Что такое юридическая деятельность. Операции и мероприятия

Понятие "деятельность" обрело статус философской категории уже в философии Аристотеля. Потом оно стало широко использоваться в исследовании любых социальных феноменов. И это не случайно. Во-первых, категория "деятельность" располагает особыми методологическими возможностями. Как справедливо отмечал Э. Г. Юдин, "в современном познании, особенно гуманитарном, понятие деятельность играет ключевую, методологически центральную роль, поскольку с его помощью дается универсальная характеристика человеческого мира" . Во-вторых, большие эвристические возможности свойственны и деятельностной парадигме. Ее суть заключается в признании любого социального образования или процесса исходной аксиомой деятельности людей. Деятельность в данном случае – способ существования общества. "В обществе любые формы бытия, начиная от общественных отношений и кончая теоретическим воспроизведением объекта, могут существовать единственно возможным способом – через деятельность людей и в их деятельности" – таков один из вариантов формулировки деятельностной парадигмы .

В обобщенном виде использование деятельностного подхода позволяет, по мнению В. Ж. Келле, найти путь к объяснению того, почему люди формируют (делают) действительность именно так, а не иначе, т.е. открыть законы и детерминанты действительности

Деятельность – это специфически человеческая форма активного отношения субъекта к окружающему миру и к себе. По сущности она представляет собой способ взаимодействия человека со средой в целях создания необходимых условий для его существования и развития. А по содержанию это целенаправленный процесс – совокупность действий субъекта по удовлетворению своих потребностей и интересов.

Соответственно правовую деятельность можно определить как активное отношение субъекта к системному миру, как способ взаимосвязи социального субъекта и правовой действительности в целях создания правовых условий существования.

При рассмотрении деятельностной парадигмы в рамках правовой сферы можно утверждать, что:

  • – деятельность – это способ существования правовой действительности, она исходный пункт и результат правовой сферы общества. Вне деятельности правовые отношения, правовое сознание, право как таковое не существуют и существовать не могут;
  • – правовая действительность относится к сфере реальности, в которой наличествует человек, личность как деятельное существо;
  • – различным состояниям правовой действительности соответствуют специфические типы, формы и виды правовой деятельности;
  • – правовая действительность – это целостная система отношений, которые могут иметь горизонтальную расчлененность и вертикальную иерархию.

Последний аспект деятельностной парадигмы свидетельствует о том, что правовая деятельность является системноорганизованным процессом. Имея определенные функции, она располагает соответствующей структурой. Более того, функционирование правовой системы оптимально, когда она располагает оптимальной структурой. Вот почему исследование структуры правовой деятельности принципиально важно для философии права.

В правовой деятельности можно выделить несколько структур по различным основаниям. Для философско-правового осмысления наиболее значимыми представляются следующие.

Процессуальная структура описывает (при помощи соответствующих средств и определенными способом) правовую деятельность как процесс воздействия субъекта на объект для достижения целеполагавшегося результата. Она состоит из нескольких основных элементов: субъекта, объекта, цели, результата и последствия.

Субъект правовой деятельности – общество в целом, его устойчивые объединения и институты: нации, классы, религиозные конфессии, государство, семья, коллективы, личность. В современных условиях непосредственным субъектом правовой деятельности является правовая организация государства.

Под объектом любой деятельности понимается то, на что (кого) она направлена. Если субъектом правовой деятельности выступает правовая организация государства, ее объект – правовые отношения, формирующие правовую реальность.

Еще один важный структурный элемент правовой деятельности – цель , т.е. идеальный образ желаемого результата. Как правило, она закрепляется в основополагающих государственных правовых документах – конституции, концепции национальной безопасности и др.

Цель достигается при помощи определенных средств и способов . В правовой деятельности к средствам относятся, прежде всего, законы, законодательные и правоохранительные органы, правовые идеологические институты. Способов правовой деятельности много – каждый субъект использует свои, это может быть и общенародный референдум, и арест преступника, и заседание суда.

Цель, реализованная при помощи средств и способов, дает результат правовой деятельности. Однако, как уже отмечалось, следует иметь в виду, что цель и результат не всегда совпадают. Итог, который получился, но не целеполагался, называется последствиями . Причем в некоторых случаях последствие столь существенно, что результат теряет смысл.

Видовая структура правовой деятельности может быть представлена как труд, общение и игра .

Труд обладает следующими характеристиками: продуктивность – ее результатом является право как необходимое условие человеческой жизнедеятельности; созидательность – правовая деятельность созидает правовое общество, правового человека, правовые отношения, правовое сознание и другие правовые феномены; производительность – так как правовая деятельность "производит" услуги обществу и обладает собственными технологиями, она осуществляется на основе определенных знаний, умений.

Общение подразумевает обмен информацией, деятельностью, опытом, умениями, навыками и результатами деятельности .

Игра , как отмечает Й. Хейзинга, всегда была присуща правовой деятельности. Моменты игры мы обнаруживаем в принципе состязательности сторон (обвинения и защиты), в хитрости, обмане, внезапности, свойственных раскрытию (или совершению) преступления.

Во временной структуре правовой деятельности различают две формы – актуальную и аккумулятивную.

Актуальная правовая деятельность – это та, которая осуществляется в настоящее время. Ее важнейшая особенность заключается в процессуальности, т.е. пребывании в состоянии становления, незавершенности. Процессуальность фиксируется в процессуальном праве, строго регламентированном временными параметрами. Так, в уголовном процессе законом установлено время для совершения тех или иных процессуальных действий. В арбитражном процессе сроки процессуальных действий определены точными календарными датами или отрезком времени, а также указанием последующего события .

Конечно, временной интервал, обозначенный понятием "актуальный", имеет относительный характер.

Аккумулятивная правовая деятельность представляет собой результат актуальной деятельности. Аккумулятивность (накопительность) в правовой деятельности означает, что прошлое служит необходимым основанием настоящего и будущего. Феномен накопительной деятельности открыл К. Маркс. В IV томе "Капитала", анализируя структуру общественного труда, он обращает внимание на необходимость различать "труд, выполняемый в настоящее время" и "прошлый труд" . Поэтому об аккумулятивной деятельности можно говорить как об итоге актуальной правовой деятельности.

Аккумулятивность проявляется в том, что современные юридические законы только тогда соответствуют "требованиям времени", когда они унаследовали все ценное из прошлого, что "работает" на настоящее. Кроме того, люди не свободны в выборе правовых отношений, сложившихся в обществе. Каждое новое поколение получает эти отношения уже готовыми, но именно они служат базой для последующего развития и совершенствования. Наконец, аккумулятивность правовой деятельности выражается в ее опредмечивании в виде институтов права – власти, суда, полиции, прокуратуры, адвокатуры и т.д.

Правовая деятельность имеет две формы – теоретическую и практическую.

Основная задача теоретической правовой деятельности – получение (поиск) объективной правовой истины и исследование правовой реальности для научного обоснования принимаемых правовых решений.

К ней относится правотворческая (законодательная) деятельность государства, научная деятельность исследовательских правовых институтов и учреждений, деятельность официальных органов толкования права.

Роль теоретической правовой деятельности чрезвычайно важна. Правовые нормы и юридические законы должны быть научно обоснованы, иметь объективные основания в материальной и духовной жизни общества. Игнорирование научного обоснования принимаемых законов, превалирование в законотворчестве идеологии в ущерб науке приводят к парадоксальной ситуации: государство законы принимает, но государство же их не выполняет. Очевидно, результаты правовой теоретической деятельности будут эффективны, когда они реализуются в практике, а не останутся маниловскими мечтаниями или, тем более, будут попраны властью.

