Правоотношения по обязательному социальному страхованию. Структура правоотношения по обязательному социальному страхованию в трудовом праве: точка зрения. Кто может участвовать в правоотношениях обязательного соцстрахования

"Финансовая газета", 2010, N 41

С начала 2010 г. адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся частной практикой в установленном законодательством Российской Федерации порядке), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством только в том случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы.

Действовавший до конца 2009 г. Федеральный закон от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" определял условия получения страховых выплат при добровольном страховании в ФСС РФ для перечисленных категорий граждан. С января 2010 г. для организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих специальные налоговые режимы и осуществляющих выплаты иным физическим лицам, страхование работников на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством является обязательным.

Для лиц, добровольно вступивших в правоотношения с ФСС РФ, в рамках социального страхования (п. 2 ст. 1.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (ред. от 24.07.2009)) предусмотрена выплата пособий по следующим страховым случаям:

болезнь (кроме профессиональной) или травма (не считая вызванной несчастным случаем на производстве), а также другие обстоятельства, предусмотренные ст. 5 Закона N 255-ФЗ;

беременность и роды;

рождение ребенка;

уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.

В соответствии со ст. 2 Закона N 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат работающие по трудовым договорам граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.

Лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приобретают право на получение страхового обеспечения при условии полной уплаты ими страховых взносов за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.

Пунктом 16 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ предусмотрено, что лица, добровольно вступившие до 1 января 2010 г. в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, имеют право на получение пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, единовременного пособия при рождении ребенка по страховым случаям, наступившим в 2010 г. Условием получения страховых выплат является уплата страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ в соответствии с Законом N 190-ФЗ в течение шести месяцев либо за меньший период, но в размере не менее 1507 руб. Если страховые взносы уплачены указанными лицами до 1 января 2010 г. в сумме менее 1507 руб., то право на указанные пособия возникает у них при условии уплаты недостающей суммы страховых взносов в ФСС РФ до наступления соответствующего страхового случая.

Здесь следует обратить внимание на то, что в Законе N 213-ФЗ указана округленная до рублей сумма взноса. В Федеральном законе от 24.07.2009 212-ФЗ округления суммы при уплате взносов по добровольному страхованию не предусматривается.

Полученная страховщиком сумма страховых взносов в календарном году, в котором страхователь снимается с учета, подлежит возврату в течение месяца со дня, следующего за днем снятия его с такого учета.

Оформление добровольных отношений с ФСС РФ регламентируется Приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 959н. Регистрация страхователей осуществляется территориальными органами Фонда по месту жительства страхователя на основании заявления о вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - заявление), форма которого представлена в Приложении N 2 к Приказу Минздравсоцразвития России N 959н. Кроме реквизитов территориального органа ФСС РФ и сведений о заявителе в форме предусмотрено, что заявитель определяет способ получения уведомления о вступлении в добровольные отношения. Уведомление может быть получено по почте или лично в территориальном отделении Фонда.

Для вступления в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователи одновременно с заявлением представляют в территориальный орган Фонда по месту жительства копии следующих документов:

паспорта;

свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (при наличии);

лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности (для нотариусов, занимающихся частной практикой), удостоверения адвоката (для адвокатов);

свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей).

Если заявление представляется непосредственно в территориальное отделение Фонда, то при предъявлении документов их копии могут быть заверены сотрудниками Фонда. При отправлении по почте копии необходимо заверить у нотариуса.

Территориальный орган Фонда регистрирует страхователя в течение пяти дней и оформляет уведомление о регистрации, которое отправляет по почте или вручает лично застрахованному лицу в соответствии с тем, как указано в заявлении. Для того чтобы получить уведомление лично, необходимо явиться в территориальный орган Фонда не позднее четвертого дня с даты получения Фондом документов.

Второй экземпляр уведомления о регистрации остается в территориальном органе Фонда.

Порядок уплаты страховых взносов определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 N 790. Страхователи уплачивают страховые взносы страховщику, исходя из стоимости страхового года, определяемой в соответствии с ч. 3 ст. 4.5 Закона N 255-ФЗ. Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов, установленного ст. 12 Закона N 212-ФЗ, в части страховых взносов в ФСС РФ, увеличенное в 12 раз.

На 2010 г. МРОТ определен в размере 4330 руб., тариф страхового взноса в ФСС РФ составляет 2,9%, таким образом, стоимость страхового года в 2010 г. составляет 1506,84 руб.

Уплата страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, производится не позднее 31 декабря текущего года. Сумма страховых взносов может быть перечислена на счета территориальных органов ФСС РФ путем безналичных расчетов либо путем внесения наличных денег в кредитную организацию, либо почтовым переводом. Допускается единовременное внесение полной суммы.

Размер пособий, выплачиваемых при наступлении страховых случаев гражданам, добровольно вступившим в правоотношения с ФСС РФ, определяется путем деления МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, на число календарных дней каждого месяца, на которые приходится страховой случай (п. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375).

При расчете размера пособия необходимо учитывать страховой стаж застрахованного лица. Пособие выплачивается в пределах 60% - при страховом стаже предпринимателя до 5 лет; 80% - при страховом стаже предпринимателя от 5 до 8 лет и 100% - при страховом стаже предпринимателя 8 лет и более.

Финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, добровольно вступившим в отношения с ФСС РФ, осуществляется за счет средств бюджета ФСС РФ с первого дня наступления страхового случая (пп. 2 п. 2 ст. 3 Закона N 255-ФЗ).

Пособие по временной нетрудоспособности назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня восстановления трудоспособности.

Пособие по беременности и родам назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет.

Выплата пособий осуществляется территориальными органами Фонда по месту регистрации.

Форма отчета (расчета) по добровольным взносам по нетрудоспособности и материнству (форма-4а ФСС РФ), а также Порядок и сроки его представления утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 26.10.2009 N 847н. Отчет представляется ежегодно не позднее 15 января года, следующего за отчетным, и заполняется в рублях и копейках. Отчет подписывается лицом, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, с указанием фамилии, имени, отчества и номера контактного телефона.

И.Булатова

Консультант

Первого Дома Консалтинга

"Что делать Консалт"

4.5. СУБЪЕКТЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ

Бородина Е.Н., аспирантка Московского нового юридического института, преподаватель юридических дисциплин в Московском колледже профессиональных технологий

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопроса, касающегося содержания правоотношений по обязательному социальному страхованию и субъектов отношений по обязательному социальному страхованию.

Ключевые слова: субъекты правоотношений по обязательному социальному страхованию, содержание правоотношений по обязательному социальному страхованию

SUBJECTS AND THE MAINTENANCE OF LEGAL RELATIONSHIP ON OBLIGATORY SOCIAL INSURANCE

Borodina Elena Nikolaevna, post-graduate student MNUI, the teacher of legal disciplines in the Moscow college of professional technologies

Annotation: Article is devoted consideration of the question, the concerning maintenance of legal relationship on obligatory social insurance and subjects of relations on obligatory social insurance.

