Примеры социальных норм в обществе. Виды социальных норм. Роль социальных норм в жизни общества

Под социальными нормами понимается не что иное, как определенные образцы и правила поведения, которые закрепились в обществе. Данное закрепление произошло в результате практической деятельности, в процессе которой появились определенные стандарты, а также модели поведения, признанные стандартными. Социальные нормы поведения определяют то, как человек должен поступать в определенных ситуациях. В какой-то мере они определяют и то, каким должен быть тот или иной человек.

Социальные нормы многочисленны:
- нормы морали. Одно является хорошим, а другое - плохим, одно есть добро, а другое есть зло. Как правило, санкциями в данном случае является общественное порицание, а также угрызения совести;
- нормы этикета. Это нормы общения, правила и так далее. Они определяют то, как человек должен вести себя в обществе;
- Они закреплены в законах. Их несоблюдение ведет за собой государственные санкции;
- традиции и обычаи. Они закрепились в результате длительных повторений;
- политические нормы. Как уже понятно из названия, они регулируют политическую жизнь. Эти нормы закреплены в международных договорах, хартиях и так далее;
- эстетические нормы. Применяются по отношению к произведению искусства, поступкам человека и так далее;
- Регулируют отношения внутри каких-либо организаций;
- религиозные нормы. Содержатся в священных писаниях.

Социальные нормы и санкции

Необходимо, чтобы каждый член общества относился к социальным нормам всерьез и выполнял их беспрекословно. В первую очередь это необходимо для того, чтобы обезопасить самого человека и все общество в целом. Наказание за несоблюдение социальных норм - различные санкции, которые могут быть в данном случае весьма и весьма специфическими. Речь идет и о и о санкциях со стороны государства. Все зависит от конкретного случая и от того, какие социальные нормы были нарушены.

Социальные нормы и их особенности

Все эти нормы так или иначе регулируют те отношения, которые возникают в результате осуществления социально-культурных, политических и многих других задач, которые возникают перед государством, обществом и, конечно же, перед отдельной личностью.

Социальные нормы являются регуляторами, устанавливающими очень конкретные и четкие рамки поведения всех участников Конечно же, данные нормы содержат в себе одинаковые меры и повеления. Социальные нормы отличительны тем, что никому не адресованы, но в то же самое время адресованы всем и каждому. Никто не может безнаказанно нарушать их. Регулирующее воздействие в данном случае направлено на то, чтобы достичь определенного состояния общественных отношений. Для этого вполне могут быть использованы механизмы социального принуждения.

Чем лучше развито общество, тем лучше развиты в нем социальные нормы. Сферой их действия всегда являются Социальные нормы создаются внутри коллективов и предназначаются для этих же коллективов.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что эти нормы помогают сделать взаимодействие между людьми максимально эффективным.

Социальные нормы могут быть характеризованы следующим:
- они имеют общий характер, то есть не могут быть применены только к кому-то индивидуально;
- они указывают на то, как должен вести себя человек для того, чтобы быть полезным обществу;
- за несоблюдением социальных норм обязательно должны следовать санкции.

Напоследок хочется заметить, что социальные нормы особо эффективны не тогда, когда человек соблюдает их лишь для того, чтобы избежать каких-либо санкций, а тогда, когда лично осознает их значимость и необходимость.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

Название дисциплины: Социология

Тема: Социальные нормы и их роль в общественной жизни

студента

Гордиенок

Алексея Николаевича

общественная организация социальная норма

Социальные нормы и их роль в общественной жизни

Социальные нормы общества в своей сущности нормативно регулируют все общественные отношения и через преобразующую деятельность социума активно воздействуют на процесс появления материальных и духовных ценностей.

В системе социальных норм социума важнейшее место занимает право - необходимый государственный регулятор общественной жизни. В процессе осуществления своей регулирующей роли право плотно взаимодействует с разными социальными нормами, в так же с традициями и обыкновениями, являющимися составными частями социальных норм общества.

Целью творческой работы является анализ сути социальных норм, их содержания, и объективного нрава, функционирования их в качестве механизмов стабилизации социальной жизни в целом.

Понятие общественного круга очень многогранно. Оно может быть причислено к сравнительно маленьким группам людей, объединенных по какому-либо существенному для них основанию, например, компаниям спортсменов, политиков, любителей животных.

