Ли иностранцы служить армии рф. Служба иностранных граждан в армии рф по контракту. Требования при поступлении на контрактную службу

Одним из основных направлений государственной политики Российской Федерации по военному строительству до 2010 года явля­ется совершенствование системы подготовки мобилизационных ре­сурсов и комплектования ВС РФ, других войск, воинских формирова­ний и органов.

На протяжении веков в России система комплектования армии базировалась на традиционном восприятии воинской обязанности как особой нравственной нормы, а призыва на военную службу - как свя­щенной обязанности перед Отечеством.

Однако за последнее десятилетие ряд факторов, в том числе по­литических, идеологических, демографических, экономических и со­циальных, оказал негативное воздействие на состояние системы ком­плектования ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, резко сократив возможность призыва граждан на военную службу в объеме, обеспечивающем потребности обороны и безопасности стра­ны.

Конституция РФ определяет, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности нарав­не с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным за­коном или международным договором.

Как следует из ФЗ «О системе государственной службы в Рос­сийской Федерации», в РФ в соответствии с федеральным законом предусматривается поступление иностранных граждан на военную службу по контракту и прохождение ими военной службы.

В ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» содержится положение о том, что прохождение военной службы осуществляется:

Гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по кон­тракту);

Иностранными гражданами - по контракту на воинских долж­ностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в ВС РФ, других войсках, воинских формированиях и органах.

Таким образом, поскольку законодательство РФ указывает на то, что доступ к военной службе, которая является видом государст­венной службы, имеют не только граждане РФ, но и иностранные граждане, постольку гражданство РФ не является препятствием для занятия иностранными гражданами отдельных воинских должностей в ВС РФ, других войсках, воинских формированиях и органах.

Гражданство как обязательное условие для прохождения воен­ной службы существовало не всегда и не во всех армиях. В Римском государстве в императорский период армия наряду с римскими граж­данами комплектовалась иностранцами. Во Франции в XI в. существо­вали наемные дружины, укомплектованные швейцарцами, шотланд­цами и лицами других национальностей. Наем иностранцев был раз­вит в средние века в Италии.

При Петре I и в более поздние времена в России широко при­менялась служба в армии иностранцев, но постепенно нужда в них отпала, и с 1890 года иностранцы перестали допускаться на военную службу. Окончательно военная служба была вменена в обязанность «каждого русского подданного» ст. 1 Устава о воинской повинности 1874 года, действовавшего вплоть до революции 1917 года. Профессор А.М. Добровольский указывал: «Совершенно иной характер отноше­ний к государству иностранцев: связь их с государством чисто факти­ческая и по общему правилу они никакими политическими правами, в том числе и правом на службу государственную, не пользуются. Ос­вобождение от воинской повинности людей, не связанных с государ­ством никакими кровными национальными узами, является не только понятным, но и разумно необходимым».

В то же время в отдельных случаях допускалось принятие на военную службу иностранцев. «В случае желания иностранцев посту­пить на военную службу нижними чинами, начальники дивизий и ли­ца равной власти, по получении прошений, не разрешая сами зачисле­ния на службу, обязаны входить с представлением в главный штаб, прилагая подлинные документы о происхождении и образовании про­сящихся на службу». Иностранным офицерам разрешалось поступать на военную службу по особому Высочайшему разрешению.

Таким образом, законодательство Российской Империи разре­шало иностранцам военную службу в виде исключения.

В период Гражданской войны 1918-1922 гг. на службу в Крас­ную Армию по желанию допускались иностранцы-трудящиеся. Пер­воначально это регулировалось приказами Реввоенсовета Республики, а впоследствии было закреплено в Законе об обязательной военной службе 1922 года, в котором отмечалось: «Добровольцами могут при­ниматься также и иностранные граждане, выразившие желание слу­жить в русских войсках и принимать участие в защите завоеваний русской революции». В соответствии с приказом Реввоенсовета Рес­публики 1922 года № 940 в качестве добровольцев на советскую воен­ную службу принимались в то время лишь солидарные с советской властью иностранцы-трудящиеся, представившие политические реко­мендации от партийных организаций или ответственных партийных работников. С переходом на мирное положение иностранцы фактиче­ски уже не принимались в Советскую Армию.

