Основные принципы трудового права

^ 1. Принципы трудового права впервые сформулированы законодательно как общие начала отрасли в ст. 2 ТК42. Большая их часть связана с основными правами работников. Эта связь не случайна. Она является отражением общей тенденции развития права на основе общегуманистических идеалов, признания и обеспечения основных прав человека. Вместе с тем необходимо отметить, что выделение в качестве принципов отрасли 19(!) основных начал, большинство из которых к тому же дублируется либо основными правами и обязанностями работника (ст. 21 ТК), либо основными правами и обязанностями работодателя (ст. 22 ТК), теоретически не вполне состоятельно. Во-первых, такое большое количество принципов объективно приводит к их девальвации: наряду с основными началами построения отрасли они начинают отражать частности, которые касаются регулирования лишь отдельных элементов трудового правоотношения. В качестве примера можно привести принцип обеспечения права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности. Во-вторых, как справедливо отмечают специалисты в сфере трудового права, принципы не могут сводиться к правам и обязанностям работника43 , это искусственно сужает их значимость. А большая часть принципов, сформулированных в ст. 2 ТК, просто воспроизводит соответствующие права работника.

Исходя из понятия «принцип права» и выполняемых им функций, очевидно, было бы целесообразно сконцентрировать внимание на идеях, которые составляют основу, «фундамент» трудового права. Этого, к сожалению, не произошло.

Неоправданно большое количество принципов привело к тому, что основной задачей авторов появившихся в последнее время учебников становится не раскрытие их смысла, а попытка их группировки, классификации по тем или иным основаниям44. Классификация проводится по функциональному назначению принципов, их роли в определении конкретных направлений правового регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Так, учебники под редакцией О.В. Смирнова и С.П. Маврина, Е.Б. Хо- хлова предлагают следующую классификацию: 1)

принципы, выражающие политику государства в области правового регулирования рынка труда и эффективной занятости; 2)

принципы, определяющие правовое регулирование применения труда работников;

4) принципы, отражающие главные направления правовой политики в области охраны здоровья и защиты трудовых прав работников.

М.В. Молодцов и С.Ю. Головина предлагают более дробное деление и выделяют шесть групп принципов: 1)

принципы, обеспечивающие свободу труда и равенство прав и возможностей работников; 2)

принципы, устанавливающие запреты на действия, препятствующие реализации принципов первой группы; 3)

принципы, обеспечивающие право на справедливые условия труда; 4)

принципы, обеспечивающие демократические начала в регулировании трудовых отношений; 5)

принципы, обеспечивающие защиту прав и интересов субъектов общественных отношений, отнесенных к предмету трудового права; 6)

взаимосвязанные права сторон.

Последняя классификация представляется в меньшей степени последовательной, группы принципов выделены в ней на основе различных критериев, что затрудняет четкое разграничение основных начал.

Независимо от проводимой группировки к важнейшим принципам трудового права необходимо отнести: ?

свободу труда; ?

запрещение принудительного труда; ?

равенство прав и возможностей; ?

запрещение дискриминации в сфере труда; ?

обеспечение справедливых условий труда; ?

социальное партнерство при установлении условий труда; ?

государственную защиту трудовых прав и свобод.

Свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности, является межотраслевым принципом и характеризует правовое регулирование всех общественных отношений, связанных с трудом, в том числе гражданско-правовых и трудовых.

Свобода труда проявляется прежде всего в предоставлении человеку возможности свободно распоряжаться своими способностями к труду. Каждый может трудиться в избранной им сфере деятельности или отказаться от участия в труде. Конституцией РФ не предусмотрена обязанность трудиться. Соответственно незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности (ст. 1 Закона о занятости населения).

Гражданин может свободно выбрать вид трудовой деятельности. Это может быть предпринимательство, работа на основе гражданско-правовых договоров (подряда, поручения, возмездного оказания услуг, авторского договора), работа по трудовому договору. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ст. 23), провозглашая право на труд, связывает его, прежде всего, с правом на свободный выбор работы, обеспечением возможности выбрать вид занятий, род деятельности, профессию.

В сфере трудовых отношений свобода труда проявляется в договорном характере труда, свободе трудового договора. Единственным основанием возникновения трудового отношения является соглашение сторон - трудовой договор (ст. 16 ТК). Существование недоговорных трудовых отношений не допускается. Назначение или утверждение в должности, избрание на должность, избрание по конкурсу, направление на работу могут иметь значение лишь как элементы сложного юридического состава, основным ядром которого выступает трудовой договор. Именно он влечет за собой возникновение субъективных прав и обязанностей сторон, является предпосылкой применения трудового законодательства.

В рамках трудового договора по соглашению гражданина и работодателя определяется трудовая функция работника, т.е. работа по определенной профессии, специальности, квалификации или должности.

Работник обладает свободой расторжения трудового договора. Трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работника в любое время. Единственное требование, которое необходимо выполнить, - это письменно предупредить работодателя за 2 недели (ст. 80 ТК).

Свобода труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду не означают предоставления гражданину возможности действовать по своему усмотрению, не учитывая прав и интересов других лиц. Права, предусмотренные Конституцией РФ, в том числе и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, реализуются в пределах, определяемых федеральным законодательством. Объем полномочий в конкретном правоотношении устанавливается федеральным законом и не может оцениваться с позиции безграничного использования прав, в общем виде провозглашенных Конституцией РФ.

Отсюда вытекает, что свобода трудового договора реализуется в определенных границах, установленных федеральным законодательством о труде. В частности, свобода работодателя заключить трудовой договор с любым гражданином по собственному выбору ограничена установленными законодательством обязанностями предоставить работу приглашенному в порядке перевода работнику, принять на работу несовершеннолетних или инвалидов в счет квоты и т. п.

Установлены определенные правила и относительно формирования содержания трудового договора. При его заключении и впоследствии стороны не могут включать положения, ухудшающие положение работника по сравнению с законодательством, коллективным договором, соглашением (ст. 9, 57 ТК).

Возможность трудиться свободно гарантируется запрещением принудительного труда. Это еще один важнейший принцип трудового права. Запрещено принуждение к труду как таковому и к труду в определенной сфере.

Статья 4 ТК дает полное определение принудительного труда и исключений, которые не могут рассматриваться как принудительный труд.

В частности, принудительным трудом считается выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия) в целях поддержания трудовой дисциплины, в качестве меры ответственности за участие в забастовке и т.д. К принудительному труду относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с Трудовым кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с: ?

нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере; ?

возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

В то же время принудительный труд не включает в себя, например, работу, выполняемую в связи со вступившим в законную силу приговором суда.

Положения ст. 4 ТК основаны на нормах международного трудового права. Никто не должен привлекаться к принудительному или обязательному труду (ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966)), под которым понимается любая работа или служба, требуемая от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, и для которого это лицо не предложило добровольно своих услуг (ст. 2 Конвенции МОТ № 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930)).

Виды принудительного труда также определены в соответствии с положениями международных актов о труде (Конвенция МОТ № 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957)).

Следует отметить, что положения Трудового кодекса и других федеральных законов, содержащих нормы трудового права, делают практически невозможным привлечение работника к принудительному труду, т.е. создают систему гарантий, защищающих работника от принуждения к труду. Так, работодатель не вправе в качестве дисциплинарного взыскания избрать санкцию, не предусмотренную законодательством (ст. 192 ТК), что исключает применение обязательного (принудительного) труда, например, в виде перевода на другую работу, в целях поддержания трудовой дисциплины и в качестве меры ответственности за участие в забастовке.

В качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития либо меры наказания за наличие или выражение политических взглядов принудительный труд не может применяться в силу действия конституционного принципа свободы труда и его гарантий, установленных в трудовом законодательстве (ст. 2, 56, 57, 60, 78, 80 ТК).

Международная организация труда считает необходимым избегать и косвенных средств, искусственно усиливающих экономическое давление на население, например введение таких ограничений на владение или пользование землей, которые создали бы серьезные затруднения для трудящихся, пытающихся заработать средства к жизни путем самостоятельной обработки земли (ст. II Рекомендации МОТ № 35 «О косвенном принуждении к труду» (1930)).

