Отличительные признаки правового государства

25 июля 2015

Теория построения государства на протяжении многих веков терзала умы учёных, философов и политиков. Абсолютно все хотели знать, какое государство достойно называться «лучшим». В процессе неустанных научных трудов, которые возникли в протест диктатуре большинства и абсолютной власти монархов, выработалась специфическая концепция государственного строя, основанного на праве. Сегодня понятие «правовое государство» не вызывает никакого удивления, но несколько столетий назад это было настоящей новеллой в мире политики и права. В XXI веке большая часть мировых стран стремится к тому, чтобы получить звание «правового государства». Интересен тот факт, что данная концепция имеет массу отличительных черт и особенностей, которые будут детально рассмотрены в статье.

История развития теории «правового государства»

Следует учитывать тот факт, что концепция правового государства возникла в эпоху Нового времени, но её появлению предшествовала целая череда исторических событий. Таким образом, мы можем говорить о развитии знаний, которые впоследствии вошли в теорию. Правовое государство - это страна, держава, которая живёт и строит свою деятельность на основе норм и принципов права. Это понятие объясняет лишь частицу всей концепции, многие учёные с ней не согласны. История о правовом государстве в узком понятии тянется со времён правления Месопотамского царя Хаммурапи. Он был первым человеком, который ввёл в своём государстве законы. Дальше история повествует о греческих полисах, где царила демократия, римском праве, которое регулировало все отрасли человеческой жизни, а также о знаменитых революциях эпохи Средневековья и Нового Времени, в которых люди боролись за свои свободы. Отсюда следует, что развитие знаний о праве, государстве и их соотношении продолжалось много столетий. Но чтобы понять, каковы признаки правового государства, нужно рассмотреть теорию в её классическом виде, появившуюся в период с XVI по XVIII век.

Классическая теория правового государства

«Отцами» теории считаются Джон Локк, Иммануил Кант, Томас Гоббс и Монтескье.
Они утверждали, что к отличительным признакам правового государства относится не только принцип тесной взаимосвязи государственной деятельности и права, но ещё и уважение свобод человека, разделение властей на основные ветки. Благодаря этим основополагающим принципам можно построить правовое государство, которое будет существовать для народа, а не за счёт него.
Впоследствии теория была существенно доработана. На сегодняшний день она является ключевой для многих учёных, потому что показывает, как взаимодействует государство и право. Признаки правового государства доказали тот факт, что абсолютно любая страна - это прежде всего юридическая, а не политическая категория.

Видео по теме

Понятие правового государства

Итак, учитывая богатую историю развития концепции, можно выделить современное понятие термина. Правовое государство - это страна, в которой вся деятельность подчинена принципам и юридическим нормам, органы верховной власти разделены в зависимости от своих полномочий, осуществляется защита прав и свобод человека. Следует отметить, что конституционализм - это исключительный признак правового государства. Благодаря ему воплощается в жизнь принцип разделения властей и другие основополагающие идеи режима. Подобное государство отличается рядом признаков, которые нужно рассматривать не только в системной взаимосвязи, но и отдельно друг от друга.

Основные 3 признака правового государства

За всю историю существования теории учёные выдвинули массу идей по поводу основных её признаков. Таким образом, в теории государства и права их просто масса. Нельзя сказать, что одни верные, а другие нет. В каждой теории есть рациональное зерно, однако к отличительным признакам правового государства относится:

  • Верховенство права (законность).
  • Защита прав и свобод человека.
  • Разделение властей на три взаимодополняющие ветки.

Исключительным признаком правового государства является конституционализм, так как именно в нём воплощены все перечисленные выше аспекты.

Верховенство права

Отличительным признаком правового государства является верховенство юридических норм. Данный принцип, причисленный к разряду основных, характеризуется исключительной ролью права в государстве. При этом органы власти обязаны действовать в пределах полномочий, которые им делегированы законодательными актами. Очень часто верховенство права подкрепляется строгой иерархией нормативных актов, в которой закон наделяется высшей юридической силой после конституции. Принцип осуществляется посредством обеспечения режима законности, равенства всех перед законом.