В практической правовой деятельности выделяют две субформы: государственно-правовую процессуальную и каждодневную человеческую, ограниченную юридическими законами.

Конечно, в чистом виде ни теоретической, ни практической деятельности не существует. Обе формы взаимопроникают и переплетаются. Работа следователя, например, неизбежно сопряжена и с аналитической деятельностью (теоретической по сути), и с задержанием преступника (практической). Одна из разновидностей теоретико-практической правовой деятельности – организационно-управленческая деятельность.

См.: Юридическая энциклопедия. М., 1997. С. 374.

  • Маркс К. Капитал / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. : 2-е изд. Т. 26. С. 304.
  • Юридическая деятельность обладает важными интегративными свойствами, поскольку служит объединению всех элементов правового пространства. Это позволяет охарактеризовать целеполагание юридической деятельности следующим образом: она всегда направлена на достижение социально значимых целей и служит удовлетворению частных и общественных интересов.

    Стоит отметить, что сущность юридической деятельности проявляется в следующих признаках.

    Признак первый прерогатива соответствующих компетентных государственных органов.

    Сила власти чаще всего основывается на страхе перед угрозой санкций. Но этот мотив непрочен, поскольку имеет тенденцию к постепенному ослаблению. Привычка повиноваться отличается определенной стабильностью, но действует до тех пор, пока не придет в противоречие с жизнью, когда люди замечают, что государственная власть изжила себя и недостойна повиновения.

    Органы государства - это один из каналов, через который народ согласно Конституции Российской Федерации статьи 3 осуществляет свою власть.

    юридическая деятельности правовая процессуальный

    Являясь гражданами или коллективами граждан, организованными государством для осуществления его деятельности, органы государства характеризуются следующими основными чертами.

    1. Каждый государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, позволяющими ему решать в пределах предоставленных ему прав определенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими государственными органами, должностными лицами и гражданами, и обеспечивать исполнение этих актов.

    Компетенция органов государства определяется Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов Федерации, законами Российской Федерации и ее субъектов, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и исполнительных органов субъектов Федерации, положениями об органах и другими нормативными правовыми актами.

    2. Каждый государственный орган образуется в установленном государством порядке. Так, порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом (статья. 81 Конституции). Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы тоже устанавливаются федеральными законами (статья. 96 Конституции).

    3. Каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции. Так, согласно Конституции РФ (статье. 127) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

    4. Каждый государственный орган действует в установленном государством порядке. Например, согласно Конституции Российской Федерации (статьи. 114), порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом. Федеральным конституционным законом устанавливается и порядок деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, иных федеральных судов (статья. 128).

    5. Каждый государственный орган является составной частью единой системы органов государственной власти Российской Федерации. Конституции РФ (статья. 5) указывается, что федеративное устройство России основывается на единстве государственной власти.

    Все это дает основание сделать вывод о том, что государственный орган является гражданином или коллективом граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями, - уполномочены государством на осуществление его задач и функций и действуют в установленном государством порядке. Все государственные органы образуются в установленном государством порядке и представляют часть единой системы органов государственной власти Российской Федерации.

    В своей совокупности органы государственной власти Российской Федерации образуют единую систему. Согласно Конституции РФ (статья. 11) в нее входят органы государственной власти Федерации и органы государственной власти ее субъектов.

    Единство системы государственных органов Российской Федерации обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности Российской Федерации, на единстве системы государственной власти.

    Единство системы государственных органов Российской Федерации проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Оно проявляется и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В этих рамках одни органы единой системы избираются или назначаются другими органами, одни из них руководят другими, одни подконтрольны или подотчетны другим. Между всеми органами государственной власти существует тесная организационно-правовая связь.

    Единство системы государственных органов Российской Федерации усиливается еще и тем, что ее составные части сами образуют системы органов. Так, согласно Конституции РФ (статья. 77) в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектом федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

    Государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом РФ, а также на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

    В соответствии с этим и система органов Российской Федерации состоит из органов нескольких видов. Конституция РФ (ст. 10,11) предусматривает наличие органов президентской, законодательной, исполнительной и судебной власти.

    Каждый из этих видов органов представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов Российской Федерации, которая, в свою очередь, может быть по различным признакам разделена на ряд входящих в нее звеньев

    Вторым признаком является, нормативно одобренная, социально-значимая деятельность

    Социальное происхождение и социальная обусловленность юридической работы дают возможность говорить о ее объективную необходимость и практическое значение, благодаря чему обществом удовлетворяется целый ряд специфических потребностей и интересов, которые непосредственно основываются на праве. Интересно, что же право как явление по признакам своего происхождения, развития, существования и реализации также имеет объективный характер и такой же объективностью, с которой оно существует в системе социальных связей, предусматривает существование целой армии специалистов права, которые стоят на защите его нормативов и создают все возможные условия для их эффективной реализации. Таким образом, состоит отделена сфера деятельности общества, что обусловлено фактором объективного существования средств регламентации общественной жизни, в том числе и правовых. Эту ситуацию следует рассматривать как потребность общества, жизненно важный интерес, на реализацию которого оно направляет свой юридический потенциал.

    Исходя из выше сказанного и используя уровень философского осмысления проблемы, юридическую деятельность следует рассматривать как вид социальной деятельности, которая является более обобщающим понятием по отношению к юридической.

    Социальная деятельность определяется как способ организации и существования социального организма, в процессе чего, путем преобразования и потребления окружающего мира происходит удовлетворение жизненных потребностей и интересов социальных субъектов.

    Следует учитывать, что жизненные потребности и интересы общества весьма разнообразны, исходя из его многоуровневой структурной организации и неоднородности состава, а это, в свою очередь, предусматривает соответствующее количество разнообразных средств и действий, которые бы удовлетворяли социальный интерес.

    Поэтому, наряду с юридической деятельностью существуют производственная, духовное, культурно-воспитательная, политическая, организационно-управленческая, исследовательская и другие виды социальной деятельности. Попробуем объяснить некоторые из названных видов. Социальный организм - очень сложная система, которая не может функционировать без наличия системообразующего фактора, потому организационно-управленческая работа, как вид социальной деятельности получает в этой потребности свое обоснование. Не может обойтись общество и без фактора материального обеспечения, что является жизненно важной потребностью, для удовлетворения которой осуществляется производственная деятельность. Так, в процессе материального производства создаются предметы одежды, продукты питания, технические приборы, орудия труда, которые удовлетворяют соответствующую категорию потребностей.

    Интерес общества в организации и обеспечении более высокого уровня жизни требует от его членов углубленного изучения факторов, помогающих достичь поставленной цели, определение тенденций и закономерностей развития общества, прогнозирования путей его развития на будущее. Такие социальные нужды обусловили наличие исследовательского вида социальной деятельности, а вместе с ней и соответствующую категорию людей - ученых, которые осуществляют научно-исследовательскую работу.

    Но существует еще одна весьма важная потребность общественного существования, которая предусматривает наличие фактора регламентации деятельности всех участников общественных отношений, исходя из их социального положения, возможностей обеспечения интереса и т.д. Такая потребность социальной жизни объективно вызывает необходимость существования права, а вместе с ним и всей системы сопутствующих механизмов, средств и явлений, которые обеспечивают функционирование и развитие права. Это означает, что без деятельности юридических учреждений, юристов, без введения правовых институтов и процедур право в условиях общества функционировать не может. Юридическая деятельность, таким образом, нацеливается на объект права, чем и обеспечивает его функционирование, регулятивный влияние на общественные отношения, удовлетворяет социальную потребность регламентации (нормирование, согласования, благоустройство).

