Решение о признании семьи малоимущей. Статус малоимущего и возможность получения социального жилья в этом качестве. Общий принцип присвоения статуса

Настоящий Закон устанавливает порядок признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда города Москвы или муниципального жилищного фонда в соответствии с положениями главы 7 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статья 1. Основные понятия

1. Малоимущие граждане - жители города Москвы, которых уполномоченный орган, осуществляющий признание граждан малоимущими, признал таковыми в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Законом.

2. Уполномоченный орган, осуществляющий признание граждан малоимущими (далее - уполномоченный орган), - орган исполнительной власти города Москвы или орган местного самоуправления городского округа либо поселения, осуществляющий предусмотренные настоящим Законом действия по признанию жителей города Москвы малоимущими по месту их жительства.

3. Члены семьи - членами одной семьи являются супруги и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также иные лица, вселенные в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.

4. Норма предоставления площади жилого помещения на одного человека - минимальный размер площади жилого помещения, устанавливаемый законодательством города Москвы или муниципальными правовыми актами, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого органом исполнительной власти города Москвы из жилищного фонда города Москвы или органом местного самоуправления городского округа либо поселения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

5. Расчетный период - ожидаемый срок предоставления жилого помещения по договору социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или предоставлении жилых помещений, за который рассчитывается доход гражданина и членов его семьи при расчете их суммарного дохода.

Статья 2. Основания признания граждан малоимущими

1. Малоимущими гражданами признаются жители города Москвы, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека.

2. Имущественная обеспеченность определяется как сумма стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и денежного выражения дохода всех членов семьи за расчетный период. При этом стоимость принадлежащих членам семьи на праве собственности жилых помещений или их частей не учитывается. Порядок определения дохода за расчетный период и стоимости имущества устанавливается настоящим Законом. Методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, утверждается Правительством Москвы.

3. Стоимость общей площади жилого помещения, необходимого членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, определяется по цене, устанавливаемой для расчета безвозмездной субсидии для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений в целях приобретения их в собственность.

4. Общая площадь жилого помещения, необходимого для обеспечения членов семьи по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, которое может быть предоставлено членам семьи по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, установленной законом города Москвы, и размером общей площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает правом собственности.

Статья 3. Расчетный период

1. Расчетный период устанавливается Правительством Москвы в зависимости от темпов обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма жителей города Москвы, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или предоставлении жилых помещений, но не может быть более 20 лет.

2. Пересмотр расчетного периода может осуществляться Правительством Москвы не чаще одного раза в год.

Статья 4. Расчет дохода членов семьи за расчетный период

1. Расчет дохода членов семьи за расчетный период определяется как произведение количества месяцев в расчетном периоде и среднего ежемесячного дохода всех членов семьи за вычетом величины прожиточного минимума в расчете на душу населения на каждого члена семьи, установленного Правительством Москвы и действующего на дату обращения жителей города Москвы в уполномоченный орган для признания их малоимущими.

2. Средний ежемесячный доход семьи определяется как сумма среднемесячного дохода всех членов семьи за два полных календарных года, предшествующих году обращения с заявлением о признании гражданина малоимущим.

3. Перечень видов доходов для определения имущественной обеспеченности членов семьи утверждается Правительством Москвы.

Статья 5. Расчет стоимости имущества

1. При определении стоимости имущества, принадлежащего членам семьи на праве собственности, учитывается стоимость имущества, указанного в части 2 статьи 2 настоящего Закона, в том числе недвижимого имущества, автомобилей и иного имущества, подлежащего налогообложению в соответствии с федеральным налоговым законодательством.

2. Стоимость имущества членов семьи определяется в соответствии с данными, представляемыми регистрирующим органам или иным органам при регистрации имущества, прав на него или сделок с ним.

3. При несогласии гражданина с оценкой его имущества он имеет право привлечь независимого оценщика в порядке, установленном федеральным законодательством. Расходы на оплату услуг независимого оценщика несет гражданин.

Статья 6. Заявление о признании граждан малоимущими

1. Жители города Москвы для признания их малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях обращаются в уполномоченный орган по месту жительства с заявлением, в котором указывают сведения о составе своей семьи (далее - заявление).

