Методическая разработка классного часа на тему: «Огонь ошибок не прощает. Классный час (2 класс) на тему: Классный час Огонь ошибок не прощает

Тема. Огонь ошибок не прощает. .

Цель классного часа : познакомить учащихся с правилами поведения при пожаре.

Задачи:

Рассказать о роли огня в жизни человека;

выявить причины, приводящие к возникновению пожара;

составить памятку о поведении при пожаре.

Развивать интерес учащихся, усилить бдительность ребят, воспитывать чувство ответственности.

Ход классного часа

Учитель:

Ребята разгадайте загадку: «Накормишь – живет, напоишь – умрет»

Ученики : Огонь.

Учитель:

Верно, это огонь, и говорить мы сегодня будем об огне.

Давайте вспомним, как огонь попал к людям.

Ученики:

(древние люди огонь добывали трением, высекали искры из камня.)

Учитель:

А давайте совершим путешествие в древнюю Грецию.

На экране демонстрируется отрывок из мультфильма о Прометее.

Учитель : Кто же такой Прометей?

Ученики:

Это легендарный древнегреческий герой, подаривший огонь людям.

Учитель:

Как жили люди без огня?

Ученики:

Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы.

От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры.

Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага – люди не варили пищу, не грелись около огня.

Учитель : Как он помог людям?

Ученики:

Он нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав ее в пустом стебле тростника, принес людям на землю.

Учитель:

Огонь стал надежным товарищем и помощником людей.

Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы не использовался огонь.

Учитель:

Как же люди используют огонь?

Ученики:

Люди используют огонь для приготовления пищи,

при изготовление стекла и кирпича,

огонь нужен для обжига керамических изделий,

для отопления жилища др.

Учитель.

Можно еще долго перечислять, как помогает всем нам огонь и в быту, и на производстве, но нужно всегда помнить, что неосторожное обращение с огнем, шалости с огнем, могут привести к беде. Посмотрите на экран, вот к чему могут привести игры с огнем. «Пожары»

Учитель : Давайте дадим определение слову ПОЖАР.

Ребята высказывают своё мнение и в конце с помощью учителя выводят определение:

«Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства».

А теперь мы отправимся в прошлое и выясним, когда и кем была организованна первая пожарная охрана.

Внимание на доску

С 1689 года Петр Великий приказал тушить пожары силами московских стрельцов, сотских старост и посадских людей.

В 1803 году Александр I подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны.

Первая пожарная команда в Киеве была организована в 1841 году, в ее состав входили 25 человек.

17 апреля 1918 года бы подписан Декрет “О государственных мерах борьбы с огнем”. Этот день и стал днем образования пожарной охраны.

Учитель : Дома, в которых мы живем, обеспечены газом, электроприборами. Почти каждая семья пользуется разнообразными предметами бытовой химии. В жилых домах пожары возникают значительно чаще, чем в общественных или производственных зданиях. Причины пожаров во всех случаях одни и те же.

Вот теперь я прошу вас подумать что может стать причиной возгорания.

(Учащиеся работают в парах, после обсуждения учитель принимает ответы детей)

· Неосторожное обращение с огнем (90 %).

· Небрежное использование бытовых нагревательных приборов.

· Нарушение правил противопожарной безопасности при эксплуатации сети и электропроводки.

· Неумение правильно эксплуатировать газовые приборы.

· Возгорание телевизоров, радиоаппаратуры.

· Неправильное устройство и неисправности печей и дымоходов.

· Шалости детей с огнем.

Учитель:

Статистика показывает, что обычно от 15 до 20 % общего количества пожаров происходит от шалости детей с огнем или нагревательными приборами. Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров.

Каждый третий погибший в огне человек – ребенок.

Работа в группах .

Давайте разделимся на 4 группы и разберём ситуации «Поведение при пожаре»

Каждая группа получает карточку.

Если горит телевизор.

1. Пожар на балконе (лоджии).

2. Дым в подъезде.

3. Пожар в многоэтажном здании.

Ответы на карточки:

1. Если горит телевизор

Необходимо:

Обесточить телевизор или полностью квартиру (помещение);

Сообщить о возгорании в пожарную охрану «01»;

Отключенный телевизор залейте водой через отверстия задней стенки, находясь при этом сбоку от аппарата, или накройте его плотной тканью.

Если горение продолжается, то остается - выбросить телевизор через окно на улицу. Но прежде чем бросить, не забудьте посмотреть вниз.

Если телевизор взорвался и пожар усилился, не подвергайте жизнь опасности, покиньте помещение, закрыв дверь.

2. Пожар на балконе (лоджии).

Попытайтесь потушить подручными средствами (водой, стиральным порошком, мокрой плотной тканью, землей из-под цветов и т. п.).

Если огонь набирает силу, то немедленно покиньте балкон, плотно закрыв за собой дверь, чтобы вслед Вам не проник огонь.

Закройте все форточки и двери, не создавайте сквозняка!

В ходе тушения можно выбрасывать горящие вещи и предметы вниз, убедившись предварительно, что там нет людей.

Предупредите соседей с верхних этажей, что у вас пожар.

3. Дым в подъезде.

Позвоните в пожарную охрану.

Если дым не густой и Вы чувствуете, что дышать можно, то попробуйте определить место горения (квартира, почтовый ящик, мусоросборник и т.п.), а по запаху - что горит (электропроводка, резина, горючие жидкости, бумага и т. п.).

Если Вам удалось обнаружить очаг, то попробуйте его потушить самостоятельно или при помощи соседей подручными средствами.

Если потушить пожар не представляется возможным, то оповестите жильцов дома и, не создавая паники, попробуйте выбраться наружу.

Если, выйдя в подъезд, Вы попали в густой дым, то нужно немедленно вернуться в квартиру и плотно закрыть дверь. А дверные щели и вентиляционные отверстия, в которые может проникать дым, необходимо заткнуть мокрыми тряпками.

Если дым проникает, то покиньте прихожую и закройтесь в комнате.

И последнее, что Вы можете сделать - это выйти на балкон, и постараться привлечь к себе внимание.

Помните, что огонь и дым на лестничной клетке распространяются только в одном направлении - снизу вверх.

4. Пожар в многоэтажном здании.

Позвоните в пожарную охрану.

Постарайтесь сохранять спокойствие и выдержку, успокойте находящихся рядом людей.

Помогайте тем, кто скован страхом и не может двигаться, разговаривайте с ними спокойно и внятно, поддерживайте под руки.

Не входите туда, где большая концентрация дыма!

При заполнении помещений, коридоров дымом идите в сторону не задымленной лестницы либо к выходу, но только не к лифту. Пользоваться лифтом во время пожара категорически запрещается.

Держитесь за стены, поручни, дышите через носовой платок или одежду.

Если из-за густого дыма, повышенной температуры и огня Вы не можете выйти на лестницу или в коридор, нужно немедленно вернуться обратно, плотно прикрыв за собой дверь следует выйти на балкон, лоджию, плотно прикрыв дверь.

Захватите с собой намоченное одеяло, ковер, другую плотную ткань, чем Вы сможете накрыться от огня в случае его проникновения через дверной и оконный проемы, но такой защиты хватит ненадолго.

