Материалы журнала «Консультант Свердловская область. Владельцев сельхозугодий обязали осваивать земли в течение года

Частные земельные участки могут по-разному использоваться и иметь различные ограничения. Использование участка должно быть строго в соответствии с его назначением. Постройки также должны возводиться в соответствии со всеми требованиями и ограничениями по земельному участку. Разберемся по порядку во всем их многообразии.

Назначение земельного участка

Частные земельные участки в основном относятся к следующим видам разрешенного использования земель: участки для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), для дачного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ), для крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ), для садоводства, для огородничества. Каждый из этих видов земель имеет свои особенности и ограничения. Помимо назначения земельного участка имеет значение и его месторасположение – в границах населенного пункта или нет.

Использование участка возможно только в соответствии с его назначением, а строительство - только в соответствии с видами построек, разрешенных на данном виде земель. Если собственник возвел постройку с нарушением существующих требований и ограничений, она может быть признана самовольной с последствиями вплоть до принудительного её сноса. Также стоит отметить, что предпринимательская деятельность на таких участках запрещена: предпринимательская деятельность будет являться нецелевым использованием земельного участка, при этом участок может быть изъят в судебном порядке.

Участок под индивидуальное жилищное строительство располагается в границах населенного пункта и может использоваться только для строительства частного жилого дома. Дом на участке под ИЖС должен быть не выше трех этажей (плюс мансарда) и предназначен для проживания одной семьи. На землях ИЖС при строительстве дома необходимо получать разрешение на строительство. Разрешение на строительство получается в упрощенном порядке на основании заявления, правоустанавливающих документов и схемы расположения дома на участке. Подготовка проектной документации, как и государственная экспертиза, не требуется. Необходимо получать технический и кадастровый паспорта объекта после окончания строительства. Собственник независим от своих соседей по улице и все решения принимает самостоятельно.

Дачное строительство

Участки с назначением под дачное строительство могут находиться в населенном пункте и вне его. На землях под дачное строительство можно строить полноценный загородный дом, который будет являться объектом капитального строительства. В дачном строительстве различают жилой дом (в последующем с регистрацией в доме) и жилое строение (без регистрации в доме). Разрешение на строительство не требуется. Возможны ограничения, установленные самим дачным поселком. Регистрация построенного дома осуществляется по дачной амнистии – в упрощенном порядке регистрации строения на участке. Для получения свидетельства о собственности в местное самоуправление подается декларация о построенном на данном участке доме или строении. Собственник зависит от решений правления дачного поселка, в котором располагается участок.

Садоводство

На землях под садоводство можно строить капитальное жилое строение, которое ничем не отличается от жилого дома. Получать разрешение на строительство не нужно. Право собственности на строение оформляется по дачной амнистии. Собственник зависит от решений, принимаемых садовым товариществом.

Огородничество

Право на строительство жилого строения должно быть прописано в назначении земельного участка. Если право на строительство жилого строения прописано, то строение можно строить только некапитальное, а также некапитальные хозяйственные постройки. Если право на строительство в документах не прописано, это означает, что на данном участке запрещено любое строительство. Собственник учитывает интересы огороднического объединения граждан, членом которого он может являться.

Необходимо разделять участки для личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта и вне границ. От месторасположения зависят ограничения в использовании участка.

Если участок находится на землях населенного пункта, то прав на строительство объектов даже немного больше, чем у собственника участка под ИЖС. Владелец участка под ЛПХ в населенном пункте может построить не только полноценный жилой дом, но и множество других построек, включая производственные здания. Налог на земельный участок существенно меньше налога на участок под ИЖС в этом же населенном пункте. Собственник независим в принятии решений от соседей. Получение разрешения на строительство жилого дома необходимо. Необходимо получать технический и кадастровый паспорта объекта после завершения строительства.

Если участок находится вне населенного пункта, то строительство любых объектов запрещено.

Частное лицо может владеть участком для ведения крестьянско-фермерского хозяйства без осуществления фермерской деятельности. Требование к обязательной организации фермы на землях КФХ в законе не прописано. На данных землях разрешено строить полноценный загородный дом, однако, такое строительство встречается крайне редко. Собственник вправе построить на участке несколько капитальных и некапитальных строений различного назначения, вплоть до производственных объектов. Разрешение на строительство получать необходимо. Управление может производиться как в форме объединения собственников по аналогии с дачными или садовыми поселками, так и индивидуально, по аналогии с ИЖС и ЛПХ.

Права на участок

Земельный участок может принадлежать гражданину не только на праве собственности, но и на основании договора аренды. В этом случае все права на построенный дом будут принадлежать арендатору при условии, что постройка согласована с арендодателем. В договоре аренды может быть прописан пункт о запрете на строительство. Но даже если в договоре указано, что строительство разрешено или, тем более, нет никаких указаний относительно строительства на участке, лучше получить письменное согласие собственника на строительство любого объекта. Если земельный участок арендован у государства, то гражданин имеет право выкупить его в собственность. Арендовать у государства можно практически любой участок. Наиболее распространено предоставление в аренду участков под ИЖС. Цена выкупа земельного участка устанавливается государством и зависит от региона и численности населения в конкретном населенном пункте. Чем выше населенность, тем выше стоимость выкупа земельного участка.

