Как проявляется авторская

Понятие авторства определяет принадлежность произведения какому-то конкретному человеку. Принадлежность проявляется в двух аспектах: во-первых, это означает, что автор самолично создал данное произведение, а, во-вторых, он может распоряжаться им по своему усмотрению и получать за это различные блага - материального и нематериального характера. Автор может создать произведение искусства, науки и техники. Авторство защищено законом об авторских правах (в этом случае речь идет о произведениях искусства) и патентным законодательством (когда речь идет о произведениях науки и техники).

Автороведческая экспертиза по выявлению признаков авторского произведения покоится на трех китах: принципе новизны, принципе оригинальности и творческом характере произведения. Принцип новизны работает в патентном праве. Принцип оригинальности - в авторском праве. Понятия эти схожи, интуитивно они кажутся синонимичными, однако обозначают разные явления.

Принцип новизны диктует наличие у объекта совершенно новых характеристик, которых ранее не было ни у одного подобного объекта, либо подобных объектов не существовало вообще. Принцип новизны защищает саму суть нового произведения, при этом форма, в которой это произведение подано, не имеет принципиального значения. Новизна подразумевает, что никто никогда до того не создавал ничего подобного, поэтому при определении новизны огромную роль имеет временной фактор. Один и тот же объект патентного права мог быть создан двумя разными людьми (или командами) параллельно, независимо друг от друга. В таком случае правда будет на стороне того, кто зарегистрировал свое произведение раньше.

В авторском же праве все с точностью до наоборот. Принцип оригинальности подразумевает уникальность формы изложения, не беря в расчет содержание произведения. Например, два художника вышли на пленэр и написали пейзажи. На картинах - один и тот же вид, те же пальмы и то же море. Однако результатом творческого труда в данном случае стали два совершенно разных художественных произведения. Да, это картины, да содержание изображений совпадает, но творческая манера каждого автора, уникальная в глобальном смысле для каждого человека, определяет оригинальность их произведений. И наоборот, если один человек копирует манеру другого, при этом выдавая свою работу за произведение другого человека, он нарушает закон. Каждый человек уникален и способен создать произведение, обладающее признаком оригинальности.

Вопрос, обладает ли авторское произведение признаком оригинальности, возникает в ходе самых разнообразных судебных разбирательств, касающихся споров о принадлежности авторских прав на художественное определение. Признак оригинальности устанавливается по сравнению с остальными произведениями. Автороведческая экспертиза может установить, является ли произведение авторским или, скажем, заимствованным, подражательским и т.д.

И, наконец, третьим признаком, подлежащим исследованию в ходе экспертизы по выявлению признаков авторского произведения, является творческий характер произведения. Согласно ныне существующему законодательству, произведение имеет творческий характер, если оно является результатом творческой деятельности. Творческая деятельность подразумевает процесс создания. Популярный в наше время термин «креативность», заимствованный из английского языка, обозначает особое свойство личности - способность к творчеству. Творчество - есть порождение новых объектов, уникальных, не похожих на другие. Креативность - редкий дар, свойственный не многим. Креативность, творческий подход в сочетании с работоспособностью порождают на свет порой ценнейшие жемчужины культурной деятельности человека. Подчиняясь глобальному постулату экономики - об ограниченных ресурсах, - творческая деятельность порождает особые права автора на использование результатов своей деятельности. Так как не всякий способен создать уникальное произведение и получить соответствующие блага, появились воры, присваивающие себе авторство чужих работ. Особенно это актуально в наше время, когда Интернет и общее развитие технологий сделали общедоступными многие произведения творческого труда. В случае совпадения - полностью или частично - произведения с каким-либо другим объектом возникает спор об авторстве. В таком случае надо определить, имеет ли спорный труд творческий характер, или он является заимствованием из чужого, содержит признаки плагиата и так далее.

Что может выступать объектом исследования при выявлении признаков авторского произведения (новизна, оригинальность, творческий характер)?

  • произведения художественной литературы;
  • музыкальные и драматические произведения, в том числе сценарии и либретто к ним;
  • живописные произведения;
  • произведения скульптуры, архитектуры, живописи;
  • теле-, видео- и кинофильмы (а также сценарии и авторские примечания к ним);
  • фотографии;
  • географические карты;
  • переработки произведений искусства и литературы;
  • сборники произведений (антологии, энциклопедии);
  • переводы художественных произведений (труд переводчика является творческим).

В отношении компьютерных программ действуют те же самые правила, что и в отношении литературных произведений.

Необходимо отметить, что представленный перечень объектов авторского права далеко не полный. Это связано с тем, что развитие творческой мысли, науки и техники может предложить новые формы воплощения. Не носят творческого характера, и потому не подлежат рассмотрению, вопросы, связанные с технической обработкой произведения: редактурой и корректурой.

  • официальные документы, а также их переводы (законы, постановления, акты, судебные решения);
  • государственная символика и знаки (герб, денежные знаки, флаги);
  • информационные сообщения.

В круг объектов патентного права входят изобретения и полезные модели. Под изобретением понимают техническое решение, явившееся результатом творческой деятельности и направленное на использование в любой сфере деятельности человека: сельском хозяйстве, обороне, экономике и других областях. Под полезной моделью понимают техническое решение, относящееся к конкретному устройству. Она должна отличаться новизной и промышленной применимостью.

Что необходимо предоставить эксперту для проведения экспертизы по выявлению признаков авторского произведения (новизна, оригинальность, творческий характер)?

На экспертизу могут быть предоставлены:

  • литературные и научные произведения;
  • статьи в журнале, газете, Интернет-публикации;
  • переводы (они считаются объектом творчества);
  • дневниковые записи;
  • личная переписка;
  • сценарии теле- и кинофильмов, теле- и Интернет-передач, пояснительный текст к сценарию;
  • тексты песен, оперы, оперетты и иных музыкальных произведений.

Эксперты в ходе экспертизы по выявлению признаков авторского произведения (новизна, оригинальность, творческий характер) рассматривают письменный текст, созданный рукописным или печатным способом. Однако рассматривается его содержательная сторона, а не графическая. Последняя служит предметом графологической экспертизы.

В каких случаях проводится экспертиза по установлению авторства произведений искусства?

Данный вид исследования может назначаться в рамках досудебного расследования, в судебном порядке в ходе дел, связанных с интеллектуальным воровством (плагиатом), контрабандой, мошенничеством, хищением частного или государственного имущества. Также экспертизу по установлению авторства произведений искусства может заказать частное лицо, например, в случае получения наследства, подарка.

Какова законодательная база для автороведческой экспертизы по выявлению признаков авторского произведения (новизна, оригинальность, творческий характер)?