    Таким образом, не прибегая к глубокого анализа существующих точек зрения, в пределах которых юридическую деятельность сравнивают с правовой деятельностью, правовой активностью, правовой поведением, оказывается возможным на основании указанного выше определить юридическую деятельность как вид социальной деятельности, которая осуществляется юристами специалистами с целью получения правового результата, удовлетворения законных потребностей и интересов социальных субъектов в соответствии с требованиями права.

    Третий признак: входит в механизм правового регулирования общественных отношений, являясь важным инструментом государственного, общественно-политического и правового строительства

    В теории права механизмом правового регулирования называют систему юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.

    Понятие механизма правового регулирования позволяет собрать и систематизировать юридические средства правового воздействия на общественные отношения, определить место и роль того или иного юридического средства в правовой жизни общества.

    К элементам, составным частям механизма правового регулирования относятся: юридические нормы, нормативно-правовые акты, акты официального толкования, юридические факты, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты, правосознание, режим законности. Каждый из этих элементов выполняет свои регулятивные функции, воздействует на поведение людей и общественные отношения своим способом.

    Нормы права выступают как предписание и как образец, модель поведения в правовых отношениях. Они служат исходной, базой правового регулирования, в них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушения зафиксированного в них предписания. Нормы права - это основа всего механизма правового регулирования. Все остальные его элементы предусмотрены нормами права, носят поднормативный характер.

    Нормативно-правовой акт как документ, содержащий нормы права, воздействует на - поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного вида общественных отношений. Например, Гражданский кодекс определяет режим регламентирования отношений по использованию материальных благ (имущества), по установлению правового положения участников гражданско-правовых отношений.

    Акты официального толкования - документы, издаваемые специально уполномоченными на то органами (например, пленумом Верховного Суда РФ) и направленные на разъяснение смысла правовых норм.

    Юридические факты - предусмотренные нормами права жизненные ситуации, факты реальной жизни, влекущие юридические последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

    Правоотношения есть средство перевода общих моделей поведения, заложенных в нормах права, в конкретизированные и индивидуализированные акты поведения членов общества (субъектов права). Через правоотношения осуществляется реализация права, это основной путь претворения предписаний норм права в акты поведения людей.

    Акты реализации права - это действия субъектов права, участников правовой жизни по воплощению в жизнь предписаний норм права. В таких действиях (в ряде случаев зацепленных в юридических документах, например договорах) реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры возможного или должного поведения.

    Акты применения права суть индивидуализированные властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений. Это акты (как действия, так и документы) индивидуализированного правового регулирования. Наиболее ярким примером акта применения права является решение суда по конкретному юридическому делу.

    В качестве своеобразных элементов механизма правового регулирования выступают правосознание и режим законности. Своеобразие этих элементов заключается в их нематериальности. Но нематериальность не мешает им оказывать действенное влияние на весь процесс правового регулирования. От уровня правосознания и реальности режима законности зависит эффективность работы всех элементов механизма правового регулирования.

    Элементы механизма правового регулирования воздействуют на общественные отношения не только специфически юридически. Например, нормы права, акты законодательства, решения судов оказывают на поведение людей и на общественные отношения информационное, психологическое, идеологическое воздействие. Под их влиянием формируются психологические установки, мотивы поведения людей.

    В реальной действительности специальные юридические средства и способы воздействия на поведение людей сочетаются в различных комбинациях с неюридическими.

    Детальное изучение вопросов механизма действия права характерно для инструменталистского направления в правоведении, где право рассматривается как инструмент решения индивидуальных и групповых социальных задач.

    Анализируя разнообразные юридические формы и средства воздействия на поведение людей и общественные отношения, можно выяснить, какие из них наиболее оптимальны, эффективны в данных условиях, каких результатов можно достичь, используя те или иные юридические средства в каком-либо их сочетании.

    Исследование механизма правового регулирования "вооружает" законодателя "набором" инструментов - оптимальных юридических средств и правовых механизмов - для эффективного решения задач, стоящих на данном этапе развития общества. Знание механизма правового регулирования со всеми его элементами позволяет грамотно осуществлять правореализационную юридическую деятельность.

    Четвертый признак осуществляется с помощью специальных профессиональных приемов, способов и средств, составляющих юридическую технику и тактику

    Эффективность и результативность законов и иных нормативных правовых актов во многом зависят от того, насколько точны и ясны юридические формулировки, находятся ли они в логической связи и последовательности, насколько единообразно применяются юридические понятия и термины. Этому способствуют правила приемы юридической техники, которые используются законодателем вхоже подготовки нормативных правовых актов.

    Объект юридической техники - текст нормативного документа, к которому законодатель прикладывает интеллектуальные усилия, то есть использует различные правила и приемы подготовки нормативных актов.

    Юридическую технику можно разделить: на правотворческую; правореализационную (правоприменительную); интерпретационную.

    Юридическая техника в реальной жизни выступает как явление подвижное, динамичное. С целью ее совершенствования следует стремиться: к внедрению новой технологии разработки проектов законов. При этом важную роль играет создание единой сети персональных компьютеров, широкое использование электронной почты, сети Интернет и так далее…

    Согласованному действию представителей различных ветвей власти на протяжении всего процесса подготовки и принятия соответствующих проектов;

    Проведению на определенных территориях экономико-правовых экспериментов с целью их последующего распространения на другие территории и регионы…

    Пятый признак имеет удостоверительно-поисковый и конструктивный характер

    Расследование, как и весь процесс установления истины по юридическому делу, имеет две стороны. Во-первых, добывается информация об обстоятельствах расследуемого события. В этом смысле деятельность носит познавательный характер. Во-вторых, установленные обстоятельства дела подтверждаются, документируются, удостоверяются в установленной законом форме. В этом смысле эта деятельность носит удостоверительный характер. Законодатель детально регламентировал обе стороны этого процесса, уделив должное внимание средствам документирования процессуальной деятельности и запечатления собранных по делу доказательств (статьи 102, 141, 142, 151, 160, 166, 176, 182, 184, 186 "Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации).

    Соответственно сказанному доказывание в уголовном процессе имеет познавательную и удостоверительную стороны. Доказывание, как познавательный и удостоверительный процесс в судопроизводстве, в отличие от других областей человеческой практики детальнейшим образом регламентировано юридическими нормами. Уголовно-процессуальный порядок доказывания (использование лишь предусмотренных законом источников сведений, обязательная процедура получения и запечатления знаний, строго определенная форма и т.д.), отражая гносеологические и психологические закономерности и достижения общественной практики, является оптимальным, т.е. наиболее эффективным и целесообразным для решения задач уголовного судопроизводства. Этот процессуальный порядок способствует достижению истинного и достоверного знания, обеспечивает правильность принимаемых решений, их общественное признание и должный воспитательный эффект.

    Шестой признак связан с правоотношениями и с наступлением юридически значимых последствий (юридическая ответственность).

