Изъятие земель сельскохозяйственного в течение трех лет. Изъятие участка, который не используется по целевому назначению. Критерии существенного снижения плодородия почвы

Статья 1

Внести в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2007, N 27, ст. 3213; 2014, N 26, ст. 3377; 2015, N 1, ст. 52; N 10, ст. 1412) следующие изменения:

1) в пункте 3 статьи 272 слова "ненадлежащего использования (статья 286)" заменить словами "неиспользования по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации";

2) статью 284 изложить в следующей редакции:

"Статья 284. Изъятие земельного участка, который не используется по целевому назначению

Земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.";

3) статью 285 изложить в следующей редакции:

"Статья 285. Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства Российской Федерации

Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с нарушением требований законодательства Российской Федерации, в частности, если участок используется не по целевому назначению или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде.";

4) наименование статьи 286 изложить в следующей редакции:

"Статья 286. Порядок изъятия земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации";

5) в статье 449 1:

а) пункт 1 после слов "исполнительного производства" дополнить словами ", а также в иных случаях, установленных законом";

б) пункт 2 дополнить словами ", а также государственный орган или орган местного самоуправления в случаях, установленных законом";

в) абзац первый пункта 4 дополнить словами ", либо в случае, если организатором публичных торгов выступает орган государственной власти или орган местного самоуправления, на сайте соответствующего органа".

Статья 2

Внести в Земельный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 10, ст. 763; N 30, ст. 3122; 2006, N 23, ст. 2380; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 21, ст. 2455; N 26, ст. 3075; 2008, N 30, ст. 3597, 3616; 2009, N 30, ст. 3735; 2011, N 30, ст. 4590; N 50, ст. 7366; 2013, N 23, ст. 2881; N 27, ст. 3440, 3477; N 52, ст. 7011; 2014, N 26, ст. 3377; N 30, ст. 4235; N 43, ст. 5799; 2015, N 1, ст. 52; N 10, ст. 1418; N 41, ст. 5631; N 48, ст. 6723; 2016, N 1, ст. 80; N 18, ст. 2495; N 22, ст. 3097) следующие изменения:

1) пункт 7 статьи 27 изложить в следующей редакции:

"7. Пункт 6 настоящей статьи не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества.";

2) в подпункте 13 пункта 2 статьи 39 30 слова "ненадлежащего использования земельного участка" заменить словами "неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации";

3) в подпункте 1 пункта 2 статьи 45:

а) в абзаце первом слова "при ненадлежащем использовании земельного участка" заменить словами "при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации";

б) абзац второй изложить в следующей редакции:

"использовании земельного участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде;";

в) абзац шестой после слов "освоения участка," дополнить словами "за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения",";

4) в статье 54:

а) наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 54. Порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации";

б) в пункте 1 слова "ненадлежащего использования земельного участка" заменить словами "административного правонарушения, связанного с неиспользованием земельного участка по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации,";

в) в пункте 2 слова "ненадлежащего использования земельного участка" заменить словами "административного правонарушения, связанного с неиспользованием земельного участка по целевому назначению или его использованием с нарушением законодательства Российской Федерации";

г) в пункте 9 слова "ненадлежащего использования земельного участка" заменить словами "неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации";

5) в подпункте 2 пункта 9 статьи 71 слова "ненадлежащим использованием" заменить словами "неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации";

6) в статье 71 1:

а) пункт 6 дополнить подпунктом 5 следующего содержания:

"5) предусмотренных пунктом 16 статьи 6 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".";

б) пункт 8 после слов "местного самоуправления" дополнить словами ", юридических лиц по основанию, указанному в подпункте 5 пункта 6 настоящей статьи,";

7) статью 78 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

"4. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства.".

Статья 3

Внести в пункт 2 статьи 3 1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4148; 2006, N 17, ст. 1782; 2008, N 30, ст. 3597; 2009, N 19, ст. 2281; 2010, N 30, ст. 3999; 2014, N 26, ст. 3377; 2016, N 22, ст. 3097) следующие изменения:

1) дополнить новым абзацем четвертым следующего содержания:

"земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве;";

Статья 4

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2005, N 10, ст. 762; 2007, N 26, ст. 3089; 2010, N 1, ст. 1; 2011, N 1, ст. 47; 2014, N 6, ст. 557; N 42, ст. 5615; 2015, N 10, ст. 1416) следующие изменения:

1) в статье 8.8:

а) часть 1 после слов "частями 2" дополнить цифрами ", 2 1 ";

б) в абзаце первом части 2 слова "Федеральным законом, -" заменить словами "Федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 2 1 настоящей статьи, -";

в) дополнить частью 2 1 следующего содержания:

"2 1 . Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", по целевому назначению в течение одного года с момента возникновения права собственности, если такой земельный участок приобретен по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) если в отношении земельного участка у уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора имеются сведения о его неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации в течение срока, указанного в пункте 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", -

влечет наложение административного штрафа на граждан и индивидуальных предпринимателей в размере от 0,1 до 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двух тысяч рублей; на юридических лиц - от 1 до 6 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей.";

2) в части 1 статьи 23.15 слова "частью 2" заменить словами "частями 2 и 2 1 ".

Статья 5

Внести в Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3018; 2003, N 28, ст. 2882; 2004, N 41, ст. 3993; 2005, N 30, ст. 3098; 2009, N 19, ст. 2283; 2011, N 1, ст. 47; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 23, ст. 2866; N 49, ст. 6328; N 52, ст. 7011; 2014, N 26, ст. 3377) следующие изменения:

1) абзац второй пункта 1 статьи 1 изложить в следующей редакции:

"Действие настоящего Федерального закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.";

2) статью 6 изложить в следующей редакции:

"Статья 6. Принудительное изъятие земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения при неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации и особенности приобретения прав на такие земельные участки

1. Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

2. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, а также земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде. Критерии существенного снижения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение размера причиненного вреда окружающей среде осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

3. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд c момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. В срок, указанный в пункте 3 настоящей статьи, не включается срок, в течение которого земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование. Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения включается в срок, указанный в пункте 3 настоящей статьи.

5. Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, может осуществляться при условии неустранения указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи нарушений после назначения административного наказания.

6. В случае неустранения правонарушений, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, в срок, установленный вынесенным одновременно с назначением административного наказания предписанием, уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора, вынесший предписание:

1) направляет материалы, подтверждающие неустранение правонарушений, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

2) подает в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявление о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок или обременения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

7. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления материалов, указанных в пункте 6 настоящей статьи, обращается в суд с требованием об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

8. В течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении такого земельного участка обеспечивает при необходимости проведение кадастровых работ и устанавливает вид разрешенного использования (при его отсутствии) земельного участка, а также проводит публичные торги по его продаже в порядке, установленном земельным законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

9. Юридические лица, учредителем (участником) которых является собственник земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которого принято решение об изъятии такого земельного участка, члены семьи собственника такого земельного участка, организации, на которые возложена оценка такого земельного участка, работники указанных организаций, должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, чье участие в торгах может оказать влияние на условия и результаты торгов, члены семей соответствующих физических лиц, не могут участвовать в публичных торгах, в том числе посредством публичного предложения, по продаже такого земельного участка. Сделки, совершенные с нарушением данного правила, являются недействительными.

