Международно правовая защита жертв вооруженных конфликтов план. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

Общая защита. Всем лицам, которые не принимают или перестали принимать непосредственное участие в военных действиях и оказались во власти неприятеля, гарантируется минимальный объем прав. При всех обстоятельствах с покровительствуемыми лицами следует обращаться гуманно без какого-либо неблагоприятного различия.

Гуманное обращение, в частности, означает:

Запрет убийства, пыток, телесных наказаний, увечий, медицинских или научных опытов и др.;

Запрет коллективных наказаний, который применяется не только к уголовным наказаниям, но и к административным санкциям, действиям полиции или иным санкциям;

Право на уважение личности, чести, религиозных убеждений;

Право любого лица, привлеченного к уголовной ответственности, пользоваться обычными правовыми гарантиями.

Личные данные лиц, оказавшихся во власти противной стороны, должны быть зарегистрированы, поскольку состояние войны не может служить оправданием насильственного исчезновения.

Семейная жизнь, насколько это возможно, должна пользоваться уважением, что подразумевает: 1) сохранение единства семьи, обязательство содействовать воссоединению семей; 2) сохранение связи между членами семьи: возможность переписки, посещения лиц, лишенных свободы; 3) предоставление информации о месте нахождении членов семьи.

Защита раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение. Это гражданские лица или лица, вышедшие из строя по причине ранения, болезни или кораблекрушения, независимо от того, к какой стороне они принадлежат. Их правовой статус регулируется Женевскими конвенциями I и II, а также Дополнительным протоколом I.

Каждая сторона должна принимать все возможные меры к тому, чтобы разыскивать и подбирать раненых и больных, ограждать их от ограбления и дурного обращения. Поскольку эти лица прекратили принимать участие в военных действиях, они должны пользоваться уважением и защитой. Им предоставляют медицинскую помощь и уход, которые требует их состояние. Даже при согласии нельзя подвергать таких лиц физическим увечьям, медицинским или научным экспериментам, а также удалению тканей или органов для пересадки, если такие действия не могут быть оправданы медицинскими соображениями. Различия в отношении к раненым и больным можно делать только по медицинским показаниям.

Защита военнопленных. Военнопленными, как правило, являются комбатанты, попавшие во власть неприятеля. Военнопленными также считаются иные категории, к примеру, лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно, если они получили на это разрешение (например, гражданские лица, входящие в экипажи военных самолетов); члены экипажей судов торгового флота и экипажей гражданской авиации. В случае возникновения сомнения относительно права лица на статус военнопленного действует презумпция о сохранении такого статуса, пока он не будет определен компетентным судебным органом. Общую ответственность за обращение с военнопленными несет государство, поскольку военнопленные находятся в его власти, а не во власти лиц, взявших их в плен.



Основные принципы об обращении с военнопленными сформулированы в Женевской конвенции III и Дополнительном протоколе I.

С военнопленными всегда следует обращаться гуманно, военнопленные должны пользоваться защитой, в особенности от всяких актов насилия или запугивания, от оскорблений и любопытства толпы. Военнопленные не могут отказываться полностью или частично от тех прав, которые им предоставлены в соответствии с нормами МГП. К военнопленному не могут применяться меры принуждения для получения каких-либо сведений.

Начало плена связано с установлением личных данных, которые военнопленный обязан сообщить. После взятия в плен, с целью обеспечения безопасности, военнопленные подлежат эвакуации в лагери, расположенные достаточно далеко от зоны военных действий.

Режим военного плена означает правила интернирования военнопленных, условия работы, порядок сношения с внешним миром, взаимоотношения военнопленных с властями. ЖК III подробно определяет условия размещения военнопленных, касающиеся помещений, питания, одежды, гигиены и медицинской помощи (ст. 25-32).

В случае военного плена признаются различия в воинских званиях, в частности, к офицерам и приравненным к ним военнопленным будут относиться с уважением, полагающимся их званию и возрасту, они не могут принуждаться к работе. Другие военнопленные могут быть привлечены к работе, в том числе в принудительном порядке. Однако военнопленный не может быть использован на работах, угрожающих здоровью или опасных (к примеру, разминирование), если он добровольно не дает согласия на выполнение таких работ.

С момента взятия в плен или не позднее, чем через неделю после прибытия в лагерь военнопленному должна быть предоставлена возможность направить два послания: письмо - непосредственно семье и почтовую карточку установленного образца - Центральному Агентству по делам военнопленных. В дальнейшем военнопленные отправляют и получают письма, которые могут быть подвергнуты цензуре.

Находясь во власти неприятеля, военнопленные подчиняются законам и правилам, действующим в вооруженных силах данного государства. За их нарушения военнопленные могут быть подвергнуты уголовным наказаниям и дисциплинарным взысканиям. В случае предания военнопленного суду ему должны быть обеспечены все гарантии справедливого судебного разбирательства. Запрещены коллективные наказания за индивидуальные проступки, всякие телесные наказания, заключение в помещения, лишенные дневного света, пытки или любые проявления жестокости.

Побег военнопленного не служит основанием для судебного преследования. В случае неудачного побега, даже его рецидива, на военнопленного может быть наложено только дисциплинарное взыскание. Если после удавшегося побега лицо снова окажется в плену, оно не подлежит никакому наказанию за побег.

Окончание военного плена . Военный плен может быть завершен следующими способами:

Путем непосредственной репатриации, которая во время военных действий не может быть насильственной, в случае тяжелой болезни или тяжелого ранения. Репатриированные не должны использоваться на действительной военной службе;

Путем госпитализации в нейтральной стране по состоянию здоровья;

Путем освобождения и репатриации по окончании военных действий. При этом заключение мирного договора не является условием репатриации. Неоправданная задержка репатриации военнопленных является серьезным нарушением ДП I (ст. 85).

Защита гражданского населения. Гражданское население состоит из гражданских лиц, которыми, по определению ДП I (ст. 50), являются лица, не претендующие на статус комбатантов. В случае сомнения в отношении того, что лицо является гражданским, оно считается таковым.

Женевская конвенция IV и два Дополнительных протокола 1997 г. устанавливают правила по защите гражданского населения.

Гражданские лица пользуются общей защитой от опасностей боевых действий в случае конфликта как международного, так и немеждународного характера. Гражданские лица не должны становиться объектом нападения. Нападения неизбирательного характера также могут подвергнуть опасности гражданских лиц и потому запрещаются МГП. Акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население, запрещены.

К общим мерам защиты гражданского населения относятся, в частности:

Создание санитарных и безопасных зон и местностей;

Эвакуация из осажденной или окруженной зоны;

Право гражданского населения, которому угрожает голод, на получение помощи.

Во время вооруженных конфликтов возможно ограничение свободы гражданских лиц. Гражданские лица могут быть принудительно поселены или интернированы в том случае, «если это совершенно необходимо для безопасности Державы, во власти которой они находятся» (ст. 42 ЖК IV), или на оккупированной территории «по настоятельным соображениям безопасности» (ст. 78). Такие меры носят исключительный характер. Сразу же по прекращении действия причин, обусловивших интернирование, гражданские интернированные лица должны быть освобождены. Это положение не распространяется на лиц, в отношении которых осуществляются уголовно-процессуальные действия или они отбывают наказание в соответствии с законно вынесенным приговором.

МГП устанавливает правила в отношении лиц, нуждающихся в специальной защите.

Женщины должны пользоваться особым уважением, специально охраняться от всяких покушений на их честь и, в частности, от изнасилования и принуждения к проституции. Женщины, лишенные свободы, должны размещаться отдельно от мужчин. Особым покровительством и защитой пользуются беременные женщины и женщины с малолетними детьми. В отношении таких женщин смертный приговор не приводится в исполнение.

Дети также должны пользоваться особым уважением, им обеспечивается помощь, которая требуется (питание, одежда, медицинская помощь, воссоединение с семьей, воспитание, образование) и защита от непристойных посягательств. В случае лишения свободы, связанного с вооруженным конфликтом, дети содержатся в помещениях, отдельно от взрослых, если это не касается семьи. В случае необходимости дети могут быть временно эвакуированы из района военных действий. Смертный приговор в отношении лиц, не достигших 18 лет, не приводится в исполнение.

