«Лев Черкесии» Кизбеч Шеретлуко. В ауле афипсип адыгеи возведут памятник герою кавказской войны тугужуко казбичу Лошадь Казбича — Карагез

Для сохранения самобытности и ментальности народа, молодое поколение должно воспитываться на примерах героев своего народа. Мы предлагаем познакомиться с легендарной личностью – Кизбечем Шеретлуко. Это был бесстрашный предводитель шапсугских отрядов, который во время русско-черкесской войны объединил вокруг себя свой народ. О храбрости и удали этого воина слагали песни при его жизни. Это говорит о многом, ведь адыги слагали песни только самым выдающимся личностям.

Сейчас мы живем не в военное время, но пример данного героя может греть наши сердца и воспитывать подрастающее поколение с поистине адыгским самосознанием. редлагаем выдержки из работ различных авторов. Их мнение по различным вопросам может не совпадать, но все они говорят о герое с большим уважением.

КИ3БЕЧ ТУГУЖОКО ШЕРЕТЛУКО

Герой Русско-Кавказской войны,

Предводитель шапсугских отрядов

Кто такой Кизбеч Шеретлуко? Кто бы ни писал о Кизбече, всегда попадал под его влияние и обаяние. Нарисовать его разбойником, хищником у них не получалось, потому что ОН им никогда не был.

Не смог этого сделать ни М.Ю. Лермонтов в «Герое нашего времени», ни художник - князь Г.Г. Гагарин в своей картине «Набег закубанцев», ни Олекса Кирий в поэме «Адыге», ни И.А. Шереметьев в «Ольгинском кордоне», хотя на него сверху давили силы, ни Петлюра в «Истории Кубанского казачьего войска» под редакцией Щербины.

Все они преклонялись перед ним, восхищались, а может, завидовали его храбрости и удали.

Казбич Тугузович Шеретлуко был настоящий мужчина - верный, неподкупный, смелый, ловкий, бесстрашный, неутомимый, добрый, щедрый. Единственным его «недостатком» была влюбленность в свою бедную родину, в свою свободу, в свою независимость. Эта влюбленность питала его силы, окрыляла на подвиг. С кем только не встречался Казбич с 1810 по 1839г.г. на поле брани! Он предводитель шапсугских отрядов, нигде не прошедший азы военного искусства, противостоял таким, как Бурсак, Власов, 3авадовский, Бескровный, Кухаренко и многим другим предводителям регулярных царских войск!

Ни одна личность черкесов не пользовалась такой славой, почетом, как Казбич. Вокруг его имени, под его знамена становились тысячи и шли на защиту отечества.

Ни одного крупного поражения за 30 лет своего предводительства он не потерпел. Это снискало ему уважение и по достоинству его прозвали «Львом Черкесии». Он плавал в лучах славы и кызбечевцы, испытывая на себе его внимание, делили с ним его славу.

Он мог дарить людям радость! Мог без устали танцевать на джегу. Мог петь в два голоса.

Родился Казбич в 1777 году. Семерка - магическая цифра, приносящая счастье, славу, почет, память... Был у отца Тугуза Ельмишуковича одним из семи братьев. Родился в ауле Беаннеш, что находился в бассейне реки Адыгум, притоке Кубани. Это земля в нынешнем Крымском районе.

В 1796-м году принимал участие в Бзиюкской битве, где чуть не лишился головы, отделался глубоким рубцом. За годы борьбы его тело покрылось шрамами, рубцами. Ранам он счет потерял. Основными объектами военных действий его отряда были станицы и укрепления: Елизаветинская, Марьянская, Георгие - Афипская (ныне пос. Афипский), Абинская и другие.

В конце 1839г. в одной из схваток с царскими войсками он получил несколько тяжелых ранений, которые привели к его кончине. Шапсуги потеряли своего предводителя.

Он ушел из жизни, но остались легенды, песни. Не только остались, но и слагаются, рождаются новые произведения о нем и будут впредь сочиняться, потому что он был, любим народом и почитаем этим народом.

Мира Меретукова

Ветеран педагогического труда, краевед.

«Лев черкесов» - бестрашный воин Шеретлук Тугужоко Кизбеч

Шеретлук Тугужоко Кизбеч родился в 1777 г. в ауле Беаннаш, находившимся в бассейне р. Адагум. Он происходил из дворянского шапсугского рода Шеретлуковых. Знавший его лично англичанин Д. С. Белл назвал Кизбеча «львом черкесов». Его предводительская военная деятельность в Черкесии падает на 1810- 1839 гг. В 1834 г. он дважды одержал победу над царскими войсками. В первом случае, находясь во главе 700 шапсугских всадников, в районе Абина Кизбеч рассеял 14-тысячный царский отряд. В сражении погибло 150 русских воинов, было захвачено 7 телег с фуражом. Во втором случае, предводительствуя 900 горцами, «лев черкесов» разогнал еще больший царский отряд, отобрав у него всю его добычу, включая пленных из 9 черкесских аулов. В 1837 г. в сопровождении 250 человек Кизбеч атаковал на правом берегу Кубани русский форт, прогнал занятых сенокосом солдат, которые побросали косы как сказано в источнике, числом около 200 штук. Забрав их в виде трофея, кизбечовцы вернулись домой.