10. Начальной ценой изъятого земельного участка на публичных торгах является рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", или кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении публичных торгов. Способ определения начальной цены изъятого земельного участка на публичных торгах указывается в решении суда об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

11. В случае, если по результатам обследований, предусмотренных Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", установлено, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения находится в состоянии, непригодном для ведения сельского хозяйства в связи с необходимостью проведения культуртехнической мелиорации, начальная цена такого земельного участка уменьшается на величину расходов, связанных с необходимостью проведения работ по культуртехнической мелиорации в отношении такого земельного участка, но не более чем на 20 процентов.

12. Порядок определения стоимости работ по культуртехнической мелиорации, необходимых для приведения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в состояние, пригодное для ведения сельского хозяйства, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.

13. Если публичные торги по продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения признаны несостоявшимися, не позднее чем через два месяца после первых публичных торгов проводятся повторные публичные торги. Начальная цена земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на повторных публичных торгах снижается на 20 процентов от начальной цены такого земельного участка на публичных торгах, признанных несостоявшимися.

14. В случае, если повторные торги по продаже земельного участка признаны несостоявшимися, такой земельный участок подлежит продаже посредством публичного предложения. Начальная цена продажи земельного участка посредством публичного предложения устанавливается в размере начальной цены повторных торгов. Цена продажи такого земельного участка не может быть ниже 50 процентов от начальной цены повторных торгов. Если земельный участок не продан на торгах посредством публичного предложения, в течение одного месяца со дня признания данных торгов несостоявшимися такой земельный участок может быть приобретен в муниципальную собственность поселения или городского округа, на территории которого он расположен, по минимальной цене торгов в форме публичного предложения. При этом, если такой земельный участок не приобретен в муниципальную собственность в указанный срок, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение одного месяца с даты истечения срока, в течение которого земельный участок может быть приобретен в муниципальную собственность, обязан приобрести такой земельный участок в государственную собственность по минимальной цене торгов в форме публичного предложения.

15. Средства, вырученные от продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с публичных торгов либо приобретения такого земельного участка в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов, в том числе расходов на проведение кадастровых работ, работ по оценке рыночной стоимости такого земельного участка и обследования его в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения".

16. В случае приобретения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) земельного участка, в отношении которого у уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора имеются сведения о его неиспользовании в течение трех и более лет по целевому назначению для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, собственник такого земельного участка обязан начать его использование по целевому назначению в течение года с момента возникновения права собственности на такой земельный участок. Уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора по истечении одного года с момента возникновения у собственника права собственности на такой земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения проводит государственный земельный надзор за соблюдением требований по использованию такого земельного участка по целевому назначению.

17. Гражданин или юридическое лицо, которые приобрели право собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) на земельный участок, в отношении которого имеются сведения о его неиспользовании в течение трех и более лет по целевому назначению для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, и не приступили к использованию такого земельного участка по целевому назначению в течение года с момента возникновения права собственности на него, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

18. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязан ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, сообщать в уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора (в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется настоящим Федеральным законом) сведения о государственной регистрации перехода прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которых в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о результатах проведения государственного земельного надзора, указывающие на неиспользование такого земельного участка по целевому назначению или использование с нарушением законодательства Российской Федерации. Сведения о государственной регистрации перехода прав на такие земельные участки представляются в электронной форме.

19. Формат представляемых в уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора сведений, указанных в пункте 18 настоящей статьи, форма, в которой представляются указанные сведения, утверждаются уполномоченным органом исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора и органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

20. Порядок представления сведений, указанных в пункте 18 настоящей статьи, устанавливается соглашением между уполномоченным органом исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора и органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

21. Сведения о государственной регистрации перехода права, указанные в пункте 18 настоящей статьи, представляются в уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора бесплатно.

22. Особенности принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка, а также изъятия земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для государственных или муниципальных нужд в связи с осуществлением мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 7 июня 2013 года N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливаются указанным Федеральным законом.";

3) статью 10 дополнить пунктом 8 следующего содержания:

"8. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.

В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39 18 Земельного кодекса Российской Федерации.".

Статья 6

Пункт 2 статьи 15 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2014, N 42, ст. 5615; 2015, N 45, ст. 6207) дополнить словами ", а также проверки соблюдения требований земельного законодательства в случаях надлежащего уведомления собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков".

Статья 7

Внести в Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4344; 2016, N 18, ст. 2484, 2495; N 23, ст. 3296) следующие изменения:

1) дополнить статьей 36 1 следующего содержания:

"Статья 36 1 . Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или обременения такого земельного участка до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации

1. Запись о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или обременения такого земельного участка до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации в отношении зарегистрированного права на такой земельный участок вносится в Единый государственный реестр недвижимости на основании заявления уполномоченного исполнительного органа государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора, а также материалов, подтверждающих неустранение правонарушений, связанных с неиспользованием такого земельного участка по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации, в срок не более пяти рабочих дней со дня приема органом регистрации прав соответствующего заявления.

2. Запись в Едином государственном реестре недвижимости о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или обременения такого земельного участка до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации погашается на основании обращения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и судебного акта об отказе в удовлетворении требования органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об изъятии такого земельного участка в связи с его неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации, либо одновременно с государственной регистрацией перехода права собственности лица, приобретшего такой земельный участок по результатам публичных торгов, либо одновременно с государственной регистрацией права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на такой земельный участок.

3. Запись в Едином государственном реестре недвижимости о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или обременения такого земельного участка до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации также погашается без заявления его правообладателя на основании заявления любого заинтересованного лица и вступившего в законную силу судебного акта о погашении этой записи.

4. Наличие указанной в настоящей статье записи в Едином государственном реестре недвижимости является основанием для возврата без рассмотрения заявления, представленного собственником земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения или его законным представителем на государственную регистрацию перехода, прекращения, ограничения права на соответствующий земельный участок или обременения соответствующего земельного участка. Орган регистрации прав обязан уведомить в письменной форме заявителя о возврате указанного заявления без рассмотрения с указанием причины возврата в течение пяти рабочих дней со дня принятия указанного заявления.";

2) главу 6 дополнить статьей 60 1 следующего содержания:

"Статья 60 1 . Особенности государственной регистрации прав на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации

1. Государственная регистрация возникновения, прекращения или перехода прав на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которого судом принято решение об изъятии и о продаже с публичных торгов в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", осуществляется на основании заявления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления или лица, которое приобрело такой земельный участок по результатам публичных торгов по его продаже.