Понятием «принудительный (или обязательный) труд» не охватываются некоторые виды работ, которые хотя и производятся не по добровольному волеизъявлению, но в силу их особого характера и общественной значимости требуют государственного вмешательства в процесс их организации. Такие работы указаны, в частности, в ст. 8

Международного пакта о гражданских и политических правах (1966) и воспроизведены в ч. 4 ст. 4 ТК.

В качестве принудительного труда нельзя рассматривать военную службу по призыву, альтернативную гражданскую службу, прохождение военных сборов в период пребывания в запасе (ст. 1, 22, 54, 56 Закона о воинской обязанности).

Не является принудительным трудом работа, выполняемая в условиях чрезвычайного или военного положения45.

Не считается принудительным трудом работа, выполняемая по приговору суда в качестве уголовного наказания. Уголовно-исполнительный кодекс РФ предусматривает два вида наказаний, связанных с выполнением каких-либо работ: отбывание наказания в виде обязательных работ (ст. 25-30) и отбывание наказания в виде ограничения свободы (ст. 50-60). Допускается также привлечение к труду осужденных к аресту (ст. 70 УИК) и привлечение к труду осужденных к лишению свободы (ст. 103-106 УИК).

Принцип равенства прав и возможностей работников является проявлением в трудовом праве общеправового принципа равноправия.

Сущность этого принципа - в обеспечении каждому возможности на равных с другими гражданами условиях и без какой-либо дискриминации вступать в трудовые отношения, получать равную оплату за труд равной ценности и трудиться в условиях, установленных с учетом объективных характеристик трудовой деятельности и деловых качеств работника, без дифференциации по признаку пола, возраста, расы, принадлежности к политическим партиям, общественным организациям и т.п.

Как указал Конституционный Суд РФ, применение принципа равенства исключает возможность предъявления разных требований к лицам, выполняющим одинаковые по своему содержанию трудовые функции. Установление каких-либо ограничений допустимо лишь в том случае, когда это обусловлено спецификой и особенностями выполняемой работы, а различия в правовом статусе работников должны быть основаны на принадлежности их к разным по условиям и роду деятельности категориям.

Все работники должны наделяться равными правами как законами и подзаконными нормативными правовыми актами, так и коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Не допускается установление в каких бы то ни было источниках трудового права (ст. 5, 8, 9 ТК) преимуществ или ограничений в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, характером и содержанием выполняемого труда или условиями его выполнения.

Всем работникам гарантируется равенство возможностей, которое обеспечивается установлением льгот и гарантий для отдельных категорий работников, особо нуждающихся в социальной защите в связи с физиологическими особенностями (женщины, несовершеннолетние), состоянием здоровья (инвалиды), социальным статусом (работники с семейными обязанностями), выполнением трудовых обязанностей во вредных или опасных условиях и т.п.

С принципом равенства тесно связан принцип запрещения дискриминации в сфере труда. Он направлен на реальное обеспечение равных возможностей для реализации трудовых прав.

Соблюдение конституционного принципа равенства (ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции РФ), запрещение дискриминации в трудовых отношениях имеет важное значение не только само по себе, но и для обеспечения свободы труда.

В своем постановлении от 27.12.99 № 19-П по делу о проверке конституционности положений п. 3 ст. 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в связи с жалобами граждан В.П. Малкова и Ю.А. Антропова, а также запросом Вахитовского районного суда г. Казани Конституционный Суд РФ подчеркнул, что «свобода труда предполагает обеспечение каждому возможности на равных с другими гражданами условиях и без какой-либо дискриминации вступать в трудовые отношения, реализуя свои способности к труду».

Запрещение дискриминации в сфере труда признано международным сообществом и закреплено в международных актах. Так, Декларация МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» (1998) провозглашает недопущение дискриминации в области труда и занятий одним из базовых принципов правового регулирования трудовых отношений.

Конвенция МОТ № 111 «О дискриминации в области труда и занятий» (1958) дает определение дискриминации, содержащее два признака, характеризующих это понятие. Во-первых, дискриминацией считается не основанное на деловых качествах и содержании труда различие, исключение или предпочтение. Во-вторых, это различие, исключение или предпочтение должно приводить к ликвидации или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий.

Положения российского законодательства о дискриминации (ст. 3 ТК) сформулированы с учетом положений Конвенции МОТ № 111. В соответствии с ними дискриминация представляет собой ограничение трудовых прав и свобод (или установление преимуществ) на основе свойств личности и общественных признаков, которые не имеют прямого отношения к трудовой деятельности работника. В их числе Трудовой кодекс называет пол, расу, цвет кожи, национальность, возраст и др. Это не исчерпывающий перечень, а лишь указание на наиболее характерные и значимые признаки, которые не могут служить критерием для установления ограничений или предпочтений.

Законодатель специально подчеркивает, что любые обстоятельства, не связанные непосредственно с характером деятельности и деловыми качествами работника (его специальностью, квалификацией, профессиональными навыками, опытом работы, обладанием особыми знаниями, состоянием здоровья, психологическими качествами, необходимыми для выполнения поручаемой работы, и т. п.), не могут служить основанием установления каких бы то ни было различий между работниками.

Дискриминация запрещается при осуществлении любой правоприменительной и управленческой деятельности в сфере труда.

Недопустим дискриминационный подход при решении вопроса о продвижении по работе (ст. 2 ТК). Работники должны повышаться в должности (продвигаться по службе, получать более высокие разряды, категории и т. п.) на основании объективных характеристик, таких как производительность труда, квалификация, стаж работы и др. С учетом особенностей содержания и организации труда в отдельных отраслях (сферах деятельности) эти критерии могут быть конкретизированы в федеральных законах, иных нормативных правовых актах. При продвижении по работе необходимо также учитывать отношение работника к своим трудовым обязанностям, соблюдение трудовой дисциплины.

Эти же критерии должны быть положены в основу при направлении работника для получения профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации.

При заключении трудового договора не разрешается устанавливать какие бы то ни было прямые или косвенные ограничения прав или прямые или косвенные преимущества в зависимости от пола, возраста, расы, цвета кожи и других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами лица, поступающего на работу (ст. 64 ТК).

Запрещается дискриминация и при установлении условий труда в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте, трудовом договоре.

Это общее правило конкретизируется в отношении установления оплаты труда: размер заработной платы и другие условия оплаты труда определяются в зависимости от квалификации работника, сложности выполняемой работы, количества затраченного труда, т.е. объективных характеристик трудовой деятельности. Повышать или понижать размер заработной платы (изменять другие условия оплаты труда) на основе пола, возраста, национальности и других дискриминационных признаков недопустимо (ст. 132 ТК).

Обстоятельства, не связанные непосредственно с деловыми качествами работника, содержанием его труда, исполнением им своих трудовых обязанностей, не могут служить основанием для привлечения к дисциплинарной или материальной ответственности, перевода на другую работу, привлечения к сверхурочным работам, ограничения в предоставлении предусмотренных законом льгот и преимуществ, расторжения трудового договора.

Не считается дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, в том числе ограничения прав работников, которое не приводит к ликвидации или нарушению равенства возможностей и обусловлено специфическими требованиями, свойственными данному виду труда. Такие различия должны быть установлены федеральным законом.

Не считается дискриминацией установление льгот или преимуществ для лиц, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Напротив, предоставление преимуществ несовершеннолетним, инвалидам, женщинам, лицам с семейными обязанностями направлено на обеспечение равных с другими работниками возможностей в использовании ими трудовых прав и свобод.

Обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска, также признается принципом правового регулирования трудовых отношений.

Этот принцип предполагает развитие трудового законодательства в направлении углубления социальной защиты человека труда, усиления гарантий охраны здоровья и благополучия работника в процессе осуществления трудовой деятельности.

Принцип обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда отражает цель трудового законодательства - создание благоприятных условий труда (ст. 1 ТК) и является выражением социального характера Российского государства (ст. 7 Конституции РФ).

В соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (1966) право каждого на справедливые и благоприятные условия труда включает: ?

