Общая характеристика развития психологии в 17 веке. История становления и развития психологических знаний. Становление и развитие отечественной психологии

Шариат – единая система законов, предписаний в исламе, регулирующих жизнь мусульманина от колыбели до смерти, включает и обычаи. Шариат основывается на Коране и Сунне, на сборниках мусульманского права, своды и кодексы которых выработаны школами ортодоксального ислама суннитского толка (ханифизм, маликизм, шафиизм, ханбализм). Разработка шариатских законов была завершена в 11-12 веках на Ближнем и Среднем Востоке. Право башкир на свободу вероисповедания и соблюдения традиций, обычаев, полученное в процессе принятия ими российского подданства, способствовало укреплению шариатских судов во второй половине 16 века и первой половине 18 века. В последующий период в связи с установлением контроля местных административных органов произошло ограничение компетенции шариатских судебных инстанций. Их права сузились до решения семейно-брачных наследственных дел и религиозных проступков. С 1788 высшей инстанцией духовного суда, соответственно и апелляционным органом стало ОМДС (Оренбургское Магометанское Духовное Собрание). В своей правоприменительной практике оно руководствовалось своеобразным синтезом норм шариата и общероссийского законодательства. Духовенству мусульманскому при осуществлении судопроизводства запрещалось применять положения Шариата, которые противоречили законам российского государства. Они касались в основном системы телесных наказаний за нарушение мусульманской марали и нравственности, а также запрета ранних браков.

Круг дел решаемых духовным собранием и шариатскими судами: об увозе дочерей (умыкании), калым, невыполнение супружеской обязанности, раздел имущества, проступки мулл и других духовных лиц вообще, о жестоком обращении с женой, об уходе жены, о прелюбодеянии, избиении имамов, выход замуж за иноверца и т.д.

К соблюдению положений Шариата мусульманским населением центральные и местные власти относились не последовательно. Если в первой половине 19 века гражданские и военные власти неоднократно предписывали мусульманам строго исполнять положения Шариата, то со второй половины 19 века-начала 20 века правительственная политика, направленная против растущего влияния ислама носила декларативный характер. Планируемые мероприятия – передача семейно-брачных и имущественных дел в ведение гражданских судов, ограничение строительства мечетей, упразднение ОМДС из-за боязни крайних мусульманских выступлений не были осуществлены. Декреты Советской власти, принятые после Октябрьской революции 1917 года, ликвидировали шариатские суды.

Развитие психологии в XVII-XVIII веках

План лекции:

1. Психология нового времени (XVII век).

2. Психология в Эпоху Просвещения (XVIII век).


3. Зарождение и развитие ассоциативной психологии (конец XVIII века – начало XIX века).

XVII век называется «Новым Временем», так как именно в этот исторический период происходил особенно интенсивный рост промышленности (машинного производства) и градостроительства , а также приток новых технологий и колониальных товаров , результате чего произошло расширение потребностей в рабочей силе и сырье. Шли колониальные войны , активно развивалась морская торговля , связанная с тем, что в массовом сознании утвердился культ движения, путешествий и миграций, и были изобретены книгопечатание (И. Гуттенберг), порох и компас .

Также в этот период истории произошел взлет интеллектуальной активности , (всплеск научных открытий), в том числе было разработано новое понимание государственно-правовых проблем, а в народных массах начинают распространяться идеи демократии, возможности реализации единых прав человека и национальной независимости.

В Новое Время происходило «раскрепощение» культуры , в первую очередь утверждение новой системы ценностей и веры, ориентированных на человека. В противовес официальной католической церкви отмечается рост протестантского движения и распространяется вольнодумие – то есть, народ начинает сознательно относиться к религии. В этот же период наука, занимавшая низшее место в средневековой иерархии академического знания, начинает выдвигаться на передний план, становясь источником веры в будущее .


В XVII веке произошло изменение предмета психологии : если ранее им была душа , то в Новое Время им стало сознание (уникальная способность человеческой души не только мыслить и ощущать, но и рефлексировать все свои акты и состояния с неопровержимой достоверностью).

Представления Нового Времени о мире и душе:

Название: Дуализм Материализм Идеализм
Основные понятия: Разделяются две независимые субстанции – душа (обладает мышлением) и тело (обладает протяженностью). Душа и сознание – тождественные понятия . Отрицается наличие бессознательных процессов. Природа считается единой субстанцией, имеющей основные свойства : душу и тело, обладающие мышлением и протяженностью. Мышление – главное свойство души, равнозначной сознанию. Отрицается наличие бессознательных процессов. Первооснова мира – монада , обладающая свойством восприятия и стремления. В душе выделяются перцепции (бессознательное) и апперцепции (сознательное). Содержание души шире, чем содержание сознания.
Представители: Рэне Декарт Томас Гобс Бенедикт Спиноза Вильгельм Лейбниц

Представления Нового Времени о познании:

ü Сенсуализм (Джон Локк и Томас Гобс ). Данное направление уравнивает разум и ощущения. Познание считается единым процессом восхождения от частных знаний к общим понятиям , а данные органов чувств обобщаются разумом. Врожденных идей нет, и все понятия связаны с обучением , а ощущения пассивны. Выделяются первичные и вторичные качества . Происходит признание невозможности полной познаваемости мира .

