Скр вернут в прокуратуру. Прокуратуре возвратят уголовные дела

В 2018 году в России будет проведена масштабная реорганизация Следственного комитета. Эта федеральная государственная структура, отвечающая за ведение уголовного судопроизводства, предварительных следствий и иных дел правоохранительного формата, может быть или полностью упразднена, или возвращена под контроль Прокуратуры РФ.

Реформа СК РФ, которая, наконец, окажется проведена в 2018 году, назревала уже давно и небезосновательно. Здесь существуют ощутимые недоработки, связанные в первую очередь с кадровой политикой или, если быть точнее, с ее отсутствием. Руководители высших уровней не выполняют своих прямых обязанностей, а занимаются лишь постоянным переходом с места на места и заменой друг друга. Именно из-за выявления таких проблем власти решили провести в Следственном комитете комплекс мероприятий, заявленных как антикоррупционные.

Первоочередной задачей будет обновление управляющего состава. Если эта цель окажется достигнута, Правительство сможет избавить СК от пронизавшего его насквозь взяточничества, однако вместе с этим многие работники ведомства рискуют остаться не у дел. Не исключено возникновение громких скандалов и разбирательств, подобных тому, которое активно освещалось в СМИ в 2016 году. Тогда между двумя военизированными организациями, Следственным комитетом и ФСБ России, развязалась едва ли не война, что было вызвано задержанием начальника Управления собственной безопасности СК (УСБ) Михаила Максименкова, его зама Александра Ламонова и зама руководителя московского отделения СКР Дениса Никандрова. Все трое обвинялись представителями ФСБ в намерении оказать Андрею Кочуйкову («Итальянцу»), приближенному и товарищу известного криминального авторитета Захария Калашова (Шакро Молодого), помощь в освобождении из-под следствия за внушительную денежную сумму в $100000000.

В резонансную историю оказались втянуты и начальник (председатель) структуры Александр Иванович Бастрыкин, и бывший сотрудник УСБ Денис Богородетский, и, помимо прочих, даже один из владельцев сети заведений общественного питания «Якитория» Олег Шейхаметов. По словам представителей Федеральной службы безопасности, нити преступного синдиката не только пронизали все уровни организации, но и вышли за ее пределы.

Новое заменяющее ведомство

Если в 2018 году Следственный комитет решат ликвидировать, вместо него, скорее всего, возникнет Федеральная служба расследований (ФСР) – объединенная структура, состав которой будет сформирован из части бывших работников СК и части только набранных или переведенных из МВД и ФСБ сотрудников. Сегодня проект об учреждении организации подобного рода разрабатывается силами представителей Администрации Президента РФ, которые хотят добиться создания эффективного силового субъекта, одновременно не растрачивающего значительные суммы из федерального бюджета.

Стоит напомнить, что аппарат СК в настоящий момент насчитывает колоссальное количество служащих – летом 2017 года этот показатель достиг отметки более чем в 21000 человек! За прошедший год на них было потрачено 38,9 млрд. рублей, и в будущем, если власти не предпримут никаких радикальных реорганизационных мероприятий, эта цифра обещает остаться практически неизменной.

В обязанности ФСР войдет досудебное разбирательство (сейчас им занимаются представители ФСБ и МВД), а также расследование тех дел, которые будут подпадать под определенные статьи УК РФ – это:

  • ст. 290 – «Получение взятки»;
  • ст. 105 – «Убийство»;
  • ст. 199 – «Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов» и пр.;
  • ст. 276 – «Передача, собирание, похищение или хранение сведений, составляющих государственную тайну, в целях передачи иностранному государству».

Генеральной прокуратуре впредь понадобится следить за законностью в деятельности некоторых государственных субъектов. Это касается той же ФСР, а также судей, прокуроров и следователей. Сотрудники Генпрокуратуры будут наделены правом возбуждать в отношении них уголовные дела или закрывать их по своему усмотрению. Так власти планируют создать здоровую конкуренцию между военизированными организациями общегосударственной важности.

Претенденты на главный пост в ФСР

Сегодня можно выделить 2 основных кандидатов, которые имеют одинаковые шансы возглавить новое ведомство: это генерал-майор юстиции Игорь Краснов, являющийся действующим заместителем председателя СК РФ, и нынешний начальник Следственного управления МВД генерал-майор юстиции Александр Романов. Первый за время карьеры создал себе репутацию одного из лучших отечественных криминалистов, расследовав или приняв участие в рассмотрении таких крупных дел, как:

  • покушение на Анатолия Чубайса в 2005 году;
  • осуществление незаконной деятельности объединением радикальных националистов «БОРН»;
  • убийства боксера Муслима Абдуллаева, судьи Мосгорсуда Эдуарда Чувашова, видного оппозиционного политического деятеля Бориса Немцова и др.