Защита человеческих прав и свобод

К отличительным признакам правового государства относится реальная возможность защиты прав человека, а также пути её реализации. Большинство сторонников естественного права уверены, что даже с учётом государственного интереса нарушение свобод человека никаким образом не должно проявляться в современном обществе.
Однако следует подчеркнуть достаточно разный подход к пониманию «прав человека» и их нарушению. Например, в США все ещё существует смертная казнь, которая не считается лишением права человека на жизнь. Это лишь наиболее суровая мера наказания преступников. Во многих странах Восточной Европы люди преследуют любые проявления гомосексуалии. Существуют теории о том, что права и свободы человека будут реально обеспечиваться в том размере, в каком они признаются национальным законодательством, и не более того.

Разделение властей на три основные ветви

Принцип был во многом разработан уже представленными «отцами» теории правового государства (Локком, Монтескье, Гоббсом). Он подразумевает учение о том, что вся государственная власть должна быть разделена на три ветви, которые будут полностью независимы друг от друга. Принцип стал ключевым в современной теории государства и права. Практически в каждой стране эта теории воплотилась в жизнь. Конечно, были разработаны определённые механизмы взаимодействия основных ветвей друг с другом.

Таким образом, законодательная власть представлена парламентом, легислатурой, народным собранием (в каждой стране название может быть разным). За исполнительную власть отвечает специально уполномоченный центральный орган, а судебная воплощается в жизнь посредством системы судов в государстве.

Дополнительные признаки

Следует отметить тот факт, что к отличительным признакам правового государства относится ряд дополнительных аспектов, которые не являются основными, но играют важную роль. Например, от уровня правовой культуры будет напрямую зависеть процесс реализации принципа верховенства юридических норм (законов), так как люди должны не только соблюдать эти нормы, но и понимать их суть. Также при ответе на вопрос о том, какие признаки правового государства существуют, нужно обязательно сказать о взаимной ответственности как государства, так и человека. Когда обязанности распространяются только на граждан, они фактически лишаются права голоса перед государственным велением, что является прямым нарушением их свободы. Принцип конституционализма исключительный и проявляется в наличии конституции - основного базиса юридической системы всего государства.

Итак, в статье мы выяснили, каковы признаки правового государства. Практически все они когда-то были лишь недоработанными теориями, концепциями. Зато сейчас все страны мира существуют на основе этих теоретических знаний.

Идея правового государства занимает достойное место в общецивилизационной гуманитарной мысли потому, что она сориентирована на утверждение такого государственного союза, в котором взаимоотношения личности и государства строились бы на строгих основах права и исключали бы взаимный произвол. Концепция правового государства призвана утвердить автономию личности, т.е. определить сферу проявления свободы человека, вмешательство государства в которую признавалось бы не только нецелесообразным, но и противозаконным. Но вместе с тем никогда не существовало и не существует общепризнанного понимания правового государства. Объясняется это действием самых различных факторов, среди которых можно назвать следующие: особенности исторического и культурного развития, демократические, политические и правовые традиции, своеобразие политической и правовой систем, различия в правопонимании и осмыслении права как универсального социального регулятора общественных отношений и связей. Вместе с тем сколь бы ни отличались версии правового государства, можно выделить некоторые общие черты, контуры этой политико-правовой модели, поскольку формирование и в конечном счете завершение создания правового государства связываются с максимальным обеспечением прав и свобод человека, ответственностью государства перед гражданином и гражданина перед государством, с возвышением авторитета закона и строгим его соблюдением всеми государственными органами, общественными организациями, коллективами и гражданами, с эффективной работой правоохранительных органов.

Идея правового государства всегда покоилась на дуализме Государства и Права. Но одновременно она опиралась на общефилософское представление о Праве как высшей ценности, обладающей своим собственным содержанием.

В течение многих веков своего существования конструкция правового государства постепенно приобретала более формализованный, рациональный вид. К конкретно-государственным институтам прилагался совершенно определенный критерий, подразумевающий признание за индивидом общезначимых, неотчуждаемых прав. Правовая государственность объективно предполагает автономность и политическую свободу индивида, отдавая приоритет в общественных и государственных делах социальным целям личности.

Категории «общее благо», «высшая справедливость» в силу своей неопределенности уступают место как бы «классическим» признакам правового государства. Начало этому процессу, т.е. отказу от правового мифотворчества, положил известный государственный деятель, оратор, выдающийся юрист М.-Т. Цицерон. Государство (respublica) Цицерон определяет как дело, достояние народа (res populi). Причем, с его точки зрения, «народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой в вопросах права и общностью интересов». В отличие от своих предшественников, Цицерон рассматривает государство не просто как выражение общего интереса, а как определенное правовое образование, как некий правопорядок. В основе права, по Цицерону, лежит справедливость, присущая не только природе в целом, но и человеческой в том числе. Физический и социальный мир, само человеческое бытие, душа и тело, микро- и макрокосмос – вот истинный источник права. Цицерон всячески приветствует политическую активность граждан, справедливо полагая, что при защите свободы нет частных лиц. Цицерон стоит у истоков юридизации государства, которая затем трансформировалась в конструкцию правового государства.