Keywords: subjects of legal relationship on obligatory social insurance, the maintenance of legal relationship on obligatory social insurance

Правоотношение - это связь между субъектами права, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях. Содержание правоотношения составляют права и обязанности субъектов.

Субъектами обязательного социального страхования являются участники соответствующих отношений. К ним относятся страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах социального страхования.

Центральным субъектом социально-страховых правоотношений является застрахованное лицо, т.к. вся система обязательного социального страхования направлена на реализацию его прав Согласно ст. 6 Федерального закона от 16 июля 1999г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Работающие по трудовому договору граждане как субъекты обязательных социально-обеспечительных

страховых правоотношений и их правомочия, как правило, определены законодательно. Трудовой кодекс РФ в ст. 1 рассматривает отношения по обязательному социальному страхованию в качестве непосредственно связанных с трудовыми, т.е. входящими в предмет трудового права, относя их правовое регулирование к основным задачам трудового законодательства. Обеспечение права на обязательное социальное страхование работников выступает в качестве одного из принципов регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений (ст.2 ТК РФ). В ст. 21 ТК РФ закрепляет право работника на обязательное социальное страхование, а ТК РФ ст. 22 - обязанность работодателя осуществить обязательное социальное страхование работников. Нормы ТК РФ о социальном страховании являются отсылочными, т.к. данные общественные отношения регулируются специальными федеральными законами.

Работник считается застрахованным лицом с момента начала выполнения трудовой функции. Он автоматически становится субъектом обязательных социально-страховых правоотношений, т.к. они возникают в силу закона независимо от волеизъявления лица. Обязанность по страхованию работников по найму возложена на работодателя как на страхователя в соответствии с ФЗ от 24 июля 1998г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Адвокаты, индивидуальные предприниматели могут добровольно вступать в отношения по обязательному социальному страхованию и осуществлять за себя уплату страховых взносов в ФСС РФ .

Для граждан, работающих по гражданско-правовому договору услуг или подряда, как субъектов данных правоотношений социально-страховые отношения

становятся обязательными при наличии соглашения сторон - заказчика и исполнителя и последующей регистрации в исполнительных органах ФСС РФ .

На иностранцев и апатридов распространяется так называемой иностранный режим т.е. они пользуются всеми правами и несут те же обязанности, что и российские граждане. Привлечение и использование иностранных работников осуществляется на основании специального разрешения, выдаваемого органами внутренних дел при наличии заключения органа занятости населения .

Для того, чтобы стать субъектом правоотношения, застрахованное лицо должно обладать таким юридическим качеством как правосубъектность. Правосубъектность - это способность иметь права и осуществлять обязанности, быть субъектом правоотношений. Дееспособность- это качество субъекта права, необходимое ему для того, чтобы самостоятельно приобретать права и выполнять обязанности, становится участником правоотношений. В основном социальностраховом правоотношении застрахованное лицо выступает как управомоченный субъект. Обязанности, связанные с реализацией права на обеспечение по социальному страхованию, охватываются содержанием процедурных правоотношений по назначению соответствующих выплат. Поэтому недееспособное лицо может выступать субъектом основных социальностраховых правоотношений, которые являются материальными. В процедурных правоотношениях выступает его законный представитель .

Единой позиции среди специалистов по вопросу о моменте возникновения социально-страховой правоспособности нет. Признавая абстрактный характер со-

циально-обеспечительной правоспособности Р.И.

Иванова выделяла специальную правоспособность -видовую и подвидовую.

Если рассматривать социальное страхование как вид социального обеспечения, то социально-страховую правосубъектность граждан можно назвать видовой. Появляется она с того момента, когда гражданин становится застрахованным. Например, для наемного работника - это момент заключения трудового договора, для индивидуального предпринимателя - регистрация в качестве плательщика страховых взносов и т.д. подвидовая правосубъектность застрахованного лица возникает в различные сроки в зависимости от вида страхового риска. Если социальное страхование носит ярко выраженный рисковый характер, что имеет место, например, при страховании на случай инвалидности, то правосубъектность наступает с момента регистрации лица в качестве застрахованного потому что субъективное право на обеспечение по «рисковым» видам социального страхования не зависит от стажа работы или страхования. В других видах страхования правосубъектность как бы «накапливается» в течение трудовой деятельности одновременно с увеличением продолжительности трудового (страхового) стажа и возраста .

Страхователи (работодатели) в соответствии с п. 2 ст. 6 ФЗ «Об основах социального страхования»- это организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы.

В соответствии со ст. 20 ТК РФ работодатель - это физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. По нашему мнению, в основу классификации работодателей на виды должна быть положена совокупность признаков, установленных трудовым законодательством, для признания лица возможным носителем работода-тельской правосубъектности и позволяющих отделить его от работодателей другого вида. Этот термин необходим науке современного трудового права для отражения всего многообразия субъектов, могущих выступать в качестве стороны работодателя при заключении трудового договора. Именно в данном значении можно приравнивать его к термину «носители работо-дательской правосубъектности», т.к. в данном случае он не будет сведен к термину «организационноправовые формы», который пригоден только для характеристики юридических лиц, в силу чего не охватывает всех субъектов, имеющих возможность на основании ст. 20 ТК РФ выступать в качестве работодателя. То же самое можно сказать о филиалах и представительствах, которые не признаются юридическими лицами и не обладают самостоятельной гражданской правосубъектностью, но это не означает, что они лишены и трудовой правосубьектности.

Таким образом, к числу работодателей отнесены:

Юридические лица (организации) вступившие в трудовые отношения;

Физические лица, вступившие в трудовые отношения;

Иные субъекты, наделенные правом заключать трудовые договоры, которые вступили в трудовые отношения.

Как правило, в качестве работодателя выступают юридические лица независимо от их организационноправовых форм собственности. Для классификации юридических лиц используют такой критерий, как организационно-правовая форма. Под организационноправовой формой понимают совокупность признаков, определяющих структуру и деятельность предусматриваемых законом видов юридических лиц. Современное законодательство предусматривает следующие организационно-правовые формы юридических лиц: полное товарищество, коммандитное товарищество, ООО, ОДО, АО (ЗАО, ОАО), производственный кооператив (артель), федеральное государственное унитарное предприятие, государственное унитарное предприятие субъекта федерации и.т.д.

В современной литературе по трудовой праву высказываются различные точки зрения по вопросу о моменте возникновения трудовой правосубъектности работодателя, - юридического лица. Среди них можно выделить 2 основные:

1. Этим моментом является момент издания административного акта государства, констатирующего наличие трудовой правосубъектности у конкретного лица. В частности, таким актом является акт государственной регистрации работодателей в качестве юридического лица

2. Согласно другой точке зрения, регистрация юридических лиц - это момент возникновения не трудовой, а гражданской правосубъектности, которая является лишь предпосылкой возникновения трудовой правосубъектности. Трудовая правосубъектность возникает с момента официальной регистрации работодателя в качестве плательщика обязательных страховых взносов за нанимаемых работников во внебюджетные фонды .