ü Рационализм. В познании выделяются две ступени: первая дает знания о мире на основе логического обобщения данных ощущений (неполные знания), а вторая представляет собой интуитивное мышление (рациональная интуиция) и истинное познание мира . Общие понятия существуют в виде идей (Рэне Декарт ) или в виде их предпосылок (Вильгельм Лейбниц ), а общность законов мира идей и вещей – основа знаний (Бенедикт Спиноза ). Субъективность познания происходит из субъективности знаний, но это не противоречит их истинности (Вильгельм Лейбниц ).


Представления Нового Времени о свободе и регуляции поведения:

ü Эмоциональная регуляция (Бенедикт Спиноза ). Последователи этой точки зрения считают, что эмоции регулируют деятельность и поведение человека . Существуют различные виды эмоций, связанные с влиянием окружающего мира и человек от них зависим. Разумное понимание этого влияния и осознание причин возникновения эмоций ведет к свободе (познанной необходимости).

ü Регуляция на основе рефлекса. Представители этого направления считают, что регуляция тела осуществляется с помощью рефлекса по законам механики. Рефлекс изменяется в зависимости от привычки и обучения , а душа лишь частично влияет на поведение за счет активных страстей.

История психологии Нового Времени в лицах:

Френсис Бэкон (1561-1626 года). Английский философ и основоположник современного английского эмпиризма , начавший новую эпоху в истории психологии. Он считал, что необходимо отказаться от изучения общих вопросов , касающихся природы души, исключить органические функции ее состава и перейти к опытному (эмпирическому) описанию процессов души . По его концепции выделяются два типа души:

ü Рациональная / божественная душа (обладает памятью, разумом, воображением, желаниями и волей).

ü Нерациональная / чувствующая душа (обладает способностью выбора, ощущениями и стремлением к благоприятным обстоятельствам, способна совершать произвольные движения).

Теория познания по Бэкону:


Работа органов чувств

(имеются идолы-ограничения)

Рациональная обработка чувственных данных


Типы ограничений-идолов эмпирического познания (если человечество сможет избавиться от них, то сможет отражать мир в своем сознании объективно, точно и конкретно):

1. «Идолы рода» (заложены в самой природе человека).

2. «Идолы пещеры» (индивидуальные заблуждения отдельного человека).

3. «Идолы площади» (заблуждения, возникающие при взаимосвязи людей).

4. «Идолы театра» (вселившиеся в души людей идеи различных догматов философии).

Значение психологических идей Ф. Бэкона для истории психологии:

1. Завершил этап развития психологии , где предметом являлась душа, и дал начало развитию нового этапа , где предметом стало сознание.

2. Предложил конкретные способы практического изучения предмета : опыт и эксперимент.

3. Предложил единую науку о человеке , частью которой является психология (философия рассматривает человека как такового, гражданская философия изучает его во взаимодействии с другими людьми, а антропология – наука, объединяющая знания о человеке) и заложил принцип междисциплинарного подхода к наукам.

4. Способствовал разделению наук о человеке на учение о личности и учение о связи души и тела , разделение их предметы и задачи, что повлекло за собой разделение предмета психологии в соответствии с конкретными задачами.

Рэне / Картезий Декарт .

И В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ (XVIII ВЕК)

С утверждением простых технических устройств в общественном производстве принцип их действия все больше привлекал научную мысль, для объяснения по их образу и подобию функций организма. Первым большим достижением в этом аспекте стало открытие Гарвеем системы кровообращения, в которой сердце представлялось своего рода помпой, перекачивающей жидкость, для чего не требуется участия души.

Новый набросок психологической теории, ориентированной на объяснение принципов Галилея и новой механики Ньютона, принадлежал французскому естествоиспытателю Рене Декарту (1596 - 1650 гг.). Он представил теоретическую модель организма как механически работающего автомата. При таком понимании живое тело, которое ранее рассматривалось как управляемое душой, освобождалось от ее влияния и вмешательства; функции "машины тела", к которым относятся "восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления... совершаются в этой машине как движения часов".

Позднее Декарт ввел понятие о рефлексе, ставшее фундаментальным для психологии. Если Гарвей "устранил" душу из разряда регуляторов внутренних органов, то Декарт "покончил" с ней на уровне целостного организма. Схема рефлекса сводилась к следующему. Внешний импульс приводит в движение легкие воздухообразные частицы, "животные духи", заносимые в мозг по "трубкам", из которых складывается периферическая нервная система, оттуда "животные духи" отражаются к мышцам. Схема Декарта объяснив движущую телом силу, открыла рефлекторную природу поведения.