Если внизу под Вами нет огня и в комнате оставаться опасно, то попробуйте спуститься на этаж ниже, используя крепко связанные простыни, шторы, веревки и т. п.

Учитель:

Чтобы избежать беды при пользовании электроприборами, нужно знать одно очень важное правило. А узнаем мы его после того, как разгадаем кроссворд.

1. Его мы смотрим целый день,

с дивана слезть нам даже лень.

Что это, ребята? (Телевизор)

2. Он хозяйке помогает, пыль в квартире убирает,

У него внутри насос, он зовется … (Пылесос)

3. Он мальчишкам помогает, проводки для них паяет.

Над железками начальник, называется … (Паяльник)

4. В каждом доме круглый год Дед Мороз у нас живет.

Он отличный морозильник, а зовется … (Холодильник)

5. Я поехала на юг и взяла с собой … (Утюг)

6. Испеку гостям я манник, заварит чай электро … (Чайник)

7. На сцене всегда освещает нас рампа,

А дома нам светит настольная … (Лампа)

8. Он хозяюшку балует, режет овощи, шинкует

Знает много вкусных тайн, это кухонный … (Комбайн)

Учитель : Вот оно правило. Ты его знай. Электроприборы всегда …

Все : Выключай!

Давайте вместе с вами мы вспомним главные правила поведения при пожаре.

Вызвать пожарных по телефону “01”.

Если загорелся электроприбор, постараться отключить его, вынув шнур из розетки сухими руками.

Небольшой очаг возгорания попытаться потушить, накрыв его одеялом и таким образом перекрыв доступ кислорода.

Если есть возможность, покинуть помещение через дверь или по пожарной лестнице.

Дышать следует через мокрую тряпку или полотенце, передвигаться, пригнувшись вниз к полу, так как едкий дым поднимается вверх.

Если нет возможности покинуть помещение, не открывать окна и форточки, так как приток воздуха усиливает горение.

Заткнуть щели под дверью мокрой тряпкой, чтобы препятствовать доступу едкого дыма.

Дышать через мокрую тряпку или полотенце и лечь на пол, ждать пожарных.

Первая помощь при ожогах.

Наложить чистую марлевую повязку.

Срочно госпитализироваться в больницу или позвонить “03” и ждать “Скорую помощь”.

Учитель: эти правила помогут вам, если случится беда.

Методическая разработка классного часа на тему:

« Огонь ошибок не прощает»

Цель:

Совершенствование знаний по пожарной безопасности, ознакомление учащихся с законами о пожарной безопасности.

Задачи урока:

Обучающие: изучить правила пожарной безопасности, законы о пожарной безопасности;

Развивающие: умение не теряться в экстремальных ситуациях

Воспитательные: чувство ответственности за пожарную безопасность

Вид используемых на уроке средств ИКТ: Интернет, мультимедийный компьютер,

Раздаточный материал: проверочный тест.

На доске высказывание К.Циолковского « Человеку дан разум и наука на то, чтобы обезопасить себя от всякого бедствия».

План урока

1. Организационный момент. Приветствие.

2. Актуализация темы классного часа. 3. Беседа с бойцом пожарной части. 4.Изучение правил пожарной безопасности. 5.Тестирование.

Ход урока

Вступительное слово: (слайд 1) Жизнь каждого человека бесценна. Важнейшими правами человека является право на жизнь и неприкосновенность. Для того чтобы гарантировать гражданам эти права, в нашем государстве действуют правоохранительные органы, служба спасения, создаются специальные нормативно- правовые акты. Однако очень многое зависит от самих людей. От их стремления соблюдать законы, не причинять вреда друг другу, от их ответственности и неравнодушия, умения предвидеть и распознавать опасности, соблюдать несложные правила безопасности. (слайд 2) Эпиграфом нашего мероприятия будут слова Циолковского: « Человеку дан разум и наука на то, чтобы обезопасить себя от всякого бедствия». Жизнь и безопасность во многом зависят от ответственного отношения к себе и окружающим. Поэтому правила безопасности в школе, на улице, в быту должны стать для вас неотъемлемой частью. Вы часто слышите слово безопасность, как вы думаете. что оно означает? По словарю Ожегова: «Безопасность –это положение, при котором не угрожает опасность кому- нибудь, чему- нибудь.» Речь на уроке пойдет о пожарах. Сообщение о статистике пожаров в мире, подготовленное учеником. (слайд 3.4) Он уничтожает все: имущество, жилище, а иногда забирает и человеческие жизни. Ежегодно на земном шаре возникает свыше 5 миллионов пожаров, гибнет большое количество людей, разрушаются здания и различная техника. На 1 миллион человек в России при пожарах погибает более 100. За 2010 год зарегистрировано 111 301 пожаров, погибло 6 610 человек, из погибших – 235 детей, травмы различной степени тяжести получили 7 643 человека, материальный ущерб от пожаров в городах оценивается в 4 100 690 000 рублей. 80% пожаров происходит в жилье. Гибель и травматизм людей от дыма и огня составляет 9 случаев из 10. Ни для кого не секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей. Сообщение о статистике пожаров на территории России, подготовленное учеником. (слайд 5,6) С начала пожароопасного сезона 2010 года на территории России возникло 23 900 пожаров, что превышает показатель горимости за аналогичный период прошлого года на 24 %. Площадь, пройденная пожарами, составляет более 744 тыс. гектаров. 65 человек (33,9%). Сообщение о статистике пожаров в районе, подготовленное учеником (слайд 10) Учитель: (слайд 11) Люди научились добывать и сохранять огонь. Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие - пожар. Во все времена люди сталкивались с пожарами. Давайте с вами разберем, что же такое пожар и пожарная безопасность? Пожар – это чрезвычайное происшествие; огонь, вышедший из – под контроля. В 1994 году впервые в России был введен в действие Федеральный закон «О пожарной безопасности». Пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Сообщение ученика: (слайд12) Первые общественные пожарные дружины в России появились в середине девятнадцатого века. Одной из достопримечательностей русских городов стала пожарная каланча. Многие десятилетия каланча была самой высокой точкой города. В течение 19-го века стали выпускать пожарные насосы, складные лестницы, изготовлен первый пожарный автомобиль. Как все – таки правильно называть пожарных – «пожарник» или «пожарный»? Раньше «пожарниками» называли лжепогорельцев, которые прикидывались пострадавшими от огня, чтобы получить милостыню. Сегодня слово «пожарный» означает - «боец пожарной команды» и употребляется чаще в официальной речи, а слово «пожарник» - в разговорной. (слайд 13) Пожарный – это не просто профессия, это особое состояние души. Настоящий пожарный не знает, что такое усталость, не знает слов «не могу». В любое время суток, в любую погоду, в любом состоянии и настроении он готов идти в огонь и в воду. Спасти и помочь. Такая цель стоит перед пожарными России каждый день. Человеческое горе – это то, что они видят перед собой постоянно. Экстремальная ситуация для них – ситуация штатная и каждый день – война, они ежедневно сражаются за людей. Звучит музыка Слайды «пожарные»(слайды 14,15,16) Стихотворение «Пожарный» читает ученик: Людская жизнь в огне проклятом. Трещит он, пламенем клубя. Ребенка крик. Он там – на пятом! Одна надежда – на тебя. И ты пошел, боец пожарный, Забыв на время обо всем. Лишь высота, злой дым угарный, Да схватка с яростным огнем.