Момент возникновения гражданской правоспособности юридического лица определен в законе четко - это момент государственной регистрации и внесения записи в ЕГРЮЛ.

Возникновение работодательской правосубъектности у иностранного физического лица закон связывает с получением специального разрешения на работу (ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан) .

Не изменяя существа понятия трудового договора, сформулированного в ст. 56 ТК РФ, Закон от 30 июня 2006г. №90-ФЗ внес важные изменения в правовой статус сторон и содержание. Поэтому в ст. 20 ТК РФ в редакции Закона от 30 июня 2006г. №90-ФЗ проводится ветхое разграничение работодателей на две категории: физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, и физические лица, заключающие трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства (секретари, водители, няни и.т.п.).

Основные изменения касаются первой категории. В нее входят несколько групп работодателей. Во-первых, это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей - важное условие законности их

предпринимательской деятельности, вытекающее из ст. 2 ГК РФ. Во-вторых, это частные нотариусы и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. Хотя эти лица впервые названы в ТК РФ работодателями, их право выступать в таком качестве уже было закреплено в других актах федерального законодательства. В -третьих, это лица, чья профессиональная деятельность подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками для осуществления указанной деятельности.

Вторая группа работодателей - физических лиц -это физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства (водители, секретари, няни, и.т.п.) Поскольку эти работодатели не занимаются предпринимательской деятельностью, их правовой статус существенно отличается. Работодатели, входящие в группу индивидуальных предпринимателей по своему статусу фактически приравнены к работодателям - юридическим лицам. Они лично представляют свои интересы при проведении коллективных переговоров, обязаны вести трудовые книжки на каждого работника, и.т.д. словом, наделены правами и обязанностями, характерными для работодателя при коллективном кооперированном труде. Естественно, что эти правомочия отсутствуют у физических лиц, наделенных правом заключать трудовые договоры в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства.

Физические лица, имеющие самостоятельный доход, достигшие возраста 18 лет, но ограниченные судом в дееспособности, вправе заключать трудовые договоры с работниками для личного обслуживания этих лиц и помощи им по ведению домашнего хозяйства, но с письменного согласия их попечителей. В этих же целях могут заключаться трудовые договоры от имени физических лиц, имеющих самостоятельный доход, достигших 18 лет, но признанных судом недееспособными. Договоры в этом случае от имени недееспособных заключают их опекуны . Что касается возможности несовершеннолетнего лица (как являющегося индивидуальным предпринимателем, так и нет) принимать наемных работников на основании трудового договора, то по мнению большинства ученых, такое право гражданин может приобрести только при условии достижения 18-летнего возраста .

Страховщиками, в соответствии с п. 2 ст. 6 ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», являются некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Страховщиками выступают Фонд социального страхования РФ, Пенсионный Фонд РФ, фонды обязательного медицинского страхования. Последние формально не являются страховщиками, но фактически выполняют часть их функций - аккумулирование и распределение денежных средств на ОМС. Указанные фонды реализуют не частную, а публичную (в том числе публичную налоговую) правосубъектность . Как отмечает В. П. Галаганов, страховщики в отношениях по обязательному социальному страхованию преследуют исключительно публичные, т.е. общественно значимые цели. Наступление страхового случая отличается высокой степенью вероятности, что затрагива-

ет интересы значительного числа граждан. . В последние годы круг субъектов организационно-управленческих отношений в сфере обязательного социального страхования расширился. Помимо традиционных его участников (страхователи, страховщики, органы государственной власти) в отношения включены органы налоговые и федерального казначейства, НПФ и управляющие компании.

В настоящее время законодательство определяет фонды как некоммерческие организации. Однако, правовой статус фондов, их статус как субъектов оперативного управления социального страхования вызывает множество вопросов.

В соответствии с ч. 2 ГК РФ и положениями ФЗ от 12 января 1996г. «О некоммерческих организациях», для целей своей деятельности некоммерческим организациям разрешено вступать в различные договорные отношения. . Фонды социального страхования в такие отношения вступать не могут, поскольку гражданским законодательством это запрещено. Например, п.2. ст. 143 БК РФ говорит, что правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации фондов определяются федеральным законом в соответствии с кодексом. Соответствующие федеральные законы о подобных фондах не приняты. Отсутствие полноценной законодательной базы негативно сказывается на функционировании системы государственного социального страхования в целом. Учредителями фонда согласно ГК РФ могут быть граждане и (или) юридические лица, но не органы государственной власти, так как передача государственного имущества фондам означала бы отчуждение его в частную собственность, что возможно в случаях и порядке, предусмотренных законодательством о приватизации (ст. 217, 235 ГК РФ). Социально-страховые фонды действуют в организационно-правовой форме учреждения, а не фонда как такого. Наименование фондов государственными учреждениями не соответствует их организационно-правовой форме .

Таким образом, социально-страховые фонды с точки зрения норм гражданского права в силу специфики своей деятельности не могут быть отнесены к коммерческим или некоммерческим организациям, фондам.

Все вышеуказанное позволяет говорить о наличии особого, двоякого рода статуса рассматриваемых фондов: финансово-правовой и условно-правовой статус. Под финансово-правовым статусом понимается правовое положение социально-страховых фондов в финансовых правоотношениях, содержанием которого является совокупность прав и обязанностей, реализуемых через свои органы управления как субъектов права. Правовой статус указанных средств фондов также имеет свои особенности. Они только формально находятся в федеральной собственности, не входят в состав общей бюджетной системы и не подлежат изъятию, имеют строго целевое назначение, установленное законом, хранятся на счетах Центробанка. Правовой режим распоряжения денежными средствами со стороны фондов определяется как «оперативное управление». Также особенностью статуса фондов можно считать наличие у них бухгалтерского баланса, общего финансового плана, что отличает их от других юридических лиц, которые в соответствии со ст. 48 ГК РФ должны иметь или самостоятельный баланс, или смету расходов. Несмотря на то, что фонды обязательного социального страхования имеют особый правовой статус, отличающийся от статуса органов исполнительной власти и других государственных учре-

ждений, в них имеется много сходных черт с административно-правовым статусом органов государственного управления. Поэтому их статус условно можно назвать административным . Социальностраховые фонды не входят в систему федеральных органов исполнительной власти России, состоящей из федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств. Но несмотря на то, что они не признаны органами государственного управления официально, фактически исполняют функции государственного управления в финансовой сфере.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время организационно-правовые основы деятельности фондов нуждаются в совершенствовании. Термин «фонд» в законодательстве РФ многозначен, используется в гражданско-правовом и финансово-правовом аспектах. Статус социально-страховых фондов в качестве финансово-кредитных учреждений не подпадает ни под одно из определений форм некоммерческих организаций, предусмотренных гражданским законодательством.

На современном этапе необходимо создать правовую модель внебюджетных социальных фондов, которая объединяла бы все особенности, необходимые для надлежащего осуществления фондами полномочий в системе социального страхования. Определяющим звеном в правовом статусе фондов должно быть их признание страховщиками в системе социального страхования. Все остальные элементы правового статуса являются второстепенными и призваны обеспечить надлежащее выполнение фондами функций страховщиков .

