Правотворческая деятельность президента рф статьи конституции содержание. Виды и органы правотворчества. Особенности правотворчества в РФ. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Простые словесные и визуальные (наглядные) средства обучения имеют древнюю историю. Средства обучения – это источник получения знаний, формирования умений. К ним относятся наглядные пособия, учебники, дидактические материалы, технические средства (ТСО), оборудование, станки, учебные кабинеты, лаборатории, ЭВМ, ТВ и другие средства массовой коммуникации.

В качестве средств обучения могут выступать реальные объекты, процессы производства, сооружения. Дидактические средства, как и методы, являются одними из основных элементов дидактической системы и играют в ней ведущую роль. Выбор средств обучения зависит не только от дидактической концепции, целей, содержания, методов и условий учебного процесса, но и от конкретного исторического времени, в которое происходит обучение. Основные функции средств обучения – это дидактическая, информационная и контрольная.

В науке нет строгой классификации дидактических средств. Можно воспользоваться классификацией польского дидакта В. Оконя, в которой средства расположены по нарастанию возможности заменять действия учителя и активизировать действия ученика как в сторону их автоматизации, так и в сторону индивидуализации (табл. 3.10).

Таблица 3.10

Классификация дидактических средств обучения (но В. Оконю)

Среди сложных средств (ТСО) 3-я, 4-я, 5-я группы представляют механические и электротехнические устройства. От учителя требуется знать их возможности и методику их применения в изучении своего предмета. ТВ и видеотехника как дидактические средства имеют большие возможности не только в демонстрации материала, но и в организации принципиального иного типа учения. Однако дидактические аспекты применения сложных электронных систем еще недостаточно изучены, причем особенно затрудняет этот процесс их стремительное увеличение и усложнение в пользовании ими прежде всего учителями старшего поколения.

Η. М. Шахмаев составил более пространную классификацию групп средств обучения на основе выделения их видовых характеристик (табл. 3.11).

Таблица 3.11

Классификация средств обучения (по Η . М. Шахмаеву)

1. Объекты

окружающей

В натуральном или специально препарированном для целей обучения виде: живые и засушенные растения, образцы горных пород, почв и минералов, машины и их части и т.д.

2. Действующие модели

Различных машин, механизмов, аппаратов, сооружений и т.п.

3. Макеты и муляжи

Природных объектов: растений и плодов, организмов и отдельных органов; технических установок и сооружений и т.п.

4. Приборы и приспособления

Учебные приборы, современные приборы (бытовые и производственные) для учебных экспериментов

5. Графические средства

Продукты графической деятельности: картины, рисунки, географические карты, схемы и т.п.

6. Устройства для контроля

Измерительные приборы, в том числе за знаниями и умениями учащихся

7. Выделяются также технические средства

Все средства обучения, основанные на аудио-, видео- или комплексных технологиях: диа- и эпи- проекторы, графопроекторы, кино- и видеоаппаратура, компьютерная техника

Пристальное обращение к видовым характеристикам позволяет выделить их общее свойство – увеличение их визуальной составляющей. Так, практически все средства обучения, выделенные и в первой, и во второй классификациях, обладают основной функцией визуальных средств – демонстрационной способностью явлений и процессов, осуществляемых с все более ощутимой реальностью. Так, появилась возможность демонстрации таких реальных объектов, которые прежде воспроизводились лишь индивидуальной визуальной способностью воображения.

Сегодня стремительно увеличивается возможность с помощью новых визуальных технологий представить нс только реально существующее любое производство, объект, где возможна экскурсия, но и виртуально создаваемые модели их возможной будущей трансформации. Даже подавляющее большинство привычных наглядных средств – моделей, макетов, рисунков, схем и карт – приобретает новые качества включения в интерактивную деятельность на основе приобретения новых свойств визуальности в условиях их тиражирования с помощью современных мультимедийных технологий. Поэтому главная задача использования средств обучения для обеспечения наилучших условий восприятия информации и стимулирования учебной деятельности требует своего нового осмысления и технологии применения.

В современной дидактике выделяют еще одну, шестую, группу – компьютерные средства обучения. Шестая группа средств обучения, по В. Оконю, представляет собой сложные электронные устройства и телекоммуникационные сети. Развитие информатики, создание и быстрый прогресс современных компьютерных систем на основе развития их материальной базы дали толчок информатизации образования и породили направление в науке – педагогическую информатику. Информатизация образования – часть информатизации общества, процесса, который принял характер информационного взрыва или революции с середины XX в., что дает основание характеризовать современное общество как общество информационного производства. Это значит, что во всех сферах человеческой деятельности возрастает роль информационных процессов, повышается потребность в информации и в средствах для ее производства, обработки, хранения и использования. Информация становится научной и философской категорией наравне с такими категориями, как время, энергия, материя.

