Мультикультурное общество. Что такое мультикультурализм. Основные подходы к определению понятия «мультикультурализм» и его смысловые уровни

Экономическая категория страхового рынка является составной частью категории финансов. Однако, если финансы в целом связаны с распределением и перераспределением доходов и накоплений, то страховой рынок охватывает только сферу перераспределительных отношений. Страховой рынок становится наиболее эффективным методом возмещения ущерба, когда в нём участвуют миллионы страхователей и застрахованы сотни миллионов объектов. Тем самым обеспечивается достаточная концентрация денежных средств в едином фонде, называемом страховым. Учитывая особенности страхового рынка можно дать такое определение:

Место страхового рынка обусловлено двумя обстоятельствами. С одной стороны, существует объективная потребность в страховой защите, что и приводит к образованию страхового рынка в социально-экономической системе общества. С другой стороны, денежная форма организации страхового фонда обеспечения страховой защиты связывает этот рынок с общим финансовым рынком.

Место страхового рынка в финансовой системе обусловлено как ролью различных финансовых институтов в финансировании страховой защиты, так и их значением как объектов размещения инвестиционных ресурсов страховых организаций и обслуживания страховой, инвестиционной и других видов деятельности (рис. 2).

Всеобщность страхования определяет непосредственную связь страхового рынка с финансами предприятий, финансами населения, банковской системой, государственным бюджетом и другими финансовыми институтами, в рамках которых реализуются страховые отношения.

В таких отношениях соответствующие финансовые институты выступают как страхователи и потребители страховых продуктов. Специфические отношения складываются между страховым рынком и государственным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, что связано с организацией обязательного страхования.

Рисунок 2. Место страхового рынка в финансовой системе .

Устойчивые финансовые отношения имеет страховой рынок с рынком ценных бумаг, банковской системой, валютным рынком, государственными и региональными финансами, где страховые организации размещают страховые резервы и другие инвестиционные ресурсы.

Функционирование страхового рынка происходит в рамках финансовой системы, как на партнерской основе, так и в условиях конкуренции. Это касается конкурентной борьбы между различными финансовыми институтами за свободные денежные средства населения и хозяйствующих субъектов. Если страховой рынок, например, предлагает страховые продукты по страхованию жизни, то банки - депозиты, фондовый рынок - ценные бумаги и т.д.

Страховой рынок выполняет ряд взаимосвязанных функций: компенсационную (возвратную), накопительную, распределительную, предупредительную и инвестиционную :

1) Основная функция страхового рынка - компенсационная функция, благодаря которой существует институт страхования. Содержание функции выражается в обеспечении страховой защиты юридическим и физическим людям в форме возмещения ущерба при наступлении неблагоприятных явлений, которое и было объектом страхования.

2) Накопительная или сберегательная функция обеспечивается страхованием жизни и позволяет накопить в счет заключенного договора страхования заранее обусловленную страховую сумму.

3) Распределительная функция страхового рынка реализует механизм страховой защиты. Сущность функции выражается в формировании и целевом использовании страхового фонда. Формирование страхового фонда реализуется в системе страховых резервов, которые обеспечивают гарантию страховых выплат и стабильность страхования.

4) Предупредительная функция страхового рынка непосредственно не связана с осуществлением страховой деятельности. Данная функция работает на предупреждение страхового случая и уменьшение ущерба. Реализация предупредительной функции обеспечивается финансированием мероприятий по недопущению или уменьшению негативных последствий несчастных случаев и стихийных бедствий. Соответствующее финансирование осуществляется из фонда предупредительных мероприятий. Осуществление предупредительных функций способствует повышению финансовой устойчивости страховщиков и выступает важным фактором обеспечения бесперебойности процесса общественного воспроизводства.

5) Инвестиционная функция страхового рынка реализуется через размещение временно свободных средств в ценные бумаги, депозиты банков, недвижимость и т.д. С развитием страхового рынка роль инвестиционной функции возрастает. Обращает на себя внимание ряд зарубежных экономистов, определяющих страховые компании как институциональных инвесторов, основной функцией которых в общественном производстве определяется мобилизация капитала посредством страхования.

Вывод: Страхование - это совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счёт денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба, нанесённого субъектами хозяйствования, или выравнивания потерь в семейных доходах в связи с последствиями происшедших страховых случаев.

