Постоянный сервитут. Что такое сервитут земельного участка? Сервитут: что это такое

Федеральная служба судебных приставов Российской

Федерации

ФССП РФ является центральным субъектом исполнительного производства, так как именно на нее ФЗИП в ст. 5 возлагает полномочия по осуществлению принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов.

ФССП РФ осуществляет свою деятельность по территориальному принципу, ее подразделения расположены во всех субъектах Российской Федерации. Руководители подразделений ФССП РФ осуществляют текущий и последующий контроль за исполнительным производством.

Возглавляет ФССП РФ директор - главный судебный пристав Российской Федерации. В рамках текущего контроля за принудительным исполнением, согласно п. 10 Положения о ФССП, он обеспечивает и контролирует в соответствии с законодательством РФ исполнительное производство, возбужденное в отношении одного и того же должника в различных территориальных органах ФССП. Приостанавливает исполнительное производство в случае поступления жалобы на постановление, действия (бездействие) подчиненных ему должностных лиц службы судебных приставов, передает исполнительное производство из одного подразделения Службы в другое, определяет подразделение судебных приставов, которое будет осуществлять сводное исполнительное производство,

если исполнительные документы в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию предъявлены в территориальные органы ФССП нескольких субъектов РФ.

Директор ФССП к тому же осуществляет федеральный контроль над исполнением наиболее сложных и актуальных исполни-

тельных производств.

В рамках последующего контроля главный судебный пристав РФ рассматривает жалобы на действия сотрудников ФССП в порядке подчиненности. В соответствии со ст. 123 ФЗИП главный судебный пристав РФ наделяется правом принимать в порядке подчиненности жалобы на действия (бездействие) главного судебного пристав субъекта РФ и его заместителей. Возможность принятия самостоятельного решения взамен отмененного постановления судебного пристава-исполнителя, установленная в ст. 127 ФЗИП, ставит руководящие должностные лица ФССП (директора ФССП, главного судебного пристава субъекта РФ и др.) на качественно новый уровень организации исполнительного производства, позволяя

непосредственно влиять на совершение исполнительных дей-45

В структуре центрального аппарата ФССП можно выделить три основных функциональных компонента, которые в дальнейшем реализуются на уровне региональных управлений. Первый отвечает за организацию исполнительного производства и реализацию имущества должников, находя свое материальное воплощение в двух соответствующих управлениях (Управление организации исполнительного производства и Управление организации работы по реализации имущества должника). Второй - за обеспечение установлен- ного порядка деятельности судов, который включает в себя организацию дознания и административной практики и также выражен в двух управлениях (Управление организации обеспечения исполнительных действий и установленного порядка деятельности судов и Управление организации дознания и административной практики). Третий осуществляет контроль, а также организационно обеспечивает два предыдущих компонента и реализуется в деятельности пяти управлений (Организационно-контрольное управление, Правовое управление, Управление делопроизводства, Управление государственной службы и кадров, Управление делами). Все три компонента тесно взаимосвязаны, причем второй компонент, помимо организационного обеспечения деятельности судов, осуществляет силовую поддержку исполнительного производства.

В соответствии со ст. 78 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. На уровне субъектов Российской Федерации сегодня действуют 82 региональных управления ФССП, которые подчинены центральному аппарату Службы. Во многом их структура сходна с центральным аппаратом ФССП.

Возглавляют территориальные органы ФССП России главные судебные приставы субъектов РФ, назначаемые на должность и освобождаемые от должности приказом Министерства юстиции РФ по представлению директора ФССП России.

В рамках текущего контроля руководитель Управления ФССП в субъекте РФ выполняет территориальный контроль над исполнением наиболее сложных и актуальных исполнительных производств в связи с чем организует районное, межрайонное подразделение (группу) судебных приставов по особым исполнительным производствам, в которые передаются исполнительные производства на сумму, превышающую 20 млн руб. Он имеет право отменить незаконные постановления подчиненных судебных приставов, принять новое решение, определить меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений. Может приостановить исполнительное производство в случае поступления жалобы на постановление, действия (бездействие) подчиненных ему должностных лиц службы судебных приставов.

