Положение о производственном экологическом контроле

4.2. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха

Наблюдение за состоянием атмосферного воздуха по химичес­ким, физическим, биологическим показателям, которое предшеству­ет и неотделимо от контроля за атмосферой, осуществляется общего­сударственной службой наблюдения и контроля за уровнем загрязнения природной среды (ОГОНК). Основными задачами этой службы являются: изучение распространения загрязняющих ве­ществ во времени и пространстве, определение эффективности средств защиты атмосферного воздуха, сбор систематической и экс­тренной информации об охране загрязнения воздушного бассейна, прогнозы о возможном изменении этого уровня под воздействием естественных и антропогенных причин, снабжение компетентных и заинтересованных органов и организаций материалами для состав­ления годовых и перспективных планов охраны атмосферного воз­духа и разработка рекомендаций по надлежащей охране и защите воздушного бассейна от загрязнения в интересах сохранения здоро­вья людей и обеспечения решений, народнохозяйственных задач. В случае возникновения угрозы здоровью людей органы ОГОНК обязаны немедленно сообщить об этом Правительству РФ, а также правительствам республик, входящих в состав РФ, исполнительным органам других субъектов РФ, местной администрации, заинтересо­ванным предприятиям, учреждениям и организациям для принятия неотложных мер.

Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха имеет своей задачей обеспечить выполнение всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, государственными, кооперативными и другими общественными предприятиями, учреж­дениями и организациями, а также гражданами мероприятий по ох- ране атмосферного воздуха, соблюдение условий выбросов загрязняющих веществ и других вредных воздействий на атмосферу, а также иных правил, установленных законодательством об охране ат­мосферного воздуха.

Осуществляется он соответствующими органами исполнитель­ной власти - в части соблюдения правил и норм по охране атмосфер­ного воздуха регулирования использования воздушного бассейна го­родов и промышленных центров;

санитарно-эпидемиологической службой РФ - в части соблюде­ны санитарно-гигиенических правил и норм по охране атмосферного воздуха, включая охрану его от вредных физических воздействий, отрицательно влияющих на здоровье людей;

Государственной инспекцией по контролю за работой газоочист­ных, пылеулавливающих установок Министерства химической и нефтеперерабатывающей промышленности Российской Федера­ции - в части оснащенности предприятий, учреждений и организа­ций сооружениями, оборудованием и аппаратурой для очистки вы­бросов загрязняющих веществ в атмосферу и соблюдения правил эксплуатации этих сооружений, оборудования и аппаратуры;

Государственной автомобильной инспекцией МВД Российской Федерации - в части соблюдения нормативов предельно допусти­мых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, а также уровней шума, установленных для автомототранспортных средств. Функции по охране атмосферного воздуха в системе МВД России осуществляется: участковыми инспекторами, патрульно-постовой службой, инспекторами ГИБДД МВД РФ, экологической милицией и подразделениями вневедомственной охраны.

Законом РСФСР об охране окружающей природной среды (ст. 53) предусмотрена охрана окружающей природной среды от шу­ма, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздей­ствий, и органы местного самоуправления, предприятия, учрежде­ния, организации, граждане обязаны принимать необходимые меры по предупреждению вредного воздействия и устранению интенсивного производственного шума, вибрации, вредного воздействия маг­нитных полей и других вредных физических воздействий на окру­жающую природную среду в производственных, общественных, жилых зданиях, на улицах, во дворах, на площадях городов и других населенных пунктов, в загородных зонах отдыха населения, в местах массового скопления и размножения диких зверей и птиц.

Запрещается превышение нормативов предельно допустимых уровней воздействия на здоровье человека и окружающую природ­ную среду производственного и транспортного шума, вибрации, маг­нитных нолей и иных вредных физических воздействий.

Нарушение указанных нормативов влечет за собой приостанов­ление или прекращение работы предприятий, цехов, агрегатов, ино­го оборудования, эксплуатации транспортных средств, иных источ­ников вредного воздействия шума, вибрации, магнитных полей и других вредных физических воздействий до устранения обнаружен­ных недостатков.

Координация работ по государственному контролю за охраной атмосферного воздуха, проводимых указанными органами, осуще­ствляется Комитетом по гидрометеорологии и мониторингу окружа­ющей среды Российской Федерации.

