Почему в перечень основных мероприятий предусмотренных. Комплекс мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Организация оповещения и инженерной защиты. Основные принципы инженерной защиты населения

Под термином «защита населения» принято понимать комплекс мероприятий РСЧС (российская система чрезвычайных ситуаций), взаимосвязанных по месту, времени, цели, ресурсам и направленных на устранение или снижение до минимального уровня угрозы жизни и здоровью людей в случае угрозы возникновения стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф или в условиях реализации опасных и вредных факторов.

Защита населения от ЧС является важнейшей задачей Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, органов государственной власти и управления, местного самоуправления всех уровней, руководителей предприятий и организаций всех форм собственности. Это достигается в результате применения различных средств и способов защиты, которые включают:

1) прогноз возможных чрезвычайных ситуаций и последствий их возникновения для населения;

2) создание финансовых и материальных резервов на случай возникновения чрезвычайных ситуаций;

3) постоянное наблюдение за состоянием окружающей среды;

4) подготовку к действиям в ЧС населения, руководителей всех уровней, персонала предприятий и других организаций, а также органов управления и сил РСЧС;

5) оповещение населения об угрозе возникновения и факте возникновения чрезвычайной ситуации;

6) эвакуацию людей из опасных зон и районов;

7) инженерную, медицинскую, радиационную и химическую защиту;

8) применение специальных режимов защиты населения на зараженной территории;

9) оперативное и достоверное информирование населения о состоянии его защиты от ЧС, принятых мерах по обеспечению безопасности людей, прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, порядке действий;

10) проведение спасательных и других неотложных работ в районах ЧС и очагах поражения;

11) защиту от поражающих факторов ЧС продовольствия и воды.

Оповещение — одно из самых важных мероприятий по защите населения. Оно производится включением сигнала сирен на всех предприятиях и громкими гудками всевозможных технических средств. Это означает сигнал: «Тревога! Слушайте все!» Вспомните, дорогой читатель, когда наши европейские «друзья» со своими американскими покровителями бомбили Сербию только за то, что она не хотела распада своей страны. По телевизору часто показывали, как перед очередным налетом самолетов и крылатых ракет НАТО по всей территории выли сирены, предупреждая людей об опасности. Мы еще поговорим об этом, когда будем обсуждать высокоточное оружие.

По этому сигналу немедленно приводятся в готовность радиотрансляционные узлы, радиовещательные и телевизионные станции, до населения доводятся соответствующие сообщения и указания посредством проводного вещания, радио, телевещания и современных средств телефонии. Сообщения производятся на русском языке и языке народа, проживающего на данной территории. В нем указываются причина тревоги и необходимые действия населения в опасном районе. Кроме того, могут применяться вспомогательные средства оповещения: сирены ручного привода, электромегафоны, автомобильные звукоусилительные станции. С их помощью можно проводить оповещение там, где нет промышленных объектов и крупных зданий: в деревнях, селах, поселках и т.д.

Для защиты населения от опасностей, возникающих в ЧС мирного и военного времени, используются средства коллективной защиты — это инженерные сооружения гражданской обороны. Чаще всего это убежища или, как часто в народе их называют, бомбоубежища.

Убежища предназначены для защиты людей от последствий аварий (катастроф) и стихийных бедствий в мирное время, а также от поражающих факторов оружия массового поражения и обычных средств нападения противника в военное время. Они могут быть отдельно стоящими сооружениями или оборудованными в подвалах жилых домов и других зданий. Часто убежища являются единственным и наиболее надежным средством защиты от оружия массового поражения.

Встроенное (подвальное) убежище достаточно надежно, поскольку заглублено в землю, его стены и, перекрытия сделаны из прочных материалов, имеются вход и аварийный выход. Чтобы зараженный воздух не проник внутрь убежища, оно герметизируется, а свежий воздух подается через фильтровентиляционную систему.

На случай длительного пребывания людей в убежище создают запас продовольствия, питьевой воды и предметов первой необходимости; оборудуют системы освещения, отопления, водопровод, канализацию; устанавливают скамьи и нары. В убежище запрещено курить, шуметь, зажигать без разрешения керосиновые лампы, свечи. Нельзя приносить легковоспламеняющиеся или имеющие резкий запах вещества, а также крупногабаритные вещи и приводить животных.

Опять отступление, дорогой читатель. Во времена «холодной войны» такие убежища создавались и часто имели удовлетворительное состояние. Сейчас, после того как Советский Союз вместе со всей своей промышленностью (кроме нефтегазовой) развалился, большинство таких убежищ пришло в упадок. Денег на их содержание не выделяется или выделяется неудовлетворительно мало. Кроме заплесневелых стен, в большинстве из них ничего не осталось. Русский человек всегда выживал тем, что был силен своей выдумкой. Помните, что любой подвал — это уже неплохое укрытие, если в вашем районе нет специальных и оборудованных укрытий.

Урок 9

ВОЕННЫЕ УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА

Предмет: ОБЖ.

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.

Раздел 1. Основы комплексной безопасности.