  • Гражданский кодекс РФ, часть 4 («Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации»);
  • статья 1229, часть 1 («Исключительное право») Гражданского кодекса РФ;
  • статья 1257 («Автор произведения») Гражданского кодекса РФ;
  • статья 1265 («Право авторства и право автора на имя») Гражданского кодекса РФ;
  • «Рекомендации по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений» (утверждены Приказом № 39 Роспатента от 23 марта 2001 года);
  • «Методические рекомендации по определению однородности товаров и услуг при экспертизе заявок на товарные знаки и знаки обслуживания»;
  • Федеральный закон № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и защите информации»;
  • Закон «Об авторском праве и смежных правах».

На какие вопросы отвечает эксперт-авторовед в рамках исследования по выявлению признаков авторского произведения (новизна, оригинальность, творческий характер)?

  1. Какое количество лиц принимало участие в создании произведения?
  2. Есть ли в тексте признаки оригинальности, или имеются признаки редактирования заимствованного текста?
  3. Произведение «…» является переработанным или оригинальным? Если оно является переработанным, то признаки переработки какого произведения в нем присутствуют?
  4. Имеются ли дословные текстовые совпадения в представленных на анализ произведениях?
  5. Отражает ли представленный для анализа текст творческую самобытность автора?
  6. Соответствуют ли правила цитирования высказывания «…» правилам цитирования современного русского языка?
  7. Является ли N автором текста, представленного на анализ?
  8. Присутствуют ли в анализируемых произведениях текстовые совпадения автора N и автора S? Наличествуют ли в текстах признаки тождества, говорящие о том, что тексты являются производными друг от друга?
  9. Присутствуют ли в тексте фрагменты, являющиеся рефератом, пересказом или переработкой текста, автором которого является N?
  10. Является ли анализируемое произведение оригинальным изделием или авторской копией (стилизацией, подделкой)?
  11. Является ли анализируемое произведение уникальным предметом или серийным вариантом?

Список предлагаемых вопросов не является исчерпывающим. При возникновении других вопросов целесообразно до назначения экспертизы обратиться за консультацией к эксперту.

Стоимость и сроки

  • Судебная экспертиза

    Судебная экспертиза проводится по определению суда. Для назначения экспертизы в нашу организацию необходимо подать ходатайство о назначении экспертизы и приложить к нему информационное письмо с указанием реквизитов организации, возможности выполнения экспертизы по поставленным вопросам, стоимость и срок проведения исследования, а также кандидатуры экспертов с указанием их образования и опыта работы. Данное письмо должно быть заверено печатью организации и подписью ее руководителя.

    Наши специалисты подготавливают информационное письмо в течение одного рабочего дня , после чего мы высылаем его скан-копию по электронной почте. Также, при необходимости, оригинал письма можно забрать в офисе нашей организации. Как правило, в суде не требуется оригинал информационного письма, достаточно представить его копию.

    Услуга по составлению информационного письма предоставляется бесплатно .

  • Внесудебное исследование

    Внесудебное исследование проводится на основании договора по 100%-ой предоплате. Договор может быть заключен как с юридическим, так и с физическим лицом. Для заключения договора не обязательно присутствовать в офисе нашей организации, в этом случае пересылка всех документов, в том числе экспертного заключения, будет осуществляться при помощи услуг почтовых операторов (Dimex, DHL, PonyExpress), что займет не более 2-4 рабочих дней.

  • Рецензирование экспертного заключения

    Рецензия необходима в тех случаях, когда требуется оспорить выводы проведенной экспертизы, чтобы затем провести повторное исследование. Условия заключения договора на рецензирования точно такие же, как и на внесудебное исследование.

  • Получение письменной консультации эксперта (справки)

    Справка не является заключением, носит информационной характер и содержит ответы на вопросы, которые не требуют проведения полного исследования, но позволяют оценить целесообразность проведения полноценной экспертизы.

    Условия заключения договора на справку точно такие же, как и на внесудебное исследование.

  • Получение предварительной консультации эксперта

    Наши специалисты готовы ответить на любые ваши вопросы, касающиеся проведения судебных и внесудебных экспертиз, оценить целесообразность проведения экспертизы, оказать помощь при постановке формулирование вопросов на исследование, сообщить возможность проведения того или иного анализа и многое другое.

    Консультация проводится на основании письменного запроса.

    Для этого необходимо заполнить форму онлайн-заявки (либо отправить нам запрос по e-mail), где следует максимально подробно описать обстоятельства дела, сформулировать цели, которые требуется достичь при помощи экспертизы, предварительные вопросы, по возможности приложить все возможные документы и описания объектов.

    Чем подробнее вы расскажете обстоятельства дела, тем продуктивнее будет помощь эксперта.

  • Дополнительные услуги

    Уменьшение срока производства экспертизы в два раза

    30% к стоимости

    Выезд эксперта в пределах города Москвы для осуществления осмотра объектов, отбора образцов для исследования, участия в судебном заседании или иных мероприятиях, требующих присутствия эксперта

    Выезд эксперта в пределах Московской области

    Выезд эксперта в другие регионы России

    Транспортные и командировочные расходы

    Подготовка дополнительного экземпляра экспертного заключения

    Юридическая консультация по вопросам, не связанным с проведением и назначением экспертиз

    от 5 000 руб.

    Составление искового заявления

Эксперты

Чаcтые вопросы

  • Чем отличатся автор от составителя текста?

    Автор текста - лицо, создавшее данный текст своим трудом. Составитель - лицо, создавшее сборник или иное произведение, состоящее из других текстов. Составитель не создаёт собственно тексты, он осуществляет подбор материала, его организацию в пределах сборника. Автороведческая экспертиза может отвечать как на вопросы о том, кто является автором текста, так и о том, кем был составлен предоставленный документ.

  • Возможно ли с помощью автороведческой экспертизы определить, написаны ли тексты одним и тем же лицом, если тексты короткие?

    Как правило, для того, чтобы в ходе проведения автороведческой экспертизы было возможно делать достоверные выводы относительно авторства текста, тексты, предоставляемые для сравнения, должны быть объёмом 500-600 слов. Более короткие тексты не дают эксперту-автороведу достаточного объёма материала для анализа речевых особенностей автора. Достоверные выводы на основе анализа коротких текстов могут быть получены только в очень редких случаях, например, когда тексты совпадают дословно полностью или в большей части своего объёма.

  • Какие тексты сложнее всего анализировать эксперту-автороведу?