2. Основанием для государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, изъятый в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации, является договор купли-продажи такого земельного участка, а также вступившее в законную силу решение суда о его изъятии.

3. Отсутствие государственной регистрации прав на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, изъятый в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации, не является препятствием для осуществления государственной регистрации возникновения, перехода прав на такой земельный участок. При этом положения части 3 статьи 69 настоящего Федерального закона не применяются.

4. С заявлением о государственном кадастровом учете от имени лиц, права на земельный участок которых подлежат прекращению в соответствии с решением суда о его изъятии, вправе обратиться орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.".

Статья 8

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

2. Абзацы восьмой - десятый, двадцать второй - двадцать пятый пункта 2 статьи 5 и статья 7 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2017 года.

Президент Российской Федерации

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться не только по праву аренды , но и по праву постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения. Однако существуют причины, по которым эти права могут быть прекращены, а земли изъяты. В ЗК РФ указываются следующие основания для прекращения прав на землю:

  • изъятие участка для государственных или муниципальных нужд;
  • реквизиция;
  • конфискация;
  • использование с нарушением требований законодательства;
  • неиспользование по целевому назначению.

Признаки неиспользования земельных участков сельхозназначения:

  1. Не возделываются сельскохозяйственные культуры и не обрабатывается почва на пашне.
  2. Не осуществляется сенокошение на сенокосах.
  3. Сорных травы на культурных сенокосах занимают более 30% их общей территории.
  4. На пастбищах не выпасается скот.
  5. Не производится уход за многолетними насаждениями и не происходит сбор урожая на них.
  6. Более 15% площади пашни занята лесами и/или кустарниками, а для других видов сельскохозяйственных угодий — более 30%.
  7. Заболачивание и закочкаренность участка более 20% (Постановление Правительства РФ N 369).

Критерии существенного снижения плодородия почвы

То, что плодородие почвы существенно снижено, утверждается в случае изменения значений не менее 3-х из следующих критериев:

  1. Содержание органического вещества в пахотном горизонте уменьшилось на 15 и более процентов.
  2. Кислотность в кислых почвах упала на 10 и более процентов.
  3. Щелочность в щелочных почвах повысилась на 10 и более процентов.
  4. Количество подвижного фосфора понизилось на 25 и более процентов.
  5. Содержание обменного калия упало на 25 и более процентов (Постановление Правительства РФ N 612).

Определение размера вреда нанесенного окружающей среде

Вред, который нанесен окружающей среде вследствие несоответствующего использования сельскохозяйственных земель, должен быть возмещен. Сумма убытка, согласно ч.3 ст.77 ФЗ N 7-ФЗ, подсчитывается на основании такс и методик исчисления, которые утверждены законодательством. При их отсутствии, подсчет производится с учетом:

  • фактических затрат на восстановление окружающей среды;
  • понесенных убытков;
  • упущенной выгоды.

Изъятие при неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства РФ

Изъятие земель сельхозназначения, за исключением тех земельных участков, которые находятся в ипотеке , или к собственникам которых возбуждено судом дело о банкротстве, происходит по причине:

  • использования земли с нарушением законодательства РФ, которое повлекло существенное снижение уровня ее плодородия или причинило вред окружающей среде;
  • неиспользования земли для осуществления сельскохозяйственной деятельности в течение 3-х и более лет с момента, как государственным земельным надзором был установлен факт неиспользования земли по назначению или использования с нарушениями законов РФ. Если земли сельхозназначения не использовались по причинам, исключающим такую возможность (стихийное бедствие), то отсчет времени в такой период не осуществляется.

Земли изымаются по причинам, которые указаны в обоих пунктах выше, в случае неустранения нарушений собственником и только после назначения административного взыскания (ч.2-5 ст.6 N 101-ФЗ).

Административный штраф

Неиспользование земли сельскохозяйственного назначения для предусмотренной деятельности в установленный срок влечет штраф:

  • для граждан — 0.3-0.5% от кадастровой стоимости (далее КС), но не меньше 3 000 рублей;
  • для должностных лиц — 0.5-1.5% от КС, но не меньше 50 000 рублей;
  • для юридических лиц — 2-10% от КС, но не меньше 200 000 рублей.

Для нового собственника, который приобрел изъятую землю на публичных торгах, не использование по назначению или использование с нарушениями законодательства в установленные сроки, применяется штраф:

  • для граждан и ИП — 0.1-0.3% от КС, но не меньше 2 000 рублей;
  • для ЮЛ — 1-6% от КС, но не меньше 100 000 рублей.

Порядок изъятия и публичные торги

Одновременно с назначением административного штрафа уполномоченные органы исполнительной власти по государственному земельному надзору выписывают предписание, в котором содержатся сроки устранения правонарушений. Если собственник не устранил нарушения, то упомянутые органы:

  1. Направляют в орган исполнительной власти субъекта РФ материалы, подтверждающие этот факт. Данный орган в течение 2-х месяцев с момента получения этой информации, обязан обратиться в суд с заявлением об изъятии такого участка из земель сельскохозяйственного назначения и выставлении ее на продажу через публичные торги.
  2. Подает в орган исполнительной власти, который ответственен за регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним, заявление о том, что по отношению к изымаемому участку сельхозназначения до завершения рассмотрения дела судом невозможно осуществлять какие-либо операции по государственной регистрации (ч.6,7 ст.6 N 101-ФЗ).

После принятия соответствующего решения судом, орган исполнительной власти субъекта РФ в течение 6 месяцев обязан провести публичные торги по продаже земли, а также, при необходимости — предварительно провести кадастровые работы (ч.8 ст.6 N 101-ФЗ).

В публичных торгах по продаже такого участка сельскохозяйственного назначения не могут участвовать:

  • юридические лица, в которых собственник земли является учредителем либо участником;
  • члены семьи собственника;
  • организации, оценивающие продаваемый участок, а также их сотрудники;
  • должностные лица органов власти, члены их семей, участие которых может оказать влияние на результаты торгов;

Если данные правила будут нарушены, то сделка признается недействительной (ч.9 ст.6 N 101-ФЗ). Начальной ценой с/х участка признается его рыночная либо кадастровая стоимость, действительная на момент проведения торгов. Ее величина может быть уменьшена, если будет установлено, что земля не пригодная для сельскохозяйственной деятельности и ее качество необходимо восстанавливать. Тогда цена может уменьшается на величину расходов, необходимых для проведения восстановительных работ, однако не больше, чем на 20% от установленной стоимости земли (ч.10,11ст.6 N 101-ФЗ).

