Каким изображает достоевский родиона раскольникова. В чем заключается наказание Раскольникова за преступление? (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)

Во всемирно известном романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» образ Родиона Раскольникова является центральным. Читатель воспринимает происходящее именно с точки зрения этого персонажа - обнищавшего и опустившегося студента.

Уже на первых страницах книги Родион Романович ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. Мелкие, совершенно незначительные, казалось бы, происшествия он воспринимает весьма болезненно. Например, на улице его пугает внимание к его шляпе - и Раскольников тут же решает заменить головной убор. Это сочинение доступно бесплато на сайте реф.рф!
В зловещий замысел Родиона Романовича читатель проникает постепенно. Выясняется, что Раскольников - «мономан», то есть человек, одержимый единственной идеей. Его мысли сводятся к одному: во что бы то ни стало он должен испытать в деле свою теорию деления людей на два «разряда» - на «высших» и «тварей дрожащих». Излагает свои взгляды Родион в газетной статье «О преступлении». В ней герой поясняет, что «высшие», движимые великой целью, имеют полное право презреть нравственные законы и принести в жертву любое количество «тварей дрожащих». «Низшие» представляются герою материалом для воспроизведения человеческого рода и не более того. Именно эти «простые» люди нуждаются, по мнению Родиона Романовича, в религии. При этом «высшие» становятся «новыми законодателями» для всех остальных, сдерживающий компонент библейских заповедей для них необязателен. Для Раскольникова главный пример такого «законодателя» - Наполеон Бонапарт. Несмотря на это, Родион Романович вынужден начинать свой путь «высшего» с поступков, заметно отличающихся от деяний знаменитого французского императора.
Примечательны условия жизни будущего Наполеона. Раскольников живет в убогой комнатке на чердаке. «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того ʜᴎɜкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок».
Родион вынужден закладывать последние вещи Алене Ивановне, процентщице. Он довел себя до крайней степени бедности. Тем не менее такое положение дел не слишком тяготит нашего героя. Ему видится в бедности странное величие: «Трудно было более опуститься и обнеряшиться; но Раскольникову это было даже приятно в его теперешнем состоянии духа».
Злую старуху-процентщицу, которая имеет над ним власть и от которой он на самом деле зависит, Раскольников считает «вошью». А вошь, ϲᴏᴦласно теории героя, можно раздавить без всякой жалости. Родион Романович уверен, что деньги Алены Ивановны могут принести пользу всему человечеству. В данном случае он готов выступить от лица всех людей: полученные деньги помогут ему, «новому законодателю», преодолеть бедность и начать новую жизнь. Кроме того, эти средства могли бы послужить бедствующей матери и унижаемой сестре Раскольникова. Поэтому Родион Романович вместо того, чтобы последовать совету своего товарища Разумихина и честно зарабатывать переводами с французского, решается на преступление. Убийство кажется Раскольникову наиболее простым и разумным выходом из тяжелого финансового положения. И главное, оправданным целой теорией. Главную роль в решении превратиться в преступника играют не деньги, а безумная идея Раскольникова. Прежде всего, он стремится проверить свою теорию и убедиться в том, что он - не «тварь дрожащая». Для этого нужно провести чудовищный эксперимент - «переступить» через труп и отвергнуть общечеловеческие нравственные законы.