Под обществом можно понимать отдельную страну, например, российское или американское сообщество. Для характеристики стабильных межнациональных, межгосударственных образований используется представление сообщества (европейское сообщество).

Под обществом постигается и все человечество как некая, сравнительно обособившаяся часть природы, как носитель ума, место рождения культуры, как всеобщая форма существования человека.

Когда требуется выделить некоторые существенные свойства общества, говорят о его разновидностях. По технологическому основанию разбирают доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные сферы. По религиозному характеру: христианские, мусульманские, буддистские, конфуцианские. По национальному основанию: русские, американские и др. Каждое из них, хоть и отличается от других своими особыми чертами, но подчиняется всеобщим закономерностям.

В философии осмысление общества связывается с суждением об исторически сложившейся совокупности социума, связанных совместной жизнедеятельностью. Основная черта общества- его небольшая целостность, системность, поскольку народы объединены в нем на основе необходимого для них совместного способа существования. К главным признакам любого общества откладываются: исторически сложившееся население; единство территории; определенный метод жизнедеятельности; упорядоченность взаимоотношений (экономических, социальных, политических); единство языка, духовной цивилизации и традиций; порядок власти и управления.

Главными элементами любой общественной организации выступают ее субъекты. Главный субъект деятельности общества, разумеется, человек. Тем не менее, в качестве субъектов сферы могут выступать и разные группы, объединения людей:

1)возрастные (молодежь, пожилые);

2)профессиональные (электрики, пожарные, шахтеры);

3)этнические (народность, нация);

4)религиозные (церковь, культ);

5)политические (партии, оппозиция, государства).

Общество живет и развивается только благодаря наличию устойчивых связей между его субъектами. Разнообразные формы взаимодействия социума, связи, появляющиеся между социальными субъектами или внутри них, называются общественными связями.

Общественные связи условно можно поделить на две крупные группы: взаимоотношения материальные и взаимоотношения духовные. Материальные взаимоотношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической работы человека, а закрепляются в вещественных конфигурациях материальной культуры (творение, распределение, потребление материальных ценностей). Духовные взаимоотношения связаны с совершенными ценностями: этическими, художественными, философскими, религиозными.

Наиболее часто общественные связи разделяются по областям общественной жизни. В всяком обществе - свободно от языка, доминирующей религии, истории, ориентации хозяйства - имеют место четыре типа деятельности, которые обязаны воспроизводиться в целях его неизменности и продолжения. Они составляют базу формирования 4 основных сфер социальной жизни и, соответственно, четырех обличий общественных отношений. Таким образом, выделяют:

1)экономические взаимоотношения (взаимоотношения в процессе материального производства);

2)социальные взаимоотношения (системообразующие взаимоотношения между субъектами общественной жизни); политические взаимоотношения (по поводу функционирования власти в обществе);

3)духовно - интеллектуальные взаимоотношения (по поводу моральных, религиозных, эстетических ценностей).

Общественные взаимоотношения испытывают на себе воздействие регулирующей деятельности человека и сообщества в целом. В то же время от характера взаимоотношений, установившихся в этом сообществе, зависят положение и благополучие каждого человека, а также направленность и темпы коллективного развития. Экономические, политические, социальные и духовные взаимоотношения людей в любом исторически определенном сообществе существуют объективно, в большей степени независимо от желания отдельного индивидуума. Но система общественных отношений формируется только на основе творческих стараний многих людей, практическая деятельность оных рождает новые общественные отношения.

Чтобы понять феномен сообщества, необходимо понять противоречия человека как социального «атома», а далее осмыслить в характере закономерностей, соединяющих людей в некое большое единое целое, в общественный «организм». В принципе отличаются три основных подхода к объяснению данных связей и закономерностей.

Первый может быть отмечен как натуралистический. Суть его в том, что человеческое сообщество рассматривается как натуральное продолжение закономерностей природы, мира животных и в исходном итоге - Космоса. С этих взглядов тип общественного устройства и ход истории определяется ритмами солнечной энергичности и космических излучений, особенностями географической и природно-климатической сферы, спецификой человека как природного творения, его генетическими, расовыми и половыми признаками. Сообщество предстает как неповторимый эпифеномен природы, ее высшее, но далеко не самое «удачное» и постоянное образование. Этот «эксперимент» природы ввиду явного недостатка человека и бремени несовершенных глобальных проблем может повести к суициду человечества. В рамках этой тенденции предполагается также, что сообщество может поменять форму своего бытия, «уйти» в Космос, и там дать начало новому витку своей эволюции.

