Где заканчивается действие знака обгон запрещен. Знаки обгон запрещен, подача звукового сигнала запрещена, ограничение максимальной скорости. Взыскание за временный указатель

Каждый водитель знает, что обгон – это опасный маневр. Его можно совершать в местах, где нет запрета. Перед обгоном следует убедиться в безопасности других участников движения. Если водитель нарушает правила дорожного движения и опережает машины на перекрестках или под знаком обгон запрещен, то он должен заплатить штраф. В некоторых случаях ему грозит лишение водительских прав до 1 года.

Согласно правилам дорожного движения обгон – это опережение одного транспортного средства или нескольких автомобилей. Водитель выезжает на встречную полосу, обгоняет транспорт и возвращается на свою сторону. Раньше обгоном считался выезд на встречную полосу и опережение попутного транспорта, без возвращения на свою сторону.

Обгоном считается не только объезд движущегося транспорта, но и стоящих автомобилей. Например: опережение сломанной машины или аварии.

Внимание! С определением обгона можно ознакомиться в статье 12 Кодекса об Административных Правонарушениях.

Как правильно совершить обгон

Вот алгоритм, который позволит правильно совершить обгон:

  1. Внимательно оцените ситуацию на дороге, чтобы убедиться в безопасности обгона. Встречная полоса должна быть без препятствий. Обратите внимание на скорость обгоняемой машины, дистанцию до нее. Также посмотрите, чтобы ваш автомобиль не создал помех для других машин.
  2. Если автомобиль начал обгон раньше вас или подал сигнал левого поворота, то дождитесь завершения, затем начинайте свой маневр.
  3. Убедившись в безопасности маневра, подайте сигнал левым поворотом, плавно перестройтесь на встречную полосу.
  4. Увеличьте скорость и обгоните машину. Затем вернитесь в свой ряд. Обгоняйте автомобиль с «запасом» расстояния, чтобы не помешать движению машины.
  5. Во время обгона следует соблюдать безопасную боковую дистанцию. Запрещается приближаться вплотную к обгоняемому автомобилю, подрезая его. После того как вы обогнали машину и вернулись на свою сторону нельзя резко снижать скорость.
  6. Водитель обгоняемого автомобиля не имеет права препятствовать обгону. Он не должен превышать скорость и создавать препятствия.

Внимание! Обгон автомобилей разрешен лишь на тех участках, где на совершение маневра не наложен запрет.

Каково административное наказание

Ответственность за обгон в запрещенных местах регламентируется статьей 12.15 КоАП. Если водитель обогнал транспортное средство, то ему грозит наказание. Штраф за знак «Обгон запрещен» составляет 5000 рублей. Или нарушитель будет лишен водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев. При повторном нарушении правила инспектор ГИБДД вправе изъять права у водителя на 1 год.

Знаку «Обгон запрещен» соответствует номер 3.20. Он запрещает опережение любого транспорта за исключением тихоходных средств (не превышающих 30 км/ч), повозок, запряженных лошадьми и тп.

У данного знака есть определенная зона действия.

Она рассчитывается следующим образом:

  • В любом населенном пункте он действует до первого перекрестка. В случае отсутствия перекрестков до знаков под номерами 5.24.1, 5.24.2 и 5.26.
  • Вне населенного пункта знак действует до перекрестка или установленного знака «Конец зоны запрещенного обгона», под номером 3.21.
  • В некоторых случаях зону действия устанавливают на информационных табличках и располагают под знаком (например: 100 или 200 метров).

В каких местах запрещен обгон

Правила дорожного движения регламентируют зоны, которые запрещены для обгона. Они могут быть обозначены специальным знаком «Обгон запрещен».

В других случаях нельзя совершать маневр по опережению в местах, согласно статье 11.4 ПДД:

  • на пешеходном переходе, независимо от того, идут ли по нему люди или переход пуст (узнайте, какой );
  • на перекрестках, регулируемых светофорами;
  • на нерегулируемых перекрестках, но дорога, по которой движется транспорт, не должна быть главной;
  • при сплошной или двойной линии разметки;
  • на железнодорожных путях, за 100 метров до них и после них;
  • при езде в тоннеле, по мостам и эстакадам и проезжая под ними;
  • на опасных поворотах;
  • в случае, когда транспорт, движущийся перед вами, подал сигнал левым поворотом, и собирается совершать обгон или поворот.


При нарушении правил налагается штраф 5000 рублей или изымаются права на срок 4 – 6 месяцев.
Если нарушение повторно, то права забираются на 1 год. По истечении этих сроков нарушителю придется снова сдавать экзамены инспекторам ГИБДД. Получение прав возможно только после успешной переэкзаменовки.

Наказание может последовать и в тех случаях, когда на полосе располагается неподвижное препятствие (например: сломанная машина или ДТП), а автомобили находятся в зоне действия запрещенного обгона. В этих случаях следует объезжать препятствие справа. Если дорога в одну полосу, то по обочине. Размер штрафа за неправильный объезд неподвижного препятствия от 1 до 1,5 тысяч рублей.

Внимание! Постановление может выписать инспектор ГИБДД, если нарушение зафиксировано видеокамерами, то на домашний адрес придет «письмо счастья» со штрафом.

Как можно оспорить штраф

Если нарушитель не согласен со штрафом, он может обжаловать его. В суде предоставляются фотографии с места нарушения, где видно качество разметки или данные с видеорегистратора.