Дети не должны принимать непосредственного участия в военных действиях, что означает: 1) запрет для сторон, находящихся в конфликте, вербовать в свои вооруженные силы детей, не достигших 15-летнего возраста; 2) стороны, находящиеся в конфликте, должны следить за тем, чтобы дети, не достигшие 15-летнего возраста, не принимали непосредственного участия в военных действиях. В случае, если дети моложе 15 лет. принимают непосредственное участие в военных действиях и попадают во власть противной стороны, они продолжают пользоваться особой защитой; 3) вербовка в вооруженные силы лиц, не достигших 18-летнего возраста, при условии, что им уже исполнилось 15 лет, не запрещена.

Факультативный протокол 2000 г. к Конвенции о правах ребенка 1989 г., касающийся участия детей в вооруженных конфликтах, повысил минимальный возраст до 18 лет (ст. 1-4). Генеральный секретарь ООН попросил государства направлять в их национальные контингенты предпочтительно солдат не моложе 21 года и ни в коем случае не моложе 18 лет.

Право на особое покровительство и защиту имеют инвалиды (ст. 16 ЖК IV). В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов государства принимают все необходимые меры для обеспечения защиты и безопасности инвалидов в ситуации вооруженного конфликта (ст. И)1.

Журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооруженного конфликта, рассматриваются как гражданские лица, чья личность может подтверждаться соответствующим удостоверением (ст. 79 ДП I). Правовой статус журналистов как гражданских лиц отличается от статуса военных корреспондентов, аккредитованных при вооруженных силах и следующих за ними. Последние имеют право на статус военнопленного. Журналисты пользуются защитой при условии, что они не совершают действий, не совместимых с их статусом гражданских лиц.

Женевские конвенции от 12 августа 1949 года - международно-правовые соглашения о защите жертв войны. Являются основой международного гуманитарного права. Конвенции приняты 12 августа 1949 года на Дипломатической конференции и вступили в силу 21 октября 1950.

Женевские конвенции требуют от сторон, участвующих в конфликте, проводить различие между гражданским населением и непосредственными участниками военных действий (комбатантами) с целью обеспечения защиты гражданского населения и гражданских объектов. Запрещены нападения как на гражданское население в целом, так и на отдельных мирных граждан.

Нападения должны быть направлены только против военных объектов. Лица, которые не принимают или прекратили принимать участие в боевых действиях (включая военнопленных), имеют право на уважение их жизни, а также физической и психической неприкосновенности. Таким людям должна быть обеспечена защита и гуманное обращение при всех обстоятельствах без какой бы то ни было дискриминации.

Запрещено убивать или наносить ранения противнику, который сдался в плен или не может более принимать участия в боевых действиях.

Запрещено также применять оружие или методы ведения боевых действий, способные вызвать ненужные потери или излишние страдания.

Раненым и больным необходимо оказать медицинскую помощь, независимо от того, к какой стороне в конфликте они принадлежат. Необходимо обеспечить защиту медицинского персонала и медицинских учреждений, а также их транспорта и оборудования.

Эмблема красного креста или красного полумесяца на белом фоне является знаком этой защиты. Лица и объекты, использующие эмблемы красного креста и красного полумесяца, не могут подвергаться нападению. В то же время, нельзя использовать эмблему неправомерно. В 2005 году был принят третий Дополнительный протокол, который учредил дополнительную эмблему, красный кристалл.

Взятые в плен участники военных действий и гражданские лица, находящиеся во власти противника, имеют право на сохранение жизни, уважение их достоинства, личных прав и убеждений (политических, религиозных и иных). Они должны быть защищены от любых насильственных действий и репрессалий. Они имеют право на переписку со своими семьями и на получение помощи. Каждому человеку должны быть предоставлены основные судебные гарантии.

Гуманные принципы этих, а также предыдущих соглашений, тем не менее, часто игнорируются на практике. По оценкам специалистов, во время Первой мировой войны число жертв среди мирного населения составляло около 10 процентов, во время Второй мировой войны - около 50 процентов, а в настоящее время число жертв среди мирного населения во время военных конфликтов нередко составляет около 90 процентов всех жертв

IV Гаагская конвенция 1907 г. вводит норму, согласно которой право воюющих сторон применять средства поражения противника не является неограниченным.

Согласно этой конвенции, а также дополнительным протоколам к Женевским конвенциям 1949 г., запрещено:

Использовать яды или отравленное оружие;

Убивать или ранить противника, который, положив оружие или не имея возможности обороняться, сдался;

Отдавать приказ не оставлять никого в живых, а равно угрожать или действовать таким образом;

Использовать оружие, боеприпасы или материалы, созданные с целью причинить излишние страдания;

Употреблять не по назначению флаг перемирия, национальный флаг, знаки различия и униформу, равно как и эмблемы, определенные в Женевской конвенции;

Уничтожать или конфисковывать собственность врага, если только это не продиктовано военной необходимостью;

Наносить удары по незащищённым городам, селениям и зданиям;

Объявлять приостановленными или лишенными силы права или требования подданных неприятельской державы.

Кроме того, запрещается использовать подданных неприятельской державы против их страны, даже если они состояли на военной службе в этом государстве до начала войны.

Во время осады или бомбардировки необходимо заботиться о том, чтобы по возможности не пострадали здания, предназначенные для нужд религии, искусства, науки, благотворительности, а также госпитали, памятники истории и места сбора раненых и больных, если только эти здания не используются в военных целях.

Грабеж и мародёрство запрещены.

В Петербургской декларации 1868 г. зафиксирована следующая идея: поскольку целью войны является ослабление противника путем выведения из строя как можно большего числа людей, то применение оружия, причиняющего бессмысленные страдания человеку, выведенному из строя, или делающего его смерть неизбежной, противоречит принципам гуманизма.

19. Понятия: комбатанты и некомбатанты, добровольцы и наемники, разведчики и шпионы, их сущности и различия.

Комбатанты (воюющие) - лица из состава вооруженных сил стороны, находящейся в международном вооруженном конфликте (за исключением военно - медицинского и военно - духовного персонала).

Признаки (по Гаагской конвенции 1907 г.):

1) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных;

2) имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак

3) открыто носят оружие

4) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны

Некомбатанты: В международном праве некомбатантами признаются лица, не входящие в состав вооружённых сил воюющих государств, а также хотя и входящие в состав действующей армии (в качестве обслуживающего персонала), но не принимающие непосредственного участия в сражении с оружием в руках.

Согласно Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 года и Дополнительному протоколу I 1977 г. к этим конвенциям, к некомбатантам относятся медицинский, интендантский персонал, военные юристы, корреспонденты, духовные лица.

Разведчик - лицо из состава вооруженных сил, которое собирает сведения на территории, контролируемой противной стороной, носит при этом форменную одежду своих вооруженных сил, не действует обманным путём и не прибегает преднамеренно к тайным методам.

Шпион – такое лицо, которое, действуя тайным образом или под ложным предлогом, собирает или старается собрать сведения в районе действия одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне. Шпион не имеет права на статус военнопленного.

Доброволец – это лицо, добровольно поступающее в армию одной из воюющих сторон.

Наемник – лицо, добровольно вступающее в воинские формирования, ведущие вооруженную борьбу в защиту противоправных колониальных, расистских и иных подобных режимов, против национально-освободительных движений. Не имеет права на статус комбатанта, военнопленного.

Военнопленный – попавшее во власть неприятеля лицо. Среди военнопленных могут быть как комбатанты, так и некомбатанты.


Похожая информация.


Муниципальное образование Динской район станица Динская

Урок по обществознанию

в 9 классе на тему:

« Международно – правовая защита жертв вооружённых конфликтов ».

Лукина Наталья Николаевна

АОУ СОШ № 4

станицы Динской

Тема урока: Международно – правовая защита жертв вооружённых конфликтов.

«Священно не общество, не государство, не нация, а Человек…»

Н. Бердяев.