Глава 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

Урок №9. Военные угрозы национальной безопасности России и национальная оборона.

Дата проведения: «____» _____________ 20___ г.

Урок провёл: учитель ОБЖ

Цель: ознакомиться с основными угрозами национальной безопасности России; проанализировать сущность национальной обороны.

Ход уроков

I. Организация класса.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.

II. Сообщение темы и цели урока.

III. Актуализация знаний.

1. Почему в перечень основных мероприятий, предусмотренных для защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера, входит инженерная защита? Обоснуйте свой ответ с помощью примеров.

2. С какой целью создаётся система оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций?

3. Есть ли в вашем доме или школе герметизированное помещение, которое можно использовать в случае аварии на радиационно-опасном или химически опасном объекте?

IV. Проверка домашнего задания.

Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).

V. Работа над новым материалом.

Национальная безопасность – состояние защищённости личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойное качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Угроза национальной безопасности – прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.

Стратегические национальные приоритеты – важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляется устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, её независимости и территориальной целостности.

Основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность.

В настоящее время развитие мира идёт по пути глобализации всех сфер международной жизни, которая отличается высоким динамизмом и взаимозависимостью событий.

Между государствами обострились противоречия, связанные с неравномерностью развития в результате глобализационных процессов, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран, борьбой за сферы влияния и доступ к энергетическим ресурсам.

Возросла уязвимость всех членов международного сообщества перед лицом новых вызовов и угроз. Возрастает риск увеличения числа государств – обладателей ядерного оружия.

В условиях конкурентной борьбы за ресурсы не исключены решения возникающих проблем с применением военной силы – может быть нарушен сложившийся баланс сил вблизи границ Российской Федерации и границ её союзников.

Последствия мировых финансово-экономических кризисов могут стать сопоставимыми по совокупному ущербу с масштабным применением военной силы.

Основными угрозами военной безопасности для Российской Федерации в современном мире являются:

– политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере, прежде всего, в стратегических ядерных силах, путём развития высокоточных, информационных и других высокотехнологичных средств ведения вооружённой борьбы, стратегических вооружений в неядерном оснащении;

– формирование в одностороннем порядке глобальной системы противоракетной обороны и милитаризация околоземного космического пространства, способные привести к новому витку гонки вооружений.

В складывающейся в современном мире обстановке в области обеспечения военной безопасности страны одним из основных приоритетов в обеспечении национальной безопасности России является национальная оборона. В настоящее время стратегические цели совершенствования национальной обороны состоят в предотвращении глобальных и региональных войн и конфликтов, а также в осуществлении стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны.

Стратегическое сдерживание предполагает разработку и системную реализацию комплекса взаимосвязанных политических, дипломатических, военных, экономических, информационных и иных мер, направленных на упреждение или снижение угрозы деструктивных действий со стороны государства-агрессора (коалиции государств).

Стратегическое сдерживание осуществляется с использованием экономических возможностей государства, включая ресурсную поддержку сил обеспечения национальной безопасности, путём развития системы военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации, а также военной инфраструктуры и системы управления военной организацией государства.

Российская Федерация обеспечивает национальную оборону, исходя из принципов рациональной достаточности и эффективности, в том числе за счёт методов и средств невоенного реагирования, механизмов публичной дипломатии и миротворчества, международного военного сотрудничества.

Военная безопасность обеспечивается посредством развития и совершенствования военной организации государства и оборонного потенциала, а также выделения на эти цели достаточного объёма финансовых, материальных и иных ресурсов.

Государственная политика в области национальной обороны и военного строительства на долгосрочную перспективу нацелена на совершенствование Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, призванных при любых условиях развития военно-политической обстановки обеспечить безопасность, суверенитет и территориальную целостность государства.

VI. Выводы.

1) Главной задачей укрепления национальной обороны в среднесрочной перспективе является переход к качественно новому облику Вооружённых Сил Российской Федерации с сохранением потенциала стратегических ядерных сил за счёт совершенствования организационно-штатной структуры и системы территориального базирования войск и сил.

2) Поднимается престиж военной службы и статус офицерского состава, а также обеспечивается выполнение государственных программ и заказов на разработку, создание и модернизацию вооружения, военной и специальной техники, в том числе средств связи, разведки, радиоэлектронной борьбы и управления.

VII. Вопросы.

1. Почему национальная оборона является одним из приоритетов национальной безопасности России?

2. Какие существуют угрозы военной безопасности России?

3. Исходя из каких принципов обеспечивается национальная оборона России?

VIII. Задания.

1. Продумайте и подготовьте сообщение не тему «Возрастание роли Вооружённых Сил Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности России на современном этапе».

2. С помощью средств массовой информации и Интернета подготовьте сообщение на тему «Оснащение Вооружённых Сил Российской Федерации современными видами вооружения и специальной техникой».

В мире сегодня есть множество экологических проблем. Они различны, от исчезновения видов животных и растений до угрозы вырождения человечества. На данный момент существует множество теорий, большое внимание в которых уделяется нахождению рациональных путей решения всех этих проблем, предлагаются различные мероприятия по охране окружающей среды. На бумаге, к сожалению, все гораздо проще, чем в реальности.

