Дтп из за ямы на дороге. Что делать, если попал в яму на дороге. Что сказали суды

Действия водителя при попадании в яму на дороге

Прочитайте и обязательно расскажите своим друзьям, какие действия нужно предпринять при попадании колеса в яму на дороге.

Сегодня очень легко въехать на своем автомобиле в какую-нибудь яму или незакрытый канализационный люк, так как состояние дорог оставляет желать лучшего. Как быть, если Вы все таки случайно въехали в яму на дороге ? В этом случае следует предпринять следующие действия:

  1. Включить аварийку, установить аварийный знак возле Вашего автомобиля. Без этого на Вас будет наложен штраф в размере 1000 рублей.
  2. Найдите свидетелей , которые смогут подтвердить факт наезда. Постарайтесь записать их фамилию, имя, отчество, место проживания и телефон. Нужно, чтобы было как минимум два, три свидетеля, которые затем во время судебного разбирательства подтвердят факт наезда.
  3. Сразу же обратиться по телефону в ГИБДД и сообщить о том, что произошло. Вас могут спросить, какая у вас страховка КАСКО или ОСАГО. Узнав, что у Вас ОСАГО, Вам могут отказать. Но знайте, по действующему законодательству, они в любом случае должны выехать на место ДТП.

В случае отказа выезда на место происшествия , обязательно узнайте фамилию, имя, отчество и звание сотрудника. Затем звоните во все инстанции, начиная от Управления Собственной Безопасности полиции, заканчивая Прокуратурой. Сообщите, что обращались в ГИБДД, такой-то дежурный (фамилия, имя, отчество, звание) отказал в выезде на место происшествия.

Когда сотрудники ГИБДД приедут на место, обязательно проконтролируйте, чтобы были выполнены следующие действия :

— занесен в протокол размер дорожной ямы. Согласно нормативам «Автомобильные дороги и улицы», длина дыры не должна быть больше 15 см, ширина не больше 60 см, а глубина не более 5 см.

— выполнена привязка ямы к границе проезжей части;

— зафиксировано наличие освещенности на данном участке;

— определены видимые повреждения Вашего автомобиля, например, вытекло масло, днище сильно поцарапано, требуется .

Выполнить фотосъемку места происшествия с разных дистанций . Первый, с расстояния 50-80 метров для того, чтобы Ваш автомобиль было видно рядом с заправкой, магазином. Второй снимок необходимо сделать вблизи ДТП, чтобы зафиксировать следы торможения. Третьим снимком требуется сфотографировать полученные повреждения, само препятствие, яму, желательно с нескольких позиций.

Совет. Перед тем как фотографировать, обязательно установите аварийный знак, он должен быть виден на фотографии.

При наличии КАСКО, достаточно будет получить документ от представителя ГИБДД , а затем обратиться в страховую компанию за возмещением ущерба. Страховая компания уже сама будет взыскивать сумму с виновника.

Если же у Вас ОСАГО, то нужно будет собрать доказательную базу : протокол ДТП, акт выявленных недостатков содержания дорог, схема ДТП, протокол осмотра транспортного средства. После этого Вам необходимо будет обратиться в оценочную организацию, но тогда потребуется пригласить лиц, отвечающих за ненадлежащее состояние дороги, чтобы они тоже присутствовали при составлении заключения эксперта. Для этого им нужно направить телеграмму с уведомлением.

  1. Нужно определиться какая именно организация, дорожная служба будет нести ответственность за плохое качество дороги. Это может быть либо администрация города, либо дорожно-транспортное предприятие, либо водоканал.
  2. Обращение к виновнику ДТП с претензией. Если она останется без ответа, то нужно будет подать заявление в суд. Для этого Вам потребуется собрать все справки, документы, составленные гаишниками, заключение оценщика, уведомление, направленное в адрес ответчиков и копию претензии.

Совет. Запомните, что ненадлежащее состояние дороги не является залогом возмещения ущерба, необходимо будет доказывать тот факт, что яма появилась внезапно на дорожной части, что Вы не превышали скорость .

Итак, если Вы попали на машине в яму, дыру или колодец, то обязательно действуйте незамедлительно.

Ваша цель - собрать как можно больше информации, доказательной базы для защиты ваших нарушенных прав. Поэтому будьте настойчивы и предельно внимательны.