Экономическая необходимость использования именно категории страхования для формирования и использования страхового фонда появляется тогда, когда государство лишено возможности широкого маневрирования финансовыми ресурсами хозяйственных звеньев (предприятий, организаций, обществ)и тем более средствами отдельных граждан. Имущественная обособленность хозяйств и семей граждан создаёт объективные условия для страховой защиты соответствующих объектов с помощью такого метода, как страхование.

В тот период развития экономики нашей страны, когда государственные предприятия не имели достаточной хозрасчётной самостоятельности и государство могло широко маневрировать их финансовыми ресурсами, не было и острой необходимости использовать страхование в качестве методов страховой защиты имущества и доходов указанных предприятий. Переход на основы рыночного хозяйствования делает для них страхование необходимым.

В условиях перехода экономики на рыночные отношения существенно возрастает роль страхования в решении проблем страховой защиты общественного производства и жизненного уровня населения. Заканчивается период недооценки страхования как метода страховой защиты, поскольку страхование становится объективно необходимым элементом рыночных отношений. Происходит демонополизация страхового дела в стране и становление страхового рынка.

Страховой рынок - это особая сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает специфическая услуга - страховая защита, формируются предложение и спрос на неё.

На страховом рынке происходит формирование и распределение страхового фонда для обеспечения страховой защиты общества.

Мультикультурали́зм - политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.

Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла» (англ. melting pot), где предполагается слияние всех культур в одну. В качестве примеров можно привести Канаду, где культивируется мультикультурализм, и США, где традиционно провозглашается концепция «плавильного котла».

Мультикультурализм - один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры. Идея мультикультурализма выдвигается главным образом в высокоразвитых обществах Европы, где издавна существует высокий уровень культурного развития. В современной Европе мультикультурализм предполагает прежде всего включение в её культурное поле элементов культур иммигрантов из стран «третьего мира» (в том числе из бывших колоний европейских стран).

Критики мультикультурализма утверждают, что в итоге получается полное разрушение многовековых культурных устоев, развитых культурных традиций, так как подобное смешение всегда ведёт к усреднению. По их мнению, если низкий уровень культурного развития пришельцев несомненно повышается, то высокий уровень культуры целевой страны мультикультурализма неизменно падает.

Мультикультурное общество

Культурно плюралистическое (“мультикультурное”) общество - это общество, в котором нет «господствующей культуры» (и в котором понятие «культура» не прикреплено к понятию «этнос»). Это общество, в котором индивидам предоставлена свобода выбирать, какие культурные образцы являются их “собственными”.

Культурное разнообразие – это не только и не столько этническое разнообразие. Это разнообразие жизненных стилей, культурных ориентаций и культурных тенденций. Культурный плюрализм состоит не в параллельном существовании автономных “идентичностей”, а в их взаимодействии, что предполагает как их взаимное проникновение, так и взаимную трансформацию.

Поэтому средоточие политик культурного плюрализма в демократическом обществе образует не поощрение “диалога” между этнолингвистическими и этноконфессиональными группами, а формирование общего коммуникационного пространства, которое по своей природе надэтнично.

Обоснование Мультикультурализма

Мультикультурализм, весьма противоречивое междисциплинарное явление, включающее идеологические, философские, художественные аспекты, и оперирующее в сферах антропологии, социологии, политологии, экономики, историографии, педагогики, наконец, литературоведения и философии. Это явление выступает в качестве выражения и одновременно, в какой- то мере обоснования плюралистичной культурной парадигмы, ставящей задачей предложить новое «идеальное» и часто утопическое видение в соответствии или по контрасту с активно дискутируемым идеалом общества и культуры «разнообразия».

Мультикультурализм - понятие достаточно новое для отечественной литературной критики и культурологии. Более того, сам термин вызывает нередко сомнения и неприятие, хотя и отечественные, и американские исследования прошлых лет изобиловали различными синонимами понятия «мультикультуры», такими как многосоставность, поликультура, множественность культурных традиций, не сливающихся в единство. Все это в определенной мере подготовило почву для современного бума, связанного с мультикультурализмом, очень многие элементы которого существовали, были заложены в американской традиции с начала ее самостоятельного бытования. Поскольку у нас общепринятого термина для определения данного феномена выработано еще не было, представляется целесообразным использовать термин «Мультикультурализм», на сегодняшний день достаточно устоявшийся в англоязычной традиции, а также соответствующее ему более широкое понятие мультикультуры, как основного предмета и идеала различных исследований, оперирующих в сфере поликультуры.

