Исторические предпосылки формирования финансового права. История становления и развития науки финансового права в россии. Контрольные вопросы и задания


План

Введение
Понятийный аппарат

    Методика
    Педагогическое руководство
    Педагогический процесс
    Коллектив
    Хореографический коллектив
    Народный танец
Глава I Методика педагогического руководства коллективом
1. Педагогический процесс
а) Воспитание
б) Обучение
в) Развитие
2. Педагогическое руководство
3. Методика педагогического руководства коллективом
Глава II Методика педагогического руководства коллективом народного танца
    Формирование школы народно-сценического танца
    Методика педагогического руководства коллективом народного танца
Заключение
Библиографический список

Введение

На рубеже XX-XXI века главной проблемой народно-сценического танца является спад в его развитии и популярности в хореографической деятельности Практически потеряны фольклорные истоки народного танца. Современные и иные виды хореографии начали вытеснять народный танец со сцены.
Народный танец один из древнейших видов народного искусства. Он складывался и развивался под влиянием географических, исторических и социальных условий жизни народа. Народный танец конкретно выражает стиль и манеру исполнителя каждого народа и неразрывно связан с другими видами искусства. Возникновению школы народно-сценического танца предшествовал длинный исторический путь. Путь этот был непростым. Были признания и порицания, подъемы и спады.
Народный танец не может исчезнуть со сцены, он должен развиваться, при этом нужно оставлять все, что наработано годами, веками, раскрывая что-то новое и интересное для нынешнего поколения. Необходимо сохранить и осовременивать репертуар. Главным критерием работы коллектива выступают особенности репертуара – жанрово-тематическая направленность, уровень художественности, орнаментальность сценических решений и форм. В каждом коллективе народного танца свой подход к формированию репертуара. В любительском коллективе присутствует использование репертуара профессиональных ансамблей народно-сценического танца. При этом соотносятся возможности исполнителей любительского коллектива, а также самостоятельный подбор материала для создания хореографического произведения и как итог сценическое выступление, которое превращает участников в артистов, приобщая их к миру искусства.
Но для создания, формирования целостного коллектива народного танца, для удержания его участников, руководителю необходимо знать методику педагогического руководства коллективом народного танца.
Педагог должен быть грамотным специалистом, понимающем назначение народного танца в любительском творчестве. Он должен быть одновременно руководителем, воспитателем, организатором, которому необходимо выстраивать педагогический процесс. Целью педагогической деятельности является: воспитание, развитие, обучение.
В целом, тема «Методика педагогического руководства коллектива народного танца» является актуальной на данном современном этапе развития культуры, искусства, общества в целом.
Трудность в написании этой работы заключается в том, что целостной теории, материала по данному вопросу не существует, хотя некоторые аспекты мы можем найти в практических материалах педагогов, хореографов (Борзов А.А., Настюков Г.А., Уральская В.И., Ткаченко Т.С., Бриске И.Э. и т.д.)
Также этот вопрос можно найти в смежных науках и видах искусства, теории и результатах исследования, которые мы можем адаптировать к данной теме (Ивлева Л.Д., Тарасов Н.И., Соколовский Ю.Е., Боголюбская М.С., Громов Ю.И.).
Сущность педагогического процесса рассматривают такие авторы как Подласый И.П., Дуранов М.Е., Немов Р.С., Сластенин В.А. и т.д.
Цель работы: исследовать состояние данной проблемы в педагогике, психологии, хореографии.
Объект: методика педагогического руководства.
Предмет: коллектив народного танца.
Задачи:
    Рассмотреть понятийный аппарат.
    Изучение литературных источников и выявление степени разработанности данной проблемы.
    Теоретическое обоснование педагогического руководства коллектива.
    Определение методики педагогического руководства коллективом народного танца.
Гипотеза:
Руководство коллективом народного танца может осуществляться как целостный педагогический процесс при условии:
- целеполагания, т.е. при определении целей, задач
- определенной репертуарной политики;
- определения специфики коллектива народного танца;
- определенной методики на основе закономерностей педагогического процесса.

Понятийный аппарат

1.Методика – а) Определенный способ осуществления практической или теоретической деятельности; алгоритм конструирования и организации деятельности (воспитательного процесса).
б) Определенная область знаний, как и любая наука, методика представляет собой, с одной стороны, особую сферу человеческой деятельности, функция которой является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. С другой стороны, методика представляет собой и результат этой деятельности, то есть полученные и систематизированные знания.
Понятием методика обозначают как отрасль науки в целом, так и отдельные ее разделы, области знаний, а также знания о конкретных способах осуществления какой-либо деятельности (22,с.57).
2.Педагогическое руководство – управление коллективом. Управлять ученическим коллективом – это значит управлять процессом его функционирования, использовать коллектив в качестве элемента воспитания учеников с учетом той стадии развития, на которой он находится.
В педагогическом руководстве используется: комплекс педагогических воздействий на коллектив; постоянная забота членов коллектива друг о друге; создание таких ситуаций в жизни коллектива, которые способны его положительному влиянию на отдельных членов; расширение функций ученического самоуправления; объединение усилий всех тех, кто участвует в работе с коллективом (30,с.221).
3.Педагогический процесс (лат. процессус-движение вперед, изменение) – развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс – это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качестве личности (17,с.162).
4.Коллектив как психолого-педагогическое явление в научной и методической литературе понимается различно. В одном случае под коллективом понимают любое организованное объединение людей, в другом – высокую степень развития группы.
а) Коллектив – социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения (20,с.358.).
б) Коллектив – это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения (21,с.216.).
в) Коллектив – группа людей, объединенных совместной, целеустремленной деятельностью и общей организацией этой деятельности. Создается и укрепляется в ходе решения практических задач (16).
5. Хореографический коллектив – это добровольное объединение единомышленников, динамически и демократически развивающееся, а также имеющее общественно-значимые цели, общие задачи, и осуществляющее совместную хореографическую деятельность на основе позитивных норм морали под руководством художественного руководителя – педагога-хореографа.
Сущность данного понятия имеет разную статусность, поэтому можно выделить: самодеятельный коллектив, как самостоятельный творческий организм; коллектив функционирующий на базе дворца культуры; и как один из видов – коллектив в профессиональных высших учебных заведениях.
6. Народный танец – результат коллективного творчества. Переходя от исполнителя к исполнителю, из поколения в поколение, из одной местности в другую, он обогащается, достигая в ряде случаев высокого художественного уровня, виртуозной техники. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, пластический язык, особая координация движений, приемы соотношения движений, приемы соотношения движения с музыкой (1,с.363.).

Глава 1. Методика педагогического руководства коллективом.

§1. Педагогический процесс

Латинское слово «процессус» означает «движение вперед», «изменение». Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс – это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса
Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс, – педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Сам педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и участников коллектива, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты – целевой, содержательный, деятельностный, результативный.
Педагогический процесс в коллективе народного танца – это процесс трудовой, он, как и любой другой трудовой процесс, осуществляется для достижения общественно значимых целей. Специфика педагогического процесса в том, что труд руководителей и труд участников коллектива сливаются воедино, образуя своеобразные отношения участников трудового процесса – педагогическое взаимодействие.
Целостность, общность, единство – главные характеристики педагогического процесса, подчеркивающие подчинение всех составляющих его процессов единой цели. Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается: 1) в единстве и самостоятельности процессов, его образующих; 2) в целостности и соподчиненности входящих в него обособленных систем; 3) в наличии общего и сохранении специфического (17,с.162-176.).
На этапе подготовки педагогического процесса (подготовительном) создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На данном этапе решаются следующие важные задачи: целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.
Сущность целеполагания (обоснования и постановки цели) состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель, стоящую перед системой образования, в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса и в имеющихся конкретных условиях.
Поставить правильную цель, определить задачи процесса невозможно без диагностики. Педагогическая диагностика (от греч. «диа» – прозрачный и «гнозис» – знание) – это исследовательская процедура, направленная на «прояснение» условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс.
За диагностикой следует прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования (приставка «про» указывает на опережение) заключается в том, чтобы заранее, предварительно, еще до начала процесса оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных условиях.
Завершается подготовительный этап в хореографическом коллективе, скорректированным на основе результатов диагностики и прогнозирования проектом организации процесса, который после окончательной доработки воплощается в план. План – это итоговый документ, в котором точно определено, кому, когда и что нужно делать.
Завершается цикл педагогического процесса в хореографическом коллективе этапом анализа достигнутых результатов (заключительный). Зачем это нужно? Чтобы в будущем не повторить ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо организованном, процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего. Анализируя – обучаемся. Расчет тот хореограф, который извлекает пользу из допущенных ошибок. Поэтому взыскательный анализ и самоанализ – верный путь к вершинам педагогического мастерства.
Доминирующая функция процесса обучения – обучение, воспитания – воспитание, развития – развитие. Но каждый из названных процессов выполняет в целостном процессе и сопутствующие функции (30с.152-163.).