Обжаловать решение инспектора можно в следующих случаях:

Обгон в запрещенных местах зачастую провоцирует аварии. Штраф за маневр под знаком «Обгон запрещен», на перекрестках, тоннелях, мостах и других локациях в 2018 году составляет 5 000 рублей. По решению инспектора ГИБДД нарушителя могут лишить прав на 4 – 6 месяцев. В случае несогласия с постановлением водитель имеет право оспорить штраф в суде.

Рассмотрение знака «Обгон запрещен» следует начинать, пожалуй, с административных санкций за нарушение норм, которые он предписывает водителю.

Лишение водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев или административный штраф в размере 5000 рублей – это взыскания, накладываемые на нарушителя данного требования правил дорожного движения.

И теперь – с осознанием серьезности наказания – поведем речь о предписаниях, которые предъявляются знаком.

Знак 3.20 «Обгон запрещен» категорически запрещает выполнять обгон транспортными средствами транспортных средств.

И здесь отнюдь не лишним будет повторение первого раздела ПДД в той его части, которая регламентирует понятие обгона. Согласно правилам, обгон – это опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом на полосу встречного движения (или сторону дороги, которая предназначена для встречного движения) и последующим возвращением на занимаемые ранее позиции.

Из этого знания можно сделать принципиальный вывод: знак «Обгон запрещен» запрещает именно обгон, а не опережение транспортных средств в пределах своего направления и, тем более, объезд.

Важно помнить, что знак «Обгон запрещен» имеет три исключения.

Первое исключение. Водитель может проигнорировать требование знака при обгоне тихоходного транспортного средства. Цель данного исключения – избежать толчеи за тихоходным ТС.

Однако в этом моменте есть определенные «подводные камни». Попробуем разобраться, что такое тихоходное ТС, ибо именно с этим исключением правил запрещения обгона возникает наибольшее количество конфликтов водителей с работниками ДПС.

Согласно нормам, тихоходным называется транспортное средство, для которого производителем определена максимально допустимая (или конструкционная) скорость – не более 30 км/ч. Подобные ТС – тракторы, грейдеры, асфальтоукладочная и сельскохозяйственная техника – должны быть сзади снабжены специальным опознавательным знаком в виде красного треугольника с каймой желтого или красного цвета.

Вот именно здесь и возникает путаница: водитель, видя перед собой трактор, двигающийся со скоростью менее 30 км/ч, смело начинает его обгонять в зоне действия знака «Обгон запрещен». Но проблема состоит в том, что трактор в данный момент не обозначен необходимым символом «Тихоходное транспортное средство», а, следовательно, по закону таковым не является.

Водитель при обгоне формально нарушил правила. Таким образом, критерием «тихоходности» (и карт-бланшем на обгон в зоне запрещающего знака) является именно данный опознавательный знак ТС.

Второе исключение. Знак «Обгон запрещен» не действует в отношении обгона гужевой повозки. Мотивация законодателя та же – необходимость избежать скопления ТС.

Третье исключение. В зоне действия указанного знака разрешается обгонять велосипеды, мопеды, скутеры, а также «плоские» мотоциклы — без бокового прицепа (коляски). Подобное исключение обосновано тем, что, обгоняя подобные ТС, водитель будет минимально выезжать на полосу встречного движения. Да и процесс обгона небольшого двухколесного средства будет недолгим.

Важно отметить, что данные исключения не относятся к участкам дорог, на которых нанесена горизонтальная сплошная линия разметки (разметка 1.1). Обгон – точнее, выезд на встречную полосу - на таких участках категорически запрещен.

Принципиальным для водителя является вопрос о зоне действия знака «Обгон запрещен». Как большинство дорожных знаков, он начинает регулировать движение в месте своей установки и «работает» на определенном участке дороги, который будет продолжаться до:

1. Места установки знака 3.21 « »;

2. Ближайшего по ходу движения перекрестка;
3. Места установки одного из знаков « » (при отсутствии перекрестка);
4. Места установки знака 3.31 « ».

Кроме того, зона действия запрещения обгона может быть сокращена сочетанием знака с табличкой . В таком случае, после проезда указанного на табличке расстояния, действие знака «Обгон запрещен» прекращается.

Правила (исключительно в целях безопасности движения) предполагают установку знака «Обгон запрещен» в сочетании с табличками . Обгон будет запрещен только в конкретное время, когда на данном участке дороги движение будет максимально интенсивным.

И последнее. Подобная детализация требований знака «Обгон запрещен» обусловлена опасностью выполнения маневра обгона, при котором вероятность лобового столкновения с движущимся навстречу транспортным средством наиболее велика. Избежать аварии и ее, к сожалению, летальных последствий – великая Миссия знака.

Если данная информация была для вас полезна, напишите, пожалуйста, об этом в комментариях. Если возникнут вопросы, пишите, обязательно постараемся вам помочь.

Обсуждение: 106 комментариев

    У меня Случай был что я обогнал Троллейбус нарушив Правила ПДД знак 3.20 (Обгон запрещен), но при Этом я не выезжал на полосу встречного Движения, а казуз тут еще в том что дорога после ремонта и Разметка не была на ней нанесена! Как определить выезжал ли я на полосу встречного движения или нет!

    Дмитрий, привествую Вас!

    Вот норма ПДД, регулирующая Вашу ситуацию:

    "9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств). "

    Добрый день! Ехал на трассе, проехал знак «обгон запрещен» и «поворот» впереди ехала автомашина Ока медленно 30км/ч не больше, догнал его, после чего Ока дал поворот направо и чутка прижался к обочине, я решил обогнать. После обгона заметил что впереди стояла гражданская вся наглухо затонированная ВАЗ 2115 из которой меня снимали на видеокамеру. Кстати разметки на дороге нет. Что будет? Знаю, что штраф 5000руб. Можно ли обжаловать? Есть шансы?