Дата: ___________________________________

Цели урока: - способствовать пониманию учащимися необходимости регулирования действий и участия в вооружённом конфликте нормами международного гуманитарного права;

Познакомить учащихся с механизмами защиты прав человека в военное время;

Помочь учащимся получить знания об основополагающих принципах и положениях международного гуманитарного права;

Способствовать формированию активной гражданской позиции;

Содействовать формированию у учащихся отрицательного отношения к войне, насилию, произволу;

Воспитывать правовую культуру;

Формировать у учащихся гуманистическое мировоззрение;

Формировать навыки работы в группе, умение высказывать своё мнение, умение анализировать источники, сопоставлять факты, работать с таблицами, понятиями.

Оборудование: Раздаточный материал

Презентация по МГП

Компьютер

Интерактивная доска

Основные термины и понятия: Человек

Защита прав человека

Конвенция

Ратификация

Международное гуманитарное право

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания по теме: Социальные права.

Опрос рассчитан на 5- 7 минут и проводится устно по вопросам:

а). Что означает понятие «социальное государство»?

б). Кто и почему, согласно нашим законам, имеет право на социальное обеспечение?

    Изучение нового материала по плану:

а). Жертвы вооружённых конфликтов;

б). Международное гуманитарное право;

в). Особенности и значение международного гуманитарного права.

    Жестокое лицо войны.

Война – это всегда трагедия. Сколько безмерных страданий и горя связано с ней! Война лишает человека крова, тепла, заставляет страдать от голода, жить в постоянном страхе за своих близких. Разрушительная сила войны беспредельна. Война калечит и убивает людей. Две мировые войны двадцатого столетия вплотную поставили человечество перед проблемой сохранения цивилизации. Первая мировая война по своей жестокости и потерям превзошла все прежние войны. В неё было втянуто около 1,5 миллиарда человек, в военных действиях участвовали свыше 65 млн. человек. Погибло в боях около 10 млн. человек, было ранено свыше 21 млн. человек. Материальный ущерб составил свыше 280 млрд. долларов.

За 6 лет второй мировой войны погибло свыше 62 млн. чел. Количество погибших среди гражданского населения почти сравнялось с числом погибших в боях, достигнув катастрофических цифр – 28 млн. человек. В войну вовлечено 72 государства, примерно 80 % населения планеты. Непосредственно в военных действиях участвовали 110 млн. человек. Война нанесла колоссальный ущерб, она обошлась народам в 4 триллиона долларов. Великая Отечественная война унесла жизни свыше 26 млн. человек.

Потрясённое последствиями второй мировой войны международное сообщество в Уставе ООН объявило противоправным использование государствами силы для разрешения споров.

Пункт 4 статьи 2 Устава ООН гласит «Все члены Организации Объединённых наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или её применения …»

(Однако государство вправе прибегнуть к силе в случае вооружённого нападения на него - право на индивидуальную или коллективную самооборону закреплено в статье 51 Устава ООН. Правомерным также является использование вооружённых сил в соответствии с решением Совета Безопасности ООН, принятых в целях поддержки или восстановления международного мира и безопасности.)

Государства обязаны мирными средствами разрешать возникающие разногласия, но не смотря на то, что международное сообщество прилагает серьёзные усилия, чтобы не допустить развязывания войн, за последние 50 лет количество вооружённых конфликтов в мире увеличилось. Ежегодно в мире их происходит более 30. Они унесли свыше 30 млн. человеческих жизней. И это не только солдаты и офицеры, но и мирные жители – дети, женщины, старики…

По данным военных историков за последние 3400 лет на Земле было лишь 250 лет всеобщего мира.

Во все времена вооружённые конфликты причиняли людям глубокие страдания, приводили к тяжёлым человеческим и материальным потерям. Осознавая это, человечество на протяжении веков стремилось найти способы смягчить бедствия, вызываемые вооружёнными конфликтами.

Но можно ли защитить людей, которые не являются вооружённой силой (это гражданское население) или уже не могут воевать (раненые, больные, военнопленные).

Опыт, накопленный человечеством, содержит и отрицательный, и положительный ответ на эти вопросы.

Отрицательный опыт

Положительный опыт

1. История также даёт немало примеров мучительной смерти раненых, пыток и расстрелов военнопленных, грабежей мирного населения, страданий женщин, детей, стариков от голода и холода…

Приведите пример:

Но история знает и другие примеры.

1. Археологи, изучавшие памятники древнего Египта, нашли запись, датируемую II тысячелетием до нашей эры «Накорми врага своего»

2. В 1785 году Фридрих Великий и Бенджамин Франклин заключили договор, в котором обязались содержать и кормить военнопленных как собственных солдат.

И таких примеров, как отрицательных, так и положительных в истории немало.

Рассмотрим ситуацию, стр. 193 учебника.

1. Кто такой Анри Дюнан?

2. Каков главный результат деятельности Анри Дюнана?

Благодаря деятельности Анри Дюнана позднее были сформулированы нормы, защищающие:

Раненых и больных в действующих армиях;

Военнопленных;

Лиц из состава вооружённых сил на море, потерпевших кораблекрушение;

Гражданское население в зоне вооружённого конфликта и на оккупированной территории.

В 1860 году возникает организация, которая впоследствии стала называться Международным комитетом Красного креста.

В 1864 году принята женевская конвенция об улучшении участи раненых на поле боя.

В России подобная организация, оказывающая помощь раненым во время военных конфликтов, была основана великой княгиней Еленой Павловной в Санкт- Петербурге во время Крымской войны в 1854 году. Во время обороны Севастополя сёстры милосердия под руководством выдающегося хирурга Н.И. Пирогова оказывали помощь раненым и больным. Из 202 медсестёр 17 погибли.

Назовите имя прославившейся в годы Крымской войны сестры милосердия?

Анри Дюнан позднее напишет, что пример этой общины сестёр милосердия повлиял на его деятельность.

В 1867 году Россия ратифицировала Женевскую конвенцию.

Объясните значение термина ратификация?

В 1899 и 1907 годах была принята Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны.

Назовите известные вам из истории три закона сухопутной войны?

В 1949 году приняты Женевские конвенции о защите жертв войны.

Почему?

Эти международные документы с многочисленными дополняющими их протоколами содержат правовые нормы, которые принято называть международным гуманитарным правом.

Так что же такое международное гуманитарное право?

II . Международное гуманитарное право.

МГП – это правовые нормы, закреплённые в международных документах о защите жертв войны.

Кто такие жертвы войны?

Давайте познакомимся с документом, стр. 194-195 учебника. Читаем. Определяем – права военнопленных.

Права военнопленных:

1. На уважение их жизни и достоинства;

2. На гуманное обращение с ними.

Помимо военнопленных и раненых МГП защищает и мирное население.

Презентация.

Субъектом МГП, участником международных правоотношений главным образом является государство.

III . Особенности и значение МГП.

Особенности:

1. Цель МГП – защита жизни и достоинства человека в условиях войны;

2. МГП регулирует отношения между государством и гражданами государства противника;

3. МГП не может исключить войну из жизни человечества, не может ограничить бедствия, вызываемые войной;

4. МГП включает в себя нормы, которые лишь ограничивают некоторые действия рамками, обусловленными военной необходимостью.

Значение:

1. МГП содержит нормы, предусматривающие санкции за нарушение установленных правил;

2. МГП содержит понятие военные преступления – действия, которые включают в себя применение запрещённых международными соглашениями средств и методов войны.

Работа с учебником – стр. 198

Вывод:

По подсчётам институтов, занимающихся вопросами военной истории, со времени окончания Второй мировой войны было только 26 дней абсолютного мира По другим расчётам с менее строгими критериями, в среднем за год, начиная с 1945 года, насчитывается только три дня без войны.

В последнее время, военные конфликты стали более частыми и продолжительными. Но самое страшное, основными жертвами войны в большинстве своём, становится гражданское население, т.е. страдают самые незащищённые слои населения. Войны в жестокой слепоте своей соединяют несоединимое – детей и смерть, поэтому так актуальна, сегодня международно-правовая защита жертв в условиях вооружённых конфликтов.

Проводится рефлексия

Подведение итогов

Выставление оценок

Тема: «Международная правовая защита

жертв вооружённых конфликтов»

(международное гуманитарное право).