Если исполнительные документы в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию предъявлены в несколько подразделений территориального органа ФССП, то по ним возбуждается (ведется) сводное исполнительное производство в подразделении судебных приставов, которое определяется главным судебным приставом субъекта РФ. Он же осуществляет контроль за ведением такого исполнительного производства или возлагает данную обязанность на своего заместителя. Также на основании ч. 9 ст. 33 ФЗИП главный судебный пристав субъекта РФ в целях более полного и правильного осуществления исполнительного производства вправе передать исполнительное производство из одного подразделения судебных приставов в другое (в том числе на стадии возбуждения исполнительного производства), о чем извещаются взыскатель, должник, а также суд, другой орган или должностное лицо, выдавшие исполнительный документ.

В рамках последующего контроля над исполнительным производством руководитель территориального подразделения ФССП рассматривает жалобы на постановление судебного пристава- исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, а также их действия (бездействие) в порядке подчиненности.

Как и в центральном аппарате, в структуре регионального Управления ФССП РФ присутствуют подразделения по осуществлению исполнительного производства, работы по обеспечению установленного порядка деятельности судов, отделы дознания и административной практики и др. Силовая составляющая еще более увеличивается с введением в структуру Управления группы быстрого реагирования, деятельность которой направлена в том числе и на обеспечение безопасности судебных приставов- исполнителей при совершении исполнительных действий.

Основным организационно-правовым звеном системы принудительного исполнения в Российской Федерации, ее фундаментом являются районные, межрайонные или соответствующие им территориальные подразделения судебных приставов, возглавляемые старшими судебными приставами, находящимися в организационном подчинении служб судебных приставов субъектов РФ.

Старший судебный пристав назначается на должность руководителем территориального органа ФССП. При этом кандидат на этот пост должен иметь высшее юридическое образование. Текущий контроль старшего судебного пристава в исполнительном производстве гораздо шире, нежели контроль других руководителей Службы. Старший судебный пристав утверждает наиболее важные постановления судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа. Кроме того, согласно ФЗИП, он дает письменное разрешение на совершение судебным приставом-исполнителем исполнительных действий в нерабочие дни и в период с 22 часов до 6 часов (ст. 35); утверждает акт судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания по основаниям, указанным в подп. 2-6 п. 2 ст. 46 указанного Закона; разрешает вопросы об отводе судебного пристава-исполнителя (ст. 63) и др.

Последующий контроль старшего судебного пристава в исполнительном производстве заключается в рассмотрении жалоб на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя в порядке подчиненности.

Следует также отметить, что на практике, в силу различных причин, старшие судебные приставы осуществляют исполнительные действия. Это может быть вызвано сложностью работы, отсутствием «свободных» судебных приставов-исполнителей, а также наличием в небольших подразделениях ФССП лишь одного судебного пристава-исполнителя. Данное полномочие старший судебный пристав выполняет в соответствии со ст. 10 ФЗ «О судебных приставах».

Районные, межрайонные или соответствующие им территориальные подразделения судебных приставов, являясь фундаментом системы принудительного исполнения, непосредственно осуществляют процессуальные действия по реализации судебных актов. Они включают в себя судебных приставов-исполнителей и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее - судебные приставы по ОУПДС).

Именно на судебных приставов-исполнителей возложены полномочия по принудительному исполнению. Однако в исполнительное производство вовлечены и судебные приставы по ОУПДС. Так, согласно ч. 1 ст. 10 ФЗ «О судебных приставах», судебный пристав по ОУПДС осуществляет привод лиц, уклоняющихся от явки к судебному приставу-исполнителю, участвует по указанию старшего судебного пристава в совершении исполнительных действий.

Их участие в исполнительном производстве продиктовано необходимостью предотвращения противоправных действий в отношении судебного пристава-исполнителя.

Судебный пристав-исполнитель является лицом, непосредственно осуществляющим принудительное исполнение в рамках деятельности структурных подразделений территориальных органов ФССП. ФЗ «О судебных приставах» и ФЗИП наделяют его широким кругом полномочий в рамках исполнительного производства.

В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; предоставляет сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования; обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности; получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов в объеме, необходимом для этого; объявляет розыск должника по исполнительному документу, его имущества или розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком, требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора РФ, и осуществляет такой розыск в соответствии с законодательством; осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях; при выявлении признаков преступления составляет сообщение об этом и направляет его начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.

Судебный пристав-исполнитель имеет право: получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки; проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов; давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий; входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им; арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом; налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе; использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника; в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения; объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка; вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве; при совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, участвующих в исполнительном производстве; при производстве розыска должника, его имущества, розыска ребенка (исполнительного розыска) или при производстве на основании судебного акта розыска гражданина - ответчика по гражданскому делу и (или) ребенка проводить исполнительно-разыскные действия: запрашивать из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске, осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам; при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим внутренних войск; совершать иные действия, предусмотренные ФЗИП.

