С 273 фз об образовании. Основные положения Нового Закона «Об образовании в Российской Федерации»

29 декабря 2012 года принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ)

Закон разработан в целях совершенствования законодательства РФ в области образования и является основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования.

Цель нового закона - предоставить каждому максимальные условия для того, чтобы получить дошкольное и обязательное общее образование, выбирать действительно качественные образовательные организации для получения профессионального образования, работая, профессионально совершенствоваться, осваивать новые технологии.

Новый Закон об образовании - комплексный базовый акт, интегрирующий в себе как общие положения, так и нормы, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования. Он заменяет целый ряд законодательных актов. В их числе - Закон об образовании от 1992 года, Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании от 1996 года.

Основные положения Нового Закона «Об образовании в Российской Федерации»

  • Образование останется бесплатным. Гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
  • В Законе закреплено право на дистанционное, электронное, сетевое и семейное обучение.
  • Дошкольное образование можно будет получить без очереди, в различных формахдетском саду, дошкольных группах при школах, на дому), а само оно обеспечит равный уровень подготовки детей перед поступлением в школу.
  • Впервые на законодательном уровне определяются особенности получения образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, иностранцами и лицами без гражданства, осужденными. Особое внимание уделено условиям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  • Более подробно регламентированы права, обязанности и ответственность педагогов. Оплата труда учителей не может быть ниже уровня средней зарплаты в соответствующем регионе.
  • Новый закон способствует повышению статуса педагога. Закон гарантирует право учителей и преподавателей на повышение квалификации и профессиональную переподготовку за счет работодателя, прохождение аттестации на присвоение квалификационной категории, а также детально прописывает меры их социальной поддержки.
  • Перераспределяются полномочия региональных органов госвласти и органов местного самоуправления по обеспечению гарантий прав граждан получить общедоступное и бесплатное дошкольное образование.
  • Законом расширен круг субъектов, имеющих право на ведение образовательной деятельности, в том числе закреплены правовые возможности доступа «необразовательных» организаций к образовательной деятельности. Кроме того, в законе выделена отдельная статья, посвященная регламентации правового положения индивидуальных предпринимателей, ведущих образовательную деятельность.
  • МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, а также ряд других вузов вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования.
  • Законом определяются уровни общего образования (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование) и уровни профессионального образования (среднее профессиональное образование, высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации). Вводится еще один уровень высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации, к которой отнесены программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки.
  • Наряду с основными образовательными программами в сфере образования выделяются также дополнительные образовательные программы различной направленности и степени сложности, формируемые с учетом возрастных особенностей, интересов, способностей, уровня образования и профессиональной квалификации обучающихся.
  • Повышен уровень начального профессионального образования: оно включено в систему среднего профессионального образования.
  • Из числа образовательных программ исключается и становится самостоятельным видом - подготовка научных кадров (докторантура). Правовое регулирование подготовки в докторантуре отнесено к Федеральному закону «О науке и государственной научно-технической политике».
  • В новом законе термин «образовательное учреждение» заменен на «образовательную организацию». Сделано это потому, что термин «образовательное учреждение» устарел и не соответствует гражданскому законодательству, согласно которому учреждение является одной из организационно-правовых форм некоммерческой организации. Организация же (в данном случае образовательная) является обобщенным понятием для различных организационно-правовых форм.
  • Закон направлен на интеграцию российского и европейского образовательных пространств. Международному сотрудничеству в документе посвящена отдельная глава (Глава VI. Международная деятельность в области образования), которая, в том числе, предполагает создание условий для развития мобильности студентов и преподавателей, а также возможность реализации совместных образовательных программ. Кроме того, закон значительно упрощает порядок признания в России иностранных документов об образовании.

Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» вступает в силу 1 сентября 2013 года.

Со дня вступления в силу данного закона Закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и после вузовском профессиональном образовании» признаются утратившими силу.

  • 12.12.29-ФЗ_Об_образовании_в_Российской_Федерации.pdf (20 МБ)


1. Государственный контроль (надзор) в сфере образованиявключает в себя федеральный государственный контроль качестваобразования и федеральный государственный надзор в сфереобразования,осуществляемые уполномоченными федеральными органамиисполнительнойвласти и органами исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации, осуществляющими переданные РоссийскойФедерациейполномочия по государственному контролю (надзору) всфереобразования (далее - органы по контролю и надзору в сфереобразования).