Эта информация поможет Вам найти виновных при попадании автомобиля в яму на дороге

Крылатая фраза о том, что в России есть две: беды дураки и дороги, актуальна и по сей день. И если с первым еще можно поспорить, то со второй проблемой не получится. Каждый год, особенно весной, на отечественных дорогах можно видеть ямы различной глубины и ширины. Как результат разорванные колеса, погнутая ось, диск, пробитая подвеска, оторванный бампер, глушитель.

Несчастные автомобилисты с расстроенным лицом подсчитывают стоимость предстоящего ремонта и на чем свет клянут дорожные службы, которые летом приводили дороги в порядок и латали ямы. Но видно, то ли битум не тот, асфальтная крошка не та, то ли дождей осенью много было, то ли морозы жуткие зимой стояли, то ли машины слишком тяжелые ездили — вот и не выдержало дорожное покрытие.

Непобедимые ямы вернулись снова, а вместе с ними и риск повреждения транспортного средства. Можно ли найти виновных и призвать к ответу? Есть ли выход?

Соблюдая простые меры предосторожности, можно полностью исключить вероятность повреждения автомобиля:

  • Управляя машиной, тщательно следите за дорогой, особенно весной. Именно в этот период под влиянием температурных перепадов, воздействия влаги, образующейся при таянии снега, на дорожном покрытии в большом количестве появляются новые ямы и разрушаются старые латки;
  • Уменьшите скорость движения по мокрой дороге максимально пред лужей. Не расслабляйтесь, даже если вам эта дорога давно знакома, и всегда была идеально ровной. Ямы образуются очень быстро, иногда в течение суток, а ваша любовь к быстрой езде может стоить, в лучшем случае, пробитого колеса. Все зависит от глубины лужи и того что окажется на ее дне. Будьте внимательны и осторожны на недавно отремонтированной проезжей части. Качество заплаток часто оказывается низким, и попадание колеса в неожиданную колдобину на привычной скорости может повредить ось;
  • Если нет возможности объехать яму, притормозите непосредственно перед ней, так уменьшится нагрузка на подвеску. Не крутите руль, пытаясь подставить по удар одну сторону машины, это усилит толчок и приведет к возможному повреждению покрышки. Правильнее проехать, не поворачивая колеса, распределяя тяжесть автомобиля (силу удара) равномерно, тем самым снижая вероятность повреждения.

Как быть, если все меры предосторожности были соблюдены, а неприятность все-таки произошла? Вы попали в яму и повредили машину. Конечно, это очень неприятно, но в любом случае закон на вашей стороне. Вызывайте сотрудников ГИБДД, фиксируйте ДТП и при необходимости смело обращайтесь в суд.

Попадание в яму — это ДТП или нет

Правила дорожного движения РФ пункт 1.2 дают следующее определение ДТП: «Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».

В результате дорожного дефекта машина получила повреждение, вам как владельцу нанесен материальный вред. Этот случай полностью попадает под определение ДТП. Из-за того, что дорожное происшествие произошло не в результате столкновения двух транспортных средств и отсутствует вторая сторона происшествия без приезда сотрудников ГИБДД не обойтись (правило евро-протокола). Поэтому смело звоним по номеру 112 и ожидаем их приезда.

Инспектор ГИБДД должен сделать необходимые замеры ямы, ее длины, ширины, глубины. И если хотя бы один из параметров будет выше максимально допустимых по закону, то можно (и нужно!) привлечь виновную организацию, должностные лица дорожных эксплуатационных организаций к ответственности (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Статья 12.34).

Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений) и возмещению понесенного водителем ущерба.(Гражданский кодекс Российской Федерации Статья 1064.Общие основания ответственности за причинение вреда).

Что считается ямой на проезжей части дороги

Допустимые размеры ям на дорожном полотне регламентируются Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (принят постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. N 221)

Пункт 3.1.2. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см. Если покрытие не соответствует нормативам, то должны выставляться дорожные знаки, а ночью или в условиях плохой видимости — заграждение с предупредительными сигнальными огнями.

Канализационные люки должны быть все плотны закрыты. Согласно 3.1.10 Люки смотровых колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634. Не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2,0 см. Разбитые крышки, решетки в обязательном порядке должны быть обозначены и ограждены соответствующими дорожными знаками, заменены на пригодные в течении не более трех часов.