Необходимо отметить также, что существуют правоотношения, связанные с осуществлением социального страхования, в которых субъектом выступает непосредственно государство. К их числу относятся, например, международно-правовые отношения, опосредующие заключение и реализацию международных договоров и соглашений о социальном страховании.

Основным субъективным правом застрахованного лица в сфере социального страхования является право на страховое обеспечение. В настоящее время система социального страхования включает несколько его видов и обеспечение предоставляется дифференцировано по видам страхования, субъективные права на предоставление тех или иных видов обеспечения по страхованию могут возникать у застрахованного лица в разное время при наличии различных условий. Например, при наступлении страхового случая застрахованное лицо имеет право обратиться за назначением социально-страхового обеспечения, а страховщик (страхователь) обязаны рассмотреть заявление гражданина в течение определенного срока и принять решение о назначении выплаты или отказе в ней. При принятии положительного решения возникает материальное социально-страховое правоотношение, предусматривающее право гражданина на страховые выплаты, услуги и обязанность страховщика или иного субъекта их предоставить. При отказе в назначении страховых выплат или предоставлении услуг у застрахованного лица возникает право на обжалование решений страховщика в его вышестоящие инстанции, которые обязаны принять заявление и рассмотреть его по существу. В данном случае возникают процессуальные правоотношения.

Страховщик, страхователь исполняют обязанности по формированию фонда денежных средств социального страхования, по предоставлению социальнострахового обеспечения и т.д. Данные обязанности реализуются как в материальных, так и процедурных правоотношениях по социальному страхованию, корреспондируя правам соответствующих субъектов .

Однако, права работника по существу не являются гарантированными, т.к. в законе нет норм об ответственности работодателя, не выполняющего надлежащим образом своих обязанностей как страхователя, перед работником. Хотя в КЗоТ такие нормы также отсутствовали, государство гарантировало каждому работнику по трудовому договору как застрахованному лицу социальное страхование в силу закона, а не фактической уплаты страхователем страховых взносов за него .

Если бы прежнее правило сохранилось в Трудовом кодексе в порядке преемства, то право на обязательное социальное страхование являлось бы действительно гарантированным, а не производным от воли работодателя, который, как показывает практика, является экономически сильной стороной и, как страхователь в обязательном социальном страховании, не считает себя связанным таким обязательством и обязанной стороной правоотношения данного страхования . В правовом регулировании отношений в сфере обязательного социального страхования обозначилась тенденция наступления на права застрахованных .

Таким образом, субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах социального страхования. Необходимо отметить, что статус страховщиков недостаточно четко определен в действующем законодательстве. В связи с этим считаем необходимым принять федеральный закон, регулирующий их специфический правовой статус, более конкретно определяющий их права и обязанности в данной сфере общественных отношений.

Основным субъективным правом застрахованного лица в сфере социального страхования является право на страховое обеспечение. Однако, как отмечалось ранее, это право в настоящее время не является гарантированным ввиду отсутствия норм об ответственности работодателя не выполняющего надлежащим образом своих обязанностей как страхователя, перед работником. Для того, чтобы устранить данную негативную тенденцию, предлагается внести в законодательство изменения, в соответствии с которыми работник будет считаться застрахованным лицом в силу закона, а не фактической уплаты за него страховых взносов и соответственно определить ответственность работодателя за невыполнение обязанности по уплате страховых взносов, например, в виде денежного взыскания.

Список литературы:

1. Федорова М.Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования: дис. док.юр.наук., Спб., 2003.

2. В.П. Галаганов Правовое регулирование отношений по обязательному социальному страхованию (проблемы теории и практики) дис. д.ю.н., 2009г.

3. Трудовое право России: Учебник/под ред. С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова. - М., Юристъ. 2002.

4. Лушникова М.В. Государство, работодатели и работники: история, теория и практика правового механизма социального партнерства, - Ярославль, 1997.

5. Глазырин В.В. Договоры о труде с иностранными гражданами в России// Справочник кадровика. 2004. №5.

6. Стороны и содержание трудового договора в обновленном Трудовом кодексе РФ В.В. Глазырин// «Цивилист», 2007, №1.

7. Бойченко Т.А. Правовой статус работодателя. Автореферат канд. юрид. наук. - М. 2003.

8. Винницкий Д.В. Субъекты налогового права. - М.: Норма, 2000.

9. Тучкова Э.Г. Обеспечение права работников на обязательное социальное страхование// Новый Трудовой кодекс Российской Федерации (материалы Всероссийской научно-практической конференции)/ отв. ред. К.Н. Гусов. - М., 2004.

1. Fedorova M. Ju. Theoretical problems of legal regulation of social insurance: The dissertation of the doctor of jurisprudence, Spb., 2003.

2. V.P.Galaganov Legal regulation of relations on obligatory social insurance (a theory and practice problem) The dissertation of the doctor of jurisprudence, 2009г.

3. The labor law of Russia: S.P.Mavrina, E.B.Hohlova"s

Textbook/under the editorship of.-М, Jurist. 2002.

4. Lushnikova M.V.State, employers and workers: history, the theory and practice of a legal mechanism of social partnership, -Yaroslavl, 1997.

5. Glazirin V.V.Contracts about work with foreign citizens in Russia//the Directory of the personnel officer. 2004. №5.

6. The parties and the maintenance of the labor contract in the updated Labour code of the Russian Federation of V.V.Glazyrin//"Tsivilist", 2007, №1.

7. Boichenko T.A. Legal status of the employer. The author"s abstract the candidate of jurisprudence. - M. 2003.

8. Vinnickii D.V. Subjects of the tax right. - М: Norma, 2000.

9. Tuchkova E.G.Maintenance of the right of workers to obligatory social insurance//the New Labour code of the Russian Federation (materials of the All-Russia scientifically-practical conference) / the editor-in-chief K.N.Gusov. - М, 2004.

РЕЦЕНЗИЯ

На статью Е.Н.Бородиной «Субъекты и содержание правоотношений по обязательному социальному страхованию».

Рецензируемая статья посвящена актуальной теме современного российского трудового права. Легальное включение в предмет трудового права отношений по обязательному социальному страхованию породило целый ряд проблем, связанных с разграничением предмета трудового права и права социального обеспечения. К сожалению, в науке трудового права этой проблеме посвящено незначительное число исследований. В этой связи представляется весьма важным поддержать курс юридической науки на продолжение этой работы.

Статья раскрывает правовой статус субъектов правоотношений по обязательному социальному страхованию, а также раскрывает их содержание. Материал основан на научной литературе, новейшем законодательстве. Представляются конструктивными и предложения автора, направленные на совершенствование действующего законодательства.

Полагаю, что представленная работа может быть опубликована в научном журнале.

