доли людей, профессионально занимающихся умственным трудом и художественным творчеством, - интеллигенции: инженеров, учителей, врачей, адвокатов, журналистов и т. д.

Крестьянство.

Крестьяне по- прежнему составляли подавляющее большинство населения Российской империи. Крестьяне, как бывшие крепостные, так и государственные, входили в состав самоуправляющихся сельских обществ - общин. Несколько сельских обществ составляли волость.

Члены общины были связаны круговой порукой в уплате налогов и выполнении повинностей. Поэтому существовала зависимость крестьян от общины, проявлявшаяся прежде всего в ограничении свободы передвижения.

Для крестьян существовал особый волостной суд , члены которого также избирались сельским сходом. При этом волостные суды выносили свои решения не только на основе норм законов, но и руководствуясь обычаями. Зачастую эти суды наказывали крестьян за такие проступки, как неразумная трата денег, пьянство и даже колдовство. Кроме того, крестьяне подвергались некоторым наказаниям, которые давно уже были упразднены для других сословий. Например, волостные суды имели право приговаривать членов своего сословия, не достигших 60 лет, к порке.

Русские крестьяне почитали старших по возрасту, рассматривая их как носителей опыта, традиций. Это отношение распространялось и на императора, служило источником монархизма, веры в «царя-батюш- ку» - заступника, стража правды и справедливости.

Русские крестьяне исповедовали православие . Необычайно суровые природные условия и связанная с ними напряженная работа - страда, результаты которой не всегда соответствовали затраченным усилиям, горький опыт неурожайных лет погружали крестьян в мир суеверий, примет и обрядов.

Освобождение от крепостной зависимости принесло в деревню большие перемены:

  • Прежде всего усилилось расслоение крестьян. Безлошадный крестьянин (если он не занимался иным, неземледельческим трудом) стал символом деревенской нищеты. В конце 80-х гг. в Европейской России 27% дворов были безлошадными. Признаком бедности считалось наличие одной лошади. Таких хозяйств было около 29%. В то же время от 5 до 25% хозяев имели до десяти лошадей. Они скупали большие земельные владения, нанимали батраков и расширяли свое хозяйство.
  • резкое усиление потребности в деньгах. Крестьяне должны были платить выкупные платежи и подушную подать, иметь средства на земские и мирские сборы, на арендные платежи за землю и на погашение банковских кредитов. Происходило вовлечение большинства крестьянских хозяйств в рыночные отношения. Главной статьей крестьянских доходов была продажа хлеба. Но в силу низкой урожайности крестьяне нередко были вынуждены продавать зерно в ущерб своим собственным интересам. Вывоз хлеба за границу основывался на недоедании жителей деревни и справедливо именовался современниками «голодным экспортом».

  • Нищета, тяготы, связанные с выкупными платежами, недостаток земли и другие неурядицы крепко привязали основную часть крестьян к общине. Ведь она гарантировала своим членам взаимную поддержку. Кроме того, распределение земли в общине помогало выжить среднему и беднейшему крестьянству в случае голода. Наделы между общинниками распределялись чересполосно , а не сводились в одном месте. Каждый член общины имел по небольшому наделу (полосе) в разных местах. В засушливый год участок, расположенный в низине, мог дать вполне сносный урожай, в дождливые годы выручал участок на пригорке.

Были крестьяне, приверженные традициям отцов и дедов, общине с ее коллективизмом и защищенностью, а были и «новые» крестьяне, желающие самостоятельно хозяйствовать на свой страх и риск.Многие крестьяне уходили на заработки в города. Длительная оторванность мужчин от семьи, от деревенской жизни и сельской работы приводила к усилению роли женщин не только в хозяйственной жизни, но и в крестьянском самоуправлении.

Важнейшая проблема России накануне XX в. заключалась в том, чтобы превратить крестьян - основную часть населения страны - в политически зрелых граждан, уважающих как собственные, так и чужие права и способных к активному участию в государственной жизни.

Дворянство .

После крестьянской реформы 1861 г. быстро шло расслоение дворянства за счет активного притока в привилегированное сословие выходцев из других слоев населения.

Постепенно наиболее привилегированное сословие утрачивало и свои экономические преимущества. После крестьянской реформы 1861 г. площадь принадлежавшей дворянам земли уменьшалась в среднем на 0,68 млн десятин 8* в год. Число помещиков среди дворян сокращалось.При этом почти у половины помещиков имения считались мелкими. В пореформенный период большая часть помещиков продолжала применять полукрепостнические формы ведения хозяйства и разорялась.

Одновременно часть дворян широко участвовала в предпринимательской деятельности: в железнодорожном строительстве, промышленности, банковском и страховом деле. Средства для занятия предпринимательством были получены от выкупа по реформе 1861 г., от сдачи земель в аренду и под залог. Некоторые дворяне стали владельцами крупных промышленных предприятий, заняли видные посты в компаниях, стали владельцами акций и недвижимости. Значительная часть дворян пополнила ряды владельцев небольших торгово-промышленных заведений. Многие приобрели профессии врачей, юристов, стали писателями, художниками, артистами. В то же время часть дворян разорилась, пополнив низшие слои общества.