1. Воспитание

В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс). Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие педагогов-хореографов и исполнителей, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. Процесс воспитания – это организованное, целенаправленное руководство в коллективе народного танца воспитанием участников в соответствии с целями, поставленными обществом.
Процесс воспитания – процесс многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность данного процесса.
Воспитательный процесс отличается длительностью. Процесс воспитания в коллективе народного танца – процесс комплексный. Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности.
Цель воспитания – это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия.
Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания. Сегодня главная цель воспитания - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности исполнителя с учетом его возрастных особенностей.
Умственное воспитание вооружает участников коллектива народного танца системой знаний. В ходе и в результате усвоения необходимых знаний закладываются основы научного мировоззрения. Мировоззрение – это система взглядов человека на природу, общество, труд, познание. Мировоззрение – это могучее орудие в творческой, преобразующей деятельности человека.
Физическое воспитание – неотъемлемая составная часть в работе с хореографическим коллективом. Задачи физического воспитания следующие:
    укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
    повышение умственной и физической работоспособности;
    развитие и совершенствование природных двигательных качеств;
    обучение новым видам движений;
    развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и других);
    формирование гигиенических навыков;
    воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);
    формирование потребности в постоянных и систематических занятиях физкультурой и спортом;
    развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.
.
Нравственное воспитание. Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям. Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения в коллективе народного танца соответствующих нормам общества.
Эмоциональное (эстетическое) воспитание – еще один базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у участников коллектива данного вида танца (13,с.324-330.).

2. Обучение

Одним из двух главных процессов, составляющих целостный педагогический процесс, является процесс обучения.
Это очень сложный процесс объективной действительности, уступающий, быть может, только процессам воспитания и развития, составной частью которых он является. Вот почему дать полное и всестороннее определение этого процесса очень трудно. Он включает большое количество разнообразных связей и отношений множества факторов различного порядка и различной природы. Отсюда и множество определений процесса.
В современном понимании для обучения характерны следующие признаки: 1) двусторонний характер; 2) совместная деятельность руководителя и участников коллектива; 3) руководство со стороны педагога; 4) специальная планомерная организация и управление; 5) целостность и единство; 6) соответствие закономерностям возрастного развития исполнителей; 7) управление развитием и воспитанием участников.
Дидактика - это часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. Дидактика – наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.
Главные задачи образования в коллективе народного танца:
    удовлетворение национально-культурных потребностей населения, воспитание физически и морально здорового поколения;
    обеспечение усвоения учащимися системы знаний, определяемой общественными и производственными потребностями;
    формирование научного миропонимания, политической, экономической, правовой культуры, гуманистических ценностей и идеалов, творческого мышления, самостоятельности в пополнении знаний;
    выработка у участников осознанной гражданской позиции, человеческого достоинства, стремления к участию в демократическом самоуправлении, ответственности за свои поступки.
Содержание учебного процесса в коллективе народного танца определяется учебными планами, учебными программами по предметам и фиксируется в учебных книгах, электронных накопителях информации. На основе учебного плана составляются учебные программы.
Общие требования, которым должен отвечать качественный современный урок народно-сценического танца
    Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.
    Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.
    Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности участников коллектива с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.
    Установление осознаваемых участником межпредметных связей.
    Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития участников коллектива народного танца.
    Мотивация и активизация развития всех сфер личности.
    Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
    Эффективное использование педагогических средств.
    Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом участников.
    Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
    Формирование умения ходить на занятия, потребности постоянно пополнять объем знаний.
    Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока (17,с. 292-523.).

3. Развитие

Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в качественные и наоборот.
Результат развития – становление человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, включающим в себя морфологические, биохимические, физиологические изменения. А социальное развитие находит выражение в психическом, духовном, интеллектуальном росте.
Если человек достигает такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность, то такого человека называют личностью. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития.
Развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс.
На развитие влияет наследственность, среда и воспитание, а также деятельность личности. В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Деятельность может быть активной и пассивной.
Учет возрастных особенностей в хореографическом коллективе – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, руководитель регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.
В человеческом развитии проявляется общее и особенное. Общее свойственно всем людям определенного возраста, особенное отличает отдельного человека. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным – индивидуальностью. Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности, которые заметно отличают данного человека от других людей.
Отечественная педагогика стоит на иных позициях – воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход как важный принцип педагогики заключается в управлении развитием исполнителя, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни. (30,с.230-235)

§2. Педагогическое руководство коллективом

Хореографический коллектив непрерывно меняется, потому что непрерывно меняются люди, его образующие. Изменяется и характер влияния коллектива на личность. В некоторых коллективах народного танца процессы развиваются так интенсивно и быстро, что даже специалисты не успевают за ходом событий. Однако, вглядевшись повнимательнее, видим – процесс развития коллектива отнюдь не стихийный, а педагогически управляемый. Эффективность управления зависит от того, в какой мере исследованы закономерности его развития, насколько правильно руководитель коллектива народного танца диагностирует ситуацию и выбирает средства педагогического воздействия.
Управлять коллективом народного танца – это значит управлять процессом его функционирования, использовать коллектив в качестве инструмента воспитания учеников с учетом той стадии развития, на которой он находится. Управление будет тем эффективнее, чем полнее учитываются особенности коллектива и его возможности самоуправления. Управление коллективом народного танца осуществляется как два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса: 1) сбора информации об участниках коллектива; 2) организации адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью совершенствовать сам коллектив и оптимизировать влияние его на личность каждого отдельного участника.
Важнейшее условие оптимизации – интеграция оказываемых на коллектив народного танца воспитательных воздействий в единую систему, обеспечивающую непрерывность этих процессов. Такая интеграция достигается путем: 1) использования комплекса педагогических воздействий на коллектив; 2) постоянной и многосторонней заботы членов коллектива друг о друге в повседневной жизни; 3) создания таких ситуаций в жизни коллектива, которые способствуют его положительному влиянию на отдельных членов; 4) расширения функций самоуправления участников; 5) объединения усилий всех тех, кто участвует в работе с коллективом.
В практике педагогического управления коллективом народного танца необходимо соблюдать следующие важные правила:
1. Разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением участников коллектива к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу и самодеятельность. Не подавлять, а умело направлять активность ребят, не командовать, а сотрудничать с ними
2. Коллектив – динамическая система, он постоянно изменяется, развивается, крепнет. Поэтому педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным. Руководитель по мере развития коллектива постепенно меняет тактику управления, развивает демократию, самоуправление, общественное мнение и на высших стадиях развития коллектива вступает в отношения сотрудничества с участниками коллектива, данного вида танца.
3. Формализм – злейший враг воспитания. Перестройка управления коллективом заключается не только в пересмотре целей и содержания коллективистского воспитания, которые обретают личностную направленность, но также и в смене объекта педагогического управления. Им становится требующая квалифицированной педагогической помощи развивающаяся личность.
4. Показатель правильного руководства – наличие в коллективе общего мнения по важнейшим вопросам.
5. Демократизация воспитания не означает упразднения контроля за выполнением членами коллектива своих обязанностей.
6. Психологические исследования показали, что межличностные отношения в коллективе имеют многоуровневую структуру. Первый уровень образует совокупность межличностных отношений непосредственной зависимости (персональных отношений). Второй уровень образует совокупность межличностных отношений, опосредованных содержанием коллективной деятельности и ценностями коллектива (партнерские отношения). Третий уровень образует систему связей, выражающих отношение к предмету коллективной деятельности (мотивационные отношения..
7. Одна из причин неблагоприятного положения участников в системе коллективных отношений – неадекватность выполняемых ими ролей реальным возможностям. Если постоянные или временные поручения не способствуют их интересам или возможностям.
8. Исследования показали, что благоприятное или неблагоприятное положение в коллективе участники занимают уже в начальный период своего пребывания в коллективе, и в дальнейшем оно оказывается для большинства стабильным. Для того чтобы руководство этим процессом было эффективным, необходимо контролировать факторы, влияющие на положение участника в системе стихийно складывающихся внутриколлективных отношений. К таким факторам относятся: особенности самого участника коллектива (сдержанность, эмоциональность, общительность, оптимизм, внешняя привлекательность и т. д.); черты, характеризующие его нравственный облик (внимательное отношение к товарищам, справедливость и т. д.); физические данные (сила, красота, ловкость и т. п.).
9. Положение участника в хореографическом коллективе зависит также от норм и стандартов принятых в коллективе отношений, коллективных ценностных ориентации.
10. На положение участника весьма ощутимо влияет изменение характера деятельности в коллективе народного танца. Тогда появляются новые лидеры, которые занимают в силу своей компетентности ведущее положение.

