Административная ответственность может быть применена

В условиях кардинальных преобразований всех сфер государственной и общественной жизни при осуществлении гражданами своих нрав и исполнении ими обязанностей исключительно важное значение имеет ответственность государственных органов, общественных организаций и объединений, должностных лиц, а также всех граждан России за правильное, добросовестное, неуклонное и эффективное исполнение возложенных на них обязанностей.

Административная ответственность выступает разновидностью юридической ответственности, обладая всеми признаками последней.

Большинство современных ученых-правоведов понимают юридическую ответственность как форму социальной ответственности, рассматривают се в позитивном и негативном значении. В позитивном смысле юридическая ответственность означает ответственное отношение человека к своим обязанностям, ответственность за правильное выполнение физическим или юридическим лицом возложенных на него законом обязанностей. Она выражается в осознании лицом необходимости неуклонно и добросовестно исполнять свои обязанности, в требованиях, предъявляемых к лицу обществом и государством, в системе мер, которыми обеспечивается исполнение лицом лежащих на нем обязанностей.

Если же обязанность не выполняется, наступает ответственность в ее так называемом негативном значении – необходимость лица подвергнуться мерам государственного принуждения за совершенное правонарушение. Являясь властно-принудительным способом воздействия на субъектов правоотношений, смысл юридической ответственности состоит в наказании за нарушение правовых норм. Фактическим основанием ее применения является состав правонарушения, предусматривающий вид санкций. Юридическая ответственность может наступить только за виновный противоправный проступок. Необходимым субъективным основанием применения мер ответственности является наличие вины лица, нарушившего правовые обязанности. Юридическая ответственность всегда сопряжена с ограничением или лишением прав лица, нарушившего правовую норму, в порядке реализации санкций, указанных в правовых актах.

Административная ответственность – наиболее распространенный вид юридической ответственности. Она наступает и за нарушение правил дорожного движения, и за совершение мелкого хищения или за сокрытие товара от таможенного контроля, и во многих других случаях.

Административная ответственность – это разновидность административного принуждения, которая выражается в применении уполномоченными государственными органами или должностными лицами наказаний, установленных материальными нормами административного права, к лицам, совершившим административное правонарушение.

Следовательно, для правонарушителя административная ответственность означает применение к нему санкций материальных административно-правовых норм, а также его обязанность претерпевать меры государственного принуждения, применяемые на основе норм права в установленном законодательством порядке.

Основными признаками административной ответственности, отличающими ее от наиболее близких по юридической природе дисциплинарной и уголовной ответственности, являются:

1. Наличие собственной нормативной правовой основы, которую составляют КоАП РФ и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов РФ об административных правонарушениях. Это обусловлено тем, что административное законодательство в соответствии с ч. 1 ст. 72 Конституции РФ отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Федерация устанавливает общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях; перечень видов административных наказаний и правила их применения; административную ответственность по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административную ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ; порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний (ст. 1.3 КоАП РФ).

Отнесение указанных вопросов к компетенции Российской Федерации оправданно, так как они во многом определяют сущность административной ответственности, ее принудительный характер. Применение санкций, предусмотренных административным законодательством, всегда сопряжено с ограничением конституционных прав и свобод, а подобные ограничения, согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, могут быть определены только федеральным законом. Субъекты РФ не вправе принимать в указанной сфере свои нормативные правовые акты. Собственное правовое регулирование в сфере административной ответственности возможно только на основе федерального закона, устанавливающего разграничение предметов совместного ведения на федеральные и региональные.

В отличие от административной уголовная ответственность устанавливается только УК РФ, а дисциплинарная – как различными законами и подзаконными актами, так и локальными нормативными актами.

  • 2. Основанием административной ответственности является состав административного правонарушения. Уголовной – состав преступления, а дисциплинарной – состав дисциплинарного проступка.
  • 3. Субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица. Статья 2.10 КоАП РФ определяет, что юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями Особенной части указанного Кодекса или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Субъектами уголовной и дисциплинарной ответственности могут быть только физические лица.