Расположение дома

Строительство должно осуществляться с соблюдением норм и правил, носящими как обязательный, так и рекомендательный характер. К обязательным можно отнести противопожарные нормы и нормы инсоляции (доступ солнечного света). Максимально близкими к обязательным требованиям являются санитарно-бытовые нормы, а также правила, прописанные в уставе организованного поселка, частью которого является земельный участок.

Стоит отметить, что большинство этих норм не пересматривались с 80-х годов прошлого столетия, поэтому их разумность иногда вызывает большие сомнения.

При расчете расстояния от стены дома следует учитывать, что стена – понятие условное. Расчет должен осуществляться от цоколя, крыльца, навеса, эркера и других выступающих элементов, если они выступают более чем на 50 см.

Обязательные нормы (минимумы):

  • 5 метров от красной линии дороги (2 и более полос) до жилой постройки
  • 3 метра от красной линии проезда (1 полоса) до жилой постройки
  • От 6 до 15 метров от стены дома до соседнего дома (расстояние зависит от материалов постройки и степени их огнестойкости: несгораемые постройки – 6 метров, трудносгораемые – 8-10 метров, сгораемые – 10-15 метров)
  • 3 метра от стены дома до забора соседа
  • 15 метров от стены дома до лесного массива
  • 1 метр от хозяйственной постройки до забора соседа (кроме построек для скота и птицы), при этом скат крыши должен заканчиваться до границы участка
  • От 1 до 1,5 метров расстояние от стены дома до забора для боковой границы участка, за которым не располагается соседний участок
  • 6 метров от стены дома до хозяйственной постройки на этом же участке
  • 12 метров от стены дома до туалета
  • 8 метров от стены дома до бани
  • 8 метров от туалета до колодца
  • От 1,5 до 30 метров от дома до электрического столба
  • От 25 до 55 метров от высоковольтных ЛЭП (330 кВ – 25 метров, 1150 В – 55 метров) до стены дома

Нормы для скота и птицы:

  • 4 метра от хозяйственной постройки до границы соседнего участка
  • 12 метров от хозяйственной постройки до границы дома
  • Высота хозяйственных строений для скота и птицы не менее 2,4 метра

Нормы для деревьев и кустарников:

  • 5 метров расстояние от стены дома до ближайшего дерева
  • От 1,5 до 2 метров от деревьев до подземных сетей
  • 4 метра от дерева до опоры ЛЭП
  • 1,5 метра от кустарника до стены дома
  • 1 метр от кустарника до границы участка
  • 2 метра от среднерослого дерева до границы участка
  • 4 метра от высокорослого дерева до границы участка
  • Солнце движется с востока на юго-восток, и далее через юг на юго-запад. Тень ложится на север, утром продвигается с запада и северо-запада через север на северо-восток и восток к вечеру. Учитывайте это при расположении комнат. С 14 часов солнце светит с юго-запада. В северных комнатах солнце может появиться только летом рано утром или поздно вечером.
  • Огород лучше делать на юге участка, чтобы тень от дома падала на другую сторону.
  • При отсутствии гаража лучше планировать место для парковки автомобиля в тени дома.
  • Туалет планируйте на севере в тени.
  • Представьте тень от будущего дома и учтите расположение дома соседа. Чтобы тень не попадала на соседний дом, необходимо расстояние между домами сделать больше высоты дома. Солнце в доме соседа должно быть не менее 2 часов в день.

Запрет строительства:

  • 20 метров от озера, реки, водохранилища; запрет строительства и ограждения выхода к воде
  • На расстоянии до 500 метров от водоема ограничения по строительству, в основном на сброс воды
  • Диаметр до 100 метров от природного источника водоснабжения (ручья)
  • Диаметр от 100 метров от очистных сооружений большой производительности

Виды и размеры домов и строений

Внешний вид дома и его размер может быть регламентирован уставом организации, объединяющей жителей поселка. В законе нет требований к видам домов и строений, однако, существуют некоторые ограничения.

Капитальный жилой дом – подходит для круглогодичного проживания, можно постоянно зарегистрироваться в доме.

Капитальное жилое строение – капитальный жилой дом преимущественно не для постоянного проживания без права постоянной регистрации в доме. Если строение пригодно для круглогодичного проживания и находится в населенном пункте, то регистрация разрешена.

Некапитальное жилое строение – временный, сезонный характер строения.

Подведем итоги

Назначение земли Тип постройки Разрешение на строительство Соблюдение норм и правил Форма правления
ИЖС Капитальный жилой дом Да, в упрощенном порядке Да Индивидуальное
ЛПХ в населенном пункте Капитальный жилой дом Да Да Индивидуальное
ЛПХ вне населенного пункта - - - Индивидуальное
Для дачного строительства Капитальный жилой дом / капитальное жилое строение Нет Председатель
Для садоводства Капитальное жилое строение Нет Да, плюс соответствие проекту планировки территории Председатель
Для огородничества Некапитальное жилое строение Нет Да
КФХ Капитальный дом Да Да Индивидуальное / председатель

Законодательство

Земельный кодекс:

Глава V. Возникновение прав на землю

Глава I.1. Земельные участки

  • Статья 11.4. Раздел земельного участка
  • Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам

Глава VII. Прекращение и ограничение прав на землю

  • Статья 54. Условия и порядок принудительного прекращения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования земельного участка

Градостроительный кодекс (Федеральный закон № 190-ФЗ от 29.12.2004):

Глава 6. Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства

  • Статья 48. Архитектурно-строительное проектирование (Пункт 3)
  • Статья 51. Разрешение на строительство (Пункт 9 и 17)

