Право международных договоров. Нормы международного права, международные договоры

Право договоров и его кодификация. Право международных договоров - это отрасль международного права, представляющая совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения государств и других субъектов международного права по поводу заключения, действия и прекращения международных договоров.

Международный договор означает международное соглашение, заключенное субъектами международного права в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Международный договор является основным источником международного права, важным инструментом осуществления внешней функции государств. На основе международных договоров учреждаются и функционируют межгосударственные организации. Изменения, которые происходят в праве международных договоров, неизбежно затрагивают остальные отрасли международного права. В силу этого право международных договоров занимает особое место в системе международного права, являясь одной из ведущих ее отраслей.

Объектом права международных договоров являются сами международные договоры. Они содержат взаимные права и обязанности сторон в политической, экономической, научно-технической, культурной и других областях.

Под кодификацией права международных договоров понимается приведение многочисленных норм в согласованную систему на основе общепризнанных принципов международного права. Комиссия международного права ООН с самого начала своей деятельности весьма активно и успешно занимается кодификацией и прогрессивным развитием права международных договоров, ею были разработаны проекты ряда международных актов, составляющих основу источников права международных договоров. Такими являются следующие конвенции: Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. Она подчеркивает важную роль международных договоров как средства мирного сотрудничества между государствами независимо от различий их социально-экономических систем, рассматривает самые различные вопросы договорного права, такие, как порядок заключения международных договоров, значение международного договора для третьих государств, основании недействительности договоров, право на оговорку.

Венская конвенция ООН о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. Конвенция применяется к договорам между государствами (одним или несколькими) и международными организациями (одной или несколькими) и к договорам между международными организациями. Она применяется также к договорам, являющимся учредительными актами международных организаций, и к любому договору, принятому в рамках международной организации. Конвенция регламентирует вопросы, касающиеся этих договоров, о заключении и вступлении их в силу, о порядке принятия оговорок, о соблюдении, применении и толковании указанных договоров и т.д. Эта Конвенция как бы дополняет Венскую конвенцию о праве международных договоров 1969 г.

Заключение договоров. Любой международный договор является результатом согласования воль государств или других субъектов международного права. Государства заключают договор в лице своих высших органов государственной власти или управления.

По Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации ведет переговоры и подписывает международные договоры. Председатель Правительства и министр иностранных дел Российской Федерации в силу своих функций и в соответствии с международным правом ведут переговоры и подписывают международные договоры. Федеральный министр, руководитель иного федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции вправе вести переговоры и подписывать международные договоры межведомственного характера.

В зависимости от органов, заключающих международные договоры, различаются межгосударственные, межправительственные и межведомственные договоры.

В соответствии со ст. 7 Венской конвенции 1969 г. главы государств, главы правительств и министры иностранных дел могут представлять свое государство без специальных полномочий. К такой категории лиц относятся также главы дипломатических представительств, но только в целях принятия текста договора; для подписания договора им нужны специальные полномочия. Однако в подавляющем большинстве органы государства, заключая международные договоры, действуют через специально на то уполномоченных лиц. Для этого им выдаются особые документы, называемые полномочиями. В полномочиях удостоверяются право на ведение переговоров, принятие договора, установление его аутентичности, подписание и другие способы выражения согласия на обязательность договора. Полномочия должны выдаваться компетентными органами государства в соответствии с его внутригосударственным правом.

При заключении двусторонних договоров участники обмениваются полномочиями, а при заключении многосторонних (на специальной конференции или в рамках международной организации) полномочия сдаются в секретариат или специальный комитет по проверке полномочий.

Одним из основных этапов разработки договора являются переговоры по согласованию текста договора. Форма принятая договора определяется в процессе переговоров, а если договор принимается в рамках международной конференции, - правилами процедуры. Принятие текста договора чаще всего осуществляется голосованием. Тексты двусторонних договоров принимаются единогласно. Многосторонние договоры могут приниматься путем консенсуса (без голосования) или 2/3 голосов.

После завершения переговоров наступает необходимость зафиксировать тот факт, что подготовленный текст является окончательным и дальнейшим изменениям не подлежит. Это называется установлением аутентичности договора. Аутентичность текста двустороннего договора может устанавливаться путем парафирования, т.е. постановки уполномоченными своих инициалов. Кроме этого, применяются следующие способы установления аутентичности текста многосторонних договоров: путем включения его текста в заключительный акт международной конференции, принятия международной организацией специальной резолюции, например открывающей договор для подписания, и др. Часто стадия установления аутентичности совпадает с подписанием договора.

Подписание договора является важнейшим способом выражения согласия государства на обязательность для него договора, если он не требует последующей ратификации. Оно дает также право подписавшему договор государству совершить ратификацию, присоединение.

Ратификация -- это утверждение договора высшим органом государственной власти, в результате чего он приобретает обязательную для этого государства сипу. В соответствии со ст. 14 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. согласие государства на обязательность для него договора выражается ратификацией, если: а) договор предусматривает, что такое согласие выражается ратификацией; б) участвующее в переговорах государства договорились о необходимости ратификации; в) представитель государства подписал договор под условием ратификации; г) намерение государства подписать договор под условием ратификации вытекает из полномочий его представителя или было выражено во время переговоров.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации ратификация международных договоров осуществляется в форме федерального закона. Согласно ст. 106 Конституции Государственная Дума России принимает федеральные законы о ратификации международных договоров. Затем такой закон рассматривается в Совете Федерации и одобряется им. Федеральный закон подписывается Президентом Российской Федерации и только после этого закон вступает в силу. Закон о ратификации договора подлежит опубликованию.