Кизбеч выступал не только организатором военных походов, но и выказывал личное мужество и героизм. В начале июня 1837 г. он в одиночку бросился на стражу Николаевского форта, пленил солдата и прихватил с собой 9 винтовок. Однако далеко не всегда военные предприятия Кизбеча заканчивались удачей. 30 января 1830 г. «лев черкесов» с 4 тыс. горцев атаковал станицу Елизаветинскую, но потерпел сокрушительное поражение от отряда атамана А. В. Бескровного. В другом, но уже победоносном бою, в октябре 1838 г. он получил 7 тяжелых ран, ранены были и его сыновья. Вскоре один из них умер. Но это обстоятельство, по словам Д. Белла, «... не растрогало отца, и он посмотрел на его смерть, как и вообще здесь смотрят на нее, как на предопределение свыше».

Как воин, Кизбеч пользовался большим уважением среди противников. Царские генералы вступали с ним в переговоры и неоднократно предлагали перейти на службу России. Император Николай I за большую сумму пытался приобрести у Кизбеча его портрет. Но «лев черкесов» относился с презрением ко всем предложениям русских.

Кизбеч Тугужоко Шеретлук умер от полученных в боях ран 28 февраля 1840 г. (по другим данным - 1839 г.). Но и после смерти он не переставал занимать воображение соотечественников.

Пшимаф АУТЛЕВ,

Кандидат исторических наук, г. Майкоп.

«…Но между черкесскими вождями был один человек, который во все это время не сообразовался с действиями других, не ездил в Анапу и на свой риск и страх, с отборной партией в пятьсот наездников, грозил русским пределам. Это был шапсугский уорк Казбич (собственно - Кзильбеч) из знаменитой фамилии Шеретлуковых.

Даже среди черкесских головорезов и удальцов Казбич был личностью необыкновенной, исключительной. С самых юных лет он отличался поражающей неустрашимостью, соединенной с характером суровым, упрямым и грубым. Самая наружность его, огромный рост, громкий голос, дерзкие и грубые ухватки, казалось, созданы были для того, чтобы иметь неотразимое влияние на народ, для которого война была ремеслом. Бурная, беспечная, удалая жизнь среди битв и набегов отвечала его наружности. И там, где другие предводители должны были употреблять усилия, чтобы собрать несколько сот всадников, Казбич, который, однако, не славился ни особенным умом, ни красноречием и общительностью, мог во всякое время располагать целыми тысячами.

Счастливые стечения обстоятельств, видимо, покровительствовали этому герою разбоев: предпринимал он набег - и набег удавался, хотел с ним соперничать другой - и терпел поражение. В конце концов, в народе сложилось суеверное представление, что Казбич своим присутствием приносит счастье в набеге.

Как нарочно, калаусское поражение шапсугов должно было необыкновенно поднять тогда уже немолодого Казбича в мнении соплеменников и облечь его какой-то мистической загадочностью: он, только и живший боевыми тревогами, на этот раз не только сам отказался идти в набег, но по какому-то темному предчувствию горячо отговаривал и других.

И теперь бесполезная гибель, и гибель позорная, тысячи двухсот человек, как бы на поругание брошенных в болото, в мутную воду, грудами, и лишенных покрова родной земли,- представлялась как бы следствием того, что не послушались Казбича.

Чтобы докончить характеристику знаменитого шапсуга, необходимо сказать, что и впоследствии ни гибель сыновей, ни множество ран, ни старость не отучили Казбича от любимого ремесла - войны и набегов. Умер он, хотя в глубокой старости, но от раны, полученной в набеге в 1839 году, оставя по себе долгую память. Еще при жизни его была сложена у шапсугов песня, в которой подробно передавались его дела и подвиги, - явление необыкновенное при известной скромности черкесов, и величайшим наслаждением Казбича в дни старости и бездействия было слушать эту песню, в которой постоянно говорится об обнаженной шашке героя. Суровая личность Казбича так поразила воображение соплеменников, что в жарких сражениях с русскими он, долго спустя после смерти, не раз чудился черкесам на белом коне и в белой одежде; об этом существует, по крайней мере, множество рассказов...»

В.А. Потто «КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА»

Для сохранения самобытности и ментальности народа, молодое поколение должно воспитываться на примерах героев своего народа. Мы предлагаем познакомиться с легендарной личностью – Кизбечем Шеретлуко. Это был бесстрашный предводитель шапсугских отрядов, который во время русско-черкесской войны объединил вокруг себя свой народ. О храбрости и удали этого воина слагали песни при его жизни. Это говорит о многом, ведь адыги слагали песни только самым выдающимся личностям.

