Пакет яровой и первые результаты применения. Уголовный кодекс и права следователей. Когда вступает в силу

«Антитеррористический пакет» Яровой принят Советом Федерации, что это и чем он грозит простым россиянам.

Прежде всего хочется сказать, что «Антитеррористический пакет» Яровой это один из самых жестки и резонансных законов принятых Госдумой за последние десять лет.

24 июня 2016 года Госдума России приняла во втором и третьем чтениях «антитеррористический пакет», внесли его на голосование депутаты Ирина Яровая и сенатор Виктор Озеров. Перед голосованием депутаты отменили самые одиозные поправки – о лишении гражданства и запрете на выезд из страны.

Однако, в этом пакете остались десятки других законов, которые очень сильно отразятся на жизни просто россиянина. Пакет законов одобрен Советом Федерации и нет сомнений, что его подпишет президент России Владимир Путин.

Антитеррористический пакет Яровой текст:

Сейчас мы вам расскажем о самых важных в документе законодательных актов.

Недоносительство

Начиная с 20 июля 2016 года не сообщившие о преступление граждане могут ответить за уголовной ответственностью. Наказание предусмотрено в виде лишения свободы на срок до одного года. Люди должны сообщать властям о таких правонарушениях, как подготовка теракта, вооруженны мятеж, а также другие виды преступлений. Всего их в законе около пятнадцати описано.

Теперь записи телефонных разговоров и СМС каждого абонента будут хранится у операторов связи «Мегафон», «Билайн» и МТС и другие в течение полугода. В течение трех лет операторы связи должны хранить мета-данные – сюда входит информация о том, что разговор состоялся, был обмен СМС между клиентами. Данная норма касается и интеренет-ресурсы, которые будут внесены в соответствующую базу. Они должны будут хранить мета-данные один год. Операторы связи предупредили, что данное нововведение повлечет увеличение платы в 2-3 раза за использование мобильной связи.

Шифрование данных

Интеренет-сервисы, мессенджеры, социальная сеть, почтовый клиент или просто сайт, который поддерживает шифрование данных должен помочь ФСБ в случае надобности расшифровать их. За отказ это делать будет оштрафован на сумму от 800 тысяч до миллиона рублей.

Миссионерство

Законы Яровой касаются и регулирования в религиозной сфере. Теперь «миссионерской деятельностью» смогут заниматься только зарегистрированные организации. Любая миссионерская деятельность вне помещений запрещена. Штраф до миллиона рублей.

Ужесточение наказания за экстремизм

За экстремизм будут наказывать еще более жестко. За финансирование экстремистской деятельности (282.3 УК) теперь предусматривают срок до восьми лет, а до этого был порог до трех лет.

Склонение к массовым беспорядкам

В случае «склонения, вербовки или иное вовлечение» в организацию массовых беспорядков будет наказываться сроком лишения от пяти до десяти лет.

Уголовная ответственность с 14 лет

Теперь за некоторые преступления в России установлена уголовная ответственность с 14 лет. 14-летних детей будут судить за международный терроризм, участие в террористических сообществах, участие в массовых беспорядках. Так же они будут подвержены уголовной ответственности за недоносительство.

Международный терроризм

Уголовная ответственность будет предусматриваться за международный терроризм совершенный за пределами России, в котором пострадали российские граждане. Тут предусмотрено наказание – пожизненное лишение свободы.

Проверка почтовых посылок

На почтовых операторов возложили ответственность за содержание и проверку посылок. Теперь они должны проверять, чтобы в посылках не было оружия, наркотиков или денег.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности

Внести в Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ
«О противодействии терроризму» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 11, ст. 1146) следующие изменения:

1) в статье 5:

а) в части 4 четвертое и пятое предложения исключить;

б) дополнить частью 4.1 в следующей редакции:

«4.1. В целях обеспечения координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. Для реализации решений указанных органов могут издаваться акты (совместные акты) указанных органов, представители которых входят в состав соответствующего органа. Решения указанных органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами в соответствующем субъекте Российской Федерации.»;

2) дополнить статьей 5.2 следующего содержания:

«Статья 5.2. Полномочия органов местного самоуправления в области противодействия терроризму

Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений:

1) разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявлений;

2) организуют и проводят в муниципальных образованиях информационно-пропагандистские мероприятия, направленные на разъяснение сущности терроризма и его общественной опасности, а также на оказание позитивного воздействия на граждан в целях формирования у них неприятия идеологии терроризма, посредством распространения информационных материалов, печатной продукции, разъяснительной работы и иных мероприятий;

3) участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

4) обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

5) направляют предложения по вопросам участия в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

6) осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.»;

3) статью 11 дополнить частью 5 следующего содержания:

«5. Правовой режим контртеррористической операции может вводиться в целях пресечения и раскрытия преступления, предусмотренного статьей 206, частью четвертой статьи 211 Уголовного кодекса Российской Федерации, и (или) сопряженного с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренного статьями 277, 278, 279, 360 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – преступления террористической направленности), минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. В этих случаях при введении правового режима контртеррористической операции применяются положения, предусмотренные статьями 11 – 19 настоящего Федерального закона.»;

4) часть 1 статьи 12 изложить в следующей редакции:

«1. Контртеррористическая операция проводится для пресечения террористического акта и преступлений террористической направленности в случае принятия решения о ее проведении в порядке, предусмотренном настоящей статьей.»;

5) в статье 24:

а) в части 1 слова «2821-2823 и 360» заменить словами «2821-2823, 360
и 361»;

б) в части 2 слова «2821-2823 и 360» заменить словами «2821-2823, 360
и 361».