Таким образом, упадок помещичьего хозяйства ускорил расслоение дворянства и ослабил влияние помещиков в государстве. Во второй половине XIX в. произошла утрата дворянами господствующего положения в жизни российского общества: политическая власть сосредоточилась в руках чиновников, экономическая - в руках буржуазии, властительницей дум стала интеллигенция, а класс некогда всесильных помещиков постепенно исчезал.

Буржуазия.

Развитие капитализма в России вело к росту количества буржуазии. Продолжая официально числиться дворянами, купцами, мещанами, крестьянами, представители этого класса играли все большую роль в жизни страны. Начиная со времен «железнодорожной горячки» 60-70-х гг. буржуазия активно пополнялась за счет чиновников. Входя в правления частных банков и промышленных предприятий, чиновники обеспечивали связь между государственной властью и частным производством. Они помогали промышленникам получать выгодные заказы и концессии.



Период складывания российской буржуазии совпал по времени с активной деятельностью народников внутри страны и с ростом революционной борьбы западноевропейского пролетариата. Поэтому буржуазия в России смотрела на самодержавную власть как на свою защитницу от революционных выступлений.

И хотя интересы буржуазии нередко ущемлялись государством, на активные действия против самодержавия она не решалась.

Некоторые из основателей известных торгово-промышленных семей - С. В. Морозов, П. К. Коновалов - до конца своих дней оставались неграмотными. Но своим детям они старались дать хорошее образование, в том числе и университетское. Сыновей нередко отправляли за границу изучать торгово-промышленную практику.

Многие представители этого нового поколения буржуазии стремились поддержать ученых, представителей творческой интеллигенции, вкладывали деньги в создание библиотек, картинных галерей. Значительную роль в расширении благотворительности и меценатства сыграли А. А. Корзинкин, К. Т. Сол- датенков, П. К. Боткин и Д. П. Боткин, С. М. Третьяков и П. М. Третьяков, С. И. Мамонтов.

Пролетариат.

Еще одним основным классом индустриального общества являлся пролетариат. К пролетариату относились все наемные рабочие, в том числе занятые в сельском хозяйстве и промыслах, но его ядром были фабрично-заводские, горные и железнодорожные рабочие - промышленный пролетариат. Его образование шло одновременно с промышленным переворотом. К середине 90-х гг. XIX в. в сфере наемного труда было занято около 10 млн человек, из них промышленных рабочих насчитывалось 1,5 млн.

Рабочий класс России имел ряд особенностей:

  • Он был тесно связан с крестьянством. Значительная часть фабрик и заводов размещалась в селах, а сам промышленный пролетариат постоянно пополнялся выходцами из деревни.Наемный фабричный рабочий являлся, как правило, пролетарием в первом поколении и сохранял тесную связь с деревней.
  • Рабочими становились представители разных национальностей .
  • В России наблюдалась значительно большая концентрация пролетариата на крупных предприятиях, чем в других странах.

Жизнь рабочих.

В фабричных казармах (общежитиях) они селились не по цехам, а по губерниям и уездам, из которых приехали. Во главе рабочих из одной местности стоял мастер, который и набирал их на предприятие. Рабочие с трудом привыкали к городским условиям. Отрыв от родных мест нередко приводил к падению морального уровня, пьянству. Рабочие трудились по многу часов и, чтобы послать деньги домой, ютились в сырых и темных комнатах, плохо питались.

Выступления рабочих за улучшение своего положения в 80-90-х гг. стали более многочисленными, порой они принимали острые формы, сопровождаясь насилием над заводским начальством, разгромом фабричных помещений и столкновениями с полицией и даже с войсками. Наиболее крупной была стачка, вспыхнувшая 7 января 1885 г. на Никольской мануфактуре Морозова в городе Орехово- Зуеве.

Рабочее движение в этот период являлось ответом на конкретные действия «своих» фабрикантов: повышение штрафов, снижение расценок, принудительную выдачу зарплаты товарами из фабричной лавки и т. п.

Духовенство.

Церковные служители - духовенство - составляли особое сословие, разделенное на черное и белое духовенство. Черное духовенство - монахи - принимало на себя особые обязательства, в том числе уход из «мира». Монахи проживали в многочисленных монастырях.

Белое духовенство жило в «миру», его главной задачей являлось осуществление богослужения и религиозная проповедь. С конца XVII в. был установлен порядок, согласно которому место умершего священника наследовал, как правило, его сын или иной родственник. Это способствовало превращению белого духовенства в замкнутое сословие.

Хотя духовенство в России принадлежало к привилегированной части общества, сельские священники, составлявшие подавляющую его часть, влачили жалкое существование, так как кормились своим трудом и за счет прихожан, которые сами нередко едва сводили концы с концами. К тому же, как правило, они были обременены большими семьями.

Православная церковь имела свои учебные заведения. В конце XIX в. в России было 4 духовные академии, в которых обучалось около тысячи человек, и 58 семинарий, обучавших до 19 тыс. будущих священнослужителей.

Интеллигенция .

В конце XIX в. из более чем 125 млн жителей России 870 тыс. можно было отнести к интеллигенции. В стране было свыше 3 тыс. ученых и литераторов, 4 тыс. инженеров и техников, 79,5 тыс. учителей и 68 тыс. частных преподавателей, 18,8 тыс. врачей, 18 тыс. художников, музыкантов и актеров.