Указанные исторические этапы свидетельствуют, что в Россий­ской Империи и в Советском государстве на военной службе в добро­вольном порядке иностранные граждане использовались в периоды становления военной организации государства.

После распада СССР в переходный период государства - участ­ники Содружества Независимых Государств (СНГ) взяли на себя обя­зательство стремиться осуществлять согласованные мероприятия, на­правленные на обеспечение единообразного порядка призыва, ком­плектования и прохождения военной службы военнослужащими Объ­единенных Вооруженных Сил СНГ. Соглашение о принципах ком­плектования Объединенных Вооруженных Сил СНГ и прохождения в них военной службы (Киев, 20 марта 1992 года) в ст. 3 предусматри­вало, что «.государства - участники Содружества не препятствуют гражданам проходить военную службу в Объединенных Вооруженных Силах Содружества и вооруженных силах государств - участников Содружества на добровольной основе или по контракту».

Соглашение о принципах комплектования Пограничных войск Содружества и прохождения в них военной службы (Ташкент, 15 мая 1992 года) также подчеркивало, что государства - участники Содру­жества не препятствуют гражданам проходить военную службу в По­граничных войсках Содружества и в собственных Пограничных вой­сках государств на добровольной основе или по контракту.

На основании указанной правовой базы были заключены:

Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Армения о порядке комплектования и прохождения военной службы гражданами Республики Армения в Пограничных войсках РФ, нахо­дящихся на территории Республики Армения (Ереван, 15 марта 1994 года);

Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о порядке комплектования и прохождения военной службы гражданами Республики Таджикистан в Пограничных войсках РФ, находящихся на территории Республики Таджикистан (Душанбе, 30 марта 1994 года);

Соглашение между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой о порядке комплектования и прохождения военной службы гражданами Кыргызской Республики в Пограничных войсках РФ, находящихся на территории Кыргызской Республики (Бишкек, 1 апреля 1994 года), которые предусматривали, что комплектование По­граничных войск РФ, находящихся на территории суверенных госу­дарств, производится в добровольном порядке - по контракту и по призыву, в том числе гражданами этих государств.

Цели участия граждан одного государства в комплектовании вооруженных сил и пограничных войск другого государства наглядно зафиксированы в межгосударственных соглашениях. Например, в Со­глашении между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о правовом статусе Пограничных войск РФ, находящихся на террито­рии Республики Таджикистан (Москва, 25 мая 1993 года) отмечается, что Республика Таджикистан в интересах обеспечения собственной безопасности, безопасности РФ и коллективной безопасности госу­дарств - участников СНГ на переходный период, до завершения про­цесса формирования собственных пограничных войск, делегирует во­просы охраны государственной границы с Афганистаном и Китаем в пределах своей территории Пограничным войскам РФ.

Порядок прохождения военной службы гражданами Армении, Таджикистана, Кыргызской Республики, поступившими на военную службу по контракту и по призыву в Пограничные войска РФ, нахо­дящиеся на территории этих государств, определялся законодательст­вом РФ, другими нормативными актами, регулирующими деятель­ность Пограничных войск РФ, при этом они имели равные с военно­служащими РФ права и обязанности.

Граждане указанных государств принимали присягу собствен­ному государству и обязательство перед РФ следующего содержания, например: «Я, гражданин Кыргызской Республики (фамилия, имя, отчество), добровольно поступая на военную службу в Пограничные войска Российской Федерации, охраняющие Государственную грани­цу Кыргызской Республики, обязуюсь в период прохождения военной службы соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, строго выполнять требования уставов, приказы командиров и началь­ников».

Таким образом, межгосударственные соглашения между рес­публиками, входившими в состав бывшего СССР, в переходный пери­од стали правовой основой для привлечения граждан одного государ­ства в войска другого государства в интересах коллективной и собст­венной безопасности этих государств.