2. Форма заявления утверждается Правительством Москвы.

3. Данным заявлением гражданин и члены его семьи, подписавшие заявление, выражают свое согласие на проверку полноты и достоверности указанных ими сведений и предоставляют соответствующие полномочия уполномоченному органу.

4. Заявитель прилагает к заявлению копии документов с одновременным представлением их оригиналов, подтверждающих следующие сведения о себе и членах своей семьи, а также имущественной обеспеченности:

1) о личности, гражданстве Российской Федерации и месте жительства (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, гражданство Российской Федерации и место жительства);

2) о том, что граждане, указанные в заявлении, являются членами одной семьи, в том числе о родственных отношениях или свойстве лиц, указанных в заявлении в качестве членов семьи (при наличии соответствующих отношений);

3) о постановке гражданина и совершеннолетних членов его семьи на налоговый учет (свидетельство о присвоении идентификационного номера налогоплательщика или уведомление Федеральной налоговой службы об этом);

4) о доходах (видах и размере) за период, указанный в части 2 статьи 4 настоящего Закона;

5) о составе имущества, подлежащего налогообложению, в том числе документы о праве собственности на имущество, расположенное за пределами города Москвы, и имущество, права на которое не подлежат государственной регистрации;

6) иные документы, требующиеся для признания заявителя и членов его семьи малоимущими.

5. Копии документов после проверки их соответствия оригиналам заверяются лицом, принимающим документы.

6. Перечень документов, прилагаемых к заявлению и подтверждающих указанные в части 4 настоящей статьи сведения, утверждается Правительством Москвы.

Статья 7. Принятие решения о признании заявителя и членов его семьи малоимущими или об отказе в этом

1. Уполномоченный орган рассматривает заявление и сведения, содержащиеся в представленных в соответствии со статьей 6 настоящего Закона документах, после проверки их полноты и достоверности устанавливает уровень имущественной обеспеченности и принимает решение о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или об отказе в этом.

2. Решение о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или об отказе в этом должно быть принято не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления в уполномоченный орган всех необходимых документов.

3. Решение об отказе в признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях должно содержать причины отказа с обязательной ссылкой на основания, предусмотренные статьей 8 настоящего Закона.

4. О принятом решении уполномоченный орган сообщает заявителю в письменной форме путем направления извещения по почте не позднее чем через три рабочих дня со дня его принятия. Копию решения о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или об отказе в этом заявитель может получить при непосредственном обращении в уполномоченный орган.

5. Заявитель и члены его семьи, в отношении которых принято решение о признании их малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеют право в течение года со дня принятия указанного решения обратиться в органы, осуществляющие постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с законодательством города Москвы.

6. Заявитель и члены его семьи, в отношении которых принято решение об отказе в признании их малоимущими, при существенном изменении уровня имущественной обеспеченности и нуждаемости в жилых помещениях могут повторно обратиться в уполномоченный орган в установленном порядке.

7. Отказ в признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть обжалован заявителем или его законным представителем в вышестоящий орган или суд.

Статья 8. Основания отказа в признании заявителя и членов его семьи малоимущими

Отказ в признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если:

1) не представлены предусмотренные статьей 6 настоящего Закона документы или содержащиеся в представленных документах сведения неполные или недостоверные;

2) имущественная обеспеченность заявителя и членов его семьи больше стоимости общей площади жилого помещения, необходимой для обеспечения семьи данной численности по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека;

3) размер общей площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает правом собственности, больше общей площади жилого помещения, определяемой по учетной норме на каждого члена семьи.

Статья 9. Вступление настоящего Закона в силу

1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

2. Нормативные правовые акты органов государственной власти города Москвы, принятые до вступления в силу настоящего Закона, действуют в части, ему не противоречащей.

2.1. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления городских округов и поселений, принятые до 1 июля 2012 года, действуют в части, не противоречащей настоящему Закону.