В отличие от исполнительного производства советских времен, в современной России оно практически выведено из-под юрисдикции судов, большинство действий по принудительному исполнению судебный пристав-исполнитель осуществляет самостоятельно. Однако законодательство сохраняет за судом ряд важных полномочий в исполнительном производстве. Например, суд рассматривает заявления об отсрочке или рассрочке исполнения судебных актов, изменении способа и порядка их исполнения, разъясняет судебные постановления. В компетенции суда находятся вопросы отложения исполнительных действий, поворота исполнения, приостановления и прекращения исполнительного производства по исполнительным документам, выданным судебными органами (ст. 38, 39, 43) .

Основным видом контроля в исполнительном производстве, по нашему мнению, продолжает оставаться судебный контроль. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя. Согласно ст. 128 ФЗИП, постановления должностного лица ФССП, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.

На действия судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного арбитражным судом, или отказ в совершении указанных действий, в том числе на отказ в отводе судебного пристава-исполнителя, взыскателем или должником может быть подана жалоба в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя в 10-дневный срок со дня совершения действия (отказа в совершении действия). В случаях, связанных с принудительным исполнением актов судов общей юрисдикции, жалоба на совершение исполнительных действий приставом-исполнителем или отказ в совершении таких действий, в том числе на отказ в отводе судебного пристава-исполнителя, подается в суд общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава- исполнителя также в 10-дневный срок со дня совершения действия (отказа в совершении действия).

«Судебный контроль за производством принудительного исполнения исполнительных документов, - пишут И.Б. Морозова и А.М. Треушников, - является самым действенным и эффективным, так как суд - это орган правосудия, и никакой контроль со стороны государственных органов не заменит собой контроль судебный» .

Государственный механизм, как сложная система народовластия, определяет важное место каждому отдельному элементу, которым выступает государственный орган. Процессу управления страной свойственна предметно-материальная составляющая, которой удалось найти свое воплощение в инструментах власти, включенных в главный аппарат администрирования и координации государством.

Место госорганов в изучении юридических наук

В частности, обозначает понятие и признаки государственного органа, акцентируя внимание непосредственно на его сущности в качестве инструмента реализации власти в стране. Такая отрасль юриспруденции, как административное право, отдает внимание рассмотрению структуры исполнительных органов, их правоотношений с гражданами, сферы полномочий и компетенции.


В институте гражданского государственного органа предопределены правоотношениями имущественной природы, где отдельный элемент государственного механизма рассматривается, как юридическое лицо.

Принципы функционирования органов государства

Так же, как и любая организация, структурные единицы аппарата государственного управления представляют собой человеческий коллектив, осуществляемую каждым его представителем профессиональную деятельность, установление общих целей и достижение их по разработанному регламенту. По сути, данные признаки государственного органа можно по праву отнести к принципам функционирования всех учреждений, независимо от формы собственности. Поскольку кроме общих признаков, именно государственный аппарат обладает специальными показателями, это и выделяет органы державного управления среди всех организаций.

Государственный орган, понятие, признаки, виды которого обусловлены политико-правовой направленностью страны, как таковой, является организацией, представляющей общественные и общемасштабные интересы государства. Отсюда выступает и надобность законного регулирования, устанавливающего модель функционирования и конкретное положение отдельного органа.

Предназначение государственного органа

Только государственный орган способен осуществить задания, поставленные перед ним государством. Особенности державных структур, в первую очередь, вытекают из их социального предназначения, а затем и из своеобразия процедуры формирования, избрания. Например, Конституция РФ гласит о том, что Президент РФ является гарантом не только действующего законодательства, но и соблюдения в соответствии с ним прав и свобод граждан на всех общественно-политических уровнях.

Регламентированный порядок формирования госструктур

Образование конкретной государственной структуры в обязательном порядке сопровождается утвержденными положениями и правилами. Как правило, Конституция и принятые в соответствии с ней нормативно-правовые акты, приказы и распоряжения уполномоченных органов устанавливают тот самый регламент появления государственного органа и наделения его конкретными функциями. Согласно Конституции РФ, присвоение властных полномочий вне прохождения должной процедуры формирования органа, является наказуемым.