Ценность государства заключается в его независимости, суве­ренитете, государственной и территориальной целостности, предот­вращении военной агрессии, обеспечении условий для мирного, демо­кратического развития. Поскольку государство выступает в качестве объекта, обладающего определенной ценностью, постольку к его со­хранению проявляется интерес со стороны граждан своего государст­ва. Гражданство - это устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Согласно Конституции РФ Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Эту задачу вы­полняют, в том числе, и Вооруженные Силы.

Вооруженные Силы есть порождение того общества, которому они служат, отражая при этом его социальные, политические и техно­логические основы. Вооруженные Силы не зеркальное отражение на­ции, но их организация, предназначение, отношение и поведение обу­словливаются содержащим их государством.

Общие характеристики военной службы и военной профессии - военнослужащего определяются понятием «государство». К этим формообразующим факторам относятся роль и предназначение воен­ной профессии, природа государства и политической системы, кото­рым служит военная профессия, и отношение гражданского общества к военнослужащим. Каждый из этих компонентов оказывает воздейст­вие на природу военной профессии.

Во-первых, невзирая на различие взглядов на современную во­енную профессию, первичное предназначение военной профессии ос­тается тем же, что и на протяжении всей новейшей истории: обеспечи­вать военную безопасность государства, побеждать в войнах. В более научных терминах предназначение военной профессии - организован­ное применение военной силы в интересах своего государства.

Военная безопасность России неразрывно связана с обеспече­нием независимости, государственной и территориальной целостно­сти, суверенитета РФ, ее обеспечение является важнейшей задачей и функцией государства и его военной организации.

Насколько эти цен­ности могут быть обеспечены военнослужащими-иностранцами, на­сколько интересны эти ценности для них?

Согласно Конституции РФ Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории, сущность кото­рых заключается в следующем:

а) целостность территории означает ее нераздельность, единст­во;

б) под неприкосновенностью территории понимается защита от посягательства со стороны другого государства или каких-либо поли­тических сил.

Российский юрист А. Эртель в конце XIX в. писал: «Каждый народ дорожит своею национальностью, как плодом своего историче­ского развития. Сохранение ее неприкосновенности составляет одно из важнейших благ его».

Положение о целостности и неприкосновенности территории РФ вытекает из территориального верховенства РФ. Как отмечается в юридической литературе: «Вопреки распространенному мнению, нор­ма об обеспечении РФ целостности и неприкосновенности своей тер­ритории посвящена не только внешнеполитическому, межгосударст­венному, но и внутриполитическому аспекту суверенитета РФ».

Понятие «суверенитет» наиболее емко сформулировано И.Д. Левиным в 1948 году. Он справедливо подчеркивает, что суверенитет есть состояние полновластия государства на своей территории и его независимости от других государств.

Как мы видим, основу понятий неприкосновенности, государ­ственной и территориальной целостности, суверенитета Российской Федерации составляет устойчивая правовая связь граждан со своим государством.

Вместе с тем, в ФЗ «О статусе военнослужащих» сформулиро­ваны общие обязанности военнослужащих, в том числе военно- служащих-иностранцев:

Защита государственного суверенитета и территориальной це­лостности РФ;

Обеспечение безопасности государства;

Отражение вооруженного нападения;

Выполнение задач в соответствии с международными обяза­тельствами РФ.

Все эти задачи составляют существо воинского долга, который иностранцы обязуются достойно исполнять.

С внесением изменений в законодательные акты, допускающих возможность принятия иностранцев на военную службу по контракту, теряется четкая правовая связь защиты гражданами РФ своего Отече­ства. Военнослужащие-иностранцы должны быть верными данному обязательству беззаветно служить народу РФ, мужественно и умело защищать РФ. Таким образом, для военнослужащих-иностранцев го­сударственный суверенитет и территориальная целостность РФ, обес­печение безопасности РФ должны стать ценностями, которые они го­товы и способны защищать, в том числе с риском для жизни.