Мэр Москвы Ю.М. Лужков

Москва, Московская городская Дума

  • Положение о порядке признания граждан малоимущими в целях принятия их на учет нуждающихся в жилых… Положение о порядке признания граждан малоимущими в целях принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
  • Решение Московского городского суда от 13.03.2007 по делу N 3-15/2007 Об отказе в признании противоречащим федеральному законодательству отдельных положений Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" и Закона города Москвы от 25.01.2006 N 7 "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях"
  • Решение Совета депутатов городского округа Королев МО от 12.05.2008 N 308/48 Об установлении на территории города Королева Московской области величины порогового значения доходов и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими и внесении изменений в Порядок принятия решения о признании или отказе в признании граждан, проживающих в городе Королеве Московской области, малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма
  • Постановление главы городского поселения Можайск Можайского муниципального района МО от 11.12.2013 N 1075-П О внесении изменений в Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Признание граждан малоимущими в целях принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", утвержденный постановлением администрации городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области от 10.12.2012 N 889-П "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Признание граждан малоимущими в целях принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
  • Постановление Правительства Москвы от 06.06.2006 N 362-ПП О мерах по реализации Закона города Москвы "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях"
  • Постановление Московской городской Думы от 25.01.2006 N 30 О Законе города Москвы "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях"