вознаграждение, обеспечивающее как минимум всем трудящимся справедливую заработную плату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия и удовлетворительное существование для них самих и их семей; ?

условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; ?

отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за нерабочие праздничные дни.

Конституция РФ воспроизводит предусмотренные Международным пактом составляющие элементы права на справедливые и благоприятные условия труда с некоторыми уточнениями. Так, каждому гарантируется вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37). Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и нерабочие праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ч. 5 ст. 37).

Конституционные положения нашли свое развитие в Трудовом кодексе (ст. 91-99, 110-113, 114-119, 219-220). ? Принцип социального партнерства охватывает весь механизм правового регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Сотрудничество, взаимодействие работников и работодателей в лице их представительных организаций осуществляется при разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов и принятии соответствующих актов (ст. 35 ТК), при установлении условий труда в процессе коллективно-договорного (ст. 36, 37, 39, 40-42, 45-47) и локального (ст. 8, 371, 372) регулирования, в ходе согласования основных направлений социально-экономической политики государства (ст. 23, 26, 27, 35, 35.1), при принятии управленческих решений в организации (ст. 52, 53), в ходе осуществления правоприменительной деятельности (ст. 82, 373), при формировании органов по разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров (ст. 384, 402-404).

Социальное партнерство охватывает все аспекты трудовых и иных входящих в предмет отрасли общественных отношений.

Принцип обеспечения права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке, проявляется, во-первых, в закреплении права на индивидуальные трудовые споры. По существу, это право работников на защиту своих прав в установленном федеральным законодательством порядке. Надо подчеркнуть, что в установленных законом случаях работники могут прибегнуть к судебной защите своих трудовых прав. В суде рассматриваются индивидуальные трудовые споры и жалобы на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающих права и свободы человека в сфере труда.

Во-вторых, защита трудовых прав работника осуществляется (и это находит свое отражение в законодательстве) путем организации государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и за охраной труда.

В-третьих, государственная защита жизни и здоровья работника, его трудовых прав находит отражение в закреплении права работника на самозащиту в случае поручения работы, не предусмотренной трудовым договором, работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, а также в случае задержки выплаты заработной платы. В этих ситуациях работник может отказаться от выполнения работы (ст. 379, 142 ТК).

Наряду с восстановлением нарушенных трудовых прав государство гарантирует возмещение вреда, причиненного здоровью работника в связи с исполнением трудовых обязанностей, и материального ущерба, причиненного работнику (ст. 234-236 ТК). Современное трудовое право гарантирует защиту не только прав и свобод работника, но и его законных интересов (отраженных в объективном праве либо вытекающих из его общего смысла простых юридических дозволений, выражающихся в стремлении субъекта пользоваться конкретным социальным благом46). Защита законных интересов осуществляется в ходе коллективного трудового спора, возникающего по поводу заключения или изменения коллективного договора, соглашения, установления или изменения условий труда, отказа работодателя учесть мнение представительного органа работников при принятии локального нормативного акта.

^ 2. Завершив краткий обзор основных принципов трудового права, необходимо определить их соотношение с положениями международных актов, посвященных установлению основ правового регулирования труда.

Декларация МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» (1998) устанавливает принципы, касающиеся основополагающих прав, которые закреплены в конвенциях МОТ, а именно:

а) свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;

б) упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;

в) действенное запрещение детского труда;

г) недопущение дискриминации в области труда и занятий.

Эти принципы либо названы в Трудовом кодексе в качестве принципов правового регулирования трудовых отношений (запрещение принудительного труда, дискриминации), либо находят отражение в законодательстве на уровне конкретных норм. Так, Конституция РФ провозглашает право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы (ст. 30), а Закон о профсоюзах закрепляет гарантии реализации этого права. Трудовой кодекс предусматривает ряд принципов и прав, связанных с правом на свободу объединения (принцип социального партнерства, право на коллективные переговоры, участие работников в управлении организацией, на коллективные трудовые споры, на забастовку и др.).

Принцип запрещения детского труда проявляется в комплексе правовых норм, устанавливающих возраст приема на работу (ст. 63 ТК) и специальные гарантии для несовершеннолетних работников (ст. 265-272 ТК).

Нормы-принципы трудового права реализуются через права и обязанности работодателей, работников и других субъектов трудового права.

Принцип свободы труда и запрещения принудительного труда позволяет работникам свободно распоряжаться своими способностями к труду, а также отказываться от выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, в частности неоплаченной работы.

В свою очередь работодатель обязан не чинить препятствий работникам при распоряжении своими способностями к труду, в том числе при решении вопроса об увольнении работника по собственному желанию, а также не допускать привлечения работников к принудительному труду. В силу ст. 2 Конституции РФ обязанность по обеспечению данного права работников возлагается на государственные органы.

Принцип зашиты от безработицы и содействия в трудоустройстве реализуется через право граждан обратиться в органы государственной службы занятости с целью получения подходящей работы, а при ее отсутствии пособия по безработице. Тогда как у службы занятости возникает обязанность предоставить гражданину подходящую работу, a при ее отсутствии - выплатить пособие по безработице и предоставить иные предусмотренные законодательством льготы.

Принцип обеспечения справедливых условий труда включает право работников на получение работы, отвечающей требованиям безопасности и гигиены, и на ограничение времени работы. Работодатель призван обеспечить безопасность работника на его рабочем месте и использовать труд работника в рамках установленной продолжительности рабочего времени. На основании ст. 2 Конституции РФ полномочные государственные органы обязаны обеспечить реализацию и данного права работников.

Принцип равенства прав и возможностей работников реализуется через право работников требовать соблюдения равенства при применении норм трудового права и продвижении по службе. В свою очередь на работодателей данный принцип возлагает обязанность по соблюдению равенства прав и возможностей работников. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ полномочные государственные органы обязаны обеспечить реализацию права граждан на равные возможности в сфере трудовых отношений.

Принцип обеспечения своевременной, справедливой и достойной оплаты труда реализуется через право работников на получение заработной платы. Работодатели обязаны обеспечить получение работниками своевременно справедливой и достойной оплаты труда. Полномочные государственные органы на основании ст. 2 Конституции РФ должны обеспечить соблюдение работодателями данной обязанности.

Принцип равной оплаты за труд равной ценности реализуется путем предоставления работникам права на получение равной оплаты за труд равной ценности. Тогда как работодатели обязаны не допускать нарушения права работников на равную оплату за труд равной ценности. Полномочные государственные органы в силу требований ст. 2 Конституции РФ обязаны обеспечить предоставление работникам права на равную оплату за труд равной ценности.

Принцип запрещения дискриминации при регулировании трудовых отношений реализуется через обязанность работодателей, других лиц, применяющих нормы трудового права, не допускать необоснованного умаления прав и свобод в сфере труда, а также через право работников требовать соблюдения своих интересов и их защиты от дискриминационных действий.

Принцип создания объединений по защите прав и интересов в процессе трудовой деятельности реализуется через право работников и работодателей создавать объединения для защиты своих интересов, а также через обязанность не препятствовать созданию и деятельности указанных объединений. В частности, представители работодателей не вправе создавать препятствия в законной деятельности объединений работников, государственные органы не должны вмешиваться в работу объединений, представляющих работников и работодателей.

Принцип участия работников в управлении организацией означает наличие права у работников и их представителей принимать участие в управлении организацией в установленных правовыми актами формах и возникновение у работодателей обязанности по обеспечению такого участия.

Принцип сочетания государственного и договорного регулирования трудовых отношений влечет возникновение у представителей работодателя обязанности по соблюдению установленного полномочными государственными органами минимума трудовых прав, а также предоставление работодателям и работникам возможности улучшить положение работников по сравнению с этим минимумом путем заключения договоров о труде.

Принцип ведения коллективных переговоров предполагает наличие права у работников и работодателей инициировать коллективные переговоры и корреспондирующей ему обязанности приступить к таким переговорам после получения соответствующего приглашения.

Принцип обязательного возмещения вреда, причиненного работнику в процессе трудовой деятельности, состоит из права работников требовать данного возмещения и обязанности работодателя возместить причиненный по его вине вред.