С развитием государственно-правовых институтов, их теоретическим осмыслением, главным, сущностным вопросом правового государства становится проблема взаимоотношений власти и личности. Решение этого вопроса приводит к появлению идеи народного суверенитета, которая, по сути, и является главным признаком правового государства.

Суверенитет народа означает, что только народ – источник всей той власти, которой располагает государство. Эту очень смелую для своего времени мысль выдвинул известный ученый средневековья Марсилий Падуанский. Автор «Защитника мира»считал, что сувереном в государстве является народ-законодатель. Это было совершенно новое гуманистическое понимание человека – созидателя и творца своей собственной судьбы.

Эта концепция была воспринята Ж.-Ж. Руссо и получила свое дальнейшее развитие. Руссоистская трактовка суверенитета основывается на том, что государство (республика) является результатом общественного договора. Суверенную власть следует понимать как выражение общественного интереса. В государстве каждый человек приобретает гражданскую свободу в обмен на свою собственную независимость. У Руссо «общая воля» неизбежно приобретает правовой характер и укладывается в рамки естественного права. Причем суверенная власть находится на службе у права, и государство как политический организм перестает существовать, если суверен не выражает более общей воли. Государственное управление должно быть легитимным. Подобные теоретические посылки нашли свое отражение и в некоторых правовых документах. В Декларации представителей Соединенных Штатов Америки, собравшихся на общий конгресс (более известной как Декларация независимости США) содержится следующее положение: «Мы считаем самочевидными следующие истины: все люди созданы равными; они наделены их творцом определенными (прирожденными) неотчуждаемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, свободу и на стремление к счастью; для обеспечения этих прав люди создают правительства, берущие на себя справедливую власть с согласия управляемых...». Важно иметь в виду, что суверенитет народа составляет основу и источник государственного суверенитета. Государственный суверенитет означает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти государства.

С проблемой суверенитета связан и такой признак правового государства, как господство закона (права), поскольку суверенитет предполагает правовую организацию верховной государственной власти, юридическую процедуру ее осуществления, принципы взаимоотношений личности и власти. Деятельность государства как юридически организованного общественного целого необходимо должна осуществляться лишь в правовых формах и согласно с правом. Это в полной мере относится и к законодательной, и к исполнительной, и к судебной власти.

Теоретически господство закона выражается в том, что он является не просто продуктом государственной воли, а пред-ставляет собой реализацию правовой идеи, сформированной правосознанием индивидов, с которыми государство состоит в публично-правовых отношениях. Условно генезис права в странах континентальной Европы происходит по следующей схеме: сначала в обществе появляются какие-то правовые идеи, которые затем получают свое закрепление в юридических нормах, а потом реализуются в конкретных правоотношениях субъектов права.

Таким образом, правовое государство принимает форму строгой законности.

Одним из важных признаков демократического государства является разделение властей.Основателем концепции разделения властей обычно принято считать известного французского просветителя Ш.-Л. Монтескье, хотя до него подобные идеи высказывал Дж. Локк, еще ранее Полибий, и в принципе на начале разделения властей было основано государственное устройство Римской республики.

Идея о создании государственного механизма исключает сосредоточение власти в одних руках. Каждая из властей в государстве (законодательная, исполнительная, судебная) самостоятельна, имеет свою компетенцию и не должна вмешиваться в дела других.

Один из вариантов концепции разделения властей предполагает создание так называемой «системы сдержек и противовесов», когда каждая из властей имеет множество возможностей взаи-моконтролировать и ограничивать друг друга. Такой государственно-властный механизм функционирует в США. Другой вариант предполагает приоритет одной из ветвей государственной власти – законодательной, что характерно, например, для Англии.

Сбалансированность властей основывается на суверенитете народа, что нашло конституционное закрепление в ряде современных государств. По идее законодательная власть должна принимать законы, исполнительная – организовывать их выполнение, а судебная – решать спор о праве на основании закона, принятого законодательным органом.

