Оборудование нестационарных постов весового контроля. Правила перевозки тяжеловесных грузов

Невыполнение пользователями автомобильных дорог правил и норм при транспортировке тяжеловесных и создает угрозу жизни граждан. Об этом свидетельствуют данные статистики об аварийности и смертности в ДТП. Кроме того, следствием игнорирования правил и норм являются негативные экономические последствия.

Нарушители наносят существенный ущерб государственному имуществу, в состав которого входят, кроме прочего, и автомобильные дороги, а также транспортным средствам, находящимся в частной собственности. Учитывая эти проблемы, на правительственном уровне была разработана Программа по организации габаритного и весового контроля в РФ. Она была подготовлена во исполнение положений Плана мероприятий, направленных на совершенствование разрешительных и контрольно-надзорных функций, а также на оптимизацию предоставления госуслуг в сфере транспорта. Рассмотрим далее, как осуществляется в России .

Ключевые принципы

Программа организации весового контроля на дорогах направлена на:

  1. Обеспечение безопасности движения и сохранности трасс общего пользования.
  2. Соблюдение пользователями положений законодательных актов в процессе транспортировки грузов, требований к качеству предоставляемых ими услуг.
  3. Соблюдение службами весового контроля установленных требований при надзоре за перевозкой грузов.
  4. Реализацию целевого подхода в процессе планирования и использования средств бюджета по расходным статьям. В частности, особый надзор устанавливается за расходованием денег на строительство и содержание контрольных пунктов (в первую очередь, стационарных).

Весовой контроль , организованный в соответствии с Программой, позволяет снизить удельный вес расходов на ремонт и восстановление трасс, поврежденных и разрушенных вследствие проезда по ним тяжеловесных ТС.

Проблема и решение

Сегодня содержание дорожного полотна обходится достаточно дорого. В некоторых регионах проблема стоит очень остро. Тяжеловесные ТС причиняют значительный ущерб ежегодно. На восстановление полотна требуются миллиарды рублей. Решением проблемы стал весовой контроль. В Ростовской области, например,с 2015 г. были ужесточены правила проезда тяжеловесных ТС по дорогам региона. Были введены штрафы за превышение допустимой (максимальной) нагрузки. При этом, если до 2015 г. допускалось превышение до 15%, то после ужесточения правил процент уменьшился до 5. Правительство региона разработало программу по увеличению количества контрольных пунктов, в том числе и передвижных. Весовой контроль был установлен на оживленных магистралях и в крупных городах региона.

Ситуация в Республике Башкортостан

Руководство региона взялось за решение проблемы в 2012 г. Правительственным распоряжением был сформирован государственный контрольно-надзорный орган. Служба весового контроля РБ:

  1. Оказывает содействие подразделениям ГИБДД Республики в осуществлении контроля и пресечении несанкционированной перевозки тяжеловесного груза.
  2. Выполняет расчет возмещения имущественного ущерба, причиненного ТС, перевозящими тяжеловесные грузы, если их масса либо нагрузка на ось превышает установленные нормами параметры.

На пунктах весового контроля Республики Башкортостан осуществляется взвешивание ТС для определения соответствия их массы установленным нормативам. Стоит сказать, что в работе Службы возникает немало проблем. Так, в 2016 г. в Башкирии на весовом контроле в с. Архангельское несколько фур проигнорировали знак и проследовали мимо пункта. Однако водителей удалось задержать. Как выяснилось, вес перевозимого груза значительно превышал допустимый. К водителям были применены соответствующие меры воздействия. В настоящее время, по словам дальнобойщиков, проблем с весовым контролем в Башкортостане не возникает.

Выборочное взвешивание

Весовой контроль в Москве и других городах страны уже считается нормальным явлением. В настоящее время регулярно осуществляется выборочное взвешивание фур. Называется такой весовой контроль передвижным . Уполномоченные сотрудники используют портативное оборудование. Его можно развернуть на любом ровном участке трассы. Как правило, такой весовой контроль в Москве осуществляется на МКАД.

Стационарные контрольные пункты

Такие посты весового контроля разворачиваются в узловых точках (в том числе на территории, прилегающей к аэропортам, речным/морским вокзалам, ж/д и автотранспортным терминалам, крупным сельскохозяйственным и промышленным предприятиям), а также на погранпереходах. На участках возможного объезда таких пунктов действуют мобильные бригады, располагающие переносными весами. Весовой контроль ТС осуществляет госслужба дорожного хозяйства при содействии сотрудников ГИБДД и подразделений Минтранспорта РФ.

Состав стационарного пункта

На контрольном посту находятся:

  1. Весы, с помощью которых определяется осевая нагрузка ТС в процессе их передвижения по трассе.
  2. Спецплощадка для точного взвешивания.
  3. Стационарные/переносные весы.
  4. Помещение для аппаратуры и персонала.
  5. Охраняемая стоянка для ТС, не прошедших контроль.

Стационарный пункт оснащается средствами связи, регулирования движения. Для сбора, накопления, обработки и передачи данных используется специальная информационная база.

Мобильная группа

Бригада располагает:

  1. Автомобилем.
  2. Средствами связи.
  3. Переносными весами.

Весовой контроль может осуществляться исключительно сертифицированным оборудованием. Нормами предписана обязательная поверка измерительных средств в территориальных подразделениях Госстандарта.

Конструктивные особенности весов

На стационарном оборудовании может осуществляться взвешивание ТС в неподвижном состоянии или во время движения. Весы могут использоваться для поколесного или поосного взвешивания. Переносное оборудование применяется для определения массы (нагрузки) неподвижных ТС. Они представлены в виде весов для поколесного взвешивания. Стационарное оборудование устанавливается непосредственно на проезжем участке дороги или на специальной площадке (для неподвижных ТС).