Во-вторых, военная профессия связана с политической систе­мой, в рамках которой она развилась и которой должна служить. Ха­рактер государства определяет характер военной профессии и военной системы в целом. Социалистическому государству соответствовали массовые Вооруженные Силы, комплектуемые на основе всеобщей воинской обязанности. Вооруженные силы развитых государств осно­ваны на других принципах, среди которых одним из главных выступа­ет принцип профессионализации военной службы.

В современном законодательстве отмечается, что необходи­мость профессионализации военной службы в РФ обусловлена тем, что в сложившихся политических, экономических и демографических условиях необходимо совершенствовать систему комплектования ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов путем первооче­редного перехода к комплектованию военнослужащими, проходящи­ми военную службу по контракту, воинских должностей, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, в со­единениях и воинских частях постоянной готовности ВС РФ, воин­ских частях пограничных войск ФСБ и внутренних войск МВД РФ. Развитие средств, форм и способов вооруженной борьбы выдвигает новые требования к профессиональной подготовке военнослужащих. Внедрение передовых информационных технологий в основные зве­нья боевого управления, вооружение и военную технику, необходи­мость существенного увеличения боевого потенциала как воинских подразделений, так и каждого военнослужащего в условиях ресурсных ограничений неизбежно ставит вопрос о профессионализации военной службы.

Именно на воинских должностях, подлежащих замещению сол­датами, матросами, сержантами и старшинами, должны проходить военную службу по контракту иностранные граждане. При привлече­нии на военную службу по контракту иностранных граждан речь идет о профессионалах, которые должны владеть государственным языком РФ, а также соответствовать медицинским и профессионально­психологическим требованиям военной службы к конкретным военно­учетным специальностям.

Таким образом, речь идет о привлечении на военную службу по контракту военнослужащих-иностранцев, которые должны отвечать требованиям военных профессионалов.

В-третьих, заключение контракта о прохождении военной службы иностранными гражданами имеет свои особенности. Контракт о прохождении военной службы вправе заключать иностранные граж­дане, законно находящиеся на территории РФ.

Первый контракт о прохождении военной службы вправе за­ключать иностранные граждане в возрасте от 18 до 30 лет. Срок первого контракта - пять лет.

По истечении срока первого контракта военнослужащие, яв­ляющиеся иностранными гражданами, увольняются с военной службы по основаниям и в порядке, которые определяются ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и Положением о порядке прохожде­ния военной службы.

Иностранные граждане, как и граждане РФ, проходящие воен­ную службу, подлежат обязательной государственной дактило­скопической регистрации в соответствии с законодательством РФ.

Военнослужащий, являющийся иностранным гражданином, впервые поступивший на военную службу в РФ, вместо приведения к Военной присяге дает обязательство.

Поступая на военную службу по контракту, иностранный гражданин обязуется:

Строго соблюдать Конституцию РФ и законы РФ, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы команди­ров;

Дорожить воинской честью, боевой славой и войсковым това­риществом;

Совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоян­ной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

Быть дисциплинированным, бдительным, хранить государст­венную и военную тайну;

Соблюдать общепризнанные принципы и нормы международ­ного права и международные договоры РФ.

При этом военнослужащие, являющиеся иностранными граж­данами, участвуют в выполнении задач в условиях военного положе­ния, а также в условиях вооруженных конфликтов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами и законодательством РФ.

Указанным обязанностям военнослужащих-иностранцев кор­респондируются их права, которые гарантирует РФ. Особенность реализации прав военнослужащих-иностранцев заключается в том, что:

Иностранные граждане, въехавшие в РФ и обратившиеся с за­явлением о приеме на военную службу по контракту, регистрируются в порядке, определяемом Правительством РФ. При этом военнослу­жащие - иностранные граждане регистрируются по адресам воинских частей. Учет иностранных граждан, поступающих на военную службу по контракту и проходящих военную службу, осуществляется в по­рядке, определяемом Правительством РФ;