Сейчас мы живем не в военное время, но пример данного героя может греть наши сердца и воспитывать подрастающее поколение с поистине адыгским самосознанием. редлагаем выдержки из работ различных авторов. Их мнение по различным вопросам может не совпадать, но все они говорят о герое с большим уважением.

КИ3БЕЧ ТУГУЖОКО ШЕРЕТЛУКО (1777 - 1840)

Герой Русско-Кавказской войны, предводитель шапсугских отрядов

Кто такой Кизбеч Шеретлуко? Кто бы ни писал о Кизбече, всегда попадал под его влияние и обаяние. Нарисовать его разбойником, хищником у них не получалось, потому что ОН им никогда не был.

Не смог этого сделать ни М.Ю. Лермонтов в «Герое нашего времени», ни художник - князь Г.Г. Гагарин в своей картине «Набег закубанцев», ни Олекса Кирий в поэме «Адыге», ни И.А. Шереметьев в «Ольгинском кордоне», хотя на него сверху давили силы, ни Петлюра в «Истории Кубанского казачьего войска» под редакцией Щербины.

Все они преклонялись перед ним, восхищались, а может, завидовали его храбрости и удали.

Казбич Тугузович Шеретлуко был настоящий мужчина - верный, неподкупный, смелый, ловкий, бесстрашный, неутомимый, добрый, щедрый. Единственным его «недостатком» была влюбленность в свою бедную родину, в свою свободу, в свою независимость. Эта влюбленность питала его силы, окрыляла на подвиг. С кем только не встречался Казбич с 1810 по 1839г.г. на поле брани! Он предводитель шапсугских отрядов, нигде не прошедший азы военного искусства, противостоял таким, как Бурсак, Власов, 3авадовский, Бескровный, Кухаренко и многим другим предводителям регулярных царских войск!

Ни одна личность черкесов не пользовалась такой славой, почетом, как Казбич. Вокруг его имени, под его знамена становились тысячи и шли на защиту отечества.

Ни одного крупного поражения за 30 лет своего предводительства он не потерпел. Это снискало ему уважение и по достоинству его прозвали «Львом Черкесии». Он плавал в лучах славы и кызбечевцы, испытывая на себе его внимание, делили с ним его славу.

Он мог дарить людям радость! Мог без устали танцевать на джегу. Мог петь в два голоса.

Родился Казбич в 1777 году. Семерка - магическая цифра, приносящая счастье, славу, почет, память... Был у отца Тугуза Ельмишуковича одним из семи братьев. Родился в ауле Беаннеш, что находился в бассейне реки Адыгум, притоке Кубани. Это земля в нынешнем Крымском районе.

В 1796-м году принимал участие в Бзиюкской битве, где чуть не лишился головы, отделался глубоким рубцом. За годы борьбы его тело покрылось шрамами, рубцами. Ранам он счет потерял. Основными объектами военных действий его отряда были станицы и укрепления: Елизаветинская, Марьянская, Георгие - Афипская (ныне пос. Афипский), Абинская и другие.

В конце 1839г. в одной из схваток с царскими войсками он получил несколько тяжелых ранений, которые привели к его кончине. Шапсуги потеряли своего предводителя.

Он ушел из жизни, но остались легенды, песни. Не только остались, но и слагаются, рождаются новые произведения о нем и будут впредь сочиняться, потому что он был, любим народом и почитаем этим народом.

Мира Меретукова, ветеран педагогического труда, краевед.

«Лев черкесов» - бестрашный воин Шеретлук Тугужоко Кизбеч

Шеретлук Тугужоко Кизбеч родился в 1777 г. в ауле Беаннаш, находившимся в бассейне р. Адагум. Он происходил из дворянского шапсугского рода Шеретлуковых. Знавший его лично англичанин Д. С. Белл назвал Кизбеча «львом черкесов». Его предводительская военная деятельность в Черкесии падает на 1810- 1839 гг. В 1834 г. он дважды одержал победу над царскими войсками. В первом случае, находясь во главе 700 шапсугских всадников, в районе Абина Кизбеч рассеял 14-тысячный царский отряд. В сражении погибло 150 русских воинов, было захвачено 7 телег с фуражом. Во втором случае, предводительствуя 900 горцами, «лев черкесов» разогнал еще больший царский отряд, отобрав у него всю его добычу, включая пленных из 9 черкесских аулов. В 1837 г. в сопровождении 250 человек Кизбеч атаковал на правом берегу Кубани русский форт, прогнал занятых сенокосом солдат, которые побросали косы как сказано в источнике, числом около 200 штук. Забрав их в виде трофея, кизбечовцы вернулись домой.