Настоящий Закон устанавливает порядок признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда города Москвы в соответствии с положениями главы 7 Жилищного кодекса Российской Федерации. Статья 1. Основные понятия 1. Малоимущие граждане - жители города Москвы, которых уполномоченный орган, осуществляющий признание граждан малоимущими, признал таковыми в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Законом. 2. Уполномоченный орган, осуществляющий признание граждан малоимущими (далее - уполномоченный орган), - орган исполнительной , осуществляющий предусмотренные настоящим Законом действия по признанию жителей города Москвы малоимущими по месту их жительства. 3. Члены семьи - членами одной семьи являются супруги и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также иные лица, вселенные в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда. 4. Норма предоставления площади жилого помещения на одного человека - минимальный размер площади жилого помещения, устанавливаемый законодательством города Москвы, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого городом Москвой по договору социального найма. 5. Расчетный период - ожидаемый срок предоставления жилого помещения по договору социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или предоставлении жилых помещений, за который рассчитывается доход гражданина и членов его семьи при расчете их суммарного дохода. Статья 2. Основания признания граждан малоимущими 1. Малоимущими гражданами признаются жители города Москвы, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека. 2. Имущественная обеспеченность определяется как сумма стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и денежного выражения дохода всех членов семьи за расчетный период. При этом стоимость принадлежащих членам семьи на праве собственности жилых помещений или их частей не учитывается. Порядок определения дохода за расчетный период и стоимости имущества устанавливается настоящим Законом. Методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, утверждается . 3. Стоимость общей площади жилого помещения, необходимого членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, определяется по цене, устанавливаемой для расчета безвозмездной субсидии для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений в целях приобретения их в собственность. 4. Общая площадь жилого помещения, необходимого для обеспечения членов семьи по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, которое может быть предоставлено членам семьи по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, установленной законом города Москвы, и размером общей площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает правом собственности. Статья 3. Расчетный период 1. Расчетный период устанавливается в зависимости от темпов обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма жителей города Москвы, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или предоставлении жилых помещений, но не может быть более 20 лет. 2. Пересмотр расчетного периода может осуществляться не чаще одного раза в год. Статья 4. Расчет дохода членов семьи за расчетный период 1. Расчет дохода членов семьи за расчетный период определяется как произведение количества месяцев в расчетном периоде и среднего ежемесячного дохода всех членов семьи за вычетом величины прожиточного минимума в расчете на душу населения на каждого члена семьи, установленного и действующего на дату обращения жителей города Москвы в уполномоченный орган для признания их малоимущими. 2. Средний ежемесячный доход семьи определяется как сумма среднемесячного дохода всех членов семьи за два полных календарных года, предшествующих году обращения с заявлением о признании гражданина малоимущим. 3. Перечень видов доходов для определения имущественной обеспеченности членов семьи утверждается . Статья 5. Расчет стоимости имущества 1. При определении стоимости имущества, принадлежащего членам семьи на праве собственности, учитывается стоимость имущества, указанного в части 2 статьи 2 настоящего Закона, в том числе недвижимого имущества, автомобилей и иного имущества, подлежащего налогообложению в соответствии с федеральным налоговым законодательством. 2. Стоимость имущества членов семьи определяется в соответствии с данными, представляемыми регистрирующим органам или иным органам при регистрации имущества, прав на него или сделок с ним. 3. При несогласии гражданина с оценкой его имущества он имеет право привлечь независимого оценщика в порядке, установленном федеральным законодательством. Расходы на оплату услуг независимого оценщика несет гражданин. Статья 6. Заявление о признании граждан малоимущими 1. Жители города Москвы для признания их малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях обращаются в уполномоченный орган по месту жительства с заявлением, в котором указывают сведения о составе своей семьи (далее - заявление). 2. Форма заявления утверждается . 3. Данным заявлением гражданин и члены его семьи, подписавшие заявление, выражают свое согласие на проверку полноты и достоверности указанных ими сведений и предоставляют соответствующие полномочия органам государственной . 4. Заявитель прилагает к заявлению копии документов с одновременным представлением их оригиналов, подтверждающих следующие сведения о себе и членах своей семьи, а также имущественной обеспеченности: 1) о личности, гражданстве Российской Федерации и месте жительства (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, гражданство Российской Федерации и место жительства); 2) о том, что граждане, указанные в заявлении, являются членами одной семьи, в том числе о родственных отношениях или свойстве лиц, указанных в заявлении в качестве членов семьи (при наличии соответствующих отношений); 3) о постановке гражданина и совершеннолетних членов его семьи на налоговый учет (свидетельство о присвоении идентификационного номера налогоплательщика или уведомление Федеральной налоговой службы об этом); 4) о доходах (видах и размере) за период, указанный в части 2 статьи 4 настоящего Закона; 5) о составе имущества, подлежащего налогообложению, в том числе документы о праве собственности на имущество, расположенное за пределами города Москвы, и имущество, права на которое не подлежат государственной регистрации; 6) иные документы, требующиеся для признания заявителя и членов его семьи малоимущими. 5. Копии документов после проверки их соответствия оригиналам заверяются лицом, принимающим документы. 6. Перечень документов, прилагаемых к заявлению и подтверждающих указанные в части 4 настоящей статьи сведения, утверждается . Статья 7. Принятие решения о признании заявителя и членов его семьи малоимущими или об отказе в этом 1. Уполномоченный орган рассматривает заявление и сведения, содержащиеся в представленных в соответствии со статьей 6 настоящего Закона документах, после проверки их полноты и достоверности устанавливает уровень имущественной обеспеченности и принимает решение о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или об отказе в этом. 2. Решение о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или об отказе в этом должно быть принято не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления в уполномоченный орган всех необходимых документов. 3. Решение об отказе в признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях должно содержать причины отказа с обязательной ссылкой на основания, предусмотренные статьей 8 настоящего Закона. 4. О принятом решении уполномоченный орган сообщает заявителю в письменной форме путем направления извещения по почте не позднее чем через три рабочих дня со дня его принятия. Копию решения о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или об отказе в этом заявитель может получить при непосредственном обращении в уполномоченный орган. 5. Заявитель и члены его семьи, в отношении которых принято решение о признании их малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеют право в течение года со дня принятия указанного решения обратиться в органы, осуществляющие постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с законодательством города Москвы. 6. Заявитель и члены его семьи, в отношении которых принято решение об отказе в признании их малоимущими, при существенном изменении уровня имущественной обеспеченности и нуждаемости в жилых помещениях могут повторно обратиться в уполномоченный орган в установленном порядке. 7. Отказ в признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть обжалован заявителем или его законным представителем в вышестоящий орган или суд. Статья 8. Основания отказа в признании заявителя и членов его семьи малоимущими Отказ в признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если: 1) не представлены предусмотренные статьей 6 настоящего Закона документы или содержащиеся в представленных документах сведения неполные или недостоверные; 2) имущественная обеспеченность заявителя и членов его семьи больше стоимости общей площади жилого помещения, необходимой для обеспечения семьи данной численности по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека; 3) размер общей площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает правом собственности, больше общей площади жилого помещения, определяемой по учетной норме на каждого члена семьи. Статья 9. Вступление настоящего Закона в силу 1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. 2. Нормативные правовые акты органов государственной , принятые до вступления в силу настоящего Закона, действуют в части, ему не противоречащей. 3. Настоящий Закон применяется к правоотношениям, возникшим после 1 марта 2005 года. П.п. Мэр Москвы Ю.М.Лужков Москва, Московская городская Дума 25 января 2006 года № 7