В настоящее время наблюдается активизация именно исполнительной власти, которая как бы постепенно расширяет свое поле деятельности. Это объективная закономерность, поскольку жизнь современного государства принимает более усложненные формы и часто требует оперативного властного вмешательства, которое является функцией прежде всего правительства.

При этом важно то, чтобы деятельность исполнительных органов власти осуществлялась в правовых формах и на основании актов, принятых законодательным органом.

В отличие от унитарного государства, в федеративном наряду с «горизонтальным» разделением властей проводится принцип «вертикального» разделения: между федерацией и ее субъектами.

Наряду с тремя традиционными ветвями государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) следует иметь в виду функционирование учредительной власти; власти общественного мнения (прессы); контрольной власти; материальной власти, асоциируемой с такими институтами государства, как армия, полиция, тюрьма и т.п.

Важным признаком правового государства является реальное обеспечение прав и свобод личности. Права человека – это квинтэссенция правового государства, важнейший фактор в развитии общества в целом. Знаменитый софист Протагор (481–811 гг. до н. э.) вывел чрезвычайно важную для последующих эпох формулу: «Мера всех вещей – человек». Со временем пришло понимание того, что лучшей гарантией прав человека может быть закон, который охраняет важнейшие интересы личности, облеченные в форму прав.

В данной связи уместно вспомнить немецкого философа И. Канта (1724–1804 гг.), которого уже в первой трети XIX в. называли крупнейшим теоретиком правового государства. Канта отличает не политико-институциональное, а моральное обоснование права. Нормы позитивного законодательства в той мере являются правом, в какой они соответствуют разуму, дающему человеку законы свободы. Право регулирует взаимоотношения между индивидами, носителями свободной воли и, в конечном счете, выступает совокупностью условий, позволяющих совместить произвол (свободу) одного лица с произволом (свободой) другого лица с точки зрения всеобщего закона свободы. Таким образом, право, по Канту, не только формальное условие внешней свободы, но и сущностная форма его бытия. Порожденные разумом правила поведения Кант называет императивом. Одна из редакций категорического императива выглядит следующим образом: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».

В континентальной Европе доминирует немецкая конструкция правового государства, базирующаяся на рационалистической традиции. Она делает упор на философию Канта, и в особенности Гегеля. Последний понимал эволюцию человечества как последовательное развитие свободы через преодоление произвола. Немецкой юриспруденции, да и не только ей, свойственно интерпретировать право, государство, свободу как некие неразрывные и в какой-то степени тождественные категории. Эта версия правового государства несет в себе огромный либеральный потенциал.

В правовом государстве не должно быть места никаким пате-рналистским умонастроениям, согласно которым государство «одаривает» граждан некими правами и свободами. Естественные права человека на жизнь, на свободу, на собственность, на стремление к счастью принадлежат ему в силу самого факта рождения и являются самоочевидными априорными истинами. В демократическом правовом государстве они находят свое выражение в конституции. Кроме того, индивид является членом политического союза (государства) и в данном качестве выступает как гражданин. Отношения государства и гражданина должны строиться на твердых основах права и выступать как публично-правовые связи, предполагающие взаимное признание прав и свобод.

К числу иных важных признаков правового государства можно отнести: наличие развитого гражданского общества; создание институтов политической демократии, препятствующих сосредоточению власти в руках одного лица или органа; верховенство и правовое действие конституционного закона, установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти; возвышение суда как одного из средств обеспечения правовой государственности; соответствие законов праву и правовая организация системы государственной власти и др.

Разновидностью теории правового государства является концепция «господства права», сложившаяся в основном в рамках либеральной парадигмы, свойственной прежде всего англосаксонской правополитической традиции. По справедливому замечанию известного специалиста в области сравнительного правоведения Р. Давида, общее право несет на себе известный отпечаток собственной истории. Английская правовая система формировалась судьями, и даже сейчас, когда статутное право регулирует огромный пласт общественных отношений, роль су-дебной практики продолжает оставаться весьма существенной. Так сложилось, что сначала в Англии, а затем и в США идея господства права материализовалась в институте сильного, независимого суда, который стал своеобразным буфером между индивидом и властью, прежде всего центральной. В общественном сознании и в правовой системе утвердился тезис об автономности и независимости личности. Подобная позиция выражается в весьма настороженном отношении к законам и распоряжениям властных институтов, поскольку вероятность посягательств государства на суверенитет личности является актуальной всегда и при любом политическом режиме. Общественное сознание постоянно демонстрирует высочайший кредит доверия прежде всего суду, считая его самым важным гарантом прав человека. Таким образом постепенно сформировалась идея ограниченного государства.