Принцип установления государственных гарантий прав работников и государственного контроля за их соблюдением предполагает наличие у работников права требовать соблюдения установленных государством гарантий и корреспондирующей ему обязанности государственных органов по контролю за соблюдением трудового законодательства по обеспечению их реализации.

Принцип защиты трудовых прав реализуется через право участников трудовых отношений требовать защиты своих законных интересов и корреспондирующей ему обязанности государственных органов, в том числе суда, обеспечить их соблюдение.

Принцип обеспечения права на ведение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, означает возникновение у заинтересованных лиц права требовать защиты своих интересов и корреспондирующей ему обязанности по урегулированию трудового спора полномочными органами и установленными законодательством способами.

Принцип выполнения работником возложенных на него трудовым договором обязанностей предполагает наличие у работника права выполнять лишь возложенные на него трудовым договором обязанности и корреспондирующей ему обязанности представителей работодателя обеспечивать работника работой, обусловленной трудовым договором.

Принцип профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства состоит из права профсоюзов осуществлять данный контроль по отношению к условиям труда своих членов и корреспондирующей ему обязанности представителей работодателя не чинить препятствий в его проведении.

Принцип обеспечения достоинства работников в процессе трудовой деятельности предполагает возникновение у работников права на обращение со стороны представителей работодателя, которое не допускает умаления человеческого достоинства, и корреспондирующей ему обязанности представителей работодателя не совершать действий, ущемляющих достоинство работников.

Принцип обеспечения обязательного социального страхования работников состоит из права работников на данное страхование и обязанности работодателей и полномочных государственных органов обеспечить предусмотренное действующим законодательством страхование работников.

Принцип защиты трудовых прав не запрещенными законом способами состоит из права работников осуществлять такую защиту и обязанности работодателей не препятствовать реализации работниками данного права, а также обязанности государственных органов по обеспечению реализации указанного права работниками.

Таким образом, нормы-принципы трудового права реализуются через права и обязанности работников и работодателей, а также других субъектов трудового права.

Аналогичным образом реализуются и нормы-принципы отдельных институтов трудового права, которые рассмотрены нами в третьем параграфе настоящей главы.

В связи с изложенным следует иметь в виду, что нормы-принципы должны быть использованы при принятии любого правоприменительного решения.

На их основании возникают конкретные права и обязанности. Причем другие нормы подлежат применению в части, не противоречащей нормам-принципам.

Трудовое право - это то, с чем люди сталкиваются ежедневно. Как ни печально это признавать, но число недобросовестных работодателей не меньше количества безответственных работников. Данные общественные отношения являются едва ли не самыми спорными. В статье будут раскрыты понятие, классификация и содержание принципов трудового права, составляющих основу и суть всей отрасли.

Что такое принципы права?

В переводе с латыни термин «принцип» обозначает первичную основу какого-либо явления, отправное положение, исходную точку. В соответствии с этой руководящей идеей идет построение системы определенной отрасли права, создается массив ее норм, призванных регулировать какую-либо сферу общественных отношений.

Принципы всегда выступают в роли особой идеологической базы. В них отражается социальное значение какой-либо отрасли права, цель воздействия на определенную сферу общественной жизни. В данном случае будут затронуты понятие и классификация принципов трудового права. Как и любые другие составляющие, они могут быть выведены из норм конкретной отрасли путем анализа и обобщения или сформироваться самостоятельно в виде особых правовых норм.

В юриспруденции под принципами права трудового понимаются основные идеи, общие начала и базовые положения, которые отражают сущность данной отрасли, определяют ее целостность и общее направление развития. Они отражены не только в Трудовом кодексе РФ, но и в тексте Конституции страны.

Судебная практика

Все виды принципов трудового права, их классификации важны для судов. При рассмотрении они очень часто ссылаются именно на эти основополагающие идеи при обосновании своего решения. Например, при систематической невыплате в полном или частичном объеме заработной платы сотрудникам, ее необоснованном снижении суды часто ссылаются на принцип равенства у всех работников прав и возможностей. Достаточно обратиться к общедоступной практике, чтобы убедиться в этом.

Во-вторых, по справедливому утверждению многих специалистов в этой области, юристов, нельзя сводить все принципы лишь к сфере прав и обязанностей сотрудника. Это приводит к искусственному сужению их значимости. В настоящее время основная часть обозначенных в ТК РФ принципов сводится к перечислению соответствующих прав работника. В то же время внимание на основных идеях, составляющих «фундамент» отрасли, не сконцентрировано.

Классификация принципов трудового права в связи с их неоправданно большим количеством выходит на первый план у авторов учебников. Главная задача - сгруппировать их, а не раскрыть суть. Далее представлены важнейшие принципы трудового права.

Свобода труда

Межотраслевой принцип характеризует правовое регулирование всей гаммы общественных отношений, которые в той или иной степени связаны с трудом, в том числе административных и гражданско-правовых. Свобода труда главным образом проявляется в предоставлении возможности свободно самому распоряжаться своими способностями. Любой обладает правом трудиться в выбранной сфере или отказаться от такого участия. Вывод - незанятость гражданина не является основанием для его привлечения к ответственности (административной или иной другой). Впору вспомнить о нашумевшей теме про грядущий закон о тунеядстве.

Принцип равенства возможностей и прав работников

Данный принцип является проявлением общеправового принципа равноправия в трудовой отрасли. Его суть заключается в том, что гражданину наравне с другими должна быть предоставлена возможность вступать в трудовые отношения без какой-либо дискриминации, а также получать равную зарплату за труд равной ценности.

Исключается возможность предъявления к лицам, выполняющим одинаковые должностные обязанности, разных требований (к образованию, полу, возрасту и пр.). Классификация и содержание принципов трудового права должны быть верно истолкованы, от этого зависит плоскость их применения на практике.

Принцип социального партнерства

В его сфере действия лежит весь не только непосредственно трудовых, но и тесно связанных с ними иных общественных отношений. Взаимодействие и сотрудничество работодателей (законных представителей), рядовых сотрудников осуществляется при разработке законодательных проектов, других нормативно-правовых актов и их последующего принятия на локальном, коллективно-договорном уровне при согласовании основных направлений экономико-социальной государственной политики.

Принцип обеспечения права на защиту государством трудовых прав

Во-первых, данный принцип закрепляет право на индивидуальные трудовые споры, в том числе и судебные. Во-вторых, трудовые права охраняются через систему государственного надзора (контроля) над соблюдением законодательства о труде. В-третьих, существует такое понятие, как самозащита. Сотрудник может отказаться от работы, которая не оговорена трудовым договором или угрожает его здоровью и жизни.

Таким образом, понятие и классификация принципов трудового права, их содержание и суть являются фундаментом отрасли. Их тщательное изучение и раскрытие сути позволяет по-новому взглянуть на трудовое законодательство.

Природу норм трудового права выражают многочисленные принципы, относящиеся к различным ступеням правовой иерархии. В связи с этим следует различать межотраслевые, отраслевые принципы права и принципы отдельных институтов трудового права.

В трудовом праве, как и в любой другой отрасли права, межотраслевые принципы действуют, проявляются не целиком, а лишь применительно к особенностям регулируемых нормами этой отрасли права общественных отношений. Например, межотраслевой принцип охраны собственности проявляется через установление обязанности работника бережно относиться к станкам, сырью и иному имуществу, с которым он связан по работе, а также через установление материальной ответственности за виновное причинение вреда этому имуществу. В других отраслях права (гражданском, административном, уголовном) этот принцип, естественно, имеет свои особенности применения.

Отраслевые принципы трудового права выражают общие сущностные свойства норм только данной отрасли права. Таких принципов большинство, и они конкретизируются и проявляются в отдельных институтах и нормах в зависимости от их содержания и целевой направленности.

Принципы трудового права - это исходные начала, основные положения, определяющие единство трудового права, существенные черты его содержания и общую направленность развития данной отрасли права. Они получили закрепление в как основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, которые приведены в указанной статье, исходя из общепризнанных принципов, норм международного права и в соответствии с Конституцией.