Статью 6 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ
«Об оружии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996,
№ 51, ст. 5681) дополнить пунктом 11 следующего содержания:

«11) производство гражданского и служебного оружия из боевого ручного стрелкового оружия, в том числе снятого с вооружения.».

Внести в Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 33, ст. 3418) следующие изменения:

1) в абзаце четвертом статьи 3 слова «279 и 360» заменить словами «279, 360 и 361»;

2) в статье 6:

а) в пункте 2.1:

в подпункте 5 слова «2823 и 360» заменить словами «2823, 360 и 361»;

б) в пункте 2.2:

в подпункте 2 слова «2823 и 360» заменить словами «2823, 360 и 361»;

в подпункте 4 слова «2823 и 360» заменить словами «2823, 360 и 361»;

в подпункте 8 слова «2823 и 360» заменить словами «2823, 360 и 361».

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1) следующие изменения:

1) дополнить статьей 11.14.3 следующего содержания:

«Статья 11.14.3. Невыполнение обязанностей, предусмотренных законодательством о транспортно-экспедиционной деятельности

1. Нарушение экспедитором порядка организации оказания экспедиционных услуг, а также обязанностей, установленных законодательством о транспортно-экспедиционной деятельности, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей – от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.»;

2) в части 1 статьи 23.1 после слов «статьей 11.7.1» дополнить словами «, частью 2 статьи 11.14.3»;

3) в части 1 статьи 23.36 слова «статьями 11.14.2, 11.15,» заменить словами «статьей 11.14.2, частью 1 статьи 11.14.3, статьей 11.15,».

Статью 22 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ
«О гражданстве Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 22, ст. 2031) изложить в следующей редакции:

«Статья 22. Основания отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации

1. Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

2. Решение о приобретении гражданства Российской Федерации подлежит отмене в связи с осуждением лица к наказанию по приговору суда, вступившему в законную силу, за совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205 – 206, 208, 211, 277 – 2824, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, если такое лицо не имеет иного гражданства или гарантий на его приобретение.».

Пункт 4 статьи 4 Федерального закона от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ
«О транспортно-экспедиционной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 27, ст. 2701) изложить в следующей редакции:

«4. При приеме груза экспедитор обязан проверить соответствие наименования (маркировки) груза действительному наличию и установить личность клиента, после чего выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.».

Пункт 1 статьи 64 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 28, ст. 2895) изложить в следующей редакции:

«1. Операторы связи обязаны хранить на территории Российской Федерации в течение трех лет информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации и текстовых сообщений, включая их содержание, а также изображения, звуки или иные сообщения пользователей услугами связи и предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, указанную информацию, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи и иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.».

В пункте 17 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3215) слова «без письменного разрешения представителя нанимателя» и слово «исключительно» исключить.

Статью 15 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ
«О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996,
№ 34, ст. 4029) дополнить подпунктом 9 следующего содержания:

«9) является лицом, которому в установленном порядке объявлено официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 2051, 2052, 2053, 2054, 2055, частями третьей и четвертой
статьи 206, частью четвертой статьи 211, статьями 353, 356, 357, 358, 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, – в течение пяти лет со дня объявления ему официального предостережения, а равно имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение сопряженного с осуществлением террористической деятельности хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, и (или) преступления экстремистской направленности.».

В части 3 статьи 10.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года
№ 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006,
№ 31, ст. 3448) после слов «пользователей сети «Интернет» дополнить словами «, включая их содержание,», слова «шести месяцев» заменить словами «трех лет».

Закон Яровой, вызвавший множество споров, через год вступит в силу. 1 июля 2018 года он будет обязателен к исполнению всеми операторами связи. Они будут обязаны хранить текстовые сообщения, голосовую информацию, изображения, звуки, видео, иные электронные сообщения пользователей сроком до шести месяцев, а сроком до трех лет они должны будут хранить информацию о фактах приема, передачи, доставки сообщений и звонков.

О ЗАКОНЕ ЯРОВОЙ

Принятие закона, несмотря на возражения как бизнеса, так и общественности, показало несколько устойчивых трендов российской действительности:

- выживание режима выше целесообразности данного закона . Несмотря на технические сложности его воплощения и дороговизну для бизнеса, закон будет реализован. И более того, финансирование закона, который является прихотью Кремля, ложится на бизнес.