Властные полномочия государственных органов

Признаки органа государственной власти, в отличие от основных характеристик организации, содержат такую позицию, как наличие государственно-властных полномочий.

Благодаря особой форме осуществления деятельности, данная категория складывается из нескольких подпунктов, взаимосвязанных между собой, среди которых:

Полномочие на прямое решение вопросов, касаемых общественных и государственных интересов внутри страны;

Законодательное право (полномочие на составление, утверждение и издание нормативно-правовых и подзаконных актов, обязательных для выполнения другими органами государства, местными властями, самоуправлением, отдельными должностными лицами, общественными объединениями, гражданами страны и иностранцами; документов, которым свойственна индивидуальность действия);

Право на осуществление законных действий, имеющих правовое значение (выдача справок, регистрация юридических фактов и т. д.).

Так же, как и основные признаки государственного органа, обеспечение исполнения законодательных актов и подзаконных нормативно-правовых документов, в том числе, с помощью инструментов государственного принуждения, и контроль над ним, служит его характерной особенностью.

Компетенция государственных органов

Понятие «компетенции» государственного органа выступает здесь составным элементом, в пределах которого он осуществляет свои полномочия.

Это комплекс прав и обязанностей в определенной сфере деятельности. Государственный орган, понятие, признаки, виды которого играют в данном вопросе решающую роль, и предметы его ведения определяют соответствующие функции для полноценной организации государственной властной деятельности.

Кроме того, каждому государственному органу свойственна постановка конкретной задачи, выполнение которой и предназначает дальнейшие направления деятельности, специфику осуществления собственных обязанностей. Все это можно свести воедино в конкретную организационно-правовую форму деятельности.

Деятельность органов власти, утвержденная на государственном уровне

Такие признаки органа государственной власти нашли свое отражение в главном законе РФ - Конституции, множестве федеральных законов, президентских указах, подзаконных актах. Чтобы понять, о чем идет речь, достаточно обратиться к статье 99 Конституции Российской Федерации, которая определяет Федеральное Собрание в качестве регулярно действующего органа. Затем, регламент определяет порядок и организационные моменты работы Государственной Думы и Совета Федерации. Известно, что сессия - единственная форма деятельности каждой палаты Федерального Собрания. Также установлено на законодательном уровне и значение Правительства, судебных органов.

Понятие органов государственной власти, признаки каждого из них, не могут идти вразрез с общим определением термина «государство». Поэтому ничего нет удивительного в том, что характерным свойством данных структур является ответственность.

Отличия госорганов от остальных государственных организаций

Перечислив несколько основополагающих признаков государственного органа, можно сформулировать его значение. По сути, это часть госаппарата, механизма, действующая от имени державы, наделенная обозначенным объемом полномочий в рамках компетенции? и реализующая руководящие функции в предопределенной области общественных отношений. При этом форма и методы осуществления данной деятельности являются специфическими и свойственными лишь данному органу.

Вышеописанные признаки органов позволяют полагать, что государственным органом являются далеко не все учреждения, предприятия и организации. Несмотря на то, что все они могут иметь государственную форму собственности, друг от друга их отличает существенная разница. В первую очередь, предприятия не могут называться органом государства, поскольку ни одно из них не наделено государственно-властными полномочиями. Любая организация является прямым объектом, на которую распространяются полномочия органов власти.

Местное самоуправление и государственные органы

Признаки государственного органа имеют некоторую схожесть с Действуя на территории России и функционируя наряду с органами государства, местное самоуправление наделено особыми полномочиями в силу специфической правовой природы. В механизме госаппарата данная система не участвует. Однако черты государственных органов, описанные выше, во многом совпадают с признаками местных негосударственных органов. В частности, порядок формирования и образования их обозначается регламентом, обусловленным также задачами и интересами государства.

Реализующие свою деятельность в конкретной организационной форме, и обладающие некоторыми властными полномочиями, органы самоуправления нельзя назвать представителями власти. При этом их наличие необходимо, поскольку качественного самостоятельного управления на местах без него добиться не удастся.

При планировании сделок с землей или при оформлении прав собственности на участок земли нередко землевладелец сталкивается с ситуацией, когда участок обременен сервитутом. Согласно российскому законодательству, сервитут выступает срочным или постоянным правом пользования недвижимостью, в частности, участком земли, принадлежащим либо ограниченному, либо неограниченному кругу лиц.