Рост потребности в информации и увеличение потоков информации в человеческой деятельности обусловливает появление новых информационных технологий (ИКТ ), в которых традиционные носители информации (бумага, пленка) используются все реже, уступая свое место использованию электронных средств для работы с информацией. Проникновение в образование новых информационных технологий заставляет посмотреть на дидактический процесс как на информационный, в котором по-иному происходит получение информации учащимися, ее переработка и использование. Следует знать, что новые информационные технологии в образовании включают в себя три составляющие: технические устройства, программное обеспечение и учебное обеспечение. К современным техническим устройствам, кроме компьютера, относятся принтер, модем, сканер, теле- и видеоаппаратура, устройства для преобразования информации из одной формы в другую и пр. Поскольку компьютер является основой информационных технологий, часто информатизация образования понимается как компьютеризация обучения, т.е. использование компьютера как средства обучения, и шире – как многоцелевое использование компьютера в учебном процессе на основе использования бесчисленного количества различных типов электронных мультимедийных изданий (табл. 3.12).

Таблица 3.12

Типы электронных мультимедийных изданий

Электронные

Учебники, энциклопедии, справочники

Электронные

каталоги

Рисунков, фото, тематических иллюстраций. Моделей, видеоматериалов, а также таблиц, схем, презентаций

Электронные

библиотеки

Каталоги и коллекции электронных версий печатных изданий

Электронные обучающие среды

Комплекс средств обучающего воздействия как мотивация учения: предъявление материала, отработка, контроль.

Интерактивный характер обучения и вариативность его способов в двух их разновидностях: сценарии и моделирующие среды обучения

Электронные интерактивные обучающие средства

Тренажеры, тесты – обучающие программы, обучающие системы

Второй составляющей информационных технологий являются программы, управляющие работой на компьютере, обслуживающие эту работу.

Третьей и самой главной составляющей информационных технологий с позиций дидактики является учебное обеспечение. Это, по существу, особый класс программ – обучающие программы, обучающие системы. Собственно они и задают, определяют процесс, технологию компьютерного обучения. Они все время совершенствуются специалистами. В настоящее время имеются базы и банки данных, гипертекстовые системы, созданные специально для обучающих целей. Среди обучающих систем наиболее распространены такие: для тренировки умений и навыков, тренировочные; для формирования знаний, в том числе научных понятий; программы по проблемному обучению; имитационные и моделирующие программы; дидактические игры.

Таким образом, информатизация образования ведет, как было сказано, к изменению существенных сторон дидактического процесса. Изменяется деятельность учителя и ученика, превращая каждый урок в урок-диалог: учителя и ученика, ученика и ученика, ученика и учебного материала, информации и знания и т.д. (рис. 3.21).

Ученик может оперировать большим количеством разнообразной информации, интегрировать ее, имеет возможность автоматизировать ее обработку, моделировать

Рис. 3.21.

процессы и решать проблемы, быть самостоятельным в учебных действиях и многое другое. Учитель также освобождается от рутинных операций, получает возможность диагностировать учащихся, следить за динамикой обучения и развития ученика (рис. 3.22).

Рис. 3.22.

Следует сказать, однако, что масса учителей, несмотря на стремительное развитие информационных технологий, не готова к переходу от классно-урочной формы обучения и от объяснительного традиционного обучения к использованию информационных технологий в образовании. Электронная техника пока используется в основном как вспомогательное средство обучения. В определенной мере учителя правы: компьютер и новые информационные технологии постепенно будут менять дидактический процесс и не заменят полностью традиционные технологии обучения. Тем не менее освоение информационных технологий должно стать неотъемлемой характеристикой современного учебного процесса, поскольку новые поколения учеников растут в новых условиях, главной характеристикой которых является всесторонняя информатизация и компьютеризация окружающей образовательной среды.

МГГУ им М.А.Шолохова

Реферат на тему:

«Классификация средств обучения»

Работу выполнила:

Волченкова Мария Андреевна студентка 1 курса дефектологии

по специальности: специальная психология - специальная педагогика

Преподаватель: Болотова Н.П

Москва, 2015

Классификация средств обучения

1 .Понятие о средствах обучения и их сущность.

Средства обучения - это составная часть метода обучения. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения. В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «Средств обучения». Средства обучения - это различные объекты, используемые учителем и учениками в процессе обучения. Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения. Главное дидактическое назначение средств - ускорить процесс усвоения учебного материала. Выбор средств обучения определяется: задачами урока или занятия; содержанием учебного материала; применяемыми методами обучения; предпочтениями учителя.

Функции средств обучения :

1. Познавательная функция состоит в том, что средства обучения служат непосредственному познанию действительности; обеспечивают передачу более точной и полной информации об изучаемом объекте и явлении, позволяют наблюдать объекты и явления, недоступные или труднодоступные непосредственному наблюдению с помощью органов чувств (например, школьный микроскоп позволяет увидеть объекты, недоступные невооруженному глазу).

2.Формирующая функция заключается в том, что средства обучения формируют познавательные способности, чувства и волю учащихся, их эмоциональную сферу. 3. Дидактическая функция состоит в том, что средства обучения являются важным источником знаний и умений, облегчают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную активность. Все функции выступают в учебном процессе в единстве, дополняя друг друга.

