Особенности криминологической характеристики личности преступника. Криминологическая характеристика личности преступника

ПЛАН

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Введение 3

1. Криминологическая характеристика личности преступника. 5

1.1Лица, которые совершили преступления, как объекты криминологического исследования. Понятие личности преступника. 5

1.2 Основные криминологические признаки личности преступника. 7

1.3 Соотношение социального и биологического в личности преступника. 10

1.4 Классификация и типология преступников. 11

Заключение 15

Список использованной литературы 16

ВВЕДЕНИЕ

Криминология, как относительно молодая наука о преступности и средства борьбы с ней, находится в постоянном развитии, расширяется круг её интересов. Сейчас предмет криминологии охватывает сферу предкриминального и криминального поведения, а так же ёё вектемологические аспекты.

Изучение криминологии – важная составляющая профессиональной подготовки не только юристов, а и педагогов, психологов, экономистов, социологов и других специалистов. Без криминологических знаний сегодня не могут обойтись работники всех правоохранительных органов, особенно органов внутренних дел, налоговой милиции, учреждений исполнения наказаний. Они пребывают на переднем плане борьбы с преступностью и преступниками, должны собирать, анализировать и обобщать информацию об уровне, структуре, динамике, детерминантах и тенденции развития этого антиобщественного явления.

Без умения оперировать современными криминологическими знаниями невозможно разрабатывать и осуществлять адекватные противодействия преступности. Творчески использовать в этом деле позитивный опыт зарубежных стран, их внутренние и международно-правовые акты относительно борьбы с преступностью, учитывая её транснациональный характер.

Ни одна идея не находит своего развития, если не имеет соответствующих общественных условий и потребностей. Криминология, как отрасль научных знаний возникла в XVIII в. на базе уголовного права. Её появление было связано с обострением социальных противоречий, что привело к резкому возрастанию преступности. В этих условиях наука, которая объясняла преступность как явление, начала приобретать большую общественную значимость.

Проблема преступности и сегодня является одной из самых актуальных и политически острых. Вокруг неё не мало споров.

Рамки криминологии часто связывают её с предметом и фактически сводят к перечню его составляющих частей. Вместе с тем такой подход является недостаточным, поскольку, невзирая на весомость предмета, определение науки должно содержать полную её характеристику, указывая, в частности, на место науки в общей системе знаний, самые важные методологические подходы к объекту исследования, на конечную цель и задания исследовательских поисков.

Отечественную криминологию можно определить, как комплексную науку о преступности, её сущность и исторические формы проявления, детерминанты, состояние, структуру и динамику, личность преступника, жертву преступления, а так же о методах противодействия преступности и другим, связанным с ней, антисоциальным проявлениям.

Расхождение в определении предмета криминологии обусловлены пониманием сути предмета науки, сопоставления её с содержанием, заданиями и др. Показательным тут является взгляд, в соответствии с которым «всё, что изучает та или другая наука, входит в предмет». При таком подходе предмет криминологии определяется очень широко, фундаментальные теоретические проблемы науки становятся рядом с прикладными вопросами.

В одинаковых условиях разные люди ведут себя по-разному – одни придерживаются закона, другие его нарушают. Это даёт основания считать, что лица, которые выбрали антиобщественных вариант поведения, делают так вследствие определённых их особенностей, которые обусловили именно этот выбор. Поэтому очень важным направлением науки криминологии является изучение лиц, которые совершили преступление.

1. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА

1.1 ЛИЦА, КОТОРЫЕ СОВЕРШИЛИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, КАК ОБЪЕКТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА

Одним из основных составляющих предмета науки криминологии является учение о личности преступника. Без него невозможно до конца выяснить все другие криминологические проблемы, будь-то детерминанты преступности или организация борьбы с ней.

С одной стороны, детерминанты преступности связаны с объективными социальными явлениями, которые негативно влияют на моральное формирование людей и проявляются в индивидуалистических, антиобщественных взглядах, привычках, позициях, которые лежат в основе преступного поведения, а с другой – с обстоятельствами, которые способствуют реализации проявления подобных взглядов, привычек и позиций в конкретном преступлении. Казалось бы, указанные явления и обстоятельства независимые от человека, который совершил преступление, и является внешними относительно него, но своё криминогенное значение они приобретают, формирую личность преступника и таким образом трансформируясь во внутренние детерминанты преступления.

Понятие «человек» включает неразрывное единство разных сторон его сути: социальной и биологической. У понятии «личность» фиксируются только специфически социальные признаки. Личность – это социальная сущность человека, те кем он стал в процессе социализации, своей деятельности в обществе. Социальные качества конкретного лица связаны с уровнем его осведомленности, содержанием внутреннего духовного мира. Обусловленная социальной средой и предыдущим опытом осведомленность становится активным элементом личности, определяя в конкретных случаях выбор им той или иной социальной позиции, линии и формы поведения. Такое понимание личности предусматривает диалектическое единство социального и психологического, их взаимную осведомленность.

Изучение личности преступника в криминологии подчинено выявлению закономерностей преступного поведения, преступности как массового явления, их детерминации и разработке научно обоснованных рекомендаций относительно борьбы с преступностью.

Поскольку понятие «личность преступника» имеет социально-правовой характер и объединяет общесоциальное понятие «личность» и юридическое понятие «преступник», то изучение преступления выявляет в себе только его антиобщественную направленность, но не раскрывает полностью его социальной сущности. Правильное суждения о человеке в целом возможно только на основании всех его признаков как личности. Только по этому совокупность и соотношение социально-позитивных и социально-негативных качеств дают полное представление о лицах, которые совершили преступление. Личности преступника так же свойственна определенная система морально-психологических убеждений, особенностей, установок, интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств. Морально-психологические особенности личности преступника пребывают в диалектической связи с её социальными особенностями, а потому должны рассматриваться в этом единстве.

Личность преступника – это совокупность социально значимых особенностей, признаков, связей и отношений, которые характеризуют человека, виновного в нарушении уголовного закона, в соединении с другими (неличностными) условиями и обстоятельствами, которые влияют на её преступное поведение.

Закономерно встаёт вопрос: с какого времени можно говорить о личности преступника и когда такая возможность отпадает, то есть в каких рамках существует личность преступника? Отвечая на него, нужно учитывать уголовно-правовой, социологический и криминологический аспекты понятия личности преступника. В уголовно-правовом аспекте личность преступника возникает после признания его судом виновным и вступления приговора суда в законную силу и длится до момента отбытия наказания и погашения (снятия) судимости. Такое положение имеет важное значение, поскольку даёт возможность верно определить направления и рамки изучения личности преступника и именно тех особенностей, которые сыграли решающую роль в совершении преступления.

Криминологическая характеристика такой личности тоже неразрывно связана с преступлением, которое она совершила. Но криминологов больше интересует генезис личности преступника, то есть процесс её становления и развития, который раскрывает детерминанты её формирования. Такой интерес исчезает, когда данная личность перестаёт быть антисоциально ориентированным. Таким образом, антиобщественные особенности, которые характеризуют личность преступника, существуют до преступления и обусловливают его совершение, однако признание конкретного личности преступником возможно только после и в связи с совершением им преступления.

В отечественной криминологии понятие преступника трактуется по-разному. В одном случае под ним понимают личность, которое виновно совершило общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом. И преступников объединяет только то, что они совершили преступление. В другом – делается акцент на качественное отличие личности преступника от лица не преступника. И только тогда, когда криминологическое исследование ставило целью изучение личности преступника, проводился более детальный анализ. При этом акцентировалось, что антиобщественная направленность личности проявляется в её моральных поступках, дисциплинарных, административных и других правонарушениях, которые еще не имеют преступного характера, но при повторении еще больше приобретают уголовные черты и указывают на реальную возможность совершения данной личностью преступления.