4.3. Ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха

Большое число статей, связанных с охраной атмосферного воздуха, имеется в КоАП РСФСР.

Основанием для ответственности за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха являются правонарушения, предус­мотренные в Законе. В соответствии с действующим законодатель­ством должностные лица и граждане подвергаются штрафу, налагае­мому в административном порядке, или предупреждению за совершение следующих правонарушений:

нарушение нормативов предельно допустимых выбросов или вре­менно согласованных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; превышение нормативов предельно допустимых вредных физичес­ких воздействий на атмосферный воздух; выброс загрязняющих ве­ществ в атмосферу без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов; вредное физическое воздействие на ат­мосферный воздух без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов в случаях, когда получение такого разре­шения необходимо в соответствии с законодательством (ст. 77 КоАП РСФСР); нарушение правил эксплуатации, а также неиспользование установленных сооружений, оборудования, аппаратуры для очистки и контроля выбросов в атмосферу (ст. 79 КоАП РСФСР); ввод в экс­плуатацию новых и реконструированных предприятий и других объ­ектов, не удовлетворяющих требованиям по охране атмосферного воздуха (ст. 78 КоАП РСФСР); выпуск в эксплуатацию автомобилей, самолетов, судов и других передвижных средств и установок, у кото­рых содержание загрязняющих веществ в выбросах, а также уровень шума производимого ими при работе, превышают установленные нормативы (ст. 80 КоАП РСФСР);

нарушение правил складирования промышленных и бытовых от­ходов, несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха при сжигании указанных отходов (ст. 82 КоАП РСФСР); нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений, стимуляторов роста, минеральных удобрений и других препаратов, повлекшее или могущее повлечь загрязнение атмосфер­ного воздуха (ст. 83 КоАП РСФСР);

эксплуатация автомототранспортных и других передвижных средств, установок, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах, также уровень шума, производимого ими при работе, пре­вышают установленные нормативы (ст. 81 КоАП РСФСР);

невыполнение предписаний органов, осуществляющих государ­ственный контроль за охраной атмосферного воздуха, об устранении нарушений правил по охране атмосферного воздуха (ст. 84 КоАП РСФСР).

Административная ответственность наступает в случае, когда со­вершенные правонарушения не влекут уголовной ответственности. Административные взыскания налагаются административными ко­миссиями при органах местного самоуправления, а также, в опреде­ленных случаях, по решению главных врачей санитарно-эпидемио-логической службы Минздрава Российской Федерации.

Уголовная ответственность за загрязнение атмосферного воздуха предусмотрена ст. 251 УК РФ («Загрязнение атмосферы») и соответствующими статьями уго­ловных кодексов республик. Данные статьи предусматривают ответ­ственность за загрязнение воздуха вредными для здоровья людей от­ходами промышленного производства в виде штрафа от 100 до 200 МРОТ или исправительными работами на срок до года; те же действия, причинившие существенный вред здоровью людей, наказываются лишением свободы на срок до 3 лет, а в случае гибели человека – до 5 лет. К указанному составу преступления относятся разъяснения Пленума Верховного Суда СССР № 4 от 7 июля 1983 г. «О практике применения судами законодательства об охране природы». В п. 4 этого постановления отмечается, что загрязнение воздуха рабочей зоны производствен­ных помещений вредными для здоровья людей веществами (выше предельно допустимых концентраций) надлежит рассматривать при наличии к тому оснований как нарушение правил охраны труда.

По ст. 336 УК РФ «Экоцид»: «… отравление атмосферы…, вызвавшее экологическую катастрофу, наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет».

Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны воз­местить вред, причиненный нарушением законодательства об охране атмосферного воздуха, в размерах и порядке, устанавливаемых зако­нодательством.

5. Заключение

В заключение хотелось бы еще раз напомнить о том, что от воздуха зависит все, что живет на поверхности Земли. В ненарушенной природной среде удерживается четкое равновесие между количеством углекислого газа, выдыхаемого живыми существами и выделяемого при разложении растений, и количеством углекислого газа, потребляемого в процессе фотосинтеза. Первоочередная задача каждого человека, не нарушать это равновесие, первоочередная задача государства - предпринять меры по охране источника жизни (каким по праву может считаться воздух).

