Положительное законодательство. Позитивное право и его виды

Право - это обусловленная природой человека и об­щества и выражающая свободу личности система ре­гулирования общественных отношений, которой при­сущи нормативность, формальная определенность в офи­циальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Право как система ре­гулирования общественных отношений делится на 3 элемента:

1) естественное право, состоящее из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества. Важнейшая часть естественного права - права человека, или, иначе говоря, возможнос­ти, которые общество и государство способны обеспе­чить каждому гражданину,

2) позитивное - законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание социально-правовые притя­зания граждан, организаций, социальных групп

3) субъективное право, т. е. индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя.

Позитивное право - это система норм, содержащих опреде­ленные права и обязанности, исходящих от государства и об­щества, выраженные (закрепленные) в нормативно-правовых документах (законах, судебных прецедентах, актах исполнительной власти).

Т.е. позитивное право - это за­конодательство и другие источники юридических норм, в ко­торых получают официальное государственное признание социально-правовые притязания граждан, организаций, соци­альных групп.

При этом надо иметь в виду, что все правовые системы современного позитивного права в той или иной сте­пени основаны на естественном праве, содержат естественно-правовые начала.

Позитивное право исходит главным образом от государства, его властных структур: оно сконструировано по образу и подобию государства, отражает интересы и волю тех групп и слоев общества, которые оно преимущественно представляет и охраняет; позитивное право имеет официально-документальную форму выражения, воплощается в законах, иных нормативных правовых актах; позитивное право - это право, сведенное исключительно к закону.

Позитивное право возникает вместе с государством. Возникшее государство (публично-территориальная организация власти), стремясь навязать волю правящего слоя (класса, группы) всему обществу, издает акты, в которых выражает эту волю в общеобязательных, с формально-юридической точки зрения, определенных установлениях (правилах поведения, или нормах права). Совокупность таких установлений (правовых норм), содержащихся в принимаемых государством и его органами нормативных правовых актах, и есть позитивное право.

Свойства (= признаки) позитивного права

4) Сознательно-волевой характер . Право - проявление воли и сознания людей. В праве отражаются и выражаются потреб­ности, интересы, цели общества, социальных групп, отдельных лиц и организаций. Формирование и функционирование права как выра­жения свободы, справедливости и разума возможны только в обществе, в котором все индивиды имеют экономическую, политическую и духовную свободу. Но это осуществимо лишь в развитом гражданском общест­ве и правовом государстве.

5) Нормативность . Право четко определяет права и обязанности субъектов правового общения, а также меры юридической ответственности за их нарушение. Непос­редственно нормативность выражена в позитивном праве, т. е. в законодательстве, где нормы существуют в чистом виде. Норматив­ность в правовой сфере - это гарантия осуществления субъективного права. Обладатель субъек­тивного права не просто свободен в своих действиях, его свобода обеспечена, защищена общеобязательностью нормы, за которой стоит мощь государства.

6) Общеобязательность - действует для «всех», то есть в отношении заранее персонально не определённого круга лиц, в отношении «всякого и каждого», кто находится в предусмотренной нормой жизненной ситуации,

7) Формальная определенность правовые предписания находят письменное выражение в юридических документах, которые по своему содержанию отличаются четкостью, определенностью, предельно сжатым, кратким и выразительным слогом. Благодаря такой определенности субъекты права четко знают границы правомерного и неправомерного, свои права, свободы и обязанности, размер и вид ответственности за совершенное правонарушение.

8) Обеспеченность силой государственно-правового принужде­ния . Большинство правовых норм исполняется и соблюдается добровольно. Однако далеко не все из них претворяются в жизнь людьми в силу их внутреннего убеждения. Поэтому за каждой нормой потенциально стоит возможность государственного принуждения к исполнению, а также применения мер ответственности за ее нарушение. Государственное принуждение это фактор, позволив­ший четко разграничить право и обязанность, т.е. сферу личной свободы и ее границы. Человек, действующий в рамках права, свободен. Человек, нарушающий обязан­ности, действует несвободно. С помощью государственного принуждения (и его возможности) четко устанавливает­ся граница между свободой и несвободой, произволом. Эта граница обозначена через юридическую обязанность. Государственное принуждение ограничивает сво­боду человека вплоть до того, что может лишить его этой свободы. Поэтому необходимо четкое определение сферы свободы (право), ее границ (юридическая обязан­ность) и ограничений (юридическая ответственность).

