Новые законы гибдд по водительским правам. Водители-гастарбайтеры: кто теперь будет за рулем маршруток и такси

Пункт 13 статьи 25 закона «О безопасности дорожного движения»:

«Не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами».

Если у вас фирма по перевозке грузов или пассажиров, то сажать за руль водителя с иностранными правами уже нельзя. Но если у вашей конторы есть автомобили, но никакой коммерческой деятельности, связанной с перевозками, вы не осуществляете, а трудовая деятельность иностранца никак не связана с управлением транспортом, то требования этой статьи вас волновать не должны. Здесь водителю главное знать, что его родное водительское удостоверение должно соответствовать требованиям международных конвенций.

Как указано в том же законе «О безопасности дорожного движения», национальные права, выданные в иностранном государстве и не соответствующие международным конвенциям, считаются действительными при наличии нотариального перевода. Или при предъявлении обычного удостоверения вместе с международными правами.

А что же грозит водителям-иностранцам, которые продолжают работать по старинке, со своим родным водительским удостоверением?

Так как законодательно водителям-профессионалам управлять транспортом с заграничными правами запрещено, такое деяние приравнивается к управлению без прав. Наказание за это достаточно суровое - штраф от 5 до 15 тысяч рублей (часть 1 статьи 12.7 КоАП РФ), да еще и машину могут на штрафстоянку забрать. А для должностных лиц организаций, на чьих машинах разъезжает нелегал, предусмотрен штраф в 50 тысяч рублей.

Для чего же ввели такие жесткие требования?

Идея вроде бы благая. Те фирмы, которые занимаются перевозками пассажиров и грузов, а также службы такси, дабы сэкономить на квалифицированных водителях, повсеместно начали набирать себе иностранцев из стран ближнего зарубежья. По мнению Романа Круглова, председателя межрегионального транспортного профсоюза, сам по себе закон хороший. Наемные работники из ближнего зарубежья составляют серьезную конкуренцию местным водителям.

«Мигранты не возмущаются низкой оплатой труда, готовы работать практически на рабских условиях. Они не устраивают забастовок, так как работодатель может отозвать патент, и тогда человек не сможет работать в России, - поясняет Круглов. - Человек, не знающий ПДД РФ, не должен перевозить пассажиров. Более того, бо льшая часть мигрантов водительское удостоверение попросту купили у себя на родине. В итоге страдает безопасность перевозок».

«В Москве можно легко купить натуральные киргизские права! - уверяет Станислав Швагерус, председатель общественного движения TAXI 2018. - Цена вопроса - 200 долларов».

Вот и законодатели ссылаются на то, что такие водители, как правило, с низкой квалификацией и отсутствием профессиональных навыков. Однако какой бы то ни было статистики по этому вопросу все же нет. У данного ограничения, скорее всего, экономическая подоплека. К слову, сам закон, запрещающий найм водителей с иностранными правами, появился еще в 2013 году. Но срок вступления поправок постоянно переносился. Причин тому было множество.

По словам Станислава Швагеруса, несколько раз поправки переносились из-за Крыма, где водителям нужно было время для обмена украинских прав на российские. Кроме этого, за четыре года, пока законопроект пылился в Госдуме, никто не озаботился подготовкой материальной базы для обмена удостоверений.

Судите сами, чтобы получить российские права, иностранцу нужно сдать теоретические и практические экзамены. А так как большинство водителей работают по грузовым категориям, нужны хотя бы площадки, где можно подтвердить свои навыки в управлении фурой, к примеру. Необходимые условия попросту отсутствуют. Если верить данным комитета Госдумы по транспорту, сегодня более 70 тысяч водителей с иностранными правами вынуждены или сдавать экзамены в ГИБДД, или потерять работу.

Но потеряют ли? И будут ли получать российские права мигранты?

Депутаты постоянно говорили об отсрочке вступления в силу этих поправок. Поэтому ни перевозчики, ни сами иностранные водители ничего не предпринимали. Все ожидали, что решение вопроса будет отложено еще на год. Но этого не произошло. Поэтому сейчас все грузопассажирские перевозки, по сути, перешли на полулегальное положение. В такси, к слову, где рынок держат агрегаторы (Яндекс.Такси, Uber и проч.), особых проблем не возникает и сейчас. Сами таксисты подтверждают, ничего у них в работе ровным счетом не изменилось.

Так, водитель такси Акопян А. рассказал, что вопрос безопасности в реальности никого не волнует. Тем, кто работает с агрегаторами, главное - выполнить как можно больше заказов. Тарифов единых нет, цены постоянно падают, и заработать становится невозможно.