Один этаж. Второй. И третий … Рискован, сложен, труден путь. Да разве может страх и трепет Тебя назад сейчас вернуть! А цель близка. Ещё движенье. И пульс стучит в висках тугой И каждый мускул в напряженье – Судьба решается тобой. В том вихре искр, в дыму, в удушье Нашел дитя. Взглянул в глаза … И та доверчивость не душу – Всего, как болью, обожгла. Держа в руках конец веревки, Сказал мальцу: «Держись, сынок!» С богатым опытом сноровки, Вернуть его на землю смог. Все позади. А руки, руки, А обожженное лицо... «Боец, ты вынес столько муки!» «Да что там! Спас, в конце концов». «Нет, ты герой». «Да будет, братцы, Так сделал бы из вас любой». Большая честь – за жизнь сражаться. И подвиг здесь, и долг святой. Учитель: К нам на классный час пришел пожарный …… Вопросы учащихся гостю: Расскажите, пожалуйста, о трудностях вашей профессии. Почему вы выбрали эту профессию? Как долго вы работаете в этой профессии? Учитель: Значительную часть своей жизни вы проводите в своем доме и школе. Нам кажется, что мы в полной безопасности. Назовите причины возникновения пожаров.(слайд 17)

    Непотушенные спички
Небрежность при хранении легковоспламеняющихся материалов
    Нарушение правил пользования электрическими приборами Включение нескольких бытовых приборов в одну розетку Короткое замыкание, возникающее вследствие соединения двух проводников без изоляции Неисправность бытовых газовых приборов Шалости детей: игра спичками, электроприборами и др.
Учитель: Огонь был и остается одним из первых помощников человека. Неосторожное обращение с огнем может стать причиной опасной ситуации. Давайте вспомним,как надо действовать при возникновении пожара? (слайды 19) 1.При пожаре в квартире – проверьте, не остался ли кто-либо в квартире. Вызовите пожарную охрану с помощью взрослых или самостоятельно по телефону «01!» (слайд20) 2. Эвакуация. Покидать задымлённое помещение следует ползком, защитив глаза и органы дыхания, в сторону с наименьшим задымлением. Ни в коем случае не пользуйтесь лифтом. (слайд 21) 3.При пожаре запрещается: тушить огонь до вызова пожарных; выходить через задымленную лестницу; использовать лифт, водосточные трубы, веревки; открывать двери, окна и выпрыгивать из них; тушить водой включенные электроприборы.(Слайд 22) Средства пожаротушения (Слайд18) Скажите, пожалуйста, какие первичные средства пожаротушения вы знаете? (ответы детей). Правильно, молодцы! Это - вода, песок, земля, огнетушители, мыльный раствор, порошок. Однако, не имея одежды, специально предназначенной для тушения пожара – нельзя вступать в схватку с огнем. Учитель: Любой пожар страшен и непредсказуем. К сожалению, пожар в квартире – это не единственная опасность, поджидающая нас дома. Как вести себя при пожаре в школе: - о пожаре сообщить учителю(любому взрослому), - не кричать, - выполнять требования руководителя, -покидать школу вместе с классом, -после выхода из школы не уходить без разрешения и т.д. (слайд 25) Помните, что огонь и дым на лестничной клетке распространяются только снизу вверх. Проходя по задымленным участкам, постарайтесь преодолеть их, задерживая дыхание или закрыв рот и нос влажным платком, полотенцем. Запомните: для эвакуации людей при пожаре пользоваться лифтом опасно! Что нужно знать при вызове пожарной охраны: Телефон пожарной охраны -"01". Необходимо указать место возникновения пожара, наличие угрозы людям, удобный проезд, а также сообщить свою фамилию. В сухую жаркую погоду достаточно одной спички или искры от фейерверка, чтобы лес загорелся. Если невозможно уйти от пожара, войдите в водоем или накройтесь мокрой одеждой.. Пожары опасны тем, что приносят людям громадные убытки, а самое главное – уносят человеческие жизни. С огнем нужно быть предельно осторожными. Когда он используется в управляемой ситуации, многие процессы невозможны без него. Но в руках безответственных людей огонь становится очень опасным. Помните, что от одной непотушенной спички может сгореть целый дом. Лучшая защита от пожара – знание и соблюдение правил пожарной безопасности. Итог: Проверим наши знания,проведем тестирование. (У каждого ученика на парте бланк с тестом) на доске тест дублируется.(слайд 31-34) Результат тестирования на доске. (слайд 35)

Источники: Интернет-ресурсы, периодическая печать, инструкции пожарной безопасности правила эвакуации из школы во время пожара,

приложение Вопросы:

    Вам на новый год подарили замечательные фейерверки и бенгальские огни. Где вы их будите зажигать? (Только на улице, вместе с взрослыми, подальше от легковоспламеняющихся предметов). Дети почувствовали запах дыма и выскочили из квартиры. Внизу в подъезде что-то горело. Младший брат бросился к лифту, а старший схватил его за руку и затащил обратно в квартиру. Кто из них прав? Как правильно поступить в этой ситуации? (Закрыть входную дверь. Позвонить в службу спасения 01, сообщить точный адрес. Закрыть все окна и двери, щели заткнуть мокрыми тряпками. Выключить электричество и газ. Ждать пожарных) На кухне загорелась электрическая проводка. Бабушка начала тушить её водой. Но внук закричал: «Так делать нельзя!» Кто прав? (Внук прав. Электропроводку тушить водой нельзя, так как вода – хороший проводник электрического тока). На женщине, стоящей у газовой плит, загорелась одежда. Дочь бросилась в ванную за водой, а сын тут же закутал мать в свое пальто. Чьи действия в данном случае более правильные? (Сын прав. Чтобы потушить на человеке горящую одежду, рекомендуется закутать его в одеяло или любую плотную ткань). Жители девятиэтажного дома сложили на чердаке старую мебель, газеты, одежду. Правильно они поступили? (Нет. Эти вещи хорошо горят и создают условия для распространения огня). Юные химики проводили опыты дома на кухне. Они заслуживают поощрения за свою страсть к науке? (Нет. Детям не разрешается самостоятельно проводить химические эксперименты).
  1. В личном чулане, расположенном в подвале многоэтажного дома, гражданин хранит бензин для своего скутера. Имеет ли он на это право? (Нет. Легковоспламеняющиеся жидкости запрещается хранить в подвальных помещениях).

    Клиента гостиницы оштрафовали за то, что он нагревал воду в литровой банке, стоящей на толстой книге, на тумбочке. Правильно ли поступила администрация гостиницы? (Да. Запрещается пользоваться электронагревательными приборами без несгораемой подставки).

Цель: обобщение знаний учащихся о правилах пожарной безопасности.

  • показать
  • последствия легкомысленного и беспечного обращения с огнем;
  • воспитывать
  • :

Бережное отношение к своему здоровью;

Чувство ответственности за свои поступки;

Людей, ориентированных на лучшие нравственные качества: мужество, находчивость, самоотверженность, скромность.