4. Административная ответственность отличается от других видов юридической ответственности по видам и характеру применяемых санкций. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 5) административный арест; 6) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 7) дисквалификация; 8) административное приостановление деятельности; 9) обязательные работы.

Наряду с административными наказаниями, ограничивающими имущественные права правонарушителя (штраф, конфискация), административной юрисдикции присущи санкции, ограничивающие другие конституционные права: например, права на свободу передвижения (при применении административного ареста, административного выдворения). Кроме указанных санкций предусмотрены и наказания, целью применения которых является недопущение рецидива правонарушения. Превентивное наказание в виде предупреждения не ограничивает конституционных прав и свобод. Предупреждение, вынесенное в письменной форме, воздействует на нравственные устои правонарушителя, не посягая на его имущественные интересы.

Сочетание санкций, ограничивающих права и свободы граждан, с санкциями, воздействующими на моральные устои бытия правонарушителя, свойственно только административной ответственности.

Перечень видов уголовных наказаний устанавливается в ст. 44 УК РФ. В настоящее время он не предусматривает превентивных санкций наподобие административного наказания в виде предупреждения. Применение уголовных наказаний по преимуществу ограничивает право человека на свободу (ограничение свободы, арест, лишение свободы на определенный срок, а также пожизненное лишение свободы), возможность осуществления любых конституционных прав (в том числе права на жизнь) прекращается при назначении исключительной меры наказания – смертной казни.

Административные и уголовные наказания, ограничивающие имущественные права нарушителя, различаются по способу их применения: штраф как наиболее распространенная разновидность имущественных административных санкций может применяться только в качестве основного административного взыскания; штраф как уголовное наказание может применяться в качестве как основного, так и дополнительного вида наказания.

Уголовное наказание влечет присущее только уголовной ответственности правовое последствие – судимость.

Дисциплинарные взыскания, помимо предусмотренных ст. 192 ТК РФ (замечание, выговор, увольнение), устанавливаются федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине. Они имеют воспитательное воздействие и, как правило, сопровождаются отрицательными для трудовой деятельности правонарушителя последствиями, тем самым препятствуют его служебному продвижению и улучшению материального благосостояния.

5. Различаются и субъекты осуществления ответственности. К административной ответственности граждане, должностные и юридические лица привлекаются уполномоченными на то органами (судьями, мировыми судьями, органами исполнительной власти и др.), перечень которых дан в разд. III КоАП РФ. Рассматривают дела об административных правонарушениях не только федеральные органы исполнительной власти, но и их территориальные подразделения, а также соответствующие органы и учреждения исполнительной власти субъектов РФ; как правило, наказания налагаются от их имени уполномоченными должностными лицами.

В отличие от этого исключительными полномочиями привлечения к уголовной ответственности наделена не исполнительная, а судебная власть. К дисциплинарной ответственности виновные привлекаются теми должностными лицами или руководителями, которым нарушители подчинены по работе (службе).

6. Процессуальный порядок привлечения к административной ответственности устанавливается административным законодательством. Раздел IV КоАП РФ предусматривает особые процессуальные формы производства по делам об административных правонарушениях. Они отличаются от процедуры привлечения к уголовной ответственности, которая установлена УПК РФ, во-первых, значительной упрощенностью содержания стадий административного производства, во-вторых, отсутствием многих обязательных в уголовном судопроизводстве процессуальных действий, в-третьих, различием субъектов процессуальных отношений, особенностями их правового положения.

Дисциплинарное производство в отличие от порядка привлечения к административной ответственности урегулировано в законодательстве только в общих чертах, в нем не устанавливаются стадии этого процесса, его особенности, права и обязанности участников.

Таким образом, административная ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности. Она характеризуется наличием собственного основания – административного правонарушения, особых санкций – административных наказаний, субъекта административного правонарушения и субъекта функциональной власти, уполномоченного применять административные наказания в установленном законом порядке.

