Паспорт ссср. Паспортная система советского крепостничества

В 1953 постановлением Совмина СССР №1305-515 были исключены из числа режимных около ста пятидесяти городов и местностей, все железнодорожные узлы и станции. Режимные ограничения сохранялись в Москве и в двадцати четырех районах Московской области, в Ленинграде и пяти районах Ленинградской области, во Владивостоке, Севастополе и Кронштадте. Уменьшились размеры запретной пограничной полосы (за исключением полосы на границе с Турцией, Ираном, Афганистаном, на Карельском перешейке). Сокращен перечень преступлений, судимость за которые влекла запрещение проживать в режимных местностях (сохранялись все контрреволюционные преступления, бандитизм, хулиганство, умышленное убийство, повторные кражи и разбой).

По положению о паспортах от 21 октября 1953 жители сельских местностей (за исключением режимных) продолжали жить без паспортов. Если же они привлекались временно, сроком не более чем на один месяц, на сельхозработы, лесозаготовки, торфоразработки в пределах своей области, края, республики, им выдавалась справка сельсовета, удостоверяющая их личность и цель выезда. Такой же порядок сохранялся для деревенских жителей непаспортизированных местностей, если они выезжали в дома отдыха, на совещания, в командировки. Если же они отправлялись за пределы своего района в другие местности страны на срок свыше тридцати дней, то обязаны были прежде всего получить паспорт в органах милиции по месту жительства.

С октября 1953 паспорта выдавались: бессрочные - лицам, достигшим сорокалетнего возраста, десятилетние - лицам в возрасте от 20 до 40 лет, пятилетние - лицам в возрасте от 16 до 20 лет. Выдавался еще одни тип паспорта - краткосрочный (на срок не более шести месяцев) - в случаях, когда люди не могли представить все необходимые для получения паспорта документы, при утрате паспортов, а также выбывающим из сельской местности на сезонные работы (в «отход»). Последние получали краткосрочные паспорта на срок действия договоров и могли обменять их лишь в случае перезаключения ими договоров.

В сентябре 1956 объявлялась амнистия советским воинам, осужденным за сдачу в плен врагу в период Отечественной войны. Органам милиции предписывалось обменять ранее выданные паспорта (с ограничениями), отныне они могли ехать на постоянное жительство в любой район страны, включая режимный. В январе 1957 было разрешено проживание и прописка калмыкам, балкарцам, карачаевцам, чеченцам, ингушам и членам их семей в местностях, из которых их ранее выселили.

28 августа 1974 постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию паспортной системы в СССР» принимается решение о введении с 1976 паспорта гражданина СССР нового образца. Это положение устанавливало, что паспорт гражданина СССР обязаны иметь все советские граждане, достигшие 16-летнего возраста. Выдача и обмен новых документов должны были проводиться с 1976 по 1981.

Утверждено

ЦИК СССР, СНК СССР

ПОЛОЖЕНИЕ О ПАСПОРТАХ

1. Все граждане Союза ССР в возрасте от 16 лет, постоянно проживающие в городах, рабочих поселках, работающие на транспорте, в совхозах и на новостройках, обязаны иметь паспорта.

2. В местностях, где введена паспортная система, паспорт является единственным документом, удостоверяющим личность владельца.

Все же прочие документы и удостоверения, служившие видом на жительство, отменяются как недействительные.

Паспорт обязателен для предъявления:

а) при регистрации владельца паспорта (прописка);

б) при поступлении на работу в предприятие и учреждение;

в) по требованию милиции и других административных органов.

3. Прописка лиц в местностях, где введена паспортная система, безусловно обязательна.

Граждане, меняющие место своего жительства в пределах населенных мест, где введена паспортная система, или вновь прибывающие в эти населенные места, обязаны предъявлять свои паспорта через домоуправления для прописки в органах милиции не позднее 24 часов по прибытии на новое местожительство.

4. Лица в возрасте до 16 лет заносятся в паспорта лиц, на иждивении которых они состоят.

Лица в возрасте до 16 лет, состоящие на иждивении государства (в детских домах и т.п.), заносятся в списки, которые ведутся соответствующими учреждениями.

5. Для военнослужащих, состоящих на действительной военной службе в рядах РККА, установленные для них документы, выдаваемые соответствующим командованием, заменяют собой паспорт.

6. Паспорта выдаются органами рабоче-крестьянской милиции. Гражданам, постоянно проживающим в населенных пунктах, где введена паспортная система, паспорта выдаются без подачи ими заявлений, а гражданам, прибывающим в эти населенные пункты из других местностей, - по их заявлениям.

7. Гражданам, постоянно проживающим в местностях, где введена паспортная система, паспорта выдаются на трехлетний срок.

Впредь до введения паспортной системы по всему Союзу ССР разрешить органам рабоче-крестьянской милиции городов при прописке вновь прибывающих граждан производить выдачу им временных удостоверений на срок не свыше трех месяцев.

8. При выдаче паспортов с граждан взимается три рубля, а при выдаче временных удостоверений - один рубль.

9. В паспорт обязательно заносятся:

а) имя, отчество и фамилия;

б) время и место рождения;

в) национальность;

г) социальное положение;

д) постоянное местожительство;

е) место работы;

ж) прохождение обязательной военной службы;

з) лица, внесенные в паспорт владельца;

и) перечень документов, на основании которых выдан паспорт.

Примечание. Перечень документов, на основании которых выдается паспорт, устанавливается инструкцией.

10. Паспортные книжки и бланки изготовляются по единому для всего Союза ССР образцу. Текст паспортных книжек и бланков для граждан различных союзных и автономных республик печатается на двух языках: на русском и на языке, общеупотребительном в данной союзной или автономной республике.

11. Лица, обязанные иметь паспорта и оказавшиеся без паспортов или временных удостоверений, подвергаются в административном порядке штрафу в размере до ста рублей.

Граждане, прибывшие из других местностей без паспорта или временного удостоверения и не выбравшие в течение установленного инструкцией срока паспорта или временного удостоверения, подвергаются штрафу в размере до 100 рублей и удалению распоряжением органов милиции.

12. За проживание без прописки паспорта или временного удостоверения, а также за нарушение правил прописки виновные подвергаются в административном порядке штрафу в размере до 100 рублей, а при повторном нарушении правил прописки подлежат уголовной ответственности.