Примечательно, что теория «господства права» и концепция правового государства питались, в общем-то, из одного духовного источника – философии Возрождения. Вместе с тем романо-германская теория правового государства имеет ярко выраженный рационалистический аспект, поскольку упорядочивание общественных отношений мыслилось только посредством позитивных законов. В русле этого право интерпретировалось как своеобразная дисциплинирующая социальная система, и по сути немецкое правовое государство есть не что иное, как «воплощение определенного правопорядка». С известной долей условности можно констатировать, что «немецкое правовое государство выглядит как государство законопорядка», а его англосаксонская версия предполагает ограниченное государство и свободное правовое общество. Государству в последнем случае отводится роль арбитра, посредника, который вмешивается в правовой конфликт только тогда, когда исчерпаны все другие возможности и потребность в активных властных действиях становится необходимостью.

Концепция господства права весьма последовательно демонстрирует приверженность идеям классического либерализма. Дж. Локк, обосновав свою знаменитую триаду естественных прав человека – на жизнь, на свободу, на собственность, объявил тем самым естественными основные принципы частного права, доказывая их приоритетность по отношению к позитивным законам. Задача государства ограничивается защитой этих принципов. Поэтому идеал Локка – правовое общество, одним из условий существования которого является ограниченное государство. Отношения власти и личности, опосредуемые публичным правом, могут быть признаны лишь в той мере, в какой они воспринимают принципы, «естественно сложившиеся» в сфере частного права. Конфликт индивида и государства через призму права приобретает форму коллизии между объективным и субъективным правом, за которым всегда последнее слово, поскольку свобода индивидуальна и является высшей ценностью. Основополагающие субъективные права являются обязывающими по отношению к государству и статутному праву.

Нельзя не видеть стремление концепции господства права отстаивать интересы личности, «самости» перед властью. Право в данном случае есть не что иное, как продукт общества, а фактор государства в формировании права является весьма незначительным и формальным. Идея господства права порождает очень гибкую, восприимчивую к переменам правовую си-тему, которая несмотря на свою сложность является надежным гарантом против произвола властей. Конечно, есть и слабые стороны данной теоретической конструкции. И все же идея господства права имеет непреходящее гуманистическое значение. Это своего рода правовой ориентир, эталон, цель, к которой следует стремиться, и надо сказать, что в некоторых странах право действительно имеет высокую социальную ценность. Концепция «господства права» оплодотворяет эволюцию правовых институтов, побуждает к бесконечному совершенствованию во имя прогресса и свободы. Господство права и господство закона – две стороны одной медали – правового государства, которые в принципе должны синтезироваться в единое понятие – правовой закон.

Теория и практика правового государства позволяет выделить следующие его отличительные признаки:

Суверенитет народа , конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета. Это означает, что именно народ является конечным источником власти, государственный же суверенитет носит представительный характер.

Верховенство закона , выражающего правовые принципы общества. Законы правового государства опираются на Конституцию страны и обладают наивысшей обязательной силой по сравнению со всеми иными нормативными актами, издаваемыми государственными органами. Закон не может быть отменен, изменен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партии. В этой связи встает вопрос о качестве самого закона. В подлинно демократическом правовом государстве закон должен соответствовать праву, быть гуманным, справедливым, прогрессивным, закреплять неотъемлемые права человека.

Всеобщность права, связанность правом самого государства и его органов. Государство, издавшее закон, не вправе его само же нарушать. Все органы государства и должностные лица действуют строго на основе и во исполнение законов, в пределах компетенции и в порядке, установленном правовыми нормами.

Взаимная ответственность государства и личности. Не только гражданин, отдельные организации и учреждения несут ответственность перед государством за выполнение своих обязанностей, но и государство, его должностные лица ответственны за свои действия перед гражданами. Личность соглашается на определенные ограничения и обязуется подчиняться общим установлениям государства, а государство несет ответственность за соблюдение прав личности, гарантирует ей достойные условия жизнедеятельности. В основе правового государства лежит стремление оградить человека от государственного террора, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу.