Параметры

В процессе взвешивания определяются:

  1. Нагрузка на каждую ось (или колесо) ТС.
  2. Общую массу машины.
  3. Расстояние между осями ТС.

Обычно на стационарных контрольных пунктах осуществляется автоматизированный учет состава и интенсивности движения. Взвешивание ТС в процессе их движения производится с целью предварительного отбора машин для более детальной проверки. Отобранные ТС проверяются на спецплощадке. Если водитель не имеет специального разрешения на транспортировку тяжеловесного груза, его автомобиль отправляется на охраняемую стоянку контрольного пункта.

Основные направления развития системы контроля ТС

Существующая сегодня в стране система габаритного и весового контроля автомобилей позволяет проверить не больше 10 % тяжеловесных ТС. В бюджет поступает только 3 % сборов по возмещению ущерба, причиняемого автомагистралям. Эти показатели указывают на необходимость кардинальных изменений в существующую систему. Для достижения целей, поставленных в Программе организации габаритного/весового контроля ТС, необходимо:

  1. Совершенствование логистики для уменьшения числа тяжеловесных ТС в общем объеме автомашин.
  2. Повышение уровня устойчивости и безопасности функционирования транспортной сети.
  3. Совершенствование нормативной базы, регламентирующей деятельность органов контроля.
  4. Развитие информационных, логистических технологий.

Мероприятия по совершенствованию сети СПВК

В настоящее время на автомагистралях, в том числе и на платных, действует более 50 стационарных пунктов весового контроля (СПВК). С 2008 г. осуществляется замена оборудования, выработавшего свой ресурс. В 2010 г. была начата работа по модернизации СПВК. В частности, были установлены автоматические системы предварительного взвешивания, измерения габаритов ТС в потоке (без снижения их скорости). Системы оснащены видео- и фотофиксирующими устройствами. Это оборудование позволяет определить весогабаритные параметры почти без снижения скорости движения.

Оценка эффективности системы

Сегодня вопросами габаритного и весового контроля занимаются два ведомства: ГИБДД и Ространснадзор. На последний орган возложены обязанности по контролю ТС, осуществляющих грузоперевозки, и организации СПВК. Между тем дополнительные кадры для этих целей в УГАДН (Управлении государственного автодорожного надзора) не выделены. Как показывает практика, сегодня взаимодействие ответственных госструктур осуществляется в недостаточном объеме. В настоящее время лишь небольшая часть СПВК совмещены либо расположены в непосредственной близости от стационарных постов ГИБДД. При этом только сотрудники Госавтоинспекции вправе останавливать ТС, проверять наличие специального разрешения и применять к нарушителям административные меры. По мнению ряда экспертов, возложение данных функций на Ространснадзор могло бы повысить эффективность системы контроля. Однако для этого необходимы средства.

Особенности нарушений

Около 80 % от всех нарушений составляет превышение осевой нагрузки. Оно связано с неправильной комплектацией груза. В настоящее время привлечение к ответственности нарушителей существенно затруднено в связи с ограниченным сроком давности рассмотрения административных дел. Он составляет 2 мес. Существующие сегодня нормативные акты не позволяют применять такую меру принуждения, как задержание ТС, в полном объеме. Еще не все контрольные пункты оборудованы специальными стоянками, а вопрос об ответственности за сохранность ТС не урегулирован должным образом. Эти и прочие экономические и правовые факторы приводят к сознательному нарушению перевозчиками и отправителями грузов установленных правил транспортировки. Многие предпочитают уплатить штраф, вместо того, чтобы соблюдать требования.

Недоработки в оснащении СПВК

Стоит также сказать несколько слов и об условиях размещения СПВК. На некоторых из них отсутствуют переходно-скоростные полосы, выделенные полосы для непосредственного взвешивания, площадки для стоянки, а в некоторых случаях и для остановки ТС. Отдельные пункты не оснащены искусственным освещением, прочими необходимыми техническими средствами. Все это, безусловно, не способствует эффективной работе пунктов весового контроля. Более того, часто происходит задержка движения ТС, преждевременно выходит из строя весовое оборудование. Стоит отметить, что практика применения мобильных пунктов контроля не получила сегодня должного распространения. Обусловлено это, прежде всего, пробелами в нормативных актах.

Причины нарушений

К основным факторам, приводящим к несоблюдению установленных требований, можно отнести:

  1. Отсутствие у владельцев автодорог прав на организацию весового контроля.
  2. Отсутствие возможности требовать уплаты штрафа и компенсации ущерба с водителей ТС.
  3. Несовершенство существующей законодательной базы, регулирующей перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов и устанавливающей ответственность за нарушения.
  4. Отсутствие надлежащего контроля за весогабаритными параметрами ТС.
  5. Противоправные действия отдельных сотрудников органов контроля.

Заключение

Как видно, в стране система весового контроля ТС, перевозящих тяжеловесные и крупногабаритные грузы, развита недостаточно хорошо.

При этом отмечается ежегодный рост расходов на ремонт и содержание федеральных и региональных магистралей. Несмотря на постоянно увеличивающиеся затраты, состояние дорог в РФ оставляет желать лучшего. Как отмечают эксперты, наблюдается существенное отставание темпа развития сети дорог от интенсивности автомобилизации населения. Особенно активно увеличивается объем тяжеловесных грузоперевозок. Это, в свою очередь, приводит к повышению нагрузки на дороги. При увеличении грузоподъемности ТС, с одной стороны, уменьшаются затраты на транспортировку, а с другой, увеличиваются расходы на реконструкцию, строительство, ремонт автодорог.