В первом случае, когда право использования принадлежит конкретным лицам, речь идет о так называемом частном сервитуте , а во втором случае, когда круг лиц, имеющих соответствующие права, неограничен – о публичном сервитуте .

Порядок установления, прекращения сервитутов на участки земли устанавливается российским Гражданским кодексом. Кроме того, аналогичные нормативные положения имеются и в действующем Земельном кодексе.

Когда устанавливается сервитут?

Сервитут, обременяющий землю, может устанавливаться в определенных законодателем случаях, а именно:

  • при обеспечении прохода, проезда через соседний участок земли;
  • для прокладки и дальнейшей эксплуатации линии электропередачи, трубопроводов и (или) связи;
  • в целях обеспечения водоснабжения, мелиорации;
  • при обеспечении иных нужд собственника объекта недвижимости, когда эти нужды не могут обеспечиваться без установления соответствующего земельного сервитута.

В последнем случае речь идет о ситуации, когда на конкретном участке земли либо непосредственно с этим участком находится чужое недвижимое имущество, и собственнику указанной недвижимости требуется (периодически либо постоянно) использовать какую-то часть данного участка земли для обслуживания и (или) пользования своей недвижимостью.

К примеру, владельцу соседнего участка необходимо отремонтировать стену своего дома, которая располагается вплотную к другому участку земли, и без выхода на этот участок ремонт осуществить невозможно.

Как устанавливается сервитут?

Законом определено, что земельный сервитут, по общим правилам, устанавливается по соответствующему соглашению лица, требующего установления такого сервитута, и собственника соседнего участка земли. После достижения данного соглашения земельный сервитут подлежит регистрации, осуществляемой в порядке, определенном для регистрации различных прав на объекты недвижимости.

Если же вышеназванные лица, принимающие решение об установлении сервитута на участок земли, не достигли требуемого соглашения либо не договорились об его условиях, спор об обременении земли разрешается судом. Инициатором судопроизводства в рассматриваемой ситуации должно выступать лицо, требующее установления сервитута.

Еще один возможный вариант наложения земельного обременения – это наличие соответствующих интересов или требований у лица, которому земля предоставлена на правах либо постоянного (бессрочного) использования. Возможно также установление земельного сервитута в иных ситуациях, когда это предусматривается российским федеральным законодательством.

Важным моментом при установлении рассматриваемого обременения выступает нормативное положение о том, что собственник участка земли, обремененного сервитутом, может требовать, если иное не оговаривается законом, от лиц, в интересах которых устанавливался земельный сервитут, соразмерную оплату за использование его участка земли.

Из вышесказанного следует, что потребовать установления земельного сервитута вправе лишь собственник участка земли, либо собственник иного объекта недвижимости. Кроме того, возможно установление публичного сервитута, когда землей может пользоваться неограниченное число лиц. К примеру, если через участок проходит тротуар, которым могут пользоваться все желающие.

Правовые последствия

Стоит отметить, что обременение земельных участков сервитутами не лишает прав владения, использования и распоряжения соответствующим участком.

На практике, наличие обременительного земельного сервитута может существенно помешать землевладельцу лишь в нескольких случаях:

  1. Когда речь идет о публичном сервитуте. К примеру, дорожкой, проходящей посреди участка, пользуется неограниченное количество людей. При этом, исходя из судебной практики, снять или как-то ограничить названный вид сервитута очень сложно.
  2. Когда земельный сервитут обуславливается наличием на соответствующем участке земли какого-то чужого имущества. В результате, собственник участка несколько ограничен в реализации своих прав по распоряжению и владению землей. В частности, такой собственник не вправе проводить строительство на месте, где располагается чужое имущество и также на определенном законодателем расстоянии от него.
  3. Когда собственник земли, обремененной сервитутом, желает продать свой участок. Теоретически, сервитутное обременение никак не мешает продаже земли. Однако, на практике, участок земли с сервитутом реализовать гораздо сложнее, чем землю без обременения, поскольку не все покупатели согласны на наличие такого земельного сервитута. Кроме того, наличие обременения участка может отрицательно сказаться и на продажной цене земли.

Особенно проблематично, и с практической, и с правовой точки зрения, продать землю с обременением, когда речь идет о публичном сервитуте. Ведь одно дело, когда обременение связано с частным сервитутом со стороны соседей, которым периодически требуется обслуживать, ремонтировать часть строения, находящегося между участками земли. Тогда покупателей на земли найти гораздо проще. Кроме того, и с юридическим оформлением в рассматриваемой ситуации особых проблем, как правило, не возникает. Другое дело, когда круг лиц, пользующихся частью земли неограничен.