2.Классификации средств обучения :

1.По характеру воздействия на обучаемых: визуальные: предметы, макеты, карты, диафильмы, слайды, ИКТ - презентации; аудиальные: музыкальный центр, радио; аудиовизуальные: телевидение, кинофильмы, ИКТ - презентации.

2.По степени сложности: простые: учебники, печатные пособия, картины, модели; сложные: механические визуальные средства, лингафонные кабинеты, компьютеры.

3.По происхождению: натуральные природные средства (предметы, непосредственно взятые из самой действительности: коллекция камней, растений, шишек, желудей, семечек); символические (представляют действительность с помощью символов, знаков: рисунки, схемы, карты; технические: визуальные, аудиальные, аудиовизуальные средства. 4.Классификация А.Е.Дмитриева и Ю А Дмитриева : естественная: натуральные объекты или их изображения (реальные предметы, картины, портреты, произведения искусств); объемная (геометрические фигуры, чучела); изобразительная (фото, кадры кино-, теле-, диафильмов, диапозитивов); графическая (схемы, чертежи, таблицы, диаграммы); символическая (географические карты, глобус); звуковая (магнитофонная запись); мультимедиа, основанная на компьютерных технологиях, использующая интерактивность и средства дистанционного обучения. НО! Учителю надо иметь в виду, что перегрузка урока или занятия наглядностью, разнообразными средствами обучения приводит к снижению эффективности процессе обучения за счет рассеяния внимания учащихся, отвлечения их на второстепенные детали.

З. Виды средств обучения и их характеристика .

I.Вербальные средства обучения: Остаются главным в арсенале: устное слово, речь учителя. Главный инструмент общения, передача знаний. 2.Визуальные средства обучения позволяют реализовать принцип наглядности в обучении. Учащиеся более 80 % информации воспринимают зрительно.

К визуальным средствам относятся : Естественные предметы и объекты в природной и искусственной среде (гербарии, коллекции). Карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия. Диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, видеофильмы. При использовании наглядных средств (иллюстраций, таблиц, схем)

необходимо соблюдать ряд условий :

1)применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

2)наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия или урока;

3)необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

4) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов;

5) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

6)наглядность должна быть эстетически выполнена;

7) наглядность должна быть хорошо видна с последней парты;

8)привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве

К проведению демонстраций предъявляют следующие требования : Демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты. Для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическое увеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу. Во время демонстрации учителю следует выбирать позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся. При показе не следует стоять спиной к учащимся и загораживать демонстрируемое, иначе возможны ошибки в представлении материала, нарушения дисциплины. Количество и объем демонстрации должен быть оптимальным: недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса.

З.Технические средства обучения : ТСО - это приборы и устройства, используемые в процессе обучения. В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы. Их не следует применять там, где без них можно обойтись (провести опыт или наблюдения).

Рационально сочетать компьютерную технику, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивать значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности.

Методика использования ТСО .

При использовании ТСО необходимо обучать учащихся пользоваться ими и воспринимать их. Например, перед просмотром видеофильма дать учащимся инструктаж: когда и на что обратить внимание; дать задание: что запомнить, что записать. Демонстрацию видео - кинофильмов надо проводить с соблюдением следующих рекомендаций:

    Перед началом демонстрации сделать вступительное слово, а после демонстрации провести собеседование по итогам просмотра.

    Избегать длительного показа учебных фильмов, так как учащиеся быстро утомляются, и их внимание рассевается (в младших классах рекомендуемая длительность не более 10 минут, в старших классах не более 30 минут).

    Использовать прием немого демонстрирования фильмов с комментарием учителя.

    При демонстрации сложного материала следует делать паузы для комментария учителя и записи учениками информации. 4. Современные информационные средства обучения .

1. Использование персональных компьютеров в обучении приобретает широкое распространение. Современные персональные компьютеры являются мультимедийными: позволяют показывать цветное динамическое изображение со стереозвуком. Имеется большое количество разнообразных компьютерных обучающих программ по большинству школьных предметов. С помощью Интернета ученики могут получать информацию с любого компьютера и баз данных – все это значительно расширяет возможности учителя и учащихся на уроке. Появились электронные проекторы (их называют еще мультимедиа-проекторы), которые подключаются к компьютер и позволяют демонстрировать яркие цветные динамически компьютерные изображения с высоким разрешением, иногда с аудиосистемой (динамики и звуковые колонки). Появились электронные копировальные классные доски. Такие доски внешне выглядят как обычные белые доски. Все что пишется учителем на ее поверхности мгновенно переносится на компьютер и может быть сохранено в его памяти или распечатано на обычном принтере. Надписи на доске могут делаться специальными цветными маркерами, а копии распечатываться на цветном принтере. Есть копировальные доски, позволяющие выдавать бумажную копию на специальную термобумагу. Нажатием одной кнопки на устройстве, встроенном в доску, написанную информацию можно распечатать и раздать классу. Классная доска то же претерпела сильное изменение, она теперь имеет магнитную поверхность и стала светлой, на ней пишут вовсе не мелом, а разноцветными фломастерами, а написанное стирают мокрой губкой.