    Наиболее сложными для проведения автороведческой экспертизы являются тексты, принадлежащие к официально-деловому и научному стилям речи. Для научного стиля свойственно использование специфической лексики, определённых синтаксических структур, некоторых особенностей изложения и представления материала, организации текста. Для официально-делового стиля характерна высокая степень унифицированности текста, использование стандартизированных синтаксических конструкций, лексических единиц и их сочетаний, употребление определённых клише. Все эти черты осложняют исследование текста в рамках автороведческой экспертизы, так как индивидуально-речевые особенности автора проявляются в таких текстах в минимальной степени.

    Также сложности для автороведческой экспертизы представляет анализ текстов, подвергающихся редактированию и корректорской правке при их публикации. Это касается текстов художественных произведений, публицистических и некоторых других текстов.

  • Если нет образцов речи предполагаемого автора текста, что можно сделать?

    Если образцы речи предполагаемого автора текста отсутствуют, то для проведения автороведческой экспертизы могут быть предоставлены экспериментальные образцы речи данного лица. Они создаются предполагаемым автором спорного текста по предложению судьи и в его присутствии на тему, указанную судом.

  • Какие тексты нужно предоставлять для сравнения эксперту-автороведу?

    К текстам, предоставляемым экспертам-автороведам в качестве сравнительных образцов, предъявляется ряд требований. Во-первых, эти тексты должны безусловно принадлежать лицу, авторство которого относительно спорного произведения нужно установить. По возможности следует предоставить несколько образцов текстов для сравнения. Данные тексты должны быть выполнены на том же языке, что и спорное речевое произведение, а также должны быть написаны в том же жанре и тем же стилем, что и спорный текст. Также тексты, предоставленные для сравнения, должны быть созданы в период времени, максимально близкий к времени создания спорного текста. Тексты-образцы должны быть объёмом не менее 500-600 слов.

  • Какова научная база автороведческих экспертиз?

    Автороведческая экспертиза является одним из видов речеведческих экспертиз. Её основой является лингвистика - наука о языке, о закономерностях, управляющих речевым поведением человека. В автороведческих экспертизах используются разнообразные лингвистические методы анализа разных уровней текста: лексики, синтаксиса, семантики. Также автороведческая экспертиза может опираться на научную базу статистики, используя статистические методы, основанные на определении и подсчёте формальных характеристик текста.

  • Какой вид экспертизы нужно провести, чтобы определить авторство нетекстовых объектов?

    В зависимости от вида и формы предоставленного на исследование материала, от поставленных перед экспертами вопросов в некоторых случаях может быть назначена комплексная экспертиза, включающая в себя несколько видов экспертиз: автороведческую, почерковедческую, психологическую, лингвистическую, культурологическую и т.д. Для установления авторства нетекстовых объектов может быть назначена комплексная экспертиза: автороведческая и культурологическая.

  • Кто проводит автороведческую экспертизу – один эксперт или комиссия? От чего это зависит?

    Автороведческая экспертиза может проводиться как одним экспертом, так и комиссией. Это зависит от объёма и сложности материала, который необходимо проанализировать. Помимо этого, в некоторых случаях может быть назначена комплексная экспертиза, включающая в себя несколько видов экспертиз: автороведческую, почерковедческую, психологическую, лингвистическую, культурологическую и т.д. Это зависит от типа дела, от вида и формы предоставленного на исследование материала, от поставленных перед экспертами вопросов.

  • На что смотрит эксперт-авторовед, сравнивая два текста?

    При проведении автороведческой экспертизы эксперт смотрит на индивидуально-речевые признаки, проявляющиеся в предоставленном на исследование тексте. Данные признаки относятся, во-первых, к смысловой составляющей текста и включают в себя тематику текста, изложенную в нём информацию, организацию и расположение материала. Также эти признаки могут относиться к таким уровням организации текста, как лексика (употребление профессиональной лексики, жаргонизмов, архаизмов, неологизмов), фразеология (употребление идиом, фразеологических выражений, пословиц, поговорок), стиль, синтаксис (выбор тех или иных синтаксических конструкций). Очень важен также анализ уровня орфографии и пунктуации, характерных ошибок, допускаемых автором.

  • Можно ли сделать автороведческую экспертизу устной речи?

  • С какими видами текстов работает автороведческая экспертиза?

    Чаще всего автороведческая экспертиза имеет дело с анализом печатного текста (в бумажном или электронном виде), реже - с рукописными текстами. Также возможна автороведческая экспертиза и в отношении устной речи; на экспертизу может быть предоставлена аудиозапись речи либо её расшифровка в письменной форме.

  • Можно ли определить автора текста по почерку?

    В случае, если для проведения экспертизы по установлению автора текста предоставлен рукописный текст, для определения автора может быть использован и анализ почерка. Однако эксперт-авторовед имеет дело только с лингвистической составляющей текста (использованные речевые конструкции, лексика, стиль, орфография и пунктуация), но не с графической составляющей рукописного текста. Анализом почерка занимается эксперт-почерковед. Если для установления автора текста предоставлен рукописный текст, может быть назначена комплексная автороведческая и почерковедческая экспертиза .

  • Какие условия создания текста можно определить при проведении автороведческой экспертизы?

    При проведении автороведческой экспертизы можно определить некоторые условия создания текста. В частности, можно установить, был ли текст создан одним лицом или несколькими, какие части текста принадлежат разным лицам, был ли текст написан под диктовку, в каком психическом состоянии находился автор текста, имело ли место воздействие на автора со стороны других людей (в форме угрозы, например).

    Также эксперт-авторовед может установить, имело ли место преднамеренное искажение автором собственных речевых характеристик. Автор текста может намеренно изменять стиль речи, чтобы произвести впечатление принадлежности к другой возрастной или социальной группе, другому полу, другому культурному и образовательному уровню. Это может быть сделано, например, с целью фальсификации документов.

    Кроме того, в тексте могут содержаться некоторые лексические признаки, позволяющие примерно определить время и место создания текста. К таким признакам относятся диалектизмы; слова, время появления которых в языке или время исчезновения из языка известно относительно точно (архаизмы и неологизмы); слова, употребление которых характерно для определённой эпохи (историзмы).

  • Какие социальные характеристики автора текста можно выявить в ходе автороведческой экспертизы?

    В ходе проведения автороведческой экспертизы можно определить ряд социальных характеристик автора текста. На основании употребляемой лексики, в частности профессиональной лексики, можно установить, к какой социальной группе относится автор текста, каков его уровень образования, в какой области он получал образование, какова его профессия. Исходя из особенностей письменной речи автора, можно сделать вывод о его культурном уровне, эрудиции, типе темперамента и т.д.

    Также письменная речь позволяет выявить наличие у автора определённых навыков, например, имеет ли он опыт создания текстов того или иного стиля, жанра, в какой степени он владеет различными стилями письменной речи, имеет ли опыт составления документов в той или иной специфической форме.