Одно из важнейших для психологии сочинений Декарта называется "Страсти души". В нем ученый не только "лишил" душу царственной роли во Вселенной, но и "возвел" в степень субстанции, равноправной другим субстанциям природы. Произошел поворот в понятии о душе. Предметом психологии стало сознание. Полагая, что машина тела и занятое собственными мыслями, идеями и желаниями сознание - это две независимые друг от друга сущности (субстанции) , Декарт столкнулся с необходимостью объяснить, как же они сосуществуют в человеке. Объяснение, которое он предложил, было названо психофизическим взаимодействием. Оно состояло в следующем: тело влияет на душу, пробуждая в ней страсти в виде чувственных восприятий, эмоций и т.п. Душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, понуждая его работать и изменять свой ход. Орган, где эти две несовместимые субстанции общаются, - одна из желез внутренней секреции - "шишковидная" (эпифиз).

Вопрос о взаимодействии души и тела поглотил на столетия интеллектуальную энергию множества умов. Освободив тело от души, Декарт "освободил" и душу (психику) от тела; тело может только двигаться, душа - только мыслить; принцип работы тела - рефлекс (т.е. мозг отражает внешние воздействия) ; принцип работы души - рефлексия (от лат. - "обращение назад", т.е. сознание отражает собственные мысли, идеи, ощущения).

Декарт создал новую форму дуализма в виде отношения души и тела, разделил чувства на две категории: коренящиеся в жизни организма и чисто интеллектуальные. В своем последнем сочинении - письме к шведской королеве Христине - он объяснял сущность любви как чувства, имеющего две формы - телесную страсть без любви и интеллектуальную любовь без страсти. По его мнению, причинному объяснению поддается только первая, поскольку она зависит от организма и биологической механики; вторую можно только понять и описать. Декарт полагал, что наука как познание причин явлений бессильна перед высшими и наиболее значимыми проявлениями психической жизни личности. Результатом его подобных рассуждений стала концепция "двух психологий" - объяснительной, апеллирующей к причинам, сопряженным с функциями организма, и описательной, состоящей в том, что только тело мы объясняем, тогда как душу - понимаем.

Попытки опровергнуть дуализм Декарта, утвердить единство мироздания, покончить с разрывом телесного и духовного, природы и сознания, предпринял целый ряд великих мыслителей XVII века. Одним из был голландский философ Барух (Бенедикт) Спиноза (1632-1677). Он учил, что имеется единая вечная субстанция - Бог, или Природа, - с бесконечным множеством атрибутов (неотъемлемых свойств). Из них, считал философ, нашему ограниченному разумению открыты только два - протяженность и мышление; из этого явствует, что бессмысленно представлять человека как место встречи двух субстанций: человек - целостное телесно-духовное существо.

Попытка построить психологическое учение о человеке как целостном существе запечатлена в его главном труде - "Этика". В нем поставлена задача объяснить все многообразие чувств (аффектов) как побудительных сил человеческого поведения с точностью и строгостью геометрических доказательств. Утверждалось, что существуют три побудительные силы: влечение, радость и печаль. Доказывалось, что из этих фундаментальных аффектов выводится все многообразие эмоциональных состояний; при этом радость увеличивает способность тела к действию, тогда как печаль ее уменьшает.

Спиноза воспринял от немецкого философа и математика Лейбница (1646-1716) , открывшего дифференциальное и интегральное исчисление, следующее представление о единстве телесного и психического. Основанием этого единства является духовное начало. Мир состоит из бесчисленного множества духовных сущностей - монад (от гр. monos - единое). Каждая из них "психична", т.е. не материальна (как атом) , но наделена способностью воспринимать все, что происходит во Вселенной. В душе непрерывно происходит незаметная деятельность "малых перцепций" - не осознаваемых восприятий. В тех же случаях, когда они осознаются, это становится возможным благодаря тому, что к простой перцепции (восприятию) присоединяется особый акт - апперцепция. Она включает внимание и память. Итак, Лейбниц ввел в оборот понятие бессознательной психики.

На вопрос о том, как соотносятся между собой духовные и телесные явления, Лейбниц ответил формулой, известной как психофизический параллелизм. По его мнению они не могут влиять одно на другое. Зависимость психики от телесных воздействий - это иллюзия. Душа и тело совершают свои операции самостоятельно и автоматически. Однако божественная мудрость сказывается в том, что между ними существует предустановленная гармония. они подобно паре часов, которые всегда показывают одно и тоже время, так как запущены с величайшей точностью.

При завершении этого раздела психологии необходимо упомянуть имя английского философа Томаса Гоббса (1588-1679). До него в психологических учениях царил рационализм (от лат. racio - разум). Гоббс предложил за основу познания принять опыт. Рационализму им был противопоставлен эмпиризм (от лат. empirio - опыт). Так возникла эмпирическая психология.