Ратификации подлежат международные договоры Российской Федерации:

  • а) исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом;
  • б) предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина;
  • в) о территориальном разграничении Российской Федерации с другими государствами, включая договоры о прохождении Государственной границы Российской Федерации, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
  • г) об основах межгосударственных отношений по вопросам, затрагивающим обороноспособность Российской Федерации, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, по вопросам обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности;
  • д) об участии Российской Федерации в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Российской Федерации или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Российской Федерации.

Равным образом подлежат ратификации международные договоры Российской Федерации, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации.

Участники двустороннего договора обмениваются ратификационными грамотами, грамоты многостороннего договора сдаются государству-депозитарию, определенному участниками договора.

Утверждение (принятие) означает одобрение договора тем органом, в компетенцию которого входит его заключение. Утверждаются только те договоры, которые не подлежат ратификации, но предусматривают необходимость их утверждения.

Присоединение имеет место тогда, когда государство, не участвующее в заключении договора, изъявило желание стать его участником на условиях, в нем предусмотренных. Присоединение возможно как к действующему договору, так и к договору, который не вступил в силу.

Оговорка - одностороннее официальное заявление государства при подписании, ратификации, принятии или утверждении им международного договора или присоединении к нему, посредством которого государство желает исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству.

Оговорка не может быть сделана, если: а) данная оговорка запрещается договором; б) договор предусматривает, что можно сделать только определенные оговорки, в число которых данная оговорка не входит; в) оговорка несовместима с объектом и целями договора.

Право на оговорку является суверенным правом каждого государства. Оно дает возможность стать участником договора государствам, которые принимают основные положения договора, его объект и цели, но в силу различных причин не могут согласиться с отдельными, чаще всего второстепенными, частями договора. Оговорка и возражение против нее должны быть сделаны в письменной форме и доведены до сведения договаривающихся государств - участников договора или имеющих право стать ими.

Если оговорка сделана при подписании договора, подлежащего ратификации, принятию или утверждению, она обычно содержится в ратификационной грамоте, в протоколе об обмене или сдаче на хранение ратификационных грамот или же в обоих этих документах. Государство - участник договора может в любое время снять свою оговорку или возражения против нее.

Депозитарием называется хранитель подлинника многостороннего договора и всех относящихся к нему документов (заявлений, оговорок, ратификационных грамот, документов о принятии, присоединении, денонсации и т.д.). Депозитарием может быть одно или несколько государств, международная организация или главное административное должностное лицо такой организации (например, Генеральный секретарь ООН является депозитарием Пактов о правах человека 1966 г.).

Если депозитариями являются несколько государств (например, по Договору о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г. депозитариями являются правительства Российской Федерации, Великобритании и США), то можно сдать документы, относящиеся к данному договору, одному из указанных правительств.

Важной стадией заключения международных договоров является регистрация. Вопрос о целесообразности регистрации решают сами государства-участники. Согласно ст. 102 Устава ООН всякий договор, заключенный любым членом Организации, может быть зарегистрирован в Секретариате ООН, который вносит зарегистрированный договор в специальный реестр и публикует его.

В Российской Федерации договоры публикуются в Собрании законодательства Российской Федерации и Бюллетене международных договоров.

Форма и структура договоров. Форма договоров устанавливается по усмотрению сторон - государств и других субъектов международного права. Международное право не предписывает обязательной формы договора, и она не оказывает влияния на действие договора. Существуют две основные формы: письменная и устная. Доминирующей в международной практике стала письменная форма. Соглашение, не зафиксированное ни в каких документах, принято называть джентльменским соглашением.

Международный договор является родовым понятием, т.е. охватывает все международные соглашения. В практике встречаются различные наименования договоров: договор, конвенция, соглашение, пакт и т.д. Встречается и такая форма международного договора, как обмен нотами и памятными записками. Распространенной формой политических договоров являются заявления и коммюнике глав государств и правительств, а также итоговые документы международных совещаний.

Договор, как правило, состоят из трех основных частей: преамбулы (указывает мотивы заключения договора и его цели), содержания договора (статьи договора, определяющие предмет договора, права и обязанности сторон) и заключительной части (постановления о порядке вступления договора в силу, сроке действия и его прекращения). Иногда имеется четвертая, дополнительная часть договора - приложения (содержат технико-юридические нормы по выполнению условий договора), обладающие, как правило, силой постановлений основной части договора.

Международное право не содержит предписаний об общеобязательном языке договоров. Текст двустороннего договора чаще всего составляется на языках обеих договаривающихся сторон. Оба языковых варианта признаются при этом аутентичными, т.е. имеющими одинаковую силу, равноподлинными.

Многосторонние договоры могут быть составлены на одном языке, на официальных языках ООН или на всех языках государств-участников.

Действие договора. Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться. Государства в своих взаимных отношениях не могут отклоняться от выполнения договора. Несоблюдение принципа является неправомерным деянием. К участнику договора, нарушившему его, могут быть применены различные формы международной ответственности.

Договор или часть договора применяется временно до вступления договора в силу в двух случаях: а) если это предусматривается самим договором; б) если участвовавшие в переговорах государства договорились об этом каким-либо иным образом. В Российской Федерации решения о временном применении международного договора или его части принимаются органом, принявшим решение о подписании международного договора.

Международные договоры Российской Федерации подлежат добросовестному выполнению в соответствии с условиями самих международных договоров, нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации", иными актами законодательства Российской Федерации. До вступления для Российской Федерации международного договора она воздерживается от действий, которые лишили бы договор объекта и цели. Международный договор подлежит выполнению Российской Федерации с момента вступления его в силу для Российской Федерации.

Любое государство - участник договора не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им международного договора. Государство не вправе ссылаться также на то обстоятельство, что его согласие на обязательность для него договора было выражено его уполномоченным представителем в нарушение того или иного положения внутригосударственного права.

Российская Федерация при осуществлении своих суверенных прав, в том числе права принимать законы и подзаконные акты, полностью учитывает свои обязательства по международным договорам. В п. 4 ст. 15 Конституции сказано: если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Международная организация - участник договора не может ссылаться на правила данной организации, в том числе касающиеся компетенции заключать договоры, в качестве оправдания для невыполнения договора.