В первой половине XIX в. ряды интеллигенции пополнялись в основном за счет дворян.

Часть интеллигенции так и не смогла найти применения своим знаниям на практике. Ни промышленность, ни земства, ни другие учреждения не могли обеспечить занятость многим выпускникам университетов, чьи семьи испытывали материальные трудности. Получение высшего образования не являлось гарантией повышения жизненного уровня, а значит, и общественного положения. Это рождало настроения протеста.

Но помимо материального вознаграждения за свой труд, главнейшей потребностью интеллигенции является свобода самовыражения, без которой немыслимо подлинное творчество. Поэтому при отсутствии в стране политических свобод антиправительственные настроения значительной части интеллигенции усиливались.

Казачество.

Появление казачества было связано с необходимостью освоения и защиты вновь приобретенных окраинных земель. За свою службу казаки получали от правительства землю. Поэтому казак - одновременно и воин, и крестьянин.

В конце XIX в. существовало 11 казачьих войск

В станицах и поселках существовали специальные начальные и средние казачьи школы, где большое внимание уделялось военной подготовке учащихся.

В 1869 г. был окончательно определен характер землевладения в казачьих областях. Закреплялось общинное владение станичными землями, из которых каждый казак получал пай в размере 30 десятин. Остальные земли составляли войсковой запас. Он предназначался в основном для создания новых станичных участков по мере роста казачьего населения. В общественном пользовании находились леса, пастбища, водоемы.

Вывод:

Во второй половине XIX в. происходила ломка сословных перегородок и становление новых групп общества по экономическому, классовому признаку. В состав нового предпринимательского класса - буржуазии - вливаются и представители купечества, и удачливые крестьянские предприниматели, и дворянство. Класс наемных рабочих - пролетариат - пополняется прежде всего за счет крестьян, но мещанин, сын сельского священника и даже «благородный господин» не были редкостью в этой среде. Происходит значительная демократизация интеллигенции, даже духовенство теряет свою былую замкнутость. И только казачество в большей степени остается приверженцем своего прежнего образа жизни.


§ 8. Сословия в России. Их численность и распределение по лицу земли русской.

Сословный строй в России является, по справедливому замечанию проф. Н. Коркунова, ничем иным, как остатками совершившихся в XVIII в. попыток привить к русской жизни начала западноевропейского сословного строя, в котором все население разделялось в средние века на четыре строго обособленных сословия: дворянство, духовенство, горожан и крестьян, причем каждое пользовалось особыми правами и составляло объединенное целое, противополагавшееся другим сословиям. В современном государственном быту Зап. Европы это сословное деление исчезло; сохранялось же, как особое привилегированное сословие, одно только дворянство, и то значительно изменив свой характер. В настоящее время дворянство пользуется в большинстве государств лишь почетными преимуществами и не составляет объединенного целого¹*. В России до Петра I сословий в собственном смысле слова не было, и в языке Московской Руси не найти даже слов для выражения таких понятий, как “сословный строй”, “сословные учреждения”, “сословные предрассудки”²*. Сословный строй России - создание последних столетий русской истории. Но в то время, как в Зап. Европе население уже не делится на обособленные сословия, русское законодательство до сих пор удерживает сословную группировку населения, - группировку, чуждую нашей истории, заимствованную нами с Запада в эпоху слепого подражания всему иностранному³*. “Сословный строй (в смысле западноевропейском), говорит далее проф. Н. Коркунов, никогда не мог пустить в нашем быту сколько-нибудь глубоких корней, а реформы Александра II лишили его и последней опоры. Благодаря этому, современное русское законодательство, все еще сохраняющее сословную почву, оказывается в странном противоречии с фактическими условиями русской жизни. Сословные начала, упорно сохраняемые русским законодательством, в действительности так чужды русской жизни, что у нас не редкость встретить человека, который и сам не знает, к какому сословию он принадлежит”. Общее положение, помещенное в начале IX тома “Свода законов”, показывает, что “все природные обыватели России предполагаются разделенными на четыре главных рода людей: 1) дворян, 2) духовенство, 3) городских обывателей, 4) сельских обывателей (крестьяне, казаки, инородцы). Закон дает им название сословий (ст. 4), но большинство их вовсе не составляет единого целого, даже дворяне делятся на потомственных и личных, духовенство - по вероисповеданиям, городское сословие - на почетных граждан, купцов, мещан и цеховых; среди крестьянства тоже целый ряд разновидностей. Далее, некоторые из „сословных состояний” не наследственны, даже не пожизненны и вообще не замкнуты”. По Коркунову, сословиями на Руси могут быть признаны лишь дворяне, почетные граждане, мещане и крестьяне, но и в этих “сословиях” жизнь пробила большие бреши. Официальная статистика рисует следующую картину распределения российских обывателей по сословиям (Финляндия не принимается при этом в расчет). Нижеследующая таблица, составленная на основании переписи 1897 г., показывает абсолютное число лиц разных сословий. В этом году было насчитано:

На каждую тысячу населения

Дворян потомственных

Дворян личных и чиновников не из дворян

Лиц духовного звания всех христианских исповеданий

Потомственных и личных почетных граждан

Крестьян

Войсковых казаков

Инородцев

Финляндских уроженцев

Лиц, не принадлежащих к вышеупомянутым сословиям

Лиц, не указавших своего сословия

Иностранцев

На каждую тысячу населения приходится: 771 человек крестьян, 106 мещан, 66 инородцев, 23 казака, 10 дворян, 5 из духовенства, 5 почетных граждан, 8 “прочих”⁴*. Инородцы и казаки являются при этом, так сказать, разновидностями крестьянства.