Как бы ни была стройна теория Раскольникова, эксперимент дает неожиданный для героя побочный эффект. Только после того, как Родион Романович зарубил процентщицу и ее сводную сестру Лизавету, он внезапно понимает, что больше не может общаться с людьми так, как раньше. Даже с «тварями дрожащими». Ему начинает казаться, будто все вокруг знают о его проступке и изо всех сил над ним издеваются. В романе с тонким психологизмом, свойственным Достоевскому, показано, как под влиянием этого ошибочного убеждения и мук совести Раскольников начинает подыгрывать своим «обличителям». Например, он нарочно затевает разговор об убийстве старухи-процентщицы с Заметовым, письмоводителем полицейской конторы. Эти странные порывы бедного студента помогают приставу следственных дел Порфирию Петровичу догадаться о личности настоящего преступника. Прямых улик у следователя нет, но Родион Романович уже охвачен паникой и в конце концов идет на признание.
Раскольников, охваченный муками совести, наконец понимает, что его теория оказалась несостоятельной. Он начинает предаваться самоуничижению и самокритике. Родион Романович ищет сочувствия у Сони Мармеладовой, дочери спившегося чиновника, которая вынуждена зарабатывать на панели. Но Соня, определенно порочная женщина, грешница, дает отчаявшемуся преступнику новый жизненный ориентир - она читает ему библейскую притчу о воскрешении Лазаря. Именно этот поступок спасает Раскольникова - он окончательно порывает с прежним образом мыслей. Тот факт, что преступление раскрыто, больше не пугает Родиона. Он решает самостоятельно покаяться в содеянном и принять заслуженную кару.
В романе Родион Романович изображен как человек, не только охваченный идеей, но и способный иногда озираться по сторонам и сопереживать отверженным. Это явственно видно из эпизода, в котором он жертвует последние деньги на доктора для раздавленного лошадью Семена Мармеладова. С первых страниц книги Раскольников живо сочувствует семье этого несчастного пропойцы.
С таким же трепетом относится Родион Романович к судьбе своей сестры Дуни, которая из-за нищеты собирается вступить в заведомо неравный брак. Однако взглянуть на проблемы близких с подлинным участием Раскольникову мешают перекрывающие все собственные духовные терзания.
Федор Михайлович Достоевский создал уникальный образ идейного преступника, в полной мере осознавшего свое трагическое заблуждение. Мысли, чувства и даже мимолетные порывы Раскольникова описаны скрупулезно и по-настоящему достоверно. Великому русскому писателю удалось добиться поразительного результата: он убедил всю планету в том, что Родион Раскольников - не просто персонаж. Жизненной драме раскаявшегося убийцы сопереживает все человечество. Во многом благодаря психологически выверенному центральному образу роман «Преступление и наказание» считается одной из вершин мировой реалистической литературы.