Кизбеч выступал не только организатором военных походов, но и выказывал личное мужество и героизм. В начале июня 1837 г. он в одиночку бросился на стражу Николаевского форта, пленил солдата и прихватил с собой 9 винтовок. Однако далеко не всегда военные предприятия Кизбеча заканчивались удачей. 30 января 1830 г. «лев черкесов» с 4 тыс. горцев атаковал станицу Елизаветинскую, но потерпел сокрушительное поражение от отряда атамана А. В. Бескровного. В другом, но уже победоносном бою, в октябре 1838 г. он получил 7 тяжелых ран, ранены были и его сыновья. Вскоре один из них умер. Но это обстоятельство, по словам Д. Белла, «... не растрогало отца, и он посмотрел на его смерть, как и вообще здесь смотрят на нее, как на предопределение свыше».

Как воин, Кизбеч пользовался большим уважением среди противников. Царские генералы вступали с ним в переговоры и неоднократно предлагали перейти на службу России. Император Николай I за большую сумму пытался приобрести у Кизбеча его портрет. Но «лев черкесов» относился с презрением ко всем предложениям русских.

Кизбеч Тугужоко Шеретлук умер от полученных в боях ран 28 февраля 1840 г. (по другим данным - 1839 г.). Но и после смерти он не переставал занимать воображение соотечественников.

Пшимаф АУТЛЕВ, кандидат исторических наук, г. Майкоп.

* * *

«…Но между черкесскими вождями был один человек, который во все это время не сообразовался с действиями других, не ездил в Анапу и на свой риск и страх, с отборной партией в пятьсот наездников, грозил русским пределам. Это был шапсугский уорк Казбич (собственно - Кзильбеч) из знаменитой фамилии Шеретлуковых.

Даже среди черкесских головорезов и удальцов Казбич был личностью необыкновенной, исключительной. С самых юных лет он отличался поражающей неустрашимостью, соединенной с характером суровым, упрямым и грубым. Самая наружность его, огромный рост, громкий голос, дерзкие и грубые ухватки, казалось, созданы были для того, чтобы иметь неотразимое влияние на народ, для которого война была ремеслом. Бурная, беспечная, удалая жизнь среди битв и набегов отвечала его наружности. И там, где другие предводители должны были употреблять усилия, чтобы собрать несколько сот всадников, Казбич, который, однако, не славился ни особенным умом, ни красноречием и общительностью, мог во всякое время располагать целыми тысячами.

Счастливые стечения обстоятельств, видимо, покровительствовали этому герою разбоев: предпринимал он набег - и набег удавался, хотел с ним соперничать другой - и терпел поражение. В конце концов, в народе сложилось суеверное представление, что Казбич своим присутствием приносит счастье в набеге.

Как нарочно, калаусское поражение шапсугов должно было необыкновенно поднять тогда уже немолодого Казбича в мнении соплеменников и облечь его какой-то мистической загадочностью: он, только и живший боевыми тревогами, на этот раз не только сам отказался идти в набег, но по какому-то темному предчувствию горячо отговаривал и других.

И теперь бесполезная гибель, и гибель позорная, тысячи двухсот человек, как бы на поругание брошенных в болото, в мутную воду, грудами, и лишенных покрова родной земли,- представлялась как бы следствием того, что не послушались Казбича.

Чтобы докончить характеристику знаменитого шапсуга, необходимо сказать, что и впоследствии ни гибель сыновей, ни множество ран, ни старость не отучили Казбича от любимого ремесла - войны и набегов. Умер он, хотя в глубокой старости, но от раны, полученной в набеге в 1839 году, оставя по себе долгую память. Еще при жизни его была сложена у шапсугов песня, в которой подробно передавались его дела и подвиги, - явление необыкновенное при известной скромности черкесов, и величайшим наслаждением Казбича в дни старости и бездействия было слушать эту песню, в которой постоянно говорится об обнаженной шашке героя. Суровая личность Казбича так поразила воображение соплеменников, что в жарких сражениях с русскими он, долго спустя после смерти, не раз чудился черкесам на белом коне и в белой одежде; об этом существует, по крайней мере, множество рассказов...»

В.А. Потто «КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА»

– Вы читали, сударыня, «Героя» – как вам кажется?

– Ах, бесподобная вещь! По-русски ничего еще не было подобного… так это все живо, мило, ново… Слог такой легкий! Интерес – так и заманивает.

– А вам, сударыня?

– Я не видала, как прочла; и так жаль было, что скоро кончилось, – зачем только две, а не двадцать частей?

– А вам, сударыня?

– Читается… ну прелесть! Из рук не хочется выпустить. Вот если б все так писали по-русски, мы бы не стали читать ни одного романа французского.

– Ну а вы, Ив‹ан› Ив‹аныч›, что скажете?

– А мне кажется, что появление «Героя нашего времени» и такой прием ему всего разительнее доказывают упадок нашей литературы и вкуса читателей.