Второй претендент на высокопоставленную должность был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Движение по карьерной лестнице этого служителя закона, являющегося профессиональным юристом по образованию, характеризовалось исключительно положительными результатами, а его верность работе и заслуги на выбранном поприще всегда по достоинству отмечались самим Президентом РФ.

Ход реорганизации: мнения и взгляды

Идея об упразднении или трансформировании Следственного комитета РФ была предложена Председателем Правительства Дмитрием Медведевым для обеспечения максимальной безопасности страны и нации. Вместе с тем известно, что до наступления выборов Президента в марте текущего года воплощения изменений в жизнь ждать не стоит – так считают и политические эксперты, и сотрудники силовых ведомств.

А вот в самом СКР информацию о планируемых нововведениях предпочитают отрицать. Согласно заверениям официального представителя структуры Светланы Петренко, сведения о преобразованиях являются надуманными и преувеличенными. Что ж, ждать осталось недолго. Буквально через полгода россияне смогут точно узнать, что же будет со Следственным комитетом в России.

Генпрокуратура вернула в СКР запрос депутата от КПРФ Валерия Рашкина, который просил проверить информацию из расследования ФБК Навального насчет недвижимости Дмитрия Медведева. Надзорное ведомство возвратило запрос следователям как «ошибочно направленный»

Валерий Рашкин (Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС)

Обращение депутата Госдумы от КПРФ Валерия Рашкина, поступившее в Генпрокуратуру из Следственного комитета Российской Федерации (СКР), «возвращено в СКР как ошибочно направленное». Об этом говорится в ответе депутату-коммунисту от Александра Русецкого, начальника управления ведомства по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции (его письмо, датированное 2 мая, имеется у РБК).

Рашкин 17 марта разослал запрос главам силовых ведомств, в том числе председателю СКР Александру Бастрыкину, в котором требовал проверить сообщения о коррупционной деятельности премьер-министра России Дмитрия Медведева. Коммунист ссылался на интерес к расследованию Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального насчет «тайной недвижимости» премьера со стороны общественного движения «Городской контроль». «Более 13 млн граждан России посмотрели и ознакомились с документами коррупционной деятельности» главы правительства, говорилось в запросе депутата.

12 апреля заместитель главы СКР Илья Лазутов в ответном письме Рашкину указал, что, согласно федеральному закону о прокуратуре, надзор за исполнением законов органами управления и руководителями НКО отнесен к компетенции прокуратуры, поэтому запрос Cледственный комитет перенаправил в Генпрокуратуру.

«Я еще раз убедился, что все связанное с коррупцией в высших эшелонах власти для СКР, ФСБ, Генпрокуратуры и других силовиков — это табу, вместо расследования фактов все футболят запрос друг другу», — сказал РБК Рашкин. Говорить о борьбе с коррупцией после отписок — это «настоящее вранье», подчеркнул депутат.

РБК отправил запрос в Генпрокуратуру с просьбой объяснить, почему в надзорном ведомстве считают заявление Рашкина «ошибочно направленным».

Ранее депутату насчет его запроса засекреченный ответ из ФСБ под грифом «для служебного пользования». «Информации по вопросу там чуть менее, чем ноль», — отметил Рашкин.

В начале марта Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального расследование​​ о резиденциях Медведева и связанных с премьером фондах, которые получили 70 млрд руб. в виде пожертвований. Глава правительства владеет «огромными участками земли в самых элитных районах, распоряжается яхтами, квартирами в старинных особняках, агрокомплексами и винодельнями в России и за рубежом», говорилось в расследовании.

Пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова сразу после выхода расследования , что фил​​ьм ФБК «носит ярко выраженный предвыборный характер, о чем он сам говорит». По ее словам, бессмысленно комментировать «пропагандистские выпады оппозиционного и осужденного персонажа». Медведев расследование Навального «компотом».

Расследование стало поводом для массовых антикоррупционных акций в городах России, за последние годы.

Пересылка документов друг другу — стандартная история для конкурирующих между собой ведомств, прокомментировал РБК замдиректора российского подразделения правозащитной организации Transparency International Илья Шуманов. По его наблюдениям, отфутболивание запроса из одной инстанции в другую может длиться до полугода, особенно если речь идет об острых вопросах, касающихся высокопоставленных фигур. «В конце концов на запрос обычно отвечает нижестоящее звено с формальной отпиской. Премьер — политически значимая фигура, однокурсники Медведева есть и в руководстве СКР и прокуратуры, и никто не хочет брать на себя инициативу по проверке», — отметил эксперт.