Военнослужащим - иностранным гражданам гарантируются: защита свободы, чести и достоинства; свобода совести и вероиспове­дания; право на труд; право на отдых; право на денежное и иные виды довольствия, денежные надбавки и компенсации; право на медицин­ское обеспечение; право на страховые гарантии; право на компенса­цию проезда на транспорте; право на пенсионное обеспечение;

Реализация жилищных прав военнослужащих - иностранных граждан также имеет особенности. Указанные военнослужащие раз­мещаются на весь срок военной службы в общежитиях в воинских частях (военных городках);

Военнослужащие - иностранные граждане не имеют права на обучение в военных образовательных учреждениях профессионально­го образования (в том числе на получение послевузовского образова­ния) и на курсах (факультетах) подготовки, переподготовки и повы­шения профессиональной квалификации военнослужащих, а также в год увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, истечении срока военной службы или по состоянию здоровья не имеют права пройти профес­сиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей без взимания с них платы за обучение и с сохранением обеспечения всеми видами довольствия;

Военнослужащим - иностранным гражданам не гарантируется предоставление прав при увольнении с военной службы аналогичных правам военнослужащих - граждан РФ, предусмотренных ФЗ «О ста­тусе военнослужащих».

Наряду с наличием прав и исполнением обязанностей военно­служащие - иностранные граждане несут установленную законо­дательством юридическую ответственность. Ответственность военнослужащих - иностранных граждан имеет особенности в приме­нении к ним норм, прежде всего, уголовного законодательства РФ. Так, в силу возложенных на них обязанностей военнослужащие - ино­странные граждане должны хранить государственную и военную тай­ну РФ. Вместе с тем за государственную измену их нельзя привлечь к уголовной ответственности, потому что в соответствии с Уголовным кодексом РФ государственная измена - это шпионаж, выдача госу­дарственной тайны либо иное оказание помощи иностранному госу­дарству, иностранной организации или их представителям в проведе­нии враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ, со­вершенные гражданином РФ.

За передачу, а равно собирание, похищение или хранение в це­лях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передачу или собирание по заданию иностранной раз­ведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопас­ности РФ иностранный гражданин подлежит ответственности по ста­тье Уголовного кодекса РФ «Шпионаж».

Контрольные вопросы:

1. Доложите понятие военной службы.

2. Доложите, что такое военно-служебные отношения и каковы условия их возникновения?

3. Доложите основные функции (задачи) военной службы.

4. Доложите сущность основных отличительных принципов прохождения военной службы в РФ.

5. Доложите особенности заключения контракта на военную службу с иностранными гражданами.

6. Доложите, каковы особенности прохождения военной служ­бы иностранными гражданами в РФ?

7. Доложите отличия в реализации прав и свобод военнослужа­щих - иностранных граждан.

8. Доложите особенности привлечения военнослужащих - ино­странных граждан к уголовной ответственности за государственную измену РФ.

Быстрая навигация по материалу

Чем является служба в армии по контракту? Она представляет собой деятельность в армии, которая осуществляется на согласии гражданина, желающего пройти службу и подписавшего контракт на определенный промежуток времени.

Гражданин может отправиться служить по контракту за границу. Но для этого он должен соответствовать строгим критериям. В некоторых случаях, чтобы пройти службу в других странах, ему следует добраться до пункта призыва в иностранном государстве.

Вообще, российские граждане не имеют права осуществлять службу в иностранных государствах, но по законам других стран, это возможно. Функции международного права распространяют свою деятельность и в этой области.

Служба по контракту за границей осуществляется и из России, можно отправиться нести службу в пограничные войска, а уже с помощью них оказаться на службе в другой стране. Для выяснения всех обстоятельств может потребоваться консультация юриста. Стоит заметить, что лица, проходящие службу в других государствах, имеют право на социальное обеспечение военнослужащих как на территории этих стран, так и в России.