9) Системность позволяет позитивному праву всесторонне и с максимальной полнотой урегулировать те или иные общественные отношения, причем урегулировать их единообразно в масштабах всей страны, поскольку позитивное право – это в целом единая в государстве система норм.

Право имеет обще социальную сущность , служит интересам каждого человека, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей.

Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут действовать сво­бодно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социаль­ном плане. В пределах своих прав человек уве­рен и свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищен­ная свобода.

Существует также теория классовой сущности права , разработанная в марксистском учении о госу­дарстве и праве. Утверждается, что право по своей сущности есть возведенная в закон воля экономически господствующего класса. Представляется, что изначально право создавалось в интере­сах всего общества, для сохранения его целостности в условиях социального расслоения. Поэтому реальные проявления клас­совости в содержании права следует рассматривать как искаже­ние его общесоциальной сущности.


Похожая информация.


Естественное право .

Под естественным правом подразумеваются идеальные первоосновы права. Естественное право не зависит от человеческой воли и желания. Оно представляет собой идеал, т. е. форму должного в отношениях между людьми. Его сущность раскрывается через понятие «справедливость». Утверждает существование высших, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок ценностей и т. д. Под естественным правом можно понимать совокупность объективных социальных ценностей человеческого бытия (свободу, равенство, справедливость), а также универсальных норм и принципов, находящихся в основании всех правовых систем мировой цивилизации. Основной характеристикой естественного права можно рассматривать истоки его формирования. Оно возникает не в результате целенаправленной правотворческой деятельности уполномоченных субъектов, а считается производным от самой природы человека. оно органично присуще человеку, появляется вместе с обществом и существует независимо от признания или не признания государством.

Позитивное право .

Позитивное право выступает как необходимый и существенный элемент правовой реальности, как проявление властной воли конкретных социальных субъектов и, в первую очередь, государства. Под позитивным правом подразумевается действующая система правовых норм, отношений и судебных решений. Позитивное право – правовые нормы, которые оформлены как система законодательства, поддерживаемого силой данного государства в данный исторический период. Позитивное право – это реальный, существующий в законах, иных документах, фактически осязаемый (и потому «позитивный») нормативный регулятор, на основе которого определяется юридически дозволенное и юридически недозволенное поведение и выносятся судами, другими государственными учреждениями юридически обязательные императивно-властные решения. Оно рассматривается как искусственно создание цивилизации, как проявление властной воли конкретных социальных субъектов. Позитивное право представляет собой институциональное образование : оно существует в виде внешних объективированных институтов, формализованных юридических норм, выраженных в законах, иных общеобязательных, нормативных юридических документах.

Нормы позитивного права могут не только соответствовать принципам естественного миропорядка (естественного права), но и противоречить им.

Основные различия между естественным и позитивным правом :

Объективное право (или собственно право) - это система обще­обязательных, формально определенных юридических норм, уста­навливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право - это юридические нормы, закреплённые формально в источниках права в данный период в конкретном государ­стве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.

Субъективное право - это мера юридически возможного поведе­ния, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъек­тивными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п.), которые субъек­тивны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

Если объективное право - это юридические нормы, выражен­ные в тех или иных формах, то субъективное право - это те конкрет­ные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного.

Естественное и позитивное право. Объективное и субъективное право.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Естественное и позитивное право. Объективное и субъективное право.
Рубрика (тематическая категория) Государство

Право - ϶ᴛᴏ система общеобязательных, формально определённых и закреплённых в официальных источниках норм, правил поведения, обеспеченных возможностью государственного принуждения.

Признаки:

1. Нормативность означает, что право как некая совокупность норм, правил поведения, указывает пределы (рамки) поведения людей. В их базе лежит типичность, сходство в поведении людей, повторяемость социальных и мыслительных процессов. Это правила поведения для неопределённого круга субъектов во всœех однотипных повторяющихся случаях, урегулированных какой-либо нормой. Характеризует также содержательную сторону права, то есть определяет какими правами, свободами и обязанностями наделяются участники общественных отношений (т.к. право - ϶ᴛᴏ правила поведения). Нормы права распространяются на общественные отношения, регулируют их не как индивидуальную ситуацию, а как вид отношения.