Порядок проведения повторных торгов:

  1. Если торги были признаны несостоявшимися, то не позже 2-х месяцев с их проведения, торги повторяются. Цена земли снижается на 20% от начальной.
  2. При признании повторных торгов несостоявшимися земля продается с помощью публичного предложения. Начальная стоимость продажи равна начальной стоимости повторных торгов, но фактически не может быть продана меньше чем за 50% от ее величины.
  3. Если торги с помощью публичного предложения тоже были признаны несостоявшимися, то в течение 1 месяца землю можно приобрести в муниципальную собственность по ее территориальному расположению посредством торгов публичного предложения. В таком случае цена принимается минимальной.
  4. Если в установленный срок участок не был приобретен в муниципальную собственность, то орган исполнительной власти субъекта РФ в течение 1 месяца обязан приобрести эту землю в государственную собственность. Это осуществляется в форме публичного предложения по минимальной цене (ч.13,14 ст.6 N 101-ФЗ).

Из средств, вырученных с продажи земли, вычитаются затраты на проведение ее обследования, оценки, а также на подготовку и осуществление торгов. Остаток денег передается бывшему владельцу с/х участка. Новый собственник, признанный по итогам публичных торгов обязан в течение года начать использовать землю по назначение. За исполнением этого требования осуществляет контроль орган государственного земельного надзора (ч.15,16 ст.6 N 101-ФЗ).

Порядок изъятия земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения и праве постоянного (бессрочного) пользования по причине неиспользования по назначению или использованию с нарушением законодательства

Прекращение права на участок сельхозназначения и последующее его изъятие по упомянутым причинам осуществляется на основании:

  • соответствующего судебного акта;
  • соответствующего решения компетентных органов государственной власти или местного самоуправления.

По какому варианту будут развиваться события зависит от того, кто владел данным участком. Если земля была в пользовании у государственного или муниципального учреждения, казенного предприятия (за исключением госучреждений и академий наук, которые входят в состав Российской академии наук) — достаточно будет решения компетентных органов государственной власти или местного самоуправления.

В остальных случаях изъятие осуществляется в судебном порядке по инициативе упомянутых органов. В обоих случаях проведение данной процедуры возможно при условии, что после назначения административного наказания собственник так и не устранил само правонарушение. О том, что виновник не предпринял никаких мер для исправления сложившейся ситуации органы исполнительной власти информирует орган государственного земельного надзора.

На основании полученной информации, а также учитывая то, у кого был участок в пользовании, используется один из вариантов:

  1. Принимается решение об изъятии.
  2. Направляется требование об изъятии в суд.

Если в ЕГРН есть записи о праве на участок, то компетентные органы обязаны обратиться в данную инстанцию с просьбой о том, чтобы было зарегистрировано прекращение такого права. Вся процедура должна быть осуществлена в 10-дневный срок с момента принятия решения или вступления в силу судебного акта. К обращению прилагаются копии соответствующих документов.

При условии, что в ЕГРН право на пользование землей не зарегистрировано, то компетентные органы должны проинформировать орган регистрации прав и налоговую о том, что данное право было прекращено. Сделать они это обязаны в 7-дневный срок с того момента, как было принято решение или вступил в силу соответствующий судебный акт. Решение органов государственной власти или местного самоуправления об изъятии участка сельхозназначения может быть оспорено в суде (ст.54 ЗК РФ).

Изъятие участков сельскохозяйственного назначения для муниципальных и государственных нужд

Такое изъятие возможно в случае, если это связано с выполнением государством международных договоров. Также причиной может послужить строительство или реконструкция объектов местного или государственного значения, если других вариантов осуществить его не существует. Не исключаются и другие причины для проведения данной процедуры, если они предусмотрены федеральным законодательством(ст.49 ЗК РФ).

Кем осуществляется изъятие

Процедура осуществляется согласно решениям уполномоченных:

  • федеральных органов исполнительной власти — для государственных нужд РФ и размещения федеральных объектов;
  • исполнительных органов государственной власти субъекта РФ — для региональных нужд и размещения региональных объектов;
  • органов местного самоуправления — для муниципальных нужд и для того, чтобы разместить объекты местного значения (ст.56.2 ЗК РФ).

Соответствующее решение может быть принято как по собственной инициативе вышеупомянутых органов, так и по ходатайству организаций. Изъятие по ходатайству возможно при условии, что данные организации полностью или частично покроют затраты на строительство и реконструкцию объектов (ч. 4, 7 ст. 56.3 ЗК РФ).

Условия, при которых изъятие возможно (ст.56.3 ЗК РФ):

  1. Запланированные строительство или реконструкция объекта, по причине которых изымается земля сельскохозяйственного назначения, должны быть предусмотрены в утвержденной документации территориального планирования и в проекте планировки территории (ч.1).
  2. Решение должно быть принято не позже, чем пройдет 3 года с того момента, как был утвержден соответствующий проект планировки территории (ч.3).
  3. Если земля изымается не по причине, указанной в п.1, то это решение должно быть обосновано: создается особо охраняемая природная территория, выполняется международный договор РФ, планируется проведение работ по пользованию недрами (ч.2).
  4. Изъятие с/х земель допустимо для размещения региональных объектов одного субъекта РФ на территории другого субъекта РФ. Обязательно, чтобы возможность размещения таких объектов подтверждали документы территориального планирования последнего (ч.6).

Прекращение права пожизненного наследуемого владения или постоянного пользования не является помехой для проведения изъятия. Это утверждение действительно и для участков сельхозназначения, находящихся в муниципальной или государственной собственности, и для которых прекращается договор аренды или право безвозмездного пользования. В обоих случаях изъятие может проводиться независимо от формы собственности на землю (ч. 5 ст.56.3 ЗК РФ).

Решение об изъятии

Данное решения может быть принято и быть действительным в отношении как одного, так и нескольких земельных участков, а также объектов недвижимости, которые на них расположены. По отношению к сооружениям, которые расположены на территории таких участков сельскохозяйственного назначения, и которые не противоречат будущим целям использования, решение по изъятию не принимается.

В данном документе указываются такие данные:

  • изымаемые земельные участки;
  • объекты, которые расположены на данных участках;
  • цель изъятия и реквизиты соответствующих документов;
  • при ходатайстве для проведения изъятия — его заявитель;
  • сооружения, которые не изымаются;
  • сервитуты, которые после изъятия будут сохранены.

Если изымаемые земельные участки еще не образованы и для них нет утвержденного проекта межевания территории, то в решение должно уведомлять о том, что схема расположения таких участков утверждена. Такая схема должна быть приложена к решению об изъятии.

Решение не может быть принято, если:

  • земельные участки — выморочное имущество, на котором отсутствуют частные объекты недвижимости или те, которые находятся в пользовании третьих лиц. Аналогичное утверждение справедливо и для земли, находящейся в муниципальной или государственной собственности;
  • с/х участки являются государственной или муниципальной собственностью, на них расположены объекты недвижимости, которые являются бесхозяйным или выморочным имуществом, не обременены правами третьих лиц.

Не может быть препятствием в принятии решения об изъятии:

  • отсутствие в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах на участки и объекты недвижимости на них, о координатных точках границ участков;
  • пересечение границ двух участков, один из которых является изымаемым;
  • наличие споров о правах на участки и/или на недвижимость, которая расположена на этих участках.