В зависимости от срока действия международные договоры можно объединить в три группы: срочные, бессрочные и неопределенно-срочные. Чаще всего срок действия договора устанавливается положениями самого договора. Договор, заключенный на определенный срок, автоматически прекращает свое действие по истечении этого срока, если стороны специально не договорятся о продлении этого срока или возобновлении действия договора на новый срок.

К бессрочным договорам, как правило, относятся мирные договоры, договоры о территориальных разграничениях, универсальные или региональные конвенции о кодификации и прогрессивном развитии международного права, разоружении. Например, таковыми является Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г.. Если стороны не имеют в виду придать договору бессрочный характер и не определяют конкретного срока его действия, то в договор включаются положения о праве участника выйти из договора в любое время, обычно с заблаговременным предупреждением об этом других участников.

Довольно часто составляются неопределенно-срочные договоры. Так, многие двусторонние договоры заключаются на определенный срок, однако они предусматривают, что после этого срока договор будет оставаться в сипе до тех пор, пока один из участников не заявит о своем намерении денонсировать договор. Часто в договоре устанавливается, что по истечении первоначального срока действия договор будет автоматически продлеваться на определенные периоды, если одна из сторон до истечения соответствующего срока не направит уведомление о намерении прекратить его действие.

От продления срока договора (пролонгации) следует отличать возобновление действия договора. Оно осуществляется в случае прекращения или приостановления договора. Реновация (возобновление) договора может происходить автоматически (например, после прекращения военных действий) молчаливо или путем обмена нотами. Так, в результате обмена нотами было возобновлено действие советско-английского Соглашения о научно-техническом сотрудничестве 1968 г.

Толкование договора (точное выяснение смысла и содержания договора) может быть официальным и неофициальным. Официальным толкованием считается толкование договора заключившими его государствами либо международными органами, указанными в самом договоре, в том числе институциональными органами (например, органы системы ООН, международный арбитраж) или создаваемыми специально для целей договора самим договором (например, Комитет по ликвидации расовой дискриминации по Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Комитет по правам человека по Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г.).

Толкование, осуществляемое по соглашению государств - участников договора, называется аутентичным, оно обязательно для участников договора, т.е. основано на их согласии. Аутентичное толкование может быть воплощено в любой форме: специальный договор или протокол, обмен нотами, толкование терминов в тексте договора.

Толкование, осуществляемое международными органами, предусмотренными в самом договоре, называется международным. Международный суд ООН и ряд других органов уполномочены государствами давать обязательное для участников договора толкование, если сами участники не достигнут соглашения о смысле того или иного международного договора. Возможность международного судебного или арбитражного толкования может быть предусмотрена как в двусторонних, так и в многосторонних договорах.

Толкование, которое дается юристами, историками права, журналистами, а также учеными в научных трудах по международному праву, является неофициальным и не обязательно для участников договора.

В международной практике часто встречается толкование международных договоров в односторонних декларациях, заявлениях, прилагаемых к договору от имени одного из участников. Государство-участник в лице его органов, определяемых внутригосударственным правом, может в одностороннем порядке дать свое толкование положений договора, которое называется внутригосударственным толкованием, оно, однако, обязательно только для толкующего государства.

В процессе толкования международных договоров используются специальные приемы. Наиболее часто используются грамматическое, логическое, систематическое и историческое толкование. В результате толкования определяется значение отдельных терминов, производится сопоставление данного договора с другими договорами, изучаются обстоятельства и цели заключения договора. Если международный договор, нуждающийся в толковании, составлен на нескольких языках, причем каждый из текстов считается аутентичным, то любой из них согласно Венской конвенции 1969 г. является подлинным и может использоваться при толковании.

При толковании, в какой бы форме оно ни осуществлялось, необходимо соблюдать общие и специальные принципы (т.е. общие правила) толкования международного договора. Они должны соответствовать основным принципам международного права. К основным общим принципам (правилам) толкования международного договора относятся: принцип добросовестности; принцип единства, т.е. при толковании договора не следует разрывать объект и цепь договора; принцип эффективности, т.е. придание силы и смысла толкуемым положениям договора.

Специальными принципами толкования договора (в частности, многоязычных договоров) являются: максимальное использование разноязычных текстов договора при толковании; равная достоверность текстов договора, аутентичность которых установлена на разных языках; установление единого смысла, закрепленного в текстах на разных языках.

Толкование международного договора не может быть расширительным или ограничительным. Оно должно проводиться в строгом соответствии с его объектом и целью, зафиксированными в договорном тексте и составляющими содержание договора.

Решающее значение при толковании имеет полный текст договора, который включает все части договора, в том числе преамбулу, и в соответствующих случаях - приложение, а также любое соглашение, относящееся к договору, которое было одобрено всеми участниками.

Прекращение и приостановление действия договора. Прекращение действия международного договора означает, что он утратил свою обязательную силу в отношениях между его участниками и перестал порождать права и обязанности между ними. Прекращение договора или выход из него могут иметь место в соответствии с положениями договора или в любое время с согласия всех участников по консультации с другими договаривающимися сторонами.

  • 1. Истечение срока, на который был заключен договор. В этом случае договор автоматически утрачивает силу.
  • 2. Исполнение международного договора. По ряду договоров (например, о торговле, оказании техпомощи, о товарообороте) исполнение предусмотренных мероприятий исчерпывает обязательства, вытекающие из таких договоров, и они прекращают свое действие.
  • 3. Денонсация договора означает правомерный отказ государства от договора на условиях, предусмотренных соглашением сторон в самом договоре. Не подлежит денонсации договор, не содержащий положений о прекращении действия или выходе из него. При этом исключением являются следующие два случая: а) если не установлено, что участники намеревались допустить возможность денонсации или выхода; б) если характер договора не подразумевает права денонсации или выхода. Во втором случае уведомление о намерении денонсировать договор направляется не менее чем за 12 месяцев.