Как заявил Никифоров, выделение бюджетных средств для поддержки операторов связи в ходе реализации так называемого закона Яровой не рассматривается. Ранее в феврале появлялась информация, что Минэкономразвития предлагает задействовать государственную помощь через использование средств Фонда универсальных услуг связи, чтобы рост тарифов не превысил уровень инфляции. Однако и здесь крылось лукавство Кремля. Фонд универсальной услуги связи финансируется за счет отчислений всеми операторами РФ 1,2% выручки. А сам фонд должен был финансировать проект устранения цифрового неравенства (УЦН). Если бы средства пошли на реализацию закона Яровой, то, во-первых, они бы не были государственной поддержкой, так как фонд существует за счет операторов. Во-вторых, тогда бы были сорваны планы «интернетификации» малых населенных пунктов. Но пока об этом фонде и финансировании из него речи уже не идет.

- как обычно, за инициативы Кремля будет платить обычный народ . Дворкович, например, уже сказал, что «правительству будет дано право определить некие этапы введения тех или иных требований относительно операторов связи, что позволит минимизировать ближайшие инвестиции и соответственно не допустить избыточного роста тарифов». Отметим, что он говорит о недопущении избыточного роста тарифа, значит все-таки рост его для Кремля является вполне закономерным итогом этой инициативы. РСПП при оценке последствий прогнозировал, что операторы смогут выжить лишь при кратном увеличении цен на услуги связи, что добавит к общему уровню инфляции в стране 1–2 п.п., а сам рост тарифов может составить 90% при условии необходимости внедрения оборудования в срок до 2018 года. И это еще скромные оценки. Министр связи Никифоров, например, говорил о росте тарифов на 300%. От РСПП поступило также предложение законодательно обязать всех российских абонентов связи отчислять средства на реализацию «закона Яровой». Такой платеж должен составить 3–5% от средимесячного счета.

- закон показал, что экономика в стране не рыночная, а директивная - по звонку из Кремля. Дворкович уже попросил не повышать тарифы более чем на 5%, и это при том, что закон полностью убивает капитализацию операторов. По заявлению «Мегафона», затраты на реализацию норм составят 938 млрд рублей, а это выше годовой выручки компании примерно в 3 раза. «Вымпелком» оценивает затраты на исполнение закона, с учетом текущих требований, в районе 1 трлн рублей. «МТС» совместно с «МГТС» на уровне 1,7 трлн рублей. По оценкам РСПП, к 2019 году операторы связи потратят на реализацию закона около 17 трлн рублей (не включая расходы на съем голосового трафика).

- закон принимался без проработки и анализа последствий его внедрения . Никто не просчитывал, насколько могут повыситься тарифы связи. И до сих пор оценки затрат отрасли совершенно различные. От 100 млрд рублей до 17,5 трлн по данным РСПП. Суммарные доходы операторов от услуг связи составляют не более 1,7 млрд руб. Более того в правительстве даже не задумывались о том, как закон должен вступить в силу. Именно поэтому сейчас активно выдвигается идея поэтапного его внедрения. Да и сами операторы на момент принятия закона не знали, каким образом он будет реализован. В идеале подобные законы не должны быть оторваны от практики. То есть, должны были быть встречи с операторами, выслушаны их предложения, прописана процедура его внедрения. Но ничего этого нет, есть только идея - контролировать любое выражение мысли.

Как сообщают несколько источников, «госорганы не хотят допускать операторов к разработке документа», в котором были бы определены сроки и порядок хранения данных в рамках закона Яровой. А это уже говорит о том, насколько закон будет учитывать интересы операторов. Да и принимая во внимание, что по словам операторов нет необходимых технических условий для исполнения ряда норм закона, стоит говорить, что закон принимался впопыхах. В законе даже не были прописаны базовые основы об ответственности за хранение информации. Принимая закон, никто даже не задумывался над вопросом, а существует ли для его реализации подходящее оборудование. В России такого оборудования не производят, и этот факт признали на уровне министров. Эксперты же утверждают, что подобного оборудования нет даже за рубежом.

- столь легкое принятие закона Яровой стало «зеленым светом» для Кремля , который теперь решил, что свобода в интернете - это то, что может быть попрано без противодействия со стороны общества. За ним последовали новые инициативы - досудебная блокировка интернет ресурсов, «закон о мессенджерах», запрет анонимайзеров и VPN, инициативы о многомилионных штрафах за оскорбления и клевету. Закон Яровой таким образом, выступил катализатором процесса подавления свободы в интернете.

ТРЕВОЖНЫЕ СИГНАЛЫ

Закон Яровой - классический пример того, как целесообразность нужд режима превыше всех возможных расчетов и просчетов принятия закона. О том, что закон сырой и в текущем виде не может быть реализован, сигналов было множество. Последними такими признаками стали:

- противоречие закона регламенту ЕС , который вступит в силу за два месяца до вступления закона Яровой, согласно которому данные европейских пользователей можно будет хранить только в тех случаях, если спецслужбы подтвердят, что такие действия в отношении конкретного абонента служат целям обеспечения национальной безопасности и правопорядка. Но по закону Яровой в России должны храниться данные всех пользователей российских сетей, в том числе проживающих на территории России иностранцев. Если Россия и ЕС не придут к согласию, то российским операторам придется заплатить за эту прихоть российских властей 45 млрд рублей. Учитывая неподъемные расходы на внедрение закона, такие штрафы добьют отрасль.