В XVIII веке в Европе, когда продолжался процесс укрепления капиталистических отношений, расширялось и крепло новое движение - Просвещение. Его представители считали главной причиной всех человеческих бед невежество. Предполагалось, что в борьбе с ним общество избавится от социальных бедствий и пороков и в нем повсеместно воцарятся добро и справедливость. Эти идеи приобретали в различных странах разную тональность в связи со своеобразием их общественно-исторического развития. Так, в Англии И.Ньютон (1643-1727гг.) создал новую механику, воспринятую как образец и идеал точного знания, как торжество разума.

В соответствии с ньютоновским пониманием природы английский врач Гартли (1705-1757гг.) объяснил психический мир человека. Он представил его как продукт работы организма - "вибраторной машины". Предполагалось следующее. Вибрация внешнего эфира посредством вибраций нервов вызывают вибрации мозгового вещества, которые переходят в вибрации мышц. Параллельно с этим в мозгу возникают, сочетаются и сменяют друг друга психические "спутники" вибраций - от чувствования до абстрактного мышления и произвольных действий. Все это происходит на основе закона ассоциаций. Гартли считал. что психический мир человека складывается постепенно в результате усложнения первичных сенсорных элементов путем ассоциаций смежности элементов во времени. К примеру, поведение ребенка регулируют две мотивационные силы - удовольствие и страдание.

Задача воспитания, по его мнению, сводится к закреплению у людей таких связей, которые бы отвращали от безнравственных дел и доставляли удовольствие от нравственных. и чем эти связи прочнее, тем больше шансов для человека стать нравственно добродетельной личностью, а для всего общества - более совершенным.

Другими выдающимися мыслителями эпохи Просвещения были К.Гельвеций (1715-1771гг.) , П.Гольбах (1723-1789гг.) и Д.Дидро (1713-1784гг.). Отстаивая идею возникновения мира духовного из мира физического, они представляли наделенного психикой "человека-машину" как продукт внешних воздействий и естественной истории. В завершающий период эпохи Просвещения представлен врач-философ П.Кабанис (1757-1808гг.) выдвинул положение, согласно которому мышление - это функция мозга.

При этом он исходил из наблюдений кровавого опыта революции, руководители которой поручили ему выяснить осознание осужденным, которому отсекают голову на гильотине, своих страданий, свидетельством которых могут быть конвульсии. Кабанис ответил на этот вопрос отрицательно. Только обладающий головным мозгом человек способен мыслить. Движения же обезглавленного тела носят рефлекторный характер и не осознаются. Сознание - это функция мозга. К внешним продуктам мозговой деятельности П.Кабанис относил выражение мысли в словах и жестах. К внешним продуктам мозговой деятельности - выражение мысли в словах и жестах. За самой мыслью, по его мнению, скрыт неизвестный нервный процесс, нераздельность психических явлений и нервного субстрата. Доказывая необходимость перейти от умозрительного к эмпирическому изучению этой нераздельности, он подготовили почву для движения научной мысли в следующем столетии.

взаимозависимость таких способностей, как движение в пространстве, желание. Движение как исходную способность было подчеркнуто, еще в древней анатомической психологии (Демокрит и др.). Желание как поезд в движение имеют такую ​​же давнюю историю исследования. Единство души Яворский доказывает через идею функционального взаимодействия. Одна жизненная функция может способствовать или мешать другой. Напряженное действие интеллекта мешает пищеварению, чрезмерное ощущение приводит к расстройство интеллектуальной действия - признак того, что все эти способности происходят из одной души. Яворский осуществляет критическое осмысление теорий Аристотеля на почве научных досягненьXVII ст. В традиционную структуру психологии вкладывается новый смысл.
Более весомым доказательством единства человеческой души, за Яворским, выступают генетические основания. Виды души - вегетативная, чувственная, умная - возникают как органы единой души, последовательно совершенствуются, специализирующихся для отправки различных действий. Одни из них появляются в детстве, другие - в юности или старости. В Яворского речь идет не о разных душе, а о своеобразных инструменты и средства природы, которыми пользуется организм в своей жизнедеятельности. Природа идет от менее совершенных к более совершенным действиям. Материя, из которой состоит человеческое существо, постепенно совершенствуется в своей организации и сначала осуществляет побуждение вегетативные, затем - чувственные, далее - разуму. Установив подразделения души на основе ее специфических способностей, Яворский ставит вопрос об идеальной или материальной природе этих душ.
Сделав принципиальное заявление о том, что душа умственная не зависит от материи, Яворский все же признает эмпирические факты зависимости духовных действий от телесных, от предметного мира, от которого душа принимает виды (ейдалы) и от которых, в свою очередь, зависит процесс понимания. Пользование умом зависит от телесных диспозиций (склонностей), хотя и не прямо, а через действия воображения
Растительная и животная души определяются как материальные. Эти души делящиеся как части целого, зависят от материального бытия. Ничего нематериального не воспринимают, не образуют универсальных, абстрактных понятий. Воспринимают только то, что имеет цвет, вкус, другие материальные качества.
Если бы душа была делимая, одна часть ее грешила бы, другая - каялась; одна бы ненавидела другую. Душа находится во всем теле, и вместе с тем, она независима от тела. Отделенные части тела души нет. Эти мысли Яворский связывает с идеей локализации психических функций. Именно мозг имеет "диспозицию" (склонность) быть субстратом души.
Отражая основные тенденции в психологии XVII в. , Яворский не только связывает все уровни души с телесными актами, но и акцентирует внимание на рефлекторном механизме этих актов.
Рефлекторное действие Яворский называет "необходимым чувственного действием", которая становится возможным целостностью нервной системы, мозгом.