юрист по призывникам и работе военкомата

Бесплатная консультация юриста в Москве и других городах РФ

Получите юридическую консультация по службе в армии другого государства

Критерии для отбора кандидатов для службы за границей

Служба по контракту за границей реальна только в случае заключения с гражданином контракта. Он оформляется, исходя из следующих данных:

  • проведение проверки на профпригодность
  • процедуры медосмотра
  • проведения проверки на судимость и других ограничений

Эти критерии применяются для граждан, которые хотят пойти служить по контракту из России, например, в Сирию.

Для зачисления в иностранную армию критерии немного другие:

  • возрастной ценз – от 18 до 40 лет
  • годность по самочувствию
  • физическая подготовка
  • наличие судимостей рассматривается отдельно, и скорее всего, не очень влияет на решение о заключении контракта.

Как попасть на службу в другую страну?

Итак, вы решили служить по контракту в другой стране, тогда понадобистя консультация юриста. Военная служба за границей по контракту доступна тем, кто:

  • обратился в военную часть или в призывной пункт в иностранном государстве
  • получил направление на то, чтобы подвергнуться медицинскому освидетельствованию
  • прошел проверку документов и дождался официального ответа
  • отправился в часть или подразделение для того, чтобы пройти проверку на профпригодность
  • заключил контракт или отправился к месту службы

После того как военкомат или штаб военной части сделали соответствующее направление, проходит процедура назначения медицинского освидетельствования, включающее медкомиссию и специальные психологические тесты. После всех процедур, выносится вердикт о соответствии критериям гражданина, и берут ли его на контрактную службу. Если кандидат подходит, то с ним заключают контракт. Он подразумевает, что гражданин должен служить в любых обстоятельствах, во всевозможных условиях, куда отправят. Прежде чем ехать на службу в другую страну лишней не будет консультация юриста.

Служба в армии других государств услуги юриста в Москве и других городах РФ

Получите юридическую консультация по телефону

Контрактная служба в разных странах

Как проходит служба в армии в других странах. Где самые привлекательные условия?

США

Самая привлекательная страна для прохождения военной службы, но у нее очень строгие правила отбора.

Служба в армии за границей преимущественно в США требует от контрактников следующего:

  • необходимо получения гражданства либо Грин карты – статуса резидента страны;
  • возрастной ценз – от 17 до 42 лет, но врачи или юристы могут отправляться на службу в любых случаях;
  • обязательное условие в виде отсутствия уголовных привлечений, но на это могут закрыть глаза, если проступок не является крупным;
  • хорошее самочувствие, для этого необходимо пройти медицинскую проверку;
  • отличная физподготовка и превосходный уровень эрудиции.
Как стать солдатом контрактником армии США?

Для того чтобы стать контрактником в армии США следует пройти очень жесткий отбор, где следующие условия:

  • нужно осуществить получение гражданство США или обзавестись Грин картой;
  • требуется установить связь с рекрутером, чтобы он познакомил будущего контрактника с условиями и особенностями приема;
  • сдача теста на эрудицию, в который английский сдается письменно и устно, словарный запас и простейшая механика и математика (дается 200 заданий на три часа);
  • сдача физподготовки, включающая отжимания, качания пресса и кросс на 3,2 км;
  • если все сдано, то новобранец выбирает специальность и подписывает контракт, срок действия которого от двух до шести лет;
  • после того как новобранец поставил свою подпись на контракте, его призывают не сразу, необходимо получать регулярные отметки у рекрутера;
  • затем новобранец проходит курс молодого бойца, который длится 2-3 месяца;
  • далее его переводят в учебное заведение, после чего направляют на службу.

Франция

Служба в армии в других странах довольно хорошо оплачивается и во Франции. Критерии отбора во Французский легион немного проще, чем в США, не нужно становиться гражданином этой страны, а в остальном все так же, если что-то не получается, то нужно попросить помощь юриста.

Отличие только в том, что после прохождения проверки с новобранцем заключается контракт на пять лет, в котором прописано, что он обязан нести службу во всех местах назначения и в любых условиях и ситуациях, здесь уже не поможет даже помощь юриста.