Использованная литература:

1. Бринчук М.М. Экологическое право: Право окружающей среды: Учебное пособие. – М., 1999.

2. Бринчук М.М., Каверин А.М., Колбасов О.С. Законодательство об охране атмосферного воздуха. М., 1981г.

3. Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник для вузов. – М., 2000г.

4. Болбас М.М. Основы промышленной экологии. Москва: Высшая школа, 1993.

5. Владимиров А.М. и др. Охрана окружающей среды. Санкт-Петербург: Гидрометеоиздат 1991.

6. Основы экологического права. Учебное пособие (Под. Ред. Кандидата юридических наук, доцента И.А. Еремичева. – М.: Центр юридической литературы «Щит», 2001. – 118с.

7. Ерофеев Б.В. Экологическое право: Учебник для вузов. – М.: Новый Юрист, 1998. – 668с.

8. Кузнецова Н.В. Экологическое право: Схемы, комментарии/ Учебное пособие. – М.: Новый Юрист, 1998. – 144с.

9. Кузьмин С.В., Аршаница Н.М. Расследование преступных загрязнений атмосферного воздуха и водных объектов: Учебное пособие. – СПБ: ВШ МВД России, 1994.

10.Наша планета: Пер. с англ. – М.: Мир, 1985. – 248с. Т.3.

Список использованных нормативно-правовых актов:

1. Уголовный кодекс РФ от 13.06.96г. №63-ФЗ. Собрание законодательства РФ№ 25, ст. 2954.

4. Об охране окружающей природной среды. – Закон РСФСР от 19.12.91. №2060-1. //Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ №10, 1992.

5. Постановление Правительства РФ от 24.05.95 «О первоочередных мерах по выполнению Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой».


Наша планета: Пер. с англ. – М.: Мир, 1985. – 248с. Т.3.

Основы экологического права. Учебное пособие (Под. Ред. Кандидата юридических наук, доцента И.А. Еремичева. – М.: Центр юридической литературы «Щит», 2001. – С.52.

Возмущений в пространстве и времени. Следует изучить вопросы, связанные с моделированием воздействия удара метеороидов и балистических волн о поверхность Земли. 3. Тунгусское космическое тело. 30 июня 1908 г. произошло столкновение с атмосферой Земли космического тела, нижняя часть траектории которого проходила над Вост. Сибирью. Траектория закончилась над географической точкой с долготой 101 ...

Хотя некоторая его часть связывалась в молекулы в результате химических реакций. Под воздействием ультрафиолетовых лучей и электрических разрядов смесь газов, присутствовавших в первоначальной атмосфере Земли, вступала в химические реакции, в результате которых происходило образование органических веществ, в частности аминокислот. Из-за отсутствия значительных количеств кислорода, а, ...

Протонов. За пределами атмосферы находятся радиационные пояса Земли. Систему частиц, захваченных магнитным полем нашей планеты и движущихся вдоль его силовых линий, принято называть магнитосферой Земли. Строение атмосферы Название слоя Высота верхней границы Характеристика слоя Тропосфера 8-10 км в полярных, 10- 12 км в умеренных и 16-18 км в тропических широтах; зимой ниже, чем летом...

От атмосфер других планет: в ней низкое содержание углекислого газа, высоко содержание молекулярного кислорода и относительно велико содержание паров воды. Две причины создают выделенность атмосферы Земли: вода океанов и морей хорошо поглощает углекислый газ, а биосфера насыщает атмосферу молекулярным кислородом, образующимся в процессе растительного фотосинтеза. Расчёты показывают, что если...