- споры в правительстве относительно сроков внедрения закона .

В правительстве предлагают отложить его внедрение до 2023 года. Ряд депутатов ГД также выступает за поэтапную реализацию закона. ФСБ против пилотных зон и поэтапного внедрения, поскольку все технические средства, по заявлению спецслужб, есть. Отсрочка проекта оправдана с той точки зрения, что в случае внедрения закона сразу операторы понесут высокие расходы, что приведет к резкому скачку цен на услуги связи. Пока в правительстве пытаются отсрочить внедрение закона, понимая, что на его реализацию нет денег ни у бюджета, ни у операторов, ФСБ продолжает настаивать на своем, ставя свои узко кабинетные интересы выше национальных интересов и экономической целесообразности. Убить рынок сотовой связи ради создания системы слежки - пожалуй, такое могло произойти только в стране, где президент и является выходцем из этой системы слежки.

- закон уже был признан одной из худших мировых инициатив в области IT , препятствующих дальнейшему инновационному развитию индустрии. К такой оценке пришли в Фонде информационных технологий и инноваций (Information Technology & Innovation Foundation, ITIF). А это те самые мировые рейтинги, за которыми гонятся российские власти. Сейчас же они поступились ими ради стремления взять под свой контроль все возможные каналы виртуального общения российского населения. Учитывая, что отрасль зависит от кредитов, подобные расходы приведут к тому, что компании будут вынуждены экономить на инновациях. Например, на совершенствовании сетей, внедрении 5G и прочее. А значит Россия в очередной раз окажется за бортом передовых технологий и инноваций. Что ж, видимо безопасность режима важнее будущего страны.

Закон Яровой - это одновременно удар по свободе выражения, нарушение конституции в части тайны переписки, удар по отрасли телекоммуникационных услуг, скачок инфляции и ухудшение уровня жизни россиян за счет удорожания услуг мобильной связи. Но Кремль не замечает этих изъянов, исходя из того, что для него это возможность установления тотального контроля, безопасность собственного режима. На одной чаше весов стоит российский народ и экономика, а на другой - Кремль и его выживаемость. Что оказалось важнее, понять не сложно.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Так называемый «закон Яровой». Это означает, что операторы связи обязаны начать хранить данные своих пользователей, включая записи разговоров, переписку, видео, изображения и сопутствующую информацию. Хранить все это придется в течение полугода.

Операторы связи уже приступили к реализации мер, прописанных в законе, но для того, чтобы выполнить все предписания, придется потратить много времени и еще больше - денег. Например, в случае «Мегафона» на организацию хранения данных пользователей во всей сети необходимо около пяти лет, о чем сообщает «РБК».

«Мы не могли на всей сети организовать хранение с 1 июля. Система будет поэтапно разворачиваться в разных регионах в течение пяти лет и к концу этого срока будет развернута по всей стране», - заявил гендиректор «Мегафона» Сергей Солдатенков.

Стоит отметить, что в законе нет четких формулировок относительно поэтапности введения положений. Говорится следующее: «порядок, сроки и объем хранения <...> информации устанавливаются правительством». В ходе обсуждения закона операторы связи просили правительство возможности поэтапно реализовать положения закона - сначала в регионах, затем - по всей стране. Эту точку зрения поддерживал Николай Никифоров, который в 2017 году занимал пост главы Минкомсвязи. Но затем чиновники пришли к мнению , что закон необходимо реализовать одномоментно во всей стране.

Другие операторы связи не раскрывают ход реализации положений «закона Яровой», сообщая лишь, что все действия ведутся в рамках текущего законодательства. В Минкомсвязи говорят, что операторы должны вводить все положения закона сразу во всей сети, а не поэтапно. Тем не менее, в апреле этого года правительство опубликовало пояснения к закону. В нем говорилось о необходимости хранения текстовых сообщений и записей разговоров в течение полугода с момента «окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки». Что касается интернет-провайдеров, то им придется хранить данные клиентов в течение 30 суток, начиная с 1 октября этого года. Затем каждые пять лет компании обязаны на 15% в год увеличивать емкость «технических средств накопления».

Проблемой является то, что до настоящего момента не приняты документы с необходимыми техническими требованиями к оборудованию, которое должно использоваться для хранения информации. Например, «Ростелеком» до настоящего момента не заложил в собственный бюджет расходы на исполнение требований законодательства. «Несмотря на то что постановление правительства России по срокам хранения уже опубликовано, для оценки расходов необходимо дождаться выхода документов с требованиями к оборудованию», - заявил представитель компании.

Как бы там ни было, но проекты требований к оборудованию есть, поэтому провайдеры связи могут временно руководствоваться ими. А вот уровень ответственности операторов и интернет-компаний за неисполнение требований «закона Яровой» до сих пор не определен. По мнению специалистов, государство должно дать возможность обеспечить хранение данных, а не просто так наказывать операторов.