    Здравствуйте. На трассе догнал КамАЗ-ФУРГОН, из-за которого знак «Обгон запрещен» и табличку «1700м» не заметил. Дорога была с перепадами поэтому я и не обгонял, хотя сплошной не было. Когда дорога стала ровная, я совершил обгон КамАЗа, но был тут же остановлен ДПС, которые «поджидали» на перекрестке и на меня составлен протокол (за обгон в пределах 1700м). Когда по этой же трассе поехал в следующий раз, произвел замеры спидометром. Оказалось, что 1700м закончились до того места, где я начал обгон. Думаю, знак «Обгон запрещен» в этом месте просто «кормушка». Могу ли я в суде доказать свою невиновность(у меня есть два свидетеля-попутчики)?

    здравствуйте. скажите, пожалуйста. разрешен ли поворот налево или разворот на участке попадающем под действие этого знака? при этом наличие дорожной разметки не видно по различным причинам.

    Обгонял газель, знак 3.20 был в мертвой зоне я его не видел асфальт бал чист ни какой разметки не было Водителя газели остановили и тут же отпустили не взяв с него показаний. Протокол со ставили без свидетелей.Спасибо

    Ситуация: 2-полосная дорога в Ленинградской области вне населенного пункта. Перекрестков нет. За 4,3 км и за 3 км от места ДТП установлен знак 3.20 «Обгон запрещен». Знака 3.21 «Конец зоны запрещения обгона» нет. На данном участке Фольксваген-Туарег вылетает на встречную полосу для обгона «ползущего» перед ним на скорости 85 км/час Хундай-Солярис. Результат — лобовое столкновение Фольксвагена с встречным Жигулем на полосе движения «Жигуля». В Жигуле — сильно травмированный водитель и 1 погибший пассажир. В Туареге — мелкие царапины у водителя и 3 пассажиров.

    У следователя водитель Туарега, в присутствии своего адвоката, официально заявляет: знак 3.20 «Обгон запрещен» на данном участке дороги не действует, поскольку за 1,0 км до места ДТП установлены 2 знака: 5.16 «Место остановки автобуса» и 5.19.1 «Пешеходный переход». Повторения 3.20 «Обгон запрещен» за ними нет. Вопрос всем: он прав?

    День добрый! Поясните, я попал под действие знака 3.20 «Обгон запрещен». Выписали штраф и на комиссию. Однако нарушение было такое же в 2013 году. А на комиссии сказали что в суд и налишение. Ведь нельзя повторно нарушать в течении 1 года!? Как пояснить в суде, что это первое нарушение по 3.20 «Обгон запрещен» в этом году!? В 2013 году было такое же нарушение. Однако, прошло 3 года, а нарушать нельзя в течении 1 года!

    Добрый день, я не являюсь знатоком правил дорожного движения, не могли бы вы мне подсказать, есть ли конкретные критерии, правила, по которым устанавливают знак обгон запрещен, если есть то какие? Спасибо)

    Если установлен знак обгон запрещён в сочетании со сплошной линией разметки, через какое-то время сплошная заканчивается а знака отменяющего зону действия запрещенного обгона нет, то разрешен ли обгон?

    Случай, На дороге временный знак 3,20 и дорожные работы, через 300 метров перекресток, за перекрестком дублирующих знаков нет. Водитель выезжая с перекрестка знаков не видит, РАЗМЕТКА ПРЕРЫВИСТАЯ, он производит обгон и его останавливает ГИБДД, составляют протокол. Объяснения не интересуют. Правомерно ли? Должны стоять знаки после перекрестка Ссылка на норму права если можно.

У каждого автолюбителя свой стиль вождения, но иногда спешка и лихачество могут поставить под удар чью-то жизнь, здоровье. Чтобы обеспечить безопасность на сложных участках проезжей части, правилами предусмотрен запрет обгона.

Ранее обгоном считалось опережение транспортного средства, которое находится в движении. Сам процесс обгона связывался с выездом из полосы движения. Новое официальное определение отличается от привычного и дает возможность иначе трактовать обгон. Во-первых, обгоном теперь считается опережение на дороге и автомобиля, который не двигается. Во-вторых, можно говорить об обгоне и связанных с ним нарушениях только тогда, когда автомобилист выехал на встречную полосу.

Когда обгонять нельзя?

Безопасность маневра связана с мастерством и умением водителя предусмотреть последствия обгона. Запрещено обгонять (согласно п. 11.4 Правил):

  • близ перекрестков всех видов;
  • возле «зебры», причем обгонять запрещается независимо от наличия пешеходов на переходе (с 2014 г.);
  • на железнодорожных переездах, включая стометровые отрезки до и после путей;
  • на и под мостом, в тоннеле, на эстакаде. Это связано с плохой видимостью, которая может привести к столкновению транспорта;
  • на подъеме, сложном повороте, при плохой видимости. Повышается риск лобового столкновения с встречным транспортом;
  • в зоне действия знака «Обгон запрещен».

Если обгон ограничивается специальным знаком, то автомобилист обязан воздержаться от маневра до участка, где действие запрещающего знака прекращается. Нельзя обгонять от места установки знака и до:

  • перекрестка (со знаком). Перекрестком не считается точка пересечения со второстепенными дорогами;
  • знаков, ограничивающих действие запрета;
  • границы населенного пункта, обозначенной на трассе.

Иногда знак имеет уточнение своей зоны действия, тогда обгон возможен после ее окончания. Если линии дорожной разметки и знак, запрещающий обгонять, противоречат друг другу, то приоритет остается за знаком. В целом, воздержаться от маневрирования на трассе нужно в туман и сильный дождь (снег), в ночное время суток.

