Как избежать наказания за спровоцированное ДТП? Что мне грозит, если я испугался и уехал с места ДТП? Как расценивается ДТП в административном законодательстве

Опираясь на наше законодательство, можно выделить три категории ответственности:

  1. Материальная – возмещается виновником другому участнику аварии, который пострадал во время дорожного происшествия, потому как наличие ущерба (будь то финансового, морального или физического) является основополагающей произошедшей аварии на дорожном полотне. Помимо нанесенного ущерба, зачастую предусматривается дополнительная компенсация, к примеру, потерянная заработная плата на момент оформления ДТП.
  2. Административная – применяется к водителю, который спровоцировал чрезвычайное происшествие на дорожном полотне, если во время нее не пострадал ни один человек. Если на теле пострадавших в ДТП есть небольшие ссадины или ушибы, но они не имеют никакой претензии, то телесными повреждениями они считаться не будут. На сегодняшний день выделяются такие виды админответственности:
  3. Уголовная. Данная категория ответственности наиболее суровая и ложится она на плечи водителя, который, по мнению сотрудников правоохранительных органов, спровоцировал ЧП, если его деяния привели к травмам или же смерти. При этом виновника могут наказать следующим образом:
    • принудительные работы – максимальный срок 5 лет;
    • ограничение свободы сроком до 3 лет;
    • лишение свободы сроком до 9 лет.

Помимо вышеперечисленных штрафных санкций здесь предусматривается еще и дополнительный вид наказания – лишение прав управления любым ТС сроком до 3 лет. Гражданская ответственность может коснуться не только лиц, участвующих в ДТП, но и посторонних людей, которые, к примеру, одолжили свое транспортное средство другу или родственнику.

Что же касается уголовной и административной ответственности, то эти категории сугубо индивидуализированы, другими словами, ответственность возлагается исключительно на водителя, который спровоцировал дорожно-транспортное происшествие.

Хотелось бы отметить, что сотрудники правоохранительных органов могут наложить на участников ДТП как гражданскую ответственность, так и комбинированную (гражданско-уголовную, гражданско-административную).

Что такое штрафные санкции?

В настоящее время большинство водителей не видят разницы между понятиями штраф за ДТП и возмещение ущерба. Если компенсация выплачивается водителю, авто которого пострадало во время дорожно-транспортного происшествия, то штраф – это оплата, которая поступает на счет государственного учреждения.

И что самое важное, каждый автолюбитель, который спровоцировал аварийную ситуацию, должен понимать, что штраф взыскивается не за само дорожное происшествие, а за несоблюдение ПДД, повлекшее ДТП.

О размерах штрафных санкций за ненадлежащее исполнение правил дорожного движения можно подробно прочесть в 12 главе КоАП.

Как расценивается ДТП в административном законодательстве?

Сам по себе термин ДТП приводится исключительно в статье 12.27. Именно в этом пункте перечисляются виды штрафных санкций, которые могут быть выдвинуты виновнику чрезвычайного происшествия на дорожном полотне за невыполнение ПДД уже после того, как произошла авария.

К данным правонарушениям можно отнести:

  1. Ненадлежащее исполнение возложенных на виновника обязанностей, которые предусмотрены правилами дорожного движения, в связи с дорожно-транспортным происшествием, в котором данное лицо является участником, карается наложением штрафа в размере одной тысячи рублей.
  2. Если участник ДТП покинул место происшествия, то его ожидает более строгое наказание, начиная от административного ареста до изъятия водительского удостоверения сроком до 1,5 лет.
  3. Употребление алкогольных напитков, психотропных или наркотических препаратов автолюбителем, который является участником аварии, до момента проведения освидетельствования – влечет административный штраф в размере 30 тысяч рублей. Кроме этого, за совершение такого правонарушения водителю грозит изъятие водительского удостоверения сроком на два года.

Наиболее распространенные причины ДТП

Предлагаем вашему вниманию три самые, по мнению экспертов, распространенные причины возникновения чрезвычайных происшествий на дорожном полотне.

Всему виною алкоголь!

С каждым годом количество водителей, которые садятся за руль в алкогольном опьянении, неумолимо растет. И если ранее горе-водителя за такой проступок ожидала административная ответственность (штраф, изъятие прав и т.п.), то, начиная с 2015 года, на его плечи ложится сразу уголовная, при условии, что факт вождения в нетрезвом состоянии повторился в течение года от последнего подобного правонарушения.

Теперь поговорим о дорожно-транспортных происшествиях. Если же раньше нетрезвого виновника аварии, приведшей к смертельному исходу, могли осудить на срок от 1 до 7-9 лет ограничения свободы, то теперь нижняя граница составляет 2 и 4 года, в зависимости от количества пострадавших (одна, две и более).

Несоблюдение дистанции между ТС

Термин «Безопасная дистанция» рассматривается на первых занятиях в автошколе. Если выражаться более простым языком, то безопасная дистанция – это оптимальное расстояние от ТС, движущегося впереди вас по той же полосе и в том же направлении, которое позволяет избежать столкновения при резком торможении первого, не прибегая ни к каким маневрам.

Однако, соцопросы показали неутешительную статистику. И именно несоблюдение дистанции становится предвестником аварии. Оказывается, что в настоящее время далеко не все автолюбители хотя бы приблизительно знают, чему равен тормозной путь его ТС на той или иной скорости при различных погодных условиях.

Так, легковой автомобиль, движущийся со скоростью 60 км/ч, может остановиться:

  • сухая асфальтная дорога – через 27 метров;
  • мокрое покрытие – 39 метров;
  • гололедица – 145 метров.

Примерно такой и будет безопасная дистанция. Вдобавок ко всему, чтобы не спровоцировать ДТП и не получить штраф за несоблюдение дистанции, необходимо обеспечить оптимальное расстояние между авто для того, чтобы другое ТС, совершающее обгон, могло свободно вписаться в него.