  • Можно ли при проведении автороведческой экспертизы определить пол и возраст автора текста?

    При проведении автороведческой экспертизы можно установить приблизительный возраст и пол автора текста. Эксперт-авторовед не может точно установить возраст автора, однако может указать, к какой возрастной группе он принадлежит, так как речь человека с возрастом меняется и существует соответствие между определёнными признаками речи и возрастом человека. Среди прочего, употребление той или иной лексики может быть свойственно одному поколению и нехарактерно для другого.

  • Может ли эксперт-авторовед определять условия, при которых создавался тот или иной текст?

    В результате проведения автороведческой экспертизы эксперт может ответить на вопросы о том, был ли текст создан в каких-либо необычных условиях: было ли оказано на автора психологическое давление, находился ли он под угрозой. Об этом свидетельствуют некоторые особенности организации текста: выбор употребляемых синтаксических конструкций, подбор лексики и т.д., выявляемые в ходе проведения автороведческой экспертизы.

  • По каким признакам можно определить, кто является автором текста?

    При проведении автороведческой экспертизы выявляются индивидуально-авторские признаки, проявляющиеся в предоставленном на исследование тексте. Признаки могут относиться к разным уровням организации текста: к уровню пунктуации, орфографии, синтаксиса, лексики, стиля. В случае, когда на исследование эксперту-автороведу предоставлен текст, подвергавшийся редактированию и корректуре, уровни орфографии и пунктуации не представляют большого интереса для исследования, так как признаки, выявляемые для этих уровней, являются результатом действий корректора. Однако на синтаксическом, лексическом и стилистическом уровне индивидуально-авторские признаки сохраняются и в этом случае.

  • Можно ли с помощью автороведческой экспертизы установить, является ли автором текста конкретное лицо?

    С помощью автороведческой экспертизы можно установить, является ли некоторое лицо автором некоторого текста, причём лицо, авторство которого нужно проверить, известно и непосредственно доступно. Для этого необходимо сопоставить спорный текст и тексты, принадлежащие предполагаемому автору.

  • Насколько достоверны выводы, получаемые в результате автороведческой экспертизы?

    Достоверность получаемых в результате проведения автороведческой экспертизы результатов зависит от объёма спорного текста, от объёма и качества предоставленных образцов для сравнения. Чтобы результат экспертизы был достоверен, для сравнения должно быть предоставлено несколько текстов объёмом не менее 500-600 слов. Тексты, предоставленные для сравнения, должны быть написаны в том же жанре и тем же стилем, что и спорный текст, а также должны быть созданы в период времени, максимально близкий к времени создания спорного текста. Данные тексты должны безусловно принадлежать лицу, авторство которого относительно спорного текста проверяется, возможность его изменения другими лицами должна быть исключена.

    Кроме того, на возможность сделать точные выводы в результате проведения автороведческой экспертизы влияют характеристики спорного текста, в частности жанр и стиль.

    Если предоставленного материала недостаточно или он не соответствует описанным выше требованиям, дать однозначный ответ на поставленные перед экспертом-автороведом вопросы может быть невозможно, выводы будут носить вероятностный характер.

  • В какой форме должен быть предоставлен материал для проведения автороведческой экспертизы?

    Письменные тексты, предоставляемые для проведения автороведческой экспертизы, могут быть представлены как в печатном (оригинал или копия), так и в электронном виде. Также могут исследоваться рукописные тексты.

    Если необходимо провести исследование звучащей речи, то нужно предоставить аудиофайл с записью либо письменную расшифровку разговора.

    Нетекстовые объекты в зависимости от их типа могут предоставляться в оригинале или в виде фотографий, копий.

    Объекты, размещённые в сети Интернет (электронные публикации, продукты электронной коммуникации), требуют особого внимания. Тексты, являющиеся частью электронной коммуникации (сообщения, размещённые в чатах, блогах, социальных сетях), должны быть предоставлены как в бумажном, так и в электронном виде. В случае, когда экспертиза имеет дело с текстами Интернет-публикаций (художественные тексты, статьи), можно предоставить изображение страницы в Интернет (принтскрин) либо ссылку на источник. При проведении исследования сайта эксперту предоставляется архив на цифровом носителе, а также ссылка с адресом данного сайте в сети Интернет. Необходимо учитывать, что объекты, расположенные в сети Интернет, могут изменяться, поэтому необходимо привлечь специалиста в области ИТ, чтобы сохранить данный объект в неизменном виде.

  • Какие материалы нужно предоставить для проведения автороведческой экспертизы?

    Для проведения автороведческой экспертизы нужно предоставить спорный текст или иной объект, подлежащий исследованию. Если экспертиза должна решить идентификационные задачи, связанные с установлением авторства, на исследование необходимо также предоставить образцы для сравнения - тексты, авторство которых не вызывает сомнений и принадлежит лицу, чьё авторство относительно спорного произведения нужно проверить. Чтобы получившийся в результате автороведческой экспертизы результат был достоверен, очень желательно представить несколько образцов текста для сравнения, чтобы определение авторских речевых характеристик опиралось на возможно больший материал, что сделает результаты более надёжными. Тексты, предоставленные для сравнения, должны быть написаны в том же жанре и тем же стилем, что и спорный текст. Это связано с тем, что жанр и стиль влияют на речевые особенности, проявляющиеся в тексте, и для достижения достоверных результатов необходимо, чтобы сравниваемые тексты совпадали по данным признакам. Также тексты, предоставленные для сравнения, должны быть созданы в период времени, максимально близкий к времени создания спорного текста, так как речевые навыки и характеристики человека меняются со временем. Тексты-образцы должны быть объёмом не менее 500-600 слов.

  • Что может выступать объектом исследования в автороведческой экспертизе?

  • Возможно ли проведение автороведческой экспертизы текста, который подвергался редактированию, корректорской правке?

    При проведении автороведческой экспертизы текст анализируется на нескольких уровнях: орфографическом, лексико-фразеологическом, пунктуационном, синтаксическом, стилистическом. Выявляются характерные для автора текста индивидуально-речевые особенности, в том числе и характерные ошибки на разных уровнях организации текста. При проведении редакторской и корректорской правки данные ошибки исправляются, таким образом, орфографический, пунктуационный и отчасти синтаксический уровень теряют ряд признаков, позволяющих определить автора. Однако индивидуально-речевые особенности в области синтаксиса, лексики, стилистики, отчасти пунктуации (употребление авторских знаков) сохраняются и составляют достаточный комплекс признаков для установления авторства текста (при условии достаточности объёма самого текста).

  • Какие методы используются при проведении автороведческих экспертиз?