Что касается финансовых затрат, то у каждого из операторов реализация положений «закона Яровой» обойдется в миллиарды рублей. Общие расходы операторов, по мнению рабочей группы «Связь и информационные технологии» при правительстве России составит 5,2 трлн рублей. МТС необходимую сумму в 60 млрд рублей на ближайшие пять лет, «Мегафон» - 35-40 млрд, «Вымпелком» - 45 млрд.

Суммы могут изменяться в зависимости от того, какая именно конфигурация оборудования и какие требования к его производителям будут утверждены. «Пока что никто не знает, в каком виде государство будет запрашивать у участников рынка реализацию требований закона. Одно дело, если будет принят поэтапный порядок, скажем, в течение трех лет. Совсем другой сценарий, если полное соответствие нужно будет обеспечить за, скажем, несколько месяцев», - говорит гендиректор Linxdatacenter в России Ольга Соколова.

Затраты, насколько можно понять, будут возмещаться за счет клиентов. , что для компенсации затрат такой крупный оператор, как «Вымпелком» должен взимать с абонентов около 13 рублей на одного человека в месяц в течение пяти лет. Скорее всего, на такую сумму будут повышены тарифы для населения.

«Пакет Яровой» – один из самых масштабных документов, принятых Госдумой в последние годы. Часть его положений уже нашла отражение в нормативных актах, начало действия другой – лето 2018 года.

Что представляет собой «закон Яровой», когда вступает в силу самая спорная часть резонансной инициативы, касающаяся хранения информации о телефонных разговорах и личной переписке россиян?

Авторы поправок

Нашумевший пакет поправок с подачи СМИ назван именем одного из авторов – депутата Госдумы Ирины Яровой, участвовавшей в разработке таких законодательных инициатив, как уголовное преследование за клевету, ужесточение санкций за нарушения правил проведения митингов, «закон о СМИ-иноагентах».

Над поправками вместе с Яровой работал сенатор Виктор Озеров. На тот момент оба парламентария возглавляли комитеты по безопасности: Яровая – в нижней палате, Озеров – в верхней. К процедуре голосования соавторами значились уже четыре законодателя: состав инициаторов пополнили Алексей Пушков и Надежда Герасимова.

Антитеррористический «закон Яровой» – что это?

Простыми словами «пакет Яровой» – это два федеральных закона, содержащих изменения в нормативные акты (призванные, по задумке авторов, предотвратить проявления терроризма):

  • №374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» от 06.07.2016;
  • №375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности», от 06.07.2016.

Какие именно новшества содержит «закон Яровой»?

Суть поправок

Первый документ (№374-ФЗ) внес коррективы в законы о ФСБ, внешней разведке, об оружии, Жилищный кодекс и множество других актов. Его положения расширили полномочия силовиков, ужесточили ответственность за экстремизм, правила почтовой пересылки, оформления грузов.

Так, в новой редакции закона №35-ФЗ «О противодействии терроризму» от 06.03.2006:

  • ст.5 дополнила новая часть (4.1) о создании в субъектах РФ антитеррористических комиссий, решения которых обязательны к исполнению;
  • внесена статья 5.2, поясняющая действия и полномочия местных властей по борьбе с экстремизмом и терроризмом;
  • в ст.11 включена часть 5, расширяющая основания для введения режима КТО.

Этим же законом внесены поправки в ЖК РФ, а с ними запрет:

  • распространять религиозное учение в помещениях, предназначенных для жилья (исключение – проведение обрядов и церемоний) (ч.3 ст.17);
  • на деятельность миссионеров, если она направлена на совершение экстремистских действий, угрожает окружающим и т.д. (ч.3.2 ст.22).

Изменения в закон о связи

Новшества в закон №126-ФЗ «О связи» от 07.07.2003 и их суть для сотовых операторов и поставщиков интернет-услуг заключается в установленном требовании хранить сообщения пользователей (голосовые и текстовые послания), переданные в них фото, видео и пр., а также информацию о телефонном разговоре или переписке абонентов. Место расположения хранилища – в пределах страны. Условия – объем трафика и срок хранения – разрабатывает кабинет министров.

Срок хранения содержимого сообщений – до полугода. Информация об их отправлении, доставке, обработке и пр. должна находиться в хранилище дольше:

Введенный п.1 ч.1.1 ст.64 закона об операторах связи обязывает их предоставлять спецслужбам информацию о телефонных разговорах своих клиентов. Аналогичное требование, но уже относительно скрытой от широкой общественности интернет-активности россиян, содержит новый пункт (3.1) ст.10.1 закона №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006. А п.4.1 обязывает владельцев доменов, провайдеров и всех подпадающих под понятие «организатора распространения информации» передавать силовикам ключи шифрования для декодирования сообщений пользователей.

Отказ выполнить требование органов безопасности повлечет штраф. Каков будет его размер, уточняет внесенная в ст.13.31 КоАП РФ часть 2.1:

  • от 3 000 до 5 000 рублей заплатят граждане;
  • от 30 000 до 50 000 рублей – должностные лица;
  • от 800 000 до 1 млн рублей – компании.