Какой же штраф получит виновник ДТП за несоблюдение дистанции? Штрафные санкции выписывают согласно статье КоАП 12.15 часть 1 – неправильное размещение ТС на проезжей части. Сколько же заплатит виновник дорожно-транспортного происшествия в этом случае? Всего 1500 рублей.

Хотелось бы отметить, что штраф за несоблюдение дистанции выписывается исключительно при реально случившейся аварии. Вдобавок ко всему, именно вышеуказанная статья будет фигурировать в постановлении при условии, что оба транспортных средства находились в движении.

Исходя же из практики, в некоторых случаях штраф за несоблюдение дистанции можно не платить, доказав, что виновником аварийной ситуации на дороге являетесь вовсе не вы, а второе (а иногда и третье) лицо.

Движение автомобиля задним ходом

Нередко движение задним ходом приводит к дорожно-транспортному происшествию, причем большинство водителей уверены, что той дистанции, которая у них есть для маневра, вполне достаточно.

В настоящее время существует достаточно большое количество ситуаций, при которых движение задним ходом неприемлемо. Регулировка правомерности такого действия осуществляется в соответствии с ПДД.

Движение задним ходом – это довольно-таки сложный маневр, который требует от водителя пристального внимания и профессиональных навыков.

Факт того, что угол обзора значительно ограничен, приводит к тому, что той дистанции, которая предполагается водителем для осуществления движения задним ходом, не достаточно, вследствие чего и происходят аварии на дорогах.

И перед тем как выполнить движение задним ходом, следует удостовериться в том, что сзади нет других ТС и пешеходов. Если же видимость пространства сзади очень плохая, то в данной ситуации автолюбители прибегают к сторонней помощи.

Движение задним ходом неприемлемо:

  • на перекрестке;
  • на пешеходном переходе;
  • во время движения по автомагистрали;
  • на железно-дорожных переездах;
  • на остановочных пунктах;
  • в тоннеле;
  • на участках с низким процентом видимости (менее ста метров);
  • на мостах, эстакадах, путепроводах.

Руководствуясь правилами дорожного движения, хотелось бы добавить, что категорически запрещено совершение движения задним ходом на тех участках дорожного полотна, на которых не предусмотрен разворот.

Движение задним ходом допускается:

  • на односторонних дорогах (причем автолюбитель должен удостовериться в том, что своими действиями его транспортное средство не мешает прочим участникам дорожного движения осуществлять полноценную езду);
  • до вхождения в тоннель;
  • до появления моста, автомагистрали;
  • перед ж/д переездом;
  • на проезжей части допускается кратковременное движение задним ходом.

Как же будет наказан правонарушитель за несоблюдение ПДД? Величина штрафных санкций за совершение неполноправных действий зависит от деталей самого правонарушения.

Так, опираясь на пункт 12.11 КоАП, за езду задним ходом по автомагистрали на правонарушителя возлагается штраф в размере 2500 рублей. Если же вы будете осуществлять такой маневр по обочине или разделительной полосе, то, согласно п. 9.9 ПДД, вам придется заплатить в госбюджет 500 рублей.

Соблюдайте ПДД и будьте бдительны на дрогах. Удачи!

Игорь Горохов из Санкт-Петербурга оказался одним из немногих, кому удалось найти и наказать лихача, из-за которого его машина вылетела с дороги.

Само происшествие случилось летом прошлого года в городе Пушкин под Санкт-Петербургом. Двигаясь по улице Железнодорожной, при выезде на улицу Генерала Хазова Д.А. Табачков не уступил дорогу и тем самым создал помеху встречной машине. Ее водитель (это и был И. Горохов), чтобы уйти от столкновения, выехал на тротуар и врезался в дерево. А Табачков даже не остановился, не придав значения тому, что стал причиной ДТП.

Пострадавший обратился в суд, который принял решение, что Табачков должен был остаться на месте ДТП как его участник. Но тот не согласился и стал оспаривать судебное постановление в разных инстанциях. В конечном итоге Табачков дошёл до Верховного суда, где в очередной раз заявил, что не попадал ни в какое ДТП. В качестве доказательства своей правоты он ссылался на то, что «на бампере даже нет повреждений».

Однако свидетели, которых нашел Горохов, запомнили номер машины Табачкова и подтвердили, что ДТП произошло именно по его вине. Отказавшись отменять решения нижестоящих судов, Верховный суд пояснил: «Судебные инстанции пришли к правильному выводу, что дорожно-транспортное происшествие находится в прямой причинно-следственной связи с действиями водителя; вместе с тем то обстоятельство, что последний стал участником дорожно-транспортного происшествия, обязывало его выполнить требования пункта 2.5 Правил дорожного движения». Речь идет об обязанности водителя, причастного к ДТП, остановить автомобиль и сообщить об аварии в полицию.

Итак, Верховный суд подтвердил, что авария находится в прямой причинно-следственной связи с действиями водителя Табачкова. Факт отсутствия повреждений на его автомобиле на квалификацию его нарушения не влияет. А поэтому все решения судов нижестоящих инстанций должны остаться в силе, а жалоба Табачкова - без удовлетворения.

Таким образом, четыре суда - от мирового до Верховного - пришли к единому мнению. Они признали спровоцировавшего это ДТП виновным и лишили его водительского удостоверения сроком на один год.

Когда решение Верховного суда стало достоянием гласности, в СМИ запестрели радостные заголовки. «Агрессивным водителям, которые подрезают чужие автомобили, провоцируют аварии и спокойно уезжают, стало сложнее уходить от наказания»; «Верховный суд лишил косвенного виновника аварии водительских прав. И это только начало»; «Ситуация в Петербурге стала прецедентом: теперь водитель, ставший косвенным виновников аварии, тоже понесёт наказание».