Понятие мультикультурализма и само стало сегодня «резиновым» термином, включающим огромное количество зачастую противоречивых тенденций и явлений, так что каждый из исследователей, обращающихся к этому феномену, вкладывает в него по сути свой смысл. В результате, в мультикультурализме оказываются нередко перемешаны и непримиримы, скорее политические, нежели собственно культурные парадигмы. Важно отметить уже теперь, что мультикультурный проект не является освободительным или напротив, узурпаторским, охранительным по своему пафосу, не имеет идеологии и, в конечном счете, этики и по существу может быть использован и используется культурными группами с совершенно противоположными целями. Это, однако, говорит скорее о его пластичности и внутренне современном характере, который сообщает уникальную возможность адаптации.

Мультикультурализм, будучи тесно связанным с постсовременными и в определенной мере, с постколониальными или посткультурными социальными, историческими, философскими теориями, он естественно получает развитие практически во всех странах, так или иначе отмеченных сосуществованием различных «неслиянных» культур и этносов.

В последние годы мультикультурные исследования стали все чаще занимать внимание ученых и Великобритании, и Франции, если речь идет о Европе, не говоря уже об объективно мультикультурных континентах Новой Зеландии, Африки, Австралии.

МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ (от лат. mul-tum - много и куль-ту-ра) - муль-ти-куль-тур-ная си-туа-ция, куль-тур-ное мно-го-об-ра-зие, куль-тур-ная, язы-ко-вая и кон-фес-сио-наль-ная мо-за-ич-ность на-се-ле-ния го-су-дар-ст-ва.

2) По-ли-ти-ка го-су-дар-ст-ва, на-прав-лен-ная на под-держ-ку и пра-во-вое обес-пе-че-ние муль-ти-куль-тур-ной си-туа-ции, а так-же тео-ре-тическое и идео-ло-гическое обос-но-ва-ние та-кой по-ли-ти-ки.

Фи-лософские ос-но-вы тео-рии мультикультурализма бы-ли за-ложе-ны в конце XIX века в тру-дах пред-ста-вите-лей праг-ма-тиз-ма - Ч.С. Пир-са, У. Джейм-са, Дж. Сан-тая-ны, Дж. Дьюи и У.Э.Б. Дю-буа. Джеймс в сво-ей ра-бо-те «A Pluralistic universe» (1909 год) ут-вер-ждал, что идея плю-ра-лиз-ма и муль-ти-куль-тур-но-го об-ще-ст-ва «ста-нет ос-но-во-по-ла-гаю-щей для фор-ми-ро-ва-ния фи-ло-соф-ско-го и со-ци-аль-но-го гу-ма-низ-ма ».

В 1-й половине XX века фор-ми-ро-ва-нию док-три-ны мультикультурализма спо-соб-ст-во-ва-ла раз-ра-бо-тан-ная Ф. Боа-сом и его уче-ни-ка-ми кон-цеп-ция ис-то-рич-но-сти, мно-же-ст-вен-но-сти и ав-то-ном-но-сти куль-тур (вме-сто уни-вер-саль-но-сти и един-ст-вен-но-сти куль-ту-ры эво-лю-цио-ни-стов XIX века) и куль-тур-но-го ре-ля-ти-виз-ма. С 1930-х годов про-бле-мы мультикультурализма и меж-куль-тур-ных кон-так-тов (про-цес-сы ак-куль-ту-ра-ции и ас-си-ми-ля-ции) ис-сле-до-ва-лись в кон-тек-сте уси-ли-ваю-щих-ся ми-гра-ций (осо-бен-но из-вест-ны-ми в этой свя-зи ста-ли ра-бо-ты ман-че-стер-ской и чи-каг-ской школ).