Инородцы обитают, главным образом, в Средней Азии и Восточной Сибири, а в Европейской России встречаются лишь в губерниях Астраханской и Архангельской и на Кавказе, в Терской области и Ставропольской губернии. Всего насчитано инородцев 8.297.965 чел., да и те во многих местах быстро вымирают под давлением тех условий, который созданы для них “развитием русской торговли” и “упорядочением” инородческой жизни трудами русской администрации⁵*. Что касается до казаков, то их насчитано в 1897 г. 2.928.842 чел. На каждую тысячу казаков приходится 400 донских, 228 оренбургских, 410 кубанских, 179 терских, 18 астраханских, 179 амурских, 291 забайкальских, 62 приморских, 109 акмолинских, 42 семипалатинских, 30 семиреченских, 177 уральских. Если считать инородцев и казаков вместе с крестьянами, то Россия оказывается настоящим крестьянским царством: группа т. наз. “сельских обывателей” составляет в ней 86% всего населения, тогда как группа других сословий всего лишь 14%, т. е. почти в 7 раз меньше. Но и эти 14% еще не составляют из себя т. наз. командующего класса, - т. к. в это число входят, например, мещане, цеховые и т. п. По отдельным частям государства крестьянская группа сельских обывателей распределяется так: наибольший процент их наблюдается в Средней Азии (97,2%), затем Сибири (90%), на Кавказе (86,7%), в Европейской России (86,2%) Привислинском крае (73,1%). Что касается до других сословий, то они распределены по разным частям России следующим образом:

1. Дворянство . Наибольший процент его наблюдается на Кавказе (24 на каждую тысячу жителей), затем в Польше (19 на кажд. 1000), в Европ. России (15 на 1000), Сибири (8), Ср. Азии (4). Многодворянские губернии суть следующие: Петербургская (72 на 1000), Кутаисская (68), Ковенская (68), Виленская (49), Варшавская (41), Минская (36), Елизаветпольская (35), Мо­сковская (32), т. е. все инородческие, за исключением Санкт-Петербургской и Московской, двух центральных правительственных.

2. Духовенство . Наибольший процент его на Кавказе (по 6 на каждую тысячу жителей), затем в Европ. России (5), Сибири (3), Польше (1). Больше всего процент духовенства в губерниях: Кутаисской (22), Ярославской (14), Архангельской (12), Костромской, Московской, Оренбургской, (по 11), Тверской, Тифлисской (по 10).

3. Почетные граждане и купцы. Это сословие оказывается еще более разреженным. На каждую 1000 жителей приходится купцов и почетных граждан: в Европ. России по 6, на Кавказе по 4, в Сибири по 3, в Ср. Азии и Польше по 1. Эти цифры превосходно иллюстрируют допотопность и нелепость деления обывателей на сословия. Оказывается, что в такой промышленной области, как Польша, чрезвычайно мало лиц купеческого сословия. Очевидно, торговля больше всего интересует лишь другие сословия, - иначе говоря, сословие тут не причем.

4. Мещане. Это сословие оказывается наиболее распространенным в Польше (235 чел. на каждую 1000 жителей), затем в Европ. России (106), на Кавказе (81), Сибири (56), Ср. Азии (20). Особенно богаты лицами этого сословия губ. Варшавская (330), Петроковская (316), Херсонская (274), Гродненская (250).

По полу и по местностям сословия распределяются следующим образом.

Европейская Россия

Средняя Азия

Дворяне потомственные

Дворяне личные

Духовенство всех христианских исповеданий

Потомственные и личные почетные граждане

Крестьяне

Инородцы

Из этой таблички нельзя не видеть, что потомственные дворяне-мужчины составляют лишь небольшую группу, менее чем в полмиллиона человек, но их все же гораздо больше, чем купцов и почетных граждан.

Интересно присмотреться к распределению лиц некрестьянского сословия по городам и деревням. Оказывается, что 1897 г. более половины потомственных дворян (52,7%) жили вне городов. После событий 1905‑1906 гг. такое распределение значительно изменилось во многих губерниях, и многие потомственные дворяне выселились из своих имений. Личные дворяне и чиновники довольно равномерно распределены по Империи, исключая Ср. Азию, где они составляют всего 0,2% населения. Представители этого сословия живут преимущественно в городах (75%), так же, как и купцы (из них 80% городские жители). Большая часть мещан тоже - горожане (56%). Что касается до крестьян, то из их общего числа приходится на города лишь 6,7%, но их много в крупных в быстро развивающихся центрах: в 1897 их было в Петербурге 745 905 в Москве 661 628⁶*. За последние годы, благодаря обезземелению крестьян по закону 9 ноября 1906 года в голодовке 1911‑1912, в очень многих городах наблюдается небывалое стечение деревенских жителей, ищущих работы и прокормления.