Служба

Военная служба за границей во Франции включает в себя четыре месяца подготовительного этапа. Затем легионер получает направление в Четвертый иностранный полк. Продвигаться по службе он сможет с помощью своей эрудиции, умения руководить и физических данных. После службы сроком три года, если не было нареканий, легионеру выдается сертификат об удовлетворительном качестве его службы, теперь он может подать документы для получения гражданства. В таких случаях ему необходима помощь юриста.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать

Иностранные граждане, добровольно завербовавшиеся в Российскую армию, получили дополнительный правовой статус. Теперь он прописан не только в законе, но и новой редакции Положения о порядке прохождения военной службы. Изменения в этом документе своим указом N 3 от 2 января 2015 года утвердил президент РФ Владимир Путин.

Сразу уточним: решение главы государства не следует рассматривать как своего рода отмашку для приема варягов в армейский строй. Реализация подобной практики должна идти строго по законам РФ. А они гласят, что, к примеру, призыв в армейский строй солдат-срочников распространяется только на российских граждан.

Что, впрочем, не закрывает иностранцам дорогу к профессиональной военной службе в России. Вербоваться в армейские контрактники им официально разрешили более 10 лет назад. Однако эту норму необходимо было "провести" еще и по целому ряду межведомственных актов, которые подписывают не министры-силовики, а президент страны. В том числе в Положении о порядке прохождения военной службы. Что и сделал глава государства.

Помимо формальной корректировки документ зафиксировал и некоторые юридические новации. В частности, по новым правилам иностранные граждане, зарегистрированные за пределами России и изъявившие желание профессионально служить в нашем армейском строю, должны подать соответствующее заявление в военный комиссариат или в воинскую часть по месту жительства.

Другое нововведение касается возможного участия иностранцев в боевых действиях. В Положении сказано, что такие служивые будут выполнять задачи в условиях военного положения и вооруженных конфликтов "в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ и законодательством РФ".

А вот принципиальных изменений в "вербовочном" процессе иностранцев указ президента не содержит. Как и прежде, на профессиональную военную службу в Российской армии смогут устроиться граждане других стран в возрасте от 18 до 30 лет, владеющие русским языком и официально находящиеся на территории нашей страны. Первый контракт они подписывают на пять лет.

В отличие от наших призывников и солдат-профи, люди без паспорта РФ не принимают военную присягу. Вместо этого они подписывают обязательство добросовестно выполнять служебный долг.

В новой редакции Положения сказано, что гражданам других стран, находящимся под следствием, отбывающим наказание, имеющим неснятую или непогашенную судимость, однозначно закрыт путь в российские военные профи.

В документе появились и некоторые правовые новации, касающиеся контрактной службы россиян. Так, с военными, достигшими пенсионного возраста, но желающими остаться в армейском и флотском строю, может быть заключен контракт на продление службы на 12 месяцев, три года, пять, десять лет.

Правда, такая возможность ограничена не только целесообразностью дальнейшего пребывания человека в армии (ее определят командиры и начальники), но и воинским званием кандидата на продление. В самом привилегированном положении оказались маршалы РФ, генералы армии, адмиралы флота, генерал-полковники и адмиралы. Им служить разрешили максимум до 70 лет, другим профи - до 65.

Служба в рядах армии РФ разрешена в том числе иностранным гражданам. Для этого последние должны соответствовать ряду критериев, речь о которых пойдет ниже.
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» регламентирует возможность иностранных граждан проходить службу в рядах российской армии. Согласно выше озвученному законодательству, иностранный гражданин имеет право подать заявку на подписание контракта в случае его официального пребывания на территории РФ и отсутствии у него нарушений закона.

Согласно пункту 1 статьи 33 иностранец , желающий проходить военную службу в рядах армии РФ, должен соответствовать медицинским и психологическим критериям, необходимых для определенных специальностей. В этом же пункте прописана и обязанность кандидата владеть государственным языком Российской Федерации. Основанием для рассмотрения кандидатуры иностранного гражданина для принятия его на контрактную службу в ряды российской армии служат его заявление и документы из службы миграции о его прописке на территории Российской Федерации. В случае отсутствия прописки требуется предоставить документы о фактическом месте проживания.