С начаоа 1970-х годов, в свя-зи с ис-сле-до-ва-ния-ми эт-нич-но-сти, ак-цент пе-ре-мес-тил-ся на изу-че-ние так называемых по-стми-грант-ских со-об-ществ, су-ще-ст-вую-щих в стра-нах им-ми-гра-ции не-сколь-ких по-ко-ле-ний. В 1990-е годы при-об-ре-ла ак-ту-аль-ность те-ма гло-ба-ли-за-ции и воз-ник-шее в её рам-ках но-вое на-прав-ле-ние ис-сле-до-ва-ний так называемого ми-грант-ско-го транс-на-цио-на-лиз-ма (взаи-мо-дей-ст-вия ми-грант-ских и по-стми-грант-ских со-об-ществ по-верх по-ли-тических гра-ниц), в том числе в кон-тек-сте по-ли-ти-ки мультикультурализма. Эти ис-сле-до-ва-ния ста-ли на-столь-ко по-пу-ляр-ны, что по-ня-тие «мультикультурализм» свя-зы-ва-ет-ся пре-ж-де все-го с по-ли-ти-кой в от-но-ше-нии ми-грант-ских и пост-ми-грант-ских со-об-ществ.

С сеедине XX века по-ли-ти-ка мультикультурализма, на-прав-лен-ная на борь-бу с дис-кри-ми-на-ци-ей, под-держ-ку прав мень-шинств и по-ощ-ре-ние то-ле-рант-но-сти, ста-ла вхо-дить в прак-ти-ку го-су-дарств с муль-ти-куль-тур-ным на-се-ле-ни-ем. В 1949 она бы-ла про-воз-гла-ше-на Кон-сти-ту-ци-ей Ин-дии, в 1970-е годы ста-ла официальной по-ли-ти-кой Ка-на-ды, Ав-ст-ра-лии, не-ко-то-рых стран Западной Ев-ро-пы, вне-дре-на в сфе-ру об-ра-зо-ва-ния США.

Рас-про-стра-не-ние по-ли-ти-ки мультикультурализма свя-зы-ва-ет-ся так-же с оформ-ле-ни-ем в конце 1970-х - начале 1980-х годов по-ли-ти-ки иден-тич-но-сти, вы-ра-зив-шей-ся в мас-со-вых дви-же-ни-ях за пра-ва жен-щин, национальных и сек-су-аль-ных мень-шинств, и «по-ли-ти-ки при-зна-ния», на-прав-лен-ной на их спра-вед-ли-вое и рав-но-прав-ное вклю-че-ние в со-ци-аль-ную, куль-тур-ную и по-ли-тическую жизнь (Ч. Тей-лор). С 1990-х годов эле-мен-ты по-ли-ти-ки мультикультурализма вне-дря-ют-ся в Рос-сии.

С середины 1990-х годов тео-рия и по-ли-ти-ка мультикультурализма под-вер-га-ют-ся кри-ти-ке с по-зи-ций уни-вер-саль-но-сти прин-ци-пов ли-бе-ра-лиз-ма; ука-зы-ва-ет-ся, что ле-жа-щие в его ос-но-ве на-ту-ра-ли-за-ция куль-ту-ры (пред-став-ле-ние о куль-ту-ре как вро-ж-дён-ной и не-из-мен-ной) и куль-тур-ный эс-сен-циа-лизм (рас-смот-ре-ние куль-тур как од-но-род-ных це-ло-ст-но-стей) ве-дут к по-ли-ти-за-ции меж-куль-тур-ных от-но-ше-ний, различным вер-си-ям эт-но-на-цио-на-лиз-ма (смотреть в статье Национа-лизм) и шо-ви-низ-ма; что куль-тур-ный ре-ля-ти-визм при-во-дит к тер-пи-мо-сти по от-но-ше-нию к на-ру-ше-ни-ям прав че-ло-ве-ка и под-ры-ву ос-нов гражданского уни-вер-са-лиз-ма.

В ле-вых кру-гах по-ли-ти-ку мультикультурализма ста-ли ха-рак-те-ри-зо-вать как не-ора-сист-скую, в ко-то-рой по-ня-тие ра-сы бы-ло за-ме-не-но по-ня-ти-ем куль-ту-ры (куль-тур-ный ра-сизм), срав-ни-вая её с южно-африканским апарт-хей-дом. Пред-став-ле-ния о груп-по-вых куль-тур-ных пра-вах и по-ли-тическом пред-ста-ви-тель-ст-ве куль-тур-ных со-об-ществ, от-ли-чаю-щих-ся раз-мы-то-стью груп-по-вой иден-тич-но-сти, при-во-дят к со-зда-нию кор-по-ра-ций на эт-нической ос-но-ве (на-цио-наль-но-куль-тур-ных ав-то-но-мий).