2. Обеспеченность возможностью государственного принуждения . Деятельность государства должна осуществляться в следующих направлениях: 1. При создании норм права должны создаваться действенные эффективные механизмы их реализации. Так как если у человека не будет объективной возможности реализовать, выполнить требования нормы права, то и использование принудительных мер не даст положительного результата. 2. В случае если же созданы всœе условия для реализации, выполнения предписаний норм права, а человек, организация эти требования не выполняют или нарушают предписания норм права, то именно в данном случае должно использоваться государственное принуждение. Обеспечение действия норм права возложено именно на государство, так как именно оно обладает для этого необходимыми ресурсами: организационными (создана система органов государственной власти, силовые структуры, вооружённые силы), материальными и финансовыми (государство действует за счёт средств налогообложения, средств, получаемых от использования природных ресурсов), правовыми (именно государство обладает правом на легальное применение силы, принуждения). При этом государство должно обеспечивать соблюдение предписаний норм права не только гражданами и организациями, но и самими органами государственной власти, должностными лицами. Государственное принуждение реализуется в следующих направлениях: 1. Принудительное исполнение обязанности 2. Возмещение причинённого вреда 3. Привлечение к юридической ответственности за правонарушение.

3. Формальная определœенность. Право - ϶ᴛᴏ единственный, социальный регулятор, имеющий жестко опреде­ленную форму своего выражения и фиксации. Т.е. нормы права получают внешнее формальное закрепление в официальных источниках права (НПА, нормативных договорах, правовых обычаях, прецедентах). Официальными будут те источники, которые непосредственно исходят от государства или которые признаются государством в качестве таковых (к примеру, органы местного самоуправления не являются государственными органами, но они наделœены правом принимать нормативные правовые акты). Посредством этого право приобретает официальный характер, становится точным, чётким, единообразным, общеизвестным. Через формальную закреплённость оно получает некую структурность.

4. Системность. Право имеет внутреннюю систему, структуру. Оно внутренне согласовано, обеспечивает комплексную регламентацию всœех наиболее важных общественных отношений. Системность права объясняется тем, что регулируемые им общественные отношения также взаимосвязаны, взаимообусловлены. Система права строится на базе критерия – регулируемые отношения. Соответственно право делится на отрасли и институты права.

5. Общеобязательность. Означает то, что требования, предписания норм права обязательны для всœех субъектов права, ᴛ.ᴇ. и для граждан, организаций, и для гос. органов, должностных лиц. Требования норм права являются обязательными независимо от желания участников общественных отношений. Общеобязательность обеспечивается принудительной силой государства. Обязательными будут нормы, содержащие не только указание на обязанности или запреты, но и предоставляющие права. И хотя реализация права как определённой социальной возможности, закреплённой в конкретной норме права, зависит от усмотрения правообладателя, но само наличие права у того или иного лица одновременно налагает обязанности на всœех остальных лиц как минимум это право не нарушать. К примеру, в законе закреплено право избирать, в соответствии с которым конкретный гражданин по своему усмотрению может пойти и проголосовать на выборах или не воспользоваться данным правом. Но, даже если он не реализует данное право, никто не может его нарушать. Нормы права указывают, каким образом, в каком направ­лении, в течение какого времени, на какой территории крайне важно действовать тому или иному субъекту. Οʜᴎ предписывают правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ действий; выступают в качестве рав­ного, одинакового масштаба для всœех и каждого, кто оказывается в сфере их действия.

6. Интеллектуально-волевой характер. Означает то, что нормы права создаются в результате интеллектуальной, волевой деятельности людей. Нормы права специально разрабатываются на базе анализа подлежащих регулированию общественных отношений и выработки политики, стратегии их регулирования.

Естественное право .