Новую эпоху в развитии мировой психологической мысли открыли концепции, вдохновленные великим триумфом механики, ставшей «царицей наук» . Ее понятия и объяснительные принципы создали сперва, геометро-механическую (Галилей), а затем – динамическую (Ньютон) картину природы. В нее вписывалось и такое физическое тело, как организм с его психическими свойствами.

Первая идея психологической теории, ориентированной на геометрию и новую механику, принадлежал французскому математику, естествоиспытателю и философу Рене Декарту (1596– 1650). Он избрал теоретическую модель организма как автомата – системы, которая работает механически. Тем самым живое тело, которое во всей прежней истории знаний рассматривалось как одушевленное, освобождалось от ее влияния и вмешательства.

Второе достижение Декарта - открытие рефлекса. Он ввел понятие о рефлексе, ставшее фундаментальным для физиологии и психологии. Декарту нервная система виделась в форме «трубок» , по которым проносятся легкие воздухообразные частицы (он называл их «животными духами»). Он полагал, что внешний импульс приводит эти «духи» в движение, занося их в мозг, откуда они автоматически отражаются к мышцам. Появившийся после Декарта термин «рефлекс» и означал «отражение» .

Реакция мышц – неотъемлемый компонент поведения. Поэтому, декартова схема относится к разряду великих открытий. Она открыла рефлекторную природу поведения, не усилие духа, а перестройка тела на основе строго причинных законов его механики обеспечит человеку власть над собственной природой.

Начиная с Декарта, психология перестала существовать как наука о душе, а стала выступать как наука о сознании. Признание Декартом существования двух различных независимых субстанций определило различие методов их познания: экспериментальный метод для анализа механики тела, интроспекция – для познания души.

Материалистическая теория Т. Гоббса Одна из заслуг Гоббса состояла в установлении единства эмпирического и рационального познания. Гоббс утверждал, что истина может быть только одна, и именно та, которая достигается и приобретается на основе опыта и разума. Познание должно начинаться с чувственности как начального этапа на пути к обобщениям. Всеобщие свойства вещей устанавливаются с помощью индукции, представляющей собой путь от знания действий к познанию причин.

После определения всеобщих причин необходим обратный путь, или дедукция, которая обеспечивает переход от познанных причин к познанию новых разнообразных действий и явлений. В методологии Гоббса индукция и дедукция, чувственное и рациональное познание представляют собой взаимопредлагаемые и взаимообусловливаемые этапы единого познавательного процесса.

Раскрывая природу представлений, Гоббс выдвигает догадку об ассоциативном механизме, хотя самого термина «ассоциация» Гоббсом еще не вводится. Сцепления образов сознания могут носить случайный и активный характер. Пассивное течение ассоциаций свойственно для сновидений. Высший уровень ассоциаций характеризуется тем, что здесь поток образов и представлений управляется самим человеком. Целенаправленное оперирование образами и представлениями составляет суть мышления.

Механизм мыслительной деятельности трактовался Гоббсом по образцу арифметических действий. В качестве двух основных умственных операций выступали «сложение» и «вычитание» . Операции сложения соответствовало соединение представлений, а операции вычитания – расчленение и разъединение представлений и образов.

Важную роль в познавательном процессе играет, по Гоббсу, речь, выступающая в двух функциях – как орудие мысли и как средство общения. Гоббс первый, кто наиболее четко выделил обозначающую и выразительную функцию речи. По отношению к субъекту речь выступает как умственный процесс, в котором слова выступают в качестве ярлыка, метки какой-либо вещи или явления. Они становятся орудиями мысли, средством сохранения и воспроизведения опыта.

Учение Б. Спинозы о психике Критику декартовского дуализма Гоббса поддержал великий голландский мыслитель Барух (Бенедикт) Спиноза. Однако, в отличие от Гоббса, Спиноза пошел по пути материалистической интерпретации рационализма. Спинозой в качестве идеала и образца для построения и изложения своего учения была взята дедуктивно-геометрическая схема Эвклида.

С намерением преодолеть дуализм Декарта, Спиноза выдвигает учение о единой субстанции, ее атрибутах и модусах, которое является стержнем всей его философско-психологической системы. В ее основе лежит стремление объяснить природу из самой себя. Он утверждает, что первопричиной всего существующего и самой себя является субстанция, которая существует объективно, независимо от какого-либо внешнего побудителя и творца.