Во многих странах на первом месте стоит проблема экологии. Однако в России, особенно раньше, ей не уделяется должного внимания. Сейчас на эту проблему стали обращать больше внимания. Начинают проводиться различные мероприятия по охране окружающей среды. Однако этого недостаточно, необходимо лучше заботиться о природе.

Что такое охрана окружающей среды?

Это совокупность региональных, государственных и международных правовых актов, стандартов и инструкций, которые доводят до конкретного загрязнителя общие юридические требования и обеспечивают заинтересованность его в их выполнении, осуществлении различных природоохранных мероприятий. Только в случае, когда эти части по темпам развития и содержанию соответствуют друг другу, то есть складываются в некую единую систему охраны природной среды, можно рассчитывать на успех.

Так как задача охраны природы от пагубного воздействия человека не была вовремя решена, сегодня все чаще ставится проблема защиты людей от воздействия изменившейся окружающей среды.

Объекты охраны

В России был принят закон "Об охране окружающей природной среды". В соответствии с ним следующие объекты подлежат защите:

Охрана вод

Очень важной является проблема охран вод. Основной задачей здесь является регулирование отношений для обеспечения нужд хозяйства и населения. Существуют также и другие задачи:

Ликвидации и предупреждения вредного воздействия вод;

Охрана их от истощения, засорения и загрязнения;

Улучшение состояния различных водных объектов;

Укрепление законности в сфере водных отношений, охрана прав учреждений, организаций, предприятий и граждан.

Кроме того, регулируется строительство, проектирование, размещение, ввод в эксплуатацию сооружений, предприятий и иных объектов, которые влияют на состояние вод. Следует следить за тем, как осуществляются эти мероприятия по охране окружающей природной среды.

В эксплуатацию запрещается вводить:

Реконструированные и новые агрегаты, цеха, предприятия, коммунальные и иные объекты, которые не обеспечены устройствами, предохраняющими воды от засорения и загрязнения;

Обводнительные и оросительные системы, каналы и водохранилища до проведения мероприятий, предусмотренных проектами по предотвращению эрозии почв, засоления земель, заболачивания, подтопления, затопления и др.;

Осушительные системы, до того как будут готовы водоприемники и иные сооружения, которые утверждены проектами;

Выполненные без рыбозащитных устройств водозаборные сооружения в соответствии с проектами;

Буровые скважины без их оборудования специальными водорегулирующими устройствами, а также в случае отсутствия зон санитарной охраны в соответствующих случаях;

Гидротехнические сооружения, до того как будут готовы устройства для пропуска рыбы и паводковых вод в соответствии с предусмотренными проектами;

Нельзя также наполнять водохранилища до того, как будут осуществлены мероприятия по подготовке ложа, предусмотренные проектами.

Воды в обязательном порядке подлежат охране от истощения, засорения и загрязнения, способных причинить вред здоровью людей и повлечь за собой ухудшение условий водоснабжения, уменьшение запасов рыбы и иные неблагоприятные явления, вызванные изменениями биологических, химических и физических свойств воды: ограничение способности их к естественному очищению, а также нарушение гидрогеологического и гидрологического режима вод. Запрещается сброс в них бытовых, производственных и иных видов отбросов и отходов.

Мероприятия по охране окружающей среды при строительстве

Большое значение имеет также выбор территории, предназначенной для строительства новых городов или иных населенных пунктов и расширения уже существующих. Нужно выбирать места на землях, имеющих несельскохозяйственное назначение либо непригодных для ведения сельского хозяйства, либо использовать сельскохозяйственные земли наихудшего качества в случаях, если для освоения их нужно осуществлять специальные инженерные мероприятия.

Земли, свободные от застройки, которые находятся в пределах установленных для данного города или иного населенного пункта границ, подлежат первоочередному освоению.

Требования к застройке и планировке населенных пунктов

Нужно отметить, что следует добиваться исполнения санитарных требований, которые предъявляются к застройке и планировке населенных пунктов. Перечислим основные из них.

1) Застройка и планировка должны предусматривать создание максимально благоприятных для здоровья и жизни людей условий.

2) Промышленные предприятия, жилые массивы и иные объекты должны быть размещены так, чтобы не допустить неблагоприятного воздействия вредных факторов на санитарно-бытовые условия жизни и здоровье населения.

3) При строительстве и проектировании поселков городского типа и городов должны быть предусмотрены: канализация, водоснабжение, озеленение, устройство уличных покрытий, обеспечение санитарной очистки, а также иные виды благоустройства.

4) Необходимо обязательное заключение санэпидемслужбы при предоставлении под строительство земельных участков, утверждении проектов застройки и планировки населенных пунктов, вводе промышленных предприятий, жилых домов, объектов культурно-бытового назначения и др.

