Государственные органы: понятие, виды, принципы формирования и функционирования. Система государственных органов, принципы их организации и деятельности

Органы государственного аппарата объединяются в определенные структурные образования или подсистемы, которые отличаются друг от друга своеобразием функций, полномочий, структурой, сферой деятельности и другими чертами.

Подсистемы характеризуются следующими основными чертами:

1) Компетенция входящих в подсистему органов сформулирована или определена по общему для них признаку. Наиболее наглядно это обстоятель­ство прослеживается на примере различных ветвей власти. Так, к компетенции органов законодательной власти относится принятие законов, исполнительной – их исполнение, а судебной – осуществление правосудия;

2) Между органами, входящими в одну подсистему существуют пря­мые структурные или функциональные связи;

3) Каждая подсистема имеет обособленную от других подсистем внут­реннюю организацию, направление и характер деятельности.

В современных демократических государствах органы государства действуют на основе разделения на органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Следует отметить, что органы, относящиеся к различным ветвям вла­сти, отличаются друг от друга по характеру деятельности, отношению друг к другу и иным чертам.

Характеризуя органы государственной власти, исходя из принципа разделения властей. В первую очередь, необходимо остановиться на характеристике законодательных органов. Основной задачей этих органов является разработка, обсуждение и принятие законов, являющихся нормативными правовыми актами высшей юридической силы. Во многих странах в функции органов законодательной власти входят парламентский контроль за деятельностью органов исполнительной власти, рассмотрение вопроса об отрешении от должности главы государства и других высших должностных лиц, так называемый импичмент, осуществляемые в рамках системы сдержек и противовесов, участие в назначении на должность высших должностных лиц государства. Органы законодательной власти, как правило, являются выборными, поэтому их называют еще и представительными органами, то есть состоящими из представителей всего населения страны, либо отдельных групп населения, либо территориальных единиц государства. Обобщенно органы законодательной власти именуют парламентами, хотя в ряде стран они именуются по-другому, как, например, Конгресс в США, Генеральные Кортесы в Испании, Сейм в Литве и Латвии, Верховная Рада на Украине, Национальное Собрание в Белоруссии т.д.

Законодательные органы бывают однопалатными и двухпалатными. В двухпалатном парламенте существуют нижняя палата и верхняя палата, которая обобщенно в большинстве стран называется Сенатом. В двухпалатном парламенте происходит своеобразное разделение властей между органами законодательной власти. Смысл такого разделения заключается в том, чтобы верхняя палата сдерживала поспешные и неоправданные решения нижней палаты. Поэтому изначально предполагалось, что верхняя палата парламента будет формироваться из наиболее мудрых, облеченных опытом и властью людей. Этимология слова сенат связана с латинским сенекс – старый, старик.

Здесь же представляется необходимым кратко охарактеризовать представительный орган Российской Федерации. В России законодательную власть на высшем уровне осуществляет Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации, состоящий из двух палат. Одна из палат – Государственная Дума, которую иногда называют нижней палатой, хотя в Конституции нашего государства нет об этом упоминания и палаты номинально признаются равными в своих правах, состоит из депутатов, общим количеством 450 человек, избираемых населением всей страны сроком на 4 года. Вторая палата – Совет Федерации, не избирается, а формируется по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного и исполнительного органов.

В рамках системы сдержек и противовесов Федеральное собрание Российской Федерации решает вопрос об отрешении от должности Президента Российской Федерации. В сфере назначения на должность высших должностных лиц Государственная Дума дает или не дает согласие Президенту РФ на назначение им Председателя правительства Российской Федерации. Совет Федерации назначает по представлению Президента РФ членов высших судебных органов – Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также Генерального прокурора Российской Федерации.

Основной задачей органов исполнительной власти является исполнение законов, принятых парламентом. В целях их исполнения и на основе законов органы исполнительной власти в рамках своей компетенции издают собственные нормативные правовые акты, которые не должны противоречить законам, в силу чего их называют подзаконными нормативными правовыми актами. Органы исполнительной власти называют еще и распорядительными органами власти (исполнительно-распорядительными).