Поправки в УК РФ

Другой нормативный акт, входящий в «пакет Яровой», – закон №375 дополнил перечень уголовно наказуемых деяний:

  • несообщением правоохранителям о преступлении террористического характера (совершенном, совершаемом или планируемом). Самая жесткая санкция за это – лишение свободы на 12 месяцев. Не понесет ответственности гражданин, не проинформировавший о подобном деянии, совершенном его супругом или близким родственником;
  • международным терроризмом с максимальным наказанием в виде пожизненного тюремного срока.

В обновленной редакции УК РФ расширен перечень преступлений, по которым уголовная ответственность наступает с 14 лет:

  • участие в террористической организации и ее деятельности (соответственно ч.2 ст.205.4 и ч.2 ст.205.5);
  • обучение с освоением навыков для применения в планируемой террористической деятельности (ст.205.3);
  • несообщение о преступлении (ст.205.6);
  • акт международного терроризма (ст.361).

Когда вступает в силу «закон Яровой»?

В «Российской газете» официальный текст «закона Яровой» был опубликован 8 июля 2016 года. С 20 июля того же года заработала основная часть нововведений, включая изменения в УК РФ.

1 июля 2018 года – указанный в ФЗ день, когда вступает в силу закон Ирины Яровой в части требования хранить данные о дистанционном общении россиян. Однако сейчас в Правительстве РФ обсуждают возможность отсрочить вступление в силу закона на несколько месяцев. Об этом сообщил вице-премьер Аркадий Дворкович. Необходимость отсрочки связана с разработкой подзаконных актов, которые определят объемы и сроки хранения данных по этому закону.

По данным «большой четверки» сотовых операторов, только организация хранилища сообщений потребует более 2,2 трлн рублей. В конечном итоге расходы компаний приведут к резкому росту тарифов. В Минкомсвязи допустили рост стоимости услуг сотовой связи в три раза.

24 июня 2016 года Госдума, скорее всего, примет во втором и третьем чтениях «антитеррористический» пакет, внесенный депутатом Госдумы Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым (широко известный как «пакет Яровой»). Он содержит поправки в десятки законов, которые расширяют полномочия государства, ужесточают контроль над жителями страны и ограничивают права, гарантированные гражданам Конституцией. Если закон примут, в чем нет больших сомнений, у властей появится возможность лишать россиян гражданства, не выпускать из страны осужденных за «неправильные» перепосты, получить доступ ко всем телефонным разговорам и электронной переписке граждан. Большинство поправок вступят в силу уже 20 июля. «Медуза» рассказывает о самых важных пунктах «пакета Яровой».

Власти смогут лишать людей гражданства — в том числе за работу в международных организациях

Вечером 22 июня текст «пакета Яровой» ко второму чтению пропал из электронной базы Думы. 23 июня стало известно, что поправки о лишении гражданства полностью исключены из документов.

В Конституции говорится: «Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его». Но если законопроект Ирины Яровой примут, власти смогут лишать гражданства людей, у которых есть гражданство другой страны или гарантия, что они его получат.

Законопроект Ирины Яровой предлагает лишать гражданства за некоторые преступления террористической и экстремистской направленности. В списке этих преступлений есть, например, известная 282-я статья («возбуждение ненависти и вражды») — одна из тех, по которым можно сесть за перепост картинки в социальной сети. Другой пример из списка: статья 280.1 — призывы к сепаратизму . Осужденный по одной из перечисленных статей лишается гражданства в день вступления приговора в законную силу. Но только в том случае, если у него есть гражданство другой страны или гарантия его получения.

Гражданства лишат и тех людей с двойным гражданством, которые пойдут служить в иностранную армию, правоохранительные или судебные органы. Или будут — без согласования с российскими властями — участвовать в работе международных организаций, в которых Россия (видимо, как государство) не представлена. Людей из обеих этих категорий лишат гражданства в день поступления на работу. Как именно будет работать эта норма, неизвестно. Что в данном контексте означает «международная организация» и станут ли лишать гражданства тех, кто работал в них до принятия нового закона, тоже не вполне ясно.

Прямой конституционный запрет на лишение россиян гражданства обходится авторами «пакета Яровой» довольно просто. Конституция позволяет «добровольный выход из гражданства России». Работу в международных организациях или иностранных государственных органах предлагается считать именно «добровольным волеизъявлением лица, выраженным в форме совершения действий».

При этом депутаты намеренно или случайно сняли одно из ограничений для тех, кто решил выйти из гражданства России по-настоящему добровольно — по письменному заявлению. Раньше, если у человека не было иного гражданства или гарантии его получения, ему не позволяли отказаться от российского паспорта; теперь такого ограничения нет.

За недоносительство тоже будут лишать гражданства. И сажать в тюрьму. Это новая статья Уголовного кодекса

Новая статья УК (205.6) называется «несообщение о преступлении». По ней будут привлекать к ответственности тех, кто не сообщил правоохранительным органам «о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило» преступления некоторых категорий. Законопроект Яровой вводит список из полутора десятков преступлений, о подготовке которых теперь необходимо донести, чтобы самому не оказаться на скамье подсудимых: от международного терроризма до вооруженного мятежа, направленного против территориальной целостности России. Максимальное наказание за недоносительство — лишение свободы на срок до одного года. Кроме того, недоносительство входит в список преступлений, за которые депутаты предлагают лишать гражданства. То есть «формой совершения действия» будет считаться бездействие — несообщение.