Например, порядок признания малоимущими жителей в Москве установлен (далее – Закон). Так в соответствии с малоимущими гражданами признаются жители столицы, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека. В состав имущества учитываемого при расчете имущественной обеспеченности включается расчетная стоимость жилого помещения, в которой нуждаются граждане, а также доходы за расчетный период. Такой расчетный период не может превышать 20 лет. Методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, для москвичей утверждена Постановлением Правительства Москвы от 6 июня 2006 года N 362-ПП " ".

Например, в Приморском крае порядок признания граждан малоимущими установлен Законом Приморского края от 15 мая 2006 года № 360-КЗ " ".

Изменение органом местного самоуправления после постановки граждан на учет учетной нормы площади жилого помещения не может служить основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (см. об этом п. 7 " " (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2015 года).

В следующей части будут рассмотрены правовые аспекты учета граждан для целей обеспечения жильем.

Пока экономисты ищут выход из глобального кризиса, граждане стараются выжить, как могут. Одни берут подработку, другие экономят, третьи пытаются узнать, как получить статус малоимущей семьи.

Давайте разберем, кому положен статус малоимущей семьи, как его получить в 2019 году.

Общий принцип присвоения статуса

Нюансы сведений о доходах

К сожалению, при оформлении малообеспеченности возникает множество нюансов. Перечислим самые распространенные варианты случайного «утаивания» прибылей, происходящего по незнанию:

  1. Работодатель обязан выдать труженику, обращающемуся за статусом, справку по форме 2- НДФЛ. В нее включают суммы без вычета налогов.
  2. Обязательно подаются сведения обо всем имуществе, находящемся в собственности членов семьи. А именно о:
    • машинах,
    • квартирах;
    • земельных участках;
    • домиках бабушек в деревне (оставленных в наследство);
    • гаражах;
    • кооперативной и общей собственности;
    • дачных участках и других.
  3. Разведенные родители, воспитывающие отпрысков, обязаны показать получение (отсутствие) алиментов.
  4. В школах детей иногда обеспечивают льготными завтраками или иными благами (пусть, малыми). Это тоже включается в доход. Необходима справка из образовательного учреждения. Аналогично следует действовать, если ребенок посещает садик.
Все сведения проверяются через Росреестр. Непредставление сведений ведет к отказу в присвоении статуса.

Алгоритм подсчета среднего дохода на одного человека

  1. Для этого нужно сложить итоговые суммы из каждого документа.
  2. Полученное число следует разделить на три (по количеству месяцев сбора данных).
  3. Это число нужно разделить на количество членов семьи.
  4. В результате получим средний доход на каждого человека.
  5. Его сравнивают с показателем прожиточного минимума в регионе, установленным соответствующим правительством.
  6. Если доход меньше, то приобретение статуса малообеспеченной семьи вероятно.

Точный подсчет сделает только специалист, так как прожиточный минимум устанавливается отдельно для каждой категории граждан:

  • трудоспособных;
  • детей;
  • пенсионеров и других.

Пример вычисления среднего дохода

Допустим, за статусом малоимущей обратилась семья, проживающая в Москве. Состав этой ячейки общества:

  • мама присматривает за детьми двух и пяти лет (имеет право не работать);
  • папа трудится;
  • бабушка - пенсионерка.

Обращение произошло 17.02.2017.

Доходы берутся за период:

  • ноябрь 2016;
  • декабрь 2016;
  • январь 2017.

Получились такие суммы:

  • папа - 90 тыс. р. за 3 месяца;
  • бабушка - 45 тыс. р. за тот же период.

Расчет: (90 тыс. р. + 45 тыс. р.) / 3 / 5 = 9 тыс. р. на одного человека.

Прожиточный минимум в столице (последний показатель) 15 307 тыс. р., следовательно, семейство признают малообеспеченным.