Посмотрим теперь, какие сословия с течением времени увеличиваются, какие уменьшаются в численности? Официальная статистика дает нам возможность отчасти судить об этом. Сравнительно с 1870 г. произошли следующие перемены: относительная численность дворянства (потомственного и личного, - о потомственных мы будем говорить ниже, особо) стала больше. В 1870 г. приходилось их на каждую 1000 по 13 чел.⁷* а в 1897 г. уже по 15. Наоборот, духовенство отодвинулось назад (с 9 чел. на каждую 1000 населения в 1870 г. до 5 чел. на то же число в 1897 г.). Процент дворян личных и служащих остался без перемены. Процент городских сословий (купцов, мещан, почетных граждан) сильно вырос к 1897 г. (с 93 до 111.).

Попробуем теперь набросать, так сказать, статистическую характеристику главнейших сословий, а именно дворянства, потомственного и личного, чиновного и военного, затем духовенства.

¹* Коркунов. Русское Государственное право. Изд. 7‑е т. I, стр. 274, 280.

²* Там же. Стр. 274.

³* Там же. Стр. 275.

⁴* Ежегодник Центр. Ст. Комитета 1905 г. и 1909 г. То же и в “Общем Своде результатов переписи”.

⁵* Ужасные факты, иллюстрирующие это вымирание, см. у П. Берлина “Пасынки цивилизации”. Изд. Г. Львовича, и у Н. Ядринцева “Инородцы Сибири”.

⁶* Эти сведения и вышеприведенная таблица заимствованы нами из ст. Д. Рихтера из 4 т. Доп. к Энц. Слов. Брокгауза.

⁷* Стат. Временник. Вып. X 1875 г.

В истории человечества разложение племенного строя явилось закономерным этапом его развития. На смену ему пришло традиционное, или сельскохозяйственное, общество, политически раздробленное, основанное на земельной собственности, на ранжировании людей по их отношению к средствам производства, основным из которых была земля, т. е. на феодальной иерархии и эксплуатации феодально-зависимого крестьянства.

В связи с произошедшими в обществе изменениями, в частности с разделением общества на сословия, архаичное право должно было уступить место иным нормативным системам. Поскольку общество стало дифференцироваться на социальные группы, отличающиеся разным отношением к средствам производства и соответственно долям получаемого продукта, архаичное право не могло, да и перестало служить равным мерилом поведения для всех людей. Потребовалось создание нормативных систем, наиболее подходящих для регулирования отношений внутри каждого социального слоя и обеспечивающих их взаимодействие с другими слоями общества. Такие системы имеют уже сословный характер, т. е. обслуживают преимущественно интересы каждого отдельного сословия и одновременно позволяют ему вписаться в общую систему общественного развития.

Назовем сословные правовые системы, действующие в традиционном обществе:

  • феодальное (поместное) право - система правил поведения, регулирующая порядок землевладения и взаимоотношения между собственниками земли;
  • манориальное (крепостное) право - система правил поведения, регулирующая отношения крестьян к земле, т. е. отношения между крестьянами и помещиками, жизнь феодального поместья, отношения внутри крестьянской общины, а также сельскохозяйственное производство;
  • каноническое (церковное) право - система правил поведения, регулирующая организацию церковной власти, ее отношения со светской властью и др.;
  • городское (полицейское) право — система правил поведения, регулирующая отношение населения с королем (князем), отдельными сеньорами (боярами), направленная на поддержание мира и порядка в городском сообществе, а также права и свободы горожан;
  • гильдейское (цеховое) право - система правил поведения, закрепляющая привилегии гильдий (цехов), регулирующая внутреннюю организацию производства и его технологию, использование видов сырья, способов переработки, качество готовых изделий и проч.;
  • торговое (купеческое) право - система правил поведения, закрепляющая привилегии для купеческих гильдий, торговые обыкновения, правила ведения торговли, способы рассмотрения споров, возникающих в процессе ведения торговой деятельности, и др.

Сословные нормы зарождались внутри норм и первоначально представляли собой как бы специализированные обычаи. В дальнейшем сословия стали отчетливо осознавать свои потребности и интересы и принимать целенаправленные действия для их реализации, например бороться за установление себе привилегий, подавать жалобы в сословные суды.

Именно из этих автономно существующих систем позднее будет образовано общегосударственное право. Но это произойдет позднее, по крайней мерс не ранее того, когда между людьми и странами разовьются в должной мерс экономические связи и натуральное хозяйство уступит место экономической системе, основанной на специализации труда, осуществляемой в масштабах всего государства.

Перечислив отдельные части сословного права, можно указать на некоторые его особенности, обратив пристальное внимание на то, какие накопления были сделаны в области юридической техники в тот период.

Законодательная техника

Сословное правовое регулирование не охватывало все стороны жизни сословий. Оно осуществлялось фрагментарно (установление повинностей крестьян, проведение ярмарок и т. д.). Та или иная сторона социальной жизни попадала в сферу правового регулирования по мере возникновения потребностей, определяемых самими членами того или иного сословии. Потребности же зависели от степени взаимодействия людей: чем оно было теснее, тем больший круг вопросов необходимо было упорядочивать с помощью правовых норм.