Проблема здравоохранения

Из всех названных выше проблем вытекает главная - проблема здравоохранения. За ущерб, который мы приносим ежедневно природе, она нам платит в двойном размере. Очень трудно сейчас найти абсолютно здорового человека. Необходимо проводить мероприятия по охране труда и окружающей среды, направленные на обеспечение санитарной охраны атмосферного воздуха, почвы и водоемов, на оздоровление внешней среды и др.

Главная > Урок

Как действовать при получении сигнала оповещения о радиационной аварии: * Если вы находитесь на улице, немедленно защитите органы дыхания платком, шарфом и укройтесь в ближайшем здании, лучше в собственной квартире. При входе в помещение в коридоре следует снять с себя верхнюю одежду и обувь, поместить их в пластиковый пакет или пленку.* Если вы находитесь в своем доме (квартире), немедленно закройте окна, двери, вентиляционные отверстия, включите радиоприемник, или телевизор, или репродуктор и будьте готовы к приему информации о дальнейших действиях.* Обязательно загерметизируйте помещение и укройте продукты питания. Подручными средствами заделайте щели на окнах и дверях. Открытые продукты поместите в полиэтиленовые мешки, пакеты или пленку. Продукты и воду поместите в холодильник или в закрываемые шкафы.Как действовать при химической аварии: При сигнале «Внимание всем!» включите радиоприемник или телевизор для получения достоверной информации об аварии и о рекомендуемых действиях.Закройте окна, отключите электробытовые приборы и газ. Наденьте резиновые сапоги, плащ, возьмите документы, необходимые вещи, трехсуточный запас непортящихся продуктов, оповестите соседей и быстро, без паники выходите из зоны возможного заражения перпендикулярно направлению ветра на расстояние не менее 1,5 км от места пребывания. Для защиты органов дыхания используйте противогаз, а при его отсутствии – ватно-марлевую повязку или подручные изделия из ткани, смоченные в воде, 2-5%-ном растворе пищевой соды (для защиты от хлора), 2%-ном растворе лимонной или уксусной кислоты (для защиты от аммиака). При невозможности покинуть зону поражения плотно закройте двери, окна, вентиляционные отверстия и дымоходы. Имеющиеся в них щели заклейте бумагой. Не укрывайтесь на первых этажах зданий, в подвалах и полуподвалах.Как действовать после химической аварии: При подозрении на поражение АХОВ исключите любые физические нагрузки, принимайте обильное питье (молоко, чай) и немедленно обратитесь к врачу.Если вы попали под непосредственное воздействие АХОВ, то при первой возможности примите душ. Зараженную одежду снимите и выбросьте в определенное место для утилизации. Проведите тщательную влажную уборку помещения. Воздержитесь от употребления водопроводной (колодезной) воды, фруктов и овощей из огорода, мяса скота и птиц, забитых после химической аварии, до официального заключения об их безопасности.Как действовать при угрозе гидродинамической аварии: При получении информации об угрозе затопления и об эвакуации безотлагательно в установленном порядке выходите из опасной зоны в назначенный безопасный район или на возвышенные участки местности.Возьмите с собой документы, ценности, предметы первой необходимости и запас продуктов питания на 2–3 суток. Имущество, которое требуется сохранить от затопления, но нельзя взять с собой, перенесите на чердак или верхние этажи здания.Перед уходом из дома выключите электричество и газ, плотно закройте окна, двери, вентиляционные и другие отверстия.Дополнительные материалы к § 10 Анализ последствий аварии на Чернобыльской АЭС За время развития ядерной энергетики (с 1957 г.) случились три крупные аварии на АЭС: в 1957 г. в Великобритании (Виндскейл), в 1979 г. в США (Три-Майл-Айлен) и в 1986 г. в СССР (Чернобыль).26 апреля 1986 г. на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС произошел взрыв реактора с разрушением его активной зоны и интенсивным выбросом в окружающую среду радиоактивных веществ в течение 10 суток. В результате радиоактивному загрязнению подверглись территории России, Белоруссии и Украины, а также территории стран Балтии и ряда других европейских государств. В результате взрыва на станции погибли 2 человека, 145 человек из работников станции, пожарных и других ликвидаторов последствий получили дозу облучения от 100 до 1600 бэр. 27 человек из них вскоре скончались. Выброшенные из реактора радионуклиды создали вблизи него и в пределах 30<километровой зоны большие уровни радиации, жители из этихрайонов были эвакуированы. Позже к этой зоне эвакуации присоединили местности, где суммарная доза получения населением облучения к первому году после аварии могла бы превысить 10 бэр. Необходимо отметить, что наибольшую угрозу здоровью неэвакуированного населения представляло загрязнение воздуха и почвы радиоактивным йодом. Попав внутрь, он активно захватывался из крови щитовиднойжелезой, приводя к местному облучению в дозах более 300 бэр. Из-за нерешительности и некомпетентности руководителей местных органов власти решение на проведение йодной профилактики было принято с большим опозданием – 6 мая 1986 г. В результате большие дозы облучения (более 300 бэр) щитовидной железы получили тысячи людей.Анализ последствий аварии на химическом предприятии в Бхопале. Самые трагические последствия принесла химическая авария, которая произошла на химическом предприятии в городе Бхопале (Индия). В ночь с 2 на 3 декабря 1984 г. в результате технологической аварии сжиженное вещество с силой вырвалось из подземных цистерн, превращаясь в летучий газ. Произошла утечка более 40 т метилизоцианида – высокотоксичного газа, служащего промежуточным продуктом при изготовлении пестицидов. Ядовитое облако накрыло 40 км2 городских кварталов. Ветер в то время был несильным, и смертоносное облако не распространилось дальше. В результате этой химической аварии погибло около 2,5 тыс. человек, свыше 500 тыс. получили серьезные отравления.Выводы: 1) Важнейшим условием своевременного принятия мер по защите населения при угрозе возникновения крупных производственных аварий и катастроф, особенно в районах размещения потенциально опасных объектов (атомные станции, химические предприятия, гидроузлы), является его оповещение и информирование.2) В комплекс заблаговременных и оперативных мер по защите населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера входят мероприятия по инженерной защите. III . Закрепление материала; - Почему в перечень основных мероприятий, предусмотренных для защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера, входит инженерная защита? Обоснуйте свой ответ. - С какой целью создается система оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций? IV . Итог урока V . Домашнее задание: § 10, стр. 50-55: Задания: 1. Продумайте план обеспечения личной безопасности в случае чрезвычайной ситуации техногенного или природного характера, которая могла бы произойти в вашем регионе?2. Учитывая условия проживания в вашем регионе, подготовьте сообщение на тему «Алгоритм моих действий при наводнении» ТЕМА: ВОЕННЫЕ УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ Цель урока: Сформировать у учащихся убеждение в том, что обеспечение воинской обязанности РФ в настоящее время стало важнейшим направлением деятельности государства.Занятие: 3/1 Урок 11 Время: 40 минут Тип урока: комбинированный Учебно-наглядный комплекс:

Ход урока:

I . Вступительная часть * Организационный момент * Контроль знаний учащихся: - Почему в перечень основных мероприятий, предусмотренных для защиты населения от последствий ЧС техногенного характера, входит инженерная защита? Обоснуйте свой ответ. - С какой целью создается система оповещения населения при угрозе возникновения ЧС? - Есть ли в вашем доме или школе герметизированное помещение, которое можно использовать в случае аварии на радиационно или химически опасном объекте? - Какие укрытия простейшего типа применяются как коллективное средство защиты от оружия массового поражения? II. Основная часть : §. 11, стр. 56-59 Оборона государства - это система политических, экономи-ческих, социальных и правовых мер по подготовке к вооружен-ной защите и вооруженная защита Российской Федерации, це-лостности и неприкосновенности ее территории. Безопасность - состояние защищенности важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и го-сударства. В начале нового столетия обозначились процессы повышения ро-ли военной силы для обеспечения политических и экономических ин-тересов государств мира. В настоящее время сильные Вооруженные Силы Российской Федерации приобретают геополитическое значение. В связи с этим особое значение имеет оборона нашего государст-ва - Российской Федерации. Она организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «Об обороне», другими законами Российской Федерации и нормативными правовыми актами. Меры, которые государство принимает по организации обороны, вытекают из существующих внешних и внутренних угроз националь-ной безопасности России. Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суве-ренитета и единственного источника власти в Российской Федерации. В современной международной обстановке существуют три типа, угроз национальной безопасности России, нейтрализация которых яв-ляется в определенной степени функцией Вооруженных Сил Россий-ской Федерации:* внешние;* внутренние;* трансграничные.К основным внешним угрозам относятся: * развертывание группировок сил и средств, имеющих целью военное нападение на Российскую Федерацию или ее союзников;* территориальные претензии к Российской Федерации, угроза политического или силового отторжения от Российской Федерации отдельных территорий;* вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со сто-роны иностранных государств;* наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложив-шегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации;* вооруженные провокации, включая нападения на военные объек-ты Российской Федерации, расположенные на территориях зарубеж-ных государств, а также на объекты и сооружения на государствен-ной границе Российской Федерации или на границах ее союзников;* действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;* дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах.К основным внутренним угрозам относятся: * попытки насильственного изменения конституционного строя и на-рушение территориальной целостности России;* планирование, подготовка и осуществление действий по наруше-нию и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападение на государственные, народно-хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информа-ционной инфраструктуры;* создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;* незаконное распространение на территории Российской Федера-ции оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;* широкомасштабная деятельность организованной преступности, уг-рожающая политической стабильности в масштабах субъектов Российской Федерации;* деятельность сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений в Российской Федерации.К основным трансграничным угрозам относятся: * создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территориях других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории России;* деятельность поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок направленная на подрыв конституционного строя РФ, созда-ние угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;* трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих националь-ной безопасности России, ведение враждебных по отношению к РФ информационных действий;* деятельность наркобизнеса, создающая угрозу проникновения наркотиков на территорию РФ или транзита наркотиков в другие страны;* угроза деятельности международных террористических организаций; в настоящее время произошло сращивание внутреннего и международного терроризма, а его угрозы возрастают, в том числе с при-менением компонентов оружия массового поражения. Выводы 1. В настоящее время обеспечение военной безопасности Россий-ской Федерации стало важнейшим направлением деятельности госу-дарства. 2. Главной целью в данной области является обеспечение возмож-ности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть для России в XXI в., с учетом рациональных затрат на национальную оборону.3. Анализ существующих угроз национальной безопасности России с учетом изменений, произошедших в области военного и боевого противостояния, поставил на повестку дня вопрос о необходимости переоценки перспектив военного строительства в России с учетом ро-ли и места нашей страны в современном мире.4. Вооруженные Силы Российской Федерации в настоящее вре-мя играют главную роль в обеспечении военной безопасности госу-дарства.Дополнительные материалы. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (Извлечения)III. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации … Угроза криминализации общественных отношений, складываю-щихся в процессе реформирования социально-политического устрой-ства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения ре-форм в экономической, военной, правоохранительной и иных облас-тях государственной деятельности, ослабление системы государствен-ного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и от-сутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются ос-новными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции. Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структу-рами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропрово-дящими сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер. Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по Предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство. … Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.… Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России.… Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере. Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире. III . Закрепление материала; - Какие угрозы относятся к внутренним угрозам национальной безопасности России? - Какие угрозы относятся к основным трансграничным угрозам на-циональной безопасности России? IV . Итог урока V . Домашнее задание: § 11, стр. 56-59. Задания: 1. Продумайте и подготовьте сообщение «Возрастание роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении национальной бе-зопасности России».2. С помощью средств массовой информации и Интернета подго-товьте сообщение на тему «Трансграничная преступность как угроза национальной безопасности Российской Федерации».3. С помощью средств массовой информации и Интернета подго-товьте сообщение на тему «Деятельность незаконных вооруженных формирований на территории Российской Федерации в 90-е годы XX I и в начале XXI в. и борьба с ними силовых ведомств». ТЕМА: ХАРАКТЕР СОВРЕМЕННЫХ ВОЙН И ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ Цель урока: Познакомить учащихся с основными особенностями современных войн и вооруженных конфликтов соответствии с их военно-политическими целями, средствами достижения этих целей и масштабами военных действий.Занятие: 3/2 Урок 12 Время: 40 минут Тип урока: комбинированный Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 10 класс, ПК, проектор