Гражданский кодекс:

Глава 14. Приобретение права собственности

  • Статья 222. Самовольная постройка

Глава 17. Право собственности и другие вещные права на землю

  • Статья 260. Общие положения о праве собственности на землю
  • Статья 263. Застройка земельного участка

Федеральные законы:

Постановления:

  • Постановление Конституционного суда РФ от 14 апреля 2008 г. № 7-П по делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 г. № 64 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10"

СНиП Строительные нормы и правила:

  • СНиП 3.05.04-85 "Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации"
  • СНиП 2.04.03-85 "Канализация. Наружные сети и сооружения"
  • СНиП 1.05.03-87 "Нормы задела в жилищном строительстве с учетом комплексной застройки"
  • СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"
  • СНиП 30-02-97 "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан"
  • СП 11-106-97 "Порядок разработки, согласования, утверждения и состав проектно-планировочной документации на застройку территорий садоводческих (дачных) объединений граждан"
  • СНиП 31-02-2001 "Дома жилые одноквартирные"

СанПиН Санитарные нормы и правила:


При продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Освоение земельного участка сельскохозяйственного назначения

Критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и критерии значительного ухудшения экологической обстановки устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

Статья 6

1. Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

78 ЗК РФ устанавливает, что з емли сельскохозяйственного назначения могут использоваться.

для ведения сельскохозяйственного производства, для создания защитных лесных насаждений, для научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

В частности, поскольку земельный участок является специфическим, особо ценным объектом имущественных отношений, у участников гражданского оборота зачастую возникает интерес в приобретении прав на земельные участки не в целях их использования по назначению, а для инвестирования своих денежных средств с учетом возможности последующей перепродажи таких участков по более высокой цене.

В определенных случаях это приводит к ухудшению состояния земли, например к зарастанию сорняками или кустарником, ухудшает качество земель сельскохозяйственного назначения, и в последующем могут потребоваться дополнительные серьезные усилия, чтобы привести земельный участок в состояние, пригодное для использования по назначению.

Срок освоения земельного участка

Здравствуйте!В 2009 году я преобрела участок земли под ИЖС в инвестиционных целях.Недавно узнала,что закон предусматривает принудительное изъятие земли,которая не используется по назначению 3 и более лет.Как мне обезопасить себя,если я планирую продажу участка через пару лет?Может,переоформить право собственности на дочь?

Уважаемые посетители сайта! Бесплатная юридическая консультация онлайн работает на нашем сайте с 2004 года.

Бесплатная юридическая консультация предоставляется только практикующими юристами и адвокатами Москвы, имеющими опыт работы в различных отраслях права более 20 лет.

Получить юридическую консультацию бесплатно можно на нашем сайте без регистрации.

Если вам нужна консультация юриста (адвоката) в Москве бесплатно в интернете в режиме online, предоставленная на высоком профессиональном уровне, наш сайт для вас.

Ответ на вопрос будет направлен вам на почту в кратчайшие сроки и опубликован на сайте.

Для удобства пользования разработан рубрикатор вопросов и ответов.

Добрый день! Огромная благодарность Баклаговой Оксане Сергеевне за профессиональную, грамотную работу по наследственному делу об установлении факта принятия наследства. Минимальное участие и хлопоты в данном процессе с моей стороны и успешный исход дела, т.е.

судебное решение в мою пользу! Уровень компетенции адвоката я в полной мере оценила в тот момент, когда обратилась уже за консультацией. Благодаря очень продуманному подходу адвоката к составлению искового заявления, помощи в сборе доказательств, решение суда было сформулировано таким образом, что в полной мере решило все проблемы с правом моей собственности на имущество.

12 лет, как вступил в СНТ "Старт". Все взносы (вступительные, членские, целевые и прочие) оплачены вперед. На участке, как и у всех, забор, дом, сарай, две грядки клубники, вишня, слива, черная рябина и газон. Вчера впервые получил предписание, что я злостно нарушаю правило "в течение трех лет с момента получения (приобретения) участка освоить и использовать по целевому назначению", и правление вынуждено поставить вопрос об исключении меня из членов СНТ, а Россельхознадзор просить лишить меня права собственности.
Есть ли критерии "освоенности" и "используемости по назначению"? Зачем все это правлению нужно?

Согласно ст.6 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в редакции закона №435-ФЗ от 29.12.2010)

3. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли, повлекшим за собой существенное снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения или значительное ухудшение экологической обстановки. Критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и критерии значительного ухудшения экологической обстановки устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

5. В срок, указанный в пункте 4 настоящей статьи, не включается срок, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, а также срок освоения земельного участка. Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не может составлять более чем два года.

6. Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, может осуществляться при условии неустранения указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания.

7. В случае неустранения правонарушений, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, в срок, установленный вынесенным одновременно с назначением административного наказания предупреждением, уполномоченный исполнительный орган государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля, вынесший предупреждение, направляет материалы об этом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

8. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 7 настоящей статьи, вправе обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов в связи с его ненадлежащим использованием по одному из оснований, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.