1.2 ОСНОВНЫЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА

Учение о личности преступника не может быть исчерпывающим без понимания проблемы личности вообще и её жизнедеятельности. Криминологи изучают преступность и преступников в рамках специфического детерминизма, когда раскрытие их составляющих явно неполное с точки зрения философии и общих наук о человеке и обществе. Эта специфика обуславливается предметом и методикой криминологических исследований. Возникает задача отделить круг тех характеристик, которые дают возможность выявить ближайшие к преступлению и преступнику причинно-следственные связи и типовые признаки. Для углубленного анализа этой проблемы криминологи обращаются к другим наукам о человеке.

Личности преступника присуща система признаков, особенностей, качеств, которые определяют её как человека, который соверши преступление. Будучи разновидностью личности вообще, личность преступника имеет общие признаки (пол, возраст, специальность, образование, социальное положение, роль в обществе), а так же свойственные только личности преступника специфические признаки, которые определяют и выражают характер и степень её общественной опасности. Отечественные криминологи делят признаки на такие основные группы:

а) социально-демографические;

б) уголовно-правовые;

в) социальные роли и статус;

г) морально-психологические характеристики.

Социально-демографические признаки личности преступника включают пол, возраст, образование, место рождения и проживания, гражданство и другие сведения демографического характера. Эти признаки присущи какой-либо личности и сами по себе не имеют криминологического значения. Но в статистической отчётности относительно лиц, совершивших преступления, социально-демографические признаки дают важную информацию, без которой невозможна полная криминологическая характеристика личности преступников. Учитывая такой признак, как пол, мы можем прийти к выводу, что преступность мужчин значительно превышает женскую, особенно при совершении тяжких насильственных преступлений. В частности, соотношение убийств, совершенных женщинами и мужчинами, составляет 1/11, тяжких телесных повреждений – 1/35. Однако в последние года уровень женской преступности в Украине возрастает.

Такой признак, как возраст, даёт возможность выявить криминогенную активность разных возрастных групп населения (несовершеннолетних, молодёжи, лиц зрелого возраста). Образовательная характеристика указывает на зависимость преступного поведения от уровня образования и интеллектуального развития личности, которые в значительной мере влияют на потребности и интересы человека. Для тех, кто совершил хулиганство, грабежи, посягнул на личность, характерен низкий образовательный и интеллектуальный уровень. Место проживания часто определяет географию преступности (городская или сельская), а так же характер преступности в курортных зонах, «спальных» районах городов, новостройках и др.

Криминально-правовая характеристика личности преступника – это данные не только о составе совершенного преступления, а и о направленности и мотивации преступного поведения, одноличностный или групповой характер преступной деятельности, форме соучастия (исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник), интенсивность криминальной деятельности, наличие судимостей и т.д. Такая характеристика даёт представление о личности преступника с криминально-правовых позиций. Эта группа признаков выражает качества, присущие именно личности преступника, а не какой-либо другой личности, например, аморальной, нарушителю трудовой дисциплины или законопослушному человеку.

Социально-ролевые характеристики раскрывают функции индивида, обусловленные его положением в системе существующих общественных отношений, принадлежность к определенной социальной группе, взаимодействие с другими людьми и организациями в разных сферах общественной жизни (рабочий или служащий, рядовой исполнитель или руководитель, неженатый или глава семьи, трудоспособный или нетрудоспособный, безработный и т.д.). Эти данные показывают место и значимость личности в обществе, каким ролям она отдаёт предпочтение, а какие игнорируе6т, раскрывают её социальную или антисоциальную ориентацию.

Распространёнными признаками лиц, которые совершают преступления, является низкая престижность их социальных ролей, отчуждённость от учебных или деловых коллективов и вместе с тем ориентирование на неформальные группы с антиобщественными формами поведения, завышенные претензии, для удовлетворения которых приходится игнорировать правовые нормы. Понятно, что социально-демографические признаки и социальные роли характеризуют личность преступника внешне, не раскрывая её внутреннего содержания. Они наиболее проявляются в морально-психологических особенностях личности преступника и помогают выяснить, почему данная личность совершила преступление и каково её внутреннее отношение к этому.

Моральные особенности личности включают её мировоззрение, духовность, взгляды, убеждения, установки и ценностные ориентации. Преступники отличаются негативным или безразличным отношением к своим гражданским обязанностям, соблюдению правовых норм, выбором незаконных средств удовлетворения личных потребностей, эгоизмом, игнорированием общественных интересов и т.д.

Психологическая характеристика личности преступника включает особенности её интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств. Интеллектуальные особенности предусматривают: уровень умственного развития, объём знаний, жизненный опыт, широту или узость взглядов, содержание или разнообразие интересов и т.д. Криминологические исследования показывают, что большинство лиц, которые совершили преступления, особенно насильственные, характеризуются сниженным уровнем общеобразовательных знаний, узким мировоззрением, а то и умственной отсталостью, ограниченными способностями к какой-то общественно полезной деятельности.

К эмоциональным особенностям личности относят равновесие и движимость нервных процессов (вид темперамента); степень эмоционального возбуждения; силу и темп реагирования на разные внешние раздражители, ситуации и т.д. Лицам, которые совершили насильственные преступления, присущи несдержанность, необдуманность поступков, агрессивность, конфликтность, переменчивость в отношениях с другими людьми. Волевые особенности личности состоят в умении осознанно регулировать своё поведение, способности принимать и исполнять правильные решения, достигать поставленной цели. Нужно отметить, что определённая часть преступников владеет сильными волевыми качествами, но они направлены на удовлетворение антиобщественных потребностей и интересов. Другие преступники характеризуются слабоволием, податливостью, неспособностью противостоять влиянию лиц, которые втягивают их в преступную деятельность.

1.3 СООТНОШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО И БИОЛОГИЧЕСКОГО В ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА

В учении о личности преступника очень принципиальным является вопрос о роли биологических факторов в преступном поведении. Эта проблема до конца не решена, и разные криминологи трактуют её по-разному. Первые попытки объяснить поведение преступника с биологических позиций были сделаны ещё во второй половине XIX в. в антропологической теории Ч. Ломбразо и его последователей. Такие подходы существуют и в современной зарубежной криминологии. В 70-е года значительный интерес среди советских криминологов вызывали публикации И.С. Ноя, который писал: «Независимо от среды человек может не стать ни преступником, ни героем, если родится с другой программой поведения».

Позже русских криминолог В.П. Емельянов сделал вывод: «Только определённая совокупность экономических, идеологических, социальных, биологических составляющих даёт реакцию, названную преступлением… Причина преступности – это синтез разнообразных явлений социального и биологического характера». И.С. Ной и В.П. Емельянов имели поклонников среди известных генетиков: Б.Л. Астаурова, Д.Н. Беляева. Вместе с этим, генетик В.П. Дубинин считает: «Человек не получает от рождения готовой специальной программы, она формируется общественной практикой в ходе его индивидуального развития».

В противовес антропологическим взглядам в криминологии всегда перевешивал подход, который принципиально запрещал биологизацию преступного поведения. Сторонники социологической школы указывали, что нельзя объяснять переменное социальное явление – преступление постоянными особенностями природы человека, в том числе «преступного человека». По мнению О.О. Герцензона, криминологу нет потребности погружаться в глубинную сущность личности, ища биологические источники поведения. В коллективной монографии «Генетика, поведение, ответственность» известны советские криминологи В.М. Кудрявцев, И.И. Карпец и генетик В.П. Дубинин доказывали только социальную обусловленность преступного поведения.

Ныне проблема социального и биологического в личности преступника тоже развязывается по-разному. Так, Ю.М. Антонян делает акцент на психо-физиологической характеристике преступников. В труде «Жестокость в нашей жизни» он указывает, что жестокость человека – это вечная категория. Очевидно, что и биологические, и социальные факторы принимают участие в детерминации преступников. Не случайно в уголовном процессе проводятся судебно-психологические, судебно-медицинские, судебно-психиатрические и другие виды экспертиз.

Однако позиция большинства современных отечественных криминологов основывается на том, что в общем преступное поведение в любом обществе имеет социальныйхарактер и социальную обусловленность. Пояснение её только преимущественно ли биологическими особенностями личности противоречит всей истории преступности, да и борьба с ней ведётся социально-экономическими, правовыми и другими средствами, а не биологическими. Говорить о биологических средствах влияния на современном уровне развития генетики не приходится ещё и потому, что эта наука не вооружила нас твёрдой возможностью корректировать поведение человека. Но расшифровка её генетического кода вселяет определённые надежды.