§3. Методика педагогического руководства коллективом

1.Классификация методов.
Методов и особенно различных версий (модификаций) в педагогической литературе указывается так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение. Классификация методов - это выстроенная по определенному признаку Система методов, которая помогает обнаружить в них общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению. Опираясь на классификацию, руководитель не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше понимает назначение, характерные признаки различных методов и модификаций.
Можно условно выделить группы методов прямого и косвенного педагогического влияния.
Методы прямого педагогического влияния предполагают немедленную или отсроченную реакцию участника хореографического коллектива и его соответствующие действия, направленные на самовоспитание.
Методы косвенного педагогического влияния предполагают создание такой ситуации в организации деятельности, в которой у исполнителя формируется соответствующая установка на самосовершенствование, на выработку определенной позиции в системе его отношений с руководителем, другими участниками данного коллектива.
В настоящее время наиболее распространенной является классификация методов воспитания И.Г. Щукиной на основе направленности - интерактивной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и профессиональную сторону методов воспитания. Она выделяет три группы методов: методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, инструктаж, доклад, пример), методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнения, поручения, воспитывающие ситуации); методы стимулирования (соревнования, поощрение, наказание) (13,с.300-325.).

2. Стиль и методы руководства коллективом

Методами руководства называются принятые в обществе на данном этапе его развития законные способы воздействия руководителей на подчиненных им людей с целью побуждения их к определенным действиям. Наиболее известные из методов руководства - это административные, экономические, правовые, морально-психологические. При использовании административных методов акцент ставится на имеющейся у руководителя официальной или неофициальной власти над участниками его коллектива. Преобладание в руководстве экономических методов характеризуется широким применением материальных стимулов. Правовые методы воздействия связаны со знанием и использованием руководителем законов в обращении с участниками. Морально-психологические – это средства воздействия, характеризующиеся непосредственным обращением руководителя к нравственности, совести, порядочности, морали, чувству долга, сострадания и т. п.
Методы и стиль руководства связаны друг с другом и относительно независимы друг от друга. Их взаимосвязь выражается в том, что доминирование в обществе одного из методов руководства сопровождается, как правило, преобладанием близкого к нему по существу стиля руководства.
Существуют три аспекта практической оценки характера какого-либо конкретного стиля руководства в хореографических коллективах: авторитарность, демократичность и либеральность. Каждый из трех названных аспектов стиля руководства имеет свои достоинства и недостатки. Авторитарность, например, позволяет поддерживать в коллективе порядок и дисциплину. Нередко она обеспечивает слаженную и успешную работу коллектива в экстремальных условиях, при наличии конфликтов и недостаточной опытности членов коллектива в профессиональном и межличностном планах (установление друг с другом нормальных деловых и личных отношений).
Демократичность в действиях руководителя выглядит гораздо более привлекательной, чем авторитарность. Демократичный стиль руководства создает наиболее благоприятные условия для обучения и воспитания.
Либеральный стиль для хореографического коллектива, пожалуй, больше подходит, чем для многих других коллективов, и главная его педагогическая ценность состоит в том, что данный стиль руководства предоставляет максимум творческой самостоятельности членам коллектива. Но у него имеется существенный недостаток: при этом стиле руководства отсутствуют порядок и дисциплина в коллективе, поэтому на практике либеральный стиль руководства желательно сочетать с некоторыми временными к месту используемыми авторитарными тенденциями (14,с.468).

3. Предупреждение и устранение конфликтов в работе коллектива

В зависимости от степени благоприятности их исходов можно выделить пять способов поведения людей в конфликтных ситуациях: сотрудничество, компромисс, избегание, уступка, соперничество. Сотрудничество – это такая форма поведения, которая не допускает не только возникновения конфликта как такового, но и противоречия.
Компромисс представляет собой способ поведения, при котором быстро находится нужное решение, в основном устраивающее обе стороны, но за счет некоторых уступок. Избегание характеризуется уходом от конфликтогенных ситуаций. Уступка представляет собой отказ от борьбы в пользу другого лица. Соперничество – это прямая конфронтация, при которой ни одна из сторон не желает уступать другой ни в чем.
В работе коллективов межличностные конфликты неизбежны. Однако здесь они особенно опасны, так как неблагоприятно сказываются на качестве обучения и воспитания. Конфликты можно разделить на две основные группы: деловые и личностные. Первые возникают на почве несовпадения мнений и поступков членов коллектива при решении ими проблем делового характера, а вторые – на основе противоречий в личностных интересах.
Большинство конфликтов по своей природе субъективны и имеют в основе одну из следующих психологических причин;
    недостаточно хорошее знание человека;
    неправильное понимание его намерений;
    неверное представление о том, что он на самом деле думает;
    ошибочная интерпретация мотивов совершенных поступков;
    неточная оценка отношения данного человека к другому.
Возникновение любой из этих причин, любого их сочетания приводит на практике к унижению, достоинства человека, порождает с его стороны справедливую реакцию в форме обиды, которая, в свою очередь, вызывает такую же реакцию невольного обидчика, причем ни тот, ни другой человек не в состоянии понять и осознать причины взаимно неприязненного поведения. Конфликты такого рода можно предупреждать и снимать следующим образом. Во-первых, прежде чем реагировать на действия другого лица, необходимо выяснить, почему данный человек поступает так, а не иначе. Во-вторых, необходимо побудить участников конфликта на установление прямого контакта друг с другом, на Открытое, непредвзятое обсуждение и совместный анализ сложившейся ситуации. Это требует от руководителя большой индивидуальной работы, проводимой с каждым из участников конфликтной ситуации, их предварительной психологической подготовки к общению друг с другом, взаимного положительного настроя, рассчитанного на то, чтобы снять возникший конфликт.
Иногда и такие меры не помогают. Тогда остается одно средство: создать конфликтующим людям такие условия для работы, чтобы длительное время они не контактировали друг с другом.
Конфликты личностного плана предупреждать и устранять труднее, чем деловые, так как они основываются на глубоких внутренних противоречиях, которые связаны с чертами характера, со взглядами на жизнь, с убеждениями и социальными установками.
В целом позиция специалистов по отношению к разрешению межличностных конфликтов достаточно оптимистична: конфликты управляемы, и их можно разрешать. Осознание роли переговорных статей и навыков эффективного поведения в конфликтных ситуациях привело к усилению внимания к возможности развития и формирования этих навыков (14,с.474.).
Итак, все, что рассматривают авторы в учебных пособиях по педагогике:
-педагогический процесс
-составляющие педагогического процесса (воспитание, обучение, развитие)
-педагогическое руководство
-стили и методы педагогического руководства
-конфликт в коллективе
-методика педагогического руководства коллективом,
все это относиться и к педагогической деятельность в коллективе народного танца.