Штрафные санкции

Наказание регламентирует федеральный Кодекс об административных правонарушениях. Поскольку процесс обгона связан с пересечением сплошной разметочной линии, то и правонарушение квалифицируется на основании статьи 12.15. При этом важно грамотно применить соответствующую часть статьи, поскольку штрафы существенно отличаются:

  • часть 3 определяет взыскание от 1 тыс. руб. до 1,5 тыс. руб. Такое наказание предусмотрено за выезд навстречу потоку машин при объезде препятствия. Если автомобилист объезжал аварию, упавшее дерево, машину дорожных служб, не имея иной возможности, чем выезд на встречную, то максимальный штраф – полторы тысячи руб.;
  • часть 4 определяет взыскание в 5 тыс. руб. либо лишение удостоверения водителя на срок от 4-х до 6-ти мес. Наказание последует, если автомобилист, выполняя обгон, выехал на пути для трамвая или участок дороги, предназначенный для встречного потока.

В Кодексе прописан штраф и за рецидивное нарушение: если за 12 мес. нарушитель повторит обгон под знак, то права отберут на год.

Когда можно обгонять без штрафа?

При знаке, запрещающем обгон, разрешено опережать тихоходные транспортные средства (с соответствующей символикой), конные повозки, мотоциклы (двухколесные). Исключения предусмотрены Правилами, однако указано, что маневр должен выполняться в условиях хорошей видимости вне участков, описанных в п. 11.4 Правил.

Примеры обгонов, квалификацию которых можно оспорить при встрече с сотрудниками дорожной полиции

Пример 1. Автомобилист Проскуров Н. В. обогнал машину под знак, и был остановлен дорожной полицией. Водителя обвинили в нарушении запрета на обгон и квалифицировали его действия по ст. 12.15 (часть 4). Это грозило серьезными штрафными санкциями (5 000 руб.) либо лишением права на вождение авто.

Проскуров указал, что обгоном считается маневр, связанный с выездом на «встречку» и пересечением сплошной. А на трассе под знаком разметки не было, причем авто Проскурова маневрировало посередине трассы. Данные обстоятельства меняют квалификацию нарушения и подпадают под ст. 12.15 (часть 1), в которой предусмотрен штраф 500 руб.

Пример 2. Машина Николайченко В. Р. обогнала авто, которое ремонтировал владелец. Поскольку обгон был совершен под знак, а новое определение маневра четко не указывает, что обгонять нельзя только движущиеся транспортные средства, то сотрудники дорожной полиции выписали штраф 5 000 руб.

Николайченко выразил несогласие с формулировкой (указывая все в протоколе) и попросил переквалифицировать нарушение. В качестве оснований указал, что обгон был необходим, поскольку иначе объехать препятствие не удавалось. Заглохшее авто являлось препятствием, поэтому штраф в таком случае должен быть равен от одной до полутора тыс. (ст. 12.15 часть 3).

Зона действия знака, запрещающего обгон

Выше указано, в каких случаях знак 3.20 прекращает свое действие. Однако бывают ситуации, когда маневр обгона начат до знака, а закончен уже в зоне действия запрета. В такой ситуации нарушитель будет нести ответственность по всей строгости КоАП, поскольку обгон (не важно: начало, сам процесс, окончание) пришелся под знак. Наказание предусматривает штраф в 5 тыс. руб. либо лишение права на управление авто. Фиксация правонарушения камерой исключает конфискацию водительского удостоверения, водителю придется только погасить штраф.

В судебных инстанциях весьма неодобрительно относятся к нарушителям, которые пытаются представить маневр обгона в выгодном для себя ракурсе. Однако знание правил и хорошая доказательная база могут смягчить приговор или отменить штраф, при условии, что у автомобилиста не было другого выхода в ситуации, сложившейся на трассе.

Некоторые водители применяют обгон гораздо чаще, чем другие. Их манера езды агрессивна, а остальных участников движения они воспринимают исключительно в роли досадного недоразумения, создающего помехи при езде. Другие стараются соблюдать нормы правил дорожного движения, однако и им часто приходится обгонять попутные автомобили, мотоциклы и т. д. Но и первая, и вторая категории обязаны знать и понимать принцип действия знака «Обгон запрещён». Недаром бывалые говорят, что ПДД «написаны кровью». А нарушение правил при обгоне является одной из тех ситуаций, которые потенциально опасны для жизни. Тем более что недавно в правилах, действующих в Российской Федерации, было внесено несколько изменений, которые касаются в том числе соблюдения этих норм. Какие штрафы и прочие меры наказания грозят нарушителю в 2019 году?

Как выглядит знак, где он обычно устанавливается и какова зона действия

Для начала следует сказать, что изменения в правилах обгона существенно изменили ситуацию на дорогах России. Определённая категория водителей, которые за рулём уже много лет (а их большинство) твёрдо усвоила принцип, согласно которому обгон справа запрещён. И поэтому автомобиль в их зеркале заднего вида, который приближается к ним справа, вызывает инстинктивное желание уступить ему дорогу и вывернуть руль в эту же сторону. Часто столкновение в подобной ситуации просто неизбежно. Именно поэтому необходимо строго соблюдать ПДД, следить за последними изменениями в них и следовать указаниям знаков и дорожной разметки.