Учитель: Принято считать, что XX век дал человечеству цивилиза­цию и культуру. Но он был богат и войнами.

Ассоциации

В Первой мировой войне принимали участие 38 стран, под ружья было поставлено более 70 млн. человек, а общие потери вое­вавших стран составили примерно 10 млн. убитых и 20 млн. раненых, вдвое больше, чем за весь предыдущий век.
В XX веке войны приобрели глобальный характер и потому получили название мировых.
В начале Первой мировой войны нормы международного права были беззастенчиво попраны. (Применение хим.оружия)
Во Вторую мировую войну оказалось втянуто 61 госу­дарство, в которых проживало до 80% населения планеты. Военные дей­ствия велись не только на суше, но и на всех океанах, охватив гигантские области Евразии, Северной Африки и Океании. В армии было призвано примерно 11О млн. человек. Погибло 65 млн. человек, приблизительно по­ловину из которых составляли жертвы среди гражданского населения, страдавшего от массированных обстрелов, бомбардировок с воздуха и карательных акций.
Всего две бомбы, сброшенные США на японские города Хиросиму и Нагасаки привели к мгновенной гибели бо­лее 100 тысяч японцев, и еще примерно 400 тысяч получили смертельную дозу облучения.
На оккупированных территориях завоеватели вводили жестокий режим, основанный на насилии и ограблении коренного населе­ния. Концлагеря, которые в годы первой мировой войны использовались преимущественно для военнопленных, во Второй мировой войне стали пунктами массового уничтожения не только солдат, но и гражданского населения противника. К концу войны в Германии и оккупированных ею странах действовало до 1,1 тыс. таких «фабрик смерти». За несколько лет через них прошло около 18 млн. человек, примерно две трети из которых погибли.

(На экране факты:

За последние 3500 лет на Земле было лишь 250 лет всеобщего мира;

За последние 50 лет количество вооружённых конфликтов в мире увеличилось; ежегодно их происходит более тридцати, они унесли свыше 30 млн. человеческих жизней;

В современной войне, по прогнозам экспертов, соотношение убитых может быть 10 гражданских лиц на одного военнослужащего.)

Учитель: Война есть война, вооружённые люди одной армии убивают воинов армии противника. Но можно ли защищать людей, которые не являются вооруженной силой или уже не могут воевать? Опыт, накопленный человечеством, содержит и отрицательный и положительный ответ. Можно ли привести примеры гуманного отношения врага к побеждённым?

(примеры учащихся)

Работа учащихся с высказываниями античных мыслителей:

«Война – зло; её ведут с помощью больших несправедливостей и насилия, но для честных людей и на войне существуют законы».

Плутарх

«Когда гремит оружие, законы молчат».

Цицерон

Вопрос учащимся: Какое из высказываний более соответствует современным представлениям о войне и законах? Почему?

Вывод по 1-ому вопросу: Во все времена вооружённые конфликты причиняли людям глубокие страдания, приводили к большим человеческим и материальным потерям. Война – это всегда трагедия. Человечество, осознавая это, на протяжении веков стремилось найти способы смягчить бедствия, вызываемые вооружёнными конфликтами.

Переход ко 2-у вопросу:

Вопрос к учащимся : Как вы считаете, совместимы ли такие понятия как «право» и «война»?

Управление ситуацией вооружённого конфликта с помощью правовых норм выгодно ли обеим противоборствующим сторонам? Почему? Что является наиболее разумным: надеяться на случайное проявление милосердия или быть уверенным, что всем, кто нуждается в помощи, она будет оказана и предоставлена защита на основании законов, исполнение которых обязательно? Должно ли государством защищаться мирное население?

Международное гуманитарное право - отрасль международного права, представляющего собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооружённых конфликтов.
Учитель: Еще в глубокой древности некоторые военачальники, следуя обычаю, не позволяли своим подчиненным казнить пленных, приказывали щадить женщин и детей, запрещали отравлять колодцы. Эти обычаи со временем оформились в нормы обычного права, которыми руководствовались противоборствующие стороны. В ряде случаев воюющие заключали письменные соглашения о соблюдении правил гуманного обращения с противником. Однако вплоть до второй половины XIX века такие соглашения не носили всеобщего характера и, как правило, действовали лишь во время одного сражения или одной войны. Первым письменным многосторонним международным договором стала Женевская конвенция 1864 г. , которая кодифицировала неполные и разрозненные древние законы и обычаи войны об отношении к раненым воинам. Отныне государства, присоединившиеся к конвенции, брали на себя обязательство относиться к раненым на поле боя с уважением и оказывать им помощь, даже если они принадлежат к стороне противника.
Запись в тетради.
Военнопленные - участники военных действий, захваченные в плен неприятельской стороной во время международного вооруженного конфликта.
Жертвы войны - раненые и больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные, гражданское население.

В каких случаях мы еще с вами говорим о жертвах? (техногенные катастрофы, природные и тд)

Учитель: Мы живем в 21 веке. удастся ли поставить заслон бесчеловечности, насилию? Во многом это зависит от нас, от нашего умения договориться, жить по правилам. Относиться друг к другу гуманно даже в условиях самого жестокого противостояния
Какие же источники приняты за основу международного гуманитарного права? Но прежде, чем с ними познакомиться, мы попробуем сами сформулировать меры государства по отношению к..
1-я группа – разработать положения, защищающие раненых, больных

2-я группа – разработать положения, защищающие военнопленных.
3-я группа – выработать положения, защищающие гражданское насе­ление.

Переход к 3-у вопросу.

А теперь Я предлагаю вам познакомиться с основными источника­ми международного гуманитарного права. (Документы)
Прежде всего ими являются четыре Женевские конвенции 1949 г. и два Дополнительных протокола к ним 1977 г.
Каждая из четырех Женевских конференций включает положения, предоставляющие правовую защиту конкретной категории жертв воору­женных конфликтов.

Вопрос: Как должны вести себя противоборствующие стороны в ходе вооружённых конфликтов?

Общий вывод: Стороны в ходе вооруженных конфликтов должны вести себя, исходя из принципов гуманности и уважения прав. МГП накладывает ограничения и запреты. МГП обеспечивает и защиту детей.

Вопрос учителя: У вас обязательно должен возникнуть вопрос: кто же должен обеспечивать соблюдение прав жертв вооружённых конфликтов? Такая организация есть – это Международный Комитет Красного Креста, который является частью единого Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца. МККК был основан в 1863 г. В Женеве и выступает в качестве нейтрального посредника между противниками. МГП является юридической базой деятельности МККК.

Выступление с презентацией

Какие вы еще знаете организации или ярких представителей, которые занимаются защитой гражданского населения в опасное время?

Доктор Лиза Глинка, которая погибла 25 декабря 2016 года в авиакатастрофе. Исполнительный директор Международной общественной организации «Справедливая помощь». Член Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека

Некоторые положения международного гуманитарного права закреплены и в Конституции РФ 1993 г.(Ст. 15)

Конституция Российской Федерации

(извлечение)
Статья 15
(...) 4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Придерживается ли наше государство международного гуманитарного права?
Вывод: Поведение сторон конфликта должно базироваться на принципах гуманности и уважения права. МГП налагает ограничения и запреты, устанавливает права и обязанности воюющих сторон, устанавливает границы поведения сторон вооруженных конфликтов.

Переход к 4 вопросу.

Ответственность за нарушения норм международного гуманитарного права.

Учитель: За нарушения норм МГП наступает ответственность как на международном, так и на национальном уровне.

Государство несёт международно-правовую ответственность за последствия всех противоправных действий каждого своего военнослужащего. Оно должно обеспечить восстановление законности и при необходимости возместить потерпевшей стороне причиненный ущерб.

Лицо, нарушившее международное гуманитарное право, не может рассчитывать на освобождение от ответственности и наказания, даже если это нарушение было совершено с санкций официальных властей.

Согласно Женевским конвенциям 1949 г. и Дополнительных протоколов 1977 г., государства – участники взяли на себя обязательство ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить серьёзные нарушения этих договоров. Серьёзные нарушения определены как «Военные преступления». Серьёзными нарушениями являются:

Преднамеренное убийство;

Пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты;

Преднамеренное причинение тяжёлых страданий или серьёзного увечья, нанесение ущерба здоровью;

Взятие заложников;

Произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемое военной необходимостью.