Сенсуализм Д. Локка Противоположные рационализму традиции в изучении познавательных способностей человека были заложены крупнейшим английским мыслителем XVII в. Д. Локком (1632– 1704). Основная идея Локка состояла в том, что знания сами по себе возникнуть не могут. Врожденных идей и принципов нет. Все идеи и понятия проистекают из опыта.

Согласно Локку рефлексия и опыт внешний между собой связаны. Рефлексия является производным образованием, возникающим на основе внешнего опыта. Рефлексия представляет собой как бы опыт об опыте. Но поскольку рефлексивная деятельность порождает собственные идеи, она рассматривалась Локком в качестве другого относительно самостоятельного источника знания.

Учение Локка о внешнем и внутреннем опыте имело своим следствием два важных момента. Утверждением связи между внешним и внутренним опытом он пытался восстановить единство различных форм познания. Продуктами рефлексии являются общие понятия и сложные идеи, а последние могут быть результатом только мыслительной деятельности.

Важный раздел эмпирической концепции Локка связан с учением о простых и сложных идеях. Простыми идеями он называл неразложимые элементы сознания. Они могут быть получены как из внешнего опыта, так и от рефлексии, и одновременно из обоих источников. Как только душа приобрела простые идеи, она переходит от пассивного созерцания к активному преобразованию и переработке простых идей в сложные.

Образование сложных идей Локк представлял как простое механическое комбинирование исходных элементов опыта. Комбинирование простых идей осуществляется различными способами. Ими являются ассоциации, соединение, отношение и обособление.

Особую роль в формировании идей внешнего и внутреннего опыта, и в преобразовании простых идей в сложные, Локк отводил речи. Философ приписывает речи две функции: функцию выражения и функцию обозначения. Но слова и речь – это не только орудия мышления, но и средство обмена идеями и мыслями. Главная цель всякого сообщения – быть понятым.

3. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В XVII ВЕКЕ И В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ (XVIII ВЕК)

С утверждением простых технических устройств в общественном производстве принцип их действия всё больше привлекал научную мысль, для объяснения по их образу и подобию функций организма. Первым большим достижением в этом аспекте стало открытие Гарвеем системы кровообращения, в которой сердце представлялось своего рода помпой, перекачивающей жидкость, для чего не требуется участия души.

Новый набросок психологической теории, ориентированной на объяснение принципов Галилея и новой механики Ньютона, принадлежал французскому естествоиспытателю Рене Декарту (1596 - 1650гг.). Он представил теоретическую модель организма как механически работающего автомата. При таком понимании живое тело, которое ранее рассматривалось как управляемое душой, освобождалось от её влияния и вмешательства; функции "машины тела", к которым относятся "восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления... совершаются в этой машине как движения часов".

Позднее Декарт ввёл понятие о рефлексе, ставшее фундаментальным для психологии. Если Гарвей "устранил" душу из разряда регуляторов внутренних органов, то Декарт "покончил" с ней на уровне целостного организма. Схема рефлекса сводилась к следующему. Внешний импульс приводит в движение лёгкие воздухообразные частицы, "животные духи", заносимые в мозг по "трубкам", из которых складывается периферическая нервная система, оттуда "животные духи" отражаются к мышцам. Схема Декарта объяснив движущую телом силу, открыла рефлекторную природу поведения.

Одно из важнейших для психологии сочинений Декарта называется "Страсти души". В нём учёный не только "лишил" душу царственной роли во Вселенной, но и "возвёл" в степень субстанции, равноправной другим субстанциям природы. Произошёл поворот в понятии о душе. Предметом психологии стало сознание. Полагая, что машина тела и занятое собственными мыслями, идеями и желаниями сознание - это две независимые друг от друга сущности (субстанции), Декарт столкнулся с необходимостью объяснить, как же они сосуществуют в человеке. Объяснение, которое он предложил, было названо психофизическим взаимодействием. Оно состояло в следующем: тело влияет на душу, пробуждая в ней страсти в виде чувственных восприятий, эмоций и т.п. Душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, понуждая его работать и изменять свой ход. Орган, где эти две несовместимые субстанции общаются, - одна из желёз внутренней секреции - "шишковидная" (эпифиз).

Вопрос о взаимодействии души и тела поглотил на столетия интеллектуальную энергию множества умов. Освободив тело от души, Декарт "освободил" и душу (психику) от тела; тело может только двигаться, душа - только мыслить; принцип работы тела - рефлекс (т.е. мозг отражает внешние воздействия); принцип работы души - рефлексия (от лат. - "обращение назад", т.е. сознание отражает собственные мысли, идеи, ощущения).

Декарт создал новую форму дуализма в виде отношения души и тела, разделил чувства на две категории: коренящиеся в жизни организма и чисто интеллектуальные. В своём последнем сочинении - письме к шведской королеве Христине - он объяснял сущность любви как чувства, имеющего две формы - телесную страсть без любви и интеллектуальную любовь без страсти. По его мнению, причинному объяснению поддаётся только первая, поскольку она зависит от организма и биологической механики; вторую можно только понять и описать. Декарт полагал, что наука как познание причин явлений бессильна перед высшими и наиболее значимыми проявлениями психической жизни личности. Результатом его подобных рассуждений стала концепция "двух психологий" - объяснительной, аппелирующей к причинам, сопряжённым с функциями организма, и описательной, состоящей в том, что только тело мы объясняем, тогда как душу - понимаем.