«Ну даже если вместо гастарбайтеров придут трактористы из русской глубинки, что, на дорогах станет лучше?» - недоумевает водитель такси.

Соглашается с этим и Евгений Б., столичный таксист с многолетним стажем.

«В такси ровным счетом ничего не изменится. Придет Ваня из дальнего региона (уже пришел), где наличных денег не видит никто, а агрегаторы как беспределили, так и будут продолжать заниматься демпингом цен», - сокрушается Евгений.

Кстати, среди таксистов ходят слухи о том, что на рынке уже появилось предложение о продаже «российских» прав. И цена небольшая. Всего-то 12 000 рублей. Правда, точка продажи настораживает - район Казанского вокзала.

Мне кажется, что в такси вообще решили не обращать внимания на новый закон. Даже стали всем водителям рассылать специальные указания, дабы иностранцы не прекращали работу.

«Там как передавали заказы иностранцам, так и передают, - уверяет Швагерус. - А Яндекс даже отключил проверку водительских удостоверений системой».

Несмотря на то, что нормальные таксисты нововведению рады, нелегалы продолжают спокойно работать.

«Они (нелегалы) попросту сняли шашки и продолжают выполнять заказы в яндексах и уберах!» - жалуется Евгений Грэк, координатор межрегионального общественного движения «Стоп Нелегал».

Причем такая же ситуация с грузовиками и автобусами, поясняет Грэк. Сейчас активно заработали схемы по продаже поддельных и настоящих документов. В любом случае все желающие к осени прикупят нужные водительские удостоверения.

Так что же изменится, даже если закон заработает?

Очевидно, что в этом случае те водители-иностранцы, у кого нет проблем с подтверждением своих навыков, спокойно продолжат работу. Рынок избавится от тех, кто купил у себя на родине права, и от тех, у кого есть проблемы с законом. А значит, местные жители получат шанс устроиться на работу, которая раньше отдавалась низкооплачиваемым нелегалам. Но все это при условии, что закон реально заработает. А предпосылок для этого пока нет.

В России продлили срок обмена иностранных водительских прав на российские для работы профессиональным шофером. Соответствующий законопроект был одобрен Госдумой в третьем чтении. Авторами инициативы выступили депутаты фракции «Единая Россия», сообщает агентство «Москва».

В документе говорится, что водитель, не имеющих российских прав, сможет работать на автопредприятиях, грузовых компаниях и в такси до 1 июня 2018 года. Для обмена удостоверения необходима сдача трех экзаменов: одного теоретического и двух практических. При этом на граждан Киргизской республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального, не распространяется положение об обмене прав.

Основная причина продления срока обмена иностранных водительских прав - многочисленные отказ в приеме заявлений на сдачу экзаменов у иностранных граждан. Это происходит из-за отсутствия необходимой материально-технической базы в экзаменационных подразделениях ГИБДД. Как сообщалось ранее, эта проблема характерна для Смоленской и Брянской областей, а также для Московского региона. Именно в этих районах трудоустроено большинство иностранных водителей.

«В целях обеспечения реализации требований федерального закона международные автомобильные перевозчики, начиная с 2016 г., предприняли меры, направленные на обмен водительских удостоверений трудоустроенных у них водителей-иностранцев. Однако, на практике они столкнулись с рядом проблем, которые характерны практически для всех указанных регионов. В связи с изложенным, в целях сохранения позиций российских перевозчиков на международном рынке автотранспортных услуг, а также предотвращения срыва выполнения требований федерального закона предлагается продлить срок завершения обмена национальных водительских удостоверений до 1 июня 2018 г.», - говорится в документе.

Закон о сроке обмена иностранных водительских прав на российские уже менялся трижды. Ранее запрет на использования иностранных прав переносился на 2015 год. Тогда такое решение было принято из-за присоединения в 2014 г. Крыма, где у большинства водителей, работавших в транспортных компаниях и на общественном транспорте, имели украинские права.

С 1 июня в России вступил в силу закон, запрещающий водителям такси, автобусов, маршруток и грузовиков работать с иностранными водительскими удостоверениями. Закон был принят еще в 2013 году, но с тех пор его вступление в силу постоянно откладывалось , в том числе и для того, чтобы права успели получить жители Крыма. И все равно под действие закона попали десятки тысяч работавших в России водителей, что привело к временному дефициту такси в крупных городах.