Под естественным правом подразумеваются идеальные первоосновы права. Оно представляет собой идеал, т. е. форму должного в отношениях между людьми. Его сущность раскрывается через понятие ʼʼсправедливостьʼʼ. Утверждает существование высших, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок ценностей и т. д. Под естественным правом можно понимать совокупность объективных социальных ценностей человеческого бытия (свободу, равенство, справедливость ), а также универсальных норм и принципов, находящихся в основании всœех правовых систем мировой цивилизации. Основной характеристикой естественного права можно рассматривать истоки его формирования. Оно возникает не в результате целœенаправленной правотворческой деятельности уполномоченных субъектов, а считается производным от самой природы человека (как, к примеру, право на жизнь, честь, достоинство, личную неприкосновенность ). Оно органично присуще человеку, появляется вместе с обществом и существует независимо от признания или не признания государством. На сегодняшний день нормы естественного права получают государственное признание и закрепляются в официальных источниках, к примеру, в Конституции. Посредством такого признания нормы естественного права становятся гарантированными государством. Стоит сказать, что для норм естественного права характерно следующее . 1. Οʜᴎ являются универсальными, ᴛ.ᴇ. посредством них можно оценить любые общественные отношения. 2. Οʜᴎ носят наднациональный характер, ᴛ.ᴇ. присущи обществу на различных этапах исторического развития, существуют в любом государстве. 3. В них не содержится указания на конкретные права и обязанности при вступлении, к примеру в гражданские, административные, трудовые и другие правоотношения. Их можно рассматривать как базовые исходные положения, принципы правового регулирования. 4. Помимо юридических документов они бывают выражены в содержании моральных и религиозных норм. 5. Не имеют жёсткой иерархии, то есть они всœе значимы, представляют ценность для человека.

Позитивное право .

Позитивное право выступает как необходимый и существенный элемент правовой реальности, как проявление властной воли конкретных социальных субъектов и, в первую очередь, государства. Под позитивным правом подразумевается действующая система правовых норм. Позитивное право – правовые нормы, которые оформлены как система законодательства, поддерживаемого силой данного государства в данный исторический период. Позитивное право - ϶ᴛᴏ реальный, существующий в законах, иных документах, фактически осязаемый (и потому ʼʼпозитивныйʼʼ) нормативный регулятор, на базе которого определяется юридически дозволенное и юридически недозволенное поведение. Оно воспринимается как искусственно созданное, как проявление властной воли конкретных социальных субъектов, так как разрабатываются специально для регулирования отдельных видов общественных отношений. Посредством специальной правотворческой процедуры нормы принимаются и закрепляются в официальных источниках (законах, подзаконных актах) и представляют из себяопределённый вариант регулирования отношения, наиболее оптимальный в конкретных исторических условиях в конкретном государстве. Стоит сказать, что для норм позитивного права характерно следующее . 1. Οʜᴎ разрабатываются (ʼʼпридумываютсяʼʼ) людьми для регулирования различных видов общественных отношений и соответствующая норма применяется именно и только для конкретного отношения, для которого она создана. 2. Носят национальный характер.
Размещено на реф.рф
Т.е. в каждом государстве создаются свои собственные нормы, отличающиеся от норм регулирования в других государствах. 3. В них содержится указание на конкретные права и обязанности субъектов, вступающих в общественные отношения, урегулированные соответствующей нормой. 4. Οʜᴎ закреплены в официальных источниках, к примеру, в законах и подзаконных актах. 5. Οʜᴎ иерархичны. То есть нормы, закреплённые, к примеру, в Конституции, будут обладать приоритетом по сравнению с нормами, закреплёнными в подзаконных нормативных правовых актах.

Нормы позитивного права должны соответствовать принципам естественного права.

Объективное право - ϶ᴛᴏ юридические нормы, формально закреплённые в официальных источниках, уста­навливаемые и обеспечиваемые государством и направленных на урегулирование общественных отношений в общем порядке. Οʜᴎ распространяются на неопределённый круг лиц, на всœех. Οʜᴎ объективны в том смысле, что непосредственно не зависят от воли и сознания отдельного лица, то есть создаются в процессе правотворческой деятельности. Οʜᴎ закреплены законодательно независимо от отношения к ним конкретного лица (считает ли конкретный человек их необходимыми, эффективными, справедливыми). Οʜᴎ принадлежат субъектам права (то есть не столько индивидуальному лицу, сколько виду субъектов отношений. К примеру, физическому лицу, юридическому лицу, органу государственной власти. ) именно в силу законодательного закрепления. Οʜᴎ определяют модель поведения. Οʜᴎ определяют, в какие правоотношения потенциально может вступить тот или иной субъект.