Иной подход может быть наречен «идеалистическим». Здесь сущность связей, соединяющих людей в единое целое, усматривается в комплексе тех или иных мыслей, верований, мифов. История знала немало образцов существования теократических государств, где единство обеспечивается единой верой, которая тем самым делается государственной религией. Многие тоталитарные системы основывались на единственной государственной идеологии, которая в этом смысле выполняла роль остова общественного устройства. Рупором данных идей выступал обыкновенно религиозный лидер или «вождь» нации и народа, а те или иные исторические поступки (войны, реформы, и т.д.) зависели от воли данного человека, которая основывалась на данную идеологическую или религиозную организацию.

Третий подход объяснения общественной конструкции связан с философским анализом межчеловеческих сношений и отношений, которые зарождаются в соответствующих естественных условиях и при наличии тех или иных религий, но имеют самодовлеющий, определяющий нрав. Сообщество предстает как целая, определенная система, структурированная своеобразным образом на части, к которым оно полностью не сводится. При этом понимании индивид реализует себя в подчиненности от места, занимаемого им в сообществе и участия в общем процессе. Отношения людей обусловливаются не соглашением или контрактом, а согласием членов сообщества (консенсусом), в котором учитываются непредубежденные закономерности исторического формирования.

На протяжении всей истории люди пытались понять, разъяснить причины возникновения сообщества, направленность его формирования. Первоначально такие разъяснения давались в мифологической форме, в легендах о богах и героях, пожелания и действия которых назначали человеческие судьбы(например, «Илиада» и «Одиссея» Гомера).

Философские концепции об сообществе появились в Древнем мире, когда в первый раз были предприняты попытки доказать взгляд на общество, как на специфическую форму существования, имеющую свои законы. к примеру, Аристотель устанавливал сообщество как совокупность человеческих особей, которые сплотились для удовлетворения общественных инстинктов. В Средние века философские разъяснения общественной жизни основывались на религиозные догматы. Аврелий Августин и Фома Аквинский постигали человеческое сообщество как существование особого рода, как вид гуманной жизнедеятельности, смысл каковой определен Богом, и которое формируется в соответствии с волей Бога.

В пору Нового времени приобрели распространение идеи о том, что сообщество возникло и формируется естественным путем на базе соглашения между людьми. Представители договорной теории (Т.Гоббс, Д.Локк, Ж.-Ж.Руссо) доказывали положение о «естественных правах» любого человека, которые он получает от рождения.

Концепцию гражданского сообщества в наиболее глубоком виде разработал немецкий философ Г.Гегель, обусловивший его как связь, общение людей через согласование надобностей, разделение труда, взаимное сопровождение порядка.

В XIX веке наряду с философией начала оформляться данная наука об обществе - социология. Это воззрение было введено французским философом О.Контом. Объектом изучения этой науки стало общественное развитие, решающим фактором которого, по О.Конту, выдвигается духовное и умственное формирование человечества.

Определенным периодом в разработке социальных проблем стала теория марксизма, согласно каковой развитие сообщества предстает как естественно-исторический процесс. Человеческое сообщество, по Марксу, проходит в своем формировании пять общественно-экономических этапов: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический. Обвинения в адрес марксизма связаны с тем, что в разнообразии исторических процессов на главный план выведены экономические факторы, а влиянию человеческих, социально-духовных элементов отводится вторая роль.

В конце XIX века завоевала популярность «философия жизни». Ее представитель Ф.Ницше выдвинулся с призывом к переосмыслению всех ценностей с позиций индивидуализма, интеллектуального и морального аристократизма. О.Шпенглер анализировал историю не как единое целое, а как совокупность замкнутых отрезков, каждый из которых представляет историю культуры отдельного народа. О.Шпенглер думал, что европейское общество вошло в полосу окончательного заката.

В начале XX века приобрели распространение труды ярчайшего философа М.Вебера, рассматривавшего недостатки социального действия. Анализу возможных типов социальных организаций, противостоянию тоталитаризма и демократии, ответственности индивида за выбор общества, в котором ему придется жить, посвящены работы К.Поппера.