Ход урока:

I . Вступительная часть * Организационный момент * Контроль знаний учащихся: - Какую роль играют криминальные группировки в дестабилиза-ции обстановки в стране? - Почему слова российского императора Александра III: «У России только два союзника - ее армия и флот» - остаются актуальными и в начале XXI в.? Обоснуйте свой ответ. - Какие угрозы относятся к внутренним угрозам национальной безопасности России? - Какие угрозы относятся к основным трансграничным угрозам на-циональной безопасности России? II. Основная часть - объявление темы и цели занятия - объяснение нового материала: § 12, стр. 60-63. В настоящее время характер современных войн определяет-ся их военно-политическими целями, средствами достижения этих целей и масштабами военных действий. Анализ вооруженных конфликтов, имевших место в 90-х гг. про-шлого века и в начале XXI в., позволил сделать выводы, что войны и вооруженные конфликты будущего будут порождаться не одним ка-ким-либо фактором, а сложным переплетением различных социаль-но-политических, экономических, национальных и религиозных про-тиворечий и причин. Согласно положениям Военной доктрины Российской Федерации (Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г) наше государство поддерживает готовность к ведению войн и участию в вооруженных конфликтах исключительно в целях предотвращения и отражения агрессии, защиты целостности и неприкосновенности своей территории, обеспечения военной безопасности России, а так-же ее союзников в соответствии с международными договорами. В связи с этим современная война может быть: по военно-политическим целям: справедливой , не противоречащей Уставу ООН, основопо-лагающим нормам и принципам международного права, ведущейся в порядке самообороны стороной, подвергшейся агрессии;несправедливой , противоречащей Уставу ООН, основопо-лагающим нормам и принципам международного права, подпадаю-щей под определение агрессии и ведущейся стороной, предприняв-шей вооруженное нападение;по применяемым средствам: с применением ядерного и дру-гих видов оружия массового уничтожения; с применением только обычных средств поражения; по масштабам: локальной, региональной, крупномасштабной. Локальная война - война между двумя и более государствами, ограниченная по политическим целям, в которой будут военные действия вестись, как правило, в границах противоборствующих госу-дарств и затрагиваться интересы только этих государств.При определенных условиях локальные войны могут перерасти в региональную или крупномасштабную войну. Региональная война - война с участием двух и более государств региона, ведущаяся национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средствпоражения на территории, ограниченной пределами одного региона с прилегающими к нему акваторией океанов, морей, воздушным и кос-мическим пространством, в ходе которой стороны будут преследовать важные военно-политические цели. Крупномасштабная войн а - война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества. Она может стать результатом эскалации (расширения) вооруженного конф-ликта, локальной или региональной войны путем вовлечения в них значительных количеств государств различных регионов мира. В круп-номасштабной войне стороны будут преследовать радикальные (ре-шительные) военно-политические цели. Существенной особенностью вооруженной борьбы будущего будет являться то, что в ходе войны под ударами противника окажутся не только военные объекты и войска, но одновременно и экономика страны со всей ее инфраструктурой, гражданское население и территория, что повлечет за собой значительные жертвы среди мирного населения. Главная особенность вооруженных конфликтов нового исто-рического периода будет заключаться в том, что ход и исход вооруженной борьбы в целом будет определяться главным образом противоборством в воздушно-космической сфере и на море, а сухопутные группировки закрепят достигнутый военный успех и непосредственно обеспечат достижение политических целей. Существующий с давних времен принцип сосредоточения сил и средств на решающем направлении будет осуществляться не методом сосредоточения войск на избранном направлении, а главным образом путем массированного применения средств огневого поражения. Новые дальнобойные средства поражения в ряде случаев позволят вместо маневра и концентрации войск осуществлять маневр траекториями (ракет, самолетов) для нанесения массированных огневых ударов по определенным группировкам войск. А ударные группировки войск могут выдвигаться на направление главных ударов в самый последний момент.