Так выглядит стационарный знак, запрещающий обгон

Знак «Обгон запрещён» входит в число запрещающих знаков. Он имеет персональный номер в ПДД России - 3.20. Этот знак при установке должен категорически запрещать обгон практически всех транспортных средств. Исключением станут только мопеды и двухколёсные мотоциклы без коляски, гужевой транспорт, велосипеды и тихоходные транспортные средства. Знак «Обгон запрещён» устанавливается на тех участках дороги, которые могут стать аварийно-опасными в случае обгона: на поворотах, подъёмах, участках с плохим дорожным покрытием, местах сужения и т. д.

Участок дороги, на который распространяется действие знака, начинается от того места, где он установлен, и до первого перекрёстка по ходу движения. В населённых пунктах знак действует (при отсутствии перекрёстков) до конца населённого пункта. Действие знака не может быть прервано выездами с прилегающих территорий и в тех местах, где главная дорога пересекается просёлочными, лесными и другими дорогами, которые можно считать примыкающими и второстепенными. Таковыми могут считаться те дороги, которые не имеют твёрдого покрытия и знака, обозначающего перекрёсток.

Водителям следует помнить, что выезды из дворов не являются перекрёстками и, соответственно, не отменяют действия знака «Обгон запрещён».

Зона действия ограничивается также дополнительным указанием расстояния его актуальности, которое даётся непосредственно под установленным знаком. Зона ограничивается также знаками, обозначающими отмену действия данного знака («Конец зоны запрещения обгона» – № 3.21) и знаком «Конец зоны всех ограничений» (№ 3.31в ПДД).

Кстати, название этого знака отдаёт пафосностью: он отменяет только девять запрещающих знаков и никоим образом не может отменить все реальные ограничения, с которыми может столкнуться отечественный водитель, особенно если речь идёт о российской глубинке. Есть определённые ограничения, для которых знаки не требуются. Главным в их определении станет инстинкт самосохранения.

Так выглядит знак «Конец зоны всех ограничений»

Особо следует сказать об игнорировании знака «Обгон запрещён» (в том числе) в южных регионах России. Статистика говорит о том, что именно Южный федеральный округ отличается системным игнорированием дорожных знаков и разметки. На некоторых дорогах (например, в Башкирии) часто отсутствует дорожная разметка, которая не наносилась десятки лет. В больших городах водители стараются всё же соблюдать требования дорожных знаков, но, скорее, из чувства самосохранения ввиду большого трафика на дорогах.

Знак на жёлтом фоне

Если водитель увидел дорожный знак «Обгон запрещён» на жёлтом фоне, то такой знак является временным.

Если знак «Обгон запрещён» на жёлтом фоне, то он установлен временно и имеет приоритет перед постоянными знаками

Он устанавливается для обеспечения безопасного движения на тех отрезках дороги, которые строятся или ремонтируются. Знаки, которые водители видят на жёлтом фоне, могут быть запрещающими или предупреждающими.

Если рядом с «жёлтым знаком» установлен «белый» знак, а его действие противоречит «жёлтому», то приоритетным является как раз знак на жёлтом фоне. Это утверждение актуально и для разметки оранжевого цвета, которая служит для разделения транспортного потока на строящихся или ремонтируемых участках дороги. В ПДД указан приоритет подобной разметки перед разметкой белого цвета.

Возможные нарушения, которые могут совершить водители

Для начала следует определиться с самим понятием обгона. Ещё недавно в ПДД это означало, что движущееся транспортное средство совершает опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств и при этом покидает полосу своего движения. В нынешней редакции Правил обгон трактуется несколько иначе. Он означает, что транспортное средство опережает в процессе своего движения один или несколько автомобилей. При этом обгон происходит только в том случае, когда данное транспортное средство выезжает на полосу встречного движения, а далее возвращается на ту полосу, которую оно занимало ранее. Новая редакция ПДД существенно сузила понятие обгона. Водителям, которые получили водительскую лицензию давно и в последний раз открывали книжку с ПДД много-много лет назад, следует особо обратить внимание на данное нововведение.

Нарушением требований знака «Обгон запрещён» является обгон одного или нескольких транспортных средств в пределах его действия. Это может быть вызвано, в первую очередь, игнорированием водителем данного знака. Само собой разумеется, что невнимательный шофёр, не увидевший за разговорами с пассажирами этот знак, также является нарушителем.

Видео о том, что такое обгон на практике

Спорные ситуации

Иногда особо «продвинутые» водители считают установку знака «Обгон запрещён» на определённом участке дороги необоснованным и, соответственно, его игнорируют. Понятно, что инспектору ГИБДД они не смогут доказать свою невиновность или абсурдность установки в определённом месте. На практике же возникает большое количество спорных ситуаций. Рассмотрим подробнее наиболее типичные.

Ситуация первая

Водитель движущегося автомобиля начал манёвр обгона ещё до начала действия знака, запрещающего обгон, а закончил его уже непосредственно в зоне действия. Причиной этого могло стать, к примеру, то, что транспортное средство, которое двигалось впереди, закрыло собой знак, а едущий сзади водитель просто не увидел его. В подобном случае следует внимательно присматриваться к разметке на дороге. Перед участком дороги, где запрещается обгон, штрихи, составляющие прерывистую линию, удлиняются и постепенно переходят в сплошную линию. Даже если водитель не увидел знака, то его действия вряд ли подлежат оправданию, а ГИБДД имеет все основания для его наказания.

Вторая

Водитель движущегося автомобиля видит транспортное средство, которое движется с малой скоростью, например, менее 30 км в час. Соответственно, для продолжения движения ему потребуется выехать на встречную полосу движения в пределах действия запрета на обгон. Вопрос в том, является ли ТС, которое обогнал водитель, тихоходным. Следует знать, что тихоходные транспортные средства должны обозначаться особыми значками в виде красных треугольников, имеющих жёлтую окантовку. Если такого значка на обгоняемом транспортном средстве не наблюдается, то его тихоходным считать нельзя и обгон в этом случае станет явным нарушением ПДД.