Уголовный кодекс РФ включает главу 34 «Преступление против мира и безопасности человечества». Эта глава включает статью 356 «Применение запрещенных средств и методов ведения войны», которая устанавливает уголовную ответственность за некоторые нарушения МГП. Применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ, наказывается лишением свободы на срок до 20 лет.

Известны ли вам случаи нарушения международного гуманитарного права? Приведите примеры

Вывод по 4 вопросу:

Женевские конвенции и Дополнительные протоколы к ним классифицируют ряд нарушений МГП как военные преступления , за которые предусматривается уголовная ответственность. Лица, совершившие военные преступления, должны быть привлечены к уголовной ответственности и понести наказание на основании внутреннего законодательства.

Переход к 5-у вопросу.

Значение МГП.

    МГП защищает жизнь и достоинства человека в условиях войны.

    МГП не может исключить войны из жизни человечества, но может ограничить бедствия, вызываемые войной.

    МГП устанавливает нормы, которые или абсолютно запрещает некоторые действия воюющих сторон, или ограничивает ряд действий, которые диктуются военной необходимостью.

    МГП соблюдается далеко не всегда, но его наличие побуждает многих людей соблюдать эти правила, а также осудить тех, кто их нарушает.

    Страны, участники Женевских конвенций, обязаны обеспечить уголовные наказания для лиц, совершивших серьезные нарушения МГП.

    МГП является юридической базой деятельности Международного комитета Красного креста (МККК), который оказывает большую помощь жертвам вооружённых конфликтов.

Обсуждение проблемного вопроса.

Идея гуманизма и человеколюбия на войне – заблуждение или реальность?

Вопрос к учащимся: Почему в международных соглашениях имеется положение об изучении МГП, как военными, так и гражданским населением?

Вывод : Непросто следовать принципам МГП. Это требует от человека большой работы над собой. Он должен подавить в себе чувство мести, увидеть в самых сложных ситуациях ценность человеческой жизни. Понимание того, что соблюдение норм МГП необходимо приходит тогда, когда человек осознает, что любой может оказаться во власти противника. В этой ситуации каждый предпочтет правовую защиту беззаконию и произволу.

Человечество вступило в третье тысячелетие. Каким оно будет? Удастся ли поставить заслон бесчеловечности и насилию? Наверное, во многом это зависит от нас, от нашего умения договариваться, жить по правилам, относиться друг к другу гуманно даже в условиях самого жестокого противостояния.

Группа №1

Глава I . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1

Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются при любых обстоятельствах соблюдать и заставлять соблюдать настоящую конвенцию.

Статья 3

В случае вооруженного конфликта, не носящего международного характера и возникающего на территории одной из Высоких Договаривающихся Сторон, каждая из находящихся в конфликте сторон будет обязана применять, как минимум, следующие положения:

1. Лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, включая тех лиц из состава вооруженных сил, которые сложили оружие, а также тех, которые перестали принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения или по любой другой причине,
должны при всех обстоятельствах пользоваться, гуманным обращением без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев.

С этой целью запрещаются, и всегда и всюду будут запрещаться следующие действия в отношении вышеуказанных лиц:

а) посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в
частности, всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и
истязания;

б) взятие заложников;

с) посягательство на человеческое достоинство, в частности, оскорбительное и унижающее обращение.

2. Раненых и больных будут подбирать, и им будет оказана помощь.
Беспристрастная гуманитарная организация, такая как Международный Комитет Красного Креста, может предложить свои услуги сторонам, находящимся в конфликте.

Глава II РАНЕНЫЕ И БОЛЬНЫЕ

Статья 12

Личный состав вооруженных сил и прочие лица, указанные в следующей статье, в случае их ранения или болезни, должны пользоваться покровительством и защитой при всех обстоятельствах.

Стороны, находящиеся в конфликте, во власти которой они окажутся, обеспечат им гуманное обращение и уход, без какой-либо дискриминации по таким причинам, как пол, раса, национальность, религия, политическое убеждение или другие аналогичные критерии.

Вопросы:

    О чём договариваются страны, подписавшие данные конвенции?

    Каким должно быть отношение к раненым и больным военнослужащим действующих армий?

    Какие права имеют раненые и больные военнослужащие?

Группа №2

Раздел II

Постановления общего характера о защите военнопленных.

Статья 11

Раненые и больные воюющей стороны, оказавшиеся во власти противника, будут считаться военнопленными, и к ним будут применяться нормы международного права, касающиеся военнопленных.

Статья 12

Военнопленные находятся во власти неприятельской Державы, но не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. Независимо от ответственности, которая может пасть на отдельных лиц, держащая в плену Держава, но не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. Независимо от ответственности, которая может пасть на отдельных лиц, держащая в плену Держава несет ответственность за обращение с военнопленными.

Статья 13

С военнопленными следует всегда обращаться гуманно. Любой незаконный акт или бездействие со стороны держащей в плену Державы, приводящие к смерти военнопленного, находящегося в ее власти, или ставящие здоровье военнопленного под серьезную угрозу, запрещаются и будут рассматриваться как серьезные нарушения настоящей конвенции.

Статья 14

При любых обстоятельствах военнопленные имеют право на уважение к их личности и чести.

Военнопленные полностью сохраняют свою гражданскую правоспособность, которой они пользовались во время захвата в плен.

Статья 15

Держащая в плену Держава обязана бесплатно обеспечить содержание
военнопленных и также врачебную помощь, которую потребует состояние их здоровья.

Как следует обращаться с военнопленными? Кто несёт за это ответственность?

Какие права имеют военнопленные?

Группа №3

РАЗДЕЛ III .

ПОЛОЖЕНИЯ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА

О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ ОТ НЕКОТОРЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ВОЙНЫ

Статья 13

Участники вооружённых конфликтов должны делать различие между гражданским населением и военным. Гражданские лица и гражданские объекты не должны быть объектом нападения. Недопустимы бомбардировки и обстрелы жилых кварталов.

Статья 14

Еще в мирное время Договаривающиеся Стороны, а после начала военных действий стороны, находящиеся в конфликте, могут создавать на своей собственной территории, а в случае необходимости, на оккупированных территориях, санитарные и безопасные зоны и местности, организованные таким образом, чтобы оградить от действий войны раненых и больных, инвалидов, престарелых, детей до 15-летнего возраста, беременных женщин и матерей с детьми до 7-летнего возраста.

Статья 16

Раненные и больные, а также инвалиды и беременные женщины будут пользоваться особым покровительством и защитой.

Статья 20

Участники вооружённых конфликтов должны соразмерять возможный ущерб гражданскому населению с ожидаемым военным результатом.

Статья 24

Находящиеся в конфликте стороны будут принимать необходимые меры, чтобы дети до 15 лет, осиротевшие или разлученные со своими семьями вследствие войны, не были предоставлены сами себе и чтобы при всех обстоятельствах их содержания, выполнение обязанностей, связанных с их религией, и их воспитание. Их воспитание, если это возможно, будет поручено людям тех же культурных традиций.

Выдержки из Дополнительных протоколов к Женевским конвенциям.

Часть II. Гуманное обращение

Статья 4

Детям, не достигшим 15-летнего возраста, обеспечивается необходимая забота и помощь.

Статья 5

Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не подлежат вербовке в вооружённые силы.

Статья 6

В целях защиты от последствий вооружённых конфликтов, дети, не достигшие 15-летнего возраста, должны быть эвакуированы в специальные безопасные зоны.

Вопросы:

    Что требуется от участников вооружённых конфликтов по отношению к мирным жителям?

    Как должны поступать военные если их действия могут повлечь за собой жертвы среди гражданских лиц?

    Каким должно быть отношение к детям, не достигшим 15-летнего возраста?