Не надейтесь на прецедент

Однако юристы предупреждают участников дорожного движения, что все не так просто, как кажется на первый взгляд. Наказать водителя, который «подрезал» чужую машину, довольно проблематично, даже если его нашли, даже если он не уезжал с места ДТП и даже если имеются свидетели аварии.

В России прецедентное право официально отсутствует. В нашей стране судьи должны основываться на законах и нормативных актах. А когда в законе нет четких формулировок, судья руководствуется своими соображениями и жизненным опытом, что нередко порождает «двойственность» судебных решений. Порой по идентичным делам выносятся очень разные, а то и диаметрально противоположные решения.

Прецедентное право доминирует в США, Великобритании и других странах, на которые Англия имела влияние при становлении судебной системы. При такой правовой системе важным источником права является судебный прецедент. И если каким-либо судом было вынесено решение по аналогичному делу, то такие же решение обязаны выносить все суды низших и равнозначных инстанций. Прецедентное право в некоторой степени облегчает работу судей. В случае, если отсутствуют четкая норма, акт или нет самого закона, регулирующего те или иные деяния, достаточно найти схожее дело и сослаться на уже имеющееся решение суда.

В России обеспечить единообразие судебных решений призваны постановления Пленума Верховного суда РФ. Обобщая судебную практику, судьи ВС РФ изучают решения других судов, в частности Верховного суда и высших судов субъектов РФ. Есть также обзоры судебной практики Верховного суда, на который могут ссылаться все региональные судьи. В обзоре, как правило, содержатся разъяснения по различным ситуациям и анализ конкретных дел. И хотя ни обзоры, ни даже постановления Пленума ВС не являются нормативными актами, судьи всех уровней стараются руководствоваться этими документами, чтобы их решения «устояли» в высших инстанциях.

Что подскажет судьям Пленум?

Таким образом, в отличие от решений Конституционного Суда РФ, официально опубликованная практика других высших судов России судебным прецедентом не является, хотя она и учитывается нижестоящими судами в качестве ориентира в вопросах применения и толкования права, устранения пробелов в нем, применения аналогии закона. И лишь арбитражные суды обычно признают наличие прецедента.

Возможно, после решения Верховного суда, защитившего водителя, который пострадал не по своей вине, провокаторов аварий станут чаще признавать виновными и наказывать. Но однозначно утверждать, что «ситуация в Петербурге стала прецедентом: теперь водитель, ставший косвенным виновников аварии, тоже понесёт наказание», все-таки рано.

Во-первых, хотелось бы дождаться постановления Пленума ВС на этот счет. Во-вторых, в каждом конкретном случае судья все равно должен разбираться, учитывая обстоятельства дела и показания очевидцев происшествия.

Обычно трудно доказать, что авария случилась из-за машины, которая уехала. Если удалось зафиксировать, чьи опасные маневры вызвали ДТП, и найти «беглеца», то его как минимум можно привлечь к ответственности за оставление места происшествия. Но надо еще доказать, что он видел аварию и имел к ней отношение.

Кто прав, кто виноват?

Разберем две типичные ситуации. На красный свет пролетает лихач. Водитель, который тронулся на разрешающий зеленый сигнал светофора, резко тормозит, чтобы избежать столкновения. И получает удар в зад, потому что в двигавшейся сзади машине не ждали такого подвоха. Раньше всегда был виноват тот, кто ехал сзади.

Второй случай: водитель легковушки обгоняет фуру, но, увидев приближение встречной машины, резко выворачивает руль вправо, подрезает фуру и та, чтобы избежать аварии, выруливает на обочину. Обочина оказывается мягкой, и фура переворачивается. Виноватым в аварии всегда становился водитель фуры, так как легковушки и след простыл.

специалисты по разбору происшествий и опытные водители советуют: если вас подрезают, не виляйте в сторону, не меняйте полосу движения. Иначе виновным могут объявить именно вас. Правила дорожного движения не предусматривают в случае возникновения опасности выполнения каких-либо маневров. Водитель не должен выезжать на полосу встречного движения или объезжать препятствие по обочине. Он должен только тормозить.

Если же избежать ДТП не удалось, придется собирать доказательства, искать свидетелей, запрашивать записи дорожных камер. Не лишним будет и наличие у участников аварии видеорегистратора.

Изменят ли ПДД?

В силу пункта 1.2 ПДД Дорожно-транспортное происшествие - это «событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб». Если автомобиль, водитель которого нарушил ПДД и тем самым спровоцировал ДТП, каких-либо повреждений не получил, то очень непросто доказать, что в действиях этого водителя имеется объективная сторона состава правонарушения. Ведь в определении понятия «дорожно-транспортное происшествие» ничего не говорится о транспортных средствах, имевших непосредственную причастность к аварии.

Нет также и понятия аварии с участием «автомобиля-провокатора». Лихач может остаться безнаказанным, поскольку повреждений на его автомобиле нет, и доказать умысел скрывшегося с места ДТП водителя невозможно.

Итак, решение Верховного суда может изменить правовое отношение к таким авариям, но все же желательно внести соответствующие поправки в Правила дорожного движения, которые у нас, как известно, утверждаются постановлением правительства.

10.05.2017 | 12:00 Обновлено: 26.06.2018 1488

Всё о бесконтактном ДТП: что это такое, кто виноват и как получить возмещение по ОСАГО + судебная практика

Среди множества аварий, ежедневно случающихся на дорогах, есть так называемые бесконтактные. Практически любое бесконтактное ДТП является сложным случаем, при котором, как правило, определить виновника, и, соответственно получить потерпевшему возмещение очень трудно. При этом виновнику может грозить лишение прав даже за незначительную аварию!

С вами Кулик Илья и сейчас я расскажу, опираясь в том числе на судебную практику, об особенностях бесконтактных аварий и как надо поступать, чтобы свести к минимуму возможные неприятные последствия. Поехали!

Бесконтактная авария отличается от обычной тем, что не происходит непосредственное взаимодействие между автомобилями участников, но из-за помехи, созданной одним из них, транспортное средство второго получает повреждения, наносит ущерб третьим лицам.