При оформлении прав нового собственника земли на соответствующий участок и, следовательно, при прекращении прав прежнего земельного собственника, право установленного ранее сервитута у соседа сохраняется. Само же обременение земельным сервитутом переходит к новому собственнику.

Гораздо сложнее, когда установление сервитута вызвано необходимостью обслуживания недвижимости, находящейся прямо на участке собственника. Допустим, гражданин пытается оформить собственность на землю, на которой располагается имущество других лиц. К примеру, на земле находится газовая труба, которая принадлежит газовому хозяйству соответствующего населенного пункта. В этом случае оформить собственность на участок земли, по документам принадлежащей администрации города, не так просто, поскольку на земле расположена недвижимость двух собственников: гражданина, который фактически владеет землей, и газового хозяйства.

В большинстве таких случаев, гражданину приходится оформлять собственность через суд, и решение судьи, как свидетельствует правоприменительная практика, может быть не всегда положительным. В указанной ситуации лучше предварительно проконсультироваться с юристом, поскольку результат во многом будет зависеть от юридически правильной аргументации исковых требований.

Порой случается так, что осуществление хозяйственной деятельности на одном землевладении невозможно без эксплуатации части или всего соседнего надела. Это имеет место, когда проезд, проход или проведение коммуникаций, газа, света, воды осуществить можно только при использовании земли соседа. Существует немало и других потребностей. Все эти человеческие нужды поддаются удовлетворению, если установить сервитут на земельный участок. Что это такое? Какой классификации поддается? Как оформляется? Когда приобретает свою силу? Все эти вопросы будут затронуты в статье.

Сервитут на земельный участок. Что это такое?

В процессе планирования сделок, связанных с земельными ресурсами, или при официальном оформлении права собственности на земельный участок владелец зачастую сталкивается с проблемой обременения земли сервитутом.

Исходя из законоположения Российской Федерации, сервитут подтверждает право пользования объектами недвижимости, в частности, землей, на постоянной либо срочной основе. Такое право может принадлежать как лимитированному, так и нелимитированному количеству лиц.

Виды

В зависимости от численности землевладельцев может быть частным и публичным Что это такое? Своеобразное требование по отношению к потенциальному собственнику участка или собственникам, как говорит само название. Первый подразумевает наличие права пользования земельными ресурсами у определенного круга людей, второй же не выдвигает каких-либо требований относительно того, кто может являться землевладельцем.

Основания для установления частого сервитута

  • Необходимость прокладки коммуникационных сооружений, магистралей электропередач, газо- и водообеспечения.

  • Необходимость проведения хозяйственной деятельности мелиорационного типа и иных хозработ, осуществление которых невозможно без задействования соседнего земельного участка.

Публичный сервитут: законные основания

Наложение публичного сервитута возможно в следующих целях:

  • организация общественного прохода или проезда к другому наделу;
  • реализация ремонтно-монтажных работ, создание коммуникационных путей, электрогазопровода, которые проходят через соседний участок;
  • организация дренажа другого землевладения, когда проведение работ без эксплуатации земли чужой не представляется возможным;
  • водообеспечение в случае прохождения на обременяемом участке водного русла;
  • осуществление общественных работ по косьбе сена в сельскохозяйственных нуждах;
  • удовлетворение потребностей охотников, рыбаков, если участок предоставляет такую возможность;
  • сбор трав, которые обладают целебными свойствами.

Когда можно установить сервитут?

Случаи, в которых возможно составление сервитута, обременяющего землю, определены на законодательном уровне. К таковым относятся:

  • обеспечение прохода или проезда через участок земли, расположенный по соседству;
  • прокладка и последующее пользование линиями электропередач, магистралями трубопровода или связями;
  • обеспечение центральным водоснабжением, мелиорациями;
  • удовлетворение других потребностей владельца недвижимого объекта, если они не могут быть обеспечены без установления сервитута на землю.

Последняя ситуация подразумевает эксплуатацию какой-либо части чужого земельного участка с целью обслуживания или пользования своею недвижимостью.

Приведем простой пример. Вы хотите отремонтировать стену своего дома, которая располагается вплотную к соседскому земельному участку, но проведение ремонтно-монтажных работ невозможно без выхода на земельный надел соседа.