Биологическая природа человека сложилась задолго до возникновения самого понятия преступления и на протяжении всего исторического периода не претерпела исторических изменений, тогда как в социальном плане человек укрепляется значительно быстрее в зависимости от трансформации общественной жизни. Вместе с тем, от биологических особенностей человека тоже зависит, что он усвоит от среды, в которой пребывает и развивается. По этому биологическое выступает как бы основой в формировании личности и её взаимных в системе общественных отношений.

1.4 КЛАССИФИКАЦИЯ И ТИПОЛОГИЯ ПРЕСТУПНИКОВ

Изучение преступников будет неполным и нерезультативным, если не систематизировать полученные о них данные по определённым критериям. Борьбы с преступностью не может ориентироваться только на индивидуальную неповторимость каждой личности, одновременно она должна учитывать неоднородность контингента преступников. Эта проблема развязывается путём деления преступников на отдельные группы и типы, что достигается при помощи классификации и типологии.

Под классификацией понимается распределение статистической совокупности на группы по определённым четким признакам. В рамках классификации фактически изучается не личность в комплексе её характеристик, а контингенты преступников. При этом выявляется распространённость среди них тех или других признаков. В криминологии чаще всего используют классификационные группирования по таким критериям:

а) по социально-демографическим данным (пол, возраст, место проживания). В уголовно-правовой статистике выделяют несовершеннолетних с 14 до 18 лет, лиц молодого возраста (18-29 лет), зрелого возраста (30 лет и старше);

б) по социально-экономическим показателям (образование, профессия, наличие или отсутствие работы, материальное положение и т.д.);

в) по гражданству (граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства);

г) по состоянию личности в момент совершения преступления (алкогольное или наркотическое опьянение, пребывание в составе преступной группы, в местах лишения свободы и т.д.).

Классификация преступников возможна и по другим основаниям. Самым простым является их распределение по видам совершенных преступлений: убийцы, жулики, насильники, хулиганы, грабители, мошенники, взяточники и т.д. Это распределение основывается на виде преступления и меньше – на особенностях личности преступника, для которой преступление хотя и существенная, но не единственная характерная черта. Безусловно, такая классификация не может удовлетворить криминологов. В уголовном праве существует так же разделение преступников в зависимости от степени общественной опасности совершенного действия. Это лица, которые совершили: особо тяжкие, тяжкие преступления, средней тяжести или менее тяжкие и преступления, которые не имеют большой общественной опасности, а так же лица, которые ранее отбывали наказание в виде лишения свободы и особенно опасны рецидивисты.

Как правило, простая классификация на отображает всей сути явлений, которые исследуются. По этому, кроме тех, которые учитывают только один признак, используют и группирования сложнее, которые включают одновременно два-три признака. Так, в регионах выясняется, какого именно возраста и рода занятий преступники совершили те или иные преступления. При многомерной классификации могут применяться математические методы, которые дают возможность определённым образом систематизировать контингент преступников для их тщательного изучения, в частности выявления направлений изменений в этом контингенте, групп, которые требуют первоочередного профилактического внимания. Однако, выяснение только статистических показателей ещё не отвечает на вопрос, какой характер связей между разными оценками этой совокупности.

Типология является более глубоким разделением преступников на категории по признакам, которые причинно связаны с преступным поведением. В научной литературе указывается, что типология предусматривает высший уровень познания. При этом условно выделяют признаки-проявления и признаки-причины, которые обеспечивают содержательный характер разделения. В основе типологии обязательно лежат существенные признаки явлений.

В рамках одного Тима должны быть однородными признаки-проявления и признаки-причины; они должны отображать определённые функциональные закономерности и детерминантные связи, выявленные в криминологических исследованиях. Так, изучение краж как признаков-проявлений базируется на признаках-причинах стойкой ориентации личности на незаконные способы обеспечения своего благополучия, её безнаказанности после совершения предыдущих преступлений, определённом преступном опыте. Комплекс этих признаков указывает на тип профессионального преступника. Для осуществления типологии преступников необходимо выяснить внутреннее существо лиц, которые группируются, их глубинную антиобщественную направленность и целевую определённость на определённый вид преступной деятельности. Тип преступника выражает качественную однородность существенных характеристик многих преступников.

Криминологическая типология преступников, как правило, строится на двух основаниях: характере антиобщественной направленности личности и глубине и стойкости её асоциальности. Исходя из первого критерия преступников можно разделить на такие типы:

По агрессивно-неуважительному отношению к человеку и её важным благам (жизни, здоровью, чести, совести);

По корыстно-эгоистической мотивации, связанной с игнорированием принципа социальной справедливости и честного труда;

По индивидуалистично-анархическим отношениям к разным социальным институтам, своим гражданским, служебным, семейным и другим обязанностям;

По безответственному отношению к исполнению разных правил техники безопасности, которое проявляется в совершении неосторожных преступлений.

Среди преступников можно выделить так же такие типы, как последовательно-криминогенный, ситуативно-криминогенный, и ситуационный. Критерием их разграничения является характер взаимодействия социальной ситуации и личности (что перевешивает в таком взаимодействии – ситуация или личность).

Последовательно-криминогенный тип формируется в микросреде, где нормы морали и права систематически нарушаются; преступление вытекает из обычного стиля поведения и обуславливается стойкими антиобщественными взглядами, установками и ориентациями субъекта. Как правило, ситуация, которая способствует совершению преступления, активно создаётся самими личностями. Их криминальное поведение является автономным от внешних обстоятельств.

Ситуативно-криминогенный тип характеризуется нарушением моральных норм и совершением правонарушений непреступного характера, формируется и действует в противоречивой микросреде; преступление в значительной мере обусловлено ситуацией, неблагоприятной с социально-экономической, моральной и правовой точки зрения. К преступлению такую личность приводят его микросреда и весь предыдущий антиобщественный образ жизни.

Ситуативный тип : аморальные элементы в поведении такой личности и в её микросреде если и есть, то выражены слабо. Представителями этого типа преступление совершается под решающим влиянием ситуации, которая возникла не по их вине. Одновременно такая личность (в отличие от случайного преступника) может оправдывать в данных ситуациях своё и чужое преступное поведение или не знать правомерных способов разрешения конфликта. Так, среди этого типа воров в основном есть люди, которые берут то, что «плохо лежит».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как видим, учение о личности преступника имеет как научно-познавательное, так и практическое значение, конкретизируя в личности проблемы детерминации преступности и борьбы с ней.

Комплексное изучение личности преступника не должно ограничиваться установлением отдельных признаков, которые часто поверхностно характеризуют личность, а должно проводиться с необходимой глубиной в их взаимодействии, что является гарантией более полного выявления составляющих генезиса личности преступника с целью применения адекватных средств для её коррекции и недопущения совершения ею новых преступлений.

Типология фиксирует не просто то, что чаще всего случается, а закономерное, что является логичным результатом социального развития личности. Она углубляет наши знания о преступниках, что способствует разрешению общих заданий борьбы с преступностью, в частности повышению эффективности индивидуальной профилактики преступников и ресоциализации осуждённых.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зелинский А.Ф. Криминология: Курс лекций. – Харьков, 1996.

2. Коваленко О.И., Филонов В.П. Курс лекций по криминологии и профилактике преступлений. – Донецк, 1995.

3. Комплексная целевая программа борьбы с преступностью на 1996-2000 года: Утверждена Указом Президента Украины № 837/96 от 17 сентября 1996 года.

4. Кондратьев Я.Ю., Джужа А.Н. Курс криминологии: Учебник. – Киев. «Юринком Интер», 2001.

5. Преступность и её основные характеристики/ А.П. Гаврилишин, А.Н. Джужа и др. – К., 1993.

6. Сахаров А.Б. История Криминологии. – М., 1981.

Многообразие связей, свойств и типичных признаков, которые определяют личность преступника, криминология изучает в двух аспектах: юридическом и социолого-психологическом.