    Автороведческие экспертизы опираются на теоретическую базу лингвистики. При проведении автороведческих экспертиз используются разнообразные методы анализа текста, в том числе статистические методы, основанные на определении и подсчёте формальных характеристик текста, и лингвистические методы, связанные с проведением анализа текста на различных уровнях:

    • орфографический уровень: выявляются характерные ошибки в написании слов;
    • лексико-фразеологический уровень: выявляется словарный запас автора, наличие в его речи редких слов (архаизмов, неологизмов, заимствованной лексики, профессиональной и жаргонной лексики, лексики, относящейся к тому или иному наречию или диалекту), особенности употребления слов, а также склонность к употреблению идиоматических выражений, фразеологизмов, пословиц;
    • пунктуационный уровень: анализируются особенности употребления автором знаков препинания, характерные и повторяющиеся ошибки;
    • синтаксический уровень: анализируются предпочтения в области выбора синтаксических конструкций, особенности построения предложений, синтаксические ошибки;
    • стилистический уровень: анализируется общая стилистическая организация текста, её особенности (наличие отклонений от общего стиля текста, отрезков с необычной или неоптимальной стилистической организацией), употребляемые автором стилистические приёмы, употребление средств выразительности (гипербола, метафора, эпитеты и пр.).
  • Какие задачи могут быть поставлены перед экспертом-автороведом?

    В число идентификационных задач автороведческой экспертизы входит проверка (подтверждение или опровержение) авторства конкретного лица, установление того, был ли весь текст написан одним и тем же человеком, были ли разные тексты написаны одним и тем же лицом.

    • определение половой принадлежности и приблизительного возраста автора текста; определение социальных характеристик автора - уровня образования и сферы, в которой он получал образование, уровня культурного развития, наличие каких-либо профессиональных особенностей в его речи, наличие в речи автора признаков, показывающих его принадлежность к носителям некоторого диалекта;
    • выявление специфических условий созданий текста: установление того, имело ли место преднамеренное искажение автором текста; определение психического состояния, в котором находился автор в момент написания текста, наличия воздействия на него со стороны других лиц и т.п.;
    • установление того, имеет ли автор спорного текста опыт в области создания текстов определенной направленности и стилистической принадлежности - научных статей, публицистических материалов, деловых документов и пр.
  • На какие вопросы отвечает автороведческая экспертиза?

    Автороведческая экспертиза может отвечать на широкий круг вопросов, который варьируется в зависимости от типа анализируемого текста. При анализе текстов литературных, художественных и научных произведений решаются вопросы об авторстве текста, о наличии заимствования текста или его части из другого произведения. При анализе текстов письменных документов решаются вопросы о возможности их составления несколькими лицами в соавторстве, о возможности переписывания с документов, созданных другими лицами, о возможности пребывания автора текста в необычном эмоциональном состоянии при составлении текста, о составлении текста под диктовку или под каким-либо воздействием других лиц. При анализе письменных расшифровок аудиозаписей разговоров решаются вопросы о принадлежности реплик данного разговора. Также автороведческая экспертиза отвечает на вопросы о наличии в том или ином произведении признаков оригинальности, самобытности, творческого подхода.

    • в делах, связанных с установлением автора текста: является ли автором спорного текста определённое лицо? Является ли автором нескольких текстов одно и то же лицо? Написаны ли фрагменты одного текста разными лицами?
    • в делах, связанных с определением характеристик автора, с установлением условий создания текста: каков пол автора текста, его примерный возраст, уровень образования, профессия? В каких условиях составлен спорный текст?
  • Кто проводит автороведческую экспертизу?

    В соответствии с действующим законодательством, проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам, причем судебная экспертиза производится как государственными судебными экспертами, так и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями.

    Автороведческие экспертизы требуют проведения лингвистического анализа текста и, соответственно, проводятся экспертами, обладающими специальными знаниями в области лингвистики, то есть имеющими высшее филологическое или лингвистическое образование.

  • В каких случаях может потребоваться проведение автороведческой экспертизы?

    Проведение автороведческой экспертизы может потребоваться в нескольких случаях. Во-первых, этот вид экспертизы проводится тогда, когда необходимо установить, является ли некоторое лицо автором некоторого текста, причём лицо, авторство которого нужно проверить, известно и непосредственно доступно. В подобных ситуациях эксперт-авторовед сопоставляет спорный текст и тексты, принадлежащие предполагаемому автору. Этот вид экспертизы проводится в делах, связанных с доказательством или опровержением факта литературного плагиата, в делах, связанных с авторскими правами на литературные произведения.

    Во-вторых, автороведческая экспертиза проводится в случаях, когда необходимо установить автора некоторого текста (например, при выяснении авторства анонимного письма). В таких ситуациях автор текста заранее, как правило, неизвестен, сравнение спорного текста с текстами, принадлежащими автору, невозможно, и поэтому целью экспертизы является определение набора социальных и личностных характеристик автора, таких как примерный возраст, пол, уровень образования и т.д. На основании выявленных признаков определяется круг лиц, которым может принадлежать авторство текста. Далее возможно сопоставление спорного текста с текстами, принадлежащими данным лицам, с целью установления автора спорного текста.

    Помимо этого, автороведческая экспертиза проводится, если нужно установить психическое состояние автора во время создания текста, обстоятельства, при которых создавался текст (например, был ли текст создан под давлением, под угрозой, находился ли автор в тревожном состоянии, был ли текст написан под диктовку и т.д.).

  • Зачем проводится автороведческая экспертиза?

    Необходимость в проведении автороведческой экспертизы возникает тогда, когда имеется спорное речевое произведение, которое необходимо исследовать с точки зрения его авторства. Целью автороведческого исследования текста является получение ответа на вопросы о том, кто является автором текста, каковы социальные характеристики автора текста, каково было эмоциональное и психологическое состояние автора при создании текста, в каких условиях создавался текст.

После комментирования проблемы исходного текста нужно научиться правильно определять авторскую позицию.

«1. Четко, прямо, непосредственно:

    в названии текста;

    в отдельных предложениях текста;

    через ряд аргументов.

2. Через модальный план текста:

    риторические вопросы;

    риторические восклицания;

    порядок слов;

    лексические повторы;

    оценочную лексику;

    модальные слова и частицы;

    ряд вводных слов, словосочетаний, предложений.» 8

В текстах публицистического стиля мнение автора по проблеме чаще всего заявлено непосредственно, четко и выявление позиции писателя не составляет труда для учащихся.