Денонсация международных договоров осуществляется тем органом государства, которому это право предоставлено законодательством этой страны. В Российской Федерации таким правом наделены Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания (ст. 106 Конституции).

  • 4. Аннулирование международных договоров - односторонний отказ государства от заключения им договора. Правомерными основаниями аннулирования международного договора являются: существенное нарушение контрагентом обязательств по договору, недействительность договора, коренное изменение обстоятельств, прекращение существования контрагента и т.д. В Федеральном законе "О международных договорах Российской Федерации" (раздел V) определены основания прекращения и приостановления действия международных договоров.
  • 5. Наступление отменительного условия. В настоящее время имеется многосторонние и двусторонние договоры, которые заключенные под отменительным условием. В этих договорах содержатся условия, при наступлении которых прекращается действие договора.
  • 6. Прекращение существования государства или изменение его статуса. В данном случае международные договоры могут прекратить свое действие автоматически или в силу специального заявления.
  • 7. Сокращение числа участников многостороннего договора, в результате которого оно становится меньше числа, необходимого для вступления договора в силу.
  • 8. Возникновение новой императивной нормы общего международного права. Как известно, императивная норма является высшей нормой, и, естественно, при ее возникновении любые противоречащие ей нормы подлежат отмене, а сам договор - пересмотру или аннулированию.
  • 9. Коренное изменение обстоятельств. В соответствии со ст. 62 Венской конвенции 1969 г. при прекращении договора лишь в двух случаях можно ссылаться на коренное изменение обстоятельств: а) если наличие таких обстоятельств составляло существенное основание согласия участников на обязательность для них договора; б) если последствие изменения обстоятельств коренным образом изменяет сферу действия обязательств, все еще подлежащих выполнению по договору.

Государства довольно редко прибегают к этой клаузуле. На клаузулу нельзя ссылаться как на основание для прекращения договора или выхода из него, если: а) договор устанавливает границу; б) такое коренное изменение, на которое ссылается участник договора, является результатом либо нарушения этим участником либо обязательства по договору, взятого на себя по отношению к любому другому участнику договора.

10. Приостановление действия договора. Приостановление действия договора есть временный перерыв в действии договора под влиянием различных обстоятельств. Оно освобождает участников от обязанности выполнять договор в течение всего периода. Приостановление международного договора может быть возобновлено автоматически, без подписания дополнительного соглашения, но после устранения обстоятельств, вызвавших приостановку договора.

Приостановление действия договора имеет следующие последствия (если участники не согласились об ином): а) освобождает участников, во взаимоотношениях которых приостанавливается действие договора, от обязательства выполнять его в течение периода приостановления; б) не влияет на другие установленные договором правовые отношения между участниками (ст. 72 Венской конвенции 1969 г.).

Государство, заявляющее о своем желании приостановить действие договора, должно придерживаться определенной процедуры, изложенной в самом договоре или в ст. 65 Венской конвенции 1969 г. и в ст. 65 Венской конвенции 1986 г.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 ГК общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации, причем применяются непосредственно. Такая общая и четкая формулировка появилась в отечественном праве впервые и имеет принципиальное значение.

Общепризнанные принципы и нормы международного права содержатся в Уставе ООН, декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, решениях Международного суда. Для граждан-ского права особое значение имеет международно-правовой прин-цип уважения прав и свобод человека, выраженный во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.

Международными договорами признаются соглашения, заклю-чаемые Российской Федерацией с иностранными государствами либо международной организацией в письменной форме, независи-мо от того, содержатся ли такие соглашения в одном или нескольких

связанных между собой документах, а также независимо от кон-кретного их наименования (ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации1). Меж-дународные договоры могут быть межгосударственными, межпра-вительственными и межведомственными.

Подписанные Российской Федерацией международные договоры публикуются в «Собрании законодательства Российской Федера-ции» (если они требуют ратификации) и в ежемесячном «Бюллетене международных договоров». Издаются также тематические сборни-ки международных договоров.

В настоящее время Российская Федерация является участником всех важнейших универсальных международных договоров в облас-ти международных экономических отношений (о купле-продаже, перевозках грузов и пассажиров, лизинге, векселях, патентном и авторском праве и др.).

Кроме того, наше государство - участник многочисленных международных договоров, заключенных в рамках СНГ, а также двусторонних соглашений со многими странами о пра-вовой помощи.

Международные договоры РФ имеют своим предметом прежде всего отношения отечественных предпринимателей и граждан с ино-странными юридическими лицами и гражданами. Однако они при-меняются и к отношениям между российскими лицами, например, в вексельном обороте, при перевозках отечественных грузов и пас-сажиров за рубеж, нарушении авторских и патентных прав на терри-тории Российской Федерации. Кроме того, многие положения меж-дународных договоров, участником которых является Российская Федерация, воспроизведены в нормах российского гражданского законодательства.

Ряд важных норм о договоре купли-продажи сформулирован в гл. 30 ГК на базе положений Конвенции ООН о договорах междуна-родной купли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция), кото-рая получила ныне широкое признание (более 60 стран-участниц). Ряд положений этой Конвенции воспринят также в нормах гл. 37 ГК о договоре подряда. Новые транспортные уставы и кодексы, прежде всего КТМ и Воздушный кодекс, широко используют соответст-вующий международный опыт, закрепленный в действующих тран-спортных конвенциях.

РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.

Пленум Верховного Суда РФ принял постановление от 10 ок-тября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции об-щепризнанных принципов и норм международного права и меж-дународных договоров Российской Федерации»1. Разъяснения по этим вопросам содержатся в информационных письмах Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 1996 г. и 16 фев-раля 1998 г.2.