Вы-яви-лись объ-ек-тив-ные про-ти-во-ре-чия ме-ж-ду по-ли-ти-кой под-держ-ки мень-шинств и стрем-ле-ни-ем го-су-дарств к ин-те-гра-ции со-об-ществ ми-гран-тов. Дей-ст-вую-щие муль-ти-куль-тур-ные ре-жи-мы стал-ки-ва-ют-ся с серь-ёз-ны-ми про-бле-ма-ми. В не-ко-то-рых стра-нах Западной Ев-ро-пы по-ли-ти-ка мультикультурализма на-чи-на-ет пе-ре-смат-ри-вать-ся в поль-зу мо-но-куль-ту-ра-лиз-ма и куль-тур-ной ас-си-ми-ля-ции им-ми-грант-ских со-об-ществ.

Дополнительная литература:

Taylor Ch. Multiculturalism and «The politics of recognition». Princeton, 1992;

Kym-licka W. Multicultural citizenship. Oxf., 1995; idem. Politics in the vernacular: nationalism, multiculturalism, and citizenship. Oxf., 2000;

Parekh Bh. Rethinking multiculturalism: cul-tural diversity and political theory. Basing-sto-ke, 2000;

Проблема мультикультурализма в современном мире

1. Мультикультурализм. История понятия и основные подходы

Термин «мультикультурализм» впервые появился в конце 60-х годов ХХ века в Канаде, а в 1971 году уже стал официальным термином, обозначающим правительственный курс. В конце прошлого века частотность его использования стала стремительно расти: если в 1981г. в ведущих американских массовых изданиях он встречался всего 41 раз, то в 1992г. - уже порядка 2000 раз. На рубеже 80-х - 90-х годов ХХ века данный термин стали включать в словари по политологии, социологии и философии, и ныне стоящее за ним понятие стало одной из важнейших категорий современных общественных наук. В одной из крупнейших интернет-поисковых систем «Google» на запрос «мультикультурализм» выдается около 235 тысяч ссылок. Что свидетельствует о большой заинтересованности этим термином в обществе.

По мнению Э.Паина, «мультикультурализм - это совсем “свежая” концепция, которая вошла в научный оборот лишь в конце 1980-х годов и уже в силу своей молодости пока не имеет серьезной теоретической основы. Сам этот термин крайне не определен, хотя и употребляется в последнее время чрезвычайно широко во многих странах мира… Тем не менее, при всей теоретической неопределенности этого концепта, его популярность заложена в основном постулате, признающем самоценность культурного разнообразия страны (региона, всего мира) и принципиальную недопустимость ранжирования культур по принципу «низшая - высшая», «главная - второстепенная»».

Американский исследователь Н.Глейзер определил мультикультурализм как «комплекс разнообразных процессов развития, в ходе которых раскрываются многие культуры в противовес единой национальной культуре». Это одно из самых широких определений мультикультурализма. Так же исследователь выделяет несколько форм мультикультурализма: добавочный, трансформативный и ответвление мультикультурализма - афроцентризм. Добавочный мультикультурализм одна из форм воинствующего мультикультурализма, агрессивность которого становится со временем очевидной. Либеральность в отношении этнокультурных групп порождает маятниковый откат в сторону, противоположную изначальным установкам плюралистической стороны мультикультурализма. Добавочный мультикультурализм Глейзер расшифровывает как факт активного добавления нескольких значимых фигур - представителей миноритарных культурных групп - в политические процессы.

Трансформативный мультикультурализм также относится к воинствующей форме мультикультурализма. В нем, согласно Глейзеру, полная история США переписывается заново, главную роль в которой играют расы и этичности, ранее подвергавшиеся дискриминации.

Афроцентризм по Глейзеру, является ответвлением трансформативного вида мультикультурализма. Будучи изначально направленным на восстановление прав афро-американского компонента населения США, через разумные шаги по включению в образовательный процесс изучения Африканского континента, в экстремальных проявлениях превращается в требования пересмотра хода истории, а также мировых научных и культурных, главных технологических достижений человечества с позиции первенства африканской, в частности негритянской культуры.