С 1 октября Росавтодор запускает пилотный проект автоматической системы весогабаритного контроля. Это значит, что теперь грузовики будут взвешиваться прямо во время движения по дороге специальной системой, и нарушителей будут выявлять без участия сотрудников Госавтоинспекции и Ространснадзора. То есть человеческий фактор при выявлении перевеса будет полностью исключен. Об этом сегодня рассказал журналистам глава Росавтодора Роман Старовойт.

Вслед за внедрением системы «Платон» ведомство решило вплотную заняться проблемой перегрузов на дороге. Старовойт подчеркнул, что эта тема несколько иного порядка; так, если «Платон» коснулся всех, последствия весогабаритного контроля испытают на себе только нарушители. Он привел любопытную статистику: каждый третий грузовик сегодня нарушает нормативы по массе, а перегруз фуры в среднемсоставляет 30%. Большее количество нарушений приходится на грузовые прицепы со строительными материалами, лесом, песком, щебенкой. За год такие грузовики приносят государству убыток на 1 млрд рублей. Ущерб дорогам, нанесенный перегруженными фурами, приходится возмещатьиз акцизных денег, вместо того чтобы пускать их на более значимые проекты.

Поэтому ведомство внедряет новую систему, которая будет работать 365 дней в году. В тестовом режиме система заработает уже с 1 октября. На сегодняшний день построено 23 автоматизированных пункта весогабаритного контроля. Но на этапе обкатки системы работать будут всего три и все в Вологодской области, на участках Вологда - Москва (трасса М-8 «Холмогоры»), Вологда - Архангельск (трасса М-8 «Холмогоры») и Вологда - Санкт-Петербург (трасса Вологда - Новая Ладога).

Глава Росавтодора подчеркнул, что в данном проекте главное не собрать дополнительные деньги на ремонт дорог и даже не сохранить дороги. Здесь основная цель - обеспечить безопасное движение, потому что превышение весовых показателей превращает фуру в убийцу на дороге. Только за первое полугодие2016 года на 33,9% выросло количество ДТП с грузовиками. В авариях с технически неисправными грузовиками пострадало 3370 человек. Так как все узлы машины рассчитаны на определенные весовые показатели, никому не известно, как поведет себя автомобиль при серьезном перевесе.

К введению автоматической системы государство подготовилось законодательно: так, в июле введены поправки в КоАП, увеличивающие до 150–500 тыс. рублей штраф за перевес для собственников грузовиков. Журналистов заверили, что автоматическое взвешивание будет очень точным, однако предельное весовое отклонение все равно в системе заложено и сейчас составляет 5%, правда, планируется увеличить его до 10%.

Стоимость создания одного пункта автоматического весогабаритного контроля зависит от категории дороги и варьируется от 25 млн до 48 млн руб., сообщил начальник «Росдормониторинга» Константин Угаров. Любопытно, что для того, чтобы взвесить фуру, ее не нужно останавливать, это делается автоматически, когда автомобиль проезжает через специальную рамку. Взвешивание происходит на скорости машины до 140 км/ч. После взвешивания система отправляет запрос и проверяет, было ли разрешение на этот вес. Если нормативы превышены, система формирует штраф в автоматическом режиме, который направляется собственнику транспортного средства.

Роман Старовойт отметил, что раньше взвешивание производилось в ручном режиме, случались и «перекосы», кроме того, сокращение состава ГИБДД и Ространснадзора не позволяет обеспечить удовлетворительный контроль за весом грузовиков и фур.

Проект рассчитан на 5 лет, до конца осени будут получены результаты научно-исследовательской работы, и станет ясно, стоит ли реализовывать проект за счет государственных средств или государственно-частного партнерства и возможен ли иной путь финансирования. К марту 2017 года заработают все 23 пункта весового контроля, а в течение ближайших пяти лет планируется довести их количество до 387.Со временем автоматические весы охватят всю федеральную дорожную сеть из расчета на каждые 100–150 км.

Кроме автоматического взвешивания будет внедрен сервис «сигнал тревоги». Когда система обнаружит, что фура перегружена уже настолько, что ее нужно не штрафовать, а остановить как можно скорее, пока это не привело к серьезной аварии, она проинформирует об этом ближайший пост ДПС для принятия оперативных мер.

Максим Бочков, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic, полагает, что любой пилотный проект, особенно в сфере транспорта и логистики, ведет к развитию отрасли. Однако очень важно «обкатать» данное нововведение локально, и только потом, приняв во внимание все недоработки и устранив их, масштабировать его на всю страну. И еще важный момент: штрафные санкции зачастую применяются не к собственникам груза, а к водителю или компании-перевозчику. То есть основная причина перегруза так и останется нерешенной. Игорь Алексашов, руководитель транспортной службы логистической компании «ПЭК, отмечает, что дорожные весы стоит размещать в первую очередь на тех дорогах, которые проходят рядом с центрами скопления объектов тяжелой промышленности, т.е. там, где очень плотный поток грузоперевозок.

  • По расчетам Росавтодора , к концу 2018 г. вся сеть федеральных дорог будет приведена в соответствие нормативам.
  • Если федеральные трассы активно приводят в норму , то очень многие региональные находятся в неудовлетворительном состоянии. Об этом заявил президент РФ Владимир Путин на заседании Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам и призвал к 2018 году не менее половины дорожной сети в крупных городах привести в нормативное состояние.

За весом грузовиков в Татарстане будут следить до 14 автоматических систем, из них 10 - на региональных дорогах

Как стало известно «БИЗНЕС Online», уже до конца этого года в РТ может заработать первая автоматическая система взвешивания грузовиков, «закатанная» в дорожное полотно. Пока федеральный центр не решил, кто будет оплачивать проект, предусматривающий появление на трассах страны почти 400 таких комплексов ценой до 50 млн. рублей каждый. Власти уверяют, что заботятся о безопасности движения, но перевозчики настроены скептически и сомневаются в честности взвешивания.