Таким образом, сначала уполномоченным исполнительным органом государственной власти (а не правлением садоводства) назначается административное взыскание, для физических лиц выражающееся, в соответствии с пунктом 1 статьи 8.8 КоАП РФ, в наложении административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей. Одновременно с административным взысканием физическому лицу выдается предупреждение, в котором указываются допущенные нарушения и срок для их исправления. Только затем, при неустранении нарушений, по инициативе органа исполнительной власти субъекта РФ, требование об изъятии земельного участка у гражданина может быть рассмотрено в суде.
Признаки неиспользования земельных участков Правительством РФ еще не утверждены.
Общее собрание и другие органы садоводческого товарищества не вправе самостоятельно устанавливать и оценивать признаки неиспользования земельного участка. Поэтому, правомерно исключить из членов смогут не ранее привлечения Вас к административной ответственности и лишь в том случае, если Устав предполагает исключение при неиспользовании земельного участка.

05 сентября

Горячая линия нашего Регионального информационного центра ежедневно принимает и обрабатывает запросы пользователей по самым различным тематикам. Несмотря на их разнообразие, всегда прослеживается тема, волнующая наибольшее количество пользователей. И уже традиционно мы предлагаем вашему вниманию горячий вопрос месяца.

Вопрос. В собственности лица находится земельный участок категории земель сельскохозяйственного назначения. В настоящий момент обработка земель не происходит. Какое время дается по законодательству на освоение земель сельскохозяйственного назначения? Если освоение земельных участков невозможно из-за природных условий или экономической обстановки, возможно ли продлить срок освоения? Какая ответственность предусмотрена действующим законодательством за необработку земель сельскохозяйственного назначения и могут ли у собственника изъять земельный участок?

Ответ. В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Законодательно понятие «освоение земель» нигде не закреплено. Синонимичными являются понятия «изучение», «овладевание», «преобразование». Исходя из этого, можно говорить о том, что освоение земельного участка предполагает процесс его подготовки к осуществлению производства сельскохозяйственной продукции, т. е. использованию в соответствии с целевым назначением.

Освоение земельного участка следует отличать от его использования.

Максимальный срок освоения земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения составляет два года (пункт 5 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закона № 101-ФЗ)).

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона № 101-ФЗ в случае неиспользования земельного участка для ведения сельского хозяйства в течение трех лет данный земельный участок может быть изъят у собственника в судебном порядке.

В данном случае налицо проблема практического применения пункта 5 выше названной статьи с точки зрения основания изъятия земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения ввиду его неиспользования для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. В случае если земельный участок не освоен в течение двух лет, со стороны собственника такого земельного участка имеет место нарушение срока освоения земельного участка, но при этом изъять такой земельный участок в связи с его неиспользованием для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности нельзя, так как три года, установленные законодателем для исчисления срока неиспользования земельного участка, еще не истекли. Таким образом, получается, что фактически собственник земельного участка может безнаказанно превысить установленный законодательством срок освоения земельного участка. При этом срок неиспользования земельного участка фактически включает в себя срок, в течение которого земельный участок категории земель сельскохозяйственного назначения не был освоен.

Иная ситуация складывается, когда указанный земельный участок осваивался собственником, а уже после - не использовался по целевому назначению.

Согласно пункту 5 статьи 6 Закона № 101-ФЗ срок неиспользования не включает в себя срок освоения земельного участка, т. е. срок неиспользования исчисляется только после окончания срока освоения земельного участка. Данный вывод подтверждается и судебной практикой, например, правовыми позициями, изложенными в Апелляционном определении Нижегородского областного суда от 11.06.2013 по делу № 33-4776, в Определении Калужского областного суда от 17.03.2014 по делу № 33-696/2014.

Критерии, на основании которых делается вывод о неиспользовании земельных участков для нужд сельского хозяйства, утверждает Правительство Российской Федерации*.

В трехлетний срок неиспользования земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения не включается срок, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению «из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование» (пункт 5 статьи 6 Закона № 101-ФЗ). Опять же законодательно не регламентирован вопрос относительно того, что под ними понимается. Думается, что здесь возможно применить нормы гражданского права, которые соотносятся с нормами земельного права как общее и частное соответственно (статьи 2, 3 ЗК РФ).

В силу пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) (далее - ГК РФ (часть первая)) обстоятельствами непреодолимой силы признаются обстоятельства, которые носят чрезвычайный или непредотвратимый при данных условиях характер. Как обстоятельства непреодолимой силы квалифицируются, в частности, наводнения, землетрясения, снежные завалы и иные подобные природные катаклизмы, военные действия, эпидемии. Относительно обстоятельств экономического характера единства взглядов нет. Большинство специалистов склоняется к тому, что финансово-экономический кризис нельзя отнести к обстоятельствам непреодолимой силы ввиду отсутствия такого квалифицирующего признака, как непредотвратимость.

Помимо сроков, за пределами которых земельный участок может быть принудительно изъят у его собственника, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена ответственность за неиспользование или использование не по целевому назначению земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения в виде штрафа, размер которого варьируется в зависимости от субъектного состава (статья 8.8 КоАП РФ).

* Постановление Правительства РФ от 23.04.2012 № 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации».