Что делать, если вы попали в яму на проезжей части дорожного полотна

Если же вы попали в яму на автомобиле, вам необходимо:

  • Необходимо взять в себя в руки и успокоиться;
  • На расстоянии 15 метров от автомобиля выставить знак аварийной остановки;
  • Вызвать ДПС, позвонив по номеру 112, зафиксировать фамилию и звание принявшего звонок;
  • Во время ожидания приезда ГИБДД найти не менее двух свидетелей происшествия, записать их ФИО, контактные данные и показания;
  • Сделать с разных ракурсов фотографии места ДТП. Зафиксировать на пленку яму, повреждения машины, отсутствие ограждений и предупредительных знаков, правильность их установки и читаемость, длину тормозного пути, состояние дорожного покрытия. Постараться захватить в кадр находящиеся рядом объекты. Идеально, если получится снять поврежденный автомобиль на фоне названия улицы и номере дома. Помогут данные видеорегистратора;
  • Приехавший инспектор ДПС оформит ДТП, напишет протокол, справку, составит схему;
  • Необходимо (лучше дважды) внимательно проверить правильность и достоверность составленных сотрудником ДПС документов.

Обязательно должен быть указан размер ямы, другие дефекты дорожного покрытия, направление и протяженность следов торможения, подробное описание повреждений машины, привязка к обочине.К протоколу должны прилагаться показания свидетелей, объяснение водителя.

В объяснительной необходимо указать, что препятствие появилось внезапно, не было возможности избежать наезда, так вас не смогут обвинить в несоблюдении пункта 10.1 ПДД РФ. Согласно ему, водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Страховые выплаты за ущерб ТС

Тип страховки определит дальнейшие действия. Хорошо, если у вас КАСКО. Тогда, получив справку о ДТП на месте происшествия или в отделе ДПС нужно обратиться в свою страховую компанию за получением компенсации.

Сложнее, если у вас полис ОСАГО. Придется воспользоваться услугами независимой страховой компании. Ее эксперты установят повреждения и сделают калькуляцию их устранения. Причем, ремонт машины придется отложить до момента окончания экспертизы, а в случае обращения в суд, — до получения судебного решения.

Кто несет ответственность за трещины и выбоины на дорогах

Следующий шаг — определить организацию, обслуживающую данный участок дороги. Информацию можно получить или у сотрудника, оформляющего ДТП, или у инспектора ГИБДД по организации движения. В крайнем случае, обратиться в районную администрацию. Будьте готовы к тому, что ответственное юридическое лицо вы найдете не сразу и с этим возможны трудности. Никто не захочет отвечать и будет «переводить стрелки».

Когда реквизиты виновной организации будут установлены, необходимо вызвать ее представителя для участия в проведения экспертизы транспортного средства. Обязательно сделать это письмом или телеграммой с уведомлением.

Отсутствие уведомленных представителей на экспертизе никак не повлияет на ее правомерность, а вот в суде может дать преимущество потерпевшей стороне. Конечно, виновник происшествия может не согласиться с результатами заключения экспертов, это его право. Собирайте материалы, все фиксируйте и пишите досудебную претензию.

Если положенная вам сумма не велика, то есть шанс получить ее спокойно, без обращения в судебные инстанции. Если нет, ремонт автомобиля придется отложить до окончания судебного процесса (возможно назначение дополнительной экспертизы).

И хотя в 90% случаев закон оказывается на стороне водителей, многие предпочитают не обращаться за правосудием. Слишком много сил, времени это отнимает, проще самому заменить колесо или диск. Такая безнаказанность отвратительной работы дорожных служб и приводит к грустному постоянству ям на наших дорогах.

Проведение независимой экспертизы ущерба ТС

После того, как нашли ответчика, необходимо установить размер нанесенного ущерба — сделать независимую техническую экспертизу (сейчас много таких учреждений, оказывающих такие услуги).

Ее осуществляют в присутствии представителей обвиняемой стороны, о чем руководство организации извещают письмом с указанием места и времени ее проведения. Важен факт получения приглашения, поэтому письмо должно быть заказным с уведомлением. А вот придет представитель на экспертизу или нет – для потерпевшей стороны не важно.

Как возместить ущерб

Для того что бы быть твердо уверенным в возмещении ущерба через суд необходимо собрать пакет документов, гарантировано подтверждающий вину дорожных служб. Для этого вызываем экипаж ГИБДД, позвонив на бесплатный номер 112. В ожидании их приезда нужно найти свидетелей происшествия, записать их контактные данные и показания, сделать фотографии выбоины, прилегающей территории, повреждений транспорта с разных сторон.

После приезда ГИБДД и составления протокола, проверьте правильность и достоверность указанных в нем сведений. Особое внимание обратите на размеры ямы, именно они будут решающим фактором в суде.