Центральные органы исполнительной власти обобщенно называют правительством. В конкретных странах правительство может называться по-разному: Совет Министров, Кабинет Министров, Федеральный Совет и т.д.

Характеризуя данный орган в целом, необходимо заметить, что правительство – это коллегиальный орган исполнительной власти, все решения которого принимаются сообща, путем голосования. Члены правительства несут коллективную ответственность перед парламентом и перед главой государства за свою деятельность и могут быть отправлены в отставку всем составом. В правительство входит его глава, который в одних странах называется Председателем правительства, или премьер-министром. В некоторых странах, как, например, в ФРГ и Австрии, Глава правительства называется федеральным канцлером, в некоторых (например, в Латвии) – Президентом министров и т.д.

Отраслевыми органами исполнительной власти являются министерства и ведомства и аналогичные им структуры, возглавляемые, как правило, единолично министрами – членами правительства или главами других ведомств.

К исполнительной ветви власти обычно относят и Главу государства (монарха или президента). В ряде стран – США, Бразилии, Аргентине и некоторых других (как правило, речь идет о президентских республиках) – президент лично возглавляет исполнительную власть, а правительство в этих странах отсутствует. В других странах, как, например, во Франции, являющейся парламентской республикой, президент делит исполнительную власть с правительством.

Глава государства, кроме всего прочего, осуществляет представительские функции как внутри страны, так и на международной арене. Например, осуществляя данные функции внутри страны, Глава государства от имени государства награждает государственными наградами, присваивает почетные звания. На международной арене Глава государства аккредитует при себе послов иностранных государств, назначает послов в иностранные государства, ведет международные переговоры. В рамках системы сдержек и противовесов Глава государства подписывает или утверждает законы, принятые парламентом, может при этом использовать право вето, т.е. право неподписания или неутверждения закона; в ряде стран он вправе распустить парламент или его нижнюю палату, назначив новые выборы. Зачастую, с согласия парламента Глава государства назначает высших должностных лиц государства, является Главнокомандующим Вооруженными Силами.

В Российской Федерации центральным органом исполнительной власти является Правительство Российской Федерации, возглавляемое Председателем Правительства, который назначается на должность Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации, однако отправить его в отставку правомочен только Президент Российской Федерации. Президент Российской Федерации может отправить Правительство Российской Федерации в отставку и по собственной инициативе. Кроме того, Президент Российской Федерации может председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации, осуществляет представительские функции, является Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, имеет право вето, может распустить в определенных ситуациях Государственную Думу с назначением новых выборов.

Судебную власть или правосудие, осуществляют суды. При их посредстве разрешаются юридические дела и споры, вытекающие из гражданско-правовых, уголовно-правовых, административно-правовых отношений.

В большинстве развитых стран суды являются элементом системы сдержек и противовесов, осуществляют конституционный контроль и могут признать несоответствующими конституции того или иного государства, а, следовательно, недействующими нормативные правовые акты, как парламента, так и главы государства и правительства. Органы судебной власти формируются, как правило, совместно органами законодательной и исполнительной властей.

Элементами судебной системы Российской Федерации являются Конституционный суд Российской Федерации в качестве органа конституционного правосудия, суды общей юрисдикции, разрешающие все уголовные дела и часть гражданских и административных дел, возглавляемые Верховным судом Российской Федерации, и арбитражные суды, разрешающие гражданские и административные дела в хозяйственной сфере, возглавляемые высшим Арбитражным судом Российской Федерации, мировые судьи, уставные суды субъектов Российской Федерации.

Отдельного внимания заслуживают правоохранительные органы, такие как прокуратура, милиция, полиция, различные службы безопасности, армия, разведка и т.п. Так, прокуратура, в большинстве государств призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Органы прокуратуры осуществляют также надзор за соблюдением законности в работе органов дознания и предварительного следствия, при рассмотрении дел в судах, в местах заключения, при исполнении наказаний и других мер принудительного характера, назначаемых судами. Правовую основу деятельности органов прокуратуры разных стран составляют нормы, содержащиеся в конституциях и специальных актах, регулирующих порядок организации и деятельности прокуратуры. Деятельность других правоохранительных органов также жестко регламентирована.