Я. Mesdames, messieurs , чем так спорить да шуметь, не лучше ли теперь же развинтить всю книгу, пересмотреть все ее пружины, подставки, винтики, части, обсудить – и тогда…

Они. Пересмотреть, обсудить… Настоящий мужчина! Кто рассуждает, когда надо просто – наслаждаться? «Герой» – истинное наслаждение! Душечка, как мил! ужасть как мил!

Я. Как вам угодно, mesdames; я хоть для себя это сделаю, пока вы наслаждаетесь.

Я, в самой вещи, развинтил «Героя» и вот что нашел: внешнее построение романа хорошо, слог хорош; содержание – романтическое по превосходству, т. е. ложное в основании; гармонии между причинами, средствами, явлениями, следствиями и целью – ни малейшей, т. е. внутреннее построение романа никуда не годится: идея ложная, направление кривое. Оболочка светского человека схвачена довольно хорошо, черты духа и сердца человеческого обезображены до нелепости. – Весь роман – эпиграмма, составленная из беспрерывных софизмов, так что философии, религиозности, русской народности и следов нет. Всего этого слишком достаточно, чтоб угодить вкусу «героев нашего времени», но в то же время для человека здравомыслящего, т. е. для профана в современном героизме, слишком неотрадно: от души жалеешь, зачем Печорин, настоящий автор книги, так во зло употребил прекрасные свои дарования, единственно из-за грошовой подачки – похвалы людей, зевающих от пустоты головной, душевной и сердечной. Жаль, что он умер и на могиле поставил себе памятник «легкого чтения», похожий на гроб повапленный – снаружи красив, блестит мишурой, а внутри гниль и смрад.

– Кто же вскрывает гробы?

– Правда, не следовало бы; но для медико-литературного «следствия» это необходимо.

Вот содержание гроба: «герой нашего времени» – за отличие сослан на Кавказ, в одну из заполошных крепостей. Он является коменданту крепости, штабс-капитану Максиму Максимычу. Максим Максимыч – герой прошлых времен, простой, добросердечный, чуть-чуть грамотный, слуга царю и людям на жизнь и смерть; нынче многие Максимы Максимычи переродились в «героев нашего времени». Кой-где в отставке по хуторам и на Кавказе по крепостям уцелели их отрывки. – Здесь Максим Максимыч весь целиком! – живой; и был бы единственным отрадным лицом во всей книге, если б живописец для большего успеха своего «героя» не вздумал оттенить добряка штабс-капитана отливом d"un bon homme – смешного чудака. Таковы уже законы легкого чтения! – и в самом добре надо находить только забавное, смешное, иначе будет сухо и скучно. Зато как мил и как велик «герой», стоя рядом с Максимом Максимычем, который принял его в свою пустыню как друга, ласкал как брата, ухаживал за ним как отец; а тот?.. Тому все это было смешно, несносно… Только что не наделял он Максима Максимыча, за любовь его, щелчками по носу… Жаль, автор не воспользовался этим для полноты трескучих эффектов.

«Герой» – настоящий герой! В дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут, а ему ничего. А в другой раз, в комнате – ветер пахнет: уверяет, что простудился; ставнем стукнет – он вздрогнет и побледнеет; а на кабана ходил один на один. Близ крепости жил мирный князь-черкес, у него прекрасная дочка Бэла и сын-повеса Азамат. Позвали героя и Максимыча туда на праздник. Дочь, разумеется красавица, тут же танцевавшая, подходит к герою, поет ему песенку, а в песенке изъясняется в любви к нему. – Герой влюбляется; соперник, черкес Казбич, видит это и ревнует. У него чудесный конь. Конь ужасно нравится брату героини Азамату. Черкесы перепились, стали резаться на шашках, наш герой с штабс-капитаном за добра ума ускакали в крепость. Герой обдумывает план похищения Бэлы. Является брат ее Азамат. – «Тебе нравится конь Казбича?» – говорит герой. «Ужасно нравится, да ни за что не хочет продать!

"Слышал я, что на правом фланге у шапсугов есть какой-то Казбич, удалец, который в красном бешмете разъезжает шажком под нашими выстрелами и превежливо раскланивается, когда пуля прожужжит близко; да вряд ли это тот самый!.." Одной фразой хитрец Лермонтов и опровергает связь своего персонажа с реальным героем Кавказской войны, и намекает на нее. Литературоведы спорят, но одно несомненно: настоящий, живой предводитель шапсугов сыграл огромную роль в войне и произвел глубокое впечатление на современников.

Памятник в Афипсипе

В центре аула Афипсип Тахтамукайского района Адыгеи скоро появится новый памятник. Он будет воздвигнут рядом с мемориалом в честь уроженцев села - участников Великой Отечественной войны, павших в борьбе с фашизмом, и это глубоко символично: родина чтит всех своих героев. А в том, что - герой, не сомневается никто.