13. Лица, на которых возложена обязанность прописки (управдомы, коменданты, домовладельцы, квартировладельцы и т.п.), подлежат ответственности, установленной в ст. 12 настоящего Положения.

14. Подделка паспортных бланков влечет за собой уголовную ответственность как за подделку государственных ценных бумаг по ст. 22 Положения о преступлениях государственных (С.З. Союза ССР, 1929, N 72, ст. 687).

15. Подлог паспорта и пользование подложным или чужим паспортом влечет за собой уголовную ответственность в порядке законодательства Союза ССР и союзных республик.

16. Поручить Главному управлению рабоче-крестьянской милиции при ОГПУ Союза ССР в десятидневный срок представить на утверждение Совета народных комиссаров Союза ССР инструкцию о проведении настоящего Положения.

Председатель ЦИК Союза ССР

М.КАЛИНИН

Председатель СНК Союза ССР

В.МОЛОТОВ (СКРЯБИН)

Секретарь ЦИК Союза ССР

А.ЕНУКИДЗЕ

С 1933 г. тайно (в особых учетных формах милиции), а с 8 августа 1936 г. тайно и явно (в учетных формах милиции и в паспорте) делалась отметка о судимости. Найти хорошую работу в СССР человеку, которого советская власть отнесла к «социально-чуждому элементу» или сама насильственно превратила в «уголовный элемент», было трудно. Для миллионов людей путь домой, к семьям был закрыт. Всю оставшуюся жизнь они были вынуждены скитаться по родной стране, каждый день их могли уволить с работы без какого- либо объяснения причины.

О том, что истинное существо паспортной системы в СССР и ее потаенный смысл не всегда понимали представители высшего государственно-партийного аппарата, свидетельствуют многие факты. Приведем некоторые. Как отмечалось, паспортная система прямо способствовала прикреплению крестьян к колхозным работам. Для колхозников был установлен обязательный минимум трудодней, которые они должны были выработать.

В апреле 1942 г. этот минимум был повышен для всех колхозников и распространен на членов их семей- подростков в возрасте от 12 до 16 лет. За не выработку «без уважительных причин» обязательного минимума все виновные подлежали уголовной ответственности: исправительно-трудовым работам в колхозах с удержанием от оплаты трудодней до 25% в пользу колхоза. Постановление Совмина СССР от 31 мая 1947 г. названный закон оставляло в силе. Ухудшение деревенской жизни после войны привело к усилению бегства из деревни, 8

которое не могли остановить паспортные ограничения. В этой связи правительственные чиновники предлагали усилить репрессии в отношении беглецов. «Одни суды считают, - доносил министр юстиции СССР К.П. Горшенин 25 декабря 1950 г. секретарю ЦК ВКП(б) Г.М. Маленкову,- что по действующему законодательству самовольный уход колхозников в отход не наказуем в уголовном порядке и выносят в таких случаях оправдательные приговоры.

Другие выносят в этих случаях обвинительные приговоры. Министерство юстиции СССР считает, что колхозники, не выработавшие обязательного минимума трудодней в связи с самовольным, без разрешения колхоза, уходом в отход, должны нести ответственность по указу от 15 апреля 1942 г. за тот период, в течение которого они ушли из колхоза, с Отбыванием наказания по месту работы»36.

Такие же точно суровые меры министр предлагал и в отношении детей колхозников, достигших 16-летнего возраста, даже «в случаях, когда их членство в колхозе не оформлено». Советские порядки в отношении закрепощения крестьян своей жестокостью превосходили законодательство «крепостнической России» XVIII-первой половины XIX вв. Для упорядочения судебной практики и избавления своего ведомства от ненужной, с его точки зрения, волокиты и проволочек в таком важном деле, министр вносил следующее предложение: «Министерство юстиции считает, что следовало бы установить определенный порядок оформления членства членов семей колхозников, достигших 16-летнего возраста, с тем, однако, чтобы это не было связано с проведением какой-либо сложной процедуры». Предложение принято не было. Сохранялась все та же система - внешне противоречивая, но цельная по содержанию, которая поддерживала в стране иллюзию возможной свободы и никоим образом не давала ее.

Об этом свидетельствует и другой факт. 3 марта 1949 г. на Бюро Совмина СССР рассматривались вопрос о введении паспорта нового образца и проект нового положения о паспортной системе в СССР. Разработка велась МВД СССР по личному указанию и инициативе заместителя председателя Совмина СССР, члена Политбюро ЦК ВКП(б) Л.П. Берия37. Предложение мотивировалось тем, что «во время войны значительная часть бланков действующих паспортов и инструкций по применению положения о паспортах попала в руки врага и уголовно-преступного элемента, чем была в значительной мере расшифрована техника паспортной работы в СССР».

Утверждалось, что действующий паспорт был «недостаточно защищен от подделки» и это «облегчает преступному элементу возможность укрываться от преследования». Важнейшим отличием предлагаемого проекта было то, что положение о паспортной системе в СССР предусматривало «выдачу паспортов не только городскому, но и сельскому населению». Не следует рассматривать эту попытку как действительную либерализацию советского режима. Скорее наоборот.

Паспортизация всего населения страны в возрасте 16 лет и старше в тех условиях означала абсолютно полный контроль за жизнью каждого: ведь владение паспортом создавало только видимость прав человека - гражданина СССР, т.к. главным в определении его судьбы по прежнему оставались бы «компрометирующие данные», которые хранились в кустовых и Центральном адресных бюро. Переход к полной паспортизации населения страны сулил немалые выгоды Министерству внутренних дел и лично его куратору Л.Ц. Берия, поскольку выросло бы значение министерства, что давало дополнительные шансы в борьбе за власть.

С точки зрения государственной - полный контроль за жизнью каждого члена общества - имелись все резоны принять предложение. Но оно было отклонено со следующей формулировкой, не объясняющей причин отказа: «Предложено МВД доработать на основе мнений на Бюро». Больше к вопросу о наделении паспортами всего сельского населения (включая колхозников) не возвращались до 1974 г., хотя после смерти И.В. Сталина было принято новое положение о паспортах в октябре 1953 г.