Переход прав на изымаемые участки сельхозназначения и/или на недвижимость на них, а также при образовании из них новых земельных участков или объектов недвижимости не приводит к принятию нового решения или внесению изменений в существующее. После принятого решения об изъятии, компетентный орган обязан в 10-дневный срок опубликовать его на официальном сайте и обнародовать. Одна копия решения направляется правообладателям недвижимости, которая изымается, а вторая — в орган регистрации прав.

Организациям, которые подали ходатайство об изъятии, также направляется копия соответствующего решения. Попутно прилагаются сведения о правообладателях изымаемых с/х участков и недвижимости, копии документов, подтверждающие эти права, а также контактные данные этих лиц. Решение об изъятии действует в течение 3-х лет с момента его принятия, и может быть оспорено в судебном порядке (ст.56.6 ЗК РФ).

Соглашение об изъятии

Подготовка соглашения предусматривает выполнение следующих действий, за проведение которых отвечают либо уполномоченные органы, решившие изъять землю по собственной инициативе, либо организация, направившая соответствующее ходатайство:

  1. Заказ на проведение необходимых кадастровых работ с изымаемыми участками, а также аналогичных работ, которые связаны с образованием новых земельных участков, предназначенных на замену изымаемым.
  2. Обращение с заявлением от имени правообладателя недвижимости, которая изымается (доверенность для этого не нужна) о проведении необходимого кадастрового учета для изымаемых участков. Также это действительно в случае, если нужно уточнить их границы, а также для участков, предназначенных на замену тем, которые изымаются.
  3. Заказ работ для оценки изымаемых с/х участков и недвижимости, которая на них расположена и/или предназначена на предоставление взамен. Также происходит оценка убытков, прекращаемых прав, которые влечет изъятие земли.
  4. Проведение переговоров с правообладателями изымаемой недвижимости.
  5. При изъятии вследствие ходатайства происходит совместная подготовка соглашения между уполномоченными органами и организацией.
  6. Направление проекта соглашения сторонам-участникам для его подписания.

Если имеют место споры о границах или образовании изымаемых участков, а также об отсутствии права собственности на них, участки сельхозназначения для муниципальных и государственных нужд могут быть изъяты принудительно на основании принятия соответствующих судебных актов.

При определении размера возмещения за изымаемый участок сельскохозяйственного назначения учитываются следующие факторы:

  • рыночная стоимость земли;
  • право частной собственности, подлежащее прекращению;
  • рыночная стоимость иных прав, которые подлежат прекращению;
  • убытки, которые причиняет изъятие;
  • упущенная выгода (ч. 2 ст.56.8 ЗК РФ).

Конфискация земельного участка

О конфискации земли говорится в ст.50 ЗК, ст.243 ГК и ст.104.1 УК РФ. Суть процесса одинакова — принудительное и безвозмездное изъятие имущества (в данном случае земли) в пользу государства у собственника. Причиной такой строгой меры к владельцу является совершенное им правонарушение или преступление.

Последствия от конфискации могут отличаться, и зависит это от того, в каком порядке она была произведена. Если изъятие произошло из-за административного правонарушения, то оно может быть оспорено в суде. При уголовной ответственности кроме земли изымаются также и результаты труда, нажитые вследствие деятельности, нарушающей закон.

Реквизиция земли

О данном процессе упоминается в ст.51 ЗК и ст.242 ГК РФ. Изъятие с/х участка, которое производится у правовладельца в целях защиты интересов общества, граждан и государства в условиях чрезвычайных обстоятельств, называется реквизицией. К причинам, повлекшим реквизицию относят:

  1. Стихийные бедствия.
  2. Аварии.
  3. Эпидемии.
  4. Эпизоотии — повальное заразное заболевание скота.
  5. Другие обстоятельства, создающие угрозу обществу и государству.

Права владельца участка

Собственнику выдается соответствующий подтверждающий документ, а также возмещаются все причиненные убытки. Важно отметить, что когда земля изымается в пользу государственных или муниципальных нужд, то это не является реквизицией. Этот факт объясняется различием причин, по которым земля сельскохозяйственного назначения переходит в собственность государства.

После прекращения чрезвычайных обстоятельств бывший владелец имеет право через суд потребовать возвращения реквизированного участка ему в собственность. Если окажется, что такое требование удовлетворить невозможно, то заявитель может получить следующие варианты компенсации:

  • оплату земли по рыночной стоимости (сумма может быть оспорена в суде);
  • аналогичный равноценный участок.

Вопросы выделения земельных участков, оформления прав на них и использования всегда имели большое значение для россиян и зачастую носили острый характер. В последние годы неслучайно все больше внимания общества и законодателя уделяется целевому использованию земель - ведь, к примеру, нередко земли сельскохозяйственного назначения простаивают или служат местом свалки, утрачивая плодородие и зарастая сорняками.

Так, по данным Минсельхоза России, в нашей стране не используется около 18% от всей имеющейся площади пашни (более 20 млн га ). Часто владельцы земельных участков используют их без соблюдения соответствующих правил - к примеру, за первое полугодие 2013 года было выявлено более 12,5 тыс. таких нарушений на площади 2,7 млн га. Наиболее часто встречающееся из них (8,5 тыс. нарушений на площади 2,6 млн га) квалифицируются по как невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению и защите земель, охране почв от эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия, ухудшающего состояние земель.

На заседании президиума Государственного совета «О повышении эффективности управления земельными ресурсами в интересах граждан и юридических лиц», состоявшегося 9 октября 2012 года, проблеме изъятия неиспользуемых земельных участков также было уделено значительное внимание. Многие из прозвучавших на этом заседании предложений уже получили законодательное закрепление.

В каких случаях земельный участок можно изъять?

Недавно принятым Федеральным законом от 7 июня 2013 г. № 123-ФЗ " " были уточнены основания и порядок изъятия земель, находящихся на праве постоянного бессрочного пользования либо праве пожизненного наследуемого владения .

Так, из оснований для принудительного прекращения этих прав были исключены систематическая неуплата земельного налога, а также нарушение режима земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения и иных земель с особым режимом. Наряду с этим, перечень таких оснований был дополнен еще одним - неисполнение обязанности по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению .

Напомним, предоставление россиянам земельных участков на правах постоянного бессрочного пользования и пожизненного наследуемого владения является своего рода наследием советского периода. С введением в действие ЗК РФ граждане утратили возможность получения земли на этих вещных правах. Вместе с тем, если земельный участок предоставлен на таких правах до вступления в силу ЗК РФ, они сохраняются за гражданами ( , ).

По данным Минсельхоза России, сейчас из всех используемых личными подсобными хозяйствами земель всего 4,8% принадлежит им на праве пожизненного наследуемого владения, а доля земель, находящихся у дачников в постоянном (бессрочном) пользовании, составляет 8,2% .

Однако государственным (муниципальным) органам и учреждениям, а также казенным предприятиям земли передаются на праве постоянного бессрочного пользования и в настоящее время (), поэтому поправки в большей мере затронули именно эту категорию землевладельцев.