Она рассматривает проблемы личности преступника только в контексте его общественно опасного, виновного и противоправного деяния, а не вне его. О личности преступника можно говорить лишь в связи с совершением преступления, так как анализ этой проблемы строится на уголовно-правовой концепции субъекта преступления. Криминология изучает, прежде всего, социально значимые черты и свойства лиц, совершивших преступления, прослеживает типологические особенности личности преступника, характеризуя его как особый социальный тип, который объединяет типичные, раскрывающие сложный механизм преступного поведения, социально-правовые признаки всех лиц, совершивших преступления, в данный период времени.

Теория личности преступника объединяет лиц, совершивших преступление. Поэтому необходим анализ всей совокупности антисоциальных взглядов, навыков, привычек и наклонностей, ценностей и убеждений, деформированных потребностей и интересов, мотивов и целей, которые порождают преступное поведение личности. Таким способом можно раскрыть те социальные связи и отношения, которые, в конечном счете, сформировали антисоциальную направленность личности преступника, его негативное или нигилистическое отношение к определенным общественным отношениям. И поскольку всякий преступный акт отражает, прежде всего, интеллектуальные, эмоциональные, волевые и нравственные качества человека, для криминологии важно установить объективные характеристики этих качеств, проследить этапы их деформации. На основе этого она может построить целостную классификационную систему криминогенных обстоятельств в социальной сфере, которые детерминируют личность преступника и его преступное поведение.

Главной отличительной чертой личности преступника является его деформированное нравственное и правовое сознание. В соответствии с этим и совершенным конкретным преступлением личность преступника следует ограничивать от личности остальных людей. Личность преступника - это личность человека, который «самовольно порвал какой-нибудь узел из множества социальных узлов», связывающих его с государством и обществом.

Изучение личности преступника охватывает и исследование видов социальных характеристик, которые помогают выяснить все ее структурообразующие элементы.

Система этих социальных характеристик (по поводу которой существуют различные точки зрения) включает:

  • а) социально-демографическую;
  • б) уголовно-правовую;
  • в) социально-психологическую;
  • г) социально-нравственную.
  • а) социально-демографическая характеристика представляет богатую эмпирическую информацию о социальном статусе, множестве связей и социальных ролей, которые определяют личность преступника как субъект и объект общественных отношений. С помощью социально-демографических признаков - пола, возраста, семейного и социального положения, образования, профессии и др. выясняется преступная активность различных социальных слоев населения, прослеживаются возрастные и половые особенности лиц, совершивших преступления, и т.д. Их образование, например, часто находится ниже среднего уровня: мужчины, в сравнении с женщинами, проявляют значительно большую криминальную активность. Разумеется, это объясняется не какой-то биологической предрасположенностью, а социальными факторами.

Исследование семейного и социального положения позволяет выяснить ряд криминогенных обстоятельств, под воздействием которых сформировалась личность конкретного преступника. Это имеет большое значение для организации и тактики профилактики преступлений.

  • б) уголовно-правовая характеристика личности преступника основывается на уголовно-правовых категориях, таких, как вид совершенного преступления, соучастие, рецидив, вид и размер назначенного наказания. Сведения о наказаниях дают возможность для выводов об эффективности самих уголовно-правовых норм.
  • в) социально-психологическая характеристика способствует изучению механизмов взаимодействия «личность - среда», выяснению неблагоприятных условий, под воздействием которых формируется личность преступника. Анализ эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфер позволяет сделать выводы о процессах мотивации индивидуального преступного поведения, раскрыть конкретные мотивы и цели преступления.

Социально-психологический анализ позволяет, в конечном счете, понять механизм действия непосредственных причин и условий, влияющих на преступное поведение личности. Он помогает раскрыть содержание антисоциальной направленности личности преступника, его эрозированных взглядов и наклонностей, извращенных потребностей и интересов. Все это в свою очередь содействует определению мотивации преступления.

г) социально-нравственная характеристика. Любое поведение, в том числе и преступное, всегда имеет социально-этические содержание и оценку: оно несет печать нравственных особенностей и черт личности, всяческие их дефекты существенно влияют на ее поведение.

Нравственная характеристика охватывает все этические качества, создающие духовный, моральный облик, в основе которого лежат представления о добре и зле, совести и долге, чести и достоинстве. Эти качества отражают степень нравственной зрелости личности и обусловливают любой поведенческий акт. В сознательной деятельности человека проявляются и нравственные чувства, настроения, оценки. Поэтому их криминологическое изучение особенно необходимо.

Личность преступника характеризуется такими отрицательными нравственными качествами, как скупость, малодушие, подлость, нескромность, авантюризм, нигилизм, духовная пустота и циничное отношение к нравственным ценностям общества и т.д. Но у нее сохраняются и положительные нравственные качества, на которые опирается процесс перевоспитания преступников, их ресоциализации.

В этой связи следует знать, что подавляющая часть случаев отклоняющегося поведения формально контролируется семьей и другими социальными группами. С раннего детства человек усваивает образцы поведения и ценностные представления, принятые в обществе, от своих родителей, сверстников, коллег по работе или друзей, с которыми проводит свободное время. Между уголовным законодательством и неформальным социальным контролем обнаруживается вместе с тем довольно тесное взаимодействие. «Уголовное законодательство создает и поддерживает основополагающие ценностные представления, которые в протекающем всю жизнь процессе социализации передаются другим поколениям. Оно решает свою задачу формирования и поддержания ценностей в очень продолжительных и сложных социальных процессах, в которых значительное участие принимает уголовная юстиция, общественное мнение и средства массовой информации»1.

Разумеется, каждое общество индивидуально. Образцы поведения и ценностные представления, которые тесно связаны целой системой обычаев и традиций, одобряемые в одном обществе, могут быть признаны криминалом в другом. В зависимости от этих обстоятельств очерчиваются границы преступного и непреступного. Однако во всех социумах к таковым зачисляют поступки, противоречащие ценностным представлениям и образцам поведения.

ПЛАН

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Введение 3

1. Криминологическая характеристика личности преступника. 5

1.1Лица, которые совершили преступления, как объекты криминологического исследования. Понятие личности преступника. 5

1.2 Основные криминологические признаки личности преступника. 7

1.3 Соотношение социального и биологического в личности преступника. 10

1.4 Классификация и типология преступников. 11

Заключение 15

Список использованной литературы 16

ВВЕДЕНИЕ

Криминология, как относительно молодая наука о преступности и средства борьбы с ней, находится в постоянном развитии, расширяется круг её интересов. Сейчас предмет криминологии охватывает сферу предкриминального и криминального поведения, а так же ёё вектемологические аспекты.

Изучение криминологии – важная составляющая профессиональной подготовки не только юристов, а и педагогов, психологов, экономистов, социологов и других специалистов. Без криминологических знаний сегодня не могут обойтись работники всех правоохранительных органов, особенно органов внутренних дел, налоговой милиции, учреждений исполнения наказаний. Они пребывают на переднем плане борьбы с преступностью и преступниками, должны собирать, анализировать и обобщать информацию об уровне, структуре, динамике, детерминантах и тенденции развития этого антиобщественного явления.

Без умения оперировать современными криминологическими знаниями невозможно разрабатывать и осуществлять адекватные противодействия преступности. Творчески использовать в этом деле позитивный опыт зарубежных стран, их внутренние и международно-правовые акты относительно борьбы с преступностью, учитывая её транснациональный характер.

Ни одна идея не находит своего развития, если не имеет соответствующих общественных условий и потребностей. Криминология, как отрасль научных знаний возникла в XVIII в. на базе уголовного права. Её появление было связано с обострением социальных противоречий, что привело к резкому возрастанию преступности. В этих условиях наука, которая объясняла преступность как явление, начала приобретать большую общественную значимость.

Проблема преступности и сегодня является одной из самых актуальных и политически острых. Вокруг неё не мало споров.

Рамки криминологии часто связывают её с предметом и фактически сводят к перечню его составляющих частей. Вместе с тем такой подход является недостаточным, поскольку, невзирая на весомость предмета, определение науки должно содержать полную её характеристику, указывая, в частности, на место науки в общей системе знаний, самые важные методологические подходы к объекту исследования, на конечную цель и задания исследовательских поисков.