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения


Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 336-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2016, N 0001201607040113);
Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2016, N 0001201607040165) (о порядке вступления в силу см. ).
____________________________________________________________________

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст.3018; 2003, N 28, ст.2882; 2004, N 27, ст.2711; N 41, ст.3993; N 52, ст.5276; 2005, N 10, ст.758; N 30, ст.3098; 2007, N 7, ст.832; 2008, N 20, ст.2251; N 49, ст.5748; 2009, N 1, ст.5; N 19, ст.2283) следующие изменения:

1) в пункте 1 статьи 4 :

а) абзац второй признать утратившим силу;

б) абзац третий

"Не допускается образование земельного участка, который входит в состав искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель и размер которого меньше установленного субъектами Российской Федерации минимального размера земельного участка для искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель.";

2) в статье 6 :

а) пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного срочного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации , и настоящим Федеральным законом.";

б) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли, повлекшим за собой существенное снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения или значительное ухудшение экологической обстановки. Критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и критерии значительного ухудшения экологической обстановки устанавливаются Правительством Российской Федерации.";

в) дополнить пунктами 4-11 следующего содержания:

"4. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

5. В срок, указанный в пункте 4 настоящей статьи, не включается срок, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, а также срок освоения земельного участка. Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не может составлять более чем два года.

6. Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, может осуществляться при условии неустранения указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания.

7. В случае неустранения правонарушений, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, в срок, установленный вынесенным одновременно с назначением административного наказания предупреждением, уполномоченный исполнительный орган государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля, вынесший предупреждение, направляет материалы об этом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

8. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 7 настоящей статьи, вправе обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов в связи с его ненадлежащим использованием по одному из оснований, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

9. В течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов в связи с его ненадлежащим использованием по одному из оснований, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении такого земельного участка обеспечивает при необходимости проведение кадастровых работ и проводит публичные торги по его продаже в порядке, установленном гражданским законодательством.

10. Если публичные торги по продаже земельного участка признаны несостоявшимися, такой земельный участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене этих торгов в течение двух месяцев со дня признания торгов несостоявшимися.

11. Средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов либо приобретения земельного участка в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов.";

3) пункт 2 статьи 9 изложить в следующей редакции:

"2. Договор аренды находящегося в долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и соглашение об установлении частного сервитута в отношении такого земельного участка могут быть подписаны лицом, уполномоченным решением общего собрания участников долевой собственности совершать без доверенности сделки с таким земельным участком, если условия указанных договора и соглашения соответствуют условиям, определенным решением общего собрания участников долевой собственности.";

4) в статье 10 :

а) подпункт утратил силу с 15 июля 2016 года - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 336-ФЗ ;

б) дополнить пунктом 5_1 следующего содержания:

"5_1. Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.

Орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится земельный участок, выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.";

в) в пункте 7 слова "Сельскохозяйственные угодья" заменить словами "Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения", цифры "20" заменить цифрами "15", дополнить предложением следующего содержания: "Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.";

5) в статье 12 :

а) в пункте 1 :

абзац второй после слов "завещать свою земельную долю," дополнить словами "отказаться от права собственности на земельную долю,";

абзац третий после слова "завещание" дополнить словами ", отказ от права собственности на земельную долю";

б) дополнить пунктом 1_1 следующего содержания:

"1_1. Отказ от права собственности на земельную долю осуществляется путем подачи заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на земельную долю прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права. Одновременно возникает право собственности на данную земельную долю у городского округа, городского или сельского поселения по месту расположения земельного участка, от права собственности на земельную долю которого осуществлен отказ, либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории у муниципального района.";

в) дополнить пунктом 4 следующего содержания:

"4. В течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.

Не позднее чем в течение одного месяца со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится данная земельная доля, обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения земельной доли на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории этого муниципального образования.

В случае, если никто из указанных в настоящем пункте лиц не заключил договор купли-продажи земельной доли, орган местного самоуправления в течение года с момента возникновения права муниципальной собственности на нее обязан выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей при условии ненарушения при этом требований к образуемым земельным участкам.";

г) дополнить пунктом 5 следующего содержания:

"5. В случае перехода права собственности на земельную долю к другому лицу внесение изменений в договор аренды земельного участка, в составе которого находится такая земельная доля, не требуется.";

6) дополнить статьей 12_1 следующего содержания:

"Статья 12_1. Невостребованные земельные доли

1. Невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с , не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.

2. Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

3. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей).

4. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

5. Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

6. Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.

7. С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.

8. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.";

7) изложить в следующей редакции:

"Статья 13. Образование земельного участка из земельного участка, находящегося в долевой собственности

1. Участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

2. Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4-6 настоящей статьи.

3. Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется.

4. Если указанное в пункте 3 настоящей статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.

5. Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли. При этом площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется.

6. Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьей 13_1 настоящего Федерального закона.

7. Порядок определения размера выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка с учетом состояния и свойств его почвы устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Отсутствие указанного порядка не является препятствием для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.

8. Выдел земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется по правилам, установленным для выдела земельных долей, находящихся в частной собственности. При этом выдел таких земельных долей осуществляется в первую очередь из неиспользуемых земель и земель худшего качества.";

8) дополнить статьей 13_1 следующего содержания:

"Статья 13_1. Проект межевания земельного участка

1. Проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей (далее также - образуемые земельные участки). Проект межевания земельных участков, подлежащий утверждению общим собранием участников долевой собственности, также должен содержать сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности (при их наличии), и о земельном участке или земельных участках, право общей собственности на которые сохраняется или возникает.

2. Проект межевания земельного участка или земельных участков подготавливается кадастровым инженером. Заказчиком такого проекта межевания может являться любое лицо.