5.Электронные журналы и электронные дневники . Система электронных журналов - это удобный инструмент для создания единого информационно-образовательного пространства учебного заведения и взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся. Это комплекс закрытых интернет-сайтов для каждого класса в школе, включающий в себя функции: электронный дневник школьника и электронный журнал учителя.

Система предназначена для пользования в школах . Доступы к системе разделены на 2 модуля: административный (для директора, завуча и учителей) просмотровый (для родителей и учеников) Возможности системы: Для учеников и их родителей «ИН-КЛАСС» предлагает: информирование о новостях, мероприятиях в классе или школе; информирование об оценках, о содержании уроков и домашних заданий с возможностью прикрепления файлов с картинками или видео-уроками посредством электронного дневника школьника, посещаемости, рейтинге успеваемости, различные графики для оценки успеваемости; информирование о расписании и заменах уроков; возможность переписки с педагогами и получения от них сообщений массового характера и смс-сообщений; возможность общения родителей, учеников посредством форума или личных сообщений; возможность отразить свое мнение по определенному вопросу с помощью ответов на опросы, организуемые сотрудниками школы или администраторами класса, от самого простого (да/нет) до выбора ответа из картинок; родители могут отмечать дистанционно период болезни ребенка, эта информация сразу появляется у учителя в журнале. Перечисленные возможности электронного дневника помогают родителям контролировать успеваемость и посещаемость детей, отслеживать пройденный и пропущенный материал, не дожидаясь собраний решать необходимые вопросы, быть в курсе всех новостей и событий в классе, получать срочные смс на сотовый. Электронный дневник дисциплинирует учеников и создает мотивацию в обучении, что ведет к повышению качества учебы. Возможности для педагогов

В интересах педагога система «ИН-КЛАСС» решает следующие за­дачи:

1)легкое и быстрое занесение оценок в электронный журнал (одна оценка - один клик мышки);

2) легкое занесение данных об отсутствующих, опоздавших, болеющих; построение отчетов по успеваемости и посещаемости;

3) удобное расписание для учителя, легкое в заполнении; также возможность загрузить расписание из Excel-файла, сформированного специальной программой для составления расписания;

5) персональный форум для общения классного руководителя с роди­телями учеников, а также личная переписка между ними; контроль над получением всей информации родителями; возможность формирования поурочного планирования, не привязанного к датам, ускоряющего заполнение страницы "домашнее задание" для учеников, а также возможного для использования в последующие годы;

6) размещение учебных и методических материалов для подготовки к занятиям и выполнения учащимися домашних заданий (заполняется с помощью шаблонов);

7)удобное размещение различных новостей, мероприятий с возможностью переложить это на классного администратора (к примеру, родительский комитет).

В интересах руководителей, завучей система «ИН-КЛАСС» решает следующие задачи :

    построение административных отчетов о контроле качества заполнения учителями электронных журналов и дневников;

анализ успеваемости, посещаемости учащихся и построение соответствующих отчетов; построение открытых отчетов школы с возможностью публикации их на сайте школы; простая обратная связь с родителями учащихся. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Выбор средств обучения в каждом конкретном случае зависит от целей и задач, содержания обучения, закономерностей учебного процесса, познавательных способностей студентов, используемых организационных форм и методов обучения, а также от дидактических возможностей самих средств обучения.

Применение средств обучения должно обеспечивать лучшее решение учебно-познавательных и воспитательных задач.

Учебно-наглядные пособия . Натуральные пособия дают конкретное целостное представление об объектах. Например, преподаватель демонстрирует студентам коробку передач определенного станка. Однако принцип действия при помощи этого объекта трудно объяснить, поэтому необходимо после общего предъявления натурального объекта при помощи чертежей и схем объяснить, как конкретно работает коробка передач.

Макеты и технические модели позволяют студентам познакомиться с реальным объектом. Их конструируют так, чтобы наиболее значимые компоненты конструкции или принцип действия можно было бы наглядно представить. Макеты, как правило, меньше натуральных объектов, поэтому их удобнее использовать в учебном процессе.

На фотографиях и рисунках реальные объекты представлены в одной плоскости. В обучении более продуктивными оказываются рисунки, так как в качестве наглядного материала они имеют значительные преимущества: с помощью рисунка можно показать свойства предмета раздельно от целого, отделить существенное от несущественного, показать наиболее типичные черты объекта. На рисунках объект изображают схематически, упрощенно, подчеркивая то, что важно для познаний. Фотографии и рисунки используют, если натуральные объекты отсутствуют, имеют большие размеры или очень сложны (большие машины, агрегаты и т.д.), а также если объемный объект очень трудно изучить (например, работа двигателя).