  • Вопрос 7. Экологические права граждан: классификация, непосредственное экологическое право.
  • Вопрос 8. Экологические права общественных объединений. Экологические обязанности.
  • Вопрос 9. Органы экологического управления. См. Вопрос 6.
  • Вопрос 10. Специализированные органы экологического управления.
  • Вопрос 11. Экологический мониторинг: понятие, виды, задачи, классификация, объекты мониторинга.
  • Вопрос 12. Экологический контроль: понятие, классификация.
  • Вопрос 13. Зоны экологического бедствия и чрезвычайных ситуаций: понятие и отличие.
  • Вопрос 14. Экономический механизм охраны окружающей среды: элементы. Оценка воздействия на окружающую среду.
  • Вопрос 15. Правовое регулирование лицензирования: понятие, виды, содержание лицензии, законодательство о лицензировании.
  • Вопрос 16. Лимиты и платность природопользования и загрязнения: виды природопользования, способы лимитирования, платность использования ресурсов.
  • Вопрос 17. Экологический аудит: особенности правового регулирования, понятие, виды.
  • Вопрос 18. Экологическая экспертиза: правовое регулирование, понятие, цели, принципы.
  • Вопрос 19. Объекты и условия проведения государственной экологической экспертизы.
  • Вопрос 20. Общественная экологическая экспертиза: понятие, права общественных объединений, условия проведения.
  • Вопрос 21. Ответственность за нарушения в области экологической экспертизы: основные правонарушения, ответственность.
  • Вопрос 22. Экологические правонарушения: понятие, признаки, объекты правонарушений, формы юридической ответственности.
  • Вопрос 23. Дисциплинарная ответственность: понятие, условия применения, меры дисциплинарного воздействия.
  • Вопрос 24. Материальная ответственность за экологические правонарушения. Возмещение ущерба.
  • Вопрос 25. Административная ответственность: понятие, виды проступков, юридическая ответственность.
  • Вопрос 26. Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения. Условия применения, возмещение вреда.
  • Вопрос 27. Уголовная ответственность: понятие и виды общественно опасных экологических правонарушений.
  • Вопрос 28. Объекты и субъекты водных отношений: классификация и основные определения, права водопользователей.
  • Вопрос 29. Государственное управление в области охраны вод: принципы, органы и функции управления.
  • Вопрос 30. Способы охраны вод: общее и специальное водопользование, экологические обязанности водопользователей.
  • Вопрос 31. Водоохранные зоны: понятие, режим водоохранных зон, особенности охраны прибрежных защитных полос.
  • Вопрос 32. Правовая охрана лесов: законодательство, объекты и субъекты лесных отношений, право собственности.
  • Вопрос 33. Экологические требования при организации лесного хозяйства, классификация лесов, основные определения, право пользования.
  • Вопрос 34. Управление лесным фондом: принципы, органы управления.
  • Вопрос 35. Особенности правовой охраны древесно-кустарниковой растительности: расположение, правовой режим использования, особенности охраны.
  • Вопрос 36. Управление в области охраны и использования животного мира: органы управления, права и обязанности пользователей.
  • Вопрос 37. Правовое регулирование защиты атмосферного воздуха: цели охраны, законодательство, предупреждение опасных изменений озонового слоя.
  • Вопрос 38. Предельно допустимые выбросы вредных веществ: нормативы, условия и порядок установления критических нагрузок на экосистемы; ограничение и прекращение выбросов.
  • Вопрос 39. Контроль за охраной атмосферного воздуха: органы контроля, мониторинг, надзор, виды контроля.
  • Вопрос 40. Особо охраняемые территории и объекты: категории, право собственности, особо охраняемые животные, почвы, зеленый фонд поселений.
  • Вопрос 41. Правовой режим охраны заповедников и национальных парков: понятие, особенности режима охраны.
  • Вопрос 42. Правовой режим охраны заказников и памятников природы: понятие, виды, особенности режима охраны.
  • Вопрос 43. Правовой режим охраны лечебно-оздоровительных местностей: классификация, основные понятия, округа и служба охраны, права службы охраны.
  • Вопрос 44. Цели и содержание охраны земель.
  • Вопрос 45. Правовое регулирование охраны земель.
  • Вопрос 46. Правовая охрана недр: понятие недр, законодательство, собственность на недра. Пользование недрами.
  • Вопрос 47. Лицензирование недропользования: понятие, порядок предоставления лицензий, условия охраны недр.
  • Вопрос 48. Правовая охрана континентального шельфа: определение шельфа, права России на континентальный шельф, права пользования шельфом.
  • Вопрос 49. Правовое регулирование обращения с отходами. Понятие и классификация отходов. Опасные отходы.
  • Вопрос 50. Экологическое право как наука и учебная дисциплина.
  • Вопрос 51. Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей природной среды.
  • Вопрос 39. Контроль за охраной атмосферного воздуха: органы контроля, мониторинг, надзор, виды контроля.