В текстах же художественного стиля оно завуалировано при помощи различных деталей, поэтому не всегда правильно определяется выпускниками. В этом случае поможет вопрос: «Каково ваше мнение об основной проблеме исходного текста? Как автор подводит вас к этому мнению? С какой целью?» Обычно писатель незаметно подводит своего читателя к определенному взгляду на поставленный вопрос, таким образом, авторское и читательское мнения обычно тождественны. Определите свое мнение об основной проблеме исходного текста - оно поможет вам понять позицию автора.

Изложение собственного мнения по проблеме исходного текста, его аргументация

    Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что…!» 9

За правильную аргументацию собственного мнения по проблеме можно «заработать» 3 балла, опираясь на читательский опыт. Аргументами также являются

    имена исторических деятелей,

    названия событий,

    даты,

    цитаты,

    различные исторические факты,

    положения официальных документов,

    народная мудрость: пословицы, поговорки, приметы,

    примеры из художественной, научно-популярной, исторической литературы.

Аргументация в сочинении, как показывает опыт, – самый трудный этап работы для выпускников, так как небогатый читательский «багаж» и неумение применять знания на практике - распространенная «беда» современных выпускников.

Работа с текстами-эпизодами из художественных произведений

Готовиться к сочинению в формате ЕГЭ нужно последовательно и систематично. Например, в 10 классе можно использовать на уроках русского языка в качестве исходных текстов отрывки из художественных программных произведений, а некоторые виды тематических контрольных сочинений на уроках литературы заменить сочинениями в формате ЕГЭ, используя подобные тексты.

Практическая польза при этом большая: во-первых, увеличивается количество часов для подготовки к ЕГЭ (известно, что 1-2 часа в неделю уроков русского языка для подготовки к экзамену недостаточно); во-вторых, не будет «списанных» сочинений из готовых вариантов по традиционным темам (в Интернете, как говорят ученики, можно найти сочинение на любую тему); в-третьих, детальный анализ отдельных текстов художественных произведений позволит использовать их в качестве аргументов при написании контрольного или экзаменационного вариантов; в-четвертых, повысится интерес у учащихся к более глубокому чтению художественных произведений.

Предлагаю варианты работы с текстами из художественных произведений. При выборе эпизода нужно помнить, чтобы в нем затрагивалась автором какая-либо общественно значимая проблема и звучала позиция автора.

Авторская позиция - это отношение автора к своим героям, выраженное в смысле названия произведения, в портретах героев, в их мыслях и чувствах, в композиции, в символике, в описа-нии природы, а также непосредственно в оценках повествователя.

Тема - это круг явлений и событий, образующих основу произведения; объект художественного изображения; то, о чем повествует автор и к чему хочет привлечь основное внимание читателей.

Идея художественного произведения - это главная мысль, обобщающая смысловое, образное, эмоциональное содержание художественного произведения.

Проблематика - перечень (совокупность) проблем, затронутых в произведении (они могут носить дополнительный характер и подчиняться главной проблеме). Если главная проблема подчиняет себе остальные, можно говорить о социально-политической, нравственно-этической, нравоописательной, национально-исторической, философской проблематике, доминирующей в произведении или в творчестве писателя.

Сюжет - это система событий в художественном произведении, представленная в определенной связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям; последовательность. Ход событий, составляющий содержание художественного произведения; динамический аспект художественного произведения.

Композиция - это расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла художника.

Композиция - одна из формальных сторон литературного произведения: соответствующее расположение деталей в крупных частях текста и их взаимное соотношение. Законы композиции преломляют важнейшие свойства художественного сознания и непосредственные связи различных явлений. Композиция вместе с тем обладает содержательной значимостью, ее приемы заметно обогащают смысл изображаемого. Она представляет собой систему сопоставлений либо по сходству, либо по контрасту. Композиция литературного произведения включает своеобразную расстановку персонажей, событий и поступков героев, способов повествования, подробностей обстановки, поведения, переживаний, стилистических приемов, вставных новелл и лирических отступлений.

Важнейший аспект композиции - последовательность введения изображаемого в текст, способствующая развертыванию художественного содержания. В основе временной организации произведения лежат определенные закономерности. Каждое последующее звено в тексте должно что-то приоткрывать читателю, обогащать его какими-то сведениями, тревожить его воображение, чувство, мысль, которые не вызвали той или иной реакции сказанным ранее. Существенными звеньями композиции являются повторы и вариации.

Эпиграф - это выражение, предпосланное автором своему произведению или части его. Эпиграф обычно выражает суть творческого замысла автора произведения.

Антитеза - это стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов:

Я царь - я раб, я червь - я бог!

Г.Р.Державин

Стадии развития действия

Экспозиция — условия, которые вызвали к жизни конфликт, общий фон действия, может быть прямой (в начале произведения) или задержанной (в середине или конце произведения).

Завязка — это событие, которое является началом действия.

Кульминация — наивысшая точка напряжения в развитии действия, высшая точка конфликта, когда противоречие достигает своего предела и выражается в особенно острой форме.

Развязка — исход событий. Это итоговый момент в создании художественного конфликта.

Эпилог — всегда заключает произведение. В эпилоге рассказывается о дальнейшей судьбе героев.

Лирическое отступление (внесюжетный, вставной элемент) — отклонение автора от фабулы, авторские лирические вставки на темы, мало или совсем не связанные с главной темой произведения. Они, с одной стороны, тормозят фабульное развития произведения, а с другой — позволяют писателю в открытой форме высказывать свое субъективное мнение по различным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной теме.

Конфликт художественный - это образное отражение в художественном произведении действий сил борьбы интересов, страстей, идей, характеров, политических устремлений как личностных, так и общественных. Конфликт придает остроту сюжету.

Конфликт - это схватка между персонажами литературно-художественного произведения или между персонажами и средой, героем и обстоятельствами, противоречие внутри сознания героев. Характером конфликта определяется своеобразие эстетического содержания произведения. Термин конфликт в литературоведении значительно потеснил и в чем-то заменил термин коллизия, который Г.-Э. Лессинг и Г.-В.-Ф. Гегель использовали в качестве обозначения различных острых столкновений идеологического и социально-бытового характера, прежде всего свойственных драме.

Повествователь - понятие, не связанное напрямую с каким-либо из действующих лиц произведения, но необходимое для обозначения своеобразия его художественного языка; своеобразная форма воспроизведения человека в художественном произведении (произведение запечатлевает не только рассказанное, но и рассказывающего); посредник между читателем и изображенным в произведении; так называемая авторская речь, форма присутствия автора в произведении. Не персонифицирован (о внешних обстоятельствах его жизни ничего не говорится), но по интонациям, оценкам, лирическим отступлениям можно до определенной степени представить носителя этой речи, его жизненную позицию, систему приоритетов, своеобразие мировидения и миропонимания. Проявляется косвенно (может быть практически не заметен или, наоборот, отмечен активным присутствием).