Взыскание стоимости ремонта ТС через суд

Процедура обращения в суд предполагает добровольное возмещение ущерба ответчиком. Для этого потерпевшая сторона отправляет заказным письмом с уведомлением (обязательно) досудебное требование (необходимо приложить копии материалов по делу). Если в течение указанного в претензии времени материальный ущерб не будет возмещен, можно обращаться в суд, при этом придется заплатить госпошлину.

Дату проведения судебного процесса назначит секретарь. Он же письменно уведомит об этом вас и вашего ответчика. Защищать свои интересы можно, воспользовавшись помощью юриста, или представлять себя на судебном разбирательстве самим. Все зависит от степени уверенности в себе и знания закона. В случае положительного решения суда, все расходы по госпошлине, независимой технической экспертизе, услугам адвоката полностью возместит сторона ответчика.

Суда можно было бы избежать, если бы машина была застрахована по полису КАСКО. Тогда для возмещения ущерба достаточно получить справку о дорожном происшествии из ГИБДД. При определенных условиях договора, даже она не понадобилась бы!

Госпошлина при взыскании ущерба ТС через суд

Для обращения в суд за взысканием с ответчика суммы понесенного ущерба необходимо собрать документы о ДТП, получить результаты независимой технической экспертизы, оплатить государственную пошлину.

Ее размер определяет Налоговый Кодекс РФ (Часть 2, Раздел VIII, Глава 25.3):

  • до 20000 руб. — 4% цены иска, но не менее 400 руб.;
  • от 20001 руб. до 100000 руб. — 800 руб. плюс 3% суммы, превышающей 20000 руб.;
  • от 100001 руб. до 200000 руб. — 3200 руб. плюс 2% суммы, превышающей 100000 руб.;
  • от 200001 руб. до 1 000000 руб. — 5200 руб. плюс 1% суммы, превышающей 200000 руб.;
  • свыше 1 000000 руб. — 13200 руб. плюс 0,5% суммы, превышающей 1000000 руб., но не более 60000 руб.

Реквизиты для оплаты госпошлины можно найти на сайте суда, в который подаются документы, ее уплата истцом (потерпевшей стороной) является обязательной. Госпошлина будет возвращена ответчиком вместе с другими расходами в случае положительного решения суда.

Как правило, при обращении в суд, правосудие оказывается на стороне водителей. Денежный ущерб за повреждения, затраты на экспертизу и судебный процесс полостью возвращаются. Финансовая сторона вопроса решается удовлетворительно. Но нужно быть готовым к тому, что потерпевший не сможет отремонтировать и ездить на машине до вынесения решения суда.

Водитель вынужден будет потратить большое количество времени и сил на сбор документов, определение ответчика, проведение экспертизы, поэтому можно понять тех, кто при незначительном ущербе, решает проблему самостоятельно. Не ищет виновных и не призывает к ответственности. Возможно, поэтому на наших дорогах ямы будут еще очень долго «радовать» глаза водителей и вызывать их «веселые» реплики.

Когда виновником является водитель транспортного средства, знают из нас многие. А вот как оформить аварию и получить компенсацию за причинённый вред в случае вины дорожных служб, об этом знают не так много граждан. Наше издание редлагает ознакомиться с подробной инструкцией, которая поможет многим водителям правильно оформить такую аварию.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года в этом году наблюдается рост аварий на 15,6%. В целом картина с аварийностью выглядит удручающе, несмотря на все меры применяемые нашим Правительством и органами ГИБДД. Но все же надо признать, некоторые показатели по авариям начали постепенно снижаться. Пугает только одно, это увеличение количества аварий конкретно по вине дорожных служб. Приступив к решению проблем связанных с нарушеним водителями правил дорожного движения, наша власть столкнулась еще с одной серьезной проблемой, контролем за состоянием наших дорог и улиц. Поэтому, каждому водителю на сегодняшнее время необходимо знать, как получить компенсацию за причинённый вред с этих самых дорожных служб.

Согласно действующего законодательства, любой водитель имеет право получить денежную компенсацию за поврежденный автомобиль в результате произошедшего по вине ответственных дорожных организаций, отвечающих за качество и надежность всех дорог в нашей стране.