«С РЕГИОНОМ И ПРЕЗИДЕНТОМ ЕСТЬ ПОЛНАЯ ДОГОВОРЕННОСТЬ»

О том, что дороги Татарстана оборудуют автоматическими системами весогабаритного контроля, корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказал директор Росдормониторинга Константин Угаров . Один из таких пунктов уже установлен на трассе М7 возле Казани и может заработать до конца этого года и - совершенно точно - к марту следующего. В ближайшие два года федеральные трассы республики снабдят еще тремя такими «умными» весами. При этом власти РТ также намерены внедрять сию новацию и на дорогах, что называется, местного подчинения. «Плюс регион ставит в следующем году 5 и потом еще 5, итого будет 10 комплексов на региональных дорогах. Плюс они развивают так называемые „передвижки“. С регионом и президентом есть полная договоренность, и я общался с начальником ГИБДД», - сообщил нам Угаров.

О чем идет речь? Российское законодательство устанавливает для перемещающихся по стране грузовиков ограничение по массе - до 44 тонн. За превышение более чем на 2% пойманных с поличным грузоотправителей Ространснадзор штрафует на сумму от 150 до 500 тыс. рублей. При этом многим нарушителям удается уйти от наказания, утверждает руководитель Росавтодора Роман Старовойт . Ведь сейчас сотрудники ГИБДД выборочно «взвешивают» большегрузы на специальных постах - а это значит, что далеко не каждый автомобиль проходит проверку. Да и пресловутого человеческого фактора никто не отменял: профильные форумы пестрят сообщениями о том, как понятливым водителям удается «договориться» с инспекторами.


Сегодня на стационарном посту машина заезжает на планку для взвешивания, где есть видеокамера и светофор, при нарушении загорается красный свет

Сегодня стационарный пост работает по следующему принципу: машина заезжает на планку для взвешивания, где есть видеокамера и светофор, при нарушении загорается красный свет. В случае превышения веса машина проезжает на контрольное взвешивание в состоянии покоя. При подтверждении данных выписывается штраф (пункты оплаты есть, например, в ГИБДД МВД на Оренбургском тракте или в ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» по улице Шуртыгина), машину отправляют на штрафстоянку, а незадачливый водитель может задержаться в пути на неопределенное время. Задержка, бывает, доходит до двух-трех дней: как нам пояснили инспекторы, это время чаще всего уходит на согласование водителем оплаты штрафа с начальством).

Новая система должна делегировать эти полномочия неподкупной и бдительной электронике, которой уже не понадобится присутствие сотрудника ГИБДД, представителей Росавтодора или Ространснадзора. Пока что в мониторинговом режиме на федеральных трассах страны работают 23 автоматические системы, и первые успехи налицо - пусть пока они и не оформились в реальные штрафные санкции. «С начала 2016 года Росавтодором зафиксировано свыше 1 миллиона нарушений весовых параметров большегрузами на федеральных трассах. Ежемесячно мы фиксируем около 150 тысяч нарушений весогабаритных параметров грузовых автомобилей. Сегодня каждый третий грузовик нарушает норматив по массе. В среднем перегруз превышает нормативные параметры на 30 процентов. За год такие грузовики „привозят“ ущерб государству на миллиарды рублей», - рассказал Старовойт накануне на пресс-конференции в ТАСС. Если же верить данным Росдормониторинга, ежегодный ущерб дорогам от фур со сверхнормативным весом измеряется астрономической суммой - 2,6 трлн. рублей. Больше, чем на 1 сентября составлял резервный фонд РФ!


Фото: Анастасия Шагабутдинова

387 КОМПЛЕКСОВ ПОЯВЯТСЯ В ТЕЧЕНИЕ ПЯТИ ЛЕТ

В пилотном режиме новоявленное «государево око» заработает с 1 октября 2016 года. Впрочем, пока что Татарстана это не коснется. Для эксперимента выбраны маршруты Москва - Вологда (399 км), Вологда - Архангельск (530 км) и Вологда - Санкт-Петербург (114 км), на которых установлены пока что три комплекса. По словам Старовойта, именно на этих трассах фиксируется наибольшее количество нарушений по весогабаритным параметрам. В качестве примера он привел случаи на трассе М8 в Архангельской области, где некий грузовик с начала года проехал 104 раза со средним превышением массы на 56%. И если бы автоматическая система весогабаритного контроля уже была запущена официально, то потенциально могла бы только эту машину «обложить данью» в размере 51,5 млн. рублей (довольно любопытную подборку подобных примеров можно посмотреть ). «В случае успешного внедрения „умных“ весов география внедрения системы будет расширена еще на несколько субъектов», - пообещал Старовойт.

При этом Угаров заверил нашего корреспондента, что все существующие сейчас в стране комплексы введут в штатную работу до марта 2017 года. Однако и они не смогут охватить все федеральные трассы, для этих целей понадобится уже 387 систем. Их, как планируют в Росавтодоре, будут устанавливать и запускать в течение ближайших пяти лет.

Пока непонятно, кто оплатит банкет - бюджет или частные инвесторы. «Сейчас решается, делать ли это за государственные деньги или привлечь частного инвестора, который создаст эту систему, некоторое время будет эксплуатировать, а потом данная система перейдет в эксплуатацию Росавтодора. На сегодня окончательное решение не принято», - отметил Старовойт.