Помимо органов государственной власти в большинстве развитых государств в настоящее время формируются и функционируют органы местного самоуправления (М/м лекция № 5.2, слайд № 21) , не входящие в систему органов государственной власти.

Местным самоуправлением признается самостоятельная и под свою ответственность деятельность местных сообществ, направленная на реализацию вопросов местного значения.

Основными признаками местного самоуправления являются следую­щие (М/м лекция № 5.2, слайд № 23) :

1) Принадлежность публичной власти населению соответствующей территории;

2) Самостоятельность в решении вопросов внутренней жизни данного региона;

3) Отсутствие органов, назначаемых извне, государственной или иной властью;

4) Наличие определенных прав, установленных Конституцией страны или иным законом;

5) Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственно­стью.

В ст. З Европейской хартии местного самоуправления записано:

"Под местным самоуправлением понимается право и действительная способность местных сообществ контролировать и управлять в рамках закона и под свою ответственность и на благо населения значительной частью об­щественных дел" (М/м лекция № 5.2, слайд № 22) .

Местное самоуправление, как правило, осуществляется в городских, сельских поселениях, других территориях и в районах. Районное звено – верхний уровень местного самоуправления.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муници­пальной собственностью, формируют, утверждают и пополняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану об­щественного порядка, принимают нормативные акты, регулирующие дея­тельность муниципальных предприятий, муниципальных служащих, граж­дан, решают вопросы местного значения.

Государство гарантирует независимость местного самоуправления, на­рушение прав которого со стороны государственных органов может быть за­щищено в судебном порядке. Местное самоуправление также имеет право на компенсацию дополнительных расходов, полученных в результате исполне­ния решений, принятых органами государственной власти.

Местное самоуправление имеет и некоторые черты, свойственные публичной власти (М/м лекция № 5.2, слайд № 24) . К ним относятся:

I) как и государство, местное самоуправление свя­зано с населением, проживающим на определенной территории;

2) органы местного самоуправления по аналогии с государственными органами имеют право устанавливать и взимать местные налоги, формировать местный бюд­жет и расходовать его по своему усмотрению;

3) полномочия местного само­управления, как и государства, включают в себя экономические, жилищные, социально-бытовые вопросы, а также вопросы культуры, образования, меди­цинского обслуживания населения;

4) работники органов местного само­управления являются муниципальными служащими, выполняют свои обя­занности на профессиональной основе и за вознаграждение, на них, как и на государственных служащих, распространяется законодательство о труде, пенсионном обеспечении и т.д.:

5) местное самоуправление непосредственно взаимодействует с государственными органами в решении не только мест­ных, а и государственных вопросов на своей территории, выполняя при этом поручения государственных органов и действуя от их имени.

Однако данные черты не являются главными. Основным принципом, характеризующим местное самоуправление как институт гражданского об­щества, является его независимость от государства, а точнее - его негосудар­ственность. Местное самоуправление является самостоятельным социально-правовым институтом, действующим наряду с другими общественными фор­мированиями, образующими гражданское общество.

В Российской Федерации органы местного самоуправления пришли на смену местным органам исполнительной власти. В Кемеровской области органы местного самоуправления сформированы, в основном, на уровне районного, городского звена. Хотя в период становления системы местного самоуправления в ряде районов области органы местного самоуправления функционировали и на уровне сельских советов как административно-территориальных единиц.

9. Принципы организации и деятельности государственных органов (М/м лекция № 5.2, слайд № 20) .

Государственный аппарат в своей организации и деятельности должен отвечать соответствующим требованиям, которые могут быть охарактеризо­ваны как принципы. К их числу относятся конституционность и законность, приоритет прав и свобод человека и гражданина, профессионализм и профессиональная этика, демократизм, гласность и публичность, оптимальность организации государственного аппарата, иерархичность построения и субординация в деятельности госаппарата, научность, эффективность, честность, порядочность, сочетание коллегиальности и единоначалия, выборности и назначаемости.