Первый принцип провозглашает свободу труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию или род деятельности . Данный принцип, закрепленный в , соответствует ч. 1 ст. 37 Конституции, провозгласившей свободу труда. В Российской Федерации каждый вправе заниматься любой трудовой деятельностью по своему выбору. Можно трудиться в качестве работника по трудовому договору либо трудиться, являясь членом кооператива, можно выполнять конкретно-определенную работу по договору подряда или иному гражданско-правовому договору, а можно заниматься самыми различными видами индивидуальной трудовой или предпринимательской деятельности и др.

Свобода труда, право каждого распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию несовместимы с принудительным трудом и дискриминацией, запрещенными законом.

В противном случае не может быть и речи о свободе труда и праве на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается. Каждый гражданин (физическое лицо) свободен в своем выборе труда, как и в выборе профессии и рода деятельности. Указанный принцип дополняется гарантиями и воплощается в соответствующих нормах ТК, включая разд. III ТК «Трудовой договор». Свобода труда и свобода трудового договора позволяют его сторонам заключать данный договор на добровольной основе без всякого принуждения. Все, что достигнуто работником и работодателем по соглашению при заключении трудового договора по его существенным условиям, может быть изменено также по их соглашению. Например, изменение трудовой функции (работа по определенной специальности, квалификации или должности), т.е. перевод работника на другую работу, допускается с его согласия и не может производиться работодателем в одностороннем порядке. Данное положение закреплено в , запрещающей требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (например, временный перевод в связи с производственной необходимостью на не обусловленную трудовым договором работу на 1 месяц в порядке, установленном ст. 72 2 ТК РФ). В ч. 1 ст. 72 1 ТК РФ закреплено требование о согласии работника во всех случаях перевода, в том числе при переводе на другую работу в рамках организации. На основе свободы труда работник вправе расторгать трудовой договор по собственному желанию, предупредив работодателя в письменной форме за 2 недели. До истечения предупреждения работник имеет право в любое время отозвать свое заявление (). Трудовой договор может прекращаться по соглашению, достигнутому сторонами договора (п. 1 ).

Принцип запрещения принудительного труда и дискриминации в сфере труда. Этот принцип трудового права России основан на соответствующем международно-правовом принципе, закрепленном в ряде конвенций МОТ (Конвенция № 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930 г.), Конвенция № 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957 г.), Конвенция № 111 «О дискриминации в области труда и занятий» (1958 г.)).

В новой редакции (Федеральный закон от 30 июня 2006г.) не содержит положения о том, что лица, подвергшиеся дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в органы федеральной инспекции труда с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда. Такое уточнение представляется вполне обоснованным, ибо указанные требования работника при его дискриминации удовлетворяются по закону судом, а не актами инспекции труда.

Принцип защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве соответствует закрепленному Конституцией праву на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37). Данный принцип нашел свое выражение в Законе РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 22.08.2004) , иных нормативных правовых актах, регулирующих квотирование рабочих мест, организацию общественных работ и др. В п. 2 ст. 5 указанного Закона определены направления государственной политики в области занятости, а в ст. 15 этого Закона предусмотрены полномочия органов государственной службы занятости, включая разработку и реализацию целевых программ и государственной политики в области занятости, содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников и др.

Принцип обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда основывается на положениях ст. 37 Конституции, корреспондирующих Международному пакту от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» . Статья 7 этого Международного пакта определяет право каждого на: 1) справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия; 2) условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; 3) отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни; 4) одинаковую для всех возможность продвижения в работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации.

В соответствии с Конституцией (ч. 3 ст. 37) устанавливается право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда. Эти конституционные положения, обеспечиваемые гарантиями, закрепляются в ТК РФ. В разд. X «Охрана труда» предусмотрены основные направления государственной политики в области охраны труда (ст. 210) и требования охраны труда (гл. 34), в том числе обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда (ст. 212), а также права и гарантии работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда (ст. ст. 219, 220), и др. Наряду с общими нормами, распространяемыми на всех работников, действуют также специальные нормы, устанавливающие дополнительные гарантии работникам, работающим во вредных и тяжелых условиях, а также отдельным категориям работников (лицам, не достигшим 18 лет, женщинам, инвалидам и др.).

Право на отдых в Конституции закреплено вместе с его гарантиями. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (). Данный принцип обеспечивается действием ряда норм ТК РФ, регулирующих рабочее время ( - ), время отдыха (ст. ст. 106 - 128).

Особенности условий труда отдельных категорий работников предусмотрены в разд. XII ТК РФ, например: рабочее время и время отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств (), или продолжительность рабочего времени педагогических работников () и др.

Принцип равенства прав и возможностей работников основывается на принципе, определяемом ст. 19 Конституции, о равенстве всех перед законом и судом. Все работники наделяются равными правами независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

ТК РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ устанавливают работникам права и гарантии на определенном уровне, который не может быть снижен по сравнению с трудовым законодательством ни при каких обстоятельствах. Например, нормальная продолжительность рабочего времени, установленная , не может превышать 40 часов в неделю, как максимальный предел рабочего времени, а ежегодный основной оплачиваемый отпуск, согласно , предоставляется работникам продолжительностью не менее 28 календарных дней. Их изменения могут иметь место, например, если они более благоприятны по сравнению с законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями и будут установлены в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя (см. ).

Принцип обеспечения права работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы раскрывается путем уточнения, что «справедливая заработная плата» должна обеспечивать достойную жизнь работника и его семьи и не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Исходной основой данного принципа является ст. 7 Пакта «Об экономических, социальных и культурных правах» и ч. 3 ст. 37 Конституции, устанавливающая право на вознаграждение без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом МРОТ. Данный принцип находит свое закрепление в нормах ТК РФ: о системе основных государственных гарантий по оплате труда (ст. 130 и др.); о регулировании минимальной заработной платы (ст. 133); о регулировании порядка и сроков выплаты заработной платы (ст. 136); об ограничении ее удержаний (ст. 137) и др. Следует иметь в виду, что положение ч. 1 об установлении минимальной заработной платы не ниже прожиточного минимума трудоспособного человека пока не действует (см. ст. 133). Порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы устанавливаются федеральным законом (см. ). Соответствующий закон пока не принят.

Справедливость заработной платы должна обеспечиваться также соблюдением условий (критериев) оплаты по труду. Как следует из , заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. При этом запрещается какая-либо дискриминация при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий труда (см. ).

Неисполнение работодателем обязанности выплачивать заработную плату в полном размере в установленные сроки, согласно , влечет материальную ответственность работодателя (см. , ).

Принцип обеспечения права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов основан на положениях Конвенции МОТ № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (1948 г.) и Конституции (ст. 30), закрепляющей право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Работники и работодатели создают либо вступают в объединения (организации) для защиты интересов и прав своих членов и обеспечения представительства интересов работников либо работодателей, в том числе через систему социального партнерства и путем коллективно-договорного регулирования трудовых отношений. Работники объединяются в профессиональные союзы, которые являются наиболее массовыми организациями работников. Профессиональные союзы и их объединения определены ТК РФ в качестве представителей работников (см. - ). Иные представители в случаях, установленных ТК РФ, могут избираться работниками и представлять их интересы (см. ). Интересы работодателей представляют их объединения - некоммерческие организации, а в установленных случаях - иные представители (см. , ).

Принцип обеспечения права работников на участие в управлении организацией базируется на положениях Рекомендаций МОТ № 94 «О сотрудничестве на уровне предприятия» (1952 г.); № 129 «О связях на предприятиях» (1967 г.). Данный принцип получил свое развитие в ТК РФ, который предусматривает участие работников в управлении организацией, а также формы такого участия. При этом их перечень не является исчерпывающим. Могут использоваться и иные формы, предусматриваемые законами, соглашениями, коллективным договором, учредительными документами, локальными нормативными актами (см. , ). Наряду с этим указанный принцип выражается в отдельных статьях ТК, охватывающих социальное партнерство в сфере труда ( - ), принятие решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа () и др. Таким образом, закрепляются как непосредственная форма участия работников, например в общем собрании организации, так и участие работников в управлении организацией через своих представителей.