Лекция, реферат. Образ Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.





Ты сам - свой Бог, ты сам - свой ближний,

О, будь же собственным Творцом,

Будь бездной верхней, бездной нижней,

Своим началом и концом.

Д. С. Мережковский

В романе “Преступление и наказание” показано два совершенно противоположных жизненных пути, по которым может пойти любой человек. Два человека, похожие друг на друга по социальному положению, по возрасту, находят разные решения одной и той же проблемы. Разумихин пытается видеть в своей жизни положительные стороны и жить спокойно. А Раскольникова совсем не удовлетворяет его жизнь. Он хочет чего-то другого, не совсем хорошо осознавая, чего именно. В размышлениях об изменении своей жизни он придумывает теорию о сверхчеловеке, который может убить другого человека и это не будет считаться преступлением.

Д. И. Писарев писал: “… Раскольников находится в таком положении, при котором все лучшие силы человека поворачиваются против него самого и вовлекают его в безнадежную борьбу с обществом”. Мне кажется, что чисто внешне Раскольниковым двигало желание помочь матери, сестре, Сонечке, а внутренне он хотел доказать себе, что он не “тварь дрожащая”, а сильный и решительный человек.

Готовясь к преступлению, Раскольников неоднократно думает о том, верна ли его теория; и несколько раз он отрекается от нее. Но внутреннее желание Раскольникова почувствовать себя сверхчеловеком побеждает, и он совершает убийство. Свое преступление Раскольников продумывает до мелочей, рассчитывает время, количество шагов от своей квартиры до старухиной. Мы видим расчетливого человека с ледяным сердцем. Но в момент убийства он теряется, отключается от всех продуманных планов, забывает обо всех предосторожностях, о двери, которую оставляет открытой. Здесь Достоевский показывает, что, отвернувшись от Бога, Раскольников становится рабом дьявольского начала. И это преступление Раскольников совершает, движимый дьявольской силой. Я думаю, что Раскольников совершил свое преступление не для того, чтобы быстро обогатиться, а для того, чтобы почувствовать себя Наполеоном, который может распоряжаться жизнями других людей, в данный момент жизнью никому не нужной старухи. И я не могу согласиться с Д. И. Писаревым, который считал, что “всю свою теорию Раскольников построил исключительно для того, чтобы оправдать в собственных глазах мысль о быстрой и легкой наживе. Он почувствовал желание прибегнуть при первом удобном случае к бесчестным средствам обогащения...”. Раскольников прежде всего думающий человек, и мне кажется, что его можно назвать “рацио”, в нем так же заложено и духовное начало, как во всех других людях, но все же в первую очередь для Раскольникова существует “рацио”, он выбирает другой путь. Я считаю, что Раскольников в чем-то действительно несостоявшийся Наполеон. Он обладает сильным характером, и это Достоевский показывает в финале романа. Раскольников в душе так и не раскаивается в совершенном поступке, он не отказывается от своей теории. По моему мнению, финал романа не гармонирует со всем предыдущим содержанием. У несостоявшегося Наполеона, убежденного в своей правоте, не может возникнуть возможности реабилитироваться. А Достоевский все же дает ему такую возможность. Он хочет показать читателю, что даже Наполеон, раз он не состоялся, не является и настоящим убийцей. Есть люди гораздо ужаснее по своим замыслам, когда насилие достигает огромных размеров, а такие люди, как Раскольников, способны на чувства, имеют еще не совсем исковерканную душу, они должны иметь шанс для возвращения к нормальной жизни. И, может быть, Сонечка, в которой заложена основа воскрешения Раскольникова, сможет направить ум и душу Раскольникова в правильное человеческое русло.


В романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» заложен огромный философский смысл, который автор стремится донести читателю через образ главного героя – Родиона Раскольникова. Сущность этого персонажа раскрывается в произведении постепенно. Раскольников является личностью сложной и неоднозначной, поэтому разобраться в причинах его поступков достаточно трудно, но интересно.

В самом начале романа, еще в первой главе, писатель вкратце описывает внешность главного героя. Раскольников предстает перед читателем довольно привлекательным молодым человеком: высокий, стройный, волосы темно-русые, глаза тоже темные и выразительные.

Внешние характеристики Родиона совершенно не соответствуют той отвратительной обстановке, в которой ему доводилось обитать. Из-за постоянной нехватки денег Раскольников вынужден был ходить к старухе-ростовщице и отдавать ей свои последние ценные вещи, чтобы оплатить проживание в убогой, тесной комнатушке, больше похожей на гроб. Раскольников – достаточно образованный и творческий молодой человек, именно поэтому в его сознании появился план, осуществив который юноша смог бы облегчить жизнь многим несчастным людям. Он был в этом уверен. Его замыслом было убийство старухи. Раскольникову хотелось узнать, способен ли он на такой поступок.

Достоевский неслучайно сделал главным героем своего произведения именно такого человека, как Раскольников. Он хотел показать читателю суть основной проблемы всех времен. А смысл ее заключается в том, что любое преступление будет рано или поздно наказано, но человек все равно пытается обойти этот закон. Однако жизнь всегда оказывается мудрее и изобретательнее любого из нас, она всех рассудит и все расставит по своим местам.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Многогранный роман

Листая первые страницы книги, мы начинаем знакомиться с образом Раскольникова в романе Достоевского «Преступление и наказание». Рассказывая историю его жизни, писатель заставляет нас размышлять над целым рядом важных вопросов. Трудно определить, к какому типу романа относится произведение Ф. М. Достоевского. В нём поднимаются проблемы, затрагивающие различные сферы жизни человека: общественную, нравственную, психологическую, семейную, моральную. Родион Раскольников является центром романа. Именно с ним связаны все остальные сюжетные линии великого произведения классика.