    Под юридической ответственностью следует понимать обязанность правонарушителя нести наказание, претерпевать санкции, предусмотренные правовыми нормами и применяемые компетентными органами за совершение им противоправного деяния. Виды и меры юридической ответственности устанавливаются только государством. Поэтому только оно прямо или косвенно (дисциплинарная ответственность в негосударственных структурах) определяет круг органов государственной власти или должностных лиц, наделяемых правоприменительными полномочиями.

    Юридическая ответственность является необходимым и самостоятельным элементом механизма правового регулирования, является разновидностью социальной ответственности. Она приводит к определенному изменению правового статуса правонарушителя, состояния его прав и обязанностей. Основанием для возникновения определенного вида юридической ответственности является наличие фактических и юридических обстоятельств. По способу и характеру воздействия на общественные отношения юридическая ответственность предназначена выполнять следующие функции:

    Общепревентивные. Устанавливая юридические санкции за определенные виды деяний, государство оказывает психологическое воздействие на сознание, а через него и на характер возможного поведения граждан.

    Частнопревентивные. Выражаются в возможности применения к лицу штрафных санкций за нарушение конкретной нормы права с обязательным учетом смягчающих и отягчающих вину обстоятельств.

    Правовосстановительные. Их действие направлено на восстановление нарушенного права, а также полное удовлетворение законных требований заинтересованных лиц.

    Возможность проявления государством императивного волеизъявления осуществляется по широкому кругу правоотношений с целью восстановления норм нарушенного законодательства конкретного вида. По своему характеру юридическая ответственность носит ретроспективный характер, так как представляет собой реакцию государства на уже произошедшее противоправное виновное деяние.

    Не рассматриваются в качестве определенного вида юридической ответственности следующие действия, применяемые государством: реквизиция (принудительное, возмездное изъятие определенных видов частной или личной собственности в связи с государственной, чаще оборонной, потребностью); меры профилактического, административно-предупредительного характера, направленные на недопущение или предотвращение возможного правонарушения (введение карантинных мероприятий в условиях эпидемий или эпизоотий, запрещение эксплуатации технически неисправного транспортного средства и т.д.). Одним из способов предупредительного воздействия на потенциальных нарушителей может быть установление адекватной совершенному правонарушению меры юридической ответственности.

  • § 5. Эмпирическая социология права.
  • Глава 3 Становление и развитие социологического подхода к праву в России. § 1. Формирование основ социологического подхода к праву в России (конец XIX – начало XX вв.).
  • § 2. Развитие социологического подхода к праву в Советской России (20–80 годы XX в.).
  • § 3. Развитие российскими учеными социологического подхода к праву на современном этапе.
  • § 2. Понятие и формы правового сознания.
  • § 3. Юридический механизм правового регулирования.
  • Глава 5 Социальный механизм правового регулирования. § 1. Понятие и основные элементы социального механизма правового регулирования.
  • § 2. Стадии действия социального механизма правового регулирования.
  • Глава 6 Правовая социализация личности. § 1. Детерминация процессов правовой социализации общими, групповыми и частными интересами.
  • § 2. Социально‑психологические факторы правового поведения.
  • § 3. Правовая социализация личности.
  • § 4. Механизм принятия юридически значимого решения.
  • Глава 7 Правовая политика современного демократического государства. § 1. Понятие правовой политики государства.
  • § 2. Субъекты правовой политики.
  • § 3. Основные характеристики правовой политики в демократическом государстве.
  • § 4. Принципы правовой политики.
  • § 5. Формы правовой политики.
  • § 6. Правовая политика в области юридической науки.
  • § 7. Приоритеты современной правовой политики в условиях демократического государства.
  • Глава 8 Социологическое обеспечение правотворчества. § 1. Законотворчество как вид социального проектирования.
  • § 2. Понятие и виды социологического обеспечения правотворчества.
  • § 3. Социологическая информация об эффективности действующих норм права.
  • § 4. Социологическая информация о потребностях и социально‑правовых интересах.
  • § 5. Социологическая информация о социально‑правовом механизме действия проектируемых норм права.
  • § 6. Прогнозирование как вид социологического обеспечения правотворчества.
  • Глава 9 Юридическая деятельность. § 1. Понятие юридической деятельности.
  • § 2. Предмет и пределы юридической деятельности.
  • § 3. Виды юридической деятельности.
  • Глава 10 Cоциология правовой информированности населения. § 1. Понятие и условия правовой информированности населения.
  • § 2. Деятельность государства по правовому информированию населения.
  • § 3. Правовое информирование гражданского общества общественными объединениями и иными субъектами политической системы.
  • § 4. Участие средств массовой информации в правовом информировании граждан и иных заинтересованных лиц.
  • § 5. Правовое обучение и воспитание как одна из задач общего и профессионального образования.
  • Глава 11 Социология правоприменения. § 1. Правоприменение как вид социальной деятельности.
  • § 2. Субъекты правоприменительной деятельности.
  • § 3. Условия правоприменительной деятельности: общие, специальные и индивидуальные.
  • § 4. Фактическая деятельность правоприменителей. Социальные критерии ее оценки.
  • Глава 12 Социология правоотношений в сфере частного права. § 1. Социальная ценность частноправовых правоотношений.
  • § 2. Социальная дееспособность субъектов частного права.
  • § 3. Юридическая деятельность по реализации норм частного права в правоотношениях.
  • § 4. Социальные условия (среда) деятельности субъектов частного права.
  • Глава 13 Юридическая конфликтология. § 1. История становления конфликтологии.
  • § 2. Социальная природа юридического конфликта.
  • § 3. Функции и типология юридического конфликта. Функциональная направленность конфликта.
  • § 4. Динамика (возникновение, изменение и завершение) юридического конфликта.
  • § 5. Структура юридического конфликта.
  • § 6. Разрешение юридического конфликта.
  • § 7. Прогнозирование юридического конфликта и его профилактика.
  • Глава 14 Социально‑правовой контроль. § 1. Право и иные социальные нормы.
  • § 2. Понятие социального контроля.
  • § 3. Виды социально‑правового контроля.
  • Раздел III Методология и методы социально‑правовых исследований. Глава 15 Понятие и виды социально‑правовых исследований. § 1. Понятие социально‑правовых исследований.
  • § 2. Основные процедуры социально‑правового исследования.
  • § 3. Новизна социально‑правового исследования.
  • § 4. Основные виды социально‑правовых исследований.
  • Глава 16 Программа социально‑правового исследования. § 1. Понятие и структура программы.
  • § 2. Определение проблемы, объекта и предмета исследования.
  • § 3. Характеристика целей и задач исследования.
  • § 4. Интерпретация основных понятий.
  • § 5. Предварительный системный анализ объекта исследования.
  • § 6. Формулирование гипотез.
  • § 7. Процедурная часть программы социально‑правового исследования.
  • Глава 17 Методы сбора и обобщения первичной социологической информации.
  • § 1. Наблюдение.
  • § 3. Опрос как метод социально‑правового исследования.
  • § 4. Эксперимент как метод юридико‑социологического исследования.
  • § 5. Обобщение эмпирической информации.
  • Глава 18 Исследования эффективности норм права.
  • § 1. Основы теории эффективности правовых норм.
  • § 2. Методические основы изучения эффективности правовых норм.
  • § 3. Прогнозирование эффективности правовых норм.
  • Глава 19 Социально‑правовые исследования правосознания. § 1. Исследования уровня правовых знаний населения.
  • § 2. Исследования престижа права и закона.
  • § 3. Исследования общественного мнения по проблемам права и законодательства.
  • § 4. Исследования правосознания юристов.
  • Глава 20 Юридическое прогнозирование. § 1. Понятие юридического прогнозирования.
  • § 2. Этапы прогнозирования
  • § 3. Структура и виды юридических прогнозов.
  • § 4. Методы юридического прогнозирования.
  • Глава 21 Организация социально‑правового исследования.
  • Глава 9 Юридическая деятельность. § 1. Понятие юридической деятельности.