Принцип сочетания государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений выражается во многих нормах ТК РФ, посвященных источникам трудового права, социальному партнерству и др. На государственном (федеральном) уровне закрепляются определенные трудовые права и гарантии их реализации. На коллективно-договорном уровне они конкретизируются и дополняются, устанавливаются более благоприятные условия труда, социально-бытовые льготы и другие гарантии, предусматриваемые в коллективных договорах и соглашениях. Индивидуально-договорное регулирование носит вспомогательный характер и направлено в основном на индивидуализацию и конкретизацию условий трудовых договоров. Для отдельных категорий работников трудовой договор является более значимым регулятором, как, например, у руководителя организации (см. ), лиц, работающих по совместительству (см. ), или работников, работающих у работодателей - физических лиц (см. ), и др.

Соотношение государственного и договорного регулирования проявляется и в том, что не допускается установление условий договоров (включая трудовой договор) и соглашений, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством. Если же такие условия включены в конкретный договор, соглашение, трудовой договор, то они не могут применяться (ч. 2 ).

Принцип социального партнерства воплощается в нормах ТК РФ, посвященных социальному партнерству, включающему как взаимодействие между социальными партнерами - работниками и работодателями (их представителями), так и их взаимодействие на основе трехстороннего сотрудничества с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления (см. , ). Данный принцип закрепляется в нормах (ст. - ), других статьях ТК РФ, иных федеральных законах и нормативных правовых актах.

Принцип обязательности возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей , находит свое осуществление при возмещении вреда, причиненного здоровью работника, на основании Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в ред. от 22.08.2004) . Порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании установлен .

Принцип установления государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществления государственного надзора и контроля за их соблюдением воплощается в нормах ТК РФ. В разд. XIII определены государственные гарантии защиты трудовых прав работников, их способы и механизмы ( - ), право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры и процедуры их рассмотрения ( - ), меры материальной ответственности работодателя перед работником ( - ) и др. К государственным гарантиям прав работодателей относятся правила регулирования внутреннего трудового распорядка организации ( , ) и привлечения работника к дисциплинарной ответственности вплоть до его увольнения (ч. ч. 5, 6, 9 - 11 ст. ст. 81, 192 - 195 и др.), правила о материальной ответственности работника перед работодателем (ст. ст. 238 - 250).

Принцип обеспечения права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту , воплощается в нормах ТК РФ, направленных прежде всего на защиту работника как более экономически и социально слабой стороны трудового договора. Данный принцип закрепляется в праве работника на индивидуальные трудовые споры. Защита трудовых прав осуществляется и путем государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, включая законодательство об охране труда (см. ст. ст. 353 - 369). ТК РФ гарантирует возможность для работника прибегнуть к самозащите трудовых прав (см. ст. ст. 379, 380). Предусмотрена и коллективная защита прав работников путем разрешения коллективного трудового спора.

Принцип обеспечения права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку основывается на положениях ч. 4 ст. 37 Конституции о праве на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Данный принцип нашел свое закрепление в нормах ТК РФ о порядке рассмотрения индивидуальных трудовых споров (ст. ст. 381 - 397) и о порядке разрешения коллективных трудовых споров, включая проведение забастовки как способ разрешения спора (ст. ст. 398 - 418).

Принцип , определяемый как обязанность сторон трудового договора соблюдать условия трудового договора, включая право работодателя требовать от работников выполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права , воплощается в нормах ТК РФ. Работник, вступивший в трудовое отношение на основе трудового договора, обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка и бережно относиться к имуществу работодателя, выполнять иные обязанности (ч. 2 ст. 21, ст. 56). Работодатель вправе требовать от работников надлежащего исполнения их обязанностей. В случае виновного неисполнения или ненадлежащего исполнения работником своих обязанностей работодатель вправе привлекать его к дисциплинарной и (или) материальной ответственности. Работодатель вправе отстранять от работы (не допускать к работе) работника в порядке, установленном ТК РФ (см. ст. 76).

Работник вправе требовать от работодателя выполнения его обязанностей по отношению к нему (работнику), соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. При неисполнении работодателем своих обязанностей работник может обратиться в суд за защитой нарушенного права либо в государственную инспекцию труда, а в установленных случаях он может прибегнуть к самозащите трудовых прав.

Принцип обеспечения права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права , получил свое закрепление и развитие в ТК РФ (см. гл. 58), в Федеральном законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» а также в Федеральном законе от 17.07.1999 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (в ред. от 10.01.2003) . Профсоюзный (общественный) контроль во всех организациях осуществляют профессиональные союзы, их органы и профсоюзные инспекции труда. Работодатели не вправе препятствовать профсоюзным (правовым и техническим) инспекторам труда при осуществлении ими своих полномочий и в недельный срок с момента получения требования профсоюзов обязаны сообщить профсоюзному органу о принятых мерах (см. комментарий к ст. 370).

Принцип обеспечения права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности основан на положении ч. 1 ст. 21 Конституции о достоинстве личности, охраняемом государством. При этом ничто не может быть основанием для умаления достоинства работника. Данный принцип воплощается в нормах ТК РФ, гарантирующих защиту достоинства работника в период трудовой деятельности. Нормы ТК РФ обеспечивают защиту персональных данных работника (ст. ст. 85 - 90), компенсацию причиненного ему морального вреда (ст. 237) и возмещение материального ущерба в случаях, установленных ТК РФ (см. ст. ст. 234 - 236).

Принцип обеспечения права на обязательное социальное страхование работников нашел свое закрепление в нормах Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (в ред. от 05.03.2004) , других законах и нормативных правовых актах. К их числу относится Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», которым устанавливаются правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также определяется порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных случаях, установленных этим Федеральным законом.

В ТК РФ предусматриваются гарантии работникам при временной нетрудоспособности (см. ст. 183), гарантии и компенсации при несчастном случае на производстве либо профессиональном заболевании (см. ст. 184).


СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915; 1997. № 51. Ст. 5878; 1998. № 30. Ст. 3613; 1999. № 18. Ст. 2211; № 29. Ст. 3696; № 47. Ст. 5613; 2000. № 33. Ст. 3348; 2001. № 53 (ч. 1). Ст. 5024; 2002. № 30. Ст. 3033; 2003. № 2. Ст. 160; Ст. 167; 2004. № 35. Ст. 3607.

СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3803; 1999. № 29. Ст. 3702; 2000. № 2. Ст. 131; 2001. № 44. Ст. 4152; 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 2; Ст. 3; № 7. Ст. 628; № 48. Ст. 4737; 2003. № 6. Ст. 508; № 47. Ст. 1554; № 28. Ст. 2887; № 43. Ст. 4108; № 50. Ст. 4852; № 52 (ч. 1). Ст. 5037; 2004. № 35. Ст. 3607.

Предыдущая

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реализация принципов трудового права - важное условие его дальнейшего развития

Ю.П. Орловский

трудовой законодательство право урегулирование

Орловский Юрий Петрович, заведующий кафедрой трудового права юридического факультета Государственного университета - Высшей школы экономики, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.

В статье рассматриваются некоторые проблемные вопросы реализации принципов трудового права и приводятся предложения по совершенствованию трудового законодательства.

Ключевые слова: принципы трудового права, свобода трудового договора, запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда, локальное нормотворчество.

The article considers certain controversial issues of realization of principles of labor law and presents proposals with regard to improvement of labor legislation.

Key words: principles of labor law, freedom of labor contract, prohibition of compulsory labor and discrimination in labor sphere, local norm-making.

Конституция Российской Федерации, являясь базовым законом всех отраслей права, оказывает непосредственное влияние на развитие и содержание трудового законодательства.