2. Под федеральным государственным контролем качестваобразования понимается деятельность по оценке соответствияобразовательной деятельности и подготовки обучающихся ворганизации,осуществляющей образовательную деятельность по имеющимгосударственную аккредитацию образовательным программам,требованиямфедеральных государственных образовательных стандартовпосредствоморганизации и проведения проверок качества образованияипринятия предусмотренных законодательством Российской Федерациимерпо пресечению и устранению выявленных нарушений требованийфедеральныхгосударственных образовательных стандартов.

3. Под федеральным государственным надзором в сфереобразования понимается деятельность, направленная напредупреждение, выявление и пресечение нарушения органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации,осуществляющимигосударственное управление в сфере образования, иорганами местного самоуправления, осуществляющими управление всфереобразования, и организациями, осуществляющими образовательнуюдеятельность (далее - органы и организации), требованийзаконодательства об образовании посредством организации ипроведенияпроверок органов и организаций, принятия предусмотренныхзаконодательствомРоссийской Федерации мер по пресечению и (или)устранениюпоследствий выявленных нарушений таких требований.

4. К отношениям, связанным с осуществлением государственногоконтроля (надзора) в сфере образования за деятельностьюорганизаций, осуществляющих образовательную деятельность,применяютсяположения Федерального закона от 26 декабря 2008 годаN294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей при осуществлении государственного контроля

(надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностейорганизациии проведения проверок, установленных настоящей статьей.

5. Основаниями для проведения внеплановых проверокорганизаций,осуществляющих образовательную деятельность, в рамкахфедеральногогосударственного надзора в сфере образования наряду соснованиями,предусмотренными Федеральным законом от 26 декабря2008года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей при осуществлении государственного контроля

(надзора)и муниципального контроля", являются:

1) выявление аккредитационным органом нарушения требованийзаконодательства об образовании при проведении государственнойаккредитацииобразовательной деятельности;

2) выявление органами по контролю и надзору в сфереобразованиянарушения требований законодательства об образовании наосноведанных мониторинга в системе образования, предусмотренногостатьей97 настоящего Федерального закона.

6. В случае выявления нарушения требованийзаконодательства обобразованиисоответствующий орган по контролю и надзору в сфереобразования выдает органу или организации, допустившим такоенарушение, предписание об устранении выявленного нарушения.Указанныйв предписании срок его исполнения не может превышатьшестьмесяцев.

7. В случае неисполнения указанного вчасти 6 настоящей статьипредписания, в том числе если представленный органом илиорганизацией,допустившими такое нарушение, отчет не подтверждаетисполнениеэтого предписания в установленный им срок или отчет оегоисполнении до истечения срока его исполнения не представлен,органпо контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело обадминистративномправонарушении в порядке, установленном КодексомРоссийской Федерации об административных правонарушениях, изапрещаетприем в данную организацию.

8. В случае вынесения судом решения опривлечении организации,должностных лиц органа или организации к административнойответственностиза неисполнение в установленный срок указанного вчасти6 настоящей статьи предписания орган по контролю и надзору всфере образования вновь выдает предписание об устранениивыявленного нарушения. При выдаче повторно организации,осуществляющейобразовательную деятельность, предписания орган поконтролюи надзору в сфере образования также приостанавливаетдействие лицензии этой организации полностью или частично (вотношении отдельных видов образования, уровней образования,профессий,специальностей, направлений подготовки и (или) подвидовдополнительного образования, адресов мест осуществленияобразовательнойдеятельности) на срок исполнения выданного повторнопредписания. До истечения срока исполнения выданного повторнопредписанияорган по контролю и надзору в сфере образования долженбытьуведомлен органом или организацией об устранении нарушениятребований законодательства об образовании с приложениемдокументов, содержащих сведения, подтверждающие исполнениеуказанногопредписания. После получения такого уведомления орган поконтролю и надзору в сфере образования проводит проверкусодержащейсяв нем информации. Приостановленное действие лицензииорганизации, осуществляющей образовательную деятельность,возобновляетсяпо решению органа по контролю и надзору в сфереобразованиясо дня, следующего за днем подписания акта проверки,устанавливающегофакт исполнения выданного повторно предписания. Вслучае,если в установленный органом по контролю и надзору в сфереобразования срок исполнения выданного повторно предписанияорганизация, осуществляющая образовательную деятельность, неустраниланарушение требований законодательства об образовании,органпо контролю и надзору в сфере образования обращается в суд сзаявлением об аннулировании лицензии. Действие лицензииприостанавливаетсяна период до вступления в законную силу решениясуда.В случае, если в установленный органом по контролю и надзорувсфере образования срок исполнения выданного повторно предписанияорган государственной власти субъекта Российской Федерации,осуществляющийгосударственное управление в сфере образования, илиорганместного самоуправления, осуществляющий управление в сфереобразования,не устранил нарушение требований законодательства обобразовании,орган по контролю и надзору в сфере образованиянаправляетв вышестоящий орган государственной власти субъектаРоссийскойФедерации или орган местного самоуправления предложениеорассмотрении вопроса об отстранении от должности руководителяоргана государственной власти субъекта Российской Федерации,осуществляющегогосударственное управление в сфере образования, илируководителя органа местного самоуправления, осуществляющегоуправлениев сфере образования.