Принцип конституционности и законности означает, что организация и деятельность государственного аппарата должна основываться на Конститу­ции и других законах страны. С этой целью в государственном аппарате должен существовать механизм недопущения и пресечения незаконных действий отдельных органов и должностных лиц, а также право граждан оспаривать в судебном порядке законность их актов и действий.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина выражается в том, что государственные чиновники обязаны соблюдать и уважать права человека и гражданина, всемерно способствовать их реализации.

Принцип профессионализма выражается в том, что должности в госу­дарственном аппарате могут занимать только лица, имеющие соответствую­щее образование, опыт работы, принимать грамотные и оптимальные реше­ния, соответствующие реальному положению дел и поставленным целям.

Демократизм означает тесную связь государственного аппарата с наро­дом, учет мнения населения в управленческой деятельности и соответствие ее интересам масс, формирование основных органов государственной власти непосредственно народом на основе демократической избирательной систе­мы, контроль населения за деятельностью государственных органов.

Важным принципом деятельности государственного аппарата является гласность и публичность. Не должно быть секретных, скрытых от народа ор­ганов, осуществляющих государственную власть. Функции и характер дея­тельности органов государственной власти должны быть известны населе­нию и подконтрольны представительным органам, избираемым населением. Должен быть обеспечен доступ граждан к информации, имеющейся в орга­нах об этих гражданах, о принимаемых в отношении них решениях, возмож­ность обжалования этих решений в судебные органы.

Принцип научности в деятельности государственного аппарата харак­теризуется тем, что его структура, организация деятельности, распределение функций, объем прав. взаимодействие между отдельными органами как по вертикали, так и по горизонтали должны быть научно обоснованы. Науч­ность в организации и деятельности должна быть не разовым, единовремен­ным явлением, а постоянным фактором, поскольку направленность и содер­жание деятельности государственного аппарата, его отдельных органов под­вержены постоянным изменениям в результате возникновения одних, отми­рания или уменьшения значения других социальных процессов.

Принцип эффективности выражается в результативности, то есть в дос­тижении целей, поставленных перед государственным аппаратом, в решении задач с наименьшими затратами времени, финансовых, материальных и иных ресурсов.

Реализация этого принципа тесно связана с научностью организации и деятельности, которая предполагает их оптимальность. Одновременно она включает в себя определенную активность работников государственного ап­парата, их личную организованность и отдачу в работе, интенсивность труда. Без этих составляющих невозможна успешная реализация принципа эффек­тивности деятельности государственного аппарата.

Принцип честности, порядочности, соблюдение интересов страны от­носится к должностным лицам и, в первую очередь, наделенным властными государственными полномочиями. Как известно, без честных чиновников никакое государство не может нормально функционировать. Порядочность и честность работников государственного аппарата является основой порядоч­ности и честности граждан и всего общества.

Принцип сочетания коллегиальности и единоначалия предполагает коллективное обсуждение вопросов даже в случае индивидуального принятия решений тем или иным должностным лицом и, соответственно, индивидуальную ответственность за их реализацию.

Принцип сочетания выборности и назначаемости выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении.

Принцип иерархичности заключается в том, что органы государства занимают в государственном аппарате разные уровни, в силу чего одни органы подчинены другим, а решения вышестоящих органов обязательны для органов нижестоящих.

Таким образом, практически все из перечисленных принципов имеют важное, если не сказать решающее значение для эффективного функционирования государственного аппарата, в том числе и для государственного аппарата Российской Федерации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Значение службы связей с общественностью в госструктурах. Задачи и функции PR-службы в государственных органах. Организационная структура и направления деятельности PR подразделений в высших органах государственной власти на примере некоторых служб.

    реферат , добавлен 14.06.2010

    Пресс-служба - структурная единица государственных органов власти. Характеристика ее целей, функций и методов работы. Организационные основы деятельности служб по связям с общественностью на примере деятельности пресс-службы губернатора Санкт-Петербурга.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2010

    Правовой статус государственных органов исполнительной власти. Полномочия, функции Президента и Правительства России. Совершенствование структуры Федерального Министерства. Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную.

    курсовая работа , добавлен 11.04.2016

    Структура и признаки правоохранительных органов - государственных органов, осуществляющих специализированную правоохранительную деятельность в целях защиты прав и свобод граждан, общественных и государственных институтов от противоправных посягательств.