Отклонение бериевского проекта вызывает недоумение, т.к. он долго готовился и был согласован во всех соответствующих министерствах. Еще в январе 1948 г. по распоряжению министра внутренних дел СССР С.Н. Круглова была создана авторитетная комиссия по рассмотрению проекта положения о паспортной системе в СССР. В нее вошли: начальники главных управлений милиции и погранвойск, управления войск по охране особо важных объектов промышленности и железных дорог, ГУЛАГа, тюремного управления, спецотделов, которые ведали особым учетом населения, отдела по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью, отдела спецпоселений.

Проект был согласован с министром юстиции и генеральным прокурором СССР. И всетаки он не прошел. И это вопреки прямой поддержке Л.П, Берия, считавшегося в те годы всесильным.
Итак, два высокопоставленных государственных чиновника пытались унифицировать закон: один - порядок оформления членства в колхозе совершеннолетних детей колхозников и судебную практику, определяющую ответственность за невыработку минимума трудодней, а другой- паспортный режим в стране.

В данном случае высокие профессиональные качества служили только помехой: не могло быть никакого единообразия там, где применение закона по замыслу его истинных создателей не подлежало единому судебному толкованию. Ведь именно эта двусмысленная и неопределенная ситуация создавала для людей ловушку. Что же говорить об исполнителях рангом ниже, местных работниках?

Одни суды судили колхозников жестче, потому что исполнители были вполне советскими, прошедшими суровую школу отбора и были взяты из той же народной массы - такие особенно рьяны, злы и опасны. Другие, у кого оставалась капля совести и сострадания, пытались быть помягче. За такими строго следили и примерно наказывали, чтобы другим было неповадно. Срабатывал воспитательный момент - всем исполнителям настойчиво и ежедневно внедрялась в сознание мысль - лучше перегнуть палку, чем недогнуть ее.

Единственное, чего удалось добиться JI.П. Берия во время пика карьеры, когда в марте 1953 г. он был назначен первым заместителем председателя Совмина СССР и вернул себе пост министра внутренних дел, - успеть протолкнуть до своего ареста и расстрела в правительство проект постановления «О сокращении режимных местностей и паспортных ограничений» Докладная на имя нового председателя Совмина СССР Г.М. Маленкова за подписью Л.П. Берия была отправлена 13 мая 1953 г. Соответствующие копии докладной были посланы всем членам Президиума ЦК КПСС - В.М. Молотову, К.Е. Ворошилову, Н.С. Хрущеву, Н.А. Булганину, JI.M. Кагановичу, А.И. Микояну, М.З. Сабурову, М.Г. Первухину38. 21 мая 1953 г. представленный проект быт утвержден в качестве постановления Совмина СССР № 1305515 сс.

Основные изменения сводились к исключению из числа режимных около 150 городов и местностей, всех железнодорожных узлов и станций (режимные ограничения сохранялись в Москве и 24 районах Московской области, в Ленинграде и пяти районах Ленинградской области, во Владивостоке, Севастополе и Кронштадте); уменьшению размеров запретной пограничной полосы (за исключением полосы на границе с Турцией, Ираном, Афганистаном, Карельском перешейке); сокращению перечня преступлений, судимость за которые влекла запрещение проживать в режимных местностях (сохранялись все «контрреволюционные преступления», бандитизм, хулиганство, умышленное убийство, повторные кражи и разбой). Но задуманное Л.П.Берия реформирование паспортной системы, как отмечалось, имело более глубокий смысл. Это подтверждают многочисленные справочные материалы (в том числе о паспортной системе Российской империи), подготовленные аппаратом МВД в апреле 1953 г.

Изданный в развитие правительственного постановления приказ Министерства внутренних дел № 00375 сс от 16 июня 1953 г. за подписью Л.П.Берия, которым упразднялись паспортные ограничения, дышит прямо отеческой заботой о нуждах бывших заключенных и их семей: «При существующем положении граждане, отбывшие наказание в местах заключения или ссылки и искупившие тем самым свою вину перед обществом, продолжают испытывать лишения (...)

Наличие в стране широких паспортных ограничений создает трудности в устройстве не только для граждан, отбывших наказание, но и для членов их семей, которые также в связи с этим оказываются в затруднительном положении»39. Далее отмечалось, что «режим и паспортные ограничения, введенные в этих районах (режимной зоне, которая простирается на сотни километров вглубь страны.-В.П.), тормозят их экономическое развитие». Именно эти основания были изложены в приказе для объяснения смягчения паспортного режима в стране.
После устранения Л.П. Берия из руководства страны постановлением Совмина СССР № 26661124 с от 21 октября 1953 г. вводится новое положение о паспортах, которое без особых принципиальных изменений действовало до 1974 г.

Оно вводило одно изменение большой важности. Из первого пункта, определяющего, граждане каких территорий страны обязаны иметь паспорта, «исчезли», т.е. не были упомянуты, в отличие от положения 1940 г., граждане СССР, проживающие в населенных пунктах, где были расположены МТС, и работающие в совхозах40. Это никак не задевало тех совхозных рабочих и служащих, жителей поселков машинно-тракторных станций, которые уже имели паспорта, но серьезно ограничивало возможности подрастающего поколения.

К чему приводило на практике это «изъятие», если обратиться к последующим событиям в деревне? Со второй половины 50х и в 60е годы происходит рост совхозной системы: совхозы в массовом порядке образовывались на базе так называемых экономически слабых колхозов или создавались вновь в районах освоения целинных и залежных земель. Бывшие колхозники, ставшие в результате реорганизации совхозными рабочими, ничего не выигрывали в плане получения паспортов.

В 1958 г. в стране проводится реорганизация МТС, работники которых, по мысли авторов «реформы», должны были перейти работать в колхозы, купившие технику машиннотракторных станций. Но в этом случае дети бывших работников МТС с достижением 16-летнего возраста также не могли получить паспорта. Поэтому реорганизация МТС привела к новому витку бегства людей из деревни. Получается, что названное паспортное нововведение не столько ограничивало свободу передвижения по стране, сколько способствовало усилению стихийной миграции.

Однако правительство отвергло ходатайство МВД СССР о наделении сельских жителей паспортами, поданное министром С.Н. Кругловым в октябре 1953 г. А.И. Микояну и Н.А. Булганину41. Предложение исходило от начальника паспортно-регистрационного отдела Главного управления милиции МВД СССР Подузова, который принимал активное участие в подготовке проекта паспортного положения при Л.П. Берия. В секретной докладной записке от 24 сентября 1953 г.