Во второй половине XX века философское постижение общественной жизни было разбавлено концепциями технологического характера. Р.Арон, Д.Белл, У.Ростоу, З.Бжезинский, А.Тоффлер выставили ряд теорий, которые объясняли процессы, случающиеся в обществе, изменениями техники и технологии. Они выделили три главные этапа развития общества:

1)Доиндустриальное (Аграрное),

2)Индустриальное (Промышленно развитое),

3)Постиндустриальное(Высокотехнологичное, нацеленное на индивидуальные потребности каждого индивида).

С начала XX века предпринимались бесчисленные попытки объяснить социальную действительность средствами естественных наук: биологии, географии, психологии, кибернетики, а в последнее время и синергетики (Г.Спенсер, М.Ковалевский, З.Фрейд, Ж.Пиаже, И.Пригожин). Сама эта направленность очень показательна с ролью, история философской мысли показывает, с одной стороны, увеличивающуюся мощь научного познания в сфере социальных отношений, а, с другой, - показывает увеличивающуюся сложность развивающихся общественных систем. Выход из данного противоречия позиций сближения естественнонаучных и социальных учений.

Таким образом, история философской мысли передает, с одной стороны, увеличивающуюся мощь научного познания в сфере социальных отношений, а, с другой, - демонстрирует возрастающую сложность формирующихся общественных систем. Выход из такого противоречия возможен на стези познания общих закономерностей существования и развития общества.

Наличие стабильных связей между всеми элементами общества, их единство никогда не вызывало у мыслителей сомнений. Тем не менее, существовали и существуют разнообразные подходы к пониманию характера единства общества. В истории философии знакомы «атомистическая» теория общества, теория «социальных групп», учение социальных институтов и организаций, теория «общество как организм». В данный момент же многие философы (П. Алексеев, В. Кохановский, А. Боголюбова, П. Гречко и др.) применяют теорию общества как системы.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Социальный институт в философских учениях. Институциональный порядок общества и общественной жизни. Роль социальных институтов в современном обществе. Социальные нормы и предписания, которые регулируют поведение людей в рамках социального института.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2015

    Понятие и масштаб социальных потребностей. Мотивы социального действия и социальные институты как отражение социальных потребностей. Институциализированные социальные нормы. Знание структуры общества, роли и места в ней социальных групп и институтов.

    контрольная работа , добавлен 17.01.2009

    Социальные нормы как правила поведения, регулирующие отношения между людьми, общественную жизнь, признаки и основные виды норм. Девиантное поведение в общественной жизни. Совокупность санкций, призванных удерживать индивидов от девиантного поведения.

    краткое изложение , добавлен 14.11.2011

    Идеология как ориентированная на действие и логически согласованная система идей, выражающих интересы социальных групп общества. Роль идеологии в общественной жизни и управлении обществом, ее социальная функция и уровень влияния на сознание людей.

    реферат , добавлен 28.07.2010

    Взаимодействие человека и общества. Перемены в современной общественной жизни. Совокупность социальных изменений и трансформация функций различных социальных систем, сообществ, организаций, институтов. Основные виды и типы социальных изменений.

    реферат , добавлен 16.02.2012

    Определение понятия, изучение общих функций и описание видов социальных институтов как исторических форм организации жизнедеятельности людей. История развития социальных потребностей общества. Семья, государство, религия и наука как социальные институты.

    реферат , добавлен 26.06.2013

    Сущность социальных процессов, их влияние на формирование социальной структуры общества и его качественной определенности. Основные критерии функционирования и развития социальных процессов. Социальное развитие как форма, раскрывающая потенциал системы.

    реферат , добавлен 05.04.2011

    Понятие и структура социальной роли. Значение термина "статус". Разновидности социального статуса. Прирожденные и приписываемые статусы. Понятие и элементы, типы и формы социального контроля. Виды социальных норм. Различные классификации социальных норм.

    реферат , добавлен 22.09.2010

    Сущность социологии и ее взаимодействие с другими науками. Научное изучение специфики общества и социальных отношений, действий и взаимодействия людей и их объединений. Структура социологии по сферам общественной жизни, масштабам и задачам исследования.