    реферат , добавлен 02.07.2012

    Образование государственных органов в установленном государством порядке. Государственные органы как часть единой системы органов государственной власти, полномочия каждого из них. Функции законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

    реферат , добавлен 01.08.2010

    Понятие и принципы государственной службы, правовая регламентация и нормативное обеспечение деятельности ее органов. Классификация и функции государственных служащих, их место в системе управления. Организация государственной службы в РФ и за рубежом.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2015

    Функции и характерные черты государственных органов, образующих единую систему. Структура и задачи деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Полномочия Президента, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2013

Правовые принципы организации и деятельности органов государственной власти следующие.

В соответствии с Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О Прокуратуре Российской Федерации» Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства Прокуратура Российской Федерации осуществляет:

  • надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления , органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций , а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления , органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность , дознание и предварительное следствие;
  • надзор за исполнением законов судебными приставами;
  • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
  • уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
  • координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Органы прокуратуры:
  • осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;
  • действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне ;
  • информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля. В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ, другими законами Российской Федерации.

Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.

К правоохранительным органам в Российской Федерации относятся также органы милиции. Милиция в Российской Федерации - это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных законодательством Российской Федерации. Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» задачами милиции являются:

  • обеспечение безопасности личности;
  • предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений ;
  • выявление и раскрытие преступлений;
  • охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
  • защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности ;
  • оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных настоящим Законом.

Деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.

Милиция решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, а также муниципальными органами охраны общественного порядка, деятельность которых регулируется федеральным законом, законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Правовые основы организации государственной службы

Государственная служба в Российской Федерации включает в себя:
а) федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации;
б) государственную службу субъектов Российской Федерации , находящуюся в их ведении.

Нормативно-правовой базой организации государственной службы в Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации , Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Государственная служба основана на следующих правовых принципах:

  1. верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав ;
  2. приоритета прав и свобод человека и гражданина , их непосредственного действия: обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина ;
  3. единства системы государственной власти , разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Фе- дерации;
  4. разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную;
  5. равного доступа граждан к государственной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;
  6. обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  7. единства основных требований, предъявляемых к государственной службе;
  8. профессионализма и компетентности государственных служащих;
  9. гласности в осуществлении государственной службы;
  10. ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей;
  11. внепартийности государственной службы; отделения религиозных объединений от государства ;
  12. стабильности кадров государственных служащих в государственных органах.

Государственная должность - это должность в федеральных органах государственной власти , органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Все государственные должности в Российской Федерации подразделяются на три основные категории: «А», «Б» и «В». Государственные должности категории «А» устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (государственные должности Российской Федерации), конституциями, уставами субъектов Российской Федерации (государственные должности субъектов Российской Федерации) для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент Российской Федерации , Председатель Правительства Российской Федерации , председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации , руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи и другие).

Государственные должности категории «Б» учреждаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих должности категории «А».

Государственные должности категории «В» учреждаются государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий, т. е. не конкретных должностных лиц, а государственных органов как таковых.

Государственный служащий - это должностное лицо, находящееся на государственной службе, исполняющее обязанности, предусмотренные занимаемой государственной должностью, и получающее за свою деятельность денежное вознаграждение из средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Государственным служащим может быть только гражданин Российской Федерации. Иностранные граждане или лица без гражданства не могут быть государственными служащими. Не могут быть государственными служащими и граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Исключение составляют случаи, когда их доступ к государственной службе прямо урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями. Государственная должность устанавливается только в государственных органах. Не являются государственными служащими служащие государственных Верховного Суда Российской Федерации и соответствующих судов общей юрисдикции, аппаратов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и соответствующих арбитражных судов Российской Федерации;

  • органов Прокуратуры Российской Федерации.
  • Государственный служащий при исполнении своих должностных обязанностей вступает в определенные правовые отношения . Во-первых, это отношения государственного служащего с государственным органом по поводу своей профессиональной (трудовой) деятельности. Во-вторых, это отношения государственного служащего с третьими лицами - организациями или гражданами. Такие отношения возникают в связи с исполнением государственным служащим государственно-властных полномочий (принятие решений, обязательных для третьих лиц и др.).