Главный герой романа

Внешний вид

Описание Раскольникова в романе начинается с первой главы. Мы знакомимся с молодым человеком, который находится в болезненном состоянии. Он мрачен, задумчив и замкнут. Родион Раскольников – бывший студент университета, забросивший занятия на юридическом факультете. Вместе с автором мы видим скудную обстановку комнаты, где проживает молодой человек: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длинной, имевшая самый жалкий вид». Внимательно разглядываем детали изношенной одежды. Родион Раскольников находится в крайне бедственном положении. У него нет денег, чтобы отдать долги за квартиру, оплатить учёбу.

Черты характера

Характеристика Раскольникова в романе «Преступление и наказание» даётся автором постепенно. Сначала мы знакомимся с портретом Раскольникова. «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмнорус, ростом выше среднего, тонок и строен». Затем начинаем разбираться в его характере. Юноша умён и образован, горд и независим. Унизительное материальное положение, в котором он оказался, делают его угрюмым и замкнутым. Его раздражает общение с людьми. Любая помощь со стороны близкого друга Дмитрия Разумихина или пожилой матери кажется ему унизительной.

Идея Раскольникова

Непомерная гордыня, больное самолюбие и нищенское состояние порождают в голове Раскольникова некую идею. Суть которой состоит, в подразделении людей на два разряда: обычных и право имеющих. Думая о своём великом предназначении, «тварь ли я дрожащая или право имею?», герой готовится к преступлению. Он считает, что совершив убийство старухи, проверит свои идеи, сможет начать новую жизнь и осчастливить человечество.

Преступление и наказание героя

В реальной жизни всё получается иначе. Вместе с жадной процентщицей гибнет убогая Лизовета, никому не причинившая зла. Ограбление не удалось. Раскольников не смог заставить себя воспользоваться краденным. Ему противно, тошно и страшно. Он понимает, что зря рассчитывал на роль Наполеона. Переступив нравственную черту, лишив жизни человека, герой всячески избегает общения с людьми. Отверженный и больной, он оказывается на грани сумасшествия. Семья Раскольникова, его друг Дмитрий Разумихин безуспешно пытаются понять состояние юноши, поддержать несчастного. Гордый молодой человек отвергает заботу близких и остаётся один на один со своей проблемой. «Но зачем же они меня так любят, если я не стою того!

О, если б я был один и никто не любил меня, и сам бы я никого не любил!» – восклицает он.

После рокового события герой заставляет себя общаться с незнакомыми людьми. Принимает участие в судьбе Мармеладова и его семьи, отдавая присланные матерью деньги на похороны чиновника. Спасает от растления юную девочку. Благородные порывы души быстро сменяются раздражением, досадой и одиночеством. Жизнь героя будто разделилась на две части: до убийства и после него. Он не ощущает себя преступником, не осознаёт своей вины. Больше всего он переживает из-за того, что не выдержал испытания. Родион пытается запутать следствие, понять, подозревает ли его умный и хитрый следователь Порфирий Петрович. Постоянное притворство, напряжение и ложь лишают его сил, опустошают душу. Герой чувствует, что поступает неправильно, но не желает признавать свои ошибки и заблуждения.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова

Возрождение к новой жизни началось после знакомства Родиона Раскольникова с Соней Мармеладовой. Восемнадцатилетняя девушка сама находилась в крайне бедственном состоянии. Застенчивая, скромная по натуре героиня вынуждена жить по жёлтому билету, чтобы отдавать деньги своей голодающей семье. Она постоянно терпит оскорбления, унижения и страх. «Безответная она», – говорит о ней автор. Но это слабое существо обладает добрым сердцем и глубокой верой в бога, которая помогает не только выстоять самой, но и поддерживать других. Любовь Сони уберегла Родиона от гибели. Её жалость поначалу вызывает у гордого юноши протест и негодование. Но именно Соне поверяет он свою тайну и именно у неё ищет сочувствия и поддержки. Измученный борьбой с самим собой, Раскольников, по совету подруги, признаёт свою вину и отправляется на каторгу. Он не верит в бога, не разделяет её убеждений. Мысль о том, что счастье и прощение надо выстрадать непонятна герою. Терпение, забота и глубокое чувство девушки помогло Родиону Раскольникову обратиться к богу, раскаяться и начать жить заново.