Так выглядит и располагается знак тихоходного транспортного средства

Третья

Иногда просто нет возможности избежать нарушения действия знака. Это может случиться, например, когда приходиться объезжать большую яму (явление нередкое), стоящий автомобиль или место, где недавно произошла авария. В подобном случае следует попытаться объехать подобное препятствие справа. Если же подобной возможности нет, то придётся объезжать, выехав на встречную полосу. В этом случае сотрудники ГИБДД могут «инкриминировать» нарушение с последующим существенным уроном для личного или семейного бюджета. Но следует знать, что в подавляющем большинстве случаев в подобных ситуациях правила разрешают подобный манёвр. Но как ни странно, инспектор может трактовать это по-своему. Поэтому водителю следует понимать, что он сможет доказать свою невиновность в суде и, соответственно, не соглашаться с выводами инспектора в составленном протоколе.

Четвёртая

Иногда едущий водитель может с удивлением заметить, что разметка на дороге входит в явное противоречие с требованиями установленных знаков. К примеру, участок дороги, на котором за знаком «Обгон запрещён» продолжается прерывистая разметка, явно разрешающая подобный манёвр, может ввести законопослушного водителя в ступор. Что делать?

По логике вещей, наличие прерывистой линии говорит о том, что зона ограниченной видимости закончилась и, соответственно, запрещение обгона уже не является актуальным. Но дело в том, что «бдительный» инспектор не зря много часов ждал, когда возникнет подобная ситуация. Он смело останавливает «нарушителя» и составляет протокол. Так вот, протокол не следует подписывать и в этом случае. Следует ещё раз открыть книжечку, в которой подробно расписаны ПДД, и убедиться в том, что дорожная разметка имеет приоритет. Исключением станут лишь временные знаки, требующие ограничения определённых действий водителей (к примеру, тот же знак на жёлтом фоне). При этом сами инспекторы должны принять меры к исправлению этой неоднозначной ситуации на дороге.

Водителю, хорошо знающему ПДД, следует вести себя уверенно и напомнить сотрудникам дорожной полиции об их непосредственных обязанностях в таком случае. Скорее всего, они это и сами знают, поэтому разговор может закончиться невнятным: «Больше не нарушайте» и пожеланиями счастливого пути.

Видео о спорных ситуациях при обгоне

Водители, будьте снисходительны (или кого обгонять всё же можно)

О тихоходных транспортных средствах сказано выше. Таковыми, к примеру, могут быть бульдозеры, тракторы, комбайны и так далее. Если на них сзади установлены соответствующие значки, то их можно обогнать безболезненно. Конечно, повозка крестьянина, запряжённая лошадьми (гужевой транспорт), вряд ли будет оснащена соответствующим знаком. Но вот её обгонять тоже можно. Равно как и велосипедистов, мотоциклистов (мотоциклы двухколёсные и без колясок), а также мопедистов. При их обгоне опытных водителей иногда бросает в холодный пот, поскольку они считают (и иногда обоснованно), что страшнее велосипедиста на трассе человека нет. От него можно ждать всё что угодно. Его может шатнуть порывом ветра, велосипед может подскочить на ухабе и резко изменить траекторию движения, в конце концов, велосипедист может быть в стельку пьян.

При обгоне велосипедистов следует быть особо осторожным

Ненамного более прогнозируемые действия мопедистов, байкеров и «водителей» гужевого транспорта. Именно поэтому при обгоне подобных участников дорожного движения следует соблюдать особую осторожность, притормаживать и стараться не приближаться к ним слишком близко, оставляя себе возможность сманеврировать или затормозить в случае критической ситуации.

Знак «Тихоходное транспортное средство» обозначается в виде равностороннего треугольника с флюоресцирующим покрытием красного цвета и со световозвращающей каймой жёлтого или красного цвета (длина стороны треугольника от 350 до 365 мм, ширина каймы от 45 до 48 мм по ГОСТу) - сзади механических транспортных средств, для которых предприятием-изготовителем установлена максимальная скорость не более 30 км/ч.

Абзац 10 пункта 8 Главы 26 ПДД

Не запрещающим знаком едины: когда обгонять всё равно нельзя

Немаловажно также напомнить некоторым водителям, успевшим основательно подзабыть ПДД (а то и вообще никогда не державших книжечку с подобным названием в своих руках), что знак «Обгон запрещён» является не единственным случаем запрещения подобного манёвра на дороге.

Категорически запрещён обгон на пешеходном переходе, неважно, идут по нему люди или нет. Также нельзя обгонять в тоннелях, на путепроводах и мостах. Нарушением станет обгон на перекрёстке, вне зависимости от того, регулируемый он или нет, а также в пределах стометровой зоны от железнодорожного переезда. Обгон на подъёмах или спусках, где видимость для обгона недостаточна, тоже запрещён.

В тоннеллях обганять нельзя категорически

При совершении же обгона следует очень внимательно следить за попутным и встречным транспортом, соблюдать безопасную дистанцию и не создавать помех другим водителям.

Водителю же обгоняемого транспортного средства запрещается увеличивать скорость, поскольку это может привести к препятствию совершения обгона и создать аварийную ситуацию на дороге.