Самый распространённый вариант – когда подрезают, резко поворачивают, внезапно выезжают на главную дорогу, из-за чего водитель, пытаясь уйти от столкновения, совершает манёвр и врезается в ограждение, дерево, другие автомашины и т. д. К бесконтактному ДТП относят падение груза. Виновником бесконтактного ДТП может стать и пешеход, внезапно выбежавший на дорогу. Сложность этого вида аварии заключается в том, что:

  1. обычно уезжает с места аварии создавший помеху , то есть являющийся виновником;
  2. зачастую лица, проводящие разбор аварии, неправильно трактуют п. 10.1 ПДД , указывая, что в случае опасности нужно тормозить до остановки, а не объезжать препятствие. И таким образом, в бесконтактном ДТП и пытавшегося избежать происшествия;
  3. можно переложить часть вины на потерпевшего , ведь правила предписывают двигаться со скоростью, позволяющей постоянно контролировать автомобиль. А также можно вспомнить и про дистанцию.

Что не является ДТП

Стоит отметить, что если в результате аварийной ситуации не был причинён вред людям или имуществу, то это не считается дорожно-транспортным происшествием, даже если водителю для избежания столкновения пришлось принимать экстренные меры, приведшие, скажем, к выезду с дороги.

Коварный пункт 10.1 и другие

Думаю, всем известен п. 10.1 ПДД, предписывающий при возникновении опасности для движения замедлиться вплоть до остановки, по которому большинство автоинспекторов устанавливает вину водителя, пытавшегося манёвром избежать столкновения.

Известный автоюрист Юрий Панченко выделяет:

  • опасную ситуацию , при которой можно безопасно избежать аварии как торможением, так и маневрированием, о чём прямо сказано в абзаце 24 пункта 1.2 ПДД;
  • возникновение опасности – когда избежать аварии возможно только при снижении скорости, чего и требует п. 10.1 ПДД;
  • аварийную ситуацию , когда торможение не может гарантировать избежания ДТП. И в такой ситуации именно манёвр поможет смягчить последствия или даже избежать столкновения.

Более того, п. 1.5 ПДД требует поступать так, чтобы не создавать опасности и не причинять вреда. То есть если при использовании торможения будет нанесён вред, а при манёвре нет, согласно этому пункту надо маневрировать.

Тормозить или маневрировать?

Однозначного ответа, что делать в аварийной ситуации нет. Да и невозможно заранее рассчитать, при каком именно сценарии ущерб окажется наименьшим. Поэтому действуйте по ситуации. Просто имейте в виду, что при торможении в своей полосе, приведшем к столкновению с создавшем помеху установить его виновность проще.

При бесконтактном ДТП сделать это сложнее, но при юридически правильном подходе возможно. В первую очередь надо помнить, что не всякое нарушение правил есть причина аварии. Например, Верховный Суд при рассмотрении дела N 16-КГ13-26 не усмотрел в нарушении потерпевшей ч. 2 п. 10.1 ПДД причины аварии, определив, что ответственность должен нести создавший помеху.

Как оформить

По официальному оформлению бесконтактные происшествия не отличаются от обычных. Поэтому вам необходимо выполнить все те же действия, что и в стандартной ситуации, то есть вызвать ГИБДД. Оформление не положено – одним из условий для упрощённого оформления является непосредственное взаимодействие ТС.

На что обратить внимание

В происшествиях, когда не было столкновения, как и во всех остальных неоднозначных авариях, хорошую службу окажут видеозаписи (в первую очередь ) и свидетельские показания. Поэтому уделите особое внимание , позаботьтесь, чтобы у вас было видео, зафиксировавших происшествие, особенно если .

Очень важно зафиксировать в документах настоящую причину ДТП, то есть манёвр или иное действие, совершённое в нарушение ПДД, автомобиля, который не пострадал, но вызвал аварию, и, соответственно, сам автомобиль нарушителя, а также на дорожные условия. Потому что очень часто по разным причинам оформляется будто бы водитель-потерпевший сам не справился с управлением, а спровоцировавший остаётся ни при чём.

Так что к заполнению документов сотрудниками аварии надо отнестись очень внимательно и не бояться высказать своё несогласие с описанием ими происшествия, так как иначе возместить за счёт виновника (его страховой компании) ущерб будет очень сложно.

Экспертиза

Неясность обстоятельств происшествия зачастую требует проведения , которая помогает выяснить, правильны ли были действия водителей, и что именно стало причиной происшествия.

Куда обращаться за страховым возмещением

Бесконтактные аварии являются случаем, покрываемым по . Поэтому получить возмещение по страховке вполне реально, если установлен виновник.

Но одно из требований для возможности прямого урегулирования убытков, то есть получения возмещения в своей страховой, является столкновение двух автомобилей, то есть контакт между ними.

Поэтому при бесконтактных авариях получить возмещение можно только у страховщика виновника, в свою страховую обращаться не положено. Это официальное мнение РСА, и оно закреплено в судебной практике Верховным Судом. Об этом позже.

Лишают ли за это прав

Во-первых, водительских прав могут лишить в качестве за совершение аварии, в которой пострадали люди. Лицо, по вине которого нанесён вред, понесёт ответственность независимо от того, участвовало оно непосредственно в столкновении или нет.

Во-вторых, создавшим бесконтактное ДТП грозит лишение прав за покидание места происшествия, если они уедут. Если действия лица приводят к дорожному происшествию, он сразу становится его участником, даже если его имущество не повреждено, а значит он обязан выполнить все обязанности при ДТП, установленные Правилами. И должен понести наказания в случае их несоблюдения.

Всё это подтвердил Верховный Суд в своём постановлении по делу №78-АД15-4. Поэтому будьте внимательнее на дороге, и если получилось так, что из-за ваших действий возникла аварийная ситуация, убедитесь, что не произошло ДТП, иначе даже из-за незначительного ущерба можно лишиться прав.