    (в дополнение к данному вопросу просмотреть два предыдущих, систематизировать их).

    Мониторинг – система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения.

    В качестве задач государственного мониторинга предусматриваются: 1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов; 2) информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, контроля за использованием и охраной земель, функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами; 3) обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды.

    Подробнее они предусматриваются в Положении о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды, утвержденном постановлением Правительства РФ от 23 августа 2000 г. № 622.

    Функции осуществления государственного, мониторинга атмо­сферного воздуха возлагаются на специально уполномоченные госу­дарственные органы исполнительной власти и их территориальные органы:

    в области гидрометеорологии и смежных с ней областях - соглас­но Федеральному закону «О гидрометеорологической службе» 1998 г.;

    в области охраны окружающей природной среды - согласно Фе­деральному закону «Об охране окружающей среды» 2002 г.;

    в области санитарно-эпидемиологического надзора - согласно Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благопо­лучии населения» 1999 г.

    В соответствии с Положением о государственной службе наблю­дения за состоянием окружающей природной среды, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 августа 2000 г. № 622, пере­чень объектов, владельцы которых должны осуществлять монито­ринг атмосферного воздуха, устанавливают и пересматривают орга­ны МПР России совместно с другими органами по мониторингу окружающей среды.

    Владельцы объектов - юридические лица должны

    осуществлять мониторинг и охрану атмосферного воздуха посредством производственного контроля в соответствии с законодательством об охране атмосферного воздуха.

    Вопрос 40. Особо охраняемые территории и объекты: категории, право собственности, особо охраняемые животные, почвы, зеленый фонд поселений.

    На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается 65 государственных природных заповедников федерального значения общей площадью более 31 млн га. Заповедники расположены на территории 18 республик, четырех краев, 35 областей, шести автономных округов. Подавляющее большинство (88) государственных природных заповедников находится в непосредственном управлении Министерства природных ресурсов РФ, один - в системе Минобразования и науки, четыре - в ведении Российской академии наук.

    Государственные природные заповедники имеют статус природоохранных, научно-исследовательских и эколого-просветительских учреждений.

    Особо охраняемые территории относятся к объектам общенационального достояния. Их охрана регулируется Федеральным законом от 4 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях»

    Различаются следующие категории указанных территорий:

    государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

    национальные парки;

    природные парки;

    государственные природные заказники; памятники природы;

    дендрологические парки и ботанические сады;

    лечебно-оздоровительные местности и курорты.

    Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значения; они являются соответст­венно федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, собственностью субъектов Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации, собственностью муниципальных образований находятся в ведении органов местного самоуправления. Особо охраняемые природные территории федерального и регио-нального значения определяются соответственно Правительством и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации.

    Для охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных учреждаются Красная книга Российской Феде­рации, красные книги субъектов РФ. Растения и животные, занесен­ные в красные книги, повсеместно не подлежат хозяйственному ис­пользованию. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений и животных, ухудщающая среду их оби­тания. Предприятия и учреждения, иные землепользователи, на тер­риториях которых имеются занесенные в красные книги растения и животные, обязаны принимать меры к охране и воспроизводству этих видов.

    НПА: постановление Правительства РФ «О Красной книге РФ», Перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, продажа изделий из шкур которых запрещена, постановления Правительства РФ «О мерах по выполнению Конвенции о биологическом разнообразии», «О сохранении амурского тигра и других редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и растений на территориях Приморского и Хабаровского краев».

    Зеленый фонд городских и сельских поселений представляет собой совокупность зеленых зон, в том числе территорий, покрытых древесно-кустарниковой растительностью и травянистой растительностью, в границах этих поселений. Государственное регулирование охраны зеленого фонда городских и сельских поселений осуществляется в соответствии с законодательством.

    Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. На территориях состава зеленого фонда запрещается хозяйственная деятельность, негативно воздействующая на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно - гигиенического и рекреационного назначения.


    Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха обеспечивает соблюдение: условий, установленных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; стандартов, нормативов, правил и иных требований охраны атмосферного воздуха, в том числе проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха; режима санитарно-защитных зон объектов, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; выполнения федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха, программ субъектов РФ охраны атмосферного воздуха и выполнение мероприятий по его охране; иных требований законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха.
    Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха и его территориальные органы в порядке, определенном Правительством РФ.
    Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха.
    Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических и биологических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и организуют экологические службы.
    Юридические лица, которые имеют источники вредных химических и биологических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством РФ в области охраны атмосферного воздуха.
    Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в территориальные органы специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха.
    Права и обязанности государственных инспекторов по охране природы, осуществляющих контроль за охраной атмосферного воздуха. Должностные лица специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, его территориальных органов являются государственными инспекторами по охране природы, осуществляющими контроль за охраной атмосферного воздуха на основании положения, утвержденного Правительством РФ.
    Государственные инспекторы по охране природы, осуществляющие контроль за охраной атмосферного воздуха, имеют право в установленном порядке: беспрепятственно посещать объекты хозяйственной и иной деятельности, в том числе объекты оборонного значения, на которых имеются источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; проверять соблюдение установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и работу очистных сооружений, средства контроля за такими выбросами; определять размеры вреда, причиненного окружающей природной среде в результате загрязнения атмосферного воздуха; направлять в правоохранительные органы материалы о нарушениях законодательства РФ, законодательства субъектов РФ в области охраны атмосферного воздуха для решения вопросов о привлечении к ответственности виновных в указанных нарушениях; аннулировать разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух или приостанавливать действие таких разрешений на определенный срок, если условия таких разрешений не соблюдаются; вносить предложение о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности; проводить измерение выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками, в том числе автомобильным транспортом; давать предписания, обязательные для физических и юридических лиц, об устранении нарушений законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха, в том числе об ограничении, приостановлении или прекращении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; привлекать к административной ответственности граждан, юридических и должностных лиц, виновных в нарушении законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха; предъявлять иски физическим и юридическим лицам за нарушение законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха; осуществлять иные, не противоречащие законодательству РФ, действия по охране атмосферного воздуха в пределах своей компетенции.
    Государственные инспекторы по охране природы, осуществляющие контроль за охраной атмосферного воздуха, обязаны: иметь соответствующий уровень подготовки в области охраны атмосферного воздуха; осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством РФ в области охраны атмосферного воздуха, законодательством РФ о государственной службе и административным законодательством РФ; осуществлять контроль за соблюдением на соответствующей территории установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также других условий, предусмотренных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; обеспечить контроль за выполнением заключений государственной экологической экспертизы; взаимодействовать с общественными природоохранными организациями при осуществлении контроля за охраной атмосферного воздуха; обосновывать размеры возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде загрязнением атмосферного воздуха; информировать органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, правоохранительные органы о нарушениях законодательства в области охраны ат-
    _ мосферного воздуха в пределах своей компетенции; подготавливать и направлять материалы о нарушении законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха в правоохранительные органы.
    Общественный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется в порядке, определенном законодательством РФ, субъектов РФ в области охраны окружающей природной среды, законодательством РФ и законодательством субъектов РФ об общественных объединениях.
    Экономический механизм охраны атмосферного воздуха. За загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством РФ.
    Ответственность за нарушение законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха. Лица, виновные в нарушении законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
    Вред, причиненный здоровью, имуществу граждан и юридических лиц, окружающей природной среде загрязнением атмосферного воздуха, подлежит возмещению в полном объеме и в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда, при их отсутствии в полном объеме и в соответствии с фактическими затратами на восстановление здоровья, имущества граждан и окружающей природной среды за счет физических и юридических лиц, виновных в загрязнении атмосферного воздуха.
    Права граждан, юридических лиц, общественных объединений в области охраны атмосферного воздуха. Граждане, юридические лица и общественные объединения имеют право на: информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также об источниках загрязнения атмосферного воздуха; участие в проведении мероприятий по охране атмосферного воздуха и их финансировании; участие в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха; обсуждение программ охраны атмосферного воздуха и внесение в них своих предложений об улучшении его качества.
    Граждане и общественные объединения имеют право предъявлять иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, окружающей природной среде, причиненного загрязнением атмосферного воздуха.
    Представители общественных объединений имеют право доступа на территории объектов хозяйственной и иной деятельности, имеющих источники загрязнения атмосферного воздуха, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством РФ.
    Обязанности граждан и юридических лиц, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечить проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку ПДВ; согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти; внедрять малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих
    - вредное воздействие на атмосферный воздух; обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья; выполнять предписания должностных лиц специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства РФ, законодательства субъектов РФ в области охраны атмосферного воздуха; немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызывающих загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать жизни и здоровью людей и окружающей природной среде, в государственные органы надзора и контроля; предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны атмосферного воздуха и надзора за соблюдением законодательства РФ, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха; соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
    Мониторинг атмосферного воздуха - это система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения. В целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха, обеспечивают его осуществление на соответствующих территориях РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
    Государственный мониторинг атмосферного воздуха - составная часть государственного мониторинга окружающей природной среды. Он проводится специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, его территориальными органами, специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, его территориальными органами, специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды, его территориальными органами, специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области санитарноэпидемиологического надзора, его территориальными органами, другими органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в порядке, установленном Правительством РФ.
    Территориальные органы специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха совместно с территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях устанавливают и пересматривают перечень объектов, владельцы которых должны вести мониторинг атмосферного воздуха.
    Наблюдения за состоянием атмосферы проводятся в городах и населенных пунктах России 710 стационарными постами Росгидромета - в 280 городах и поселках. В большинстве городов измеряются концентрации от 5 до 30 веществ. В системе Росгидромета имеется 107 химических лабораторий, в 53 кустовых лабораториях анализируются пробы воздуха для 89 городов. На территории РФ действуют 5 централизованных лабораторий (например, в Обнинске - для определения концентраций бензопирена и металлов, в Екатеринбурге - металлов), а также 12 газохроматографических лабораторий для регистрации содержания ароматических углеводородов.
    Контролируют качество атмосферы и с помощью стационарных комплексных лабораторий, оснащенных сложной аппаратурой для измерения количества загрязняющих веществ.
    Стационарная комплексная лаборатория «Пост-1» позволяет производить одновременный отбор 8-10 проб воздуха по заданной программе. Содержание сернистого ангидрида и окиси углерода при этом определяется автоматически, данные выводятся на самописец. Для анализа содержания вредных примесей в связи с метеорологическими условиями вместе с отбором проб определяют направление ветра в азимуте от 0 до 360°, измеряют скорость ветра, температуру воздуха, относительную влажность, атмосферное давление.
    При маршрутных наблюдениях и дополнительных обследова- нияЯ загрязнения атмосферного воздуха используются передвижные лаборатории типа «Атмосфера». Измерительные приборы и оборудование лаборатории, смонтированные в кузове автофургона типа УАЗ-452А, позволяют одновременно отбирать пробы воздуха на оксиды азота, окись углерода, сернистый ангидрид, пыль, сажу, проводить метеорологические наблюдения. Такие лаборатории могут анализировать ежегодно до 5 тыс. проб.
    Данные об уровне загрязнения атмосферы используются для составления кратковременных прогнозов, предупреждений о возможном повышении загрязненности в связи с неблагоприятными метеорологическими условиями, выработки мер, направленных на снижение концентрации вредных веществ.
    По данным Московского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росгидромета, в Москве практически нет такого места, где концентрация вредных веществ в воздухе не превышала бы норму. Уровень специфических ингредиентов в атмосфере колеблется от повышенного, высокого до очень высокого.
    16 стационарных постов в Москве и 18 станций в области исследуют воздух в жилых районах, промышленных зонах и вблизи автострад. В течение 2003 г. было обработано 112 600 проб атмосферного воздуха.
    Результаты неутешительные: загрязненный воздух, естественно, в промышленных зонах и вблизи крупных автострад. Одно из самых «неприятных» мест города - Северный округ, Варшавское шоссе - рекордсмен Москвы по грязной атмосфере. Экологически благоприятных районов в Москве просто не существует.
    С недавних пор горожане имеют возможность обратиться к специалистам с просьбой замерить их воздух. С 2002 г. в Москве возобновила деятельность передвижная лаборатория, которая в любое время суток по сигналу жителей выезжает в районы, где отчетливо осязаются посторонние примеси в воздухе. Экспресс-анализы делаются на месте.
    В Москве создана собственная система из 39 станций автоматического контроля за загрязнением воздуха. С их помощью заборы проб воздуха делаются каждую минуту и тут же передаются на центральный пункт. По этим показателям можно судить о том, чем дышат москвичи. Станции шведской фирмы «Opsis» замеряют загрязнение воздуха с помощью инфракрасных лучей на главных автотрассах города.
    В России разработаны высокоэффективные дистанционные и автоматические средства контроля за качеством атмосферного воздуха. В Центральной аэрологической обсерватории разработаны автоматические спектроскопические приборы. Подобные технические средства позволяют на расстоянии изучать загрязненные участки атмосферы. Исследуемую область «прошивают» лучом. По снижению интенсивности возвратившегося потока света судят о чистоте воздуха. Преимущества этого способа контроля перед обычным взятием проб воздуха неоспоримы: практически мгновенно получается результат, обследование можно проводить на больших площадях, к тому же непрерывно.
    Оптический измеритель мощности выбросов диоксида азота в атмосферу многочисленными ТЭЦ и предприятиями химической промышленности внешне напоминает фиксатор скорости, широко используемый работниками госавтоинспекции. Объектив наводится на интересующий участок, и на экране сразу же появляются цифры, говорящие о степени загрязненности.
    В Институте космического приборостроения для контроля за загрязнением атмосферного воздуха разработаны мобильные лазерные комплексы. Одна такая лазерная система, установленная на крыше высотного дома, уже действует в Москве. Мощности стационарного лазера недостаточно для обнаружения небольших очагов экологического загрязнения, поэтому экологические службы заказали мобильные комплексы. Лазерные пушки монтируются на грузовиках ЗИЛ-130, которые будут работать в разных районах столицы. Мобильная лаборатория поможет установить точные координаты источника загрязнения и провести анализ выброшенных в атмосферу вредных веществ.
    Сеть станций наблюдения трансграничного переноса веществ установлена на западных границах России. В настоящее время работают три станции - в Янискоси, Пушкинских горах и на Пинеге. На станциях наблюдения проводится отбор проб атмосферных аэрозолей, газов (диоксидов азота и серы) и атмосферных осадков.
    Глобальный атмосферный фоновый мониторинг ведут станции трех типов - базовые, региональные и региональные с расширенной программой. На территории России работают шесть станций региональных: они удалены от промышленных центров и обеспечивают сбор репрезентативной информации, позволяющей определить тенденцию в изменениях химического состава осадков, выпадающих в регионе.