Порядок рассмотрения дела иностранного кандидата установлен согласно соответствующим законодательным актам Российской Федерации. В процессе иностранец должен пройти медицинское и психологическое освидетельствование, а также проверки на соответствие профессиональным навыкам, уровень физической подготовки и знание русского языка.

Получи ответ на свой вопрос за 15 минут

74 юристов готовы Вам помочь.

При составлении заявления кандидат должен указать следующие данные:

  • персональные данные (ФИО и полная дата рождения);
  • страна и адрес прописки (а также фактическое место жительства);
  • гражданином какой страны является;
  • пометка о том, с какими органами иностранный гражданин желает заключить контракт для дальнейшего прохождения службы (в случае одобрения его кандидатуры);
  • предполагаемый срок заключения контракта (однако, стандартный срок, предусмотренный в пункте 3 статьи 38 Федерального закона, составляет 5 лет).

После подачи заявления кандидатом, от военного комиссариата направляется запрос по месту регистрации иностранного гражданина с целью выявления наличия правонарушений и случаев привлечения его к различным видам ответственности за злоупотребление алкогольными напитками, употребление и распространение наркотиков. В случае отсутствия подобных правонарушений у кандидата, ему выдаются направления на прохождение дальнейших освидетельствований.

По завершении прохождения всех необходимых освидетельствований и получении по каждому из них результатов, удовлетворяющих критериям приема кандидатского состава, иностранный гражданин предоставляет все необходимые документы в военный комиссариат для снятия их копий. После этого личные дела отобранных кандидатов отправляются в военные части и местные федеральные органы с рекомендацией о принятии вторых на военную службу (учитывая наличие вакантных мест в военных частях и местных федеральных органах ). Далее ожидается ответ от командиров военных частей и иных органов, в которые отправлялись запросы, о наличии вакантной должности и одобрении кандидата на заключение контракта с ним.

В случае одобрения кандидата командованием военной части, первый отправляется в установленном порядке в воинскую часть или иной местный федеральный орган. В случае необходимости (и/или решению командира части), по прибытию на место кандидат должен пройти медицинский осмотр и/или психологическое и профессиональное освидетельствование.

Таким образом, армия РФ вакантна для прохождения воинской службы в ней и иностранных граждан, при условии их полного соответствия по всем необходимым критериям.

Поправки внесены в порядок прохождения службы в ВС РФ

Президент Владимир Путин подписал указ о службе в армии иностранцев-контрактников. Устанавливается, что мужчина, достигший 18 лет, являющийся иностранным гражданином, может быть принять в ряды российской армии на основе контракта и могут привлекаться к боевым операциям.

Президент России Владимир Путин подписал указ, который определяет порядок «прохождения военной службы в мирное время гражданами Российской Федерации, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства», в российской армии. Указ вступает в силу со дня подписания - 2 января 2015 года, пишет РИА Новости.

«Военнослужащие, являющиеся иностранными гражданами, участвуют в выполнении задач в условиях военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации», — говорится в документе.

Иностранец, желающий служить в ВС РФ, должен подать заявление в военный комиссариат по месту своего учета или напрямую в воинскую часть.

В указе подчеркивается, что рекрут должен владеть русским языком.

Так, контракт не может быть заключен с гражданином-иностранцем, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, который находится под следствием, имеет неснятую или непогашенную судимость, отбыл наказание в виде лишения свободы.

По данному закону, конрактники-иностранцы могут привлекаться к боевым операциям. «Военнослужащие, являющиеся иностранными гражданами, участвуют в выполнении задач в условиях военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ и законодательством РФ», — отмечается в документе.

Кроме того, указ уточняет предельный возраст, в котором можно проходить воинскую службу в разных званиях и должностях: маршалы, генералы армии и генерал-полковники могут находится на службе до 65 лет, еще пять лет с ними возможно заключить трудовой контракт на исполнение должности. Женщины-военнослужащие должны уйти на пенсию в 45 лет.



Просмотров