9. В случае выявления нарушения требований федеральногогосударственногообразовательного стандарта к результатам освоенияосновныхобразовательных программ орган по контролю и надзору всфере образования выдает организации, осуществляющейобразовательнуюдеятельность, предписание об устранении выявленногонарушениятребований федерального государственного образовательногостандарта.Указанный в предписании срок его исполнения не можетпревышать шесть месяцев. В случае неисполнения указанногопредписания,в том числе если представленный отчет не подтверждаетего исполнение в установленный срок или отчет об исполненииуказанного предписания до истечения срока его исполнения непредставлен,орган по контролю и надзору в сфере образованиявозбуждает дело об административном правонарушении в порядке,установленномКодексом Российской Федерации об административныхправонарушениях,и запрещает прием в данную организацию. В случаевынесениясудом решения о привлечении организации, осуществляющейобразовательнуюдеятельность, к административной ответственности занеисполнениев установленный срок указанного предписания орган поконтролюи надзору в сфере образования вновь выдает предписание обустранении выявленного нарушения, а также на срок исполнениявыданного повторно предписания приостанавливает действиегосударственнойаккредитации полностью или в отношении отдельныхуровнейобразования, укрупненных групп профессий, специальностей инаправленийподготовки. До истечения срока исполнения выданногоповторно предписания орган по контролю и надзору в сфереобразования должен быть уведомлен организацией, осуществляющейобразовательнуюдеятельность, об устранении нарушений с приложениемдокументов, содержащих сведения, подтверждающие исполнениеуказанногопредписания. После получения такого уведомления орган поконтролю и надзору в сфере образования проводит проверкусодержащейсяв уведомлении информации об устранении организацией,осуществляющейобразовательную деятельность, нарушений требованийфедерального государственного образовательного стандарта крезультатамосвоения основных образовательных программ. Действиегосударственнойаккредитации возобновляется и временный запрет наприемв организацию, осуществляющую образовательную деятельность,снимается по решению органа по контролю и надзору в сфереобразованиясо дня, следующего за днем подписания акта проверки,устанавливающегофакт исполнения выданного повторно предписания. Вслучае,если в установленный органом по контролю и надзору в сфереобразования срок исполнения выданного повторно предписанияорганизация, осуществляющая образовательную деятельность, неустранила нарушения требований федерального государственногообразовательного стандарта к результатам освоения основныхобразовательныхпрограмм, орган по контролю и надзору в сфереобразования лишает организацию, осуществляющую образовательнуюдеятельность, государственной аккредитации полностью или вотношении отдельных уровней образования, укрупненных групппрофессий,специальностей и направлений подготовки.

10. Требования к осуществлению государственного контроля

(надзора)в сфере образования за деятельностью образовательныхорганизаций, реализующих образовательные программы, содержащиесведения, составляющие государственную тайну, устанавливаютсяПравительствомРоссийской Федерации.

Датой вступления в действие закона «Об образовании» № 273 является 1 сентября 2013 года. Данный правовой акт отвечает настоящим требованиям образовательной системы, которая со времени вступления в законную силу правового акта, стала эффективнее. При разработке положений данного закона учитывались все особенности обучения в РФ, на основании чего был оформлен нормативный документ.

ФЗ-273 «Об образовании» вступил в действие в 2013 году. Он был разработан с целью контролировать реализацию прав гражданина на обучение.