Чем чревато игнорирование знака «Обгон запрещён»: штрафы в 2019 году

Нарушение правил обгона очень часто приводит к трагичным последствиям. Поэтому, в первую очередь, оно угрожает жизни водителя, его пассажиров, «экипажа» встречного автомобиля и порой совершенно непричастных участников дорожного движения, которые очутились не вовремя и в неудачном месте. Именно ввиду вышеперечисленного штрафные санкции к нарушителям довольно жёсткие. На протяжении последних лет мы можем наблюдать значительный рост размеров штрафов. То, что ещё десять лет назад можно было нарушить относительно безболезненно для кошелька, сегодня чревато серьёзными финансовыми потерями.

Как и ранее, штрафные санкции за нарушение правил обгона определяет Статья 12.15 КоАП.

В частности, пункт четвёртый Ст. 12.15 КоАП гласит о следующем:

Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, - влечёт наложение административного штрафа в размере 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырёх до шести месяцев.

п. 4 ст. 12.15 КоАП

Итак, минимальное административное наказание грозит нарушителю в виде штрафа в размере 1000 рублей и максимальное - лишение водительской лицензии на срок от четырёх до шести месяцев. Промежуточными штрафами станут 1500 и 5000 руб. Первый - за выезд на полосу встречного движения или трамвайные рельсы при объезде препятствия (если его можно было объехать справа) и второй - за игнорирование требований знака, запрещающего обгон и выезд на «встречку».

Особо злостные нарушители правил обгона могут расстаться с водительским удостоверением на год, если они повторно успели нарушить действие правил обгона в течение года. Важно помнить о том, что возвращение водительских прав становится возможным только при пересдаче теории ПДД и поэтому может вылиться в очень долгосрочный проект, поскольку к моменту лишения прав всё, чему учили в автошколе, было уже основательно забыто.

Минимально можно надеяться на штраф в 500 рублей, который будет выписан за нарушение требований разметки на дороге и запрещающего знака. Хотя, по правде сказать, подобные случаи являются скорее исключением, чем правилом. Обычно водителя стараются наказать максимально. Поэтому единственным плюсом в данной ситуации станет чувство глубокого удовлетворения водителя от того, что он пополнил бюджет родной страны на немалую сумму.

Если нарушение правил обгона было зафиксировано с помощью технических средств (фото- или видеорегистраторами), автоматически регистрирующих нарушение без участия инспектора ГИБДД, то водителя могут оштрафовать максимум на пять тысяч рублей, даже если само нарушение тянет на лишение прав.

Как попробовать оправдаться и можно ли избежать лишения прав

Вопрос о том, как избежать административной ответственности, возникает у водителя в первый же момент после остановки инспектором дорожной полиции. Но не стоит сразу посыпать голову пеплом и каяться во всех грехах.

Необходимо сразу понять, что между административным штрафом в 5000 руб. и лишением водительских прав в законе стоит слово «либо». Решение о мере наказания должен принимать руководитель соответствующего подразделения дорожной полиции на основании длительности пребывания нарушителя на встречной полосе, траектории его движения и многих других факторов. Обстоятельства могут как смягчать, так и отягчать ответственность нарушителя. Поэтому изначально следует учитывать все обстоятельства правонарушения. Если, к примеру, нарушивший водитель без причины двигался по встречной полосе на протяжении километра, создав при этом несколько аварийных ситуаций, то надеяться на минимальный штраф ему вряд ли стоит.

Окончательное решение о наказании принимает суд. Поэтому стоит хорошо подготовиться к процессу. Если есть возможность, то желательно поручить защиту своих интересов профильному адвокату, который имеет богатый положительный опыт в решении дел, связанных с нарушениями правил дорожного движения. Надо понять, что далеко не всегда суд (при выявлении нарушения на дороге непосредственно сотрудниками дорожной полиции) ограничивается штрафом в пять тысяч. Лишение прав приводит к гораздо большим проблемам, поэтому стоит всё же перестраховаться и обратиться за помощью к автоадвокату.

Окончательное решение по наказанию за нарушение ПДД принимает суд

Самостоятельно оспорить решение инспектора дорожной полиции можно попробовать, доказав, что отсутствовала реальная возможность объехать препятствие справа. Это не позволяло сделать состояние дорожного покрытия на данном участке дороги, размеры автомобиля или возможность создания опасной ситуации для других участников движения, пешеходов, строений, дорожных конструкций и т. д. Безусловно, судья не станет выезжать на место, где было совершено нарушение, поэтому в этом случае огромным подспорьем станет запись видеорегистратора, на которой должны быть отображены все упомянутые нюансы.

Вторым способом оспорить решение о наказании станет доказательство того, что знак не соответствует требованиям закона и установлен с нарушением ГОСТа (ГОСТ Р 52289–2004). Те знаки, которые устанавливались без соблюдения соответствующих требований, входят в противоречие с правилами дорожного движения. Опыт говорит о том, что доказать несоответствие знака техническим требованиям можно, но сложно. Поэтому придётся повоевать в суде.

Дорожная служба может принести извинения водителю, но суд не примет во внимание техническое несоответствие. Как правило, суды настолько завалены текущей работой, что нарушители ПДД являются для них чем-то, похожим на назойливое насекомое, которое мешает работать над более приоритетными задачами. Поэтому рассмотрение соответствующих дел часто происходит бегло, при этом судья совершенно не вникает в суть дела. Часто дотошный нарушитель может доказать свою невиновность только в апелляционном суде.

Кстати, как показывает практика, именно апелляционный суд чаще выносит более справедливые решения по нарушениям ПДД, чем суд первой инстанции. Но следует учесть, что подача апелляции - дело непростое, особенно для людей, которые никогда или практически никогда не сталкивались с подобными задачами. Поэтому участие адвоката станет очень желательным. И, соответственно, может значительно поднять стоимость самой процедуры восстановления справедливости. Именно поэтому большинство водителей, которым был присуждён штраф, смиряются с подобным судебным решением. До Апелляционного суда доходят немногие и то, как правило, те, кому присуждено лишение водительских прав. Этот фактор становится иногда определяющим в относительно небрежном и поверхностном рассмотрении дел о нарушениях правил дорожного движения.