По словам Президента РФ Владимира Путина, "мы не настолько богаты, чтобы десятилетиями держать предоставленные в пользование федеральным органам власти земли в резерве. Поэтому в отношении неэффективно используемых участков земли нужно принимать меры и требовать внятного обоснования потребности в земле от ведомств и организаций, в расположении которых находятся миллионы гектаров". Законодатель прореагировал на это замечание, и в ЗК РФ появилось еще одно новшество, способное существенно облегчить изъятие таких земель.

Речь идет о введении нового порядка принудительного изъятия неосвоенных земель . Если сейчас право постоянного (бессрочного) пользования может быть прекращено только на основании судебного решения, то после вступления поправок в силу земли, предоставленные государственному или муниципальному учреждению либо казенному предприятию, могут быть изъяты в административном порядке по решению государственного или муниципального органа (соответствующие изменения вносятся в ). Это позволит более оперативно изымать неиспользуемые или ненадлежащим образом используемые участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Можно ли изъять земельный участок у собственника?

ЗК РФ в настоящее время не содержит конкретных оснований для принудительного изъятия земли у собственника, делая отсылку на нормы гражданского законодательства (). ГК РФ действительно содержит подобные основания, среди которых:

  • неиспользование земельного участка, выделенного для целей сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом ();
  • использование участка с грубым нарушением правил рационального использования земли (в частности, нецелевое использование участка, существенное снижение плодородия сельскохозяйственных земель или значительное ухудшение экологической обстановки) ().

С 1 июля 2011 года вступили в силу поправки к , касающиеся принудительного изъятия и прекращения прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 435-ФЗ " "). Возможность принудительного изъятия у собственника таких земель существовала и раньше, но поправки значительно конкретизировали существующие основания для этого:

Неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков:

  • на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;
  • на сенокосах не производится сенокошение;
  • на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30% площади земельного участка;
  • на пастбищах не производится выпас скота;
  • на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;
  • залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15% площади земельного участка;
  • залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30%;
  • закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20% площади земельного участка.

1. Неиспользование земельного участка по назначению в течение трех лет с момента предоставления участка в собственность (). Правительством РФ были разработаны критерии , опираясь на которые можно сказать, что сельскохозяйственный участок не используется. К примеру, если 30% от площади культурных сенокосов занимают сорняки либо не производилось сенокошение, на пастбищах не пасется скот, а свыше 15% площади пашни занято кустарниками или деревьями, есть основания для признания сельхозугодий заброшенными (постановление Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. № 369 " ").

До принятия этого документа региональным управлениям Россельхознадзора с целью установления факта неиспользования участка приходилось проводить ежегодные проверки в течение трех лет. В противном случае суд мог посчитать факт неиспользования земельного участка в течение требуемого периода недоказанным и отказать в требовании о его изъятии (постановление ФАС ЦО от 31 мая 2010 г. по делу № А36-4751/2009).

Сейчас норма об изъятии заброшенной земли работает, но еще несколько лет назад суды иногда признавали неиспользование земли в течение пяти лет со дня возникновения права собственности "малозначительным нарушением" (постановление ФАС ВВО от 19 ноября 2009 г. по делу № А82-12598/2009). Правда, чаще судьи все-таки указывают на ухудшение качеств земли в результате зарастания сорняками и кустарниками и подтверждают факт нарушения требований к ее использованию (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 ноября 2012 г. № 20АП-5126/12).

Интересно, что в 2008 году была предпринята попытка значительно сократить срок неиспользования участков из земель сельскохозяйственного назначения для того, чтобы ее можно было изъять. Член комитета Госдумы по труду и социальной политике Анатолий Иванов внес в нижнюю палату парламента законопроект, предоставляющий возможность принудительного изъятия земельных участков (в том числе сельскохозяйственных угодий), если они не были освоены в течение всего лишь одного года с момента возникновения права собственности . В отрицательном заключении на законопроект, который дал профильный комитет, отмечалось несоответствие инициативы положениям гражданского законодательства и процедуре предоставления земли для строительства. После этого законопроект был отозван автором.

2. Такое использование участка, которое повлекло существенное снижение плодородия или значительное ухудшение экологической обстановки (). Критерии таких последствий нерационального землепользования установлены Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 19 июля 2012 г. № 736 " ", постановление Правительства РФ от 22 июля 2011 г. № 612 " "). При этом не имеет значения срок ненадлежащего использования земель, однако необходимым условием изъятия, как и в первом случае, является неустранение выявленных нарушений после назначения административного наказания по этому факту. На этот нюанс обращают внимание и суды при вынесении решений об изъятии земель сельскохозяйственного назначения у собственников (см., например, решение АС Курганской области от 17 июня 2013 г. № А34-1836/2013).

Конечно, решения об изъятии земельных участков по основаниям их неиспользования или ненадлежащего использования выносятся не только в отношении организаций, но также и в отношении граждан , "запустивших" свои сотки (см., например, решение Вадинского районного суда Пензенской области от 9 августа 2012 г. по делу № 2-72).

Договор аренды земельного участка также может быть расторгнут досрочно в соответствии с при невыполнении установленных к использованию земли требований, и суды признают законность таких требований арендодателя (апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 29 марта 2012 г. по делу № 33-2531/2012, кассационное определение Калининградского областного суда от 2 марта 2011 г. по делу № 33-792/2011). Целевое использование земельного участка имеет значение и при решении вопроса о продлении арендных отношений (определение Верховного суда Республики Башкортостан от 24 апреля 2012 г. по делу № 33-4737/12, кассационное определение Калининградского областного суда от 2 марта 2011 г. по делу № 33-792/2011).

По тем же основаниям принудительно могут быть прекращены право постоянного (бессрочного) пользования по иску муниципальной или областной администрации (постановление ФАС ПО от 22 ноября 2012 г. № Ф06-9123/12 по делу № А49-764/2011, апелляционное определение Оренбургского областного суда от 11 апреля 2012 г. по делу № 33-1926/2012) и право пожизненного наследуемого владения (постановление ФАС ЗСО от 14 октября 2010 г. № Ф07-10707/2010 по делу № А56-68296/2009).

В отношении земель, предоставленных для строительства , в настоящее время не разработаны критерии отсутствия деятельности по застройке участка. Если землевладелец вообще не оформлял разрешительную документацию на строительство дома или не приступал к строительству, ситуация однозначна и разрешается не в его пользу (см., например, апелляционное определение Оренбургского областного суда от 11 апреля 2012 г. по делу № 33-1926/2012). Если же все документы в порядке, и возведение дома уже началось, но было приостановлено, госорганам иногда бывает трудно доказать факт "простоя" земли и изъять ее на основании ст. 284 ГК РФ (см., например, апелляционное определение Кемеровского областного суда от 27 сентября 2012 г. по делу № 33-9495).

Что может поменяться в правилах изъятия земель в ближайшее время?