Профессор,

д.ю.н. М.О. Буянова

1. Нормальная продолжительность рабочего времени относительно законодательства не может превышать …
8 часов в день
8 часов в смену
40 часов в неделю
28 календарных дней в месяц
300 календарных дней в год

2. В случае регистрации брака, рождения ребёнка или смерти близких родственников работник имеет право на отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до …
3 календарных дней
5 календарных дней
1 недели
10 календарных дней

3. В стаж работы, дающей право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, не включается время …
вынужденного прогула при незаконном увольнении и последующем восстановлении на работе
болезни работника
отпуска по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста

4. Ночное время продолжается с … часов
23.00 до 6
22.00 до 5
22.00 до 6

5. В рабочее время не включается …
перерыв для кормления женщиной ребенка до полутора лет
перерыв для отдыха и питания
междусменный перерыв

6. При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней …
работникам предоставляется дополнительный день отдыха по усмотрению работодателя
выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день
работник использует нерабочий праздничный день, а выходной день добавляется к отпуску

7. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее … часов
12
24
36
42
48

8. В обеденный перерыв (перерыв для отдыха и питания) работник вправе покидать территорию работодателя
да
нет
да, но с разрешения работодателя (его представителя)

9. Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается …
трудовым договором
коллективным договором
правилами внутреннего трудового распорядка

10. По письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая … календарных дней
14
21
28

11. Если работник, нуждающийся согласно медицинскому заключению во временном переводе на другую работу на срок до четырех месяцев, отказывается от перевода либо соответствующая работа у работодателя отсутствует, работодатель обязан …
на весь указанный в медицинском заключении срок отстранить работника от работы с сохранением места работы (должности), но без начисления заработной платы (за исключением случаев, предусмотренных трудовым законодательством)
на весь указанный в медицинском заключении срок отстранить работника от работы с сохранением места работы (должности) и средней заработной платы
расторгнуть трудовой договор с работником в соответствии с п. 8 ч.77 ТК РФ

12. По причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, допускается изменение условий трудового договора по инициативе работодателя, за исключением изменения …
структурного подразделения, в котором трудится работник
определенных сторонами условий оплаты труда работника
трудовой функции работника

13. В случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника, если это влечет за собой невозможность исполнения им обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, последний …
может уволить работника в соответствии с п. 7 ч.1 ст.77 ТК РФ
может отстранить работника от работы с сохранением средней заработной платы
обязан отстранить работника от работы без начисления заработной платы

14. Если одно из подразделений организации расположено в другой местности, перевод туда работника этой организации …
возможен без согласия работника
возможен только с согласия работника
невозможен

15. Изменение определенных сторонами условий трудового договора …
не допускается
допускается по соглашению сторон трудового договора, заключаемому в письменной форме, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ
допускается только по инициативе работодателя в случаях, установленных ТК РФ

16. Правоотношения по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами, являются …
предшествующими трудовым правоотношениям
сопутствующими трудовым правоотношениям
вытекающими из трудовых правоотношений

17. Правоотношения по трудоустройству …
предшествуют трудовым правоотношениям
сопутствуют трудовым правоотношениям
вытекают из трудовых правоотношений

18. Основание возникновения трудового правоотношения
заключение трудового договора
заключение трудового договора или фактическое допущение к работе
заключение трудового договора, избрание на должность и судебное решение о заключении трудового договора

19. Юридическое содержание трудового правоотношения составляет (ют) …
субъективные права и обязанности работника и работодателя
ответственность сторон трудового правоотношения
юридические факты, лежащие в основании указанного правоотношения
выполнение трудовой функции работником
коллективный труд работников организации

20. В качестве работодателя – стороны трудового правоотношения может выступать …
физическое лицо либо любое обособленное подразделение юридического лица (организации)
юридическое лицо (организация) либо физическое лицо в случаях, установленных федеральными законами
физическое лицо либо юридическое лицо (организация), иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры в случаях, предусмотренных федеральными законами

21. По общему правилу вступать в трудовое правоотношение в качестве работника можно с … лет
19
14
15
16
18

22. Работник обязан возместить работодателю причиненный ему …
ущерб, связанный с затратами либо излишними выплатами на приобретение или восстановление уничтоженного (поврежденного) имущества
прямой действительный ущерб
прямой действительный ущерб и упущенную выгоду

23. При нарушении установленного срока выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере, определяемом …
коллективным договором или трудовым договором, но не ниже 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченных сумм за каждый день задержки
коллективным договором, соглашением, но не ниже 1/365 действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки
трудовым договором, но не ниже 1/183 действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки

24. Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже …
стоимости имущества по бухгалтерским документам с учетом степени износа этого имущества
первоначальной стоимости имущества
минимального размера оплаты труда

25. Обстоятельство, исключающее материальную ответственность работника
его низкая квалификация
возникновение ущерба в случае нормального хозяйственного риска
непродолжительность работы на данном месте
отсутствие договора о полной материальной ответственности

26. По общему правилу, работодатель, причинивший ущерб имуществу работника, возмещает этот ущерб …
в полном объёме
двойном объёме
в объёме прямого действительного ущерба, но не более 100 МРОТ

27. Материальная ответственность сторон трудового договора может конкретизироваться …
локальными нормативными актами
трудовым договором или заключаемыми в письменной форме соглашениями, прилагаемыми к нему
дополнениями к трудовому договору или прилагаемыми к трудовому договору соглашениями гражданско-правового характера

28. Состав комиссии по расследованию несчастных случаев утверждается …
приказом (распоряжением) работодателя, если иное не предусмотрено ТК РФ
приказом федеральной инспекции труда
совместным актом работодателя и представительного органа работников, если иное не предусмотрено ТК РФ

29. Информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты обеспечивается …
представительным органом работников (выборным органом первичной организации)
федеральной инспекцией труда
работодателем

30. Производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к травме — это … производственный фактор
вредный
опасный
тяжелый

31. Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливаются …
Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
Правительством РФ с учетом мнения общероссийских объединений (ассоциаций) профсоюзов
Минздравсоцразвития России с учетом мнения общероссийских профсоюзов

32. Оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда – это …
аттестация рабочих мест по условиям труда
сертификация рабочих мест по условиям труда
экспертиза условий труда

33. Определение принципов трудового права
приведено в ТК РФ
заимствовано из ГК РФ с учетом специфики трудовых отношений
является доктринальным и сформулировано правовой наукой

34. Коллективный договор, заключенный в муниципальном унитарном предприятии, является …
нормативно-договорным актом
локальным нормативным актом
актом органа местного самоуправления, содержащим нормы трудового права

35. Если нормы вновь принятого федерального закона, содержащего нормы трудового права, противоречат ТК РФ, то они …
применяются только при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в ТК РФ
не применяются
применяются независимо от внесения соответствующих изменений и дополнений в ТК РФ

36. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, если …
об этом есть указание в нормативном акте федерального органа исполнительной власти в области обороны
в установленном ТК РФ порядке они выступают в качестве работодателей
они исполняют свои обязанности во вредных и опасных условиях труда

37. В систему трудового права не входит институт …
договора поручительства
ученического договора
трудового договора

38. Под принципами трудового права понимаются …
правовые приёмы, средства, с помощью которых осуществляется регулирование отношений общественной организации труда
нормативно правовые акты в сфере труда
предмет и метод трудового права в совокупности
нормы общей части трудового права
выраженные в этой отрасли права исходные начала и основные положения, определяющие её единство, сущность правового регулирования и общую направленность развития системы норм трудового права.