От ответственности по статье освобождаются люди, которые не стали сообщать о подготовке и совершении преступления их супругом или близким родственником, — в этом Конституция соблюдена.

Вводят еще одну статью, по которой можно сажать за посты в соцсетях

Законопроект усиливает ответственность за призывы к террористической деятельности и оправдание терроризма в интернете. Теперь они будут приравнены к таким призывам в средствах массовой информации; за счет этого наказание за призывы к терроризму в интернете ужесточится. Максимальное — семь лет лишения свободы с дальнейшим запретом занимать некоторые должности на срок до пяти лет (раньше публичные призывы грозили лишением свободы на срок до пяти лет без дальнейших ограничений). И лишение гражданства.

В документе уточняется, что к оправданию терроризма будут относить «публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании».

За перепост можно не просто сесть, но и стать невыездным

23 июня стало известно, что поправки о запрете на выезд из страны исключены из законопроекта.

Власти вводят новую категорию невыездных. Права покидать Россию лишатся люди с непогашенной или неснятой судимостью за некоторые виды преступлений. Часть этих статей названа напрямую — по номерам. В основном они касаются преступлений, связанных с терроризмом: теракт, захват заложников и прочие. В этом же списке «насильственный захват или удержание власти», «посягательство на жизнь государственного деятеля», «вооруженный мятеж». В ту же поправку включены все статьи «экстремистской направленности» — это большой список статей , в том числе и те, по которым людей судят за посты в социальных сетях (например, «призывы к экстремистской деятельности»).

Срок запрета на выезд может исчисляться годами. После того как человек отбыл наказание, еще некоторое время его судимость считается непогашенной — например, для статьи о «возбуждении ненависти или вражды» (282 УК РФ) этот срок составляет три года. Иногда судимость могут снять и раньше срока — за примерное поведение, по амнистии или по помилованию. По нынешнему законодательству люди могут выезжать за границу до погашения судимости — сразу после исполнения наказания (например, освободившись из тюрьмы).


Участники расширенного заседания коллегии Генеральной прокуратуры. Москва, 23 марта 2016 года

Фото: Михаил Метцель / ТАСС / Scanpix / LETA

Операторы будут хранить месяцами записи телефонных звонков и всю переписку пользователей. Сотрудники силовых ведомств смогут изучать эти данные

Операторов связи и «организаторов распространения информации» в интернете обяжут хранить на территории России записи звонков («голосовую информацию»), переписку, изображения, звуки, видео- и другие сообщения пользователей. Срок хранения — до шести месяцев с момента передачи, приема и (или) обработки. В реестр «организаторов распространения» может попасть владелец любого ресурса, где можно обмениваться электронными сообщениями.

Информацию о факте приема или передачи сообщения или звонков (то есть не содержание, к примеру, переписки, а только сведения о том, что она состоялась) операторы должны будут хранить в течение трех лет. Все эти данные надо будет передавать в правоохранительные органы, если они понадобятся для оперативной работы. Если законопроект примут, документ вступит в силу с 1 июля 2018 года.

Зашифрованную переписку тоже прочтут. Или заставят всех отказаться от шифрования

Депутаты предлагают простую схему борьбы с шифрованием трафика: обязать «организаторов распространения информации», которые используют «дополнительное кодирование» электронных сообщений, предоставлять в ФСБ информацию, позволяющую «декодировать» все, что потребуется. За отказ — штраф: для юридических лиц — от 800 тысяч до миллиона рублей. Поправки сформулированы так, что не вполне ясно, о каком кодировании речь — о шифровании в мессенджерах или о любом сайте с шифрующим протоколом HTTPS.

Одновременно законопроект вводит в административный кодекс ответственность за использование «несертифицированных средств кодирования (шифрования) при передаче сообщений в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“». Для юридических лиц — штраф от 30 до 40 тысяч рублей с конфискацией нелегального средства.

Проповедовать теперь смогут только специальные люди в специально отведенных местах. Некоторые идеи проповедовать запретят

Власти хотят жестче регулировать религиозную сферу. В статье о свободе совести и вероисповеданий появится определение понятия «миссионерская деятельность». Такой деятельностью депутаты считают более или менее любую религиозную практику вне специальных заведений, кладбищ, мест почитания, религиозных школ — богослужения, церемонии, распространение литературы и других материалов, чтение проповедей. «Распространение веры и религиозных убеждений» через СМИ и в интернете тоже считается миссионерством.

Если «пакет Яровой» примут, миссионерской деятельностью смогут заниматься только представители зарегистрированных организаций и групп — или люди, которые заключили с ними официальный договор. Каждый миссионер должен иметь при себе документы с определенной информацией, подтверждающие его принадлежность к той или иной организации или группе. Любую миссионерскую деятельность в жилых помещениях, кроме богослужений, церемоний и обрядов, хотят запретить. Иностранные миссионеры смогут работать только в тех субъектах, где зарегистрирована пригласившая их организация.