Для конкретизации общих условий и порядка принудительного изъятия земельных участков, находящихся в частной собственности, Минэкономразвития разработало законопроект, который предусматривает внесение изменений в гражданское и земельное законодательство. В случае одобрения документа ЗК РФ объединит в себе все основания для изъятия земельных участков, в том числе и для участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, а соответствующие положения Закона () утратят силу.

Помимо этих технических поправок законопроект предлагает и некоторые новшества. К примеру, определяются признаки неиспользования земельного участка, предоставленного под строительство : отсутствие на участке здания или сооружения, отсутствие разрешения на строительство либо нахождение на земельном участке объектов незавершенного строительства, срок разрешения на строительство которых истек. Как и сейчас, в срок неиспользования земельного участка любой категории не включается время, в течение которого он не мог быть использован ввиду обстоятельств непреодолимой силы, а также время, необходимое для его освоения (но не более двух лет).

Кроме того, закрепляется единый для всех земельных участков порядок их изъятия. При этом правило о выполнении условия о наличии неустраненного собственником административного правонарушения, совершенного в отношении участка, а также судебный порядок изъятия участка сохраняются.

По общим правилам земля продается с публичных торгов, и бывшему собственнику выплачивается вырученная за нее сумма за вычетом расходов по организации торгов. Однако законопроект предлагает новшество, определяющее порядок действий в том случае, если правонарушение совершено на площади, не превышающей 30% от общей площади участка. Тогда земельный участок подлежит разделу, продан будет один или несколько выделенных из него участков, а из передаваемой собственнику суммы будут вычтены еще и расходы на кадастровые работы для раздела участка.

Помимо этого, нерадивых собственников земельных участков предлагается "бить рублем" , причем сразу по нескольким направлениям.

1 августа текущего года на рассмотрение Госдумы поступил законопроект, разработанный Правительством РФ и касающийся порядка исчисления административных штрафов за земельные правонарушения в отношении земель сельскохозяйственного назначения . На основе анализа контрольной практики Россельхознадзора авторами документа был вычислен средний размер штрафа за нарушения на таких землях, составивший менее 3 тыс. руб. Если сейчас административные штрафы исчисляются в отношении земельного участка независимо от его площади и прочих характеристик, то в случае одобрения законопроекта сумма штрафа будет поставлена в зависимость от кадастровой стоимости земли . Так, совершившим правонарушение гражданам придется заплатить от 0,3% до 0,5% от кадастровой стоимости участка (но не менее 3 тыс. руб.), должностным лицам - от 0,5% до 1,5% (но не менее 50 тыс. руб.), а юридическому лицу недобросовестное отношение к земле обойдется в сумму от 2% до 10% ее кадастровой стоимости (но не менее 200 тыс. руб.).

В качестве примера кабмин рассчитал размер штрафов за земельный участок площадью 100 га, средняя кадастровая стоимость которого составляет 4 млн руб. Если сейчас допустивший нарушение на этом участке гражданин заплатит 5 тыс. руб. (), то по новым правилам размер штрафа увеличится для него в четыре раза и будет составлять 20 тыс. руб. То же касается и организаций (100 тыс. руб. и 400 тыс. руб. соответственно). Верхняя граница штрафа тоже установлена и составляет 500 тыс. руб. Предполагается, что эти изменения будут стимулировать использование сельхозугодий максимально плодотворно, а также способствовать вовлечению неиспользуемых участков в сельскохозяйственный оборот.

Одновременно с инициативой по увеличению административных штрафов за земельные правонарушения в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий повышение ставки земельного налога в отношении неиспользуемых земельных участков сельскохозяйственного назначения . Автором его также является Правительство РФ. Напомним, сейчас земли сельхозназначения и некоторые другие категории земель облагаются по пониженной ставке в размере 0,3% от кадастровой стоимости участка. Для всех остальных земель налоговая ставка составляет 1,5% (). Законопроект предлагает использовать стандартную ставку (1,5% ) и для исчисления земельного налога в отношении заброшенных сельхозугодий.

Цитата

Екатерина Орлова , директор Real Estate Zemer Consulting & Development

"Институт частного права на землю России не свойственен, право на землю частным лицам всегда разрешалось неохотно. За последние 20 лет частное право на земельные участки стало более привычным и само собой разумеющимся. Однако в ЗК РФ изначально заложены основы регулируемого частного права, и фактически право частной собственности на землю является условным - при несоблюдении установленных условий землю можно изъять. Примечательно, что поводы для изъятия в самом кодексе указаны очень широко и не конкретно - это дает возможность принимать любые нормативные акты при необходимости изъятия земель под тем или иным предлогом. А конкретные поводы - форумы, игры, проведение трасс, иные задачи - это уже момент технический".

Земельные участки могут быть изъяты и по другому основанию - для государственных и муниципальных нужд (). В последние годы все чаще устанавливаются особенности изъятия земли по этому основанию для реализации отдельных проектов. Исключения из общего порядка были закреплены сначала для целей строительства объектов, необходимых для проведения форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество", который прошел во Владивостоке в 2012 году. Затем по этому же пути законодатель пошел при подготовке чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, которые состоятся в России.

Конечно, такие особенности обусловлены сжатыми сроками подготовки к тому или иному мероприятию.

Тем более непоследовательным на их фоне выглядит решение об упрощении порядка изъятия земель в Подмосковье в связи с присоединением к Москве некоторых территорий - ведь никакими жесткими сроками развитие московской агломерации не ограничено (Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 43-ФЗ " "). Так, до 1 января 2015 года изъятие земельных участков допускается при отсутствии документов территориального планирования (), собственник должен быть извещен о предстоящем выкупе не позднее чем за пять месяцев (), а срок для принятия им решения о согласии на выкуп сокращен с одного года до трех месяцев со дня направления проекта соответствующего соглашения (). Срок для оспаривания решения об изъятии земли тоже установлен и составляет два месяца со дня его принятия (), однако инициация собственником судебного процесса не будет являться препятствием для изъятия участка ().

Решение вызвало серьезный общественный резонанс еще на стадии рассмотрения законопроекта, на основании которого был принят соответствующий закон. Первоначально собственнику отводился всего один месяц для принятия решения - заключать соглашение о выкупе на основе полученного проекта или нет. Учитывая, что этот срок исчисляется не со дня получения проекта, а со дня его направления, фактически времени для обдумывания оставалось бы еще меньше - ведь письмо даже в пределах одного города может идти довольно долго.

После утверждения, пусть и в скорректированном виде, закон тоже неоднократно подвергался критике из-за противоречия нормам и возможности изъятия участков даже без утвержденного плана застройки.

Каков прогноз последствий ужесточения политики государства в отношении неиспользуемых земель?

Владельцы земли, допустившие нарушение правил ее использования, сначала привлекаются к административной ответственности, и только после этого может быть инициирован процесс принудительного изъятия участка. Таким образом, у нарушителей есть шанс исправить выявленные недостатки землепользования, обезопасив себя от лишения земли (например, если будет установлен факт неиспользования земли, высадив на крайний случай овес или другую неприхотливую культуру - тогда земля хотя бы по формальным основаниям будет использоваться).