Образ автора - персонаж, действующее лицо художественного произведения, рассматриваемое в ряду других персонажей (обладает чертами лирического героя или героя-рассказчика; может быть предельно сближен с биографическим автором или намеренно отдален от него).

Особое место в литературоведении занимает проблема образа автора в художественной литературе, позволяющая обнаруживать различные формы присутствия автора в его творении. Прежде всего эти формы зависят от родовой и жанровой принадлежности произведения. Субъективное авторское начало проявляется также в заглавии, эпиграфе, начале и концовке основного текста, в посвящениях, авторских примечаниях, предисловиях, послесловиях. К тому же кругу вопросов можно отнести использование авторами псевдонимов с выразительными значениями: Максим Горький, Андрей Белый, Игорь Северянин, Иван Приблудный, Павел Беспощадный, Иван Вольнов.

Персонаж (от лат. маска ) - общее название любого действующего лица литературного произведения. Часто употребляется в значении «литературный герой», «действующее лицо». Иногда персонажу присуща определенная степень условности (вымысла): Нос майора Ковалева , многообразные фантастические действующие лица - лилипуты, гномы, тролли (персонаж как плод чистого вымысла), различные литературные герои, известные под общим именем Дон Жуан, Дьявол, Конан (персонаж как результат переработки и домысливания известного образа). Подразделяются на главных, второстепенных и эпизодических. Кроме того, известны так называемые «групповые», «коллективные» персонажи (народ в драме А.С. Пушкина «Борис Годунов», в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» ).

Внесценический персонаж. Внесценические персонажи на сцене не появляются, оставаясь за кадром, зрителю в непосредственном восприятии они не даны. В перечне действующих лиц, составленном автором, они, естественно, отсутствуют. Характеристики внесценических персонажей даются только в репликах сценических героев.

Интерьер - внутренняя обстановка помещения (дома, усадьбы); бытовая обстановка, среда обитания людей. Может выступать как средство характеристики персонажа (дом - отражение внутреннего мира хозяев в поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя, романе «Война и мир» Л.Н. Толстого ) или для обозначения места действия, создания исторического колорита.

Характер литературный - это совокупность черт образа персонажа, литературного героя, в которой индивидуальные особенности служат отражением типического, обусловленного как явлением, составляющим содержание произведения, так и идейным и эстетическим замыслом автора, создавшего этого героя. Характер - одно из главных слагаемых литературного произведения.

Тип - это литературный герой, воплощающий собой определенные черты того или иного времени, общественного явления, социального строя или социальной среды («лишние люди» - Евгений Онегин, Печорин и т.д.).

Лирический герой - это образ поэта в лирике, художественный двойник автора, выступающий как жизненная роль, как лицо, наделенное особенностями индивидуальной судьбы, своеобразным внутренним миром, а подчас и приметами реального облика, явленный из текста лирических композиций (цикл стихотворений, книга стихов, лирическая поэма, лирика конкретного поэта в целом). Понятие лирический герой впервые было сформулировано Ю.Н. Тыняновым в 1921 году применительно к творчеству А.А. Блока. Такому авторскому образу сопутствует лиричность, искренность, самонаблюдение, исповедальность. Не случайно в читательском сознании образ лирического героя чаще всего ассоциируется с реальной поэтической личностью.

Система образов - совокупность литературных героев в художественном произведении, их взаимодействие между собой, а также их роль в сюжете произведения и раскрытии авторского замысла.

Портрет - это описание и ли создание впечатления от внешнего облика персонажа литературного произведения, в первую очередь мельчайших деталей лица, фигуры, одежды, манеры держаться.

Пейзаж - изображение в литературном произведении картин природы как средство образного выражения замысла автора.

Говорящая фамилия - собственные имена в художественном произведении, выполняющие не только номинативно-опознавательную функцию, но, будучи связаны с тематикой произведения, жанром, общей композицией и характером образов, несут определенную стилистическую нагрузку, имеют стилистическую окраску. Говорящие фамилии помогают читателю понять отношение автора к герою: Макар Девушкин, князь Мышкин (Ф. Достоевский); врач Гибнер, судья Ляпкин-Тяпкин (Н. Гоголь).

Ремарка - указание автора в тексте драматического произведения на поведение героев: их жесты, мимику, интонации, тип речи и паузы, обстановку действия, смысловое подчеркивание тех или иных высказываний. Роль ремарки особенно заметно возросла в пьесах, обращенных к быту и психологическому поведению персонажей (А.Н. Островский, А.П. Чехов, Л.Н. Андреев, С.А. Найденов). Развернутая, тяготеющая к прозаическим жанрам, ремарка характерна для многих драматургов XX века (М.А. Булгаков, В.В. Вишневский, В.Н. Билль-Белоцерковский, А.П. Платонов, А.Н. Арбузов, В.С. Розов, А.В. Вампилов, Л.С. Петрушевская).

«Вечные темы» - хаос и космос, огонь и вода, движение и неподвижность, свет и тьма; смирение - гордыня, греховность - праведность; труд, досуг, будни, праздники, частная жизнь, мир, войны, революция, гражданская деятельность; жажда власти; мужество, женственность; детство, юность; зрелость, старость.

«Вечные образы» в литературе - это образы из произведений классики мировой литературы, выражающие определенные черты человеческой психологии, ставшие нарицательным именем того или иного типа: Фауст, Плюшкин, Обломов, Дон Кихот, Митрофанушка и др.

Пафос - это высшая точка подъема воодушевления, эмоционального чувства, восторга, достигнутая в литературном произведении и в восприятии его читателем, отражающая значительные события в обществе и духовные взлеты героев.

Фабула - это череда событий, служащих основой литературного произведения. Нередко фабула обозначает то же, что и сюжет, различия между ними настолько условны, что ряд литературоведов считают фабулой то, что другие считают сюжетом, и наоборот.

Речевая характеристика героя:

Диалог - это обмен репликами, сообщениями, живой речью двух или более лиц.

Монолог - это речь одного из литературных героев, обращенная либо к себе, либо к окружающим, либо к публике, обособленная от реплик других героев, имеющая самостоятельное значение.

Внутренняя речь или внутренний монолог - это оглашение мыслей и чувств, раскрывающих внутренние переживания персонажа, не предназначенные для слуха других, когда персонаж говорит как бы сам с собой, «в сторону».

Сказ - это своеобразная литературно-художественная ориентация на устный монолог повествующего типа, художественная имитация монологической речи, которая, воплощая в себе повествовательную фабулу, как будто строится в порядке ее непосредственного говорения.