Разделение властей . В соответствии с принципом разделения властей власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или одного органа, а должна быть рассредоточена, чтобы избежать деспотизма, между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Принцип разделения властей требует самостоятельности, независимости, строгого разграничения компетенций этих трех властей, наличия системы сдержек и противовесов, с помощью которой каждая ветвь власти могла бы ограничивать другую. Принцип разделения властей не исключает, а предполагает единство и взаимодействие властей, а также определенное верховенство законодательной власти, конституционные решения которой обязательны для всех.

Принцип разделения властей действует и в вертикальном аспекте как сбалансированное соотношение центральной власти с региональной, местной властью. Сосредоточение слишком большой власти у центра может приводить к игнорированию местных интересов, и наоборот, чрезмерная компетенция местных органов может отрицательно сказаться на общенациональных интересах.


Незыблемость свободы личности, ее прав , чести и достоинства. Первооснова правового государства – признание прав и свобод человека и гражданина, их уважение, соблюдение и защита со стороны государства. Правовое государство исходит из того, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения, права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц.

Наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, реализацией законов и других нормативных актов, гибкого механизма гарантий свободы народного волеизъявления. Правовое государство призвано создать развитую и действенную систему судебных органов, арбитража, народного (государственного) контроля и т.п.

Правовое государство явилось важным этапом в расширении свободы индивида и общества. Однако в своем классическом, либеральном варианте концепция правового государства делает акцент на формальном, правовом равенстве, не затрагивая проблемы достижения фактического, социально-экономического равноправия граждан. Поэтому в послевоенный период идея правового государства была дополнена теорией и практикой социального государства.

1 вариант.

1.Отличительным признаком государства является

1) наличие единой территории 3) единая система ценностей

2) общая для всех граждан религия 4)обязательность участия граждан в политической жизни

2.Что является отличительным признаком демократического политического режима?

1)федеративное устройство 3)гарантии прав и свобод граждан

2) право на взимание налогов 4) наличие публичной власти
3. Что является отличительным признаком правового государства?

1)наличие суверенитета 3)налогообложение граждан

2)деятельность правоохранительных органов 4) верховенство закона
4.Организация верховной власти, стоящей над обществом

1) страна 2)государство 3)политическая партия 4)общественное движение


5.Что понимается под формой правления?

1) организация высших органов власти 3) политический режим

2) распределение власти по территории страны 4) политическая система
6. В государстве Н. правительство формирует президент. При этом существует парламент, который должен утвердить состав правительства, предложенный президентом. Какая форма правления представлена в государстве Н.?

1) конституционная монархия 3) абсолютная монархия

2) парламентская республика 4) президентская республика
7.Верны ли следующие суждения о правах человека в демократическом обществе?

А. Права человека присущи всем людям от рождения.

Б. Права человека могут дароваться государством своим гражданам.

8. Верны ли следующие суждения о тоталитарном режиме?

А. При тоталитаризме государственный контроль не распространяется на сферу экономики.

Б. В условиях тоталитаризма государство запрещает деятельность любых партий.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) неверны оба суждения


5.Что является формой непосредственного народовластия?

1)выборы 2)многопартийность 3)референдум 4)парламентаризм


9. В стране Н. социологическая служба провела опрос молодёжи. Был задан вопрос: «Как вы участвуете в политической жизни общества?





10. В приведённом списке указаны черты сходства и отличия выборов и референдума . Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) является (ются) выражением народовластия

2) проводится (ятся), как правило, регулярно

3) служит формой демократии

4) предполагает выдвижение кандидатов

11. Установите соответствия между типами политических режимов и их характеристиками: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.


Характеристики Типы режимов

А) гарантии прав и свобод личности 1) демократический

Б) власть единой массовой партии 2) тоталитарный

В) официальная обязательная идеология

Г) политический плюрализм


А

Б

В

Г

Проверочные тесты по теме «Политика».

2 вариант.

1. Признаком любого государства является

1)многопартийность 3)суверенитет

2) разделение властей 4) парламентаризм


2.Отличительным признаком федеративного государства является

1) избрание высших органов государственной власти

2) верховенство исполнительной власти

3) наличие органов местного самоуправления

4) наличие в территориальных образованиях своих органов власти

3.Что является отличительным признаком правового государства?