  • познакомить детей:

С правилами пожарной безопасности;

С профессией пожарного, как одной из мужественных и героических;

  • научить правильным действиям в случае возникновения пожара;
  • расширить знания об огне и пожаре, пропагандировать противопожарную безопасность;
  • развивать речь учащихся.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийная установка, презентация;
  • выставка детских рисунков на тему “Огонь – друг и враг человека!”

Ход урока

I. Органицационный момент.

Приветствие.

II. Определение темы и целей урока.

Ребята, мы сегодня поговорим о пожаре; разберем причины возникновения пожара; как правильно вести себя и действовать при пожаре, какие меры надо соблюдать, чтобы не стать жертвой огня; познакомимся с героической профессией пожарных.

Игра “Да” и “Нет”

Игра называется “Да” и “Нет”.
Их я хочу услышать в ответ.
Все внимательно играйте,
Думайте и отвечайте.
На вопросы дайте ответ,
И скажите “Да” иль “Нет”.

Всем ребятам нужно знать,
Что с огнем нельзя играть.

Это все ребята знают?
А с огнем они играют?

Для ребят пожары шутка?
Все ли дети тут послушны?

На печи кипит варенье.
Можно ли без разрешенья
Детям к печке подбегать,
Чтоб варенье помешать?

Палит листья мальчик Тихон,
У костра он скачет лихо.
Дети дайте мне ответ,
Хорошо ли это?

Под столом играет Света,
Зажигает она свечи.

Дети дайте мне ответ,
Хорошо ли это?

Вова спичками играет,
Мама это запрещает.
Дети дайте мне ответ,
Прав наш Вова или нет?

Непослушный мальчик Вова,
Спичками играет снова.
Пусть мне дети отвечают,
Маму Вова огорчает?

Вот свеча, горит огонь,
Ты огонь попробуй – тронь!
Дайте, дети мне ответ,
Будет больно или нет?

Нам пожары не беда?
Друга выручим всегда?
Врать не будем никогда?
Маму слушаем всегда?

Можно спичками играть?
Детям свечи зажигать?
Причиняет огонь зло?
А дает огонь добро?

Ты труслив, когда беда?
Силы жалко для труда?
С огнем всегда ты осторожен?
Что ж завершать игру мне можно?

III. Работа по теме.

В древние времена люди огонь назвали “красный зверь”. Познакомились в то время, когда молния коснулась деревьев, и они загорелись. “Красный зверь” не мог перепрыгнуть через реку, значит он боится воды. Понравилась им пища, обожженная огнем. Была очень вкусной, мясо сочным и мягким. Попытались перенести “ красного зверя” в пещеру, но он потух, его надо было подкормить сухой травой. Так человек изучил огонь и поселил его рядом с собой. Наши древние предки знали немало секретов и хитростей добывания огня. Огонь стал другом человека. Они считали его живым существом, “ приручали” его, поселяя его в своих пещерах.

Он помогал людям выжить, готовить пищу. Огонь спасал от холода, помогал в борьбе со страшными хищниками, отпугивая их от пещер и стоянок древнего человека. Огонь стал помощником человека. Открытие способа добывания огня было значительной победой человека над природой. Вот как говорится о значении огня в Легенде о Прометее.

В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещерах. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей, и смело нарушил запрет Зевса: не давать огонь людям. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав ее в пустом стебле тростника, принес людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми.

Нам без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надежно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак.
Всем огонь хороший нужен,
И за то ему почет:
Что греет ужин,
Режет сталь и хлеб печет.
Он всегда бывает разным,
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.
То он змейкой торопливой
По сухой скользит коре,
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.
Вот на спичке, как на ветке,
Голубой дрожит листок.
Вот, ломая прутья клетки,
Хищный делает бросок!..
Да, огонь бывает разный -
Бледно – желтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой.

Огонь может стать и страшным врагом, разрушая все на своем пути. Это происходит тогда, когда огонь вырывается из-под контроля и повиновения человека, превращаясь в пожар. Пожары – страшное бедствие для людей. Ежегодно пожар уносит десятки тысячи жизней, калечит здоровье и судьбы, уничтожает большие реликвии человеческой истории. Общее количество пожаров на планете достигает до 5,5 млн. в год. Это значит, каждые 5 секунд возникает пожар. Сегодня в России в 10 раз больше пожаров, чем 100 лет назад. В Краснодарском крае каждый год их происходит свыше 5000. В настоящее время в Краснодарском крае в результате пожаров гибнет около 500 человек, 2- их них – дети! Более 500 человек получают травмы. Ущерб от пожаров в крае составляет более 30 млн. рублей. На борьбу с пожарами направляются очень смелые отважные люди – пожарные. Бросаясь в огонь, дым для спасения людей, имущества, они часто забывают о собственной жизни. Своим девизом пожарные вправе считать пословицу “ Сам погибай, а товарища выручай!”.

Каждый раз пожар – как бомба,
Каждый раз – война.
И пожарные по праву
Защищали честь и славу.
Их готовность помогать,
Часто жизнью рисковать -
Из беды людей спасать -
Подвигу цена!!!

История возникновения пожарной службы на Кубани

Любую историю лучше всего начинать с хронологии. С летописи основных событий, легших в основу становления и развития того, что становится объектом изучения и интереса. Поэтому историю Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю можно начать с более 200- летнего временного раздела. За долгие годы пожарная охрана прошла нелегкий путь становления и развития, спадов и подъемов. Но, несмотря ни на какие трудности, пожарные всегда были и остаются на переднем рубеже защиты народа и всех тех ценностей, которые были накоплены государством. В июне 1793 года черноморские казаки решили на землях Кубани воздвигнуть главный город в честь великой Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны – Екатеринодар. Об организации пожарной охраны речи тогда и не шло. Все силы направляли на строительство города. Первоначально это были землянки, турлучные хатки-мазанки, крытые камышом, соломой. Достаточно было одной искры, чтобы все это превратилось в море огня. Когда 28 февраля 1795 выгорела одна из казацких землянок, выяснилось, что для тушения пожаров “… не имеется во всем городе никаких средств яко водовозных бочек, крючьев и прочего к тому нужного”. Тогда 3 марта 1795 года Войсковое Правительство Екатеринодара издает распоряжение – завести в каждом курене по одной бочке с водой на телегах “ко утушению пожара всегда готовых”, а для изготовления пожарных инструментов собрать со всех городских жителей с “имущественных” по 20, а”неимущественных” по 10 копеек денег. Эта дата, 3 марта 1795 года считается Днем учреждения пожарной охраны в Екатеринодаре, но организованной и оснащенной она в то время не была. 17 апреля 1918 года был подписан Декрет “О государственных мерах борьбы с огнем”.