Авторская позиция проявляется, прежде всего, в отношении автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Следова­тельно, читая текст, обращайте внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора к предмету изображения (см. таблицу на следующей странице).

При выявлении авторской позиции важно учитывать, что в тексте может использоваться такой приём, как ирония - употребление слова или выражения в таком контексте, который придаёт слову (выражению) прямо противоположное значение. Как правило, ирония - это осужде­ние под видом похвалы: Боже мой, какие есть прекрасные должности и службы! Как они возвышают и услаждают душу! Но, увы! Я не служу и лишён удовольствия видеть тонкое обращение с собою начальников (Н. Гоголь). Буквальное прочтение иронических высказываний ведёт к искажённому пониманию содержания текста и авторского замысла.

Кроме того, доказывая свою точку зрения, многие авторы отталкива­ются от различных высказываний своих реальных или возможных оппо­нентов, т. е. приводят высказывания, с которыми не согласны: «Береги честь смолоду»,- завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке». «А зачем?» - спросит иной современный «идеолог» нашей рыночной жизни. Зачем беречь товар, на который есть спрос: если мне за эту са­мую «честь» хорошо заплатят, то я её продам (С. Кудряшов). К сожа­лению, ученики часто приписывают подобные высказывания самому автору, что ведёт к неправильному пониманию авторской позиции.

Например, в приведённом ниже тексте В. Белова авторская позиция не выражена словесно и может быть выявлена лишь при внимательном прочтении фрагмента и сопоставительного анализа всех его частей.

Всё уже узнано за две недели после возвращения в родную деревню, всё обойдено, переговорено почти со всеми. И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной. Я думаю: зачем бе­редить прошлое? Для чего вспоминать то, что забыто даже моими зем­ляками? Всё ушло навсегда - хорошее и плохое, - плохое не жалко, а хорошего не вернёшь. Я вытравлю из сердца это прошлое, никогда больше не вернусь к нему.

Надо быть современным.

Надо быть безжалостным к прошлому.

Довольно ходить по пепелищам Тимонихи, сидеть на опечках. Надо помнить о том, что день и ночь на земле - как говорил Хикмет - ра­ботают реакторы и фазотроны. Что одна счётная машина действует быстрее миллиона колхозных счетоводов, что...

В общем, не надо глядеть на родной дом, не надо заходить туда, ничего не надо.

Но однажды я комкаю в кулаке свою писанину и бросаю в угол. Бегу по лестнице. В заулке озираюсь по сторонам.

Наш дом выдался из посада вниз, к реке. Как во сне подхожу к на­шей берёзе. Здравствуй. Не узнала меня? Высокая стала. Кора лопнула во многих местах. Муравьи бегают по стволу. Нижние ветки обрубле­ны, чтобы не заслонять окошки зимней избы. Вершина стала выше трубы. Не бели, пожалуйста, пиджак. Когда я тебя искал с братом Юр­кой, ты была хилая, тоненькая. Помню, была весна и твои листочки уже проклюнулись. Их можно было сосчитать, так мала ты тогда была. Мы с братом нашли тебя в поскотине на вахрунинской горе. Помню, кукушка куковала. Оборвали мы у тебя два больших корня. Несли через лавы, а брат говорил, что ты засохнешь, не приживёшься под зимним окном. Посадили, вылили два ведра воды. Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные. Брата уже не было дома, когда ты окрепла и набрала силу. А где ты взяла эту силу под зимним окном? Надо же так вымахать! Уже выше отцовского дома.

Надо быть современным. И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядо­витого дерева. (По В. Белову)

На первый взгляд, автор призывает отказаться от прошлого в пользу современности: «Надо быть современным. Надо быть безжалостным к прошлому». Однако истинное отношение автора к прошлому проявля­ется в его трогательных воспоминаниях о берёзе, которые по сути пред­ставляют собой живой диалог с деревом. Мы видим, что за внешним без­различием («Надо быть современным. И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева») скрыта любовь к детству, к прошлому, которое невозможно вычеркнуть из человеческой жизни.

Написанная в 1858 году Островским пьеса до сих пор актуальна. Конфликт между старым миром ханжей и новым поколением раскрыт автором в полной мере реалистично.

– главная героиня, судьба которой показательна в произведении. Она словно луч света в «темном царстве» консервативного городка Калинов.

Девушка выходит замуж за мужчину из богатого купеческого сословия. Кажется, что ее жизнь должна стать лучше, однако все меняется к худшему. Она привыкла к домашнему уюту, но в семье мужа властвует деспотичная женщина – . Невестка для нее становится еще одной игрушкой.

Авторская позиция особенно ярко раскрывается в финале произведения. Островский делает это не прямо, а посредством слов и поступков персонажей. Финал пьесы трагичен – Катерина бросается в воды Волги. Это было ее последним актом протеста против тирании Кабанихи и противного ей ханжеского мира. Автор подводит к мысли, что такой исход был закономерен, ведь только так молодая женщина смогла стать свободной. Из реки ее достает Кулигин, человек близкий ей по духу. Он отдает тело девушки семье с печальными, но справедливыми словами о том, что теперь ее душа свободна от их зла.

Катерина жила среди нарочито добродетельных людей, которые завязли в старом мире. Они лелеяли свое «темное царство» и не впускали в него свет. Одним из немногих, кто пытался изменить Калинов в лучшую сторону, сделать его более прогрессивным городом, был Кулигин – механик и часовщик-самоучка. Он – добрый и умный человек, который видит несправедливость вокруг. Об этом он не боится говорить, однако выразить протест активно не может. В образе Кулигина автор, возможно, показал образованную, сознательную, но пассивную часть населения. Герой – мечтатель, который хочет, но не может помочь, поэтому просто созидает и анализирует события. Так получается и в случае с Катериной – он не спас ее, но сделал правильные выводы.

Поступок Катерины страшен, но только так она помогла другим решиться на свой протест. Глядя на бедную жену, муж наконец-то перестает бояться, и обвиняет мать в случившемся с Катериной. тоже осмеливается говорить резко с Кабанихой, чего раньше не было замечено.

Авторская позиция такова, что в закостенелом в старом порядке мире нужны перемены, нужны смелые активные люди. Трагическая судьба Катерины должна всколыхнуть прогрессивные умы, подтолкнуть к переменам в мире.

Из всех героев только Катерина решилась на активный протест против темного царства Калинова. Она смогла остаться личностью даже в семье деспотичной Кабанихи. Несмотря на общественное осуждение, Катерина пыталась обрести любовь. Но муж был слабым, а Борис – лицемером. Поэтому поддержки в лице мужчин она не нашла.



Просмотров