Глава 2. Методика педагогического руководства коллективом народного танца

§1. Формирование школы народно-сценического танца

Термин «народно-сценический танец» появился в России в XX в. в результате возникновения целого ряда профессиональных ансамблей народного танца, как самостоятельного вида хореографической деятельности, призванного сохранять, развивать и пропагандировать народное танцевальное творчество. Являясь преемником характерного танца, который в результате разделения сценического танца в XIX в. на две самостоятельные ветви, он впитал все лучшее из эволюционного опыта, одновременно обогащаясь образцами многонациональной танцевальной культуры, находясь в тесном взаимодействии с другими видами хореографии и музыкой.
Народный танец- результат коллективного творчества. Переходя от исполнителя к исполнителю, из поколения в поколение, из одной местности в другую, он обогащается, достигая в ряде случаев высокого художественного уровня, виртуозной техники. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, пластичный язык, особая координация движений, приемы соотношения движения с музыкой (1,с.363).
Красота, эстетическая ценность народных танцев известна издавна. Не рассчитанные на специальный зрительный просмотр, они вместе с тем из века в век, от поколения к поколению накапливали и оттачивали гармонию Составляющих их выразительных средств. Немало путешественников, разъезжающих по разным странам мира, в своих путевых дневниках оставили нам описание ярких впечатлений, которые вынесли они от знакомства с танцами тех или иных народов. Составляя часть ритуала, обычаев, сценария традиционных праздников и гуляний, народный танец был органичной частью этих бытовых событий. Лучшие из танцев и после изменения уклада жизни и отмирания того или иного ритуала сохранились и составили художественную сокровищницу народного искусства (27,с.84-85).
Опыт сценического исполнения народных танцев, конечно, тоже имеет довольно длительную историю.
Зачатки народности в IX-XII и характерности балетного искусства прослеживаются в деятельности актеров-профессионалов синтетического типа. Бурно расцвело искусство бродячих жонглеров, трубадуров, менестрелей. Их движения, подсмотренные в народных зрелищах отличались виртуозностью и разнообразием темпа, амплитуды, положений рук и корпуса. В их выступлениях оттачивались и определялись танцы разных видов: быстрые, резвые, в дальнейшем получившие названия бранль, гальярда, сальтарелла, и медленные - благородные бассдансы
В эпоху Возрождения еще полностью сохраняются черты синтетического театра, но все большее место в нем уделяется музыкальному искусству. Народ быстро улавливал новые веяния театральной жизни. Его пляски обогащались разнообразным ритмом, движения накладывались на ритмический рисунок песен чаще всего резвого, веселого характера и за счет этого становились структурнее и техничнее.
Конец XVII века стал значительной вехой в истории мирового балета. На театральной сцене того времени народному танцу отводилось незначительное место. Чем больше оформлялась профессионализация танцевального искусства, тем дальше оно уходило от своих народных источников.
Жан-Жорж Новерр рекомендовал обратиться к изучению народных танцев и видел в них истоки сценических танцев. Он указал не только перспективы обогащения балета новыми видами танца, но и обозначил принципы переосмысления хореографии и способы внесения свежей струи в застывшее, каноническое искусство.
На рубеже веков в эпоху преромантизма, обращение к народному творчеству или его элементам уже не редкость Народный танец приобретает свое «характерное» имя и авторитет. Популярность характерного танца растет у исполнителей, он используется постановщиками не только как контрастный прием, но и действенный элемент (11,с.37).
Возникновение сценического танца связано с профессионализацией танцевального искусства. Развиваясь и видоизменяясь на протяжении ряда веков, сценический танец опирался на народный танец, претворяя его в сценические образы. Долгое время приоритет отдавался «серьезному» («благородному») танцу, одна из ветвей которого канонизировалась и в XIX в. получила название «классический танец». Другая ветвь – «demi-саrасtеге» или «demi-сlassic» («полухарактерный» или «полуклассический»), - для нее характерен отказ от классических канонов и наиболее традиционным было отражение пасторальных, а затем и «сельских картин». Деятельность Хильфердинга, Новерра, Анджьолини, Доберваля, Вигано, Дюпора, Бурнонвиля а также Вестриса, Гарделя, Эльслер, Тальони, Гризи и др. подготовила формирование новых традиций этого жанра, в котором вместо персонажей «ниоткуда», создавались более глубокие образы на национальной основе, что и нашло отражение в теории Карла Блазиса (11).
Образцы народного творчества и быта приспосабливались к специфическим требованиям балетного театра постепенно. Динамика этого процесса отражена в эволюции сценической формы дивертисмента, который только к концу XIX в. в творчестве Петипа, Иванова, Горского был осмыслен как часть структуры балетного спектакля, где на него стала возлагаться определенная драматическая функция..
Исполнитель русских и цыганских плясок Иван Лобанов глубоко изучал плясовой фольклор и старался передать дух национального танца в дивертисментах на темы не только русских, но и польских, венгерских, цыганских народных танцев.
Хореограф Парижской Академии танца Артур Сен-Леон определил следующий этап развития характерного танца. Он создает характерные балеты: «Сальта-релло», «Валахская невеста», «Марки-танка», «Стелла», «Конек-Горбунок». Балетмейстер использует новый метод построения характерного танца, в основе которого лежит одно-два национальных движения, сочетающихся с классическими па, стилизованными под бытовые. Им осуществляется и стилизация классического танца, в котором появляются движения ног, не свойственные классической манере. В балетный обиход вводятся итальянские, венгерские, испанские, польские танцы.
В начале XX в. в соответствии с новыми художественными течениями в области живописи и театра характерный танец вступает в третий этап своего развития. Этот этап открывается работами М. Фокина и А. Горского. Особенно ценной для нас является реформаторская деятельность М. Фокина. Он стремился очистить характерный танец от тривиальностей и штампов, создавая блестящие произведения, учитывая особенности народной хореографии и относясь к ней как богатейшему пласту национальной культуры. Он создавал танцевальные симфонии: «Арагонская хота», «Половецкие пляски», «Шахерезада», «Петрушка».
Ни один ведущий балетмейстер ушедшего века не прошел мимо народной хореографии.. В арсенале характерного танца помимо указанных работ Фокина немало других творческих удач. Это: «Дон-Кихот» и «Конек-Горбунок» А. Горского, «Ночь на Лысой горе» и «Пульчинелла» Ф. Лопухова, «Пламя Парижа» и «Партизанские дни» В. Вайнонена, «Тарас Бульба» Р. Захарова, «Лауренсия», «Сердце гор» В. Чебукиане, «Кавказский пленник» М. Лавровского, «Шурале» Л. Якобсона, «Каменный цветок» Ю. Григоровича, «Лейли и Меджнун», К. Голейзовского, «Горянка» О. Виноградова и др.(4)
В 80-х годах Бекефи и Ширяев создали подобие схемы урока характерного танца, ориентируясь на урок классического танца. В него входили необходимые тренировочные движения, «у палки» и разучивание движений из репертуара характерных танцев «на середине». В 1939 г. был издан первый, поныне не превзойденный, учебник «Основы характерного танца», авторами которого были танцовщики, имевшие опыт преподавательской деятельности А. Ширяев, А. Лопухов, А. Бочаров. Ими был осмыслен существовавший к тому времени достаточно разнообразный репертуар характерных танцев.
В советский период развития характерного танца огромную роль сыграло эстрадное искусство. Это была своеобразная экспериментальная «площадка», где осуществлялись новаторские идеи, кристаллизовалась техника и выразительность, открывались неординарные исполнители, многие из которых определяли судьбу характерного танца: А. Мессерер, И. Моисеев, К. Голейзовский, В. Бурмейстер, М.Эсамбаев, А. Лопухов, Н. Стуколкин, Н. Анисимова, С. Корень и др.
Плеяда танцовщиков, которая включает помимо уже названных А. Бекефи, А. Монахова, И. Кшесинского, А. Сапогова, М. Бауэр, Н.Вдовину, Т. Ткаченко свидетельствует, что характерный танец - это поприще ярких индивидуальностей (7,с.5-21).
Первая из танцевальных групп возникла при ансамбле Советской Армии в 1925 году. Вслед за ней появился узбекский ансамбль под руководством Тамары Ханум. Первым в мире ансамблем народного танца стал ансамбль под руководством Игоря Моисеева, созданный 10 февраля 1937 года. Ансамбль народного танца есть на Украине, в Грузии, в Дагестане, в Молдавии и других союзных и автономных республиках и, наконец, ансамбль «Березка».
Руководителями ансамблей выступают профессиональные хореографы, чей интерес к народному творчеству, глубокое изучение фольклора позволяют решать средствами народной хореографии сценические образы, рассказывать о жизни, труде и радостях новой жизни. Владение законами сценической хореографии позволило подходить к осуществлению постановок с глубоким профессионализмом.
И здесь прекрасную помощь оказывали проходившие смотры самодеятельного искусства. На них привозили подлинно народные танцы. Большой материал получали балетмейстеры в своих поездках по стране, подсмотренное, записанное подвергалось обработке как материал, из которого создавались новые танцы, близкие по духу народным (27,с.86).
И.А. Моисеев сформировали несколько иной тип сценической народной хореографии. Использование народного танца как самостоятельного и единственного выразительного средства создания художественного образа по законам сценического воплощения и восприятия дало возможность наиболее ярко и полно воссоздать истинно народный колорит во всем разнообразии движений,
и т.д.................

Рецензенты:

Н. А. Шевелева, доктор юридических наук, профессор, декан юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета

С. П. Маврин, доктор юридических наук, профессор, судья Конституционного Суда РФ

Д. В. Винницкий, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой финансового права Уральской государственной юридической академии

© М. В. Лушникова, A.M. Лушников, 2013

© ООО «Юридический центр-Пресс», 2013

К читателю

Я надеюсь, что размышления над прошлым могут послужить руководством для будущего, что они позволят новому поколению исправить некоторые ошибки прошлых лет и тем самым дадут ему возможность управлять надвигающимися величественными событиями будущего в соответствии с нуждами и честью человечества.