Провела анализ завершенных уже судебных дел, которые на прямую были связаны с поданными исками за аварию к дорожным службам. К глубокому нашему сожалению данная статистика обращений граждан с исками неутешительная и желает оставаться лучше. Несмотря на большое количество произошедших аварий по вине плохих и некачественных дорог в нашей стране, только 3 процента всех граждан попавших в аварию по вине дорожных служб обращаются в судебные органы, для получения материального ущерба и взыскания с дорожных служб соответствующей компенсации.

Получить компенсацию за яму на автодороге


Причин, почему люди предпочитают не обращаться в суд с иском, очень много. Здесь и не знание , и простая человеческая лень, и многое другое. Большинство водителей предпочитают ремонтировать свои автомобили за свой личный счет. Но именно эта самая пассивность многих граждан собственников транспортных средств порождает безответственность всех коммунальных и дорожных служб, которые обязаны содержать дороги в безаварийном состоянии. Если в нашей стране судебные иски к "дорожникам" подавались бы в массовом порядке и постоянно, то дорожные службы наверняка относились бы к дорогам куда ответственней, чем это происходит сейчас.

Естественно, что подавая такое исковое заявление в суд на дорожную организацию по вине которой вы повредили свой автомобиль, она всяческим путем будет стараться и постарается уйти от ответственности. Самая распространённое возражение ответчиков на суде по предъявленным к ним искам, в первую очередь связано со сделанным ими заявлением,- что водитель на дороге превысил установленную разрешенную скорость движения и в результате этого попал в аварию. Будьте готовы к такому ответу ответчика и предусмотрите все заранее. Для этого, необходимо собрать как можно больше доказательств, которые будут подтверждать вашу невиновность, что причиной

Если вы думаете и считаете, что выиграть дело в суде очень тяжело, для этого мол необходим дорогой адвокат (юрист), то это совсем не так. По статистике данной базы судебных дел в сфере ДТП, 95 процентов таких исковых заявлений к дорожным службам были удовлетворены и, в большинстве таких случаев, граждане, которые выиграли у дорожных служб судебные дела по искам, не пользовались ни какими услугами юристов или адвокатов.

Вам не нужно обладать глубокими познаниями, чтобы взыскать свой ущерб с дорожных служб. Необходимо просто выполнять определенные правила и собрать как можно больше доказательств, которые и будут подтверждать истинную причину произошедшей аварии, чем являлась плохая дорога.

Как это можно сделать правильно и что необходимо предпринять в случае произошедшего ДТП из-за плохой дороги, мы предлагаем узнать вам из нашей довольно простой инструкции. Надо помнить, если вы сделаете все правильно, т.е. оформити все нужные документы как того требует действующее законодательство, то у вас появится почти 100% шанс получить компенсацию за причинённый вред.

Ваши действия, если машина попала в яму и получила какие-то повреждения

1. Вызовите сотрудников ГИБДД на место происшествия по телефону: 112.

2. До приезда инспекторов ДПС не передвигайте с места аварии свой автомобиль.

3. Найдите двух свидетелей происшествия, запишите их контактные данные и адрес проживания.

4. Зафиксируйте с помощью фото и видео-фиксации (к примеру, мобильным телефоном) дорожную яму или ухаб . Если вы этого не сделаете, то наверняка такая яма или ухаб будут заделаны дорожной службой еще до начала судебного процесса и вам будет тяжело потом доказать, что причиной повреждения автомобиля стала именно яма или ухаб на дороге.

5. Дождитесь сотрудника ДПС и внимательно проследите за составлением ими протокола . Добивайтесь от инспектора ГИБДД, чтобы в протокол были внесены все подробности этого происшествия.

6. Получите у сотрудника ДПС копию составленного протокола .

Протокол о ДТП. Что должно быть в нем отмечено?


1. Отсутствие возле ямы или вокруг нее дорожных знаков и соответствующего ограждения .

2. В протоколе обязательно должны быть указаны свидетели и понятые .

3. Если Вы сняли на фотоаппарат или видео повреждение дороги (яму) , то инспектор ДПС обязан это зафиксировать и отметить в протоколе.

Как взыскать ущерб с дорожных служб?

1. Получите в органах ГИБДД акт о неудовлетворительном состоянии дорожного покрытия и справку о ДТП , по форме номер 154. В этой справке сотрудники Госавтоинспекции указывают данные всех участников ДТП, наименование страховых компаний участников ДТП, номера страховых полисов и описание повреждений транспортного средства.

2. Узнайте в ГИБДД, какая организация отвечает за состояние дорог данного участка , на каком участке и где, автомобиль попал в яму или в аварию по вине этих дорожных служб.