Отечественную криминологию можно определить, как комплексную науку о преступности, её сущность и исторические формы проявления, детерминанты, состояние, структуру и динамику, личность преступника, жертву преступления, а так же о методах противодействия преступности и другим, связанным с ней, антисоциальным проявлениям.

Расхождение в определении предмета криминологии обусловлены пониманием сути предмета науки, сопоставления её с содержанием, заданиями и др. Показательным тут является взгляд, в соответствии с которым «всё, что изучает та или другая наука, входит в предмет». При таком подходе предмет криминологии определяется очень широко, фундаментальные теоретические проблемы науки становятся рядом с прикладными вопросами.

В одинаковых условиях разные люди ведут себя по-разному – одни придерживаются закона, другие его нарушают. Это даёт основания считать, что лица, которые выбрали антиобщественных вариант поведения, делают так вследствие определённых их особенностей, которые обусловили именно этот выбор. Поэтому очень важным направлением науки криминологии является изучение лиц, которые совершили преступление.

1. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА

1.1 ЛИЦА, КОТОРЫЕ СОВЕРШИЛИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, КАК ОБЪЕКТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА

Одним из основных составляющих предмета науки криминологии является учение о личности преступника. Без него невозможно до конца выяснить все другие криминологические проблемы, будь-то детерминанты преступности или организация борьбы с ней.

С одной стороны, детерминанты преступности связаны с объективными социальными явлениями, которые негативно влияют на моральное формирование людей и проявляются в индивидуалистических, антиобщественных взглядах, привычках, позициях, которые лежат в основе преступного поведения, а с другой – с обстоятельствами, которые способствуют реализации проявления подобных взглядов, привычек и позиций в конкретном преступлении. Казалось бы, указанные явления и обстоятельства независимые от человека, который совершил преступление, и является внешними относительно него, но своё криминогенное значение они приобретают, формирую личность преступника и таким образом трансформируясь во внутренние детерминанты преступления.

Понятие «человек» включает неразрывное единство разных сторон его сути: социальной и биологической. У понятии «личность» фиксируются только специфически социальные признаки. Личность – это социальная сущность человека, те кем он стал в процессе социализации, своей деятельности в обществе. Социальные качества конкретного лица связаны с уровнем его осведомленности, содержанием внутреннего духовного мира. Обусловленная социальной средой и предыдущим опытом осведомленность становится активным элементом личности, определяя в конкретных случаях выбор им той или иной социальной позиции, линии и формы поведения. Такое понимание личности предусматривает диалектическое единство социального и психологического, их взаимную осведомленность.

Изучение личности преступника в криминологии подчинено выявлению закономерностей преступного поведения, преступности как массового явления, их детерминации и разработке научно обоснованных рекомендаций относительно борьбы с преступностью.

Поскольку понятие «личность преступника» имеет социально-правовой характер и объединяет общесоциальное понятие «личность» и юридическое понятие «преступник», то изучение преступления выявляет в себе только его антиобщественную направленность, но не раскрывает полностью его социальной сущности. Правильное суждения о человеке в целом возможно только на основании всех его признаков как личности. Только по этому совокупность и соотношение социально-позитивных и социально-негативных качеств дают полное представление о лицах, которые совершили преступление. Личности преступника так же свойственна определенная система морально-психологических убеждений, особенностей, установок, интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств. Морально-психологические особенности личности преступника пребывают в диалектической связи с её социальными особенностями, а потому должны рассматриваться в этом единстве.

Личность преступника – это совокупность социально значимых особенностей, признаков, связей и отношений, которые характеризуют человека, виновного в нарушении уголовного закона, в соединении с другими (неличностными) условиями и обстоятельствами, которые влияют на её преступное поведение.

Закономерно встаёт вопрос: с какого времени можно говорить о личности преступника и когда такая возможность отпадает, то есть в каких рамках существует личность преступника? Отвечая на него, нужно учитывать уголовно-правовой, социологический и криминологический аспекты понятия личности преступника. В уголовно-правовом аспекте личность преступника возникает после признания его судом виновным и вступления приговора суда в законную силу и длится до момента отбытия наказания и погашения (снятия) судимости. Такое положение имеет важное значение, поскольку даёт возможность верно определить направления и рамки изучения личности преступника и именно тех особенностей, которые сыграли решающую роль в совершении преступления.

Криминологическая характеристика такой личности тоже неразрывно связана с преступлением, которое она совершила. Но криминологов больше интересует генезис личности преступника, то есть процесс её становления и развития, который раскрывает детерминанты её формирования. Такой интерес исчезает, когда данная личность перестаёт быть антисоциально ориентированным. Таким образом, антиобщественные особенности, которые характеризуют личность преступника, существуют до преступления и обусловливают его совершение, однако признание конкретного личности преступником возможно только после и в связи с совершением им преступления.

В отечественной криминологии понятие преступника трактуется по-разному. В одном случае под ним понимают личность, которое виновно совершило общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом. И преступников объединяет только то, что они совершили преступление. В другом – делается акцент на качественное отличие личности преступника от лица не преступника. И только тогда, когда криминологическое исследование ставило целью изучение личности преступника, проводился более детальный анализ. При этом акцентировалось, что антиобщественная направленность личности проявляется в её моральных поступках, дисциплинарных, административных и других правонарушениях, которые еще не имеют преступного характера, но при повторении еще больше приобретают уголовные черты и указывают на реальную возможность совершения данной личностью преступления.

1.2 ОСНОВНЫЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА

1. Общая характеристика личности преступника.

2. Социально-демографическая характеристика личности преступников.

3. Классификация преступников.

1. Общая характеристика личности преступника

Под личностью преступника понимается лицо, совершившее преступление, в котором проявилась его антиобщественная направленность, выражающая совокупность негативных социально значимых свойств, влияющих в сочетании с внешними условиями и обстоятельствами на характер преступного поведения.

В данном определении отражена взаимосвязь между общесоциологическим и уголовно-правовым содержанием понятия личности преступника. Всякая личность представляет собой индивидуальное выражение социально значимых свойств, индивидуальную форму отражения бытия и духовных условий общества. С уголовно-правовых позиций о личности преступника можно говорить толькотогда, когдалицосовершилопреступлениеипризнаносудомвиновным.

Структура личности преступника включает в себя следующие признаки: биофизиологические, социально-демографические, психологические, нравственные, социально-ролевые, уголовно-правовые и криминологические.

Биофизиологические признаки - это пол, возраст, состояние здоровья, особенностифизическойконституции, природныесвойстванервнойсистемыит. д.

Биологическая природа человека - необходимое условие индивидуальности личности, определяющее ее самобытность и неповторимость.

Некоторые психологические характеристики людей имеют генетический характер. От генетически обусловленных особенностей, психофизиологических возможностей индивида зависит во многом то, что он берет из окружающей среды, конкретных условий жизни и воспитания, а также других обстоятельств, с которыми ему приходится сталкиваться. Важное значение имеет генетически обусловленная степень активного сопротивления негативным явлением окружающей среды.

Социально-демографические признакивключают такие характеристики, как пол, возраст, образование, социальное происхождение и положение, род занятий, национальная и профессиональная принадлежность, семейное положение, уровень материальной обеспеченности, принадлежность к городскому или сельскому населению и т. п.

Возрастная характеристика преступников позволяет судить о степени интенсивности проявления криминогенной активности и особенностях преступного поведения представителей различных возрастных групп.

Образовательный и интеллектуальный уровни определяют характер пре-

ступления.

Наиболее криминогенной социальной группой являются лица, не занятые общественно полезным трудом: они составляют почти третью часть всех преступников.

Криминологическое значение имеют данные о семейном положении, уровне материальной обеспеченности, месте жительства и т. д.

В структуре личности преступника важное место принадлежит его нравст-

венной и психологической характеристике. Эти признаки позволяют по-

знать внутреннее содержание личности - его мировоззренческие и нравственные черты и свойства, взгляды, убеждения, ценностные ориентации и т. п.