Подузов писал министру: «В разработанном проекте положения о паспортах (утверждено Совмином СССР 21 октября 1953 г. - В.П.) предусмотрено, что жители сельских местностей страны паспортов иметь не обязаны... В связи с вытекающими из решений сентябрьского Пленума ЦК КПСС задачами МТС и совхозов, в частности заменой сезонных кадров постоянными - не следует ли внести в проект положения дополнение о том, что постоянные местные жители сельских местностей, работающие в МТС и совхозах на штатных должностях, обязаны иметь паспорта. Тем самым постоянные кадры рабочих МТС и сохозов в отношении документирования личности будут приравнены к рабочим городских предприятий.

Кроме того, это ликвидирует существующее положение, при котором постоянные кадровые работники, прибывшие в МТС и совхозы из городов, имеют паспорта, а местные постоянные работники паспортов не имеют»42. Трудно сказать точно, какими истинными мотивами руководствовался Подузов, скорее всего он стремился использовать шанс для служебной карьеры, угадывая по решениям сентябрьского (1953 г.) пленума ЦК КПСС, что подули ветры «оттепели».

Пометы на документе свидетельствуют, что записка Подузова была первый раз послана А.И. Микояну еще 25 сентября 1953 г. Мы не располагаем документами, по которым можно было бы установить, кто конкретно из членов правительства, отвечающих за подготовку нового положения о паспортах, наложил вето на предложение МВД, и каковы были причины запрета. Но жизненная ситуация свидетельствовала, что своего главного врага - русского крестьянина - советская власть продолжала держать на паспортном «крючке».

И, по положению о паспортах от 21 октября 1953 г., в сельских местностях (за исключением режимных) продолжали проживать без паспортов. Если они привлекались временно сроком не более чем на один месяц на сельхозработы, лесозаготовки, торфоразработки в пределах своей области, края, республики (не имеющей областного деления), им выдавалась справка сельсовета, удостоверяющая их личность и цель выезда.

Такой же порядок сохранялся для деревенских жителей непаспортизированных местностей, если они выезжали в санатории, дома отдыха, на совещания, съезды, в командировки. Если выезжали за пределы своего района в другие местности страны на срок свыше 30 дней, они были обязаны получить паспорта «в органах милиции по месту жительства»43. Таким образом, процедура получения паспорта для сельского населения непаспортизированных районов не изменилась по сравнению с 30ми годами.

После смерти И.В. Сталина крестьянину как будто жить стало легче: в 1953 г. изменен порядок обложения крестьянских хозяйств сельхозналогом, с 1958 г. отменены обязательные поставки всех сельхозпродуктов с хозяйств колхозников, мартовская (1953 г.) амнистия прекращала исполнение всех без исключения приговоров; по которым колхозники осуждались к исправительнотрудовым работам за невыработку обязательного минимума трудодней44. Для тех, кто постоянно работал в колхозе, амнистия являлась значительным облегчением жизни. Колхозники, ушедшие в «отход» без разрешения правлений колхозов, в связи с амнистией почувствовали себя свободными. Это был самообман, т.к. в правовом положении колхозника не произошло никаких существенных перемен: продолжал действовать примерный устав сельхозартели, в годовом отчете колхоза «отходники» продолжали учитываться государством как рабочая сила, числящаяся за колхозами. Следовательно,

По закону в любой момент всех, кто самовольно ушел в «отход», правительство могло принудительно вернуть в колхозы. Меч был занесен над головами, но не рубил, его как бы «забыли» опустить. Отменяя судебное решение о преследовании колхозников за нарушение ими постановления об обязательном минимуме трудодней, советский режим стремился создать в обществе надежды на возможные перемены к лучшему и психологически подготовить людей к хрущевской «оттепели»: крестьянство вновь «подталкивалось» в города.

Наряду с указанными послаблениями продолжали сохраняться ограничения в паспортных правах для сельских жителей, их «второсортность» хотя и стала менее заметной, но сохранялась властями сознательно, продолжала уязвлять народную душу. Так, в секретном циркуляре № 42 с от 27 февраля 1958 г. министра внутренних дел СССР Дудорова, адресованном министрам союзных республик предписывалось: «Не допускать направления граждан из сельской непаспортированной местности за пределы области, края, республики (не имеющей областного деления) на сезонные работы по справкам сельских Советов или колхозов, обеспечивая выдачу этой категории граждан краткосрочных паспортов на срок действия заключенных ими договоров (выделено мною. - В.П.)»45. Таким образом, юридически паспортные ограничения для колхозников 50х годов не отличались от таковых в 30е годы. Возможно, приведенный циркуляр в сочетании с практикой выдачи краткосрочных паспортов послужили основой для создания устойчивого мифа о том, что «раскрепощение» колхозников началось еще при Н.С. Хрущеве.

Так велика сила общественного мнения, замешанная на предрассудках о незнании важнейших фактов отечественной истории. Имеется и психологический подтекст - для тех, кому удалось убежать из деревни в город в годы «оттепели» и получить паспорт,7этот вопрос потерял всякую остроту и перестал замечаться как один из основных в сельской жизни. В действительности только 28 августа 1974 г. постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию паспортной системы в СССР» принимается решение о введении с 1976 г. паспорта гражданина СССР нового образца46.

Новое положение о паспортной системе 1976 г. устанавливало, что «паспорт гражданина СССР обязаны иметь все советские граждане, достигшие 16летнего возраста». Выдача и обмен новых паспортов должны были проводиться с 1976 по 1981 гг. Почему крестьяне были уравнены в правах с остальными гражданами страны спустя более сорока лет после введения паспортной системы в СССР? Потому что именно такой срок понадобился для переделки русского народа в советский.

Этот исторический факт и оыл зафиксирован в преамбуле Конституции СССР (принята 7 октября 1977 г.): «В СССР построено развитое социалистическое общество... Это - общество зрелых социалистических общественных отношений, в котором на основе сближения всех классов и социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их братского сотрудничества сложилась новая историческая общность - с о в е т с к и й н а р о д»47. В то время как села России уничтожались, города росли и развивались, пока своими размерами и смешением языков не стали напоминать древний Вавилон. Основная масса людей переместилась в города и стала пленниками этих каменных мешков с присущей им «цивилизацией». Национальная русская культура, питающаяся соками деревенской жизни, сохранилась преимущественно в литературе. Появились невиданные ранее ни при каких гулагах возможности управлять жизнью, сознанием и душами людей.