Субъективное право - ϶ᴛᴏ мера юридически возможного поведе­ния, призванная удовлетворять собственные интересы лица в рамках конкретного правоотношения. Субъек­тивными правами выступают конкретные права и свободы личности как определённые возможности (право на труд, образование, заключение договоров и т.п.), которые субъек­тивны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и их реализация зависит от его воли и сознания. В случае если конкретный субъект, к примеру, человек или организация, не заинтересованы в реализации этих прав и свобод, то они не вступают в правоотношения и эти права и свободы так и остаются как именно потенциальные возможности, предусмотренные законодательно. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, субъективные права принадлежат конкретным субъектам как участникам правоотношений. Οʜᴎ возникают у лица в силу наличия заинтересованности в их реализации.

Естественное и позитивное право. Объективное и субъективное право. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Естественное и позитивное право. Объективное и субъективное право." 2017, 2018.

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Понятие и признаки позитивного права


Выполним работу на заказ

Контрольная работа Курсовая Дипломная Отчет по практике Реферат Билеты к экзаменам Семестровая работа Чертёж Перевод Презентации (PPT, PPS) Проверка готовой работы Диссертация Доклад Шпаргалка Онлайн помощь Монография Диссертация Магистерская Другое


Позитивное право – это система общеобязательных, формально-определенных правил поведения создаваемых государством и подкрепленных мерами государственного принуждения.

Признаки позитивного права

1. Нормативность (общий характер) - состоит из норм. Нормы права – это определенные правила поведения. Они адресуются людям и их организациям и призваны регулировать, упорядочивать общественные отношения (отношения между людьми). Нормы права – это правила общего характера: складывается из нескольких признаков:

  • - адресован индивидуально-неопределённому кругу лиц;
  • - применяется (действует) неоднократно;
  • - существует длительный заранее неограниченный период времени;
  • - регулирует наиболее типичные устойчивые общественные отношения.

2. Подкреплено мерами государственного принуждения. Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения, представляет собой необходимый фактор существования и функционирования права. Государственное принуждение реализуется в двух направлениях:

  • - оно обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель принудить правонарушителя к исполнению обязанности в интересах пострадавшей стороны (возмещение ущерба и т.п.);
  • - в определённых законом случаях виновный привлекается к юридической ответственности и подвергается наказанию (лишение свободы, штраф и т.п.).

3. Общеобязательность – нормы права в отличие от других норм поведения обязательны для тех, кому они адресуются.

4. Государственно-волевой характер. Появляется по воле государства и выступает в качестве государственного регулятора общественных отношений.

5. Двусторонний, представительно-обязывающий характер. Право всегда содержит в себе корреспондирующие между собой права и обязанности. Не существует права без обязанности, также как не существует обязанности без права. Право состоит из множества субъективных прав и юридических обязанностей. Юридическая обязанность – это мера должного поведения.

6. Формальная определенность. Право определено и внешне выражено в специальных источниках (Конституция, кодексы и т.д.).

7. Системность. Нормы, из которых оно состоит, находятся в определенном единстве, в системе и тесно связаны между собой. Они регулируют общественные отношения не в одиночку, не каждая сама по себе, а в комплексе, во взаимодействии друг с другом, объединяясь в институты и отрасли права.

Основной тезис теории естественного права (Гроций, Гоббс, Чокк, Монтескье, Руссо и др.) заключается в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право включает в себя также естественное право.

Последнее понимается как совокупность прав, которыми все люди обладают от природы в силу самого факта своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность, право быть счастливым и т.д. Государство не может посягать на эти естественные и неотъемлемые права человека.

Возникновение естественно-правовой теории связано с развитием революционной буржуазной идеологии в XVII-XVIII вв.

Естественно-правовая теория весьма наглядно демонстрирует ценностный подход к пониманию такого явления, как право. Однако в период борьбы буржуазии за власть, становления развития основных принципов буржуазной законности эта теория сыграла определенную прогрессивную роль. Не случайно в тех или иных модификациях она сохраняет свое значение и сегодня.

Согласно теории возрожденного естественного права (современная модификация естественно-правовой теории), то право, которое создается государством, является производным по отношению к высшему, естественному праву, вытекающему из человеческой природы. Позитивное право, то есть нормы, установленные государством, признается правом только в том случае, если оно не противоречит естественному праву, то есть общечеловеческим принципам свободы, равенства, справедливости для всех людей.

В рамках теории возрожденного естественного права выделяются два основных направления - неотомистская теория права и "светские" концепции естественного права.