С другой стороны, заметил Шуманов, Рашкин сам дал повод для отписки, не указав в своем запросе конкретные факты коррупции. «Если вы не говорите в заявлении, кто и против кого, а также когда совершил преступление, это грозит формальной отпиской», — подчеркнул эксперт.

В ситуации переписки СКР и прокуроров отфутболиванием занимается именно Следственный комитет, заявил РБК адвокат Вадим Багатурия, бывший сотрудник Генпрокуратуры. Процессуально доследственная проверка в рамках УПК дает больше полномочий, нежели прокурорская проверка, объяснил собеседник РБК.

21:43 — REGNUM В течение всего времени существования Следственного комитета РФ в прессе периодически появлялась информация о его возвращении в состав Генеральной прокуратуры, заявил 16 ноября корреспонденту ИА REGNUM управляющий партнёр юридической фирмы «Интеллектуальный капитал» Роман Скляр , комментируя очередной виток слухов о ликвидации комитета. Он отметил, что подобные идеи могут быть связаны с определёнными бюрократическими вопросами, так как в настоящее время полномочия прокуратуры на этапе предварительного расследования очень ограничены и добиться реальной защиты лица, привлекаемого к уголовной ответственности, практически невозможно. В частности, это вызвано тем, что суд на этапе предварительного расследования рассматривает только процессуальные вопросы, а в существо уголовного дела не вникает.

«Периодически возникают вопросы, связанные с разной позицией ведомств в связи с избираемой мерой пресечения. Следствие, используя различные особенности законодательства, может самостоятельно продлевать срок расследования уголовных дел в течение нескольких лет и не принимать во внимание позицию прокуратуры по этом вопросу. Объединение ведомств приведёт к повышению профессионального уровня руководящих работников прокуратуры, на должность прокурора будут назначаться люди, ранее отработавшие следователями и знающие на практике все особенности предварительного расследования», — считает Роман Скляр.

Он отметил, что если в будущем полномочия Следственного комитета всё-таки будут переданы в ведомство прокуратуры, это должно повысить качество государственного обвинения, так как прокурор будет информирован о ходе уголовного дела с самого начала расследования. В настоящее время прокурор получает все материалы уголовного дела для утверждения обвинительного акта по окончании предварительного расследования, сроки на принятие решения ограничены Уголовно-процессуальным кодексом, и зачастую для качественного изучения существа уголовного дела времени не хватает.

По мнению юриста и правозащитника Александра Хуруджи , озвученные изменения могут быть частью политики властей по сокращению количества сотрудников правоохранительных органов и масштабной реформы силовых и правоохранительных ведомств. Подготовка к этой реформе была начата вскоре после ликвидации ФМС и ФСКН и создания Росгвардии. Ведомственная принадлежность следствия служила предметом спора силовиков ещё в советские времена. Предпосылки для «трёхведомственной» структуры следствия были созданы ещё при Иосифе Сталине .

«Общеизвестен факт, что затраты на правоохранительные органы в структуре бюджета государства Россия выше многих развитых и развивающихся стран. При этом часто многие структуры МВД, СК, прокуратуры и так далее дублируют друг друга, а то и вовсе мешают, контролируя и переконтролируя. А в итоге выходит как в поговорке, когда у семи нянек дитя без глаза. Так что данные изменения можно только приветствовать: это и сокращение раздутого штата силовиков, и расходов бюджета на подобные службы, и упрощение ведения дел и взаимодействия сотрудников», — считает Хуруджи.

Добавим, 16 ноября в ряде СМИ в очередной раз появилась информация, что МВД России подготовило предложения по реформированию системы предварительного следствия и ликвидации Следственного комитета. Позднее официальный представитель ведомства Ирина Волк опровергла данную информацию, сообщает «Интерфакс».

Напомним, Следственный комитет России был выделен из состава прокуратуры в 2011 году. В 2016 году появлялась информация, что глава СК РФ Александр Бастрыкин якобы покидает свой пост, позже пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал эту информацией слухами, которые «Кремль не комментирует».