3. Требования к проекту межевания земельных участков устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

4. Предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное) работ по подготовке проекта межевания земельного участка или земельных участков могут устанавливаться субъектами Российской Федерации.

5. Проект межевания земельного участка или земельных участков утверждается решением общего собрания участников долевой собственности либо в случае, указанном в пункте 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, решением собственника земельной доли или земельных долей.

Одновременно с решением общего собрания участников долевой собственности об утверждении проекта межевания земельных участков должно быть принято решение об утверждении перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки.

6. При подготовке проекта межевания, подлежащего утверждению общим собранием участников долевой собственности, кадастровый инженер обеспечивает правообладателям земельного участка или земельных участков, из которых будут выделяться земельные участки в счет земельной доли или земельных долей (далее также - исходный земельный участок или исходные земельные участки), органу местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения каждого исходного земельного участка и, если заказчик кадастровых работ не является правообладателем исходного земельного участка или исходных земельных участков, заказчику кадастровых работ возможность ознакомиться с этим проектом до его утверждения и представить предложения о его доработке. Срок ознакомления с проектом межевания земельных участков не может быть менее чем тридцать дней до дня его утверждения.

7. Извещение о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участков направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.

8. Извещение, указанное в пункте 7 настоящей статьи, должно содержать:

1) сведения о заказчике работ по подготовке проекта межевания земельных участков, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;

2) сведения о кадастровом инженере, подготовившем проект межевания земельных участков, в том числе почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;

3) кадастровый номер и адрес каждого исходного земельного участка;

4) порядок ознакомления с проектом межевания земельных участков, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня получения или опубликования извещения;

5) сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами предложений о доработке проекта межевания земельных участков после ознакомления с ним.

9. Проект межевания земельного участка, утверждаемый решением собственника земельной доли или земельных долей, подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности. Предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.

10. Извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.

11. Извещение, указанное в пункте 10 настоящей статьи, должно содержать сведения, предусмотренные подпунктами 1-4 пункта 8 настоящей статьи, а также сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами обоснованных возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.

12. В случае, если в течение тридцати дней со дня надлежащего извещения участников долевой собственности о согласовании проекта межевания земельного участка в соответствии с пунктами 9-11 настоящей статьи от участников долевой собственности не поступят возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, проект межевания земельного участка считается согласованным. Кадастровый инженер обязан составить заключение об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.

13. Возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка должны содержать фамилию, имя и отчество лица, выдвинувшего эти возражения, реквизиты документа, удостоверяющего его личность, обоснование причин его несогласия с предложенными размером и местоположением границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, кадастровый номер исходного земельного участка. К этим возражениям должны быть приложены копии документов, подтверждающих право лица, выдвинувшего эти возражения, на земельную долю в исходном земельном участке.

14. Возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка направляются кадастровому инженеру, подготовившему соответствующий проект межевания земельного участка, а также в орган кадастрового учета по месту расположения такого земельного участка.

15. Споры о размере и местоположении границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка рассматриваются в суде.

16. Кадастровые работы в отношении выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка выполняются в соответствии с утвержденным проектом межевания земельного участка или земельных участков, содержащим сведения о его размере и местоположении его границ. В результате кадастровых работ площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может отличаться от площади этого земельного участка, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания, вследствие невозможности установления на местности границ этого земельного участка в точном соответствии с таким проектом межевания, но не более чем на пять процентов.";

9) изложить в следующей редакции:

"Статья 14. Особенности владения, пользования и распоряжения земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности

1. Владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности.

2. Участник долевой собственности может выдать другому лицу нотариально удостоверенную либо заверенную уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, доверенность на совершение юридически значимых действий в отношении принадлежащей данному участнику долевой собственности земельной доли, в том числе на голосование на общем собрании участников долевой собственности.

3. Участники долевой собственности на общем собрании могут принять решения:

1) о предложениях относительно проекта межевания земельных участков;

2) об утверждении проекта межевания земельных участков, в том числе если такой проект содержит сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельной доли или земельных долей, находящихся в муниципальной собственности;

3) об утверждении перечня собственников земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания земельных участков;

4) об утверждении размеров долей в праве общей собственности на земельные участки, образуемые в соответствии с проектом межевания земельных участков;

5) об утверждении списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными;

6) о лице, уполномоченном от имени участников долевой собственности без доверенности действовать при согласовании местоположения границ земельных участков, одновременно являющихся границей земельного участка, находящегося в долевой собственности, при обращении с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности, и образуемых из него земельных участков, а также заключать договоры аренды данного земельного участка или соглашения об установлении частного сервитута в отношении данного земельного участка (далее - уполномоченное общим собранием лицо), в том числе об объеме и о сроках таких полномочий;

7) об условиях договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности;

8) об условиях установления частного сервитута в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности;

9) об утверждении расчета размера долей в праве общей собственности на земельный участок в целях их выражения единым способом, если ранее данные доли были выражены разными способами.

4. Уполномоченное общим собранием лицо подтверждает свои полномочия выпиской из протокола общего собрания участников долевой собственности, содержащего сведения о данном лице (фамилия, имя, отчество, паспортные данные), о видах действий, на совершение которых уполномочено данное лицо, и указание на срок, в течение которого данное лицо осуществляет переданные ему полномочия, или копией такого протокола, заверенными уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. При этом срок осуществления полномочий не может быть более чем три года и данному лицу не может быть передано осуществление полномочий по вопросам, которые в соответствии с настоящей статьей не могут быть решены на общем собрании участников долевой собственности.