Попытки опровергнуть дуализм Декарта, утвердить единство мироздания, покончить с разрывом телесного и духовного, природы и сознания, предпринял целый ряд великих мыслителей XVII века. Одним из был голландский философ Барух (Бенедикт) Спиноза (1632-1677). Он учил, что имеется единая вечная субстанция - Бог, или Природа, - с бесконечным множеством атрибутов (неотъемлемых свойств). Из них, считал философ, нашему ограниченному разумению открыты только два - протяжённость и мышление; из этого явствует, что бессмысленно представлять человека как место встречи двух субстанций: человек - целостное телесно-духовное существо.

Попытка построить психологическое учение о человеке как целостном существе запечатлена в его главном труде - "Этика". В нём поставлена задача объяснить всё многообразие чувств (аффектов) как побудительных сил человеческого поведения с точностью и строгостью геометрических доказательств. Утверждалось, что существуют три побудительные силы: влечение, радость и печаль. Доказывалось, что из этих фундаментальных аффектов выводится всё многобразие эмоциональных состояний; при этом радость увеличивает способность тела к действию, тогда как печаль её уменьшает.

Спиноза воспринял от немецкого философа и математика Лейбница (1646-1716), открывшего дифференциальное и интегральное исчисление, следующее представление о единстве телесного и психического. Основанием этого единства является духовное начало. Мир состоит из бесчисленного множества духовных сущностей - монад (от гр. monos - единое). Каждая из них "психична", т.е. не материальна (как атом), но наделена способностью воспринимать всё, что происходит во Вселенной. В душе непрерывно происходит незаметная деятельность "малых перцепций" - неосознаваемых восприятий. В тех же случаях, когда они осознаются, это становится возможным благодаря тому, что к простой перцепции (восприятию) присоединяется особый акт - апперцепция. Она включает внимание и память. Итак, Лейбниц вёл в оборот понятие бессознательной психики.

На вопрос о том, как соотносятся между собой духовные и телесные явления, Лейбниц ответил формулой, известной как психофизический параллелизм. По его мнению они не могут влиять одно на другое. Зависимость психики от телесных воздействий - это иллюзия. Душа и тело совершают свои операции самостоятельно и автоматически. Однако божественная мудрость сказывается в том, что между ними существует предустановленная гармония. они подобно паре часов, которые всегда показывают одно и тоже время, так как запущены с величайшей точностью.

При завершении этого раздела психологии необходимо упомянуть имя

английского философа Томаса Гоббса (1588-1679). До него в психологических учениях царил рационализм (от лат. racio - разум). Гоббс предложил за основу познания принять опыт. Рационализму им был противопоставлен эмпиризм (от лат. empirio - опыт). Так возникла эмпирическая психология.

В XVIII веке в Европе, когда продолжался процесс укрепления капиталистических отношений, расширялось и крепло новое движение - Просвещение. Его представители считали главной причиной всех человеческих бед невежество. Предполагалось, что в борьбе с ним общество избавится от социальных бедствий и пороков и в нём повсеместно воцарятся добро и справедливость. Эти идеи приобретали в различных странах разную тональность в связи со своеобразием их общественно-исторического развития. Так, в Англии И.Ньютон (1643-1727гг.) создал новую механику, воспринятую как образец и идеал точного знания, как торжество разума.

В соответствии с ньютоновским пониманием природы английский врач Гартли (1705-1757гг.) объяснил психический мир человека. Он представил его как продукт работы организма - "вибраторной машины". Предполагалось следующее. Вибрация внешнего эфира посредством вибраций нервов вызывают вибрации мозгового вещества, которые переходят в вибрации мышц. Параллельно с этим в мозгу возникают, сочетаются и сменяют друг друга психические "спутники" вибраций - от чувствования до абстрактного мышления и произвольных действий. Всё это происходит на основе закона ассоциаций. Гартли считал. что психический мир человека складывается постепенно в результате усложнения первичных сенсорных элементов путём ассоциаций смежности элементов во времени. К примеру, поведение ребёнка регулируют две мотивационные силы - удовольствие и страдание.

Задача воспитания, по его мнению, сводится к закреплению у людей таких связей, которые бы отвращали от безнравственных дел и доставляли удовольствие от нравственных. и чем эти связи прочнее, тем больше шансов для человека стать нравственно добродетельной личностью, а для всего общества - более совершенным.

Другими выдающимися мыслителями эпохи Просвещения были К.Гельвеций

(1715-1771гг.), П.Гольбах (1723-1789гг.) и Д.Дидро (1713-1784гг.). Отстаивая идею возникновения мира духовного из мира физического, они представляли наделённого психикой "человека-машину" как продукт внешних воздействий и естественной истории. В завершающий период эпохи Просвещения представлен врач-философ П.Кабанис (1757-1808гг.) выдвинул положение, согласно которому мышление - это функция мозга.