Для эффективного применения норм международного договора необходимо правильно понимать его содержание. Толкование и является выяснением действительного значения и содержания международного договора.

В правовой доктрине и практике международного права долгое время доминировали два принципа толкования, которые вытекали из идеи абсолютного суверенитета государств - сторон договора: а) главную роль при толковании договорных положений играет намерение сторон при создании текста договора, и оно выясняется прежде всего посредством анализа подготовительных материалов; б) в случае сомнения договорные положения следует интерпретировать ограничительной в пользу неограниченной свободы суверенных государств - сторон договора. Однако при разработке Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. Комиссия международного права отклонила подход, согласно которому при интерпретации договора следует отдавать предпочтение какому-то одному из таких факторов, как текст договора, намерение сторон или его объект и цель, поскольку использование одного из них в ущерб другим факторам противоречило бы практике Международного Суда ООН. Так, в решении по делу об Англо-иранскую нефтяную компанию от 22 июля 1952 г. Суд заявил, что он не может основываться на чисто грамматической интерпретации: он должен стараться дать такое толкование, которое соответствует естественному и обоснованному прочтению документа, должным образом учитывая намерения стороны.

В дальнейшей своей практике Международный Суд ООН твердо придерживается норм Конвенции 1969 г.: в решении от 13 декабря 1999 г. в деле, что касается острова Касикилі/Седуду (Ботсвана против Намибии), Суд указал, что будет толковать положения Договора от 1 июля 1890 г., применяя правила толкования, предусмотренные в Венской конвенции, с учетом своего прецедентного решения по делу между Ливийской Арабской Джамахирией и Чадом от 1994 г., в котором говорится, что "договор должен толковаться на добросовестной основе в соответствии с обычным значением, которое принадлежит придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и цели. Толкование должно базироваться прежде всего на тексте договора. В качестве дополнительного мероприятия можно обратиться к таким средствам толкования, как материалы по подготовке договора".

Приемы толкования различают в зависимости от характера обязательств - благоприятных или неблагоприятных. В первом случае сроки необходимо употреблять в более широком значении, а в обязательствах неблагоприятных - наоборот. Г. Гроций по этому вопросу отмечал, что "одни обещания содержат обязательства благоприятные, другие - нет; одни - смешанные, остальные - посредственные. Благоприятные обязательства должны равносторонний характер и направлены на взаимную пользу; чем значительнее и шире такая польза, тем более благоприятным является и такое обязательство, как, например, те, что способствуют скорее мира, чем войне, или войне оборонительной перед той, что имеет другую цель. Неблагоприятными являются те обещания, согласно которым обременяется только одна сторона или она тяготится больше, чем другая; которые предусматривают наказания или признания каких-либо актов неправомерными или вносят изменения в предыдущие обязательства. К смешанным относятся такие, которые вносят изменения в предварительные соглашения, но с целью мира; учитывая значимость блага, которое имеют целью, или изменений, которые вносятся, они признаются то благоприятными, то неблагоприятными, однако при всех равных условиях преобладает содействие. В обязательствах благоприятных слова нужно употреблять в широком смысле, так чтобы включать или технические данные самим законом обозначения".

Большое значение для правильного понимания международных договоров имеют принципы толкования, под которыми понимают общие правила, учитывающие особенности международного договора как соглашения субъектов международного права.

Принципами толкования международных договоров являются, прежде всего, добросовестность и предоставления терминам договора обычного значения. Специальное значение термина может предоставляться в том случае, когда участники договора имели такое намерение. С целью толкования контекст договора охватывает его текста, включая преамбулу и приложения, а также любое соглашение в отношении договора. Во внимание также должно приниматься любой документ, составленный одним или несколькими участниками в связи с заключением договора. Если было любое последующее соглашение между участниками относительно толкования договора или его применения, то она должна учитываться при толковании международного договора. Учитывается последующая практика применения договора, которая устанавливает соглашение участников относительно его толкования.

в то же Время в рамках отдельных международных договоров могут существовать собственные принципы. Так, в основе толкования международных соглашений в сфере прав человека лежит принцип эффективности, широко применяемый в рамках Страсбургского правозащитного механизма. Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека неоднократно подчеркивали, что толкование Европейской конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод 1950 г. должно базироваться на общих международно-правовых принципах интерпретации, но с обязательным учетом особой природы этого документа и соответствующих стандартов Совета Европы. В связи с этим объект и цель Конвенции как сделки, направленной на защиту человеческой личности, требует толкования и применения ее положений таким образом, чтобы сделать предусмотренные в ней гарантии практическими и эффективными.

Особая ценность принципа эффективного толкования в том, что он дает возможность наилучшим образом адаптировать цель защиты прав индивида в изменяющихся социальных условий и развития общества. Этот принцип необходимо предполагает так называемую динамическую (или эволюционную) интерпретацию, в которой международные суды обращались в основном при толковании договорных обязательств в сфере прав людини1. Эволюционная трактовка некоторые исследователи называют историческим, поскольку международный договор, как и международное право, является исторически обусловленным явлением и правильно понимать их можно только в историческом контексте.

самыми Распространенными способами толкования международных договоров являются грамматический, логический, специально-юридический, исторический, систематический. По содержанию эти способы толкования мало чем отличаются от аналогичных приемов, используемых при толковании внутригосударственных нормативных актов и описаны в общей теории права.

Под историческим способом толкования в целом понимают выяснение значения международного договора путем изучения исторической обстановки, конкретных обстоятельств и взаимоотношений сторон при его заключении с учетом цели, к которой стремились достичь последние.

Эволюционное толкование обеспечивает постепенное развитие содержания международного договора вследствие изменений в жизни общества.