1) наличие системы законодательства

2) равноправие и равенство граждан перед законом

3) функционирование правоохранительных органов

4) наличие суверенитета


4.Постоянная политико-правовая связь человека и государства, выраженная в их взаимных правах и обязанностях

1) подданство 2) повиновение 3) натурализация 4)гражданство

5.Система осуществления государственной власти, отношение власти к реализации прав и свобод личности

1) форма правления 3) государственное устройство 2)политическая система 4) политический режим


6. К политической сфере общества относятся отношения между

1) инспектором ГИБДД и водителем автомашины

2) кандидатом в депутаты и его избирателями

3) тренером и его командой

4) продавцом и покупателем в магазине
7. Верны ли следующие суждения о политических режимах?

А. К демократическим режимам принадлежат такие формы правления, в которых главную роль играет парламент – коллективный законодательный орган.

Б. К недемократическим режимам принадлежат такие формы правления, в которых главную роль играет правитель, чья власть абсолютна.

1) верно только А 3) верны оба суждения


8. Верны ли следующие суждения о политической власти?

А. Политическая власть выполняет в обществе функции управления и контроля.

Б. Политическая власть обращена ко всем гражданам государства.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) неверны оба суждения
9. В стране Н. социологическая служба провела опрос молодёжи. Был задан вопрос: «Как вы участвуете в политической жизни общества?

Результаты опроса представлены в таблице.

Проанализируйте данные таблицы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы.


  1. Около четверти опрошенных участвуют в политической жизни посредством выборов.

  2. Более четверти опрошенных состоят в политических партиях.

  3. Каждый третий опрошенный не интересуется политикой.

  4. Каждый пятый опрошенный следит за публикациями в прессе по вопросам политики.

  5. Около трети опрошенных граждан участвует в митингах и демонстрациях.
10. В приведённом ниже списке указаны черты сходства и отличия понятий государство и правовое государство . Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) территория с определёнными границами

2) имеет определённый тип режима власти

3) наличие системы разделения властей

4) гарантируется соблюдение прав и свобод человека


11. Установите соответствия между типами политических режимов и их характеристиками: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
Характеристики Типы режимов

Б) референдум 2) представительная

В) выборы депутатов


А

Б

В

Правовое государство - особая форма организации политической власти в обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность гражданина перед государством и государства перед гражданином.

Правовое государство является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Его основополагающими качествами являются:

1) признание и защита прав и свобод человека и гражданина;

2) верховенство закона;

3) организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей.

Идея утверждения права (или закона) в общественной жизни своими корнями восходит к древности – к периоду в истории человечества, когда возникли первые государства. Ведь для того, чтобы упорядочить социальные отношения с помощью права, государство должно было конституировать себя законодательным путем, то есть определить правовые основы государственной власти.

Признаки правового государства:

Ограничение государственной власти правами и свободами человека и гражданина (власть признает неотчуждаемые права гражданина);

Верховенство права во всех сферах общественной жизни;

Конституционно-правовая регламентация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

Наличие развитого гражданского общества;

Правовая форма взаимоотношений (взаимные права и обязанности, взаимная ответственность) государства и гражданина;

Верховенство закона в системе права;

Соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;

Прямое действие конституции.

В Конституции РФ поставлена задача построения правового государства (ст.1) и закреплены все основополагающие принципы правовой государственности.

Специфические (закреплены в Конституции РФ):

1. Приоритет интересов личности - принцип гуманизма (ст.2)

2. Суверенитет народа и принципы демократии (ч 1,2 ст 3)

3. Принцип разделения властей (ст. 10)

4. Принцип независимости суда (ч.1 ст 120)

5. Подчинение государства праву (ч.2 ст.15)

6. Провозглашение нерушимости прав человека со стороны государства и установления основного механизма гарантий, прав и свобод человека (гл.2 ст.17)

7. Приоритет норм международного права перед нормами национального права (ч. 4 ст.15)

8. Принцип верховенства Конституции по отношению к другим законам и нормативным актам (ч.1 ст.15)

9. Принцип ответственности государства и личности.Правово́е госуда́рство (нем. Rechtsstaat) - государство, вся деятельность которого подчинена нормам и[прим. 1] фундаментальным принципам права. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов[прим. 2]. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе, обладающими властью лицами или органами, называется «законностью» в российской и «верховенством права» (англ. rule of law) в западной юриспруденции. Следует иметь в виду, что в российском правоведении также существует термин «верховенство закона», под которым понимается подчинённость закону всех подзаконных актов и актов правоприменения. Верховенство закона является одним из основных компонентов правового государства.

Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:

1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;

3) легитимность и демократический характер власти;

4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности;

5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

7) свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;

8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

9) классовый мир, партнерство и национальное согласие;

10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей



Просмотров