    контрольная работа , добавлен 03.04.2012

    Социальные проблемы мегаполиса и пути их решения на примере города Санкт-Петербурга. Принципы функционирования и анализ деятельности Общественной приемной. Экспертные оценки взаимодействия Общественной приемной с органами государственной власти и СМИ.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
1. Роль социальных норм в жизни общества Вопросы:Мы едем в автобусе и оплачиваем проезд. Почему?При встрече мы здороваемся друг с другом. Зачем?Мы покупаем новый холодильник и читаем инструкцию по его использованию. С какой целью? Поведение человека в обществе регулируется различными нормами.Таких норм много и они регулируют разные виды отношений между людьми.Это упорядочивает жизнь людей! Общественные отношения- это отношения между людьми и социальными группами.
Норма- в переводе с латинского означает «руководящее начало, правило, образец». Выделяют социальные и несоциальные нормы.Социальные нормы- это правила поведения,которые регулируют отношения между людьми и социальными группами, которые изни общества. НОРМЫНЕСОЦИАЛЬНЫЕСОЦИАЛЬНЫЕ(правила дорожного движения, рукопожатие при встречи)ТЕХНИЧЕСКИЕ(инструкция к телевизору) ЕСТЕСТВЕННЫЕ(нормы гигиены) СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫНОРМЫ ОБЫЧАЕВНОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙНОРМЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙНОРМЫ МОРАЛИНОРМЫ КУЛЬТУРНЫХ ОТНОШЕНИЙПРАВОВЫЕ НОРМЫНОРМЫ ГРАЖДАНСКИХ ОТНОШЕНИЙРЕЛИГИОЗНЫЕ НОРМЫНОРМЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Соблюдение всех видов норм важно для жизни и здоровья человека! Вопросы:Можно ли громко слушать музыку поздно вечером или в ночное время?Допустимо ли ставить машину на тротуаре? Можно ли взять чужой телефон без спросу? ВыводСоциальные нормы являются регулятором отношений между людьми, играют важную роль в разрешении конфликтов, учитывают мнения и интересы людей. ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМрегулируют сложившиеся типичные ситуации в общественных отношениях;повторяются в аналогичных ситуациях, рассчитаны на многократное использование;направлены на все общество в целом, на всех людей;имеют регламентированный порядок реализации. НОРМЫ ОБЫЧАЕВ:МифыОбычаиРитуалыТрадицииОбряды Ритуал- это правило поведения, имеющее четко определенную внешнюю форму символического поведения. Обряды – это символические традиционные действия, сопровождавшие наиболее значимые моменты в жизни человека, но, в отличие с целью воспитания. Это свадьбы, обряды погребения, праздники. Традиции - один из норм обычаев. Это идеи, ценности и формы поведения людей, которые передаются от поколения к поколению. Мифы-нормы, содержащие сказочные и былинные образы. Например: мифы Древней Греции, былины Древней Руси. Вывод:В первобытную эпоху нормы обычаев регулировали все отношения между людьми, но в процессе развития общества появлялись иные нормы. НормыРелигиозные нормыМоральные нормыПравовые нормыНормы гражданских отношенийНормы экономических отношений Деловые нормыНормы политических отношенийНормы культурных отношенийМежнациональные отношения Религиозные нормы – появились в эпоху первобытности, это правила, регулирующие поведение верующих в повседневной жизни.Моральные нормы- это правила поведения людей, которые регулируют общественные отношения с позиции нравственности.Правовые нормы - регулируют наиболее важные общественные отношения, складывающиеся в государстве. Являются составной частью системы социальных норм,не должны им противоречить. Нормы гражданских отношений – возникают по поводу конкретного имущества, товара, например права на жизни здоровье, честь и достоинство.Нормы экономических отношений –правила поведения людей, которые складываются по поводу отношений собственности, производства, обмена, распределения товаров и услуг.Деловые нормы-правила, которые складываются в повседневной деловой деятельности. Эти нормы отражают порядок поведения сотрудников. Нормы политических отношений- правила поведения людей, складывающиеся в политической сфере. Возникают в результате развития политической деятельности и борьбы за власть разных партий и их лидеров.Нормы культурных отношений -отношение к прекрасному в любом проявлении(к искусству.) Межнациональные отношения – отношения между отдельными народами. Они охватывают все сферы общества. Размышляем над пройденнымСтр. 11 Домашние задание:§ 1, вопросы после параграфаЗадания для самостоятельной работы стр. 11Проект на темы: «Роль социальных норм в жизни моей», «Обычаи, ритуалы, обряды и традиции в моей семье».(проект оформить можно в виде презентации или плаката с рисунками и фотографиями)



Просмотров