Вооруженные Силы Российской Федерации должны быть способны: В мирное время и в чрезвычайных ситуациях, сохраняя потенциал стратегического сдерживания и выполняя задачи поддержания боеготовности, войсками постоянной готовности без проведения дополнительных мобилизационных мероприятий успешно решать задачи одновременно в двух вооруженных конфликтах любого типа, а также осуществлять миротворческие операции;В случае обострения военно-политической обстановки обеспечить стратегическое развертывание Вооруженных Сил РФ и сдерживать эскалацию (Эскалация постепенное увеличение, усиление, расширение чего-либо (например, эскалация войны) обстановки за счет сил стратегического сдерживания и маневра силами постоянной готовности;В военное время наличными силами отразить воздушно-космическое нападение противника, а после полномасштабного стратегического развертывания решать задачи военного времени.Выводы: 1. Даже локальные конфликты могут вестись на относительно больших площадях с самыми решительными целями.2. При этом основные задачи в вооруженных конфликтах будут ре-шаться не в ходе столкновений передовых частей, а путем огневого поражения с предельных дальностей.3. Вооруженные Силы Российской Федерации должны быть гото-вы к отражению нападения и нанесению поражения агрессору, веде-нию активных действий (как оборонительных, так и наступательных) при любом варианте развязывания и ведения войн и вооруженных конфликтов, в условиях массированного применения противником современных и перспективных боевых средств поражения, в том чис-ле оружия массового поражения всех разновидностей.4. Возникает необходимость в высокоорганизованной и эффектив-ной системе гражданской обороны страны.

Указом Президента Российской Федера­ции от 19 ноября 1991 г. на базе Госкомитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба ГО РСФСР был образован Государственный комитет по делам граж­данской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликви­дации последствий стихийных бедствий. В январе 1994 г. этот комитет был преобразован в Министерст­во по делам гражданской обороны, чрезвычайным си­туациям и ликвидации последствий стихийных бед­ствий Российской Федерации (МЧС России).

МЧС России является федеральным органом ис­полнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области гражданской обороны, защиты населения и террито­рий от чрезвычайных ситуаций природного и техно­генного характера, обеспечения пожарной безопас­ности, а также координирующим деятельность феде­ральных органов исполнительной власти в указанной области.

В систему МЧС России входят:

    региональные центры по делам гражданской обо­роны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации по­следствий стихийных бедствий;

    органы, специально уполномоченные решать за­дачи гражданской обороны и задачи по предупрежде­нию и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    Государственная противопожарная служба;

    войска гражданской обороны;

    образовательные, научно-исследовательские уч­реждения и иные организации, находящиеся в веде­нии МЧС России.

Для решения гуманитарных задач в МЧС России существует Российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования.

МЧС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

Основными задачами МЧС России являются:

    Реализация единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности.

    Осуществление по решению Президента Россий­ской Федерации и Правительства Российской Федерации мер по организации и ведению гражданской оборо­ны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за преде­лами Российской Федерации.

    Осуществление в соответствии с законодательст­вом Российской Федерации нормативного регулирования, специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России.

    Осуществление управления в области граждан­ской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной без­опасности, а также координация деятельности феде­ральных органов исполнительной власти в указанной области.

    Осуществление в установленном порядке сбора и обработки информации в области гражданской оборо­ны, защиты населения и территорий от чрезвычай­ных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также обмена этой информацией.