Он также допустил, что эту систему могут объединить с уже действующим «Платоном». «Наверное, было бы целесообразно использовать технические средства „Платона“ для весогабаритного контроля. Сегодня выполняется исследовательская работа. Ее результаты должны быть представлены до конца октября. После чего Росавтодором, минтрансом и правительством будет принято решение о целесообразности объединения или реализации запуска системы весогабаритного контроля отдельным контрактом по ГЧП либо принято решение развивать систему исключительно федеральными средствами в течение пяти лет. До конца года правительство примет решение», - пообещал глава федерального дорожного агентства.

Окончательная стоимость оборудования всех федеральных трасс такими автоматическими системами пока также не озвучивается. Однако, по словам Угарова, многое зависит от категории дороги, количества полос, поэтому и цифры варьируются от 23 - 25 млн. до 45 - 48 млн. рублей за один пункт. То есть весь проект можно оценить в 9 - 18 млрд. рублей.

«ЕСЛИ ПОДНАЖМУТ И ЗАКРУТЯТ ГАЙКИ, ЭТО БУДЕТ ЧРЕВАТО ПОСЛЕДСТВИЯМИ»

Теперь о том, как устроена новая система. Вмонтированные в дорогу датчики и нависающая над ней рамка измерят вес и габариты автомобиля при скорости до 140 км в час, и в случае нарушения электроника сама сформирует штраф. «В момент прохождения рамки осуществляется измерение весогабаритного параметра, дальше система проверяет, если идет превышение, выписывалось ли разрешение, на какие параметры. Если нет, то будут оформляться документы на владельца ТС», - пояснил Старовойт.


Фото: Анастасия Шагабутдинова

Мы решили посмотреть, как это выглядит на практике, и отправились на 772-й км трассы М7 «Волга» по направлению из Москвы в Уфу, расположенный неподалеку от развязки на Буинск и Ульяновск. Здесь корреспондент «БИЗНЕС Online» за 100 метров до зоны взвешивания по правую сторону от дороги увидел указатель «Внимание! Весовой контроль»; такой же, но поменьше - между разделительными отбойниками дороги. В остальном же автоматика не слишком бросается в глаза: если кто-то из водителей отвлечется и каким-то чудом не заметит знак, то даже и не поймет, что его большегруз сейчас взвесят.

Собственно, сам комплекс представляет собой две крупные металлические пластины вдоль трассы и больше четырех линий не очень широких, но длинных датчиков поперек дороги. Чуть подальше над проезжей частью возвышается металлическая опора с тремя камерами и двумя гнутыми полукруглыми датчиками с постоянно горящими лампочками. Именно этот механизм будет работать аналогично уже привычной для автолюбителей системе контроля скоростного режима и формировать «письма счастья» теперь уже персонально для «тяжеловесов».

К месту уж или нет, но невольно вспоминаются последние скандалы с привычными камерами видеофиксации, когда водителей наказывали за то, что тень машины оказывалась на встречной полосе или обочине, либо вообще за чужое нарушение. Создатели новой системы уверяют, что она нацелена не на то, чтобы выписать как можно больше штрафов или сохранить качество дороги, а на то, чтобы обеспечить безопасное движение. «Грузовик, который едет с превышением весогабаритных параметров, является убийцей на федеральных трассах», - заверил Старовойт. По его словам, красноречивее об этом свидетельствует увеличение в 2016 году почти на 34% числа ДТП на федеральных трассах с участием грузовиков. У игроков же закономерно возникает вопрос, насколько точны будут новые автоматические весы, поскольку старые, «ручные», нередко из-за погрешности измерений или по иной причине иногда фиксировали лишний вес, который на других пунктах проверки не обнаруживался. «Существующая система взвешивания - это определенно источник коррупции. К примеру, у нас в Санкт-Петербурге взвешивание также проводится неадекватно. Частного перевозчика пытаются убрать с рынка, каждого второго пытаются взвесить и наказать. А крупные компании и холдинги едут с табличками под лобовым стеклом, с перегрузом - и их никто не трогает. Так что систему менять надо, но то, что заявляет сегодня Старовойт, вызывает определенное опасение», - говорит лидер движения дальнобойщиков Андрей Бажутин .


Фото: Анастасия Шагабутдинова

Перевозчики указывают и на другие слабые места, обещающие, например, проблемы для строительной отрасли. «К примеру, у нас крупнотоннажный транспорт (мы осуществляем перевозки для строительства) - если он будет выезжать, то уже однозначно будет вне закона. Автокран - вне закона, потому что эти машины не соответствуют разрешенным нагрузкам. Почему их выпускали - вопрос к производителям. Многие сейчас покупают старенькие «КАМАЗы», малотоннажный транспорт - и потихонечку возят. А остальные как работали, так и работают, покупают какие-то пропуска, находят выходы. Но если поднажмут и закрутят гайки, это будет чревато последствиями», - говорит гендиректор НП «Союз автомобильных грузовых перевозчиков» Вячеслав Лаврентьев .

Потратив пять минут, в интернете можно найти истории , когда причиной перевеса являлся элементарный дождь (намочивший и утяжеливший груз), смещение груза из-за неровностей дорожного полотна и т. д. Однако в Росавтодоре заверяют, что измерения соответствуют всем нормативным документам и приказам МВД. Тем не менее собственник большегруза, естественно, будет иметь возможность оспорить прилетевшее «письмо счастья». Вот только большой вопрос, удастся ли ему это сделать. «Человек может подать апелляцию в ГИБДД, но он должен будет доказать, что у него был другой вес, другие нагрузки именно в это время, в этом месте и на этой трассе», - отметил Угаров. Очевидно, что доказать это практически невозможно, тем более что уведомление о штрафе, естественно, придет не мгновенно. В будущем, как обещает глава Росдормониторинга, после каждых весов планируют установить табло, которые будут сигнализировать водителю о перегрузе. Однако на первых порах внедрить такую опцию возможности нет.