Василий Попов, кандидат исторических наук

ПРИМЕЧАНИЯ

36 ГАРФ. Ф.5446. Оп. 60. Д. 6990. Л. 21-27.
37 ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 53. Д. 5020. Л. 1-28.
38 ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 1. Д. 4155. Л. 170-181.
39 ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 12. Д. 233. Т. 3. Б.н.
40Там же. Д. 233. Т. 3. Б.н.
41 ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3. Д. 1440. Л. 227-236.
Там же. Д. 1440. Л. 227-227 об. Как и в предшествующие годы, для большинства сельских жителей получение паспорта в период хрущевской «оттепели» попрежнему зависело от произвола местных органов. Так. приказ министра внутренних дел СССР С.Н. Круглова №0240 от 24 апреля 1954 г., объявлял инструкцию о порядке применения положения о паспортах 1953 г., в которой имелся следующий пункт: «В виде исключения разрешается выдавать паспорта по месту жительства также лицам, хотя и являющимся постоянными жителями сельской местности, но работающим в учреждениях, на предприятиях, в МТС и совхозах (выделено мною. - В.П.)». См.: ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 12. Д. 233. Т. 3. Б.н.
43 ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 12. Д. 233. Т. 3. Б.н.
44 ГАРФ. Ф. 9492. Оп. 1. Д. 284. Л. 5.
45 ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 12. Д. 233. Т. 2. Б.н.
46 СП СССР. 1974. № 19 Ст. 109.
47 Кукушкин ЮС, Чистяков ОМ. Очерк истории Советской Конституции. 2е изд. М., 1987. С. 316. В 70е годы вышло множество книг, брошюр, статей советских историков, философов, социологов, которые на большом фактическом материале доказывали реальное существование «советского народа».

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Положения о паспортной системе в СССР

(с изменениями от 11 октября 1991 года)

Фактически не применяется в связи с принятием
постановлений Правительства Российской Федерации
от 8 июля 1997 года N 828 , от 17 июля 1995 года N 713
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Совета Министров СССР от 28 января 1983 года N 98 ;
.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
В документе также учтено:
.
____________________________________________________________________


Совет Министров СССР

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Положение о паспортной системе в СССР, образец паспорта гражданина Союза Советских Социалистических Республик и описание паспорта*.
________________

* Образец паспорта и его описание не приводятся.

Ввести в действие Положение о паспортной системе в СССР, за исключением пунктов 1-3, 5, 9-18, касающихся выдачи паспортов нового образца, с 1 июля 1975 года и в полном объеме - с 1 января 1976 года.

Инструкция о порядке применения Положения о паспортной системе в СССР издается Министерством внутренних дел СССР.

В период с 1 июля 1975 года по 1 января 1976 года производить выдачу гражданам паспортов старого образца в соответствии с Положением о паспортах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 21 октября 1953 года, с учетом последующих его дополнений и изменений.

Установить, что до обмена гражданам паспортов старого образца на паспорта нового образца сохраняют силу ранее выданные им паспорта. При этом десятилетние и пятилетние паспорта старого образца, срок действия которых истечет после 1 июля 1975 года, считаются действительными без официального продления срока их действия до обмена на паспорта нового образца.

Гражданам, проживающим в сельской местности, которым ранее паспорта не выдавались, при выезде в другую местность на продолжительный срок выдаются паспорта, а при выезде на срок до полутора месяцев, а также в санатории, дома отдыха, на совещания, в командировки или при временном привлечении их на посевные, уборочные и другие работы выдаются исполнительными комитетами сельских, поселковых Советов депутатов трудящихся справки, удостоверяющие их личность и цель выезда. Форма справки устанавливается Министерством внутренних дел СССР.

3. Министерству внутренних дел СССР разработать с участием заинтересованных министерств, ведомств СССР и Советов Министров союзных республик и утвердить мероприятия, обеспечивающие проведение работы по выдаче паспортов нового образца в установленные сроки.

Советам Министров союзных и автономных республик и исполнительным комитетам местных Советов депутатов трудящихся оказывать содействие органам внутренних дел в организации и проведении работы, связанной с выдачей паспортов нового образца, и принять меры к улучшению размещения работников паспортных служб, а также к созданию им необходимых условий для обслуживания населения.

4. Обязать министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик принять дополнительные меры к выполнению подведомственными предприятиями, организациями и учреждениями постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 25 февраля 1960 года N 231 "О мерах по устранению канцелярско-бюрократических извращений при оформлении трудящихся на работу и разрешении бытовых нужд граждан" и устранить имеющиеся еще случаи требования от граждан разного рода справок, когда необходимые данные могут быть подтверждены предъявлением паспорта или других документов.

Председатель
Совета Министров СССР
А.Косыгин

Управляющий Делами
Совета Министров СССР
М.Смиртюков

Положение о паспортной системе в СССР

I. Общие положения

1. Паспорт гражданина Союза Советских Социалистических Республик является основным документом, удостоверяющим личность советского гражданина.

Паспорт гражданина СССР обязаны иметь все советские граждане, достигшие 16-летнего возраста.

Без указанных паспортов проживают военнослужащие и прибывшие на временное жительство в СССР советские граждане, постоянно проживающие за границей.

Документами, удостоверяющими личность военнослужащих, являются удостоверения личности и военные билеты, выдаваемые командованием воинских частей и военных учреждений.

Документами, удостоверяющими личность прибывших на временное жительство в СССР советских граждан, постоянно проживающих за границей, являются их общегражданские заграничные паспорта.

Иностранные граждане и лица без гражданства проживают на территории СССР по документам, установленным законодательством Союза ССР.

2. Паспорта изготовляются по единому для всего СССР образцу на русском языке и языке соответствующей союзной республики, а для автономных республик, автономных областей, автономных округов также на языке соответствующих автономной республики, автономной области, автономного округа (пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 1991 года постановлением Совета Министров СССР от 15 августа 1990 года N 829 .

3. В паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина:

фамилия, имя, отчество;

число, месяц, год рождения;

место рождения;

национальность.