3. Узнайте телефон компании, которая проводит оценку повреждений у автомобилей . Позвоните туда и договоритесь о месте и о времени проведения экспертизы, для оценки причиненного ущерба.

4. Уведомите виновника аварии о времени и о месте проведения экспертизы . Для этого необходимо отправить по почте заказное письмо с уведомлением и с описанием всех вложений, т.е. сделать информационное сообщение виновнику аварии в свободной форме. Сохраните квитанцию об оплате почтовых услуг. После получения заказного письма ответчиком к вам придет уведомление, о получении и вручение этого письма. Его тоже необходимо сохранить.

5. Проведите оценку повреждений в назначенное вам время .

6. Подайте исковое заявление в районный суд по месту юридического адреса виновника аварии .

Какая яма на дороге не соответствует государственному стандарту (ГОСТу)?

Состояние дорог и улиц населенных пунктов регулируются различными федеральными законами а также подзаконными актами. Все дороги должны соответствовать установленному ГОСТу. В настоящий момент в нашей стране применяется ГОСТ 50597-93, который трактуется следующим образом, -что размер дорожной ямы не должен превышать 15 см в длину и 60 см в ширину. Это самый важный момент, - яма на дороге не должна быть глубже 5 сантиметров.

Данный государственный стандарт состояния дорог разработан в результате проведенных испытаний, которые показали, что, если яма на дороге имеет больший размер, чем установлено ГОСТом , то в этом случаев легковое транспортное средство обязательно или почти наверняка получит повреждение. Поэтому, если вы не дай бог попали в яму и автомобиль при этом получил повреждения, то, скорее всего данная яма на дороге не отвечает установленному ГОСТу. Убедитесь лично в этом сами, замерив размеры такой ямы на дороге.

Очередной случай с попавшей в яму машиной пришлось разбирать Верховному суду. Такие ситуации происходят все чаще. Даже по статистике ГИБДД, количество аварий из-за недостатков дорог ежегодно растет.

Казалось бы, при выявленных недостатках дорожники должны компенсировать ущерб. Но нет, они предпочитают бороться до последнего. Тем более что в Правилах дорожного движения есть пункт 10.1, согласно которому водитель должен двигаться со скоростью, обеспечивающей возможность постоянного контроля за движением транспортного средства. А при возникновении опасности для движения, которую водитель способен обнаружить, он должен принять все меры к снижению скорости, вплоть до полной остановки. Этот пункт, кстати, часто позволяет уходить от ответственности тем, кто отвечает за состояние дороги. Под него любую аварию можно списать.

Так могло бы быть и в нашем случае, если бы на защиту пострадавшего в аварии не встал Верховный суд.

Итак, некий Валентин Павленко ехал на своем Mercedes CLS 350 по Колмовскому мосту в городе Великий Новгород. Двигался он со скоростью 40 км/час. И влетел в яму. В результате автомобилю был причинен ущерб на сумму более 125 тысяч рублей. Сотрудники ГИБДД, разбиравшиеся с этой аварией, вынесли постановление в отношении работника МБУ "Городское хозяйство" и оштрафовали его на 2200 рублей за то, что он, как должностное лицо, отвечающее за содержание дорог Новгорода, допустил образование выбоины, не соответствующей ГОСТу.

Напомним, что на ямы на дорогах у нас тоже есть ГОСТ. В соответствии с ним предельные размеры отдельных просадок, выбоин и прочего не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

Пункт ПДД о безопасной скорости часто позволяет дорожникам избегать ответственности за аварии по их вине

Суд первой инстанции постановил взыскать с этого МБУ и с администрации Новгорода в пользу Павленко компенсацию ущерба. Однако ответчики с этим решением не согласились. Апелляционный суд постановил в иске Павленко отказать. По мнению апелляционной инстанции, установленная вина в ненадлежащем содержании дороги не влечет безусловной ответственности МБУ за аварию в данном случае.

При этом суд сослался на тот самый пункт 10.1 Правил и потребовал от истца доказать, что у того не было возможности обнаружить опасность. Тем более что мост был освещен.

Верховный суд с такими доводами не согласился. Он указал, что доказывать свою невиновность должна организация, отвечающая за состояние дороги.