39. Трудовые отношения основаны на …
договоре личного найма
трудовом договоре
договоре подряда

40. В предмете трудового права центральное место занимают …
отношения по заключению трудового договора
трудовые отношения
отношения по организации труда
отношения социального партнёрства

41. Признак метода трудового права
юридическое равенство сторон трудового договора
фактическое равенство сторон трудового договора
отношение власти и подчинения, когда властными функциями обладает работодатель, а обязанным лицом выступает гражданин, сначала поступающий на работу, а в дальнейшем – осуществляющий трудовую деятельность
равенство сторон при заключении трудового договора и подчинение воле работодателя а процессе труда
отношение власти и подчинения, когда властными функциями обладает работник, а обязанным лицом выступает работник

42. Индивидуальный труд на дачном участке …
регулируется трудовым правом
регулируется гражданским правом
не регулируется какой-либо отраслью российского права

43. Решение об объявлении забастовки принимается …
собранием (конференцией) работников по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора
собранием (конференцией) работников по согласованию с вышестоящим профсоюзным органом
выборным органом первичной профсоюзной организации по предложению собрания (конференции) работников

44. Днем начала коллективного трудового спора считается день …
выдвижения работниками своих требований к работодателю
сообщения работникам решения работодателя (его представителя) от отклонении всех или части требований работников
начала работы примирительной комиссии

45. КТС избирает из своего состава председателя …
заместителя председателя и секретаря
и заместителя председателя комиссии
и секретаря комиссии

46. КТС обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение … дней со дня подачи работником заявления
семи календарных
10 календарных
10 рабочих

47. Решение о признании забастовки незаконной принимается …
государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров по заявлению работодателя
судами общей юрисдикции субъекта Федерации по заявлению работодателя или прокурора
арбитражным судом субъекта Федерации по заявлению прокурора

48. Комиссия по трудовым спорам …
назначается работодателем
формируется из разного числа представителей, назначенных работодателем и избранных работниками
избирается на общем собрании (конференции) коллектива работников

49. При разрешении коллективного трудового спора обязательным является его рассмотрение …
примирительной комиссией
посредником
трудовым арбитражем

50. Решение примирительной комиссии по коллективному трудовому спору оформляется …
актом
протоколом
постановлением

51. Решение КТС может быть обжаловано в суд в …
семидневный срок со дня провозглашения
10-дневный срок со дня выдачи копии решения
двухнедельный срок со дня вынесения решения

52. На время проведения забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы …
должность и средняя заработная плата
должность и половина средней заработной платы
и должность

53. Занятость как юридическая категория представляет собой …
способность заниматься тем или иным видом трудовой деятельности
процесс поиска подходящей работы
не противоречащая законодательству РФ деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей
деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, доход, заработок и период осуществления которой включается в трудовой стаж

54. Квота для приема на работу устанавливается для …
лиц, освобожденных из мест лишения свободы
инвалидов
жен (мужей) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы

55. Считаются занятыми лица, проходящие курс обучения в образовательных учреждения общего, начального, среднего и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях …
по очной и очно-заочной (вечерней) формах
только по очной форме
по любой форме

56. При обращении к работодателю граждан, имеющих направление службы занятости работодатель …
имеет право принимать таких лиц на работу на равных основаниях с гражданами, непосредственно обратившимися к нему
обязан принять таких лиц на работу в приоритетном порядке
должен заключить с такими лицами трудовой договор с установлением испытательного срока

57. Безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие возраста … лет
14
15
16
18
20

58. Общественные работы организуются …
органами местного самоуправления
органам исполнительной власти субъектов Федерации
государственной службой занятости

59. Порядок регистрации безработных граждан определяется …
федеральным законом
Федеральной службой по труду и занятости
Правительством РФ

60. Максимальный срок, на который может заключаться срочный трудовой договор
2 года
3 года
5 лет
3 месяца
2 месяца

61. Стороны трудового договора
гражданин и организация
работник и наниматель
работник и работодатель

62. Испытание при приеме на работу устанавливается продолжительностью …
не менее одного месяца, для руководящих должностей – не более трех месяцев
два месяца, для руководящих должностей – не более четырех месяцев
не более трех месяцев, для руководящих должностей – не более шести месяцев

63. В трудовую книжку заносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах…
на другую постоянную работу, увольнениях, основаниях прекращения трудового договора и награждениях за успехи в работе
основаниях прекращения трудового договора, награждениях за успехи в работе и взысканиях за нарушение трудовой дисциплины
на другую постоянную работу и увольнениях работника

64. Трудовой договор заключается в …
устной форме
письменной форме
письменной форме с нотариальным заверением

65. Если работник не приступил к работе в установленный срок, работодатель вправе …
расторгнуть трудовой договор по ст. 81 ТК РФ
расторгнуть трудовой договор в судебном порядке
аннулировать трудовой договор

66. С лицами, поступающими на работу по совместительству, и с лицами, обучающимися по очной форме обучения, срочный трудовой договор заключается …
в обязательном порядке
по соглашению сторон договора
только по инициативе работника

67. Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются …
работодателем с учетом мнения представительного органа работников
работодателем по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации
единолично работодателем

68. Под дисциплинарным проступком в трудовом праве понимается неисполнение …
работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей
или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей
или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него служебных обязанностей

69. Срок действия дисциплинарного взыскания
не более 3 месяцев
не более 6 месяцев
не более 1 года
по желанию работодателя

70. Работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности, работодатель …
обязан поощрить по просьбе представительного органа работников
имеет право поощрить с учетом мнения представительного органа работников организации
имеет право поощрить по собственному усмотрению

71. Меры дисциплинарного взыскания, которые предусматривает трудовое законодательство
лишение премии
замечание, выговор
понизить в должности сроком на 3 месяца
подвергнуть штрафу
уволить

72. В случае недостижения согласия по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала переговоров стороны должны …
подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий
отложить заключение коллективного договора на два месяца и вновь начать коллективные переговоры
продолжить коллективные переговоры еще в течение месяца и затем заключить коллективный договор в обязательном порядке

73. Основные принципы социального партнерства закреплены в …
Конституции РФ
ТК РФ
Конституции РФ и иных федеральных законах

74. При выявлении в процессе регистрации соответствующим органом по труду условий, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством, указанный орган …
сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда
отменяет коллективный договор, соглашение и уведомляет об этом представителей сторон и государственную инспекцию труда
обращается в соответствующий суд с заявлением о признании коллективного договора, соглашения (их отдельных положений) недействительными и неподлежащими применению