Административная ответственность - это наказание за правонарушение, которое обладает меньшей степенью опасности сравнительно с преступлением. В этом случае правовые санкции осуществляют или уполномоченные органы. Существуют различные виды административной ответственности, которые преследуют отличные друг от друга цели.

Рассмотрим их все:

  1. Штрафная или репрессивно-карательная система. Предполагает наказание лица, совершившего правонарушение. Предупреждает новые действия, направленные против закона.
  2. Превентивная или воспитательная система. Отвечает за формирование уважения к законам и мотивов к их соблюдению.
  3. Компенсирующая или правовосстановительная система. Отвечает за восстановление нарушенного порядка и устранение вреда, полученного человеком, против которого было совершено правонарушение.

Все виды административной ответственности характеризуются следующими признаками:

  1. Правовые санкции и карательные меры осуществляются через соответствующие органы, то есть административная ответственность представляет собой государственное принуждение.
  2. Правовые санкции подчиняются и справедливости. Применяются они на основе установленных юридических норм.
  3. Предполагается ответственность негативного характера, то есть правонарушитель попадает в неблагоприятные условия. Под положительными обязательствами подразумевается, к примеру, ответственность главного бухгалтера, касающаяся выполнения значимой работы.
  4. Административная ответственность влечет за собой неблагоприятные условия и лишения для лиц, совершивших правонарушение. Предполагается не только наказание, но государственное порицание.
  5. Подразумевается итоговая оценка нарушителя закона.

Все виды административной ответственности также характеризуются тем, что имеют определенные основания. В частности, это:

  1. Нормативное основание. Предполагает наличие запретов, установленных в законодательном порядке.
  2. Фактическое основание. Подразумевает наличие нарушения закона. При этом в деле должен присутствовать состав административного противоправного деяния. Также предполагается, что нарушение закона подтверждено доказательствами.
  3. Процессуальное основание. Предполагает издание соответствующим органом правоприменительного акта.

Все виды административной ответственности отвечают следующим принципам:

  1. Законность. Он подразумевает, что лицо, совершившее правонарушение, подвергается наказанию в соответствии с установленными юридическими нормами.
  2. Целесообразность. Предполагает соответствие мерам воздействия, избираемым в отношении нарушителя.
  3. Неотвратимость. Подразумевает, что каждый правонарушитель должен быть наказан.
  4. Своевременность. Предполагается оперативное реагирование на совершенное правонарушение.
  5. Справедливость. Предполагает соответствие наказания и тяжести нарушения закона.
  6. Сложение налагаемых взысканий. Если лицо совершило несколько административных нарушений, наказание следует лишь за самое тяжелое из них в том случае, если дело рассматривается одним и тем же органом. В остальных случаях карательные меры за преступление закона назначаются в отдельности.
  7. Гуманизм. Учет личностных особенностей и потерпевшего, и правонарушителя.
  8. Гласность. Все меры административной ответственности предполагают, что рассмотрение дела и вынесение итогового вердикта будет происходить с участием общественности. Подобный принцип подразумевает определенные воспитательные способы воздействия на правонарушителя.

Административная ответственность выступает как разновидность юридической ответственности и административного принуждения.

Административная ответственность – это вид юридической ответственности, который определяет обязанности лица претерпевать определенные лишения государственного – властного характера за совершенное административное правонарушение.

Законодательство Российской Федерации об административной ответственности состоит из Кодекса РФ об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

В Общей части Кодекса определенны субъекты административной ответственности, предусмотрены условия привлечения к административной ответственности, виды административных наказаний и правила их назначения и т.д. Особенная часть Кодекса содержит конкретные составы административных правонарушений применительно к объектам посягательства и к сферам деятельности государства. Статьями особенной части определены санкции за каждый из составов правонарушений, урегулировано производство по делам об административных правонарушениях.

Наряду с общими признаками юридической ответственности административная ответственность характеризуется следующими особенностями:

· основанием административной ответственности является административное правонарушение;

· субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица;

· административное наказание является мерой административной ответственности и применяется за совершение административных правонарушений.