Можно ли избежать наказания за покидание места аварии?

Пожалуй, единственный способ остаться с правами в такой ситуации – убедить судью, что вы действовали неумышленно, так как не знали, что произошло ДТП. Но сделать это достаточно трудно, и, пожалуй, без опытного адвоката не обойтись.

К слову, в упомянутом деле водитель не пытался сослаться на неумышленность деяния. Он лишь приводил аргументы о своей непричастности к аварии, пытаясь доказать, что раз его автомобиль не получил повреждения, то и участником аварии он не является, которые, конечно, были отвергнуты судом, так как противоречили показаниям свидетелей и второго участника происшествия.

Судебная практика

Так как по бесконтактным ДТП не раз были судебные разбирательства, сформировалось утверждённые судами условия, при которых человека, из-за которого возник ущерб, можно было признать виновным. Для возникновения ответственности за причинение вреда достаточно:

  • возникновение вреда ;
  • противоправное действие причинителя вреда;
  • взаимосвязь между двумя предыдущими пунктами
  • вина причинившего вред (не требуется при причинении водителем вреда пешеходу, пассажиру и т. п.).

При соблюдении этих условий наступает обязанность возместить вред. Как вы можете заметить, ничего не сказано о способе взаимодействия причинителя вреда и потерпевшего (их имущества). Поэтому при бесконтактных ДТП вполне вероятно признание вины водителя, создавшего помеху.

Это закреплено всеми Высшими Судами. Например, определением Конституционного Суда №701-О, Определением Верховного Суда № 32-КГ14-20, постановлением Президиума ВАС № 1399/13. И этот список неполный.

Однако несоблюдение одного из этих условий является основанием для отказа в возмещении ущерба. Например, в аварии где не пострадавшая сторона невиновна в нарушении ПДД, ответственность за ущерб она нести не будет.

Всё то же самое относится и к пешеходам. Однако вред здоровью водитель будет возмещать даже виновному в аварии пешеходу.

Виноват ли уходивший от столкновения?

Этот вопрос со ссылкой на судебное решение я уже рассматривал в подзаголовке «Тормозить или маневрировать». Сейчас расскажу ещё об одном любопытном случае на эту тему. Он произошёл в Ульяновске и тоже рассматривался Верховным Судом (дело № 80-АД13-5).

Тоже ситуация типичная. Водитель Kia Rio Б. резким перестроением создал помеху для следовавшей за ним водительницы Honda Jazz Р., та совершила резкий манёвр, закончившийся столкновением с отбойником, в результате чего владелица Honda получила телесные повреждения средней тяжести. Верховный Суд однозначно решил, что раз налицо нарушение водителем KIA ПДД (п. 8.1) и создание помехи для попутного транспорта, приведшего к аварии, то он виновен и в причинении средней тяжести вреда здоровью и должен понести за это наказание.

Но в дальнейшем гражданском производстве по иску о возмещении ущерба, предъявленный к причинителю вреда было определена вина Б. на 60%, а 40% вины легло на потерпевшую Р., каждый получил соответствующие его выплаты. Именно здесь Р. припомнили нарушение п. 10.1 ПДД.

Вообще, был шанс уменьшить вину или даже признать невиновной водителя Honda Jazz, сославшись на возникновение «аварийной ситуации», при которой торможение уже не помогло бы избежать происшествия. Почему не было это сделано, а также почему не подавалась апелляция на это решение, мне не известно.

Что же в итоге?

Как итог можно сказать: сложившаяся судебная практика Верховного Суда признаёт виновником аварии водителя, создавшего помеху, однако, чтобы «победить» коварный пункт 10.1 Правил, требуется немало усилий и грамотная юридическая поддержка. И, конечно, многое зависит от региона и судьи, рассматривающего дело, и поведения участников.

Мне известен случай, когда ещё в 2012 году, до упомянутых решений Верховного Суда, создавшего помеху водителя признали виновным и его страховая компания оплатила ущерб, несмотря на то, что пытавшийся уйти от столкновения выехал на встречку. Дело было в Тульской области. Стоит отметить, что была видеозапись происшествия с регистратора и спровоцировавший аварию сразу признал свою вину.

Бесконтактное ДТП – страховой случай

Ущерб, причинённый в таких авариях, однозначно является . Верховный Суд РФ в бюллетене №2 2015 года утвердил, что страховым случаем является причинение вреда независимо от того было или нет прямое взаимодействие автомобилей между собой, правоотношения сторон от типа взаимодействия не изменяются.

Ведь возникает ответственность причинителя вреда, в чём мы убедились в предыдущем подзаголовке, которая страхуется по ОСАГО, следовательно, СК должна возмещать ущерб потерпевшему.

Прямое урегулирование убытков

Решение, что при бесконтактном ДТП прямое возмещение неприменимо, не раз выносилось в судах. И оно закреплено в обзоре судебной практики, утверждённой Президиумом Верховного Суда от 22 июня 2016 года, в пункте 13.

Поэтому ответ на вопрос «В какую страховую обращаться?» однозначен: в СК виновника. Так что, если страховщик виновника посылает вас в вашу страховую, знайте, что он неправ. Напомните ему про формулировку «взаимодействия (столкновения) ТС» в законе об ОСАГО, а также упомянутый обзор практики.

Думаю, после этого мнение СК, о том, кто должен платить, станет правильным. А если нет, подавайте досудебную претензию и . Скорее всего, дело до этого не дойдёт, но на всякий случай знайте, правда – на вашей стороне.

Подведём итоги

  • бесконтактное ДТП – когда повреждения возникают без столкновения авто;
  • к нему применимы все положения Правил по обычным авариям;
  • обязателен вызов ГАИ;
  • является страховым случаем;
  • неприменимо прямое возмещение убытков, обращаться надо в страховую виновника.