Как установить обременения на землю?

Исходя из основных позиций закона, установление сервитута на земельный участок возможно только после полного соглашения сторон-участников, одним из которых является лицо, требующее установления такого обременения, вторым же выступает непосредственно владелец надела. Закрепляется такое соглашение договором в специальной форме, а называется оно сервитутом. Когда документ будет составлен, его необходимо зарегистрировать.

Процедура проходит в соответствии с правилами регистрации прав на недвижимые объекты.

Случается так, что стороны, которые решили заключить сервитут на землю, не могут договориться и дискутируют относительно его условий. В результате в спор вмешивается третье лицо — суд, который и разрешает конфликт. При этом в качестве истца должен выступать тот, кто требует установления обременения.

1. Два земельных надела находятся в собственности у разных хозяев.

2. Граничная линия участков общая.

3. Одно из землевладений располагается выгоднее, нежели второе, и, как результат, может удовлетворить потребности соседа. К таким нуждам можно отнести систему водоотведения, дороги для выезда и тротуары для прохода.

Регулирует отношения, которые возникают при составлении сервитута, Гражданский кодекс России.

Договор представляет собой двустороннее соглашение между собственником земельного участка и пользователем, который после вступления документа в силу получает право ограниченного пользования землей для реализации определенных целей.

Форма договора

Соглашение об обременении земельного участка заключается только в письменном виде, собственно говоря, так же, как и любой договор или контракт. Чтобы заполнить сервитут правильно, рекомендуется обратиться в юридическую контору и взять образец сервитута на земельный участок.

Сервитута - право передвижения по соседнему земельному участку. В документе должны содержаться сведения об обоих наделах, указываться их адрес и кадастровый номер. На плане участка, который имеет более выгодное расположение, отмечаются предполагаемые пути продвижения. Он выступает в качестве приложения к соглашению, исходя из закона о регистрации. Кроме того, на законодательном уровне предусмотрено предоставление земли во временное пользование по сервитуту за определенное вознаграждение, которому присуща материальная форма, однако безвозмездное использование земельных ресурсов тоже вполне возможно при условии достижения компромисса между сторонами.

При заключении соглашения также следует оговорить термин действия сервитута. Он может давать право и на пожизненное пользование, но если установлены сроки, их нужно четко прописать.

Составление договора

Существуют основные критерии, следовать которым обязательно при заключении сервитута. К таковым относятся:

  • в содержании договора должен быть определен вид наложенного обременения на надел с идентификацией на плане границ, обремененных земельным сервитутом;
  • в соглашении должны быть четко перечислены условия эксплуатации земельных ресурсов, чтобы они использовались строго в оговоренных целях;
  • за пользование землей должна быть установлена приемлемая плата;

  • четко определены сроки внесения материального вознаграждения за аренду земли;
  • в сервитуте должны быть прописаны права и обязанности каждой из сторон, их мера ответственности в случае выявления нарушений по сервитуту;
  • место расположения надела указывается на плане местности;
  • в договоре должно присутствовать детальное описание земельного участка, который подвергается обременению;

  • прописание номера по кадастровому учету для заключения соглашения обязательно;
  • определяется срок действия разрешения на пользование чужой землей;
  • в договоре должна содержаться информация о собственнике земли и о второй стороне - потенциальном пользователе.

Очень важно правильно составить договор сервитута земельного участка. Образец такого документа представлен ниже. Вот примерное его содержание:

  1. Преамбула . Идентификация сторон.
  2. Предмет соглашения. Здесь указывается основная причина, по которой составляется серветут, и в чьих интересах он устанавливается; прописывается адрес земельного надела; устанавливается срок действия сервитута или событие, при наступлении которого сила документа будет исчерпана; фиксируется размер оплаты владельцу.
  3. Правила ограниченного пользования. Указываются линии границ и другой порядок пользования.
  4. Права и обязанности сторон. Прописываются необходимые действия, которые должны выполнить стороны контракта. При этом они абсолютно не схожи между собой. Одной из основополагающих обязанностей потенциального пользователя является внесение материального поощрения. Устанавливается плата за сервитут, на размер которой оказывает прямое влияние оценка сервитута земельного участка. Она определяется компетентными органами и соразмерна ущербу, причиненному владельцу земли при внесении обременений на его землю.
  5. Дополнительные условия. Оговаривается необходимость последующей регистрации в государственных органах; действие договора, если изменится собственник земельного участка, обремененного сервитутом. Прописывается, когда договор вступает в силу после его подписания обеими сторонами. Также указывается, в скольких экземплярах он будет составлен, и для каких инстанций предназначен.
  6. Адреса и реквизиты участников договора.