В зависимости от условий учебного процесса фотографии и рисунки, предлагаемые студентам, могут быть взяты из книг; их функции могут выполнять таблицы, диапозитивы, диафильмы. По фотографиям и рисункам учащиеся могут составлять описания, делать выводы, анализировать производственные ситуации.

Перечисленные средства обучения имеют достаточно низкий уровень абстракции, поэтому они наиболее доступны для восприятия. Вместе с тем они перегружены второстепенным для учебного познания материалом, который отвлекает внимание студентов от сути. При использовании образных пособий задача преподавателя заключается в акцентировании внимания на наиболее значимых деталях наглядного материала.

Технический чертеж передает точно, в виде символов, существенные пространственные признаки объекта (размеры, внешний вид и т.д.). По сути, чертеж является условным изображением. Объект показывают в разных проекциях, в разрезе для создания в сознании студентов образа объекта со всеми его пространственными свойствами. Чтобы это произошло, студентам необходимо иметь довольно высокий уровень пространственных представлений. Чертежи можно читать, только имея специальные знания и умения.

Графики и диаграммы применяют для наглядного показа количественных и временных зависимостей. При помощи графиков можно представить сущность и характер изучаемого явления, в сжатой, конкретной и понятной форме указать абстрактные взаимосвязи (например, функциональные зависимости). Диаграммы используют для сравнения одинакового признака нескольких объектов.

Схемы показывают главное в объекте, внешнее сходство с самим объектом на них отсутствует или сведено к минимуму. Особое значение они имеют для усвоения учебного материала. Схема всегда представляет собой единое целое, в ней не должно быть ничего лишнего, поэтому при восприятии схем в памяти студентов актуализируется самое существенное. Схемы помогают конкретизировать абстрактные понятия и явления, разнообразить методы и приемы передачи сжатой учебной информации.

Студентам особенно полезно составлять схемы коллективной под руководством преподавателя. Это облегчает анализ взаимосвязей между явлениями. В отдельных случаях учащиеся могут составлять схемы самостоятельно.

Для схематического изображения того или иного учебного материала служат таблицы. Они дают возможность увидеть в четкой и компактной форме его структуру, легче запомнить и воспроизвести увиденное в памяти. Таблицы, схемы, графики, чертежи преподаватель использует, как правило, при объяснении учебного материала и при его закреплении. Эти наглядные пособия могут быть представлены в двух вариантах: один (полный) служит для объяснения, а другой (с пропусками, незаполненными местами) - для проверки усвоенного; в последнем случае учащийся должен восстановить пропущенное.

Особо следует отметить роль классной доски - давно применяемого и испытанного средства обучения, сохраняющего свое значение и в настоящее время. Ценность ее в том, что записи, чертежи, зарисовки можно делать на ней последовательно в процессе работы преподавателя и студентов, создавать условия для установления внутренних логических связей и зависимостей, ошибки легко устранять, способы решения познавательной задачи варьировать.

Доска используется как для объяснения нового материала, так и для организации самостоятельной работы студентов, оформления индивидуальных ответов при проверке знаний и умений.

Для более полного использования возможностей классной доски применяют доски с увеличенной поверхностью (за счет верхней, нижней или боковых створок), магнитные, переносные доски, держатели плакатов и таблиц на доске.

Вербальные средства обучения .

Среди них особая роль принадлежит учебной литературе для студентов, являющейся важнейшим источником знаний, а вместе с тем и средством, стимулирующим познавательный интерес, самостоятельное познание, активность студентов. Как показывают наблюдения, самостоятельная работа с учебником на занятиях проводится недостаточно часто. Только регулярно используя учебник в процессе самостоятельной работы, можно приобрести общие учебные умения (правильно читать текст, находить ответ на вопрос, составлять план, тезисы, таблицы, схемы), логические умения (выделять главную мысль, проводить сравнения и доказательства, устанавливать причинно-следственные связи), предметные знания.

Для овладения методикой самостоятельной работы с учебником студентов необходимо научить пользоваться справочным и методическим аппаратом книги, обращать внимание на иллюстративный и графический материал, целесообразность шрифтовых выделений текста.

Дидактические материалы -/вид средств обучения, которые получили достаточно широкое распространение в последние годы. По своему характеру они очень разнообразны и могут выступать в качестве самостоятельного источника знаний, на основе которых протекает познавательный процесс, а могут служить подспорьем другим средствам обучения (учебнику, дополнительной литературе, учебным кинофильмам, учебному телевидению и др.).

Дидактические материалы дают возможность более рационально использовать время, дифференцировать процесс обучения, осуществлять оперативный контроль знаний и умений, корректировать учебную деятельность студентов.

Наиболее доступным и мобильным дидактическим материалом являются карточки, на которые заносятся вопросы, задачи, упражнения, образцы решения задач, алгоритмичные и неалгоритмичные предписания; Эти задания могут быть представлены как в текстовой форме, так и в виде рисунков, схем, диаграмм и т.д. Часто задания дифференцируются по степени сложности.

Аудиовизуальные средства обучения по характеру предъявления учебной информации делятся на экранные, звуковые, экранно-звуковые.