Указом Президента РФ № 539 от 30 апреля 1999 года Днем образования пожарной охраны России установлена дата – 30 апреля. Для качественной работы пожарных построено и реконструировано более 100 пожарных депо, создано 22 опорных пункта тушения крупных пожаров, испытательная пожарная лаборатория, построены пожарный стадион, “огневая полоса” для психологической подготовки пожарных, учебно-тактический полигон для практической отработки навыков по тушению резервуаров с нефтью, проведено более 50 крупномасштабных соревнований, учений (на нефтебазе Шесхарис г. Новороссийск). Подготовлено более 40 мастеров спорта. Из рядов пожарных вышли:

Дважды Герой Советского Союза Маршал авиации Евгений Яковлевич Савицкий,

Герой Советского Союза Павел Владимирович Ялугин,

Герой Советского Союза Алексей Дмитриевич Зайцев,

Герой Советского Союза Григорий Моисеевич Дуб и др.

И сегодня эта специальная служба одна из самых мобильных. В распоряжении пожарных находится современная техника так, как пожары возникают в разных местах, на разных объектах, совершенно не похожих друг на друга, то и пожарная техника очень разнообразная.

И вот машины красные
Спешат в места опасные,
Прохожие сторонятся -
Пожарные торопятся.

Ребята! Чтобы не случилось беды, чтобы на нашей земле было как можно меньше пожаров, необходимо знать и соблюдать правила пожарной безопасности.

Какие причины возникновения пожаров вам известны? (Ответы детей)

Начинаются пожары вроде бы случайно, но причины есть всегда. И они не тайна. Что ребятам надо знать, чтобы несчастья избежать?

Не играйте со спичками, дети!
И товарищам это скажите,
Зажигалки и спички – тревога!
Сигареты и свечи не трогать!
Никогда это в руки не брать,
Чтоб нечаянно не страдать!
Не пытайтесь устраивать игры
Втихомолку в сараях, в подвалах,
Возле дров или на чердаках -
Для чего вам с огнем баловаться,
Если можно другим заниматься?
Берегитесь предметов случайных,
А по облику ярких, прекрасных:
Порошки или аэрозоли
Упакованы очень красиво -
Стоит только поджечь их – на волю
Вырвется пламени сила!
Не играйте с электроплитою,
Опасайтесь электроприборов,
Не будите Огонь, не давайте
Разноситься ему по простору!
… Любят люди, когда выходные,
Отдыхать всей семьей на природе,
А когда уезжать соберутся,
Позабудут огонь погасить -
Может даже погибнуть весь лес!

Уезжая, костры потушите!
И себя, и леса берегите!!!
Будьте бдительны ночью и днем,
Не играйте с жестоким огнем!
Если дома взрослых нет,
А пожар возник,
В этой ситуации
Важен каждый миг.
Не впадайте в панику,
Это не поможет,
Начинать огонь тушить
Вам не нужно тоже.
Из квартиры выбегайте
В дверь к соседям барабаньте,
А не прячьтесь по углам -
Дым с огнем догонят там!
Никогда не возвращайтесь
В ту квартиру, где горит -
А к соседям достучаться,
Дозвониться и добраться -
Ваша главная задача!!!
Взрослые помогут -
Вызовут подмогу.
Будут в “01” звонить,
Адрес сообщат,
И пожарные на помощь
Тут же поспешат.

Игра “Вызов по телефону пожарной команды”

Задача: суметь грамотно сообщить о пожаре.

Ученик “звонит” по телефону в пожарную часть и докладывает диспетчеру пожарной части, что случилось:

1) называет адрес, где горит;

2) свой номер телефона;

3) свою фамилию;

4) на каком этапе горит;

5) как лучше подъехать к дому;

6) сколько подъездов в доме.

Все это надо сообщить быстро, без запинок.

Составление памятки “Огонь ошибок не прощает” (проектная деятельность в группах).

а) Постановка проблемы.

Подумайте, какие правила нужно соблюдать, чтобы не случилось беды?

Что делать, если начался пожар?

б) Деятельность в группах.

План работы учащихся в группе

1. Выбор путей проведения своих исследований.

2. Сбор данных.

3. Обработка собранных сведений.

4. Оформление результатов исследований.

в) Презентация (представление памятки).

Памятка “Огонь ошибок не прощает”

Пожары причиняют людям большие несчастья.

Чтобы избежать дома огненной беды, не шалите с огнем, не играйте с пиротехническими изделиями, будьте осторожны с горючими жидкостями.

В первую очередь не играйте со спичками, следите, чтобы не шалили с огнем ваши товарищи и маленькие дети.

Не устраивайте игр с огнем в сараях, подвалах, на чердаках.

Не играйте с электронагревательными приборами, это опасно! Помните, что опасно оставлять работающие электроприборы и газовое оборудование без присмотра.

Ребята! Помните эти правила всегда, разъясняйте их своим друзьям и товарищам. Этим вы окажите помощь работникам противопожарной службы в деле предупреждения пожаров в школах, жилых домах, в лагерях.

Твои действия при пожаре:

  • Если вы обнаружили пожар в школе или почувствовали запах дыма, немедленно сообщите об этом учителю, находящемуся по близости.
  • Не пытайтесь самостоятельно потушить пожар.
  • Действуйте по команде учителя. Никогда не прячьтесь в задымлённом помещении в укромные места. При эвакуации покидайте опасное место в составе класса. Ведите себя спокойно, не создавайте паники.
  • Если в помещении дым, пригнитесь к полу, по возможности дышите через мокрую ткань.
  • Запомни это сам и расскажи другим.

Физминутка.

Учебная эвакуация.

Разбор ошибок при эвакуации.

IV. Закрепление пройденного.

Кроссворд

По горизонтали: 3. Шест с пожарного щита. 4. То, что защищает голову военного, строителя и пожарного 5. Средство для воспламенения порохового заряда в гранате или бомбе. 7. “Поджигатели” в коробке. 10. Газовое огниво курильщика. 12. Именно на нем при пожаре набирают “01”. 13. Наконечник пожарного шланга. 17. Пловное зерно. 19. “Красный цветок”, которым Маугли подпалил усы Шер-Хану. 20. Во что сметают мусор? 21. На что понадеялся поп, нанявший Балду в работники? 22. Он на трех ногах стоит, пианист за ним сидит.

По вертикали: 1. “Горный лен” - волокнистый минерал, из которого делают не боящиеся пожаров плиты, перегородки и даже ткани. 2. Колдовская порча взглядом. 4. Вышка над зданием пожарной части, давшая название высокому человеку. 6. Спец по домашним очагам. 8. Он утром, вечером и днем готов вести борьбу с огнем. 9. Знаменитая певица по имени Эдит. 11. Огнедышащая гора с острова Сицилия. 14. Из них получают дрова. 15. Он - и на пляже, и в сахарнице, и в ящике рядом с пожарным щитом. 16. Сборник фотографий. 18. Самое распространенное средство для борьбы с возгоранием. 20. Что Бог послал крыловской вороне?

V. Релаксация.

Скажите “да” или “нет”:

Я знаю, как пользоваться телефоном.

Я знаю, как позвонить в пожарную часть.

Я знаю. Что сказать,

Я знаю свой адрес и телефон.

Я никогда не наберу 01 ради баловства или шутки.

Если у вас получилось 5 “да”, то я за вас спокойна. Вы знаете, как поступать.

Игра “Топаем, хлопаем”

Условие: если дети поступают правильно - хлопают, если неправильно – топают.