Более того, Верховный суд не согласился со ссылкой на пункт 10.1 Правил. Ведь чтобы водитель мог среагировать на ту или иную опасность, он должен быть о ней предупрежден. Именно дорожная служба должна поддерживать дорогу в таком состоянии, чтобы по ней было безопасно двигаться с разрешенной скоростью. Однако сведений о том, что ответчик предпринял предусмотренные Правилами меры для обозначения опасности при движении по ремонтируемому участку дороги, материалы дела не содержат. Кроме того, судом апелляционной инстанции они не добывались и не исследовались.

То есть о яме на дороге никто не предупреждал. А значит, водитель в этой ситуации не виноват, сделали вывод в ВС. Дело направлено на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.

Редакция Портала Дороги России

Не секрет, что многие дороги в России, особенно региональные и местные, оставляют желать лучшего. Опасные ямы, колдобины, гигантские лужи и открытые люки подстерегают водителей в населенных пунктах и вне их, создавая неудобства при движении и разбивая машины. Самое страшное то, что в авариях с сопутствующими дорожными условиями нередко страдают люди. Так, по данным ГИБДД России за первые два месяца 2016 года по причине неудовлетворительного содержания и обустройства улично-дорожной сети на дорогах страны произошло 10 390 ДТП, в которых 1 057 человек погибли, 13 700 - получили различные травмы.

Если отсутствие коварных ям на дорогах остается несбыточной мечтой тысяч водителей, то возможность получить компенсацию и привлечь дорожные службы к ответственности за бездействие – реальность. Что делать, если вы попали в ДТП, причиной которого стали неудовлетворительные дорожные условия, и как заставить дорожников возместить ущерб, выяснил «ДорИнфо».

Азы, которые должен знать каждый

Наезд на яму с последующим повреждением транспорта является дорожно-транспортным происшествием. Это следует из определения ДТП в Правилах дорожного движения. Многие думают, что винить в такой «единоличной» аварии некого, забывая о том, что содержание и обслуживание автомобильных дорог в соответствии с законом – прямая обязанность органов власти. Да и зачастую люди просто не верят, что получить компенсацию в этом случае действительно реально. Таким образом, водители не просто отказываются от возможности получить компенсацию, но и «помогают» ответственным за состояние дорог лицам, халатно относящимся к своим обязанностям, оставаться безнаказанными. А ведь за ненадлежащее обслуживание и содержание дорог предусмотрены различные виды ответственности – от административной до уголовной (если следствие докажет, что преступная халатность привела к ДТП в котором погиб человек, т.е сотрудниками ГИБДД неоднократно выписывались представления на устранение нарушений, и именно в этом месте произошло не одно ДТП по причине ненадлежащего содержания УДС).

Как рассказал ДорИнфо» начальник отделения дорожной инспекции и организации движения ОГИБДД УМВД России по городу Сыктывкару (Коми) капитан полиции Олег Южаков , в соответствии с ГОСТом, просадки и выбоины на дорогах не должны превышать допустимых размеров - по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. Ямы, не соответствующие стандартам, дорожные службы обязаны ликвидировать в течение 7 дней с момента их обнаружения. В ином случае юридическое лицо, либо ответственное за устранение недостатков лицо привлекается к административной ответственности. В соответствии с КоАП за данное нарушение должностным лицам грозит штраф в размере 2-3 тысячи рублей, юрлицам – до 300 тысяч рублей. Кроме того, перед участком с неровной дорогой обязательно должны быть установлены предупреждающие знаки. В населенных пунктах на расстоянии 50-100 метров, вне населенных пунктов - 150-300 метров. Если знаки установлены, то водитель обязан управлять транспортом по дороге в соответствии п.10.1 ПДД. А именно: не превышать установленную скорость на данном участке дороги, учитывать интенсивность движения, особенности и состояние транспорта, груза, дорожные и метеорологические условия (в т.ч. видимость в направлении движения). При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен снизить скорость или остановиться.

Не виноват – был на Matiz

Получается, что доказать свою правоту водитель сможет при наличии больших ям и отсутствии знаков. Но если знаки есть и опасные выбоины тоже, то велика вероятность того, что виноватыми сделают вас самих: «Мол, мы предупреждали, вы должны были все учесть, да и наверняка вы превысили скорость». На практике такое бывает часто. Тем не менее, отступать нельзя.