Среди них наиболее распространены диапроектор, графорроектор, эпипроектор, кинопроектор, лингафонные устройства.

Диапроектор предназначен для проецирования на экран полупрозрачных объектов - кадров диафильма или диапозитивов (слайдов). Все выпускаемые в настоящее время диапроекторы требуют полного или частичного затемнения аудитории, поэтому они, как правило, используются при организации устной работы студентов или устного объяснения преподавателя.

Графопроектор используется для демонстрации изображений, нанесенных на прозрачную пленку, показа транспарантов (либо с готовым, либо с незавершенным изображением), объектов, заключенных в прозрачную (стеклянную, пластмассовую) форму. Графопроектором можно пользоваться в незатемненном или частично затемненном помещении, что расширяет сферу его применения в учебном процессе.

Кинопроектор применяют для демонстрации кинофильмов, телевизоры - для приема телепередач, магнитофоны - для записи и воспроизведения звуковой информации, электропроигрыватели - для воспроизведения звука с грампластинок.

В последние годы широкое распространение получили автоматизированные классы с пультами для студентов и преподавателя автоматизированные обучающие системы на базе ЭВМ и микропроцессорной техники.

К экранным средствам относятся учебные диафильмы, серии диапозитивов (слайдов), транспаранты для графопроектора, неозвученные кинофильмы разных типов, материалы для эпипроекции.

С помощью диафильма можно рассказать об изучаемом объекте или явлении. Кадры диафильма располагаются в строгом соответствии с логикой изложения учебного материала. Хотя диафильмы: относятся к статичным экранным носителям информации, смена кадров передает динамику явления, при этом ракурс показа явлений, объекта выбирается так, чтобы можно было выцедить самое важное для изучения.

Диапозитивы предоставляют преподавателю больше возможностей для самостоятельного выбора методики работы с экранным материалом. Их показ можно сочетать, например, с экспериментом, лабораторной работой или использовать выборочно. Диафильмы и слайды позволяют вызвать и закрепить интерес к учебной теме, иллюстрировать объяснение учебного материала, сформулировать условия учебной, познавательной задачи, обобщать и систематизировать учебный материал.

С помощью диафильмов и диапозитивов ученики знакомятся с репродукциями картин художников, рисунками, фотографиями, графиками, диаграммами, чертежами, картами, таблицами, содержание которых не требует длительного, постоянного изучения.

Диафильмы и слайды используются для изложения нового материала во время лекции, для беседы по просмотренным кадрам, пересказа (коллективного, индивидуального) содержания диафильма или его фрагмента.

Транспаранты применяют для работы с графопроекторами. Наиболее простой способ использования транспарантов - демонстрация нанесенных на них изображений и работа над этими изображениями (дописывание формул, вставка пропущенного в таблице, схеме, чертеже).

Для демонстрации поэтапного изменения явления, объекта широко используют накладные транспаранты. Это серия листов-транспарантов, которые можно комбинировать. С их помощью вводят учебную информацию порциями, по этапам развития события, явления, объекта. Преподаватель управляет изображением, накладывая или снимая транспаранты, выделяя отдельные части транспаранта, акцентируя на них внимание студентов. Накладные транспаранты позволяют представить зрительно абстрактные и систематические структуры по частям и целостно.

Метод наложения обеспечивает активное участие студентов в процессе познания. Они могут наблюдать конкретные факты, явления и развитие изучаемых процессов, получать исходный материал для абстрактного мышления, строить алгоритмы.

Транспаранты используют как мотивационное средство, вызывающее интерес к изучаемой теме. Это может быть достигнуто демонстрацией схематического плана урока, дополненного кратким пояснением его цели. Для организации самостоятельной работы применяют транспаранты-инструкции. Самостоятельная работа студентов с транспарантами может включать перерисовывание их или вычерчивание графиков схем. Транспарантами пользуются при проверке и оценке знаний и умений студентов. Для этого часть изображения прикрывают непрозрачной заслонкой, затем перемещают ее, открывая ответы. Особенно легко организовывать с помощью транспарантов оперативную проверку усвоения рабочего материала. На экран или классную доску проецируются задания по вариантам. После окончания работы на экране демонстрируют правильные ответы, и учащиеся сравнивают их со своими. Такая форма контроля носит обучающий характер и занимает незначительное время.

Звуковые средства - учебные радиопередачи, магнитофонные и грамзаписи - имеют широкие возможности для обучения.

По целям и дидактическому назначению передачи учебного радио, звукозаписи можно условно разделить на мотивационнопознавательные (создающие определенный эмоциональный на строй, вызывающие интерес к обсуждаемому и побуждающие к самостоятельной деятельности); проблемные (создающие условия для возникновения проблемной ситуации и активизации познавательной деятельности); обучающие (выступающие в качестве источника новых знаний); обобщающе-повторительные (дающие в концентрированной форме и под новым углом зрения наиболее существенное в изучаемом материале); иллюстративные (поясняющие и дополняющие материал учебника, диапозитивы, рассказ преподавателя, ответы студентов).