Тугужоко Кизбеч - человек-легенда, сам вошедший в народный фольклор. Адыгские предания и песни рассказывают о неустрашимости Кизбеча, о его любви к родной земле, о верности черкесским идеалам и щедрости. Такой памятник просто необходим, уверены адыги.

"Памятник станет олицетворением героического прошлого адыгского народа. Он призван напоминать подрастающему поколению о сложных и трагических моментах истории нашей республики, об объединяющем патриотическом духе и любви к родине", - утверждает известный общественный деятель, экс-министр культуры Адыгеи . Действительно, многим ли знакомо имя Кизбеча Шеретлуко?

«…Казбич был личностью необыкновенной, исключительной»

Полная луна - навершие его шлема,

Его тетива никогда не срывается.

Кизбеч на мечах биться любит,

Пикой могучей врагов повергает,

Войско огромное его устрашить не может.



С инициативой о возведении в ауле Афипсип Тахтамукайского района памятника герою Кавказской войны, предводителю адыгов Тугужуко Казбичу выступила группа из 12 человек. Эту идею поддержали представители общественности и власти Адыгеи.
Тугужуко Казбич родился в 1777, умер в 1840 . Один из легендарных военных предводителей адыгов времен борьбы Черкесии за независимость. Был родом из известной шапсугской дворянской фамилии Шеретлуковых (он же Кзильбеч, Хаджи Хуз-бек, Кизбеч, Казбич).
Предания, сохранившиеся в адыгском фольклоре, свидетельствуют о его незаурядной личности. Он удивлял сподвижников и врагов неустрашимостью и суровым характером. Представлял собой классический образец адыгского воителя минувших эпох. Даже будучи в преклонном возрасте и после перенесения множества тяжелых ранений, продолжал возглавлять шапсугских всадников. В Кавказской войне потерял всех сыновей. Совершил паломничество в Мекку. Пользовался большим уважением у противника. Умер от ран.

Тугужуко Казбич проживал и воевал недалеко от аула Афипсип, там и будет установлен памятник. Конкретное место возведения было выбрано министром культуры Адыгеи Газием Чемсо, заслуженным художником и архитектором РФ Абдуллахом Берсировым и автором эскиза памятника, кабардинским скульптором Арсеном Гучапшевым. Это место уже утверждено на градостроительном совете в Комитете Адыгеи по архитектуре и градостроительству.

"Памятник станет олицетворением героического прошлого адыгского народа. Он призван напоминать подрастающему поколению о сложных и трагических моментах истории нашей республики, об объединяющем патриотическом духе и любви к родине", - отметил министр культуры республики Газий Чемсо.

ИА
Таисия Тошина

СПРАВКА:

Тыгъужъыкъуэ Къызбэч (Тугужуко Казбич)