    Юридическая деятельность представляет собой один из видов социальной деятельности и характеризуется всеми ее признаками.

    Любая деятельность понимается как целенаправленное воздействие субъекта на объект. Субъектом деятельности могут выступать как отдельные личности, индивидуумы, так и их коллективные образования (организации, учреждения,), социально‑этнические общности (народ, нация) и государство, его органы. Объектом деятельности могут выступать явления и процессы природы или общества, в том числе человек.

    Деятельность состоит из отдельных действий, т. е. деятельности, направленной на выполнение какой‑либо конкретной задачи. При этом выделяют два вида действий: 1) познавательные, направленные на познание объективной реальности или создание духовных благ;

    2) социально‑коммуникативные действия, «направленные на установление, поддержание или прекращение взаимоотношений между людьми или взаимодействия между ними… Некоторая часть социально‑коммуникативных действий, выражающих субъективное состояние человека или его отношение к другим людям, к принятым ими нормам или к их целям и ценностям, составляет поступки, совокупность которых образует поведение» 52 .

    Содержание юридической деятельности определяется спецификой ее объекта, в качестве которого выступает право во всем многообразии конкретных проявлений правовых норм, правоотношений, правового сознания и правового регулирования. При этом деятельность признается юридической не только потому, что она направлена на право, а потому, что приводит к юридически значимым результатам, определенным образом меняет, либо, наоборот, сохраняет наличное бытие правовой реальности.

    Юридическая значимость деятельности может характеризоваться двумя результатами: 1) действия вносят определенные изменения, совершенствования в правовую сферу; 2) в обществе создаются порядки, правоотношения, которые хотел видеть законодатель, принимая соответствующую норму права.

    Действующий в правовой сфере субъект, как правило, изменяет наличную правовую реальность, вносит в нее те или иные коррективы. Такая деятельность выражается вовне в форме отдельных действий и приводит к юридически значимым результатам, изменениям в какой‑то отдельной сфере права, правового регулирования: правотворчестве, правореализации или государственном принуждении.

    Юридически значимыми признаются, прежде всего, результаты действия юридического механизма правового регулирования. Так, на стадии правотворчества наиболее значимые результаты выражаются в подготовке проекта нормативно‑правового акта, его экспертных оценках, принятии акта и его опубликовании.

    Стадия реализации норм права сводится к совершению конкретных действий, направленных на возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений и совершенствование сложившейся системы правоотношений. Деятельность характеризуется тем, что одни лица вступили в конкретное отношение, правовая связь других прекратилась, а третьи только оговаривают условия, на которых между ними может быть заключено правоотношение.

    Активно действующий субъект в области государственного принуждения ведет успешную борьбу с правонарушениями путем пресечения правонарушений, выявления правонарушителей и привлечения их к юридической ответственности. Результаты такой деятельности могут быть выражены в виде постановления о возбуждении уголовного дела, задержании правонарушителя, оценки доказательств, вынесения решения о наказании виновного лица.

    Юридическую деятельность могут осуществлять и осуществляют ученые‑юристы, политические и общественные деятели, журналисты и иные лица, которые объективируют свои знания, идеи в виде научных, научно‑популярных и публицистических работ. К юридическим результатам деятельности могут быть отнесены и изменения, которые происходят в общественном и индивидуальном правосознании, правовой культуре общества и государства под влиянием опубликованных работ или правовоспитательной деятельности.

    В правовой сфере деятельность может осуществляться и в форме пассивного поведения. В качестве особой формы деятельности бездействие имеет место там, где действующее законодательство устанавливает субъекту обязанность воздерживаться от совершения преступлений и иных правонарушений. Возможны ситуации, когда обязанность не совершать определенных действий возлагается на субъекта в силу договора. Например, нанимателю жилого помещения запрещается пользоваться балконом или подсобным помещением.

    В случаях неукоснительного соблюдения запретов субъект, на первый взгляд, бездействует, не вносит каких‑либо изменений в правовую сферу, и его поведение нельзя рассматривать как правовую деятельность. Однако такая трактовка одной из важнейших форм реализации норм права была бы неверной. Законодатель запрещает совершать деяния, наносящие вред обществу, и юридически значимые результаты своего запрета он видит в том, что граждане и иные лица не будут нарушать установленные им запреты, будут действовать только правомерно. Правомерное поведение в данном случае предстает как разновидность юридической деятельности, поскольку порождает результаты, которые хотел видеть законодатель, способствует сохранению в обществе стабильного правопорядка и укреплению законности.

    Субъектом юридической деятельности признается лицо, которое своими действиями порождает юридически значимые результаты. По мнению В.Н. Карташова, в этом качестве могут выступать только компетентные органы государства, наделенные государственно‑властными полномочиями. Граждане могут выступать лишь субъектами правового поведения. Свой вывод В.Н. Карташов мотивирует тем, что правовое поведение может носить не всегда осознанный и преднамеренный характер, в то время как юридическая деятельность всегда является целенаправленной. Эта целенаправленность задается тем, что государство в нормативно‑правовом порядке устанавливает компетенцию каждого органа и должностного лица, пределы усмотрения и средства и способы осуществления юридических действий. Юридическая деятельность в отличие от правового поведения имеет официальный характер и часто оформляется в актах‑документах (нормативных, правоприменительных, интерпретационных) 53 . По нашему мнению, позиция В.Н. Карташова относительно субъектов юридической деятельности проблематична. Конечно, не все граждане выступают субъектами правовой деятельности. Поскольку право, правовое регулирование обращены к лицам, обладающим нормальной психикой и способным верно осознавать социальное значение своих действий, то субъектом правовой деятельности не могут выступать дети и лица, признанные судом недееспособными вследствие психической болезни.

    Юридическая же деятельность, как и деятельность вообще, может быть только осознанной и целенаправленной. А этот признак полностью присутствует у всех дееспособных граждан, а не только у государственных органов и должностных лиц. Вряд ли кто рискнет утверждать, что ученый‑юрист готовит свой научный труд неосознанно или бесцельно, что индивидуальный предприниматель осуществляет свою деятельность нецеленаправленно и бессознательно, что работник не понимает юридического и социального значения своей трудовой деятельности.

    Кроме того, сведение юридических действий граждан только к поведенческому аспекту значительно обедняет формы их воздействия на право. Поведение в социальной психологии понимается как система действий, выраженных вовне по отношению к другим лицам или объектам. При этом поведение может быть вербальным либо реальным. Вербальное (словесное) поведение реализуется в системе высказываний, суждений, тогда как результаты реального поведения влекут какие‑либо изменения во внешнем мире: создание новых предметов, вещей, их усовершенствование, потребление, перемещение объектов или субъектов в пространстве и др.

    Поэтому, если формы правовых действий граждан свести только к их поведению, то можно прийти к абсурду – признанию того, что граждане не могут заниматься познанием права, ибо подобные действия могут совершаться индивидуально, без обращения к другим людям.

    Представляются и малоубедительными аргументы, с помощью которых В.Н. Карташов обосновывает целенаправленность юридической деятельности государственных органов и должностных лиц.