На территории Российской Федерации действует договор сервитута земельного участка, образец которого вы можете видеть ниже.

Сроки действия

Период, на протяжении которого сервитут на землю будет в силе, определяется, прежде всего, исходя из целевой направленности документа. Как было сказано выше, различают срочный и бессрочный сервитуты. Первый вид подразумевает установление обременения на определенный срок, в течение которого будут осуществлены те или иные действия срочного характера. Например, прокладка коммуникационных путей, проведение ремонтно-строительных работ зданий и сооружений, расположенных очень близко по отношению к граничной линии чужих землевладений.

Бессрочный сервитут в отношении земельного участка не имеет четко установленного срока действия. То есть единожды подписанный документ в этом случае будет действовать постоянно (активно применяется при публичной эксплуатации земельного надела в случае прокладывания дорожной магистрали, инсталляции электрических сооружений и так далее).

Когда договор сервитута теряет силу?

Приведем простой пример. Надел эксплуатируется на условиях, которые не закреплены в договоре, и не по назначению. В данной ситуации только по инициативе судебных органов могут потерять силу установленные ограничения, если владелец участка приведет неоспоримые доказательства относительно неправомочности использования земли не по указанному целевому назначению. Или еще такой случай, когда соглашение земельного сервитута было заключено с целью создания новой транспортной развязки водообеспечения, но в связи с сооружением колодца такая необходимость отпала сама собой.

Соглашение о сервитуте земельного участка может потерять свою силу и в случае ликвидации непосредственно самого надела. Это может произойти, например, в результате затопления либо стихийного бедствия. Также отношения по обременению прекращаются, если земля была объединена с другим участком, для которого и было нужно ограниченное использование.

Если речь идет о публичном сервитуте, то его прекращение может наступить только по соответствующему распоряжению органов местной власти, когда пропала необходимость в эксплуатации надела под обременение. При этом, если затрагиваются интересы местных жителей, в обязательном порядке должно быть организовано собрание с целью выявления общественного мнения по поводу снятия обременений.

Прекращение действия сервитута бессрочного наступает и в случае окончания арендного срока земельного участка, а новое соглашение не будет заключено в силу того, что наблюдалось нецелевое использование земельных ресурсов.

Решение о прекращении сервитута может принять сам владелец участка, если откажется от земли, и суд, если вынесет соответствующее решение.

Частный сервитут может прекратить свое действие по обоюдному согласию сторон-участников, если срок не был определен в соглашении.

Сервитут на часть землевладения

Сервитут на часть земельного участка оформляется в том случае, если для удовлетворения потребности соседа или общественности нет необходимости использовать участок целиком. Такой частичный сервитут возможен как в частном, так и в публичном варианте. При этом оформление договора проходит по тем же правилам и в том же порядке.

Регистрация

Не подвергается государственной регистрации сервитут на земельный участок. Что это такоенеобходимое условие, никто не говорит, однако его нотариальное заверение все же лучше произвести. Государством же регистрируется само право, которое возникло после подписания земельного соглашения (на использование земли в определенных целях).

Документы для регистрации

Среди необходимых бумаг следующие:

  • заявление в соответствующей форме;
  • бумага, подтверждающая оплату государственной пошлины (как правило, квитанция);
  • документ, удостоверяющий личность заявителя (как правило, паспорт);
  • подписанный земельный сервитут, который прошел нотариальное заверение;
  • документы на участок земли, который находится в собственности у одного, а использовать его хочет другой (как правило, кадастровой план).

Право сервитута на земельный участок и на частичное использование чужого объекта недвижимости возникает только после регистрации в Едином Государственном правовом реестре.

Что делать, если сосед против?

Представьте тебе ситуацию: чтобы заехать машиной во двор, вам нужно воспользоваться дворовой территорией, земельным участком, который по документам принадлежит соседу, а он категорически не идет с вами на контакт и ни о каком сервитуте и слышать не хочет. В таком случае нужно обратиться в судебные органы того района, где расположен дом, написать исковое заявление, указав все фактические обстоятельства.

Суд одобрит ваше требование и обязует ответчика заключить сервитут в принудительном порядке, если вы докажете, что другого способа заехать во двор личным транспортом не существует.



Просмотров