75. Стороны социального партнерства
работники и работодатели в лице уполномоченных представителей
работодатели и профессиональные союзы
работники и уполномоченные государственные органы

76. Коллективный договор – это …
соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, а работник обязуется лично выполнять определённую этим соглашением трудовую функцию
правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей
соглашение, которое регулирует социально-трудовые отношения в коллективе
соглашение между работодателем и физическим лицом о намерение вступить в трудовые отношения

77. Соглашение – это …
соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить надлежащие условия труда, своевременно и в полном объёме выплачивать заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определённую этим соглашением трудовую функцию с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка;
правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей
правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ним экономических отношений, заключаемых между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом(межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции
гражданско-правовой договор, регулирующий вопросы социального партнёрства

78. Социальное партнёрство – это система взаимоотношений между …
работником (его представителем) и работодателем (его представителем), направленная на обеспечение согласования интересов работника и работодателя по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно с ними связанных отношений
работником (его представителем), работодателем(его представителем), выборным профсоюзным органом, направленная на обеспечение согласования интересов работника и работодателя по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно с ними связанных отношений
работниками (представителями работников), работодателями(представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

79. При смене собственника имущества организации новый собственник может расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителем и главным бухгалтером в …
любой момент по желанию нового собственника
течение 7 дней со дня возникновения у него права собственности
течение 1 месяца со дня возникновения у него права собственности
течение 3 месяцев со дня возникновения у него права собственности

80. Работник должен письменно предупредить работодателя об увольнении по собственному желанию за …
10 дней
две недели
один месяц

81. Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей – за появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения на …
своем рабочем месте
своем рабочем месте либо на территории организации-работодателя
своем рабочем месте либо на территории организации-работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию

82. Работники должны быть персонально предупреждены об увольнении по сокращению штатов за …
один месяц
две недели
два месяца

83. Преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников имеют …
работники с более высокой производительностью труда и квалификацией
одинокие работники при наличии трех и более иждивенцев
работники в возрасте до 18 лет

Благодир А. Л.

На основе действующего законодательства рассмотрена структура правоотношения по обязательному социальному страхованию. Установлено, что в качестве объекта указанного правоотношения является деятельность, определенное поведение страхователя - работодателя в отношении застрахованного лица (работника). Определение объекта правоотношения позволило автору выделить субъекты, субъективные права и юридические обязанности сторон правоотношения.

М.: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2011.

В статье представлена рецензия на издание: Nationales Strafrecht in rechtsvergleichender Darstellung. Allgemeiner Teil. Teilband 1. Grundlagen, Teilband 2. Gezetzlichkeitsprinzip internationaler Geltungsbereich., Begriff und Systematisierung der Straftat, Teilband 3. Objektive Tatseite. Subjektive Tatseite. Strafbares Verhalten vor der Tatvollendung/Hrsg. Ulrich Sieber, Karin Cornils. Freiburg: MPI fur auslandisches und internationales Strafrecht. Berlin: Duncker&Humblot, 2008

Предлагаемое читателю издание посвящено актуальным проблемам развития трудового законодательства РФ. В нем содержится значительный материал, включающий в себя все изменения, внесенные в Трудовой кодекс РФ Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ, с авторским комментарием к наиболее значимым новеллам, а также примерные образцы трудового договора и дополнительного соглашения к нему, алгоритм действий сотрудника отдела кадров при приеме работника на работу. Данную книгу следует рассматривать как практическое пособие для руководителей организаций, индивидуальных предпринимателей, руководителей и специалистов юридических и кадровых служб, а также может быть использовано для учебных целей студентами, изучающими трудовое право.

В статье анализируются перспективы реформирования трудового законодательства, ТК РФ, реформирование трудового законодательства, принцип недопустимости злоупотребления правом, трудовой договор, испытание при приеме на работу, дифференциация трудовых отношений.

Статья посвящена анализу взаимодействия шариата с современным российским правом. Отмечаются причины внимания к этой проблеме. Приводятся примеры практики реализации норм шариата в нашей стране. Приводятся аргументы за и против обращения к шариату в правовом развитии современной России. Выделяются три основные модели взаимодействия шариата с современным российским законодательством

Под науч. редакцией: В. Каныгин , С. В. Изосимов , А. Чупровая Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2008.

В книге публикуются материалы Международной научно-практической конференции, состоявшейся в Нижнем Новгороде 14-15 сентября 2007 года. Публикуемые статьи отражают авторские позиции, в том числе дискуссионного характера. В сборнике анализируется состояние законодательства, определяются пробелы правового регулирования отдельных общественных отношений и предлагаются варианты направлений совершенствования действующего законодательства и правоприменительной практики.

Н. Новгород: Нижегородский исследовательский научно-прикладной центр "Юридическая техника", 2007.

В сборнике размещены материалы Международного «круглого стола» «Законодательная дефиниция: логико-гносеологические, политико-юридические, морально-психологические и практические проблемы», состоявшегося в г. Черновцы 21-23 сентября 2006 года.

В данной статье реконструируется деятельность «школы Александра Якушева» - научного направления, представители которого на протяжении последних 20 лет занимаются изучением истории присуждения ученых степеней в Российской империи, СССР и РФ. В статье анализируются причины появления «школы» и планируемые направления исследований, а также дается оценка результатам программы. Кроме того, автором рассматриваются выдвигаемые Якушевым предложения о реформировании института экспертизы диссертаций, спровоцированные отказом ВАК в утверждении его в степени доктора юридических наук.

Идея легализации дачи взятки для некоторых случаев коррупции была высказана К. Басу в 2011 году и получила название подход Басу . В данной работе обсуждаются эффекты, которые может повлечь применение этого подхода в полной мере. С помощью теоретико-игровой модели показано, что хоть сама по себе легализация дачи некоторых взяток может привести к определенным положительным последствиям, возвращать уплаченную чиновнику сумму, как это предлагает К. Басу, иногда может быть плохой идеей. Возможность вернуть уплаченную взятку может стимулировать взяткодателей рисковать большими суммами, тем самым повышая благосостояние чиновников-коррупционеров.

Панченко П. Н. В кн.: Преступность, организованная преступность и экономика: проблемы совершенствования предупредительной и правоохранительной деятельности. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции 2-3 февраля 2007 года. Т. 2. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2008. С. 60-71.

Анализируется гуманитарное содержание уголовного законодательства, вносятся предложения по восполнению пробелов в нем путем совершенствования соответствующих его положений и практики их применения. Предлагается, в частности, полнее описать принцип гуманизма, конкретизировать обстоятельства, смягчающие наказание, а также ряд статей УК РФ об ответственности за преступления, прямо или косвенно посягающие на интересы личности.

В главе рассматриваются: история развития лизинга; принципы формирования современных лизинговых правоотношений; аналитическая информация о лизинговых компаниях; особенности проведения лизинговых операций; различные виды и формы лизинга; методика расчета лизинговых платежей; преимущества финансового лизинга по сравнению с другими способами финансирования приобретения оборудования.