Неотомизм - по существу, новейшая интерпретация средневекового учения Фомы Аквинского. Рассматривая вопрос о природе, сущности права, неотомистская теория пытается найти основные права в мировом порядке, согласующемся с религиозными догматами, вечным законом, высшим божественным разумом. Божественный закон призван устранять несовершенство человеческого, положительного закона, если он расходится с естественным правом. Сторонники неотомизма подчеркивают превосходство естественного права над правом человеческим, позитивным, то есть установленным государством. При этом они отмечают, что право частной собственности, хотя и имеет государственное происхождение, не противоречит естественному праву.

"Светская" доктрина естественного права исходит из этической первоосновы права, из необходимости соответствия правовых установлении моральным требованиям естественного права, основанного на стандартах справедливого поведения. Для этой теории характерным является признание в качестве основы "правильного", "законного" права некоей естественной нормативной системы, не совпадающей с позитивным правом.

Позитивизм - направление юриспруденции, которое, фетишизируя словесно-символическую форму существования права, фиксирует в основном лишь результаты правотворческой деятельности, отрывая тем самым нормативные установления от существующих правоотношений. Это учение основывается на анализе и оценке правовых норм с формальной точки зрения, то есть с точки зрения их внешней формы. Иными словами, акцент делается на формальной характеристике права. Не случайно поэтому позитивизм нередко остается на уровне описательной социологии.

Юридико-позитивистские концепции, воспринимающие право через его текстуальную форму и, по сути дела, отождествляющие право с его текстуальной формой, рассматривают право либо в качестве фактических результатов правоприменительной деятельности, либо в качестве нормативно-правовых текстов.

Действительно, текстуальная форма права - необходимый его атрибут, однако полное отождествление права как сложнейшего социального феномена с текстуальностью как одним из признаков атрибутов права, думается, ошибочно.

При этом положительным моментом здесь является внимание к позитивному содержанию правовых текстов.

Право есть нормативно закрепленная справедливость. В свою очередь, закон, не соответствующий справедливости, не есть право, а справедливый закон - это правовой закон.

"Широкое" толкование права включает в его понятие не только нормы, но и правоотношения (нередко и правосознание, субъективные права граждан). Сторонники такого толкования исходят из различения права и закона. При этом подчеркивается, что норма права, взятая вне регулируемых общественных отношений, лишается своих регулятивных свойств, утрачивает свою сущность. Это не мешает, однако, рассматривать нормативность как важнейшее качество права. Речь идет не об отказе от понимания права как системы норм, а о поиске более емкого определения, которое должно охватить все богатство правовой материи. Нормы

Важнейший, но не единственный элемент права как сложного, единого, целостного явления. Нормы, если они действующие, не могут застыть в кодексах и предписаниях закона; они воплощаются в правоотношениях. Таким образом, право выражается двояко, в предписаниях закона и правоотношениях.

Приверженцы "широкой" концепции права понимают (и видят в этом его социальную ценность) право как систему норм свободы, которые объективно обусловлены, отражают идеалы равенства и справедливости и приобретают юридическую силу посредством их официального признания. Право формируется обществом, и законодатель формулирует лишь то, что уже сложилось (или складывается) в обществе. При этом важно, чтобы официальный закон был справедливым, то есть правовым. В правовом государстве должен господствовать правовой закон, отвечающий идеям демократии, свободы, справедливости и гуманности.

Следует подчеркнуть, что сторонники и той, и другой позиции

- "широкого" и собственно нормативного понимания права - сходятся в том, что определение права в качестве основного, главного элемента включает систему норм, установленных либо санкционированных и охраняемых государством.

Позитивное право действительно вырастает из общественного правосознания, в том числе и из имеющихся в обществе правовых идей и представлений, тех или иных устоявшихся жизненных правил и обычаев, но это отнюдь не означает, что следует признавать действующим юридическим правом все, что имеет правовое значение. Такое широкое понимание права под предлогом несводимости права к закону вольно или невольно допускает отход от законности, ослабляет роль и авторитет закона в обществе.

Новые идеи различения права и закона, признания правовых или нравственных, но обязательных для самого государства и его политики постулатов, от которых не должны отступать ни законодатели, ни сами законы демократического и правового государства, сейчас только начинают складываться в российском праве и правоведении. В этих правовых конституционных идеях отражены общечеловеческие идеи о сущности права как средстве общественного согласия, учета интересов всех социальных групп общества, принятые демократическими государствами современного мирового сообщества.



Просмотров