Уполномоченное общим собранием лицо обязано информировать участников долевой собственности об осуществлении переданных ему общим собранием участников долевой собственности полномочий.

В случае смерти участника долевой собственности уполномоченное общим собранием лицо является в силу закона доверительным управляющим в отношении земельной доли, принадлежавшей умершему участнику долевой собственности, в части осуществления полномочий, переданных ему общим собранием участников долевой собственности, на период до перехода прав на эту земельную долю по наследству.

Полномочия, предусмотренные настоящим пунктом, могут быть отозваны только по решению общего собрания участников долевой собственности.

5. Участник долевой собственности, выразивший на общем собрании участников долевой собственности несогласие с передачей в аренду земельного участка, находящегося в долевой собственности, или с условиями договора аренды такого земельного участка, в случае передачи его в аренду вправе выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей по правилам, установленным пунктом 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, и распорядиться выделенным в счет земельной доли или земельных долей земельным участком по своему усмотрению. При этом согласие арендатора земельного участка или залогодержателя права аренды земельного участка на выдел в счет земельной доли или земельных долей земельного участка не требуется и договор аренды или залог прав аренды в отношении выделенного земельного участка прекращается. В целях изменения условий договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности, в связи с выделом земельного участка в счет земельной доли или земельных долей проведение общего собрания участников долевой собственности не требуется. От имени участников долевой собственности дополнительное соглашение к данному договору аренды заключает уполномоченное общим собранием лицо, срок осуществления полномочий которого не истек.";

10) главу III дополнить статьей 14_1 следующего содержания:

"Статья 14_1. Общее собрание участников долевой собственности

1. Общее собрание участников долевой собственности (далее - общее собрание) проводится по предложению участника долевой собственности, либо лиц, использующих находящийся в долевой собственности земельный участок в целях производства сельскохозяйственной продукции, либо органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. Общее собрание принимает решения по вопросам, указанным в пункте 3 статьи 14 настоящего Федерального закона.

2. Участники долевой собственности извещаются органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, о проведении общего собрания посредством опубликования соответствующего сообщения в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещения такого сообщения на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в сети "Интернет" (при его наличии) не позднее чем за сорок дней до дня проведения общего собрания. Не позднее дня опубликования сообщения о проведении общего собрания объявление также должно быть размещено на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. О проведении общего собрания по предложению участника долевой собственности или лиц, использующих находящийся в долевой собственности земельный участок в целях производства сельскохозяйственной продукции, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, уведомляется в письменной форме.

3. Указанные в пункте 2 настоящей статьи сообщение и уведомление о проведении общего собрания должны содержать:

1) дату и время проведения общего собрания;

2) адрес места проведения общего собрания на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности;

3) повестку дня общего собрания;

4) адрес места ознакомления с документами по вопросам, вынесенным на обсуждение общего собрания, и сроки такого ознакомления.

4. Если в предлагаемую повестку дня общего собрания включаются вопросы об утверждении проекта межевания земельных участков, указанные в пункте 2 настоящей статьи сообщение и уведомление о проведении общего собрания должны содержать также информацию, предусмотренную пунктом 8 статьи 13_1 настоящего Федерального закона.

5. Общее собрание считается правомочным в случае присутствия на нем участников долевой собственности, составляющих не менее чем 20 процентов их общего числа или, если способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на земельный участок, владеющих более чем 50 процентами таких долей.

6. В случае, если количества участников долевой собственности на земельный участок, не включенных в утвержденный список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, недостаточно для обеспечения правомочности общего собрания в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, общее собрание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее чем 50 процентов общего числа участников долевой собственности на этот земельный участок, не включенных в указанный список.

7. Только лица, представившие документы, удостоверяющие личность, документы, удостоверяющие право на земельную долю, а также документы, подтверждающие полномочия этих лиц, могут принять участие в голосовании. Ответственность за обеспечение допуска к голосованию несет уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.

8. Решения принимаются общим собранием открытым голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовали участники общего собрания, владеющие в совокупности более чем 50 процентами долей общего числа долей собственников, присутствующих на общем собрании (при условии, что способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на этот земельный участок), или большинство участников общего собрания.

9. В целях проведения общего собрания орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, обеспечивает составление перечня участников долевой собственности (в случае его отсутствия), хранение такого перечня и предложений участников долевой собственности об изменении размеров земельных долей, выраженных единым способом в соответствии с положениями статьи 15 настоящего Федерального закона (если ранее данные доли были выражены разными способами), составление и хранение протоколов, иных документов общего собрания.

10. Уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, участвует в организации и проведении общего собрания, в том числе:

1) удостоверяет полномочия присутствующих на собрании лиц;

2) председательствует при открытии и ведении общего собрания, если иной председатель не будет избран;

3) подписывает протокол общего собрания;

4) участвует в обсуждении вопросов с правом совещательного голоса.

11. Принятое общим собранием решение оформляется протоколом. Приложением к протоколу общего собрания является список присутствующих на нем участников долевой собственности на земельный участок с указанием реквизитов документов, удостоверяющих их права на земельные доли. Протокол подписывается председателем, секретарем общего собрания, уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, присутствовавшим на общем собрании.