Если трудоспособный человек не имеет работы без уважительной причины и не обратился за статусом безработного, то семье откажут в признании малоимущей.

Пакет документов для назначения статуса

Порядок присвоения статуса

Причины отказа

Как правило, специалист уже на приеме видит ошибки, выявляет большие доходы и тому подобное. То есть человека заранее предупреждают, что статус малообеспеченного ему не присвоят.

Однако бывают случаи официального отказа. Причинами его получения могут стать:

  • предоставление недостоверных сведений;
  • ошибочные данные в справках о доходах;
  • небрежность в написании заявления.
Если гражданин уверен, что его семья является малоимущей, в случае получения отказа следует обратиться в госорган повторно. Самые сложные ситуации разрешаются в суде.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

Подтверждение статуса малоимущей семьи

23 февраля 2017, 01:46 Фев 11, 2019 22:57

Понятие «очередь на жильё» родом из ещё СССР. Тогда эта очередь была главной возможностью получить квартиру побольше и получше (вторым способом были жилищно-строительные кооперативы, но для подавляющего большинства такая роскошь была недоступна). Сегодня получить социальное жильё от государства граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, тоже могут. Давайте выясним, кто входит в эту категорию нуждающихся.

Иллюстрация: Полина Васильева

Кто может стать в очередь на получение жилья в 2016 году?
Вопросы предоставления социального жилья нуждающимся регулируются Жилищным кодексом РФ . В нём говорится, что на получение такого жилья вы можете претендовать, если соответствуете следующим условиям:

  • являетесь гражданами РФ (для семей, где один из супругов – иностранец, правила предоставления жилья отличаются в разных регионах, семьям без гражданства РФ социальное жилье не положено);
  • получили статус малоимущей семьи;
  • признаны нуждающимся в улучшении жилищных условий;
  • непрерывно зарегистрированы в своем населенном пункте в течение 10 лет, из них 5 лет – по нынешнему адресу проживания (для некоторых регионов сроки могут отличаться);
  • в течение пяти последних лет не совершали никаких специальных действий, которые ухудшили ваши жилищные условия (прописывали посторонних лиц, меняли квартиру на меньшую по площади).

Если с тремя из перечисленных пунктов всё более-менее ясно, то получение статуса малоимущей семьи и признание нуждающимся в улучшении жилищных условий – вопросы, требующие пояснения.

Как получить статус малоимущей семьи?

Для получения такого статуса вам нужно обратиться в органы соцзащиты по месту жительства. В разных регионах условия будут разными. Органы соцзащиты при определении статуса учитывают официальные суммарные доходы всех членов вашей семьи (зарплата, пенсия, алименты, доход с банковского вклада и т.д.) и стоимость недвижимого имущества и транспортных средств, находящихся в их собственности. Эти сведения предоставляет Росреестр и другие органы, регистрирующие соответствующее имущество. Справки должны будете получить вы сами. Если имущество нигде не зарегистрировано, оно не будет учтено.

После проверки всех данных сотрудники соцзащиты определяют, имеет ли возможность ваша семья в течение 20 лет на свои средства. Для этого сумма возможных ваших накоплений за указанный срок и стоимость имеющегося у вас имущества сравнивается с ценой жилья необходимого вам метража в вашем регионе. Только в том случае, если двадцати лет вам будет не хватать для покупки квартиры, вы получаете статус малоимущего, о чём вам выдается официальный документ. А вот в ситуации, когда ваша семья имеет низкий доход, но обладает, допустим, дачей, гаражом и автомобилем, вас могут не причислить к малоимущим.

Кто признается нуждающимся в улучшении жилищных условий?