    Основные принципы организации.и деятельности государственных органов это те главные начала, которые лежат в основе построения и функционирования государственных органов. К ним относятся:

    Разделение властей;

    Признание человека, его прав и свобод высшей целостью;

    Демократизм;

    Иерархичность;

    Сочетание централизма и федерализма; сочетание выборности и назначаемости;

    Сочетание коллегиальности и единоначалия;

    Открытость;

    Равный доступ к государственной службе;

    Профессионализм;

    Законность.

    2. Принцип законодательную; исполнительную; судебную.

    Цели разделения властей:

    Принцип демократизма означает, что:

    Смысл иерархичности

    косвенное воздействие);

    закрытый характер

    Принцип профессионализма подразумевает:

    \ нов;

    Принцип законности

    Принцип разделения властей подразумевает разделение единой государственной власти на три ветви: законодательную; исполнительную; судебную.

    Соответственно на указанные три вида делятся органы государственной власти. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти действуют: самостоятельно, в рамках своей компетенции; при этом имеют сходные цели реализация функций государства, взаимосвязаны образуют единую систему государственных органов; взаимозависимы дополняют, сдерживают, контролируют друг друга.

    Цели разделения властей:

    Упорядочить работу государственного механизма (в том числе специализировать направления деятельности госорганов);

    Не допустить концентрации власти (а следовательно, бесконтрольности, произвола) в одних руках (в одних и тех же органах).

    Разделение властей является базовым принципом организаций и деятельности государственных органов наряду с признанием человека, его прав и свобод высшей ценностью. Данный принцип, зафиксированный в ст. 2 Конституции РФ, лежит в основе Конституции России 1993 г. Исходя из него, государственные органы:

    Существуют во имя человека, обеспечения его интересов и потребностей;

    Обязаны уважать, соблюдать и защищать права и свободы человека;

    Не имеют права издавать акты, нарушающие права и свободы человека. Принцип демократизма означает, что:

    Государственные органы формируются народом (прямо либо косвенно, например: избрание народом Президента РФ, глав субъектов РФ, законодательных (представительных) органов разных уровней, кото. рые, в свою очередь, формируют другие органы - Правительство РФ, администрации, суды и т. д.);

    Государственные органы находятся под контролем народа (через выборы).

    Смысл иерархичности в том, что государственные органы представля-ют собой систему, где вышестоящие органы имеют больше полномочий, чем нижестоящие, и имеют возможность оказывать воздействие на их деятельность. Пример:

    Система органов законодательной власти (Федеральное Собрание РФ -законодательные (представительные) органы субъектов РФ косвенное воздействие);

    Система органов исполнительной власти (Президент РФ, Правительство РФ администрации субъектов РФ, главы субъектов сочетание прямого и косвенного влияния);

    Судебная система и Прокуратура РФ (единая иерархия судов различных видов, органов Прокуратуры РФ подчинение нижестоящих органов вышестоящим).

    Решения высших органов государственной власти РФ обязательны для исполнения на территории всей страны всеми государственными органами и должностными лицами. (Например: исполнение федерального закона, не противоречащих Конституции и закону актов Президента и Правительства РФ, решений Конституционного Суда РФ.)

    Принцип сочетания централизма и федерализма означает, что:

    Все государственные органы образуют единую систему госорганов (госаппарат), во главе которой находятся высшие органы государственной власти;

    Между центром (федерацией в целом) и субъектами федерации (соответственно между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ) разграничены полномочия (предмет ведения) вопросы исключительного ведения федерации, вопросы совместного ведения, вопросы исключительного ведения субъектов РФ;

    Субъекты федерации самостоятельно устанавливают собственную систему органов государственной власти;

    Субъекты федерации влияют на формирование федеральных органов государственной власти (представительство в Совете Федерации, дача согласия на назначение прокурора субъекта РФ, участие в формировании судейского корпуса и др.).

    Государственные органы могут быть как выборными, так и назначаемыми. Пример: избрание Президента РФ, который назначает федеральных министров, иных должностных лиц, формирует ряд государственных органов.