Международное гуманитарное право и защита жертв вооружённых конфликтов. Запрещённые способы и средства ведения боевых действий

Деятельность государств в необычных, экстремальных условиях международных отношений, в период войны или вооруженного конфликта, регулируется принципами и нормами, относящимися к международному гуманитарному праву. Мировое сообщество, сталкиваясь с реально существующими войнами, со временем пришло к необходимости ограничения насилия посредством выработки договоров, соглашений, конвенций, определяющих права и обязанности воюющих сторон, так называемые правила ведения войны.

В древности правила ведения войны существовали в форме обычаев, которые традиционно складывались и закреплялись во внутригосударственном законодательстве. Например, в законах Ману устанавливались строгие ограничения насилия, в период боевых действий запрещалось: употреблять отравленное оружие; убивать безоружных, пленных, просящих пощады, спящих и раненых. В отношениях между государствами Древней Греции существовала обычная норма, согласно которой война не должна была начинаться без ее объявления, смерть на поле сражения давала право на погребение; при захвате городов нельзя было убивать укрывавшихся в храмах; военнопленные подлежали обмену или выкупу и лишь в крайних случаях обращались в рабство.

Гуманизация вооруженных конфликтов значительно ускорилась в XIX веке с появлением общественных организаций, которые развернули свою деятельность во многих странах. В России во время Крымской войны (1853 - 1856 гг.) была создана Крестовоздвиженская община сестер милосердия, оказывавшая помощь раненым и больным на поле боя. Руководил ею русский хирург Н. И. Пирогов.

В 1863 г. в Женеве был создан постоянный Международный Комитет помощи раненым - будущий Международный Комитет Красного Креста (МККК). Основателями комитета стали швейцарские подданные Дюнан, Муанье, генерал Дюфур, врачи Аппиа и Монуар. В 1864 году швейцарское правительство созвало международную конференцию для выработки документа о помощи жертвам войны. В ней приняло участие 12 государств. Участники конференции подписали первую многостороннюю Конвенцию о защите раненых и больных во время войны (1864 г.). Женевская конвенция стала первым письменным документом международного гуманитарного права. За короткий срок более 50 государств, в том числе и Россия, присоединились к ней.

В целях обеспечения выполнения личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации общепринятых правил ведения военных действий издано Наставление по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденное министром обороны Российской Федерации. Оно содержит основные положения документов международного гуманитарного права, которые являются обязательными для всех военнослужащих при подготовке и в ходе ведения боевых действий.

Международное гуманитарное право (право вооруженных конфликтов)

Международное гуманитарное право, именуемое в некоторых нормативных правовых актах как «право вооруженных (военных) конфликтов» или «право войны», представляет собой применяемую в период военных конфликтов систему правовых принципов и норм, содержащихся в международных договорах (соглашениях, конвенциях, протоколах) или являющихся следствием установившихся обычаев ведения военных действий.

Цель международного гуманитарного права - облегчить, насколько возможно, бедствия и лишения, приносимые военными действиями, как их непосредственным участникам, так и лицам, непосредственно не принимающим в них участие, а также защитить объекты, не имеющие военного значения.

Предмет регулирования данной отрасли права включает межгосударственные отношения, возникающие по поводу:

Начала и окончания войны или вооруженного конфликта;

Нейтралитета государств, не участвующих в войне (вооруженном конфликте);

Ограничения воюющих в выборе способов (методов) и средств ведения боевых действий;

Защиты жертв войны и культурных ценностей во время войны (вооруженного конфликта); условий военной оккупации; ответственности государств и физических лиц за нарушение норм международного гуманитарного права.

Основными принципами международного гуманитарного права являются принципы гуманизма; недопустимости дискриминации жертв войны; международно-правовой ответственности государств и уголовной ответственности физических лиц за нарушение норм права; ограничения воюющих в выборе способов и средств ведения боевых действий; разграничения военных и гражданских объектов; защиты законных прав участников военных действий и неотъемлемых прав гражданских лиц; ненападения на гражданское население.

Основными источниками международного гуманитарного права, которые реализуют данные принципы в виде конкретных положений, требований и норм, являются:

Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г.;

Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.;
- Женевский протокол о запрещении применения на войне удушающих, ядовитых или подобных газов и бактериологического оружия 1925 г.;

Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава ВС на море, 1949 г.;

Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г.;

Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 г.;
- Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г.;

Дополнительные протоколы I, II 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. о защите жертв войны;

Гаагская конвенция о защите культурных ценностей 1954 г.;

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия и об их уничтожении 1972 г.;

Конвенция о запрещении разработки, производства и применения химического оружия 1993 г.;

Конвенция о запрещении применения конкретных видов обычного оружия 1981 г. и I, II, III протоколы к ней.

В настоящее время Российская Федерация является участником практически всех международных договоров в области международного гуманитарного права.

Положения и нормы международного гуманитарного права базируются на едином понимании всеми государствами и их гражданами, прежде всего из состава вооруженных сил, сущности и содержания основных субъектов, объектов и процессов, которые являются неотъемлемыми составными частями такого сложного социального явления, как война или вооруженный конфликт. Поэтому в содержании основных документов международного гуманитарного права всегда присутствуют определения тех или иных ключевых понятий, характеризующих те или иные субъекты военного конфликта, а также те или иные его стороны и отношения между ними. К основным субъектам международного гуманитарного права относятся законные участники военного конфликта: «комбатант» (воюющий), «некомбатант», а также «лицо, находящееся под защитой», статус которых определен Женевскими конвенциями и дополнительными протоколами к ним (рис.1).

Рис. 1 Статус физических лиц воюющих сторон

Комбатанты (воюющие) - лица из состава вооруженных сил стороны, находящейся в международном вооруженном конфликте (за исключением военно-медицинского и военно-духовного персонала).

Комбатантами в ряде случаев могут признаваться партизаны, лица, входящие в добровольческие отряды, ополчение и движение Сопротивления, а также некоторые другие категории лиц.

Они имеют право принимать непосредственное участие в боевых действиях и в случае захвата противником получать статус военнопленного. Комбатанты обязаны соблюдать в своих действиях нормы международного гуманитарного права и отличать себя от гражданского населения, по крайней мере, открытым ношением оружия в ходе боя или на виду у противника перед вступлением в бой.

Некомбатантами признаются лица, не входящие в состав вооруженных сил воюющих государств, а также хотя и входящие в состав действующей армии (в качестве обслуживающего персонала), но не принимающие непосредственного участия в сражении с оружием в руках. Они имеют специальный правовой статус в случае задержания их неприятелем.

Таким образом, различия в правовом положении комбатантов и не- комбатантов связываются с правом непосредственного участия в боевых действиях. Комбатанты в процессе военного конфликта вправе применять к неприятелю высшую меру насилия, т.е. уничтожать его, в то время как некомбатанты лишь обслуживают и обеспечивают боевую деятельность вооруженных сил и вправе применять оружие только в целях самообороны.

К лицам, находящимся под защитой международного гуманитарного права, относятся имеющие право на защиту или на особый статус, нападение на которых запрещается (рис. 2). К ним относятся лица, не принимающие участия в военных действиях (гражданские, находящиеся на территории противника и оккупированной территории, интернированные, медицинский, интендантский и духовный персонал, персонал сил гражданской обороны, персонал, отвечающий за защиту и охрану культурных ценностей), и лица, переставшие принимать участие в военных действиях (военнопленные, раненые, больные и лица из состава вооруженных сил, потерпевшие кораблекрушение, парламентеры и сопровождающие их лица, персонал вооруженных сил, участвующий в гуманитарных акциях).

Рис.2 Лица, находящиеся под защитой международного гуманитарного права

Наряду с законными участниками в международном гуманитарном праве упоминается и о других особых участниках военных конфликтов, к которым относятся наемники, шпионы. Для участников контртеррористических операций в Чеченской Республике и других республиках Северного Кавказа термин «наемники» имел и в настоящее время продолжает иметь под собой реальную основу. Что же с точки зрения международного права представляют собою наемники?