Согласно ст. 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального право, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

· административные наказания применяются широким кругом полномочных органов и должностных лиц: судьями; комиссиями по делам несовершенно летних и защите их структурными подразделениями и территориальными органами; административными комиссиями; иными государственными органами.

Привлечение к административной ответственности, применение некоторых видов административных наказаний может происходить во внесудебном порядке, что отличает этот вид ответственности от гражданской и уголовной;


· административные взыскания налагаются полномочными субъектами на не подчиненных им правонарушителей;

· применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы;

· меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, юридическая ответственность предполагает, что нарушитель претерпевает неблагоприятные для себя последствия, т.е. происходит осуждение его поведения со стороны государства. Это относится и к административной ответственности, наиболее характерными особенностями которой являются: основание – административное правонарушение и мера – административное наказание.

Виды административных наказаний:

1. Предупреждение – меры административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносятся в письменной форме.

2. Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной:

1) минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения (далее – минимальный размер оплаты труда);

2) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда и не может превышать двадцать пять минимальных размеров оплаты труда – для граждан, для должностных лиц – пятьдесят минимальных размеров оплаты труда, для юридических лиц – одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.

1. Возмездное изъятие – мера административного нарушения, состоящая в принудительном изъятии предмета. который являлся орудием правонарушения. Изъятый предмет реализуется с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Возмездное изъятие охотничьего оружия. боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не применяется к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

2. Конфискация – принудительное безвозмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения административного правонарушения. Например, ст. 14.10 КоАП за незаконное использование чужого товарного знака предусматривает конфискацию предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака. Конфискация РФ, согласно которому никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

3. Лишение специальных прав (права управления транспортным средством, права охоты и т.д.) – применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этих прав. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет. Лишение права управления транспортными средствами не применяется к инвалидам, за исключением случаев управления в состоянии опьянения.

Лишение специального права в виде управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в уставном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Лишение специального права в виде охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

4. Административный арест – применяется за правонарушение, близкие к преступлениям, либо за повторные грубые административные правонарушения. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до тридцати суток (ст. 3.9 КоАП).

Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к а) беременным женщинам; б) женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет; в) лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет; д) инвалидам I и II групп.

Административный арест назначается судьей.

5. Выдворение за пределы Российской Федерации иностранных лиц и лиц без гражданства.

6. Дисквалификаци я – заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Особую область представляет административная ответственность организаций. Организации признаются субъектами нарушений, влекущих административную ответственность, если ими не соблюдаются нормы земельного, налогового законодательства, законодательства об охране окружающей среды, нарушаются требования государственных стандартов в области строительства, санитарных норм и т.д. основной мерой административной ответственности, применяемой к организациям, является штраф. Кроме штрафа, возможно приостановление действия лицензии на осуществление строительной деятельности или на право торговли сроком до трех месяцев.

Административная правоспособность – это признаваемая за личностью возможность быть субъектом административного права, способность вступать в административно-правовые отношения, т.е. иметь права и обязанности административно-правового характера. Основные права и свободы человека принадлежат ему от рождения (ст. 17 Конституции РФ), но некоторые, особенно в сфере управления, лицо может приобрести и позже, а прекращаются они иногда еще до его смерти.

Административная дееспособность – это способность лица своими личными действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести в соответствии с ними ответственность.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение (проступок), за совершение которого к виновным применяются административные взыскания.

Административная ответственность регулируется нормами административного права , которые представляют исчерпывающий перечень административных правонарушений и административных взысканий, налагаемых за их совершение.

Основным нормативным актом, устанавливающим административную ответственность физических лиц , является Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, принятый 20 июня 1984 г. (КоАП РСФСР). Он содержит не только материальные нормы (перечень взысканий, состав правонарушений и т.д.), но и нормы, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях .

К административной ответственности привлекается широкий круг органов и должностных лиц, перечень которых содержится в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях и других законах и подзаконных актах. Административные взыскания в отличие от дисциплинарных применяются органами и должностными лицами в отношении лиц, не подчиненных им по работе или службе.