Выяснение объекта и цели международного договора предусматривает также телеологическая школа толкования. Она исходит из того, что норма международного права служит установленной цели, выполняет определенные функции, а потому должна интерпретироваться так, чтобы обеспечить достижение этой цели и реализацию таких функций. Основные положения перечисленных выше принципов интерпретации и вобрал в себя принцип динамического толкования.

Председатель Европейского суда по правам человека Л. Вільдхабер замечал, что лейтмотивом прецедентной практики Суда всегда было соблюдение эволюционной линии юриспруденции, что является продолжением динамического толкования Конвенции, заложенного органами, что существовали раніше1.

Если толкование международного договора приводит к результатам явно абсурдным или неразумным, а также оставляет значение его положений двусмысленным или непонятным, то можно обратиться к дополнительным средствам толкования: подготовительным материалам и к обстоятельствам заключения договора.

За субъектом интерпретации различают официальное и неофициальное толкование международного договора. Толкование считается официальным, если оно осуществлено государствами (и их органами) или международными органами и организациями. Толкование, осуществленное юридическими или физическими лицами, является неофициальным. Разновидностью неофициального считается доктринальное толкование, которое осуществляют ученые или научные организации.

Аутентичное толкование - самый высокий уровень официальной интерпретации, поскольку осуществляется всеми его участниками, поэтому оно имеет силу положений самого международного договора.

Толкование международных договоров международными организациями и особенно ООН - весьма авторитетный разновидность официального толкования, хотя не имеет юридической обязательности.

При выяснении действительного значения и содержания международного договора важная роль также принадлежит международным судебным и арбитражным органам, например, Международному Суду ООН и Европейскому суду по правам человека. Осуществляемое этими органами толкование именуется судебным и его авторитет в последнее время неуклонно растет. Так, в результате толкования Европейским судом по правам человека Конвенции 1950 г. и Протоколов к ней образуются прецеденты толкования, формой существования которых является решения и постановления этого Суда, что воспринимаются государствами - членами Совета Европы как обязательные. Суд ЕС призван обеспечить единообразное понимание и применение права сообществ, в сравнительно короткие сроки утвердился как високоавторитетний и беспристрастный орган. Действуя в пределах юрисдикции, он сформулировал много жизненно важных для развития интеграционного процесса концептуальных положений. Такова, например, созданная им концепция независимости и самостоятельности права ЕС как автономной правовой системы. Суд ЕС сформулировал основные квалификационные признаки права ЕС. С помощью судебного толкования он заполнил много пробелов и уточнил содержание некоторых постановлений учредительных договоров и актов вторичного права.

Российская Федерация является государством, готовым к сотрудничеству с международным сообществом. Именно поэтому любые договоры мирового характера должны составлять неотъемлемую часть российской правовой системы. Такое правило закрепляет статья 15 государственной Конституции. Общепризнанные принципы и нормы международного права признаются выше национальных актов, а потому и приоритет должен отдаваться мировым правилам. Об основных нормах межгосударственного характера будет рассказано в нашей статье.

Нормы международного права

Общепризнанной международной нормой называют определенное правило поведения, которое признается и принимается сообществом различных государств. Такое правило носит юридически обязательный характер.

На данный момент не принято ни одного нормативного акта, который содержал бы в себе исчерпывающий перечень общепризнанных норм и принципов международного права. Существуют лишь отдельные правила, содержащиеся в резолюциях и уставах ООН, решениях межнациональных судов и т.д.

Российская Федерация признает мировые нормы и принципы в качестве приоритетных. Однако сами международные акты не считаются в нашей стране источниками национального права. Это, скорее, внутригосударственные регуляторы общественных отношений, которым не должны противоречить отечественные законы и подзаконные акты.

Императивные и диспозитивные нормы

Общепризнанные принципы и нормы международного права предполагают формирование гражданских обязанностей и прав, обеспечиваемых юридическими механизмами. Спецификой таких норм является отсутствие санкций. Это означает, что мировое сообщество закрепляет лишь диспозицию - определенное правило поведения, а санкцию, то есть наказание за неисполнение правила, устанавливает отдельная страна самостоятельно. Каким образом должны устанавливаться санкции, и есть ли здесь определенные критерии? Означает ли отсутствие санкции диспозитивный характер международных норм и принципов? У юристов расходятся мнения на этот счет.

Известно, что национальные нормы появились раньше, чем международные. Можно верить в теорию общественного договора, но не стоит отрицать тот факт, что те же нормы ООН были сформированы из разных национальных правил. Сегодня общепризнанные нормы и принципы международного права развиваются с согласия представителей различных стран. В то же время само мировое сообщество значительно содействует развитию региональных систем. Получается некая взаимосвязь: интеграционные процессы помогают в развитии региональным, а регионализм модернизируется за счет качественной работы интеграционной системы. Можно ли в данном случае говорить об императивности норм, принимаемых мировым сообществом? Ответ кроется в юридической силе международных договоров. С точки зрения национального права, отечественные нормы должны соответствовать мировым. А это значит, что международные правила императивны, то есть общеобязательны. С другой стороны, никто не запрещает отдельному государству выйти из мирового сообщества - например, из ООН или Совета Европы. В этом случае все международные нормы будут для такой страны ничтожны.

Таким образом, общепризнанные нормы и принципы международного права не могут быть обязательными для всех без исключения государств. Тем не менее речь идет о важнейших правилах и установках, которые желательно соблюдать всем странам мира. Что это за установки, почему они так важны? Об этом далее.

Мирное разрешение споров

Между различными странами нередко возникают споры и разногласия. Ведутся переговоры, устанавливаются правила. В случае нарушения правил отдельные страны могут налагать друг на друга санкции. Все эти действия входят в категорию споров. Статья 2 Устава ООН гласит, что все межгосударственные споры должны разрешаться только мирным путем, и никак иначе.