Казуальность норм права уступает место абстрактному их формулированию. Этот процесс происходил постепенно и длительно. Конечно, сохранялось достаточное количество казуальных норм.

Многие нормы права были смешаны с нормами неюридического характера. Порой трудно между ними провести четкую грань. Особенно это касается сугубо церковных норм и норм канонического права. Этим же характеризовались нормы светских подсистем сословного права. Нормативные предписания часто вплетались в судебные решения, которые в основном были посвящены разрешению отдельных споров и содержали конкретные предписания. Неудивительно, что пользоваться такими правовыми актами было крайне неудобно. Естественно, в результате этого эффективность многих сословных правовых норм оставалась крайне низкой.

Нормы сословного права не имели универсального характера. Единообразие норм сословного права проявится позднее: когда будут сформулированы принцип справедливости и другие принципы, которым должны отвечать все нормы права. Сформулированы же эти принципы права были первыми представителями юридической науки, зародившейся в недрах европейских университетов. Этому тоже не стоит удивляться, поскольку не было координирующего центра, который бы взял на себя обязанность свести воедино подсистемы сословного права. Исключение составляет церковь, которая все же упорядочила нормы канонического права.

Сословное право облекается как в устную, так и в письменную форму. Если для архаичного права письменная форма была редкой, исключительной и даже экзотичной, то для сословного права она становится уже вполне обычной, по крайней мере, не вызывающей удивления и слепого поклонения. Расширяется и круг письменных источников: помимо нормативных актов, теперь судебные решения выносятся в основном в письменной форме. Разумеется, используются, причем в той мере, в какой это было необходимо, и неписьменные источники права (обычаи, деловые обыкновения).

Среди письменных источников права нормативные акты пока не доминируют. В качестве источников права, получивших наибольшее распространение, следует выделить договоры, регулирующие гражданский оборот, все более и более набиравший силу, и судебные решения, содержавшие прецедентные нормы.

Письменные источники сословного права не были систематизированы. Применительно к договорам и прецедентам этот вывод абсолютен. В отношении нормативных актов все же относителен: в истории развития права Средневековья можно увидеть исключения, например собрание норм магдебургского права.

Существовала большая проблема с доведением источников сословного права до всех заинтересованных лиц. В то время не было СМИ. Возможно, именно по этой причине эффективность сословного права не может идти ни в какое сравнение с эффективностью современного права.

Правоприменительная техника

Правосудие как вид социальной деятельности еще далеко не полностью отделилось от управленческой деятельности. Часто эти виды деятельности сливались воедино. Так, сеньориальный суд (куда входили знатные феодалы), рассматривая какое-либо спорное дело и попутно выясняя причину спора, приходил к выводу, что спор не возник бы, если бы стороны поступали так-то и так-то. Тут же он давал конкретное указание, обязательное для исполнения всеми феодалами, или формулировал соответствующее правило поведения на будущее.

В Средние века не было профессиональных судей, вершивших правосудие. Судебные функции выполняют люди, заметные своими личностными качествами, главное из которых — врожденное чувство справедливости или по крайней мере способность учитывать многие параметры спорной ситуации, не бояться принимать решение, которое, возможно, устроит не каждую из сторон спора.

Не был установлен порядок принятия дел к рассмотрению. Порой для принятия дела к рассмотрению требовалось так много усилий, что это удавалось только самым настойчивым и удачливым людям. Таким образом, правосудие было гарантировано далеко не всем. Справедливое же правосудие было гарантировано еще меньшему числу лиц.

Понятие вины только начинало вводиться, но до торжества его на практике еше было далеко. И все же это следует считать серьезным продвижением вперед в деле правоприменительной техники. Как уже говорилось выше, в древнем обществе не было самого понимания принципа вины, не говоря уже о его реализации.

Еще не действовал в полной мере принцип соразмерности санкций совершенному деянию. Люди, вершившие правосудие, не были профессионалами, а юридические понятия довольно трудны для усвоения, и овладеть ими сразу мало кому удавалось.

Судебные заседания отличались неформальным характером и больше походили на заседания собраний. Каких-либо специальных процедур проведения судебных разбирательств не было. Это вполне укладывается в следующую правовую закономерность: сначала развитие получает материальное право, а затем право процессуальное. Процессуальное право, регулирующее технологию разрешения правовых конфликтов, и уровень его развития — отражение степени цивилизованности общества.

Система доказательств, используемая в правосудии, приобретала рациональный характер. И все же недостаток рациональных доказательств часто заменялся доказательствами эмоционального свойства, такими как испытание, клятва, присяга и др.

В Средние века не соблюдался порядок обжалования вынесенных судебных решений. Это можно объяснить тем, что в сословном обществе не было системы судов. Суды торговые, гильдейские, церковные, помещичьи, городские между собой не были связаны и действовали самостоятельно. Внутри одной корпорации какой-либо судебной системы также не наблюдалось. Однако в некоторых сословиях начинает зарождаться иерархия судебных органов. Например, решения феодального суда можно было обжаловать в сеньориальный суд, хотя там все зависело от самого сеньора. Складывалась и относительно стройная система церковных судов. Однако на общем фоне это пока не было правилом.