Запись о национальности в паспорте производится соответственно национальности родителей. Если родители принадлежат к разным национальностям, то при выдаче впервые паспорта национальность записывается по национальности отца или матери, в зависимости от желания получателя паспорта. В дальнейшем запись о национальности изменению не подлежит.

В паспорта граждан вносятся также следующие сведения о родившихся у них детях: фамилия, имя, отчество, число, месяц и год рождения. Записи этих сведений производятся органами записи актов гражданского состояния.

4. В паспортах граждан производятся отметки:

о регистрации и расторжении брака - органами записи актов гражданского состояния;

об отношении к военной службе - военными комиссариатами;

о прописке и выписке - органами внутренних дел и лицами, уполномоченными на то исполнительными комитетами сельских, поселковых Советов народных депутатов.

В предусмотренных законодательством случаях органы внутренних дел производят в паспортах граждан, уклоняющихся от уплаты алиментов, отметки об обязанности платить алименты.

С согласия граждан в их паспортах производятся учреждениями здравоохранения отметки о группе и резус-принадлежности крови владельца паспорта.

Отметки в паспортах производятся штампами, форма и размер которых устанавливаются Министерством внутренних дел СССР.

Производить в паспортах граждан какие-либо иные отметки запрещается.

5. Действие паспорта не ограничивается сроком.

По достижении гражданами 25-летнего и 45-летнего возраста органами внутренних дел вклеиваются в паспорта новые фотографические карточки, соответствующие этим возрастам. Паспорта, не имеющие таких фотографических карточек, являются недействительными.

6. Граждане подлежат в установленном порядке прописке по месту жительства, а также прописке или регистрации по месту временного проживания и выписке при выезде из места жительства.

Прописка, регистрация и выписка граждан производятся в соответствии с законодательством Союза ССР.
____________________________________________________________________
Пункт 6 настоящего Положения утратил силу с 1 января 1992 года в части, обязывающей граждан получать разрешение административных органов на проживание, устройство на работу и учебу, приобретение в собственность жилых домов, квартир, дач, гаражей, а также устанавливающей ответственность за нарушение этих обязанностей, как не соответствующие Конституции СССР, заключение Комитета конституционного надзора СССР от 11 октября 1991 года N 26 (2-1) .
____________________________________________________________________

7. Ответственными за соблюдение правил паспортной системы являются:

начальники жилищно-эксплуатационных контор, жилищно-коммунальных контор (отделов), управляющие домами, коменданты домов и общежитий, председатели жилищно-строительных и дачно-строительных кооперативов;

директора (заведующие) гостиниц, санаториев, домов отдыха, пансионатов, туристских баз, больниц, домов-интернатов для престарелых и инвалидов, домов-интернатов для детей и других подобных учреждений, в которых находящиеся граждане подлежат прописке или регистрации;

владельцы домов и другие лица, в ведении которых находятся жилые здания и помещения.

8. Контроль за выполнением правил паспортной системы осуществляется исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов и органами внутренних дел.

II. Выдача паспортов и пользование ими

9. Выдача, обмен паспортов и вклеивание в паспорта новых фотографических карточек по достижении гражданами 25-летнего и 45-летнего возраста производятся органами внутренних дел по месту жительства граждан.

10. Для получения паспорта гражданами представляются:

а) заявление по форме, установленной Министерством внутренних дел СССР;

б) свидетельство о рождении. При отсутствии возможности представить свидетельство о рождении паспорт выдается по представлении других документов, подтверждающих время и место рождения, в порядке, определяемом Министерством внутренних дел СССР;

Военнослужащим, уволенным из рядов Вооруженных Сил СССР, паспорта могут быть выданы на основании военных билетов.

Лицам, принятым в советское гражданство, а также лицам, прибывшим в СССР в порядке репатриации, паспорта выдаются на основании установленных документов.

11. Для вклеивания в паспорта новых фотографических карточек по достижении гражданами 25-летнего и 45-летнего возраста ими представляются в органы внутренних дел паспорта и две фотографические карточки размером 50х60 мм, соответствующие достигнутому возрасту.

12. Обмен паспортов производится в случаях:

а) перемены фамилии, имени, отчества;

б) установления неточности в записях;

в) негодности для пользования.

13. Для обмена паспорта гражданами представляются:

а) заявление по установленной форме;

б) паспорт, подлежащий обмену;

в) две фотографические карточки размером 50х60 мм.

Для обмена паспорта в связи с переменой фамилии, имени, отчества либо установлением неточности в записях представляются также документы, подтверждающие эти обстоятельства.

14. Граждане для получения и обмена паспортов сдают документы и фотографические карточки лицам, ответственным за соблюдение правил паспортной системы, или лицам, уполномоченным на ведение паспортной работы, которые в 3-дневный срок обязаны представить эти документы и фотографические карточки в органы внутренних дел.

15. Документы и фотографические карточки для получения и обмена паспортов или вклеивания в паспорта новых фотографических карточек должны быть сданы гражданами не позднее месячного срока после достижения соответствующего возраста или перемены фамилии, имени, отчества.

16. В выдаваемых гражданам в порядке обмена или взамен утраченных паспортах органами внутренних дел должны быть произведены записи о детях, не достигших 16-летнего возраста, отметки о регистрации брака, об отношении к военной службе, о прописке, а также об обязанности платить алименты, если эта обязанность сохраняется.

17. За выдаваемый паспорт взимается плата в размере двух рублей.

От уплаты за выдаваемый паспорт освобождаются лица, находящиеся на полном государственном обеспечении.

18. Граждане обязаны бережно хранить паспорта.

Об утрате паспорта гражданин должен немедленно заявить в органы внутренних дел, которые по его просьбе выдают ему об этом справку. Форма справки устанавливается Министерством внутренних дел СССР.

19. Паспорта должны быть сданы гражданами:

а) при призыве на военную службу - в военные комиссариаты по месту призыва, а при зачислении в военно-учебные заведения - в эти учебные заведения для последующего направления в органы внутренних дел;

б) при выезде за границу на временное жительство - в соответствующие учреждения по месту получения документов на выезд за границу. По возвращении граждан из-за границы паспорта им возвращаются.

Паспорта лиц, выехавших на постоянное жительство за границу, а также лиц, вышедших из советского гражданства, подлежат сдаче в органы внутренних дел.

Паспорта умерших сдаются в органы записи актов гражданского состояния, которые направляют их после регистрации смерти в органы внутренних дел.