Наиболее концентрированно это влияние выражено в Трудовом кодексе РФ. Впервые кодификационный акт такого масштаба закрепляет в соответствии с Конституцией принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Основополагающий принцип трудового права - принцип свободы труда. Этот принцип реализуется в различных правовых нормах, начиная с возникновения трудового отношения и кончая его прекращением. Свобода труда означает, что только гражданин определяет, где ему проявить свои знания и способности. Он может вступить в трудовые отношения с работодателем или заняться предпринимательской или иной не запрещенной законом экономической деятельностью. Свобода труда тесно связана с повышением роли трудового договора, который, с одной стороны, дает возможность каждому выполнять работу, в наибольшей степени соответствующую его интересам, а с другой - учитывает потребности работодателя, заинтересованного принять на работу наиболее необходимых ему работников. Содержание трудового договора определяют сами стороны. Вектор его обсуждения - любые вопросы с одним лишь ограничением: трудовые договоры не могут содержать условия, ограничивающие права или снижающие уровень гарантий работников, по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Стабильность трудового договора, неизменность его содержания подчеркивается ст. 72 ТК, которая предусматривает, что изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом.

Совершенно очевидно, что если работник, поступая на работу, оговорил приемлемые для него условия труда, то эти условия должны соблюдаться.

Приоритет договорного регулирования проявляется и в том, что даже в тех случаях, когда закон допускает одностороннее изменение определенных сторонами условий трудового договора, за исключением изменения трудовой функции - в связи с изменением организационных или технологических условий труда, оно возможно лишь при соблюдении работодателем дополнительных требований. К таким дополнительным требованиям относится обязанность работодателя, если работник не согласен на продолжение работы в новых условиях после истечения двухмесячного срока со дня уведомления о введении этих условий, предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и иную вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом состояния его здоровья.

Расторжение трудового договора при данных обстоятельствах возможно только в том случае, если такая работа отсутствует или работник отказался от предложенной работы.

Договорные условия не могут быть заменены локальными актами работодателя. В этом плане показательна трансформация правила об испытании при приеме на работу. Если раньше такое правило предусматривалось в приказе (распоряжении) руководителя организации и ознакомление работника с этим приказом (распоряжением) считалось достижением соглашения об установлении испытания, то Трудовой кодекс не признает за приказом правообразующего факта, являющегося основанием для приема на работу с испытанием. Условие об испытании должно быть указано в трудовом договоре. Отсутствие в трудовом договоре условия об испытании означает, что работник принят на работу без испытания.

Вместе с тем локальное нормотворчество занимает заметное место в правовом регулировании трудовых отношений. Его масштабы определены Трудовым кодексом, который предусматривает широкий круг вопросов, требующих принятия локальных нормативных актов. Реализация каждой пятой статьи основного закона о труде поставлена в зависимость от наличия локальных источников права <1>. В частности, локальными нормативными актами могут устанавливаться системы оплаты труда, размер оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и особыми условиями труда, разделение рабочего дня на части, графики сменности и др.

Властные полномочия низового звена хозяйственной деятельности - работодателя, осуществляемые путем издания локальных нормативных актов, нуждаются, по нашему мнению, в более четком урегулировании. Во-первых, необходимо определить компетенцию работодателя. Сегодня такая компетенция проявляется только в том, что установлен ее предел: локальные нормативные акты не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями. Однако вполне возможны случаи, когда положение работника не ухудшается, но работодатель принимает локальный нормативный акт по вопросу, который он не вправе решить. Например, локальным нормативным актом расширяется категория работников по сравнению со ст. 70 ТК, которым испытание при приеме на работу нельзя устанавливать. Во-вторых, нуждается в изменении и порядок принятия локальных нормативных актов. Большинство из них принимается с учетом мнения представительного органа или по согласованию с этим органом (в случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашениями). Было бы целесообразным расширить круг вопросов, по которым решение принимает единолично работодатель, и, следовательно, сузить участие профсоюзов в локальном нормотворчестве. Это даст возможность оперативнее принимать меры по повышению эффективности производства, решению социальных задач.

В юридической литературе по трудовому праву не уделяется должного внимания общепризнанному принципу недопустимости злоупотребления правом, хотя суды общей юрисдикции стали широко использовать этот принцип при рассмотрении трудовых дел. Точкой отсчета применения этого принципа стало Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", который обратил внимание судов на необходимость соблюдения данного принципа и указал, что злоупотребление возможно как со стороны работника, так и со стороны работодателя. При установлении факта злоупотребления правом со стороны работника суд может отказать в удовлетворении иска о восстановлении на работе, работодатель не должен отвечать за неблагоприятные последствия, наступившие вследствие недобросовестных действий со стороны работника. Если злоупотребляет своим правом работодатель, то суды, установив такой факт, считают его достаточным основанием для удовлетворения иска работника. Вместе с тем нельзя не отметить, что нормативное обоснование для применения принципа недопустимости злоупотребления правом в трудовом праве отсутствует. Как известно, в Гражданском кодексе имеется соответствующая норма - ст. 10, предусматривающая, что злоупотребление правом является самостоятельным основанием для отказа в защите принадлежащих прав. В перспективе целесообразно внести соответствующую норму и в Трудовой кодекс. Вместе с тем отсутствие нормативного обоснования принципа недопустимости злоупотребления правом не является препятствием для его применения в трудовых правоотношениях. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 15 марта 2005 г. N 3-П по делу "О проверке конституционности положений п. 2 ст. 278 и ст. 279 ТК Российской Федерации и абзаца второго п. 4 ст. 69 Федерального закона "Об акционерных обществах" в связи с запросами Волховского городского суда Ленинградской области, Октябрьского районного суда города Ставрополя и жалобами ряда граждан" подчеркнул, что общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом в полной мере распространяется на сферу трудовых отношений <2>.

Возможность трудиться свободно гарантируется запрещением принудительного труда. Декларация МОТ от 18 июня 1998 г. включила упразднение всех форм принудительного или обязательного труда к основополагающим принципам в сфере труда, обязательным для государств - членов МОТ независимо от ратификации соответствующих конвенций. Учитывая значение этого принципа, Трудовой кодекс помимо отдельных статей, касающихся различных аспектов запрещения принудительного труда, предусмотрел специальную ст. 4, посвященную запрещению принудительного труда, которая в основном воспроизводит нормы международно-правовых актов - Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенций МОТ N 29 "О принудительном или обязательном труде" 1930 г. и N 105 "Об упразднении принудительного труда" 1957 г. Согласно этой статье к принудительному труду относится также работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой какого-либо наказания, в то время как в соответствии с Трудовым кодексом или иными федеральными законами работник имеет право отказаться от ее выполнения, например, в связи с нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплаты ее не в полном размере. Данное положение реализуется в различных правовых нормах, устанавливающих ответственность за несвоевременную выплату заработной платы. Вместе с тем анализ соответствующих правовых норм свидетельствует, что принцип запрещения принудительного труда требует всеобъемлющего его применения. Некоторые правовые нормы нуждаются в коррекции. Одной из них является ст. 142 ТК, которая дает право работнику в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Таким образом, редакция данной статьи свидетельствует о том, что негативные последствия за нарушения сроков выплаты заработной платы должны наступать для работодателя только при задержке выплаты заработной платы на срок более 15 дней, а не при нарушении сроков ее выплаты, предусмотренными правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. Статья 142 ТК дает основания для парадоксального вывода: работа без оплаты до 15 дней не является принудительным трудом и только неоплаченная работа свыше 15 дней может быть приостановлена.

Применительно к ст. 142 ТК возникает и иной вопрос: об оплате времени приостановки работы; если этот вопрос не решить, то механизм реализации права работника на своевременную и в полном размере выплату заработной платы нельзя признать эффективным. В настоящее время пробел в законодательстве пытаются заполнить суды, которые при рассмотрении соответствующих исков об оплате приостановки работы приходят к выводу, что в данном случае налицо вынужденный прогул, поскольку работник лишен возможности работать с оплатой его труда. По решению суда оплата производится за все время приостановки его работы <3>.

Проблема несвоевременной выплаты заработной платы решается также в ст. 236 ТК, предусматривающей, что при нарушении работодателем срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере: не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Начисление процентов в связи с несвоевременной выплатой заработной платы не исключает права работника на индексацию сумм задержанной заработной платы в связи с их обесцениванием вследствие инфляционных процессов. Проценты за несвоевременную выплату заработной платы - это санкция, применяемая к работодателю, индексация, - обеспечение повышение уровня реального содержания заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Поскольку при несвоевременной выплате заработной платы реальное ее содержание уменьшается в связи с инфляцией, правомерна не только выплата процентов за каждый день задержки, но и индексация задержанной заработной платы.