    Установленная государством компетенция, конкретные цели и задачи государственного органа не всегда удерживают должностных лиц, да и сам орган в рамках заданных целей. Значительное число нарушений законности, допускаемых государственным аппаратом Российской Федерации, убедительно свидетельствуют о том, что в процессе деятельности должностные лица могут использовать свое служебное положение в личных целях, для удовлетворения своих узкоэгоистичных интересов, в ущерб интересам и целям государства.

    И если следовать логике В.Н. Карташова, то все факты правонарушений, допускаемые должностными лицами, следует признавать юридической деятельностью. Но такой вывод противоречит его исходному тезису о том, что направленность «на выполнение общественных задач и функций» является отличительным признаком юридической деятельности 54 .

    Действительно, любые правонарушения, кем бы они ни допускались – гражданами или должностными лицами, – к юридической деятельности относиться не могут. Они совершаются с целями, заведомо чуждыми праву, посягают на его устои и принципы, препятствуют эффективному действию норм права и приводят к социально вредным результатам. Поэтому все виды правонарушений составляют особую сферу предметно‑практической деятельности, лежащей за пределами права и квалифицируемой как преступная либо социально вредная, антиправовая деятельность.

    Таким образом, юридическая деятельность понимается как правомерная деятельность граждан и иных субъектов права, направленная на сохранение либо совершенствование юридического механизма правового регулирования, в том числе его компонентов: механизмов правотворчества, правореализации и государственного принуждения.

    Тема 1. Понятие и социальное назначение профессиональной деятельности юриста в современных условиях

    Основные вопросы темы:

    1. Понятие профессиональной деятельности юриста.

    2. Краткое определение основных понятий

    3. Качественные параметры деятельности.

    4. Виды профессиональной деятельности.

    5. Социальное назначение профессиональной деятельности юриста на современном этапе.

    Понятие профессиональной деятельности юриста.

    · Деятельность - специфическая форма человеческого отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его изменение и преобразование;

    · Деятельность - условие существования общества;

    · Деятельность - одно из базовых понятий классической философской традиции, отражающее акт взаимодействия целеполагающей свободной воли субъекта, с одной стороны, и имманентных, объективных параметров бытия, с другой. В данном контексте в структуре деятельности вычленяются объектная (предмет, продукт, орудия Д.) и субъектная (целеполагающий фактор) составляющие. (Энциклопедия социологии)

    Как и любая другая, деятельность юриста включает в себя: цель, средства, сам процесс и результат.

    Профессиональная деятельность юриста в целом - это сложившийся в ходе исторического развития элемент разделения труда.

    Определенная интенсивность и качество деятельности дают определенные результаты .

    Практика показывает, что в определенных условиях и при определенной организации именноколичество деятельности и ее качество определяют доступ граждан и юридических лиц к судебной защите, сроки рассмотрения дел, возможности получения правовой помощи. Параметр деятельности - время - является самым ограниченным ресурсом профессионала.

    Юридическая деятельность реализуется посредством труда различной сложности. Профессия требует высокой подготовленности, наличия глубоких систематических знаний, умений и навыков в различных отраслях права.

    2. Краткое определение основных понятий: профессия юриста, юридическая деятельность, профессиональная юридическая деятельность, отрасль правовых работ. Профессия юриста - это особый род занятий имеющих специальную подготовку людей, как правило, осуществляемый на возмездной основе в соответствии с принятыми профессиональными стандартами и образующий в совокупности отрасль правовых работ - особое звено в системе общественного разделения труда. Юристами являются люди, выполняющие различные виды работ: судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, нотариусы, корпоративные юристы и др.



    Очень часто правила и приемы выполнения одной из этих работ распространяются на все направления и виды профессии юриста, сохраняя свою специфику для отдельной группы. В этом смысле ведущую роль нередко играют судьи. Их профессиональная позиция и деятельность во многих странах является образцом. Но понятие общей профессии юриста это не устраняет. Профессия юриста порождена юридической деятельностью, которая осуществляется в любом обществе, где существует государство и право, и является сравнительно поздним, но важнейшим способом и формой осуществления юридической деятельности.

    Юридическая деятельность. В широком смысле она представляет собой создание и реализацию права путем его исполнения, соблюдения, применения, совершения различных действий, влекущих правовые последствия. Она осуществляется как юристами, так и неюристами, и воплощается в законодательстве и правовой практике. Юридическая деятельность как таковая осуществлялась, причем в больших масштабах, с исторического момента возникновения законодательства и права. Различного рода трудности - интеллектуальные, временные, возникновение излишних рисков, стремление добиваться больших результатов при создании и реализации права - явились основой появления профессиональной юридической деятельности и профессии юриста.

    Профессиональная юридическая деятельность - центральное, исходное понятие для всех дальнейших рассуждений. Если на протяжении длительного времени это понятие принадлежало только правовой доктрине, то сейчас оно появилось и в законодательстве. Профессиональной юридическая деятельность, включая и адвокатскую, становится, когда для ее работы с правом оказывается необходимой особая группа специально подготовленных, т.е. получивших юридическую профессию людей. По мнению многих специалистов, именно возникновение юридического образования приводит к тому, что в своей основной части юридическая деятельность осмысливается и осуществляется как юридическая профессия, как нечто передаваемое для исполнения специалистам за вознаграждение. Это не разовый акт, а процесс, который продолжается и в наше время, приводя к возникновению все новых специализаций юристов и новых рабочих мест.

    Структура профессиональной юридической деятельности. В ней, как и в юридической профессии, выделяют четыре важнейших элемента. Это собственно юристы - носители деятельности - профессионалы. Далее - индивидуальная профессиональная деятельность юриста, т.е. осуществление юристами своих обязанностей, их труд, работа, затрата физической и интеллектуальной энергии. Затем, это организационные структуры, в которых юристы работают, и (или) статусы, которыми они наделяются. Наконец, это нормативно-ценностная база юридической профессии, воплощенная в праве и профессиональной этике.

    Отрасль правовых работ - это профессиональная юридическая деятельность как социальный процесс и сфера труда. Она представляет собой реальное явление, а не теоретическое положение. Каждая страна на любом этапе своего развития обладает определенным личностным, технологическим, инфраструктурным состоянием профессиональной юридической деятельности. Это недостаточно отражено в обыденном языке, но все же, хоть и не всегда, осознается обществом. Общество стремится провести судебную реформу, наладить работу правоохранительных органов. Это не каприз, а осознание реальной социальной потребности иметь надлежащее состояние профессиональной деятельности юриста на уровне страны. Оно существует тогда, когда различные направления и области юридической профессии в своей совокупности, в своих взаимосвязях образуют единую сферу правовой, юридической деятельности и когда отрасль правовых работ, создаваемая обществом, действительно предназначена для удовлетворения его потребностей, в первую очередь для обеспечения социального мира, предсказуемости, эффективности социальной жизни.

    Таким образом, профессиональная юридическая деятельность - это юридическая деятельность, которую юристы выполняют в рамках своей профессии в начале на индивидуальном уровне, как отдельные профессионалы, исполняя возложенные на них задачи и обязанности и осуществляя предоставленные им для этого права, затем на уровне страны, общества. Если индивидуальная профессиональная деятельность - это профессиональная работа отдельного юриста, то профессиональная юридическая деятельность в целом на уровне страны - это отрасль правовых работ, т.е. располагаемые страной ресурсы в сфере работы с правом, его создания и реализации. Эти понятия теперь необходимо рассмотреть содержательно, в их взаимосвязи друг с другом.