Представители власти различных государств могут иметь какие-то интересы и амбиции. Но очень важно, чтобы действия власти не нарушали свобод, интересов, а главное, безопасности населения. В мире должна торжествовать справедливость, а поддерживать ее можно только мирными действиями.

Таким образом, мирное разрешение споров является общепризнанной нормой и принципом международного права. Закрепляемый в Уставе ООН, этот принцип конкретизируется в Декларации ОБСЕ 1970 года. Европейский Совет безопасности постановил, что государства должны предпринимать все усилия, чтобы справедливое решение было принято в максимально короткий срок. Воздержание от способов, содержащих угрозы и насилие, является приоритетной обязанностью каждой страны.

Отсутствие угроз и насилия

Межгосударственный принцип о мирном разрешении споров конкретизируется в норме ООН о неприменении угроз и насильственных деяний. Территориальная неприкосновенность и политическая независимость любой страны не должна никоим образом нарушаться. Какие бы внутригосударственные конфликты ни происходили внутри одной страны, ни одно другое государство не имеет права тревожить целостность своего соседа.

Следует отметить, что значение общепризнанных норм и принципов международного права нередко распространяется на все существующие государства, а не только на страны-члены ООН. Принцип неприменения угроз и силовых методов как раз попадает под такую категорию.

Применение силы, согласно международному акту, возможно лишь в случае самообороны. При этом другие страны должны зафиксировать, что насилие действительно имеет место в качестве защитительной меры. Так, некоторые государства путают понятие самообороны с превентивной методикой - когда есть конфликт, а потому "бить надо первым". Безусловно, подобные меры недопустимы, ибо противоречат предыдущей норме - о мирном разрешении споров.

Совет Безопасности ООН допускает вооруженные меры в качестве оборонительных, но лишь те, которые дозволены международным сообществом. Уполномочивается применять морские, сухопутные или воздушные силы, если они окажутся нужными для восстановления безопасности и порядка. Также в принцип неприменения силы включен ряд правил, среди которых следует выделить:

  • запрет на оккупацию территории другого государства в нарушение международных норм;
  • подстрекательства к ведению гражданской войны или осуществлению террористических актов в других странах;
  • создание, содержание или поощрение вооруженных банд, наемников и прочих формирований, целью которых является вторжение на территорию другой страны;
  • запрет на репрессиальные акты, связанные с применением силовых методов.

Таким образом, в Уставе ООН довольно четко раскрыт принцип неприменения силы. Это же правило закрепляется в российской Конституции. Общепризнанные нормы и принципы международного права, ратифицированные отечественным законодательством, обязательны для исполнения как обычными гражданами, так и представителями власти.

Мирное сотрудничество

В нашем мире существует немалое количество проблем. Техногенные и экологические катастрофы, терроризм и радикализм, расизм, гомофобия, шовинизм, бессмысленные войны - все это признается и осуждается международным сообществом. Первое, что необходимо для качественного разрешения всех существующих проблем - это мирное сотрудничество разных стран. Формы и объемы общественных взаимосвязей зависят только от специфики решаемого вопроса. Государства могут вести переговоры, брать на себя некоторые обязательства - но все это они должны делать мирно.

Мировые сообщества, вроде ООН, НАТО или ОБСЕ, тщательно следят за ведением переговоров между разными странами. В случае возникновения конфликтов организации призывают к миру и соблюдению банальных этических правил. Если же сотрудничество перерастает в конфликт, то международные организации ищут виновника, после чего применяют в отношении него санкционные меры воздействия.

Таким образом, мирное сотрудничество государств являются основополагающим элементом в прогрессивном развитии всей планеты. Наш мир будет идти вперед лишь в том случае, если каждая отдельная народность или этнос будет спокойно, бесконфликтно решать возникающие проблемы и трудности. А возможно это лишь с признанием особой роли общепризнанных принципов и норм международного права.

Принцип равноправия

Любая страна может выбрать такой путь и такую форму развития, какую она пожелает. Подобный принцип закреплен в статье 1 Устава ООН. Ни одно другое государство не должно мешать своему соседу в развитии. В противном случае произойдет нарушение права на самоопределение.

Также в статье 1 указан принцип равноправия. Он означает, что все страны равны между собой. Ни одно государство не имеет права взять на себя роль "мирового гегемона". Все народы должны поддерживать дружеские отношения, основанные на уважении и мирном сотрудничестве.

Почему принципы равноправия и самоопределения находятся в Уставе ООН в одном ряду? Ответ на этот вопрос предоставляет Заключительный акт ОБСЕ, в котором декларируется, что все страны равны в своем стремлении к совершенствованию.

Бывает, что поведение отдельных государств противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права. Примеры нарушения равноправия наблюдались в мировой истории нередко. В большинстве случаев заканчивались они не самым благополучным образом. Следует отметить, что все принципы, закрепленные в Уставе ООН, были выработаны на основе многовекового исторического опыта. Государства, не желающие руководствоваться международными правилами, делают первый шаг к саморазрушению.

Суверенность и нерушимость границ

Нетрудно догадаться, что все общепризнанные принципы и нормы международного права являются взаимосвязанными между собой. Каждая страна должна признавать равноправие всех государств, важность мирного сотрудничества и суверенность чужих территорий.

Зачастую даже неизвестно, насколько важную роль может играть для страны тот или иной участок земли. Если какое-то государство посягает на чужую территорию, то это может закончиться очень плачевно: пострадавшая страна либо впадет в кризис, либо и вовсе будет близка к экономической катастрофе. Именно поэтому все страны мира должны признавать нерушимость своих и чужих границ. А способствует этому понятие суверенитета - независимости государств от каких-либо внешних факторов.

Как соотносится суверенитет с необходимостью признавать международные правовые нормы? Нет ли тут парадокса? Ответит на этот вопрос не так уж и просто, но можно привести в пример Российскую Федерацию: наше государство формально признает мировые нормы, но они в то же время не являются источниками отечественной правовой системы.