У. Черчилль (1874–1965), британский политический деятель

В предлагаемом читателю учебном пособии рассматривается генезис и развитие отечественной науки финансового права через научные биографии ее наиболее видных представителей. Их именами, естественно, не может быть исчерпан этот список. Однако названные нами ученые внесли в разработку отраслевой теории наибольший вклад, создали самобытную школу российского финансового права.

Первоначально необходимо разобраться, для чего вообще изучать историю науки. Казалось бы, эти «дела давно минувших дней» должны волновать только специалистов по истории науки и примкнувших к ним интересующихся. В эпоху лавинообразного нарастания объема информации такая постановка вопроса не кажется праздной. Однако изучать историю науки целесообразно, по меньшей мере, по следующим причинам.

1. Биографии видных отечественных юристов и финансистов не только интересны и поучительны сами по себе. В некоторой степени они помогают лучше понять и оценить научное наследие этих ученых. Как писал известный историк, академик АН СССР Л. В. Черепнин, «интерес к биографии большого человека, к его жизненному пути – это не проявление праздного любопытства и даже не результат простой любознательности. Биография в ряде случаев дает ключ к пониманию творчества» . Как нам представляется, научное наследие ученых очень сложно осмыслить без учета времени и места их деятельности, перипетий их личной и общественной жизни. Но перед Вами, читатель, не собрание биографий, а анализ творчества известных российских ученых – представителей российской школы финансового права, на фоне времени и с учетом особенностей их человеческих судеб. При этом развитие финансово-правовой мысли в России представлено именно как результат деятельности отдельных ученых и их коллективов.

Наконец, знание биографий и научного наследия своих предшественников является предпосылкой для научного роста современных исследователей и даже своеобразным моральным требованием. Отечественный теоретик права Н. М. Коркунов по этому поводу писал: «Русскому юристу стыдно не знать своих предшественников. Много или мало они сделали, мы должны это знать. Да к тому же мы можем пожаловаться разве только на малое число людей, посвятивших себя научному изучению права, но никак не на их качество» . Это познавательная причина.

2. Изучая современное состояние финансового законодательства и отраслевой теории, можно столкнуться с трудностями их понимания. Без хотя бы краткой исторической справки любой (даже самый лучший) учебный материал теряет в глубине и объеме. Остается непонятным, в каком направлении идет развитие науки и законодательства. Даже новейший и «продвинутый» учебник по финансовому праву опирается на результаты предыдущих исследований, они присутствуют в нем. Зная предыдущие научные наработки, гораздо легче понять современное состояние любой науки.

В связи с этим основная и определяющая цель настоящего пособия – познакомить читателя с основными положениями, результатами научных исследований, опубликованными в монографиях, учебных курсах, рецензиях, статьях, проектах ученых по проблемам финансового права за прошедшие два столетия, а в отдельных случаях и более. Это позволит читателю пройти путь «от колыбели» отечественной науки финансового права до ее современного состояния. Без знания истории развития науки финансового права вряд ли возможно целостное и глубокое понимание финансово-правовых явлений и категорий. Как нам представляется, вне личностного фактора невозможно в полном объеме рассмотреть эволюцию финансово-правовой мысли. В связи с этим сложный для восприятия материал лучше усваивается в форме интересного и познавательного для читателя процесса. Это педагогическая причина.

3. Поскольку проблемы, вокруг которых вращается финансово-правовая мысль, остаются неизменными уже почти два века (а скорее, два тысячелетия), то и их разрешение в той или иной мере не теряет актуальности. К тому же в числе ученых-финансистов были десятки неординарных мыслителей, подлинных философов во всех (в том числе правовом) смыслах. Как нам кажется, сокровищница финансово-правовой мысли далеко не освоена, и иногда можно решение современных проблем отыскать в прошлом, естественно, с определенной корректировкой. В связи с этим научные идеи прошлого могут подсказать решение современных проблем, дать импульс научному поиску. Мы сознательно отошли от тематического изложения материала, придав повествованию личностную окраску . Это, условно говоря, поисковая причина.

4. Знание истории науки позволяет нам понять не только результаты исследований, но и путь к ним. Очевидно, что само развитие финансово-правовой мысли характеризует методы получения знаний, приоткрывает дверь в «лабораторию мысли», характеризует творческие приемы ученых. Мы не будем специально рассматривать методологию отраслевых исследований, однако она будет проявляться как в научной деятельности ученых, так и в результатах их работы. Обращение к ним может помочь в выработке определенных приемов научной деятельности. Это методологическая причина.

5. Изучение истории науки позволяет понять сложность этого процесса, особенно в аспекте межпредметных пересечений, о которых мы еще неоднократно вспомним. Здесь неизбежно придется «наступать на ноги» (а может, и на «любимую мозоль») представителей других наук (политэкономии, финансовой науки, административного и государственного права и др.). Эта лучшая иллюстрация межпредметного взаимодействия, комплексного подхода, необходимости различать общее и особенное. Это помогает разграничить отрасли знания, а также увидеть сферы пересечения науки финансового права с другими науками. Это, условно говоря, иллюстративная причина.

Читатель увидит, что все персонажи этой книги были людьми неординарными, яркими, талантливыми. Между тем талантливые и яркие личности всегда сталкиваются с проблемами самореализации, редко вписываются в обыденный контекст бытия. И здесь можно вспомнить слова немецкого писателя Т. Манна: «Вообще говоря, талант очень сложное, трудное понятие, и дело здесь не столько в способностях человека, сколько в том, что представляет собой человек как личность. Вот почему можно сказать, что талант есть способность обрести собственную судьбу». Для России это весьма актуально, особенно для первой половины XX в.

В связи с этим стоит обратить внимание на ряд принципиальных положений. Во-первых, это неоднородность состава ученых-специалистов по финансовому праву. Помимо их традиционной принадлежности к школам финансового права, можно выделить относительно обособленную категорию государственных деятелей, которые нередко свои теоретические концепции проверяли на практике в ходе проведения денежных реформ, реформ налогообложения и т. д. Повествование о них организационно обособлено в Разделе 2 данной книги. Во-вторых, большего внимания заслуживает вопрос о взаимодействии отечественной и зарубежной финансовой науки. К сожалению, в дореволюционных, а затем в советских и постсоветских исследованиях довольно часто авторы придерживались крайностей: от констатации вторичности отечественной науки до признания ее первенства «во всем». Между тем эта проблема напрямую связана с деятельностью российских ученых и чиновников в финансовой сфере и развитием отечественного финансового законодательства. В-третьих, в некоторой корректировке нуждается оценка вклада видных отечественных ученых в развитие финансовой науки. Традиционные колебания от комплиментарного подхода до гиперкритицизма должны смениться объективной оценкой на основе достоверных данных.

Раздел 3 данной книги посвящен ученым, представлявшим вузовскую отечественную науку финансового права досоветского и советского периодов. Досоветский период представлен преимущественно докторами наук и магистрами, реже специалистами без ученых степеней, но имевшими ученые звания или занимавшими определенное место в академической иерархии. Часть из них не успели по обстоятельствам общего характера (войны, революции и др.) или личного характера (короткий жизненный путь, переход на государственную службу или загруженность общественной работой и др.) формализовать свои научные достижения. Советский период представлен преимущественно докторами наук, а некоторое исключение сделано только для ученых первой половины XX в., задержавшихся в научном росте в силу объективных причин (войны, политические репрессии и др.). Биографические очерки о некоторых российских и советских ученых, занимавшихся, в том числе, проблемами финансового права в конце XIX–XX в., публиковались нами ранее . Для данного издания они уточнены, а в некоторых случаях исправлены. Представлены биографии и анализ научного творчества ведущих представителей отечественной школы финансового права, завершивших свой жизненный путь.

Авторы книги постарались быть максимально беспристрастными, но это оказалось крайне сложно. Мы надеемся, что наше пристрастие было обусловлено только вкладом конкретного ученого в развитие науки финансового права. Жанр исследования не предполагает написания «жития праведников от науки» или парадных портретов. Ученые хотя и были интеллектуальной элитой общества, но при этом оставались представителями своей страны и своего времени, со всеми вытекающими отсюда привлекательными и непривлекательными чертами.

В нашу задачу не входит модный ныне поиск персонажей «голубых кровей». Мы также не склонны разбирать все «изгибы» личной жизни наших героев, но будем касаться их в тех случаях, когда они повлияли на научное творчество. Деятельность многих из них протекала преимущественно или даже исключительно в рамках вузов, поэтому с событийной точки зрения биографии значительной части ученых достаточно однообразны. Однако это не касается тех из них, кто сыграл немалую роль в политической жизни страны, став лидером политической партии, членом и даже главой правительства. Об этой категории финансистов мы уже писали ранее . В настоящем издании часть материала о них вошла в Раздел 2, однако он существенно переработан.