Найденные паспорта подлежат сдаче в органы внутренних дел.

20. У лиц, заключенных под стражу, а также осужденных к лишению свободы или ссылке, и у лиц, условно осужденных к лишению свободы с обязательным привлечением к труду, паспорта изымаются органами дознания, предварительного следствия или судом. При освобождении из-под стражи или от отбывания наказания паспорта возвращаются их владельцам. Лицам, условно освобожденным из мест лишения свободы для работы на строительстве предприятий народного хозяйства, паспорта возвращаются после снятия с них ограничений по месту работы.

21. Запрещается изъятие у граждан паспортов, кроме случаев, предусмотренных законодательством СССР, а также прием и передача паспортов в залог.

III. Прописка, регистрация, выписка

22. Граждане прописываются по месту жительства.

Прописка производится:

граждан, имеющих паспорта, - по паспортам;

детей, не достигших 16-летнего возраста, проживающих отдельно от родителей (опекунов, попечителей), - по свидетельствам о рождении;

военнослужащих, проживающих вне казарм, кораблей и судов, - по справкам, выданным в установленном порядке воинскими частями и военными учреждениями;

прибывших на временное проживание в СССР советских граждан, постоянно проживающих за границей, - по общегражданским заграничным паспортам.

Прописка не достигших 16-летнего возраста детей, проживающих совместно с родителями (опекунами, попечителями), производится путем внесения сведений о них в соответствующие документы о прописке одного из родителей (опекуна, попечителя).

Граждане, прибывшие на временное проживание из одной местности в другую на срок свыше полутора месяцев, прописываются временно, а прибывшие на срок до полутора месяцев регистрируются в установленном порядке.

23. Граждане, изменяющие место жительства, а также выбывающие в другую местность на временное проживание на срок свыше полутора месяцев, кроме выбывающих в командировки, на каникулы, на дачу, на отдых или лечение, обязаны выписаться перед выбытием.

Граждане, не имеющие в паспортах или других предусмотренных пунктом 22 настоящего Положения документах отметок о выписке, не подлежат прописке.
____________________________________________________________________
Пункт 23 настоящего Положения утратил силу с 1 января 1992 года в части, обязывающей граждан получать разрешение административных органов на проживание, устройство на работу и учебу, приобретение в собственность жилых домов, квартир, дач, гаражей, а также устанавливающей ответственность за нарушение этих обязанностей, как не соответствующие Конституции СССР, Декларации прав и свобод человека и международным актам о правах человека - заключение Комитета конституционного надзора СССР от 11 октября 1991 года N 26 (2-1) .
____________________________________________________________________

24. Прописка и выписка граждан в городах, а также в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, в которых имеются органы внутренних дел, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне, производятся органами внутренних дел, в остальных поселках городского типа и сельских населенных пунктах - лицами, уполномоченными на то исполнительными комитетами сельских, поселковых Советов народных депутатов.

Регистрация производится лицами, ответственными за соблюдение правил паспортной системы, или лицами, уполномоченными на ведение паспортной работы, по месту временного пребывания граждан.

25. Гражданами представляются:

Для прописки:

заявление по установленной форме, содержащее также согласие лица, предоставившего жилую площадь, на прописку;

учетно-воинские документы.

Для выписки:

заявление;

паспорт или один из документов, предусмотренных пунктом 22 настоящего Положения;

учетно-воинские документы.

Для регистрации:

паспорт или один из документов, предусмотренных пунктом 22 настоящего Положения.

Для прописки или регистрации в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне, представляется также разрешение на въезд в эту зону, полученное в установленном порядке в органе внутренних дел по месту жительства до выезда в пограничную зону.

26. Граждане, подлежащие прописке, обязаны в 3-дневный срок со дня прибытия сдать документы на прописку лицам, ответственным за соблюдение правил паспортной системы, или лицам, уполномоченным на ведение паспортной работы. Документы на выписку сдаются тем же лицам по месту выписки. Поступившие от граждан документы должны быть представлены в орган, осуществляющий прописку и выписку, в 3-дневный срок.

Регистрация граждан, прибывших из одной местности в другую на срок до полутора месяцев, производится не позднее 3-дневного срока со дня прибытия, а в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах и других подобных учреждениях, в которых находящиеся граждане подлежат регистрации, - по прибытии.
____________________________________________________________________
Пункт 26 настоящего Положения утратил силу с 1 января 1992 года в части, обязывающей граждан получать разрешение административных органов на проживание, устройство на работу и учебу, приобретение в собственность жилых домов, квартир, дач, гаражей, а также устанавливающей ответственность за нарушение этих обязанностей, как не соответствующие Конституции СССР, Декларации прав и свобод человека и международным актам о правах человека - заключение Комитета конституционного надзора СССР от 11 октября 1991 года N 26 (2-1) .
____________________________________________________________________

27. Лица, которым отказано в прописке в населенном пункте, куда они прибыли, обязаны выбыть из этого населенного пункта в 7-дневный срок.

28. За прописку взимается государственная пошлина в соответствии с действующим законодательством.

29. Порядок прописки и выписки лиц, связанных по роду занятий с постоянным передвижением (члены экипажей судов, работники геологических изыскательских партий и т.д.), устанавливается Министерством внутренних дел СССР по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами.

30. Лица, призываемые на военную службу, подлежат выписке по получении ими повестки о явке на сборный пункт.

31. Выписка лиц, осужденных к лишению свободы, ссылке, а также лиц, условно осужденных к лишению свободы с обязательным привлечением к труду, производится после вступления в законную силу приговоров в отношении этих лиц. Порядок выписки таких лиц устанавливается Министерством внутренних дел СССР.

32. Умершие подлежат выписке после регистрации смерти.

33. Формы заявлений на прописку, карточек прописки, адресных листков, домовых книг и других документов по прописке, регистрации и выписке устанавливаются Министерством внутренних дел СССР.

Бланки заявлений и других документов на прописку, регистрацию и выписку выдаются гражданам бесплатно. За домовые книги взимается плата в размерах их фактической стоимости.

IV. Ответственность за нарушение правил паспортной системы

34. Граждане, обязанные иметь паспорта, за проживание без паспорта или по недействительному паспорту, а также граждане, проживающие без прописки или регистрации, подвергаются в административном порядке предупреждению или штрафу в размере до 10 рублей. Такую же ответственность несут граждане за умышленную порчу паспорта, а также за небрежное хранение паспорта, повлекшее его утрату.