Вступивший с 1 июня в силу федеральный закон запрещает иностранцам работать водителями, если у них нет выданных в России прав. В принятом Госдумой и подписанном президентом Владимиром Путиным законе сказано, что людям, чьи водительские (национальные или международные) права выданы не в России, запрещено «управлять транспортными средствами при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами». Таким образом, закон оставил без работы иностранцев, работающих водителями такси, маршруток и другого общественного транспорта.

Всем им, если они хотят продолжить работу, надо будет заново сдавать на права - теоретический экзамен и два практических (на автодроме и в условиях городского движения). Штраф за управление автомобилем без прав российского образца составляет от 5 до 15 тысяч рублей. Работодатель водителей-иностранцев может быть оштрафован на 50 тысяч рублей.

Введение закона депутаты оправдывали необходимостью соответствовать международным нормам - в частности, Венской конвенцией о дорожном движении . Какому именно пункту конвенции помогает соответствовать этот закон, депутаты не указывали - в тексте Венского договора ничего не говорится о том, что управлять такси не могут люди с иностранными правами.

1 и 2 июня на работу не вышли десятки тысяч водителей по всей России. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по законодательству и председатель общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков сказал «Медузе», что права работать в России лишились «десятки тысяч» водителей. Член фракции «Единая Россия» и глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев сообщил , что в России из 120 тысяч водителей, работающих по найму, как минимум 70 тысяч не имеют российских водительских прав. «Сенсации не будет, транспортная отрасль не остановится. Те, кто хотят работать, поменяют права, а прочие уедут домой», - сказал «Медузе» председатель Союза автошкол Москвы Александр Ачкасов.

В Москве, по подсчетам Московской торгово-промышленной палаты, с 1 июня на работу не выходят 20% водителей. Это привело к тому, что, например, сервис «Яндекс-такси» вводил повышающие коэффициенты - от 1,5 до 2,5; последний сравним с тарифами новогодней ночи. Повышающие коэффициенты были и у других компаний - операторов такси. Управляющий директор крупного московского парка такси Nexi Олег Кострубин подтвердил «Медузе», что с 1 июня на работу не смогли выйти 25% водителей парка - в основном, граждане Белоруссии и стран Средней Азии. Управляющий службы такси «Благость» из Санкт-Петербурга Артем Понятов рассказал, что треть водителей парка - иностранцы без прав российского образца. «Не очень понятно, что нам делать в такой ситуации. Прогнать водителей через обучение - такой проблемы нет. Наша проблема - текучка. За полгода таксопарк обновляется почти целиком. Такова специфика работы; работу таксистом рассматривают как временную. Большая часть водителей - оставшиеся без работы менеджеры, на которых мы теперь будем уповать, сезонные рабочие, либо приезжие», - отмечает Понятов.

С аналогичными проблемами столкнулись и таксопарки российских регионов. В Калининградской области дошло до того, что руководство ГИБДД региона пообещало непривлекать к ответственности работодателей, нанимавших иностранцев без российских водительских удостоверений - «до окончательного решения вопроса».

Формально у водителей было несколько лет, чтобы обменять иностранные права на российские, но вступление закона в силу постоянно откладывалось. Он был внесен еще в 2013 году, принят и должен был вступить в силу с 1 июня 2014-го, однако в последний момент срок его введения отложили до 1 июня 2015 года. В апреле 2015 года сроки перенесли еще раз - до 2017 года. Вячеслав Лысаков пояснил «Медузе», что это произошло из-за присоединения Крыма, где у жителей были только украинские водительские права.

Вступление закона в силу пытались отложить еще на год, до лета 2018-го. «Поправку об отсрочке внес я и депутат [Евгений] Москвичев, позже к нам присоединилась еще группа депутатов, - говорит „Медузе“ Вячеслав Лысаков. - Поправка была запланирована сразу в трех чтениях, но в силу того, что возникла дискуссия - в ГАИ заявили, что готовы ко вступлению закона в силу - поправку успели принять только в одном чтении. Теперь пока водители не обменяют права, будут прорехи в транспортном обеспечении». Лысаков говорит, что это уже «не проблема думы, за это отвечает правительство в лице министерства транспорта».

Управляющие таксопарков полагают, что с вступлением закона в силу увеличится число нелегальных таксистов. «Водителям все равно хочется есть. В итоге появятся нелегальные перевозчики, водители, не имеющие отношения к такси - без бренда, медкомиссии и техобслуживания. Гарантии, что он доедет спокойно, у клиента уже не будет. Мы вернемся в 1990-е», - опасается Артем Понятов из таксопарка «Благость».



Просмотров