Адвокат Коллегии адвокатов республики Коми «Алиби» Руслан Калинин советует пострадавшим водителям придерживаться следующего алгоритма действий. В первую очередь сразу после ДТП необходимо включить световую аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. После - позвонить по номеру 02 или 112, сообщить о происшествии и вызвать наряд ГИБДД. Изменять местоположение транспорта до приезда правоохранителей не стоит. Следующим шагом (и одним из самых ключевых) является сбор доказательств – фото-видеосъемка места ДТП, поиск возможных свидетелей. В целях визуального определения размеров выбоин и трещин, при съемке к ним можно приложить какой-нибудь предмет (телефон, линейку, ручку). По приезду инспекторов ГИБДД, в обязательном порядке потребовать от них составить «Акт о выявленных недостатках в улично-дорожной сети». В Акте нужно зафиксировать размер ямы и написать в поле для объяснений о невозможности вовремя увидеть препятствие. Как вариант, сослаться на отсутствие предупреждающих знаков, указать, что ямы не было видно из-за лужи, или вы на своем маленьком Daewoo Matiz не увидели дыры в асфальте за большегрузом. Последний мог пропустить под собой яму, что не позволило вам вовремя среагировать. Далее необходимо оценить ущерб при помощи специалистов-оценщиков и направить претензию в обслуживающую организацию (кто отвечает за данный участок дороги также можно узнать в ГИБДД ). Если вам не ответили или ответили, но несогласием с причинением ущерба по их вине, стоит обратиться в суд. Если сумма ущерба не превышает 50 000 рублей, то исковое заявление о возмещении полученных убытков в результате ДТП направляется мировому судье по месту нахождения ответчика, т.е. обслуживающей организации. Если сумма иска больше - в районный (федеральный) суд.


«В суде водителю придется доказать, что он пострадал именно из-за ненадлежащего содержания улично-дорожной сети, поскольку дорожники будут ссылаться на нарушение со стороны водителя п.10.1 ПДД РФ «Скорость движения». Если этот факт сам водитель опровергнуть не сможет, то в иске откажут. В любом случае надо идти до конца и обжаловать любое решение, которое было вынесено не в пользу водителя. Если знаки были, тогда нужно доказать, что водитель не имел возможности вовремя обнаружить данное препятствие (яму)», - отмечает Руслан Калинин.

Случай из практики

Весной прошлого года во Владимире автоледи удалось взыскать с МКУ «Благоустройство» компенсацию за повреждения машины, полученные в результате ДТП из-за ненадлежащего содержания улично-дорожной сети. Правда, не в полном объеме. Как следует из материалов дела N 33-2358/2015 и установлено Владимирским областным судом, женщина наехала на яму, потеряла контроль над управлением, после чего выехала с дороги и столкнулась с деревом. Автоледи обратилась в суд. Так как по данным протокола об административном правонарушении размеры ямы действительно не соответствуют ГОСТу (190х320х3) – суд иск удовлетворил, но частично. Сумма в счет возмещения вреда была уменьшена вдвое, т.к. суд установил косвенную вину истицы за нарушение ПДД.

Еще один вдохновляющий пример для пострадавших от ям – дело жителя Томска. Осенью прошлого года мужчина провалился в яму, в результате чего машина получила значительные повреждения. Из материалов дела Кировского районного суда следует, что истец двигался со скоростью 40 км/ч, в тот момент, когда угодил в гигантскую яму размером 4,4 м в длину и шириной 8,7 м. В качестве компенсации материального ущерба мэрию города обязали выплатить пострадавшему 58 тысяч рублей и еще 10 тысяч за судебные расходы, которые он понес.

Цена вопроса

По словам автомобилистов, попадавших в «ямочные» аварии, зачастую в таких ДТП рвется резина. Хотя тут все зависит от скорости транспорта и размера ямы. При внушительных размерах выбоин можно даже «оставить» бампер и переднюю подвеску.


Чтобы ощутить всю неприятность такой дорожной аварии, достаточно посчитать – сколько придется отдать за ремонт машины и ее эвакуацию. Большой проблемой может оказаться пробитое колесо на трассе, где тариф на услуги эвакуатора составляет около 50 рублей за 1 км. В пределах города обычно производится почасовая оплата – около 1500 рублей в час. Заклеить шину (если ее еще можно спасти) в шиномантаже можно в пределах 300-1000 рублей, в зависимости от сложности работ. В разы дороже обойдется новая шина, тут цены зависят от диаметра, ширины и высоты, а также фирмы. Если в ДТП помялся штампованный диск, исправление будет стоить 300-2000 рублей. Покупка нового «штампа» обойдется в 1 200 - 11 000 рублей (для тех, кто любит шиковать, есть и за 26 тысяч), «литья» - от 2 000 и выше.

Татьяна Божеско



Просмотров