Заключение

Как вы поняли, в бесконтактное ДТП, впрочем, как и любое другое лучше не попадать. А если уж такая неприятность случилась, то, скорее всего, придётся немало потрудиться в юридическом плане, чтобы виновник понёс заслуженное наказание, а потерпевший получил компенсацию. Но в последнее время практика меняется в положительную для потерпевших сторону.

А вам приходилось быть участником или очевидцем подобной аварии? Если да, та расскажите, как решилось дело с определением виновности и компенсации вреда в вашей ситуации. А также можете задавать вопросы по статье. Всё это можно сделать в форме комментариев.

Видео-бонус: Что с тобой будет, если не начнёшь спать!

На этом на сегодня всё. Не забывайте про подписку на рассылку статей и возможность делиться прочитанным в социальных сетях. До новых встреч на страницах блога! И будьте аккуратны на дороге.

П. С.: Фотографии взял здесь: drive2.ru/r/honda/999766. На них – Honda Accord Type-S.

Еще по теме:

Комментариев к статье: 12

    Павел

    09.01.2018 | 16:43

    Доброго времени суток, попал в бесконтактное ДТП, виновник остановился, его опросили и отпустили. После этого ГИБДД повёл себя не адекватно. Медицинская экспертиза проведена в 4 месяца, а дальше никаких действий. Потом обвинили в нарушении 10.1. На жалобы в ГУ МВД России пришло постановление через год после ДТП, что срок привлечения меня истек и справка о ДТП, что степень вины не установлена. Как их победить, я не представляю.

    Николай

    11.03.2018 | 03:55

    Добрый день! Могут ли меня признать виновным в ДТП при следующих обстоятельствах. Перед перекрестком за метров 15 высадил товарища, далее при включенном поворотнике перестроился на вторую полосу, чтобы совершить разворот на перекрестке (дорога имела по 4 полосы: по 2 на направление), при перестроении на высокой скорости меня обогнала по встречке машина, в последующем столкнувшаяся с другим автомобилем, который ехал к нам на встречу.

    Роман

    20.03.2018 | 15:11

    Здравствуйте! Ехал по шоссе в левом ряду, как передо мной на «Т» образном перекрестке со встречного движения примерно в метрах 70-ти начал разворот автомобиль и не вписался в поворот, а затем остановился и перекрыл оба ряда по ходу моего движения. Я предпринял экстренное торможение, но он даже не двигался и в последние метра три от него я прижался чуток левея, и он вроде двинулся тем самым вскользь прошел передним колесом по бордюру слева, а вот вторым задним ударился об бордюр, и машина почувствовала опасность, выстрелила мне все три боковые подушки. Его я не зацепил, видео есть. Вызвали ГИБДД, но его отпустили, а я поехал писать объяснительную в отдел и там мне вручили Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Чего посоветуете, я виновен или нет?

Человек спровоцировал дтп, в дтп люди не пострадали, и скрылся с места дтп . Какое наказание ему грозит?

Ответ Юриста:

Если виновник,будет отвечать.
Если будет установлена вина в ДТП, то угрожает ответственность за оставление места ДТП .

ДТП:водитель автомобиля 1, делая разворот на магистрали создал помеху, ехавшему по главной дороге автомобилю 2, в результате

ДТП:водитель автомобиля 1, делая разворот на магистрали создал помеху, ехавшему по главной дороге автомобилю 2, в результате чего автомобиль 2, пытаясь уйти от столкновения вылетел с магистрали и врезался в опору моста. Касания со вторым автомобилем не было. Обошлось без жертв и травм. Ущерб автомобиля более 100 тыс. рублей. Есть свидетели, которые видели как произошло ДТП. Записей с видеорегистраторов или камер нет. Какую ответственность понесет участник ДТП (создавший помеху), если сознается что создал помеху и тем самым спровоцировал ДТП?

Ответ Юриста:

Все находится в зависимости от служащих ГИБДД — посчитают необходимым привлекут к ответственности — в любом случае обращайтесь в СК виноватого с заявлением о возмещении страховки — откажут — через суд взыщите (если составлены документы ГИБДД)
Ответственность имущественная. Я знаком на практике с таким случаем. Все правильно, обращайтесь в страховую, дальше в суд. Но учтите, что вероятнее всего суд и Вашу вину может признать и восполнить не всю сумму, а 1/2 либо 1/3. Все находится в зависимости от событий и даже от судьи. ! Обращайтесь!

Есть ли вероятность выиграть суд?

Попал в ДТП. Двигался по своей полосе, на встречу вылетела машина, пытался уйти от лобового столкновения, свернул влево, на встречную полосу. Удар пришелся в зад. Место столкновения на моей полосе. Меня развернуло и выкинуло с дороги на обочину встречной полосы. Водитель встречного автомобиля сначала признал вину, потом отказался. Был в алкогольном опьянении. В объяснении написала, что двигалась по своей полосе, а на встречную выехал я. ГАИ ничью вину установить не смогли. Дело передают в суд Говорят алкогольное опьянение не является отягчающим обстоятельством, а только сопутствующим, но на возможно именно это спровоцировало ДТП.

Ответ Юриста:

Добрый день Андрей. Если сотрудники ГИБДД не смогли установить ничью вину, то попытайтесь обратиться за консультацией к автоэкспертам, по способности предоставив схему ДТП составленную сотрудниками ГИБДД и фото покоробленных автомобилей. Конкретно они посмотрев документы сумеют найти виновника ДТП, составив соответственное заключение. Обратитесь в страховую компанию, для признания данного варианта страховым. Даже если виновник не установлен, страховая компания в рамках контракта должна оглядеть ваш автомобиль, произвести калькуляцию вреда от ДТП. А так естественно необходимо читать контракт, где прописаны условия и происшествия признания варианта страховым и соответственно выплаты.
Если у виновника просто не было полиса, то это не высвобождает страховую виновника (в случае его признания таким) от выплаты, если полиса вообщем не было или он истек, то вред нужно добиваться конкретно с виновника ДТП. Для установления последовательности ДТП нужно проведение трасологической экспертизы. Вам нужен спец для сопровождения, без помощи других такие вопросы неподготовленному решить будет тяжело, сотрудники ГИБДД и суда на вашу сторону не встанут.