С.Бенхабиб (мозаичная теория) под мультикультурализмом понимает точку зрения, согласно которой группы людей и культуры представляют собой четко разделенные и идентифицируемые общности, которые сосуществуют друг с другом подобно элементам мозаики, сохраняя жесткие границы.

2. Мультикультурализм в современном мире

Мультикультурализм до сих пор является одним из наиболее расплывчатых терминов политического лексикона, означающим лишь то, что в него вкладывает каждый говорящий. Защитники мультикультурализма рассматривают его как характеристику современного общества, представленного многообразием культур и как сугубо культурологический принцип, заключающийся в том, что люди разной этничности, религии, рас должны научиться жить бок о бок друг с другом, не отказываясь от своего культурного своеобразия. Такой подход, как правило, не встречает возражений среди серьезных европейских политиков. Они выступают против других сторон мультикультурализма, рассматривая его сквозь призму государственной политики.

Важным отличием от политического либерализма является признание мультикультурализмом прав за коллективными субъектами: этническими и культурными группами. Такие права могут выражаться в предоставлении возможности этническим и культурным общинам управлять обучением своих членов, выражать политическую оценку и так далее. Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла», где предполагается слияние всех культур в одну. В качестве примеров можно привести Канаду, где культивируется мультикультурализм, и США, где традиционно провозглашается концепция «плавильного котла».Мультикультурализм--один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры. Идея мультикультурализма выдвигается главным образом в высокоразвитых обществах Европы, где издавна существует высокий уровень культурного развития. В современной Европе мультикультурализм предполагает прежде всего включение в её культурное поле элементов культур иммигрантов из стран «третьего мира» (в том числе из бывших колоний европейских стран).

Россия, как и многие страны, «обречена» на мультикультурализм. Во-первых, идеи мультикультурализма постепенно усваиваются российским интеллектуальным сообществом. В связи с этим остро стоит вопрос о преодолении ряда недостатков мультикультурализма и его перспективах с точки зрения будущей направленности в русло справедливости, признания, открытости, реального диалога культур. Во-вторых, для России проблема интеграции не может быть ограничена вопросом включения мигрантов в сообщество, так как национальные меньшинства в России - это, прежде всего, народы, живущие преимущественно на своей исторической территории. В этом состоит специфика России как многонационального общества. Продуманная политика, касающаяся всех сторон общественной жизни, в первую очередь, культуры, способна снизить остроту социального неравенства и предупредить конфликт. В-третьих, в России есть все законы, защищающие права человека, они соответствуют всем нормам международного права, прежде всего, речь идет о Конституции РФ, в которой основополагающее место занимают статьи о защите прав гражданина. Российское законодательство и ратифицированные международные акты, создание Ассамблеи народов России представляют не только достаточную юридическую основу для профилактики и пресечения конфликтов на почве национальной, расовой, социальной и конфессиональной вражды, но и предпосылки мультикультурной модели построения общества в России. В третьем параграфе «Поиск практических и теоретических решений проблем мультикультурализма в современной России» акцентируется внимание на поиске решений проблем мультикультурализма в современном российском обществе в условиях мультикультурализма. Ощутимые противоречия процесса становления и развития политики мультикультурализма, характеризующие российское общество в различных его областях, приводят к необходимости переосмысления идей и установок, закрепившихся и бытовавших в нем в течение длительного времени.

В настоящее время политика мультикультурализма является составной частью антинациональной политики, проводимой правительством РФ, а также правительствами государств Европы и Северной Америки.

В настоящее время бытуют всевозможные, порой полярные точки зрения на роль и перспективы мультикультурализма. Для одних мультикультурализм - это необходимое условие, фундамент мирного межкультурного сосуществования. По мнению других, чрезмерное увлечение идеями мультикультурализма может привести к потере самобытности культур. В понимании третьих, настроенных наиболее критично, мультикультурализм ведет не к интеграции общества, а только к усилению в нем сегрегации, а кое-кто вообще говорит о том, что мультикультурализм представляет собой новый тип «модернизированного расизма».

Духовная культура и ее перспективы в современной России

Жанровая классификация детского фольклора

В науке существует множество точек зрения по вопросу об определении понятия «детский фольклор». Так, например, В.П.Аникин к детскому фольклору относит «творчество взрослых для детей, творчество взрослых, ставшее со временем детским...