Структура правового акта:

  • Общие понятия и положения. Изложение основополагающих определений, правомочий и требований;
  • Полномочия обучающихся лиц;
  • В ФЗ-273 уточняется перечень работников системы образования и их квалификация;
  • Характерные особенности системы образования;
  • Разбитая на категории система обучения — на общее, профессиональное, высшее, дополнительное;
  • Контролирование образовательных инстанций;
  • Коммерческие отношения в обучающей системе;
  • Взаимодействия с иностранными образовательными учреждениями;
  • Финальные положения законодательства.

Перечисленные положения охватывают все весомые нюансы данной сферы. Благодаря этому, Федеральный Закон 273 «Об образовании» является основополагающим актом в образовательной сфере.

Последняя редакция ФЗ «Об образовании»

В связи с тем, что закон, связанный с вопросом о военной службе в военной прокуратуре и следственных органах, претерпел изменения, в ФЗ-273 «Об образовании» РФ были внесены следующие корректировки:

  • Разработка программ для подготовки научно-педагогических специалистов в адъюнктуре обеспечивает не только федеральные инстанции исполнительной власти, но и федеральные государственные органы, в которых лица проходят военную или приравненную к ней службу (ч. 13 ст. 12 ФЗ-273);
  • Студенты, являющиеся гражданами, проходившими в период не менее 3 лет военную службу в федеральных государственных учреждениях, вправе получить государственную социальную стипендию (ч. 5 ст. 36 ФЗ-273);
  • Лица, прошедшие военную службу по призыву в федеральном государственном учреждении и поступающие на обучение по рекомендациям командиров, имеют специальные права при приёме на обучение по программам бакалавриата и специалитета (пункт 9 части 7 статьи 71 ФЗ-273);
  • Такие же льготы имеют и лица, являющиеся участниками ликвидации ряда аварий (в том числе военнослужащие федеральных государственных органов, пункт 12 части 7 статьи 71 ФЗ-273);
  • Дети государственных гражданских служащих и гражданского персонала федеральных государственных органов, в которых законодательством предусмотрена военная служба, обладают преимущественным правом приёма в школы и другие общеобразовательные организации, занимающиеся подготовкой несовершеннолетних к военной или государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества (ч. 6 ст. 86 ФЗ-273).

Статья 2

Во второй статье закона указаны все понятия, которые употребляются в текущем правовом акте. Некоторые из них: образование, воспитание, обучение, уровень образования, квалификация, федеральные государственные требования.

В последней редакции текущая статья не претерпела изменений.

Статья 3

В 3 ст. Федерального Закона 273 описываются основные принципы, на которых основывается законодательное регламентирование отношений в сфере обучения.

Некоторые из них:

  • Образование граждан выступает в качестве приоритетной цели государства;
  • Каждый имеет право на образование, дискриминация в этой сфере недопустима;
  • Необходимо создать приемлемые условия для интеграции системы обучения РФ в системы иностранных государств.

Во время последнего редактирования закона, 3 статья не была изменена.

Статья 9

9 ст. ФЗ-273 содержит информацию о правах и обязанностях местных органов управления, а именно: организация общедоступного и бесплатного обучения по основам общеобразовательной программы; организация дополнительного обучения; содержание зданий, в которых происходит обучение.

Изменений данная статья не претерпела в ходе последней редакции.

Статья 11

Ст. 9 ФЗ-273 предоставляет информацию о федеральных правительственных образовательных нормах и требованиях.

Они обеспечивают следующее:

  • Формирование на всей территории государства единой системы обучения;
  • Возможность создавать программы обучения разных сложностей;
  • Гарантию качества образовательной системы.

В ходе последней редакции закона, 11 статья не была изменена.

Статья 12

В 12 ст. ФЗ-273 указываются образовательные программы. Перечислим некоторые из них: программы обучения для среднего профессионального и высшего образования, дополнительные общеобразовательные программы.

Изменений текущая статья не претерпела.

Бесплатное образование в РФ

3 пункт 5 ст. Федерального Закона РФ гласит, что государство гарантирует общедоступное и бесплатное обучение для дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и специального образования. Получить бесплатное высшее образование можно только на конкурсной основе и только один раз.

Скачать

Для контролирования и регулирования сферы обучения был разработан федеральный закон.

Законы Российской Федерации регулярно редактируются. Для получения актуальной информации можно действующую редакцию закона «Об образовании» в РФ.



Просмотров