Погибла мама в дтп на пешеходном переходе, есть видио что спровоцировал аварию другой участник движения. можно ли его привлечь

Погибла мама в дтп на пешеходном переходе,есть видио что спровоцировал аварию другой участник движения.можно ли его привлечь к ответственности.Следователь говорит что нет такой статьи. Разве он не виноват, он резко тормознул уже на зебре, напугав при этом пешеходов и отпрыгнув от него они попадают под другой автомобиль?

Ответ Юриста:

Можно ходатайствовать о вербовании нового ответчика, суд будет решать
Наталья, очень тяжело давать советы, потому что нет способности ознакомиться с материалами дела, составлен ли был протокол об АП, схема ДТП, уточните пожалуйста.
Вы повсевременно задаете вопросы. Но дать ответ, Вам сумеет только юрист после ознакомления с материалами проверки по факту произошедшего ДТП. На теоретическом уровне рассуждать можно очень длительно, но результата не будет.
Заключайте контракт с адвокатом на ведение дела.
вот таковой мой Вам совет.
!

Какие могут быть для меня последствия данной ситуации?

Добрый день, вопрос у меня по ПДД, сегодня мой маневр на дороге привел к ДТП я двигался в среднем ряду, левый ряд предусмотрен для поворота на лева, стрелка на лева горела красным и там была пробка, я проехал пробку по среднему ряду и включив поворотник перестроился вперед пробки через сплошную линию, для среднего ряда горел зеленый сигнал светофора, в результате моего маневра с заде следующий транспорт столкнулся друг с другом, на требование проследовать с ними в ГАИ я сказа что, они сами виноваты не соблюдение дистанции и скоростного режима, и уехал с места их ДТП, я не являюсь участником ДТП.

Ответ Юриста:

Могут привлечь по ч. ст.12.27 КОАП РФ — оставление места дтп
Могут привлечь к административной ответственности.

На какие выплаты от страховой мы можем рассчитывать и с какой страховой компаний с нашей или виновника?

У нас случилось ДТП со смертельным исходом. За рулем одной из машин ехал мой отец, пассажиром был мой брат, который и погиб в больнице через несколько часов. Происшествие произошло по вине другого водителя, который, совершая обгон в неположенном месте, выехал на полосу встречного движения, что и спровоцировало ДТП. Умер мой брат, серьезно пострадала машина. На какие выплаты от страховой мы можем рассчитывать и с какой страховой компаний с нашей или виновника? Заранее спасибо за ответ.

Ответ Юриста:

Обращайтесь в страховую компанию виновника.
Ильдар, в процессе расследования уголовного дела нужно заявить штатский иск на сумму порядка 300 тыс.руб. — это компенсация морального вреда!!!

Согласно Правил ОСАГО страховая сумма, в границах которой страховщик при пришествии каждого страхового варианта (независимо от их числа в течение срока деяния контракта неотклонимого страхования) обязуется компенсировать потерпевшим причиненный вред, составляет: в части возмещения вреда, причиненного жизни либо здоровью каждого потерпевшего, — менее 160 тыс. рублей; в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, — менее 160 тыс. рублей; в части возмещения вреда, причиненного имуществу 1-го потерпевшего, — менее 120 тыс. рублей.
Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 года № 1 «О применении судами штатского законодательства, регулирующего дела по обязанностям вследствие причинения вреда жизни либо здоровью гражданина», сумма возмещения вреда, не превосходящая размер страховой выплаты, установленный статьей 7 Федерального закона от 25.

У меня следующая ситуация:
Личная машина (тойота) была припаркована у тротуара, когда в неё врезался другой автомобиль

Здравствуйте! У меня следующая ситуация:
Личная машина (тойота) была припаркована у тротуара, когда в неё врезался другой автомобиль (мерседес), который согласно документам ГИБДД уклонялся от столкновения с другим авто (хундай), который и спровоцировал данное ДТП, не уступив дорогу мерседесу, двигавшемуся по главной дороге.
Первоначально виновником для меня был определён водитель мерседеса. Но она оспорила решение ГАИ, и виновником для всех признали Хундай. Все три машины застрахованы по ОСАГО в Ингосстрахе, который провёл оценку ущерба, определив мне ущерб в 62000 рублей, а мерседесу в 240000 рублей.

Ответ Юриста:

Добрый день.
Вам нужно обратиться с письменным заявлением в страховую компанию виновника ДТП- Ингосстрах.
В течение 30 дней со денька воззвания, страховая компания должна удовлетворить ваши требования или отказать в письменном виде.
В случает отказа нужно обратиться в суд.
Суд взыщет не только лишь сумму причиненного вреда, да и судебные расходы, штраф в размере 50 процентов от присужденной валютной суммы, также неустойку.
Руслан!

В Вашем случае можно оспорить размер возмещения страховой, но дело будет очень муторным. Выиграть суд в отоношении виновника ДТП проще, но взыскание востребует также значимых временных издержек. Оценить размер оплаты моих услуг можно только после подробного исследования имеющихся у Вас материалов.

Оппонент перед поворотом налево во двор заблаговременно перестроился на встречную полосу, предназначенную для движения

Оппонент перед поворотом налево во двор заблаговременно перестроился на встречную полосу, предназначенную для движения маршрутных т.с., чем спровоцировал ДТП однако апеллируя п. 18.2 абзац 2, …Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее… утверждает, что ПДД не нарушал, так ли это, если нет, то как аргументировать

Ответ Юриста:

Ваш оппонент прав. Для аргументации нужно ознакомиться с материалом.