Законодательство, регулирующее административную ответственность организаций, в настоящее время не кодифицировано. Отдельные законы и постановления правительства устанавливают виды административных правонарушений и субъектов административной ответственности за них.

Административное правонарушение

Основанием для привлечения к административной ответственности является административное правонарушение. В соответствии с КоАП РСФСР (ст. 10) административным правонарушением является посягающее на государственный или общественный порядок, собственность , права и свободы граждан , на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административная ответственность наступает в том случае, если за эти правонарушения действующим законодательством не предусмотрена уголовная ответственность .

Административное правонарушение характеризуется антиобщественным характером деяния (действия или бездействия), поскольку посягает на государственный или общественный порядок, т.е. причиняет вред интересам граждан и государства . Оно является и противоправным деянием, так как связано с нарушением норм административного и других отраслей права (конституционного, финансового, трудового, гражданского), которые охраняются мерами административной ответственности. Административная ответственность может наступать только за правонарушения, прямо предусмотренные КоАП и другими правовыми актами.

Административное правонарушение является виновным деянием, поскольку может быть совершено с умыслом или по неосторожности.

Деяние, квалифицируемое законодательством как административное правонарушение, должно содержать не только вышеперечисленные признаки, но и состав административного правонарушения.

Однако даже при наличии всех признаков состав административного правонарушения может отсутствовать. В этом случае применение мер административной ответственности исключается*. Субъектами административного правонарушения по закону (ст. 13 КоАП) являются лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16 лет.

Понятие и виды административных взысканий

Административное взыскание – это мера административной ответственности за административное правонарушение.

Определение размера штрафа с учетом инфляции производится по следующим основаниям:

1) по отношению к сумме стоимости предмета - объекта правонарушения. В частности, наложение штрафа в размере сокрытой (заниженной) суммы доходов от налогообложения;

2) в кратном исчислении к месячному доходу (до трехмесячного дохода, например);

3) в кратном исчислении к минимальному месячному размеру оплаты труда;

4) по отношению к должностному окладу.

Законом РФ от 14 июля 1992 г. № 3293-1 «О порядке пересчета размеров штрафов, предусмотренных Кодексом РСФСР об административных правонарушениях» установлен порядок пересчета штрафов, предусмотренных в КоАП РСФСР. С учетом инфляционного месячного процесса размер штрафа, установленный в твердой сумме, подлежит перерасчету.

Возмездное изъятие применяется как принудительная мера только в отношении предмета, который явился предметом или объектом административного правонарушения. Вырученная сумма за изъятый предмет передается бывшему собственнику имущества.

Конфискация - это принудительное безвозмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, в собственность государства.

Конфискация как мера административной ответственности состоит в безвозмездном изъятии только предмета правонарушения, но не вообще имущества правонарушителя как меры уголовной ответственности.

Лишение специальных прав , предоставленных гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты), на срок от 15 дней до трех лет. Лишение прав управления транспортными средствами не может применяться к лицам, пользующимся этими средствами в связи с инвалидностью, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Исправительные работы применяются на срок от 15 дней до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы лица, совершившего административное правонарушение. Часть его заработка (не более 20%) удерживается в доход государства.

Административный арест применяется в исключительных случаях за отдельные виды правонарушений до 30 суток. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.

Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения.

Законодательство об административной ответственности организаций не упорядочено и не представляет сложившуюся систему. Нормы об административной ответственности организаций содержатся в отдельных законах, принятых в последние годы, например в Законе РФ «Об административной ответственности предприятий , учреждений, организаций и объединений за нарушения в области строительства». По общему правилу субъектами административной ответственности являются организации - юридические лица . В отдельных случаях к административной ответственности могут привлекаться обособленные подразделения юридических лиц - филиалы. Административная ответственность юридических лиц наступает в виде штрафа.

Крылова З.Г. Основы права. 2010



Просмотров