Фото: Анастасия Шагабутдинова

А что думают о новации те, кого она может вытеснить с дороги? На одном из стационарных пунктов недалеко от Казани инспектор стационарного весового контроля на условиях анонимности сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что автоматическая система - дело хорошее, но у нее все же может быть неточность измерений. «Скорее всего, нас это коснется, если система будет работать автоматически, то могут быть сокращения», - сказал инспектор, указав и на очевидный плюс автоматики: она исключит пребывание на «штрафке» большегруза с превышением веса, а значит, сократит время в дороге.

«ВСЯ СТРАНА ЖАЛУЕТСЯ, ВСЕ ПЫТАЮТСЯ ОБЪЕХАТЬ ТАТАРСТАН»

И снова вернемся к Татарстану, который славится своими нововведениями в дорожной сфере, но теперь уже в более широком смысле. Старовойт уверен, что вообще-то в РТ ситуация с весогабаритным контролем «в идеальном состоянии». «Власти республики, понимая важность сохранения дорог не только федеральных, но и региональных, понимая важность безопасности дорожного движения, связанную с превышением весогабаритных параметров, в ручном режиме уже сегодня весогабаритный контроль обеспечивают», - считает глава Росавтодора. По его словам, регион в этом плане действует настолько эффективно, что перед въездом в него фуры делят груз на несколько автомобилей, а при выезде «собираются опять в одну перегруженную фуру». «Настолько жестко обеспечивается контроль в Татарстане», - хвалит власти Старовойт.


«В Татарстане установлена масса весов - вся страна жалуется, все пытаются РТ объехать, потому что если нам разрешено возить 22 тонны, то люди с 17 - 18 тоннами там проехать не могут» Фото: Анастасия Шагабутдинова

Правда, сами дальнобойщики с ним категорически не согласны. «В Татарстане установлена масса весов - вся страна жалуется, все пытаются РТ объехать, потому что если нам разрешено возить 22 тонны, то люди с 17 - 18 тоннами там проехать не могут. Почему? Потому что весы работают неправильно», - рассказал нашему корреспонденту Бажутин.

В Росдормониторинге же полагают, что добросовестные перевозчики нововведению, напротив, должны быть рады - они соблюдают все требования законодательства, а значит, и штрафы им не грозят. «Многие добросовестные перевозчики заинтересованы в ведении системы, мотивируя это тем, чтобы весовой контроль был одинаков и беспристрастен для всех, чтобы все перевозчики были поставлены в одинаковые условия. В отличие от „Платона“, который направлен на сбор платы за проезд, эта система направлена на нарушителей законодательства. Если перевозчик не нарушает, то его система не коснется», - уверен Угаров.

«ПЕРЕГОВОРЫ ВЕДУТСЯ С ВЛАСТЯМИ РЕСПУБЛИКИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПО ЗАПУСКУ СИСТЕМЫ «ПЛАТОН»

И напоследок еще одна деталь: вместе с «умными» весами на татарстанских региональных дорогах может появиться широко обсуждаемая и не менее критикуемая система «Платон». По крайней мере, тема эта проговаривается в верхах. «Есть понимание того, что республика в части внедрения инноваций, в том числе в области дорожного хозяйства, является одной из ведущих, поэтому такие переговоры ведутся с властями республики, в том числе по запуску системы «Платон», - рассказал нашему корреспонденту Старовойт.


Фото: Сергей Елагин

Напомним, в ноябре прошлого года, когда «налог Ротенберга» только еще ввели, президент РТ Рустам Минниханов на сессии Госсовета РТ , что фуры с федеральных трасс ринутся на региональные. «Другое дело - мы должны подумать, что будет с нашими региональными дорогами, ведь весь этот поток уйдет на региональные, а мы знаем, как большегрузы разрушают дороги», - говорил глава республики.

Впрочем, еще до этого, в октябре 2015 года, Минниханов поднимал вопрос на самом верху - на заседании Госсовета РФ с участием Владимира Путина . Тогда он предлагал расширить закон о введении платы с 12-тонников. «Необходимо распространить действие данного закона на региональные дороги. Если мы только по федеральным дорогам будем принимать данное решение, весь транспорт пойдет по региональным дорогам, это будет катастрофа», - призывал президент РТ еще тогда. При этом в СМИ писали, что ряд регионов, в том числе Татарстан, еще в 2013 году писал об этом минтрансу и Росавтодору. Как видим, в Москве о данной теме до сих пор не забыли. «Но на сегодняшний момент решений таких не принято», - отметил Старовойт.

«КОНЕЧНО, ВЕСОВОЙ КОНТРОЛЬ НУЖЕН, НО НЕ НУЖНО С УМА СХОДИТЬ»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», скептически относятся к установлению автоматических систем весогабаритного контроля, однако признают, что контроль в этой сфере необходим.


Старовойт уверен, что в РТ ситуация с весогабаритным контролем «в идеальном состоянии» Фото: Анастасия Шагабутдинова

Вячеслав Лаврентьев - гендиректор НП «Союз автомобильных грузовых перевозчиков»:

Слухи о том, что планируется ввести весовые контроли, которые будут проводить автоматическое взвешивание, ходят давно. Надо признать, что автоматический режим все равно введут рано или поздно, никакого общественного мнения спрашивать не будут, потому что людям платить зарплату надо... В первое время, как обычно, будет негатив, а потом все привыкнут и будет все нормально. Сейчас ведь поутихли же страсти по «Платону» - ну что толку кричать? Если это введут, перевозчикам нужно быть более осторожными - везти вес, который явно не превышает максимально возможный. Везти не 20 тонн, а 19,5 тонн.