Вышесказанное во многом определило задачу авторов данного издания. Она заключается в показе развития финансово-правовой мысли в трудах российских государственных деятелей и ученых – представителей различных школ финансового права, начиная с ее раннего генезиса на рубеже XVII–XVIII вв. до наших дней. Однако проблематика постсоветского периода нами только обозначена, а для ее объективного рассмотрения необходим определенный временной разрыв.

Такой подход уже был апробирован авторами в монографии, посвященной российской школе трудового права и права социального обеспечения . Примечательно, что немало ученых стали персонажами и того, и другого исследования. Это, в частности, И. И. Янжул, И. Х. Озеров, Н. Х. Бунге, В. Г. Яроцкий, А. А. Исаев, В. Я. Железнов, И. А. Трахтенберг и др. Это не случайно, так как многие ученые-финансисты активно интересовались проблемами социального страхования и благотворительности (в том числе публичной). Свои исследования они посвящали договорам личного найма, контролю и надзору за соблюдением законодательства о труде, другим проблемам взаимодействия труда и капитала. Основанием для такого интереса было идущее от классической школы положение о том, что главным фактором производства является труд. В связи с этим в работах, посвященных проблемам распределения, первостепенное место отводилось трудовым отношениям (рабочее законодательство, заработная плата, трудовой (рабочий) договор, социальное страхование и др.).

Некоторые сложности вызвало то, что ряд персонажей книги одновременно являлись как видными представителями конкретных научных школ финансового права, многолетними профессорами, заведующими кафедрами, деканами и даже ректорами (директорами) университетов и иных юридических вузов, так и видными государственными деятелями. Одно из этих начал в деятельности персонажей книги обычно явно преобладало. Если основной вклад в развитие финансовой науки ими был внесен либо в академический, либо в чиновничий период деятельности, то это определяло отнесение исследователя к одной из этих групп. Исключения составляют М. М. Алексеенко, М. И. Боголепов и Н. Х. Бунге, которые достигли больших высот по государственной службе, однако без них невозможно представить историю развития соответственно харьковской, томской и киевской школ финансового права, одними из основателей которых они являлись. При этом об их государственной деятельности и научных трудах, изданных в этот период, повествуется в Разделе 2 данной книги, а основные биографические данные и анализ трудов вузовского периода даны в Разделе 3.

Что касается изучения собственно развития российской науки финансового права (и ее школ), то необходимо отметить следующее. В публикациях XIX – начала XX в., а также в советских исследованиях по финансовому праву, подготовленных до конца 20-х гг. прошлого века, истории науки уделялось определенное место . При этом история развития отечественной науки рассматривалась в контексте развития финансовой науки в странах Запада. С начала 30-х гг. XX в. и до конца советского периода этот сюжет, за редким исключением , практически не разрабатывался, чему были как объективные, так и субъективные причины.

Только в постсоветский период наметилось оживление интереса исследователей к историческим аспектам развития российских финансов в целом и финансовой науки и науки финансового права в частности. Особо следует отметить серию книг «Золотые страницы финансового права» (научный редактор и автор вступительных статей – А. Н. Козырин, составитель, автор статей и комментариев – А. А. Ялбулганов), в рамках которой переиздаются классические исследования по финансовому праву. В первых четырех томах (1998–2004) опубликованы уже ставшие библиографической редкостью труды по данной тематике М. М. Сперанского, Н. И. Тургенева, М. Ф. Орлова, В. А. Лебедева, И. И. Янжула, И. Т. Тарасова и А. А. Исаева. В серии «Научное наследие» переизданы в 2003–2008 гг. классические исследования по финансовому праву А. А. Соколова, А. А. Исаева и И. Х. Озерова с сопроводительными статьями И. И. Кучерова. Переизданы под эгидой «Общества купцов и промышленников России» труды еще ряда отечественных классиков финансово-правовой мысли . Между тем в настоящее время можно говорить только о начальном этапе воссоздания истории науки финансового права.

Данное исследование подготовлено с использованием материалов Российского государственного исторического архива (РГИА), Государственного архива РФ (ГА РФ), Государственного архива Ярославской области (ГА ЯО), архивов кадровых служб вузов (МГУ, СПбГУ, МГЮА, ЯрГУ и др.), научных учреждений (ИЗиСП (бывший ВНИИСЗ), ИГП РАН и др.). Важное значение имеют также отдельные публикации биографического характера об отечественных юристах и финансистах .

Некоторым подспорьем для авторов явились биографические сборники профессоров и преподавателей, составленные по отдельным вузам . Активно использовались три издания Большой советской энциклопедии, а равно другие энциклопедические и справочные издания, содержащие сведения, в том числе, об отечественных государственных деятелях.

Важным источником явились мемуары А. В. Богдановича, С. Ю. Витте, А. Р. Гюнтера, А. Г. Зверева, В. Н. Коковцова, П. Н. Милюкова, Ф. Г. Тернера, И. И. Янжула и др., а также статьи в периодических изданиях.

Материалы о ряде ученых и государственных деятелей достаточно противоречивы, в связи с чем мы опирались, прежде всего, на архивные данные, в необходимых случаях проводили сравнительный анализ или фронтальное исследование всего фактологического массива. Подчеркнем, что электронные ресурсы использовались авторами фрагментарно. Это было вызвано, как правило, их неполнотой, а в некоторых случаях и сложностью атрибутирования. Однако это не исключает необходимости проверки полученных данных с использованием всех возможных источников и использования в этой части электронных ресурсов.

Если биографические данные персонажа книги трактуются в общедоступной справочной и энциклопедической литературе без противоречий, то в этом случае мы обычно на эти издания не ссылаемся. Если же данные в литературе и источниках расходятся, то представляются различные точки зрения с выделением авторской позиции. Подчеркнем, что практически все герои нашей книги достойны отдельного объемного исследования, причем часто не однотомного. О некоторых из них такие исследования уже есть. Это, с одной стороны, облегчает нашу задачу, а с другой – делает ее практически невыполнимой в рамках одного небольшого издания. В связи с этим мы будем концентрировать внимание именно на финансово-правовом наследии российских ученых и политических деятелей на фоне времени их жизни и в «паутине» пересечения судеб, школ, тематики исследований и др. Это позволяет создать относительно целостную картину развития отечественной финансово-правовой мысли.

Мы осознаем, что такого рода исследование не может быть по определению законченным и не содержать в себе противоречивых положений и возможных неточностей. Поэтому мы всегда готовы принять замечания и дополнения внимательных читателей, учесть их в дальнейшем. Наука финансового права представляет объемные ретроспективные наработки как для самоценного освоения исторического материала, так и для выхода на современную отраслевую проблематику. Данное издание является только одним шагом в этом направлении.

Раздел 1
Развитие российского юридического образования и школа финансового права

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.

В. О. Ключевский (1841–1911), русский историк

Сразу оговоримся, что в нашу задачу не входит написание истории образования в целом или даже юридического образования в какой-либо его части. Наша задача гораздо скромнее, а именно: дать краткий очерк финансово-правовой составляющей юридического образования в России на фоне развития всей высшей юридической школы в обозначенный период. Коснемся мы и преподавания финансово-правовых дисциплин в неюридических вузах. Это необходимо для того, чтобы постоянно не возвращаться к комментариям по поводу специфики того или иного исторического периода, особенностям функционирования вузов, системе научных степеней и званий и др. Кроме того, школы финансового права формировались преимущественно на базе юридических факультетов университетов и юридических вузов, что делает необходимым рассмотрение данной проблематики. По сложившейся традиции университеты с момента их учреждения были не только учебными заведениями, но и научными центрами.

Нашу задачу облегчает то, что литература по истории как высшего, особенно университетского, образования в целом, так и юридического образования в частности, не обделена вниманием исследователей . Это же касается истории отдельных вузов и факультетов .

Глава 1
О школах финансового права

Юридическая наука начала формироваться в России достаточно поздно относительно стран Западной Европы, а активная фаза этого процесса пришлась на середину XVIII – начало XIX в., параллельно с развитием системы высшего юридического образования. Еще позже началось выделение самостоятельной науки финансового права. В связи с этим изучение российского финансового права через формирование и становление его научных школ и учебных дисциплин позволяет воссоздать относительно полную картину развития данной науки в целом. Между тем это развитие представляет собой длительный и сложный процесс.

При этом известную сложность представляет определение круга персонажей данного исследования в связи с ретроспективной дискуссионностью самого предмета науки финансового права. Трудность его осмысления заключается в том, что первоначально данная наука формировалась в рамках камеральных наук, политической экономии, а затем выделившейся из нее финансовой науки. Только с последней из них наука финансового права размежевалась во второй половине XIX в., причем это размежевание первоначально было неполным и достаточно непоследовательным.