Мировоззренческая позиция определяет общую направленность личности, ее целеустремленность, сказывается на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей. Человек становится личностью лишь тогда, когда у него выработана определенная система взглядов по основным вопросам общественного бытия, жизни и деятельности.

Характеристику личности преступника дополняют его интеллектуальные, эмоциональные и волевые свойства.

К интеллектуальным свойствам относятся: уровень умственного развития, объем знаний, широта взглядов, содержание и разнообразие интересов и стремлений, жизненный опыт и т. д.

Эмоциональные свойства состоят из таких признаков, как сила, уравновешенность или подвижность нервных процессов, динамичность чувств, степень эмоциональной возбудимости, характер реагирования на различные проявления внешней среды и т. д.

Волевые свойства включают: способность принимать и осуществлять принятые решения, умение регулировать свою деятельность и направленность поступков, обладание выдержкой, стойкостью, твердостью, настойчивостью и другими чертами.

Для характеристики личности преступника существенное значение представляют его социальная роль и социальный статус.

Под социальной ролью принято понимать реальные социальные функции конкретного лица, обусловленные его положением в системе общественных отношений и принадлежностью к определенным социальным группам.

Социальная роль связана с социальным статусом человека, его обязанностями и правами. В соответствии с социальным статусом от каждого человека ожидается определенный образ поведения и поступков. Невыполнение ролевых предписаний может вызвать конфликт между личностью и обществом либо личностью и ее окружением.

Наиболее важными в понимании личности преступника являются уголовно-

правовые и криминологические характеристики. Они отражают степень социальной деформации личности, ее особые свойства, позволяющие обозначить самые существенные признаки лиц, совершивших преступления.

Задание 3.1. Назовите основные черты преступника и дайте им характеристику.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

2. Социально-демографическая характеристика личности преступников

Социально-демографические свойства личности преступникасвязаны: с ус-

ловиями формирования личности и ее жизнедеятельности, взаимодействуют с ними; с потребностями и мотивацией, с социальными ролями личности. Поэтому социально-демографические свойства представляют собой существенный элемент понятия личности преступника и имеют важное значение для разработки и осуществления мер профилактики.

Соотношение лиц женского и мужского пола среди преступников состав-

ляет в среднем 1: 7.

; В последнее время прослеживается рост доли женской преступности. В среднем показатель вы-

явленной преступности женщин составляет 10-15 %, темпы прироста из года в год увеличиваются. Так, среди осужденных в 1996 г. доля преступлений женщин в сфере торговли и бытового обслуживания была в 3 раза больше средней, а среди лиц, совершивших хулиганство, убийства и разбои, она оказалась меньше, чем средняя.

Соотношение лиц различных возрастов в преступности показывает, что криминальная активность наиболее характерна для возрастной группы 25-29 лет, затем следуют группы 18-24, 14-17, 30- 40-летних преступников. Наименьшую долю среди преступников составляют лица старше 50 лет. Преобладающее число преступлений совершают, таким образом, лица молодого возраста.

Доля несовершеннолетних в общем объеме выявленных преступников возрастает. В 1985 г. она составила 10 %, в 1992 и 1993 гг.- 16 %, некоторое снижение отмечалось в 1994 и 1996 гг. (12 %). Характерной чертой является «омоложение» несовершеннолетних преступников. Удельный вес группы 14-15 лет в 1996 г. составил 33 % всей преступности несовершеннолетних.1

Характеристика образования лиц, совершивших преступления, имеет криминологическое значение, поскольку связана с культурой личности, ее социальным статусом, кругом контактов, жизненными планами и возможностями для их реализации. Уровень общего образования у преступников в целом немного ниже, чем у лиц, не нарушающих закон. Многократны различия в уровне образования разных категорий преступников.

Самый низкий уровень образования характерен для лиц, совершающих насильственные (умышленные убийства, умышленные тяжкие телесные повреждения), корыстно-насильственные (грабеж, разбой) преступления и кражи личного имущества.

Выше уровень образования у лиц, совершающих хищения путем присвоения и растрат, злоупотребления служебным положением, должностные и экономические преступления.

Семейное положение и его изменение у лиц, совершивших преступления, также воздействует на формирование личностных качеств. Определенным образом оно влияет на направленность и устойчивость преступного поведения.

Наиболее изученным в криминологии являются положения о влиянии семейного воспитания на формирование личности несовершеннолетних правонарушителей, влияние семейных конфликтов на бытовую преступность.

В целом распространенность преступности среди лиц, имеющих семью, ниже, чем среди холостяков и одиноких. В большинстве случаев семья стимулирует позитивное поведение и выполняет функции социального контроля.

1 См.: Криминология: Конспект лекций.- М.: ПРИОР, 2000.- С. 25.

Характеризуя преступников по социальному положению и роду занятий,

следует отметить большую долю в их контингенте лиц без определенных занятий.

; Так, в 1991 г. в России среди всех выявленных преступников старше 16 лет удельный вес

трудоспособных лиц, не имеющих определенных занятий, составлял 20 %. В 1993 г. 34 % раскрытых в РФ преступлений совершили лица, не имеющие постоянных источников дохода, в том числе 8,7 % - безработные. В 1995 г. темпы прироста числа преступников из лиц, не имевших постоянного источника дохода, составили 24,3 %, а из числа безработных - 43,8 %. В 1996 г. их удельный вес в общем числе выявленных лиц, совершивших преступление, составил 48 %.1

Наибольший процент среди совершивших преступление и имевших работу составляют лица, постоянно или длительно занимающиеся неквалифицированным тяжелым физическим трудом. Для них характерно сочетание с низким образовательным и культурным уровнем, узостью и деформированностью круга потребностей и интересов.

Существенных различий по коэффициенту преступности на 100 тыс. населения между рабочими, крестьянами, служащими и учащимися не наблюдается.

3. Классификация преступников

Классификация преступников - это распределение их по группам исходя из определенных критериев.

Личность преступника отличается от личности непреступника общественной опасностью . Характер общественной опасности зависит от мотивационной направленности преступного поведения. Степень общественной опасности личности изменяется взависимости отстойкости и глубины этой направленности.

Поэтому решающее значение имеет классификация преступников по двум критериям :

а) по характеру и содержанию мотивации; б) по глубине и стойкости криминогенной направленности.

По характеру и содержанию мотивации можно выделить следующие ос-

новные группы преступников:

С негативно-пренебрежительным отношением к человеческой личности, ее важнейшим благам: жизни, здоровью, телесной неприкосновенности (насильственный тип личности);

- с корыстной направленностью (корыстный тип);

- с заведомо пренебрежительным отношением к своим гражданским и трудовым обязанностям;

С легкомысленно-безответственным и небрежным отношением к требо-

ваниям и обязанностям (неосторожные преступники );

- с ориентацией на абсолютный приоритет своих собственных (а также родных и близких) потребностей;

- с ориентацией на необходимость удовлетворения элементарных жизненных потребностей.

1 См.: Криминология: Конспект лекций.- М.: ПРИОР, 2000.- С. 26.

По глубине и стойкости криминогенной мотивационной направленно-

сти личности следует различать:

- лиц, впервые совершивших преступления в результате случайного стечения обстоятельств и в противоречии с общей характеристикой всего предшествующего поведения (случайные преступники );

- лиц, впервые совершивших преступления под воздействием неблагоприятных условий формирования и жизнедеятельности личности, но в целом характеризуемых (например, в трудовом коллективе, в быту), помимо этого преступления, преимущественно положительно, чем отрицательно (ситуа-

ционные преступники);

- лиц, совершивших преступления впервые, но допускавших раньше правонарушения и характеризуемых главным образом отрицательно (неустой-

чивые преступники);

- лиц, неоднократно совершавших преступления, в том числе и ранее су-

димых (злостные преступники);

- субъектов особо опасного рецидива (особо злостные преступники ).

Задание 3.2. Раскройте структуру личности преступника.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Задание 3.3. Как соотносится социальное и биологическое в личности преступника?