Силовые и правоохранительные органы готовятся к новому витку оптимизации из-за экономических трудностей. Вслед за МЧС и ФСКН реорганизация ждет следственные органы. По данным сотрудники следственных управлений регионов федерального округа готовятся к масштабным изменениям. Обсуждается два основных варианта развития событий. По одному из них следствие будет усилено за счет присоединения коллег из прочих правоохранительных органов, по второму – в целях экономии СК прекратит свое существование в качестве независимого ведомства, вернувшись в ведение прокуратуры. При этом оба варианта подразумевают и масштабные сокращения сотрудников по аналогии с МЧС и ФСКН – в этих ведомствах процесс оптимизации уже запущен, и работники СКР внимательно отслеживают судьбу наркополицейских со спасателями, пытаясь по их примеру понять свои перспективы. Отметим, что в УрФО к работе следователей уже накопились многочисленные претензии в связи с делом фотографа Дмитрия Лошагина , оправданного в зале суда, и делами с участием Евгения Ройзмана , которые месяцами не двигаются с мертвой точки.

Российские власти пытаются найти новые способы сэкономить бюджетные деньги за счет силовых и правоохранительных органов. По данным вслед за МЧС и ФСКН проекты по оптимизации обсуждаются и в отношении Следственного комитета. По версии авторов идеи, в настоящее время в стране создано слишком много разных ведомств, в ряде случаев выполняющих общие задачи. При этом один из вариантов, обсуждающихся в отношении СКР, даже при оптимизации кадров может привести к усилению ведомства.

«Еще в середине нулевых, когда только готовились документы по созданию Следственного комитета при прокуратуре, шла общая концепция по постепенному выделению и последующему объединению под вывеской Следственного комитета всех следственных подразделений. Это следствие МВД, ФСКН, ФСБ – в общем, еще тогда аналогии проводились с американским ФБР. В 2011 году СКП окончательно стал независимым и превратился в СКР – это еще воспринималось как очередной шаг по созданию такого «мегаследствия». Какое-то время идея «ушла в тень», но сейчас, вероятно, к ней вернутся», – поделился собеседник издания.

По словам источников основная экономия в такой ситуации придется не на СКР, а на остальные ведомства. При этом напоминается, что и МВД, и ФСБ сразу выступали резко против подобного объединения. Поэтому более вероятным считается второй вариант, по которому СКР вернется «под крыло» прокуратуры.

«Разделение, с одной стороны, было вполне оправданным. Но оно привело к чрезмерной борьбе ведомств. Прокуратуре тогда очень сильно урезали полномочия. Теперь они могут проводить сколько угодно проверок, но выявление преступлений значит ровно одно: материалы передаются в СКР, и будет возбуждено дело, не будет – зависит уже от следователей, которые в ряде случаев спокойно выносят «отказные» под предлогом того, что они, в отличие от прокуратуры, состава преступления не выявили», – объясняет собеседник издания.

При этом источники подчеркивают, что все предложения пока еще существуют лишь на уровне кулуарных обсуждений – они не оформлены официально, поэтому о каких-то деталях по каждому из них говорить преждевременно. С относительной уверенностью, считают собеседники издания, можно ожидать лишь «чистки кадров», в ходе которой своих мест, вероятно, лишатся сотрудники, чья работа вызывает недовольство у руководства.

«Если взять Свердловскую область, то кандидаты «на вылет» очевидны. Прежде всего, это группа, работавшая по делу Лошагина. Оправдание в зале суда по обвинению в убийстве – это невероятнейший промах, который не прощается. На публику, естественно, звучали и будут звучать заверения следователей о том, что они отлично сработали, но это не значит, что то же самое говорится в кабинетах Следственного управления. Кроме того, очень непонятна ситуация с Ройзманом. Во-первых, слишком много набралось дел, где он – свидетель, вплоть до убийства пенсионерки Ледовской. Во-вторых, идет затягивание даже по тем делам, где фабула предельно проста. По клевете в отношении Филатовой в ЖЖ Ройзмана до сих пор нет фигуранта», – рассуждают собеседники издания в спецслужбах.

При этом источники отмечают, что обсуждающаяся реформа еще может быть заблокирована высшим руководством государства.

«Разделение прокуратуры и СКР было проведено по инициативе Путина . Вспомните, кто-нибудь может привести пример «отката назад» хотя бы по одной его инициативе? По ФСКН мог быть первый подобный случай, но даже ее расформирование либо отложено, либо окончательно отменено. Так что крайне высока вероятность того, что по СКР все сведется к разговорам и, может быть, каким-то локальным сокращениям», – предполагают собеседники издания.