Для того, чтобы встать в очередь на получение жилья, статуса малоимущего недостаточно. Необходимо ещё быть нуждающимся в улучшении жилищных условий и получении жилья. Основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях приведены в статье 51 ЖК РФ . Эти требования достаточно часто редактируются.
На 2016 год вы будете признаны нуждающимся в жилых помещениях по социальному найму, если:

  • не являетесь собственником жилья или нанимателем жилья , или членом их семьи (то есть, не имеете жилья в собственности и по социальному найму, а снимаете жильё по коммерческому найму или живёте в общежитии);
  • являетесь нанимателем социального жилья или членом его семьи, но в вашей квартире площадь проживания, приходящаяся на одного человека, ниже нормы для региона;
  • ваше жильё не соответствует санитарным нормам или нормам безопасности (аварийное, подлежащее сносу и т.д.);
  • вы живёте в квартире, где проживает несколько семей, и в одной из них есть больной, проживание с которым по медицинским показателям невозможно (существует специальный установленный перечень таких заболеваний).

Существует несколько норм жилья, по величине они разные. При признании нуждающимся и постановке на учёт применяется учётная норма жилья, которая отличается по регионам. Например, для Москвы это 15 кв.м. для и 10 кв.м. для отдельных квартир, для Омска -15 кв.м., Ярославля – 12 кв.м., Воронежа -11 кв.м.

Если у вас или членов вашей семьи есть жильё по нескольким договорам соцнайма, то уровень вашей обеспеченности квадратными метрами высчитывается с учётом всех этих площадей.

Перечень документов, представляемых для постановки на учёт

После признания малоимущим и нуждающимся в улучшении бытовых условий вам нужно подать пакет документов в в местное управление Департамента жилищной политики. В пакет входят:

  • заявление о постановке на учёт, подписанное всеми членами семьи;
  • документы, удостоверяющие личность заявителей и семейные отношения, а также идентификационные коды членов семьи;
  • справка из Росреестра о наличии или отсутствии у членов вашей семьи жилья в собственности;
  • справка из налоговых органов о доходах, выписки с банковских счетов;
  • документы, подтверждающие льготы, если они имеются.

В различных регионах в конкретных случаях могут понадобиться и другие документы.

После подачи заявления о постановке на учёт

В течение месяца Департамент жилищной политики принимает решение о постановке семьи на учёт, о чём извещает заявителя. После вы должны ежегодно предоставлять сведения о материальном положении и бытовых условиях. В случае, если они улучшатся, из очереди на получение жилья вас могут исключить.

Стоит ли овчинка выделки?

Практика показывает, что получение очередником муниципального жилья – дело почти безнадёжное. В Москве в 2015-2016 годах подошла очередь вставших на учет в 1990 году. Очередники сетуют на то, что очередь в последние два года замерла и не двигается совсем. Всё жильё из городского фонда уходит на расселение . Поэтому многие не встают в очередь, считая это бесполезным. Так происходит не только в Москве, но и в других регионах, ситуация во многих из которых не лучше московской.

Что касается Москвы, то здесь при расселении пятиэтажек квартиры получили за время действия программы около 24 тысяч семей. Программа близится к завершению, в пяти московских округах она уже полностью завершена. Оживится ли после этого очередь на получение бесплатного жилья – вопрос открытый.

На самом деле, польза от постановки на учёт может быть даже в том случае, если вы не дождётесь. Дело в том, что сейчас государственная жилищная политика переходит от предоставления гражданам бесплатного муниципального жилья к программам, субсидирующим покупку гражданами недвижимости. Например, по федеральным и региональным программам при покупке жилья семьям может быть выдана субсидия, покрывающая до 35% его стоимости, а для многодетных семей – вплоть до 100%. Существуют программы социальной ипотеки с льготной ставкой. Действуют специальные программы для военнослужащих, чернобыльцев, вынужденных переселенцев, многодетных семей, молодых учёных, инвалидов. Справка о постановке на учёт как очередника в получении жилья будет для участия в этих программах совсем не лишней. Минус многих из таких программ в том, что для участия в них нужно обладать либо достаточно высоким совокупным доходом, достаточным для получения банковской ипотеки, либо иметь сбережения, покрывающие до 70% будущих затрат на приобретение жилья.

Что касается очередников, то, по данным Департамента городского имущества Москвы , в 2016 году более 6 тысяч семей очередников получили предложение об улучшении жилищных условий путём покупки с помощью субсидии, и 500 из них воспользовались этим предложением. Правда, для Москвы такая цифра выглядит довольно скромно. Особенно если учесть, что в очереди на жильё здесь стоит больше 85 тысяч семей.

Алиса Орлова



Просмотров