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Библиографический список (основной)

1. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. докт. юрид. наук, проф. А. И. Долговой.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: НОРМА (Издательская группаНОРМА-ИНФА М), 2002.- С. 326-362.

2. Криминология: Учебник / Отв. ред. В. Н. Кудрявцев.- М.: Юристъ, 2002.- 511 с.

3. Криминология: Учебник / Под ред. В. Н. Кудрявцева и В. Э. Эминова.- 2-е изд., перераб. и доп.-

М.: Юристъ, 2002.- С. 128-157.

(дополнительный)

1. Антонян Ю. М., Еникеев М. И., Эминов В. Е. Психология преступника и расследование преступ-

лений.- М., 1996.

2. Бурлаков В. Н. Личность преступника как объект профилактической деятельности органов внутренних дел.- СПб., 1995.

3. Воробьев A. M., Дубовцев В. А. О некоторых причинах рецидивной преступности // Социологичес-

кие исследования.- 1991.- № 5.- С. 92-94.

4. Власов В. И. О следственных ошибках как условиях, способствующих совершению преступлений (постановка вопроса) // Актуальные проблемы криминологии и исправительно-трудового права.-

М., 1990.- С. 69-73.

5. Дубинин Н. П., Карпец И. Л., Кудрявцев В. Н. Генетика. Поведение. Ответственность.- 2-е изд.-

6. Российская криминологическая энциклопедия / Под общ. ред. докт. юрид. наук, проф. А. И. Долговой.- М.: НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФА М), 2000.- 808 с.

  • 2.1. Возникновение криминологии как науки
  • 2.2. Зарубежные криминологические теории
  • 2.3. История отечественной криминологии
  • 2.4. Современный период развития криминологии
  • Вопросы и задания для самопроверки
  • 3. Организация и методика криминологических исследований
  • 3.1. Понятие методики криминологических исследований
  • 3.2. Методы криминологических исследований
  • 3.3. Этапы криминологического исследования
  • Вопросы и задания для самопроверки
  • 4. Преступность и ее основные характеристики
  • 4.1. Понятие, признаки и виды преступности
  • Признаки преступности
  • 4.2. Количественные и качественные показатели преступности (состояние, динамика, структура, характер)
  • Количественные характеристики преступности
  • 4.3. Иные показатели преступности (география преступности, цена преступности, экология преступности)
  • 4.4. Понятие и виды латентной преступности. Методы изучения латентной преступности
  • Вопросы и задания для самопроверки
  • 5. Детерминанты преступности. Предупреждение преступности и планирование борьбы с ней
  • 5.1. Понятие и система причин преступности
  • 5.2. Классификация причин и условий преступности
  • 5.3. Общесоциальные причины преступности
  • 5.5. Условия, способствующие совершению преступления
  • 5.6. Понятие предупреждения преступности
  • 5.7. Классификация мер предупреждения преступности
  • 5.8. Субъекты предупреждения преступности
  • 5.9. Понятие криминологического прогноза. Цель, задачи и практическая значимость криминологического прогнозирования. Виды и сроки криминологических прогнозов
  • 5.10. Понятие и виды криминологического планирования
  • Вопросы и задания для самопроверки
  • 6. Личность преступника
  • 6.1. Понятие личности преступника
  • 6.2. Криминологическая характеристика личности преступника
  • 6.3. Классификация и типология личности преступника
  • 6.4. Учение о жертве преступления как научное направление. Этимология понятия «жертва». Понятия виктимологии
  • Вопросы и задания для самопроверки
  • 7. Преступность и иные формы асоциального поведения
  • 7.1. Понятие девиантного и делинквентного поведения. Формы асоциального поведения
  • 7.2. Связь пьянства с преступностью. Понятие пьянства
  • 7.4. Понятие проституции. Связь проституции с преступность
  • 7.5. Связь преступности с бродяжничеством, попрошайничеством, особенности преступлений, совершаемых данной социальной группой
  • Вопросы и задания для самопроверки
  • Тема 8. Криминологическая характеристика экономической преступности. Криминологическая характеристика преступности против собственности
  • 8.1. Понятие и основные показатели экономической преступности. Тенденция развития экономической преступности
  • Экономические преступления по видам и сферам
  • 8.2. Причины и условия экономической преступности
  • 8.3. Криминологическая характеристика личности преступников, совершающих экономические преступления
  • 8.4. Предупреждение преступлений в сфере экономики
  • 1. Мероприятия профилактики:
  • 2. Мероприятия опережение преступлений в сфере экономики является следующим:
  • 8.5. Криминологическая характеристика преступлений против собственности. Состояние и структура преступности против собственности
  • 8.6. Криминологическая характеристика лиц, совершающих преступления против собственности, их типология и классификация
  • 8.7. Особенности предупреждения преступлений против собственности
  • Вопросы и задания для самопроверки
  • 9.1. Понятие и признаки профессиональной преступности
  • 9.2. Понятие и признаки рецидивной преступности
  • 9.3. Понятие и признаки организованной преступности
  • 9.4. Формы и методы профилактики и предупреждения профессиональной, рецидивной, организованной преступности
  • Вопросы и задания для самопроверки
  • Тема 10. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних
  • 10.1. Преступность несовершеннолетних лиц, ее уровень, структура и динамика
  • Модель системы статистико-криминологических показателей явления преступности несовершеннолетних
  • Динамика преступности несовершеннолетних
  • Уровень (коэффициент) и динамика основных показателей преступности несовершеннолетних в Росси за 2012-2014 год
  • Доля несовершеннолетних преступников в общей преступности
  • 10.2. Причины и условия преступности несовершеннолетних
  • 10.3. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетних преступников
  • 10.4. Система специальных государственных и общественных мер предупреждения преступности несовершеннолетних
  • Вопросы и задания для самопроверки
  • Тема 11. Криминологическая характеристика насильственной преступности
  • 11.1. Понятие и общая характеристика насильственной преступности. Состояние, структура и динамика насильственных преступлений
  • 11.2. Причины и условия насильственной преступности
  • 11.3. Криминологическая характеристика лиц, совершающих насильственные преступления. Социально-психологические и нравственные особенности
  • 11.4. Предупреждение насильственных преступлений
  • Вопросы и задания для самопроверки
  • Тема 12. Криминологическая характеристика неосторожной преступности
  • 12.1. Понятие и общая характеристика неосторожной преступности. Структура неосторожной преступности
  • 12.2. Причины и условия неосторожных преступлений
  • 12.3. Криминологическая характеристика неосторожных преступников
  • 12.4. Предупреждение неосторожных преступлений, общесоциальные и специальные меры
  • Вопросы и задания для самопроверки
  • Тема 13. Криминологическая характеристика женской преступности
  • 13.1. Понятие женской преступности. Состояние, структура и динамика преступности женщин
  • Число женских лиц, совершивших преступления
  • 13.2. Причины преступности женщин
  • 13.3. Личность женщины-преступницы
  • 13.4. Предупреждение преступности женщин
  • Вопросы и задания для самопроверки
  • Тема 14. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
  • 14.1. Оон и международное сотрудничество государств по предупреждению преступности
  • 14.3. Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации
  • Вопросы и задания для самопроверки
  • Список рекомендуемой литературы
  • Основная литература (учебники и учебные пособия)
  • Дополнительная литература
  • Нормативно-правовые акты
  • Электронные библиотечные системы
  • Ключ к тесту
  • 6.2. Криминологическая характеристика личности преступника

    Познание личности преступника неосуществимо без исследования ее структуры.

    Криминолог В. Д. Малков в структуре личности преступника акцентирует биофизиологические, общественно-демографические и общественно-ролевые, морально-психические, уголовно-законные и криминологические элементы.

    Итак, структура личностной характеристики преступника выглядит следующим образом: 1) социально-демографические признаки; 2) потребностно-мотивационная сфера (потребности, интересы, мотивация преступного поведения); 3) ценностно-нормативная сфера сознания (взгляды, убеждения, установки, ценностные ориентации, направленность); 4) социально-ролевая или функционально-отношенческая характеристика.

    Все указанные качества, свойства, признаки и социальные связи личности преступника находятся во взаимодействии и только в своем неразрывном единстве позволяют создать «портрет» преступника.