Кстати, иногда можно даже превратиться в пострадавшего. Это может случиться, к примеру, в том случае, когда инспектор ГИБДД составил протокол при несоответствии требований знака и дорожной разметки, хотя должен был немедленно доложить вышестоящему руководству о выявленной проблеме, а не искать возможность оштрафовать незадачливого и не знающего досконально ПДД водителя. Если водителю удастся доказать свою правоту, то инспектор будет наказан, вплоть до увольнения с работы. В подобном случае опять будет крайне важна информация с видеорегистратора.

Видео о некоторых случаях установки знака «Обгон запрещён»: практика общения с инспекторами ГИБДД

Смягчение и льготы при оплате штрафов

Выписанный штраф можно уменьшить вдвое, если успеть оплатить его в течение 20 дней после составления протокола или «письма счастья». Но при этом льгота не распространяется на все штрафы. В 2019 году нельзя уменьшить размер штрафа в следующих ситуациях:

  • при совершении нарушения правил дорожного движения водителем, который управлял транспортным средством в нетрезвом виде;
  • при повторном зафиксированном превышении в течение года максимальной скорости движения более, чем на 40 км;
  • при повторном (в течение года) игнорировании запрещающего сигнала светофора;
  • при повторном нарушении за год требований знака «Обгон запрещён»;
  • в случае создания аварийной ситуации;
  • при признании виновником в результате дорожно-транспортного происшествия, где есть пострадавшие;
  • при управлении автомобилем, не прошедшим регистрации согласно нормам российского законодательства.

Повторное нарушение в течение года с момента предыдущего правонарушения означает, что водитель склонен к системному игнорированию правил дорожного движения. Поэтому закон предусматривает более строгую меру наказания за подобные повторные деяния.

На общих основаниях штрафы ГИБДД можно оплатить в течение 80 дней с даты их получения. Указанные 80 дней можно условно разделить на три стадии:

  • в течение 10 дней нарушитель может обжаловать протокол в суде, когда он не выражает согласие с указанными в нём нарушениями;
  • решение суда вступает в действие спустя 60 дней;
  • 10 дней даётся на передачу дела из судебного производства в исполнительное производство.

Необходимо понимать, что начало отсчёта срока по всем нарушениям правил дорожного движения может начинаться исключительно с даты получения копии протокола. Данная норма актуальна и для тех водителей, которые получили штраф на месте, и для тех, кто получил «письмо счастья» по результатам фиксации средствами фото- и видеонаблюдения.

Важно также сказать несколько слов о сроке давности штрафов за нарушения правил дорожного движения. Если не спешить в первый же день в банк с оплатой штрафа, то теоретически можно его не заплатить вообще. Конечно, это очень рискованно, но такие случаи бывают. Как правило, за мелкие нарушения выписываются относительно незначительные штрафы, за оплатой которых дорожные службы следят не очень бдительно. Поэтому о нарушителях иногда просто забывают в процессе текущей работы, которой, как правило, много каждый день. Если же через 80 дней не пришло никакого извещения, то есть шанс «скостить» штраф на основании срока давности. Но для этого, согласно Кодексу об административных правонарушениях, придётся подождать целых два года. Именно такой промежуток времени составляет срок исковой давности. В последнее время он не менялся на законодательном уровне. При этом водителям не следует забывать, что решение об оплате штрафа вступает в силу только через 10 дней с момента его вручения нарушителю. Если же он пытался обжаловать решение суда первой инстанции в вышестоящем суде, то отсчёт срока давности начинается с момента вынесения решения последним. Штраф продолжит «висеть» на водителе в информационной базе ГИБДД, но через два года его обладателю уже не смогут предъявить требование о его оплате.

Также в законе есть несколько нюансов, которые следует знать. Они, если бюрократическая машина даст сбой, помогут сохранить деньги.

Штраф можно не оплачивать на законных основаниях, если постановление о нём выносилось в срок, превышающий 60 дней со дня совершения нарушения правил дорожного движения. Также это же правило актуально и в ситуации, когда судебное решение было обжаловано, а постановление Апелляционного суда выносилось более, чем через 90 дней с даты правонарушения.

А ты и твой автомобиль готовы к наступившей зиме? Современные гаджеты помогут с комфортом пережить зиму:

Штрафы за пересечение стоп-линии и превышение скорости больше не побеспокоят!

Следует добавить, что неоплаченные штрафы могут послужить основанием для отказа в пересечении границы (при штрафе от 10 тыс. рублей и соответствующем решении суда о запрете на выезд за границу). Отказ оплаты штрафа грозит также встречей с судебными приставами и ещё множеством возможных неприятностей, наименьшей из которых станет увеличение штрафа вдвое. Поэтому каждый должен решать для себя вопрос о том, платить или не платить. Самым же лучшим способом уберечь себя от подобной головной боли является неукоснительное соблюдение правил дорожного движения.

В правила дорожного движения постоянно вносятся изменения. Они соответствуют духу времени и всё увеличивающемуся количеству автомобилей на наших дорогах. Следует внимательно следить за всеми нововведениями, поскольку чёткое соблюдение ПДД является залогом безопасной езды (ну почти всегда, главное - чтобы другие это тоже понимали). Лучшего способа уберечь себя и своих близких от аварии до сих пор не придумали.



Просмотров