Таким образом, система сословного права несмотря на то, что она обогатилась новыми по сравнению с правом архаичными приемами юридической техники, причем приемами, отличающими его от архаичного права явно в выгодную сторону, все же должного развития в этом отношении не достигла. Сословное право имело слишком много недостатков по сравнению с правом более поздних периодов Нового и Новейшего времени. Вот почему его можно назвать всего лишь протоправом, т. е. предшественником развитого права. Однако сразу надо отметить: сословное право — достойный предшественник права общегосударственного.

В Средние века люди делились на сословия молящихся, воюющих и работающих. Эти сословия отличались по своим правам и обязанностям, которые были установлены законами и обычаями.

В сословие воюющих (феодалы) входили потомки знатных людей варварских племен и знатных жителей завоеванной ими Западной Римской империи. Положение воюющих было различным. Самые богатые владели целыми областями, а не­которые рыцари иногда были очень бедны. Однако только феодалы имели право владеть землей и управлять другими людьми.

В сословие работающих вошли как потомки обедневших свободных людей из числа варваров и римских граждан, так и потомки рабов и колонов. Подавляющее большинство тех, кто работал, - это крестьяне. Они делились на две категории. Некоторые крестьяне оставались свободными людьми, но жили на землях феодалов. Феод делился на господскую зем­лю и крестьянские наделы. Считалось, что эти наделы кре­стьянам предоставлял феодал. За это крестьяне работали на господской земле (барщина) и платили феодалу подати {оброк). Феодал судил население своего феода, взимал штрафы за на­рушение законов. Другую категорию представляли феодально­зависимые крестьяне. Они считались прикрепленными к своим наделам и не могли их покинуть. Повинности зависи­мых крестьян (барщина, оброк) были более тяжелыми, чем у свободных. Имущество крепостных считалось собственностью сеньора, их продавали и покупали вместе с землей.

Помимо воюющих и работающих имелось сословие моля­щихся. Его считали главным. Считалось, что феодал или кре­стьянин не в силах до конца постигнуть всей глубины учения Христа и самостоятельно общаться с Богом. К тому же лю­дей постоянно искушает дьявол. Только христианская цер­ковь и ее служители - духовенство - могли разъяснить всем Божественные законы, связать человека с Богом, защи­тить его от козней дьявола и замолить его грехи перед Все­вышним. Главной обязанностью сословия молящихся было богослужение. Священники крестили детей, венчали ново­брачных, принимали исповедь кающихся и отпускали грехи, причащали умирающих.

В отличие от воюющих и работающих духовенство было открытым сословием. Это означает, что священниками мог­ли стать выходцы из двух других сословий. Для содержания духовенства с работающих взимали подать в размере десятой части дохода {церковная десятина). В непосредственном вла­дении Церкви находились немалые земли.

Крестьяне.

Крестьяне в Средние века помимо земледелия и животноводства занимались охотой, ловили рыбу, собира­ли мед и воск лесных пчел. Они шили себе одежду и обувь, строили жилища и пекли хлеб, прокладывали дороги и воз­водили мосты, рыли каналы и осушали болота. Но сельское хозяйство все же оставалось для них главным делом.

Успехи земледелия во многом были связаны с изобретени­ем тяжелого плуга с сошником - приспособлением для от­вала земли. Придумали и хомут для лошади. Он позволил использовать этих животных для вспашки полей.

Крестьянами было освоено трехполье (чередование сево­оборота: пар - вспаханное поле, не занятое посевами; ози­мые - засев под зиму; яровые - засев весной). На поля ста­ли вносить навоз и другие удобрения. Широкое распростра­нение получило выращивание овощей и фруктов. Виноград­ники постепенно распространялись даже в северных районах, вплоть до Англии.

Каждая крестьянская семья обрабатывала свой надел. Этот надел представлял из себя длинную полосу земли в большом поле. Рядом располагались наделы других семей и полосы господской земли. После сбора урожая на общее поле выго­нялся скот. Скот не только пасся, но и удобрял пашню. В та­ких условиях все работы должны были проводиться одновре­менно, все сажали одну культуру. Жители деревни помогали попавшим в беду соседям, совместно защищались от грабите­лей, расчищали новые поля, пользовались лесами и лугами.

Важнейшие вопросы решались на общих сходах, там же избирали старосту - главу крестьянской общины. Община была необходима крестьянам и в их отношениях с феодалом. Староста следил за полнотой уплаты оброка и одновременно за тем, чтобы с крестьян не брали сверх нормы.

Феодалы.

Рядом с деревней находилось укрепленное жили­ще сеньора - замок. В IX - X вв. замки возводили для защи­ты от норманнов, арабов и венгров. Вначале их сооружали из дерева, затем из камня. По периметру замок часто окружал ров с водой, через который перебрасывался подъемный мост. Самым неприступным местом замка была многоэтажная баш­ня - донжон. Наверху в донжоне жил феодал со своей семьей, внизу - слуги. В подвале находилась темница. Каждый этаж донжона при необходимости превращался в маленькую кре­пость. Взять замок штурмом было почти невозможно. Лишь после долгой осады защитники могли сдаться из-за голода. Но в замке обычно хранились большие запасы продовольствия.

Рыцарство.