На их встречную полосу вылетела машина что и спровоцировала аварию в результате произошла авария я хотела бы уточнить

Здравствуйте, у меня такой вопрос мой муж в 2013 году после дтп погиб, он был пассажиром сидел рядом с водителем. на их встречную полосу вылетела машина что и спровоцировала аварию в результате произошла авария я хотела бы уточнить сумму страховой выплаты в РГС. мне говорят что я получу 80000 руб

Ответ Юриста:

Мы не знаем сумму выплаты — она складывается зависимо от вреда, но от виноватого вы вправе просить моральный вред для себя и детям (если они есть)
Линара Рашитовна, если вы желаете взыскать моральный вред с виновника дтп, вам нужно обратиться в суд по месту проживания обвиняемого с штатским иском, и приложить вступивший в легитимную силу приговор по уголовному делу.

Что в следствии привело к поломке двигателя?

Дтп произошло в пвгусте. Я была за рулем авто, которое принадлежит свекрови. Виновник аварии грузовик, принадлежавший юр лицу. После оценки страховой выплатили сумму, очевидно не покрывающую расходы. Поскольку свекровь живет в другой стране у нас не было возможности подать в суд Вызывали эксперта из страховой для оценки внутренних повреждений. После проверки было разрешено ездить на данном авто. Спустя 3 месяца выходит из строя двигатель по неизвестной причине. Это может быть связано с произошедшей аварией.

Ответ юриста по теме вопроса: — спровоцировал дтп

Моральный вред в этом случае не предусмотрен законом
Вам необходимо обратиться за независящей оценкой в процессе которой установить в итоге чего произошли такие последствия, если в итоге ДТП то сможете добиваться возмещения если же по вашей вине то СК не должна вам.

В 2008 году попал в ДТП, перелом обеих ног. После больницы переселился на квартиру Матери. Квартира Матери находиться в

В 2008 году попал в ДТП, перелом обеих ног. После больницы переселился на квартиру Матери. Квартира Матери находиться в посёлке населением 250 человек, в доме всего 8 квартир. В квартире под нами проживает одинокая женщина 65 лет с сыном 38 лет. Она изначально диктовала Матери, условия проживания, типа, ходить в войлочных тапочках и вообще, сидеть, как мыши! Дому 50 лет, поэтому, хорошая слышимость.
Проживаю в квартире с Матерью 70 лет и мне 50 лет, инвалид, праздники мы не устраиваем, гости практически не бывают.

Ответ Юриста:

Добрый день, Андрей Николаевич!
Подавайте в прокуратуру жалобу по ст. 10 ФЗ о прокуратуре и приведите все вероятные подтверждения инсинуации, чтоб Вас нельзя было привлечь по ст. 306 УК РФ. Будут вопросы, пишите.

Жена стала виновницей ДТП при повороте налево, не уступив едущему в прямом направлении мотоциклу типа кроссовик"

Добрый день, ситуация в следующем. Жена стала виновницей ДТП при повороте налево, не уступив едущему в прямом направлении мотоциклу типа кроссовик т.е. он не имеет права передвигаться на нем по дорогам общего пользования. В результате столкновения у него проблемы с позвоночником и предварительно находиться в больнице ему пол года. Вопрос: как я понимаю в любом случае жена виновата, но как может отразиться на вынесении решения в суде тот факт что он уже изначально нарушал ПДД и тем самым спровоцировал ДТП?

Ответ Юриста:

В Вашем случае никак не отразиться, он же не совершал нарушения ПДД, спровоцировавшего это ДТП.

Родственник попал в ДТП, вернее спровоцировал http://www.youtube.com/watch?v=UWtcmla5ZAs (он на белой хонде). В результате

Родственник попал в ДТП, вернее спровоцировал http://www.youtube.com/watch?v=UWtcmla5ZAs (он на белой хонде). В результате пострадала пенсионерка Суд признал его виновным и назначил выплатить 250 т.р. С приставами было решено, что будет платить 35% от з/п, но бубушка требует всю сумму сразу. Приставы требуют продать машину. Правомерно? У него несовершеннолетняя дочь, ипотека

Ответ Юриста:

Требование не совершенно правомерное! Обе стороны осознать можно, а вот разрешить… Машина нужна не для развлечений тогда и это неправомерное требование. А если у него заработная плата копейки, то и выплаты затянутся на годы, а бабушке на данный момент необходимо поправлять здоровье…

Должен ли был суд вызвать всех участников ДТП?

При ДТП, с участием нескольких тс, виновником признан водитель снегоуборочной машины. ДТП было бесконтактным, но спровоцировано водителем данной машины. Позже состоялся суд где водитель обжаловал постановление об административном правонарушении ГИБДД и был признан невиновным в совершении ДТП. должен ли был суд вызвать всех участников ДТП? или хотя бы уведомить, о предстоящем суде? Могут ли другие участники ДТП опротестовать решение суда

Ответ Юриста:

Олег Викторович! Другие участники ДТП могут обжаловать решение судьи,оснований довольно.Обратитесь к местным юристам,посодействуют.!

Было дтп я ударился головой но непридал этому значения. Вечером начала болеть голова, но так-как у меня гипертония подумал

Было дтп я ударился головой но непридал этому значения.Вечером начала болеть голова,но так-как у меня гипертония подумал что из-за стресса поднялось давление.Три дня сбивал его,а на 4 день у меня начала неметь рука.Я обратился приёмное отделение больницы,где мне поставили диагноз остехондроз.Потом усиленно лечили от него.Боли в шее продолжались.Я выпросил сделать рентген,который показал что у меня смещение дисков шейного отдела позвоночника и протрузии,как мне объяснила потом невролог уменя уже были проблемы,А УДАР при аварии спровоцировал процесс.

Ответ Юриста:

По сути не приятная ситуация, но если б вы написали о сотрясении, можно было бы дальше вести войну, а так смотрится примерно — «Я ударился головой и нашел мозоль на пятке»



Просмотров