    Органы государственной власти могут быть:

    Единоличными (Президент РФ, глава субъекта РФ и др. осуществляют свою работу на основе единоначалия);

    Коллегиальными (Государственная Дума, Совет Федерации и др. совместно принимают решения).

    В основе деятельности государственных органов лежит принцип открытости:

    Заседания парламента, судов и других органов, как правило, носят открытый характер;

    Их деятельность широко освещается СМИ;

    Органы государственной власти самостоятельно предоставляют информацию о своей работе;

    Информация о должностных лицах (особенности биографии, доходы) открыта для общественности.

    В отдельных случаях деятельность государственных органов может иметь закрытый характер (правоохранительные вопросы, государственная безопасность и др.).

    Равный доступ к государственной службе означает, что все граждане Российской Федерации, обладающие соответствующей подготовкой имеют право на занятие государственных должностей без дискриминации по признакам национальности, расы, социального происхождения отношения к религии и др.

    Как правило, вакантные государственные должности замещаются на конкурсной основе (с учетом профессиональных знаний, личных качеств, трудовой биографии (анкета, послужной список), достижений на прежних местах работы). Принцип профессионализма подразумевает:

    Наличие специальной.подготовки у работников государственных орга- \ нов;

    Учет данной подготовки при приеме на работу и продвижении по службе;

    Регулярный контроль за соответствием уровня профессиональной подготовки занимаемой должности (аттестации и др.).

    Принцип законности обязывает государственные органы, госслужащих, должностных лиц соблюдать нормы Конституции, законов, подзаконных актов при осуществлении своей деятельности.

    Принципы деятельности государственных органов

    Правовые принципы организации и деятельности органов государственной власти:

    • 1. Приоритет прав и свобод человека и гражданина. Их непосредственное действие; обязанность государственных органов и должностных лиц признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Человек, его права и свободы по Конституции - высшая ценность, поэтому Конституция ограничивает государственную власть, обязывая ее признавать, соблюдать и защищать эти права, допуская их ограничение только временно и в особо предусмотренных Конституцией исключительных случаях. Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления. Конституция также устанавливает, что права человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Деятельность органов государственной власти, должностных лиц, органов местного самоуправления должна быть подчинена обеспечению прав и свобод человека и гражданина. При несоблюдении этого принципа вступает в действие механизм судебного конституционного контроля и судебной защиты прав и свобод человека и гражданина. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле. Развивается также практика прямого применения Конституции, прежде всего в сфере защиты прав и свобод граждан и в деятельности других звеньев судебной власти - судов общей юрисдикции и арбитражных судов. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в суд могут быть обжалованы решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государственных служащих, посягающие на права и свободы граждан.
    • 2. Принцип народовластия. Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, органов государственной власти и органов местного самоуправления, республиканской форме правления, при которых носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации выступает ее многонациональный народ. Это означает, что все конституционные правомочия органов государственной власти и органов местного самоуправления исходят от народа. Народ осуществляет свою власть непосредственно в форме всеобщего голосования (референдума), а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
    • 3. Верховенство Конституции. Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Ее верховенство гарантируется Конституционным Судом Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица должны сверять свои юридически значимые действия, прежде всего с Конституцией, руководствоваться ею.

    Нормы Конституции имеют непосредственное применение. Это означает, что органы законодательной власти при разработке и принятии законов должны руководствоваться конституционными положениями, т.е. эти законы не должны противоречить нормам Конституции. А органы исполнительной и судебной власти при применении законов в первую очередь должны руководствоваться нормами Конституции.

    4. Принцип разделения властей. Одной из незыблемых основ конституционного строя демократического правового общества является осуществление государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Целями принципа разделения государственной власти являются, во-первых, упорядочение работы государственного аппарата, в том числе специализирование направления деятельности органов государственной власти и, во-вторых, недопущение концентрации государственной власти в одних и тех же органах, чтобы не было произвола и злоупотребления этой властью.

    Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны при осуществлении своих конституционных полномочий. Система разделения властей не нарушает единства государственной власти, а, наоборот, создает определенное равновесие (баланс) между самостоятельными ветвями государственной власти при осуществлении своих полномочий. Разделение государственной власти реально существует, прежде всего, на уровне народовластия, прямого или представительного, выражаемого органами законодательной, исполнительной и судебной власти в форме осуществления своих конституционных функций, а также взаимодействия, взаимного контроля, «сдержек и противовесов» между ними. Законодательные органы издают законы, на основании которых действуют органы исполнительной и судебной власти, осуществляют бюджетный контроль, назначают или утверждают должностных лиц органов исполнительной и судебной власти. Органы исполнительной власти претворяют в жизнь принятые органами законодательной власти законы. Глава государства (президент) утверждает и публикует принятые парламентом законы, вносит в парламент законопроекты, назначает судей, членов правительства, осуществляет помилование и т.д. Органы судебной власти осуществляют правосудие, применяя законы при решении конкретных дел. Высшие органы судебной власти также дают толкование Конституции. А при несоответствии Конституции предписаний законов и других нормативно-правовых актов, признают их не имеющими юридической силы.

    5. Принцип законности - основной метод осуществления деятельности органов государственной власти. Принцип законности в деятельности органов государственной власти означает, во-первых, что все органы государства и их должностные лица должны действовать строго в рамках закона, во-вторых, обеспечивать исполнение законов всеми подчиненными организациями и учреждениями, в-третьих, обеспечивать охрану и защиту прав и свобод граждан.

    Принцип законности закреплен в ст. 15 Конституции РФ, где сказано: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы».

    При осуществлении своих полномочий в отношении государственных органов действует принцип: запрещено все то, что не разрешено законом.

    • 6. Принцип федерализма в организации и деятельности органов государственной власти означает, что:
      • - все государственные органы образуют единую систему органов государственной власти;
      • - между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации разграничены предметы ведения (полномочия) - вопросы исключительного ведения Феде рации, вопросы совместного ведения, вопросы исключительного ведения субъектов Российской Федерации;
      • - во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти органы государственной власти субъектов Российской Федерации равноправны между собой;
      • - субъекты Федерации самостоятельно устанавливают собственную систему органов государственной власти;
      • - субъекты Федерации участвуют в формировании федеральных органов государственной власти (выборы Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, представительство в Совете Федерации Федерального Собрания, участие в формировании судейского корпуса, дача согласия на назначение прокурора субъекта Федерации и др.).
    • 7. Принцип равного доступа граждан к государственной службе. Конституция Российской Федерации закрепляет, что граждане Российской Федерации в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой имеют равный доступ к государственной службе.

    При приеме на государственную службу и при ее прохождении не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

    Вакантная государственная должность замещается на конкурсной основе с учетом профессиональной подготовки и личных качеств.

    8. Принцип гласности в осуществлении государственной службы. Принцип гласности означает информирование граждан о деятельности государственных органов и государственных служащих.

    В средствах массовой информации должна освещаться деятельность государственных органов и государственных служащих, их успехи и недостатки. Гласность в работе государственной службы - необходимое условие повышения общественного мнения о ней, более активного ее участия в деятельности государственных органов, привлечения граждан к управлению государством. Только благодаря гласности может быть установлен общественный контроль за функционированием государственной службы.

    Общая классификация государственных органов

    Классификация государственных органов производится следующим образом:

    • 1. По способу возникновения:
      • - Первичные (в результате волеизъявления народа);
      • - Производные (формируемые первичными).
    • 2. По принципу разделения властей:
      • - Законодательные (представительные);
      • - Исполнительные;
      • - Судебные;
      • - Органы надзора и контроля.
    • 3. По объему властных полномочий:
      • - Высшие (на всей территории);
      • - Местные (на определенной административной территории).
    • 4. По характеру компетенции:
      • - Общая (на реализацию конкретных функций государства);
      • - Специальная (например, министерства).
    • 5. По количественному составу членов, необходимому для принятия решений:
      • - Коллегиальные;
      • - Единоличные.
    • 6. По форме осуществления властных полномочий:
      • - Правотворческие;
      • - Правоисполнительные;
      • - Правоохранительные.


    Просмотров