12. Протокол общего собрания составляется в двух экземплярах, один из которых хранится у лица, по требованию которого проводилось общее собрание. Второй экземпляр протокола общего собрания хранится в органе местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. Копия утвержденного решением общего собрания проекта межевания земельных участков также передается на хранение в такой орган местного самоуправления.

13. Заверенные уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, выписки из протокола общего собрания или копии такого протокола, выписки из утвержденного решением общего собрания проекта межевания земельных участков или его копии выдаются любому заинтересованному лицу в трехдневный срок со дня обращения за плату в размере, покрывающем расходы на изготовление выписок и копий.";

11) в статье 15 :

а) слово "Земельная" заменить словами "1. Земельная", слово "полученная" заменить словами "права на которую возникли";

б) дополнить пунктом 2 следующего содержания:

"2. Определение размеров земельных долей в виде простой правильной дроби, в гектарах или баллах является юридически действительным.";

в) дополнить пунктом 3 следующего содержания:

"3. В целях принятия решений о подсчете голосов участников долевой собственности размеры земельных долей должны быть определены единым способом в соответствии со следующими условиями:

1) площадь земельного участка определяется как площадь, указанная в кадастровой выписке о таком земельном участке;

2) при определении одним способом размеры земельных долей должны быть не менее чем размеры равноценных земельных долей, определенные другим способом. В случае, если такое соотношение размеров невозможно в отношении всех земельных долей, равноценность их определения обеспечивается за счет пропорционального уменьшения размеров невостребованных земельных долей;

3) при определении единым способом размеров земельных долей, выраженных в гектарах или баллах для различных сельскохозяйственных угодий, используются коэффициенты, установленные субъектами Российской Федерации;

4) если размеры некоторых земельных долей определены в виде простой правильной дроби, размеры всех других земельных долей также должны быть определены в виде простой правильной дроби.";

12) пункт 2 статьи 16 признать утратившим силу;

13) в статье 19_1 :

а) дополнить пунктом 3 следующего содержания:

"3. Если до 1 июля 2012 года участники долевой собственности не приняли решение об утверждении проекта межевания земельных участков или не зарегистрировали свое право собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения данного земельного участка до 1 июля 2013 года обязан:

1) провести общие собрания с внесением в повестки дня этих собраний вопросов, указанных в пункте 3 статьи 14 настоящего Федерального закона;

2) обеспечить подготовку проекта межевания земельных участков;

3) обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков.";

б) дополнить пунктом 4 следующего содержания:

"4. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, обязан предоставлять бесплатно сведения, необходимые для подготовки проекта межевания земельных участков, в том числе сведения, запрошенные им из органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и регистрацию прав на недвижимое имущество, при наличии следующих условий:

1) принятие общим собранием решения о подготовке проекта межевания земельных участков;

2) принятие общим собранием решения о лице, указанном в подпункте 6 пункта 3 статьи 14 настоящего Федерального закона;

3) заключение договора на подготовку проекта межевания земельных участков.";

в) дополнить пунктом 5 следующего содержания:

"5. Сведения, указанные в пункте 4 настоящей статьи, предоставляются бесплатно в месячный срок уполномоченному общим собранием лицу на основании его заявления, к которому должны быть приложены документы, подтверждающие наступление условий, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи.";

г) дополнить пунктом 6 следующего содержания:

"6. В случае расположения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на межселенной территории полномочия органа местного самоуправления поселения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, осуществляет орган местного самоуправления муниципального района.".

Статья 2

Статья 3

Пункт 2 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст.4147) изложить в следующей редакции:

"2. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.".

Статья 4

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст.4148; 2003, N 28, ст.2875; N 50, ст.4846; 2004, N 41, ст.3993; 2005, N 1, ст.17; N 25, ст.2425; 2006, N 1, ст.3, 17; N 17, ст.1782; N 27, ст.2881; N 52, ст.5498; 2007, N 7, ст.834; N 31, ст.4009; N 43, ст.5084; N 46, ст.5553; N 48, ст.5812; 2008, N 30, ст.3597; 2009, N 19, ст.2281; N 29, ст.3582; N 52, ст.6418, 6427) дополнить пунктом 20 следующего содержания:

"20. Граждане и юридические лица, право собственности которых на многолетние насаждения зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до дня вступления в силу Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" , приобретают права на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых находятся указанные многолетние насаждения, в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации .".

Статья 5

Внести в (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.1; 2005, N 10, ст.762; 2007, N 26, ст.3089; 2010, N 1, ст.1) следующие изменения:

1) абзац первый части 1 после слова "законом," дополнить словами "за исключением случая, предусмотренного частью 1_1 настоящей статьи,";

2) дополнить частью 1_1 следующего содержания:

"1_1. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" , для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.".

Статья 6

(Утратила силу с 1 января 2017 года - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ .

Статья 7

Признать утратившими силу:

1) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 10, ст.758);

2) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст.832) (в части замены слов в пункте 2 статьи 16);

3) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст.5).

Статья 8

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2011 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления в силу.

2. Пункт 3, подпункт "в" пункта 4, подпункты "а", "б" и "г" пункта 5, пункт 12 статьи 1, пункт 1, подпункты "а", "б" и "д" пункта 2, пункты 3 и 4 статьи 2, статьи 4 и 7 настоящего Федерального закона вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Президент
Российской Федерации
Д.Медведев

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"



Просмотров