Вся жизнь сословия воюющих проходила в по­ходах и сражениях. Сыновья феодалов начинали готовиться к рыцарской службе с детства. Без многолетней тренировки невозможно было не только сражаться в тяжелых доспехах, но даже передвигаться в них. С семи лет мальчики станови­лись пажами, с четырнадцати лет - оруженосцами рыцарей. Рыцари приходили на службу к сеньору с пажами и оруже­носцами, с легковооруженными слугами. Этот небольшой от­ряд во главе с рыцарем назывался копье, и феодальное войско состояло из нескольких таких отрядов. В бою рыцарь дрался с рыцарем, оруженосец - с оруженосцем, остальные воины осыпали противника стрелами. В восемнадцать лет оруже­носцы становились рыцарями. При посвящении в рыцари они получали от сеньора пояс, меч и шпоры.

Постепенно сложились правила рыцарской чести. Неоспо­римыми считались верность по отношению к сеньору и щед­рость к вассалам. Еще более важным качеством была доб­лесть. По правилам рыцарской чести доблестный рыцарь дол­жен был постоянно стремиться к подвигам, проявлять хра­брость и даже безрассудство в бою, презирать смерть. Рыцарю не к лицу было нападать тайно, он, напротив, должен был предупредить врага о предстоящем сражении, во время по­единка с ним иметь такое же оружие и т.д. Священной была воинская дружба, за оскорбление полагалось вызывать на поединок.

Правила рыцарской чести предписывали защищать Цер­ковь и ее служителей, а также всех слабых - вдов, сирот,нищих. Но в реальной жизни правила часто нарушались. Среди рыцарей встречалось немало необузданных, жестоких, лживых, жадных людей.

Любимыми развлечениями феодалов были охота и турни­ры - военные состязания рыцарей в присутствии зрителей. Правда, Церковь осуждала турниры. Ведь на них рыцари тра­тили свое время и силы, необходимые для борьбы с врагами христианства. Однако, несмотря на огромный авторитет Церк­ви, ее призывы в этом случае оказывались напрасными.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что такое феодализм? В чем состояли причины его зарожде­ния?

2. Из каких сословий состояло феодальное общество? Каковы были функции этих сословий?

3. Почему, по вашему мнению, средневекового крестьянина на­зывают универсальным работником?

4. Расскажите о жизни и быте феодалов.

5. Заполните таблицу.

Боярство
Высшее сословие в российском обществе. Владело вотчинами. Служило царю. Занимало высшие государственные должности в государственном аппарате власти.

Дворянство

Наиболее привилегированное сословие, имевшее право владеть крепостными крестьянами и огромными угодьями. Сами дворяне могли получить лучшее образование, освобождались от обязательной службы. При этом большинство дворян занимало важные посты в государственных структурах, именно эти люди влияли на то, какой становилась страна.

Дворяне были обязаны следить за состоянием своего имения и за собственными крестьянами.

Купечество

В зависимости от номера гильдии, купцы имели право вести как крупную, международную торговлю, так и просто торговать в городах. Самыми привилегированными считались купцы первой гильдии, которые порой были богаче дворян из-за наличия возможности вести международную торговлю. Купцы также имели право на получение хорошего образования.

Купцы не освобождались от трудовой деятельности и от службы в армии. Также купец мог быть обвинен в правонарушениях, его могли судить в специальных инстанциях.

Духовенство

Белое и Черное духовенство освобождалось от рекрутчины и телесных наказаний. Служители церкви имели право получить хорошее образование в духовной семинарии.

Представители Черного духовенства обязаны были посвятить свою жизнь церкви, отказавшись от семейных отношений и любых связей с внешним миром. Представители духовенства обязаны были работать на благо церкви на протяжении всей своей жизни.

Казачество

Представители казачества относились к привилегированному сословию, поскольку имели право владеть землей, освобождались от выплаты разорительных податей.

Специальный статус казаков не освобождал их от несения воинской повинности. Более того, отлично воюющие казаки были основой войска русской армии в XIX веке.

Мещанство

Мещане относились к непривилегированному сословию, однако они могли распоряжаться собственной жизнью, в отличии от простых крестьян. Помещик не имел никаких прав не представителя сословия, его не могли продать или выкупить. Эти свободные люди сами решали, к кому наниматься на работу, и за какую цену.

Мещане платили все существующие тогда подати, несли рекрутскую повинность, были основой для военной армии. К тому же, мещане практически никогда не владели землей, обладали урезанными правами и довольно высокими обязанностями.

Крестьянство

Крестьян можно смело назвать самым угнетаемым сословием. Кстати, само сословие делилось на три группы: государственные, удельные и крепостные крестьяне. Хуже всего жилось именно крепостным, поскольку всеми правами на них владел помещик, и он мог легко продать своего крестьянина как товар, отдать его за долги или убить представителя сословия без последующего наказания.

После 1861 года крестьяне стали вольнонаемными людьми, и теперь помещик не мог распоряжаться их жизнью. Однако список прав данных представителей российского общества был невелик.

Крестьяне были обязаны служить своему владельцу, они практически никогда не получали заработную плату за свой труд, не имели права получать образование. Вместе с тем, крестьян могли легко отправить служить в армию, если в стране велась война. Все решения, касающиеся жизни и смерти крестьянина до 1861 года принимал его владелец.



Просмотров