За злостное нарушение правил паспортной системы виновные граждане привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с законодательством.
(Пункт в редакции
____________________________________________________________________
Пункт 34 настоящего Положения утратил силу с 1 января 1992 года в части, обязывающей граждан получать разрешение административных органов на проживание, устройство на работу и учебу, приобретение в собственность жилых домов, квартир, дач, гаражей, а также устанавливающей ответственность за нарушение этих обязанностей, как не соответствующие Конституции СССР, Декларации прав и свобод человека и международным актам о правах человека - заключение Комитета конституционного надзора СССР от 11 октября 1991 года N 26 (2-1) .
____________________________________________________________________

35. Лица, ответственные за соблюдение правил паспортной системы, допускающие проживание граждан без паспортов или по недействительным паспортам, либо без прописки или регистрации, а равно граждане, допускающие проживание в занимаемых ими жилых помещениях лиц без паспортов, без прописки или регистрации, подвергаются в административном порядке предупреждению или штрафу в размере до 10 рублей (пункт в редакции постановления Совета Министров СССР от 28 января 1983 года N 98 .
____________________________________________________________________
Пункт 35 настоящего Положения утратил силу с 1 января 1992 года в части, обязывающей граждан получать разрешение административных органов на проживание, устройство на работу и учебу, приобретение в собственность жилых домов, квартир, дач, гаражей, а также устанавливающей ответственность за нарушение этих обязанностей, как не соответствующие Конституции СССР, Декларации прав и свобод человека и международным актам о правах человека - заключение Комитета конституционного надзора СССР от 11 октября 1991 года N 26 (2-1) .
____________________________________________________________________

36. Должностные лица предприятий, учреждений и организаций за прием на работу граждан без паспортов или с недействительными паспортами, а также граждан, проживающих без прописки, подвергаются в административном порядке штрафу в размере до 10 рублей.

То же нарушение, допущенное лицом после применения к нему в течение года меры административного взыскания за такие действия, влечет за собой наложение штрафа в административном порядке в размере до 50 рублей.
____________________________________________________________________
Пункт 36 настоящего Положения утратил силу с 1 января 1992 года в части, обязывающей граждан получать разрешение административных органов на проживание, устройство на работу и учебу, приобретение в собственность жилых домов, квартир, дач, гаражей, а также устанавливающей ответственность за нарушение этих обязанностей, как не соответствующие Конституции СССР, Декларации прав и свобод человека и международным актам о правах человека - заключение Комитета конституционного надзора СССР от 11 октября 1991 года N 26 (2-1) .
____________________________________________________________________

37. Лица, нарушившие правила въезда в пограничную зону, а также правила проживания или прописки в ней, подвергаются в административном порядке предупреждению или штрафу в размере до 10 рублей (пункт в редакции постановления Совета Министров СССР от 28 января 1983 года N 98 .

38. Должностные лица, незаконно изымающие паспорта у граждан или принимающие паспорта в залог, подвергаются в административном порядке предупреждению или штрафу в размере до 10 рублей (пункт в редакции постановления Совета Министров СССР от 28 января 1983 года N 98 .

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро "КОДЕКС"

Паспорт гражданина СССР был основным документом, удостоверявшим личность. В СССР также в ходу были заграничные паспорта, паспорта моряка, дипломатические паспорта, а также удостоверения личности военнослужащих.
С1954 по 1975год выдача паспортов регулировалась положением о паспортах. Утвержденные постановлением Советом министров СССР в 1953 году, они были немного меньшего формата, обложка - тёмно-зелёного цвета. Выдавались такие паспорта на 10 лет с последующей заменой. До введения единой паспортной системы советский паспорт удостоверял личность его владельца как за границей, так и в пределах СССР и выдавался гражданам из числа государственных служащих и работающих за границей. В 1953году, был несколько расширен список местностей, где гражданам надлежало иметь паспорта. Паспорта вводились для рабочих и служащих, проживавших на селе, включая работников совхозов. Сельское население начало получать паспорта только с 1974года. С1935 по 1974 годы в СССР колхозники были привязаны к колхозу и месту жительства. Хотя их общая численность, по данным переписи1970года, составляла около 50 млн. человек,-это 20,5 % населения страны.
В1974 году впервые за всю историю Российской империи и СССР обязательным стало для всех советских граждан, достигших 16-летнего возраста, иметь паспорт. Обложка паспорта была тёмно-красного цвета с надписью «СССР», выполненной золотыми буквами, в верхней части, гербом СССР в центре и надписью «ПАСПОРТ» в нижней части. Паспорта не были ограничены по сроку действия. В 25 и 45 лет в паспорт вклеивалась новая фотография. Паспорт в СССР был «личным делом», которое всегда при тебе, где фиксировались фамилия, имя и отчество гражданина, дата и место его рождения, национальность, семейное положение, прописка, сведения о воинской обязанности. Иногда в паспорта даже ставились специальные отметки, например группа крови и резус-фактор, право на ношение радиостанции. До1990 вносились сведения о наличии судимости, информация об отсутствии права нахождения ближе101км от режимных городов, сведения о предыдущем гражданстве лица. «Прописаться» и «выписаться» можно было, только лично явившись в «паспортный стол» отделении милиции.
С распадом СССР в Российской Федерации МВД Российской Федерации была предпринята попытка осуществить обмен паспортов гражданина СССР в срок до 1 июля 2004года. Однако в 2003 году Верховный суд Российской Федерации признал, что поэтапная замена паспортов не регулирует сроки действия паспортов и на граждан никаких обязательств не возлагает. В 1992 году появились временные документы, удостоверяющие гражданство Российской Федерации, которые вкладывались в советские паспорта до 2002 года.
Теперь Паспорт гражданина Российской Федерации выдают с 14 лет, и по достижении гражданином 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене.
На смену бумажным документам грядут электронные. Это, несомненно, удобнее. И уже сложно будет представить себе, какой привычной была картина, увековеченная В. Маяковским в 1929 году:

«Я достаю из широких штанин
дубликатом бесценного груза.
Читайте, завидуйте, я — гражданин
Советского Союза»

Виктория Мальцева



Просмотров