Звуковые средства, содержащие новые сведения, яркие факты, делают процесс обучения максимально насыщенным, влияют на глубину и прочность запоминания учебного материала. Их используют для воспроизведения выступлений ученых, конструкторов, специалистов, занятых в той области знаний, которой овладевают учащиеся. Это положительно влияет на формирование личности студентов, особенно их мотивационной сферы.

Важная особенность применения звуковых-средств связана с формированием технического слуха. Шум работающей техники служит источником диагностирования ее состояния, выявления возможных неисправностей, предотвращения аварийных ситуаций. Специфика звуковых средств требует тщательного отбора языковых средств.

Магнитофонные записи и грамзаписи позволяют студентам сосредоточить внимание на содержательной стороне повествования не вдаваясь в детали.

источники получения знаний и формирования умений. Выбор средств обучения определяется особенностями учебного процесса (целями, содержанием, методами и условиями).

Отличное определение

Неполное определение ↓

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

обязательный элемент оснащения уч. кабинетов и их информационно-предметной среды, а также важнейший компонент уч.-материальной базы школ разл. типов и уровней. К С. о. относят разл. материальные объекты, в т. ч. искусственно созданные специально для уч. целей и вовлекаемые в воспитат.-образоват. процесс в качестве носителей уч. информации и инструмента деятельности педагога и учащихся.

Термину «средства обучения» соответствуют эквиваленты: «уч. оборудование», «уч.-наглядные и уч. пособия», «ди-дактич. средства». Термины «дидактич. техника», «дидактич. материал», «пед. техника», «медиа» имеют более узкое специализиров. содержание и не рекомендуются к применению.

В России для отд. уч. курсов приняты разл. классификации С. о., однако в основе их лежит систематика, разработанная С. Г. Шаповаленко (Шк. оборудование и кабинетная система, в кн.: Вопросы школоведения, 19822, с. 183- 222). С. о. подразделяют на группы.

Натуральные объекты (оригиналы). включают образцы и коллекции минералов, горных пород, чучела животных, гербарии, консервированные влажные препараты, микропрепараты, реактивы, материалы и др. К этой группе нередко относят техн. средства и инструментарий для демонстрационного и лабораторного воспроизведения явлений, их качеств, и количеств, исследования (посуда и принадлежности, станки, машины, техн. приспособления, аппараты, установки, к-рые также являются объектами изучения).

Изображения и отображения составляют группу, в к-рую входят модели, муляжи, таблицы, иллюстративные материалы (рисунки, фотоматериалы, картины, портреты), экранно-звуковые средства (диафильмы, серии диапозитивов, кинофильмы, транспаранты, видео- и звукозаписи, радио и телепередачи).

Классификация в каждой из указанных подгрупп может быть разной в зависимости от положенного в ее основу признака; напр.: материальные и идеальные С. о. - знаковые модели (по способу замены оригинала); структурные (по внутр. организации объекта), функциональные (по назначению); динамичные и статичные, плоские, объемные, смешанные. Классификация таблиц и экранно-звуковых средств в большей мере отражает специфику содержания изучаемого предмета.

Описания предметов и явлений условными средствами (слова, знаки, графики). включают текстовые таблицы, схемы, диаграммы, планы, карты, уч. книги (учебники, сб-ки задач, инструкции для самостоят. работ, дидактич. материалы и др.).

Особую группу составляют технические средства обучения (ТСО). К этой группе могут быть отнесены также средства новых информац. технологий - компьютеры и компьютерные сети, интерактивное видео; средства медиа-образования, уч. оборудование на базе электронной техники (см. Компьютеризация обучения).

Дидактич. свойства,.присущие С. о., проявляются в выполняемых ими функциях. Эти свойства, а также качества, адекватные специфике изучаемого объекта и явления, его содержанию, способам и условиям использования, «закладываются» в каждое С. о. при его пед. проектировании и впоследствии обусловливают выбор С. о. и форму его представления в качестве демонстрац. средства или лабораторного раздаточного материала для самостоят. работ учащихся.

Классификация функций С. о. также различна в зависимости от положенного в основу признака. Однако независимо от вида и непосредственной ориентации все С. о. обладают функцией к о м и с н-саторности, облегчая процесс обучения, способствуя достижению цели с наименьшими затратами сил, здоровья и времени обучаемого. Адаптивная функция С. о. направлена на поддержание благоприятных условий протекания процесса обучения, организацию демонстраций, самостоят. работ, адекватность содержания понятия возрастным возможностям учащихся, преемственность знаний.

Для С. о. характерна также функция информативности - нек-рые С. о. являются непосредственными источниками знания, другие - способствуют его передаче опосредованно (напр., проекционная аппаратура, инструменты, нек-рые приборы). И и т е-гративная функция С. о. позволяет рассматривать объект или явление и как часть, и как целое и реализуется при комплексном использовании С. о., а также при применении средств новых информац. технологий.