    Для оценки и прогноза влияния антропогенных факторов на состояние природной среды РФ функционирует система фонового мониторинга. Шесть станций комплексного фонового мониторинга расположены в биосферных заповедниках: Варгузинском, ЦентральноЛесном, Воронежском, Приокско-Террасном, Астраханском и Кавказском. Информация собирается о важнейших компонентах атмосферы - озоне и углекислом газе, об оптической плотности аэрозоля, химическом составе осадков, атмосферно-электрических характеристиках. Системой фонового мониторинга России проводятся регулярные измерения на сетях станций по следующим параметрам: общее содержание озона - на 30 станциях; общее содержание углекислого газа - на 3 станциях; химический состав осадков - на 11 станциях; атмосферное электричество - на 4 станциях.
    Наблюдения за этими компонентами входят в обязательную программу исследований в рамках глобальной службы атмосферы и сети глобального фонового мониторинга. Российские станции - часть глобальных международных наблюдательных сетей.
    Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнений. В декабре 1999 г. Правительство РФ приняло постановление «О создании и ведении Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнений». Основная его задача - накопление и сохранение информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении в целях обеспечения такой информацией отраслей экономики, Вооруженных сил РФ и населения страны.
    Единый государственный фонд данных представляет собой упорядоченную, постоянно пополняемую совокупность документированной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, получаемой в результате деятельности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, других заинтересованных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, физических и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния окружающей среды, ее загрязнения.
    Информация Единого государственного фонда является открытой и общедоступной, за исключением информации, отнесенной законодательством РФ к категории информации ограниченного доступа.



    Просмотров