Знаю я теперь, друзья,
Что с огнем играть нельзя! (хлопают)
Спички весело горят,
Буду с ними я играть. (топают)
Коля убежал за дом, там играет он с костром. (топают)
Он опасен, Лена знает,
Утюг больше не включает (хлопают)
Таня с Ниною играют, на печи газ зажигают (топают)
Клим увидел: дом горит,
Мальчик “01” звонит. (хлопают)

VI. Рефлексия урока.

  • Какой момент урока вам больше всего запомнился?
  • Что совершенно новое вы узнали на уроке?
  • А когда и где нам могут пригодиться знания, полученные на этом уроке?
  • Я... доволен своей работой.
  • Мне было трудно …

Государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательной школы-интерната VIII вида

ст-цы Николаевской Краснодарского края

Методическая разработка урока – презентации по основам пожарной безопасности для учащихся начальных классов

Учитель начальных классов

ГКС(К)ОУ ОШИ VIII вида

Ст. Николаевской

Краснодарского края

Сергунцова Светлана Юрьевна

Цель:

Показать роль огня в жизни человека;

Выявить причины, приводящие к пожару.

Задачи:

Образовательные.

Формировать у школьников навыки выполнения правил пожарной безопасности;

Закрепить знания о работе пожарной службы.

Расширять знания об истории пожарной службы.

Воспитательные.

Воспитывать чувство любви и гордости за свой народ, стремление приходить на помощь, выручать из беды.

Развивающие.

Развивать творческое мышление, воображение учащихся через образную подачу материала.

Оборудование.

Мультимедийная установка (слайды), плакаты и рисунки на противопожарную тематику.

Спички не тронь,

В спичках – огонь.

Чтобы в ваш дом не пришла беда,

Будьте с огнём осторожны всегда.

Не играй, дружок, со спичкой!

Помни ты, она мала,

Но от спички-невелички

Может дом сгореть дотла.

Выставка книг.

В.К. Гальченко. «Огонь-невидимка»

С.Я. Маршак. «Кошкин дом», «Пожар», Рассказ о неизвестном герое».

Е. Пермяк. «Как огонь воду замуж взял».

К. Чуковский. «Путаница». Л.Н. Толстой. «Пожар», «Пожарные собаки».

Ход урока.

1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Добрый день ребята. Сегодня мы поговорим на такую тему: « Огонь ошибок не прощает».

Цели нашего урока перед вами. Давайте с ними познакомимся .

2.Слово учителя.

Ребята! Слова ОГОНЬ и ПОЖАР вы слышите не первый раз. Давайте обратимся к истории и вспомним, как к людям попал огонь. Кто может ответить на этот вопрос?

(ответы детей)

Да во многом вы правы. Древние люди добывали огонь трением, высекали из камня, но не могли его приручить.

Существует легенда, что подарил людям огонь и научил им пользоваться древнегреческий герой ПРОМЕТЕЙ.

В древние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только, расселившись на земле, были слабыми, пугливыми, бессильными. Они боялись всего, что происходило вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага – люди не варили пищу, не грелись у костра. Была их жизнь холодной и голодной. Пожалел людей своим большим и добрым сердцем титан Прометей, и смело нарушил запрет Зевса. А Зевс запрещал давать людям огонь, хотел обречь на голод и холод. Прометей пробрался во дворец и взял небольшую искру огня, спрятал её в пустом стебле тростника, принёс людям на землю. Он научил людей готовить пищу с помощью огня, отапливать жильё, а со временем люди приручили огонь и научили служить себе. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, они жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Люди научились плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми.

С тех пор огонь стал надёжным другом и товарищем людей. Трудно представить себе отрасль человеческой деятельности, где бы не использовали огонь. Послушайте стихотворение о «добром огне», который служит людям в быту и на производстве.

А без доброго огня

Обойтись нельзя и дня,

Он надёжно дружит с нами:

Гонит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя

Поднимает, будто флаг.

Всем огонь хороший нужен.

И за то ему почёт,

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь и хлеб печёт.

Л. Куклин.

Давайте подведём итог. В чём огонь помогает человеку? Где используется?

В быту (приготовление пищи, отопление и т.д.), плавка металлов, обжиг кирпича…

Правильно. Можно ещё долго перечислять, как помогает нам огонь. Но случается, когда огонь из верного друга превращается в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что создавалось долгими годами упорного труда.

Он всегда бывает разным, удивительный огонь.

То буяном безобразным, то тихоней из тихонь.

То он змейкой торопливой

По сухой скользит коре, то косматой рыжей гривой

Полыхает на заре.

Да, огонь бывает разный –

Бледно-жёлтый, ярко-красный,

Синий или золотой.

Очень добрый,

Очень злой.

Злой огонь – огонь пожара,

Злой огонь – огонь войны.

От безжалостного жара

Дни темны, поля черны.

Жители земного шара,

Граждане любой страны

Злой огонь гасить должны!

Что же такое пожар?

Статистика показывает, что от 15 до 20 процентов общего количества пожаров происходит по вине школьников: из-за шалости детей с огнём, неправильное обращение с нагревательными приборами. Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров. Каждый третий погибший в огне ребёнок. Мы должны знать о том, что может привести к пожару.

3. Обсуждение слайдов.

А сейчас я предлагаю вам рассмотреть слайды и объяснить правильно ли поступили дети. К чему могут привести эти поступки? Как надо правильно поступать?

Играть со спичками в квартире, доме, разводить костёр на ковре – НЕЛЬЗЯ!

Распылять аэрозоли вблизи открытого огня – НЕЛЬЗЯ. Это может привести к взрыву.

Оставлять горящий костёр – НЕЛЬЗЯ!

Играть с увеличительным стеклом – НЕЛЬЗЯ!

Самостоятельно проводить опыты с неизвестными реактивами – НЕЛЬЗЯ!

Не оставлять без присмотра газовую плиту!

Молодцы, ребята, вы правильно отвечали. А теперь послушайте стихи, которые так и называются «Не шали с огнём!»

Огонёк всегда такой

И хороший и плохой.

Он и светит, он и греет,

И проказничать умеет.

Трое маленьких зайчат

С огоньком сидят, шалят.

Им, зайчатам, невдомёк,

Что опасен огонёк.

Возле газовой плиты

Расшалился – жди беды.

Лучше даже и не стой

Перед газовой плитой!

Каждый знает, что утюг

Добрый, но серьёзный друг.

Тот, кто с утюгом знаком,

Не играет с утюгом.

Кто науку изучает,

Так приборы не включает.

Перегретая розетка –

Загорается нередко.

Чайник всё кипел. Кипел,

И весь выкипеть успел.

И от злости поволок

Чёрный дым на потолок.

У окна,- сказала мать,-

Калорифер не включать!

Поздно,- дочка говорит,-

Занавеска-то горит!

Взгляд лесничего суров:

Здесь не место для костров!

Погасить велел костёр

И закончил разговор.

Чтобы выросла пшеница,

Нужно много потрудиться,

И огня не разжигай

Там, где зреет урожай.

Сено вспыхнет непременно

От соседа – огонька…

А не дашь Бурёнке сена,

Не получишь молока.

Побежал, как ручеёк,

В старой травке огонёк.

Разве скажет кто-нибудь,

Где он свой закончит путь?

Д. Лапина, П. Юрицин.