Нередко финансовая наука (наука о финансах) и наука финансового права отождествлялись. Наука финансового права могла рассматриваться и как юридическая часть финансовой науки . Как справедливо отмечает А. Н. Козырин, произошедшая во второй половине XIX в. дифференциация финансовой и финансово-правовой наук так и не смогла полностью освободить предмет науки финансового права от политических и экономических проблем .

«В науке финансового права правовой, политический и экономический элементы нераздельны», – писал профессор Демидовского юридического лицея И. Т. Тарасов. «В ней анализ законов хозяйственных явлений и анализ правовых норм, определяющих государственно-хозяйственную сферу, идут рука об руку» . Профессор Петербургского университета В. А. Лебедев полагал, что политэкономия изучает общие законы народного хозяйства, а финансовая наука, опираясь на нее, исследует строй государственного финансового хозяйства, его средства и способы удовлетворения государственных потребностей. При этом юридически-догматическое изучение финансового законодательства и есть финансовое право, а изучение правил финансового хозяйства с экономической и политической сторон составляет финансовую науку .

Несколько иной токи зрения придерживается наш современник С. В. Запольский. По его мнению, «появление новой отрасли правоведения – государственного хозяйства, ставшего впоследствии финансовым правом, вряд ли можно объяснять неким отпочкованием». Далее ученый подчеркивает: «Финансовое право XIX–XX вв. – глубоко самостоятельное явление развития общества, связанное с предыдущим этапом скорее всего лишь осмыслением опыта и отказом от ранее существующих юридических форм». По его предположению, «финансовое право в историческом ключе возникло вследствие накопления в обществе некоего значительного демократического потенциала, достаточного для проникновения публичной власти в денежно-имущественную сферу. Не движение денег как таковых, но деятельность государственной администрации во имя общего блага служит изначальной целью науки государственного хозяйства – финансового права. Умеренность и разумность налогов, экономность в расходовании государственных средств, содействие экспорту и импорту, финансовое стимулирование производства, осуществление социальных программ – эти и другие подобные им лозунги навсегда нанесены на знамя финансового права – иным оно и не могло быть, возникая в свое время как следствие и инструмент демократических преобразований» .

Однако в любом случае проблематика финансового права имела многочисленные пересечения с политэкономией, наукой о финансах, отчасти полицейским правом, государственным правом. Такая «многослойность» делает необходимым поиск истоков финансово-правовой мысли также в политэкономических исследованиях, а затем и в работах по финансовой науке, полицейскому и государственному праву. Специалисты по отечественной истории также не обходили вниманием финансово-правовые аспекты отечественной и всемирной истории. Это, соответственно, расширяет круг персонажей данной книги.

Подчеркнем, что в досоветский период деление ученых на юристов и экономистов по научной специализации было до известной степени условным. Так, до 1902 г. в России отсутствовало специализированное экономическое образование, а профессиональных экономистов готовили преимущественно на юридических факультетах университетов, где предмет «политэкономия» преподавался как основная дисциплина наравне с юридическими науками. Этому способствовало и то, что экономическое образование в России изначально содержало в себе обширную правовую составляющую. Так. на экономическом отделении Петербургского политехнического института, где впервые давалось высшее экономическое образование, на науки экономические было отведено 42 часа, а на юридические науки – 31 час. На естественнонаучные и технические дисциплины выделялось всего 17 часов, а на остальные – существенно меньше . Характерно, что с 1907 по 1915 г. это отделение издавало «Известия Санкт-Петербургского политехнического института» с характерным подзаглавием «Отдел наук экономических и юридических». Число публикаций по экономике и праву (прежде всего, финансовому) в этом издание было примерно одинаковым, а некоторые авторы готовили публикации и по экономической и по правовой проблематике. Похожая ситуация сложилась и в других русских экономических вузах. В частности, в 1913–1917 гг. в Московском коммерческом институте не только был прекрасный подбор преподавателей экономических дисциплин, но и работали многие ведущие специалисты в сфере финансового права, в частности И. Х. Озеров, П. П. Гензель, А. А. Соколов и др., о которых будет сказано ниже.

В дореволюционный период переход преподавателя с кафедры политэкономии на кафедру финансового права, равно как и обратно, не был редкостью. Более того, научные дискуссии по проблемам финансов в тот период были своеобразным спором «между славянами», так как все его участники имели юридическое образование (до начала XX в.), хотя, естественно, с различной специализацией. Выпускники экономических факультетов и вузов впоследствии имели хорошую правовую подготовку.

Понятие «школа», в том числе в применении к праву, является неоднозначным. Во-первых, под ней понимают направления научной мысли и педагогической практики, созданные отдельными выдающимися учеными или группами ученых, разделяющими сходные методологические установки (например, историческая школа права). Во-вторых, достаточно часто ограничиваются только национальными школами права. Оба эти подхода обоснованны, а существование российской школы финансового права несомненно. В-третьих, научные школы привязывают к определенным университетским городам, научным центрам или даже регионам. В этом смысле говорят, например, о московской, петербургской, ярославской, казанской, киевской школах. Именно в данном контексте мы можем констатировать существование региональных школ финансового права в рамках единой российской школы финансового права.

Оговоримся, что мы склонны объединять научные и образовательные школы. Они характеризовались единством кадрового состава, известной зависимостью обоих видов деятельности от мировоззренческих и научных установок, зависимостью направлений научной работы от педагогических потребностей, системой координационных и субординационных отношений, организационным единством научных и педагогических работников в рамках учебных структур (кафедра, факультет, вуз и др.). В этой части мы не можем согласиться с разделением таких понятий, как «научная школа» и «педагогическая школа», как предлагается некоторыми исследователями . Все это позволяет говорить нам о единой юридической «семье» или, как в данном случае, российской школе финансового права, но включающей в себя относительно обособленные, со своими научными традициями школы финансового права, сформировавшиеся в научных университетских анклавах. В последнем случае такую школу, на наш взгляд, образуют три компонента:

1) личностный (учителя, ученики, администрация, технический персонал учебного заведения, научно-исследовательских учреждений и др.). Определенное значение для характеристики школы имеют ее основатель или основатели, обстоятельства и время основания, последующие лидеры. Важны ее качественный и количественный состав, предмет и методология научных исследований, формальные показатели научной работы (число научных публикаций, научные степени и звания и др.), наличие учеников – продолжателей научных исследований и др.

В финансовом праве такие школы были относительно немногочисленными и насчитывали в дореволюционный период, как правило, немногим более десяти исследователей, связанных «научным родством». После 1917 г. естественная преемственность в рамках юридической школы была во многом нарушена, а в некоторых случаях и искусственно прервана.

Мобильность преподавательского состава в российских вузах (прежде всего, в университетах) была относительно небольшой по сравнению, например, с германскими университетами. Самые выдающиеся ученые получали приглашение в столичные вузы, остальные же меняли место работы в порядке перевода, в качестве взыскания или когда в учебном центре, прежде всего новом, была острая нужда в преподавателе данной дисциплины. Это позволяло молодым преподавателям занимать профессорскую кафедру или начинать с доцентуры при отсутствии вакансий в своем вузе. В советский период ротация научных кадров до середины 50-х гг. прошлого века могла быть связана с такими экстремальными проявлениями, как «укрепление» кадрового состава отдельных вузов через принудительные переводы и даже ссылка или высылка отдельных научных деятелей. Впоследствии преобладало так называемое плановое распределение научно-педагогических кадров, утратившее в 70-х гг. почти всякий динамизм.

Еще менее характерной была смена места обучения для студентов, которая осуществлялась почти исключительно в вынужденном порядке (как дисциплинарная мера или способ наказания (исключение из университета), эвакуация в период войны и др.). Примечательно, что только в Варшавском, Дерптском и Томском университетах, а также в ярославском Демидовском юридическом лицее был разрешен прием выпускников не только гимназий, но и духовных семинарий. Это наложило отпечаток на социальный состав студенчества данных вузов;

2) материальный (материальная база учебного процесса: библиотеки, аудиторный фонд и др.). Практически все университеты располагались в губернских центрах (кроме Одессы и Дерпта), где находились губернаторы и попечители учебных округов, жандармерия и центр местного дворянского общества, затем – губернские земства и органы городского самоуправления. Центром губернии был и Ярославль с его Демидовским юридическим лицеем. Все это позволяет говорить об относительно развитой и достаточно однородной материальной базе учебного процесса. Этим Россия существенно отличалась от стран Западной Европы, где университеты первоначально создавались преимущественно в небольших городах. Это касается, в частности, Англии (Оксфорд (конец XII в.), Кембридж (1209)) и Германии (Геттинген (1734), Марбург (1527), Тюбинген (1477)). Университеты в столицах (Лондон (1836) и Берлин (1810)) были созданы существенно позднее. Университеты в крупных английских (Бирмингем, Ливерпуль, Лидс, Шеффилд, Бристоль) и немецких (Франкфурт, Кельн, Гамбург) городах формировались уже в XX в.