    Другими словами, чтобы, с одной стороны, описать профессиональную юридическую деятельность в обществе или профессию юриста, а с другой - составить о ней сколько-нибудь полное представление, необходимо более развернуто показать, что такое юридическая и профессиональная юридическая виды деятельности, каково соотношение между ними, кто считается юристами, как ими становятся, что они делают, т.е. в чем состоят их обязанности, где они работают, как устроены их рабочие места, какими нормами они руководствуются, что представляет собой система работ и услуг юристов, что они делают для своей страны и каково их положение в обществе. Обратимся к этому.

    3. Качественные параметры юридической деятельности включают в себя:

    · информационную насыщенность (объем информации, который необходимо перерабатывать, например, для консультирования);

    · нетривиальность совершаемых действий (частое отсутствие образцов и стандартов);

    · высокую ответственность;

    · темп осуществления (необходимость быстрого восприятия и переработки информации) и др.

    · осуществляется в строгом соответствии с законодательством;

    · осуществляется при наличии специальных знаний (на отдельных должностях - при наличии специального юридического образования);

    · соответствует требованиям, выработанным специально для данного вида деятельности;

    · ведется на основе признанных правил и методик осуществления правоприменительной деятельности;

    · осуществляется на постоянной основе.

    4. Основными видами профессиональной юридической деятельности являются:

    · правоприменительная деятельность;

    · правообеспечивающая деятельность;

    · оценочная деятельность;

    · доказательственная деятельность;

    · консультативная деятельность;

    · предписывающая деятельность;

    · правотворческая деятельность;

    · контрольная деятельность и др.

  • § 6. Место и социальное назначение юриста в обществе. Престиж юридической профессии
  • § 7. Роль Министерства юстиции в осуществлении правовой политики государства
  • § 8. Кадровая политика государства в сфере практической юриспруденции
  • § 9. Квалификационный паспорт юриста и его структурная характеристика
  • Глава 2. Психологическая культура юриста § 1. Юридическая психология и место в ней психологической культуры юриста
  • § 2. Личность, ее виды и структура
  • § 3. Понятие психики и психического склада личности
  • § 4. Общая характеристика структурных элементов склада психики личности
  • § 5. Система психических свойств личности: темперамент, способности, характер
  • § 6. Направленность личности.
  • § 7. Психология делового общения и межличностных отношений в рабочей группе
  • § 8. Психическая совместимость и психологический климат в коллективе
  • § 9. Конфликты в юридической практике и стили их решения
  • § 10. Психологическая диагностика в юридической практике. Тестирование
  • Глава 3. Правовая культура юриста как профессионала § 1. Понятие правовой культуры и ее виды
  • § 2. Структура правовой культуры общества
  • § 3. Правовой нигилизм как антипод правовой культуры: пути преодоления
  • § 4. Правовое всеобщее обучение (правовой всеобуч) как условие развития правовой культуры.
  • § 5. Профессиональная культура юриста как личности и ее роль в развитии правовой культуры общества
  • § 6. Профессиональное мышление юриста
  • § 7. Профессия, специальность и квалификация юриста
  • § 8. Юрист как должностное лицо.
  • § 9. Юридическая практика, ее место и назначение в гражданском обществе и государстве
  • § 10. Соотношение юридической практики с юридическим образованием и юридической наукой
  • § 11. Правовые формы деятельности государства и их характерные черты
  • § 12. Профессиональная юридическая деятельность.
  • § 13. Издержки юридической практики. Профессиональная деформация и ее преодоление
  • § 14. Компетентность как показатель профессионального мастерства юриста.
  • § 15. Квалификационная аттестация юриста как правовое требование определения его профессионализма
  • § 16. Особенности аттестации отдельных категорий профессиональных работников юридического труда
  • § 17. Дисциплинарная ответственность некоторых категорий профессиональных работников юридического труда
  • § 18. Высший Совет юстиции Украины как высший независимый надзорный орган за дисциплинарной стороной деятельности судей и прокуроров
  • § 19. Международные стандарты профессиональной деятельности юриста
  • Глава 4. Профессиограммы юридических профессий § 1. Профессиограммы юридических профессий: общая характеристика
  • § 2. Профессиограмма судьи общего суда
  • § 3. Профессиограмма судьи арбитражного суда
  • § 4. Профессиограмма прокурора и его помощников
  • § 5. Профессиограмма адвоката
  • § 6. Профессиограмма нотариуса
  • § 7. Профессиограмма юрисконсульта
  • § 8. Профессиограмма следователя
  • § 9. Профессиограмма инспектора уголовного розыска
  • § 10. Профессиограмма эксперта - криминалиста, участкового инспектора милиции, инспектора гаи
  • Глава 5. Политическая культура юриста § 1. Политическая культура и ее виды
  • § 2. Политическая культура юриста: понятие, структура
  • § 3. Уровни политической культуры юриста. Субкультура работников юридического труда
  • § 4. Принцип политического плюрализма и формальная внепартийность некоторых работников юридического труда
  • § 5. Общественные объединения юристов
  • Глава 6. Этическая культура юриста § 1. Этика и ее объект изучения - мораль.
  • § 2. Правовая этика: понятие, функции. Место в ней этической культуры юриста
  • § 3. Кодекс профессиональной этики юриста
  • § 4. Профессиональный долг юриста
  • § 6. Профессиональная тайна юриста
  • § 7. Присяга юриста-практика
  • § 8. Моральная деформация юриста: ее причины. Моральная ответственность
  • Глава 7. Эстетическая культура юриста § 1. Эстетика и правовая эстетика: понятие. Место в них эстетической культуры юриста
  • § 2. Формы проявления эстетической культуры юриста
  • § 3. Служебный этикет юриста
  • § 4. Внешний вид юриста. Форменная одежда.
  • § 5. Требования к дизайну и эргономике в юридических учреждениях
  • § 6. Эстетические требования к оформлению правовых документов
  • Приложение (Списки)
  • § 12. Профессиональная юридическая деятельность.

    Юридическое дело. Юридический процесс.

    Деятельность - целенаправленное взаимодействие человека с окружающей средой, осуществляемое на основе ее познания и направленное на ее преобразование для удовлетворения потребностей человека.

    Профессиональная юридическая деятельность - целенаправленные действия (поведение) юриста-профессионала по решению юридических дел, осуществляемые на основе норм процессуального права и направленные на соблюдение законности и укрепление правопорядка в государстве.

    В юридической деятельности и через юридическую деятельность проявляются основные закономерности функционирования юридической практики. Юридическая деятельность - основа юридической практики.

    Профессиональная деятельность юриста в большинстве своем протекает в рамках правовой формы деятельности государства - правоприменительной, правоохранительной и др., исходной единицей которой является юридическое дело. Поэтому юридическая суть профессиональной деятельности юриста та же, что и правовой формы деятельности государства: она всегда связана с нормами права, основана на законе, и имеет юридические последствия (См.§ Правовые формы деятельности государства)

    Типовые элементы профессиональной деятельности юриста:

    правовая оценка представленных или найденных фактов;

    программирование поиска, проверки, оценки фактической информации;

    поиск правовой информации;

    подбор правовых норм, получение юридического вывода;

    ведение в правовых рамках переговоров, выступление в судах и других органах, посредничество для решения конфликтов;

    подготовка и оформление правовых документов в виде решений, справок, предложений, разработка и обоснование позиций;

    контроль за процессом и результатами чьей-либо деятельности и др.