Это рассказ о мужчине, воине, отце, полковце. Это рассказ о человеке, который посвятил всю свою жизнь защите родной земли, семьи и религии, не склоняя головы перед трудностями. Он всегда шел вперед. О таких слагают песни. Это история храброго шапсуга из рода Шеретлоко. Это рассказ о том, кого Джеймс Белл и вся общественность Европы 19 века называли "The Lion of Circassia " - "Лев Черкесии".
Казбек Шеретлоко родился в 1777 г. в ауле Беаннеш, что находился в бассейне реки Адыгум, притоке Кубани. Это земля в нынешнем Крымском районе. Был одним из семи братьев у своего отца Тугуза.
Тыгъужъыкъо Къызбэч начал свои ратные подвиги еще в 1796г. В возрасте 19 лет он участвовал в Бзиюкской битве. В ходе этого сражения он получил рубленую рану лица. Генерал В.А. Потто, автор книги "Кавказская война" пишет о том, что несмотря на такое ранение: "Сам Казбич дрался как бешеный и смог прорвать окружение".
Беззаветная храбрость Казбека быстро принесла ему славу. Под его знамена стекались отряды. Казбек с регулярным постоянством совершал набеги на Кавказскую Линию, основными объектами военных действий его отряда были станицы и укрепления: Елизаветинская, Марьянская, Георгие - Афипская (ныне пос. Афипский), Абинская и другие.
Правдивый историко-психологический портрет героя дан на страницах романа адыгского просветителя Хан-Гирея "Бесланий Аббат": "удивительно влиятельный среди шапсугов Кзильбич из Шеретлуковой фамилии", "стоило только разослать гонцов от имени Кзильбеча, и тысячи стекались под его предводительство"
Расцвет предводительской деятельности Казбека приходится на 1810-1839 гг. С кем только не встречался Казбич с 1810 по 1839г.г. на поле брани! Он предводитель шапсугских отрядов, нигде не прошедший азы военного искусства, противостоял таким, как Бурсак, Власов, 3авадовский, Бескровный, Кухаренко и многим другим предводителям регулярных царских войск.
В январе 1830 г. «лев черкесов» с 4 тыс. горцев яростно атаковал станицу Елизаветинскую и разорил ее, но в итоге потерпел поражение от отряда атамана А. В. Бескровного.
Наибольшую славу ему принесло сражение, состоявшееся в 1834 г. на реке Абын (Абинское сражение). Казбек во главе 700 шапсугских всадников разбил и обратил в бегство 14- тысячный царский отряд.В сражении погибло 150 русских воинов, было захвачено 7 телег с фуражом.
В том же году Казбек, предводительствуя 900 горцами, разогнал еще больший царский отряд, отобрав у него всю его добычу, включая пленных из 9 черкесских аулов.
В 1837 г. в сопровождении 250 человек Кизбеч атаковал на правом берегу Кубани русский форт, прогнал занятых сенокосом солдат, которые побросали косы как сказано в источнике, числом около 200 штук. Забрав их в виде трофея, кизбечовцы вернулись домой.
Кизбеч выступал не только организатором военных походов, но и выказывал личное мужество и героизм. В начале июня 1837 г. он в одиночку бросился на стражу Николаевского форта, пленил солдата и прихватил с собой 9 винтовок.
Казбек отличался, помимо мужества и храбрости, благородством воина и очень ценил отвагу. Вот один из примеров этого.
В 1834 году Шеретлоко Казбек с войском из 1200 отборных всадников столкнулся неожиданно с отрядом линейных казаков числом не более 300 человек. Начался неравный бой, итог которого можно было легко предугадать. Однако Казбек, видя героический настрой казаков и восхищенный их мужеством, приказал своему отряду отступить и выдвинуться вперед такому количеству воинов, которое было равно числу казаков; теперь все остальные черкесы были лишь наблюдателями развернувшегося сражения.
Французский писатель, комментируя этот эпизод, пишет, что не зря и не только за храбрость Казбека прозвали Черкесским Львом.
В октябре 1838 г. в одном из сражений Казбек получил 7 тяжелых ран, ранены были и его сыновья. Вскоре один из них умер. Но это обстоятельство, по словам Д. Белла, «... не растрогало отца, и он посмотрел на его смерть, как и вообще здесь смотрят на нее, как на предопределение свыше». Однако адыгские предания говорят о том, что услышав весть о гибели сына, Казбек в одиночку бросился на русскую станицу и изрубил с десяток казаков.
Как воин, Казбек пользовался большим уважением среди противников. Царские генералы вступали с ним в переговоры и неоднократно предлагали перейти на службу России.. Но «лев черкесов» относился с презрением ко всем предложениям русских.
Казбек в ходе войны успел выполнить свой долг мусульманина - совершил хадж в Мекку. По пути в Мекку Казбек пересекал Египет. Наслышанный о подвигах Казбека, султан Мисра (Египта) приглашал Хаджи Казбека к себе в военноначальники. Однако тот отказался и вернувшись на родину, продолжил войну.
Хорошо известен часто воспроизводимый в литературе портрет известного предводителя черкесов Шеретлуко Кизбеча, принадлежащий перу английского эмиссара Д.Белла, побывавшего на Кавказе в 1837-39 гг. и лично знакомого с предводителем адыгов. Вопреки запрету, знатный черкес позволил англичанину нарисовать себя рядом со своим боевым конем. На рисунке мы видим высокого, осанистого, богато одетого старика в белой чалме "хаджи", держащего под уздцы лошадь. На этом коне он, по преданиям, появлялся в особо жарких схватках с царскими гарнизонами, вдохновляя воинов на борьбу Английский журналист Д.Лонгворт так описывает его в своем дневнике: "Его свободная и воинская манера поведения, сопровождаемая ленивой и не лишенной изящества походкой вразвалку... Его оружием были лук, колчан со стрелами, дамасская сабля и стальная кольчуга, поблескивавшая на его груди под кафтаном. Его одежда была не богатой, но тщательно пригнанной по фигуре и совершенной. Его сафьяновые башмаки в особенности были очень хорошо пригнаны к его маленьким и изящным ступням. Однако в его облике, в зловещем спокойствии его рта и в диком блеске его пронзительных серых глаз было нечто такое, что без предварительного объяснения со стороны его соплеменников я бы мог принять его за льва".