При этом он исходил из наблюдений кровавого опыта революции, руководители которой поручили ему выяснить осознание осуждённым, которому отсекают голову на гильотине, своих страданий, свидетельством которых могут быть конвульсии. Кабанис ответил на этот вопрос отрицательно. Только обладающий головным мозгом человек способен мыслить. Движения же обезглавленного тела носят рефлекторный характер и не осознаются. Сознание - это функция мозга. К внешним продуктам мозговой деятельности П.Кабанис относил выражение мысли в словах и жестах. К внешним продуктам мозговой деятельности - выражение мысли в словах и жестах. За самой мыслью, по его мнению, скрыт неизвестный нервный процесс, нераздельность психических явлений и нервного субстрата. Доказывая необходимость перейти от умозрительного к эмпирическому изучению этой нераздельности, он подготовили почву для движения научной мысли в следующем столетии.

Итальянский мыслитель Д.Вико (1668-1744гг.) в трактате "Основания новой науки об общей природе вещей" (1725г.) выдвинул идею о том, что каждое общество проходит последовательно через три эпохи: богов, героев и людей. Что касается психических свойств человека, то они, согласно Д.Вико, возникают в ходе истории общества. В частности, появление абстрактного мышления он связывал с развитием торговли и политической жизни. С именем Д.Вико связано представление о надындивидуальной духовной силе, свойственой народу в целом и составляющей первооснову культуры и истории.

В России духовная атмосфера эпохи Просвещения обусловила философско-психологические воззрения А.Н.Радищева (1749-1802гг.). А.Н.Радищев искал ключ к психологии людей в условиях их общественной жизни ("Путешествие из Петербурга в Москву"), за что был приговорён к смертной казни, заменённой ссылкой в Сибирь.

Итак, в эпоху Просвещения возникли два направления в разработке проблем психологического познания: трактовка психики как функции высокоорганизованной материи - головного мозга, что способствовало экспериментальному изучению тех явлений, которые считались порождением бестелесной души; учение, согласно которому индивидуальная психика определяется социальными условиями, нравами, обычаями, духовным миром людей, которыми движет собственная энергия культурного творчества.

Античная психология: развитие знаний о душе как сущности и критический анализ взглядов

Победившее в Европе Христианство привнесло воинственную нетерпимость ко всем "языческим" знаниям. В IV веке был уничтожен научный центр в Александрии, в начале VI века закрывалась Афинская школа...

Выявление взаимосвязи уровня здоровья, жизненного стиля и направленности локуса контроля у лиц юношеского возраста: гендерный аспект

В эпоху Возрождения наука стремилась преодолеть сакральность Средневековья. Поэтому можно сказать, что период Возрождения был временем возвращения важнейших принципов представлений о здоровье античной науки...

Представления о том, что в человеке живет нечто особенное, отличное от его физического тела, сложились в глубокой древности. Навряд ли они были результатом размышлений; скорее так верилось (а значит, виделось) и не подвергалось сомнению...

История и основные тенденции развития психологии в России

Русская психологическая мысль в ХIХ в. развивалась в связи с общественной мыслью и успехами в естествознании, в творческом усвоении достижений мировой философии и психологии. ХIХ век в России был временем разложения феодальной формации...

История психологии

Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от латинского «анима» -- дух, душа) -- древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность...

История психологии

С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. В связи с развитием естественных наук с помощью опытно-экспериментальных методов стали изучать закономерности сознания человека. Способность думать...

История психологии

Термин «эмпирическая психология введен немецким философом XVIII века X. Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями...

История развития психологии в России

Исследования в области истории отечественной философии и культуры показали, что психологические идеи развивались в России ещё в X-XV вв. Это способствовало формированию в XVIII весьма целостных концепций...

История развития психологических взглядов

XVII век стал эпохой коренных изменений в социальной жизни Западной Европы, веком научной революции и торжества нового мировоззрения. Его провозвестником был Галилео Галилей (1564-1642), учивший, что все, что происходит в мире...

Основные этапы эволюции предмета психологии

Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление церковного влияния на все стороны жизни общества, включая и науку), утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом...

Особенности развития психологического знания в России на рубеже XIX века

Исследуя в данной дипломной работе особенности развития русской психологической мысли на рубеже XIX века, с точки зрения собственно научного содержания...

Предмет і завдання сучасної психології, її значення в життєдіяльності людини

Из-за неразвитости промышленного производства, искусств и ремёсел основным товаром, который могла продавать Россия, были продукты земледелия, меха, лес в основном сырьё. Россия же нуждалась в предметах мануфактурной промышленности...

Проблемы, предмет и методы социальной психологии

Большое влияние на развитие социально-психологической мысли оказали труды английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина (1809-1882). В соответствии с принципом естественного отбора, который был им сформулирован...



Просмотров