Хотелось бы, чтобы было какое-то оповещение водителей, например по СМС или на электронную почту, чтобы знать, что у тебя перевес. Технически это можно сделать. Может быть, сделать какие-то допущения, если есть перевес небольшой. Ведь у весов может быть погрешность, присутствуют естественные факторы, та же грязь налипла! Сколько будут эти штрафы? Насколько это все будет технически продумано, чтобы не было потом проблем при обращении в суд?

Леонид Штейнберг - генеральный директор ТКФ «Кама-тракс»:

Это все очередная «стрижка» денег. Дело в том, что, к сожалению, не у всех грузоотправителей имеются весы, сложно рассчитать, сколько груза отправляется. Второе - к сожалению, груз укладывается на наши полуприцепы, а дороги - это в Татарстане еще можно проехать, а при проезде по плохим дорогам груз начинает смещаться (хотя его крепят), получается перевес на ось. Начинаются штрафы, штрафплощадки. Считаю, что на штрафплощадки ставить грузовую машину нельзя, потому что мы выполняем задачу по перевозке грузов народного хозяйства, как ипэшников, так и заводов, предприятий. Надо ограничивать проезд по общей массе - если превышает 20 тонн, надо наказывать, а если нет 20 тонн, то почему мы не можем использовать мощности автомобиля? Также нужно разрешить допустимый перевес в 10 процентов, то есть разрешено 20 тонн, можно везти не более 22 тонн. И ввести это по всей стране. А то у кого-то 2 процента, у кого-то - 5, получается свистопляска. И в конечном итоге все это ведет к коррупции.

У нас недавно был случай: во Владивосток из Москвы привезли каток, наш водитель ночью заехал, а там ограничение веса. Штраф - 100 тысяч! Он вез не водку им туда, а каток, дороги строить. Конечно, весовой контроль нужен, но не нужно с ума сходить. За рулем некому сидеть - одни контроллеры.


Фото: Анастасия Шагабутдинова

Андрей Бажутин - дальнобойщик, лидер движения дальнобойщиков:

До сих пор нам непонятно, как будет работать новая система весового контроля, поэтому давать комментарии по данному поводу можно будет только после того, когда мы ее изучим. То, что система какая-то должна быть, это безусловно. Хаос на дорогах не приветствуется, они должны выдерживать определенные нагрузки, мы понимаем...

Но мы покупаем автомобиль с определенными техническими характеристиками, которые заложены заводом-изготовителем, а наше правительство, наше министерство транспорта данные нагрузки нам занижает. Сейчас система взвешивания - это бардак. Нет никаких стационарных правильно установленных весов, есть выездные пункты взвешивания, которые установлены не по ГОСТу. Они работают как: по одним весам ты проходишь, по другим - нет. Соответственно, веры в то, что взвешивание производится правильно, нет вообще.

1. При остановке в зоне действия знака «Пункт весового контроля» регулировщиком – сотрудником стационарного поста весового контроля:

1.1. Обратите внимание на наличие форменной одежды, отличительного знака и экипировки.

1.2. В случае их отсутствия, не покидая ТС, укажите регулировщику на незаконность его действий, нарушение ПДД, запишите его фамилию, звание, должность и причину остановки и выразите готовность продолжить движение по маршруту.

1.3. В случае угроз и попыток задержать ТС укажите должностным лицам ПВК на противоправность их действий.

1.4. При задержке ТС, попытке изъять разрешение на перевозку тяжеловесного груза, требованиях предъявить иные документы на груз или ТС, при иных нарушениях сделайте письменное заявление на имя руководителя поста весового контроля о противоправности действий должностных лиц ПВК с привлечением максимального количества свидетелей.

1.5. В случае наличия у регулировщика форменной одежды, отличительного знака и экипировки – запишите его фамилию, специальное звание, должность и причину остановки. Должностное лицо ПВК не только обязано знать наизусть основания остановки ТС, но и предоставить их в письменном виде по требованию.

2. В случае подтверждения полномочий регулировщика на остановку ТС сотрудник ПВК имеет право:

1) проверить наличие разрешения на перевозку тяжеловесного груза;

2) предложить пройти инструментальный контроль в части соблюдения установленных ограничений по полной массе ТС и осевым нагрузкам.

Требовать или проверять какие-либо другие документы сотрудник ПВК не в праве.

3. Прохождение весового контроля по соблюдению установленных ограничений по полной массе ТС и осевым нагрузкам должно быть оформлено актом, в котором должно быть:

  • дата, время и место составление акта;
  • наименование, дислокация и принадлежность контрольного пункта;
  • марка, модель и регистрационный номер транспортного средства;
  • владелец транспортного средства;
  • характеристики груза (делимый/неделимый, спецавтотранспорт);
  • маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/местного значения) (в км);
  • полная масса транспортного средства (т): допустимая и фактическая;
  • расстояние между осями;
  • масса, приходящаяся на ось (т): допустимая, фактическая и (или) указанная в специальном разрешении (при его наличии).

В акте отмечаются результаты сравнения:

  • весовых параметров ТС с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении;
  • установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования ТС.

3.1. В случае расхождений акт по результатам взвешивания ТС направляется в территориальное подразделение ГИБДД и Федеральное дорожное агентство.

3.2. Акт подписывается должностным лицом, осуществившим взвешивание ТС, составляется в двух экземплярах, один из них предоставляется водителю ТС.