Николай 1, предлагал большие деньги за портрет работы Белла, но так его и не получил. Как выше было сказано, Казбичу неоднократно предлагали на весьма выгодных условиях перейти к русским, поступить на службу в Каире, но он предпочел вернуться "к пирушкам с друзьями на лоне любимых гор и сражениям с гяурами на берегах Кубани".
Помимо участия в сражениях, Казбек был также видным общественным деятелем адыгского народа. Для единения народа в сопротивлении агрессору шапсугам необходимо было иметь знамя. Казбек Шеретлоко, наряду с такими именитыми войнами как Жанэ Науцыку, Планэко Алчерий, был одним из создателей боевого знамени шапсугов.
В.А. Потто описывает Казбека в своем пятитомнике "Кавказская война" следующим образом:
"Но между черкесскими вождями был один человек, который во все это время не сообразовался с действиями других, не ездил в Анапу и на свой риск и страх, с отборной партией в пятьсот наездников, грозил русским пределам. Это был шапсугский уорк Казбич (собственно - Кзильбеч) из знаменитой фамилии Шеретлуковых.
Даже среди черкесских головорезов и удальцов Казбич был личностью необыкновенной, исключительной. С самых юных лет он отличался поражающей неустрашимостью, соединенной с характером суровым, упрямым и грубым. Самая наружность его, огромный рост, громкий голос, дерзкие и грубые ухватки, казалось, созданы были для того, чтобы иметь неотразимое влияние на народ, для которого война была ремеслом. Бурная, беспечная, удалая жизнь среди битв и набегов отвечала его наружности. И там, где другие предводители должны были употреблять усилия, чтобы собрать несколько сот всадников, Казбич, который, однако, не славился ни особенным умом, ни красноречием и общительностью, мог во всякое время располагать целыми тысячами. Счастливые стечения обстоятельств, видимо, покровительствовали этому герою разбоев: предпринимал он набег - и набег удавался, хотел с ним соперничать другой - и терпел поражение. В конце концов в народе сложилось суеверное представление, что Казбич своим присутствием приносит счастье в набеге.
Как нарочно, калаусское поражение шапсугов должно было необыкновенно поднять тогда уже немолодого Казбича в мнении соплеменников и облечь его какой-то мистической загадочностью: он, только и живший боевыми тревогами, на этот раз не только сам отказался идти в набег, но по какому-то темному предчувствию горячо отговаривал и других. И теперь бесполезная гибель, и гибель позорная, тысячи двухсот человек, как бы на поругание брошенных в болото, в мутную воду, грудами, и лишенных покрова родной земли,- представлялась как бы следствием того, что не послушались Казбича.
Чтобы докончить характеристику знаменитого шапсуга, необходимо сказать, что и впоследствии ни гибель сыновей, ни множество ран, ни старость не отучили Казбича от любимого ремесла - войны и набегов. Под старость он сходил в Мекку, но и священный титул хаджи не усмирил в нем строптивое сердце сурового наездника; всю свою жизнь он остался грубым шапсугом старого покроя. И умер он, хотя в глубокой старости, но от раны, полученной в набеге в 1839 году, оставя по себе долгую память. Еще при жизни его была сложена у шапсугов песня, в которой подробно передавались его дела и подвиги,- явление необыкновенное при известной скромности черкесов, и величайшим наслаждением Казбича в дни старости и бездействия было слушать эту песню, в которой постоянно говорится об обнаженной шашке героя. Суровая личность Казбича так поразила воображение соплеменников, что в жарких сражениях с русскими он, долго спустя после смерти, не раз чудился черкесам на белом коне и в белой одежде; об этом существует, по крайней мере, множество рассказов..."
Однако, описывая этого знаменитого шапсуга, многие историки не знали, что Казбек был душевным и открытым человеком.
По описаниям современников, Казбек очень любил танцевать, и был одним из лучших танцоров лъапэрисэ (лъапэрыф) во всей Западной Черкесии. Помимо этого он умел петь в два голоса. И на замечания о том, что в его преклонных годах не пристало принимать участие в плясках, Казбек неизменно отвечал, что не откажется от танца.

Слава о Казбеке Шеретлоко неслась впеереди него. Еще при жизни о нем сложили песню, что редко бывает в среде черкесов.Песнотворец Слепой Осман сложил героическую песню о Тугужуко Кизбече еще при жизни героя, в знак особого почтения и признания заслуг. В ней такие слова:

"Полная луна - навершие его шлема,
Его тетива никогда не срывается.
Кизбеч на мечах биться любит,
Пикой могучей врагов повергает,
Войско огромное его устрашить не может.
Муж, к подвигам всегда готовый.
Раненых с поля боя выносит.
Среди мужчин - он лев.
Пленных выкупает,
Двое его сыновей орлам подобны,
Князья адыгской земли мечтают увидить его,
Слава о нем до русского царя доходит,
Египетский царь ему приветствие шлет... "

Казбек жил как настоящий мужчина. И умер он также. Не в теплой постели, а от множества ран, полученных им в одном из сражений в конце 1839 г. Ул1энми л1ыгъэ хэлъщ, говорят адыги.
Пусть каждый черкес помнит за что сражался и умер славный шапсуг из рода Шеретлоко – Тыгъужъыкъэ Къызбэч. Храните память о нем и пусть каждый отец расскажет эту историю своему сыну!



Просмотров