В настоящее время ст. 236 ТК применяется независимо от вины работодателя. Совершенно очевидно, что такой порядок привлечения работодателя к материальной ответственности был обусловлен необходимостью устранить случаи несвоевременной выплаты заработной платы. Однако средство для решения этой важной проблемы, по нашему мнению, выбрано неудачно. Материальная ответственность сторон трудового договора всегда базировалась на виновном противоправном действии, причинившем реальный ущерб. Такое правило существовало и в Трудовом кодексе, вступившем в действие 1 февраля 2002 г. Оно было изменено Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, который предусмотрел ответственность работодателя за несвоевременную выплату заработной платы независимо от его вины. Никакими мотивами нельзя оправдать отказ от принципиального положения трудового доказательства - недопустимости безвиновной ответственности. Это положение следует восстановить и применительно к ответственности работодателя за действия, изложенные в ст. 236 ТК РФ.

Помимо запрещения принудительного труда Трудовой кодекс выделяет в отдельную статью и другой основополагающий принцип трудовых отношений - запрещение дискриминации в сфере труда. Содержание ст. 3 ТК РФ, где закреплен этот принцип, полностью соответствует Конвенции МОТ N 111 "О дискриминации в области труда и занятий" (1958), действующей на территории Российской Федерации.

Запрещение дискриминации в сфере труда направлено на то, чтобы все граждане имели равные возможности в осуществлении своих способностей к труду. Только деловые качества работника должны учитываться как при заключении трудового договора, так и при установлении условий труда. Трудовой кодекс не содержит исчерпывающего перечня обстоятельств, влияющих на неравенство прав в сфере труда. Это означает, что любой мотив, а не только названный в ст. 3, является нарушением равных возможностей в сфере труда, если он не относится к деловым качествам работника.

Права граждан, подвергшихся дискриминации в сфере труда, защищаются в суде. Статья 391 ТК РФ подчеркивает, что споры лиц, считающих, что они подвергались дискриминации, в силу их особой значимости относятся к спорам непосредственной компетенции суда. Материальный ущерб, причиненный дискриминацией, подлежит возмещению. В судебной практике встречаются случаи, когда труд оплачивается не в соответствии с должностью и квалификацией работника. Если суды, рассматривая соответствующие иски, приходят к выводу, что в отношении этих работников допущена дискриминация, они выносят решения о взыскании недополученных сумм <4>.

Признается дискриминационным и оставление без изменения размера оклада работника, подлежащего увольнению по сокращению штата, при обстоятельствах, когда другим работникам, выполнявшим аналогичную работу, оклады были значительно увеличены <5>.

Статья 3 ТК допускает возможность компенсации морального вреда, причиненного нарушением правила о запрещении дискриминации. Размер причиненного морального вреда не зависит от причиненного дискриминацией материального ущерба. При определении его размера учитываются степень физических и нравственных страданий, причиненных дискриминацией, вина лица, допустившего дискриминацию, и иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Принцип запрещения дискриминации в сфере труда, закрепленный в ст. 3 ТК, выражен в различных правовых нормах (ст. 64, ст. 132 ТК РФ и др.) Помимо прямого закрепления в отдельных правовых нормах принцип запрещения дискриминации в сфере труда определяет содержание правовых положений на всех стадиях трудовых отношений. Такая косвенная фиксация этого принципа является характерной чертой трудового права.

Вместе с тем не все положения трудового законодательства соответствуют принципу запрещения дискриминации в сфере труда. Так, нельзя считать обоснованным включение в круг лиц, с которыми могут заключаться срочные трудовые договоры по соглашению сторон, поступающих на работу пенсионеров по возрасту. Такое решение вопроса по существу означает применение к пенсионерам по возрасту дискриминационного признака, нарушение конституционного равенства прав и свобод. К сожалению, данная дискриминация допущена по отношению к лицам, относящимся к малообеспеченным слоям населения, которые вынуждены соглашаться на любые предложения работодателя. Есть и другие примеры нарушения принципов запрещения дискриминации в сфере труда. Их необходимо устранить.

Помимо принципов, относящихся ко всем отношениям, регулируемым трудовым правом, имеются принципы определенных правовых институтов. Некоторые из них требуют корректировки соответствующих правовых институтов. Среди них принципы социального партнерства и, в частности, такой принцип, как принцип добровольного принятия на себя обязательств. Этот принцип, по нашему мнению, не согласуется со ст. 48 ТК, установившей порядок присоединения к отраслевому соглашению на федеральном уровне. Обращает на себя внимание и то, что после мотивированного отказа на предложение присоединиться к отраслевому соглашению Трудовой кодекс не считает вопрос решенным. Руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, получив мотивированный отказ, приглашает работодателя, отказавшегося присоединиться к отраслевому соглашению, на консультацию, причем приглашение носит обязательный характер. Консультация, видимо, весьма эффективна, если она заканчивается, как показывает практика, присоединением к соглашению.

По нашему мнению, принцип добровольного принятия на себя обязательств требует иного порядка присоединения к соглашению. При мотивированном письменном отказе следует считать решение о присоединении к соглашению несостоявшимся.

Аналогично должен решаться вопрос, изложенный в ст. 133.1 ТК. Более того, эта статья содержит дополнительное средство воздействия на работодателя, отказавшегося присоединиться к региональному соглашению об установлении размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации: копия письменного отказа работодателя от присоединения к такому соглашению направляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Последствия такого направления - усиление контроля за соблюдением трудового законодательства работодателями, отказавшимися присоединиться к региональному соглашению, установившему минимальный размер заработной платы.

Решение рассмотренных вопросов будет способствовать наиболее полной реализации принципов трудового права, совершенствованию трудового законодательства.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Общая характеристика, понятие и система основных принципов трудового права. Исходные положения, определяющие и выражающие сущность трудового права. Источники основных принципов трудового права. Направления дальнейшего развития трудового законодательства.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2014

    Общая характеристика трудового законодательства, его основные цели и задачи. Понятие принципов трудового права и их значение. Источники трудового права. История возникновения и развития трудового законодательства, проблемы его совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2011

    Принципы трудового права как общие начала, исходные положения, определяющие и выражающие сущность трудового права. Содержание основных принципов трудового права с примерами из судебной практики. Законодательное закрепление принципов трудового права.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2015

    Система источников трудового права и ее особенности. Международно-правовые акты, их место и роль в системе источников трудового права. Характеристика Конституции Российской Федерации и Трудового кодекса РФ как основных актов трудового законодательства.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2017

    Понятие принципов трудового права, их значение и система. Краткое описание основных принципов трудового права. Судебно-арбитражная практика по делам о привлечении к административной ответственности за нарушение трудового законодательства работодателем.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2010

    История развития трудового законодательства России. Современное реформирование и тенденции развития законодательства в области трудового права. Правовая действительность жизни трудового кодекса и проблемы совершенствования трудового законодательства.

    реферат , добавлен 04.10.2014

    Основное понятие, сущность и предмет трудового права Российской Федерации, его нормы и главные принципы. Сфера действия норм трудового права. Особенности метода правовых отношений. Соотношение трудового и смежных отраслей права Российской федерации.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2008

    Виды общественных отношений, являющихся предметом трудового права. Специфика методов и область действия трудового законодательства. Различие правового регулирования труда. Содержание и взаимосвязь роли, задач и специфических функций трудового права.

    контрольная работа , добавлен 27.01.2011

    Цели трудового законодательства. Значение принципов и источников трудового права. История возникновения и развития трудового законодательства. Правовая действительность жизни трудового кодекса и проблемы совершенствования трудового законодательства.

    курсовая работа , добавлен 03.03.2010

    Понятие и система источников трудового права, их классификация. Нормативные правовые акты, нормативные соглашения и локальные нормативные акты как источники трудового права. Характеристика Конституции Российской Федерации как источника трудового права.



Просмотров