Эксперты отмечают, что одними лишь карательными мерами невозможно повысить эффективность использования земель. Гораздо более успешно решить поставленную задачу смогло бы применение мер экономического стимулирования землепользователей наряду с ужесточением ответственности за неиспользование или ненадлежащее использование земель. "Именно стимулирование использования неосвоенных территорий за счет неприкосновенности права собственности, а также целевых программ финансирования, могло бы решить проблему неиспользования земель сельскохозяйственного назначения, - вместо дополнительных штрафов и карательных мер", - поясняет директор Real Estate Zemer Consulting & Development Екатерина Орлова .

Действительно, при выделении земельного участка под жилищное строительство с последним могут возникнуть проблемы из-за дороговизны постройки дома. Но если у таких землевладельцев есть возможность продлить срок разрешения на строительство (), то осваивающим земли сельскохозяйственного назначения придется сложнее.

К тому же иногда землю просто необходимо выдержать под паром , то есть не использовать ее в течение какого-то времени, дав возможность плодородному слою восстановиться. Это касается использования участка после тех культур, которые серьезно истощают плодородие земли (кукуруза, подсолнечник, бахчевые и т.д.).

Заслуживает внимания и коррупциогенный фактор взятого курса государства. Протоколы о нарушениях и факты неустранения этих нарушений будут составлять и устанавливать обычные инспекторы Россельхознадзора, и у землевладельцев будет соблазн откупиться от них.

Кроме того, не исключено и появление различных схем ухода от ответственности - например, экстренные продажа или дарение земель близким родственникам (для организаций - "дочкам").

Президент России Дмитрий Медведев внес изменения в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения.

А принятый Госдумой новый закон №435-ФЗ от 29.12.2010г. «О внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» установил принудительный порядок изъятия у юридических лиц и граждан земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые не использовались или используются ненадлежащим образом в течение 3-х и более лет.

Согласно закону, земли сельхозназначения могут быть принудительно изъяты только в судебном порядке у тех собственников и арендаторов, которые используют их нерационально.

Изъятию должны подлежать те земельные участки, где выявлено существенное снижение плодородия земель или значительное ухудшение экологической обстановки.

Вместо налогового ужесточения, как меры «наказания» за нерадивое использование земель, как планировалось изначально, законом введена усиленная административная ответственность владельцев таких земель (граждан, должностных лиц, юридических лиц), которые не ведут сельскохозяйственных работ.

Ставка же земельного налога, определённая законом, должна составлять 1,2 % кадастровой стоимости земельного участка.

Новый закон уточняет, что земельные участки могут быть изъяты и в случае, если они не используются в течение 3-х лет для ведения сельхозпроизводства и связанной с этим деятельности. В срок 3 года не включается срок освоения сельхозземель, который не может превышать двух лет, и период стихийных и иных бедствий.

Если рассматриваются участки под строительство, то критический срок повышается до 5 лет.
Положение дел у частных собственников будет контролироваться региональными и муниципальными органами.

Перед изъятием земельного участка собственнику (арендатору) администрацией муниципального образования должно быть предложено проведение конкретных для его случая мероприятий по улучшению ситуации на его земельном объекте. В случае невыполнения предложенных условий в указанные сроки участок будет изыматься.

Изъятые земельные участки могут быть проданы с аукциона на публичных торгах.

Участки могут предоставляться в собственность сельхозорганизации без проведения торгов по цене, не превышающей 15% кадастровой стоимости, или аренду с платой 0,3% кадастровой стоимости.

Новый закон коснулся и невостребованных земельных долей (не выделенных в натуре в счёт долей), предоставив возможность отказа от собственности на такие земельные доли. Упрощена процедура выдела долей.

Новый закон, получивший негласное название «передела земли», по словам Руководителя комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям и одного из активных инициаторов его продвижения Мартина Шаккума , нацелен на изъятие в пользу государства земельной собственности тех граждан, которые скупили десятки и сотни гектаров земли и не используют или используют их не по назначению.

А главной целью нового закона является задача вернуть в Агропромышленный комплекс страны порядка 20 миллионов гектаров земель «под паром»,заставить все пахотные земли работать, поскольку качество неиспользуемых земель ухудшается из-за эрозии.

3 декабря 2015 года в послании Федеральному собранию Президент страны Владимир Путин предложил изымать простаивающие земли сельскохозяйственного назначения у недобросовестных владельцев и продавать их на аукционах:

По мнению экспертов, определённая часть земельных инвесторов потеряет свои земельные наделы. Но уйти от обвинения в неиспользовании земли можно будет и после вступления закона в силу: собственники просто выборочно засеют такие площади, или соберут необходимые лекарственные травы, которые вообще засеиваются раз в 3-5 лет, или перепашут участки, засадят картошкой и заявят, что у них всё развивается, земля «работает».

Если человек проводит сенокос каждый год или просто на этой земле пасёт скот - он обрабатывает землю или нет? Фермер всегда сможет доказать и показать, что «деятельность» ведётся. Он будет вне подозрений.

Немаловажным фактором станет и тот, что 5 лет простоя для земель сельхозназначения - это довольно приличный срок для того, чтобы начало снижаться их качество. Есть так называемая угроза «не возврата», то есть фиксация состояния, когда вернуть этим землям именно сельскохозяйственное назначение станет бешено накладным и экономически невыгодным процессом.

Представляется, что готовится чёткий и ограниченный перечень оснований для изъятия земель сельхозназначения. В противном случае, у должностных лиц появится «соблазн» и возможность для злоупотребления данным правом.

Если в законе не будет прописан исчерпывающий список возможностей использования земли, то он станет основой постановки «под удар» тех земель, которые как раз и используются, с помощью «найденной закорючки», за которую можно зацепиться и отобрать землю.

Можно только надеяться, что новый закон не приведёт всё-таки к крупному земельному переделу, не разрушит агропромышленный комплекс и не нанесёт сокрушительный удар по собственникам земельных участков, которые, возможно, и не в полной мере осваивали свои земельные владения, но налоги государству платили.

Полезная информация

  • О возможности строительства жилого дома на фермерской земле читайте .
  • С расчётом налогов на объекты недвижимости по новым правилам 2019 года можно ознакомиться .
  • С особенностями перевода сельхозугодий в иные земли можно ознакомиться .
  • С правилами сноса самостроя по новому закону-2018 можно ознакомиться .
  • Новое в земельном законодательстве - выпуск ФЗ" О ведении гражданами садоводства и огородничества...". с особенностями которого можно ознакомиться .
  • Проверить состояние вопроса и уточнить статус своей земли можно на публичной кадастровой карте. Как получить необходимые сведения по имеющейся информации - кадастровому номеру или адресу участка, помогут советы, представленные .
  • С порядком изменения территориальной зоны земельного участка позволит ознакомиться .


Просмотров