Основная идея произведения Ф. М. Достоевского

Подробное описание преступления и наказания Раскольникова составляют основу сюжета романа Ф. М. Достоевского. Наказание начинается сразу после совершения убийства. Мучительные сомнения, угрызения совести, разрыв с близкими людьми оказались гораздо страшнее долгих лет каторги. Писатель, подвергая глубокому анализу Раскольникова, пытается предостеречь читателя от заблуждений и ошибок. Глубокая вера в бога, любовь к ближнему, нравственные принципы должны стать основными правилами в жизни каждого человека.

Проведенный анализ образа главного героя романа может быть использован учащимися 10 классов при подготовке к написанию сочинения на тему «Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»».

Тест по произведению

Родион Романович Раскольников бросает университет, ему не хочется становиться семейным учителем, разговоры с его единственным другом Разумихиным тяготят его, он пребывает в заточении в своей комнатке с низким потолком. Выходя на улицу, он старается избежать встречи с домохозяйкой, он старается спуститься по лестнице незамеченным. Общество других людей раздражает его. Идя по улицам, он старается не видеть попадающихся ему навстречу людей.

Раскольников болен жестокой мизантропией. Желание Раскольникова нормально общаться с людьми целиком затмевается этой мизантропией. Этот человек, которому так немила действительность, бежит от нее и погружается в фантазии. Он поражен мизантропией в самое сердце. По сравнению с действительностью настоящей, его иллюзорная действительность обладает большей убедительностью, и именно она управляет его поступками. Ведь он не то чтобы горел осмысленным желанием совершить убийство, нет, сначала это убийство явилось ему в его фантазиях. И эта фантазия настолько заполнила его воображение, что он уже не смог остановить себя.

Когда Раскольников в романе «Преступление и наказание» в преддверии преступления отправляется «на пробу» к старухе-процентщице, он, оглядывая комнату, думает: «И тогда, стало быть, так же будет солнце светить!» На самом деле в это время он еще испытывает сомнения по поводу того, совершит ли он убийство, но он говорит о нем так, как будто бы он уже совершил его. Когда же он в действительности совершает убийство, он пребывает в лунатическом состоянии и, в сущности, не помнит себя. Когда он заносит топор, его действиями управляют фантазии. Можно сказать, что его реальность — это его фантазии. После убийства страх овладевает им, но он ощущает, что это убийство совершил не он, а кто-то другой.

Убийство — это главное событие романа, вокруг которого выстраивается сюжет. Но для самого Раскольникова оно не имеет определяющего значения, потому что сам он пребывает в прочной оболочке своих фантазий, которые не дают ему возможности осознать, что он потерял способность к общению с внешним миром. Осознание того, что он собственными руками совершил убийство, не становится источником его страданий и мучений. Отправившись в сибирскую ссылку, он поначалу думает об «убийце» как о совершенно постороннем человеке и не испытывает раскаяния. Его чувства — раскаяние, радость, печаль — не имеют отношения к реальности, они автономны — и именно это составляет главную проблему героя.

И Голядкин из ««Двойника», и Ордынов из ««Хозяйки» — тоже одиночки, пребывающие в плену своих фантазий, но, в отличие от них, Раскольников в романе «Преступление и наказание» имеет представление о «справедливости» — пусть это и справедливость его фантазий. Он полагает, что человечество — это подавляющее меньшинство, которому все позволено, и большинство — материал для меньшинства, а потому человек, принадлежащий к «меньшинству», имеет право попирать нормы «большинства», и это является «справедливым». В этом пункте Раскольников до определенной степени сходится со Ставрогиным, который проповедует русский мессианизм и идею богочеловека.