    Деятельность юриста представляет собой труд, требующий большого напряжения, терпения, знаний и высокой ответственности, а также затрат энергии и времени. Работа юриста состоит в повседневной затрате усилий: поиск правового материала, его чтение, обработка, учет возможных замечаний коллег, непонимание клиента - невинное или умышленное, необходимые поездки для получения материалов в постороннем учреждении и др. Условия деятельности (транспорт, связь,. множительная техника, информационное обслуживание и др.) юриста нередко определяют количество выполненной работы и влияют на ее качество.

    Деятельность проявляется, как правило, в действиях - целенаправленных, планируемых. Сами действия требуют навыков, умения, приемов, подготовки, технической оснащенности и овладения ею, т.е. профессиональной образованности, профессионализма. Разумеется, деятельность следователя и юрисконсульта разнятся между собой. Однако и та, и другая деятельность является юридической и профессиональной. Все виды деятельности юриста имеют общие черты, определяемые общностью права, его единством, взаимозависимостью принимаемых решений в результате разбирательства юридического дела..

    Профессиональной юридической деятельности присущи следующие качественные черты:

    формально-определенный характер выполняемой юридической работы;

    наличие пределов свободы выбора методов работы;

    степень творческой самостоятельности при решении правовых задач;

    подконтрольный характер деятельности;

    уровень риска;

    доступность информации и информационная насыщенность выполняемой работы;

    темп выполнения работы, ее непрерывность;

    степень ответственности;

    сложность использования технических средств;

    возможная конфликтность деятельности и др.

    Профессиональная деятельность юриста (адвоката, следователя, нотариуса, юрисконсульта, судьи и др.) связана с решением юридических дел.

    Юридическое дело - предусмотренное нормами права определенное жизненное обстоятельство, решение которого требует конкретных действий (операций) на основе норм процессуального права и влечет юридические последствия.

    Юридические дела: гражданские споры, правонарушения, семейные конфликты, трудовые конфликты и др. Юридическое дело как жизненное обстоятельство, прямо предусмотренное законом, нуждается в юридическом обеспечении со стороны юриста-профессионала. Напр., уголовным законом предусмотрено, что такое преступление и какие виды наказания следует применять к преступнику за посягательства на объекты, охраняемые законом. Преступление требует применения мер уголовного наказания со стороны государства, которое в лице уполномоченных органов (дознание, предварительное расследование, прокуратура, суд) решает юридическое (уголовное) дело.

    Юридически значимые вопросы решаются правоприменителями (юристами-практиками: судьями, прокурорами, следователями, нотариусами и др.) в виде конкретных действий - операций. Решение юридического дела представляет собой определенный юридический процесс.

    Юридический процесс - система процедур разрешения (разбирательства) юридических дел на основе норм права уполномоченными органами государства, должностными лицами и иными субъектами, состоящих в проведении конкретных действий (операций) и влекущих юридические последствия.

    Система действий (операций) представляет собой определенный нормами права порядок (процедуру). Соответствующим законодательством четко названы участники юридического процесса и распределены функции между ними (что обязан делать каждый участник юридического процесса), а также указано, каким образом он должен осуществлять свои функции.

    В соответствующих законах предусмотрен круг субъектов, уполномоченных проводить дознание, предварительное следствие по уголовным делам, осуществлять надзор за следствием и правосудием, поддерживать государственное обвинение, исполнять приговоры и решения судов. Юрист-специалист обязан знать все секреты ведения юридического дела и уметь анализировать его до малейших деталей.

    В процессе рассмотрения юридического дела должны быть получены результаты, которые являются официальными. Это - процессуальные документы, содержащие индивидуальные предписания и имеющие установленную нормами права определенную форму (обвинительное заключение следователя, приговор и решение суда, протест прокурора и др.) и соответствующие реквизиты (подпись, печать и т.п.). Процессуальные документы называются правоприменительными процессуальными актами. Они являются предписаниями, подводящими итог рассмотрения юридического дела.

    Можно выделить два вида правоприменительных процессуальных актов - решений:

    простой - принятый в результате только экономического подсчета: заключение продавцом и покупателем договора торговой купли-продажи; решение, определяющее размер алиментов в соответствии с доходами должника и потребностями кредитора (их незначительное количество по сравнению со вторыми);

    сложный - принятый в результате разностороннего анализа всех аспектов ситуации; решение суда должно состоять из таких частей: вводная, описательная, мотивировочная, результативная.

    Решение юридического дела - это творческий акт юридического мышления, умение диалектически анализировать юридические факты, а не вычисление среднеарифметического из имеющихся юридических фактов. Научно-логическое мышление юриста связано с его эрудицией, малоплодотворной вне общей культуры и юридического опыта.

    Кроме итоговых предписаний юридического дела имеются процессуальные акты промежуточного (постановления следователя о признании потерпевшим) вспомогательного (постановления следователя о проведении дополнительных следственных действиях) или информационного (протоколы судебного заседания) характера. (См.§ Эстетические требования к оформлению правовых документов)

    Следует отметить, что принятие правовых решений - не единственный элемент юридической деятельности, профессиональной работы юриста-практика. Важную роль играет консультативная часть деятельности практикующего юриста - умение разъяснить, дать необходимые справки клиенту. Консультации адвоката, заключения юрисконсульта, мнения следователей - результат определенного вида деятельности, процедуры.

    Юридический процесс традиционно включал в себя три отрасли: уголовный, гражданский, административный. Однако такая классификация не дает возможности определить роль юридического процесса в механизме правового регулирования и представить его как систему. В современных условиях утверждается научная доктрина широкого понимания юридического процесса, объединяющего в себе все правовые формы деятельности. Это соответствует концепции правового государства, согласно которой все сферы юридической практики "уравновешены" и равноценны. Поэтому целесообразно давать следующую классификацию юридического процесса: правотворческий, правоприменительный (сюда входит судебный), правоохранительный, контрольно-надзорный, учредительный.

    Каждый из указанных видов юридического процесса имеет структуру, состоящую из элементов:

    процессуальный режим - атмосфера отработанного порядка рассмотрения юридического дела, предусмотренная нормами права в целях эффективного достижения результатов;

    процессуальные производства - комплекс взаимообусловленных и взаимосвязанных процессуальных действий, которые проявляются в совокупности процессуальных правоотношений, взаимодействующих с материальными правоотношениями; в системе способов добывания и обоснования всех обстоятельств юридического дела и их доказывания, в системе официальных документов, закрепляющих все достигнутые результаты в ходе рассмотрения дела;

    процессуальные стадии - система взаимосвязанных процессуальных обстоятельств, протекающих во времени и направленных на достижение оптимальных результатов юридического дела. Они характеризуют динамику рассмотрения юридического дела.

    Элементы юридического процесса (процессуальной формы) регламентируется нормами процессуального права.

    Правотворческий, учредительный, правоохранительный, контрольно-надзорный и другие виды процессов осуществляются через процессуальные правоотношения, субъектами которых являются:

    1.субъекты, заинтересованные в результатах юридического процесса (потерпевшие, обвиняемые и др.);

    2.юристы-профессионалы (следователи, прокуроры, работники милиции), обеспечивающие осуществление "чужих" интересов.

    Для успешного решения юридического дела необходимы ум, глубокие профессиональные знания, богатое воображение, душевность, интуиция. Хорошим юристом-практиком может стать лишь цельная творческая личность, способная решать сложные, четко поставленные, неформализованные юридические задачи.



    Просмотров