Впервые это понятие было сформулировано в ст. 47 Дополнительного протокола 11977 года. В соответствии с ней наемник - это лицо:

а) специально завербованное на месте или за границей, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;

б) фактически принимающее участие в военных действиях;

в) принимающее участие в военных действиях с целью получить личную выгоду, материальное содержание которой значительно превышает вознаграждение, выплачиваемое комбатантам, входящим в личный состав вооруженных сил данного государства;

г) не являющееся гражданином государства, находящегося в конфликте, или не проживающее на его территории;

д) не входящее в личный состав вооруженных сил сторон, находящихся в конфликте;

е) не посланное государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

Наемники не признаются законными участниками вооруженных конфликтов, на них не распространяется режим военного плена, и, более того, с точки зрения международного права они являются уголовными преступниками, которые должны нести ответственность перед судом.

Защита жертв вооруженных конфликтов

Одним из важнейших направлений международного гуманитарного права является международно- правовая защита жертв вооруженных конфликтов. К важнейшим правовым актам в данной сфере относятся Женевские конвенции 1949 года о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним, касающиеся защиты жертв вооруженных конфликтов. В них речь идет об обеспечении воюющими государствами в период войн и вооруженных конфликтов международно-правовой защиты следующим категориям лиц: раненым, больным, лицам, потерпевшим кораблекрушение из состава вооруженных сил на море, военнопленным, а также гражданскому населению, находящемуся в районе боевых действий, т.е. предоставления им такого статуса, который гарантировал бы гуманное обращение с ними и исключал насилие, издевательство, глумление над личностью. Кроме того, к жертвам военного конфликта международное гуманитарное право относит пропавших без вести, умерших (погибших). Принцип защиты жертв войны обязывает воюющих охранять интересы названных лиц, обращаться с ними при всех обстоятельствах гуманно и предоставлять им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход. Между ними не должно проводиться никакого различия независимо от цвета кожи, исповедания, религии, пола, национального и социального происхождения, политических и других убеждений. При этом следует учитывать, что жертвы вооруженных конфликтов пользуются уважением и находятся под защитой международного гуманитарного права, если они воздерживаются от любых враждебных действий по отношению к вооруженным силам.

В отношении раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, а также лиц, которые приравнены к ним по правовому положению, запрещаются следующие действия: посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки, истязания, надругательство над человеческим достоинством, взятие заложников, коллективные наказания, угрозы совершить любое из перечисленных деяний, проведение медицинских или научных экспериментов, лишение права на беспристрастное и нормальное судопроизводство, применение практики апартеида и другие негуманные и унижающие действия, оскорбляющие достоинство личности, основанные на расовой дискриминации. Международное гуманитарное право обязывает воюющих принимать все возможные меры к тому, чтобы разыскивать и подбирать раненых и больных, ограждать их от ограбления и дурного обращения. При этом воюющие стороны могут обращаться к местным жителям с просьбой подбирать и ухаживать за ранеными и больными под их контролем, предоставляя, изъяснившим желание выполнять такую работу необходимую помощь и льготы.

Военные власти должны разрешать гражданскому населению и благотворительным обществам, даже в районах вторжения или оккупированных районах, по собственной инициативе подбирать раненых и больных и ухаживать за ними. При этом никто из таких лиц не должен подвергаться преследованию или быть осужденным за то, что он ухаживал за ранеными или больными. В тех случаях, когда позволяют обстоятельства войны, стороны должны заключать соглашения о перемирии или о прекращении огня или же местные соглашения для того, чтобы подобрать раненых, больных, оставшихся на поле боя, транспортировать их, обеспечить доступ к ним медицинского персонала, а также произвести обмен между ними.

В содержание принципа защиты жертв войны входит также обеспечение воюющими правового режима военнопленных. Из международного гуманитарного права вытекает, что правами военнопленных пользуются комбатанты и некомбатанты. Женевская конвенция об обращении с военнопленными (ст. 4) более конкретно говорит о том, кто считается военнопленным. Это попавшие во власть неприятеля следующие лица: лица, принадлежащие к личному составу вооруженных сил воюющего государства, ополчения, добровольческих отрядов, движений сопротивления, партизаны, а также лица, сопровождающие вооруженные силы, но не входящие в их состав непосредственно, члены экипажей судов торгового флота и другие.

В случае сомнения в отношении того, является ли лицо, принимающее участие в боевых действиях и попадающее во власть противника, военнопленным, оно считается военнопленным до тех пор, пока его статус не будет определен судебным органом.

Говоря о правовом режиме военнопленных, нужно подчеркнуть, что нормы международного гуманитарного права исходят из того, что военнопленные находятся во власти неприятельского государства, но не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. Именно государства должны обеспечивать соблюдение надлежащего правового режима военнопленных и нести ответственность за его нарушения.

В основе правового статуса рассматриваемой категории лиц лежит норма, согласно которой с военнопленными следует всегда обращаться гуманно. Никакие физические или моральные пытки и другие меры принуждения не могут применяться к военнопленным для получения от них каких-либо сведений. Они не могут быть подвергнуты научным или медицинским опытам, физическому калечению. К офицерам и приравненным к ним следует относиться с уважением, полагающимся по их званию и возрасту. После взятия в плен военнопленные эвакуируются в лагеря, которые должны быть расположены достаточно далеко от зоны военных действий. Они не могут посылаться в районы, где могли бы подвергаться действию огня, а также использоваться для прикрытия каких-либо пунктов или районов военных операций.

Допрос должен проводиться на понятном им языке, без применения пыток и других мер принуждения. При допросе каждый военнопленный обязан сообщить только свои фамилию, полное имя, воинское звание, дату рождения и личный номер или за неимением такового другую равноценную информацию. Если он сознательно нарушает это положение, то лишается преимуществ, предоставляемых военнопленным его звания или положения. Все вещи и предметы личного пользования, за исключением оружия, лошадей, воинского снаряжения и военных документов, остаются в их владении. Военнопленные никогда не должны оставаться без удостоверений личности. Держащая в плену сторона выдает удостоверения тем, у кого их нет. Знаки различия и государственной принадлежности, отличия и предметы, имеющие главным образом субъективную ценность, не могут быть изъяты у военнопленного. Деньги, находящиеся у них, могут быть отобраны только по распоряжении офицера и только после того, как в специальном реестре будут зарегистрированы размеры денежных сумм и данные об их владельцах. Последним выдается расписка об изъятии у них денег. Ценные вещи у военнопленных могут быть изъяты только по соображению безопасности. Указанные вещи, а также изъятые у военнопленных деньги возвращаются им по окончании их плена в том виде, в каком они были отобраны.
Военнопленному с момента взятия в плен и не позднее семи дней после прибытия в сборный пункт, а также в случае его заболевания, отправки в медицинский пункт (госпиталь) и другой сборный пункт предоставляется возможность заполнить и отправить в Центральное справочное агентство карточку-извещение о взятии в плен. Кроме того, он имеет право письменно сообщить своей семье о состоянии своего здоровья и факте взятия в плен.

Привлечение к опасным видам работ (в том числе к разминированию) может осуществляться только с письменного согласия самих военнопленных.

Военнопленные из числа командного состава могут привлекаться к работам только в качестве руководящих или контролирующих работу военнопленных рядового состава.
Исключительно важным элементом принципа защиты жертв войны является международно-правовая охрана гражданского населения. На недопустимость нападения воюющих сторон на мирное население указывалось еще в Петербургской декларации об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 года. В ней отмечалось, что «единственная законная цель, которую должны иметь государства во время войны, состоит в ослаблении военных сил неприятеля».

Исторический опыт современных вооруженных конфликтов свидетельствует о всевозрастающих масштабах жертв среди гражданского населения. Если в Первую мировую войну военные потери составляли 95 процентов, а потери среди гражданского населения - 5 процентов, то во Второй мировой войне военные потери равнялись 52 процентам, а гражданские возросли до 48 процентов. Причем тенденция к увеличению потерь среди гражданского населения имела место и в последующих войнах: во время войны в Корее военные потери составили 16, а гражданские - 84 процента; в период агрессии США во Вьетнаме они составляли соответственно 10 и 90 процентов, в ходе агрессивной войны Израиля в Ливане удельный вес жертв среди гражданского населения увеличился до 95 процентов. В международном гуманитарном праве содержится определение гражданского населения. Под ним понимаются гражданские лица, не принадлежащие ни к одной категории участников вооруженного конфликта и непосредственно не принимающие участия в военных действиях.