История развития керамики

Глина, обожженная в костре - первый искусственный материал, полученный человеком. Свойства этого материала раскрывались человеку постепенно. До сих пор треть человечества живет в глинобитных хилишах...

Культура и личность. Культурный человек

Культура и цивилизация: соотношение понятий

В процессе развития гуманитарного знания сложился ряд ведущих подходов к трактовке понятия "цивилизация". Во-первых, это "линейный" подход, рассматривающий цивилизацию как этап культурно-исторического процесса...

Место и функции культуры в обществе

Сущность -- это то главное в предмете, что характеризует его в плане наиболее важного и значительного, сущность -- это истина бытия. Хотя мы привыкли иметь дело с теми или иными проявлениями культуры, ее разновидностями, например театр...

Особенности молодежной субкультуры в современной России

Словарь русского языка С.Н. Ожегова представляет большое количество определений культура. Для нашего исследования интерес представляет следующее определение: "Культура - совокупность достижений человечества в производственном...

Приемы монтажа музыкального видеоклипа. Задачи психоэмоционального воздействия на зрителя

монтаж клиповый музыка зритель Монтаж, на мой взгляд, является главным средством режиссуры и начинается он задолго до съемок -- в голове у автора. В этой главе я приведу несколько понятий монтажа, чтобы дать более конкретное представление о нем...

Репрезентация представлений о жизни и смерти в повседневной культуре

Повседневное - это привычное, обычное и близкое. Это тот жизненный уклад, в котором каждый человек ориентируется свободно. Именно поэтому в первую очередь в данной работе хочется обратиться к самому понятию повседневной культуры...

Современные направления искусства

Для начала нужно разобраться в основных понятиях. Понятие «искусство» - это художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр...

Субкультуры

Слово паркур произошло от французского слова Parkou, произношение которого было изменено основателем для придания ему дикого звучания, оно обозначает - дистанция, полоса препятствий. Социологи рассматривают это молодежное движение...

Сущностные характеристики и особенности "мультикультурализма"

Важнейшей предпосылкой идеи толерантности является представление о плюрализме культурного универсума -- «мультикультурализме»...

Сценарий - как литературная основа массовых праздников и театрализованных представлений

Эпос - устное народное творчество, повествование, излагаемое от первого лица, имеющее хронологический порядок, к которому относятся сказки, сказания, мифы, предания...

Теоретические аспекты понимания культуры

В современных гуманитарных науках понятие «культура» относится к числу фундаментальных. Закономерно, что оно является центральным и в межкультурной коммуникации...

Формирование информационной культуры пользователей библиотек

В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности...

В статье автор рассматривает основные проблемы с определением понятия мультикультурного образования, анализирует различные подходы к организации образования данного типа и выделяет основные цели мультикультурного образования в современном мире..

  • Об организации воспитательной работы со студентами во внеаудиторной деятельности
  • Актуальные вопросы современного высшего технического образования
  • Формирование информационной грамотности у молодёжи при глобализации информационного пространства

Мультикультурное образование на сегодняшний день является одним из самых актуальных направлений современной педагогики, так как современность испытывает необходимость в подготовке человека с новым уровнем мышления - планетарным, что является крайне важным для жизнедеятельности в мире сегодня.

За последние 30 лет ученые, исследователи и организации предлагали или поддерживали многочисленные определения мультикультурного образования. И по сей день нет единой трактовки данного педагогического понятия. В связи с этим Национальная ассоциация мультикультурного образования (США) попыталась внести некую ясность в уточнение дефиниции данного понятия .

Мультикультурное образование представляет собой философскую концепцию, основанную на идеалах свободы, справедливости, равенства, человеческого достоинства, которые признаны в различных документах, таких как Декларация независимости США, конституции Южной Африки и Соединенных Штатов и Всеобщая декларация Прав человека, принятые Организацией Объединенных Наций. Они подтверждают нашу потребность в подготовке студентов к выполнению своих обязанностей во взаимозависимом мире. В нем признается роль, которую школы могут играть в развитии отношений и ценностей, необходимых для демократического общества. Данные документы ценят культурные различия и особый акцент делают на плюрализме, в условиях которого живут ученики, их общины и учителя. Концепция мультикультурного образования бросает вызов всем формам дискриминации в школах и обществе посредством поощрения демократических принципов социальной справедливости .