Власти хотят законодательно запретить распространение некоторых идей — например, тех, которые призывают к экстремизму, заставляют людей отказываться от медицинской помощи, отдавать свое имущество религиозной организации и прочих. За нарушения предусмотрены административные штрафы — в том числе крупные, до миллиона рублей.

В правозащитном центре «Сова» считают , что поправки о миссионерстве угрожают не только незарегистрированным религиозным группам, но и тем, у кого есть регистрация, — протестантам и новым религиозным движениям христианского толка. С трудностями могут столкнуться даже православные миссионеры.

За некоторые преступления наказания будут куда более жесткими

Законопроект предлагает сильно ужесточить наказания за некоторые преступления, причем большая часть изменений касается статей «экстремистской направленности». Сейчас по этим статьям существует несколько видов наказаний: штраф, принудительные работы, запрет занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также лишение свободы. Ужесточили все формы наказания — и особенно те, что связаны с лишением свободы. Поправки Яровой либо сдвигают в большую сторону минимальный и максимальный сроки заключения, либо вводят нижний порог наказания там, где его раньше не было.

Например, по существующему закону, если человека осудили по одной из частей 282-й статьи («возбуждение ненависти и вражды»), которые не связаны с применением насилия, его могут посадить максимум на четыре года, а нижнего порога вообще нет. Теперь депутаты предлагают ввести нижний порог в два года, а верхний поднять до пяти лет.

Другой пример — усиление наказания по еще одной статье, связанной с экстремизмом, — «Организация экстремистского сообщества» (282.1). За участие в таких сообществах будут лишать свободы на срок от двух до шести лет (раньше максимальный срок по этой статье составлял четыре года, а нижний порог не был установлен), за организацию сообществ будут наказывать сроком от шести до десяти лет (было от двух до восьми). Кроме того, депутаты усилили наказание по статьям «Организация деятельности экстремистской организации» (282.2; было от двух до восьми лет, теперь — от шести до десяти), «Финансирование экстремистской деятельности» (282.3; было до трех лет, теперь — от трех до восьми).

Поправки Яровой увеличивают и наказание за организацию незаконного вооруженного формирования: теперь оно составит от 10 до 20 лет (раньше было от 8 до 15). Еще один пример ужесточения наказаний — поправка к статье Уголовного кодекса об организации незаконной миграции. Она отменяет все виды наказания, кроме лишения свободы (при этом срок лишения свободы остается тем же — до пяти лет). Это значит, что суды больше не смогут приговаривать осужденных к штрафам или принудительным работам.


Теперь можно сесть за «вовлечение в организацию массовых беспорядков»

В предыдущей редакции Уголовного кодекса была учтена ответственность за организацию, участие, призывы к массовым беспорядкам, а также за прохождение обучения для участия в них. Теперь статья дополнится еще одной частью: в России будут судить еще и за «склонение, вербовку или иное вовлечение» в организацию массовых беспорядков. Максимальное наказание по этой статье — лишение свободы на срок от пяти до десяти лет.

Вводят статью о международном терроризме

В Уголовном кодексе появится новая статья — «Акт международного терроризма». По ней будут судить тех, кого обвинят в совершении теракта за пределами России, в результате которого погибли или пострадали российские граждане, а также тех, кто финансирует подготовку терактов. В качестве наказания статья допускает пожизненный срок лишения свободы.

Сотрудников почты заставят проверять посылки

Законопроект предлагает внести поправку, которая обяжет «операторов почтовой связи» («Почту России» и частные почтовые компании) следить за тем, чтобы в посылках не было ничего запрещенного. В список запрещенного для пересылки входят: деньги, оружие, наркотики, яды, скоропортящиеся продукты и вещества, которые могут навредить сотрудникам почты или повредить другие посылки. Проверять посылки предлагается с помощью рентгена, металлоискателей и других подобных устройств. В существующем законе прописано, что сотрудники могут задерживать и даже уничтожать посылки с запрещенными предметами.

Станет больше уголовных статей, по которым можно судить с 14 лет

Новый закон сильно расширяет список статей, по которым можно судить подростков, достигших 14-летнего возраста. Раньше таких составов было 22, теперь их стало на десять больше. С 14-летнего возраста теперь можно судить за международный терроризм; за участие в террористических сообществах, террористических организациях и незаконных вооруженных формированиях; за прохождение обучения терроризму; за участие в массовых беспорядках; за посягательство на жизнь государственного и общественного деятеля и за нападения на лица и учреждения, которые пользуются международной защитой, а также за угон самолета, поезда или водного транспорта.

Кроме того, «антитеррористический пакет» вводит ответственность для 14-летних за несообщение о преступлении. В списке уголовных статей, за которые можно судить несовершеннолетних, «недоносительство» — единственное деяние, которое не связано с насилием и угрозой общественному порядку в той или иной форме.



Просмотров