4. Физкультминутка.

Разминаться нужно!

Руки в стороны и вверх.

Повторяем дружно.

Засиделся ученик –

Разминаться нужно.

(Руки к плечам, вверх,

к плечам, в стороны.)

Мы сначала всем в ответ

Головой покрутим; НЕТ!

(Вращение головой.)

Энергично, как всегда,

Головой покажем: ДА!

Чтоб коленки не скрипели,

Чтобы ножки не болели,

Приседаем глубоко,

Поднимаемся легко.

Раз, два, три, чеканим шаг.

Подаёт учитель знак.

Это значит, что пора

Нам на место сесть. Ура!

5. Из истории пожарной охраны.

Уже в древние времена было известно. Что пожар – явление крайне опасное, жёсткое, враждебное всему живому.

Чем больше застраивалась Русь, тем чаще вспыхивали пожары. И это понятно, ведь на её просторах возводились в основном деревянные скученные постройки. Быт жителей так же способствовал возникновению и распространению пожаров (сальные свечи, отопление по чёрному, освещение лучинами, лампады).

Основные меры борьбы с бытовыми пожарами заключались в строгом ограничении или даже в категорическом запрете пользоваться огнём в летний сухой период и жёстком наказании виновника несчастья.

Первое летописное упоминание о нормативных актах в области пожарной безопасности на Руси относится к 1472г. – времени царствования Ивана III.

В 1497 году Иван III издаёт судебник, который устанавливает систему наказаний за поджёг: «Зажигальщику, животе не дать, казнить его смертной казнью».

В 1549 году был подписан царский указ о мерах пожарной безопасности и обязательных первичных средствах пожаротушения в каждом доме. Этот указ подписал царь Иван Грозный.

№ 14

С 1689 года Пётр Великий приказал тушить пожары силами московских стрельцов, сотских старост и посадских людей.

№ 15

В 1803 году Александр I подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны.

№16

В нашем крае всё началось с пожара 1795 года, когда в Екатеринодаре сгорела одна землянка и выяснилось, что «не имеется во всём городе… водовозных бочек, крючьев и прочего к тому нужного…»Войсковое правительство распорядилось в каждом курене завести по одной бочке с водой на телегах… «ко тушению пожара всегда готовых».

В 1802 году была выделена группа казаков для несения караульной пожарной службы, но не было выделено никакого пожарного инвентаря. Только в 1824 году было издано распоряжение об утверждении пожарного инвентаря.

В 1918 году Екатеринодарская городская пожарная команда состояла из главной пожарной части, 4-й пожарной части, 2-й пожарной части на Сенном базаре.

17 апреля 1918 года был подписан Декрет «О государственных мерах борьбы с огнём». Этот день и стал днём образования пожарной охраны.

6. Рассматривание слайдов. Комментарии.

Сейчас вы посмотрите слайды. На них воспитанники нашей школы в музее пожарной охраны г. Краснодара. На стендах размещён пожарный инвентарь прошлого времени. Здесь можно увидеть конную колесницу, на которой выезжали на пожары. Колокол, который оповещал о том, что где-то случился пожар. Лопаты, крюки, ёмкости для воды, старинный насос, которым в те годы качали воду во время тушения. На слайде №19 наши учащиеся рассматривают пожарный костюм того времени. Все эти экспонаты говорят о том, что работа пожарных не была лёгкой, но они всё равно спешили на помощь погорельцам.

В настоящее время пожарная охрана оснащена новой техникой, высоквалифицированными рабочими кадрами. В случае пожара не надо стучать в колокол, нужно своевременно позвонить по телефону 01 и сообщить о пожаре.

№22

Пожарная техника в настоящее время выглядит так.

7. Работа с пословицами.

Сегодня вы многое узнали об огне, пожаре, поэтому я предлагаю вам обсудить пословицы.

8.Итог урока.

Вот и подошёл к завершению наш урок по пожарной безопасности.

Запомните дети, правила эти.

Читают учащиеся.

С точки зрения пожарной

Он опасен чересчур.

Если сделан из бумаги

Самодельный абажур.

Чтоб он не стал твоим врагом,

Будь осторожен с утюгом.

Не суши бельё над газом,

Все сгорит единым разом!

Когда без присмотра

оставлена печь –

Один уголёк целый

дом может сжечь.

Возле дома и сарая

Разжигать костёр не смей!

Может быть беда большая

Для построек и людей!

Костёр вы бросили в лесу –

И вот несчастье на носу.

Ты о пожаре услыхал –

Скорей об этом дай сигнал!

01 ты набери

И точный адрес сообщи!

Ребята, соблюдение всех правил пожарной безопасности поможет нам сберечь имущество, а зачастую – здоровье и жизнь людей.


В преддверии приближающихся летних каникул школьникам стоит напомнить про правила безопасности жизнедеятельности. День пожарной охраны – это повод поговорить об одном из самых опасных, но, к сожалению, весьма распространенных бедствий – пожаре. (При подготовке данного мероприятия были использованы материалы учебного пособия “Чрезвычайные ситуации. Энциклопедия школьника”. Под общей редакцией С.К. Шойгу. – Краснодар, 2005.)

Задачи:

Познакомить учащихся с историей борьбы с огнем, причинами возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС), последствиями природных и техногенных ЧС;

Вооружить школьников знаниями по противопожарной безопасности;

Оборудование и оформление: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями (см. по тексту); выставка рисунков (плакатов) учащихся по теме мероприятия.

Рекомендации: мероприятие состоит из двух частей – теоретической и практической (игра-викторина). Провести его, соответственно, можно сразу или же в два этапа (два дня). Место проведения – классная комната или актовый зал, участники – один или несколько классов. Желательно сопровождать мероприятие показом слайдов. Для игры-викторины можно разделить учащихся на группы (команды) и усложнить сценарий, добавив в него такие элементы, как, например, представление команды (название, девиз, эмблема), демонстрация умений и навыков по оказанию первой помощи пострадавшим и т.д.

Это важно знать

Введение в тему

Учитель. Тема нашей встречи – “Огонь ошибок не прощает”, и сегодня говорить мы будем о причинах возникновения чрезвычайных ситуаций и последствиях природных и техногенных ЧС, о пожаре и его видах, вспомним правила противопожарной безопасности и правила поведения в случае возникновения пожара.

Чтец 1. Человек познакомился с огнем на начальном этапе своего развития, и с тех давних пор люди и огонь являются постоянными спутниками. Первый огонь, который увидел человек, мог возникнуть в результате извержения вулкана, удара молнии, самовозгорания. Первобытные люди боялись огня, приписывали ему божественную силу, поклонялись, а представления о муках ада связывали с пытками грешников на огне.

Чтец 2. Постепенно отношение к огню менялось. Человек научился сам добывать огонь, длительное время сохранять и поддерживать его. Изобретение спичек, а затем и зажигалок упростило процесс получения огня.

Чтец 1. И все же важно помнить: наряду с неоспоримым положительным влиянием огня на развитие цивилизации он является причиной многочисленных бед и страданий людей. Это происходит в том случае, когда огонь выходит из-под контроля человека и становится источником возникновения крайне опасной чрезвычайной ситуации (ЧС) – пожара.