    К биофизиологическим признакам принадлежат положение самочувствия, в особенности физиологической конституции, естественные качества нервной системы.

    Социально-демографическая подструктура включают такие особенности как возраст, пол, национальность, семейное положение, социальное положение, образование, государственную и общественную принадлежность, степень материальной обеспеченности.

    Сами по себе составляющие ее признаки (пол, возраст, социальное положение, род занятий, образовательный уровень, материальные и жилищные условия, место проживания и т. д.) не характеризуют лицо как преступника. Однако в сочетании с другими признаками позволяют выявлять определенные связи и зависимости, имеющие значение для уяснения наиболее полного «портрета» совершившего преступление, создание условий для его исправления:

    а) Характеристика пола лиц, совершивших преступление, свидетельствует о стойком и значительном преобладании среди преступников доли мужчин. Так, длительное время состояние женской преступности был в несколько раз меньше соответствующих показателей преступности мужчин, составляя 10-15 % всей преступности в стране. В настоящее время выявлена закономерность небольшого роста женской преступности (до 4 % ежегодно) и увеличения (до 17-18 %) доли женщин в структуре выявленных преступников. Таким образом,в женской преступности отсутствует четкая тенденция к ее снижению или росту, но значительно возросла тяжесть, жестокость и безмотивность преступлений.

    б) Возрастная характеристика позволяет сделать вывод о наибольшей криминогенности лиц в возрасте 18-29 лет, доля которых среди осужденных составляет 42,6 %. Следующий наиболее криминогенный возраст - 30-39 лет - 34,3%. От возраста преступника зависит и характер преступлений. Такие преступления, как кражи, хулиганство, изнасилования, причинения различной тяжести вреда здоровью, чаще всего совершаются лицами в возрасте от 14 до 25 лет, преступления же в сфере экономики совершаются, как правило, лицами более зрелого возраста.

    Годы - в данном случае «качественно определенный период развития личности, с присущими ему особенностями восприятия человеком окружающего мира». С возрастом меняются общественные функции человека, привычки, характер, способы реагирования на остроконфликтные и непростые условия. Неблагоприятные семейные взаимоотношения и нелегкое материальное положение зачастую оказывают влияние на преступное поведение и при стечении установленных обстоятельств содействуют совершению правонарушений.

    в) Семейное положение и его изменение у лиц, совершивших преступления, также воздействует на формирование личностных качеств. Замечено, что в большинстве случаев семья оказывает положительное воздействие на лиц, совершивших преступление. Определенным образом оно влияет на направленность и устойчивость преступного поведения.

    Наиболее изученным в криминологии являются положения о влиянии семейного воспитания на формирование личности несовершеннолетних правонарушителей, влияние семейных конфликтов на бытовую преступность.

    В целом распространенность преступности среди лиц, имеющих семью, ниже, чем среди холостяков и одиноких. В большинстве случаев семья стимулирует позитивное поведение и выполняет функции социального контроля.

    г) Социальное положение и род занятий свидетельствуют о распространенности отдельных видов преступлений среди определенных социальных слоев и групп населения. В 2014 году выявлено 1000,1 тыс. лиц, совершивших преступления (-1,2%), удельный вес лиц без постоянного источника дохода и ранее судимых лиц вырос 65,7 % в январе-декабре 2013 года дл 65,8 %. Почти каждое второе (53,7 %) оконченное расследованием преступление совершено лицами, ранее совершавшими преступления, почти каждое третье (29,9%) - в состоянии алкогольного опьянения, каждое двадцатое (5,0%) – несовершеннолетними или при их соучастии .

    д) Образовательно-культурная характеристика позволяет выявить зависимость преступного поведения от уровня образования и интеллектуального развития, а также определить круг интересов и потребностей лиц, совершивших преступления. Статистика свидетельствует, что образовательный уровень преступников не имеет, как ранее, тенденции к росту. В то же время доля лиц, имеющих высшее, нез. высшее и ср. специальное образование, выросла на 3,1%. Лица с низким образовательным и интеллектуальным уровнем чаще совершают корыстные, корыстно-насильственные преступления, преступления против личности. Должностные, хозяйственные преступления, как правило, совершают лица, имеющие высшее или ср. специальное образование.

    «Образование представляется значимой общественной чертой преступника. Оно благотворно влияет на развитие личности, развитие ее мировоззренческих и нравственных установок. Безусловно, нет прямой зависимости между степенью образования и формой поведения. Тем не менее степень образования проявляет воздействие на правосознание и на способность выбора того либо другого вида поведения». Так, например, низкий уровень образования имеет возможность затруднить выбор человеком приемлемых вариантов действия в непростой жизненной ситуации .

    е) К морально-психологическим характеристикам следует отнести взгляды, ценностные ориентации, актуальные устремления, расположение к общепризнанным меркам этики.

    Важнейшим признаком, описывающим моральный образ личности преступника, представляется его отношение к антиценностям.

    ж) Уголовно-правовой элемент необходимо расценивать как более значительный в понимании личности преступника. Именно уголовно- правовая оценка отображает уровень деформации личности, ее особенные качества, дает возможность установить более значительные особенности правонарушителей. «К их числу принадлежат: характер абсолютного правонарушения, роль при совершении правонарушения, данные о прошлой криминальной деятельности, направленность и мотивация преступных действий, длительность и интенсивность преступной деятельности, степень подготовленности к преступлению, отношения к преступным последствиям, наличие судимости». Данные о судимости могут охарактеризовать устойчивость антиобщественной направленности поведения, мнений, умений, привычек, проявляющихся наиболее активно в повторном совершении правонарушения.

    В целом описывая индивидуальность преступника, необходимо отметить, что она не различается от личности существованием либо отсутствием каких-либо элементов в своей структуре. Отличие обнаруживается в существе данных элементов у не преступников и преступников. Убеждения, круг интересов, потребности и привязанности преступников базируются в противообщественной ориентированности, что выступает общей причиной совершения определенных правонарушений.

    При проведении этого изучения разумно обратить внимание на процесс развития преступников. Согласно мнению специалистов в этой области «преступники несколько по-другому видят окружающий мир». «Их основной чертой становится непрерывное желание к самоутверждению, к самоприятию, защите себя, собственного Я, отстаиванию своего места в жизни ». Самоутверждение нередко совершается за счет сокращения статуса другого человека, его оскорбления и в том числе и уничтожения. Собственно подобные люди очень расположены к совершению преступлений. Им свойственна внутренняя несвобода, неосновательная беспокойность. Данные характерные черты появляются вследствие негативного развития личности, начиная с младенческих лет. Процедура социализации начинается с раннего возраста.

    В ходе развития личности в сознании человека вырабатывается реакция, в силу которой он непроизвольно уходит от социально неразрешенного действия.

    В раннем возрасте - это одобрение или не одобрение отца с матерью. Позже - преподавателей, школьных друзей, других референтных групп. Устоявшаяся привычка - избегать неправильного поведения предостерегает стремление избрать криминальный способ достижения цели.

    Как правило, на деформацию ранней социализации оказывает влияние отсутствие положительного воздействия, появление опасности развития криминогенного запала. Вследствие этого семейное воспитание представляет первостепенную роль в развитии личности преступника.

    Исследование семьи и ее влияния на развитие личности преступника показало, что зачастую причину совершения преступления обусловливает психическое влияние, оказываемое старшими на несовершеннолетних, членами семьи друг на друга. «Родители, обеспечивающие малыша отдельной комнатой, множеством игрушек, оплачивающие его занятия в секциях, кружках и тем ограничивающие собственное воспитательское влияние, создают неисправимую ошибку ». Нередки эпизоды, когда дети из таких по внешнему виду благоприятных семей свершают кражи, разбои и иные деяния, которые невозможно объяснить корыстью.

    Научное и практическое значение криминологической характеристики личности преступника состоит в том, что она позволяет на статистическом уровне выявить наиболее встречающиеся черты, свойства, социальные связи, определить степени их типичности и на основании этого объяснять, прогнозировать и предупреждать преступное поведение.



    Просмотров