Мчс России в пределах своей компетенции осу­ществляет следующие основные мероприятия:

    издает нормативные правовые акты по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и осуществляет контроль за их исполнением;

    проводит в установленном порядке проверки го­товности министерств и ведомств к осуществлению мероприятий гражданской обороны;

    в случае возникновения чрезвычайных ситуаций запрашивает в установленном порядке от министерств и ведомств, субъектов РФ информацию, необходимую для выполнения возложенных на министерство задач;

    привлекает в установленном порядке отдельных специалистов и организации для участия в проведении государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации в области гражданской обороны и предупреждения чрезвычай­ных ситуаций;

    осуществляет государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности министерствами и ведомствами, органами исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации, ор­ганами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами, гражданами Россий­ской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в порядке, установленном законода­тельством Российской Федерации;

    заключает в установленном порядке с междуна­родными и неправительственными организациями договоры, связанные с ликвидацией последствий сти­хийных бедствий и оказанием иностранным государ­ствам гуманитарной помощи.

Создание МЧС России стало первым шагом в деле построения в стра­не современной системы предупреждения и ликвида­ции чрезвычайных ситуаций. Министерство выступи­ло в роли организатора этой системы. В апреле 1992 г. Правительством РФ было утверждено «Положение о Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС)». В 1995 г. эта сис­тема была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычай­ных ситуаций.

Целью создания системы является объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвида­ции чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами, решаемыми РСЧС, являются:

    разработка и реализация правовых и экономиче­ских норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

    осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функ­ционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

    обеспечение готовности к действиям органов уп­равления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

    подготовка населения к действиям в чрезвычай­ных ситуациях;

    прогнозирование и оценка социально-экономиче­ских последствий чрезвычайных ситуаций;

    создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    осуществление государственной экспертизы, над­зора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

    ликвидация чрезвычайных ситуаций;

    осуществление мероприятий по социальной за­щите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций; проведение гуманитарных акций;

    реализация прав и обязанностей населения в об­ласти защиты от чрезвычайных ситуаций, в том чис­ле лиц, непосредственно принимающих участие в их ликвидации;

    международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

РСЧС состоит из функциональных и территориаль­ных подсистем, которые действуют на федеральном, региональном, территориальном, местном и объекто­вом уровнях.

Функциональные подсистемы создаются феде­ральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и терри­торий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов.

Территориальные подсистемы создаются в субъек­тах Российской Федерации для предупреждения и лик­видации чрезвычайных ситуаций в пределах их терри­торий и состоят из звеньев, соответствующих админист­ративно-территориальному делению этих территорий.

На каждом уровне РСЧС создаются координацион­ные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и сред­ства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обес­печения.

Координационными органами РСЧС являются:

    на федеральном уровне - Правительственная ко­миссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопас­ности федеральных органов исполнительной власти;

    на территориальном уровне (в пределах террито­рии субъекта Российской Федерации) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситу­аций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

    на местном уровне (в пределах территории муни­ципального образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обес­печению пожарной безопасности органа местного самоуправления;

    на объектовом уровне - комиссия по предупреж­дению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

Постоянно действующими органами управления единой системы являются:

    на федеральном уровне - МЧС России, структур­ные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

    на региональном уровне - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедст­вий МЧС России;

    на территориальном и местном уровнях - соот­ветствующие органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситу­аций на территориях субъектов Российской Феде­рации и территориях муниципальных образований (органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям);

    на объектовом уровне - структурные подразде­ления или работники организаций, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населе­ния и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Органами повседневного управления единой систе­мы являются:

    центры управления в кризисных ситуациях, ин­формационные центры, дежурно-диспетчерские служ­бы федеральных органов исполнительной власти;

    центры управления в кризисных ситуациях регио­нальных центров;

    центры управления в кризисных ситуациях орга­нов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных ор­ганов федеральных органов исполнительной власти;

    единые дежурно-диспетчерские службы муници­пальных образований;

    дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

При рассмотрении третьего вопроса необходимо познакомить студентов с основными режимами функционирования РСЧС, указав, что РСЧС в зависимости от складывающейся обстановки может функциониро­вать в следующих режимах:

    режим повседневной деятельности;

    режим повышенной готовности;

    режим чрезвычайной ситуации.

Для координации деятельности в области защиты от чрезвычайных ситуаций создается комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситу­аций и обеспечению пожарной безопасности объекта (организации). В ее состав входят наиболее подготов­ленные, опытные и ответственные специалисты струк­турных подразделений объекта. Эта комиссия осу­ществляет руководство разработкой и проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности работы потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функ­ционирования организаций и объектов при возникно­вении чрезвычайной ситуации.

В состав комиссии, как правило, входят руководи­тель объекта или его первый заместитель (председа­тель комиссии), один из заместителей руководителя и начальник штаба по делам ГОЧС (заместители пред­седателя комиссии), заместитель главного инженера, главные специалисты объекта (технолог, механик, энергетик, начальник производства), инженер по тех­нике безопасности, начальник финансового органа, начальник отдела кадров, юрисконсульт, начальники служб. Рабочим органом комиссии является штаб (от­дел, сектор) по делам ГОЧС.

Для выявления причин возникновения чрезвычай­ной ситуации, прогнозирования и оценки ее масшта­бов и характера, выработки предложений по ликвида­ции из состава комиссии по ЧС объекта формируются оперативные группы.



Просмотров