Образцом тематического изложения можно считать: Иоффе О. С. Развитие цивилистической мысли в СССР. Ч. 1–2. Л., 1975–1978. – Однако слабостью такого подхода можно считать фрагментарность изложения, неизбежное дублирование и заведомую неполноту.

См.: Лушников A. M. Наука трудового права России: историко-правовые очерки в лицах и событиях. М., 2003; Лушников A. M., Лушникова М. В. Курс трудового права: В 2 т. Т. 1. М., 2003; Т. 2. М., 2004 (2-е изд. 2009); Лушникова М. В. 1) А. Р. Свирщевский и развитие науки финансового права // Финансовое право. 2009. № 11. С. 2–8; 2) Иван Трофимович Тарасов и развитие российской науки административного права // Вестник Воронежского государственного университета. 2010. № 1. С. 547–556; Лушникова М. В., Лушников A.M. Курс права социального обеспечения. М., 2008 (2-е изд. 2009); Ярославская юридическая школа: прошлое, настоящее, будущее / Под ред. С. А. Егорова, A.M. Лушникова, Н. Н. Тарусиной. Ярославль, 2009. Глава 9 (автор главы – М. В. Лушникова) др.

См.: Лушникова М. В., Лушников А. М. Наука финансового права на службе государству: российские государственные деятели и развитие науки финансового права (историко-правовой очерк). Ярославль, 2010.

См.: Лушников A.M., Лушникова М. В. Российская школа трудового права и права социального обеспечения: портреты на фоне времени (сравнительно-правовое исследование): В 2 т. Ярославль, 2010.

См., например: Билимович А. Д. Министерство финансов. 1802–1902. Киев, 1903; Берендтс Э. Н. Русское финансовое право. СПб., 1914. С. 11–30; Блиох К. С. Финансы России XIX столетия. Т. 1–4. СПб., 1882; Буковецкий А. И. Введение в финансовую науку. Л., 1929. С. 217–248; Иловайский С. И. Учебник финансового права. Одесса, 1899. С. 3–13; Лебедев В. А. Финансовое право. Т. 1. СПб., 1889. С. 187–197; Министерство финансов. 1802–1902: В 2 ч. СПб., 1902; Патлаевский И. И. Курс финансового права. Одесса, 1885. С. 9–16; Твердохлебов В. Н. Финансовые очерки. Вып. 1.Пг., 1916. С. 81–123 и др.

См., например: Бесчеревных В. В. Очерки истории развития науки финансового права в МГУ // Вестник Московского университета. Серия II: Право. 1985. № 2.

См.: Бурулин С. В. Теория и история налогообложения. М., 2006; История банка России. 1860–2010: В 2 т. Т. 1.М., 2010; История финансового законодательства России / Под ред. И. В. Рукавишниковой. М., 2003; Петухова Н. Е. История налогообложения в России IX–XX вв. М., 2011; Шитов В. Н. История финансов России. М., 2011 и др.

См.: Вельский К. С. Финансовое право. М., 1994. С. 44–67; Грачева Е. Ю. История науки финансового права // История юридических наук в России. Сб. ст. М., 2009. С. 474–502; Ивлиева М. Ф. Финансовое право как наука и учебная дисциплина в Московском государственном университете // Финансовое право. 2010. № 2; История изучения общественных финансов в Санкт-Петербурге. Сб. ст. СПб., 1997; История финансового права России. Сб. / Под ред. А. А. Ялбулганова. М., 2005; Козырин А. Н. У истоков финансового права // У истоков финансового права. Т. 1. М., 1998. С. 5–16; Мацнева Н. Г. Становление науки финансового права в России (XIX – начало XX в.) // Правоведение. 1997 № 2. С. 107–115; Очерки по истории финансовой науки: Санкт-Петербургский университет/Под ред. В. В. Ковалева, М., 2009; Очерки финансово-правовой науки современности / Под ред. Л. К. Вороновой и Н. И. Химичевой. Москва; Харьков, 2011; Пушкарева В. М. История финансовой мысли и политики налогов. М., 1996 (и послед, переизд.); Финансовая наука в Санкт-Петербургском университете / Под ред. В. В. Иванова и др. СПб., 2006; Ялбулганов А. А. Очерки истории финансового права дореволюционной России. М., 1998 и др.

См.: Боголепов М. И. Финансы, правительство и общественные интересы. М., 2006; Гензель П. П. Налогообложение в России времен нэпа. М., 2006; Исаев А. А. Настоящее и будущее русского общественного хозяйства. М., 2005; Мигулин П. П. Реформа денежного обращения и промышленный кризис в России (1893–1902). М., 2006; Фридман М. И. Винная монополия в России. М., 2005 и др.

См.: Видные ученые-юристы России (вторая половина XX века). Энциклопедический словарь биографий / Под ред. В. М. Сырых. М., 2006; Правовая наука и юридическая идеология России. Энциклопедический словарь биографий / Под ред. В. М. Сырых. Т. 1–2. М., 2009–2011; Томсинов В. А. Российские правоведы XVIII–XX века. Очерки жизни и творчества: В 2 т. М., 2007; Финансисты России: Учебный биобиблиографический словарь / Сост. А. А. Земцов и др. Томск, 2007; Шилохвост О. Ю. Русские цивилисты середины XVIII – начала XX в. Краткий библиографический словарь. М., 2005 и др.

См.: Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Казанского университета. (1804–1904): В 2 ч. / Под ред. Н. П. Загоскина. Казань, 1904; Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского университета Святого Владимира / Под ред. B.C. Иконникова. Киев, 1884; Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Санкт-Петербургского университета за истекшую четверть века его существования. 1869–1894: В 2 т. СПб., 1896–1898; Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Юрьевского, бывшего Дерптского университета за 100 лет его существования (1802–1902): В 2 т. / Под ред. Г. В. Левицкого. Юрьев, 1903; Гриценко И. С., Короткий В. А. Юридический факультет Университета Святого Владимира, 1834–1920. Киев, 2009 (на укр. языке); Гущина Е. В., Морозов Д. К., Салова Ю. Г. Биографический сборник Демидовского университета. Ярославль, 2008; Казанский университет. 1804–2004. Биобиблиографический словарь: В 3 т. /Под ред. Г. Н. Вульфсон. Казань, 2002–2004; Краковский К. П. Нить времени (Биографии преподавателей юридического факультета Варшавского-Донского-Ростовского университета). Ростов н/Д, 2003; Профессора МГУ. 1755–2004. Биографический словарь: В 2 т. М., 2005; Профессора Томского университета. Биографический словарь. Вып. 1. 1888–1917. Томск, 1996; Харьковский университет. Юридический факультет за первые 100 лет его существования. 1. История факультета. 2. Биографический словарь профессоров и преподавателей. Харьков, 1908 и др.

См.: Деятели СССР и революционного движения России. Энциклопедический словарь Гранат. М., 1989; Залесский К. А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. М., 2000; Отечественная история. Энциклопедия: В 5 т. Т. 1–3. М., 1994–2000; Политические деятели России 1917. Биографический словарь / Гл. ред. П. В. Волобуев. М., 1993; Шилов Д. Н. Государственные деятели Российской империи. Главы высших центральных учреждений. 1802–1917. СПб., 2001 и др.

См.: Иванов А. Е. Высшая школа в России в конце XIX – начале XX в. М., 1991; Розманова Н. А. Становление коммерческого и финансово-экономического образования в России (XIX – 20-е годы XX в.). М., 2002; Скрипилев Е. А. О юридическом образовании в дореволюционной России (XVIII – начало XX века). М., 1996; Томсинов В. А.: 1) Юридическое образование и юриспруденция в России в XVIII столетии. М., 2009; 2) Юридическое образование и юриспруденция в России в первой трети XIX столетия. М., 2010; 3) Юридическое образование и юриспруденция в России во второй трети XIX столетия. М., 2010; Университет и город в России (начало XX в.). Сб. М., 2009 и др.

Подробнее см.: Цен В. Э. Задачи Экономического отделения Санкт-Петербургского политехнического института. СПб., 1904 (оттиск из «Известий Санкт-Петербургского политехнического института». 1904. Т. 1).



Просмотров