С. о. приобретают в уч.-воспитат. процессе инструментальную функцию, ориентированную на обеспечение определенных видов деятельности и достижение поставленной метод, цели. Инструментальная функция направлена на технически безопасное и рациональное выполнение действий учащимися и педагогом, способствует воспитанию культуры труда. Все функции С.о. взаимосвязаны и оказывают комплексное влияние на уч.-воспитат. процесс, обеспечивая его рациональную организацию и управление.

Изменение содержания образования, дифференциация обучения требуют систематич. обновления фонда С. о. и условий их использования. Для составления комплекса С. о. необходимо определить цели, задачи, прогнозируемые результаты обучения по каждому вопросу программы. Затем проанализировать содержание обучения, наметить наиб. рациональные приемы и формы работы для учащихся и учителей, выявить состав необходимого оборудования, к-рое по своим дидактич. и функциональным возможностям способствует достижению поставленных целей: усвоению знаний, приобретению умений и навыков, применению наиб. эффективных форм и методов обучения. При включении С. о. в комплекс учитывают не только пед. целесообразность использования, но и экон. обоснованность каждого С. о., возможности его применения в пределах отведенного уч. планом времени. Комплексы С. о. по отд. вопросам, темам и разделам уч. программ объединяют в открытую систему по курсу или в целом по предмету. Интеграция С. о. по всем уч. предметам предполагает выделение уч. оборудования с широкими дидактич. и функциональными возможностями.

Система С. о. - совокупность предметов уч. оборудования, обладающая определенной целостностью, автономностью и предназначенная для решения образо-вательно-воспитат. задач. Структурно-компонентный состав системы С. о. по отд. уч. предметам имеет свои особенности, обусловленные спецификой содержания, методов, формами организации занятий, функциональными возможностями. Напр., в системах С. о. по гуманитарным предметам определяющую роль играют пособия на печатной основе: уч. книга, дидактич. материалы, таблицы; по естеств.-науч. дисциплинам - натуральные объекты, модели, приборы, инструменты для наблюдения и эксперимента; по технологии - станки и инструменты для обработки металла, древесины и соответствующие приспособления.

Тенденция в развитии новых органи-зац. форм и методов обучения, в частности практич. и лабораторных занятий, получила свое отражение в пособиях нового типа по истории, географии (ар-хеологич. коллекции, пакеты-комплекты док. материала по вопросам истории России), лит-ре, рус. языку (видеофильмы, альбомы изобразит, материала, кинематографич. интерпретации лит. произведений и др.), по естеств.-науч. предметам (специализиров. практикумы на основе комплектов уч. оборудования). Наметился переход от создания отд. предметов уч. оборудования и их комплексов к технологиям на базе традиционных и новых С. о., разработка к-рых осуществляется с опорой на результаты психол.-дидактич. исследований С. о., используемые в раз л. уч. предметах, - существенный резерв для вновь создающихся и интегрированных курсов («Естествознание», «Основы экологии», «Технология», «Окружающий нас мир», «Основы духовно-нравств. культуры», «Мировая худож. культура» и др.).

Осн. этапы разработки С. о. включают подготовку науч.-техн. документации: исходных требований, техн. заданий и условий, макетного (авторского), опытного и серийного образцов. В науч.-техн. документацию входят также пед.-эргоно-мич. требования к уч. оборудованию с целью обеспечения безопасности для здоровья учащихся, охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости отд. видов уч. оборудования, рационального использования его для решения уч.-воспитат. задач. Все стадии разработки, произ-ва и внедрения С. о. в практику уч. заведений регламентирует формируемая система управления качеством С. о. в новых экон. условиях, включающая соответствующие ГОСТы. Подтверждение соответствия С. о. стандартам или техническим условиям обеспечивается присвоением ему сертификата качества.

Проектированием и созданием С. о. занимаются Ин-т общеобразоват. школы и др. ин-ты РАО, науч.-пед. учреждения, производств, учреждения, кооперативы, фирмы, изд-ва. Разработка С. о. определяется «Перечнями» уч. оборудования, к-рые номенклатурно представляют систему С. о. по каждому уч. предмету. В них указано необходимое и достаточное кол-во предметов уч. оборудования для обеспечения гос. стандарта образования.

Базовый уровень обучения обеспечивается инвариантным базовым модулем «Перечней», в составе к-рого - С. о. для реализации федерального компонента уч. плана. «Перечни» имеют статус нормативного док-та. Состав «Перечней..» для углубленно-профильного уровня обучения формируется по принципу дополнительности и имеет разл. формы представления в виде вариативных модулей: комплекты оборудования для практикумов, лабораторно-практич., работ, наборы уч. книг для учителя и учащихся, тематич. комплексы по отд. курсам. Произ-во уч. оборудования осуществляют более 110 предприятий разного профиля, а также предприятия Мин-ва образования России. Изготовлением уч. оборудования заняты также коммерч. структуры.

Лит. см. при ст. Технические средства обучения, а также при статьях об отд. уч. предметах, напр. Биология, История.

Отличное определение

Неполное определение ↓



Просмотров