В реальной жизни мы часто сталкиваемся с таким типажом одиночки, восприятие и характер которого отличаются от других, который не способен к сопереживанию и воспринимает жизнь в мрачных тонах. В качестве защиты от чувства дисгармонии такой человек пытается элиминировать свои страдания за счет какой-нибудь «правильной» теории, которая якобы отстаивает некую «справедливость». В психиатрии это явление хорошо известно: человек прочно привязывается к какой-то идее и использует ее для собственной защиты и оправдания.

В монологическом обосновании своей «справедливости» Раскольников весьма красноречив. Утверждая право сильного на протест против устоявшихся порядков, он еще более утверждает свойства своей натуры, страдающей от мизантропического раздражения и горестного разлада с миром. Парадоксальным образом представление Раскольникова о справедливости, которое еще больше усиливает его одиночество, влечет его к контактам с другими людьми. Он вынужден постоянно представлять доказательства истинности своей «справедливости». Его идеи, служащие щитом для самообороны, поддерживают его, но в то же самое время они являются и оружием для наступления и проявления агрессии, направленной против других.

Что отвращает людей от убийства? Заповедь «Не убий». А потому следует растоптать ее. Следует «наплевать» на нее. Сделаешь так — вот и будешь героем, докажешь свою «справедливость». Вот и я, может быть, сумею доказать свою силу. Раскольников объясняет Соне свои побудительные мотивы таким образом: я хотел доказать свое геройство и потому убил.

И до этого романа Достоевский неоднократно выводил на сцену одиночек. Эти персонажи желали обрести друга и спастись, разрушив стену своего одиночества, но дело начиналось и кончалось страданиями в «подполье», из которого они не могли выбраться. А если Голядкину и удалось из него выйти, он тут же и угодил в психиатрическую лечебницу. Что до Раскольникова в романе «Преступление и наказание», то он, размахивая топором своей «справедливости», набрасывается с ним на совершенно посторонних людей. Не способный к сопереживанию, этот одинокий человек с помощью страшного убийства устанавливает контакт с миром в качестве преступника.

«Преступление и наказание» — первое по-настоящему «криминальное» произведение Достоевского.

Обычный человек, которому удалось преодолеть свои внутренние проблемы, вряд ли захочет вновь исследовать тот комплекс агрессивности, который использует Раскольников для самозащиты. «Справедливость», о которой твердит страдающий молодой человек, весьма часто является выражением предельного эгоизма. И взрослому человеку вряд ли захочется еще раз смотреть на это.

Но Достоевский не отворачивает взора от трагедии — той страшной и конвульсивной самозащиты, которую избрал Раскольников. Он исследует не только его психологию и внутренний мир, не только мучающий его разлад с миром, которые приводят к убийству. Достоевский в деталях описывает и телесные рефлексы Раскольникова, его физиологию. Можно сказать, что не виданная доныне живописность описания пораженного кризисом молодого человека достигается именно за счет изображения его телесного поведения.

«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время...» — так начинается роман — с описания душного летнего вечера. Неуверенная походка Раскольникова, которому не хочется возвращаться в свою каморку, его отвращение от окружающей его вони, его странная радость, которую он испытывает от пророческих слов, подслушанных им на вечерних петербургских улицах, тяжесть топора, перевешивающего его волю... Все эти ощущения прописаны с подробностью и достоверностью.

Горячечный ужас Раскольникова, совершившего убийство, передается и читателю. Став убийцей, Раскольников не утрачивает своих представлений о «справедливости», но и избавиться от страха он тоже не может. Не слушающиеся руки, озноб, от которого «чуть зубы не выпрыгнули», дрожь в коленях, стесненное дыхание, жар во всем теле, напряжение и холод до боли... Достоевский безжалостно преподносит читателю телесно-физиологические подробности поведения своего героя.

Сила воздействия на читателя «Преступления и наказания» заключена в последовательном описании мельчайших изменений, происходящих в настроении, восприятии, нервном и телесном состоянии этого молодого человека, живущего в мире своих фантазий.