Фото пресс-службы Генеральной прокуратуры РФ

Прокуратуре необходимо расширить полномочия по контролю над деятельностью следственных органов, считают в Совете Федерации. По информации «НГ», соответствующий законопроект обсуждается сейчас в кулуарах верхней палаты. Речь идет о наделении прокуроров правом возбуждать уголовные дела по определенным категориям преступлений и прекращать незаконное преследование любого обвиняемого.

Напомним, что в ежегодном докладе генпрокурора Юрия Чайки отмечено, что с 2015 года количество незаконно возбужденных дел достигло 6,7 тыс. По 1,3 тыс. из них были проведены аресты, «но никто не понес за это ответственность». При этом число граждан, содержавшихся в СИЗО более года, за 2016-й выросло на 69%.

В Совфеде уже заявляли о необходимости законодательных изменений, Минюсту, Верховному суду и Генпрокуратуре было поручено их продумать. Однако адвокатское сообщество оказалось более расторопным. Например, предложения Федеральной палаты адвокатов (ФПА) уже попали в резолюцию СФ, на основе которой и будут готовиться законодательные поправки.

Речь идет о возможности прокуратуры самостоятельно возбуждать уголовные дела по ряду преступлений, например против несовершеннолетних или в сфере предпринимательской деятельности. Также прокуроров могут допустить к оценке действий подозреваемых на любом этапе досудебного производства, причем с правом менять квалификацию преступления, установленную следствием, а также прекращать уголовное дело или преследование. По мнению экспертов, суды показали, что они с этой ролью не справляются из-за загруженности. И поэтому рассмотрение ходатайств следствия о заключении под стражу происходит формально.

Сейчас у прокуратуры слишком мало полномочий - и это негативно сказывается на качестве работы правоохранительных органов, заявил «НГ» адвокат Олег Сухов. В пример он привел «проблему с неверной квалификацией – правоохранители часто завышают ее либо добавляют дополнительные статьи, чтобы в суде оставили хотя бы часть из них». Сухов заметил, что наделение прокуроров контрольными полномочиями приведет к конфликту со Следственным комитетом (СК).

По данным «НГ», предлагается обязать следователей уведомлять прокуроров и о продлении сроков расследования, а если они превышают год, то и согласовывать свои ходатайства с надзорным органом. Это поможет в ситуациях, когда следователь долго не проводит никаких действий в то время, когда обвиняемый находится под стражей. Кроме того, в частности, ФПА предложила отстранять следователя от расследования при нарушении им требований Уголовно-процессуального кодекса.

Дополнительные полномочия, считают в СФ, нужны прокуратуре при проведении оперативных мероприятий – обысков или контрольных закупок.

Вполне возможно, что сенаторы выступят и с инициативой о создании института «специального прокурора». Он мог бы вести расследование резонансных дел, в том числе в отношении высших должностных лиц. Предполагается установить для него определенные гарантии независимости.

По словам руководителя уголовной практики BMS Law Firm Тимура Хутова, наделение прокуроров правом итоговой юридической оценки обвинений снизит количество неверно квалифицированных деяний, а следовательно, и лиц, необоснованно содержащихся под стражей. Как считает адвокат, качество следствия продолжает неуклонно снижаться, что вызвано и недостаточной квалификацией сотрудников, и коррупционными проявлениями, и пресловутой «палочной» системой. «Следователь заинтересован не в качественном и полноценном расследовании, а в направлении в суд максимально возможного количества уголовных дел. В большинстве случаев преступление в суде будет переквалифицировано на менее тяжкое, и может получиться, что обвиняемый не должен был находиться под стражей столь долгое время. Однако в зачет следователю идет именно та квалификация, которая направлена в суд, а не итоговая», – пояснил собеседник «»НГ».

Однако, отметил Хутов, против поправок, направленных на расширение надзорных полномочий прокуратуры, выступает мощное лобби из СК. По мнению адвоката, это затруднит работу над внесением и прохождением законопроекта.

У адвоката Всеволода Сазонова другая точка зрения: «В последнее время начали вновь поднимать вопрос о важности суда присяжных и возвращении части надзорных функций прокуратуре». По его словам, власти, похоже, понимают, что без этих изменений проблему низкого качества расследований и незаконных посадок не решить. Поэтому, полагает эксперт, все-таки есть шанс на принятие и реализацию таких поправок.

При этом Сазонов напомнил, что президент Владимир Путин на днях почему-то не поехал поздравить сотрудников СК с юбилеем и ограничился лишь видеопоздравлением. Торжественное же мероприятие Генпрокуратуры в январе этого года глава государства посетил.



Просмотров