Применение общепризнанных принципов и норм международного права является невероятно важным для любого государства. Социальная, экономическая, политическая и даже духовная сферы приобретут совершенно новое развитие, если национальный закон будет подчиняться межгосударственному.

Выполнение правовых обязательств

Государства, ведущие сотрудничество друг с другом, должны своевременно, качественно и добросовестно исполнять все взятые на себя обязательства. Это важнейший принцип, означающий справедливость и уважение различных стран. Согласно статье 2 Устава ООН, все члены международной организации обязаны выполнять принятые на себя полномочия и обязанности. Подобное правило распространяется и на остальные государства.

История рассматриваемого принципа берет свое начало еще в 1648 году, когда страны-участники тридцатилетней войны приняли решение подписать Вестфальский мир. Тогда все члены собрались за круглым столом как участники, наделенные равными правами.

Уважение прав человека

Все перечисленные выше принципы и нормы имеют только одну конкретную цель: защиту свобод, интересов и прав любого живущего на земле человека. Эта же цель является основополагающей в межнациональной юридической системе, указывающей на особое место общепризнанных принципов и норм международного права.

В Преамбуле Устава ООН говорится о вере в человеческие права, о равноправии мужчин и женщин, уважении к основным свободам, отрицании дискриминации и т.д. Каждое государство должно заботиться о своих людях. Следить за этим должны межгосударственные организации.

Значение норм международного права

О значении межгосударственных норм можно говорить с двух позиций: национальной и мировой. В первом случае речь пойдет о важности общепризнанных норм и принципов международного частного права, а во втором - о развитии интеграционной мировой системы.

Сразу стоит разобраться с вопросом о том, что представляет собой международное частное право. Это совокупность норм национального законодательства, которое осложняется иностранными элементами - то есть межгосударственными нормами. Так, в качестве примера можно взять уголовное право. Общепризнанные принципы и нормы международного характера диктуют, что в уголовной сфере запрещено применение пыток, подкуп членов судебного процесса, непредоставление защиты и т.д. Соблюдение всех этих принципов поможет содержать уголовную систему в актуальном, а потому качественном развитии. Так же это работает и с любой другой юридической сферой.

С точки зрения мирового сообщества, такого как ООН, использование международных норм тоже является немаловажным. Чем больше стран будут придерживаться общепринятых норм и принципов, тем более качественно и эффективно произойдет развитие всей мировой системы права.

В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ предусмотрено, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Следовательно, в российскую правовую систему введено две категории международно-правовых норм170.

Принципы и нормы, установленные и признанные международным сообществом государств. Сюда входят: -

нормы общего международного обычного права; -

общие принципы права, признанные цивилизованными нациями.

Вторую категорию составляют нормы, содержащиеся в международных договорах России, причем согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Российское законодательство не дает четких указаний по поводу того, что следует считать общепризнанными принципами и нормами международного права. В юридической литературе высказаны различные мнения по вопросу о характере и значении общих принципов международного права. В связи с этим в российской судебной практике пока нет ясности, какие конкретно нормы и принципы могут применяться судами.

Тем не менее представляется правомерным утверждение, что общепризнанные нормы и принципы международного права содержатся в Уставе ООН, декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, двух- или многосторонних конвенциях (например, Женевская конвенция 1930 г. «О единообразном законе о переводном и простом векселях», Женевская конвенция 1931 г. «О единообразном законе о чеках», Отгавская конвенция УНИД- РУА1988 г. «О международном факторинге», Оттавская конвенция УНИДРУА1988 г. «О международном финансовом лизинге» и др.).

По общему правилу, международные договоры Российской Федерации на территории России применяются непосредственно и имеют приоритет перед национальным законодательством в случае коллизии между ними. Международные договоры, заключенные СССР, обязательны для Российской Федерации как его правопреемника, если не было объявлено о прекращении их действия.

5. Решения Конституционного Суда РФ

Как известно, Конституционный Суд РФ занимается толкованием Конституции РФ и ее норм, т.е.

Уясняет и разъясняет смысл интерпретируемых норм171.

Правовая позиция Конституционного Суда выражается в его решении либо итоговом решении о толковании Конституции, которое называется постановлением, имеет письменную форму и обладает нормативным значением.

Нормативное толкование Конституционного Суда рассчитано на неоднократное применение, осуществляется в отношении широкого круга общественных отношений, является официальным и обязательным. Правовая позиция Суда, выраженная в решении по конкретному делу, распространяется не только на участников конституционного спора, в связи с которым она была сформулирована, но и на неограниченный круг лиц.

В связи с изложенным следует поддержать мнение Б.С. Эбзеева, что все решения Конституционного Суда являются источниками права и им присуща материально-правовая сила закона172.

Конституционный Суд фактически выполняет в определенных пределах и правотворческую функцию, осуществляя конкретизацию и интерпретацию норм Конституции РФ, которая подчас расходится с позицией законодателя и правоприменителей. Конституционный Суд РФ также создает новые нормы, в особенности процедурного характера, восполняющие пробелы Конституции173.

Прецеденты, создаваемые Судом, как и акты собственно толкования, имеют нормативно-регулирующее значение и в этом смысле также являются высшими по своей юридической силе правовыми нормами, распространяющимися на неопределенный круг случаев и субъектов конституционно-правовых отношений174. Об этом говорится и в ст. 6 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации», согласно которой решения Суда обязательны не только

для участников конституционного спора, но и для иных субъектов права175.

Таким образом, источниками банковского права являются решения Конституционного Суда РФ, содержащие нормы, так или иначе регулирующие банковскую деятельность (например, постановление от 23 декабря 1997 г. «По делу о проверке конституционности п. 2 ст. 855 ГК РФ и ч. 6 ст. 15 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в связи с запросом Президиума Верховного Суда РФ).



Просмотров