4. В случае сомнений в правильности измерения веса на пункте взвешивания потребуйте от представителей ПВК:

1) сертификат об утверждении типа средств измерений. В приложении к нему указаны все модели производителя с техническими параметрами, среди которых есть погрешность измерения;

2) свидетельство о поверке весов. Сертифицированные весы проходят очередную поверку раз в год. При поверке на весы (чаще всего на терминал, иногда на соединительные коробки) ставится клеймо, а предприятию выдается свидетельство с указанием срока его действия. По истечению этого срока показания весов считают недействительными.

4.1. Весовое оборудование должно быть, во-первых, сертифицировано, а во-вторых, проверено органами Госстандарта. На пунктах весового контроля должны иметься сертификат и свидетельства о поверке, и любой водитель имеет право получить эти документы. В случае отказа пишите в акте проверке о несогласии с результатами весового контроля и причинах несогласия.

5. В случае несогласия с результатами весового контроля в силу очевидных нарушений со стороны сотрудников ПВК, пишите в акте проверке «Указанные в акте фактические осевые нагрузки (общая масса ТС) не принадлежат управляемому мной автомобилю. Определить весовые характеристики моего ТС невозможно из-за следующих нарушений в работе ПВК (перечислите их!): … (например: «… процедура оформления акта не соблюдена, точность взвешивания, проведенного на весах ХХХ, не может быть признана достоверной ввиду того, что взвешивание спорного ТС производилось на стационарных весах ХХХ в динамическом режиме, при этом погрешность измерений увеличивается за счет динамических ударов по платформе и колебаний кузова, в акте не указана скорость автомобиля движении на платформе, в детализации расчета отсутствуют данные об учете погрешности весов; несмотря на несогласие с показаниями автоматизированных систем контроля весовых параметров, транспортное средство не было направлено на контрольное взвешивание… и т.д.)

6. При остановке в зоне действия знака «Пункт весового контроля» регулировщиком –представителем ГИБДД:

6.1. Обратите внимание на наличие форменной одежды, отличительного знака и экипировки. Запишите фамилию, звание, должность регулировщика.

6.2. В случае направления на инструментальный контроль в части соблюдения установленных ограничений по полной массе ТС и осевым нагрузкам, необходимо проконтролировать действия сотрудников поста весового контроля и проверить документы, оформленные ими по итогам контроля.

6.3. В случае оформления представителем ГИБДД «Протокола об административном нарушении» по документам, которые были составлены сотрудниками ПВК, действуйте следующим образом:

6.4. Изучите внимательно предоставленный Вам протокол. Начните изучение с графы «Совершил нарушение». Если Вам вменяется нарушение перевозки правил тяжеловесных грузов, то в графе будет указано нарушение п.23.5 ПДД РФ.

6.5. Следующей графой для изучения является «Ответственность, за нарушение, предусмотренная Кодексом РФ об административных правонарушениях», в ней должна быть ссылка на часть 2 статьи 12.21 КоАП РФ.

6.6. Особое внимание обратите на должность сотрудника, рассматривающего нарушение. Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе: начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, начальник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель.

6.7. В случае несоответствия должности, отказывайтесь от подписания данного протокола. О причине отказа укажите в протоколе, в графе «Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном нарушении». Причину отказа формулируйте следующим образом:

«Сотрудник… (указываете его данные), нарушает п.5 статьи 23.3. КоАП РФ, в связи с чем считаю его действия незаконными. Остановка автомобиля с … по (указываете время) является простоем, совершенным по вине указанного сотрудника. О данном событии составлено заявление на имя старшего (стационарного поста ДПС, наряда и др.)».

6.8. Обратите внимание на наличие фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. Это – условие рассмотрения административного правонарушения представителями государственной инспекции безопасности дорожного движения и ГИБДД (ст.23.3 КоАП РФ). В случае их отсутствия укажите в протоколе на невозможность по этой причине идентификации нарушения и вменения его вам в вину.

6.9. Забирайте Копию протокола и пишите заявление на старшего поста (наряда, командира полка, начальника ГИБДД). Время, потраченное на написание заявлений и жалоб при их оформлении, юрист Вашего предприятия может оформить как рабочее время, которое по судебному иску должно быть оплачено за счет представителя ГИБДД допустившего незаконное действие/бездействие.

6.10. В пункте протокола «Протокол прошу направить для рассмотрения по месту жительства, учета транспортного средства» сделайте нужную отметку.

6.11. В случае изъятия прав на управление ТС представителем ГИБДД необходимо указать ему о том, что лишение прав не является компетенцией ГИБДД. Решение по данному вопросу может принять только судья (ст. 3.8. КоАП РФ). Поэтому для ускорения решения вопроса о возвращении прав, в протоколе необходимо это отметить.

ЭТО НАДО ПОМНИТЬ!

  • Автомобильные дороги общего пользования подразделяются в зависимости от мощности покрытия (одежд) на четыре категории. Поэтому категория автомобиля, перевозящего груз в течение одного рейса при движении по дорогам разных категорий, может меняться. На одной дороге он «тяжеловесное ТС», на другой – нет.
  • Посты весового контроля, на которых не происходит видео- или фоторегистрация процесса взвешивания ТС, не в состоянии доказать, что зафиксированные в акте данные о превышении веса относятся именно к ТС, указанному в акте (протоколе).
  • Допускается расхождение весовых параметров транспортного средства, определенных по результатам взвешивания, от установленных на территории Российской Федерации или указанных в специальном разрешении, если оно не превышает 2% (п.2.4.4 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, утв.Приказом Минтранса РФ от 27.04.2011 № 125).
  • Фиксируйте как можно точнее все, что может послужить доказательством вашей правоты в споре с представителями ПВК, по возможности, с привлечением свидетелей. Суд принимает во внимание только задокументированные аргументы.


Просмотров