Гуманитарные нормы в отношении данной категории жертв вооруженного конфликта направлены на то, чтобы способствовать смягчению порождаемых войной страданий гражданского населения, особенно детей. К гражданским не должны применяться никакие меры ни физического, ни морального порядка в целях получения от них или от третьих лиц каких-либо сведений.

Воюющим государствам в ходе вооруженного конфликта запрещается причинять физические страдания гражданскому населению или предпринимать какие-либо меры, приводящие к его гибели. Это запрещение распространяется не только на убийства, пытки, телесные наказания, увечья, медицинские, научные опыты, но равным образом и на всякое другое грубое насилие со стороны гражданских или военных представителей воюющей стороны.

Кроме того, в отношении гражданского населения запрещаются следующие действия: коллективные наказания, использование голода в качестве метода ведения войны, физическое или моральное воздействие, террор, грабеж, взятие заложников. Воюющие стороны не должны использовать передвижение гражданского населения или отдельных гражданских лиц для защиты определенных объектов, пунктов или районов от нападения.

Запрещенные способы и средства ведения боевых действий

В целях избежать излишних страданий и неоправданных жертв среди гражданского населения и причинить обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде, сопряженный с боевыми действиями, международное гуманитарное право устанавливает запреты и ограничения воюющим сторонам в выборе способов (методов) и средств их ведения. Этот принцип выражается в формуле: «воюющие не пользуются неограниченным правом в выборе средств нанесения вреда неприятелю» (Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны от 18 октября 1907 г.). Это положение нашло подтверждение в Дополнительном протоколе I к Женевским конвенциям 1949 г. о защите жертв войны: «право сторон, находящихся в конфликте выбирать методы или средства ведения войны, не является неограниченным».

К запрещенным способам (методам) ведения боевых действий относятся:
- убийство или ранение гражданских лиц;

Убийство или ранение лиц, которые, сложив оружие или не имея средств защищаться, сдались в плен;

Убийство парламентера и сопровождающих его лиц;

Нападение на лиц, покидающих на парашюте терпящее бедствие воздушное судно и не совершающих враждебных действий в течение всего времени спуска на землю до предоставления возможности сдаться в плен (за исключением лиц, совершающих десантирование в составе воздушных десантов и в других случаях использования десантирования с парашютом для выполнения боевой задачи);

Принуждение подданных противной стороны принимать участие в боевых действиях, направленных против их государства, даже в том случае, если они были на его службе до начала войны;

Отдача приказа никого не оставлять в живых, угрожать этим или вести боевые действия на этой основе;

Взятие заложников;

Вероломство;

Использование голода среди гражданского населения для достижения военных целей; уничтожение, вывоз или приведение в негодность объектов, необходимых для его выживания;

Использование не по назначению международной отличительной эмблемы Красного Креста (Красного Полумесяца), международных отличительных знаков гражданской обороны и культурных ценностей, международного специального знака особо опасных объектов, белого флага парламентера, других международно-признанных отличительных знаков и сигналов, использование форменной одежды противника и отличительной эмблемы Организации Объединенных Наций, кроме как с разрешения этой организации;

Нападение неизбирательного характера, в том числе поражение объектов (целей), которое может повлечь потери среди гражданского населения и ущерб гражданским объектам, несоразмерные преимуществу над противником, которое предполагается получить в результате боевых действий;

Террор в отношении гражданского населения;

Нападение на медицинские формирования, санитарно- транспортные средства, имеющие надлежащие отличительные эмблемы (знаки) и использующие установленные сигналы;
- огневое поражение населенных пунктов, портов, жилищ, храмов, госпиталей при условии, что они не используются в военных целях;

Уничтожение культурных ценностей, исторических памятников, мест отправления культа и других объектов, составляющих культурное или духовное наследие народов, а также их использование в целях достижения успеха в боевых действиях;

Уничтожение или захват собственности противника, кроме случаев, когда такие действия вызываются военной необходимостью;

Отдача на разграбление города или местности.

К запрещенным средствам ведения боевых действий относятся те из них, которые причиняют излишние страдания своими поражающими свойствами, а также конкретные виды обычного оружия неизбирательного действия, использование которого вызывает чрезмерные повреждения или страдания:

Снаряды весом менее 400 граммов, которые являются разрывными или снаряженными взрывчатым или зажигательным составом;

Пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в теле человека, как специально произведенные, так и приспособленные к такому воздействию впоследствии;

Яды или отравленные боевые средства;

Удушливые ядовитые и другие подобные газы и бактериологические средства;

Средства воздействия на природную среду, которые имеют обширные, долговременные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда;

Любое оружие, основное действие которого заключается в нанесении поражений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей;

Мины, мины-ловушки или другие устройства, специально спроектированные для срабатывания от излучения миноискателя или иного неконтактного влияния в ходе разведки (поиска) мин;

Любые самодеактивирующиеся мины, оснащенные элементом неизвлекаемости, который может функционировать после приведения самой мины в неработоспособное состояние;

Противопехотные мины, которые не обнаруживаются с помощью общедоступных миноискателей;

Мины-ловушки, устанавливаемые вне военных объектов и каким- либо образом соединенные или ассоциирующиеся с международными отличительными эмблемами (знаками или сигналами); больными, ранеными или трупами; местами захоронения (кремации), могилами; медицинскими объектами, оборудованием, имуществом или транспортом; детскими игрушками или предметами, специально предназначенными для детей; продуктами питания или напитками; кухонной утварью и принадлежностями (за исключением находящихся в воинских частях); предметами явно религиозного характера; историческими памятниками, произведениями искусства или местами отправления культа; животными или их трупами;

Самодельные мины-ловушки, выполненные в форме кажущихся безвредными предметов;

Дистанционно установленные мины, не соответствующие техническим требованиям, закрепленным в соответствующем международном договоре;

Зажигательное оружие, при любых обстоятельствах применяемое против гражданского населения и гражданских объектов, а также для уничтожения лесов и иного вида растительного покрова, за исключением случаев, когда такие природные элементы используются противником в военных целях;

Лазерное оружие, специально предназначенное для причинения постоянной слепоты органам зрения человека, не использующего оптические приборы;

Бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие;

Химическое оружие, в том числе химические средства, а также снаряды для их применения.

Таким образом, нормы международного гуманитарного права устанавливают достаточно конкретные ограничения и запреты на применение определенных методов и средств ведения боевых действий.

Их нарушение влечет за собой меры судебного преследования и наказания лиц, организовавших, совершивших или приказавших совершить действия, квалифицируемые как военные преступления или преступления против человечества по международному и (или) внутригосударственному праву.

Во вводной части занятия при обосновании актуальности темы руководителю занятия следует подчеркнуть необходимость в современных условиях ограничения насилия посредством выработки договоров, соглашений, конвенций, определяющих права и обязанности воюющих сторон.

При изложении материала по первому учебному вопросу руководителю занятия необходимо особое внимание уделить разъяснению целей, содержания, принципов и основных субъектов современного международного гуманитарного права военных конфликтов.

При изложении материала по второму учебному вопросу руководителю занятия надо раскрыть содержание понятия «жертвы вооруженных конфликтов», а также основные правила поведения военнослужащих по отношению к различным категориям жертв конфликтов. Целесообразно привести примеры современных вооруженных конфликтов, свидетельствующие о масштабах жертв среди гражданского населения.

При изложении материала по третьему учебному вопросу руководителю занятия необходимо раскрыть основные запреты и ограничения воюющим сторонам в выборе способов (методов) и средств ведения боевых действий.

В заключительной части занятия руководителю целесообразно дать рекомендации по самостоятельному изучению рекомендованной литературы.

1.Наставление по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации

2. Батырь В., Гордиевский А. Международное гуманитарное право о законах и обычаях войны // Ориентир. - 2002. - № 8.

3. Гордиевский А. Под защитой права // Ориентир. - 2003. - № 8.

4. Сучков В. Нормы международного гуманитарного права о ведении вооруженных конфликтов и миротворческих операций //Ориентир. - 2007. - № 12.

Полковник запаса,кандидат военных наук, доцент Александр Лебедев



Просмотров