Мультикультурное образование - это процесс, который пронизывает все аспекты школьной практики, политики и организации как средства обеспечения наивысших уровней академических успехов для всех учащихся. Это помогает студентам развивать позитивную концепцию, предоставляя правдивые знания об истории, культурах и вкладе в общественное развитие различных народов. Таким образом, школьная программа должна непосредственно решать вопросы расизма, сексизма, классицизма, лингвистики, аблимии, эпоксизма, гетеросексизма, религиозной нетерпимости и ксенофобии .

Мультикультурное образование защищает веру в то, что ученики и их жизненные истории и опыт должны быть помещены в центр учебного процесса и что педагогика на практике должна работать в контексте, который хорошо знаком студентам и который затрагивает множество способов мышления . Кроме того, учителя и студенты должны критически анализировать угнетение и властные отношения в своих сообществах, обществе и мире.

Для достижения этих целей мультикультурное образование требует наличия школьного персонала, который компетентен в культурном плане и, в максимально возможной степени, на расовой, культурной и языковой основе. Персонал должен быть грамотным с точки зрения культуры и способным включать всех учеников без исключения в учебный процесс, путем создания среды, которая поддерживает различные взгляды, опыт и демократию . Мультикультурное образование требует комплексной школьной реформы, поскольку мультикультурное образование должно соответствовать всем аспектам жизни школьного сообщества.

Цели мультикультурного образования включают в себя передачу права на самоопределение, достижение права на самоопределение.

Сторонники данного типа образования говорят, что эти цели не могут быть реализованы путем незначительного добавления новых аспектов в учебные программы, а путем преобразования всех учебных программ, чтобы признать разнообразие и почтить множество перспектив. Уроки английского языка, обществознания, истории и литературы являются самой плодотворной почвой для этих изменений.

Педагоги должны помочь студентам увидеть исторические события с разных точек зрения. Это сложная задача, которая требует пересмотра традиционной учебной программы.

Учителя, пропагандирующие мультикультурное образование, сообщают, что они пытаются показать своим ученикам как можно больше перспектив. Ролевая игра оказалась особенно мощной техникой, помогающей студентам понять понимание разных культур. Преподавание истории как истории человечества, а не достижений военных или правительственных лидеров, уделение большего внимания социальной, экономической и культурной истории, а также повседневной жизни добавляет глубину и богатство традиционным учебным программам по истории.

С точки зрения литературы, можно отметить следующее. Учителя могут представить разные перспективы, просто выбрав литературу, написанную людьми из разных культурных групп. Дети разных культур должны распознавать таких людей, как и они, в книгах, и важно попытаться предоставить всем учащимся такой опыт. К счастью, поскольку детская литература становится все более мультикультурной, становится все легче ее преподавать.

Сторонники мультикультурного обучения подчеркивают, что учителя должны изучить мультикультурализм как философское течение. Педагогам нужно развивать понимание культурного разнообразия. Кроме того, лучшее понимание мультикультурного наследия нашей страны поможет учителям понять разнообразные культурные традиции, отношения и мотивацию своих учеников.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что равенство и справедливость - это не одно и то же, и мультикультурное образование пытается предложить всем учащимся равные возможности для обучения, в то же время побуждая учащихся критиковать общество в интересах социальной справедливости.

Список литературы

  1. Гукаленко Ольга Владимировна Теоретико-методологические основы педагогической поддержки и защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве. Автореферат дисс. на соиск. … д. пед. н., Ростов-на-Дону, 2000.
  2. Еныгин Д. В. Педагогические аспекты мультилингвального дискурса/В сборнике: Advances in Science and Technology Сборник статей VIII международной научно-практической конференции. Под редакцией В.Б. Соловьева. 2017. С. 259-260.
  3. Еныгин Д. В. Особенности языковой политики в развитых странах западной Европы//Осовские педагогические чтения "Образование в современном мире: новое время -новые решения". 2014. № 1. С. 309-311.
  4. Еныгин Д. В. Понятийные аспекты подготовки учителей иностранных языков к созданию виртуального педагогического взаимодействия//Филология и культура. 2015. № 1 (39). С. 317-320.
  5. Ladson-Billings G. Culturally Relevant Teaching: The Key to Making Multicultural Education Work. In C.A. Grant (Ed.), Research and Multicultural Education (pp. 106-121). London: Falmer Press, 1992.


Просмотров