Под редакцией: В. Быченков Калуга: КФ РПА Минюста России, 2010.

В сборнике представлены материалы, подготовленные к Третьей международной научно- практической конференции «Тенденции развития государства, права и политики в России и мире» (Калуга, 30 апреля 2010 года).

Для специалистов в области права, преподавателей, аспирантов, студентов высших учебных заведений юридического профиля, для всех, кто интересуется проблемами юридической науки.

Анализируется возможность использования в процессе изучения курса "Юридической техники" соответствующих примеров,содержащих временные характеристики, их наглядность и убедительность. Рассматривается возможность демонстрации оптимизации юридической техники с помощью правильно и четко используемых временных свойств.

Автор статьи считает, что российское общество впервые столкнулось с Конституцией, которая вызывала бы столько нареканий, сколько их вызывает действующая Конституция Российской Федерации. Самый ощутимый ущерб, нанесенный Конституцией системе законодательства, состоит в том, что она вопреки сложившейся отечественной конституционной традиции перестала быть для этой системы формообразующим и системообразующим документом. Конституция не является Основным Законом государства, а, следовательно, и вершиной системы законодательства. Речь идет о системообразующей и формообразующей функциях Конституции, потому что законодательство (в широком ли, узком ли смысле) - это система иерархическая. Каждый вид нормативных актов, входящих в нее, должен занимать свою собственную ступеньку, положение которой в ряду других определяется его юридической силой.

Статья представляет анализ правового статуса Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга в свете принятия Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Особое внимание уделено правовым основам осуществления аудита эффективности государственных средств, а также вопросам взаимодействия Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга с контрольными органами внутригородских муниципальных образований.

Данная статья посвящена легитимации и особенностям применения судами и органами исполнительной власти стандартов ex post и ex ante в сфере регулирования конкуренции. В ней постулаты ex post и ex ante рассматриваются в качестве правовых принципов, связанных с применением экономического (в том числе антимонопольного) законодательства. Различие между принципами ex post и ex ante проводится на основе двух важнейших критериев, касающихся субъектов их применения и стандартов оценки принимаемых решений. Одна из важнейших целей статьи - опровергнуть распространённое среди юристов и экономистов мнение о том, что законодатель в сфере регулирования экономической деятельности применяет принцип ex ante и не связан принципом ex post, а ситуация с правоприменителем выглядит прямо противоположным образом.

Под редакцией: А. М. Аблажей , Н. В. Головко Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2012.

В сборнике публикуются доклады участников X Региональной научной конференции молодых ученых Сибири в области гуманитарных и социальных наук «Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований». Книга рассчитана на специалистов в области социальных исследований, философии и теоретических проблем права, а также всех интересующихся проблемами и перспективами социальных и гуманитарных исследований. Труды изданы при финансовой поддержке Совета научной молодежи ННЦ СО РАН.

В работе рассматриваются культурные аспекты и правоприменительная практика в области прав человека в Кавказском регионе. Обсуждаются различные интерпретации концепции прав человека в регионе, связь проблематики прав человека с социокультурными особенностями региона. Особое внимание уделяется развитию института Уполномоченного по правам человека (омбудсмена) и других институтов государственной правозащиты в республиках Северного Кавказа и в странах Закавказья. Показана специфика отношений «человек - власть» в регионе. Социокультурные аспекты в области прав человека на Кавказе освещаются в контексте проблемы борьбы с терроризмом, а правоприменительная практика - в условиях сочетания четырех правовых систем: адата (обычаев), шариата, светского права и международного права.

В ст. 1 ТК РФ вносятся изменения, согласно которым отношения по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами, включены в предмет трудового права. Данные отношения также являются сопутствующими применительно к трудовым. Такой вывод позволяет сделать действующее законодательство, которое обязывает работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплачивать страховые взносы на обязательное медицинское страхование, в Пенсионный фонд РФ, в Фонд социального страхования РФ с целью обеспечения работников пособиями по временной нетрудоспособности и иными социальными пособиями и льготами. Отношения по обязательному социальному страхованию работников непосредственно связаны с трудовыми, так как работодатель обязан уплачивать страховые взносы только за работников, которые состоят с ним в трудовых отношениях.

В ч. 2 ст. 22 ТК РФ к числу обязанностей работодателя отнесено осуществление обязательного социального страхования работников в порядке, установленном федеральными законами. Следовательно, у работника возникает право на данное страхование, реализация которого обеспечивается не только действиями работодателя, но и деятельностью полномочных государственных органов. Таким образом, содержанием отношений по обязательному социальному страхованию работников являются права и обязанности работодателя, работника, органов, осуществляющих страхование.

В связи с изложенным субъектами отношений по обязательному социальному страхованию следует признать работодателей, работников, а также органы, осуществляющие обязательное социальное страхование работников.

Основанием возникновения отношений по обязательному социальному страхованию работников следует признать возникновение трудовых отношений между работником и работодателем, то есть заключение трудового договора и (или) фактический допуск работника полномочными представителями работодателя к выполнению трудовой функции. Решение вопроса о моменте возникновения отношений по обязательному социальному страхованию работников имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. Ведь если признать, что данные отношения возникают с момента уплаты взносов работодателем за работника, то невыполнение работодателем своих обязанностей по страхованию работников приводит к лишению их права на получение страховых выплат. Хотя, например, в ст. 5 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 2 июля 1998 года (с последующими изменениями и дополнениями) прямо сказано, что обязательному социальному страхованию полежат лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем, в роли которого выступает работодатель. Следовательно, после заключения трудового договора у работодателя возникает обязанность по обязательному социальному страхованию работника, а у работника - корреспондирующее данной обязанности право на указанное страхование. Невыполнение данной обязанности работодателем не может влечь неблагоприятных последствий для работника, поскольку он не может нести ответственность за неправомерное поведение работодателя. Поэтому моментом возникновения отношений по обязательному социальному страхованию работников является возникновение трудовых отношений. Невыполнение работодателем обязанности по уплате страховых взносов по данным видам страхования позволяет органам, осуществляющим социальное страхование, взыскать с работодателя взносы за весь период работы, а также применить к работодателю установленные законодательством санкции за ненадлежащее исполнение им обязанностей по обязательному социальному страхованию работников, состоящих с ним в трудовых отношениях. Ненадлежащее выполнение работодателем своих обязанностей по обязательному социальному страхованию работников не может быть законным основанием для лишения их права на получение социальных выплат.

Основаниями изменения отношений по обязательному социальному страхованию работников являются изменения законодательства, устанавливающего размеры страховых взносов работодателей, а также изменения в трудовых отношениях, в частности изменение заработной платы работника, которое влечет и изменение величины уплачиваемых за работника страховых взносов.

Основаниями прекращения отношений по обязательному социальному страхованию работников является прекращение трудовых отношений. В связи с чем работник, получающий страховые выплаты по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, продолжая трудовые отношения, является субъектом отношений по обязательному социальному страхованию, которое обязан осуществлять работодатель.



Просмотров