Внимание: пожар!

Учитель. Ребята, скажите, пожалуйста, а что такое пожар?

Школьники высказываются, учитель обобщает сказанное.

Учитель. Пожар – это неконтролируемый процесс горения вне специального очага, наносящий материальный ущерб, вред здоровью и жизни людей, интересам общества и государства. Все виды пожаров условно можно представить в виде схемы.

Чтец 1. Каждые 5 секунд на нашей планете регистрируется один пожар. В год их бывает более 5,5 миллиона. Ежегодно в мире от пожаров погибает в среднем 85 тысяч человек.

Чтец 2. Ежегодно в России регистрируется около 300 тысяч пожаров. Каждый год в огне погибают около 20 тысяч россиян. Материальный ущерб от пожаров в нашей стране составляет миллиарды рублей в год. В огне погибают десятки тысяч животных.

Чтец 1. Количество пожаров и ущерб от них увеличивается ежегодно. Потери от пожаров в России очень высокие по сравнению с другими странами. Они в 3 раза выше, чем в США, в 3,5 раза выше по сравнению с Японией, в 4,5 раза превышают показатели Великобритании.

Учитель. Ребята, назовите, пожалуйста, основные причины возникновения пожаров.

Школьники называют причины, которые сразу же с помощью компьютера и проектора проецируются на экран.

Учитель. Подавляющее число пожаров – это дело рук человека.

Чтец 1. Наибольшее количество пожаров в 2008 году зарегистрировано в жилом секторе. Их доля от общего числа пожаров по России составила 71,3%. От неосторожного обращения с огнем произошло 44,8% от общего количества пожаров. А каждый пятый пожар произошел из-за нарушения правил эксплуатации электрооборудования.

Чтец 2. Пожар всегда представляет реальную угрозу для человека, ведь его поражающими факторами являются открытый огонь, повышенная температура окружающей среды, дым, пониженное содержание кислорода в воздухе, токсичные продукты горения, падающие предметы (конструкции, осколки стекол), угроза взрыва, паника людей.

Чтец 1. Основными травмами на пожаре являются термические ожоги разной степени тяжести, удушение, отравление продуктами горения, раны, ушибы, переломы, нервное потрясение.

Чтец 1. История тушения пожаров в нашей стране имеет давнюю историю. Традиционно в тушении пожаров активное участие принимало население, регулярные войска, а начиная с 1624 года – специальные пожарные команды. Они были оснащены конным обозом, бочками с водой, водоливными трубами, ведрами, баграми. Пожарную безопасность России постоянно укреплял Петр I.

Чтец 2. Он лично участвовал в тушении многих пожаров, запретил строить в Санкт-Петербурге деревянные дома с целью противопожарной безопасности. В 1711 году император издал указ “О неукоснительном прибытии войск на пожары”. В одном из петровских указов предписывалось “…беречь от огня богатство Государства Российского”.

Учитель. Сейчас в нашей стране задачи противопожарной безопасности решает Государственная противопожарная служба МЧС России. В ее состав входят профессиональные пожарные, снабженные современной противопожарной техникой, материалами для тушения огня, средствами защиты. Согласно инструкции, пожарная команда должна прибыть на место пожара через 7 минут после получения сигнала.

Служба спасения

Учитель. Ребята! Каждый из нас должен знать и соблюдать правила противопожарной безопасности. А при возникновении пожара знание и соблюдение правил поведения в этой чрезвычайной ситуации поможет сохранить жизнь себе и окружающим людям.

Школьники вместе с учителем вспоминают и называют эти правила:

Не паниковать.

Вызвать пожарных и спасателей по телефону 01 .

Попытаться погасить огонь на начальной стадии горения: залить водой, засыпать песком или землей, накрыть плотной тканью, залить содержимым огнетушителя.

Отключить электрические и газовые приборы. В случае возгорания телевизора его необходимо быстро отключить от электропитания, накрыть мокрой плотной тканью или залить водой через вентиляционные отверстия.

Закрыть все окна и двери.

Найти и вывести детей, стариков, пострадавших. Ни в коем случае не пользоваться лифтом.

Быстро, без паники, без давки, покинуть зону пожара по заранее изученному безопасному маршруту.

Если такой возможности нет, лечь на пол, ждать помощи или передвигаться к выходу ползком. Также можно выйти на балкон, закрыть за собой дверь и позвать на помощь.

Дышать через мокрую ткань, всеми силами защищаться от дыма. Несколько вдохов воздуха, насыщенного дымом, могут привести к потере сознания.

Для защиты от огня и теплового излучения использовать влажную плотную ткань.

Если на человеке загорелась одежда, необходимо по возможности быстро снять горящую одежду; не бегать в горящей одежде; не кататься по земле; защитить руками голову, лицо, глаза; окунуться в воду или облиться водой; лечь на снег; накрыться плотной мокрой тканью, оставив открытой голову, чтобы не задохнуться продуктами горения; не отдирать прилипшую к телу одежду; оказать пострадавшему первую помощь.

Учитель. Эффективным средством обеспечения безопасности людей на пожаре является их эвакуация из опасной зоны. Чтобы не стать жертвой стихийного бедствия, связанного с угрозой для жизни и здоровья, необходимо хорошо запомнить порядок действий в случае получения информации об эвакуации.

Ученики вместе с учителем формулируют порядок действий:

Взять личные вещи, документы, деньги, ценности.

Отключить электричество, воду и газ.

Покинуть помещение. Закрыть входную дверь на замок – это защитит квартиру от возможного проникновения воров.

Созвониться с родителями, если их нет рядом, договориться о месте встречи.

Возвратиться в покинутое помещение только после разрешения ответственных лиц.

Учитель. Ребята, я уверена, что каждый из вас, понимая всю опасность такой чрезвычайной ситуации, как пожар, соблюдает правила противопожарной безопасности в повседневной жизни, ведь пожар легче предотвратить, чем ликвидировать. Но если такая ситуация все-таки возникнет, вы сумеете воспользоваться знаниями правил безопасного поведения во время пожара.

Игра-викторина

Разминка

Ребятам предлагается ответить на следующие вопросы:

Почему большое количество пожаров происходит в холодное время года?

Чем опасно неосторожное обращение с огнем в жаркую погоду?

Почему в случае возникновения чрезвычайной ситуации большую опасность представляет собой паника?

Почему в случае пожара нельзя пользоваться лифтом?

Как вы понимаете выражение “Подавляющее число пожаров – это дело рук человека”? Согласны ли вы с этим выражением?

Пожарный щит

Школьникам (командам школьников) предлагаются одинаковые комплекты карточек, на которых изображены и подписаны различные инструменты и принадлежности (топор, багор, лом, огнетушитель, песок, лопата, ведро, вилы, совок, пила и т.д.). Задание заключается в том, чтобы из предложенных предметов “скомплектовать” пожарный щит, объяснив, для чего нужен тот или иной предмет (в пожарном щите должны находиться: топор, багор, лом, огнетушитель, песок, лопата, ведро).

Единая служба спасения

Ребятам предлагается составить текст телефонного звонка-сообщения в “Единую службу спасения” в случае возникновения чрезвычайной ситуации – пожара.



Просмотров