С самого начала своей творческой деятельности Достоевский описывал жизнь одиночек, которые не умеют выстроить отношения с окружающими. Это и Голядкин с Ордыновым, это и главные герои, от чьего имени ведется повествованиев «Белых ночах» и «Записках из подполья». Все они неспособны к нормальному и уравновешенному общению и являются людьми неприкаянными. Из-за этого их никто не принимает за своих, и они коротают свои дни в одиночестве. Описывая их одиночество и страдания, Достоевский называл их «мертворожденными».

Согласно Достоевскому, такие «мертворожденные» лишены внутренней гармонии, они «ранены», и из этой раны постоянно сочится раздражение, недовольство, боль. И хотя такой типаж страстно мечтает о том, чтобы избавиться от дисгармонии, обрести чувство слиянности и покоя в отношениях с другими людьми и с природой, возродить ощущение сопричастности, но в нем отсутствует забота о других и душевная мягкость. Общество тяготит их, они ощущают себя в западне, из которой хотят вырваться. Таков этот болезненный типаж. Его душа расколота: он хочет сочувствия и сопричастности, но сам же и восстает против них.

Раскольников принадлежит к такому же «раздвоенному» типажу крайнего одиночки. Его каморка под самой крышей дома — самое подходящее место для того, чтобы никого не видеть. И все же его фантазии насчет «справедливости» не до конца отравляют его. В его душе теплится мечта вырваться из своего страшного заточения. На улице он пытается вызволить девушку из лап развратника. Он, встретив на лестнице в доме Мармеладова сводную сестру Сони — Полечку, — просит ее молиться о себе. Когда пьяный в дым Мармеладов попадает под экипаж, Раскольников тут же приходит ему на помощь, признавая в Мармеладове своего знакомца. То есть в Раскольникове все же имеется глубоко спрятанное сочувствие и желание жизни. Он хочет протягивать руку помощи, хочет он и такой руки, протянутой ему. Когда Порфирий спрашивает его, верит ли он в «новый Иерусалим», где все люди будут как братья, Раскольников без малейших колебаний отвечает утвердительно. В этом проявляется его глубоко спрятанная мечта о взаимном сочувствии и помощи. Точно так же, как и герой «Записок из подполья», он раздваивается: он хочет быть не как все, но он хочет и ощущать теплоту человеческих рук.

Приятель Раскольникова — Разумихин — хорошо видит его двойственность. Разумихин так характеризует Раскольникова: он — человек от природы хороший, но в нем есть и холодность, которая не позволяет ему заботиться о других. «Точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются».

Сам Достоевский не обсуждает с нами вопрос, насколько правильны идеи Раскольникова относительно «справедливости». Разумеется, Достоевский знает всё о «философии мертворожденных», и Порфирий высмеивает философа Раскольникова. Достоевскому было важно описать, как его герой, этот мечтатель-одиночка, возрождается для сочувствия, как он освобождается от плена фантазий и возвращается к жизни.

Для того чтобы показать, как Раскольников восстанавливает связи с миром, автор выводит на сцену проститутку Соню — человека, полного человеческих чувств. Другим персонажам (и матери Раскольникова тоже) трудно сказать, в каком состоянии он сейчас находится, но вот Соня ясно видит его мучения, проистекающие от его разлада с природой и людьми. Соня — особа необразованная, и у нее нет в мыслях развенчивать теории Раскольникова о справедливости. Но она жалеет его и принимает близко к сердцу его страдания. Когда Раскольников из «Преступления и наказания» решает вопрос, явиться ли ему с повинной, она молчаливо понуждает его к этому. Когда же он отправляется в сибирскую ссылку, она безропотно следует за ним. От недуга, которым страдает Раскольников, нет лекарств, остается только быть рядом и ждать — Соня и Достоевский знают об этом.

И вот в эпилоге романа мы видим, как Раскольников избавляется от своего жестокосердия. Для читателя этот эпилог может выглядеть неожиданным. Достоевский же хотел сказать, что в Раскольникове — этом молодом человеке, который находился в плену своих мыслительных конструктов — наконец-то пробудились человеческие чувства. И теперь он возродился для живой жизни, где есть место для того, чтобы радоваться и печалиться вместе с другими людьми.



Просмотров